Учение писать по русском языке. Как в короткие сроки научиться грамотно писать, и почему важно писать без ошибок

Как писать без ошибок? Вполне резонный вопрос для человека любого возраста. Вы можете обладать изысканнейшими манерами, «с иголочки» одеваться и выглядеть не хуже кинозвезды.

Однако есть один нюанс, который помешает вам добиться успеха — неграмотность. С ошибками любого рода нужно бороться. Как?

Писать без ошибок научат книги

Больше читайте. Это первый и, пожалуй, самый важный совет. Ни дня без книги! Таким должен быть девиз человека, решившего покончить с ошибками. Регулярное чтение развивает зрительную память, которая станет надёжным помощником на пути борьбы с .

Читайте не только про себя, но и вслух, «с чувством, с толком, с расстановкой». Не торопитесь, обдумывайте прочитанное. Возьмите за правило записывать наиболее трудные и непонятные слова. Неплохо было бы заодно уточнять их смысл. Со временем такое внимательное отношение к слову станет полезной привычкой, которая поможет вам стать грамотным.

Пользуйтесь орфографическими словарями . Причём желательно не электронными, а печатными: листая страницы в поисках нужного слова, поневоле обращаешь внимание на слова соседние. Не исключено, что в определённый момент зрительная память подскажет и их написание.

Правила — путь к безошибочному письму

Выучите правила и старайтесь применять их на практике. Рекомендация, казалось бы, банальная, и в то же время очень полезная. Писать грамотно, не зная при этом ни одного правила, под силу единицам. Для этого необходимо обладать идеально развитой зрительной памятью, то есть быть, по сути, феноменальной личностью. Согласитесь, таковых среди нас немного.

Однако знание орфографических правил само по себе ещё не является гарантией практической грамотности. Орфографические навыки необходимо закреплять, поэтому систематически упражняйтесь. Для этой цели советую использовать проверенное временем пособие Д.Э. Розенталя «Русский язык. Упражнения и комментарии». К слову сказать, Розенталя считают одним из тех немногочисленных лингвистов, кому удалось «оседлать» русскую орфографию. Факт, заслуживающий внимания, не правда ли? Уж Розенталь-то точно знал, как писать без ошибок.

— Знаю правила, но пишу с ошибками, —

подобные сетования приходится слышать и от детей, и от взрослых. Как писать без ошибок в этом случае? Одна из причин данной ситуации – недостаточно сформированные орфографические навыки. Школьные учителя на уроках русского языка достаточно активно работают в этом направлении. Если же деятельность педагогов не даёт желаемого результата или вы в силу изрядного возраста уже не посещаете школу, без самостоятельных занятий не обойтись.

Существует ряд незамысловатых, на первый взгляд, приёмов, помогающих заметно повысить уровень практической грамотности. Попробуйте переписывать готовые печатные тексты. Откройте, к примеру, книгу и перепишите первый абзац любого произведения. Затем внимательно проверьте написанное. Сделали ошибки? Переписывайте снова. Результат станет ощутимым уже после месяца регулярных занятий.

Когда научитесь переписывать текст безошибочно, переходите на следующий этап – письмо по памяти. Возьмите хотя бы того же Тургенева, прочитайте первое предложение – затем закройте книгу и запишите его так, как запомнили. Сверьтесь с текстом. Если допущены ошибки – пишите заново. Со временем усложняйте задачу, старайтесь писать по памяти сначала два предложения, потом – целый абзац и т.д.

Если перечисленные методы не помогают и писать без ошибок все-таки не получается, не исключено, что вы страдаете

Обучение в школе почти всегда сопряжено с немалыми усилиями. Причем как со стороны ребенка, так и его ответственных родителей. И одним из основополагающих моментов для ученика на все его школьные годы (да и не только) является умение писать правильно.

Однако насколько этот навык важен, настолько же трудно он вырабатывается. Ошибки в тетрадках учащегося любого класса удивления ни у кого не вызывают. Однако если они повторяются из раза в раз, это становится поводом для беспокойства родителей и учителей.

В таком случае важно выяснить, почему страдает грамотность: здесь виновато только отсутствие внимательности и усидчивости у ребенка или же причина имеет медицинское объяснение?

Что такое дисграфия?

Сегодня все чаще детям ставят диагноз «дисграфия». Это нарушение, при котором ребенок не может усвоить навыки письма. При этом правила русского языка он может знать назубок, но, когда дело доходит до практики, писать без ошибок у школьника никак не получается.

Дисграфия выражается следующими «симптомами», при которых следует насторожиться:

  • ребенок пишет лишние элементы букв либо, наоборот, не дописывает буквы;
  • некоторые буквы и цифры написаны в зеркальном отображении;
  • в словах нередко пропущены буквы;
  • на письме ребенок переставляет слоги местами;
  • в слове повторяются буквы («лалина» вместо «малина» и т. п.);
  • могут отсутствовать пробелы между словами, точки между предложениями;
  • строки часто продолжаются за полями тетради.

Если подобные явления систематичны, безошибочное письмо за короткий срок освоить не удастся. Однако ситуация поправима. Если же ошибки носят иной характер - виной всему невнимательность малыша, с которой тоже со временем удастся справиться.

Как помочь школьнику писать грамотно при дисграфии?

Если у вас есть подозрения на наличие у ребенка такого нарушения, следует прежде всего обратиться к хорошему логопеду.

При подтверждении диагноза родителям предстоит кропотливая работа:

«Волшебный диктант»

Научить ребенка не пропускать буквы можно при помощи игры «Волшебный диктант». Перед тем, как написать фразу из 3-4 слов, необходимо определить (простучать), сколько в каждом из них слогов, и зафиксировать каждый черточкой. На следующем шаге обозначаются уже не слоги, а буквы - точками.

Освоение словарных слов

Если малышу не даются словарные слова, можно попробовать вместе с ним составить из них историю: родитель диктует ребенку последовательность слов, а он придумывает сюжет с ними, проговаривая по слогам правильное написание.

Затем последовательность диктуется снова и выполняется самопроверка. Также можно прибегнуть к помощи рисунка, выделяя орфограмму (например, солнце с буквой «л» внутри).

«Иностранное чтение»

Не менее эффективен метод «Иностранное чтение», при котором 5-15 минут в день (в зависимости от возраста) ребенок должен читать орфографически, то есть так, как написано («ДайОт корОва молокО»). Так закрепляются зрительные образы слов. Для такого чтения лучше всего использовать орфографический словарь.

«Карандашные» диктанты и списывания

Устраивайте для малыша с дисграфией «карандашные» диктанты и списывания: пусть ребенок пишет карандашом, затем сам проверяет каждое слово и стирает ластиком неверные буквы, вписывая нужные. В итоге получится чистый и грамотный текст, что станет отличной мотивацией для ученика.

Кроме перечисленных упражнений, существует множество других. Они направлены не только на развитие навыка правильного письма, но и на стимулирование работы мозга в целом, что благотворно влияет на успеваемость школьника.

В их числе:

  • игры с конструктором и пазлами,
  • пришивание пуговиц,
  • плетение из бисера и бусин,
  • рисование миниатюр,
  • выжигание - в общем, всё, что развивает мелкую моторику и заставляет работать оба полушария мозга.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?

Как мы уже выяснили, далеко не все школьники допускают ошибки в тетрадках из-за дисграфии, большая часть из них получает плохие оценки по письму из-за банальной невнимательности. Ругать детей за это не стоит, а вот исправлять ситуацию необходимо.

В этом случае на помощь приходят игры и упражнения на развитие у ребенка внимания.

Вот некоторые из них:

«Корректор»

Предложите малышу побыть в роли корректора. На первых порах давайте ребенку задание найти в тексте определенную букву и отметить ее. Для более старших учеников можно подготовить текст с ошибками и попросить исправить их, попутно проговаривая правила русского языка, согласно которым должна быть написана та или иная буква.

Так в памяти ребенка зафиксируется и само правило, и верное написание слова. Хороший эффект дает такая корректировка текстов, написанных ранее самим школьником.

Игры на изменение состава предметов и логику

Игры типа «Что изменилось?»: ребенок в течение некоторого времени смотрит на последовательность предметов (рисунков, игрушек и т. д.), затем отворачивается, а родитель убирает один предмет либо переставляет предметы местами. Малышу-игроку предстоит определить, что же изменилось.

Всевозможные настольные игры на логику: ходилки, шахматы, шашки и нарды, даже «морской бой» - все они дадут положительный результат. Хороши также пазлы и конструкторы.

Кроме этого, внимание и навык письма можно развивать у ребенка и другими способами. Важнейший из них - чтение. Читайте вместе, по слогам и бегло, регулярно, с интересом. На прогулках замечайте вывески и объявления, ценники, определяйте, есть ли ошибки на них.

Помимо чтения и упражнений, безусловно, важно организовать школьнику правильный рацион и режим дня, игры на свежем воздухе, занятия танцами или спортом. Все это будет держать мозг в тонусе, при этом излишне не напрягая его, а это значит, что научить ребенка писать без ошибок получится быстрее.

Согласно статистическим данным, поколение, рожденное в 1960-80-х годах, намного грамотнее нынешней молодежи. Все дело в том, что жизнь современных детей и подростков уверенно заполонила новая техника - компьютеры, ноутбуки, планшеты, айфоны и т. д. Такие гаджеты не только отнимают львиную долю времени, необходимого детям для качественного образования, но, увы, и способствуют деградации.

Сегодняшние ребята учатся печатать раньше, чем писать ручкой, очень мало читают, ну а учителя, в свою очередь, в большинстве своем предпочитают закрывать глаза на уровень грамотности подопечных. Но тем не менее умение писать грамотно, без ошибок, никогда не утратит своей актуальности, потому как знания так же, как и классическая музыка, ценятся во все времена.

Для чего необходимо умение писать правильно?

Многие люди скептически относятся к этому вопросу: мол, какая разница, как именно написан текст, если оппонент меня и так понимает.

Веским аргументом может стать небезызвестная историческая фраза «Казнить нельзя помиловать» , в которой от месторасположения запятой зависела жизнь человека. Умение писать грамотно, без ошибок необходимо, прежде всего, для того чтобы мы могли понимать друг друга правильно, а не двояко. Орфографические и пунктуационные нормы русского языка для общения важны не менее чем правила дорожного движения на автомагистрали - подумать только, ведь если каждый водитель нарушит хотя бы одно правило, на дороге образуется сплошной хаос.

Кроме того, умение правильно писать имеет следующие преимущества:

  • грамотный человек всегда производит хорошее впечатление при знакомстве, особенно это важно для деловых людей, по работе общающихся с потенциальными клиентами в эпистолярном жанре;
  • знания - это мощное оружие, с помощью которого можно управлять другими людьми;
  • родителю, хорошо знающему русский язык, не придется краснеть перед ребенком-школьником, подносящим домашнее задание на проверку;
  • умеющим писать без ошибок не составит труда написать заявление, резюме, объяснительную или просто записку;
  • безграмотность ВСЕГДА производит неприятное впечатление на других людей, даже если они не подают на то вида;
  • ни одна компьютерная программа не в состоянии корректно отредактировать введенный текст, это может сделать только человек!

Именно по этим причинам необходимо уделять особое внимание своему образованию.

Стоит отметить, что начать заниматься этим никогда не поздно. Многие взрослые люди считают, что научиться писать без орфографических ошибок им уже не удастся. На самом деле это не так. Конечно же, научить ребенка гораздо проще, чем взрослого человека, но и это вполне возможно.

Сегодня мы расскажем, как можно научиться правильно, без ошибок писать на русском языке и при помощи каких нехитрых способов можно без труда повысить уровень своего интеллекта.

Как научиться правильно писать – без ошибок?


  1. Читайте! Наиболее верный путь к умению писать правильно - чтение художественной литературы. Зрительная память даже помимо вашей воли будет фиксировать правописание сложных слов, речевых оборотов, и впоследствии вы сможете без труда вспомнить, как правильно написать то или иное слово.

Однако подходить к выбору литературы следует избирательно.

Отдавайте предпочтение классической художественной литературе - работам Льва Толстого, Максима Горького, Антона Чехова, Михаила Булгакова, Федора Достоевского и т. д.

Подбирайте книги для чтения по своим интересам - благо, литературных направлений существует множество.

А вот от бульварных романов и периодической литературы (газет, журналов, буклетов) лучше отказаться, поскольку уровень грамотности журналистов часто оставляет желать лучшего. Студентам филологических факультетов, например, даже дают такое задание - найти в свежих газетах орфографические и пунктуационные ошибки и продемонстрировать их на семинаре.

Чтение классики, ко всему прочему, позволит расширить кругозор - вы выучите значения новых слов, обогатите свою речь красивыми метафорами, сравнениями и прочими речевыми оборотами;

  1. Пишите диктанты. По твердому убеждению филологов, это сложный, но наиболее эффективный способ научиться писать без ошибок как для ребенка, так и для взрослого человека. Если ваш ребенок учится в школе или университете, вы можете читать друг другу диктанты по очереди. После написания и проверки каждого диктанта очень важно проводить работу над ошибками.

Выбирать тексты для написания диктантов следует избирательно - любой отрывок из литературы, даже художественной, для этих целей не годится. Приобретите специальный сборник диктантов, утвержденный Министерством образования и науки. Идеально, если после текста авторы сборника предлагают обзор орфограмм и пунктограмм - это поможет сделать правильные выводы касательно допущенных ошибок;


  1. Изучайте учебники русского языка . На досуге читайте правила, выполняйте упражнения, пишите словарные диктанты. Необязательно для этих целей использовать школьные учебники, поскольку они адаптированы специально для детей. Взрослый человек может воспользоваться справочниками русского языка. Закрепляйте полученные знания, выполняя упражнения, приведенные после каждого правила;
  1. Учите наизусть тексты . Это могут быть и стихи, и проза. Такой способ поможет не только повысить уровень грамотности, но и улучшить память. Кроме того, произнесенная в нужное время и в нужном месте цитата классика существенно возвысит вас в глазах друзей, знакомых, а то и начальства. После того как вы прочитаете наизусть выученный отрывок, напишите его вручную на бумаге - так вы сможете укрепить еще и зрительную память;
  1. Не бойтесь заглядывать в словарь! Даже профессиональные корректоры, имеющие за плечами десятки лет практики, всегда держат на рабочем столе орфографический словарь, чтобы быть иметь возможность всякий раз удостовериться в правильности написания того или иного слова;
  1. Занимайтесь в паре. Если вы хотите научиться писать грамотно, без ошибок, привлеките к работе другого человека, например, собственного ребенка, потому как заниматься вдвоем намного проще и интереснее. Диктуйте друг другу диктанты, декламируйте стихи, договоритесь исправлять устную речь при необходимости. Такие занятия, ко всему прочему, еще и сблизят вас с сыном или дочерью;


  1. Ведите собственный словарь трудных слов . Человеческая память, к сожалению (а может, и счастью), несовершенна, и каждый из нас со временем забывает полученные знания. Приобретите блокнот и записывайте в него слова, правописание которых вы постоянно забываете, сложные для запоминания орфографические, пунктуационные и лексические правила и регулярно его просматривайте;
  1. Просто переписывайте тексты художественной литературы . Откройте любой сборник диктантов или возьмите произведение русского классика и переписывайте по 5-10 страниц в день. Это поможет повысить грамотность и эрудицию. Такой метод часто советуют школьные учителя своим подопечным, которые, зная правила в теории, никак не могут продемонстрировать их в практике.

Если вам удобнее печатать, пройдите курс «Соло на клавиатуре» Владимира Шахиджаняна. Эта обучающая программа поможет вам освоить слепой десятипальцевый набор на клавиатуре и обязательно положительно отразится на уровне вашей грамотности.

Ошибки в речи трудно не заметить, в особенности в письме. Чтобы не стать предметом насмешек, важно научиться грамотному письму. Кому-то легко овладеть грамотностью, а кому-то трудно справиться с орфографией. Все ли зависит от самого ученика? Как научить ребенка писать красиво и грамотно? Должны ли этим заниматься родители или только учителя в школе?

Во взрослой жизни придется часто использовать письменную речь, поэтому ребенку следует научиться писать грамотно

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.


Работа с пластилином улучшает мелкую моторику и развивает внимательность ребенка

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.

Правильное положение тела при письме способно минимизировать нагрузку на руку

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

  1. Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д.
  2. Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: ). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква. Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней. Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова.
  3. Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе.
  4. Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

Выработка красивого почерка требует в том числе и монотонной работы по переписыванию текста

Обучение письму в широкую линейку

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Писать в тетрадке с широкой линейкой довольно сложно для малыша, поскольку ему самому приходится определять ширину, высоту и наклон букв. При этом он сталкивается с такими проблемами:

  • чересчур большие буквы;
  • очень узкие буквы;
  • слишком маленькие буквы.

Советы по избежанию данных проблем:

  1. Перед тем как начать писать самостоятельно, ребенок должен в идеале освоить письмо в тетрадке в косую линию.
  2. Предоставьте чаду возможность тренироваться написанию букв и слов в тетради в косую линейку не в рабочей строке, а в пробельной. Ее размер схож со строкой в широкую линейку, однако благодаря косым линиям малыш сможет сделать нужный наклон.
  3. Можете изготовить тетрадь комбинированного типа, где будут чередоваться листы в косую и широкую линейку. К примеру, ребенок пишет букву в узкой строчке, а следом выполняет это задание в широкой строчке. Так у малыша будет возможность видеть образец правильного написания буквы.
  4. На первых порах посильную помощь для соблюдения необходимого наклона в тетрадке с широкими линиями может оказать листок-зебра, который необходимо подложить под рабочий листок.

Пока ребенок не начал уверенно писать, сформировать почерк поможет тетрадь в косую линию

Способы научить ребенка быстрому письму

Пятиминутка

Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: ). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.

Пишем по времени

Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.

Обучение в игровой форме

Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:

  • ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;

Чтобы ребенку было интереснее, можно порой доверять ему роль учителя
  • попробуй найти букву-близнеца;
  • отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
  • в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
  • надо подобрать к образцу парный элемент.

Как справиться с дисграфией?

Как ни печально, но довольно часто встречаются школьники, пишущие с грамматическими ошибками и страдающие дисграфией. Из-за дисграфии ребенок получает в свой адрес обидные высказывания и беспочвенные упреки. Его проблема заключается в том, что он не умеет применять свои знания на практике.

Чтобы ребенок научился письму без ошибок за короткий промежуток времени, необходимо организовать комплексное обучение: в школе, дома, по возможности у логопеда. Если педагог имеет большой опыт за плечами или логопед является отличным специалистом, то им под силу справиться с дисграфией даже в средней школе.

Самостоятельно в домашних условиях также есть возможность хотя бы частично ее устранить.

Родителям, чьи дети совершают много ошибок при письме, следует придерживаться следующих советов:

  1. Позволяйте малышу больше гулять. Пребывание на свежем воздухе способствует насыщению мозга кислородом, повышению работоспособности, также ребенок сможет хорошо отдохнуть.
  2. Если малыш еще не ходит в школу, разрешайте ему играть, не загружайте слишком сильно его развивающими заданиями. В процессе игры ребенок приобретает навыки самоконтроля, дисциплины и соблюдения правил.
  3. Можно записать чадо в какой-либо спортивный или танцевальный кружок. Помимо вышеперечисленных навыков занятие спортом способствует еще и развитию координации, что благоприятно влияет на процесс обучения письму.
  4. Можно слегка помассировать малышу шею и затылок. Это поможет облегчить нагрузку на позвоночник, улучшить кровообращение и работу мозга.

Чтобы не зацикливать ребенка на одном виде деятельности, имеет смысл записать его в спортивную секцию

Что же необходимо сделать, чтобы ребенок научился грамотному письму? Если ваш малыш страдает дисграфией, стоит своевременно отреагировать, обратившись за помощью к специалисту, а также самостоятельно ежедневно проводить занятия. Если дисграфия является диагнозом, то вряд ли родители способны с ней справиться самостоятельно без помощи специалиста. Выяснить, насколько серьезными являются проблемы в письменной речи у малыша, можно по определенным признакам.

Признаки дисграфии

Детям, у которых наблюдается дисграфия, не нравится изучать русский язык. Тетради у них выглядят неаккуратно, почерк часто изменяется: либо очень некрасивый, либо вовсе невозможно разобрать, что написано. Если вовремя не принять меры, у малыша могут развиться комплексы, из-за чего он может испытывать затруднения в письме.

Тем не менее, с такой проблемой могут столкнуться умные, обладающие большим интеллектом дети. Они также способны растеряться при виде белого чистого листка и шариковой ручки:

  • кроха упорно старается выучить правила, но все равно совершает большое количество повторяющихся ошибок в тетради;
  • почерк совсем неряшливый: малыш может перепутать буквы, написать их в противоположную сторону, заменить или дописать лишнее;
  • на почерк может влиять настроение и самочувствие малыша;
  • при таких письменных нарушениях дисграфикам может хорошо даваться рисование.

Дисграфия у ребенка характеризуется не только плохим почерком, но и его зависимостью от эмоционального состояния

Не следует забывать о том, что на возникновении дисграфии может влиять как педагогическая запущенность, в которой виноваты только родители, так и генетическая предрасположенность. В обоих случаях школьник не виноват, поэтому необходимо оказать ему всевозможную помощь и ни в коем случае не ругать его и не упрекать.

Может быть, что малыш просто не испытывает интереса к учебе. В этом случае надо найти альтернативный вариант. Можно попытаться заменить обычный учебник на развлекательное пособие, к примеру, «Секреты орфографии» Граник Г., в котором к правилам прилагаются интересные задания для закрепления материала. Также можно правила представить в виде схем, либо выучить их, используя мнемонические символы. Организуйте небольшую игру в школу: понадобится доска маленького размера, мел, игрушечные тетради и дневники.

Работа над ошибками

Прежде чем научить малыша письму, нужно понять из чего состоит данный процесс, и какие качества мышления нуждаются в развитии:

  1. Память руки, основой которой является двигательная память. Если малыш напишет трудное слово много раз, то он запомнит его, и в дальнейшем уже автоматически будет писать его безошибочно.
  2. Недопустимо совершать ошибки. Школьнику достаточно один раз сделать в слове ошибку, чтобы это отложилось в памяти, и в другой раз он обязательно совершит ее в том же слове. Если кроха сомневается в правильном написании какого-либо слова, ему надо лучше обратиться за помощью.
  3. Развивать слух. Одним из основных факторов грамотности является умение различать звуки речи, давать им характеристику и сопоставлять с правилами.
  4. Проговаривать слово так, как оно пишется правильно. При этом будут задействованы разные виды памяти: слуховая, двигательная, орфографическая. Помимо этого, малыш приобретает навыки по принятию решений, что является хорошей тренировкой процессов мозга, ответственных за грамотное письмо. Пользоваться таким приемом можно даже на уроках, проговаривая слова шепотом.
  5. Комментарии к письму – очень эффективный способ обучению правильному письму. Его суть состоит в следующем: перед тем как что-то написать, ученик должен рассказать правило, которым он хочет воспользоваться. Данная методика поможет крохе приобрести и усовершенствовать орфографические навыки.

Развитие слуха крайне важно для воспроизведения письменной речи

Другие способы обучения грамотному письму

Чтобы малыш смог овладеть безошибочным письмом, можете самостоятельно придумать для него увлекательные и занимательные задания, при которых не потребуется сидеть за рабочим столом:

  1. Предложите малышу ежедневно по 5-10 минут читать по слогам, делая ударение на гласную букву и проговаривая так, как написано. Пусть сначала он читает медленно, а потом быстрее.
  2. Можете распечатать словарь орфографии и добавить к чтению небольшие фразы из 15-20 слов.
  3. Два раза в неделю устраивайте коротенькие диктанты из 4-6 слов. Пусть малыш сам проверит выполненную работу и поставит отметку.
  4. Крупными буквами можете распечатать несколько строк из какого-либо произведения. Пусть ребенок с помощью фломастера или красной пасты подчеркнет в тексте все буквы А, в следующий раз – Е и т. д. Каждый раз придумывайте разные задания, чтобы малышу по-прежнему было интересно играть. Во время таких занятий у ребенка тренируется внимание и усидчивость.
  5. В конце недели устройте крохе небольшое тестовое задание: немного почитать, переписать текст, проговаривая при этом труднопроизносимые слова по слогам 2-3 раза, проверить свою работу.

В настоящее время, помимо классики, можно найти современные учебники, специально написанные авторами с большим опытом обучения детей грамотности:

  • сборники Узоровой О.;
  • пособия по орфографии Ахременковой Л.;
  • учебник «Тексты для списывания 2 класс»;
  • пособие «Контрольное списывание 1 класс» Ушаковой О.;
  • дополнительные пособия Шкляровой Т.

Подготовка к написанию диктанта

Подготовку класса к выполнению работы учитель осуществляет заблаговременно, как правило, за несколько дней. При этом он оговаривает тему, которой будет посвящена работа. Постарайтесь добиться от малыша, чтобы он вам всегда говорил о предстоящей контрольной. Если он не помнит тему, можно догадаться самим, что она касается тех правил, которые были изучены в предыдущей главе. Однако иногда все же случаются диктанты, содержащие давно пройденные орфограммы, поэтому будет лучше, если вы уточните тему у учителя.

Подготовиться в домашней обстановке к написанию диктанта можно, выполнив следующие действия:

  • повторно изучить правила;
  • провести тренировку по их применению;
  • написать небольшой текст под диктовку, уложившись в определенный срок;
  • осуществить повтор слов из словаря;
  • сделать задания, схожие с теми, которые предстоит выполнить в школе;
  • проверить выполненную работу.

Желательно создать условия, приближенные к уроку – не подсказывать, ограничить время, на столе не должно лежать ничего лишнего. Если у малыша возникли трудности с каким-либо правилом, необходимо уделить ему больше внимания:

  • нужно убедиться, что чадо не забыло правило и понимает его;
  • пусть он попробует написать текст, комментируя при этом, почему написал именно такую букву, какое правило применил и т. д.

Для подготовки к диктанту желательно создать ребенку условия, приближенные к школьным

Не забывайте, что при проверке педагог будет ставить оценку не только за безошибочное написание, но и за то, насколько аккуратно выполнена работа. Именно поэтому важно, чтобы малыш мог исправлять недочеты корректно.

Как написать диктант на пятерку?

Чтобы получить за диктант высокую оценку, надо соблюдать определенные правила. При подготовке к написанию контрольной придерживайтесь следующих рекомендаций, которые дают педагоги, имеющие многолетний опыт за плечами:

  1. слушать надо внимательно, заострять внимание на знаках препинания;
  2. начинать работу лишь после того, как педагог прочтет предложение до конца;
  3. не торопись писать раньше времени, даже если думаешь, что все запомнил;
  4. при написании проговаривай про себя слова по слогам;
  5. не заглядывай в тетрадь к соседу;
  6. всегда делай проверку, когда педагог повторно читает, чтобы класс проверил;
  7. во время самостоятельной проверки внимательно читай все слова по слогам.

Врожденная грамотность

Под врожденной грамотностью понимается отличная зрительная память на слова. Как правило, это свойственно людям, нравнодушным к классической литературе, так как у них перед глазами регулярно находится образец грамотной письменной речи.

Каждый образованный и уважающий себя человек должен писать грамотно. От этого зависит как успех в карьере, так и в личной жизни. Ведь одной ошибкой можно сорвать важную сделку и разочаровать предмет ухаживаний. Со словами нужно быть крайне осторожным!

Сколько раз уже задавали вопрос о том, как правильно: «прийти» или «придти»? Невозможно подсчитать. Но здесь нет никакого подвоха или хитрого правила, нужно просто запомнить, что правильно писать «прийти». Запомни - и больше никаких ошибок!


Типичная кондукторская ошибка - «оплатите за проезд». Только вот за проезд можно или заплатить, или тогда уж «оплатить проезд», но никак иначе.

«Класть» или «ложить» - вот в чём вопрос? И ответ прост - «класть», и никаких больше сомнений. Второй вариант можно использовать только с приставками, к примеру «переложить».

«Вообщем» и «вобщем» - нет таких слов. Правильно писать: «вообще» и «в общем».


Ты всё еще сомневаешься в правописании «-тся» и «-ться»? Видимо, уроки русского в пятом классе ты благополучно проспал. Так вот, напоминаем тебе: поставь к глаголу вопрос «Что ©делать?» или «Что ©делает?». Если в вопросе есть «ь», то и в глаголе он должен быть.


Если ты решил принести извинения в письменном виде - делай это правильно, не то придется извиняться еще раз. Правильно писать «извини», никак иначе.

«Будующий»? Нет, только не так! Правильно - «будущий», не нужно здесь лишних букв.

Пару слов о кофе. Если ты закажешь «экспрессо», то бариста тебя не только не поймет, но и, вполне возможно, испортит твой кофе. Ведь правильно - «эспрессо». А еще не забывай про «капучино» (с одной «ч») и «латте» (с ударением на первый слог).


Поздравлять людей нужно без ошибок, так намного приятнее. Правильно - «день рождения», а не «день рождение».

«Ихний» и «евошний» - не нужно этого, просто забудь об этом навсегда! Пообещай, что после прочтения ты будешь говорить только «их» и «его».

Когда ты хочешь сказать о двух мужчинах, то нужно говорить «оба», а не «обои», разве что ты собрался клеить этих несчастных мужчин на стену. Если речь о женщинах - «обе». «Для обоих» - в том случае, если речь только о мужчинах или о мужчине и женщине. «Для обеих» - речь только о женщинах.

Много вопросов возникает по поводу написания «то же» и «так же». Здесь нужно запомнить правило: они пишутся раздельно, если их нельзя заменить союзом «и».


Неоспоримый хит - «одеть» и «надеть». Запомни, одевают кого-то, а надевают на себя. «Надеть одежду, одеть Надежду» - так запомнить будет проще.

Не ставишь дефисы? Тогда запомни стишок: «То, либо, нибудь - черточку не забудь!» Вспоминай его, когда будешь сомневаться.

И еще немного о дефисах, чтобы разобраться. «Все-таки» с дефисом. «Точь-в-точь» - тоже. Но «бок о бок» – без него.

Вот они - самые распространенные ошибки в русском языке. Теперь ты знаешь, как их избежать, и мы надеемся, что больше ты на этом не попадешься.

Екатерина Ходюк

=======================================

КАК Я МИЛУЮ ЛЮБИЛ...

Как я милую любил
Вы едва ли сможете!
А за что её убил
Так за слово ЛОЖИТЕ.

Уж и доброю была,
Нежной и покорною,
Но себя же обрекла
Тем, что кофе ЧЁРНОЕ.

Вспоминаю, как в бреду,
И доселе ночи те!
Но она, как на беду,
Говорила ХОЧИТЕ.

Слышал, как приду домой,
ИХНИХ да ЕВОННУЮ,
Так что был поступок мой
Самообороною!

Был уверен наперед,
Без зазренья совести,
В том, что суд меня поймёт,
Оправдает полностью!

Но с суровостью жреца
Объявил судья мне,
Что ОТЛОЖИВАЕТСЯ
Нынче заседание...



Читайте также: