Россия и центральная азия. Юго-восточная азия во внешней политике россии Отношения российской федерации со странами азии

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN) существует уже почти 40 лет и объединяет Индонезию, Малайзию, Сингапур, Тайланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму, Камбоджу. Россия в 1996 году получила статус «партнера АСЕАН по диалогу», от этой даты и идет отсчет сотрудничества России с Юго-Восточной Азией. В декабре 2004 году отношения перешли на другую ступень. АСЕАН перевела Москву в более высокую категорию партнеров - с министерского на высший уровень. Козырь России в том, что страны Азии не желают расширенного влияния Соединенных Штатов. В это случае, они могут опереться на Россию, чтобы противостоять экспансии США.

Россия привлекает Юго-Восточную Азию своими нефтегазовыми ресурсами, технологическими возможностями, оружием. Задача России не упустить этот шанс, поскольку в Юго-Восточной Азии пока все равно рассматривают в качестве ключевых экономических партнеров США и Китай. Со своей стороны Россия готова выступить в качестве основного поставщика энергоресурсов в Азию, и даже допустить индийские и китайские инвестиций в свой ТЭК. Заключении в 2007 между Россией и Индонезией соглашения о продаже оружия заставляют вспомнить эпоху "холодной войны", когда в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах Москва стремилась завоевать влияние в Юго-Восточной Азии, щедро оказывая военную и экономическую помощь. Новые соглашения имеют менее идеологическую и более экономическую основу и указывают на то, что Россия намеревается стать третьей участницей в борьбе, ведущейся между Китаем и Соединенными Штатами за влияние в регионе.

Президент Владимир Путин, ставший первым российским лидером, посетившим Индонезию после визита покойного советского лидера Никиты Хрущева, состоявшегося в 1960 году, подписал со своим индонезийским коллегой президентом Сусило Бамбанг Юдойоно (Susilo Bambang Yudhoyono) большое количество соглашений о сотрудничестве и продаже оружия. В их число входит и контракт на продажу российских подводных лодок, танков. Также были подписаны менее крупные соглашения о сотрудничестве в сфере финансов, инвестиций, охраны окружающей среды и борьбы с терроризмом. Путин сказал, что Россия также заинтересована в расширении сотрудничества в сфере энергетики, горнодобывающей промышленности, авиации, телекоммуникаций и других технических отраслей.

Масштабные военные и экономические соглашения являются одним из последних признаков осуществляемого Москвой дипломатического наступления, целью которого является установление новых или возобновление старых связей в Юго-Восточной Азии. Россия стремится улучшить свои дипломатические отношения с Ассоциацией Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН),.

Россия также хочет получить место в составе Восточно-Азиатского саммита,. В будущем главным источником политического влияния Москвы может стать ее огромный потенциал как поставщика энергоресурсов, природного сырья и вооружений в Юго-Восточную и Восточную Азию.

Все это представляет собой процесс возвращения Москвы в данный регион. С середины 1950-х годов до краха Советского Союза в 1991 году Россия вела в Юго-Восточной Азии активную деятельность. Однако уже более десятилетия из-за экономического кризиса, разразившегося в стране после окончания "холодной войны", Россия не имела экономической возможности и стратегических амбиций для утверждения себя в регионе.

Что касается других стран Юго-Восточной Азии, то наследие советской эпохи в наши дни можно обнаружить, например, в Камбодже. Это, в том числе, дороги, названные в честь Советского Союза, и Технологический институт, в прошлом Политехнический институт кхмерско-советской дружбы, представляющий собой здание площадью 30000 квадратных метров, спроектированное, построенное и оснащенное советской стороной в 1964 году. В Лаосе советский серп и молот до сих пор украшает многие обветшавшие здания различных учреждений в столице страны Вьентьяне.

Военные самолеты, корабли и боевые машины поставлялись на условиях долгосрочных кредитов. Сначала это делалось для оказания помощи Сукарно в ожидавшейся в то время войне с Нидерландами из-за принадлежавшей тогда этой стране Западной Новой Гвинеи. Джакарта утверждала, что эта территория должна была быть передана под ее суверенитет в 1949 году, когда она получила независимость от Нидерландов. В конечном итоге столкновения удалось избежать, так как Нидерланды согласились на проведение плебисцита для определения будущего этих территорий.

Ситуацию для Москвы и Юго-восточной Азии, как тогда, так и сейчас, усложняет позиция Китая. Из-за идеологического раскола, произошедшего между Китаем и Москвой в начале 1960-х годов, отношения между Советским Союзом и возглавлявшимся Мао Цзэдуном Китаем резко обострились. Влияние Китая на Коммунистическую партию Индонезии, самую крупную коммунистическую партию в мире после советской и китайской коммунистических партий, было очень велико, что вызывало сильное недовольство Москвы.

После распада Советского Союза в 1991 году Китай начал постепенно, а в последние годы все активнее, завоевывать региональное влияние, утраченное Москвой. В Юго-Восточной Азии его дипломатическое и коммерческое влияние стало гораздо более сильным, чем было в эпоху "холодной войны", Китай становится конкурентом Америки и ее стратегического союзника Японии. Наряду с укрепляющимися двусторонними деловыми связями, АСЕАН стремится приспособиться к растущему влиянию Китая, учредив форум АСЕАН + 3, в состав которого помимо десяти членов АСЕАН входят Китая, Япония и Южная Корея. В одном 2003 году мы заключили со странами Юго-Восточной Азии контрактов на поставку вооружений на сумму в полтора миллиарда долларов. На протяжении последних десятилетий азиатское направление неизменно занимало центральное место в приоритетах военно-технического сотрудничества России. Главными стратегическими партнерами России в АТР являются Индия и Китай, и зачастую на фоне этого масштабного сотрудничества не столь заметны другие важные партнеры нашей страны. Тем не менее, при более пристальном взгляде на регион, уже начиная с 2003 года можно говорить о формировании нового полюса российского экспорта вооружений – Юго-Восточной Азии. Именно в этот период основной объем заключенных Россией контрактов пришелся на три страны Юго-Восточной Азии – Малайзию, Индонезию и Вьетнам. Безусловно, Индия и Китай остаются главными стратегическими партнерами России, поставки вооружения которым неизменно обеспечивали стабильный рост показателей военного экспорта, однако необходимо учитывать тот факт, что возможности для экспорта вооружений в эти страны исчерпаемы.

В свете данной тенденции происходит постепенное смещение фокуса приоритетов военно-технического сотрудничества РФ в регион Юго-Восточной Азии. Высокие темпы развития, продолжающийся рост экономик государств и рост объемов затрат на оборону делают страны этого региона привлекательными с точки зрения перспектив военного экспорта Уже сегодня в рамках региона можно выделить два блока стран. К первому относятся своего рода региональные лидеры в сфере сотрудничества с Россией (такие страны, как Малайзия, Индонезия, Вьетнам), ко второму – страны, сотрудничество с которыми находится на начальной стадии развития, однако обладает высоким потенциалом (Мьянма, Бруней, Таиланд).. История сотрудничества России и Малайзии в военной сфере является самой длительной, в сравнении с другими странами Юго-Восточной Азии. Что, в свою очередь, закономерно приводит к эволюции самого характера сотрудничества. Так, в соответствии с заявлением министра обороны Малайзии Ахмада Захида Хамиди, малайзийская сторона на данном этапе развития сотрудничества заинтересована во взаимном обмене технологиями. Российско-малайзийские отношения сталкиваются и с некоторыми трудностями. Это, в первую очередь, общая для российского военного экспорта проблема технического обслуживания, нерешенность которой приводит к тому, что традиционные партнеры России все чаще обращаются к другим поставщикам. В этом контексте достаточно существенно выигрывает Китай. Ярким примером может служить заявление командующего ВВС Малайзии генерала Родзали Дауда о возможности закупки именно в Китае комплектующих к российским истребителям, стоящим на вооружении малайзийских ВВС

Еще одним стратегически важным направлением внешнеполитического курса Российской Федерации является дальневосточный и тихоокеанский регионы. 1.1. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ, хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. Существуют серьезные перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. 1.2. Россия и Китай отвергли политику взаимного противостояния, их экономические и иные отношения стали более тесными. Москва и Пекин выступают против любых проявлений политического силового диктата и утверждения однополюсного мира. Наблюдается совпадение позиций двух стран по вопросам об агрессии НАТО на Балканах, об одностороннем выходе США из договора по ПРО, военной операции США против Ирака. Китай - третий по значению торговый партнер России, однако в общем товарообороте РФ доля КНР составляла до 1999 г. лишь 5 %. В настоящее время Россия участвует в сооружении в соседней стране ряда крупных промышленных объектов. Развивается сотрудничество в военно-технической области. Подписано соглашение (2001) о сооружении нефтепровода «Россия - Китай» протяженностью 2400 км, на условиях раздела продукции реализуются нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина. 1.3. Российско-японские отношения, имеющие особую важность для положения в регионе, отставали в своем развитии от уровня отношений Москвы со странами ЕС и США, но развивались все 90-е гг. Летом 1997 г. руководство Японии фактически объявило о «концепции новой дипломатии» в отношении России, в основу которой легли принципы «доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы». Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. Конкретными шагами в реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. Создана совместная Российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры по подписанию Мирного договора между двумя странами, который так и не был заключен со времен Второй мировой войны. 2. Россия и ближнее зарубежье Важнейшим регионом, на который распространяются стратегические интересы России, являются бывшие республики СССР, в первую очередь страны СНГ. 2.1. Трудности на пути сотрудничества. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, создания границ. Не без проблем происходил вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. В отношениях с Украиной остается дискуссионной проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота, частично оговоренная в российско-украинском договоре от 31 мая 1997 г. Ситуация в области взаимоотношений с бывшими республиками СССР усугублялась также тем, что в первой половине 90-х гг. (министр иностранных дел А. В. Козырев) приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с приходом в 1995 г. в МИД нового министра иностранных дел Е. М. Примакова наметились видимые изменения во внешнеполитических ориентирах. 2.2. Пути и формы интеграции. В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз России и стран ближнего зарубежья оказывается более выгоден, чем сепаратизм. В 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран). Затем перед государствами СНГ встала задача этапного формирования рынка товаров, услуг, капитала, труда. С этой целью был заключен ряд соглашений: Договор о создании экономического союза (1993), соглашение о формировании Межнационального экономического комитета стран СНГ (1994), Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах (1996). Во второй половине 1990-х гг. возникла концепция «разноскоростной интеграции». Сформировались три уровня интеграционных отношений: в рамках Союзного государства России и Белоруссии, в рамках Таможенного союза и созданного в 2000 г. на его основе Евразийского экономического сообщества пяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и в рамках зоны свободной торговли, объединяющей все 12 стран СНГ. Большое значение для укрепления национальной обороны и безопасности придается членами СНГ расширению военной интеграции, что было зафиксировано Договором о коллективной безопасности 1992 г. На его основе между Россией и Казахстаном достигнута договоренность о формировании единого оборонного пространства (1993) и создании объединенной группировки ВС РФ и Республики Казахстан (1995). Договоры о военном сотрудничестве Россия имеет также с Киргизией и Грузией. Ряд стран, в частности Киргизия, Таджикистан, усилили интеграцию с США в связи с проведением американцами с конца 2001 г. антитеррористической операции в Афганистане. В этой ситуации для России сохраняется опасность вытеснения ее из постсоветской Азии. В последние годы сохранялись напряженные отношения России с Грузией, которая явно избрала проамериканскую ориентацию в своей внешней политике. Политическая интеграция в рамках СНГ развивается крайне медленно, что в принципе соответствует объективным тенденциям. СНГ так и не стал прочным стабильным союзом. В рамках концепции «разноскоростной интеграции» наибольших результатов на этом пути добились Россия и Белоруссия. В апреле 1997 г. был подписан договор об образовании Сообщества Белоруссии и России (преобразованного в 1998 г. в Союз). В обеих странах прошла дискуссия по Уставу Союза. В декабре 1999 г. в Москве президентами двух республик был подписан договор о Союзном образовании России и Белоруссии, в рамках которого в будущем должны появиться союзный парламент, правительство, Суд, Высший Совет. В будущем должна стать общей денежная единица - российский рубль. В апреле 2004 г. Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение о создании единого экономического пространства. 2.3. Политика РФ в отношении соотечественников за рубежом. После распада СССР одной из проблем российской дипломатии стало положение русскоязычного населения в бывших советских республиках. В 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция, появилась проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Процесс реэмиграции русских с территории бывшего СССР стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). Особенно остро вопрос о положении русскоязычного населения стоит в отношениях России со странами Прибалтики, в последнее время и Туркмении. Президент В. В. Путин провозгласил защиту прав соотечественников основным приоритетом российской внешней политики в СНГ и Прибалтике. В 2001 г. была утверждена «Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе», предусматривающая юридическую, гуманитарную и иную помощь соотечественникам. В 2003 г. в МИД РФ появилась должность замминистра по связям с соотечественниками за рубежом. 3. Выводы 1. После 1991 г. Российская Федерация получила международное признание как преемница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу. 2. Новое качество российско-американских отношений является на сегодня движущей силой перемен на международной арене. 3. На пути интеграции стран СНГ остается немало проблем. Многие заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы создают немалые препятствия на пути провозглашенного Содружества независимых республик. Перед Россией стоит задача подтверждения роли лидера в рамках Содружества Независимых Государств. Для этого предстоит добиваться реального интеграционного процесса по всем областям - политической, экономической, военной. 4. Обострившееся в современных условиях противоборство между ведущими торгово-промышленными центрами вытесняет Россию из всемирного разделения труда, сужает ее и без того ограниченные возможности на пути создания открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. Россия продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска. 5. Внешнеполитические позиции России также подвергаются нажиму и ограничению, но у нашей страны есть желание и возможности для того, чтобы отстаивать достойное место в международном сообществе. Вопросы и задания 1. Как менялись приоритеты внешней политики Российской Федерации на протяжении 90-х - начале 2000-х гг.? 2. Как Россия строит свои отношения с блоком НАТО? С какими проблемами ей приходится сталкиваться на этом пути? 3. Что вы понимаете под выражениями «биполярный» и «многополярный» мир? 4. Как изменилось ваше представление о США после окончания «холодной войны»? С чем это связано? 5. Чем объясняется сложная ситуация с положением русскоязычного населения в республиках Прибалтики? Какова позиция российского правительства по ее разрешению? Литература Внешняя политика современной России. Сб. статей. М., 2000. Коэн С. Провал крестового похода США и трагедия посткоммунистической России. М., 2001. Национальные истории в советских и постсоветских государствах. М., 1999. Россия и США после «холодной войны». М., 1999. Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. М., 1998. Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999. М., 2000. Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. М., 2002.

Профессор кафедры востоковедения Лариса Ефимова - о взаимоотношениях России в 2015 году со странами АТЭС, АСЕАН и Восточноазиатского саммита.

В 2015 году произошла серьезная активизация политики России в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Долгое время в нашей стране господствовало представление об отсталости Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и отсутствии перспектив сотрудничества с ним. Но стремительный рост экономик стран ЮВА развеял это заблуждение - и Россия обратилась лицом к Востоку.

В уходящем году именно в ЮВА состоялись три события мирового значения - саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) 18-19 ноября в столице Филиппин Маниле, а также Деловой и инвестиционный саммит АСЕАН 19-21 ноября и Восточноазиатский саммит 21-22 ноября в столице Малайзии Куала-Лумпуре.

Как отметили журналисты, в этом году у саммита АТЭС был почти олимпийский лозунг: «Вперед в будущее: лучше, сильнее, сплоченнее». Сообщество объединяет 21 экономику мира, в том числе Россию, США, Китай, Японию, Австралию, Гонконг, Республику Корея, Сингапур. Это зона самого динамичного развития на планете: на долю участников АТЭС приходится большая часть мирового ВВП - 57%, 48% оборота международной торговли. В Маниле обсуждались, главным образом, экономические и финансовые вопросы, однако не осталась в стороне и тема терроризма. О борьбе с ним на первом же заседании говорил, в частности, Дмитрий Медведев, возглавлявший российскую делегацию.

Наблюдается возрастающее участие России в деятельности АТЭС. Об этом свидетельствует стабильное увеличение нашего товарооборота с государствами региона: сегодня на страны АТР приходится более четверти российской внешней торговли.

Но прямые инвестиции в нашу экономику из стран АТР и наоборот растут не так динамично. Сегодня их объем составляет около 10 млрд долларов. Для повышения этого показателя Россия активно утверждает инвестиционные фонды. Такие фонды уже созданы совместно с рядом государств - Китаем, Японией, Республикой Корея. Прорабатывается использование аналогичных инструментов и с другими странами АТР.

Для России форум АТЭС служит стимулятором инвестиционной активности и здоровой конкуренции, совершенствования механизмов межгосударственной и межрегиональной производственной и научно-технической кооперации в области торговли и инвестиций, продовольственной безопасности, энергетики, транспорта и логистики, развития науки, инноваций и образования, облегчения ведения бизнеса.

Говоря о важном значении этого форума, Дмитрий Медведев назвал Деловой саммит АТЭС барометром экономических и политических тенденций, причем не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире.

21-22 ноября состоялся Восточноазиатский саммит. Механизм Восточноазиатских саммитов был создан в 2005 году для встреч между членами АСЕАН (объединение Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин) и значимыми для региона внешними игроками - Россией, Австралией, Индией, Китаем, Новой Зеландией, Республикой Корея, США и Японией. Заявка Москвы на членство в ВАС была подана в 2005 году, но тогда страны АСЕАН сочли, что товарооборот России с Юго-Восточной Азией слишком незначителен для участия в организации. Решение было пересмотрено в 2010 году, когда РФ и США были одновременно приглашены участвовать в мероприятиях на высшем уровне.

Рост взаимного товарооборота, переговоры о зоне свободной торговли с Вьетнамом и Сингапуром, а также усилившаяся борьба за влияние в регионе ЮВА между мировыми державами заставляют российское руководство активизировать дипломатию на этом направлении.

Для России этот саммит является отличной возможностью расширять участие в интеграционных процессах региона. Страны ВАС играют важную роль в мировой экономике: ВВП стран-членов организации достиг 60,5 трлн долларов в 2014 году, или 55,8% мирового ВВП.

В ходе встречи лидеров государств в Малайзии обсуждались вопросы региональной политики и глобальные мировые проблемы. В этот раз одной из главных тем стали трения торговых блоков, продвигаемых США и Китаем, - Транстихоокеанского партнерства и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Страны АСЕАН стараются балансировать между крупными державами, выражая готовность к переговорам с обеими из них.

Руководители стран-участниц ВАС подписали декларацию по случаю десятилетия сообщества. Согласно документу, «ВАС останется форумом для диалога лидеров по широкому спектру стратегических, политических и экономических вопросов, представляющих взаимный интерес и вызывающих общую обеспокоенность, целью которого является обеспечение мира, стабильности и экономического процветания в Восточной Азии». Декларация предполагает, что ВАС будет и дальше вносить активный вклад в выработку единых для всех стран правил выстраивания межгосударственных отношений в регионе, продвижение стратегического доверия, а также обеспечение прозрачности действий и предсказуемости поведения.

Кроме того, подписана декларация о глобальном движении умеренных сил, инициированном премьер-министром Малайзии Наджибом Разаком, и совместные заявления по противодействию насильственному экстремизму, по морскому сотрудничеству, укреплению региональной системы здравоохранения и информационной безопасности. Эти документы «представляются полезными для продвижения мира и стабильности в регионе», - отмечали в пресс-службе правительства РФ.

С подачи России одной из ключевых тем повестки дня форума становится сейчас создание в АТР архитектуры безопасности и устойчивого развития. Премьер-министр России предложил разработать и принять концепцию безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Одной из постоянных тем, обсуждаемых в кулуарах участниками ВАС, является неучастие российского президента Владимира Путина в работе саммита. Наблюдатели объясняют это тем, что в АТР сегодня не существует проблем, которые бы напрямую и серьезно угрожали безопасности России. А раз так, то зачем тратить драгоценное время руководителя государства на участие в зарубежном мероприятии, когда дома хватает насущных проблем.

Основной интерес России в АТР сегодня - это не безопасность, а экономика. Именно поэтому президент Путин (и во время своего президентства Медведев) не пропустили ни одного саммита АТЭС, главного экономического форума в АТР.

К тому же почти одновременно происходило несколько других важных встреч: саммит «Большой двадцатки» в Турции, саммит стран-экспортеров газа в Иране, а также климатический форум в Париже. Таким образом, сегодняшняя повестка России, когда на первый план вышла Сирия и терроризм ИГИЛ, естественным образом заставляет российского лидера выбирать для посещения именно те площадки, где можно поговорить о путях урегулирования кризиса на Ближнем Востоке.

В 2015 году наиболее заметна активизация политики России в странах АСЕАН. ЮВА представляет собой одну из самых инвестиционно привлекательных площадок. АСЕАН сегодня - главный интеграционный центр ЮВА, один из важнейших интеграционных центров АТР, инициатор различных форм регионального развития и создатель ряда площадок международной дипломатии в регионе. В экономической сфере страны ассоциации проводят линию на углубление интеграции и торговую либерализацию на базе соглашения о создании зоны свободной торговли (АФТА). АСЕАН намерена добиться региональной интеграции уровня Европейского союза.

Именно в этом году исполнилось пять лет с момента вступления России в АРФ, десять лет с момента подписания Россией «Комплексной программы действий», а в 2016 году исполнится двадцать лет с момента заключения диалогового партнерства Россия-АСЕАН.

Огромное значение придает будущему саммиту Россия-АСЕАН, который состоится в 2016 году в Сочи, президент России Владимир Путин: «Рассчитываем выйти на взаимовыгодные договоренности в сфере традиционной и возобновляемой энергетики, чрезвычайного реагирования, продовольственной безопасности и сельского хозяйства».

Ввиду географической близости Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, интересы России заключаются в сохранении равноправного мира и поддержании динамичного недискриминационного развития стран региона для обеспечения безопасности, а также стимулирования экономического развития Дальнего Востока. Также налаживание сотрудничества с АСЕАН является способом диверсификации внешней политики России в АТР и составляет определенный противовес сближению с Китаем. Поворот России на Восток обуславливает также необходимость проводить модернизацию наших сибирских и дальневосточных территорий, которые представляют собой одновременно угрозу безопасности и ресурс развития страны. Разработать этот ресурс Россия может только в активном сотрудничестве со своими азиатско-тихоокеанскими партнерами, одним из которых является АСЕАН.

Анализ интересов стран ЮВА выявляет много совпадений с российскими интересами. Прежде всего, страны АСЕАН заинтересованы в политическом присутствии России как крупной региональной державы для баланса интересов стран ассоциации, стремительно набирающего мощь Китая, а также США как мировой сверхдержавы. При всей важности развития отношений с КНР России необходимо проявлять гибкость и развивать взаимодействие с другими региональными игроками.

Россия, как и КНР, в этом году едва ли не впервые выступает в отношении АСЕАН не столько как конкурент за прямые инвестиции в глобальном плане, сколько как потенциальный донор инвестиций в регион. Россия интересна АСЕАН и как поставщик технологий в энергетике, в том числе атомной, а также партнер по военно-техническому сотрудничеству.

Однако на пути сотрудничества России и АСЕАН встречается много трудностей. У нашей страны нет сравнительного преимущества ни перед Китаем с его дешевыми товарами массового выпуска, ни перед Японией, Южной Кореей и США, выигрывающих за счет высокотехнологичных товаров. Также это связано с неразвитой инфраструктурой нашего Дальнего Востока и низкой развитостью транспортных связей с ЮВА.

Развитие связей со странами ЮВА- один из приоритетов экономической политики современной России. Присутствие российского бизнеса в этом динамично развивающемся регионе мира пока ограничено, и одна из причин этого - отсутствие информации. Среди российских бизнесменов еще сохраняется непонимание того, что бизнес с АСЕАН нельзя строить, оставаясь в своем офисе в Москве или Питере. Кроме того, мешает иллюзия, что мы исключительно умные и нас везде ждут с распростертыми объятиями. На устранение этих недостатков направлены бизнес-миссии, которые проводит в странах ЮВА Деловой совет Россия-АСЕАН.

Тем не менее, существующие форматы многостороннего диалога в регионе позволяют партнерам укреплять сотрудничество. Формат диалогового партнерства не предполагает установления конкретных договоренностей, однако утверждает особое отношение к России в регионе и дает формальную возможность участвовать в региональных делах в качестве уважаемого партнера.

Россия и страны АСЕАН создали список из 57 совместных инвестиционных проектов. Об этом заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на открытии Российско-малазийского бизнес-форума в Куала-Лумпуре. Главными направлениями совместной работы стали энергетика, машиностроение, информационные технологии, инновации и медицина.

От нас во многом зависит, как дальше пойдет расширение этого сотрудничества. Россия сейчас стоит перед выбором - всерьез заявить о своих интересах в АСЕАН или остаться «диалоговым партнером». Почетный, но мало что значащий статус. Особенно учитывая то, насколько активны другие 11 диалоговых партнеров: Япония, США, Китай, Новая Зеландия, Канада, Индия, Канада, Турция, Австралия, Пакистан, Южная Корея.

В последнее время намечается новый формат сотрудничества со странами АСЕАН. Владимир Путин во время оглашения ежегодного послания Федеральному Собранию в Кремле предложил рассмотреть возможность создания масштабного экономического партнерства между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). По его словам, вместе эти страны составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности.

По данным Алексея Улюкаева, более 40 государств и международных организаций выразили желание создать зону свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом, в том числе Китай, Индонезия и Камбоджа. Евразийская экономическая комиссия уже изучает вопрос целесообразности организации ЗСТ с Ираном, Израилем, Пакистаном и Южной Кореей. В середине июля глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что Россия ожидает подачи заявки Таиланда на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС до конца текущего года.

Сегодня во внешнеполитической повестке превалирует восточный вектор, а сильные позиции на Востоке способны обеспечить России более весомое положение на Западе, с которым нас связывает единая цивилизационная история.

Дмитрий Тренин

Географически Россия выходит в мир тремя широкими фасадами: западным, обращенным к Европе, Атлантике и Восточному побережью США; восточным, граничащим с Китаем, Кореей, Японией и обращенным к Тихоокеанскому побережью США; наконец, южным, который тянется от Черного моря и Кавказа через Каспий и далее до Центральной Азии. Традиционно россияне рассматривали свою страну как расположенную между Востоком и Западом. В ранний период отечественной истории (с IX по XVI столетие) главные угрозы безопасности страны исходили с востока - от степных кочевников. В течение двух с половиной столетий княжества Северо-Восточной Руси находились под игом монгольских завоевателей, и страна, таким образом, входила в состав азиатской империи. Когда Москва сбросила ордынское иго и восточная угроза ослабла, Россия стала все активнее участвовать в делах Европы и в мышлении российских правителей начал доминировать Запад. Это продолжалось вплоть до окончания периода холодной войны и даже позже - до самого исхода

XX столетия.

До самого недавнего времени южный фасад считался частью Востока. Крымское ханство было осколком Золотой Орды; Оттоманская империя была Ближним Востоком; Персия, Афганистан и прилегающие к Индии земли были Средним Востоком; а Китай, Япония, Корея и Монголия - Дальним Востоком. Понятие «востоковедение» до сих пор охватывает исследование стран и народов на огромном пространстве от Кавказа и арабоперсидского мира до Индии, Китая и Японии. Широкое представление о Востоке (или Азии) как о не- Европе возникло в XIX в. Уже в следующем столетии, однако, стало очевидно, что Азия структурируется, что между ее двумя большими регионами - Восточной и Южной Азией, с одной стороны, и Средним Востоком, с другой, имеются существенные различия и рубежом

Между этими двумя мирами служит граница между Индией и Пакистаном1. Для политики Москвы становление самостоятельного южного направления сопровождалось тремя потрясениями: афганской войной; чеченской войной и вызовом международного терроризма.

В ретроспективе то, что мы сегодня относим к Югу, было для России источником духовного и культурного вдохновения (Византия и православное христианство); пространством активного соперничества с Оттоманской империей, Персией, Британией и - в более позднее время, в период холодной войны - с Соединенными Штатами; и, наконец, национальной окраиной Российской империи, а затем СССР, с преимущественно мусульманским населением. Это была также территория, относительно которой Россия могла утверждать, со второй половины XIX в., что она выполняет здесь «цивилизаторскую миссию», mission

Civilisatrice2.

Сегодня с точки зрения Москвы Юг выглядит как слоеный пирог. На его внешней периферии находятся Египет, Сирия, Израиль (с Палестинской автономией), Ирак, Саудовская Аравия и государства Персидского залива. Сердцевина Юга состоит из прямых соседей бывшего Советского Союза - Турции, Ирана, Афганистана и Пакистана. Наконец, внутренний круг состоит из постсоветских государств Кавказа и Центральной Азии. Первая группа была в прошлом игровой площадкой геополитического противоборства; сегодня геополитические амбиции ниже, зато появились новые расчеты, связанные с энергетической политикой. Со странами второй группы Россия связаны намного теснее. Игнорировать их невозможно - ни с политической, ни с экономической, ни со стратегической точек зрения. Более того, то, что происходит внутри этих стран, обычно влияет на их непосредственных северных соседей

Бывший советский Юг. Появившиеся на месте прежних советских республик новые независимые государства сохраняют тесные отношения с бывшей метрополией.

То, что принято называть Центральной Азией (пять государств: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан), - это ближайший непосредственный южный сосед России. Сам термин «Центральная Азия», однако, нуждается в некотором уточнении. Ни с культурной, ни с этнополитической точки зрения пять стран региона не являются чем- то единым. С самого начала русской колонизации в 1860-х гг. и до середины 1920-х гг. (до начала советизации) официальным названием этого преимущественно тюркоязычного региона империи было Туркестан. С тех пор и до конца существования СССР эта территория была известна как Средняя Азия и Казахстан. Хотя военные, известные своим консерватизмом, сохраняли наименование Туркестанский военный округ (ТуркВО) до 1991 г., в начале афганской войны им пришлось выделить из его состава отдельный Среднеазиатский округ (САВО) . Нынешнее наименование, Центральная Азия, стало общепринятым в регионе и в России с 1993 г. Цель переименования, инициаторами которого стали страны региона, была двойственной: подчеркнуть особость региона и сменить невыразительное

Обозначение «средняя» на более возвышающее «центральная»4. Каковы бы ни были достоинства нового наименования для заинтересованных стран, с российской точки зрения самым точным обозначением остается советское, проводящее различие между Казахстаном (единственной страной, с которой Россия имеет здесь границу, а население которой на треть состоит из славян) и четырьмя другими странами, расположенными дальше к югу.

Фактически, однако, термин «Центральная Азия» использовался русскими географами с конца XIX в. для обозначения внутриконтинентальных территорий Туркестана, Афганистана, Западного Китая, Монголии и областей южной Сибири (Алтая, Тувы и Бурятии). Это

Частично совпадает с концепцией «Внутренняя Азия», предложенной Робертом Легволдом5. Согласно Легволду, в регионе, который первоначально был поглощен Монгольской империей Чингисхана, происходит «перестройка». Этот обширный регион протянулся от Монголии и российского Дальнего Востока до Центральной Азии и далее до северного Ирана и Кавказа. С концом Российской и Советской империй старые связи начали восстанавливаться, возникают новые связи, а ислам переживает возрождение. «Россия в качестве Евразии» - это уже история; вперед выдвигаются новые геополитические контуры, и некоторые с очень старыми корнями.

Исторически, Центральная Азия была последним территориальным приобретением царской России. До XIX в. Петербург лишь от случая к случаю проявлял интерес к здешним землям, но затем процесс экспансии пошел быстро. Еще в 1800 г. Туркестан целиком находился вне границ империи, а уже к 1895 г. его поглощение было завершено. Присоединение Центральной Азии происходило в двух основных формах: более или менее мирное завладение (для большей части Казахстана) и военное завоевание (для остальной части, т. е. Средней Азии). Россиян толкали на юг разные мотивы, от желания обуздать хивинцев и других разбойников, занимавшихся похищением российских подданных и обращением их в рабство, и до желания проложить сухопутный путь в Индию (в которой видели рынок сбыта

Российских промышленных товаров)6. Российская экспансия приобрела особую интенсивность после унизительного поражения в Крымской войне (1853-1856). Остановленный в Черном море и на Балканах, Петербург обратился на юг и на восток, где была возможность достичь существенных успехов за короткое время. Бухара, Хива и Коканд - три среднеазиатских ханства, расположенные на территории нынешних Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, - были завоеваны в 1860-х и 1870-х гг., причем первые два стали после этого российскими протекторатами, а третий просто аннексирован. Сопротивление туркменских племен было подавлено в 1880-х гг., а в 1890-х к империи был присоединен таджикский Памир, «Крыша мира».

На протяжении всего XIX в. российские ходы на центральноазиатской шахматной доске пристально отслеживались британцами, которые обычно им противодействовали, потому что подозревали Санкт-Петербург (не совсем безосновательно) в тайном намерении вытеснить их из Индии. Русские, со своей стороны, столь же подозрительно следили за действиями британцев. Большая игра двух империй завершилась только в 1907 г., когда Россия присоединилась к англо-французской (и анти-германской) entente cordiale. К этому времени то, что сегодня составляет Центральную Азию, уже находилось в руках России; Персия была разделена на российскую и британскую сферы влияния, а Афганистан являлся более или менее нейтральным буфером между двумя империями. Поскольку Россия заглядывалась на восточный (китайский) Туркестан, известный также как Кашгария, Британия завладела Тибетом. Следует заметить, однако, что, несмотря на всю страсть и горячку Большой игры, с русской точки зрения все это имело второстепенное значение по отношению к всепоглощающей идее захватить черноморские проливы и установить гегемонию России на Балканах, окончательно разрешив, таким образом, «восточный вопрос» в свою пользу.

Характерно, что во второй половине XIX в. Россия обратила свой взор на Центральную Азию, чтобы вознаградить себя за поражение в Крымской войне и продемонстрировать свою способность бросить серьезный вызов британскому владычеству в Индии. России нужна была не столько Индия как таковая; ею двигало жгучее желание ограничить мировую роль Великобритании и добиться от Лондона признания международной значимости

России7. Трудно удержаться здесь от того, чтобы попытаться провести параллели с началом XXI в.

После Октябрьской революции большевики не только силой оружия объединили ненадолго распавшуюся империю, но и использовали приграничные территории в качестве передовых баз дальнейшего продвижения «идей Октября». Цели московской политики, первоначально упакованные в революционную риторику, вскоре приняли форму традиционных геополитических принципов. В изменившихся условиях советская Центральная Азия стала факелом для разжигания антиколониальных движений в Британской Индии и Афганистане; позднее она служила базой для насаждения промосковских режимов в соседних странах, а также витриной советских достижений для третьего мира, выступая в роли наглядного доказательства универсальной пригодности коммунистической доктрины.

С середины 1950-х гг. СССР начал политику рискованных геополитических маневров на Ближнем Востоке и превратился, наряду с Соединенными Штатами, в главного внешнего участника арабо-израильского конфликта. В надежде запрячь арабский национализм в свою глобальную стратегию Советский Союз вступил в открытое соперничество с Западом

Сначала с Францией и Британией, а в конечном итоге с Соединенными Штатами - за контроль над главным нефтепроизводящим регионом мира. Противоборство двух сверхдержав на Ближнем Востоке знало периоды обострений и затишья, но событием, повлиявшим не только на политику, но саму судьбу Советского Союза, стало вторжение в Афганистан, а потом уход из него.

Афганская война (1979-1989) и исламистская революция в Иране 1979 г. сначала привели закосневший советский режим к пониманию важности «религиозного фактора», который он прежде игнорировал, и попыткам воздействовать на него. В предыдущие шестьдесят лет Центральная Азия была для СССР форпостом против западного колониализма и «неоимпериализма»; теперь неожиданно оказалось, что Советский Союз сам оказался уязвим для влияния, исходившего из исламских стран. Исламисты решили, что пришла пора вер- нуть территории, некогда уступленные российско-советской империи, и сделали ставку на реисламизацию как главный инструмент достижения этой цели.

Михаил Горбачев слишком поздно признал значимость исламского фактора. В 1986 г. он был еще настолько самоуверен, что заменил на посту первого секретаря компартии Казахстана местного ветерана Кунаева на малоизвестного русского аппаратчика Колбина, чем спровоцировал первые за многие десятилетия массовые беспорядки в Алма-Ате. Всего через пять лет, в последние месяцы существования союзного государства, Горбачев собирался предложить новому лидеру Казахстана, этническому казаху Нурсултану Назарбаеву, пост премьер-министра СССР, обновленного и реформированного на основе нового Союзного договора.

Обновленному СССР не суждено было состояться. Перспектива заключения Союзного договора спровоцировала путч ГКЧП, окончательно разваливший страну. Борис Ельцин и его либеральные советники в руководстве Российской Федерации сделали выбор в пользу «малой России», отпустив, таким образом, национальные окраины и предоставив им независимость практически безо всяких условий. Для ориентированных на Запад московских реформаторов Центральная Азия не имела особой ценности и воспринималась скорее как тормоз для задуманных реформ. Они видели смысл в том, чтобы договориться с Украиной и Белоруссией о роспуске Советского Союза и о создании Союза Независимых Государств (СНГ), с ударением на среднем слове, но им даже не пришло в голову пригласить в новое межгосударственное образование страны Центральной Азии. Республики этого региона, стремившиеся к большей автономии, но даже не помышлявшие о полной независимости, неожиданно обнаружили, что крышу общего государства как будто ветром сдуло. Несмотря на то что состав СНГ вскоре был расширен, и они стали его членами, центрально-азиаты почувствовали, что Россия их бросила.

На протяжении XX в. Россия пережила грандиозные изменения в демографии. Когда в

1880 г. она аннексировала Туркестан, его население составляло 3 млн человек. В то время Россия и сама переживала демографический бум, который подталкивал сотни тысяч русских переселенцев перебираться в этот регион. Перепись 1959 г. обнаружила, что в Казахстане

Проживают только 2,9 млн казахов и 3,7 млн русских, а также украинцы и белорусы9. В 1970х гг., однако, направление миграционных потоков изменилось и этнические русские начали возвращаться в РСФСР. После развала Советского Союза их отъезд превратился в массовый исход. С начала 1990-х гг. этот людской поток пополнили жители Центральной Азии, мечтавшие о работе в России. На фоне резкого падения рождаемости и роста смертности в РФ в целом численность мусульманского населения страны продолжала увеличиваться. Быстро росла и численность населения соседних мусульманских республик СНГ. Демографический навес выглядит еще внушительнее, если учесть, что сегодня один только Пакистан (или Иран вместе с Турцией) превосходит Россию по общей численности населения, а через несколько десятилетий население Узбекистана может составить половину населения РФ.

Можно сказать, что для России наступило «время Юга». Проблемы на этом направлении возникают как вовне, так и внутри страны. Приспосабливаясь к постимперской ситуации, Россия в то же время не может идти по пути создания православного, этнически русского государства. Она должна учитывать как рост своего собственного мусульманского меньшинства, так и реалии исламского возрождения. Главным актуальным источником угрозы безопасности страны на среднесрочную перспективу также является Юг: северокавказские террористы, боевики из Ферганской долины, афганские наркоторговцы и талибы, иранская ракетно-ядерная программа, а также внутренняя нестабильность уже ракетно-ядерного Пакистана.

В Центральной Азии России приходится иметь дело со слабыми и еще не прочными государствами, только недавно получившими независимость. То, что все пятеро выжили в

85 произвольно установленных советской властью границах - несмотря на хаос, вызванный развалом СССР и последующей нестабильностью, - есть небольшое чудо. Эти государства, однако, одновременно являются буфером и мостом между Россией и бурлящим миром ислама. В начале XXI в. Россия уже вступила в длительный и болезненный период освобождения от обязательств имперского периода и установления с соседями связей и отношений, основанных на иных принципах.

В предлагаемой читателю главе мы проанализируем главные интересы России в регионе: политические, экономические, в сфере безопасности и те, которые можно определить как «гуманитарные» (обобщенное название, охватывающее условия жизни русских меньшинств в регионе и роль русской культуры и языка как инструментов «мягкой силы» и влияния). Одновременно мы рассмотрим широкие интересы, связывающие страны Центральной Азии с Россией. Наконец, мы обсудим общий подход России к региону и отдельные направления ее политики; целью этого анализа будет определение групп интересов, продвигающих ту или иную политику на основе того или иного видения ситуации, и, наконец, рассмотрение результирующего взаимодействия игроков.

Политика России в отношении Центральной Азии возникла только после развала СССР; ее основные вехи развития - отказ от имитации интеграции и переход к экономической экспансии в сочетании с «секьюритизацией» и попытками ликвидировать военное присутствие США в регионе. Фоном для этой политики служит базовое отношение политического класса России к Центральной Азии. Степень приоритетности Центральной Азии становится понятной в сравнении с вниманием, уделяемым другим регионам ближнего и дальнего зарубежья. Сходным образом рассматривается политика государств Центральной Азии в отношении России. В последнем разделе анализируются перспективы присутствия и влияния России в Центральной Азии. Сможет ли Россия превратиться в силовой центр, с которым будут считаться сохраняющие номинальную независимость государства Центральной Азии? Сможет ли она достичь осмысленной экономической интеграции с Казахстаном

И, возможно, с другими странами? Сможет ли она взять на себя ответственность за безопасность этого уязвимого региона? Есть ли у русского языка и культуры долгосрочное будущее в Центральной Азии? Будут ли новые элиты, подобно своим предшественникам, получать образование и социальные навыки в России? Как Россия будет относиться к другим державам, проявляющим активность в этом регионе, в частности к Соединенным Штатам и Китаю? Обопрется ли она на Китай для сворачивания американского влияния? Преуспеет ли она в поддержании выгодного баланса между Вашингтоном и Пекином для достижения собственного преобладания в регионе? Не получится ли так, что Москва поддастся растущему влиянию КНР и допустит, чтобы Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) стала сердцем новой Евразии от Бреста до Гонконга?

Коротко говоря, главный тезис этой главы в том, что российская политика пребывает в процессе адаптации к постимперской реальности, и результаты этого процесса еще не ясны. Ташкент, Алма-Ата, Душанбе - это и была империя, это и был Советский Союз. России еще предстоит заново определить себя как современную нацию в терминах наступившего XXI в. И то, как Россия решит вопрос о Центральной Азии, будет важной составляющей ответа на этот важнейший вопрос.

Для России Центральная Азия – зона исторически обусловленных интересов, важный партнер по привилегированному сотрудничеству в военно-политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также в деле обеспечения общей безопасности государств Евразии с южного направления.

Со всеми государствами Центральной Азии у России сложились отношения стратегического партнерства, а с большинством из них – союзничества, что предполагает взаимопомощь в случае агрессии или иных существенных угроз безопасности друг друга. Налажен регулярный конструктивный политический диалог на высшем и высоком уровнях. В 2019 году состоялись государственный визит Президента России В.В.Путина в Киргизию (28 марта), официальные визиты в Россию Президента Казахстана К.-Ж.К.Токаева (3 апреля) и Президента Таджикистана Э.Ш.Рахмона (17 апреля). Насыщенными были двусторонние контакты руководства наших стран «на полях» крупных многосторонних мероприятий.

Сохраняется высокая динамика встреч глав внешнеполитических ведомств России и стран ЦА. Министр иностранных дел С.В.Лавров посетил с официальными визитами Киргизскую Республику 3-4 февраля и Республику Таджикистан 4-5 февраля, с рабочими – Туркменистан
5-6 февраля и Узбекистан 2-3 мая.

Активно развиваются межпарламентские связи и «горизонтальное» сотрудничество по линии регионов и экономических операторов сторон. Интенсификации отношений России со странами региона содействует солидная нормативно-правовая база – более 900 двусторонних договоров и межправсоглашений, 70% которых касается сферы экономики.

Наша страна занимает позиции крупнейшего инвестора в ЦА. Накопленные российские инвестиции в этом регионе составляют около 20 млрд долл. США (в т.ч. 47% - ТЭК, 22% - цветная металлургия, 15% - телекоммуникации), работают более 10 тыс. российских и совместных предприятий.

В 2018 г. объем торговли России со странами ЦА суммарно достиг 25,8 млрд долларов США (Казахстан – на 4,2% до 18,2 млрд долл. США; Киргизия – 16,9% до 1,88 млрд долл. США; Таджикистан – 24,6% до 893,9 млн долл. США; Туркменистан – 3,7% до 444,0 млн долл. США; Узбекистан – 20,0% до 4,38 млрд долл. США). Структуру товарооборота, помимо сырьевых позиций, формируют промтовары, сельхозпродукция, продукты химии, нефтехимии, фармацевтики, металлургии, автомобиле- и машиностроения.

Россия оказывает содействие в решении странами ЦА задач устойчивого развития. За период с 2008 г. по 2019 г. его объем составил более 6 млрд долл. США (свыше 4,2 млрд – на двусторонней основе, около 2 млрд – по линии международных организаций, прежде всего ООН).

Российское содействие ориентировано на создание и модернизацию торгово-экономической и промышленной инфраструктуры, развитие здравоохранения и образования, продовольственную и экологическую безопасность государств региона. Посредством «климатического окна» Трастового фонда Россия-ПРООН в целях развития реализуется ряд специализированных проектов в водно-экологической сфере в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.

Межрегиональное сотрудничество со странами Центральной Азии становится одной из профилирующих форм углубления добрососедских отношений. 76 субъектов Российской Федерации развивают динамичные связи с Казахстаном, с Киргизией - 71, Таджикистаном - 80, Туркменистаном - 60 и Узбекистаном - 75.

Ежегодно проводятся межрегиональные форумы и конференции, позволяющие стимулировать взаимовыгодные интеграционные процессы. Такой площадкой с 2003 г. является Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств (XV Форум состоялся 8-9 ноября 2018 г. в г.Петропавловске на тему «Новые подходы и тенденции в развитии туризма»). Регулярно проводится Конференция по межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана, VII заседание которой состоялось 16-17 апреля 2019 г. в г.Москве. VIII российско-киргизская конференция на тему «Новые горизонты стратегического партнерства и интеграции» прошла 27-28 марта 2019 г. в г.Бишкеке. 2-3 октября 2018 г. в г.Липецке был организован VII Российско-Туркменский экономический форум. 18-19 октября 2018 г. в г.Ташкенте стартовал Форум межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном с участием президентов двух стран, 35 субъектов Российской Федерации и 300 российских компаний.

Казахстан и Киргизия, наряду с Россией, Белоруссией и Арменией, являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таджикистан и Узбекистан изучают целесообразность развития связей с этим объединением, в том числе в качестве наблюдателя. Россия с целью адаптации к членству в ЕАЭС оказывает экономике Киргизии существенное финансовое и техническое содействие на общую сумму около 200 млн долл. США. С этой же целью за счет средств России в 2015 году создан Российско-Киргизский Фонд развития с уставным фондом 500 млн долл. США. В настоящее время по линии Фонда утверждено и реализуется 1816 проектов на общую сумму 325,1 млн долл. США.

Безвизовый режим (за исключением Туркменистана), безопасность, отсутствие «языкового барьера» обусловливают высокий интерес граждан центральноазиатских стран к российскому рынку труда. По линии властей развивается взаимодействие в области миграционного регулирования, совершенствуется профильная договорно-правовая база. Полезным «почином» явилось подписанное в 2017 г. межправительственное соглашение об организованном отборе граждан Узбекистана для работы в Российской Федерации. Готовится к имплементации подписанное в 2019 г. аналогичное соглашение с Таджикистаном. В стадии проработки такой же межправительственный документ с Киргизией.

На сегодня в Российской Федерации на постоянной основе пребывает более 4 млн граждан стран ЦА. За 2013-2018 гг. ими переведено на родину более 55,2 млрд долл. США. По оценкам ряда экспертов, трудовыми мигрантами создается около 10% ВВП России, что указывает на обоюдовыгодный характер такого взаимодействия.

В российских вузах обучается 172 тыс. студентов из стран региона, в том числе 59 тыс. за счет федерального бюджета. В ЦА функционируют представительства и филиалы ведущих российских вузов: МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭУ им. Г.В.Плеханова, МАИ, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, НИТУ «МИСиС», НИУ «МЭИ» и др. В мае с.г. в Узбекистане открыт первый на пространстве СНГ филиал МГИМО(У) МИД России. Успешно работают совместные высшие учебные заведения в Киргизии и Таджикистане: Киргизско-Российский Славянский университет и Российско-Таджикский (Славянский) университет. Пользуется популярностью Совместная российско-туркменская общеобразовательная школа им.А.С.Пушкина в Ашхабаде. Прорабатывается вопрос об открытии на территории Казахстана совместного российско-казахстанского университета и общеобразовательной школы. В филиалах российских вузов в центральноазиатских странах готовятся десятки тысяч молодых квалифицированных специалистов. Обучение в русскоязычных школах дает возможность гражданам стран ЦА поступать в вузы России на равных основаниях.

В 2018 г. дан старт пилотному проекту по командированию российских учителей-предметников в таджикистанские общеобразовательные школы. В 2019 г. направлена вторая группа из 48 педагогов. Принято решение согласовать соответствующее межправительственное соглашение. В стадии реализации двустороннее межправсоглашение о строительстве в Таджикистане пяти школ (в гг.Душанбе, Куляб, Худжанд, Бохтар и Турсунзаде) с обучением на русском языке.

Угрозы безопасности для стран Центральной Азии исходят от международных террористических организаций и кризиса в соседнем Афганистане. С террористической угрозой неразрывно связана и наркотическая проблема. Гарантом безопасности в регионе служит российское военное базирование в Таджикистане и Киргизии. Безальтернативное значение сохраняет антитеррористическое и антинаркотическое сотрудничество в ОДКБ, СНГ и ШОС. Правительством Российской Федерации принято решение о выделении Таджикистану более 3,5 млн долл. США на борьбу с наркоугрозой в 2019-2021 гг. В рамках совместного проекта России и Управления ООН по наркотикам и преступности для стран ЦА, Афганистана и Пакистана ведется подготовка «антинаркотических» кадров.



Читайте также: