«Актуальные проблемы развития Евросоюза. Современные проблемы ес и еврозоны

Европейский Союз объединяет 27 стран Европы, является влиятельным участником мирового сообщества, на сегодняшний день, и одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти четверть мировой торговли, это также крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся странам. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира (по официальным данным всего в мире насчитывается 240 стран, а по неофициальным данным 195 стран). Место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС — это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики.

Евросоюз — это исключительный пример успешной экономической интеграции. Изначально европейская экономическая интеграция строилась на единстве двух элементов: либерализации торговли и либерализации рыночных отношений между странами-членами ЕС. Однако, как показала практика, для создания единого рынка товаров этих двух компонентов недостаточно. Необходима гармонизация национальных внешнеторговых политик в части снятия барьеров во взаимной торговле и выработки единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. Эффект от принятых мер был впечатляющим: торговля внутри Союза удвоилась, по сравнению с тем, что могло бы быть при отсутствии интеграции.

Таким образом, развитие международной торговли как между странами-членами ЕС, так и между третьими странами является приоритетной стратегической задачей, которая прослеживается во всех принимаемых на национальном и наднациональном уровнях решениях. Поэтому не удивительно, что основной формой свободных экономических зон на территории ЕС являются зоны свободной торговли.

Но при этом Евросоюз не обошли стороной и некоторые проблемы. Прежде всего, это проблемы, связанные с присоединением к ЕС стран Центральной и Восточной Европы.

Целью данной работы является выявление основных проблем Евросоюза и тенденций его дальнейшего развития.

Глава 1. Современные тенденции развития экономики ЕС

Углубление процесса экономической интеграции и либерализации экономической политики в рамках европейской социально-экономической модели

Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно выделить: гармоническое развитие экономических институтов; стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение; повышение уровня жизни; высокий уровень занятости; экономическая и валютная стабильность. Эти общие экономические реалии касаются всех Сообществ и Объединений внутри Союза.

Валютное единство является одной из высоких стадий экономической интеграции. Ступень, определяемая как валютное и экономическое единство, открывает путь в сторону политического единства, которое является конечной стадией. Валютное единство обеспечивает либерализацию не только товаров и услуг, но и многих других факторов. Одновременно для государств-членов ЕС необходимо образование единой экономической политики.

С целью обеспечения единства в налогово-бюджетной политике, отсутствие которого рассматривается как основная причина кризиса евро, Европейский союз подписал «Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе», а также образовал «Европейский механизм стабильности» и «Европейский фонд финансовой стабильности». Вышеназванный договор был подписан 25-ью странами- членами из 27-ми. Великобритания и Чехия не подписали договор, поскольку посчитали его противоречащим их собственным экономическим интересам.

Подписание соглашений о свободной торговле с другими партнерами является одним из ключевых элементов европейской стратегии экономического роста.

Сегодня крупнейшие зоны свободной торговли функционируют на территории Германии (Гамбург, Киль, Куксхафен, Эмден, Бременхафен), Дании (Копенгаген), Австрии (Линц, Грац, Зольбад-Халль, Вена), Греции (Салоники и Пирей), Финляндии (Ханко, Хельсинки и Турку). Меньшие по размеру ЗСТ существуют практически в каждой стране-члене ЕС, что еще раз подтверждает, что развитие торговли является приоритетным направлением развития ЕС, а также свидетельствует о доходах и других выгодах, предоставляемых одной из самых простых форм СЭЗ как для государства, так и для частного капитала.

ЗСТ ЕС основываются на полном или частичном отсутствии таможенных пошлин и налогов, льготном режиме ввоза, вывоза и реэкспорта товаров. На их территории разрешено производить погрузочно-разгрузочные операции, складирование, сортировку, маркировку и хранение товаров, заниматься выставочной деятельностью, ремонтом судов, продажей товаров. Таким образом, во многих из них осуществляется производственная деятельность — в основном обработка импортных товаров для целей реэкспорта. Однако в ряде ЗСТ действуют особые исторические привилегии, позволяющие осуществлять производственную деятельность, ориентированную на внутренний рынок, используя все преимущества ЗСТ. Такие зоны так же явяляются примером либерализации торговли в ЕС.

Более того, в следующем, 2014, году Европа и США намерены начать переговоры о свободной торговле с целью существенной либерализации торговых отношений. По мнению европейских и американских чиновников, либерализация трансатлантической торговли может послужить импульсом либерализации торговли в глобальном масштабе и стимулом для усиления многосторонней торговой системы в лице ВТО.

Идеи свободной торговли между мировыми гигантами в той или иной форме выдвигались и ранее. Между США и ЕС существует большое число двусторонних соглашений, регламентирующих вопросы содействия торговле. В последнее время за подписание соглашения все чаще стали высказываться предприниматели обеих сторон. По оценкам Еврокомиссии, устранение барьеров в автомобильной отрасли, которая составляет крупнейший сектор двусторонней торговли, может привести к снижению издержек для обеих сторон на 15 процентов. Компании по обе стороны Атлантики хотели бы видеть соглашение, которое позволило бы не осуществлять в США проверку на соответствие техническим стандартам и требованиям безопасности автомобилей, прошедших подобную сертификацию в Европе. Небольшие компании - производители бытовой техники, систем освещения и электромонтажного оборудования - также жалуются на чрезмерно высокую стоимость сертификации продукции с учетом различных требований в Европе и Соединенных Штатах, что делает экспорт практически невозможным. Безусловно, сертификация товаров - крайне важная, но не единственная проблема двусторонних отношений. Еврокомиссия заинтересована в самом широком покрытии соглашения о ЗСТ, включая регулирование торговли в сфере услуг и доступа к госзаказу. В то же время, анализируя состояние двусторонней торговли и торговых споров, можно предположить, что такие сферы, как сельское хозяйство и авиапром, могут стать изъятиями из договора.

Параллельно с обсуждением вопросов расширения взаимодействия с США, ЕС готовит переговоры о ЗСТ с Японией. «Сделка» с Японией является одним из нескольких двусторонних торговых соглашений, решение о которых принято на фоне растущего осознания того, переговоры Доха-раунда, направленные на достижение глобальной либерализации в рамках Всемирной торговой организации, вряд ли увенчаются успехом.

Пересмотр системы торговых преференций ЕС обусловил актуальность активных переговоров с развивающимися странами. В частности, важное значение придается формированию ЗСТ с Таиландом, который может стать центром торговых и инвестиционных связей ЕС в АСЕАН.

Специфика осуществления денежно-кредитной и валютной политики в Европейском Союзе

Сфера осуществления денежно-кредитной и валютной политики является одним из направлений интеграции стран Европейского Союза, история которой имеет свои особенности. Интеграция в этой сфере имеет различные направления, обусловленные природой и содержанием общественных соотношений, не только составляющих эту политику, но и являющихся объектом ее воздействия. Венцом европейской интеграции в указанных направлениях стал Экономический и валютной союз (далее также — ЭВС), который и определяет специфику осуществления денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Территориально зона обращения евро как законного платежного средства (зона евро) в настоящее время не совпадает с территорией Европейского Союз («Евроземлей», «Euroland»), что, естественно, влияет на характеристику специфики денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Допуская к обороту на внутреннем рынке иностранную валюту, государство тем самым ставит свои возможности по воздействию на денежный оборот (свои возможности по осуществлению денежно-кредитной и валютной политики) в зависимость от действий в соответствующей сфере носителя основы денежного суверенитета, выпустившего соответствующую валюту. Меры денежно-кредитной и валютной политики последнего будут оказывать непосредственное влияние на денежное обращение государства, в котором функционирует механизм долларизации, основанный на соответствующей иностранной валюте. То есть денежно-кредитная и валютная политика государства- эмитента этой валюты становится фактором, определяющим денежно-кредитную и валютную политику государства, использующего ее в своем денежном обороте.

Государства-члены с изъятиями не принимают непосредственного участия в осуществлении денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза, но имеют возможность косвенно влиять на эту политику с правовой точки зрения даже не столько как члены Европейского Союза, а как равноправные с Европейским Союзом участники валютной группировки.

Таким образом, специфика денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза заключается, с одной стороны, в функционировании европейского валютного союза, а с другой, в тесном сотрудничестве Европейского Союза как самостоятельного носителя основы денежного суверенитета с государствами-членами, не входящими в зону евро. Причем отмеченные выше особенности не только находят свое отражение в статусе евро как единой валюты (то есть в эмиссионном праве), в статусе органов, реализующих денежный суверенитета Европейского Союза, а также в финансовых основах его реализации, но и дают основание с высокой долей уверенности заключить, что реализация денежного суверенитета Европейским Союзом связана с формированием комплекса норм, обладающих основными характеристиками норм внутригосударственного (национального), а не международного правопорядка.

Глава 2. Проблемы развития экономики ЕС

Общеэкономические проблемы

Зона евро — объединение 17 стран Европы, использующих единую валюту — совсем недавно и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом подверглась весьма серьезному испытанию, которое обнажило некоторые слабые стороны и противоречия европейской валюты, способные при определенных условиях создать весьма значительные проблемы для ее функционирования и процессов дальнейшей экспансии в мировом экономическом пространстве.

Речь идет о том, что государственный долг некоторых стран Зоны вышел за пределы, которые являются приемлемыми. В результате возникла угроза их дефолта, что не могло не отразиться в негативном плане на отношении субъектов мировой хозяйственной деятельности к единой европейской валюте. Наметилась тенденция падения евро. Чтобы она не превратилась в обрушение валюты, надо было предпринять какие-то меры. В СМИ, а также на уровне высших чиновников аппарата Евросоюза, в правительственных кругах стран Запада началось обсуждение вариантов выхода из кризиса. Разброс мнений был достаточно широк. В том числе заговорили о возможных формах дезинтеграции Зоны: исключении из объединения экономически слабых стран, выходе из него государств-лидеров Западной Европы и даже о роспуске Зоны и возвращении стран-членов к национальным валютам.

Функционирование единой валюты усиливает конкуренцию между компаниями стран Зоны, делает ее более жесткой и разрушительной, поскольку упраздняет саму возможность применения более слабыми в экономическом отношении государствами защитной валютной политики на основе снижения реального курса национальной валюты. В силу особенностей единой монетарной политики эти государства лишаются также возможностей самостоятельно оперировать инструментами денежно-кредитной политики, в частности поддерживать в зависимости от необходимости и конъюнктуры национальные предприятия кредитными ресурсами за счет расширения рефинансирования экономики. И то, и другое является предпосылкой для нарастания финансовых трудностей слабых в конкурентном отношении государств.

Слабость Еврозоны состоит в том, что здесь и первое, и второе условие в полной мере не соблюдается. Взаимодополняемость производств и высокая конкурентоспособность присущи в большой степени высоко развитым странам Западной Европы, экономическая интеграция которых началась довольно давно, после второй мировой войны, и осуществлялась поэтапно от простых форм к более сложным, что позволило постепенно адаптировать их национальные хозяйства друг к другу. Что касается стран, относительно недавно присоединившихся к европейским интеграционным процессам (к таким государствам можно отнести Грецию, Португалию, Испанию, а также практически все страны Центральной и частично Восточной Европы, входившие прежде в советский блок), то они, во-первых, имеют по сравнению со странами-лидерами Евросоюза низкий уровень конкурентоспособности, а во-вторых, не смогли пока занять (за некоторыми исключениями) достойного места в системе европейского разделения труда.

Иными словами, в Евросоюз, а затем и зону евро принимаются страны, экономика которых здесь подвергается значительным шоковым воздействиям, а сами эти страны становятся в известном смысле потенциальными кандидатами на дефолт.

Не способствует также решению проблем периферии Зоны и современная конъюнктура на мировых рынках капитала. Движение производительного капитала сегодня в большей степени ориентировано на вложения в быстро расширяющиеся экономики развивающихся стран, обеспечивающих низкие издержки при производстве довольно качественной, а теперь уже и высокотехнологической продукции. Не последнюю роль в этом играет относительно низкая стоимость рабочей силы в странах с развивающимися рынками. Что касается Еврозоны, то даже ее периферийная часть в основном не способна конкурировать в привлечении таких инвестиций. Во-первых, из-за сложившихся здесь довольно высоких стандартов уровня жизни, а во-вторых, по причине завышенного курса евро, который делает расходы иностранных инвесторов в европейской валюте, связанные с капитальными вложениями, более обременительными.

Проблемы, обусловленные вступлением в ЕС ряда стран центральной и восточной Европы

Вступление государств Восточной Европы в Евросоюз породило достаточно сильную дивергенцию (то есть увеличение различий между странами-членами, прежде всего по экономическим аспектам), которая значительно осложняет процессы углубления интеграции. Среди тех проблем, к которым привело включение постсоциалистических стран в ЕС, можно выделить следующие: необходимость для государств Запада привлекать дополнительные финансовые средства для сокращения контрастов между членами Союза, уменьшение количества рабочих мест в западно-европейских странах из- за переноса многих производств в страны ЦВЕ, утечка инвестиций сверх допустимого уровня вследствие более низких налогов и другие. Во время мирового финансового кризиса страны ЦВЕ также оказались дополнительной статьей расходов для бюджета Евросоюза.

Также многие жители Западной Европы придерживаются мнения, что успех интеграции экономик стран ЦВЕ в ЕС состоялся за их счет. Например, по их мнению, дешевый экспорт из Словакии и Польши вытесняет с рынка голландские и французские товары. Однако результаты исследований утверждают другое. Экономисты из Osteuropa- Institut (Мюнхен), провели анализ влияния торговли и ПИИ на экономику ЕС и пришли к следующим выводам: так как у стран Западный Европы всегда было положительное сальдо торгового баланса со странами ЦВЕ, то влияние интеграции в сфере торговли можно рассматривать как позитивное.

После вступления в ЕС многие страны ЦВЕ с трудом входили в единое европейское социальное пространство. В частности. Польша первоначально выговорила для себя существенные уступки в данном вопросе. Однако, несмотря на серьезные различия между европейскими странами и существующие до сих пор региональные дисбалансы, все государства-члены ЕС декларируют стремление соответствовать Европейской социальной модели, которая, в свою очередь, постоянно совершенствуется и отражает изменения, происходящие в обществе.

Расширение на Восток провоцирует проблемы, связанные с миграцией: как с легальной, так и нелегальной.

В целом, число трудовых мигрантов из «новых» восьми стран ЕС выросло примерно с 1 миллиона человек в 2004 году (0,3% от общего числа жителей ЕС) до примерно 2,3 миллиона в 2010 году (0,6%). При этом в конце 2010 года в 15 «старых» странах ЕС работало около 19 миллионов нерезидентов Евросоюза (немногим менее 5% всего населения). Комиссия ЕС считает, что число работников из восьми «новых» стран- членов, находящихся в 15 «старых» государствах Евросоюза, вырастет до 3,3 миллиона человек в 2015 году и до 3,9 миллиона — к 2020 году, а их доля увеличится до 0,8% и 1% соответственно. И это без учета трудовых мигрантов из Румынии, Болгарии и — в ближайшем будущем — Хорватии.

Уже сегодня ясно, что расширение ЕС на Восток не сможет до конца решить проблему регулирования миграционных потоков. В частности, рабочие из стран ЦВЕ не смогут вытеснить с рынков труда в западноевропейских странах трудовых мигрантов из Северной Африки. А дальнейший наплыв ближневосточных мигрантов угрожает не только нормальному функционированию Шенгенской зоны, но и стабильности европейского социального пространства. В ЕС вынуждены считаться с тем, что вступление Турции в Союз открыло бы новые возможности для роста турецкой миграции — прежде всего, в ФРГ. В целом, проблема интеграции мигрантов из стран Ближнего Востока в принимающие общества европейских стран в обозримой перспективе только обострится.

Расширение Европейского Союза, как мы видим, влияет на социально­экономическое развитие стран-членов неоднозначно: позволяет решать одни проблемы (чаще всего — частично) и тут же создает новые. В частности, все сложнее становится координировать усилия стран-членов в самых разных областях. Расширение ЕС — процесс сложный, имеющий как положительные, так и отрицательные последствия (и для самого ЕС, и для современного мира).

Глава 3. Перспективы развития ЕС

Внешнеэкономические связи ЕС и России

Торгово-экономические отношения ЕС и России выглядят очень динамичными, особенно на фоне ухудшающегося политического контекста. Европейские страны традиционно являются важнейшими партнерами России. На долю ЕС приходится чуть более половины внешнеторгового оборота России и около 70% накопленных иностранных инвестиций. Взаимный товарооборот неуклонно растет. За последнее десятилетие Россия поднялась в списке основных торговых партнеров ЕС на третье место и уступает только США и Китаю; на ее долю приходится 7% экспорта ЕС и 11% импорта. Однако эти отношения имеют ярко выраженный асимметричный характер. В товарной структуре торговли по-прежнему сохраняются серьезные дисбалансы. Российский экспорт на три четверти представлен энергетическим сырьем. В нем доминируют товары низкой степени обработки, доля машин и оборудования составляет менее 1%. Из стран ЕС в Россию поступают химикаты (18%), продовольствие (10%) и оборудование (около 45%), причем на долю промышленного оборудования приходится лишь 8%, что свидетельствует о низких темпах технического обновления отечественной промышленности. Аналогичный дисбаланс существует и в отдельных отраслях: например, из России в ЕС поставляются химикаты и минеральные удобрения, т.е. продукция с низкой добавленной стоимостью, а во встречном направлении идут прежде всего лекарства и парфюмерия. Торговля услугами характеризуется не только неблагоприятной структурой, но и скромными масштабами.

Зависимость европейских стран от российских поставок энергоресурсов слишком часто подается как односторонняя: Европе никуда не деться от России, поскольку две трети российского экспорта по этим статьям направлены именно на территорию ЕС. Между тем Россию и Евросоюз связывают отношения не односторонней, а двусторонней зависимости: у России просто нет иных рыночных возможностей для продажи своего природного газа, и она вынуждена полагаться на европейский спрос. Более того, рыночные цены на газ, по которым европейские потребители платят России, гораздо выше тех, на которые она могла бы рассчитывать на любых других потенциальных рынках.

ЕС является крупнейшим инвестором в экономику России. Хотя ни для кого не секрет, что весомую часть капиталовложений составляют деньги, вывозимые российскими компаниями и отдельными предпринимателями, в результате чего их юридический статус и меняется, а юридическая защищенность серьезно возрастает. На ЕС приходится 2/3 всех накопленных инвестиций в российскую экономику.

У России и ЕС есть совпадающие долгосрочные интересы: обеспечение политической стабильности в регионе «большой Европы» и повышение конкурентоспособности национальных экономик на глобальном рынке.

Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков. ЕС стремится к повышению конкурентоспособности своей экономики на основе инновационного развития и сокращения стоимости труда (Лиссабонская стратегия); освоению новых рынков сбыта промышленной продукции; обеспечению энергетической безопасности экономики.

Потенциальная эффективность экономического сотрудничества (а возможно и частичной интеграции) России и ЕС обусловлена взаимодополняемостью ресурсов партнеров. К числу конкурентных преимуществ России следует отнести относительно дешевую и квалифицированную рабочую силу; природные ресурсы, в том числе рекреационный потенциал и потенциал развития «экологического» сельского хозяйства; развитую фундаментальную науку и все еще сохраняющийся запас научно-технических разработок; транзитное положение, обеспечивающее доступ в Азиатско-Тихоокеанский регион; ёмкий и уже вполне платежеспособный национальный рынок, а также доступ на рынки стран СНГ.

ЕС обладает такими конкурентными ресурсами, как запасы капитала; высокие технологии и механизмы трансформации научно-технических разработок в экономически эффективные технологии; навыки и ноу-хау в сфере менеджмента; энергосберегающие технологии и экономические механизмы стимулирования энергосбережения; высокая степень влияния на формирование глобальных экономических правил игры. Объединение ресурсов России и ЕС способно привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон.

Основные тенденции развития ЕС

На долю еврозоны приходится одна пятая мирового валового внутреннего продукта. Таким образом, укрепление ее экономики на один процентный пункт в год сможет обеспечить рост ВВП в других местах на 0,7 процентного пункта за четыре квартала.

В ЕС наблюдается стабильный рост производства. В июле на фоне перспективы роста экспортных заказов в прочих европейских странах выросло производство в Чехии и Польше. Как показали данные прошлой недели, экспорт из Китая в Европейский Союз за июль увеличился на 2,8%, что стало первым его ростом за пять месяцев. Поставки в ЕС из Японии в июне выросли на 8,6%, продемонстрировав рекордные с февраля 2011 года темпы роста.

Экономика, сократившаяся в предыдущие три месяца 2013 года на 0,3%, выросла во втором квартале на 0,2%. В последний раз рост был отмечен в третьем квартале 2011 года. G □ По-видимому, эта тенденция сохранится. В июле производство неожиданно увеличилось после двух лет сокращения, а уверенность как среди руководства компаний, так и среди потребителей достигла 15-месячного максимума. Хотя выпуск промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим месяцем слабее, чем экономисты ожидали в июне, все же его рост на 0,3 % по сравнению с прошлым годом стал первым примером годового роста за последние 20 месяцев.

Успехи европейской интеграции налицо. Процессы интеграции ускорились. Приобрели системный характер. В зоне ЕС наметилось даже экономическое оживление. Уже многие месяцы государства-члены ЕС наращивают профицит внешней торговли. Судя по поведению финансовых рынков и обменного курса евро, все уверены в том, что общей валюте еврозоны по большому счету ничего особенно не угрожает, если только не случится что-то совсем уж непредсказуемое. Широкое распространение получило мнение о том, что ЕС теперь располагает достаточными инструментами для того, чтобы эффективно вмешиваться в экономическую политику любого из своих членов. Их вполне достаточно для оказания эффективной помощи тем из них, чья экономика зашаталась. Вскоре, считают специалисты, ЕС будет готов к тому, чтобы приступить к безболезненному для себя закрытию и реструктуризации проблемных банков. Все определеннее также перспектива списания части суверенной задолженности, связывающей пока государства-члены по рукам и ногам, принуждая их осуществлять политически и социально самоубийственную политику жесткой экономии.

С большой задержкой по сравнению с остальными, считают эксперты, элиты стран ЕС, в конце концов, признали абсурдность предположения, будто бы все мировые игроки смогут реструктурировать свою экономику за счет наращивания экспорта и инвестиций, при этом меньше потребляя и занимая. Теперь они будут делать ставку на рост внутреннего потребления в целях создания предпосылок для экономического роста и создания рабочих мест. Для этого потребуется государственная поддержка кредитования по крайней мере на период, пока не включатся автоматические механизмы экономического роста. Они заработают, когда бизнес увидит, что есть спрос и можно вновь вкладывать деньги, не боясь их потерять.

Высокий уровень суверенной задолженности и долговых обязательств частных лиц и семейных хозяйств становится новой нормой. Италия и Франция уже признали это, отказавшись, вопреки договоренностям с МВФ, ЕЦБ и ЕК повышать налоги (правда, непоследовательно) и следовать бюджетному пакету ЕС. Германия, уверены аналитики, поменяет приоритеты сразу после сентябрьских выборов.

И тем не менее, многочисленные противоречия, ставшие за последние два года визитной карточкой политической, экономической, финансовой, социальной и интеллектуальной жизни ЕС, не находят своего разрешения. Более того, они углубляются. Причем в тех случаях, когда речь идет о противоречиях, характерных для мировой экономики и международной системы в целом, есовцы повторяют общий тренд. В тех случаях, когда другие мировые игроки вроде бы нащупывают подходы к их минимизации или даже преодолению, выпадают из него.

Однако в еврозоне, несмотря на некоторое оживление, экономическая ситуация продолжает оставаться крайне хрупкой и нестабильной. Безработица бьет рекорды. Хотя в целом по ЕС ситуация, вроде бы, стабилизировалась, порождая надежды на то, что худшее позади, тем не менее, на Кипре уровень безработицы подскочил с 11,7 до 17,3%, в Словении с 8,8 до 11.2%, в еврозоне безработица среди молодежи замерла на отметке в 23,9%. Все сходятся на том, что регион ждут долгие годы экономического бессилия. Мировые СМИ переполнены победными реляциями по поводу выхода ЕС в целом из рецессии и великолепных результатов, по сравнению с тем, что было раньше, — ростом в 0,3%. При этом как-то само собой замалчивается, что он всюду разный. Обобщенные цифры получились более оптимистичными только благодаря хорошим показателям Германии. Проблемным же странам (Греции, Португалии и т.д.) потребуются годы и годы на то, чтобы дотянуть до предкризисного уровня. Да и ВВП по ЕС в целом пока на 3% ниже, чем в 2008 г. Из проблемных членов ЕС уезжает молодежь, причем все чаще в развивающиеся страны.

Таким образом, несмотря на экономический рост и положительную динамику развития европейской экономики, многие проблемы еще не решены и требуют пристального внимания со стороны ЕС и его партнеров.

Заключение

Этот союз находится на очень важном и сложном этапе своего развития. Он только начинает привыкать к работе в новом режиме, когда членство в нем подскочило почти до тридцати государств. Притирка идет тяжело, сложно, не без проблем. Принятие назревших политических решений затягивается. Раскол интеграционного объединения на Старую и Новую Европу сохраняется.

ЕС в какой-то степени замкнулся сам на себя. Ему не до внешнеполитических прорывов. У него очень насыщенная внутренняя повестка дня. Надо срочно проводить тяжелые социальные реформы, выходить на принципиально иной уровень мобильности рынка труда. Демографическая ситуация в странах Союза радикально изменилась. Старая система социального и пенсионного обеспечения, унаследованная еще со времен Бисмарка, не справляется с новыми потребностями.

В то же время, по целому ряду параметров ЕС менее динамичен, чем его основные экономические конкуренты — США и Юго-Восточная Азия. Он проигрывает им по темпам развития и степени приспособления к современным требованиям хозяйствования в условиях глобализации. Лиссабонская стратегия превращения ЕС в наиболее эффективную экономику мира, основанную на знаниях, буксует. Чтобы разрыв между возможностями и обозначенными целями не выглядел таким уж вопиющим, в нее вносятся все новые и новые изменения.

Таким образом, можно констатировать наличие целого букета самых разнообразных и разнонаправленных кризисных явлений в развитии ЕС.

Однако указанные и некоторые другие кризисные явления, с которыми сталкивается ЕС, не могут рассматриваться как определяющие при оценке баланса неудач и имеющихся у него достижений.

Прежде всего, экономическая и политическая интеграция никогда не носила линейный характер. Союз и в прошлом сталкивался с многочисленными трудностями роста. История его развития наполнена не только взлетами, но и провалами. Вообще на пути европейского строительства страны региона шли от одного кризиса к другому. Но, пусть и не сразу, кризисы ими неизменно преодолевались. ЕС выходил из них окрепшим, более сильным и целеустремленным.

Умение находить непростые развязки и преодолевать постоянно возникающие кризисные явления, а также выпестованная политическая культура сотрудничества и компромисса, относятся к числу несомненных достижений ЕС. Перечень таких достижений впечатляет, достаточно указать только на главные из них.

Благодаря созданию наднациональных институтов и запуску интеграционных процессов франко-германское противостояние, столь дорого стоившее Европе, осталось в прошлом.

ЕС превратился в регион мира и стабильности. Он обеспечил спокойную, мирную, предсказуемую жизнь для всех входящих в него государств и народов. Такую же жизнь Союз предлагает тяготеющим к нему и близким ему странам.

Когда императивы, методы и направления практической интеграции лишь прорабатывались, большая часть Европы лежала в руинах. Страшные раны мировой войны еще только предстояло залечить. Интеграция позволила Западной Европе встать на ноги, дала ей уверенное экономическое развитие. За прошедшие годы ЕС превратился в зону процветания.

Интеграция принесла участвующим в ней государствам и народам не только политический, но и социальный мир. От своего социального измерения, социального партнерства и высоких социальных стандартов ЕС не собирается отказываться и в будущем.

Европейский Союз (ЕС) имеет особое положение в мировом рынке и является главной экономической и политический силой на континенте. В его состав входят 28 государств, которые различаются площадью территории, природными ресурсами, численностью населения, научно-техническими и экономическими потенциалами.

Основные «подводные камни» Европы:

  • 1) Первая проблема ЕС заключается в «механическом» объединении стран. Причиной «механизации» стало поспешное расширение Евросоюза: 2004 год - 15 стран, 2015 год - 28 государств. Столь быстрое увеличение количества участников ЕС нарушило изначальную стабильность архитектуры стран так называемой «старой Европы», которые сумели к тому времени наладить тесные экономические и политические взаимоотношения.
  • 2) Следующий проблемный фактор состоит в молодости и незавершенности проекта. Многие фундаментальные направления не были изначально обговорены, документально закреплены и опробованы. В связи с этим нормативная база ЕС требует большой доработки и оптимизации, исходя из существующих реалий.
  • 3) Кризисные явления в экономике выступают третьим негативным фактором, который нарушает модель стабильного функционирования Европейского Союза. Кризис выступил причиной поднятия градуса противоречий среди участников Евросоюза. Участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса. Иными словами, в ЕС был дан сигнал, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».
  • 4) Внешнеполитические противоречия между членами Европейского Союза. Несмотря на искусственное единство, внутри ЕС зачастую возникают острые конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа», стремящаяся создать новый международный центр власти, и «Новая Европа», занимающая порой проамериканскую, антироссийскую позицию. К «Новой Европе» зачастую примыкает Великобритания.
  • 5) Пятая группа проблем Европейского Союза связана с историческими, культурно-ментальными расхождениями между участниками ЕС. ЕС находится на начальной стадии (стадии зарождения) создания модели общеевропейской идентичности. Поскольку в ЕС многие государства за весь период истории неоднократно противостояли друг другу в различных войнах, была принята негласная договоренность - исключить исторические обиды. Однако в последнее время эта договоренность зачастую игнорируется.

На современном этапе развития Евросоюз сталкивается с большим числом проблем. Если ЕС сможет их разрешить, то это приведет к еще более глубокой интеграции ЕС в мировую экономику, в противном же случае это приведет к распаду «зоны евро» или выходу из нее стран с нестабильной экономикой.

Как будет выглядеть наступивший год для Европы? 2017 будет еще одной главой в процессе медленного разрушения Евросоюза, процессе, который длится уже более десяти лет.

Евросоюз един только именем. Передача суверенитета в Брюссель всегда неполная и государства – члены являются независимыми странами со своими интересами.

Перечислим основные проблемы в этом году.

1.Кризис в Италии

Банковский кризис в Италии играет ключевую роль в дестабилизации его внутренней политики. Основная проблема итальянского банковского сектора в большом количестве низкокачественных долгов. Примерно 17% от всех долгов являются низкокачественными, согласно Европейской банковской администрации. Банк Monte dei Paschi di Siena владеет портфелем просроченных задолженностей порядка 45 миллиардов евро. Эта проблема вышла на свет только в 2016 году.

Речь идет не только о деньгах. Балансы итальянских банков существуют не в вакууме. Если Европейский Центральный Банк захочет спасти Италию, то по сути вся Европа оплатит эти кредиты.

Греция, которой навязываются меры строгой экономии, тоже будет возмущена. Немецкая общественность будет сильно возражать и позиции канцлера Ангелы Меркель сильно пошатнутся.

2.Снижающийся немецкий экспорт

Основным экономическим вопросом на рассмотрении в 2017 году будет снижающийся германский экспорт. Согласно данным Всемирного Банка отношение экспорта к ВВП Германии составляет 46.8%.

Ни Китай ни Россия не будут увеличивать спрос на немецкие товары из-за своих экономических проблем. Пока Германии удавалось выживать за счет увеличения экспорта в Великобританию и США, но эти направления также неустойчивы. Это влияет не только на Германии, но и на всю Европу.

Евросоюз построен вокруг большого экспортера – Германии. Это делает его уязвимым к перепадам спроса на немецкую продукцию. Также это создает определенные политические взаимоотношения между Германией и всем остальным Евросоюзом. Особенно это актуально для тех стран, которые являются традиционными рынками Германии или являются звеньями в цепочке поставок.

Эта зависимость и экономическая архитектура работала и в прошлом. Но сейчас она столкнулась с двумя ключевыми проблемами. Первая состоит в необходимости увеличить спрос на европейские товары. Вторая же в том, что многие страны до сих пор не преодолели кризис 2008 года.

Социоэкономические проблемы ЕС ведут к росту национализма. Мы видели это на примере Брексита в 2016 году. В 2017 году эта динамика будет влиять уже на выборы во Франции и Германии. Повестка ушла от интернационалистической к националистической даже у тех, кто исторически был за Евросоюз (как Меркель).

3.Вопросы безопасности

Безопасность будет основной проблемой для ЕС. Здесь интересы стран также расходятся. Некоторые страны более обеспокоены беженцами, чем другие и в Брюсселе до сих пор не смогли представить общепризнанный план для борьбы с кризисом беженцев.

Существует также вопрос Восточной Европы. Она хочет приоритета своей безопасности, опасаясь России. Западная же Европа менее обеспокоена Россией и сосредоточена на исламском терроризме.

Кроме того, Трамп готов пролить свет на будущее NATO. Это может привести к необходимости принимать очень тяжелые решения для многих стран.

Вопросы безопасности не столь серьезны как вопросы экономики и политики для Европы сейчас. Но они маячат на заднем плане и нисколько не помогают объединять страны.

Ослабление Евросоюза

Взглянув на Евросоюз сейчас, мы увидим не шаги к его расформированию, а игнорирование директив Брюсселя. Если вы придете в пыльный офис какой-нибудь бюрократической организации, то увидите клерков, пишущих никому не интересные директивы. Евросоюз не может дальше двигаться в таком направлении, но он и не двигается куда-либо вообще.

Итальянские банки, Германский экспорт, национализм и расхождение взглядов на вопросы безопасности являются основными проблемами в 2017 году. Правда, всё это всего лишь малые части большого прогноза, который движется к своему исполнению.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Кафедра «Международных экономических

Отношений и права»

РЕФЕРАТ

по курсу «Мировая экономика»

«Европейский союз: эволюция, современный этап, проблемы и тенденции развития»

Выполнил

Студент гр. 604-12 М.Р. Ускова

Руководитель

(к.э.н., доцент) Е.А. Конина

Ижевск 2010

Введение …………………………………………………………………………3

1. История создания…………………………….……………….……………….5

2. Европейский Союз на современном этапе …………….….……………….12

3. Проблемы развития Европейского Союза …………….…….……………14

4. Тенденции развития …………………………………………………………17

5. Европейский Союз и Россия ………………………………………………..20

Заключение ……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы ………………………………….……..24

Приложение ……………………………………………………………………..25

Введение

ЕС – могучая экономическая сила. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности. ЕС имеет уникальные черты, качественно отличающие их от любых других международных образований, являющихся продуктов интернационализации мирохозяйственных связей.

Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах. Это объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка. Уход из политической жизни СССР, коллапс биполярной системы, создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем - все это вместе взятое подвигло многие страны искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества - так называемых региональных организациях. И одной из ярчайших примеров такой организации, безусловно, является ЕС.

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть пути становления и развития Европейского Союза, рассмотреть его деятельность на современном этапе, определить проблемы, встречающиеся на пути его развития.

Задачами работы, в соответствии с поставленной целью, являются:

· исследовать основные этапы развития Европейского союза

· рассмотреть ЕС на современном этапе

· выявить проблемы развития Европейского Союза

· получить общее представление об отношениях России и ЕС, проблемах и перспективах


1. История создания

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х – середина 70-х гг.) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были:

· постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;

· установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

· ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;

· разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

· создание валютного союза;

· унификация налоговой системы;

· сближение законодательства;

· разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были:

· ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц

· установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

· достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денеж­ных переводов, предоставления услуг;

· обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран – членов ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран – участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х – середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х – начало 90-х гг.) – этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании – около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС – один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая цель стран – участниц Сообщества – создание Европейского союза – объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны – члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы стран – членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны – члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.

Четвертый этап западноевропейской интеграции начинается в 1993 г. и продолжается до сих пор. С 1993 года ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом. По мнению автора данной работы, по сравнению с другими этапами четвертый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является ее самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в Экономический союз.

Экономический союз 27 стран Западной Европы предусматривает соблюдение следующих требований:

1) полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

2) необходимость проведения политики поощрения конкуренции на всем едином экономическом пространстве, что позволяет устранить препятствия к доступу на рынок и нарушения в его функционировании вследствие поведения как частных, так и государственных хозяйственных агентов;

3) поощрение общей политики, направленной на структурное выравнивание и региональное развитие, чтобы способствовать оптимальному распределению ресурсов и процветанию всего союзного пространства, особенно регионов, которые находятся в неблагоприятных условиях;

4) координация макроэкономической политики, в том числе применение ограничительных правил относительно объема и финансирования национальных бюджетных дефицитов, а также осуществление определенной налоговой гармонизации;

5) преодоление различий в разных национальных экономических параметрах.

На четвертом этапе западноевропейской интеграции естественно возникает потребность в органах, наделенных полномочиями не просто координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-членов, но и принимать оперативные решения от всей группы интегрирующихся стран. Их правительства передают часть своего государственного суверенитета общим надгосударственным органам. Эти межстрановые органы с наднациональными функциями обладают правом принимать решения по вопросам развития интеграции без согласования с правительствами стран-членов объединения. В рамках ЕС, согласно Маастрихтскому договору, основные направления экономической политики стран-членов в процессе создания Экономического союза определяются Советом Министров этой организации. Совет Министров обязан контролировать процесс экономического развития в каждой стране-участнице ЕС и при нарушении обусловленной экономикой политики принимать соответствующие меры. При этом особое внимание контролеры уделяют исполнению государственного бюджета.

Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Валютная интеграция, как показало исследование, началась еще в 70-е годы, когда страны находились на этапе развития Таможенного союза. Решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) стороны приняли в конце декабря 1978 г., а с 13 марта 1979 г. она начала действовать, преследуя следующие цели:

· установить повышенную валютную устойчивость внутри Союза;

· стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;

· упростить единение направлений экономического развития и придать новый импульс европейскому процессу.

Маастрихтский договор стран-членов ЕС 1991 г. принял решение о переходе к единой валюте.

На заседании представителей 15 стран-членов ЕС в Мадриде в декабре 1995 г. было принято решение называть единую европейскую валюту «евро» и определены основные этапы ее введения.

1 января 1999 года были установлены неизменные обменные курсы для валют стран-участниц зоны евро. Страны-члены евро начали осуществление общей валютной политики.

Единая европейская валюта стала одной из самых сильных в мире. Переход к евро кардинально изменил финансовую ситуацию всего мира.

1 мая 2004 в состав были приняты Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, 1 января 2007 -Болгария, Румыния. С тех пор членство в ЕС получили 27 государств. (табл.1)

Таблица 1

Расширение Европейского союза

Итак, в результате проведенного исследования мы можем прийти к выводу, что процесс экономической интеграции, как и любой другой процесс в мире, имеет свои этапы протекания. На каждом этапе экономической интеграции все больше углубляются связи между странами-участницами этого процесса, развиваются торговые, политические взаимоотношения, формируются общие средства ведения внешнеторговой политики по отношению к странам, не входящим в данную группировку.

2. Европейский Союз на современном этапе

Европейский союз (Евросоюз) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992г.). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль. ЕС является важнейшим членом мирового сообщества. ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз.

В ЕС входят 27 государств-членов с общей численностью населения 497 миллионов человек (включая 23 миллиона населения бывшей Восточной Германии) (табл. 2). Это самый крупный в мире торговый блок.

1 января 1993г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг) создание и проведение общей политики во все большем количестве областей, ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

Важно подчеркнуть, что международная экономическая интеграция -- характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок.


3. Проблемы развития ЕС

Европа все же стоит перед рядом проблем, которые могут стать непреодолимыми, если не будет достигнуто успеха в реализации реформ, обозначенных в Лиссабонской программе.

Главная проблема Европы – это изменение демографической ситуации. Население сокращается и стареет, в результате чего все меньшее число работающих будет вынуждено обеспечивать большее число пенсионеров. Европа также отстает от США в разработке и внедрении информационных технологий; более того, в силу глобализации повышается конкуренция, особенно со стороны Индии и Китая.

Расширение Европейского союза – еще один фактор, требующий ускорения экономического развития, чтобы оправдать законные надежды новых стран-членов ЕС. И хотя экономика присоединившихся стран растет быстрее среднего показателя, необходимо обеспечить более высокие темпы экономического роста в Евросоюзе в целом. Это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам ЕС – ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест.

Перед лицом этих проблем главы европейских государств договорились в 2000 году о принятии десятилетней Лиссабонской программы по стимулированию инноваций, поддержке предпринимательства и расширению исследований и разработок. Если не считать немногих исключений, результаты ее пока неоднородны.

Реализация программы столкнулась с трудностями из-за того, что она охватывает такие болезненные с политической точки зрения вопросы, как гибкость рынка труда, реформа пенсионного обеспечения и здравоохранения, а также создание электронного правительства. Тем не менее можно предпринять ряд «прямых и практических» действий, направленных на увеличение инвестиций в научные исследования и разработки (НИР), что поможет повысить конкурентоспособность Европы, избежав крупных политических проблем.

«Проблемы в области НИР не столь сложны, поэтому претворение в жизнь такого плана должно пройти существенно легче, если европейские лидеры действительно заинтересованы в повышении конкурентоспособности и показателей роста, – говорит Лорд Паттен - Канцлер Оксфордского и Ньюкаслского университетов, бывший комиссар Совета Европы по внешним связям – Мы должны признать, что высшее образование в Европе в целом находится в ужасном состоянии. У нас часто ведутся разговоры о том, чтобы ликвидировать разрыв в военных расходах между США и Европой. Так давайте не будем себя обманывать – мы не собираемся это делать. Но мы должны суметь ликвидировать разрыв в инвестициях в наши вузы, а это почти 3,3 тыс. университетов, разбросанных по территории Европейского союза».

В процентном отношении к ВВП США тратят на НИР и высшее образование вдвое больше, чем Европа, и поэтому европейские страны имеют меньше возможностей для того, чтобы удержать кадры исследователей и ученых, которые формируются в европейской науке. Фактически лишь четверть европейцев, обучающихся в аспирантуре американских университетов, возвращается в Европу. «Можно ли винить тех, кто остается в США? – задается вопросом Лорд Паттен. – Там меньше рабочая нагрузка, больше инвестиций в оборудование и лаборатории и намного более высокий уровень зарплаты». Отметим, что 48% бюджета Евросоюза тратится на сельское хозяйство (табл. 3) – сектор, в котором занято лишь 7% рабочей силы.

Таблица 2

Бюджет ЕС на 2010 г. (млрд. евро)

4. Тенденции развития

Федерализация является главной тенденцией развития Европейских сообществ и Союза с момента их основания и по сей день. Наиболее принципиальными достижениями на этом пути являются:

· построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС - “пространство без внутренних границ, в котором, согласно положениям настоящего Договора, обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов” (ст. 14 Договора об учреждении Европейского сообщества);

· строительство экономического и валютного союза. Его основой служит единая денежная единица ЕС - евро (в этом процессе пока не участвуют Великобритания, Дания и Швеция, которые по разным причинам сохранили в обращении свои национальные валюты);

· создание Шенгенского пространства и введение единой визы для иностранцев на основании Шенгенских соглашений;

· разработка и проведение институтами Европейского Союза общей политики в разных областях: общая аграрная политика ЕС, политика конкуренции, иммиграционная, транспортная, экологическая политика и др.;

· формирование права Европейского Союза - самостоятельной правовой системы, которая регулирует многие важные сферы общественных отношений с участием государств-членов, юридических лиц и рядовых граждан;

· введение института гражданства Союза как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с Европейским Союзом. Новым комплексным источником, в котором закреплены основы правового положения граждан Союза, выступает принятая в 2000 г. Хартия Европейского Союза об основных правах;

· принятие законодательства о европейском акционерном обществе- единой организационно-правовой форме юридических лиц, которая может использоваться для осуществления предпринимательской деятельности на всей территории Европейского Союза;

· разработка законодательства и принятие организационных мер в уголовно-правовой сфере с целью превратить Европейский Союз в целом в “пространство свободы, безопасности и правосудия” (ст. 2 Договора о Европейском Союзе): нормативные акты по борьбе с терроризмом, фальшивомонетничеством, отмыванием денег и другими формами “транснациональной” преступности; установление минимальных стандартов защиты прав лиц, потерпевших от преступлений; создание Европейского полицейского ведомства (Европол); подготовка к введению “европейского ордера на арест” и др.;

· превращение Европейского Союза в самостоятельного участника международных отношений, установление Союзом партнерских отношений с иностранными государствами, в том числе с Российской Федерацией (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и другие соглашения России и ЕС по специальным вопросам).

В начале XXI века Европейский Союз вступил в новый этап преобразований, цель которых - сделать эту организацию более демократической и способной эффективно функционировать в условиях, когда в ее состав будут входить около тридцати государств-членов.

Реформы в Европейском Союзе осуществляются постепенно. Амстердамский договор 1997 г. (в силе с 1 мая 1999 г.) и Ниццкий договор 2001 г. (вступит в силу после ратификации всеми государствами-членами) внесли частичные изменения в содержание учредительных документов Европейского Союза.

Более радикальные преобразования отложены на 2004 г. Для их подготовки в 2002 г. созван “Конвент о будущем Союза” - представительный орган, объединяющий в своем составе национальных и “европейских” парламентариев (депутатов Европарламента), а также специальных представителей глав государств или правительств стран Союза и представителей главы Европейской комиссии (исполнительного органа ЕС). Председателем Конвента назначен бывший Президент Франции В. Жискар д’Эстэн.

Один из ключевых вопросов, который будет обсуждать Конвент - вопрос о разработке проекта Конституции Европейского Союза.

5. Европейский Союз и Россия

С развитием рыночной экономики Россия неизбежно втягивается в мировые глобальные процессы. Отношения с ЕС уже играют и должны играть все более важную роль, тем более, что после вступления в эту организацию стран Прибалтики, Центральной и Восточной Европы (кстати, наших традиционных торговых партнеров) границы ЕС непосредственно приблизятся к границам России.

В 1994 году между ЕС и Россией было заключено Соглашение о сотрудничестве и партнерстве - оно вступило в силу 1 декабря 1997 года. Сегодня на ЕС приходится 35% российского экспорта - и это при том, что внешнеторговые отношения до сих пор складывались не лучшим образом. В июне 2002 года ЕС признала Россию "страной с рыночной экономикой". Возможно, этот шаг поможет нам значительно расширить сотрудничество со странами ЕС. Значение такого "признания" руководство России оценило в следующих цифрах: наш экономический выигрыш составит 250 миллионов долларов в год благодаря прекращению 14 антидемпинговых процедур, действовавших до сего времени в отношении некоторых товаров российского производства. Считают, что после расширения ЕС его доля в российском экспорте может составить 50%.

В свою очередь страны ЕС сильно зависят от энергетических ресурсов, поставляемых Россией, - на ее долю приходится 21% всего нефтяного и 41% газового импорта ЕС в целом. Именно эти отрасли остаются наиболее привлекательными для европейских инвестиций. Уже сегодня подписано соглашение между Россией, Германией и Украиной о создании консорциума по строительству газопровода через Украину на Запад. Другие страны ЕС выразили готовность участвовать в этом грандиозном проекте. Но и на нынешний день доля европейского капитала в общем объеме накопленных инвестиций в России составляет немалую цифру, около 70%. Все это говорит о том, насколько серьезно заинтересованы европейцы не только в российских ресурсах, но и в ее производственных возможностях и особенно в ее внутренних рынках.

Расширение сотрудничества с Европой - важнейшая приоритетная задача России. Именно для этого сегодня определяются принципы создания "единого европейского пространства", разрабатывается долгосрочная программа развития связей не только в области внешней торговли, но и в научно-техническом сотрудничестве. Сюда входят образовательные и экологические программы, а также внешнеполитическое сотрудничество в сфере безопасности, обороны и противодействия международному терроризму. Планируется более широко использовать евро - не только во взаимных расчетах, но и как резервную валюту.

Как бы ни складывалась геополитическая картина мира, Россия была и всегда будет Европой. Конечно, особой Европой, со своими специфическими, подчас самодовлеющими интересами на периферии Евроазиатского континента и в других регионах мира, – и все-таки Европой. При благоприятном развитии событий можно, несомненно, ожидать, что барьеры, отделяющие пока Россию от остальной Европы, будут и дальше постепенно устраняться, открытость России будет возрастать, а взаимопроникновение и взаимопереплетение экономических, научно-технических, культурных и прочих факторов на пространстве от Атлантики до Владивостока будут лишь усиливаться.

В современных условиях согласование национальных интересов в ЕС стало гораздо более сложным. Наглядной иллюстрацией этого служит вето, наложенное в декабре 2006 г. Польшей на резолюцию Совета ЕС о предоставлении Еврокомиссии полномочий для переговоров о новом соглашении Евросоюз - Россия. Сам факт обращения страны-члена к такому радикальному средству демонстрирует масштабы падения эффективности существующего в ЕС механизма согласования интересов.

Тем не менее, гибкая система ЕС позволяет Брюсселю вести внешнеторговые переговоры вплоть до создания Зоны свободной торговли и без всеобъемлющего политического мандата. При этом ориентироваться Еврокомиссия будет на согласованную со всеми странами-членами стратегию внешнеэкономической деятельности Евросоюза, включающую в себя, помимо всего прочего, распространение на территорию партнеров европейских правовых норм (решения по содержанию которых принимаются Советом ЕС, т.е. теми же странами-членами).

В этой связи Россия и ее политика сталкиваются на европейском направлении с достаточно сложным вызовом. Суть его - в необходимости найти баланс между реальными запросами модернизации российской экономики и, во многом, общества и, с другой стороны, неспособностью Евросоюза предложить России даже ограниченные формы и механизмы совместной выработки решений в рамках интеграционного или протоинтеграционного процесса.

Именно поэтому на настоящем этапе для России, возможно, было бы целесообразным восстановление баланса между политической и экономико-правовой составляющими на уровне равноправного сотрудничества самостоятельных субъектов международных отношений. В будущем Россия могла бы рассматривать вопрос о формальном присоединении к тому интеграционному объединению, которое, после преодоления фазы стагнации, придет на смену Европейскому союзу. Тем более, что выход европейского проекта из этой фазы будет с высокой степенью вероятности найден на традиционном для ЕС пути укрепления роли и значения суверенных государств. 9

_________________________

9 Т.В.Бордачев, Эволюция Европейского союза и отношения Россия - ЕС на современном этапе


Заключение

В ходе работы мы раскрыли содержание истории создания Европейского Союза с 1952г., показали нынешнее положение ЕС в мире, обозначил проблемы и тенденции развития Европейского Союза, рассмотрели отношения России с Европейским Союзом. Важно подчеркнуть, что Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группировкой мира и другой такой в мире нет.

Всего в Европе 50 стран, а лишь 27 стран входит в ЕС. В данной работе была совершена попытка обозначить основной вектор современного этапа развития Европейского Союза как крупнейшей в мире интеграции стран. Сейчас ЕС переживает завершающую стадию своего формирования: решаются вопросы сближения экономических политик государств, особенно тех, которые недавно вошли в состав конфедерации. Это активное, экспансионистское расширения ЕС на Восток вызывает негодование некоторых членов ЕС, а также многих граждан Союза что и создает проблемы унификации все более разрастающегося и бюрократизирующегося Союза и указывает на начало кризиса всей системы. Безусловно, новым словом в европейской интеграции стала созданная в соответствии с Маастрихтским договором Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), заменившая действовавший с начала 70-х гг. механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Сохранив межгосударственный характер сотрудничества ЕПС, она существенно расширила его рамки. ОВПБ теперь распространяется на всю сферу международных отношений, за исключением вопросов обороны и военной политики.


Список использованной литературы

1. Борко Ю.А. «Договоры об учреждении Европейских Сообществ». - М.: Издательский дом Деловая литература, 2003.- с. 288;

2. Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии / Л.И. Глухарев.- Москва, 2006.- с.45-46 ;

3. Шкваря Л.В. Мировая экономика, М.: Эксмо, 2006, с. 317 ;

4. Харламова В. И. Международная экономическая интеграция: учебное пособие - Москва, 2007. -c. 174;

5. Капустин М. Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки - Москва, 2005. - с. 262;

6. Журнал "Информационное общество", 2005.-3 вып.- с 60;

7. Мазура И.И., Чумакова А.Н. - М.: «Радуга», 2003. – с 324-325;

8. Журнал «Наука и жизнь», 2003.- 6 вып.


Приложение 1

Таблица 3

Численность населения Европейского Союза, на 2008 г., млн. чел.


Страна Население
ЕС 497,2
1 Германия 82,2
2 Франция 63,8
3 Великобритания 61,3
4 Италия 59,6
5 Испания 45,3
6 Польша 38
7 Румыния 21,4
8 Нидерланды 16,4
9 Греция 11,2
10 Португалия 10,7
11 Бельгия 10,6
12 Чехия 10,3
13 Венгрия 10
14 Швеция 9,2
15 Австрия 8,3
16 Болгария 7,6
17 Дания 5,5
18 Словакия 5,4
19 Финляндия 5,3
20 Ирландия 4,4
21 Литва 3,4
22 Латвия 2,3
23 Словения 2
24 Эстония 1,3
25 Кипр 0,8
26 Люксембург 0,5
27 Мальта 0,4

Приложение 2

Таблица 4

ВВП (ППС) и ВВП (ППС) на душу населения в Европейском союзе, и для отдельно каждого из 27 государств-членов

Страны-члены

(миллионов евро)

Процент от

среднеевропейского

Европейский союз 12,506,964 25,100 100
Германия 2,390,683 29,100 115.8
Великобритания 1,802,277 29,500 117.5
Франция 1,726,666 26,900 107.3
Италия 1,489,163 25,200 100.5
Испания 1,193,807 26,100 103.9
Нидерланды 553,252 33,800 134.6
Польша 528,684 14,400 57.5
Бельгия 313,736 48,800 114.6
Швеция 284,887 30,500 121.4
Греция 272,185 23,900 95.3
Австрия 260,712 30,900 123.1
Румыния 241,902 11,500 45.8
Португалия 201,259 18,900 75.3
Чехия 210,214 20,200 80.4
Дания 163,067 29,700 118.3
Ирландия 160,261 35,000 139.5
Венгрия 155,486 15,800 62.9
Продолжение таблицы
Страны-члены

(миллионов евро)

ВВП (ППС) на душу населения 2008(евро)

Процент от

среднеевропейского

ВВП (ППС) на душу населения 2008 (в %)

Финляндия 153,334 28,900 115.0
Словакия 95,362 18,000 71.9
Болгария 76,814 10,100 40.1
Литва 51,118 15,400 61.3
Словения 46,489 22,500 89.8
Латвия 31,473 14,000 55.7
Люксембург 32,086 63,500 252.8
Эстония 21,660 16,900 67.2
Кипр 18,501 23,800 94.6
Мальта 8,181 19,200 76.4

Научный руководитель

ПРОБЛЕМЫ ЕВРОСОЮЗА И ЕВРО

В современных условиях проблемы еврозоны и евро оказывают огромное влияние на финансовое состояние мировой экономики. Возможность распада Евросоюза не новая тема, однако чрезвычайно актуальная в современных условиях. В последнее время мы постоянно наблюдаем неутихающие споры о проблемах с долговым кризисом стран ЕС, преимущественно Греции, Испании, Италии, Португалии, Кипра. Проблемы связанные с бюджетным дефицитом (который равен 20 млрд. евро, что составляет 11% ВВП, при разрешенных в еврозоне 3% от ВВП) и уровнем государственного долга Греции(который равен 280 млрд. евро, что составляет 163% ВВП. Также эксперты предполагают, что в 2013 году уровень греческого долга достигнет отметки 190% ВВП, а для нормального функционирования экономики страны эта отметка не должна превышать 60%) особенно сильно подрывают стабильность евро и всей еврозоны.

На тему Греции не высказался только ленивый, так как самой больной и горячей точкой на данный момент является именно эта страна. Вокруг нее сложилась ситуация, главными участниками которой являются Международный Валютный Фонд и Еврогруппа, которые не могут договориться о новых мерах экономии и стимулах роста. Полная недееспособность по этому вопросу переместилась с уровня Греции на более высокий - надъевропейский уровень. И получается так, что недовольство разных групп растет, и от интеграции ЕС медленно, но верно переходит к разъединению.

Вследствие этого появилась опасность распада еврозоны. И самым распространенным сценарием является выход из ЕС Греции, а за ней и других стран ЕС. Между этим все более правдоподобным выглядит вариант, при котором еврозону покинут не должники, а самый сильный участник - Германия, по причине того, что она просто не захочет платить за всех стран-заемщиц, списывая их долговые обязательства . Ведь одним из основных принципов ЕС является ответственность каждой страны по своим суверенным долгам. А получается так, что все больше голосов отдается в пользу выпуска общих долговых обязательств, которые позволят уменьшить стоимость заимствований для стран-доноров, что не выгодно сильным странам.

Исходя их всего этого, можно сделать вывод о чрезвычайной важности этих проблем ЕС, в особенности с Грецией, и о необходимости скорейшего их решения. 27 ноября 2012 года странами еврозоны и МВФ было принято решение о сокращении госдолга Греции до 124% ВВП к 2020 году, и согласована программа мер, направленная на снижение греческой задолженности на 43,7 млрд. евро. Кроме того, еврочиновники пообещали предпринимать дальнейшие шаги для того, чтобы снизить долг Греции до уровня ниже 110% в 2010 году. Стране будут предоставлены еще четыре транша помощи: три (общим объемом в 34,4 млрд. евро) в этом году и еще один – на 9,3 млрд. евро – в следующем. Первый перевод будет осуществлен уже 13 декабря 2012 года.

На мой взгляд, это правильное решение для реабилитации Греции. И естественно, на этом нельзя останавливаться.

Также не стоит забывать о влиянии этих событий на экономику России . И я нахожу правильным, что Россия рассчитывает на сохранение евро и внимательно наблюдает за событиями и процессами, происходящими в экономике стран ЕС, потому что любой сбой в экономике еврозоны болезненно отразится на российской экономике.



Читайте также: