Эффективная дальность стрельбы. Масса патронной коробки

В 1900 году Теодор Бергман взял патент на конструкцию пулемета с откатным двигателем автоматики. Автором системы считают Луиса Шмайссера . Первую партию станковых пулеметов компания «Теодор Бергман Абтайлунг Ваффенбау АГ » в Зуле выпустила в 1902 году. Затем в систему вносились различные изменения, а после принятия на вооружение германской армии МG 08 модель MG 10 «Бергман» представили в качестве «облегченного» пулемета. Она прошла испытания, под обозначением Модель 11 закупалась Китаем. Война заставила обратить на «облегченный» пулемет более пристальное внимание, и вскоре рейхсвер получил его модификацию МG 15 , хотя официально на вооружение этот пулемет так и не был принят.

Как и большинство современников, пулемет Bergmann MG 15 имел водяное охлаждение, задние рукоятки управления, устанавливается на треножный станок. Наиболее перспективными чертами были быстросменный ствол и звеньевая лента на 200 патронов, но на практике пришлось использовать штатную холщовую на 250 патронов.

После ухода из компании Луиса Шмайссера пулемет дорабатывал его сын Хуго. В 1916 году появился «легкий» пулемет LMG 15 с воздушным охлаждением. Его первый вариант стрелял с заднего шептала, но добиться надежной работы не удалось, и вскоре выпустили LМG 15nА (neue Art – «нового типа») с выстрелом с переднего шептала (с закрытого затвора). LMG 15 nА (или MG 15nА) получил пистолетную рукоятку управления и плечевой упор на затыльнике, крепление для патронной коробки по типу MG 08/15 и предлагался для вооружения авиации, но в августе 1916 г. его приняли как пехотный. Впервые он появился у германских войск на Итальянском фронте. Речь шла о пулемете, приближающимся по подвижности к ручным при интенсивности огня станкового. Он ставился и на сошки типа MG 08/15 и может считаться одним из отдаленных прототипов единых пулеметов.

Ствол имел поперечное оребрение, сухарно-резьбовое соединение со ствольной коробкой допускало его замену за 25–30 с. Автоматика действовала по схеме отдачи ствола с коротким ходом. Запирание канала ствола производилось с помощью клина, скользившего вертикально в окне ствольной коробки и сцеплявшегося своими боевыми выступами с выемками затвора. Курковый ударно-спусковой механизм собирался в спусковой коробке, включал винтовую боевую пружину с толкателем; хвост толкателя, выступая из спусковой коробки позади пистолетной рукоятки, служил указателем взведения. Флажковый предохранитель запирал курок, флажок помещался с правой стороны спусковой коробки.

При нажатии на спусковой крючок он смещал спусковую тягу, которая поворачивала автоспуск, спуская курок с боевого взвода, и тот бил по ударнику в затворе. После выстрела подвижная система отходила назад на 13 мм, скос вкладыша короба поднимал запирающий клин, и затвор освобождался. Клин при этом поворачивал рычажный ускоритель, который передавал энергию движения от ствола затвору, ускоряя его отход. Ствольная пружина сжималась, а ствол удерживался в заднем положении. Затвор под действием возвратной пружины досылал в патронник следующий патрон и, дойдя до казенного среза ствола, отводил защелку запирающего клина, после чего вся подвижная система шла вперед. Запирающий клин, натолкнувшись своим верхним скосом на скос короба, опускался и сцеплял затвор со ствольной коробкой. При нажатом спусковом крючке движущаяся ствольная коробка отжимала автоспуск, и происходил следующий выстрел. Выброс стреляной гильзы производился выбрасывателем затвора и отражателем ствольной коробки.

Подающий механизм состоял из основания, ползуна с пружиной и направляющим стержнем, рычага, тяги и пальцев. Ствольная коробка при движении назад отводила тягу приемника, та поворачивала рычаг, отводивший ползун вправо. Пальцы ползуна перескакивали через патрон в ленте, пружина ползуна сжималась. Рукоятка затвора отводила назад извлекатель в крышке короба, и тот извлекал из ленты патрон, подаватель опускал патрон в ствольную коробку. При движении вперед ствольная коробка через тягу и рычаг смещала ползун влево, тот сдвигал ленту на один шаг. Привод подающего механизма от ствольной коробки и пружина ползуна обеспечивали надежное протягивание ленты в затрудненных условиях.

Стоечный прицел был насечен до 2000 м. На кожух ствола крепилась рукоятка для переноски. Конструкция включала 141 деталь. На легкий треножный станок пулемет крепился за проушину в передней части короба. Однако в последний год войны МG 15nА использовался в качестве ручного на сошках (особенно удобно для штурмовых групп), но число таких пулеметов было невелико, хотя МG 15nА с лентой на 200 патронов мог бы заменить MG 08/15. В условиях войны развернуть его производство в соответствующих масштабах не удалось – объем выпуска оценивается в 5000 пулеметов. Пулеметы «Bergmann» оставались в строю до перевооружения германской армии в начале 1930-х годов, использовались в гражданской войне в Испании и даже во Второй мировой.



Модифицированный авиационный пулемет MG 15

Пулеметы моделей 15 и 17 предназначались не для ведения наземного боя, а для установки на самолетах. Первый из названных авиационных пулеметов был разработан в филиале Borsig фирмы Rheinische Metallwaren-und Maschinenfabrik (Rheinmetall) в 1932 году, a второй - в 1936 году. С1936 года первую модель устанавливали в качестве подвижного, а вторую - в качестве неподвижного бортового оружия.

Когда Германия 1 сентября 1939 года развязала вторую мировую войну, напав на Польшу, такие пулеметы являлись штатным оснащением немецких самолетов. Хотя с 1940 года их вытеснило более мощное бортовое оружие с более высокой скорострельностью и большим калибром, эти пулеметы не вышли из употребления до конца войны. Однако их только в редких случаях использовали люфтваффе, зато они широко применялись для ведения наземного боя. Специально для этого их модифицировали в ручные пулеметы.
Конструкторы нескольких стран проводили эксперименты с бортовым оружием для самолетов еще до первой мировой войны. Эти опыты датируются 1912 годом, и проходили они во Франции, США и Великобритании. Поначалу пулеметы для стрельбы вперед и назад устанавливались на фюзеляж и шасси; через некоторое время оружие, ведущее огонь по направлению продольной оси за пределами круга пропеллера, размещалось на фюзеляже и крыльях; позже оружие стали комбинировать с синхронизатором, работающим от двигателя, и оснащать механическим или электропневматическим спусковым устройством, чтобы вести огонь через круг пропеллера.
С тех пор различают жестко встроенные авиационные пулеметы и подвижно установленные на лафет. Бортовое оружие первого назначения применялось при стрельбе вперед, а остальное - для стрельбы по целям назад, вверх, в обе стороны, а также отвесно вниз.



Модифицированный авиационный пулемет MG 16

Как для ведения наземного боя, так и в качестве бортового оружия самолетов, пулемет медленно завоевывал позиции. К началу первой мировой войны экипажи самолетов все еще использовали для стрельбы пистолеты, самозарядные винтовки и дробовые ружья. Однако вскоре появились сконструированные специально для установки в самолетах или адаптированные для этой цели пулеметы различного калибра до 13 мм, а также автоматические и бортовые пушки калибром 20 мм.

Если авиация кайзеровской Германии сначала отклонила специальное вооружение для самолетов, то уже вскоре после начала войны она, напротив, очень заинтересовалась оружием, которое могло вести огонь быстрыми очередями. Самолеты спешно оснащали самозарядными винтовками, а также было поручено разработать пулеметы для самолетов.
Германские пилоты использовали называвшуюся авиационным самозарядным карабином 15 винтовку Мондрагон 1908 (выпускавшуюся в Швейцарии конструкцию мексиканского офицера артиллерии), а также авиационный самозарядный карабин Маузер (улучшенное исполнение разработанного в 1909 году Паулем Маузером оружия, действие которого основывалось на использовании энергии отдачи, с фиксированным стволом). Вскоре после этого самолеты стали оснащать станковыми и ручными пулеметами моделей 08 и 08/15, которые сначала устанавливались в качестве подвижного оружия, а затем как неподвижное бортовое оружие с синхронизатором. Однако это были пулеметы не оригинального исполнения, а модификации, переоборудованные для воздушной системы охлаждения и обслуживания одной рукой.
Для оснащения самолетов использовали также пулемет Парабеллум 1914 и двуствольный пулемет Гаст. Их также использовали для ведения противовоздушной обороны. В это время появились и другие новые конструкции, одни предназначалась для оснащения самолетов, другие - для ведения противовоздушной обороны, а третьи - для поражения бронированных боевых машин. Однако в большинстве своем все они так и остались опытным оружием.
Хотя Версальский договор от 28 июня 1919 года запрещал немецким фирмам как разработку, так и выпуск продукции военного назначения, сразу после окончания войны было продолжено или начато большое число проектов. К ним относилось пехотное оружие различных видов, а чуть позже и авиационные пулеметы. Некоторые проекты были реализованы немецкими предприятиями в Германии, а остальные под контролем и по заказу германских фирм - в иностранных филиалах, приобретенных исключительно с этой целью. Так, многие проекты остались неизвестными для победителей, в том числе и по разработке пехотных и авиационных пулеметов.



Из соображений секретности командование рейхсвера, а позже и вермахта, часто использовало кодовые названия. Так, в рамках проекта № 13 разрабатывался пулемет, который затем был поставлен на вооружение рейхсвера как ручной пулемет Дрейзе 13. Моделью 14 обозначали опытный пулемет этого типа в станковом исполнении, а моделями 15 и 17 - авиационные пулеметы образца 1932 и 1936 года. Между ними находилось названное моделью 16 оружие с системой водяного охлаждения и ленточной подачей боеприпасов. Оно функционировало по тому же принципу, что и ручной пулемет Штайр-Солотурн S2-200, система которого также послужила основой для разработки авиационных пулеметов.

Следует обратить внимание на то, что существовало несколько конструкций немецких пулеметов, для обозначения которых, частично в качестве порядкового номера года, частично в качестве кодового обозначения, использовались цифры 15 или 16. Так как названия моделей полностью совпадают это оружие можно легко спутать, если нет возможности сравнить изображения, что иногда и встречается в специальной литературе.
К оружию, обозначенному цифрой 15, относится как авиационный пулемет образца 1932 года, так и ручной пулемет модели 08/15, основанный на системе Максим и использовавшийся с системой водяного охлаждения в пехоте, а в версии с системой воздушного охлаждения, как уже упоминалось, для установки в самолетах во время первой мировой войны. Кроме того, к такому оружию принадлежат также 2 пулемета производства фирмы Theodor Bergmann из Зуля. предназначенные для ведения наземного боя: станковый пулемет Бергман 1915 с системой водяного охлаждения, а также ручной пулемет Бергман 1915 n/А (n/А - neue Art - новый вид) с системой воздушного охлаждения.
Моделью 16 также назывались конструкции совершенно разных систем. Одной из них является уже упомянутое опытное оружие на основе пулемета Солотурн S2-200 начала тридцатых годов, другой - опытный пулемет образца 1916 года. Являющийся своего рода прототипом так называемого единого пулемета, опытный пулемет модели 16, базирующийся на системе Максим, был сконструирован во время первой мировой войны по поручению военных, стремившихся уже в то время создать универсальное оружие, которое на сошке можно использовать в качестве ручного пулемета, а на станке - в качестве станкового. Это оружие во время войны не перешагнуло стадию испытаний, однако в их ходе был накоплен важный опыт пригодившийся позже при реализации проекта разработки универсального пулемета модели 34.

Поскольку он, вопреки ожиданиям, не годился для установки в самолетах, пришлось применять в качестве подвижного бортового оружия авиационный пулемет модели 15 и дополнить его авиационным пулеметом модели 17, использовавшимся для жесткой неподвижной установки. Первая модель закреплялась на опорную систему различных видов, например на поворотно-кольцевой, откидной рукавчатый и башенный лафет; вторая модель, стрелявшая только в направлении полета и частично синхронизированная с кругом пропеллера, чаще всего устанавливалась на несущие лопасти и фюзеляж.


Подвижное бортовое оружие было оснащено пистолетной рукояткой, круглым прицелом и флюгерной мушкой, а также двойным барабаном на 75 патронов; неподвижное бортовое оружие имело управление от двигателя, частично электропневматическое, частично электрическое спусковое устройство и ленту на 250 патронов, а также ствол различной длины и разного исполнения, зачастую с пламегасителем.
Двойной барабан и флюгерная мушка обладали очень интересной с технической точки зрения конструкцией. Магазин состоял из двух одинаковых барабанов, закрепленных на оружии сверху справа и слева и соединенных друг с другом с помощью так называемого мундштука. Гильзы патронов собирались в гильзовый мешок, вмещающий 225, а позже 300 гильз, или с помощью шланга направлялись в гильзовый контейнер, который находился на полу самолета.
Флюгерная мушка спереди на оболочке ствола крепилась подвижно, вращалась и всегда устанавливалась встречным ветром в направлении полета. При этом самостоятельно учитывалось положение оружия для стрельбы и рассчитывалась траектория полета пули при учете отношения длины рычага к собственной скорости. Мушку можно было устанавливать на отметку собственной скорости от 160 до 260 км/ч. Внешние рамки стандартного прицела были предназначены для использования при скорости поражаемой цели до 320 км/ч, а внутренние рамки - до 180 км/ч.

Для авиационного пулемета модели 15 специальная литература приводит следующие тактико-технические параметры: масса без магазина 8,2 кг, масса пустого двойного барабана 2,27 кг, общая длина 1078 мм, длина ствола 600 мм. начальная скорость пули sS-патрона (с тяжелой остроконечной пулей) 755 м/с, теоретическая скорострельность 1000 выстр./мин. Об авиационном пулемете модели 17 известны такие данные: масса от 10,2 до 12,7 кг, длина ствола 600 или 475 мм, во втором случае длина дополнительного пламегасителя составляла еще 85 мм, начальная скорость пули 780 м/с, теоретическая скорострельность 1200 выстр./мин.
Действие обеих моделей оружия с воздушной системой охлаждения основано на использовании энергии отдачи, оружие оснащено соплом, которое вызывает скопление газов, усиливающее отдачу. Ствол, длина шага скрутки которого составляет 240 мм, находится в оболочке с многочисленными отверстиями для охлаждения.
В качестве боеприпасов использовались патроны Маузер калибра 7,92 мм. Сначала это были SmK-патроны (остроконечная пуля со стальным сердечником) или SmKL-патроны (дополнительно с трассирующим эффектом), позже применялись SmKGI-патроны (со светящимся следом). Такие боеприпасы использовались в отношении 3:1 или 5:1, причем применение трассирующих и светящихся патронов облегчало стрелку исправление ошибок прицеливания. К бортовому оружию модели 17 позже появились так называемые V-патроны. Это были улучшенные боеприпасы с новым порохом и увеличенной на 15% начальной скоростью пули. Боеприпасы типа V существовали также с пулей РтК (Phosphor mit Stahlkern - фосфор со стальным сердечником) и во взрывающемся при ударе исполнении В-патрона (так называемый Beobachtungspatrone - патрон наблюдения).



Модифицированный авиационный пулемет MG 17

Отличительная особенность двух моделей бортового оружия, кроме различного способа подачи боеприпасов, состоит в различном принципе действия, по которому ударник попадает в патрон. Однако это проявляется только при синхронизированной стрельбе через круг пропеллера, т. е. когда стрельба пулемета модели 17 управляется двигателем: ударник остается взведенным до тех пор, пока лопасть пропеллера находится перед дулом. Как только пространство для стрельбы освобождается, управляемый двигателем ударник попадает на основание патрона и раздается выстрел. Поэтому длительная автоматическая стрельба в этом случае, по сути, является быстро следующими друг за другом одиночными выстрелами.
Однако если заменить соответствующую деталь системы - это возможно в случае не синхронизированной установки оружия - оно будет вести стрельбу по тому же принципу, что и пулемет модели 15: затвор вставляет патрон в ствол. Там патрон воспламеняется в тот момент, когда ствол и затвор соединяются друг с другом в переднем положении. Автоматическая стрельбы из пулемета ведется до тех пор, пока стрелок удерживает курок или пока не закончатся патроны.

Когда с 1940 года это оружие стало постепенно заменяться более мощными авиационными пулеметами, большая его часть исчезла в арсеналах, однако ненадолго. Уже через несколько месяцев после нападения на Советский Союз фашистское руководство Германии столкнулось с проблемой, которая становилась все более угрожающей. Ошибочная оценка соотношения сил и связанная с этим переоценка собственных экономических возможностей и ресурсов после первых успехов привели, среди прочего, к недостатку оружия, который становился все острее.
В такой ситуации пришлось обращать внимание не только на трофейное оружие, которым до этого пренебрегали, но и на уже снятое с вооружения. Во время последних военных месяцев последнее зачастую оказывалось единственным источником вспомогательного вооружения регулярных войск и дополнительно призванных формирований, например образованного в октябре 1944 года народного ополчения.
Участвовавшие в это время в сухопутных боях военнослужащие люфтваффе, вермахта и других соединений были вооружены переоборудованными для этой цели авиационными пулеметами. Резерв пулеметов моделей 15 и 17 на 1 июля 1944 года составлял соответственно 17648 и 24271 единицу. Неизвестно количество уже переделанных на то время для ведения наземного боя ручных пулеметов. Переоборудование первой модели началось не раньше 1942 года.
Так, например, авиационные пулеметы модели 15 снабжались дополнительными приспособлениями - ZG 15: по существу, временным прицелом, плечевым упором, складной сошкой и др. Для закрепления сошки, а иногда и треножного станка, требовался подшипник с оболочкой в форме плошки, муфтой и хомутиком. Это устройство, монтируемое в любом месте оболочки ствола, оснащалось отверстиями для охлаждения и петлей для крепления ремня. Другая петля находится на плечевом упоре, который присоединялся к основанию оружия с помощью зажимного патрона и эксцентричного рычага. Имеющие форму плеча накладки упора были полированными и складными.

К дополнительным приспособлениям относились также отражатель гильз, стрелковая сумка, контейнер для ствола и устройство для транспортировки барабанов. Отражатель гильз не только отбрасывал выбрасываемые вниз гильзы, но и предохранял автоматику оружия от загрязнения. Сумка с запасными частями и инструментом носилась на поясном ремне вместе с контейнером для ствола и запасным стволом. В устройстве для транспортировки барабанов находились 3 полные емкости с боеприпасами.

Создателем этого пулемёта является Хуго Шмайссер - старший сын Луиса Шмайссера (отец тоже сделал свой вклад в работу над оружием).

MG 15 был представлен Хуго Оружейной испытательной комиссии в Шпандау в 1915 г.

Конструкция оружия базировалась на более ранних разработках Л.Шмайссера. Одним из главных отличий от существующих в то время аналогичных образцов являлось воздушное охлаждение.

С 1916 г. данный пулемёт в больших количествах поступал на фронт - шла Первая мировая война.

Большинство изобретений семьи Шмайссер патентовалось не под её именем, а под фамилией Бергманн.

Следует также отметить, что существовало несколько конструкций немецких пулемётов, для обозначения которых, частично в качестве порядкового номера года, частично в качестве кодового обозначения, использовалась цифра 15.

Так как названия моделей полностью совпадают, это оружие можно легко спутать, особенно если нет возможности сравнить изображения. Речь идёт о пулемёте MG-15 калибра 7,92 мм, который был разработан в филиале Borsig фирмы Rheinische Metallwaren und Maschinenfabrik (Rheinmetall) в 1932 г.

Пулемет MG-15 калибр 7,92 мм. был разработан в филиале Borsig фирмы Rheinische Metallwaren und Maschinenfabrik (Rheinmetall) в 1932 году.

Из соображений секретности командование рейхсвера, а позже и вермахта, часто использовало кодовые названия.

Так, в рамках проекта № 13 разрабатывался пулемет, который затем был поставлен на вооружение рейхсвера как ручной пулемет Дрейзе MG 13.

Моделью 14 обозначали опытный пулемет этого типа в станковом исполнении, а моделями 15 и 17 - авиационные пулеметы образца 1932 и 1936 года.

Автоматика пулемета MG-15 работала за счёт энергии отдачи ствола при коротком его ходе. Запирание канала производилось поворотом запирающей муфты.

Пулеметами MG-15 оснащались пехотные подразделения (ручной пулемёт), самолёты (авиационный вариант), а также подвижные оборонительные системы на шкворнях и шаровых установках.


MG 15
ручной авиационный пулемет

Хотя Версальский договор от 28 июня 1919 года запрещал немецким фирмам, как разработку, так и выпуск продукции военного назначения, сразу после окончания войны было продолжено, или начато большое число проектов. К ним относилось пехотное оружие различных видов, а чуть позже и авиационные пулеметы. Некоторые проекты были реализованы немецкими предприятиями в Германии, а остальные под контролем и по заказу германских фирм - в иностранных филиалах, приобретенных исключительно с этой целью.

MG-08 являлся вариантом пулемета «Максим» и выпускался с 1908 г. фирмой «DWM». Пулемет состоял из 258 деталей. Он комплектовался салазочным 4-опорным станком. Массивность станка затрудняла передвижения, но обеспечивала неплохую кучность. Огонь мог вестись из положения лежа или сидя. С пулеметом мог использоваться оптический или панорамный прицел, крепившийся на левой стенке короба. Вместо бронещита использовался бронеколпак кожуха. Пулеметы служили в Нидерландах и Польше. Всего было выпущено 106 тысяч пулеметов. ТТХ пулемета: калибр – 7,92 мм; длина – 1190 мм; длина ствола – 721 мм; масса – 68 кг, в т.ч. тело пулемета – 26,5 кг; боепитание – ленты на 100 или 250 патронов 7,92×57 мм; начальная скорость пули – 815 м/с; темп стрельбы – 500 -600 выстрелов в минуту; прицельная дальность – 2,4 км, максимальная – 4 км; количество воды – 4 л.


MG-08/15 являлся облегченной модификацией MG и выпускался в 1915-1918 гг. Он имел уменьшенный диаметр кожуха (с 109 до 89 мм). К затыльнику пулемета крепился деревянный приклад, снизу короба — пистолетная рукоятка со спусковым крючком. Над пистолетной рукояткой монтировался флажковый предохранитель, запиравший спуск. Пулемет получил секторный прицел и мушку треугольного сечения. Стала применяться двуногая сошка взамен четырёхногого станка, а также ружейный ремень. Версия с воздушным охлаждением применялась в качестве авиационного пулемета (LMG -08/15). Количество деталей модернизированного пулемета было сокращено до 197. Всего было выпущено 130 тысяч MG-08/15 и 23 тысячи LMG-08/15. ТТХ пулемета: калибр – 7,62 мм; длина – 1445 мм; длина ствола – 720 мм; масса на треноге – 50 кг, на сошках — 18 кг; боепитание – барабан с лентой на 100 патронов или лента на 250 патронов; темп стрельбы – 450-600 выстрелов в минуту; емкость воды – 2,8 л.

В 1918 г. был запущен в производство пулемет с воздушным охлаждением MG-08/18. Он имел перфорированный кожух диаметром 37 мм, на котором крепилась рукоятка для переноски. Из-за несменяемости ствола стрельбу можно вести только короткими очередями. Всего было выпущено 1 тысячу единиц. ТТХ пулемета: длина – 1445 мм; длина ствола – 720 мм; масса – 15 кг; боепитание – барабан с лентой на 100 или 200 патронов.

MG-13 выпускался с 1932 г. фирмой «Rheinmetall». Он имел воздушное охлаждение быстросменного ствола. Пулемет допускал ведение автоматического и одиночного огня, путем нажатия на нижний либо верхний сегменты спускового крючка соответственно. Для использования в роли зенитного или на бронетехнике пулемет мог комплектоваться спаренным барабанным магазином емкостью 75 патронов S-образной формы.

Ручной пулемет MG -13 Dreyse с откинутым прикладом

Пулемет штатно комплектовался складной двуногой сошкой, для использования в роли зенитного к нему придавались легкая складная тренога и зенитный кольцевой прицел. Пулемет поставлялся в Португалию. ТТХ пулемета: калибр – 7,92 мм; длина – 1466 мм; длина ствола – 717 мм; емкость магазина – 25 или 75 патронов 7,92х57 мм; начальная скорость пули – 890 м/с; масса – 10,9 кг; темп стрельбы – 500 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 2 км.

MG-15 разработан в 1932 г. фирмой «Rheinmetall AG» на базе ротного пулемета MG-30.

Пулемет служил на бомбардировщиках в качестве защитного вооружения закрепленного на подвижном станке. Он мог вести только автоматический огонь. Начиная с 1940 г. MG-15 заменяют на более тяжелые пулеметы, а снятые с самолетов после модификации шли на вооружение в пехотные части. Пулемет использовался в Японии под обозначением Туре 98. Всего было выпущено около 45 тысяч единиц, из которых переоборудовано в пехотные 17,6 тысяч. ТТХ пулемета: калибр – 7,92 мм; длина — 1090 мм (пехотного – 1334 мм); длина ствола – 726 мм; количество нарезов ствола – 4; масса без патронов – 8,1 кг, с полным снаряжением – 12,4 кг; темп стрельбы – 1250 м; боепитание — лента на 100, 200, 250 патронов или барабан на 75 патронов 7,92х57 мм; начальная скорость пули -765 м/с; эффективная дальность – 800 м.

Ручной пулемет выпускался с 1916 г. под обозначением MG-15. Вскоре он был модернизирован в новый под названием MG-15nА. Он имел плечевой упор и пистолетную рукоятку управления огнем. Ствол имел поперечное оребрение, сухарно-резьбовое соединение со ствольной коробкой допускало его замену за 25-30 с. Автоматика действовала по схеме отдачи ствола с коротким ходом. Стрельба из пулемёта, устанавливавшегося на сошке или лёгкой треноге, велась с закрытого затвора. Всего было выпущено около 5 тысяч единиц. ТТХ пулемета: калибр — 7,92 мм; длина – 1121 мм; длина ствола – 726 мм; масса без патронов и сошки – 13 кг; боепитание – лента на 100, 200 или 250 патронов 7,92х57 мм; начальная скорость пули – 900 м/с; темп стрельбы – 500 выстрелов в минуту; прицельная дальность – 2 км.

Пехотный вариант — MG-17’s

В 1936 г. авиационный пулемет MG-15 был модифицирован фирмой «Rheinmetall-Borsig» в MG-17. Пулемет использовался на самолётах «Arado Ar 196», «Messerschmitt Bf.109», «Messerschmitt Bf.110», «Focke-Wulf Fw-190», «Junkers Ju 87» и «Junkers Ju 88». С 1940 г. пулемет постепенно снимался с вооружения и переделывался в пехотный вариант MG-17’s. Всего было выпущено 24,3 тысячи пулеметов. ТТХ пулемета: калибр – 7,92 мм; длина – 1175 мм (пехотного – 1334 мм); длина ствола – 600 мм; масса – 10,2 кг (пехотного -13 кг); начальная скорость пули – 855 — 905 м/с; темп стрельбы – 1 200 выстрелов в минуту; боепитание – лента от 50 до 500 патронов 7,92х57 мм; эффективная дальность стрельбы – 800 м.

Единый пулемет MG-34 был принят на вооружение Вермахта в 1939 г. и вплоть до 1942 г. являлся основным пулеметом пехоты и танковых войск Германии. Он выпускался в виде ручного пулемета на сошке (с барабанным магазином или пулеметной лентой на 50 патронов) или станкового (на складном треножном станке и с металлической лентой на 250 патронов), а также мог использоваться и в качестве зенитного и танкового.

MG-34 построен фирмой «Rheinmetall-Borsig» на основе автоматики с коротким ходом ствола. Кожух ствола цилиндрический, с круглыми вентиляционными отверстиями. У танкового варианта MG-34 кожух ствола сплошной, усиленный. Ствольная коробка цилиндрической формы, фрезерованная, соединяется с кожухом ствола продольной осью на правом боку и защелкой на левом. Ствольная коробка может откидываться относительно кожуха ствола вверх и вправо, открывая казенную часть ствола. Таким образом, смена ствола может быть осуществлена за считанные секунды, однако пулеметчику потребуется теплозащита для извлечения горячего ствола, так как он не имеет каких-либо ручек для этой цели, поэтому в комплект пулемета обязательно входила асбестовая рукавица. Горячий ствол просто извлекался из кожуха назад, на его место ставился холодный, после чего ствольная коробка поворачивалась в исходное положение. MG-34 вел огонь с открытого затвора, как одиночными выстрелами, так и очередями. Для выбора режима огня служил сдвоенный спусковой крючок — нажатие на его верхнюю часть вызывало одиночные выстрелы, на нижнюю — автоматический огонь. Пулемет комплектовался складной двуногой сошкой, которая могла крепиться либо в дульной части кожуха, что обеспечивало большую стабильность пулемета при ведении огня, либо в задней части кожуха, перед ствольной коробкой, что обеспечивало больший сектор огня. Для монтажа пулемета MG-34 имелась мотоциклетная установка (в коляске); кроме того, существовала и капонирная установка с телескопическим оптическим прицелом и увеличенной патронной коробкой для лент емкостью 300 патронов. Для стрельбы из пулемета MG-34 из окопов было сконструировано съемное приспособление с отдельным опущенным вниз прикладом, выведенным вниз спусковым устройством и перископическим приспособлением. Известны упрощенные варианты – пулеметы MG-34S и MG-34/41. Всего было выпущено около 400 тысяч пулеметов. ТТХ пулемета: калибр – 7,92 мм; длина – 1219 кг; длина ствола – 627 мм; масса без магазина – 10,5 кг, масса со станком и оптическим прицелом – 33 кг; боепитание – магазин на 75 патронов или лента на 50 — 250 патронов 7,92х57 мм; начальная скорость пули – 747 м/с; темп стрельбы – 700 — 900 выстрелов.

Пулемет был принят на вооружение войск Waffen SS в 1936 г. Через невысокую надежность и незначительную огневою мощь пулеметы были переданы в учебные подразделения, а с 1943 года были сняты с вооружения. Пулемет использовал газоотводную автоматику с расположенным над стволом газовым поршнем с длинным рабочим ходом. Ствол воздушного охлаждения, несменный. Стрельба ведется автоматическим или одиночным огнем. Питание — из примыкаемых сбоку слева коробчатых магазинов. Пулемет комплектовался деревянным прикладом и пистолетной рукояткой, складной сошкой, складной рукояткой для переноски. ТТХ пулемета: калибр – 7,92 мм; длина 1280 мм; длина ствола – 500 мм; емкость магазина – 25 патронов 7,92х57 ММ; масса – 10 кг; темп стрельбы – 500 выстрелов в минуту.


Единый пулемет MG-42 был разработан компанией «Metall und Lackierwarenfabrik Johannes Grossfuss AG». И принят на вооружение в 1942 г. Пулемет выпускался с широким применением штамповки. MG-42 построен на основе автоматики с коротким ходом ствола. Огонь ведется с открытого затвора только очередями. Рукоятка заряжания — на правой стороне оружия. Питание пулемета осуществляется из металлических нерассыпных лент с разомкнутым звеном. Смену стволов при интенсивной стрельбе требовалось производить каждые 250 выстрелов, которая была значительно упрощена и выполняется одним человеком всего за 6 секунд. MG-42 использовался, как в роли ручного пулемета с несъемных складных сошек, так и мог устанавливаться на пехотный и зенитный станки-треноги от MG-34. Всего было выпущено более 400 тысяч пулеметов. ТТХ пулемета: калибр – 7,92 мм; длина – 1219 мм; длина ствола – 533 мм; масса на сошках – 11,6 кг, на треноге – 18 кг, на пехотном станке – 32 кг; боепитание – лента на 50 или 250 патронов 7,92х57 мм; темп стрельбы – 1200 выстрелов в минуту; прицельная дальность – 1000 м.

MG-81 разработан на базе пехотного пулемёта MG-34 в 1939 г. фирмой «Mauser» и с 1940 г. устанавливался в качестве подвижного или фиксированного оружия в транспортных самолетах, бомбардировщиках и истребителях для стрельбы вперед и назад, параллельно продольной оси самолета, а также под острым углом вниз. Перезаряжание и спуск осуществлялись вручную или электропневматически. В истребителях оружие обслуживал пилот. Он мог стрелять во время взлета, приземления и в прямом полете. Последовательность выстрелов была значительно быстрее, чем у применявшихся ранее авиационных пулеметов. В частности пулеметы использовались на самолетах Ju.87D-3, Ju.87D-5, Ju.87G-1, Ju.87G-2, Ju.88A-4, Do.217K-1, Do.217M-1, He.111H-16). В 1942 г. на вооружение была принята спаренная модификация пулемета под обозначением MG-81Z. Два соединенных вместе пулемета стреляли независимо друг от друга и устанавливались на турели самолета. Действие автоматики пулемета основано на использовании энергии отдачи. Оружие было оснащено системой воздушного охлаждения и жестко запираемым затвором. Для защиты стрелка от ожогов ствол пулемета был заключен в кожух, снабженный продолговатыми отверстиями. Небольшая длина ствола обеспечивала воздушным стрелкам легкость наведения оружия на цель. К 1944 г. пулеметы были сняты с самолетов как устаревшие. МG-81 переделывались в ручные пулеметы для вооружения наземных подразделений Люфтваффе, а затем и фольксштурма. Для этого их оснастили складными сошками и плечевым упором. Такое оружие выпускалось в трех исполнениях: с выдвижным плечевым упором, с дополнительно установленной рукояткой, с деревянным прикладом. На базе MG-81Z были созданы спаренные и счетверенные зенитные установки для борьбы с низколетящими самолетами, в том числе и для вооружения бронемашин и легких катеров. Всего было выпущено 46,2 тысячи пулеметов. ТТХ пулемета MG-81: калибр – 7,92 мм; длина – 900 мм; длина ствола – 480 мм; масса без патронов – 6,6 кг, масса спаренного – 13 кг, ручного – 8 кг; питание – лента на 50 — 250 патронов 7,92х57 мм; начальная скорость пули – 755 м/с; темп стрельбы – 1600 выстрелов в минуту, спаренного – 3200; прицельная дальность – 1 км.

Крупнокалиберный пулемет выпускался фирмой «Rheinmetall» с 1938 г. для оснащения транспортных самолетов, бомбардировщиков и истребителей (Messerschmitt Bf-109, Me-410, Focke-Wulf Fw-190, Junkers Ju-88, He-177). MG-131 использовался в качестве синхронного, турельного и крыльевого. Пулеметы также использовались в спаренных и счетверенных установках. С 1944 г. оружием этого типа вооружалась бронированная техника, для чего оно оснащалось пистолетной рукояткой иногда сошкой и плечевым упором. Во время последних месяцев войны его применяла пехота для ведения противовоздушной обороны и поражения наземных целей. Из-за сильной отдачи стрельбу из пулемета рекомендовалось вести короткими очередями.

Автоматика пулемета работала за счет энергии отдачи ствола при его коротком ходе. Стрельба производилась с помощью электроспуска. Перезарядка — электропневматическая. При использовании пулемета для подвижной установки с ручным управлением, пневматический механизм заменялся рукояткой перезаряжания. Она располагалась с правой стороны пулемета, который в этом случае также снабжался рукояткой управления и спусковым крючком. Ствол расположен в оболочке с круглыми отверстиями для охлаждения. Питание пулемета патронами осуществлялось из металлической звеньевой разъемной ленты. Подача ленты двухсторонняя. MG-131 отличался надежностью и безотказностью в работе, но был сложен по устройству, в разборке и сборке. Он также имел большое количество деталей, сложных в обработке. По лицензии авиационный пулемет выпускался в Японии под обозначением «Туре-2». Всего было выпущено не менее 144,1 тысяч пулеметов, из которых 8,1 тысячи было переделано в сухопутное оружие. ТТХ пулемета: калибр – 13 мм; длина – 1168 мм; длина ствола – 533 мм; количество нарезов ствола – 8; масса – 16 — 21 кг; боепитание – лента на 100 — 250 патронов 13х64 мм; начальная скорость пули – 750 — 800 м/с; темп стрельбы – 800 — 900 выстрелов в минуту; прицельная дальность – 1,8 км.

Крупнокалиберный авиационный пулемет MG-151 был разработан фирмой «Mauser Werke AG» и выпускался с 1940 г. Он устанавливался в неподвижных установках в качестве синхронного и крыльевого пулемета. Для тяжелых истребителей и бомбардировщиков был создан спаренный пулемет MG-151Z. Автоматика пулемета работала по принципу отдачи с коротким ходом ствола. Запирание осуществлялось поворотом боевой личинки. Пулеметы оснащались электроспуском и механизмом электроперезаряжания. Спусковой механизм позволял вести лишь непрерывный огонь. В 1944 г. 16 тысяч пулеметов MG-151 было переделано в сухопутные. Одиночные пулеметы устанавливались на бронированную технику, в спаренном исполнении — на десантные катера, в комбинации из трех пулеметов — на бронетехнику, корабли и зенитные установки. Созданный пехотный вариант пулемета представлял собой тело авиационного пулемета MG-151, установленное на легкий двухколесный лафет. При этом система электроспуска была заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведение только непрерывного огня. Всего было выпущено около 150 тысяч единиц. ТТХ пулемета: калибр – 15 мм; длина – 1916 мм; длина ствола – 1254 мм; масса без патронов – 36 кг, с дистанционным управлением – 42 кг; питание – лента на 250 патронов 15х96 мм; начальная скорость пули – 695 м/с; темп стрельбы – 850 — 950 выстрелов в минуту; прицельная дальность – 2 км.



Читайте также: