Труд людей весной для детей детского сада. Труд людей весной план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме

«Труд людей весной»

Цель: познакомить детей с трудом людей весной в природе.

Образовательная – уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе; закрепить названия весенних месяцев; расширять словарный запас детей по теме.

Развивающая – развивать мышление детей, их внимание и память, речь и мелкую моторику рук.

Воспитательная – Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать им.

Ход занятия

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают всё вокруг.

Из-под хвои и травинки

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне.)

Вот и наступила весна.

Какие весенние месяцы вы знаете?

Что изменилось в природе?

Весной природа оживает и происходит много разных явлений. Какие ещё изменения произошли весной в природе? (Появляется свежая молодая травка. Прилетели птицы из тёплых стран и стали вить гнёзда. Проснулись звери после зимней спячки. Выползают насекомые.)

Игра «Закончи предложение».

Подберите слова-действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят, шумят)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают)

Весной лёд на реке (тает, трещит, ломается, плывёт)

Весной на проталинах первые цветы (появляются, расцветают, распускаются)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет)

В.: -Мы живем в местности, где довольно долгая и холодная зима и теплое лето. Но лето недостаточно долгое, чтобы все овощи успевали созреть. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей? Послушайте:

На пригорке дом стоит,

плёнкой сверху он накрыт

в домике том помидоры растут.

(теплица)

Д/игра «Для чего нужны…»

Лопатой копают землю.

Трактор нужен, чтобы вспахать поле.

Комбайн убирает зерно.

Косой можно косить сено.

Интерактивная игра «Помоги гномику найти инструмент для работы на огороде»

Д/и «Что сначала, что потом»

Дети раскладывают картинки по порядку

Д/и "Один - много".

Трактор - трактора.

Сеялка - сеялки.

Лопата - лопаты.

Краска - краски.

Лейка - лейки.

Кисть - кисти.

Дерево - деревья.

Кустарник - кустарники.

Цветок - цветы.

Помидор - помидоры.

Огурец - огурцы.

Парник - парники.

Теплица - теплицы.

Итоговое занятие по теме: «Труд людей весной».

Подготовительная группа

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепление знаний о труде людей весной в саду

Закрепление знаний о выращивании растений, необходимых для этого условий.

Расширять представления детей об окружающем мире; вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию растений

Закрепить знания детей об образовании, составе и значении почвы.

Обогащение словарного запаса детей: пикировка.
Развивающие задачи:

Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

Развивать память, логическое мышление, связную речь.

Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.

Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.


Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Приобщение к экологической культуре и к трудовой деятельности.

Предварительная работа: работа в уголке природы (посадка, рыхление, полив); чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.

Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, плодородная, перегной.

Оборудование: Стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы. Земля, песок, глина. Мультимедиа. Коробка- посылка с землёй. Рассада. Перчатки.

Методы и приемы:
Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
Наглядные: показ способов проведения опытов.
Практические: элементарные опыты.

Ход НОД

Организационный момент:

(Воспитатель приглашает детей в круг.)

- Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

В группу приходит почтальон и

приносит посылку (коробка с землей).

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, что принес нам почтальон. Какая большая посылка. Смотрите, на ней что-то написано. Послушайте:

« природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа».

Как вы думаете, ребята, что это?

Дети : Земля, почва

Воспитатель : Давайте откроем ее и посмотрим, правы ли вы. А вы знаете, зачем нам прислали эту почву? Как вы думаете?

Дети : Может, что-то посадить, посеять.

Воспитатель : Правильно, что-то посадить.

Ребята, в какое время года люди начинают вести посадку?

Дети: Весной.

Воспитатель : А сейчас у нас весна?

Дети: Да.

Воспитатель : Значит, самое время заниматься садовыми работами.

А что вы знаете о садовой работе? Как там ведётся работа?

Показ на экране мультимедиа фото

с изображением работ садоводов.

Дети:

Воспитатель : Всё верно. А мы с вами будем садить цветы в клумбы на своё участке?

Дети: Да.

Воспитатель : Для этого, что мы уже сделали?

Дети: Мы посеяли семена цветов в ящички.

Воспитатель : Давайте расскажем нашим гостям как мы это делали.

Дети: 1. Мы взяли три лоточка, засыпали в них разные виды земли. Полили. 2. Взяли блюдце с водой и опустили в него семена цветов.

3. Те семена, которые опустились на дно блюдца, мы и посеяли.

4. Присыпали землёй. Полили.

5. Накрыли плёнкой. Создали «теплицу».

6. Поставили на солнышко. И стали наблюдать.

Поливали. Ухаживать. Вели дневник наблюдения.

(Показ дневника наблюдения. Вскользь).

Воспитатель : Всё верно. Давайте же теперь посмотрим, на сегодняшний день какая у нас выросла рассада? Что можете о ней сказать?

Дети: Не во всех ящиках рассада выросла.

Воспитатель : Почему? Как вы думаете?

Дети: Что-то мы сделали не так.

Воспитатель : А вот что бы понять, почему рассада выросла только в одном из трёх видов земли, нам нужно провести ряд экспериментов, опытов, наблюдений. Для этого предлагаю вам стать учеными-исследователями. Кто знает, чем занимаются ученые?

Дети: Исследуют, наблюдают, проводят опыты.

Воспитатель: Для проведения опытов ученым нужна лаборатория. Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу.

Воспитатель: Вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: Не шуметь. Всё ставить на свои места. Ничего не кидать.

Воспитатель: Пройдём в нашу лабораторию.

У вас на столах лежат предметы для исследования. Посмотрите всё.

Мы будем проводить опыты с помощью таблиц, которые подскажут нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти.

И вот первая подсказка для проведения опыта. (слайд)

Что нужно нам сделать?

Дети: Понюхать, рассмотреть, потрогать.

1 опыт: дети рассматривают

внешний вид почвы и дают описание.

Воспитатель: Что вы можете сказать о всех трёх видах земли?

Дети: Внешне они все разные. Песок и глина без запаха. Земля пахнет влагой. Песок сыпуч. Глина мягка, как мука. Земля имеет, какие–то мусоринки.

Воспитатель: Далее необходимо выяснить, из чего состоят почва, песок и глина, то есть что в них содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? (слайд)

Дети: Необходимо рассмотреть почву, песок и глину через лупу.

Воспитатель: Верно. Тем самым, мы узнаем, определим, имеются ли в них полезные примеси, которые необходимы для роста растения.

2 опыт: дети рассматривают под лупой

почву, песок, глину.

Воспитатель: Что вы можете сказать? Какой сделать вывод можем?

Дети: В почве видим камни, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси.

Воспитатель: А что вы знаете о составе почвы?

Дети: Земля образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение. А в песке и глине этого всего нет.

Воспитатель: Верно. А в песке, глине это вы видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Далее необходимо провести следующий опыт. Посмотрите на схему, что делаем? (слайд)

Дети: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Так же сделаем и с песком и с глиной.

3 опыт: опускают почву, песок, глину

в разные стаканы с водой.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Дети: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх только у почвы. А это значит, что в почве есть воздух, а в песке и глине нет воздуха. А воздух, необходим для жизни растения.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Ребята, вот вы сами и нашли ответ на вопрос: почему наши посевы семян цветов не выросла в песке, глине, а только в почве. Почему? Сделаем вывод.

Дети: Семена выросли только в почве, потому что она богата полезными веществами; в ней есть воздух. Это всё необходимо для роста семян растений. А в глине и песке этого нет. Потому и не выросли у нас растения.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

А теперь и мы превратимся на миг в цветы и немного отдохнем.

Физ.минутка

и.п. сидя

Спал цветок и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел. (бег)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Продолжаем работу в лаборатории.

Воспитатель: Рассмотрим нашу рассаду. Одинаковая ли она по высоте?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему рассада разная, ведь мы посадили семена в одно и то же время?

Дети: Рассаде не хватает места.
Воспитатель: Правильно - рассаде тесно, не хватает места и света. А ведь мы сможем ей помочь. Я предлагаю вам пикировать каждому свой цветок в отдельный стаканчик и ухаживать за ним.

Пикировка –это пересадка рассады в отдельный горшочек, стаканчик.

Воспитатель: Что нам для этого понадобится?

Дети: Стаканы, земля, водичка.

Воспитатель: Верно. Вот стаканы, вода. А где же землю возьмём?

Дети: Нам же пришла посылка с почвой.

Воспитатель: Да. Вот для чего нам в группу отправили посылку с землёй, почвой.

Продуктивная деятельность – пикировка рассады.

Воспитатель: Молодцы, мы все хорошо сегодня потрудились. Поставим наши стаканчики с рассадой на свет, солнышко и дальше будем за ней ухаживать, наблюдать. А когда станет тепло - мы высадим её в клумбы на нашем участке.

Цели:

1. Связная речь: упражнять составлять связный рассказ по картине.

2. Словарь: упражнять в подборе определений, сравнений, действий.

3. Грамматика:

Образовывать формы множественного числа глаголов;

Образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;

Образовывать существительные при помощи суффиксов – иц, - их, - о, - с.

Материал : картинки «Домашние животные и их детеныши», наглядное пособие «Труд людей весной».

Литература : «Игровые диалоги» А. Г. Арушанова, «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей», «Развитие речи в дошкольном учреждении» О.С.Ушаковой.

1. - Ребята к вам пришел гость, а кто он, узнаете, отгадав загадку:

По завалам по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит сладенький он мед,

Да малину с веток рвет (медведь).

Сейчас узнаем, правильно ли угадали. Встречайте гостя. (Входит медведь-игрушка)

Ребята, медведь очень скромный и побаивается вас. Давайте мы поприветствуем его ласково (здравствуй, Мишенька, или Мишутка).

Медведь: Я вижу вы дети добрые, помогите мне пожалуйста, я учусь читать книжки и решать ребусы. Да только что-то не получается ничего. Мне мама-медведица посоветовала к вам в садик прийти. Она говорит, что детки в детском саду в подготовительной группе уже все умеют.

Воспитатель: Поможем Мишутке? (Конечно поможем)

Показывай задания.

Медведь: Мне нужно составить рассказ по картинке, а я не пойму, чем это там люди занимаются?

Составление рассказа по картинке «Труд людей весной».

Воспитатель: Для того, чтоб составить рассказ надо разобраться что изображено на картинке и ответить на вопросы:

Где происходит действие картинки?

Какое время года изображено? Почему вы так решили?

Кого вы видите на картинке? (Мама, папа, девочка, мальчик)

Как назвать их одним обобщающим словом? (семья)

Что они делают?

Для чего надо это делать?

Как можно назвать рассказ?

А теперь надо все ваши ответы собрать в один рассказ. Кто хочет рассказать его?

Труд людей весной.

Весной в огороде трудится семья. Мама красит стволы деревьев, чтобы их не повредили насекомые. Папа вскапывает землю, чтобы посадить молодые деревца. Мальчик Миша сажает саженцы. Девочка Маша поливает их, потому что растениям нужна влага. У всей семьи отличное настроение. Все рады весне!

Теперь Мишутке понятно, что делают люди на картинке? (Да, теперь все ясно. Спасибо, ребята!)

2. Мишутка, а ты знаешь, что у всех людей есть помощники, без которых ничего бы не получилось?

Медведь: Нет, а кто это?

Воспитатель: Не «кто», а «что»! Я покажу, а ребята расскажут. (Показывает на руки, ноги, глаза, уши, а дети называют).

Давайте ласково назовем наших помощников: глаза-глазоньки, и т.д.

Медведь: А у меня как раз следующее задание про ваших помощников:

Нужно правильно ответить на вопрос: Что делают?

Ноги: бегать (бегают), прыгать, лазать, кататься, танцевать.

Руки: брать, класть, мыть, рисовать.

Уши слышать, глаза смотреть, жмуриться, моргать (дети говорят правильно).

Физкультминутка.

Миша весело бежит к речке по дорожке,

А для этого нужны нашему Мише ножки.

Катя ягодки берет по две, по три штучки

А для этого нужны нашей Кате ручки.

Женя ядрышки грызет, падают скорлупки.

А для этого нужны нашему жене зубки.

Оля смотрит на кота, на картинки, сказки.

А для этого нужны нашей Оле глазки.

3. Следущее задание Мишутки.

Назвать правильно детенышей животных и их маму:

Лисята-лисица, козлята-коза,

теленок-корова, котята-кошка,

ягнята-овца, щенята-собака, ослик-ослица.

Молодцы, ребятки! Мишутка очень доволен. Но у него есть еще задания:

4. Подберите слова по смыслу - наоборот:

Медведь осенью засыпает, а весной……(просыпается)

Березка от ветра наклонилась, а затем…. (выпрямилась)

Мы в метро сначала спускаемся, а потом ….(поднимаемся)

При расставании люди прощаются, а при встрече….(здороваются)

Мокрое белье развешивают, а сухое….(снимают)

Вечером солнце заходит, а утром….(восходит)

Старую мебель надо вынести, а новую ….(внести)

Мальчик рукавичку уронил, а потом ….(поднял)

По одежке встречают,…. А по уму….(провожают)

Птицы осенью улетают, а весной…(прилетают)

Осень заканчивается, а зима….(начинается)

Весна уходит, а лето …..(приходит)

Пчела в улей влетела, а затем….(вылетела)

Ну, Мишутка, помогли ребята тебе выполнить задания?

Медведь: Да, спасибо большое ребята! До свидания!

5. Подведение итогов:

Дети, чему же мы научили Мишутку, давайте вспомним!

Дети сами подводят итог занятия.

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию речи в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Труд людей весной» («Семена для Страшилы») Коррекционно-образовательные задачи: расширение представлений о необходимости и значения труда людей; формирование представлений о труде весной на огороде; расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы»; формирование навыка словообразования однокоренных слов; обогащение экспрессивной речи новыми словами; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, преобразование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами); развитие фонематических представлений (различение слов близких по звуковому составу); совершенствование синтаксической стороны речи (исправление и составление предложений). Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, слухового и зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Оборудование: игрушка Страшила, мешочек с семенами, комнатное цветущее растение, модели-лепестки (отражающие необходимые составляющие условия роста растений на огороде); бланки с изображением инструментов на каждого; компьютер. Предварительная работа: просмотр мультфильма или чтение отрывков их сказки «Волшебник Изумрудного города» (А.М. Волкова); рассматривание иллюстраций о труде людей весной в природе; знакомство с сельскохозяйственными инструментами; труд в уголке природы по уходу за комнатными растениями. Ход НОД - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный гость. Это пугало, а зовут его Страшила. Вы когда-нибудь слышали про такого? Да, конечно, слышали. Есть такой сказочный герой из сказки «Волшебник Изумрудного города». Но сегодня с нашим пугало Страшилой приключилась совсем другая история. Дело в том, что Страшила живет на огороде. Скажите, а для чего нужно пугало на огороде? Что оно там делает, для чего стоит? (ответы детей- пугать, сторожить урожай, отгонять птиц) От какого слова произошло «пугало»? Какое есть слово-родственник у слова «пугало»? (ответы - пугать). Да, пугало и стоит на огороде, чтобы пугать, отпугивать вредителей огородных посадок, культурных растений, которые выращивает человек. А наш Страшила оказался без работы - наступила весна, пора засеивать огород семенами, а семена пропали… Что же будет сторожить наше пугало? Вот были семена у Страшилы, и вдруг… пропали. Наверняка это злая волшебница Гингема из сказки «Волшебник Изумрудного города» решила навредничать и спрятала семена! Давайте поможем Страшиле их найти. Но для того, чтобы отыскать семена, необходимо разгадать картинки-символы, которые помогут отыскать место, где оказались спрятанными семена. Все символы-картинки должны составиться в подсказку, которая покажет нам место со спрятанными семенами. Итак, в путь!
- Каждый символ – это подсказка, обозначающая необходимые условия для прорастания семян на огороде. Внимание, первая загадка, которая прячется вот в этой карточке. -Посмотрите, что же это за знак, что он обозначает? Что еще нужно для растений? (логопед показывает карточку-символ с изображением почвы). Да, это земля, почва, она необходима для роста растений. На огороде люди перекапывают почву и формируют из вскопанной земли грядки. Давайте посчитаем «перекопанные грядки» на огороде (логопед показывает карточки с числами от одного до десяти, дети считают): одна перекопанная грядка, две перекопанные грядки, три… Молодцы, справились с заданием, получаете карточку со знаком. Двигаемся дальше. Посмотрите, а этот знак что может обозначать (логопед показывает карточку с символом – воды – капелька (ответы детей). Да, это вода, она необходима для роста растений, без влаги и полива семена не смогут прорасти и дальше растения не смогут расти и дать урожай. Расшифровали их правильно, теперь необходимо выполнить задания для получения этого символа. Задание называется «Найди лишнее слово», слушайте меня внимательно: 1 - водный- вода - видный- подводный 2- поливать-лить-переливать-лейка 3- море-морковь-морской-мореплаватель 4- капать-капля-капель-копать 5- озеро-озерный-озорной-приозерный 6- река-речной- ручей -речка Хорошо, мы с вами получаем еще одну карточку-символ и идем дальше. Как вы думаете, что обозначает этот знак-символ, что необходимо растениям для роста? (логопед показывает лепесток с изображением солнца; ответы – солнце, свет).
ФМ: Солнце спит и небо спит
Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.) Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.) Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.) Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.) Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в стороны руками.) Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.) И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.) Дождь по крышам застучал, (Прыжки на месте.) Барабанит дождь по крышам, (Хлопаем в ладоши.) Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.) Вот и спряталось за тучи, (Приседаем.) Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Или ФМ Солнце
Солнце глянуло в окошко, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться, три – четыре И на месте поскакать – пять. А теперь «солнечное» задание «Собери предложение»: 1- солнце, растут, светит, растения, 2- стало, солнце, светло, взошло 3- пряталось, тучи, за, солнце. 4- семена, растут, тепло, когда 5- солнце, тучи, скрыли, дождь, начался 6- загорали, дети, солнце, припекало Молодцы, мы получаем подсказку. Продолжаем путь (дети переходят к следующей зоне, садятся на стульчики). Посмотрите, что это за знак? Что он может обозначать? (логопед показывает карточку с символом «термометр»). Да, это можно назвать градусником или правильно- термометр, а обозначает он то, что для роста растений необходимо тепло, теплый воздух. Теплый воздух ласково пригревает и оберегает растения, вот и мы выполним задание для получения этой карточки «Назови ласково»: Грядка-…грядочка; семя- …семечко; земля -…земелька; цветок- … цветочек; росток- … росточек; дерево- … деревце. Молодцы, получаем еще одну карточку (лепесток с моделью «термометр»). Двигаемся дальше. - Теперь посмотрим вот на этот знак -символ? Что же в нем зашифровано? (логопед показывает лепесток со схематичным изображением садовых инструментов –грабли, лопата). Ответы детей. - Совершенно верно, для ухода за растениями на огороде требуются специальные инструменты. А вот как хорошо вы их знаете, мы сейчас проверим. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы, возьмите бланки с заданиями и простой карандаш. Вам нужно обвести только те инструменты, которые необходимы в работе на огороде. Итак, можете приступать (дети выполняют задание).
- Спасибо за работу, я вижу, что вы справились. Давайте попробуем назвать те инструменты, которые вы выделили (совместная проверка, закрепление названия инструментов: лопата, грабли, лейка, мотыга). Получайте заработанную карточку. Посмотрите, последняя загадка. Что же может обозначать этот знак? Что еще необходимо для проращивания семян? (логопед показывает карточку-лепесток с изображением человеческих рук). Да, это человеческий уход, забота о растениях на огороде. Без человека ни природа, ни сами инструменты ничего сделать не могут. Человек готовит землю, контролирует температуру и свет, поливает всходы. А еще что может делать человек на огороде? Давайте назовем как можно больше слов действий. Это и будет нашим последним заданием. Итак, продолжите предложение Весной на огороде человек может… копать, рыхлить, удобрять, сажать, ухаживать, взращивать, поливать, сгребать, пересаживать, подсаживать, рассаживать, отсаживать, сеять, обрезать и т.д. А теперь давайте посмотрим на наши знаки-карточки. Что же у нас получается? На что похожи карточки, какой они формы, что может из них получиться? То, что мы сможем из них сложить и будет указывать нам на место, где спрятала Гингема семена растений для огорода Страшилы. (дети высказывают предположения, приходят к совместному выводу, что это лепестки, если их сложить по кругу, то получится цветок, значит спрятанные семена нужно искать под каким-то цветком). Совместно с логопедом осматривают помещение, находят несколько комнатных цветущих растений, осматривают это место, под поддонами находят семена культурных растений в пакетиках). -Ребята, мы помогли Страшиле, нашли семена огородных растений, теперь ему будет что сторожить, но вот только если мы отдадим ему семена, то кто же их посадит. Мы с вами выяснили, что нужны человеческие руки, уход, а зачем же просто сторожить семена? Что же нам делать? (выслушиваются варианты детей). Я предлагаю предложить Страшиле пожить у нас в огороде, а вы с воспитателями посадите эти семена на огород во дворе детского сада, будете за ними ухаживать, а Страшила будет сторожить всходы от вредителей. Ну что же, вот и решено, забирайте эти семена, вы их заслужили. Знаки- символы в виде цветка тоже не забудьте захватить в группу, эти подсказки напомнят вам правила ухода за вашими всходами. До свидания, ребята.

Итоговая НОД по теме "Труд людей весной". Воспитатели Павлова Л.И., Хамидуллина Г.Р.

: познание, речевая, художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная.

Цель : Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде.

Программные задачи:

1. Расширять представления об орудиях труда.

2. Систематизировать знания о процессе посадки.

3. Формировать практические навыки посадки растений.

4.Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок.

5. Корректировать навыки продуктивной деятельности.

6. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.

Материал : инструменты, используемых при работе в огороде и в другой деятельности (игра «Что лишнее?»); иллюстрации с изображением орудий труда, счетные палочки; картина с наложенными контурными изображениями орудий труда; сюжетные иллюстрации «Что сначала, что потом»; ящики с землей, семена лука (лук-севок), фартуки на каждого ребенка, палочки, маленькие лейки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Труд людей весной»

Интеграция образовательных областей : познание, речевая, художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная.

Цель : Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде.

Программные задачи:

1. Расширять представления об орудиях труда.

2. Систематизировать знания о процессе посадки.

3. Формировать практические навыки посадки растений.

4.Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок.

5. Корректировать навыки продуктивной деятельности.

6. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности.

Материал : инструменты, используемых при работе в огороде и в другой деятельности (игра «Что лишнее?»); иллюстрации с изображением орудий труда, счетные палочки; картина с наложенными контурными изображениями орудий труда; сюжетные иллюстрации «Что сначала, что потом»; ящики с землей, семена лука (лук-севок), фартуки на каждого ребенка, палочки, маленькие лейки.

Ход деятельности:

Приветствие:

К солнышку руки мы потянули,

Лучик мы взяли и к сердцу прижали,

Мы улыбнулись, гостям лучик дали,

Здравствуйте, гости, мы вас всех ждали!

В.: - Вот и наступила весна. Давайте, вспомним, что изменилось в природе? (ответы детей) В это время года у людей много работы. Отгадайте, пожалуйста, загадку, о чем она?

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам пускать никак нельзя. (ответы детей)

Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Кто из вас любит трудиться на огороде? Какую работы вы выполняете на огородном участке, чтобы вырастить хороший урожай? (ответы детей)

«Объясни пословицы»

  1. Кто весной не пролежит, целый год будет сыт.
  2. Весенний день год кормит.

В.: -Мы живем в местности, где довольно долгая и холодная зима и теплое лето. Но лето недостаточно долгое, чтобы все овощи успевали созреть. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей? Послушайте:

На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.

Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.

Что б ни случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.

(Парник, теплица) Демонстрация иллюстрации.

А еще какие верные друзья-помощники есть у человека на огороде, кроме парников и теплиц, вы узнаете, отгадав загадки.

«Отгадай загадки» (с демонстрацией иллюстраций).

Проползла во двор змея черная и длинная,

Огород наш поливала, на работе не зевала. (шланг)

Смастерили из досок и надели поясок,

И хранит посуда эта с грядки собранное лето. (бочка)

Два братца пошли в речку купаться.

Один купается, другой на берегу дожидается.

На речку идут – пляшут, а с речки идут – плачут. (ведра)

Стоят в один ряд острые цап-царапки.

Удобно сгребать ими мусора охапки. (грабли)

Из железа тучка, а у тучки – ручка.

Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку. (лейка)

Землю копала, грядки ровняла,

Ручейки прорывала и ничуть не устала. (лопата)

В.: - А теперь я вам предлагаю из счетных палочек выложить инструменты, которыми чаще всего приходится работать в огороде.

«Выложи из палочек инструменты»

Выкладывают из палочек контуры лопаты, граблей.

В.: - Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от бабушки Забавушки. Она просит нас ей помочь. Пишет, что стала она старенькая, слабенькая, не может сама в огороде работать, и помочь ей некому. Есть у нее внук Антошка, но ленивый он немножко. Поможем? Тогда вставайте, отправимся в огород.

Физ.минутка.

В огород пойдем, хоровод заведем . (Идут по кругу, держась за руки)

В хоровод возьмем редиску, с ней присядем низко-низко. (Приседают)

В хоровод возьмем морковку, и с морковкой спляшем ловко. (Танцевальные движения)

Вверх потянемся с лучком (Тянутся вверх, поднявшись на носочках)

Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом)

И поскачем по дорожке, как зеленые горошки. (Скачут по кругу друг за другом)

Раздается храп. В уголке спит Антошка в обнимку с огромной ложкой.

В.: - Ой, кто это? Да это же Антошка! В руках он держит ложку.Что же нам делать, как его разбудить? Давайте, попробуем песенкой.

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку! /2р.

Хм, не встает. Может, немного изменить песенку?

Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку! /2 р.

Антошка вскакивает, озирается по сторонам и кричит: «Где обед, где кормят? Я есть хочу! И ложка у меня всегда готова!»

В.: - Жалко нам тебя, Антошка, что ленивый ты немножко.

Лучше ты вставай скорей, сил в работе не жалей!

Антошка хнычет.

В.: - Антошка, что случилось? Рассказывай, чего это ты плачешь?

А.: -Ну… Я есть хочу. А бабушка не кормит. Говорит лук сажать сначала. Пословицу даже какую-то сказала. Кто не работает, тот … Ээээ, не помню… (Дети подсказывают – тот не ест)

В.: - Правильно твоя бабушка говорит. Что же тебе мешает лук-то посадить?

А.: -Так все инструменты перепутались, я даже понять не могу, как и что вытащить.

«Найди инструмент»

Посмотрите внимательно на эту картинку и назовите, что за инструменты тут спрятались. (Ответы детей)

«Обведи по точкам и заштрихуй»

А теперь выполните задание у себя на листочках. Соедините точки линиями и заштрихуйте. Что за инструменты у вас получились? (Ответы детей)

А.: - Да это легкое задание, я и сам бы мог. Все, сейчас принесу инструменты. Оо, смотрите, сколько принес!

В.: - Что-то очень много инструментов. Ребята, посмотрите, нет ли тут лишних?

«Что лишнее»

В.: -Что тут лишнее, почему? (Ответы детей)

А.: -Вот спасибо, ребята, помогли инструменты выбрать, а то я что-то немножко запутался. Потому и настроение пропало, вовсе я не такой уж и ленивый. Кстати, тут бабушка мне картинки оставила, чтобы было понятнее, как сажать. Я-то все и сам знаю, просто вас проверить хочу, знаете ли вы, как сажать растения. Рассмотрите эти картинки и разложите их по порядку: что было сначала, а что потом.

«Что сначала, что потом»

Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают, что на них изображено.

А.: -Я покажу вам семена. Рассмотрите их. Скажите, какие они? (Ответы детей)

А знаете ли вы, как сеять, сажать? Ну, и что нужно, чтобы вырастить овощи? (приготовить грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, полить).

В.: -Значит, что нужно растениям для хорошего роста? (Почва, вода, тепло, свет)

Что мы будем делать? (сначала проведем бороздки, уплотним дно бороздок ребром ладони, польем водой, потому что семена надо сеять во влажную землю, семена будем раскладывать в бороздки по одному на небольшом расстоянии)

А.: -Ну теперь я вам, ребята, могу доверить эту ответственную работу!

В.: -А чтобы не испачкать одежду, наденем фартуки. (Дети надевают фартуки и приступают к работе).

В.: -Ну вот, лук мы посадили. Какую работу надо делать дальше, чтобы лук вырос сильным и высоким? (Поливать грядки, рыхлить землю, пропалывать от сорняков).

А.: -Какие же вы молодцы! Как славно потрудились. Спасибо, ребята! Побегу быстрее, бабушке расскажу. До свидания! (Машет руками и убегает).

Рефлексия.

В.: -На этом наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили? Что мы делали на занятии, какие задания выполняли? Что вам понравилось больше всего? И т.д.

Воспитатели Павлова Л.И., Хамидуллина Г.Р.




Читайте также: