Лучшие современные пулеметы. Самое грозное многоствольное оружие россии и сша

Страница еще не закончена!

Основные характеристики авиационного пулемета системы Шпитального - Комарицкого (ШКАС)
Характеристика Турельный Крыльевой Синхронный
Калибр, мм 7.62
Принцип действия автоматики Отвод пороховых газов
Питание Ленточное (рассыпная металлическая лента)
Запирание Перекос затвора
Начальная скорость пули, м/с 775-825 775-825 800-850
Темп стрельбы, выстр./мин 1800 1800 До 1650
Масса пулемета, кг 10.5 9.8 11.1
Дульная энергия, кгм 329 329 353.5
Дульная мощность, кгм/с 329 329 353.5
На каких типах самолетов устанавливался Ил-4, Пе-8,Ер-2,СБ,ДБ-3,У-2 И-16,Ил-2 И-16,И-153,ЛаГГ-3,Як-1,Як-7
Борис Гавриилович Шпитальный (1902-1972) родился в Ростове-на-Дону в семье механика. В 1908 г. переехал в Москву, где окончил техническое училище, а в 1927 г. - Московский механический институт имени М. В. Ломоносова по специальности авиационного машиностроения, пос-ле чего работает в Научном автомоторном институте (НАМИ). В 1934-1953 гг. Шпитальный - начальник и главный конструктор Особого конструкторского бюро, за-тем профессор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Конструкторской деятельностью Шпитальный начал заниматься сразу после оконча-ния института и вскоре создал 7,62-мм скорострельный авиационный пулемет, принятый на вооружение Военно-воздушных сил под наименованием ШКАС. В дальнейшем скорострельность этого пулемета была еще более повышена в системе УльтраШКАС. Пулемет ШКАС послужил также основой для создания 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ШВАК. Ценный вклад внес Шпитальный и в проектирова-ние пушечного вооружения авиации. Шпитальному принад-лежат также некоторые теоретические исследования: «Пра-вила расчета наивыгоднейших соотношений размеров в об-разцах», «Наиболее рациональная конструкция механизмов пулемета большой скорострельное» и др. Советское правительство высоко оценило заслуги Шпитального перед Родиной, присвоив ему звание Героя Социалистического Труда, ему дважды присуждалась Государственная премия СССР, он награжден двумя орденами Ленина, орденом Су-ворова III степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями. Од доктор технических наук, профессор. Тяга к изобретательству появилась у Б. Г. Шпитального с юношеских лет. Природный интерес ко всему необыч-ному, удивительному, граничащему подчас с фантастикой, .наложил своеобразный отпечаток на всю его жизнь и опре-делил дальнейшую судьбу. Еще в 1920 г., работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемет. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемета, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий (ГАТО, ф. 230, оп. 5, д. 824, л. 51.) Иринарх Андреевич Комарицкий (1891-1971) родился в Туле. В 1908 г. окончил Тульское ремесленное училище, где остался работать мастером. В 1910 г. поступил в Тульскую оружейно-техническую школу и в дальнейшем в те-чение пяти лет вел в ней курс ручного огнестрельного и холодного оружия. В 1918 г. перешел на оружейный завод заместителем начальника мастерской, а в 1920 г. был на-правлен в Совет военной промышленности. Находясь на различных руководящих должностях, Комарицкий активно занимался рационализацией и изобретательством. Значительный вклад внес он в модернизацию 7,62-мм винтовки обр. 1891 г. и в создание 7,62-мм пулемета ШКАС. За участие в создании новых образцов оружия и усовершенствование существующих образцов И. А. Комарицкому присуждена Государственная премия СССР и он награжден двумя орде-нами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также медалями. После Великой Отечественной войны Комарицкий принимал участие в разработке новой конструкции протеза для инвалидов войны, за что ему вторично была присуждена Государственная премия СССР. Первый образец скорострельного авиационного пулемета, созданный Шпитальным при участии Комарицкого, был изготовлен в конце 1930 г. Это была первая в мире чисто авиационная система, которая сразу выдвинула нашу страну на первое место в этой области вооружения. В начале 1932 г. была завершена окончательная отладка конструкции, и 13 февраля 1932 г. Артиллерийское управление дало заказ на изготовление 7 пулеметов. В первых числах июня 1932 г. пулемет был представлен К. Е. Ворошилову. Присутствовавший при этом представи-тель Ружтреста И. А. Глотов в своих воспоминаниях пишет: «На демонстрации пулемета объяснения давали

#t В. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий, а также представитель ВВС тов. Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его стрельбой в местном тире 1-го Дома Реввоенсовета, на что К. Е. Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет И. А. Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов... Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно... Такой ре-зультат внепланового испытания пулемета вызвал одобре-ние у К. Е. Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом...» 22 июня 1932 г. Реввоенсовет СССР принял специальное постановление «О работах инженера Шпитального». В постановлении говорилось: «1. Отметить успешное окончание разработки и постройки 7,62-мм сверх-скорострельного авиапулемета инж. Шпитального, дающего при безотказной стрельбе до 2000 выстрелов в минуту. 2. Предложить начальнику ГАУ РККА: а) закончить все испытания пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение; б) .немедленно выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.; в) в месячный срок совместно с начальником ВВС РККА проработать вопрос о плане внед-рения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и пред-ложения внести на утверждение РВСС. 3. Придавая исключительное значение конструкции инж. Шдитального, разdертывание работ по ним произвести в возможно кратчай-шие сроки» (ВИМАИВС, СО, д. 675, л. 76.).

14 июля 1932 г. пулемет был одобрен правительством, которое приняло решение форсировать его доработку и предъявить на государственные испытания. 7 октября 1932 г. Реввоенсовет одобрил результаты по-лигонных испытании пулемета и 11 октября 1932 г. принял постановление о принятии его на вооружение под наимено-ванием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный) »(ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 56, л. 9.). В своей системе конструкторы применили новый принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций. Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а ее отражение - подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемет снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора. Высокий темп стрельбы в пулемете ШКАС получен за счет короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов при посадке подвижных частей на шептало после окончания очереди шептало имеет буферную пружину. Шпитальному и Комарицкому удалось создать оригинальную конструкцию, в которой впервые в мировой оружейной практике был осуществлен ряд смелых решений: непрерывное питание особого устройства, многожильная возвратная пружина высокой живучести и т. п. Несмотря на малую массу и компактность, пулемет обладал исключительно высоким темпом стрельбы - 1800 выстр./мин, который не был достигнут ни в одном иностранном образце автоматического оружия. Так, амери-канский пулемет Кольта - Браунинга МЗ, английский пулемет Виккерса, французский пулемет Дарна, германский пулемет MG-15 и другие, имея примерно такую же массу и калибр, как советский образец, и равную или меньшую начальную скорость пули, давали темп стрельбы 900- 1100 выстр./мин. Для пулемета ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищенные броней. Николай Михайлович Елизаров (1895-1955) родился в Кронштадте в семье военного чиновника. Окончил кадетский корпус в Петербурге, после чего продолжал учебу в Михайловском артиллерийском училище. После выпуска из училища в чине прапорщика направлен строевым командиром в артдивизион в г. Двинск. С началом первой мировой войны - на фронте, был командиром взвода легкой батареи. В 1918 г. вступил в ряды Красной Армии, участвовал в боях сначала в должности командира артдивизиона, а затем - помощника начальника артиллерии дивизии до окончания гражданской войны. С 1922 г. работал в штабе Северо-Кавказского военного округа. В 1926 г. поступил в Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского, по окончании которой с 1930 по 1935 г. работал в Научно-техническом комитете Главного артиллерийского управления. В 1935 г. уволен в запас и направлен на работу в промыш-ленность, работал технологом, начальником опытного цеха завода. В 1941 г. был назначен начальником отдела техни-ческого контроля, а в 1947 г. - главным конструктором научно-исследовательского института. За разработку ряда новых видов боеприпасов награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями. Ему присуждена Государственная премия СССР. Патроны к пулемету ШКАС в значительной степени повышали его эффективность. Они явились первыми в мире авиационными патронами.

#t При всех достоинствах пулеметов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточную живучесть - около 1500- 2000 выстрелов. Советское правительство, давая в марте 1933 г. заказ на первую крупную партию пулеметов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя ее до 5000 выстрелов.

Задание правительства было выполнено в короткие сроки, и в апреле 1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемета. В новой модели была существенно изменена ее основная деталь - коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упраздненных. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряженных деталей. Выпуск пулеметов по новым чертежам начался в июле 1933 г. До конца года производство пулеметов было налажено и перешло от стадии полукустарного изготовления к серийному выпуску. Теперь перед конструкторами была поставлена задача приспособить пулемет системы ШКАС для применения в различных точках самолета в качестве турельного, синхронного и крыльевого. Турельный и крыльевой варианты пулемета были созданы в начале 1934 г. и 17 февраля 1934 г. были представлены на утверждение в Центральный Комитет партии, который одобрил их и предложил немедленно приступить к массовому выпуску. Установку для турельного пулемета разработал Н. Ф. Токарев и представил в феврале 1934 г. После успешных испытаний в марте 1934 г. она была принята на вооружение. Предпринятые ранее попытки установить пулеметы ШКАС на старых турелях, предназначенных для авиационных пулеметов Дегтярева, оружия значительно более слабого, не увенчались успехом из-за сильного рассеивания пуль. Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые вызывались удобством эксплуатации. Ручка перезаряжания в нем заменена тросовым механизмом, а ручка управления - механизмом подавателя. Функции крепежного кольца выполняет соединительная муфта. Конец ствола снаружи глад-кий по сравнению со стволом турельного пулемета. На кожухе ствола отсутствует Т-образный паз, имеющийся в турельном пулемете. Синхронизация пулемета ШКАС была осуществлена в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкций синхронного механизма этого пулемета является перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. К 1936 г. пулеметы системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации. «Опытное самолетное строительство и серийное производство , - писал 28 марта 1935 г. К. Е. Ворошилов народному комиссару тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе,- мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами» . Высокие боевые качества пулемета ШКАС были по до-стоинству оценены летчиками республиканской Испании, где они нашли свое первое боевое применение. Только в начальный период боев за Мадрид самолетами И-16, вооруженными 7,62-мм пулеметами ШКАС и 20-мм пушками ШВАК, было сбито свыше 350 фашистских самолетов при малых своих потерях. «ШКАС, когда он впервые появился на знаменитом И-16,-писал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Ф. И. Шинкаренко, - просто поражал каждого из нас своей оригинальной конструкцией (он был без единого соединительного винта) и скорострельностыо» (Шинкаренко ф.И. Небо родное. Калининград, 1965, с. 38.) По мере развертывания производства пулеметов конструкторы совместно с технологами проводят большую работу по повышению их живучести. Особенность проектирования автоматического оружия заключается в том, что любая незначительная деталь может проявить себя самым неожиданным образом и заставить переделать уже готовую систему. Много неприятностей доставила конструкторам возвратно-боевая пружина. Несмотря на все принятые меры, она часто выходила из строя, не выдерживая более 2500- 2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помо-тало, и после определенного количества выстрелов стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной, витой. Такая пружина, как показали испытания, выдерживала во много раз больше циклов нагрузки, чем обыкновенная, обеспечив живучесть пружины на уровне остальных деталей. «24 декаб-ря 1934 г. закончено испытание пулемета ШКАС с витой трехжильной возвратно-боевой пружиной, - говорилось и протоколе полигона, - на котором установлено, что живучесть испытанной витой трехжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелам, в то время как живучесть обыкновенной одножильной пружины пулемета ШКАС, испытанной в аналогичных условиях с витой, равна в среднем 2500-2800 выстрелам. Таким образом, живучесть витой трехжильной возвратно-боевой пружины в 4,5- 5,5 раза выше по сравнению с обыкновенной одножильной пружиной. Данная живучесть витой трехжильной пружины показывает, что при условии сохранения качества пружины, равного испытанной, и введения к пулемету двух запасных пружин можно полностью обеспечить настоящую живучесть пулемета» (ВИМАИВС, ф. 6р, оп. 1, д. 620, л. 208.). Неожиданные трудности доставили задержки при стрельбе по вине патронов. Причину этих задержек оказалось не так просто установить, и для их выяснения приказом народного комиссара обороны СССР была даже создана специальная комиссия. Ее возглавил главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов. «Вдруг ни с того ни с сего , - писал он, - авиационные пулеметы системы ШКАС стали часто давать осечки. По поручению народного комиссара обороны С. К. Тимошенко нам пришлось заняться этим делом. Мы организовали опытные стрельбы. Они показали, что все сомнительные патроны в обычных винтовках, ручных и станковых пулеметах сухопутных войск работают безотказно, а в авиационных пулеметах продолжают давать осечки. Выяснилось и то, что есть какие-то партии патро-нов, которые не дают осечек при стрельбе из ШКАС. Но какие и почему - этого никто не мог точно установить. На очередном заседании комиссии я обратил внимание на лежащие на столе образцы боевых капсюлей. Стал внимательно их рассматривать и обнаружил одну деталь: фольга в месте крепления с капсюлем была покрыта черным или красным лаком. Красный лак был импортным, а черный - отечественным. Провели новые стрельбы. Капсюли, покрытые импортным лаком, не давали осечек. Вторые, наоборот, давали осечки. Все патроны с капсюлями, покрытыми черным лаком, были немедленно изъяты из ВВС и переданы для использования в сухопутные войска. Военно-воздушные силы стали снабжаться патронами с капсюлями, покрытыми красным лаком. Комиссия предложила также провести тщательное исследование отечественного лака. Оказалось, что наши химики не доработали: лак, предложенный ими, вредно влияет на фольгу. Было предложено срочно устранить этот дефект. Вскоре создали новый лак, вполне отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Осечки прекратились» (Воронов Н. Н. На службе военной, с. 161-162). В результате принятых мер боевые и эксплуатационные качества пулемета ШКАС были значительно улучшены, и уже в 1935 г. его живучесть составляла не менее 15 000 выстрелов. Много сил и энергии в организацию выпуска пулеметов ШКАС, внедрение передовых методов труда, оснащение процессов производства новейшим оборудованием вложил замечательный коллектив тульских оружейников. Блестящими новаторами проявили себя заместитель на-чальника конструкторского бюро П. К. Морозенко, начальник Центрального конструкторского бюро П. И. Майн, на-чальник пулеметного отдела Н. Н. Костин, инженеры А. В. Иванов, В. И. Силин, В. А. Казанский, Б. М. Пастухов, П. С. Батов, мастера Н. А. Морозов, М. И. Филиппов, многие кадровые рабочие. Особо следует отметить директора завода Б. Л. Ванникова, «создавшего на Тульском оружейном заводе , - как отмечалось в одном из правительственных постановлений, - массовое производство пулеметов ШКАС по поточному способу, первого инженера, преодолевшего ста-ринные традиции ТОЗа в производстве оружия, и автора целого ряда усовершенствований в конструкции авиауста-новок» (ЦГАНХ, ф. 7916, on. 1, д. 55, л. 100). В своих воспоминаниях Комарицкий отмечал, что своим успехом Шпитальный и он обязаны той огромной помощи, которую им постоянно оказывали Центральный Комитет партии и Советское правительство. «Впервые в мировой оружейной технике, - писал Комарицкий, - появилась эта система только в СССР благодаря заботам Коммунистической партии и Советского правительства, которые постоянно оказывали исключительное внимание нашей работе, создав все необходимые условия для успешной разработки авиационного вооружения. В течение 1931-1933 гг. мне выпало большое счастье быть в Кремле три раза, и каждый раз мы получали ценные указания и помощь при выполнении столь ответственного задания» (ВИМАИВС, ф. 6р, on. 1, д. 620, д. 208.). Исключительное внимание организации валового выпу-ска пулеметов ШКАС уделял Г. К. Орджоникидзе. Он неоднократно вызывал к себе Шпитального с докладом о тех или иных работах, давал необходимые указания заводам, явился инициатором строительства специального конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения, оборудованного по последнему слову техники. Большую помощь в быстрейшем наращивании мощностей по выпуску пулеметов ШКАС оказывал М. Н. Тухачевский, который с этой целью неоднократно приезжал в Тулу. Важное значение в увеличении выпуска новых авиационных пулеметов имело решение Комитета Обороны при СНК СССР от 26 мая 1937 г. о производстве пулеметов системы ШКАС и о наращивании мощностей для их изготовления. В соответствии с этим решением выпуск пулеметов ШКАС начиная с 1937 г. резко возрос, обеспечивая потребности быстрого увеличения Военно-воздушных сил. Выпуск всех видов пулеметов системы Шпитального - Комарицкого (турельных, крыльевых и синхронных) составил в 1933 г. - 365 шт., в 1934 г.- 2476, в 1935 г.- 3566, в 1937 г.- 13 005, в 1938 г. - 19 687, в 1940 г. - 34 233 шт., т. е. за сравнительно короткий срок увеличился почти в 100 раз. Работая над дальнейшим увеличением скорострельности авиационного оружия, советские конструкторы доказали, что высокий темп стрельбы, достигнутый в пулемете ШКАС, не является пределом. В 1935 г. И. В. Савин и А. К. Норов разработали образец пулемета, имеющего темп стрельбы 2800-3000 выстрелов. Такая высокая скорострельность была достигнута за счет сокращения времени, необходимого для полного цикла перезаряжания, путем применения прин-ципа отвода пороховых газов при движении ствола вперед. В 1936 г. авиационный пулемет системы Савина - Норова (СП) успешно прошел испытания. 8 июня 1937 г. Комитет Обороны постановил дать заказ на серийный выпуск пулемета СП, присвоив ему наименование «7,62-мм скорострельный авиационный пулемет обр. 1937 г. системы Савина - Норова». 15 мая 1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемета УльтраШКАС. Применив в нем также принцип подвижного ствола при ходе вперед, они достигли такой же скорострельности, как и в пулемете СН. В результате войсковых испытаний, проходивших в 1938 г., Комитет Обороны 13 мая 1939 г. постановил принять на вооружение Военно-воздушных сил РККА турельный пулемет УльтраШКАС. Пулеметы УльтраШКАС и СН устанавливались на истре-бителях и нашли боевое применение во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Несмотря на значительное повышение темпа стрельбы на пулеметах УльтраШКАС и СН, вопрос о дальнейшем увеличении скорострельности авиационного вооружения не был снят с повестки дня. Различными направлениями шли конструкторы в поисках лучших решений этой проблемы, некоторые из них не потеряли своей актуальности и в наши дни. В то время в носовых установках скоростных бомбардировщиков ставились спаренные пулеметы ШКАС, имеющие единый спуск, обеспечивающий одновременную стрельбу двух пулеметов. Темп стрельбы такой установки равнялся суммарному темпу стрельбы двух пулеметов и составлял 3600-4000 выстр./мин. В 1935-1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана «механическая спарка» пулеметов ШКАС, в которой темп стрельбы тех же пулеметов был доведен до 6000- 6400 выстр./мин. В дальнейшем в разработке и исследовании спарки приняли также участие Н. Ф. Токарев и А. А. Волков под непосредственным руководством главного конструктора одного из конструкторских бюро М. А. Мамонтова (ЦГАНХ, ф. 7537, оп. 1, д. 13, л. 111). Принцип действия новой системы заключается в использовании энергии пороховых газов при выстреле в одном пулемете для ускорения возвратного движения частей другого пулемета. Достигалось это следующим образом. В обычных пулеметах ШКАС время наката подвижных частей почти в два раза больше времени отката. В механической спарке в поршни пулеметов ШКАС были вставлены рейки, которые соединялись шестерней, закрепленной на установке, что связывало подвижные системы обоих пулеметов. В результате при выстреле подвижная система первого пулемета осуществляет откат и через шестерню перемещает подвижную систему второго пулемета в крайнее переднее положение, обеспечивая производство выстрела в другом пулемете. Таким образом, подвижные системы первого и второго пулемета поочередно являются ведущими и обеспечивают одинаковые скорости отката и наката и высокий темп стрельбы. Для предупреждения преждевременного отпирания пулемета при отходе от буфера подвижных частей второго пулемета рейки в поршнях имели возможность перемещаться продольно на 9 мм. При этом подвижные части одного из пулеметов оставались в крайнем переднем положении, пока во втором пулемете они перемещались в накате на 18 мм. Этого времени было достаточно, чтобы устранить преждевременное отпирание. Для ведения огня спусковой механизм был расположен на одном из пулеметов. «Механическая спарка» пулеметов ШКАС успешно выдержала полигонные испытания. Наряду с высоким темпом стрельбы ее положительными качествами были простота и оригинальность конструкции, компактность и отсутствие громоздких деталей, возможность быстрой организации производства вследствие незначительных изменений изготовлявшихся на базе валового производства пулеметов ШКАС. Как отмечалось в документах, она «без существенных изменений может быть использована

для крыльевых и турельных установок на самолете, а также для целей противовоздушной обороны, в этом случае она заменяет 3 счетверенные установки или 12 пулеметов Максима» (ЦГАНХ, ф. 7537, on. 1, д. 13, л. 110.) В сентябре 1936 г. «Спарка» была установлена на серийный самолет СБ и испытана в воздухе. На основе этих испытаний в июне 1937 г. новой системе было присвоено наименование «Механическая спарка ШКАС (МСШ)», и Народный комиссариат оборонной промышленности обязывался изготовить серию в количестве 20 шт. с установкой на самолеты СБ с целью войсковых испытаний (ЦГАНХ, ф. 7515, оп. 6, д. 31, л. 1). В дальнейшем вследствие наметившейся по опыту боев в Испании тенденции вооружения самолетов крупнокалиберными пулеметами работа над ней была прекращена и она не была принята на вооружение.

По-видимому, во время гражданской войны в Испании немцам удалось захватить несколько пулеметов ШКАС, которые доставляли много неприятностей фашистским летчикам, и они предприняли попытку создания аналогичной системы под свой патрон, не имевший фланца. В пулемете ШКАС подача патронов осуществлялась в результате воздействия винтовой поверхности на фланец патрона, т. е. использовалось выступание фланца над боковой поверхно-стью гильзы. Применение бесфланцевого патрона настолько усложняло систему, что она оказалась практически непригодной. «Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха , - писал Б. Г. Шпитальный, - то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специа-листы не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать» (Коммунар, Тула, 1965, 10 мая).

Источники

  • Д.Н. Болотин Советское стрелковое оружие
  • А.Б. Широкорад История авиационнго вооружения

Изобретение пулемёта полностью изменило военную индустрию.

На рубеже XIX и XX веков европейские пацифисты не раз выступали с требованием полного запрета на использование нового оружия, дававшего неоспоримое преимущество в ходе сражения. Некоторые модели пулемётов до сих пор используются в армейском арсенале по всему миру, зарекомендовав себя как эталон.

Самый крупнокалиберный пулемёт

По-настоящему удачных моделей крупнокалиберных пулеметов за всю историю было создано немного. Одним из них является КПВТ – крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый с калибром 14,5 мм. Он признан самым крупнокалиберным серийным пулеметом. КПВТ выдает до 600 пуль в минуту, пробивая 32-миллиметровую броню с полукилометра.

КПВТ – самый крупнокалиберный пулемет среди серийных

Самый крупный калибр из существующих пулеметов зафиксирован у опытной бельгийской модели FN BRG-15 – 15,5 мм; этот пулемёт вплотную подобрался к малокалиберным пушкам. В 1983 году фирма Fabrique Nationale представила экспериментальный прототип, впоследствии усовершенствованный. Окончательный вариант мог пробить броню толщиной 10 мм под углом 30 o с расстояния 1,3 километра. Однако модель так и не попала в серийное производство: в 1991 году из-за финансовых затруднений фирма заморозила проект, переключив силы на создание пистолета-пулемёта P90.


Самый скорострельный пулемёт

Чтобы выяснить, какой пулемёт является самым быстрым, для начала совершим путешествие к истокам этого оружия.


Самый первый пулемет

О создании оружия, которое могло бы выпускать большое количество пуль за короткий промежуток времени, начали задумываться уже в Средние века. Первый прототип пулемета был создан еще в 1512 году испанскими изобретателями: вдоль колоды закреплялся ряд заряженных стволов, а перед ними сыпали пороховую дорожку. Получалось, что стволы выстреливали практически одновременно.


Позже стволы стали закреплять на вращающийся вал, у каждого ствола был собственный механизм и кремниевый замок – это оружие получило название «Орган» или, как его знали в России, картечница.


Один из первых образцов пулемёта был запатентован в 1862-ом году изобретателем Ричардом Гатлингом. Этот инженер изобрёл многоствольный скорострельный пулемёт, принятый на вооружение армией северян во время гражданской войны в США.


Новшество пулемёта Гатлинга состояло в том, что патроны свободно подавались из бункера. Это позволяло даже неопытному стрелку вести стрельбу в высоком темпе: не менее 400 выстрелов в минуту. Однако стволы первых пулемётов Гатлинга необходимо было приводить в движение вручную.


Совершенствование пулемёта Гатлинга непрерывно продолжалось. К началу XX в. он были оснащен электроприводом, благодаря чему скорострельность увеличилась до 3000 выстрелов в минуту. Многоствольные «гатлинги» были постепенно вытеснены одноствольными пулемётами, однако успешно применялись на кораблях в качестве средств ПВО.

В 1883 году американец Максим Хирам объявил о создании первого автоматического пулемёта. Темп стрельбы был выше, чем у изобретения Гатлинга – 600 выстрелов в минуту, а перезарядка патронов осуществлялись автоматически. Модель претерпела огромное множество модификаций и стала одним из прародителей автоматического огнестрельного оружия.


Самый скорострельный многоствольный пулемёт

В 1960-ом году компания General Electric создает инновационный прототип пулемета, используя в качестве основы «вертушку» Гатлинга. Новинка состояла из 6 стволов калибра 7,62 мм, которые приводились в движение при помощи электродвигателя. Благодаря уникальной конструкции пулеметной ленты он мог выстреливать до 6000 патронов в минуту, и незамедлительно был принят на вооружение бронетанковых войск и вертолётов США.


Непревзойденный пулемёт, получивший армейский индекс M134 Minigun (модификации для флота и ВВС – GAU-2/A), до сих пор сохраняет первенство по скорострельности среди серийных пулемётов. Конечно, это не самое опасное оружие в мире, но, определенно, одно из самых быстрых.

Пулемет M134 в действии

Самый скорострельный одноствольный пулемёт

В 1932 году на вооружение Советской армии был принят инновационный одноствольный пулемет ШКАС (Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный). Модель с калибром 7,62 мм разрабатывалась специально для отечественных ВВС, причем его конструкция не была основана на уже имевшихся образцах, а создавалась «с нуля». Авиационный пулемёт был представлен в трех вариациях: турельный, хвостовой и синхронный. Турельная и хвостовая модели могли стрелять со скоростью до 1800 патронов в минуту, синхронная модель – до 1650 патронов.


Пять лет спустя Шпитальный и Комарицкий представили модификацию УльтраШкас, показатели скорострельности которой достигали 3000 выстрелов в минуту, однако из-за низкой надежности модели после Советско-Финской войны она была снята с производства.

Самый скорострельный ручной пулемет

В 1963 году американский конструктор Юджин Стонер завершил разработку модульной системы стрелкового оружия Stoner 63. На основе его изобретения был создан ручной пулемёт Stoner 63A Command, способный выстреливать до 1000 патронов в минуту. Во время армейских испытаний модель показала высокую требовательность, поэтому не была принята на вооружение. Конечно, об однозначной оценке не может быть и речи, ведь у каждого опытного стрелка – свои предпочтения. Но большинство отечественных и зарубежных специалистов сходится во мнении, что лучшим тяжелым пулеметом по совокупности технических характеристик является серийный крупнокалиберный пулемёт «КОРД» (Крупнокалиберное Оружие Дегтяревцев).

Демонстрация мощи пулемёта «КОРД»

В вооруженных силах «КОРД» именуют «снайперским пулеметом» за его потрясающую точность и несвойственную этому виду оружия мобильность. При калибре 12,7 мм его вес составляет всего 25,5 килограмм (тело). Также «КОРД» высоко ценится за способность вести огонь и с сошек, и с рук со скоростью до 750 выстрелов в минуту.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен


Китай Китай
Китайская Республика Китайская Республика
КНДР КНДР Войны и конфликты Гражданская война в Испании ,
Бои на Халхин-Голе ,
Зимняя война ,
Великая Отечественная война ,
Гражданская война в Китае ,
Корейская война
История производства Конструктор Шпитальный Б. Г. , Комарицкий И. А. Разработан 1930 Производитель завод № 525
завод № 536
завод № 486 (установки)
завод № 187 (звенья лент)
Годы производства 1932-1945 Всего выпущено около 150 000 Варианты турельный
крыльевой
синхронный Характеристики Масса, кг 10,5 (турельный)
9,8 (крыльевой)
11,1 (синхронный)
Патрон 7,62 × 54 мм R Калибр , мм 7,62 Принципы работы отвод пороховых газов ,
перекос затвора Скорострельность ,
выстрелов/мин 1800 (турельный и крыльевой)
1650 (синхронный) Начальная скорость
пули , м/с 775-825 (турельный и крыльевой)
800-850 (синхронный) Вид боепитания ленточное ШКАС на Викискладе

ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный) - первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт . Пулемёт был разработан в 1930 году и производился с 1932 по 1945 год, когда было принято решение о прекращении выпуска авиационных пулемётов винтовочного калибра. ШКАС - первый пулемёт, разработанный специально для авиации, для него также были разработаны специальные авиационные патроны повышенной надёжности с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями .

Пулемёт ШКАС устанавливался на всех советских самолётах, выпущенных с 1934 по 1941 год, и использовался во всех военных конфликтах с участием СССР этого периода, начиная с гражданской войны в Испании и заканчивая Великой Отечественной войной . Имеются также данные о применении самолётов И-16 , оснащённых этими пулемётами, в корейской и китайской гражданских войнах. Причиной такой популярности стала высокая скорострельность, достигнутая использованием подающего барабана для извлечения патрона из ленты и газового поршня для приведения автоматики в действие.

Выпуск пулемёта был налажен в трёх вариантах , также выпускались спаренные установки , рассматривались возможности сухопутного и морского использования. В 1937 году была разработана модификация «УльтраШКАС» со скорострельностью, достигавшей 3000 выстрелов в минуту, но отличавшаяся низкой надёжностью . Параллельно конструктор С. В. Владимиров разрабатывал крупнокалиберный вариант пулемёта, получивший наименование ШВАК , а из него, в свою очередь, путём увеличения калибра была разработана одноимённая пушка .

История создания

Предыстория

В 1920 году, будучи работником Мытищинского вагоностроительного завода , Б. Г. Шпитальный заинтересовался устройством автоматического оружия. На волне этого интереса он задался целью изготовить пулемёт , по скорострельности превышающий существовавшие образцы (главным образом, пулемёт «Максим »). Но на тот момент он не обладал необходимыми для такого дела опытом и знаниями . Тем не менее, как человек целеустремлённый, Шпитальный не забыл о своём желании, поэтому в 1926 году во время обучения в он вновь вернулся к этому проекту. К 1928 году, работая в , он завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста .

В то время в авиационной промышленности СССР остро стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект был принят к рассмотрению. Комиссия отметила смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции автоматического оружия и назначила Оружейно-пулемётному тресту прикомандировать к проекту опытного оружейного конструктора и производственника И. А. Комарицкого . В задачи ему ставилось оказание помощи в доработке проекта, находившегося на завершающей стадии подготовки, и приспособлении производства к выпуску принципиально нового оружия .

Принятие на вооружение

При наличии неоспоримых достоинств первые партии пулемётов новой системы имели ресурс около 1500-2000 выстрелов, что при таком темпе стрельбы сочли недостаточным. Поэтому в марте 1933 года при заказе первой крупной партии пулемётов конструкторам предложили повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов. В апреле Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий представили комиссии образец, отличавшийся от опытного варианта не только живучестью, но и некоторыми конструкционными изменениями. В новом варианте существенно изменена коробка, снижено количество отдельных деталей. Выпуск модернизированных пулемётов начат в июле того же года . К концу года ТОЗ перешёл от полукустарного к серийному выпуску пулемёта ШКАС .

Оставалась ещё одна проблема: возвратно-боевая пружина пулемёта выходила из строя после примерно 2500-2800 выстрелов. Попытки использовать различные сорта стали , смены диаметра пружин и толщины проволоки успеха не принесли, и после определённого количества выстрелов пружину всё равно приходилось менять. Решение нашёл Шпитальный: он предложил делать пружину витой из трёх жил. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины достигает 14 000 выстрелов. 24 декабря 1934 года завершились испытания пулемёта ШКАС с новой пружиной .

В 1941 году проведены незначительные доработки конструкции пулемёта для упрощения и удешевления выпуска в условиях военного времени .

Особенности конструкции

В системе применён сравнительно новый на тот момент принцип автоматики, основанный на отводе пороховых газов . Газы через отверстие в стволе попадают в камеру закрытого типа и действуют на газовый поршень , непосредственно связанный со штоком, приводящим в движение всю систему . Запирание канала ствола производится перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины и обеспечивает ведение непрерывного огня. Шептало запирается предохранителем флажкового типа. Предохранитель двухпозиционный, имеет положения «автоматический огонь» и «нет огня» . Затвор и затворная рама снабжены пружинными буферами для смягчения ударов подвижных частей о шептало при посадке и после окончания очереди .

ШКАС обладает высоким темпом стрельбы благодаря короткому ходу подвижных частей и сокращению времени, занимаемого операциями по перезарядке, путём их совмещения. На неподвижном кожухе барабана расположен винтовой паз. Патрон зацепляется за него закраиной гильзы, извлекается из ленты и подаётся к патроннику . Стреляная гильза экстрагируется в два такта лапками затвора в подвижный отражатель, связанный со штоком затворной рамы .

Принцип работы

Для зарядки необходимо вставить снаряжённую ленту в лентоприёмник, после чего поднимать и опускать ручку перезарядки до упора для прокрутки барабана. Движение ручки перемещает газовый поршень, а тот в свою очередь посредством штифта на поршне и паза на барабане поворачивает сам барабан. Патроны продвигаются внутри барабана, последние пол-оборота которого, происходящие при возвращении штока газового поршня в изначальное положение, выдвигают патрон для досылания в патронник . По окончании прокрутки барабана пулемёт заряжен .

При ведении огня движение газового поршня вращает барабан. Выстрел производится путём нажатия на спусковой крючок . Стрельба одиночными выстрелами невозможна . Когда затвор при нажатии спускового крючка возвращается в изначальное положение, он досылает патрон в патронник и запирается специальным выступом, а шток газового поршня, продолжая движение вперёд, продвигает плавающий боёк, и тот ударяет в капсюль заряженного патрона .

После выстрела, проходя мимо отверстия в стенке ствола, пуля открывает проход пороховым газам в газовую камеру, где они толкают газовый поршень. Первые полтора сантиметра движения поршня и штока затвор остаётся неподвижным, после затвор отпирается и движется назад . После того, как затвор отодвигается назад на расстояние, превышающее длину патрона, экстрактор подбрасывает патрон, который, ударяясь об отражатель, покидает ствольную коробку через специальное отверстие. В это время барабан выдвигает следующий патрон, который обратным ходом затвора досылается в патронник, и цикл автоматики продолжается .

Электроспуск

Боеприпасы

Боепитание производится из металлической разъёмно-звеньевой ленты через приёмник барабанного типа на десять гнёзд посредством движения затворной рамы, причём каждый патрон извлекается за десять циклов работы автоматики, что предотвращает демонтаж патрона при столь высоких скоростях стрельбы . Лента подаётся из короба на 250 , в более поздних версиях - на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулемётам устанавливались патронные коробы на 1500 патронов .

Для пулемёта ШКАС на базе штатного винтовочного патрона 7,62×54 мм R разработаны патроны калибра 7,62 мм с трассирующими (Т-30 и позже Т-46), зажигательными (Аз, ЗП и ПЗ), бронебойными (Б-30) и комбинированного действия бронебойно-зажигательными (Б-32) , бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) пулями, способные воспламенять бронированные бензобаки . В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы от 30 до 50 выстрелов в секунду утолщены стенки гильзы , усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Для патронов с обыкновенными пулями Л и Д введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы, сама пуля посажена в гильзу глубже . На донце гильзы патронов, предназначенных для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, в конце 30-х годов ставилась буква «Ш». Капсюль таких патронов окрашивался в красный цвет . В остальном окраска была стандартной для соответствующих типов пуль. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надёжности. Боеприпасы к пулемёту ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации .

Необычные осечки

В начале 1940-х неожиданно в процессе эксплуатации пулемёта стали происходить систематические осечки . Для выяснения причин по поручению Народного комиссара обороны С. К. Тимошенко создана специальная комиссия под управлением Н. Н. Воронова . Комиссия организовала опытные стрельбы. Они показали, что патроны, дающие осечки в ШКАС, нормально работают в винтовках и пулемётах сухопутных войск. Маршал Воронов обратил внимание комиссии на то, что «рабочие» и «нерабочие» патроны различаются цветом лака в месте крепления капсюля: патроны с использованием чёрного отечественного лака дают осечки, а те, где фольга на соединении покрыта красным импортным - нет. В результате расследования выяснилось, что причина осечки - недоработка советских химиков, чей лак взаимодействовал с фольгой капсюля, чем выводил последний из строя .

Варианты установки

Турельный и крыльевой варианты

Крыльевой пулемёт ШКАС взаимозаменяем с турельным за небольшими отличиями, обусловленными дистанционным управлением огнём подвешенного на крыле пулемёта из кабины пилота: ручку перезаряжания заменили тросовым механизмом, а ручку управления - механизмом подавателя . Крыльевой вариант легче турельного - его масса составляла 9,8 кг .

Синхронный вариант

Сухопутные варианты

В 1930-х годах рассматривалась возможность использования пулемёта ШКАС в сухопутных войсках. Изготовленные автомобильная и мотоциклетная установки для пулемётов так и остались опытными экземплярами . В 1935-1936 годах велись изыскания по созданию зенитной установки для оснащения наземной техники от бронеавтомобилей до бронепоездов, а в стандартную цилиндрическую танковую башню предлагалось устанавливать помимо 45-мм пушки спаренный с ней ШКАС. Звучали и предложения по замене шаровой установки под ДТ на аналогичную под пулемёт Шпитального на танках Т-28 и Т-35 . В 1936-1937 годах в СССР разрабатывался плавающий бронеавтомобиль ПБ-7 с установленным на нём пулемётом ШКАС . Эти испытания свёрнуты в 1937 году в связи с недостатком средств и более в прежнем объёме не возобновлялись .

Определённого успеха достигли конструкторы в установке ШКАСа на плавающий танк Т-37А - создан опытный образец. Для этого в самом пулемёте сделаны незначительные изменения, позволившие использовать для боепитания матерчатые ленты. Такое требование обусловлено тем, что звенья разборной ленты могли попадать в движущиеся части танка и заклинивать их; вдобавок такую ленту сложнее снаряжать в полевых условиях. Боекомплект к пулемёту составлял 2750 патронов в лентах по 250 патронов: 750 хранились в коробе, непосредственно питающем пулемёт, а остальные - в коробках, размещённых в специальном держателе. Подача патронов из короба осуществлялась через гибкий металлический рукав, аналогичный использовавшемуся в авиации. На башне присутствовал специальный стопор на 39 положений, позволявший закреплять угол поворота во время стрельбы. Шаровая установка позволяла наводить пулемёт без поворота башни влево на 10°30", вправо на 18°, вниз на 4°, вверх на 22° .

Фото с испытаний из архива РККА

Шаровая башенная установка

Горизонтальный угол наведения

Вертикальный угол наведения

Держатель с патронными коробками

Внешние изображения
ШКАС на тумбовой установке фото Наума Грановского , 1941 год, Москва .

Согласно заключению комиссии, составленному после испытаний, разработка признана неудачной: матерчатая лента при высокой скорострельности показала низкую надёжность, так как от влажности разбухала и рвалась при стрельбе, вызывала перекосы патрона и даже их демонтаж. Высокая скорострельность приводила к тому, что даже с учётом времени на замену лент боезапас мог быть истрачен за 3–5 минут боя. Также нарекания вызвала и шаровая установка: отмечалось неудобство её использования в тесной башне танка, а также малый угол вертикальной наводки, создававший слепую зону вблизи танка. Вдобавок ко всему, промышленность была не способна обеспечить специальными патронами, необходимыми пулемёту , сверх авиации ещё и бронетанковые войска .

В 1940 году на волне замены малокалиберных ШКАСов в авиации на более мощные, но такие же скорострельные ШВАКи на заводе № 66 заказана опытная партия станков Соколова для использования с пулемётами ШКАС в пехотных частях. Однако широкого распространения они не получили .

Вариант для ВМФ

Имеются данные об установке пулемётов ШКАС на торпедные катера . Катера Г-5 сначала выпускались с двумя установленными пулемётами ДА , после на них стали устанавливать ШКАСы, а в 1941 году их заменили на ДШК . В блокадном Ленинграде на недостроенные торпедные катера Д-3 за неимением необходимого количества ДШК на 10 катеров установили пулемёты ШКАС и ДТ .

Модификации

ШВАК

Ещё до принятия пулемёта ШКАС на вооружение, в 1931 году С. В. Владимиров начал разработку на его основе пулемёта под специальный фланцевый патрон 12,7 × 108 мм R , созданный для этого пулемёта. От гильзы штатного патрона 12,7 × 108 мм гильза патрона ШВАК отличалась не только наличием закраины (фланца), но и более выраженной конусностью, пули использовались идентичные . В процессе разработки Владимиров перенёс газовую камеру под ствол, усовершенствовал зубчатый барабан и затвор. Новый пулемёт был принят на вооружение в турельном, крыльевом, синхронном и моторном вариантах .

Полигонные испытания, проведённые в 1932 году, показали, что калибр нового пулемёта, получившего наименование ШВАК, может быть увеличен заменой ствола до 20 мм. При этом не было необходимости менять габариты других подвижных частей оружия, потому как диаметр фланца гильзы и её длина не менялись . Так в 1934 году появилась одноимённая авиационная автоматическая пушка , выпускавшаяся в крыльевом, турельном и моторном вариантах. Последний в 1941-1942 годах ограниченно устанавливали на танки Т-60 и Т-38 .

ШВАК стал первой в мире унифицированной бикалиберной системой . В конце Великой Отечественной войны создавались также опытные образцы под снаряд калибра 37 мм, которые так и не получили широкого распространения .

Спаренный пулемёт МСШ

В 1935-1937 годах группой конструкторов во главе с К. Н. Рудневым разрабатывалась спарка пулемётов ШКАС, получившая индекс МСШ. Для обеспечения синхронной работы штоки двух пулемётов снабжались зубчатыми рейками и соединялись шестернёй так, что цикл автоматики включал в себя два выстрела. Это позволило получить скорострельность до 6000 выстр./мин. при незначительном увеличении отдачи . Дальнейшие разработки спаренных установок на основе ШКАСа были свёрнуты в связи с планировавшимся переходом ВВС на более крупный калибр .

УльтраШКАС

Применение и оценки

К 1936 году пулемётами системы Шпитального - Комарицкого вооружались практически все боевые самолёты советской авиации , в основном благодаря непревзойдённой на тот момент скорострельности в 1800 выстр./мин. , тогда как лучшие зарубежные образцы не превышали порога в 1200 выстр./мин . В 1938 году на значках выпускников военной школы лётчиков и лётных наблюдателей вместо пулемёта ДА стали изображать ШКАС .

Первое боевое применение пулемётов ШКАС произошло в период Гражданской войны в Испании . Отмечалось, что пулемёты обладают низкой эффективностью стрельбы при использовании патронов с обычными пулями, но использование специальных (бронебойных, разрывных, зажигательных) боеприпасов позволяло при высокой плотности огня - до 5 пуль на квадратный метр - достигать неплохих показателей . В начальный период боёв за Мадрид И-16 , вооружённые пулемётами ШКАС и пушками ШВАК , сбили около 350 самолётов противника при минимальных потерях .

Пулемёты также использовались в конфликтах у озера Хасан и на Халхин-Голе . По итогам применения пулемёт получил преимущественно положительные отзывы от лётчиков .

Однако к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, резко снизилась, они могли разрушить самолёт противника только при очень большом числе попаданий. Применение пулемёта во время

Скорострельное оружие с вращающимся блоком стволов - обязательный элемент фантастических боевиков и компьютерных игр. В кино часто фигурируют накачанные рэмбо с шестиствольным пулеметом, поливающие злодеев потоком свинца. Благодаря Голливуду за этими «газонокосилками» прочно закрепилась слава супероружия.

Вместе с тем пушки и пулеметы, работающие по схеме американского изобретателя Ричарда Гатлинга, уже давно стоят на вооружении ряда стран. Разрушительная мощь многоствольников действительно поражает воображение. РИА Новости публикует подборку самого грозного оружия с вращающимся блоком стволов.


Артиллерийская стрельба установки АК-630 © РИА Новости / Ильдус Гилязутдинов

Самый известный

Американский скорострельный пулемет M134 Minigun, пожалуй, самый известный обывателю «гатлинг» из существующих. Боевики про бравых морпехов США или кадры военной хроники с Ближнего Востока редко обходятся без этой шестиствольной махины калибра 7,62 миллиметра. Американские оружейники с 1960-х годов умудрились внедрить его везде, где только можно. M134 устанавливаются в люках армейских «Хаммеров», на караульных вышках, патрульных катерах, вертолетах, бронетранспортерах, фортификационных сооружениях. Все-таки шесть тысяч выстрелов в минуту - серьезный аргумент в любой критической ситуации.


Многоствольный пулемет M134 Minigun © Фото: Lance Cpl. Randall A. Clinton

Вопреки стереотипам, в оружии схемы Гатлинга стреляют не все стволы одновременно. В М134 патрон досылается в нижний, остывший ствол, выстрел производится сверху, выброс гильзы - справа. Таким образом, стволы стреляют по очереди, успевают перезарядиться и остыть, пока «работают» оставшиеся пять. Подобная схема нивелирует главное препятствие на пути сверхвысокой скорострельности - перегрев оружия. Подобным образом работает большинство других пулеметов с вращающимся блоком стволов.

«Старшим братом» M134 является 20-миллиметровая шестиствольная авиационная пушка M61 Vulcan. Почти 60 лет ее ставят на американские боевые самолеты, ударные вертолеты и сухопутное шасси. Эта система способна достаточно эффективно бить и по воздушным, и по наземным целям. Но, как и M134, на сегодняшний день она считается морально устаревающей.

Самая скорострельная

Российские установки АК-630 М-2 «Дуэт» являются современной модификацией советских шестиствольных корабельных комплексов АК-630. От предшественника новая система отличается в первую очередь наличием двух орудий и сложной электронной «начинкой», позволяющей во многом автоматизировать процесс наведения и сопровождения целей. Один «Дуэт» способен обрушить на противника рекордные десять тысяч 30-миллиметровых снарядов в минуту. Этого с запасом хватит, чтобы уничтожить любую воздушную цель на удалении до четырех километров и на высотах до пяти километров - будь то сверхзвуковой самолет, беспилотник или крылатая ракета. А на ближних дистанциях флотские «шестиствольники» способны сильно повредить или даже разрушить небольшой боевой корабль. Комплексы семейства АК-630 являются последней и самой прочной линией обороны военно-морской эскадры.


Автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630 на гвардейском ракетном крейсере «Москва», который прибыл к побережью Латакии для противовоздушной обороны района © РИА Новости / Пресс-служба Минобороны РФ

На сегодняшний день АК-630 М-2 установлены в корме пяти малых ракетных кораблей проекта «Буян-М», а также на большом десантном корабле «Иван Грен», который должен вступить в боевой состав Северного флота в ноябре этого года. Кроме того, Минобороны планирует перевооружить на «Дуэты» ряд других кораблей, несущих более старые АК-630.

Самая бронебойная

Вершиной развития оружия с вращающимся блоком стволов, пожалуй, можно назвать американскую авиационную пушку GAU-8 Avenger - основное вооружение штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Масса всей пушечной установки с системой подачи патронов и полным барабаном 30-миллиметровых снарядов почти две тонны, а заправленный и подготовленный к взлету A-10 весит десять тонн. Самолет фактически построен вокруг этого трехметрового семиствольного чудовища. Собственно, именно пушка является единственной причиной, почему штурмовики Thunderbolt II остаются в строю ВВС США - по своим летно-техническим характеристикам и бортовому оборудованию они значительно уступают машинам того же класса других стран.


Семиствольная автоматическая пушка GAU-8 Avenger на самолете A-10 Thunderbolt II CC BY 3.0 / Mrkoww or Matthew Zalewski

GAU-8 в минуту выпускает по цели до 4200 бронебойно-подкалиберных снарядов с сердечником из обедненного урана. Из-за колоссальной отдачи и опасности попадания пороховых газов в воздухозаборники пилоты обычно дают короткие очереди по две-три секунды. Этого хватает, чтобы целиком накрыть колонну из десятка тяжелых боевых машин. А-10 задумывался как противотанковый самолет, специфика его боевого применения предусматривает атаку цели по верхней полусфере, меньше всего защищенной броней. В Афганистане и Ираке вооруженные GAU-8 штурмовики демонстрировали хорошие результаты. Однако в войне с противником, обладающим развитой ПВО, шансы этих дозвуковых самолетов на выживание стремительно уменьшаются.


Американский штурмовик A-10 Thunderbolt II (A-10 «Тандерболт» II) © Flickr / Samuel King Jr

Самый кучный

Четырехствольный авиационный пулемет ЯкБ калибра 12,7 миллиметра был создан в конце 70-х годов специально для новейших на тот момент ударных вертолетов Ми-24. Боевое крещение крупнокалиберные советские «гатлинги» прошли в Афганистане. Пилоты армейской авиации сразу полюбили новые пулеметы за исключительно высокую плотность огня и прозвали ЯкБ-12,7 «металлорезкой». Свою кличку это оружие оправдывало неоднократно: в августе 1982 года под Кандагаром один вертолет «разрезал» пополам очередью из пулемета шедший во главе каравана душманов автобус. Афганским боевикам еще повезло, что Ми-24 бил поперек колонны, а не вдоль - при максимальном темпе стрельбы 5500 выстрелов в минуту он мог изрешетить весь караван за один заход.


Пулемет ЯкБ-12,7 на Ми-24 в Национальном историческом музее Болгарии CC BY-SA 4.0 / Benjamín Núñez González /

Именно этому пулемету принадлежит уникальный и до сих пор никем не побитый рекорд. Двадцать седьмого октября 1982 года во время воздушного боя иракский Ми-24 смог сбить из ЯкБ-12,7 иранский истребитель F-4 Phantom II. Это единственный в истории мировой авиации задокументированный случай, когда вертолет смог уничтожить сверхзвуковой реактивный самолет с помощью бортового пулемета. Во многом этого удалось добиться благодаря отличной кучности оружия. Впрочем, с надежностью у ЯкБ-12,7 были некоторые проблемы. Опыт Афганистана показал, что пулемет довольно капризный и подвержен загрязнению. Этот недостаток удалось устранить в модификации ЯБКЮ-12,7, принятой на вооружение в 1988 году.

Андрей Коц

Подпишитесь на нас

Revolving Battery Gun

Началом, в стремлении производить самое скорострельное оружие в мире, можно считать создание скорострельного пулемёта доктором Гатлингом в 1862 году. Именно тогда, Ричард Гатлинг запатентовал Revolving Battery Gun - многоствольный пулемёт с вращающимися стволами. Скорострельность этого орудия составляла от 400 (в ранних моделях с ручным приводом) до 3000 выстрелов в минуту (в более поздних, с электроприводом). С тех пор прошло уже почти 150 лет, а принципы, использованные в этом пулемёте, остаются неизменными.

Принцип роторного пулемёта, который был применён в пулемёте Гатлинга, востребовался и в XX веке.

XM 134, XM 214 и наш ответ

Одними из популярных пулемётов стали шестиствольные XM 134 и XM 214, с калибрами 7,62 и 5,54 мм. Темп их стрельбы достигал 10000 выстрелов в минуту. Они имели 30-килограммовый боезапас, который пулемёт мог "выплюнуть" за минуту стрельбы, электропитание к ним подводилось по кабелю, а отдача в 110 кг не позволяла стрелять с рук. Ещё одной похожей "игрушкой" являлась 20 мм авиационная пушка «Вулкан», которая весила 136 кг и делала 6000 выстрелов в минуту.

А вот наш аналог импортным образцам, ГШ-6-23М, при её скорострельности в 10000 выстрелов в минуту, оказался в два раза легче и надёжнее, так как для вращения стволов используется не электродвигатель, а энергия пороховых газов. Её отдача в откате составляет 5 тонн и в накате 3,5 тонны. Эта пушка предназначена для поражения наземных и воздушных целей, включая крылатые ракеты. Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24. Именно эта пушка является самой скорострельной пушкой в мире, хотя и не самым скорострельным оружием в целом.

Просто шквал огня!

Следующим шагом в мире скорострельности была разработка стрелковой системы, с боевой скорострельностью, превышающей один миллион выстрелов в минуту. Майком О Дуайером (Mike O Dwyer ) из австралийской компании Metal Storm в конце 1990-х была изобретена 36-ствольная установка, которая показала в тестовой стрельбе более миллиона выстрелов в минуту. Миллиона пуль, естесственно, выпущено не было, но тем не менее рекорд скорострельности зафиксировали после 540 выстрелов из этой установки.

Принципы работы

Обычные механизмы и заряды не могут работать с такой скоростью, поэтому в установке от Metal Storm были использованы специальные боеприпасы, которые представляют собой ствол, в который последовательно уложены пули, а между ними - вопспламеняющаяся разгонная смесь. Для осуществления выстрела используется электронный метод воспламенения, который даёт возможность добиться совершенной точности задержки между выстрелами.

Именно эта установка от Metal Storm и является на сегодняшний день самым скорострельным оружием в мире.

Светлана Грушина, Samogo.Net



Читайте также: