Котельников что изобрел. Кто изобрел парашют

В начале 20-го века Глеб Евгеньевич Котельников сконструировал КРУГЛЫЙ РАНЦЕВЫЙ ПАРАШЮТ с 82-мя стропами. Некоторые люди не понимают и спрашивают тех, кто прыгает с парашютом – зачем вы прыгаете с парашютом? Дело в том что, это всё равно, что спрашивать у людей любящих море зачем они идут в море на яхте или спрашивать у людей, идущих в горы – зачем они идут в горы? Кстати существует утверждение, многократно подтверждённое практикой, если человек, хотя бы раз побывал в высоких горах, он не сможет о них забыть НИКОГДА и захочет вернуться в горы ещё и ещё раз! Тоже самое, происходит и с ПАРАШЮТОМ! Тем более, что парашют прошёл уже не одну модернизацию и сейчас наиболее интересным вариантом является так называемый «ПАРАШЮТ-КРЫЛО», который даёт полное ощущение полёта на ПЛАНЕРЕ! Если человек совершил несколько прыжков с парашютом, и ему ПОНРАВИЛОСЬ ЛЕТЕТЬ в НЕБЕ, он НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ОТ ЭТОГО ОТКАЗАТЬСЯ!!!

Дополнительным стимулом для прыжков с парашютом является желание многих людей сделать то, что не могут сделать другие, а так же испытать, так сказать себя на прочность, а смогу ли это сделать Я! Конечно на первых 2-х, 3-х прыжках с парашютом предстоит серьёзное преодоление чувства страха, но потом страх становится УМЕРЕННЫМ. Кстати сказать, страх и не должен исчезнуть, совсем, потому, что тогда человек перестанет заботиться о БЕЗОПАСНОСТИ прыжков с парашютом (смотри статью «Безопасность при прыжке с парашютом»)!

Изначально Глеб Евгеньевич Котельников изобретал ПАРАШЮТ как средство СПАСЕНИЯ ЛЁТЧИКА из подбитого или терпящего бедствие самолёта. Но сейчас парашют имеет много предназначений, одни из которых, парашютный спорт и хобби.

Современные спортсмены-парашютисты прыгают только на ПАРАШЮТЕ-КРЫЛЕ – это ПЛАНИРУЮЩИЙ парашют. До раскрытия парашюта спортсмен летит со скоростью, от 65-ти до 95-ти м/сек. и при этом он должен контролировать положение своего тела в пространстве. Затем после раскрытия парашюта, чтобы попасть в нужное место, спортсмену необходимо ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ и СКОРОСТЬ ВЕТРА, учесть возможные ВОСХОДЯЩИЕ ПОТОКИ воздуха. Прыжок с парашютом может быть даже средством для ПОХУДЕНИЯ! За 1 прыжок можно потерять от 1,5 до 2-х кг веса тела. На сегодняшний день парашюты стали ОЧЕНЬ НАДЁЖНЫМИ и гарантируют безопасный полёт даже новичкам. А новичков становится всё больше и больше! Среди парашютистов даже появилась такая шутка: « В воздухе болтаются толпы бездельников. Что ж ты наделал Глеб Евгеньевич Котельников!?»

Осенью 1910-го года на аэродроме близ Санкт-Петербурга проходил Всероссийский праздник воздухоплавания. На празднике в небо поднимались несколько самолётов один за другим. Но бОльшее внимание привлёк полёт аэроплана, капитана Льва Макаровича Мациевича. В газетах тогда писали: «Храбрый капитан садится на свой самолёт «Фарман», так же как мы с Вами на извозчика. А после получасового полёта лицо его не меняется. Как будто он выходит из пролётки после обычной прогулки». В то время авиация переживала СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ПОДЪЁМ!!! На тот момент в авиации НЕ существовало индивидуального средства спасения лётчика, такого как парашют Глеба Евгеньевича Котельникова потому, что стоимость самолёта считалась гораздо дороже жизни лётчика. Стоимость и качество подготовки лётчика практически не учитывались, и предпочтение отдавалось СПАСЕНИЮ САМОЛЁТА???

Когда просматривалось спокойствие пилота – это вселяло доверие публики, и из желающих прокатиться на самолёте, к Мациевичу выстраивались целые очереди. Среди таких желающих полетать оказался даже глава правительства России Пётр Аркадьевич Столыпин. Сослуживцы пытались отговорить Столыпина от полёта потому, что у него случались приступы стенокардии, но Столыпин рискнул и пролетел над аэродромом 2 круга без происшествий. На следующий день вечером уже после окончания полётов, Лев Мациевич взлетел, чтобы установить рекорд высоты полёта. Но в небе самолёт вдруг «складывается» и выпавший из самолёта лётчик падает на землю. Всё это видел друг Мациевича, Глеб Евгеньевич Котельников. После гибели, Мациевичу были оказаны почести как национальному герою. Столыпин прислал венок с надписью «Жертве долга и отваги». Царь Николай 2-й назначил пенсии, вдове Мациевича 1 800 рублей в год и дочери 600 рублей в год! На двоих 200 рублей в год! Здесь подскажем, что тогда одна корова стоила около 9-ти рублей!

Специальная комиссия, расследовавшая происшествие установила причину катастрофы. Ей оказалась лопнувшая одна из диагональных проволочных растяжек, которая попала в винт и разрушила лопасть винта. Однако в народе ходила версия о НЕ случайности данного происшествия. Дело в том, что Лев Мациевич состоял в партии эсеров, которая намеревалась совершить покушение на Столыпина. Покушение задумывалось как авиационное происшествие. В то время на самолётах не было не только парашютов но даже и привязных ремней. Пассажир сидел на обычном Венском стуле. Планировалось, что Мациевич совершит как бы неожиданный резкий манёвр и пассажир как будто случайно, не усидит на своём месте и упадёт с самолёта. Но Мациевич НЕ выполнил замысел покушения эсеров. Возможно, за это подстроили авиакатастрофу уже самому Мациевичу. Для чего ночью кто-то незаметно повредил самолёт Мациевича. ЧТО, произошло на самом деле, навсегда осталось тайной? Когда Глеб Евгеньевич Котельников собственными глазами увидел авиакатастрофу своего друга Мациевича, он работал АКТЁРОМ театра. Однако эта катастрофа его настолько сильно ПОТРЯСЛА, что Котельников задумал сконструировать ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ в воздухе.

Глеб Евгеньевич Котельников родился 30-го января 1872-го года. Отец, профессор математики и механики Санкт-Петербургского Земледельческого Института. Будучи сыном такого отца, Глеб Евгеньевич с детства начал интересоваться техникой. Одновременно с этим он неплохо играл на скрипке и даже собирался поступать в консерваторию. Но в этот момент умирает отец, и учиться стало не на что. Выходом стала карьера военного. Глеб Евгеньевич Котельников оканчивает Киевское военное училище. После училища по распределению он попадает в артиллерию офицером-наблюдателем. На этой должности Котельников узнаёт, как устроен аэростат и СРЕДСТВО ЭВАКУАЦИИ с него! Через 3 года подал в отставку. Затем работал на должностях разных чиновников. При этом ему не давала покоя давняя мечта работать актёром в театре, и он становится театральным актёром.

На празднике воздухоплавания Глеб Евгеньевич Котельников присутствовал в качестве обычного зрителя, а вернулся с него инженером изобретателем. Вечером того же дня он играл роль в спектакле. Во время исполнения своей роли он произнёс несколько слов неправильно. После спектакля одна из актрис спросила у Котельникова: « Что с Вами Глеб Евгеньевич? Я Вас таким впервые вижу». И он рассказал о той катастрофе, которая произошла на лётном поле. С этого момента Глеб Евгеньевич Котельников где бы он не находился, думает об АВИАЦИОННОМ ПАРАШЮТЕ. Главный принцип конструирования парашюта состоит в том, что ПАРАШЮТ должен находиться НА САМОМ ЛЁТЧИКЕ, а не где-то рядом, как на аэростате. Вся конструкция должна быть простой, лёгкой и компактной. Как-то раз, Котельников увидел в гримёрной комнате театра, как одна из актрис достала из дамской сумочки маленький шёлковый комочек. Когда она его развернула, то это оказался довольно больших размеров платок на голову. Глеб Евгеньевич Котельников обладал определёнными математическими познаниями и тут же сообразил, что примерно 50 квадратных метров шёлковой ткани будет достаточно, чтобы безопасно приземлить человека весом 80 кг.

Стоит сказать, что изначальная идея создания самого парашюта возникла, очень задолго до появления самолётов. Ещё Леонардо да Винчи нарисовал некоторое устройство пирамидальной формы. Он утверждал, что человек может спуститься с любой высоты при помощи палатки из накрахмаленной ткани со стороной 12 локтей, без опасения разбиться. Самое интересное, что расчёты характеристик купола Леонардо да Винчи сохранились до наших дней в парашюте Глеба Евгеньевича Котельникова с небольшими поправками! Слово парашют появилось намного позже после Леонардо да Винчи и образовалось из 2-х слов – «пара» и «шют», которые означают «против падения».

Ещё в 18-м веке парашюты начали применять для аварийного покидания АЭРОСТАТОВ. Только его место закрепилось ПОД аэростатом, и подвешивался он не в ранце, а в ВЫТЯНУТОМ состоянии. Впервые прыжок на парашюте с аэростата совершил французский аэронавт Жан Пьер Бланшер в 1785-м году. Подвесить парашют под самолётом, невозможно. К тому же тогда вес парашютов был слишком большим. Поэтому ДО конструкции Глеба Евгеньевича Котельникова парашют применяли только для показательных трюков при прыжках, например с аэростатов или прыжках с аэростатов, терпящих бедствие. Заслуга Глеба Евгеньевича Котельникова состоит в том, что он придумал конструкцию парашюта, которая достаточно КОМПАКТНО разместилась в специальном РАНЦЕ НА САМОМ ПАРАШЮТИСТЕ. Парашют конструкции Котельникова раскрывался не за счёт ВЫТЯЖНОГО парашюта, как в современных конструкциях, а за счёт ВЫТАЛКИВАЮЩЕЙ ПРУЖИНЫ, которая ВЫТАЛКИВАЛА парашют из ранца. Причём ранец Котельникова был металлическим.

Впервые конструкцию парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова испытали на МАНЕКЕНЕ, которого называли «Иван Иваныч». Первое испытание прошло 9-го ноября 1911-го года. Устройство срабатывало ЧЁТКО! Манекен приземлялся БЕЗ малейших ПОВРЕЖДЕНИЙ! Сейчас об этом устройстве сказали бы, что оно обеспечивало 100% выживаемость парашютиста! После УСПЕШНЫХ испытаний, Глеб Евгеньевич Котельников написал докладную записку Военному министру России, Владимиру Александровичу Сухомлинову. В ней было написано следующее: « Ваше превосходительство! Длинный и скорбный список славных жертв авиации натолкнул меня на изобретение весьма простого, полезного прибора для предотвращения гибели авиаторов, в случае аварии с аэропланами в воздухе!» В конце своего письма Котельников написал просьбу выделить материальные средства для изготовления парашюта и проведения лётных испытаний.

Военный министр поручил специальной комиссии оценить устройство Эта комиссия состояла из представителей первой Офицерской Воздухоплавательной школы. Начальник этой школы, который являлся начальником и приёмной комиссии, отрицательно отозвался об этом парашюте. Он говорил: « Вы представляете! Вот, когда лётчик раскроет парашют, при этом раскрытии от сильной перегрузки у парашютиста могут оторваться ноги». Ответ Военного министра, Глебу Евгеньевичу Котельникову был таким: « Милостивый государь Глеб Евгеньевич! По приказанию начальника школы сообщаю, что его превосходительство приобрести ваш парашют лично не может и считает его недостаточно пригодным для аэропланов. Едва ли и для воздушных змеев он может быть применим».

Глеб Евгеньевич Котельников предложил нашей армии конструкцию своего парашюта ещё в 1911-м году, то есть за 3 года ДО Первой Мировой войны. За 3 года ДО войны, можно было бы, очень много сделать. Если в конструкции Котельникова и имелись какие-либо детали несовершенства, то за 3 года эту конструкцию можно было бы ДОВЕСТИ до СОВЕРШЕНСТВА! Ещё одна причина, по которой Котельникову отказали, состояла в следующем. Военные начальники считали, что когда лётчиков снарядят индивидуальными парашютами, то они при любой даже небольшой неисправности самолёта не будут бороться за спасение самолёта, а будут просто необдуманно покидать самолёт. Глеб Евгеньевич Котельников очень глубоко переживал из-за отказа применения его парашюта! Но тут спасение пришло с неожиданной стороны! Владелец Санкт-Петербургской гостиницы «Англетер», купец Вильгельм Ломач предложил изготовить ранцевый парашют Глеба Евгеньевича Котельникова на свои личные деньги, причём за короткий срок. Он же, как-то смог убедить и военных чиновников.

В 1912 году во Франции объявили конкурс на лучший парашют. В качестве приза назначили 10 000 франков, тогда. В Париж приехали изобретатели парашютов со всего мира. Представление и применение конструкций проводилось на Эйфелевой башне. Самым громким оказался случай с австрийским портным Францем Райхельдом. Он оделся в сшитый собственноручно плащ-парашют и сказал, что он будет быстро падать первые 20-30 метров, затем плащ наполнится воздухом, и он плавно приземлится. Но плащ-парашют НЕ наполнился воздухом и Райхельд, камнем пролетев все 60 метров, разбился. Далее на протяжении почти всего 20-го века продолжались попытки соединить костюм с парашютом. Это удалось сделать только в 1990-х годах. Он получил название «W ing suit » ингсьют ), что в переводе с английского означает «костюм-крыло». Однако применить вингсьют можно ТОЛЬКО ВМЕСТЕ с всё тем же ПАРАШЮТОМ Глеба Евгеньевича Котельникова.

На конкурс парашютов в Париж, Глеб Евгеньевич Котельников НЕ попал. Ему не позволили это сделать гастроли театра, в котором он работал. Парашют Котельникова повёз на конкурс Вильгельм Ломач, один. Но Ломач на конкурс опоздал и попал туда, когда приз уже был присуждён менее совершенной французской конструкции. Из-за своей корыстной цели купец Ломач продал французам ОБА экземпляра парашюта Котельникова. Позже французы получили на этот тип парашюта ПАТЕНТ и присвоили ему название «РК-1» — Русский Котельникова N-1. Существует ещё одна расшифровка аббревиатуры «РК» — это «Ранец Котельникова». Особых споров по обеим расшифровкам нет потому, что в обоих вариантах присутствует ИМЯ СОЗДАТЕЛЯ.

Впервые испытания парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова с ЧЕЛОВЕКОМ, были проведены в 1912-м году. Этим человеком стал русский офицер, совершивший этот прыжок во Франции. Он прыгал с моста с высоты 60 метров. А до того парашют Котельникова испытывали с аэростата под Санкт-Петербургом. Начиная с 1912-го года, парашют Котельникова работает БЕЗУКОРИЗНЕННО непосредственно с ЧЕЛОВЕКОМ! До конструкции парашюта Котельникова, стропы сходились в одной точке на поясе за спиной парашютиста. При такой конструкции парашютист не имеет возможности управлять парашютом во время приземления. Он просто ждёт, куда его вынесет ветром.

Глеб Евгеньевич Котельников впервые РАЗДЕЛИЛ СТРОПЫ на 4 пучка, и парашютист получил возможность управлять круглым парашютом, в определённой степени, при приземлении (смотри статью «Управление парашютом»)!!!

Однако на Родине изобретение Глеба Евгеньевича Котельникова никого НЕ заинтересовало??? Военное руководство нашей страны по-прежнему не понимало необходимость производства парашютов и даже считало, что он сыграет отрицательную роль в развитии авиации??? Сами лётчики тоже относились к парашюту с недопониманием. Изобретатель Котельников мог, так и остаться в России неизвестным. Данное положение дел изменила Первая Мировая война. В это время в русской армии появился по тем временам самолёт-гигант «Илья Муромец» и один из лётчиков отстаивает необходимость оснащения лётного состава парашютами РК-1. После этого Глеба Евгеньевича Котельникова берут на работу в Главное Военное Инженерное Управление, в котором он занимается парашютами. Для экипажей самолётов-гигантов «Илья Муромец» изготовили 70 комплектов парашютов.

После этого ПАРАШЮТ стал ШТАТНЫМ средством спасения пилотов но, несмотря на это пилоты не спешили его применять – гибли, но с собой его не брали. Дело в том, что в тот момент среди пилотов действительно не было доверия к парашюту. Лётчики не понимали, как он сработает в воздухе, что такое свободное падение, как держать себя во время свободного падения. Хотя понимали, что какие-то правила во всём этом должны быть. Лётчиков пугало и отталкивало то, что ты должен доверить свою жизнь этому непонятному РЮКЗАКУ за СПИНОЙ, в который уложена какая-то ТРЯПКА на ВЕРЁВКАХ! Всё это создавало определённый психологический барьер перед применением парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова. Первым в СССР этот психологический барьер преодолел выдающийся лётчик М.М.Громов, совершив прыжок с парашютом в 1927-м году (смотри статью «Михаил Михайлович Громов»). У Громова был огромный авторитет среди лётчиков и многие старались ему подражать. Поэтому за Громовым некоторые повторили прыжок с парашютом и вскоре страх перед парашютом прошёл!

В самом начале парашюты использовались только как индивидуальное средство СПАСЕНИЯ ПИЛОТА, но потом появилась идея применить парашют Глеба Евгеньевича Котельникова в качестве средства для высадки МАССОВОГО ДЕСАНТА. Первое ГРУППОВОЕ ДЕСАНТИРОВАНИЕ состоялось 12-го августа в 1930-м году под Воронежем. Правда, впоследствии по какой-то причине или по ошибке дата ПЕРВОГО в МИРЕ ДЕСАНТИРОВАНИЯ была записана на число, 2-е августа! Это десантирование проводил М.М.Громов. Он взлетал в этот день дважды. Десантирование прошло удачно, поэтому этот день назван Днём ВДВ. Только, М.М.Громова знают многие даже те, кто не связан с авиацией, а Глеба Евгеньевича Котельникова, создавшего парашют, не знают многие даже парашютисты.

Через несколько лет, в СССР десанты стали доходить численностью до 1 500 человек, а удивлять они стали только иностранных военных, например Чехословакии, Франции, Италии! Во время Великой Отечественной войны массовые десанты неоднократно решали исход военного сражения. Также, после войны в локальных военных конфликтах именно Воздушно Десантные Войска играли ГЛАВНУЮ роль. В современных военных операциях победу обеспечивают небольшие, мобильные, вооружённые современным оружием, хорошо обученные группы. Всё это существует благодаря изобретению Глеба Евгеньевича Котельникова.

В 1930-е годы началось стремительное развитие парашютизма в авиационных странах мира!!! Началось совершенствование спасательных, десантных и грузовых парашютов. Создаётся техника УПРАВЛЕНИЯ парашютом для более точного приземления (смотри статью «Управление парашютом»). В 1930-х годах, в СССР во время ВСЕХ авиационных праздников проходили массовые высадки парашютистов!!! Молодёжь повально увлекалась авиацией!!! По всей стране открываются лётные, парашютные кружки и аэроклубы!!! В то время многие молодые люди носили на лацкане пиджака или на груди другой одежды ЗНАЧОК с обозначением количества парашютных прыжков. Это было предметом ГОРДОСТИ и принадлежности к передовому отряду советского народа! Парашютисты стали осваивать новые высоты прыжков, как предельно малые, так и максимально возможные. Тогда минимальная высота прыжка с парашютом Глеба Евгеньевича Котельникова была 80 метров, а наибольшая 12 км! Началось освоение ЗАТЯЖНЫХ прыжков это когда парашютист сначала летит, НЕ РАСКРЫВАЯ парашют, а затем раскрывает его перед самой землёй! Рекордсмены Мира 1930-х годов пролетали без раскрытия в свободном падении более 10-ти км!!! Парашютные рекорды стали устанавливаться с калейдоскопической быстротой! Были освоены прыжки не только летом, но и зимой, ночью, на лес и воду, на очень маленькие площадки, высотные с кислородным оборудованием, с оружием, массовые десанты до нескольких тысяч человек.

До середины 1940-х годов скорости самолётов были относительно не высокими, и пилот мог выпрыгнуть с , просто перевалившись через борт самолёта. Но с середины 1940-х годов появилась реактивная авиация с гораздо, большими скоростями и при открывании стекла кабины, пилота просто прижимало к сидению с большой силой, и он не мог выпрыгнуть с парашютом. Надо было придумать, как, вытащить пилота из терпящей бедствие машины. Для этого была изобретена КАТАПУЛЬТА. На сегодняшний день катапультные кресла настолько совершенны, что являются можно сказать самостоятельным летательным аппаратом. Они сложные и дорогие в производстве. Но основным элементом катапультируемого кресла, по прежнему, является парашют Глеба Евгеньевича Котельникова.

После Великой Отечественной войны парашют начали использовать ещё и для выброски пожарных, врачей, подрывников, спасателей, доставки различных грузов. Ещё одно место, где является НЕЗАМЕНИМЫМ средством это Северный Полюс. Дело в том, что ледовое покрытие Северного Полюса – оно НЕ неподвижное. Соответственно в нём, так или иначе, появляются трещины и необходимо менять примерно раз в год местоположение полярной станции. А так как посадка самолёта на Северном Полюсе возможна не везде, да и посадка самолёта на дрейфующий лёд сильно ограничена по ВЕСУ самолёта, то грузы и людей на полярную станцию приходится доставлять только с помощью парашютов. Впервые прыжок с парашютом Глеба Евгеньевича Котельникова на Северный Полюс, был совершён в 1939-м году.

В 1930-х годах люди ещё не умели управлять движением тела в свободном падении , поэтому в то время парашютисты в затяжных прыжках проявляли настоящее мужество потому, что им приходилось и беспорядочно барахтаться в небе и бороться со штопором. Вследствие этого парашютист испытывал, и повышенные перегрузки и происходило затруднение контроля высоты и времени при прыжке. В результате был изобретён маленький СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ парашют, который выполняет сразу 2-е функции и стабилизация положения тела парашютиста в воздухе и вытаскивание основного купола парашюта.

Во второй половине 20-го века определились основные направления развития парашютизма. Началось активное совершенствование конструкции парашютов и применения, связанного с новыми элементами конструкции, новых методов управления парашютом, а так же поиск новых областей применения, парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова. Мастера парашютных прыжков отрабатывали приёмы управления парашютом, и в полёте, и при посадке, для того, чтобы сделать парашют Глеба Евгеньевича Котельникова пригодным для применения уже НЕПРОФЕССИОНАЛОВ, например десантников и просто новичков любителей.

В начале 1970-х годов парашют перестаёт быть просто средством спасения в воздухе и становится одним из видов СПОРТА, одним из средств РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Произошло это в том числе благодаря новым технологиям, прежде всего новым материалам, которые позволили поместить оба парашюта, и основной и запасной в ОДНОМ РАНЦЕ за спиной парашютиста. Так как до того запасной парашют размещался на животе парашютиста и его вес был достаточно большой, он создавал существенный эффект парусности и не позволял производить в воздухе какие-либо акробатические действия. Причём благодаря этим новым технологиям и материалам, размер и вес ранца с 2-мя парашютами оказался меньше, чем размер и вес ранца Глеба Евгеньевича Котельникова с 1-м парашютом!!!

В свою очередь парашютный спорт начал разделяться на РАЗНЫЕ ВИДЫ парашютного спорта. Один вид на точность приземления. Второй вид — задержка раскрытия парашюта с выполнением акробатических элементов в воздухе, таких как, вращение в горизонтальной плоскости, так называемой СПИРАЛИ и вращение в вертикальной плоскости, так называемого САЛЬТО. Эти 2 вида парашютного спорта более 20-ти лет были ОСНОВОЙ международных и национальных соревнований. Позже сочетание этих 2-х видов парашютного спорта получило название «Классический парашютизм». На сегодняшний день основным достижением в этом виде спорта является звание «Чемпиона Мира по парашютному спорту». Парашютный спорт не стоит на месте и продолжает развиваться и на сегодняшний день только ОФИЦИАЛЬНО существует не менее 12 видов парашютного спорта. Это уже, в отличие от парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова, который просто спускается вниз, ПЛАНИРУЮЩИЕ парашюты! Парашютисты выполняют совершенно разные действия с парашютами, на разном снаряжении. Единственным общим, объединяющим все виды парашютного спорта, является НЕБО и сам ПАРАШЮТ, который изобрёл Глеб Евгеньевич Котельников!

Одним из видов парашютного спорта является так называемая ГРУППОВАЯ АКРОБАТИКА – это когда несколько парашютистов в затяжном прыжке за определённое время создают как можно больше фигур. КУПОЛЬНОЙ АКРОБАТИКОЙ является построение фигур из раскрытых парашютов. Ещё существуют очень красивые ФРИФЛАЙ и СКАЙСЁРФИНГ. Фрифлай – это когда спортсмен в свободном падении совершает вращения во все стороны, а скайсёрфинг – это когда спортсмен совершает те же вращения с прикреплённым к ногам скайбордом! Следующим видом парашютного спорта являются БОЛЬШИЕ ФОРМАЦИИ – это когда парашютисты в свободном падении выстраивают фигуры из очень большого количества парашютистов. На сегодня рекорд России фигура, состоящая из 201-го парашютиста, а рекорд Мира около 400 парашютистов в одной формации!!!

Самым сложным видом является бесконтактная ФОРМАЦИЯ В ВИНГСЬЮТАХ – это когда спортсмены в специальных костюмах планируют на скорости около 75-ти м/с, СОСТАВЛЯЯ определённую ФИГУРУ. ВИНГСЬЮТ применяется так же в соревнованиях на ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЁТА. Самым экстремальным видом является БЭЙСДЖАМПИНГ – прыжки с малой высоты с каких-либо возвышенностей. Современный ранец для бэйсджампинга по принципу конструкции близок к ранцу Глеба Евгеньевича Котельникова. Это достаточно просторный ранец за спиной парашютиста. В нём размещается ОДИН парашют, ЗАПАСНОГО НЕТ. Это позволяет разместить парашют в ранце, достаточно свободным, не сжимая его в маленький комочек, соответственно сделать раскрытие парашюта более НАДЁЖНЫМ и предсказуемым. Можно сказать, что современный БЭЙСОВЫЙ ранец стал модификацией, парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова, спустя больше 100 лет!

На момент начала Великой Отечественной войны Глеб Евгеньевич Котельников находился в Ленинграде. К тому времени ему было уже 69 лет и зрение стало слабее, но, несмотря на возраст и зрение, он принимал участие в тушении зажигательных бомб во время бомбёжек. После того как немецко-фашистским захватчикам НЕ удалось Ленинград СЖЕЧЬ, они взяли город в БЛОКАДУ. Здоровье Глеба Евгеньевича Котельникова могло не выдержать блокаду и его в тяжёлом состоянии, на самолёте эвакуировали в Москву. Котельникова лечили в кремлёвской больнице. Он вылечился и закончил писать свою книгу «История парашюта и развитие парашютизма». В январе 1944-го года, Глеб Евгеньевич Котельников был награждён боевым Орденом! На волне оказанного внимания он начал писать ещё одну книгу о парашютизме, но здоровье было подорвано блокадой и его опять положили в кремлёвскую больницу. Там он 22-го ноября 1944-го года скончался во сне. Прощание с Глебом Евгеньевичем Котельниковым проходило в одном из ЦЕХОВ ЗАВОДА по производству ПАРАШЮТОВ.

Скорее всего, в обозримом будущем с концепцией парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова не произойдёт ничего кардинального. Конечно, возможно дальнейшее совершенствование материалов, из которых изготавливаются парашюты и достижение ещё большей компактности парашюта. Может быть, появится что-то новое в СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ парашютов. Но сам принцип действия парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова, вряд ли изменится в обозримом будущем и сохранится ещё очень долго! В Москве, на Новодевичьем кладбище есть могила, над которой в отличие от других, на ветках деревьев привязано много ШЁЛКОВЫХ лоскутков. Их привязывают лётчики, десантники, спортсмены, те, кто знает и помнит Глеба Евгеньевича Котельникова, который и после ухода из этого мира продолжает СПАСАТЬ ЖИЗНИ!!!

Сразу после того, как люди начали подниматься в воздух сначала на аэростатах, а затем и на самолетах, остро встал вопрос их спасения в случае аварии на большой высоте. На первых самолетах для этого использовались длинные сложенные конструкции в виде зонтов, которые закреплялись на фюзеляже. Это были очень ненадежные устройства, которые сильно увеличивали вес летательного аппарата, поэтому применялись крайне редко.

На воздушных шарах эволюция средств для относительно мягкого приземления при падении с многокилометровой высоты шла своим путем. Там использовались тяжелые и неудобные изделия из льняной ткани, которые привязывали к нижней или боковой части аэростата. Понятно, что в случае аварии грамотно воспользоваться такой конструкцией удавалось далеко не всегда.

Все изменилось в 1912 году, когда свой ранцевый парашют испытал русский изобретатель Глеб Котельников.

Биография конструктора

Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге в 1872 году, его отец был профессором механики и высшей математики. Главным увлечением родителей являлся театр, и мальчик тоже полюбил его. С детства он занимался игрой на скрипке и пением. Однако нравилось ему и еще кое-что – изготовление своими руками разных игрушек и моделей.

В 1894 году Глеб оканчивает Киевское военное училище и после 3-летней обязательной службы уходит в запас. Котельников уезжает в провинцию и живет тихой размеренной жизнью – служит акцизным чиновником, помогает в организации драматических кружков, иногда сам играет в спектаклях. Не бросает он и своего конструкторского увлечения.

Трагедия как толчок

В 1910 году Котельников возвращается в Санкт-Петербург и вступает в труппу Народного дома на Петербургской стороне. Он играет под псевдонимом Глебов-Котельников.

24 сентября 1910 года (по старому стилю) в Санкт-Петербурге стояла прекрасная безветренная погода. На этот день назначили проведение первого в России праздника воздухоплавания. Публика была в восторге от невиданного ранее зрелища, и вдруг один из самолетов начал разваливаться в воздухе. Из него с высоты 400 м выпал пилот, у которого не было шансов выжить. Так в первой для Российской империи авиационной катастрофе погиб известный авиатор Лев Мациевич.

Глеб Котельников оказался свидетелем трагедии, и в тот момент он твердо решил, что такое повториться не должно. Так 38-летний актер превратился в разработчика парашюта.

Создание парашюта

Работа Котельникова по созданию первого складного ранцевого парашюта была завершена уже в декабре 1911 года, то есть спустя 15 месяцев после гибели Мациевича. Изобретатель заменил тяжелое льняное полотно легким и крепким шелком. В края парашюта Глеб Евгеньевич вшил тонкий эластичный трос. Стропы были разделены на две группы, закреплявшиеся на плечевых обхватах подвесной системы. В результате получилась конструкция, которой человек мог управлять, пока спускался на землю.

Главной особенностью парашюта Котельникова было то, что он уложил его в небольшой заплечный ранец. На его дне находилась специальная полка с сильными пружинами под ней. За счет такого решения парашют моментально выбрасывался наружу, когда человек выдергивал в воздухе стопорное кольцо. Первая модель была названа РК-1 – это сокращение от «Русский, Котельникова, модель 1».

После успешных испытаний с манекеном разработка была предложена военному ведомству, но российская бюрократическая машина восторгов по поводу изобретения не разделила. Один из великих князей даже назвал парашют вредной для авиации вещью, так как с ним летчик будет при малейшей опасности спасать себя, а не самолет.
Котельников не опустил руки и продолжил работу над изобретением, которое все же понадобилось русской авиации, когда началась .

После революции и Гражданской войны Котельников остался в Советской России. В 1923 году он представил модель РК-2, а немногим позже – РК-3 с мягким ранцем. Современные парашюты российских десантников имеют практически ту же конструкцию, что и РК-3. Воздушно-десантные войска появились в нашей стране в 1929 году именно благодаря Глебу Евгеньевичу и его разработкам.

Почти одновременно с РК-3 Котельников создает грузовой парашют РК-4. Он отличается увеличенным куполом диаметром 12 м и способностью опускать груз, весящий до 300 кг. Впрочем, этот парашют применения не получил. В 1926 году Котельников все свои изобретения передал Советскому правительству.

Начало изобретатель встретил в Ленинграде. Он пережил часть блокады, и после первой зимы в осажденном городе был эвакуирован. Котельников дождался снятия блокады с родного города, но до конца войны не дожил. Он умер в конце 1944 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Первое испытание парашюта Котельникова прошло в деревне Сализи, которую в 1949 году переименовали в Котельниково (Гатчинский район Ленинградской области). Рядом с полигоном и сейчас стоит небольшой памятник с изображенным на нем парашютом.

Могила Глеба Евгеньевича – место паломничества парашютистов. Они привязывают к деревьям рядом с его надгробием ленточки для затяжки парашютов.

Глеб Котельников с испытательным манекеном «Иваном Ивановичем» .

Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944) родился в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончив Киевское военное училище в 1894 г. и прослужив три года, он ушёл в запас. Несколько лет служил акцизным чиновником в провинции, увлекаясь самодеятельным театром. В 1910 г. Котельников вернулся в Петербург и поступил актёром в труппу Народного дома на Петербургской стороне.


Котельников с изобретённым им парашютом

В том же году под впечатлением от гибели авиатора Льва Мациевича он занялся разработкой авиационного парашюта. 10 месяцев напряжённых трудов привели Котельникова к созданию первого в мире ранцевого парашюта свободного действия. В декабре 1911 г. Котельников попытался зарегистрировать его в России, но по неизвестным причинам не смог получить патента. Попытка зарегистрировать изобретение во Франции оказалась более успешной - 20 марта 1912 г. Котельников получил патент на парашют РК1 (русский, Котельникова, 1-я модель).






Первые показательные испытания состоялись в 1912 г. 2 июня на гоночном шоссе у Царского Села было проведено испытание с помощью автомобиля Руссо-Балт, который разогнался на полную скорость, после чего Котельников раскрыл парашют, заставивший заглохнуть двигатель машины. Таким образом Котельников стал также изобретателем и тормозного парашюта. 6 июня РК1 был испытан в лагере Воздухоплавательной школы у деревни Сализи под Гатчиной. Манекен весом около 80 кг с закреплённым на нём парашютом сбрасывался с разной высоты с аэростата. Все броски прошли успешно, однако Главное инженерное управление русской армии не приняло парашют Котельникова в производство из опасения, что он побудит лётчиков покидать аэроплан при малейшей неисправности.



Зимой 1912-1913 г. деловой партнёр Котельникова Вильгельм Ломах представил парашют РК1 на конкурсе во Франции. 5 января 1913 г. в Руане студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский с моста через Сену высотой 60 м совершил первый в истории прыжок с ранцевым парашютом. Изобретение Котельникова получило признание в Европе, где с середины 1913 г. началось его широкое копирование на основании двух образцов РК1, проданных Ломахом.


С началом мировой войны русское военное ведомство вспомнило об изобретении Котельникова и заказало ему 70 парашютов для самолётов «Илья Муромец». За годы войны РК1 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Кроме того, Котельникову было поручено разработать парашют, который мог бы спускать с борта «Ильи Муромца» тяжёлую пушку после того, как она произведёт выстрелы по противнику. Хотя эта затея в конечном счёте не удалась, в ходе выполнения задачи Котельников изобрел и успешно испытал первый в мире грузовой парашют.

Г. Котельников ИСТОРИЯ ОДНОГО ИЗОБРЕТЕНИЯ

русский парашют


Г. Е. Котельников

С миниатюры на слоновой кости, находящейся в Гос. Третьяковской галерее.

Работа худ. Ю. В. Котельниковой.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Автор этой книги - русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников - впервые сконструировал ранцевый парашют свободного и автоматического действия. Но Котельников не был ни инженером, ни специалистом-авиаконструктором. Это был конструктор-самоучка, однако он создал такой парашют, которого не смогли создать даже лучшие специалисты за границей.

Его жизнь, его работы интересны не только парашютистам Советского Союза, но и советским детям, которые любят авиацию и следят за ее успехами.

Глеб Евгеньевич Котельников родился в 1872 году в семье профессора механики и высшей математики Петербургского Лесного института - Евгения Григорьевича Котельникова. Родители Котельникова любили музыку, театр, выступали иногда в любительских спектаклях. Все это воспринял молодой Котельников. Еще с детства он полюбил сцену и стал стремиться к ней.

Но, кроме театра, молодой Котельников увлекался техникой, мастерил разные игрушки, модели. Отец поощрял эти наклонности сына и старался развить их.

Один раз сын попросил отца купить ему фотоаппарат.

Купи, купи… - ответил отец. - Купить, братец мой, все можно, если деньги есть. А вот ты сам попробуй сделать. Выйдет что-нибудь - куплю настоящий.

Сын знал, что просить отца теперь бесполезно. Отец не менял своих решений. Вместо того чтобы покупать себе завтраки в гимназии, Котельников стал копить деньги. Когда накопилось пять рублей, купил старый объектив. Долго работал Котельников, но аппарат все же сделал. Первый снимок сын торжественно преподнес отцу. Проверив этот фотоаппарат, профессор похвалил работу и выполнил свое обещание - купил настоящий.

Но вот в 1889 году семью постигло несчастье: умер профессор Котельников. Глеб Евгеньевич только что окончил гимназию. Жить на пенсию было трудно.

Котельников поступил в военную школу. Но ему не нравилась муштровка, казарменная дисциплина. Окончив школу артиллеристом, Котельников прослужил три года обязательной службы. Он тяготился службой в армии, видя бесправие солдат, грубость офицеров. Как только кончился срок службы, Котельников ушел в запас.

В 1898 году Глеб Евгеньевич уехал в провинцию, где служил акцизным чиновником. В провинции он помогал организовывать народные дома, драматические кружки. А иногда сам играл как актер-любитель. Он увлекся работой в театре, и когда возвратился в Петербург, то поступил в труппу Народного дома.

Так в 1910 году, на тридцать девятом году своей жизни, Глеб Евгеньевич стал актером Глебовым-Котельниковым.

В это время первые русские летчики показывали зрителям свои первые полеты. Люди тогда только что научились подниматься в воздух на аэропланах - машинах тяжелее воздуха. Русских аэропланов еще не было, и русские летчики летали на иностранных самолетах.

Актер Глебов-Котельников, с детства любивший технику, не мог равнодушно отнестись к этим событиям, волновавшим весь Петербург. Он ездил на Комендантский аэродром и там вместе с остальными зрителями следил за невиданными машинами, прислушивался к непривычному звуку от винта самолета.

Котельников не остался равнодушным свидетелем и тогда, когда он увидел гибель летчика Мациевича, который разбился насмерть, упав с аэроплана. Это была первая жертва русской авиации. Но она не прошла бесследно. Русский актер Котельников решил построить аппарат, на котором летчики могли бы опуститься на землю, если в воздухе произойдет авария аэроплана.

За границей тоже работали над созданием авиационного парашюта. И хоть это были специалисты-конструкторы, у которых были лучшие условия работы, однако их парашюты оказались слишком сложными, тяжелыми, громоздкими. Такие парашюты не годились для авиации.

Котельников построил модель своего парашюта и испытал ее. Это был легкий парашют, уложенный в ранец. Он всегда находился с летчиком. Парашют действовал безотказно.

27 октября 1911 года Котельников запатентовал свое изобретение «РК-1» (русский, котельниковский первый) и обратился в военное министерство.

В министерстве Котельникова приняли, выслушали, одобрили конструкцию, но отклонили «за ненадобностью».

Это была первая неудача. Об этой неудаче русского изобретателя узнал иностранец Ломач, в конторе которого продавали оборудование для авиации. Ломач пригласил Котельникова в свою контору и предложил помочь построить парашют.

Ломач построил два экземпляра парашюта «РК-1». Их испытания дали хорошие результаты. И все-таки в России парашютом не интересовались.

Но после испытания «РК-1» в России, за границей уже знали об изобретении Котельникова. А когда Ломач приехал во Францию, все с интересом смотрели на прыжки студента Оссовского с моста высотою в 53 метра в Руане.

И вот с 1913 года за границей стали появляться ранцевые парашюты, похожие на котельниковские.

Только в самом начале мировой войны военное министерство вспомнило о Котельникове и его парашютах. Теперь его вызвали и решили сделать для фронта несколько десятков парашютов.

Но ввести парашют во всей авиации, не удалось. Начальник российских воздушных сил полагал, что «парашют в авиации - вещь вредная».

После революции, в годы гражданской войны, парашютами Котельникова пользовались воздухоплавательные части нашей Красной армии.

В 1921 году по ходатайству Главного управления воздушного флота советское правительство премировало Глеба Евгеньевича.

Котельников снова начал работать, совершенствовать свой парашют. В 1923 году он выпустил новый, полужесткий ранцевый парашют «РК-2». Котельников первый разработал парашют-почтальон, который мог опускать на землю грузы. Он разработал коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов.

Котельников изобрел корзиновый парашют, где поворотом штурвального колеса отделяется корзина от аэростата.

Наконец, в 1924 году Котельников создал парашют «РК-3». Годом позже, в 1925 году, появился заграничный парашют «Ирвин», сходный по конструкции с котельниковским, но более тщательно разработанный. Ему было оказано предпочтение. Котельниковские парашюты, в то время еще не испытанные, были сделаны кустарно. Мы купили у Ирвина право на производство его парашютов. Но мы знаем имя того русского конструктора, который впервые разработал все принципы авиационного парашюта, которым мы пользуемся теперь.

Изобретатель-самоучка Котельников создавал свой парашют в царской России. В той технически отсталой стране он, конечно, не мог встретить ни внимания, ни поддержки, как не встретили этого Ладыгин, Яблочков, Попов, Мичурин, Циолковский и другие.

В своей книге Глеб Евгеньевич рассказывает советским детям, как люди научились строить парашюты и опускаться с ними на землю. Рассказывает он и о том, как он создавал свой парашют в те времена, когда царские чиновники считали парашют ненужным и даже вредным.

В нашей стране тысячи людей сейчас занимаются парашютным спортом, учатся владеть парашютом, прыгать с ним. Они знают, что парашют необходим и в обороне нашей родины и в их повседневной работе. А на смену нашим парашютистам, авиаконструкторам, летчикам подрастает новое поколение, которое должно знать и уважать работы этого конструктора-самоучки, чей парашют явился основой для лучших современных парашютов.

А. Фотеев.

Случай на аэродроме. Легенды. Прыжки негров. Сиамский акробат.

Я никогда не думал, что мне придется стать изобретателем парашюта. Шел 1910 год. Мне было тридцать девять лет, я был актером, выступал в Народном доме. Иногда, в свободное время, я ездил на аэродром посмотреть на полеты, В то время, в 1910 году, у нас в России авиация только зарождалась. Много зрителей собиралось на Комендантском аэродроме, чтобы полюбоваться полетами наших первых летчиков: Попова, Мациевича, Руднева, Ефимова, Янковского и других. Успехи наших летчиков по тому времени были значительные: летчик Попов, например, поднявшись на аэроплане «Райт» на высоту «в целых сто метров», продержался в воздухе около часа. И об этом писали во всех газетах. Когда же аэроплан опускался, летчика встречали оглушительными рукоплесканиями.

Как-то летом я поехал посмотреть полеты. День выдался прекрасный. На аэродроме было очень много народу. На старте стояло несколько машин. Вот загудел мотор, и крайняя машина «Райт», на которой летал Попов, пробежав по зеленому полю, оторвалась от земли и, поднимаясь все выше, пролетела над нашими головами.

Коте́льников Глеб Евге́ньевич (18 января (30 января) 1872, Санкт-Петербург - 22 ноября 1944, Москва) - изобретатель авиационного ранцевого парашюта.

Биография

Глеб Евгеньевич Котельников родился 18 января (по новому стилю - 30 января) 1872 года в Санкт-Петербург е. Его отец, Евгений Григорьевич, был профессором механики и высшей математики. Мальчик получил прекрасное образование, с детства отличался явными способностями не только к точным наукам, но и к музыке. В семье Котельниковых все были очень талантливыми творческими людьми и проявляли особый интерес к точным наукам.

В воспитании детей большую роль играла мать, Екатерина Ивановна, образованная и творчески одаренная женщина. Старший брат Глеба, Борис Евгеньевич Котельников, вспоминал: “Мама ходить в гости не любила, изредка лишь часть времени посвящала нам, детям, играя разные пьесы и напевая иногда целыми вечерами…”
В 1889 году отец Глеба скоропостижно скончался. Юноша собирался поступать в консерваторию или Технологический институт, но после смерти отца Глеб Котельников остался без материальной поддержки. И ему пришлось поступить в Киевское военное училище.

По окончании учебного заведения он получил диплом с отличием. Вскоре молодой человек стал офицером царской армии. Но военная служба мало интересовала его, поэтому Глеб Котельников в 1897 году ушел в отставку в чине поручика, поступил на службу в Акцизное ведомство. Однако и должность чиновника не пришлась ему по душе. Котельников был творческим человеком, однообразие жизни и деятельности тяготили его, не давали проявить свои способности и таланты.

Когда мальчику было 12 лет, его отец стал увлекаться фотографией. Сам Глеб также с интересом относился к этому процессу. Но отец не позволял сыну пользоваться дорогим аппаратом. Мальчик решил самостоятельно сделать фотокамеру. Он купил у старьевщика старый объектив. Остальные детали и фотопластинки мальчик сделал сам. Отец похвалил сына за успех, пообещав ему купить настоящий аппарат. И вскоре у Глеба появилась своя камера.

Настоящей отдушиной для молодого человека стал театр. Он самостоятельно устраивал представления, создавал театральные кружки везде, куда ни заносила его судьба. На представлениях всегда выступал сам, играл на скрипке, читал стихи. Но не только театр интересовал молодого человека. Он всегда стремился к изобретательской деятельности.

С весны 1910 актёр Глеб Котельников под псевдонимом Глебов-Котельников в Петербурге. С конца 1910 работает в труппе Народного дома на Петербургской стороне.

Под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича в 1910 году создал первый в мире авиационный ранцевый парашют, успешно применённый в годы 1-й мировой войны.

В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса Глеба Котельникова военному министру В. А. Сухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что "4 августа с. г. в Новгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз - ни одной осечки. Формула моего изобретения следующая: спасательный прибор для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом... Готов испытать изобретение в Красном Селе..."

В декабре 1911 года "Вестник финансов, промышленности и торговли" сообщил своим читателям о поступивших заявках, в том числе и о заявке Г. Е. Котельникова, однако "по неизвестным причинам патента изобретатель не получил. В январе 1912 года Г. Е. Котельников сделал заявку на свой парашют во Франции и 20 марта того же года получил патент за № 438 612". Первые испытания парашюта были проведены 2 июня 1912 года с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся. Сила торможения передалась на автомобиль, и двигатель заглох. А 6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Салузи.

В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.



Читайте также: