Органы утратившие в ходе эволюции. Органы утратившие в ходе эволюции свое значение

Объясните, почему первые живые организмы Земли были гетеротрофами

Ответ

На первобытной земле океан представлял собой так называемый "первичный бульон", содержал множество органических веществ. Первые организмы поглощали их непосредственно из океана.

Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни?

Ответ

Нуклеиновые кислоты.

Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?

Ответ

Капли из органических веществ.

В основе какой теории лежит представление о возникновении жизни на Земле химическим путем?

Ответ

Теория абиогенного синтеза.

Ученые считают, что первые наземные позвоночные – стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?

Ответ

1) У кистеперых рыб имелись легкие для дыхания.
2) У кистеперых рыб имелись мускулистые плавники для передвижения.
3) Скелет стегоцефалов имеет много сходных черт со скелетом кистеперых рыб.

Какие особенности строения кистеперых рыб позволили им выйти на сушу?

Ответ

Мускулистые плавники и легкие.

Как называют представленный на рисунке ряд предков современной лошади? Какие изменения произошли в конечности лошади? Укажите не менее трёх признаков.

Ответ

Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах.

Ответ

1) В связи с бегом удлинились ноги, 1-2 и 4-5 пальцы редуцировались, третий палец удлинился, на его конце образовалось копыто.
2) С переходом на травянистую пищу увеличилась прочность и поверхность зубов. Челюсти стали более массивными и удлинились.

О чем свидетельствуют многочисленные зубы на челюстях первоптицы – археоптерикса?

Ответ

О происхождении птиц от пресмыкающихся.

О чем свидетельствует размножение некоторых млекопитающих (ехидны и утконоса) яйцами?

Ответ

О происхождении млекопитающих от пресмыкающихся.


1. Остаток третьего века в углу глаза человека - пример
А) рудимента
Б) аналогичного органа
В) атавизма
Г) гомологичного органа

2. Появление какого признака у человека относят к атавизмам
А) аппендикса
Б) шестипалой конечности
В) многососковости
Г) дифференциации зубов

3. Гомологичными считают органы
А) сходные по происхождению
Б) утратившие свои функции
В) приспособленные к движению
Г) различные по происхождению

4. К рудиментарным органам человека относят
А) трахею
Б) копчик
В) лопатку
Г) ушные раковины

5. Органы, которые выполняли определённую функцию у предков, но недоразвиваются у потомков, называют
А) атавизмами
Б) рудиментами
В) гомологичными
Г) аналогичными

6. Рудиментарные органы - пример доказательств эволюции
А) эмбриологических
Б) палеонтологических
В) сравнительно-анатомических
Г) биогеографических

7. Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют
А) атавизмами
Б) рудиментами
В) гомологичными
Г) аналогичными

8. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
А) дивергенции
Б) конвергенции
В) ароморфоза
Г) дегенерации

9. Какую группу доказательств эволюции составляют гомологичные органы
А) Эмбриологических
Б) Палеонтологических
В) Сравнительно-анатомических
Г) Генетических

10. У человека к рудиментарным относят зубы
А) резцы
Б) малые коренные
В) большие коренные
Г) мудрости

11. Развитие у отдельных людей большого числа сосков - пример
А) ароморфоза
Б) рудимента
В) атавизма
Г) идиоадаптации

12. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
А) конвергенции
Б) морфофизиологического прогресса
В) географической изоляции
Г) экологической изоляции

13. Жабры раков и легкие позвоночных – это органы
1) гомологичные
2) рудиментарные
3) атавизмы
4) аналогичные

14. Какой из перечисленных признаков человека относят к атавизмам?
А) рождение человека с удлиненным хвостовым отделом
Б) расчленение тела на отделы
В) дифференциация зубов
Г) наличие грудной и брюшной полостей тела

15. Присутствие на теле человека рудиментарного волосяного покрова свидетельствует о
А) приспособлении к холоду
Б) нарушении кровоснабжения кожи
В) родстве человека с млекопитающими
Г) наземном образе жизни

16. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
А) синий кит и кашалот
Б) голубая акула и дельфин афалина
В) морской котик и морской лев
Г) европейский осетр и белуга

17. Пример рудиментарного органа у человека –
А) слепая кишка
Б) многососковость
В) жаберные щели у эмбриона
Г) волосяной покров головы

18. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
А) ароморфоза
Б) идиоадаптации
В) регенерации
Г) конвергенции

19. Какой признак у человека считают атавизмом?
А) хватательный рефлекс
Б) наличие аппендикса в кишечнике
В) обильный волосяной покров
Г) шестипалая конечность

20. Какой признак у человека относят к атавизмам?
А) аппендикс
Б) многососковость
В) копчик в скелете
Г) остаток третьего века

21. К рудиментарному относят орган, который
А) выполняет важные функции
Б) утратил функциональное значение
В) служит адаптацией к новым условиям среды
Г) появляется у отдельных потомков

Тема 7. Эволюция

Выберите один ответ, который является наиболее правильным

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ.

1. Видом называется группа особей,

А) обитающих на общей территории

Б) появившаяся в результате эволюции

В) скрещивающихся и дающих плодовитое потомство +

Г) созданных человеком на основе отбора

2. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны

3. Основная заслуга Ч. Дарвина в развитии биологии заключается в

А) разработке методов селекции

Б) выявлении движущих сил эволюции +

В) создании научных основ систематики

Г) изучении палеонтологических находок

4. Пример внутривидовой борьбы за существование

А) соперничество самцов из-за самки +

Б) «борьба с засухой» растений пустыни

В) сражение хищника с жертвой

Г) поедание птицами плодов и семян

5. Движущие силы эволюции по Дарвину

А) стремление организмов к совершенству

Б) индивидуальная изменчивость +

В) наследование признаков, приобретенных под влиянием внешней среды

Г) приспособленность организмов к условиям среды

6. Что служит материалом для естественного отбора, предпосылкой эволюционных изменений органического мира?

7. Возникновение у организмов приспособлений к условиям окружающей среды происходит вследствие

А) прямого влияния среды на появление признаков

Б) постоянного стремления организмов к совершенству

В) усиленных упражнений органов

Г) выживания и размножения особей, случайно оказавшихся обладателями приспособительного признака +

8. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой

демоверсия 2009

9. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит

10. Главная движущая сила эволюции, по Ч. Дарвину –

11. К результатам эволюции относят



А) борьбу за существование и естественный отбор

Б) приспособленность и многообразие видов +

В) мутационную и комбинативную изменчивость

Г) модификационную и коррелятивную изменчивость

демоверсия 2009

12. Результатом естественного отбора является

13. Следствием борьбы за существование является

14. Пример межвидовой борьбы за существование:

А) самоизреживание хвойного леса

Б) выбрасывание птицами из гнезда ослабленных птенцов

В) конкуренция между культурными растениями и сорняками на одном поле +

Г) появление штаммов микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам

15. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к

А) обострению борьбы за существование +

Б) пищевой специализации

В) биологическому прогрессу

Г) появлению комбинативной изменчивости



16. Причина дрейфа генов –

17. К результатам эволюции относится

18. К результатам эволюции НЕ относится

А) постепенное усложнение органического мира

Б) образование новых видов

В) приспособленность организма к условиям обитания

Г) возникновение мутаций у организма +

19. Популяционные волны - это

А) колебания численности особей, составляющих популяцию +

Б) изменение частот аллелей в популяции

В) избирательная гибель особей с мутантными аллелями

Г) снижение численности популяции вследствие обострения внутривидовой борьбы за существование

20. Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции является следствием

А) саморегуляции

Б) колебания численности популяций

В) стабилизирующей формы отбора

Г) мутационного процесса +

ФОРМЫ ОТБОРА

21. Следствием действия стабилизирующей формы естественного отбора является

А) возникновение популяций вредителей, устойчивых к ядохимикатам

Б) появление двух рас погремка на сенокосных лугах

В) узкая норма реакции для размеров сердца человека +

Г) промышленный меланизм

22. Форма естественного отбора, приводящая к закреплению новой нормы реакции, называется отбором

23. Форма естественного отбора, направленная на сохранение в популяции среднего значения признака, называется отбором

24. Примером действия стабилизирующей формы естественного отбора является

А) появление двух рас погремка на сенокосных лугах

Б) возникновение штаммов бактерий, устойчивых к антибиотиками

В) промышленный меланизм

Г) высокая частота аномальных хромосом в эмбрионах при самопроизвольных выкидышах +

25. Существование бескрылых и длиннокрылых насекомых на океанических островах, обдуваемых сильным ветром, - пример действия отбора

Комментарий. Вопрос некорректный. Во-первых, не сказано главное – принадлежат бескрылая и длиннокрылая формы к одному виду или разным, если разным, то родственным или неродственным. Во-вторых, совершенно неоправданно использование термина «разрывающий», вместо устоявшегося в науке «дизруптивный».

26. Гибель ослабленных елей в процессе самоизреживания леса – пример действия формы отбора

Комментарий. Вопрос некорректный. Чтобы точно ответить, надо знать фенотипы ослабленных елей. Может быть и движущая форма.

КРИТЕРИИ ВИДА

27. Вид представляет собой

А) совокупность морфологически одинаковых особей

Б) совокупность особей с одинаковым фенотипом

В) генетически закрытую систему +

Г) совокупность особей, населяющих один ареал

28. Ночной образ жизни сурка обыкновенного относится к критерию вида

29. Способность пустынной крысы к обратному всасыванию большого

количества воды при образовании вторичной мочи относится к

критерию вида

30. Ареал распространения крота обыкновенного относится к критерию

31. Высокая концентрация сахаров в клетках цветков пролески сибирской относится к критерию вида

32. Виды-двойники

А) способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство

Б) отличаются морфологически

В) обладают разным кариотипом +

Г) способны скрещиваться между собой, но не дают плодовитое потомство

Комментарий. Абсолютно некорректный вопрос. Виды-двойники – это виды, сходные морфологически, но отличающиеся по другим критериям. А вот эти другие критерии могут быть любыми – и не обязятельно кариотип. Скорее уж тут бы подошел пункт Г, если его сформулировать просто как «не дают плодовитое потомство».

33. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?

демоверсия 2009

34. Пространственное размещение вида в природе - это критерий

35. Наличие у дятла длинного, тонкого языка, позволяющего доставать насекомых из-под коры деревьев, - это результат

А) действия движущих сил эволюции +

Б) индивидуального развития животного

В) общей дегенерации

Г) биологического прогресса

36. Микроэволюция приводит к изменению

39. Генофонд популяции- это совокупность всех составляющих ее

41. Пример внутривидовой борьбы за существование -это конкурентные отнощения между

42. Приспособление вида к среде обитания - результат

А) появления мутаций

Б) упражнения органов

В) отбора случайных наследственных изменений +

Г) высокой численности особей популяций

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ. АДАПТАЦИИ

43. В какую историческую эру появились прокариоты?

44. Почему покрытосеменные в процессе эволюции стали господствующей группой растений на Земле?

А) они составляют первое звено в цепи питания

Б) в их клетках расположены хлоропласты, в которых происходит фотосинтез

В) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания

Г) они имеют разнообразные приспособления к жизни в разных условиях +

45. У растений, опыляемых ночными насекомыми, в процессе эволюции сформировалась окраска цветка

46. Филогенетический ряд лошади относят к доказательствам эволюции

47. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших –

А) расположение клеток в два слоя

Б) наличие стрекательных клеток

В) развитие организма из одной клетки +

Г) внеклеточное пищеварение

48. Какая группа организмов в истории Земли была пионером освоения суши?

49. Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют

50. Гомологичными считают органы

А) сходные по происхождению +

Б) выполняющие сходные функции

В) не имеющие общего плана строения

Г) различные по происхождению

51. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

52. К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят

А) сходство зародышей позвоночных животных

Б) наличие переходных форм +

В) сходство островной и материковой флоры и фауны

Г) наличие рудиментов, атавизмов

53. О появлении нового вида свидетельствует возникновение

А) географической изоляции между популяциями

Б) репродуктивной изоляции между популяциями +

В) фенотипического разнообразия особей в популяции

Г) генетического разнообразия особей в популяции

54. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

А) сходство первозверей и птиц

Б) рудименты конечностей у современных китообразных

В) сходство зародышей птиц и пресмыкающихся

Г) скелеты вымерших кистеперых рыб +

55. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли?

А) о сезонных изменениях в жизни растений

Б) об историческом развитии растений +

В) об индивидуальном развитии растений

Г) как осуществлялся фотосинтез у древних растений

56. Примером экологического видообразования является

А) образование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской

Б) образование разных видов ландыша вследствие разделения единого ареала на изолированные части

В) образование нескольких видов вьюрков на острове в связи с пищевой специализацией +

Г) наличие в озере Байкал видов плоских червей, нигде больше не встречающихся

57. В результате экологической изоляции образовались

А) несколько видов ландышей при разрыве единого ареала преградами

Б) два вида лиственницы при увеличении ареала распространения растения

В) две формы прострела обыкновенного, обитающие на периферии ареала

Г) подвиды житняка в пойме Волги, дающие семена до разлива реки или после него +

58. Идиоадаптации, возникшие у растений для произрастания в условиях малой освещенности:

А) мелкие листья

Б) небольшие хлоропласты с относительно небольшим содержанием хлорофилла

В) крупные хлоропласты с высоким содержанием хлорофилла +

Г) глубоко погруженные устьица

59. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

А) биологическом прогрессе +

В) биологическом регрессе

60. В состоянии биологического прогресса находится

61. В состоянии биологического регресса находится

62. Морфофизиологический прогресс, характерный для птиц и млекопитающих, – это

А) развитие коры больших полушарий головного мозга

Б) возникновение четырехкамерного сердца и полное разделение большого и малого кругов кровообращения +

В) появление альвеолярных легких

Г) развитие яйцевых оболочек, защищающих зародыш от высыхания

63. Увеличение ареала вида в природе свидетельствует о его

А) биологическом прогрессе +

Б) развитии по пути денегерации

В) биологическом регрессе

Г) развитии по пути ароморфоза

64. При смене экосистем в результате резкого изменения климата, виды, ранее преобладавшие в ней

А) испытывают биологический регресс +

Б) расширяют ареал обитания

В) побеждают в борьбе за существование

Г) приспосабливаются к новым условиям существования

65. Причиной биологического регресса для многих современных животных является

А) уменьшение радиационного фона

Б) вредное влияние повышенной активности Солнца

В) естественные катаклизмы, резко меняющие среду обитания

Г) резкое изменение среды обитания под действием антропогенных факторов +

66. Вымирание древних папоротников произошло в результате

А) их поедания животными

Б) чрезмерного использования их человеком

В) понижения температуры и влажности воздуха +

Г) вытеснения их цветковыми растениями

67. О возникновении папоротников в истории Земли свидетельствует

А) существование травянистых и древесных форм

Б) наличие их отпечатков и окаменелостей +

В) их способ размножения

Г) их современное многообразие

68. К первым земноводным, возникшим на Земле относят

69. Пример ароморфоза у млекопитающих –

71. Эволюционное направление, которое характеризуется появлением у организмов мелких приспособительных признаков –

74. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами

Вариант 1

1. Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают

А) межвидовую Б) с неблагоприятными условиями среды

В) внутривидовую Г) с антропогенными факторами

2. Какие движущие силы эволюции выделил Ч.Дарвин?

А) изменчивость и естественный отбор

Б) наследственность, изменчивость и естественный отбор

В) наследственность, изменчивость и борьба за существование

Г) наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор

3. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации, называются

А) ароморфозами Б) идиоадаптациями

В) дегенерациями Г) биологическим прогрессом

4. Идиоадаптация - это появление у животных

А) шерстного покрова Б) маскирующей окраски

В) третьего века Г) легочного дыхания

5. Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют

А) рудиментами Б) гомологичными В) аналогичными Г) атавизмами

6. Что из нижеперечисленного является общей дегенерацией

А) исчезновение нескольких пальцев у копытных млекопитающих

Б) превращение листьев кактусов в колючки

В) потеря органов пищеварения у ленточных червей

Г) утрата взрослыми насекомыми личиночных органов

Тема 2 «Клетка»

7. Вода выполняет в клетке функцию

А) запасающую Б) окислительно-восстановительную

В) каталитическую Г) энергетическую

8. Функция молекул ДНК в клетке

А) хранение и передача наследственной информации Б) запасающая

В) энергетическая Г) структурная

9. Синтез белков в клетке осуществляют

А) лизосомы Б) хлоропласты В) митохондрии Г) рибосомы

Тема 3 «Основы экологии»

10. В какой зоне фактор среды губительно воздействует на живой организм?

А) в зоне угнетения Б) в зоне пессимума

В) в критической точке Г) в зоне оптимума

11. Какие живые организмы обитают в условиях избыточных пищевых ресурсов?

12. Критическое значение экологического фактора для организма называют

А) верхним пределом выносливости Б) ограничивающим фактором

13. Хищнические взаимоотношения устанавливаются между

А) жвачными животными и инфузориями Б) синицей и гусеницей

В) лосем и зубром Г) ежом и белкой

14. Производители органических веществ

А) редуценты Б) продуценты В) консументы Г) грибы

16. Составьте детритную пищевую цепь наземно-воздушной экосистемы, состоящую из четырех звеньев. Укажите в пищевой цепи детрит.

Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа – 9 класс

Вариант 2

Тема 1 «Эволюция живого мира на Земле»

1. Причина борьбы за существование

А) изменчивость особей популяции Б) интенсивное размножение особей

В) природные катаклизмы Г) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания

2. Какую совокупность особей принято считать элементарной единицей эволюции?

А) вид Б) популяцию В) семейство Г) род

3. Мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к определенным условиям среды обитания, называются

А) биологическим прогрессом Б) ароморфозами

В) идиоадаптациями Г) дегенерациями

4. Ароморфоз - это

А) разнообразная форма цветков Б) разнообразная форма листьев у растений

В) многообразие стеблей Г) появление цветка

5. Какое эволюционное явление называют дивергенцией?

А) расхождение признаков у родственных видов

Б) приобретение узкой специализации

В) схождение признаков у неродственных видов

Г) образование гомологичных органов

6. Что из нижеперечисленного является идиоадаптацией?

А) появление легких у наземных позвоночных

Б) появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих

В) появление многоклеточности

Г) появление длинного корня у верблюжьей колючки

Тема 2 «Клетка»

А) крахмал Б) глюкоза В) клетчатка Г) гликоген

8. Мономеры нуклеиновых кислот

А) аминокислоты Б) нуклеотиды

В) глицерин и жирные кислоты Г) простые углеводы

9. Функция лизосом

А) окисление белков, жиров, углеводов Б) синтез белков, жиров, углеводов

В) синтез АТФ Г) фотосинтез

Тема 3 «Основы экологии»

10. Какой фактор среды способен усилить негативное влияние жары на организм?

А) высокая влажность воздуха Б) безветренная погода

В) сухая погода Г) сильный ветер

11. Какой тип взаимоотношений видов представляет собой одностороннюю связь?

12. Наиболее благоприятная интенсивность экологического фактора называется

А) ограничивающим фактором Б) пределом выносливости

В) оптимумом Г) зоной нормальной жизнедеятельности

13. Конкурентные взаимоотношения устанавливаются между

А) ежом и белкой Б) лосем и волком

В) синицей и гусеницей Г) лосем и зубром

14. Потребители органических веществ в экосистеме

А) продуценты Б) растения В) редуценты Г) консументы

15. Какой органоид клетки изображен на рисунке? Какова его функция в клетке?

16. Составьте детритную пищевую цепь наземно-воздушной экосистемы, состоящую из четырех звеньев. Укажите в пищевой цепи редуценты.

Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа – 9 класс

Вариант 3

Тема 1 «Эволюция живого мира на Земле»

1. Образование новых видов в природе происходит в результате

А) возрастного изменения особей

Б) сезонных изменений

В) природоохранной деятельности человека

Г) взаимодействия движущих сил эволюции

2. Что, по утверждению Ч.Дарвина, является главной движущей силой эволюции?

А) естественный отбор Б) наследственность

В) искусственный отбор Г) изменчивость

А) идиоадаптациями Б) биологическим регрессом

В) ароморфозами Г) дегенерациями

4. Ароморфоз - это

А) появление легочного дыхания

Б) появление защитной окраски

В) формирование разнообразной формы тела у рыб

Г) формирование конечностей копательного типа у крота

5. Гомологичными считают органы,

А) сходные по происхождению Б) выполняющие сходные функции

В) не имеющие общего плана строения Г) различные по происхождению

6. Укажите пару аналогичных друг другу органов

А) задняя нога лошади и задняя конечность гориллы

Б) передние конечности зайца и коршуна

В) передние конечности крота и роющего насекомого медведки

Г) подвесок челюстного аппарата хрящевых рыб и стремечко среднего уха млекопитающих

Тема 2 «Клетка»

7. Углеводы в клетке выполняют функцию

А) каталитическую Б) защитную

В) энергетическую Г) хранения наследственной информации

8. Мономеры белков

А) глюкоза и фруктоза Б) жирные кислоты В) нуклеотиды Г) аминокислоты

9. Плазматическая мембрана в отличие от клеточной оболочки

А) обладает избирательной проницаемостью Б) более прочная

В) полностью проницаема для различных веществ Г) состоит из клетчатки

Тема 3 «Основы экологии»

10. В какой зоне воздействие экологического фактора при- водит к возрастанию жизнеспособности организмов?

А) в зоне оптимума Б) в зоне пессимума

В) в критической точке Г) в зоне угнетения

11. Какую сложную систему образуют трофические отношения в природных сообществах?

А) сеть питания Б) сеть конкуренции

В) сеть односторонних связей Г) сеть взаимовыгодных отношений

12. Ограничивающий фактор для распространения организмов в пустыне?
А) высокая температура воздуха Б) недостаток влаги

В) низкая освещенность Г) недостаток пищи

А) мышью и пшеницей Б) муравьем и тлей

В) блохой и собакой Г) волком и зайцем

14. Разрушители органических веществ

А) продуценты Б) редуценты В) растения Г) консументы

15. Какой органоид клетки изображен на рисунке? Какова его функция в клетке?

16. Составьте пастбищную пищевую цепь водной экосистемы, состоящую из четырех звеньев. Укажите в пищевой цепи консументов первого порядка.

Предварительный просмотр:

Годовая контрольная работа – 9 класс

Вариант 4

Тема 1 «Эволюция живого мира на Земле»

1. К движущим силам эволюции относят

А) многообразие видов Б) борьбу за существование

В) видообразование Г) приспособленность

2. Какой отбор сохраняет особи со средней нормой показателя признака?

А) стабилизирующий Б) движущий В) искусственный Г) методический

3. Изменения, связанные с сокращением численности особей вида, уменьшением ареала, сокращением числа видов, подвидов, популяций, называются

А) ароморфозами Б) биологическим прогрессом

В) биологическим регрессом Г) идиоадаптациями

4. Идиоадаптация - это появление у животных

А) теплокровности Б) легочного дыхания

В) четырехкамерного сердца Г) покровительственной окраски

5. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется

А) образованием большого количества пыльцы

Б) удлинением тычиночных нитей

В) ранневесенним цветением

Г) наличием в цветках нектара, яркого венчика

6. Что из нижеперечисленного является ароморфозом

А) формирование хорды

Б) формирование у млекопитающих вторичных половых признаков

В) формирование у насекомых покровительственной окраски

Тема 2 «Клетка»

7. К простым углеводам относится

А) вода Б) фруктоза В) крахмал Г) клетчатка

8. Белки, увеличивающие скорость химических реакций в клетке,

А) гормоны Б) ферменты В) витамины Г) протеины

9. Клеточная оболочка обеспечивает

А) поступление и выделение веществ Б) защиту содержимого клетки

В) деление клетки Г) передвижение клетки

Тема 3 «Основы экологии»

10. Какой фактор среды способен уменьшить действие крепкого мороза на организм?

А) сильный ветер Б) безветренная погода

В) высокая влажность воздуха Г) низкая влажность воздуха

11. Какой тип межвидовых связей является взаимоневыгодным?

А) мутуализм Б) комменсализм В) конкуренция Г) симбиоз

12. Ограничивающий фактор для распространения организмов в тундре

А) низкая влажность Б) заболоченность почвы

В) низкая температура воздуха Г) недостаток пищи

13. Симбиотические взаимоотношения устанавливаются между

А) гусеницей и синицей Б) волком и зайцем

В) раком-отшельником и актинией Г) человеком и коровой

14. К редуцентам относят

А) консументов Б) производителей органических веществ

В) грибы Г) растения

15. Какой органоид клетки изображен на рисунке? Какова его функция в клетке?

16. Составьте пастбищную пищевую цепь наземно-воздушной экосистемы, состоящую из четырех звеньев. Укажите в пищевой цепи продуценты.



Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. Нос, чтобы дышать и нюхать. И так далее. Однако предназначение некоторых частей человеческого организма объяснить непросто. Зачем, к примеру, нужен копчик, волосы на ногах?


Считается, что они досталось человеку в наследство от далеких предков. Когда-то давно они приносили человеку пользу, но со временем необходимость в них уменьшилась или вовсе отпала – а сами «необязательные» структуры остались. Их назвали рудиментами (от лат. rudimentum- зачаток, первооснова).

До Чарльза Дарвина ученые на полном серьезе полагали, что рудименты «созданы для симметрии» или «чтобы дополнить схему природы». Дарвин же дал более логичное объяснение: органы, которые не помогают, но и особо не мешают в процессе естественного отбора, и постепенно вырождаются. Кстати, рудименты послужили одним из доказательств теории эволюции.

Если рудименты есть у всех без исключения людей, то атавизмы – удел избранных. Речь о признаках, полностью утраченных в процессе эволюции (например, хвосте или густом волосяном покрове по всему телу наподобие меха животных). Ученые объясняют появление атавизмов тем, что их гены не исчезают полностью в ходе эволюции, а только теряют активность, и могут при определенных условиях проявлять себя. В старину от людей с атавизмами шарахались или же показывали их за деньги на ярмарках: «Спешите видеть удивительного человека-зверя и хвостатого ребенка!». Сегодня все понимают, что атавизм не делает человека неполноценным. При этом зачастую такие люди прибегают к услугам пластических хирургов.

Рудименты и атавизмы интересны и полезны биологам. Исследуя их, можно проследить путь эволюции. Теоретически рудименты и атавизмы могут принести пользу человечеству как виду: наличие в генотипе «лишних» записей делает вид более гибким в приспособлении к меняющимся условиям. Однако зачем нужны малофункциональные, а то и вовсе бесполезные органы простому человеку? Есть ли от них какой-то толк или только лишь хлопоты?

Рудименты


Рудимента́рные о́рганы, рудиме́нты (от лат. rudimentum - зачаток, первооснова) - органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Термин «рудимент» в таком значении широко употребляется в русской научной литературе, несмотря на то, что он противоположен своему первоначальному значению в латинском языке. В англоязычной литературе наряду с ним употребляется более адекватный термин vestige, образованный от лат. vestigium - след (в прямом и переносном смыслах слова). Целесообразно в русском языке также использовать термин вестигий для обозначения органа, вторично уменьшившегося и/или упростившегося в ходе эволюции, чтобы не путать его с зачатком - органом, еще не достигшем окончательного размера и строения.

Анализ Чарльзом Дарвином рудиментарных (то есть вестигиальных) органов и частей организма во многом способствовал формированию доказательной базы происхождения человека от других представителей животного мира.

В XIX веке ученые насчитывали около 180 рудиментов. К ним причисляли органы, которые в настоящее время признаны жизненно важными: коленные мениски, щитовидную, вилочковую и шишковидную железы. Сегодня список рудиментов значительно сократился. Противники теории эволюции утверждают, что у человека нет ни одного ненужного органа. Тем не менее, большинство ученых сходятся на том, что некоторые органы по большей части утратили функцию, что позволяет отнести их к рудиментам.


Человеку, в отличие от обезьяны, хвост не нужен. Его и нет. Однако часть позвоночника, поддерживающая хвост, осталась - это копчик. Копчик состоит из четырех-пяти маленьких позвонков, располагающихся ниже крестца. У взрослого человека эти позвонки срастаются в единую малоподвижную структуру.

Большинство людей не задумываются о своем копчике. Этот рудимент не помогает, но и не мешает жить. У женщин во время родов копчик отгибается назад, пропуская плод. Однако иногда копчик, будучи богато иннервированным, становится источником весьма неприятных болей. Они возникают при его избыточном загибе вперед вследствие индивидуальных особенностей строения либо травмы. Что характерно: боль возникает после длительного сидения, особенно на мягком стуле. Обычно для устранения боли бывает достаточно рекомендовать пациентам сидеть на жесткой поверхности (при этом опора идет на седалищные бугры, а не на копчик) и пройти курс физиотерапии. В редких случаях, когда консервативное лечение не помогает, приходится хирургически удалять копчик.


Аппендикс представляет собой отросток слепой кишки. Его средняя длина - 10 см (впрочем, в книге рекордов Гиннеса зарегистрирован аппендикс длиной 23,5 см). Какие от аппендикса бывают проблемы, знают все: ежегодно 1 из 200–250 человек заболевает острым аппендицитом и производится более 1.000.000 операций (аппендэктомий). Меньше известно о пользе аппендикса. Считается, что он может участвовать в пищеварении - в нем живут полезные бактерии, а также выполнять иммунную и эндокринную функции.

Что делать с аппендиксом, чтобы он не причинял забот? В настоящее время профилактическое удаление аппендикса считается неоправданным: оно приводит к снижению иммунитета, кроме того, как и любая операция на брюшной полости, может вызывать образование спаек. Остается жить с аппендиксом и надеяться, что он не воспалится. Кстати, итальянские ученые показали, что кормление грудью снижает риск аппендицита: при сроке кормления от 4 до 7 месяцев риск снижается на 10%, а при сроке кормления более 7 месяцев - почти в 2 раза!

Молочные железы у мужчин


Упомянутый способ профилактики аппендицита нельзя рекомендовать мужчинам: их молочные железы представляют собой чисто рудиментарные органы. Пользы от них никакой, а вот вред не исключен.

При гормональных нарушениях (например, как побочный эффект приема некоторых лекарств или вследствие алкоголизма) грудь у мужчин может увеличиваться и даже выделять молоко. Лечение заключается в устранении причины, вызвавшей нарушение.

Также мужчин возможен рак груди, хотя встречается он в 100 раз реже, чем у женщин и имеет намного меньшее социальное значение. Мужчины, как правило, раньше, чем женщины, замечают изменения в размере груди, поэтому лечение оказывается своевременным. Да и косметический эффект от удаления груди для мужчин имеет меньшее психологическое значение.

Волосы на теле



Волосы на теле - безобидный рудимент, который, тем не менее, доставляет женщинам бесчисленное количество хлопот. Во-первых, это неэстетично. Во-вторых, волосяные фолликулы могут воспаляться, однако такое заболевание несложно вылечить. Зато волосы - какая-никакая, а все-таки шерсть, которая немного греет. Недаром при холоде по коже идут мурашки - это поднимаются волосы.

Зубы мудрости



С одной стороны, зубы мудрости современному человеку ни к чему - хватает и основного набора зубов. Да к стоматологу лишний раз ходить не хочется. С другой стороны, для размельчения грубой пищи иногда бывает полезно иметь побольше зубов.

Ушные мышцы


У человека имеются передняя, верхняя и задняя ушные мышцы. Нашим предкам они нужны были для того, чтобы приводить уши в движение. Некоторые люди тоже умеют шевелить ушами, но данный навык рассматривается как всего лишь забавное дополнение к мимике.

Единственный плюс этого рудимента - ушные мышцы можно использовать для естественной подтяжки лица с помощью точечного массажа.


Дарвинов бугорок (также бугорок ушной раковины, лат. tuberculum auriculae) - рудиментарное образование, небольшой бугорок на завитке ушной раковины человека и некоторых обезьян, являющийся гомологом заостренной верхушки уха примитивных приматов и других млекопитающих. Подобная структура имеется не у всех людей; по некоторым данным, частота её встречаемости - лишь около 10%.

Своим названием эта анатомическая структура обязана тому, что Чарльз Дарвин упомянул ее в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» как пример рудимента. При этом сам Дарвин назвал его вулнеровской верхушкой в честь английского скульптора Томаса Вулнера, который обратил внимание на наличие этого образования, работая над скульптурой Пака.

Ген, определяющий наличие дарвинова бугорка, является аутосомно-доминантным, однако обладает неполной пенетрантностью (то есть, не у каждого лица, имеющего данный ген, будет иметься бугорок).

Атавизмы



Атави́зм (от лат. atavus - отдалённый предок) - появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших.Это длинные клыки и ногти (похожие на когти животных), добавочная пара молочных желез, волосы на всем теле, аналог хвоста.


Блок 6.3

(Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов).

Часть А

А1.Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется:

1) образованием большого количества пыльцы

2)удлинением тычиночных нитей

3)ранневесенним цветением

4)наличием в цветках нектара, яркого венчика

А2. Божьи коровки и осы имеют яркую окраску. Укажите термин, примером которого служит это явление.

1) адаптация 3) мимикрия

2) маскировочная окраска 4) предупреждающая окраска

А3.Какие из перечисленных органов являются гомологами передних конечностей лошади:

1) щупальца осьминога 2) крылья бабочки

3) ласты пингвина 4) клешни рака

А4.Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате:

1) географической изоляции

2) взаимодействия движущих сил эволюции

3) мутационной изменчивости

4) искусственного отбора

А5.К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:

1) клеточное строение организмов

2) наличие сходных систем органов у позвоночных

3) сходство зародышей позвоночных животных

4) сходство процессов жизнедеятельности у животных

А6.Решающим палеонтологическим доказательством эволюции является:

1) все организмы состоят из клеток

2) наличие у организмов рудиментов

3) зародышевое сходство

4) наличие переходных форм

А7.Единство органического мира доказывается фактом:

1) наличия ископаемых форм растений

2) универсальности генетического кода

3) сходства между человеком и человекообразными обезьянами

4) сходства химического состава живой и неживой природы

А8.Возраст находки определяют по:

А9. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:

1) процессов деления клеток у всех организмов

4) развитием всех организмов из одной клетки

А10. Решающим сравнительно-анатомическим доказательством эволюции является:

1) универсальности генетического кода

2) в строении скелетов млекопитающих разных отрядов

3) ранних стадий развития зародышей разных классов

4) филогенетические ряды

А11.Гомологичными органами считаются:

1) жабры рака и легкие кошки 3) хобот слона и рука человека

2) ласта кита и рука обезьяны 4) крыло бабочки и крыло птицы

А12.Утконос – переходная форма. Он сочетает в себе признаки классов:

1) рептилий и млекопитающих 3) птиц и рептилий

2) птиц и млекопитающих 4) земноводных и рептилий

А13.Различия в фауне Северной и Южной Америки объясняются:

1) разной степенью влияния естественного отбора

2) плотностью населения

3) различным влиянием полюсов

4) их разобщенностью в течение миллионов лет

А14.Своеобразие флоры и фауны океанических островов иллюстрирует группу доказательств эволюции:

А15.Какие из перечисленных органов являются гомологами легких кошки:

1) крупноячеистые легкие черепахи 3) легочные мешки паука

2) трахеи плавунца 4) жабры беззубки

А16.Какие из перечисленных органов являются аналогами панциря речного рака:

1) панцирь краба 3) покровы гусеницы

2) хитиновый покров паука-крестовика 4) иголки на теле ежа

А17.Сходство насекомых некоторых видов по форме и окраске с сучками или шипами деревьев и кустарников, на которых они живут, относят к факторам приспособленности, называемым:

1) мимикрией 3) демонстрацией

2) маскировкой 4) предупреждением

А18.Мимикрией называется приспособление, позволяющее беззащитному животному:

1) иметь окраску, расчленяющую его тело на фоне естественной обстановки

2) как бы подражать окраской и формой тела другому животному, чем-либо хорошо защищенному

3) по окраске и форме тела иметь сходство с предметами его обычной среды обитания

4) в случае опасности внезапно демонстрировать ранее скрытую яркую окраску

А19.Какие из приспособления к опылению ветром сформировались у растений в процессе эволюции:

1) ярко окрашенный венчик 3) хорошо развиты нектарники

2) цветки с резким запахом 4) пыльники на длинных нитях

А20.Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе – это:

1) охота акул, скатов 3) ночная активность летучих мышей

2) миграция перелетных птиц 4) движение створок раковины моллюска

А21.Родство беспозвоночных и позвоночных можно доказать, если изучить строение:

1) хрящевых рыб 3) костных рыб

2) кольчатых червей 4) ланцетника

А22.Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют:

1) атавизмами 3) рудиментами

2) гомологичными 4) аналогичными

А23.Приспособленность помогает организму выжить только в тех условиях существования, в которых она сформировалась, поэтому приспособленность организмов называют:

1) неполной 3) временной

2) частичной 4) относительной

Часть В

1.Результатом эволюции является:

1) дрейф генов

2) многообразие видов

3) мутационная изменчивость

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды

5) повышение организации живых существ

6) борьба за существование

2.Морфологическими доказательствами эволюции являются:

1) биогенетический закон

2) рудиментарные органы

3) сходство зародышевых форм

4) гомологичные органы

5) аналогичные органы

6) сравнение флоры и фауны континентов

3.Элементарными эволюционными факторами в популяциях являются:

1) мутации

2) изоляция

3) модификационная изменчивость

4) плотность популяции

5) недостаточная приспособленность особей

6) естественный отбор

4.Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует:

Утверждение

Доказательства эволюции

А) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы

1) эмбриологические

Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы

2) сравнительно-анатомические

В) в стаде лошадей возможно появление трёхпалых особей

Г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели

Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

5. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции.

Особенность строения

Виды доказательств

А) развитие хвоста

1) атавизмы

2) рудименты

В) копчик

Г) густой волосяной покров на теле

Д) многососковость

Е) складка мигательной перепонки

6.Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.

Пример

Вид доказательств

А) ходильные конечности рака и ложноножки гусеницы

1) гомологичные органы

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

2) аналогичные органы

В) глаза осьминога и собаки

Г) крылья птицы и стрекозы

Д) ноги бабочки и жука

Е) когти кошки и ногти обезьяны

Часть С

1. (С5) Муха – осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

2.(С4) В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятном условиям зимы в средней полосе России?

3.(С5) Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Ответы к блоку 6.1

Часть А

Часть В



Читайте также: