Животные имеют 5 7 открытых жаберных щелей. Класс хрящевые рыбы

Хрящевые рыбы класс скелет представители строение отличие плавательный пузырь системы признаки органы жаберные крышки характеристика

Латинское название Condrichtityes

Общая характеристика

Сравнительно немногочисленная современная (около 600 видов) группа рыб, в организации которой сочетаются примитивные черты (преимущественно) с чертами прогрессивности.

Скелет Хрящевых рыб пожизненно остается хрящевым. Плечевой пояс конечностей представлен цельной хрящевой дугой, охватывающей тело с боков и снизу.

Кожа хрящевых рыб покрыта наиболее примитивным типом чешуи - плакоидной (реже кожа голая). Жаберных щелей относительно много (5 -7), и каждая щель открывается наружу самостоятельным щелевидным отверстием (исключение составляют плащеносная акула и химеры). Парные плавники расположены горизонтально. Плавательного пузыря нет.

Наряду со сказанным для хрящевых рыб характерны такие прогрессивные признаки, как наличие нервного вещества в крыше переднего мозга, внутреннее осеменение, а у многих видов и живорождение.

Размеры тела хрящевых рыб весьма различны: от 20 см до 15 и даже 20 м. Распространены во всех морях (кроме Каспийского) и океанах, преимущественно в тропических широтах. Некоторые виды заходят в реки. Местами имеют значение в промысловом рыболовстве.

Подразделяются Хрящевые рыбы на два подкласса:

  • Пластинчатожаберные (Elasmobranchii)
  • Цельноголовые, или химеровые (Holocephali).

Подкласс Пластинчатожаберные (Elasmobranchii)

К этому подклассу принадлежат такие хрящевые рыбыакулы и скаты. Для них характерно наличие плакоидной чешуи. Каждое наружное жаберное отверстие открывается на поверхности тела самостоятельно. Есть клоака. В связи с наличием у большинства видов выроста на переднем конце головы, так называемого рострума, ротовое отверстие расположено на нижней стороне головы в виде поперечной щели. Череп чаще гиостилический, реже амфистилический.

Для более детального уяснения черт организации пластинчатожаберных рассмотрим строение акулы.

Внешний вид.

Общая форма тела большинства акул удлиненная, веретенообразная. Спереди голова несет рострум. По бокам головы видны жаберные щели, число которых обычно равно 5 с каждой стороны; лишь у немногих современных акул их бывает до 6-7 (Chlamydoselachidae и Неxanchidae). Позади глаз видны два отверстия, ведущие в глотку. Это так называемые брызгальца, представляющие рудименты жаберных щелей, располагавшихся между челюстной и подъязычной дугами. На нижней поверхности тела у корня хвоста расположена клоака. Хвостовой плавник неравнолопастной. Ось скелета заходит в верхнюю, большую лопасть плавника. Такой тип хвостового плавника носит название гетероцеркального.

Парные конечности представлены грудными и брюшными плавниками, которые расположены горизонтально. У самцов внутренние части брюшных плавников образуют пальцеобразные выросты, служащие копулятивными органами.

Кожные покровы

Эпидермис многослойный с многочисленными железистыми клетками, выделяющими свой секрет на поверхность кожи. Кориум плотный, волокнистый. Кожа покрыта плакоидными чешуями. Последние в схеме представляют пластинку, лежащую в волокнистом слое кожи, и сидящий на этой пластинке зубец; вершина зубца направлена назад. Чешуя развивается в кориуме и состоит из костного вещества остеодентина, близкого к дентину зубов других позвоночных.

Зубец чешуи снаружи покрыт тонким чехликом эмали, являющейся производным одноименной железы, формирующейся при развитии чешуи во внутренних слоях эпидермиса. Чешуя покрывает все тело рыбы и заходит по краям ротовой щели на челюсти. Здесь она более крупная, чем на других частях тела, и выполняет функцию зубов. Это обстоятельство, а также сходство в развитии зубов и плакоидных чешуй подчеркивают их гомологию.

Хрящевые рыбы Скелет

Скелет пожизненно остается хрящевым, хотя в некоторых его участках и наблюдаются отложения известковых солей.

Осевой скелет хрящевых рыб состоит из позвоночного столба и мозговой части черепа. Позвоночник делится только на два отдела: туловищный и хвостовой. Каждый позвонок состоит из тела позвонка, от которого отходят верхние дуги, имеющие вид арки, ограничивающей спинномозговой канал; сверху от этих дуг отходят верхние остистые отростки; от нижнебоковой части тел позвонков отходят нижние дуги, которые в хвостовом отделе позвоночника формируют гемальный канал, а в туловищном они представлены короткими отходящими в стороны поперечными отростками.

Тела позвонков вогнуты спереди и сзади (амфицельные позвонки). В образующихся между телами соседних позвонков полостях сохраняется хорда. Кроме того, хорда сохраняется и внутри тела каждого позвонка, где она лежит в узком отверстии, расположенном в центре тела позвонка.

Причленяющиеся к позвоночнику ребра ограничивают полость тела только сверху и лишь немного с боков.

Мозговой череп состоит из мозговой коробки, капсул органов чувств и рострума. Все капсулы органов чувств парные; они плотно срастаются с основной пластинкой черепа. Формируется хрящевая крыша мозговой коробки, которая, однако, не бывает полной, так как в передней ее части остается большой участок, затянутый перепонкой (передняя фонтанель). Путем врастания в череп первого позвонка формируется затылочный отдел черепа.

Рострум хрящевых рыб состоит из трех палочковидных хрящей, отходящих от передней части черепа

Висцеральный скелет состоит из жаберных дуг, подъязычной дуги и челюстной дуги.

Челюстная дуга слагается из двух парных хрящей. Верхняя пара хрящей, именуемых небноквадратными (palatoquadratum) хрящами, выполняет роль верхней челюсти. Нижняя пара хрящей, выполняющая роль нижней челюсти, называется меккелевыми хрящами (cart, meckeli). У большинства акул небноквадратный хрящ причленяется к мозговому черепу лишь в передней своей части. Задний же отдел этого хряща непосредственно с черепом не связан, а прикрепляется к нему через посредство верхнего элемента подъязычной дуги -гиомандибулярного хряща (гиостилия). Лишь у немногих видов задний отдел небноквадратного хряща присоединяется к черепу непосредственно. Однако и в этом случае гиомандибулярный хрящ сочленяется с небноквадратным хрящом (амфистилия).

Впереди от челюстной дуги расположены две пары маленьких хрящиков, именуемых губными, которые представляют остатки первой и второй висцеральных дуг древних, примитивных позвоночных. Следовательно, челюстная дуга современных акул является не первой, а третьей висцеральной дугой.

Подъязычная, или гиоидная, дуга состоит из парного гиомандибулярного хряща (hyomandibulare), парного гиоидного хряща (hyoideum) и непарного хряща - копулы. Гиомандибулярный хрящ сочленяется с черепом и гиоидом, а также с челюстной дугой. Копула связывает гиоиды левой и правой сторон.

Жаберные дуги, которых обычно бывает пять, состоят из четырех парных хрящей и одного непарного, лежащего на брюшной стороне дуги и связывающего ее левую и правую части. Вдоль заднего края жаберных дуг сидят хрящевые лучи, служащие опорой для межжаберных перегородок.

Скелет конечностей

Скелет парных конечностей хрящевых рыб разделяется на пояс конечностей, лежащий в корпусе тела и служащий опорой конечностей, и на скелет свободной конечности.

Пояс передних конечностей (грудных плавников) представлен хрящевой дугой, лежащей свободно в толще мускулатуры и своей вершиной обращенной к брюшной поверхности. В середине каждой (левой и правой) половины дуги находятся выступы, к которым прикрепляется скелет свободной конечности. Отделы пояса, лежащие кверху от указанного выступа, называются лопаточными, а лежащие книзу - коракоидными.

Скелет самой передней конечности состоит из трех отделов. В основе плавника лежат три хрящика - базалии, причленяющиеся к поясу. К базалиям с одной из сторон прикрепляются палочковидные хрящи - радиалии, располагающиеся в несколько рядов. Такой плавник носит название унисериального (в отличие от бисериального плавника, в котором радиалии располагаются по обе стороны от базалии. Наконец, к радиалиям прикрепляются длинные и тонкие эластоидиновые нити кожного происхождения.

Пояс задних конечностей (брюшных плавников) состоит из непарного хряща, расположенного поперек тела перед клоакой. В скелете самого брюшного плавника имеется только одна или две базалии. Радиалии прикрепляются к их наружному краю.

Скелет непарных плавников состоит из радиалий и эластоидиновых нитей.

Органы пищеварения

Челюсти, ограничивающие ротовое отверстие, несут обычно довольно крупные зубы. Ротовая полость переходит в глотку, прободенную жаберными щелями. В глотку открываются и упомянутые ранее брызгальца, представляющие рудиментарные жаберные щели. Короткий пищевод открывается в дугообразно изогнутый желудок, от которого отходит также короткая тонкая кишка. В брыжейке ее лежит поджелудочная железа. Толстая кишка имеет значительный диаметр и снабжена спиральным клапаном. Последний у акул имеет то же значение, что и у круглоротых. Но в строении его обращают на себя внимание более крутые извивы складки клапана, в связи с чем они образуют большее, чем у круглоротых, число оборотов. Двулопастная печень снабжена желчным пузырем; желчный проток впадает в начальный отдел тонкой кишки.

Как видно, общей морфологической особенностью пищеварительного тракта хрящевых рыб, характеризующей его усложнение, является, во-первых, большая, чем у круглоротых, расчлененность его на отделы и, во-вторых, общее удлинение всего тракта, что связано с образованием изгибов пищеварительной трубки. Напомним, что у круглоротых пищеварительная трубка прямая.

В полости тела, около выпуклой стороны желудка, лежит селезенка.

Органы дыхания

Каждая жаберная щель одним концом открывается в глотку, а другим - самостоятельно на поверхности тела. Жаберные отверстия отграничены друг от друга широкими межжаберными перегородками, в толще которых залегают хрящевые жаберные дуги. Жаберные лепестки сидят на передней и задней стенках жаберных щелей, где они образуют полужабры.

В отличие от круглоротых жаберные лепестки рыб имеют эктодермальное происхождение.

Кровеносная система

Сердце хрящевых рыб двухкамерное, состоящее из предсердия и желудочка. К предсердию прилегает широкий тонкостенный венозный синус, в который вливается венозная кровь. К конечной (по току крови) части желудочка прилегает артериальный конус, являющийся по существу частью желудочка, хотя внешне он выглядит как начало брюшной аорты. Принадлежность артериального конуса к сердцу доказывается наличием в нем (так же как и в остальных частях сердца) поперечнополосатой мускулатуры.

От артериального конуса берет начало брюшная аорта, отдающая к жабрам пять пар жаберных, артериальных дуг. Части дуг до жаберных лепестков называют приносящими жаберными артериями, части же их, идущие от жабр и несущие уже окисленную кровь, именуют выносящими жаберными артериями. Последние впадают в парные продольные сосуды - корни аорты, которые, сливаясь, образуют основной артериальный ствол - спинную аорту, лежащую под позвоночником и снабжающую кровью внутренние органы. Вперед от корней аорты (или от первой пары выносящих жаберных артерий) отходят сонные артерии, несущие кровь к голове.

Венозная кровь от головы собирается в парные яремные вены (иначе называемые передними кардинальными венами). От туловища кровь собирается в парные кардинальные вены, которые на уровне сердца сливаются с яремными венами соответствующей стороны, в результате чего образуются парные кювьеровы протоки, впадающие в венозный синус. Кардинальные вены образуют в почках воротную систему кровообращения. От кишечника кровь поступает по подкишечной вене, которая образует в печени воротную систему кровообращения. Из печени кровь по печеночной вене (часто бывающей парной) изливается в венозный синус.

Нервная система

Головной мозг относительно велик. Нервное вещество на полушариях переднего мозга имеется не только на его дне и боках, но и на крыше мозга. Средний мозг хорошо развит, мозжечок велик.

Головных нервов одиннадцать пар. Они имеют типичные места отхождения и сферу иннервации.

Органы чувств

Обонятельные мешки парные и оканчиваются слепо. Теменного «глаза» нет. Парные глаза имеют типичное для рыб строение: роговица их плоская, хрусталик шарообразный, верхних и нижних век нет. У немногих видов есть мигательная перепонка, могущая затягивать глазное яблоко от нижневнутреннего его края к верхнему. Орган слуха представлен только внутренним ухом - перепончатым лабиринтом. Полукружных каналов три. Боковая линия хорошо выражена. У большинства она представляет канал, лежащий в коже и сообщающийся с наружной средой через довольно часто расположенные отверстия. У примитивных акул (Chlamydoselachus) боковая линия представляет открытый сверху канал - борозду.

Мочеполовые органы.

Органами выделения служат первичные почки - мезонефрос. В качестве их выводных протоков функционирует парный вольфов канал, впадающий в клоаку.

Яичники у большинства парные. Парные яйцеводы (мюллеровы каналы) не соединены с яичниками, а открываются в полость тела в непосредственной близости от них. В верхнем отделе яйцеводов расположены скорлуповые железы. Расширенные нижние отделы яйцеводов открываются в клоаку. Половые и мочевые пути у самок на всем протяжении разделены.

Парные семенники связаны системой канальцев с передними отделами почек. Указанные канальцы проходят через вещество почек и впадают в вольфовы каналы. Таким образом, эти последние служат у самцов не только мочеточниками, но и семяпроводами. Передние отделы почек не обладают выделительной функцией и служат придатками семенников. Только задние отделы почек функционируют как выделительные органы.

Семяпроводы в своем нижнем отделе расширены и образуют тонкостенные семенные пузыри. Оба вольфова канала впадают в мочеполовой синус, который открывается в клоаку.

Классификация Общая характенристика отрядов

Отряд Акулы (Selachoidei)

Форма тела обычно веретенообразная и лишь у немногих видов несколько уплощенная. Жаберные щели открываются на боках передней части туловища. Плавники развиты пропорционально. Многочисленные зубы с острыми вершинами. Размеры тела разнообразные - от 20 см до 15 м (иногда и более). Известно около 10 семейств. Распространены во всех океанах и морях (в Каспийском море отсутствуют). Общее число видов около 250.

Отряд Скаты (Batoidei)

Хрящевые рыбы с уплощенным в спиннобрюшном направлении телом и сильно развитыми грудными плавниками. В связи с уплощением тела жаберные отверстия расположены на брюшной стороне тела. Брызгальца развиты лучше, чем у акул. Лежащие на дне скаты через брызгальца набирают воду для дыхания. Скаты приспособились к малоподвижному придонному образу жизни. Хвостовой плавник - важнейший орган поступательного движения - развит у них очень слабо. Питаются скаты чаще малоподвижными донными животными - моллюсками, ракообразными. Зубы у них обычно тупые, приспособленные к перемалыванию раковин и хитиновых покровов членистоногих.

Дата публикации: 24.10.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Республика Марий Эл

Горномарийский муниципальный район

Конспект открытого урока биологии

в 7 классе по теме:

«Хрящевые рыбы »

Выполнил а учитель

биологии и химии

МБОУ «Октябрьская ООШ»

Якимова Л.В.

Ноябрь 2015г.

Оборудование:

    таблицы "Разнообразие рыб";»Морские рыбы»

    плакат-буклет "Рыбы ";

    физическая карта

    энциклопедия для детей

    книга «Жизнь животных т. 4 Рыбы»

Цели : познакомить учащихся с общей характеристикой класса хрящевые рыбы, с их многообразием и значением,с особенностями отрядов акул, скатов, химерообразных.

Задачи урока:

    Изучить внутренне и внешнее строение хрящевых рыб..

    Расширить знания учащихся о многообразии, систематики и классификации представителей класса Хрящевые рыбы.

    Познакомить со значением класса Хрящевых рыб.

    Продолжить формирование чувства бережного отношения к природе.

    Формировать умения и навыки работать с дополнительной

литературой и создавать презентации

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.(1-2 мин)

Подготовительный этап:

На доске Начерчена таблица: «Отряды Хрящевых рыб». Висят таблицы: «Строение рыб», «Многообразие рыб», «Обитатели моря». Физическая Карта. На партах разложены схемы «Систематика рыб» опорные сигналы, чистые листы.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с представителями класса рыб, с многообразием их особенностями, а заодно узнаем, какие виды рыб водятся в наших водоемах и подлежат охране.

1. Опрос учащихся по ранее изученному материалу.(10 мин).

Но сначала давайте вспомним характерные признаки класса рыб. На ваших партах - опорные сигналы, которые помогут вам составить ответы.

    Фронтальный опрос на тему размножение рыб.

Кто такие рыбы и где они обитают?

Какую форму тела они имеют?

Чем покрыто их тело?

Для чего рыбе плавники, какие?

Для чего им плавательный пузырь?

Какие органы чувств имеют рыбы?

Что такое боковая линия?

Каково значение рыб?

Оценивание ответов учащихся.

Обобщение: рыбы - это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи, конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведении рыб. Всего к классу рыб относится 20 тысяч видов животных.

3. Изучение нового материала.

Историческая справка. Работа с картой

Какая Цель сегодняшнего урока? Дети предлагают ответы.

Правильно. - Познакомиться с признаками представителей класса Хрящевые рыбы.

Работа с классом.2) Какая связь существует между внешним видом и глубиной обитания у рыб?

(Ответ: рыбы, передвигающие в толще воды, обычно имеют веретенообразное, хорошо обтекаемое тело. У рыб, обитающих на большой глубине, лентовидная форма тела (рыба-сабля). Донные рыбы могут иметь плоское, дискообразное тело; цилиндрическое змеевидное тело угрей позволяет им быстро ползать по дну. Обита­тели верхних слоев воды 4) часто имеют темную спину, серебристые бока и брюхо.)

3) Вопрос-суждение .

Почему исследование живого мира всегда было одной из важных сторон деятельности человека?

Предполагаемый ответ. У первобытных людей от этого зависела жизнь. Человеку необходимо было знать, какие организмы можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве средств защиты или для устройства жилья, а какие опасны или ядовиты. К сожалению, сейчас мы изучаем их и для того, чтобы защитить.

Слайд 1 Вводное слово учителя : Тело акул веретенообразное, у них сильный хвост с очень уд­линенной верхней лопастью плавника. У большинства видов голо­ва выдается вперед в виде заостренного рыла, а широкий рот рас­положен па нижней стороне в виде поперечной щели. Жаберных крышек нет. По бокам головы находится ряд жаберных щелей. Глубже, в особых мешках, сидят жабры. Кожа усеяна особыми чешуями в виде мелких, твердых, похожих на кость зерен, иногда с шипами или зубцами, которые делают ее шероховатой. В пасти острые зубы сидят в несколько рядов. Треугольные зубы располагаются в 5-6 , а то и 15 рядов. Общее число зубов достигает несколько сотен, и каждый - острее бритвы. Задние зубы заменяют передние по мере снашивания, как патроны в револьвере. За 10 лет акула может сносить до 24 тысяч зубов. Скелет хрящевой, внутри позвоночника сохраняются остатки хорды. Плавательный пузырь отсутствует. Только у полярной акулы яйца имеют вид икры. У большинства остальных это крупные яйца, содержащие большое количество желтка и одетые крепкой роговой скорлупой. Яйцо имеет вид удлинённой четырехугольной подушки, от углов кото­рой отходят длинные извитые жгуты; ими яйцо закрепляется за во­доросли и в таком виде висит на них, пока из него не вылупится уже сравнительно крупный детеныш. Оплодотворение внутреннее.

Слайд 2Класс Хрящевые рыбы (630 видов) Появились около 300 млн. лет назад. (запись в тетрадь)

Отряд Акулы (250 видов)

Отряд Скаты (350 видов)

Отряд Химеры (30 видов)

Особенности строения хрящевых рыб:

    Скелет хрящевой (часто минерализован)

    Рот - на нижней стороне

    Парные плавники расположены горизонтально

    Морда вытянута - рострум

    Жаберные крышки отсутствуют

    Жабры открываются наружу самостоятельными отверстиями

    Обычно 5-7 пар жаберных щелей

    Плавательного пузыря нет

Внутреннее оплодотворение

Вопрос-суждение .

Каким образом мы можем определить, нуждаются ли животные в охране, успешны ли?

Предполагаемый ответ. В мире живой природы очень просто выясняется успешность организмов - жив, значит успешен.

В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб».

«Отряды Хрящевых рыб».

Название отряда, число видов.

Признаки отряда.

Места обитания.

Представители отряда.

1. Акулы (250)

Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.

Моря и океаны.

Тигровая акула, акула-молот, белая акула.

2.Скаты (350)

Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.

Моря и океаны.

Манта, хвостокол, орляк пятнистый.

3. Химерообразные (30)

Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.

Моря и океаны.

Химера европейская, носатая химера.

Таблица заполняется вместе с учащимися. В процессе заполнения - работа с учебником.

Самостоятельная работа по заполнению таблицы (отряд Химерообразные).

Слайд.3.Отряд Акулы.

А) Особенности внешнего строения:

    Гетероцеркальный (неравнолопастной) хвост

    Кожа покрыта плакоидной чешуей, состоит из дентина, покрытого эмалью

    (на поверхности есть зубец)

    Чешуя покрывает все тело и заходит по краям ротовой щели на челюсти (выполняет функцию зубов)-Шагреневая кожа

    Зубы акул гомологичны плакоидной чешуе

    Зубы растут и меняются всю жизнь. Каждый зуб служит 8-10 дней.

    На сетчатке глаза -пигментные клетки -Глаза акул светятся в темноте

    Веки акул закрываются наверх

Б) Особенности внутреннего строения акул: Когда рыба плывет, вода проникает ей в пасть и происходит дыхательный процесс, сходный с дыхательным процессом людей. Дыхание рыб в принципе ничем не отличается от дыхания прочих позвоночных: кровь поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Мы извлекаем кислород из атмосферы, рыбы извлекают его из воздуха, находящегося в воде. В жаберных щелях находятся жаберные нити, густо пронизанные кровеносными сосудами.

Когда акула открывает рот, чтобы втянуть воду, щели закрываются. Вода омывает жаберные нити, углекислый газ выпускается из крови, а кислород, находящийся в воде, поглощается ею. Помимо жаберных щелей - обычно их бывает от пяти до семи пар, - акулы имеют еще один дыхательный орган - брызгальце. Считается, что функцией брызгалец, расположенных, как правило, над глазами акулы, является дополнительное насыщение кислородом кровеносных сосудов мозга и зрительного аппарата.

Запись в тетради

Слайд 4 Особенности внутреннего строения акул:

    Плавательный пузырь отсутствует, его функции частично выполняет крупная

трехлопастная печень, в которой содержится витамина А в десятки раз

больше, чем печень трески.

    Для поддержания осмотического давления кровь насыщена мочевиной

Кишечник - очень короткий. Спиральный клапан значительно увеличивает

площадь кишечника. Испражнения акул спиральной формы

    Раздельнополые рыбы

    Оплодотворение внутреннее

    Половые протоки впадают в клоаку

    Яйцекладущие, яйцеживородящие, живородящие

    Органы чувств хорошо развиты.

В) Органы чувств акул.

    Акула видит мир в чёрном-белом изображении.

    Достаточно "туга на ухо".

    Зато у неё очень тонкое обоняние.

    Хорошо развитая боковая линия, которая наделяет её "шестым чувством", позволяющим ей улавливать мельчайшие колебания воды.

Благодаря органам боковой линии акула может почувствовать движение большой рыбы на расстоянии до 300 метров.

    В довершении ко всему у акулы на голове есть ещё один орган- так называемые клетки Лоренцини, с помощью которых она ощущает изменения давления, электромагнитной проницаемости и температуры.

Слайд 5-11

Г) Представители отряда Акул: Кархарадон (Большая белая); Мако (Серо-голубая); Китовая; Тигровая; Катран (Колючая); Акула-молот; Морская лисица.

Сообщения учащихся.

Слайд 12 4. Отряд Скаты. Особенности строения

У скатов, как и у акул, хрящевой скелет, по­перечный рот на нижней стороне головы, жаберные щели не имеют крышек. Тело их плоское, сплюснутое сверху вниз, имеет форму то ромбического, то округлого щита. Оно, кажется еще шире за счет грудных плавников - они тянутся по бокам туловища и при основании хвоста переходят в брюшные плавники. Верхняя сторона тела по цвету соответствует грунту, нижняя -

бледная. В противо­положность акулам, скаты передвигаются медленно, волнообразно изгибая свое тело вместе с широкими плавниками, наподобие раз­вевающегося по ветру плаща. У некоторых скатов есть своеобраз­ные орудия защиты. Так, у морского кота при основании хвоста на месте спинного плавника имеется зазубренный шип, выделяющий ядовитую слизь. У электрического ската электрический орган способен давать разряды силой до 80 В. Способ размножения - как у акул, только яйца они погружают в песок. Жаберные щели нахо­дятся на брюшной стороне, поэтому воду для дыхания они наби­рают через брызгальце, чтобы не засорять жабры песком. Некото­рые скаты живут в толще воды, питаясь мелкой рыбой. Таковы скаты-орляки, мобулы и манты (морские дьяволы). Манты - самые крупные скаты, ширина диска достигает 6,6 м, а масса - 2 т. Манты рожают крупных детенышей, которых в яйцеводах мать долго вскармливает питательной

жидкостью. Скаты обитают на дне морей, имеют округлое тело, но не имеют плакоидных чешуй и шипов. Скаты-орляки прекрасно плавают и питаются не только донными животными, но и пелагическими. Электрические органы скатов расположены по бокам головы. Напряжение при разряде может достигать 60-300 вольт при силе тока до 5 ампер. Скаты яйцеживородящи или живородящи. Гигантская манта (или морской дьявол) достигает в диаметра 7 м и массы 2 т. Мясо акул и скатов вполне съедобно. Акулы служат объектом промысла, кожа крупных видов используется в кожевенном производстве. Из печени акул получают технический рыбий жир.

Запись в тетрадь :1) Особенности строения скатов.

    Глаза на верхней стороне головы

    Хвост в виде тонкого хлыста

    Многие имеют шипы

    Рот и жаберные щели расположены на брюшной стороне

    Донные рыбы

(Сообщения учащихся)

Слайды13

2) Представители отряда Скаты:Манта; Хвостокол(Морской черт); Пилорыл; Орляк пятнистый; Обыкновенный электрический скат

Слайд 14. 5. Отряд Химеры - Плохо изученная группа рыб. Тоже хрящевые рыбы, но у них нет клоаки и брыз­галец, жаберные щели прикрыты, как у высших рыб, крышкой -выростом кожи, верхняя челюсть срастается с мозговой коробкой. Питаются моллюсками, разгрызая их уплощенными зубами.

Особенности животных отряда Химер

    Есть жаберная крышка

    Отсутствуют клоака и брызгальца

    Верхняя челюсть срастается с мозговой коробкой

III. Обобщение, вывод:

Представители класса Хрящевые рыбы обитают в морях и океанах, имеют разнообразную форму тела, хрящевой скелет,5 - 7 жаберных щелей, у них отсутствует плавательный пузырь (записи в тетрадях).

Вопрос-суждение .

Каким образом мы можем конкретизировать значение биологических знаний в современном обществе и лично для вас, учеников? Что изменится, если у вас будут эти знания?

Предполагаемый ответ.

На современном этапе - основа для бионики, кибернетики; сохранение целостности биосферы.

Запись в тетрадях Значение Хрящевых рыб:

Звено в цепи питания
- употребление в пищу (акульи плавники, печень - витамин А, акульи яйца)
- изделия из кожи акул (сумочки, дорогая обувь, бумажники)
- эстетическое
- опасность для человека

Дубленая кожа - шагрени, кожа как наждачная бумага.

Делают напильники

Сообщение учащегося.

IV. Подведение итогов урока

V. Закрепление изученного.

Рефлексия.

Какие моменты урока вам запомнились больше всего?

1) Какое строение имеет акула?

2) Чем скат отличается от акулы и что у него с ней общего?

3) Все ли акулы опасны для человека?

4) Каким образом вы будете себя вести в водной среде (в водоеме - озере, в реке) чтобы не утонуть?

Предполагаемый ответ

Как скаты - лечь на воду горизонтально, вода вытолкнет нас;

Как акулы - двигаться.

Слайд.15 Составим синквейн по отрядам .

1 понятие (одно слово) - акулы

2 прилагательное 2 слова - торпедообразные, опасные

3.глагол - пожирают, плавают,нападают.

4. предложение (из 4 -х слов) акулы часто нападают на людей.

5. существительное (одно слово)- хищники.

Фронтальный опрос.
1) Какие хрящевые рыбы вам известны?
2) Какие признаки объединяют акул, скатов, химер? ,
3) Как размножаются хрящевые рыбы?
2. Индивидуальный опрос.
КАРТОЧКА № 1
У каких рыб кожа такая шершавая, что из нее можно делать напильники?
(Ответ: из кожи акул жители островов Тихого океана делают напильники, которыми можно полировать дерево и даже мрамор.)
КАРТОЧКА № 3
Как часто размножаются акулы и скаты, и насколько велик размер их потомства?
(Ответ: большинство этих рыб размножаются один раз в год, а крупные виды - реже. Полярная акула, длина которой 8 м, откладывает 500 некрупных яиц. Наиболее многочисленное потомство вынашивает тигровая акула - 80 детенышей, а акула-молот - 40 акулят

Хрящевые - скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными

отверстиями, плавательного пузыря нет.

Акулы - удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами.

Скаты - тело уплощено в спино-брюшном направлении, донные, жаберные щели на брюшной стороне. Манты - самые крупные скаты, ширина - 7 м, масса - 2 т.

Обобщение, вывод: представители класса Хрящевые и Костные рыбы обитают в морях и океанах, имеют разнообразную форму тела, хрящевой скелет,5 - 7 жаберных щелей, у них отсутствует плавательный пузырь (записи в тетрадях).

Домашнее задание:

    Изучите с 182-183 учебника.

    Ответить на вопросы № 9, 10, 12 (у); с. 184; словарная работа с.185 (у).

Синквейн по отрядам скаты и химеры.

Литература

Урок по программе, разработанной коллективом авторов под руководством В.В.Латюшин В.А.Шапкин.2001г.

Энциклопедия для детей.М.»Аванта +» 1994.

«Жизнь животных т.4 Рыбы»

ТЕСТИРОВАНИЕ

Задание №2

Сегодня поговорим о многочисленной группе животных – жителей водной среды – рыбах.

Это обширная группа животных, составляющая по разным оценкам от 25 до 30 тысяч видов. Все они относятся к челюстноротым с жаберным типом дыхания на всех этапах развития. Обитают во всех во всех водоёмах мира как с пресной, так и с солёной водой.

Делятся на несколько классов по особенностям строения в связи с временем происхождения. Наиболее древними по происхождению являются представители класса хрящевых рыб.

Класс Хрящевые рыбы. Их осталось совсем немного, примерно 800 ныне живущих видов. Однако они хорошо известны. Это рыбы с хрящевым скелетом. У них нет кожных костей, чешуя плакоидная, с зубовидными шипиками. Надо отметить особо, что из этих же зачатков на челюстях образуются зубы.

Великолепным представителем этого класса являются акулы. Эти удивительные создания великолепно приспособлены к жизни в своей стихии. Отметим особенности их строения.

1. Имеют 5-7 жаберных щелей с каждой стороны (ничем не прикрытых) и хорошо развитые брызгальца, расположенные за глазами. За щелями расположены жабры, состоящие из жаберных дуг, на которых находятся жаберные лепестки. Акулы постоянно плавают с открытой пастью, чтобы обеспечить непрерывный ток воды, содержащей растворённый в воде кислород. Вода входит в ротовое отверстие и выходит через жаберные щели, омывая при этом жаберные лепестки. Именно так осуществляется газообмен.

2. Дыхательная система тесно связана с кровеносной. Здесь имеется один круг кровообращения. Двухкамерное сердце, состоящее из одного предсердия и одного желудочка, заполняемых венозной кровью.

3. Локомоция рыб (движение). У любого процветающего вида мы находим множество адаптаций к условиям среды, и рыбы не являются исключением. Тело у них имеет обтекаемую форму, заострено с обоих концов. Благодаря этому поток воды легко огибает тело, сводя сопротивление практически на нет. У рыб нет выступающих частей тела, за исключением плавников. Акула тяжелее морской воды потому, что не имеет плавательного пузыря, и если она остановится, то начнёт опускаться на дно (попросту тонуть). Чтобы этого не произошло, парные грудные и брюшные плавники работают как гидрокрылья. Они могут поворачиваться под различным углом к длинной оси тела, когда рыбе нужно подниматься или опускаться в толще воды. У акулы гетероцеркальный хвостовой плавник – его спинная лопасть больше брюшной.

4. Пищеварительная система в норме состоит из глотки. Она открывается в пищевод и далее в желудок. Желудок открывается в кишечник, который подразделяется на тонкую и толстую кишки. Анальное отверстие вместе с мочеполовым часто открывается в клоаку. Хорошо развиты пищеварительные железы: поджелудочная и печень.

5. Выделительная система рыб представлена средней почкой – двумя лентами по бокам позвоночника, тянущимися вдоль полости тела. В них венозная кровь отдаёт продукты распада. Моча собирается в парных мочеточниках, которые общим отверстием открываются в клоаку. У самцов часто половые и мочевые органы имеют общий выводной проток.

6. Акулы раздельнополы . Среди них есть яйцекладущие и живородящие.

Скаты похожи на акул, но их тело уплощено в спинно-брюшном направлении. Это обычно донные рыбы. Жаберные щели у них переместились на брюшную сторону, поэтому воду для дыхания они набирают через брызгальца, чтобы не засорять жабры песком. Пилорылые скаты (рыбы-пилы) вторично приобрели акуловидную форму, но жабры их остались на нижней поверхности головы. Как и акулы, скаты могут быть яйцекладущими и живородящими. Они питаются донными организмами и рыбой. У скатов - хвостоколов у основания хвоста имеется длинная кинжаловидная игла (32 – 35 см), нередко зазубренная, с бороздкой, выделяющей яд. Ударом хвоста скат может проколоть кожаный сапог. Их уколы часто приводят к смерти. На островах Океании в старину из игл этих животных делали наконечники копий.

Другие скаты – электрические имеют по бокам тела электрические органы. Они представляют собой видоизменённые мышцы, которые могут генерировать разряд до 220 В. Таким ударом скат убивает добычу, обычно мелких рыб, и может оглушить нечаянно прикоснувшегося к нему человека.

Некоторые скаты оторвались от дна и перешли к жизни в толще воды. Каждый знает манту - самого крупного ската. Ширина его дисковидного тела достигает 6,5 м, а масса тела до 2 т. Когда они плывут, то кажется, что скорее летят, взмахивая плавниками, как птицы крыльями. Могут иногда вылетать из воды. Рождают довольно крупных детёнышей, которых в яйцеводах мать долгое время выкармливает питательной жидкостью.


Класс Костных рыб. Это самый большой класс (свыше 20 тыс видов). В скелете у них появляется костная ткань, образованная костеобразующими клетками. Жабры покрыты жаберными крышками, вместо плакоидной имеется костная чешуя.

С особенностями внешнего строения предлагаю познакомиться подробнее, выполнив виртуальную лабораторную работу на сайте http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=160:2009-08-23-11-44-36&catid=42:7&Itemid=103 .

Во внутреннем строении этой обширной группы тоже происходят изменения.

1. Нервная система представлена головным мозгом, состоящим из пяти отделов, и спинным мозгом. Головной мозг невелик по размерам, наиболее развиты средний мозг и мозжечок, что связано с точной координацией движений. Из органов чувств лучше всего развит орган вкуса. Вкусовые почки расположены не только в ротовой полости, но и разбросаны по многим участкам тела в наружном слое кожи. Это позволяет проходным рыбам, например, лососям, ориентируясь на химический состав воды, находить пресноводные источники, в которых они появились на свет.

2. Пищеварительная система устроена различно в зависимости от характера пищи. У большинства видов ротовая полость вооружена коническими одновершинными зубами. Ротовая полость не отграничена от глотки, ведущей в короткий пищевод. Желудок разнообразной формы и размеров, у некоторых развит очень слабо. У глубоководных хищников, вынужденных часто и подолгу голодать в ожидании добычи, желудок может растягиваться до таких размеров, что добыча может и не поместиться внутри организма. Тогда желудок оказывается растянутым настолько, что висит под телом рыбы. Кишечник слабо дифференцирован. Печень снабжена желчным пузыпём. Поджелудочная железа в виде мелких долек разбросана по брыжейке.

Есть плавательный пузырь.

Прошу вас выполнить следующие задания и ответить на вопросы.

1. Опишите кратко как взаимодействуют дыхательная и кровеносная системы рыб.

2. В чём заключается примитивность строения хрящевых рыб?

shkolo.ru/klass-hryashhevyie-ryibyi/ Материалы найдёте на этом сайте .

3. Откуда берётся плавательный пузырь? Какова его функция? У всех ли рыб он имеет одинаковое строение?

Вариант 1

2. Установите соответствие между процессами жизнедеятельности и животными, у которых эти процессы происходят .

3. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным

1) трёхслойное строение тела

2) двусторонняя симметрия

3) двухслойное строение тела

4) в цикле развития присутствует стадия полипа

6) тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

5. Выбрать три утверждения из шести предложенных. Признаками насекомых являются

1) дыхание растворённым в воде кислородом

2) деление тела на головогрудь и брюшко

3) трахейное дыхание

4) одна пара сложных (фасеточных) глаз

5) четыре пары ходильных конечностей

6) деление тела на голову, грудь и брюшко

6. У насекомых с неполным превращением

1) три стадии развития

2) внешнее оплодотворение

3) личинка похожа на кольчатого червя

4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым

6) личинка превращается во взрослое насекомое

7. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

8. Какие из приведенных животных имеют мантию и мантийную полость?

1) Скорпион 2) Каракатица

3) Беззубка 4) Дождевой червь

5) Виноградная улитка 6) Планария

9. Установите соответствие между признаками животных типа Хордовые и классом, которому относится этот признак: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

10. . К костным рыбам относятся:

1. акулы 2. осетры

3. стерляди 4. скаты

5. ланцетники 6. сазаны

11. Каковы особенности органов кровообращения и дыхания земноводных?

1) сердце трёхкамерное без перегородки в желудочке,

2) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке,

3) один круг кровообращения,

4) два круга кровообращения,

5) на всех стадиях развития дышат с помощью лёгких,

12. Соотнесите признаки животных с классами, для которых этот признак характерен – земноводными (1) либо пресмыкающимися (2)

А) оплодотворение внутреннее

Б) оплодотворение у большинства видов наружное

В) непрямое развитие

Г) размножение и развитие происходит на суше

Д) тонкая кожа, покрытая слизью

Е) яйца с большим запасом питательных веществ

13 . . Установите соответствие между признаками и классами позвоночных животных, для которых они характерны.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

14. Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих .

1) плацента,

2) появление второго круга кровообращения,

3) появление потовых, сальных, слюнных и млечных желез,

4) прикреплённость к месту обитания,

5) связь с водой,

6) дифференциация зубов.

15. . Выберите организмы, у которых органы выделения представлены почками.

1) речной рак 2) дождевой червь

3) рыба 4) пчела

5) ящерица 6) лягушка

16. Киты, как и другие млекопитающие :

1) дышат кислородом воздуха,

2) дышат кислородом, растворённым в воде,

3) имеют обтекаемую форму тела,

4) имеют четырёхкамерное сердце,

5) передвигаются с помощью ласт и хвостового плавника,

6) обладают постоянной температурой тела и интенсивным обменом веществ.

17. Установите соответствие между признаком и классом хордовых животных, для представителей которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК

КЛАСС

А) отсутствие зубов

больших полушарий

1) Млекопитающие

2) Птицы

18. У :

19. Установите соответствие между названием животного и отрядом.

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО

ОТРЯД

А) Лошадь Пржевальского

Б) Носорог

В) Жираф

Г) Корова

Д) Тапир

Е) Олень

1) непарнокопытные

2) парнокопытные

20. Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела.

ЖИВОТНОЕ

ОСОБЕННОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

А) домовый воробей

Б) прыткая ящерица

В) обыкновенный дельфин

Г) нильский крокодил

Д) обыкновенный тритон

Е) обыкновенный крот

1) постоянная

2) непостоянная

Контрольная работа за курс 8 класса

Вариант 2

1. Какие признаки характерны для животных?

1) по способу питания – автотрофы

2) питаются готовыми органическими веществами

3) большинство активно передвигаются

4) большинство практически неподвижны

5) по способу питания – гетеротрофы

6) клетки имеют хлоропласты и оболочку из клетчатки

2. Установите соответствие между особенностями строения простейшего и его видом.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

3. Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и разными кишечнополостными, для которых эти особенности характерны

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) не есть сырое, плохо проваренное или прожаренное мясо

Б) не пить сырую воду из водоёмов, не есть щавель, дикий лук с сырых лугов

В) не есть немытые сырые фрукты и овощи

Г) защищать продукты питания от мух

Д) не грызть ногти

5.Паук крестовик относится к классу паукообразных, так как у него

1) тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка

2) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

3) на голове нет усиков

4) на голове одна пара усиков

5) три пары ног

6) четыре пары ног

6. У насекомых с полным превращением

1) три стадии развития

2) четыре стадии развития

3) личинка похожа на взрослое насекомое

4) личинка непохожа на взрослое насекомое

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) во взрослое насекомое превращается личинка

7. . Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак характерен .

ПРИЗНАК

КЛАСС ЖИВОТНОГО

А) предварительное переваривание пищи вне организма

Б) разделение тела на головогрудь и брюшко

В) глаза простые, от двух до восьми пар

Г) наличие одной пары усиков на голове

Д) наличие трёх пар конечностей на груди

Е) глаза фасеточные, сложного строения

1) Паукообразные

2) Насекомые

8. Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела.

ЖИВОТНОЕ

ОСОБЕННОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

А) домовый воробей

Б) прыткая ящерица

В) обыкновенный дельфин

Г) нильский крокодил

Д) обыкновенный тритон

Е) обыкновенный крот

1) постоянная

2) непостоянная

9 . Установите соответствие между признаками животных и классами, для которых эти признаки характерны .

ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ

ОТДЕЛЫ

А) отсутствие плавательного пузыря

Б) жабры открываются наружу жаберными щелями

В) для некоторых видов характерны миграции во время нереста

Г) жабры прикрыты жаберными крышками

Д) как правило, есть плавательный пузырь

Е) широко распространены в океанах, морях, реках, озёрах

1) Хрящевые рыбы

2) Костные рыбы

10. . К хрящевым рыбам относятся:

1. акулы 2. осетры

3. стерляди 4. скаты

5. ланцетники 6. сазаны

11 . Выберите три правильных ответа из шести. Для земноводных, в отличие от пресмыкающихся, характерно

1) внутреннее оплодотворение

2) наружное оплодотворение

3) откладывание яиц в воду

4) размножение на суше

5) развитие с метаморфозом

6) развитие без превращения

12. Каких животных относят к классу пресмыкающихся?

1) обыкновенная гадюка 2) прудовая лягушка

3) обыкновенный тритон 4) нильский крокодил

5) серая жаба 6) живородящая ящерица

13 . Установите соответствие между характеристиками и классами животных.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

14. Млекопитающие отличаются от пресмыкающихся наличием следующих признаков:

1) волосяной покров 2) трёхкамерное сердце

3) потовые железы 4) развитие плаценты

5) кожа сухая 6) непостоянная температура тела

15. Для каждого животного выберите температуру тела – постоянная (1) или непостоянная (2):

А) Речной окунь Б) Голубая акула

В) Заяц–беляк Г) Серая жаба

Д) Большая синица Е) Гренландский тюлень

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО

ОТРЯД

А) Лошадь Пржевальского

Б) Носорог

В) Жираф

Г) Корова

Д) Тапир

Е) Олень

1) непарнокопытные

2) парнокопытные

17. Установите соответствие между особенностями строения животных и группами, к которым их относят в зависимости от вида потребляемой пищи.

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

А) хорошо развиты клыки,

Б) клыки отсутствуют,

В) слепая кишка короткая или редуцирована,

Г) желудок имеет несколько отделов,

Д) кишечник во много раз длиннее тела,

Е) однокамерный железистый желудок.

1) травоядный

2) хищник

А) отсутствие зубов

Б) участие кожи в теплорегуляции

В) участие в дыхании воздушных мешков

Г) альвеолярное строение лёгких

Д) заполнение костных полостей воздухом

Е) наличие извилин и борозд в коре

больших полушарий

1) Млекопитающие

2) Птицы

19. У становите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца – (1) трёхкамерное без перегородки в желудочке, (2) трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке или (3) четырёхкамерное :

А) прыткая ящерица Б) обыкновенный тритон

В) озёрная лягушка Г) синий кит

Д) серая крыса Е) сокол сапсан

20. Выберите признаки, являющиеся общими для членистоногих и моллюск о в.

1. лучевая симметрия тела

2. двусторонняя симметрия тела

3. трехслойное строение тела

4. сегментация тела

5. хитиновый покров

6. незамкнутая кровеносная система




Читайте также: