Эксперт объяснил, какой головной болью для сша станут российские ракеты "воздух-воздух". Что разрабатывает Россия

Китайские истребители пятого поколения J-20, созданные по стелс-технологии, впервые прошли боевые испытания над морем совместно с многоцелевыми истребителями J-16 и J-10C. Об этом сообщил агентству «Синьхуа» представитель ВВС Национально-освободительной армии Китая Шэнь Цзинькэ.

«Это поможет ВВС еще лучше выполнять свои обязанности по защите суверенитета, безопасности и территориальной целостности Китая », - подчеркнул он.

Истребитель Chengdu J-20 совсем новая машина. Он был принят на вооружение в сентябре прошлого года. К настоящему моменту построены 9 прототипов и 2 предсерийных образца. Благодаря высокой динамике, которой обладает ОПК Китая, сомневаться не приходится, - скоро ВВС будут в должной мере оснащены этим прорывным для авиастроительного комплекса страны самолетом.

Правда, данный прорыв является относительным, потому что этот самолет продолжает традицию «учиться у сильнейших». В нем отчетливо просматриваются некоторые заимствования у российских и американских авиаконструкторов. Это в первую очередь относится к «пламенному мотору», роль которого играет АЛ-31ФН. Он был разработан и произведен в количестве 400 двигателей по ТЗ, выданному Китаем, в НПЦ «Салют» и начал использоваться в истребителе J-10. Дошла очередь и до «самолета-невидимки».

В двигателе была увеличена на 200 кгс сила тяги. Однако этого, видимо, недостаточно для того, чтобы тяжелый истребитель совершал сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме, что является одним из условий принадлежности самолета к пятому поколению. Впрочем, то же самое относится и к американской «пятёрке» F-35. Похожая модификация двигателя, к слову, используется в Су-30 и . Однако предполагается в перспективе заменить двигатель на АЛ-41.

Все же остальное у этого истребителя вписывается в требования к пятому поколению. Это и сверхманевренность, и РЛС с АФАР, и современные комплексы навигации, управления оружием, обороны, связи, и мощное ракетное вооружение, полностью перекрывающее все диапазоны по дальности.

Что же касается других заимствований, то называют некоторую конструктивную схожесть с F-22 Raptor и российским миговским проектом МиГ 1.44, который должен был стать ответом американскому «Раптору». Однако это было бы справедливо, если бы китайцы создавали исключительно бипланы и вдруг у них появился истребитель по схеме «утка». Эту схему они использовали и прежде, например, в J-10.

Большую часть характеристик нового самолета Китай держит в секрете. Однако что-то об истребителе известно. Длина - 20,3 м, высота - 4,45 м. Размах крыла - 12,9 м, площадь крыла - 73 кв.м. Масса пустого - 17000 кг, максимальная взлетная масса - 36300 кг, масса топлива - 11000 кг. Тяга двигателя на форсаже - 2×14000 кгс. Максимальная скорость - 2100 км/ч. Дальность - 5500 км, боевой радиус - 2000 км.

Истребитель оснащен ракетами «воздух-воздух» трех типов. PL-10 малой дальности с полуактивной РЛ ГСН развивает скорость 4 М. Дальность пуска - 50 км, масса БЧ - 33 кг.

Новая модификация PL-12 средней дальности также развивает скорость 4 М. Ее дальность увеличена до 90 км.

А ракета большой дальности PL-15 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, серийное производство которой начинает разворачиваться, всерьез напугала США. Ее дальность составляет 300 км на скорости в 4−5М. Утверждается, что ракета оснащена эффективной ГСН и системой управления полетом на всем маршруте. Высокая скорость и динамика маневрирования позволяют сбивать воздушные цели, имеющие скорость 5500 км/ч. У США нет ничего похожего, в связи с чем «дружественные» визиты американской военной авиации на приграничные территории КНР станут смертельно опасными.

На этой неделе американские СМИ затянули заунывную песню и по поводу того, что ВВС НОАК пополнились 14-ю российскими истребителями поколения 4++ Су-35. По первому контракту будет поставлено 24 такие машины, которые совместно с «Черным драконом» (так называется J-20) способны эффективно бить американские истребители пятого поколения. Ситуация для американцев усугубляется еще и тем, что Су-35 начинают оснащаться супер-ракетой PL-15.

Журнал The National Interest принижает возможности китайской ракеты, полагая, что она будет использоваться на дальних дистанциях исключительно против американских «тихоходов» - самолетов-заправщиков, разведчиков. АВАКС. В действительности ее сочетание с мощной РЛС, которой обладает российский истребитель, позволит применять скоростную и высокоманевренную ракету и против всей истребительной авиации США. Кроме, пожалуй, стелс-истребителей, с ними будут разбираться ракеты малой и средней дальности.

Су-35 проигрывает F-22 и F-35 только по малозаметности. Она у него, конечно, снижена до величины ЭПР в 0,7 кв.м. Но при этом мощная РЛС Н035 «Ирбис» нивелирует этот недостаток. Так, «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР, равной 1 кв.м., на расстоянии 300 км. А РЛС AN/APG-77, установленная на F-22, - на расстоянии 225 км, а при режиме перестраивания частоты - на 190 км.

Угол обзора «Ирбиса» - +/- 120 градусов. У AN/APG-77 - +/-60 градусов. То есть «американец» хорошо работает с целями, расположенными прямо по курсу. Есть и еще один плюс - у «Ирбиса» помимо электронного отклонения луча есть и механический поворот антенной матрицы. За счет этого он способен посылать луч точно на цель. AN/APG-77 видит цели, расположенные не по курсу движения, «боковым зрением». Это приводит к уменьшению дальности обнаружения.

Говоря о ракетном вооружении американских истребителей, необходимо подчеркнуть, что оно не в состоянии угрожать удаленным китайским заправщикам и самолетам ДРЛОиУ, поскольку дальность самой мощной американской ракеты AIM-120D не превышает 180 км, а максимальная скорость - 4 М. Разница с PL-15 заключается еще и в том, что на конечном участке дистанции AIM-120D существенно теряет скорость, а прямоточный двигатель «китаянки» продолжает поддерживать 5 М до самого конца. Более того, ракета, потеряв цель, может развернуться и опять включить режим поиска ГСН.

Ситуация в регионе складывается таким образом, что США стремительно теряют свое превосходство в воздухе. Истребительный парк ВВС Китая быстро омолаживается. Еще совсем недавно, в начале столетия, на вооружении стояли в подавляющем большинстве самолеты третьего и даже второго поколения - аналоги советских МиГ-21 и Су-15.

Однако устаревшие машины в больших количествах снимаются с вооружения, им на смену приходят истребители поколений 4, 4+ и 4++. Да, до сих пор пока еще не списано порядка 600 устаревших истребителей, но они уже уступают по численности самолетам четвертого поколения и выше. Причем динамика обновления потрясающая. В 2012 году было 340 современных самолетов, сейчас их уже около 700.

Количество самолетов с наивысшими возможностями - Су-35 и J-20 - пока невелико, их 26. Преобладает многоцелевой всепогодный истребитель собственной китайской разработки четвертого поколения J-10 нескольких модификация. Сейчас их 330 единиц. Есть 205 J-11, которые сначала собирались делать по российской лицензии как аналог Су-27. Но в последующих модификациях устанавливается полностью китайская авионика.

И около 180 современных самолетов приходится на закупленные в России Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МК2, Су-30МКК и Су-35. Также необходимо сказать, что на подходе и еще один истребитель пятого поколения - легкий J-16.

Это очень серьезная сила, с которой США, пытающиеся внедрить «правильный миропорядок» на всей планете, приходится считаться. О чем, собственно, и пишет бесхитростно The National Interest: «Таким образом, введение в эксплуатацию Су-35 значительно повышает возможности Китая и увеличивает головные боли американским военным в случае войны».

Хотя в случае войны нужно будет говорить уже не о головной боли, а о чем-то существенно ином.

Ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-77 (РВВ-АЕ), согласно официально опубликованным данным, приспособлены для перехвата любых типов тактических ракет, включая ракеты воздушного боя противника

Весьма смышлёный редактор американского военно-политического журнала «The National Interest» Дейв Маджумдар опубликовал на интернет-странице издания очень занимательную прогностическую статью под названием «Как Россия и Китай могут поразить ’’ахиллесову пяту’’ американских ВВС». В ней Маджумдар бегло прошёлся по возможностям сверхдальнего перехвата воздушных целей ракетами типа Р-37М, КС-172, а также китайской PL-15. Что касается «изделия 610М» (Р-37М), автор статьи отметил возможность её интеграции в системы управления вооружением не только модернизированных МиГ-31БМ, но и перспективных сверхманевренных истребителей 5-го поколения Т-50 ПАК-ФА, которые, опираясь на свою малую радиолокационную сигнатуру, смогут на крейсерском сверхзвуке подходить на расстояние 200-250 км к американским передовым воздушным пунктам радиоэлектронной разведки и ДРЛОиУ E-2D «Advanced Hawkeye», E-3C «Sentry», RC-135V/W «Rivet Joint» и E-8C «J-STARS» и наносить обезглавливающие удары, нейтрализуя данные узлы управления штатовских ВВС. Аналогичную модель применения китайских PL-15 с борта J-20 Маджумдар предрекает уже на ближайшие несколько лет.

Конечно, такая позиция по отношению к характеристикам нашей и китайской тактической авиации, да ещё и со стороны представителя западных средств массовой информации, не может не вызвать гордости за уровень родной оборонки, основанной на простых патриотических чувствах. Но так ли здесь всё просто? Возникает масса вопросов, касающихся беспрепятственного дальнего перехвата подобных объектов в воздушном пространстве, где истребительная авиация противника почти на 90% оснащается бортовыми РЛС с активными ФАР, высокопроизводительными БЦВМ и перспективными высокоманевренными ракетами-перехватчиками.

Во времена войны во Вьетнаме, арабо-израильских войн и других конфликтов конца XX века уничтожение противорадиолокационных ракет AGM-45 «Шрайк» и другого ракетного вооружения с помощью зенитных управляемых ракет и авиационных ракет воздушного боя входило в разряд фантастических романов. Параболические антенные решётки радиолокаторов подсвета и наведения РСН-75 (ЗРК С-75) и 1С31 (ЗРК «Куб»), а также первые версии элементной базы пунктов боевого управления этими комплексами не позволяли сопровождать, а тем более захватывать цели эффективной отражающей поверхностью менее 0,2 м2, в то время как ЭПР противорадиолокационных ракет едва достигала 0,15 м2. Также те же «Шрайки» по скоростным характеристикам значительно превосходили максимальные скоростные пределы поражаемой цели для С-75 и «Кубов». Операторам приходилось просто разворачивать антенное полотно станции наведения вверх или в боковые стороны для увода ракеты в сторону с помощью смещения диаграммы направленности, а затем выключать излучение, что успевали сделать далеко не всегда.

В 80-е и 90-е годы ситуация стала резко меняться: на вооружение войск ПВО различных государств стали поступать перспективные зенитно-ракетные системы типа С-300ПС/ПМУ-1/2, а также С-300В и «Бук-М1». Их радиолокационные средства впервые стали включать в себя многофункциональные РЛС с АФАР, позволяющие видеть цели с ЭПР 0,02 - 0,05 м2, а ЗУР получили полуактивные РГСН с возможностью наведения «через ракету», благодаря чему стал возможен перехват даже малозаметных маневрирующих целей на расстоянии до 30-50 км. Управляемые авиабомбы, крылатые, противорадиолокационные и противокорабельные ракеты стали входить в стандартный список целей для вышеперечисленных комплексов. Одновременно со средствами ПВО технологию ПФАР/АФАР стала получать и истребительная авиация. Минимальная ЭПР поражаемой цели для Су-35С с бортовой РЛС Н035 «Ирбис-Э» стала соответствовать 0,01 м2 (или даже менее), что открыло способности борьбы со всеми типами высокоточного ракетно-бомбового вооружения, имеющего скорости до 5500 км/ч, в том числе и ракетами класса «воздух-воздух» средней и большой дальности. Не трудно догадаться, что и западный истребительный авиапарк получил подобные качества.

Уже к 2010 году в конструкторских отделах ведущих американских аэрокосмических гигантов начались работы по проектам различных ракет-перехватчиков воздушного базирования для уничтожения ракет класса «воздух-воздух», других тактических ракет, а также управляемых и неуправляемых авиабомб на удалении до 30-40 км от самолёта-носителя. Наиболее успешным из них стал проект корпорации «Lockheed Martin» под названием CUDA. В основе лежала «урезанная» и глубоко модернизированная версия наиболее распространённой западной УРВБ AIM-120C AMRAAM. CUDA получила длину в 1,85 м, а в дополнение к аэродинамическим органам управления - носовой газодинамический «пояс» с сотнями сопел миниатюрных импульсных двигателей поперечного управления (ДПУ). Данный блок управления был предназначен для придания противоракете перегрузки более чем 65 ед. на завершающем этапе полёта, что позволило уничтожать цель методом кинетического поражения боевого снаряжения или корпуса атакующей ракеты противника прямым попаданием (на западе этот принцип получил название «hit-to-kill»). Начальная скорость ракеты CUDA составляет около 3000 км/ч, а высочайшая точность работы ДПУ в момент перехвата обеспечивается применением высокоточной активной радиолокационной головки самонаведения, работающей в миллиметровом Ka-диапазоне.


Ракета-перехватчик проекта CUDA (SACM-T)

Малые массо-габаритные размеры этой противоракеты позволяют любому натовскому тактическому истребителю брать на подвески в 2 раза больший арсенал, чем ракет AIM-120C, «MICA» или «Meteor». Например, в одной эскадрильи из 12 F-15E «Strike Eagle» может находиться 2 машины, на подвесках которых будут лишь ракеты CUDA в количестве от 32 до 40 единиц. Они будут вести оборону ударной эскадрильи от ракет воздушного боя противника, остальные 10 тактических истребителей «Страйк Игл» могут выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе или нанесению ракетно-бомбовых ударов по многочисленным наземным целям. Сегодня работы по приданию ракетам проекта CUDA (новое название SACM-T) начальной оперативной готовности перепоручены Исследовательской лаборатории Военно-воздушных сил США (AFRL) и корпорации «Рэйтеон». На данный момент SACM-T находится на уровне испытательных пусков, в ходе которых производится доводка программного обеспечения управления газодинамической системой и интеграции в БРЭО современных американских истребителей поколения «4++» и «5», а поэтому до её поступления на вооружение «Страйк Иглов», «Лайтнингов-II» или «Супер Хорнетов» пройдёт ещё не менее 5 лет. В то же время уже имеющиеся на вооружении ВВС США управляемые ракеты средней и большой дальности AIM-120C-7 и AIM-120D уже вполне способны вести перехват других ракет подобного класса. «Hit-to-kill» в этом случае реализован, конечно, не будет, но всё же.

Чтобы выяснить возможности перехвата американскими УРВБ наших ракет Р-37М, необходимо ознакомиться со всеми конструктивными и тактико-техническими параметрами нашей ракеты. Как и большинство типов сверхдальнобойных управляемых ракет воздушного боя (AIM-54C и Р-37М) или ЗУР (48Н6Е2, 9М82), «Изделие 610М» (РВВ-БД) имеет внушительные массо-габаритные показатели: её длина составляет 4,06 м, диаметр корпуса - 38 см, размах хвостовых аэродинамических рулей - 72 см и стартовая масса - около 510 кг. Двухрежимный твердотопливный ракетный двигатель разгоняет Р-37М до 6350 км/ч (6М), что вызывает аэродинамический нагрев радиопрозрачного обтекателя примерно до 900-1200°С. Столь теплоконтрастная стратосферная цель может быть обнаружена современными оптико-электронными прицельными системами типа AN/AAQ-37 DAS (установлена F-35A) на расстоянии более 100-150 км. Целеуказание от 6 датчиков этого комплекса может быть мгновенно передано в бортовую ИНС ракет AIM-120D, после чего может осуществляться перехват. Более того, на ещё большем расстоянии DAS может засечь момент и место запуска Р-37М с борта Су-35С или Т-50 ПАК-ФА по огромному высокотемпературному факелу стартующего первого режима работы ТРД ракеты. Из-за этого может быть легко вскрыто примерное местоположение даже того малозаметного истребителя, который запускал Р-37М с выключенной бортовой РЛС по целеуказанию внешних средств или по излучению РЛС истребителей противника.

Последняя особенность в очередной раз заставляет задуматься о необходимости продолжения проектов дальнобойных УРВБ с более «холодной» маршевой прямоточной воздушно-реактивной силовой установкой типа РВВ-АЕ-ПД. Здесь стартовый ускоритель имеет в разы более меньшую тягу и время работы, и предназначается лишь для разгона ракеты до скорости 1,7 - 2М, которая необходима для пуска ПВРД. Засечь пуск такой ракеты уже в 70-100 км практически невозможно. Западный аналог Р-77ПД - ракета дальнего воздушного боя MBDA «Meteor» с радиусом действия 130-150 км.

Радиолокационная сигнатура ракеты РВВ-БД также оставляет желать лучшего. Под композиционным радиопрозрачным 380-миллиметровым обтекателем изделия скрывается активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 «Шайба». Диаметр её щелевой антенной решётки (ЩАР) составляет 350 мм, а поэтому расчётная ЭПР ракеты, с учётом модуля с вычислительным, навигационным и связным оборудованием и некоторыми элементами корпуса и крыльев, может доходить до 0,1 м2. Обнаружить её современными бортовыми РЛС с АФАР не составляет абсолютно никакого труда. Радар AN/APG-79 (палубный истребитель F/A-18E/F) может запеленговать Р-37М на удалении 65 км, а вот радары AN/APG-81 и AN/APG-77 («Раптор» и «Лайтнинг») на дальности 60 и 100 км соответственно. Радиолокационная заметность РВВ-БД примерно соответствует современным ПРЛР. Сразу после обнаружения приближающейся Р-37М в её сторону будут запущены AIM-120D, несущие на борту осколочную БЧ направленного действия. По данным неконтактного радиолокационного взрывателя будет происходить детонация боевого снаряжения, и тысячи мелких осколков на суммарной скорости более 3000 м/с нанесут Р-37М ущерб, не позволяющий дальнейший управляемый полёт в сторону цели. Даже если в момент подлёта AIM-120D наша ракета будет выполнять боевой разворот, первая, обладая в 1,5 раза большими располагаемыми перегрузками, сможет настигнуть РВВ-БД. Существует 2 способа значительного уменьшения дальности радиолоцирования ракеты «воздух-воздух».

Первый способ заключается в удержании наклона полотна антенной решётки ГСН под углом до 60-70 градусов относительно перехватываемой цели до момента возможности её захвата (до 20-30-километрового сближения). В этом случае ЭПР Р-37М будет составлять всего 0,04 - 0,05 м2 и захватить её удастся лишь с минимальных расстояний (около 30 км): времени на перехват останется слишком мало, учитывая огромную скорость сближения в 4 - 4,5М.

Второй способ является стандартным: со стороны пуска Р-37М воздушными средствами РЭБ будут поставлены активные шумовые и имитационные помехи, способные уменьшить дальность обнаружения ещё на 30-50%. Но это всё лишь теория, в то время как практика борьбы с подобного размера противорадиолокационными ракетами подтверждает реалии, где большинство тактических ракет легко перехватываются с помощью современных зенитных управляемых ракет и других ракет класса «воздух-воздух». К сведению, если взять батарею ЗРК «Patriot PAC-3» или корабельный ЗРК противоракетной обороны «SM-2/3», выполняющие боевое дежурство как собственными средствами, с помощью многофункциональных РЛС AN/MPQ-53 и AN/SPY-1D, так и по целеуказанию самолётов системы «AWACS», при благоприятствующих условиях, ракеты-перехватчики RIM-161A, RIM-174 ERAM и ERINT тоже представляют большую угрозу для такой «выразительной» цели, как ракета Р-37М, что указывает необходимость учёта присутствия или отсутствия корабельных или наземных средств ПВО при планировании боевого перехвата с помощью МиГ-31БМ или Т-50 ПАК-ФА.


РВВ-БД («изделие 610М»)

Нет сомнений в том, что ракета РВВ-БД представляет огромную опасность для тактической и стратегической авиации командного звена ОВВС НАТО, но публикации, подобные работе Дейва Маджумдара, доносят до обозревателей информацию, которая не в полной мере соответствует военно-технической реальности нового века. Использование же крупногабаритной и заметной во всех диапазонах Р-37М стоит начинать лишь в способствующей боевой обстановке, где уже заранее известно отсутствие специализированных оптико-электронных и радиолокационных средств наблюдения и наведения противника. Будущее же за дальнейшим развитием более компактных, многофункциональных и малозаметных инструментов воздушного боя с минимальной отражающей поверхностью и тепловой заметностью, к которым смело можно отнести замечательный проект УРВБ К-77ПД.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=9419
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r77/r77.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/topic-674.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-106.html

Пока в России откладывают принятие на вооружение истребителя пятого поколения - серийные поставки в строевые части отечественной новинки Су-57 планируются на 2019 год, китайский J-20 демонстрирует возможность нести на борту ракетное вооружение. Хотя новый истребитель ВВС НОАК напоминает F-22 Raptor, китайцы создали оригинальную машину, непохожую на российские и американские аналоги, полагают эксперты.

На международном авиасалоне в Чжухае специалисты КНР впервые продемонстрировали собственный истребитель пятого поколения J-20, оснащённый вооружением. Самолёт нёс на борту четыре ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности и две ракеты малого радиуса действия. Самолёт, отмечают эксперты, способен нести ракеты разного типа, сохранять очень высокую степень манёвренности даже при полной боевой загрузке и во многом превосходит американские аналоги F-22 и F-35.

J-20 совершали демонстрационные полёты на авиашоу в Чжухае в комплектации с двигателями российского производства типа АЛ-31Ф, сообщает газета South China Morning Post. Вопреки ожиданиям экспертов, среди достижений выставки не оказалось китайских аналогов агрегатов - WS-15 с управляемым вектором тяги. КНР добилась значительного прорыва в их разработке, но пока ещё не готова устанавливать их на самолёты.

Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20 совершил первый и испытательный полёт в 2011 году, в 2017 году он был принят на вооружение ВВС НОАК. Большая часть тактико-технических характеристик J-20 держится в секрете. Предположительно, длина машины составляет 20,4 метра, размах крыла - 13,5 метра. При максимальной взлётной массе 36,3 тонны самолёт способен развивать скорость до 2,1 тыс. километров в час. Эксперты отмечали, что истребитель якобы имеет ряд конструктивных заимствований, в том числе от американского истребителя F-22 и российского опытно-экспериментального МиГ-1.44, который создавался как противовес американскому «двадцать второму».

Четыре ракеты «воздух-воздух» PL-15, расположенные в подфюзеляжном отсеке вооружения истребителя, - это не так уж и мало, отмечает сайт военный эксперт Юрий Лямин: «Американский истребитель F-22 Raptor несёт в подобном внутреннем отсеке шесть современных модификаций аналогичных ракет AIM-120, F-35 - четыре». Потенциально, указывает эксперт, их количество может увеличиться до шести.

Если судить по видео, J-20 напоминает американские F-22 Raptor, у которых также отсеки с ракетами «воздух-воздух» расположены под фюзеляжем, продолжает Лямин: «Но если говорить в целом про самолёты, то, несмотря на отдельные сходства, истребители нового поколения у США, России и Китая вышли полностью самобытными и разными». J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка» (горизонтальное оперение выполнено впереди основного крыла), что отличает его как от российского Су-57, так и от американских F-22 и F-35».

В то же время в КНР запустили в производство J-20, не дожидаясь готовности специально разрабатываемого для него двигателя WS-15, подчёркивает Лямин. «С двигателями АЛ-31Ф российского производства или с китайскими WS-10 возможности машины существенно ограничены. Но в условиях ухудшения отношений с США китайские ВВС, очевидно, решили форсировать программу, исходя из того, что даже в таком виде самолёт, благодаря своей малозаметности, обладает преимуществом над другими китайскими истребителями», - заключает Лямин.

Азиатско-тихоокеанский регион, сыскавший громадную популярность среди мировых новостных и аналитических агентств благодаря мощнейшей структуре торгово-экономических площадок и быстро изменяющейся оперативно-стратегической обстановке, продолжает позиционировать себя в качестве главного «полюса» столкновения военно-политических интересов Вашингтона и Пекина. При этом, технический прогресс в сфере разработки ядерных боевых частей и БРСД/МБР Северной Кореи является для Пентагона очень удобным поводом для регулярного присутствия в регионе значительных ресурсов Тихоокеанского флота ВМС США, а также переброски тактической истребительной авиации на южнокорейские и японские авиабазы. Не секрет, что большая часть данных средств направлена не столько против ракетной программы Ким Чен Ына, сколько для парирования боевого потенциала ВС России и Китая. Чего только стоит размещение в Республике Корея противоракетного комплекса верхнего рубежа «THAAD», многофункциональный радар AN/TPY-2 которого практически беспрепятственно сканирует воздушно-космическое пространство КНР на глубину 900 - 1200 км, из-за чего над провинциями Цзянсу, Шаньдун и Хэбэй китайские ВВС вынуждены расширить присутствие воздушных комплексов радиоэлектронной борьбы.

Огромный резонанс также вызвала ратификация в Палате представителей Конгресса США санкционного «смотрящего» законопроекта, предусматривающего досмотр российских кораблей в портах Находки, Ванино и Владивостока на предмет торговли с Пхеньяном, которая запрещена в рамках резолюции против КНДР. Вполне понятно, что на такую «самодеятельность» США не отважатся, но, как видите, их наглости и вероломству уже давно нет предела. В частности, 9 июня 2017 года, появилась информация о появлении 2-х стратегических бомбардировщиков B-1B «Lancer» в непосредственной близости от спорного архипелага Спратли, расположенного в Южно-Китайском море. Мало того, что машинам из стратегического звена 8-й воздушной армии Глобального ударного командования ВВС США не должно быть дела до ракетных программ небольшого азиатского государства, они не должны появляться и в ближней зоне интересов КНР в пределах «первой цепи». Происходит же обратное: вполне обоснованные региональные интересы Пекина продолжают ставится под жирный вопрос военно-стратегическими инструментами ВМС и ВВС США.


Подливает масла в огонь в ситуации с полётами B-1B и тот факт, что данные «стратеги» могут использоваться не только против наземной инфраструктуры НОАК, но и против корабельных и авианосных ударных группировок китайского флота, действующих в морях, омывающих Поднебесную и Тихом океане. Сегодня, благодаря возможности интеграции в состав вооружения противокорабельных ракет AGM-158C LRASM (в количестве 24 ед.!), «Лансеры» можно считать стратегическим противокорабельным «костяком» ВВС США. Только представьте, эскадрилья из 10 бомбардировщиков способна с расстояния в 800-850 км запустить по корабельной группировке противника 240 ракет LRASM, обладающих ЭПР в пределах 0,05-0,1 м2. И таких эскадрилий американцы могут выставить 5 или 6. Конечно же, китайские корабельные ЗРК HHQ-9, управляемые БИУС H/ZBJ-1 и многофункциональными радарами Type 346A, смогут перехвать сотню или более AGM-158C, но достигнуто это будет лишь при наличии в КУГ хотя бы двух или трёх эсминцев УРО Type 052D «Куньмин».

Для уничтожения практически всех подлетающих ракет LRASM необходимо гораздо большее количество ЭМ класса «Куньмин», которых в китайском флоте на текущий момент просто нет. Палубную авиацию всего двух китайских авианосцев также нельзя считать панацеей в борьбе с B-1B, поскольку её не хватит для прикрытия всех флотских соединений от 50 «Лансеров»: необходимо не менее 5 авианосцев. Для эффективного перехвата сразу нескольких B-1B, задолго до их выхода на рубежи пуска LRASM (800 км), а также раннего перехвата развёрнутых в Японии F-22A и F-35A требовалась совершенно иная методика, предусматривающая использование сверхдальнобойных ракет класса «воздух-воздух», которые ранее в КНР не разрабатывались.

Ещё в конце 2016-го года, на различных военно-аналитических ресурсах проскользнула новость относительно испытаний с борта китайского многоцелевого истребителя J-16 управляемой ракеты воздушного боя сверхбольшой дальности VLRAAM. На размещённых фотографиях мы увидели J-16 с установленным на корневой точке подвески опытным образцом перспективной дальнобойной ракеты, собранной по схеме «несущий корпус». Оценочная длина изделия, конструктивно схожего с зенитными ракетами 5В55Р/48Н6Е2 и HQ-9, составляла 5,8 м, а диаметр - 290 - 310 мм, что не очень вписывается в стандартные размеры ракетного вооружения для завоевания превосходства в воздухе, особенно в случае навязывания противником ближнего воздушного боя. Зато боевые характеристики были очень и очень обнадёживающими: дальность порядка 400 км с реализацией режима «пустил-забыл» с момента захвата АРГСН. По некоторой информации, дальность захвата цели типа «истребитель» может составлять до 50 - 60 км благодаря тому, что АРГСН построна на базе высокоэнергетической активной фазированной антенной решётки.



Перспективная китайская ракета сверхдальнего перехвата с твердотопливным ракетным двигателем VLRAAM. Вторым её технологическим козырем, помимо мощной активной радиолокационной ГСН с АФАР, является наличие инфракрасного канала наведения: в передней части замечены небольшие «окошки» для ИК-датчиков. Комбинированная ГСН имеет в разы лучшую помехозащищённость. Главные недостатки VLRAAM в сравнении с УРВВ, оснащёнными комбинированными ракетно-прямоточными двигателями, - заметное баллистическое торможение с падением скорости на завершающем участке траектории в плотных слоях атмосферы, заметное уменьшение дальности действия при запуске с малых высот

Между тем, все мы знаем, что на лётно-технические характеристики любых ракет с РДТТ огромный негативный эффект оказывает явление баллистического торможения, которое возникает сразу после выгорания топливного заряда: скорость ракеты начинает уменьшаться. Особенно сильно это проявляется при полёте в тропосфере и нижних слоях стратосферы (5 - 15 км). Как следствие, на больших расстояниях УРВВ не может перехватывать высокоскоростные цели вдогон, либо не может выйти на цель, выполняющую интенсивные противозенитные манёвры. Обычно эта проблема ракет с РДТТ решается «двухступенчатым топливным зарядом», а также маршевым участком полёта в верхний слоях стратосферы (до 40 км) по полубаллистической траектории, где скорость замедления минимальная. Но это тоже не является идеальным вариантом. Именно по этой причине мы наблюдаем активное развитие ракет с ракетно-прямоточными двигателями переменной тяги.

Наибольшего успеха в данном направлении добилась западноевропейская корпорация MBDA c амбициозным проектом ракеты дальнего воздушного боя с ракетно-прямоточным двигателем «Meteor». Данная УРВВ достигла начальной оперативной боевой готовности 11 июля 2016-го года и была принята на вооружение JAS-39C/D «Gripen» с аппаратной версией БРЭО MS20, состоящих на вооружении ВВС Швеции. По эффективности ведения дальнего перехвата «Meteor» опережает не только состоящую на вооружении ВКС России Р-77, но и штатовскую AIM-120D. Наша Р-37 (РВВ-БД) превосходит «Метеор» и AIM-120D по дальности, но обладает примерно в 1,5 раза меньшими располагаемыми перегрузками, а также большей скоростью замедления, что вызывает большие сомнения в эффективности борьбы с современными маневрирующими средствами воздушного нападения. Единственной нашей надеждой является ракета РВВ-АЕ-ПД («Изделие 180-ПД»), которая хоть и была разработана к 2015 году, в серийном производстве по сей день не замечена. О данном проекте практически нет достоверной информации, а на подкрыльевых узлах подвески строевых Су-30СМ и Су-35С, к огромному сожалению, встречаются лишь Р-27ЭР и РВВ-СД, дальность которых едва достигает 110 - 120 км (эквивалентно «древней» штатовской AIM-120C-5).

Китай, по всей видимости, тоже решил не отставать. Как сообщает 7 июня ресурс airrecognition.com, в КНР успешно завершены лётные испытания перспективной сверхдальнобойной ракеты класса «воздух-воздух» с ракетно-прямоточным двигателем. Денное изделие должно стать самым дальнобойным в мире перехватчиком воздушного базирования среди всех известных ракет с РПД и обладать возможностью поражения целей в 300 км. Также источник сообщает, что УРВВ станет основным вооружением многоцелевого тактического истребителя 5-го поколения J-20, что сразу определяет геометрические размеры ракеты, адаптированные под применение из внутренних отсеков вооружения. Как можно предположить по ранним зарисовкам 2016-го года, новая ракета имеет индекс PL-15 и является конструктивным аналогом PL-21D c более совершенным (в плане режимов работы и регулирования тяги) твердотопливным ракетно-прямоточным двигателем. Длина перспективной УРВВ составляет примерно 4 - 4,2 м, диаметр корпуса - порядка 200 мм.



По данному «генеалогическому дереву» китайских ракет класса «воздух-воздух» легко определить, что в перспективной PL-15 воплощены многие конструктивные наработки по более ранним PL-12D и PL-21

На нижней средней части корпуса установлены 2 прямоугольных воздухозаборника со стреловидным 50-градусным уклоном кромок для снижения радиолокационной сигнатуры и придания симметричной аэродинамической конструкции вместе с двумя верхними крыльями. Благодаря большей длине ракеты значительно увеличивается внутреннее пространство ракеты для размещения большего твердотопливного газогенератора, чем у «Meteor». Благодаря этому дальность увеличивается до 300 км. Скорость данного концепта может составлять порядка 4,5 - 5М с возможностью максимального разгона на завершающем участке траектории, чего не могут реализовать обычные ракеты с РДТТ. Максимальная скорость перехватываемой PL-15 цели может достигать 5500 км/ч, о чём сообщают китайские источники. Спроектированная специалистами 4-го НИИ, при технической поддержке госкомпании CASIC, ракета PL-15 превратится в наиболее передовую УРВВ в мировой ракетостроительной практике.

Даже на крайних участках радиуса действия (270 - 300 км) PL-15 не будет оставлять шансов не только американским палубным самолётам ДРЛОиУ E-3C/G, самолётам РТР/РЭР и стратегическим бомбардировщикам B-1B, но и более маневренной палубной истребительной авиации, совершающей уход от ракеты-перехватчика на форсажном режиме и высокой сверхзвуковой скорости в 1,5+ М. Ни американская AIM-120D, ни наша Р-37 такими способностями не обладают. Стоит отметить, что если дальность нашей ракеты воздушного боя РВВ-СД в ходе низковысотной «дуэли» не превышает 30 - 40 км, а после выгорания твердотопливного заряда начинается «бешеная» потеря скорости, то оснащённая интегральным ракетно-прямоточным двигателем PL-15 будет чувствовать себя также комфортно, как и в стратосфере: двигатель разгонит ракету примерно до 3 - 3,45М и будет поддерживает её вплоть до выгорания газогенератора на удалении свыше 100 км. Следовательно, на малой высоте «прямоточная» УРВВ имеет более чем в 5 раз большую эффективность; более того, в её инерциально-навигационную систему может быть загружен алгоритм повторного выхода на цель в случае промаха. Для ракет с обычным РДТТ всё это входит в разряд фантастики.

Сверхдальнобойные управляемые ракеты воздушного боя PL-15 позволят китайской истребительной авиации заранее атаковать стратегические бомбардировщики-ракетоносцы и палубную авиацию ВВС и ВМС США как по данным БРЛС носителя, так и посредством целеуказания от стронних средств радиотехнической разведки, к примеру, от самолёта ДРЛОиУ KJ-2000. Поддержка последнего может потребоваться в случае появления на ТВД таких машин, как F-22A «Raptor» и F-35A/B/C «Lightning», ведь обнаружить их даже с помощью новых китайских бортовых радаров с АФАР получится на удалении всего 100 - 150 км, что не позволит проявить полный потенциал PL-15. Более чем в половине случаев новая китайская «прямоточная» УРВВ позволит китайским истребителям J-20, J-31, J-10B/C, J-16 и Су-35С выходить победителями в схватках с американскими машинами 5-го поколения. Что касается таких «тактиков», как F/A-18E/F «Super Hornet/Advanced Super Hornet», то здесь статистика для американцев будет ещё хуже.

Стоит отметить поступление УРВВ PL-15 на вооружение палубных истребителей J-15S, а в дальнейшем и палубных модификаций истребителя 5-го поколения J-31. Начало этого процесса ознаменует утрату палубной авиацией ВМС США превосходства в выполнении любых задач класса «воздух-воздух»; спасти ситуацию не смогут дажемалозаметные F-35B/C. Несмотря на то, что все детали программ разработки перспективных дальнобойных ракет воздушного боя для ВВС Китая держатся под строжайшим секретом, как минимум две из них уже успели войти в заключительную фазу лётных испытаний, что ещё на шаг приближает их к оперативной боевой готовности примерно на начало 20-х гг. С уверенностью можно говорить, что ракета PL-15 в одночасье «смешает все карты» Вашингтону в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заметно притормозив боевые амбиции палубной авиации ВМС США.

Источники информации:

Как отметил в 2008 году на своем брифинге центр RAND, чтобы осуществлять боевые вылеты F-22 с Гуама для проведения операций в небе над Тайванем, ВВС США нужно выполнять 3-4 вылета заправщиков в час для доставки 12 миллионов литров топлива. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания китайцев.

Новое поколение российских и китайских ракет большой дальности класса «воздух-воздух» может создавать угрозу важнейшим узлам сети управления действиями авиации США. Среди этих узлов - система дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения АВАКС, различные самолеты разведки и наблюдения, самолеты-заправщики и авиационные средства радиоэлектронного подавления.

Эксперты не обращают особого внимания на такое оружие перехвата воздушных целей при анализе российских и китайских систем воспрещения доступа/блокирования зоны (A2/AD), отдавая предпочтение противокорабельным ракетам и ракетам «земля-воздух». Но при установке на правильном истребителе это оружие может ослабить возможности США по проведению продолжительных воздушных операций на азиатско-тихоокеанском и европейском театрах военных действий. Исключительно важный момент заключается в том, что российские и/или китайские военные могут устанавливать ракеты большой дальности «воздух-воздух» на таких самолетах как МиГ-31, Т-50 ПАК-ФА и J-20 для нанесения ударов по американским машинам АВАКС, авиации воздушной разведки и наблюдения, а также самолетам-заправщикам, таким как KC-135 и поступающим на вооружение KC-46 Pegasus. Неуклюжие самолеты-заправщики могут стать ахиллесовой пятой американских ВВС, особенно на просторах Тихого океана, где мало аэродромов, а расстояния между ними велики. Пекин вполне может воспользоваться этим слабым местом. Особого внимания заслуживают три программы разработки ракет «воздух-воздух» большой дальности: российские ракеты Р-37М (РВВ-БД) КБ «Вымпел», КС-172 (она же К-100) ОКБ «Новатор» и китайская PL-15.

Новая российская авиационная ракета большой дальности Р-37М (РВВ-БД) класса «воздух-воздух» уже пригодна для использования на борту самолетов МиГ-31БМ. Со временем ею начнут вооружать Су-35С и самолет-невидимку Т-50 ПАК-ФА. Недавно прозвучали заявления о том, что РВВ-БД (AA-13 Arrow по классификации НАТО) успешно осуществила перехват целей на дальности более 160 морских миль (около 300 км).

«Усовершенствованная ракета Р-37М (РВВ-БД, изделие 610М) находится в серийном производстве с 2014 года, и сейчас она очевидно уже поступает в войска, где ее используют в эскадрильях модернизированных перехватчиков МиГ-31БМ, - рассказал исследователь Михаил Барабанов, работающий главным редактором издания Moscow Defense Brief, которое издается московским Центром анализа стратегий и технологий. - Ракету РВВ-БД также планируется использовать на самолетах Т-50».

Первоначальный вариант ракеты Р-37 был разработан в Советском Союзе для нанесения ударов по важным боевым средствам натовской авиации, таким как самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry, самолет боевого управления и целеуказания E-8 JSTARS и самолет-разведчик RC-135V/W Rivet Joint. Замысел состоял в следующем: использовать высокоскоростной истребитель типа МиГ-31, который развивает скорость М=2,35 при радиусе 390 морских миль (720 км) и несет немалую боевую ракетную нагрузку, для доставки новой ракеты к цели и уничтожения этих боевых средств. Такой самолет как МиГ-31 (или сверхзвуковой самолет-невидимка ПАК-ФА) идеально подходит для выполнения этой задачи, потому что из-за большой скорости и высоты полета его трудно перехватить.

«Р-37 - это специализированная ракета, предназначенная для уничтожения авиационных средств разведки, сбора информации и наблюдения. Она была разработана и испытана в 1990-е годы, - сказал ученый-исследователь Майк Кофман (Mike Kofman), работающий в Центре военно-морского анализа и специализирующийся на российской военной тематике. - Она предназначалась не только для установки на МиГ-31. Была еще одна последующая версия, созданная ОКБ „Новатор" - КС-172, которую сегодня часто называют К-100».

После распада Советского Союза в 1991 году российская военная промышленность продолжила работу над Р-37, но она продвигалась медленно. 90-е годы были очень трудным временем для оборонной отрасли России, поскольку ее финансирование резко сократилось. На самом деле, разработка первоначальной ракеты Р-37 советского периода была отменена, но позже эту работу возобновили - на сей раз, над нынешним ее вариантом РВВ-БД. «Разработка образца Р-37 (изделие 610) была остановлена в 1997 году», - сказал Барабанов.

В Р-37М, скорее всего, используется режим инерциального наведения с радиокоррекцией курса, которую осуществляет самолет-ракетоносец, а на конечном участке траектории полета задействуется активное радиолокационное самонаведение. Во время боевых действий самолет типа МиГ-31 устремляется к цели на большой скорости и производит залповый пуск ракет Р-37М. Не исключено, что он может следить за целью, имея на борту мощную РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон-М», и передавать данные на ракету до тех пор, пока не включится ее собственная РЛС. Ракета также может самонаводиться на источник преднамеренных помех, подобно американской AIM-120D AMRAAM, в целях борьбы с самолетами РЭБ, такими как EA-18G Growler компании Boeing.

Советский Союз прекрасно понимал, что одно из основных преимуществ ВВС НАТО и США состоит в их способности проводить скоординированные авиационные кампании с применением таких систем как АВАКС. СССР проработал целый ряд методов противодействия самолетам ДРЛО, в том числе, ракеты «воздух-воздух» большой дальности с пассивной системой самонаведения. «Насколько я понимаю, тема ракет класса „воздух-воздух" с пассивным наведением была популярна в Советском Союзе в 1980-е годы (см. также Р-27П), но сегодня она признана бесперспективной», - сказал Барабанов.

РВВ-БД - это грозное оружие, Но Москва очевидно разрабатывает еще более эффективную ракету КС-172 на базе конструкторского бюро «Новатор». Иногда эту ракету называют К-100. Считается, что максимальная дальность РВВ-БД составляет менее 200 морских миль (370 км), однако эта система ОКБ «Новатор» способна поражать цели на удалении 250 морских миль (460 км). «Более 200 морских миль это слишком круто для Р-37М, - отметил Кофман. - Только „Новатор" делает ракеты для поражения целей на таком удалении. Это нечто подобное КС-172, которая была сконструирована для уничтожения целей на расстоянии более 200 морских миль».

Однако совершенно неясно, когда ракета КС-172 / К-100 будет разработана и поступит в производство, и произойдет ли это вообще. Есть свидетельства, указывающие на то, что проект К-100 долгое время лежал на полке, и что он может никогда не увидеть свет. «Что касается К-100, то они хотели получить деньги от Индии на завершение разработки, - сказал Кофман. - Это прекрасная ракета ОКБ „Новатор", но я сомневаюсь, что она когда-либо будет доведена до состояния эксплуатационной готовности. Такое длинное копье не нужно самолетам пятого поколения».

Барабанов даже утверждает, что проект К-100, скорее всего, остановлен. «По поводу ракеты К-100 у меня есть сомнения, что эта программа действует, - сказал он. - Я думаю, эта работа была прекращена уже давно».

Между тем, на другом конце планеты Китай занимается разработкой ракеты PL-15 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, которая может иметь дальность чуть меньше 200 километров. Это оружие вызвало испуг у руководства ВВС США, а командующий военно-воздушными операциями генерал Герберт Карлайл (Herbert Carlisle) по кличке «Ястреб» назвал новую китайскую ракету одной из главных причин, заставивших Америку приступить к разработке ракет нового поколения на смену устаревшим AIM-120 AMRAAM.

«Как нам противостоять этому, и что нам делать для противодействия этой угрозе?» - спросил Карлайл во время выступления в прошлом году в Центре стратегических и международных исследований. Давая позже интервью порталу Flightglobal, Карлайл отметил, что противодействие новой китайской ракете стало «чрезвычайно важным приоритетом для американских ВВС. «Глядя на PL-15 и на ее дальность, мы понимаем, что должны превзойти эту ракету», - сказал генерал.

На самом деле, проблема не только в том, что PL-15 превзойдет AMRAAM по дальности, если будет установлена на борту J-20. С ее помощью китайцы смогут наносить удары по самолетам-заправщикам и самолетам-разведчикам, которые чрезвычайно важны при проведении авиационных кампаний в небе над Тихим океаном. Как отметил в 2008 году на своем брифинге центр RAND, чтобы осуществлять боевые вылеты с Гуама для проведения операций в небе над Тайванем, ВВС США нужно выполнять 3-4 вылета заправщиков в час для доставки 12 миллионов литров топлива. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания китайцев.

О самолете J-20 очень мало конкретной информации, но похоже, он был оптимизирован, чтобы летать на большой скорости, на большие расстояния, быть малозаметным и нести на борту серьезную боевую нагрузку. У этого самолета уменьшена эффективная поверхность рассеяния, он обладает сверхзвуковой скоростью и вооружен ракетами PL-15, размещаемыми во внутренних отсеках. Поэтому вполне возможно, что J-20 способен создавать угрозу самолетам-заправщикам и самолетам-разведчикам ВВС США в небе над Тихим океаном. Как отмечается в исследовании RAND от 2008 года, китайцы при помощи своих вариантов самолета Су-27 едва не уничтожили все американские самолеты-заправщики, самолеты-разведчики, а также патрульную авиацию и машины управления во время имитационного моделирования пусков ракет «воздух-воздух» большой дальности.

ВВС США рассматривают вопрос о рассредоточении своих авиационных баз и о разработке логичной и устойчивой системы материально-технического обеспечения этих аскетичных аэродромов, чтобы противостоять китайским силам и средствам воспрещения доступа/блокирования зоны на тихоокеанском театре. Но у ВВС пока нет полностью разработанного плана по защите от воздушного нападения противника своей заправочной, разведывательной и патрульной авиации, а также средств управления. У ВВС есть лишь один ответ на эту проблему: перебросить самолеты на безопасное расстояние за пределы радиуса действия китайских авиационных сил и средств. Но в этом случае уменьшится эффективная дальность действия тактических истребителей ВВС США, и они лишатся возможности наносить удары в глубине китайской территории.

Таким образом, на основе имеющейся информации можно сделать вывод о том, что работа России и Китая по созданию ракет класса «воздух-воздух» большой дальности и истребителей пятого поколения для их доставки к цели может создать существенные проблемы для Пентагона. И за этими проблемами следует пристально наблюдать в предстоящие годы.



Читайте также: