Максимальная скорость су 25. Навигационное и вспомогательное оборудование

Многие наши современники черпают знания об австро-венгерских вооруженных силах из знаменитой книги Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Пересказывать приключения ее героев не имеет смысла, но углубиться в их материальный мир представляется интересным, так как схематичные книжные иллюстрации весьма далеки от реальности. Попробуем разобраться в том, как должен был выглядеть солдат 91-го пехотного полка общеимперской армии, добравшийся до Галиции в 1915 году.

Окончание второго года Первой мировой войны стало временем существенных изменений в обмундировании и экипировке вооруженных сил Австро-Венгрии, но Йозеф Швейк отправился на фронт еще в тот период, когда действовал старый регламент униформы. Полевое обмундирование защитного цвета было введено в австро-венгерских сухопутных силах в 1908 году. Как это нередко бывает, его поставляли в части постепенно, до истечения срока носки предыдущего (темно-синего). Австро-венгерские военные не сразу остановили свой выбор на защитном «щучье-сером» цвете – в качестве эксперимента в 1906–1907 годах также была пошита форма из сукна темно-серо-синего («каменно-серый») и желто-зеленого («хаки») цветов. «Щучье-серый» цвет требовал дорогостоящих красителей, однако оказался хорош для маскировки. Кроме того, на протяжении предыдущих ста лет в армии Габсбургов его уже использовали для окраски обмундирования «полевых егерей» (легкой пехоты), инженерных частей и австрийского ландвера.

В результате австро-венгерская пехота получила удобное обмундирование и экипировку, а также одну из лучших винтовок периода Первой мировой войны. Этот комплект был легко узнаваем среди европейских армий, и многие его детали были успешно скопированы соседями и «наследниками» Австро-Венгрии. Некоторые предметы пережили империю Габсбургов на целое столетие и с незначительными изменениями используются военными до сих пор.


Полевое кепи

Полевое кепи пехотных частей (Feldkappe) впервые было введено для нижних чинов австро-венгерской армии в 1871 году во время реформ эрцгерцога Альбрехта. Оно было призвано заменить и кивер, который оставили только для парадного обмундирования, и фуражную шапку, которую носили в казарме и полевых лагерях.

Заголовок1

Заголовок2


Рисунок полевого кепи пехотных частей в регламенте обмундирования сухопутных сил 1871 года


Полевое кепи пехотных частей согласно регламенту 1908 года
Ortner С., Hinterstoisser H. The Austro-Hungarian Army in the First World War: Uniforms and Equipment – from 1914 to 1918. Volume 1. – Wien: Verlag Militaria, 2013. – S. 220.

До Первой мировой войны в регламентах кепи трижды незначительно меняло свою форму, становясь все ниже, и один раз изменило цвет (во время перехода на защитное обмундирование). При этом частные изготовители, идя навстречу вкусам клиентов, в своих каталогах предлагали готовые головные уборы, которые иногда заметно отличались от очередного регламентного образца – военное командование сквозь пальцы смотрело на строгое соблюдение уставной формы одежды.

Страница из каталога венской фирмы «H. Schall & Sohn», где предлагались готовые полевые кепи различных покроев
Ortner C., Rest S., Ilming T. Des Kaisers Rock im 1. Weltkrieg: Uniformierung und Ausrütung der österreichisch-ungarischen Armee von 1914 bis 1918. – Wien: Verlag Militaria, 2002. – S. 80.

Кепи шили из четырех суконных частей: донца, околыша и большого сложенного вдвое отворота, собранного из двух кусков. В холодную погоду отворот можно было опустить на уши и одновременно прикрыть им затылок, щеки и подбородок, застегнув на две штампованные цинковые пуговицы. В поднятом виде отворот застегивали спереди на две маленькие форменные пуговицы цвета приборного металла. В пехотных частях к кепи спереди пришивали небольшой кожаный козырек, окрашенный сверху в черный цвет. Головной убор имел подкладку из полотна натурального цвета и подтулейку из черной кожи.

Конструкция и внешний вид этого головного убора оказались до того удачными, что его, несколько модернизировав, переняла румынская армия. К концу Первой мировой войны подобное кепи ввели и в германских горнострелковых частях, а в годы Второй мировой войны и во всей армии Третьего Рейха. Кроме, того кепи осталось частью обмундирования вооруженных сил Республики Австрия и Королевства Венгрия, а также было заимствовано финской армией.

У нижних чинов общеимперской армии и австрийского ландвера на кепи крепили штампованную латунную кокарду (Rösche) с прорезным легкочитаемым императорским вензелем «FJI» (Franz Joseph I). Кокарда имела простую конструкцию и состояла из лицевой части с вензелем, а также плоского донышка с креплением в виде усиков (после установки кокарды они не загибались, а связывались или скреплялись небольшой кожаной шайбой) или колечек (вставлялись через отверстия и скреплялись кожаным колышком). C переходом на защитное обмундирование кокарду и пуговицы стали красить в «щучье-серый» цвет.

Заголовок1

Заголовок2


Рисунок кокарды для полевого кепи пехотных частей в регламенте обмундирования вооруженных сил 1871 года
Hinterstoisser H. Die Adjustierung des k.(u.)k. Heeres 1868–1914. Band 1: Die Infanterie. – Wien: Verlagsbuchhadlung Stöhr, 1998. – S. 27.


Кокарда для полевого кепи пехотных частей
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Uniformi – distintivi – buffetterie. Volume primo. – Gino Rossato editore, 2001. – P. 74.

Полевой знак

С левой стороны полевого кепи (на прилегающей к околышу стороне отворота) нашивали две нитяные петли для крепления так называемого полевого знака (Feldzeiche). Это было традиционное (с XVIII века) украшение головных уборов габсбургской армии в виде дубовой веточки летом и еловой – зимой. Его надевали во время парадов (на кивер) и боевых действий (на кепи). Впрочем, во время Первой мировой войны фронтовые части надевали полевые знаки исключительно во время смотров.


Полевой знак в виде имитации дубовых листьев
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Uniformi – distintivi – buffetterie. Volume primo. – Gino Rossato editore, 2001. – P. 73.

Полевой китель , кашне и белье

Как и полевое кепи, полевой китель пехотных частей (Bluse) появился в австро-венгерских вооруженных силах благодаря реформам эрцгерцога Альбрехта, но несколько раньше – в 1868 году. Первоначально он шился из темно-синего сукна и заменил собой чрезвычайно маркий белый китель, который носили как при полевой, так и при парадной форме. Изменения коснулись не только цвета – на кителе появились четыре прорезных кармана (два нагрудных и два боковых) на скрытой застежке, прикрытой фигурными трехмысковыми клапанами. При введении защитного обмундирования в 1908 году незначительно изменился и покрой кителя – нагрудные карманы стали накладными со скрытыми боковыми складками.

Рисунок полевого кителя сверхсрочнослужащего старшего оружейника в регламенте обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. I. Teil (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 49.

Полевой китель кроили недлинным из трех частей приборного сукна – цельной спинки и двух боковин. К ним пришивали рукава, погоны и стоячий воротник. Спереди китель имел скрытую застежку на шесть цинковых пуговиц. С внутренней стороны по бокам от спинки были вшиты две стяжки, которые завязывали на животе, приталивая китель. Подкладку из неокрашенного грубого полотна вшивали только до пояса и только на боковые части.

Рукава пришивали под углом, чтобы при поднятии рук за ними не тянулся весь китель. Рукава кроили из двух половинок, оставляя во внешнем шве у манжета застежку на две цинковых пуговицы. Погоны были длинными: правый складывался в два, левый – в полтора раза. Это было сделано для того, чтобы носить шинель в скатке через плечо, и она не спадала и не натирала шею и щеку. Правый погон был длиннее еще и потому, что под него надевали плечевой валик.

Воротник имел собственную подкладку из неокрашенного грубого полотна. На него нашивали цветные суконные петлицы (Kragenparoli), цвет которых соответствовал полковому (или роду войск, если речь шла о ландвере, гонведе или ландштурме). Как мы помним, Швейк отправился на фронт с маршевой ротой 91-го пехотного полка общеимперской армии, цветом которого был «попугаево-зеленый» (papagei-grün).

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Полевой китель ефрейтора 91-го пехотного полка общеимперской армии (вид спереди)

Полевой китель (вид сзади)
Ortner C., Rest S., Ilming T. Des Kaisers Rock im 1. Weltkrieg: Uniformierung und Ausrütung der österreichisch-ungarischen Armee von 1914 bis 1918. – Wien: Verlag Militaria, 2002. – S. 176.

Полевой китель (вывернут наизнанку)
Ortner С., Hinterstoisser H. The Austro-Hungarian Army in the First World War: Uniforms and Equipment – from 1914 to 1918. Volume 1. – Wien: Verlag Militaria, 2013. – S. 357.

Под воротником носили галстук-«слюнявчик» (Halsbinde) из черной хлопчатобумажной ткани или полотна, который застегивался сзади на пряжку. Сверху вшивали кусок белой материи (так, чтобы выглядывал край). Во время войны получил распространение своеобразный чехол на воротник, закрывавший его как с внешней, так и с внутренней стороны.

Шею можно было обмотать и шерстяным кашне (Schal) светло-серого цвета. Его длина составляла около 110 см, ширина – 25 см. В летний период кашне можно было закрепить сзади на кепи и таким образом прикрыть затылок и шею от солнечных лучей. Если кашне не использовали, его полагалось носить в сухарной сумке.

Заголовок1

Заголовок2


Шерстяное кашне
Ortner С., Hinterstoisser H. The Austro-Hungarian Army in the First World War: Uniforms and Equipment – from 1914 to 1918. Volume 1. – Wien: Verlag Militaria, 2013. – S. 517.

Способ крепления кашне сзади полевого кепи для предохранения затылка от солнечных лучей. Рисунок из регламента обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. I. Teil (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 68.

Летом нижнее белье состояло из льняных рубашки (Hemd) с небольшим воротником-стойкой и застежкой-планкой спереди, а также длинных кальсон (Gattie) на завязках на поясе и внизу. Существовало четыре стандартных размера рубашки и пять размеров кальсон. Зимнее белье (свитер (Leibel) и подштанники (Unterhose)) шили из хлопчатобумажного трикотажа – интересно, что его носили поверх летнего комплекта.

Плечевой валик

Плечевой валик (Achselrolle), препятствовавший сползанию винтовочного ремня с плеча, надевали на правый погон. На плечо нашивали шлевку, чтобы зафиксировать валик у плечевого шва. У валика была собственная шлевка, через которую продевали погон.


Плечевой валик, надетый на погон на правом плече полевого кителя
Ortner C., Rest S., Ilming T. Des Kaisers Rock im 1. Weltkrieg: Uniformierung und Ausrütung der österreichisch-ungarischen Armee von 1914 bis 1918. – Wien: Verlag Militaria, 2002. – S. 175.

Стоит отметить, что к началу Первой мировой войны эволюции с оружием в строю были максимально упрощены. В частности, выполнение команд «смирно» и «на караул» отличалось лишь тем, что в первом случае правая рука была согнута в локте на 90о и придерживала висящую на плече винтовку за ремень, а во втором – соскальзывала вниз и перехватывала винтовку за шейку приклада. Таким образом, введение плечевого валика представляется совсем не лишним.

Брюки

«Немецкие» пехотные полки общеимперской армии, куда набирали уроженцев Австрийской империи, носили брюки (Pantalons или lange Hosen) прямого покроя. Их кроили из мундирного сукна и сшивали из двух брючин и высокого пояса. На подкладку из неокрашенного грубого полотна сажали только пояс. Из этого же полотна выкраивали два внутренних прорезных кармана, которые были размещены спереди на бедрах и снаружи застегивались на штампованные цинковые пуговицы. Для повышения плотности пояс был несколько раз прострочен вдоль, к нему пришивали шесть штампованных цинковых пуговиц (две пары по бокам и пару сзади), чтобы пристегнуть Y-образные подтяжки. Брюки застегивались спереди на две пуговицы на поясе и три – на ширинке, прикрытой планкой.

Заголовок1

Заголовок2

Рисунок брюк «немецкой» пехоты в регламенте обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. I. Teil (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 58.


Брюки «немецкой» пехоты согласно регламенту 1908 года. Хорошо видны цветные выпушки полкового цвета во внешних швах
Ortner С., Hinterstoisser H. The Austro-Hungarian Army in the First World War: Uniforms and Equipment – from 1914 to 1918. Volume 1. – Wien: Verlag Militaria, 2013. – S. 489.

Спереди справа в пояс вшивали небольшой карман, предназначенный для ношения идентификационного жетона (Legitimationsblattkapsel) – плоской латунной коробочки, состоявшей из двух штампованных частей, скрепленных рояльной петлей. В ней носили сложенную книжечкой или вчетверо бумагу, в которой отмечали дату и место рождения бойца, его вероисповедание, год призыва, воинскую часть, отметки о прививках и т. д.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Рисунок идентификационного жетона в регламенте обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. I. Teil (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 99.


Идентификационный жетон для нижних чинов


Раскрытый идентификационный жетон для нижних чинов с информацией о владельце
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Uniformi – distintivi – buffetterie. Volume primo. – Gino Rossato editore, 2001. – P. 186.

Во внешние швы брюк вшивали выпушку из сукна полкового цвета.

Набрючные манжеты

Брюки носили поверх ботинок, закрепляя на щиколотке простыми манжетами (Hosenspangen), которые были введены в 1904 году и представляли собой прямоугольный кусок мундирного сукна шириной 8 см, посаженный на подкладку из неокрашенного грубого полотна. На одной из коротких сторон манжеты были пробиты две петли. Две цинковые пуговицы нашивали на манжету на таком расстоянии от другого края, которое учитывало ширину лодыжки бойца. Манжеты крепились на брюки достаточно свободно – площади сцепления с подвернутой штаниной вполне хватало, чтобы та не вырывалась и в то же время не стесняла движений. Сочетание прямых брюк с манжетами и пехотного кепи придавало солдату габсбургской армии неповторимый, сразу узнаваемый вид.


Набрючные манжеты (вариант с вшитыми тканевыми пуговичными петлями)
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Uniformi – distintivi – buffetterie. Volume primo. – Gino Rossato editore, 2001. – P. 85.

В осенне-зимний период (с октября по апрель) манжеты заменяли суконными (из того же материала, что и брюки) гамашами (Stoffgamaschen) высотой немного выше икры (колебалась в пределах 25,5–28,3 см). В пехотных частях их впервые ввели в 1868 году.

Ботинки

Ботинки (Lederschuhe) ввели вместо коротких сапожек в 1871 году и шили из прочной кожи натурального цвета (сначала существовало 15, а потом целых 20 размеров). Верх ботинка состоял из пяти частей: носка-союзки, выкроенной мездрой наружу; язычка; двух берцев, сшитых сзади; задника на пятке. Место сшива берец было прикрыто полоской кожи. Такие же полоски нашивали на берцы спереди в том месте, где были пробиты восемь отверстий, через которые продевали кожаные шнурки.


Рисунок ботинка в регламенте обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. I. Teil (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 69.

Ботинки полагалось натирать черной ваксой, но в полевых условиях этим пренебрегали, и кожа быстро вымывалась до темно-коричневого цвета.


Ботинки нижних чинов пехотных частей
Ortner С., Hinterstoisser H. The Austro-Hungarian Army in the First World War: Uniforms and Equipment – from 1914 to 1918. Volume 1. – Wien: Verlag Militaria, 2013. – S. 530.

Подошва была кожаной наборной на деревянных колышках. Чтобы улучшить сцепление подошв с землей, непосредственно в воинских частях на них набивали по 40 железных гвоздей с квадратными головками. К подошве прибивали кожаный наборной каблук, на который кроме гвоздей крепили металлическую подковку.

Ботинки носили с квадратными хлопчатобумажными портянками (Fußlappen). Чтобы надеть портянку, ее раскладывали ромбом, в середину которого ставили ногу и оборачивали конвертом вокруг голеностопа. В отличие от длинных портянок русской армии, их нельзя было перемотать сухой стороной, поэтому солдат носил в ранце запасной комплект.

Для ношения в казарменном помещении, в лагере, в поезде и на пароходах, чтобы не портить гвоздями деревянные полы, были предусмотрены легкие ботинки (leichten Schuhe), комбинированные из кожи и полотна, без гвоздей на подошве и подковки на каблуке.

Поясной ремень

Поясной ремень пехотных частей (Infanterieleibriemen) вырезали из толстой ременной кожи. Новый образец был введен в 1888 году как часть новой экипировки, с введением защитного обмундирования его стали окрашивать в коричневый цвет. Ремень сшивали из двух частей – основной (шириной 5 см и длиной 100 см), которая опоясывала всю талию, и внутренней (шириной 3,5 см и длиной 34 см), на которой пробивали отверстия для изменения положения латунной пряжки (Leibriemenschlißen) – так регулировалась длина ремня. На пряжках общеимперской армии и австрийского ландвера было выштамповано изображение двуглавого императорского орла (k.k. Doppeladler). С другой стороны ремня вшивали латунный крюк, который цепляли за ухо, приваренное к пряжке.

Заголовок1

Заголовок2


Рисунок поясного ремня нижних чинов пехотных частей общеимперской армии и ландвера в регламенте обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. I. Teil (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 82.


Поясной ремень нижних чинов пехотных частей общеимперской армии и ландвера (общий вид и метод крепления латунной пряжки)
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Uniformi – distintivi – buffetterie. Volume primo. – Gino Rossato editore, 2001. – P. 201.

Патронные подсумки

Двухсекционные патронные подсумки (Infanteriepatronentaschen) новой конструкции были введены в пехотных частях австро-венгерской армии вместе с защитным обмундированием (в 1908 году). Подсумки, выкроенные из кожи, окрашенной в коричневый цвет, были асимметричными, так как учитывали форму пачки с патронами к винтовке системы Манлихера образца 1895 года. В каждом подсумке носили две пачки с пятью патронами каждая. Таким образом, в подсумках солдат носил боезапас из 40 патронов. На обратной стороне подсумков нашивали металлическую рамку, предназначенную для скрепления с разгрузочными ремнями.

Заголовок1

Заголовок2


Патронные подсумки образца 1908 года к магазинной винтовке образца 1895 года в регламенте обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. Reprint. – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 87.


Патронные подсумки образца 1908 года к магазинной винтовке образца 1895 года на поясном ремне нижних чинов пехотных частей общеимперской армии и ландвера
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Uniformi – distintivi – buffetterie. Volume primo. – Gino Rossato editore, 2001. – P. 208.

Разгрузочные ремни

Разгрузочные ремни (Tragriemen) были частью маршевой экипировки пехотинца (Marschegepack), введенной в 1888 году. С переходом на защитное обмундирование ремни, которые выкраивали из ременной кожи, стали окрашивать в коричневый цвет. Разгрузку собирали из семи частей с металлической фурнитурой, выкрашенной черной масляной краской, чтобы предотвратить ее ржавение:

  • наспинного ремня, который вверху скрепляли на двуглавую пуговицу с плечевыми ремнями, а снизу накидывали на поясной ремень при помощи плоского крючка;
  • двух плечевых ремней, на которых спереди на шлевке висел плоский крючок, предназначенный для крепления к кольцу патронных подсумков. С другой стороны на плечевых ремнях выкладывали из кожаной полоски гнезда – в них вставляли металлический штырь, при помощи которого на спине крепили вещевой ранец. Разная высота гнезд позволяла регулировать высоту подвешивания ранца;
  • двух подмышечных ремней, закрепленных спереди к плечевым ремням при помощи поворачивающейся клепки;
  • к подмышечным ремням цепляли дополнительные ремни, которые с одной стороны имели одношпеньковую пряжку, позволявшую регулировать высоту подвеса, с другой – круглые кольца, которые продевали в карабины на патронном ранце.


Разгрузочные ремни (вид спереди и сзади)
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 190.

Вещевой ранец

Вещевой ранец (Kalbfelltornister) был введен в экипировку пехотных частей в 1887 году. Его шили из шкуры теленка мехом наружу и ставили на льняную подкладку. Ранец имел 31 см в ширину, 26 см – в высоту, 14 см – в глубину. Чтобы воспрепятствовать попаданию дождевой воды внутрь ранца, крышка выступала за вышеуказанные габариты на 2 см по бокам и на 10 см снизу.

Заголовок1

Заголовок2


Вещевой ранец с плечевыми ремнями разгрузки
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 193.

В вещевом ранце носили предметы обмундирования, личной гигиены и продовольственный паек. Последний состоял из банки консервированного мяса (200 г), пакетa сухих галет (200 г), табака (36 г) и соли (30 г) в полотняных мешочках, двух кусочков суррогатного кофе с сахаром (46 г). Если предполагался длительный поход, то, чтобы обеспечить большую независимость солдата от баз снабжения, нижним чинам могли раздать по два пайка дополнительно.

Предметы личной гигиены, предписанные каждому солдату регламентом, состояли из полотняного платка, куска мыла, зубной щетки, гребня для волос с двумя размерами зубьев, зеркальца и полотенца. Для ухода за обмундированием выдавали баночку жира для обуви (в полотняном мешочке), металлическую коробочку с иголками и нитками, а также (на каждых четырех солдат) обувную и платяную щетки и комплект инструментов для шитья.

У задней стенки вещевого ранца укладывали запасную смену нижнего белья, а около передней располагались лагерные принадлежности: ½ часть палатки в виде ромбовидного тента; три приколыша и (у некоторых солдат) две из четырех деталей центральной стойки палатки. Сверху на вещи клали набрюшник, у бойцов горных частей к нему добавлялся хлопчатобумажный жилет. Между ранцем и его крышкой шнурками крепили связанную пару сменной легкой обуви.

Вещевой ранец был исключительно предметом походной экипировки – перед боем его снимали и оставляли только патронный ранец.


Походная экипировка пехотинца: поясной ремень, подсумки, плечевая разгрузка, патронный и вещевой ранцы
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 192.

Сухарная сумка и фляга

Сухарную сумку (Brotsack) нового образца ввели в 1898 году. Ее шили из плотного полотна, окрашенного в красно-коричневый цвет. Конструкция состояла из пяти частей: сложенного пополам тела сумки; двух боковин; крышки; чрезплечного ремня, состоявшего из двух частей – на одной из них крепилась одношпеньковая металлическая пряжка, а на другой имелись отверстия с блочками. Таким образом, длину ремня можно было регулировать. На дно сумки нашивали две одношпеньковых пряжки, а изнутри на ее крышку – две шлейки, имевшие отверстия с блочками. В верхнюю часть тела сумки (между нею и крышкой) вшивали на шлейках два плоских крючка, которые зацеплялись за поясной ремень – это снижало нагрузку на плечо.


Рисунок закрытой и открытой сухарной сумки из регламента обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. I. Teil (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 94.

Внутри сухарная сумка была разделена матерчатой перегородкой на две секции, предназначенные для сухпайка, консервов, хлеба и столовых приборов. В ту секцию, которая прилегала к телу, с 1909 года стали вшивать карман для индивидуальной водоносной фляги (Feldflasche), вмещавшей 0,5 л жидкости.


Cухарная сумка
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 201.

Флягу образца 1909 года вытягивали из алюминия, придавали ей овальную форму с вертикальным оребрением и затыкали пробкой. На пробку ставили алюминиевую крышку при помощи металлического шпенька, проходившего через всю пробку – чтобы она не потерялась, на крышке имелось ушко, через которое продевали кожаный шнурок, накинутый на горловину фляги.

Заголовок1

Заголовок2

Рисунок фляги из регламента обмундирования сухопутных войск 1910 года

Цельнотянутая алюминиевая фляга емкостью 0,5 л
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 225.

Во время войны алюминий перешел в разряд стратегических материалов, поэтому военное руководство было вынуждено принять для пехоты кавалерийскую флягу образца 1907 года объемом 0,45 л, производившуюся из железа с эмалевым покрытием (внутри белым, снаружи – защитного цвета). Такая фляга имела более технологичную форму – прямую с закруглением на конце. Сверху на нее насаживали крышку с горловиной и двумя ушками, позволявшими носить флягу на ремне через плечо. Такую флягу комплектовали матерчатым чехлом, который был призван уберечь внешнюю эмаль от сколов и быстрее охлаждать воду (если его намочить). Кроме того, был дополнительно введен железный эмалированный стакан, который надевали на дно фляги и закрепляли на ней при помощи веревки, продетой в ушко на его боку.

Заголовок1

Заголовок2

Рисунок кавалерийской фляги из регламента обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. I. Teil (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 95.


Кавалерийские железные эмалированные фляги на 0,45 л, стаканы и чехол к ним
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 226.

Патронный ранец

Патронный ранец (Patronentornister) был введен в пехотных частях в 1888 году вместе с новой экипировкой. Его шили из твердой саквояжной кожи, крышку снаружи покрывали телячьим мехом, а внутри подбивали льняной подкладкой.


Патронный ранец в изометрической проекции и сзади. Рисунок из регламента обмундирования сухопутных войск 1910 года
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. II. Teil (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 86.

На тыльной стороне патронного ранца пришивали три кожаных петли: в верхнюю горизонтальную продевали вертикальный наспинный ремень разгрузки, в нижние вертикальные – поясной ремень. Ниже всех была расположена металлическая рама с брезентовым поясом с регулированием натяжения – он упирался в нижнюю часть поясницы и пружинил на ней, не набивая синяков. На боковинах патронного ранца были нашиты карабины, на которые накидывали кольца дополнительных ремней разгрузки.


Патронный ранец с разных ракурсов
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 191.

Боевая экипировка пехотинца: поясной ремень, подсумки, плечевая разгрузка и патронный ранец
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 192.

Варианты комплектования боевой экипировки (рисунок из регламента обмундирования сухопутных войск 1910 года): плечевая разгрузка + патронный ранец + шинель; плечевая разгрузка + патронный ранец + шинель + индивидуальный котелок; плечевая разгрузка + патронный ранец + шинель + котелок на отделение
Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. Anhang. (Reprint). – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 7–8.

Котелок

Котелок (Ess-Schale) был введен в 1899 году и изготавливался в виде усеченного конуса методом штамповки из стальной заготовки. Он состоял из двух частей, вкладываемых одна в другую: глубокой – для жидкой горячей пищи; мелкой – для мяса и гарнира. Котелок носили в чехле из полотна коричневого цвета на веревочной затяжке и приторачивали к ранцу поверх шинельной скатки.


Индивидуальный котелок образца 1899 года
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 218.

В 1912 году ввели новую модель котелка в виде усеченной пирамиды. Он по-прежнему состоял из двух частей, но у глубокой появилась прямоугольная ручка, а у мелкой – проволочная ручка в виде петли.


Индивидуальный котелок образца 1912 года
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 219.

На каждое отделение полагался большой котелок (Kochgeschirr) образца 1904 года – он имел прямоугольную форму и состоял из основной части и глубокой крышки. В такой котелок дежурный получал горячую пищу на пять человек. Большой котелок предписывалось приторачивать на вещевой ранец под скатку, однако солдаты могли решать этот вопрос на свое усмотрение.


Большой котелок на отделение
Offelli S. Le Armi E Gli Equipaggiamenti Dell Esercito Austro-Ungarico dal 1914 al 1918: Bandiere reggimentale – decorazioni – armi e dotezioni individuali. Volume secondo. – Gino Rossato editore, 2002. – P. 217.

Шинель

Шинель (Mantel) шили из плотного сукна (с 1908 года – защитного цвета). Ее кроили недлинной (примерно до середины икры) из трех кусков: сложенной спинки, в которой складка играла роль запаса, и двух пол, к которым пришивали рукава, воротник и хлястик. Шинель была двубортной и у нижних чинов застегивалась на пять пар металлических пуговиц цвета приборного металла (после введения защитного обмундирования – выкрашенных в «щучье-серый» цвет). Конструкция позволяла застегнуть шинель как на одну, так и на другую сторону. Погоны были только у нижних чинов. Сзади шинель застегивали на хлястик на одной пуговице, подгоняя по размеру талии. Длинные рукава подворачивались, образуя манжеты, но в холодную погоду их можно было откатить и таким образом закрыть кисти рук. На воротник нашивали фигурные петлицы (Kragenparoli) полкового цвета.

Шинель нижних чинов пехотных частей согласно регламенту 1908 года (вид сзади)
Ortner С., Hinterstoisser H. The Austro-Hungarian Army in the First World War: Uniforms and Equipment – from 1914 to 1918. Volume 1. – Wien: Verlag Militaria, 2013. – S. 444.

Под воротником слева на двух пуговицах был пристегнут дополнительный клапан овальной формы, который при поднятом воротнике можно было перестегнуть на правую сторону и закрыть прореху между краями воротника. Сам воротник застегивался на веревочную петельку и колышек.


Поднятый воротник шинели нижних чинов пехотных частей согласно регламенту 1908 года. Хорошо видны клапан и ментишкет
Ortner С., Hinterstoisser H. The Austro-Hungarian Army in the First World War: Uniforms and Equipment – from 1914 to 1918. Volume 1. – Wien: Verlag Militaria, 2013. – S. 444. Adjustierungsvorschrift für das k.u.k. Heer 1910/1911. I. Teil. (Reprint.) – Wien: Verlag Militaria, 2010. – S. 55.

Подкладка для шинели нижних чинов пехотных частей согласно регламенту 1908 года
Ortner С., Hinterstoisser H. The Austro-Hungarian Army in the First World War: Uniforms and Equipment – from 1914 to 1918. Volume 1. – Wien: Verlag Militaria, 2013. – S. 444.

При зимней форме одежды нижним чинам полагались пятипалые перчатки (Wollhandschuhe) из шерсти грубой вязки темно-коричневого цвета и усилением ладони из полотна. Перчатки шили трех размеров.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Заслуги советской штурмовой авиации во Второй мировой войне были настолько велики, что, казалось, этот тип самолётов должен был прописаться в отечественных вооруженных силах на десятилетия. Однако интерес к нему исчез практически сразу после окончания боевых действий.

Кратковременный интерес к штурмовикам вновь возник в самом начале 1950-х годов, под впечатлением успешного применения Ил-10 китайскими и северокорейскими лётчиками в Юго-Восточной Азии. В октябре 1950 года Главнокомандующий ВВС маршал Жигарев даже обратился к Ильюшину с письмом, в котором предлагал рассмотреть вопрос о возобновлении серийного выпуска штурмовика Ил-10М как боевого самолёта непосредственной поддержки войск, «ещё не утратившего своих боевых возможностей». Запрос не остался без внимания - выпуск был возобновлен, и в течение 1952−1954 годов завод № 168 выпустил 136 экземпляров Ил-10М, которые были списаны всего через два года!

Несмотря на прохладное отношение военных к штурмовикам, сам Ильюшин оставался верным им до конца, не прекращая разрабатывать новые машины. Например, в 1950 году его КБ приступило к разработке первого в мире реактивного двухдвигательного двухместного бронированного штурмовика Ил-40 с мощным артиллерийским, ракетным и бомбовым вооружением. Первый Ил-40 поднялся в воздух уже в марте 1953 года. Правда, дальнейшая судьба этого самолёта печальна.

В апреле 1956 года министр обороны маршал Георгий Жуков представил руководству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В докладе делался вывод о низкой эффективности штурмовиков на поле боя в современной войне и фактически предлагалось ликвидировать штурмовую авиацию, обеспечив решение боевых задач по непосредственной авиационной поддержке наземных войск в наступлении и обороне силами бомбардировочной и истребительной авиации. В результате вышел приказ министра обороны, согласно которому штурмовая авиация упразднялась, а все имеющиеся Ил-10 и Ил-10М (ни много ни мало 1700 самолётов!) списывались. Параллельно с разгоном штурмовой авиации было остановлено серийное производство реактивного бронированного штурмовика Ил-40 и прекращены все опытные работы по перспективным самолётам-штурмовикам.

Зачем это было нужно? Дело в том, что с появлением ядерного оружия восторжествовала концепция «дистанционных» войн. Считалось, что будущую войну могут выиграть баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Мало того, всерьез рассматривались варианты полного устранения боевой авиации.

Заметим, что штурмовая авиация как класс исчезла не только в СССР, но и во всём мире. Первыми осознали ошибку американцы - помог Вьетнам. Многоцелевые сверхзвуковые F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief не справлялись с задачей непосредственной поддержки наземных войск, как, впрочем, и лёгкие ударные самолёты A-1, A-4 и A-6, малая живучесть которых не позволяла им работать на низких высотах. В итоге специалисты ВМС и ВВС США в полевых условиях сами дорабатывали самолёты, как могли, защищая их. Самой интересной «самоделкой» был легендарный вьетнамский штурмовик A-37 Dragonfly, переделанный из учебного самолёта Cessna T-37. Кабину изнутри застелили кевларовыми матами, установили заполненные пенополиуретаном мягкие топливные баки и узлы подвески для вооружения под крыльями. Самое удивительное, что подразделение этих «самодельных» штурмовиков, совершив несколько тысяч боевых вылетов, не потеряло ни одного самолёта!

В марте 1967 года ВВС США разослали требования по перспективному самолёту непосредственной поддержки войск на поле боя 21 авиастроительной компании. Победивший в конкурсе штурмовик A-10 Thunderbolt II производства Fairchild Republic был одним из самых удивительных самолётов второй половины XX века. Построенный вокруг специально созданной сверхмощной 30-миллиметровой семиствольной пушки GAU-8/A, напоминающий огромный летающий крест, с двумя бочками турбореактивных двигателей на коротких пилонах по бокам хвостовой части фюзеляжа, с причудливым разнесённым вертикальным оперением, с грубыми, «рублеными» формами, самолёт оказался предельно технологичным и идеальным для своей единственной задачи - непосредственной поддержки войск над полем боя. А с февраля 1975 года ВВС США стали получать уже серийные штурмовики, аналогов которым не было ни у одной страны мира. На тот момент.

За успехами (или неуспехами) американской авиации во Вьетнаме пристально следили в СССР. И если руководство ВВС страны всё ещё продолжало считать, что каждый новый самолёт должен летать «быстрее, выше и дальше», то некоторые авиаконструкторы придерживались иного мнения. Проанализировав опыт послевоенных конфликтов, заместитель начальника бригады общих видов ОКБ «Кулон» (ныне «ОКБ Сухого») Олег Самойло вич на свой страх и риск приступил к проработке перспективного самолёта поля боя, предназначенного для уничтожения целей при их визуальном обнаружении. Проработку аэродинамической схемы и компоновки будущего самолёта поручили ведущему конструктору бригады общих видов Юрию Ивашечкину.

Было принято решение создавать небольшой самолёт (меньше размеры - труднее попасть) довольно простой конструкции с применением недефицитных материалов, несложный в пилотировании, с возможностью базирования на грунтовых аэродромах и защиты экипажа от бронебойных пуль до 12,7 мм и осколков ракет до 3 г. Принципиальное отличие будущего Су-25 от американского A-10 состояло в том, что основным оружием американского штурмовика должна была быть уникальная пушка, а Су-25 проектировался с упором на применение в первую очередь неуправляемого оружия - бомб и ракет. Выбор, кстати, очень логичный: почти все танки, уничтоженные во Вторую мировую штурмовиками Ил-2, были поражены либо небольшими кумулятивными бомбами, либо реактивными снарядами. Выведение из строя немецких танков из авиационной пушки - единичные случаи.

После многочисленных эскизов была выбрана схема одноместного моноплана с высоко расположенным крылом малой стреловидности и большого удлинения. Двигатели размещались в индивидуальных гондолах по бокам фюзеляжа, выполнявшего роль противопожарной и противоосколочной перегородки, что исключало вероятность их одновременного поражения. Самолёт проектировали максимально простым и удобным в обслуживании, этакий летающий автомат Калашникова, вспоминает Юрий Ивашечкин. Уровень подвески авиабомб и ракет приходился как раз на уровне груди среднего человека, что позволяло в случае необходимости подвешивать вооружение вручную. Капоты двигателей легко открывались с земли, позволяя получать к ним мгновенный доступ (попробуйте добраться до двигателей у A-10!). Была встроена даже складная стремянка для самостоятельного выхода лётчика из кабины - невиданная роскошь в современной боевой авиации.

Характерный «горбатый» профиль самолёта образовывала выступающая кабина - благодаря её расположению пилот получал обзор вперед, вниз и вбок, подобного которому не было ни в одном из существующих советских самолётов.

В мае 1968 года проект достиг определенной степени готовности и Самойлович с Ивашечкиным доложили о нем Генеральному конструктору Павлу Сухому. Самолёт Сухому понравился, и он дал добро на продолжение разработки, которая получила заводской индекс «Т-8». В Министерство авиационной промышленности, ГК ВВС, Научно-технический комитет Генерального штаба, Главкому ВМФ и в ЦАГИ были отправлены заявочные документы на новый самолёт. Конструкторы стали ждать реакции.

Первым откликнулся НТК Генштаба: лаконичный ответ уместился на одной страничке машинописного текста - такой самолёт нам не нужен. НИИ ВВС прислал осторожное заключение, остальные же проект проигнорировали. Тем не менее Сухой на свой страх и риск дал указание продолжить разработку «Т-8».

Надежду давали результаты крупномасштабных манёвров «Днепр» в Белоруссии осенью 1967 года, когда сверхзвуковые самолёты Су-7Б и МиГ-21 при поддержке сухопутных войск показали себя значительно хуже, чем устаревшие околозвуковые МиГ-17, единственные самолёты, которые с первого захода успевали выйти на цель, распознать и уничтожить её.


Между тем анализ вьетнамских событий, хоть и с запозданием, добрался до военного руководства СССР. В начале 1969 года министр обороны СССР Андрей Гречко приказал министру авиационной промышленности провести конкурс лёгкого самолёта-штурмовика (ЛСШ), и уже в марте четыре КБ - Ильюшина, Микояна, Сухого и Яковлева - получили требования на новый самолёт. К назначенному сроку у КБ Сухого был не только аванпроект, но и полноразмерный макет самолёта, что сразу вывело компанию в лидеры. КБ Микояна представило проект МиГ-21ЛШ, созданный на базе МиГ-21, КБ Яковлева - Як-28ЛШ, а КБ Ильюшина - Ил-42 на базе уже имеющегося опытного штурмовика Ил-40. ВВС отклонили предложения Яковлева и Ильюшина, предложив Сухому и Микояну построить летающие образцы.


Со временем начали расти и аппетиты военных. К середине 1971 года потребовали увеличить скорость у земли до 1200 км/ч (изначально 800 км/ч) и боевую нагрузку до 1,5 т (была 1 т). Все это приводило к усложнению самолёта и увеличению его размеров. Особенно сопротивлялся Сухой увеличению максимальной скорости - 1200 км/ч всё равно не позволяли удрать от истребителей, но сильно усложняли конструкцию всего самолёта. В итоге был достигнут компромисс в 1000 км/ч, и к ноябрю 1971 года КБ Сухого было объявлено победителем.

Большинство американских и советских самолётов, решающих одни и те же задачи, внешне довольно похожи: F-15 и МиГ-25, B-1 и Ty-160 и т. д. Однако между A-10 и Су-25 нет почти ничего общего. Все дело в том, что они создавались в полной изоляции друг от друга - американские и советские авиаконструкторы ничего не знали о работах конкурентов. Первые материалы по американскому A-10 стали доступны конструкторам Сухого только в 1971 году. Сразу же после этого Юрий Ивашечкин набросал несколько вариантов компоновки, напоминающие американский штурмовик. Он объяснил нам, что никаких принципиальных преимуществ они не давали, к тому же менять что-либо было уже поздно. Посмотревший эскизы Самойлович отрезал: «Поздно. Поезд уже ушёл!»

Несмотря на сохранение первоначальной компоновки, проектируемый Су-25 сильно отличался от первоначального Т-8: были полностью изменены обводы и компоновка, увеличены боевая нагрузка (с 1000 до 1660 кг) и запас топлива. Всё это привело к увеличению взлётного веса (с 8340 до 10 530 кг) и физических размеров самолёта (длина с 12,54 до 13,7 м, площадь крыла с 21 до 28 м²).

Особые проблемы возникли с бронированием. Обводы головной части были образованы прямыми плоскостями, поэтому большинство броневых плит кабины можно было изготавливать плоскими, что упрощало технологию производства. В качестве брони изначально планировался «бутерброд» из плит стальных сплавов КВК-37Д, который хорошо держал фугасное действие боезаряда, но плохо - пули и осколки, и слоя из сплава АБО-70, устойчивого к пулям и осколкам, но не к фугасам. Между плитами предусматривалась резиновая амортизационная прослойка. Однако такой «бутерброд» не поддавался сварке, а сборка на болтах существенно утяжеляла и увеличивала конструкцию кабины. Выходом стало использование специального титанового сплава АБВТ-20, специально разработанного для Су-25. Помимо возможности создания монолитной сварной кабины, титановая броня позволила сократить общий вес бронезащиты. Кстати, как выяснилось в дальнейшем, к титановой броне пришли и американские конструкторы A-10.

В целом самолёт получался очень технологичным. Посетивший в 1972 году опытное производство министр авиапромышленности Пётр Дементьев так оценил технологическую простоту почти готовой машины на стапеле: «Таких ‘коньков-горбунков" в случае чего можно будет клепать по десять штук в сутки!»


Впервые Т-8−1, будущий Су-25, поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Пилотировал его шеф-пилот КБ Сухого Герой Советского Союза Владимир Ильюшин, сын легендарного авиаконструктора. Весь год ушёл на отработку самолёта. Как и американцы, конструкторы столкнулись с проблемой помпажа двигателя при стрельбе крупнокалиберными неуправляемыми ракетами и одновременной стрельбе из встроенной пушки и четырёх подвесных пушечных контейнеров СППУ-22. Как и американцы, с проблемами справились.

В ноябре 1975 года самолёт был показан министру обороны Андрею Гречко, который впервые напрямую задал вопрос: «Сможет ли Су-25 поразить новый американский танк M1A1 Abrams?» - на что и получил честный ответ: «Может, но с очень малой вероятностью». Для выполнения этой задачи требовался специализированный комплект мощного управляемого оружия. После анализа проблемы было принято решение о создании специализированного самолёта для борьбы с танками, впоследствии приведшее к появлению Су-25Т, вооружённого сверхзвуковыми ракетами «Вихрь».

Другой проблемой будущего Су-25 были серийные заводы. Никто не хотел брать в производство непрестижный штурмовик. Вот стратегические бомбардировщики или, на худой конец, ударные истребители - это да! А штурмовик - мороки много, а денег мало. И только в 1977 году удалось «прописать» самолёт на Тбилисском авиазаводе им. Димитрова. Причём был шанс и вовсе лишиться этого самолёта: в это же время к Брежневу обратился первый секретарь Коммунистической партии Польши Эдвард Герек о передаче лицензии на выпуск самолёта на польском авиазаводе в городе Мелец.

Понемногу тбилисский завод начинал осваивать производство Су-25, выпуская по паре в год. Самолёты поступали на затянувшиеся государственные испытания. В марте 1980 года по личному указанию министра обороны Дмитрия Устинова было принято решение о проведении испытаний в «особых условиях» - в зоне реальных боевых действий в Республике Афганистан. За эту командировку КБ Сухого обещали зачесть все оставшиеся испытания. Вместе с двумя Т-8 (будущими Су-25) в Афганистан командировались и шесть самолётов вертикального взлёта и посадки Як-38М, которые должны были проверить концепцию создания аэромобильных войск. Программа испытаний получила название «Ромб». Ничего подобного послевоенная история прежде не знала.

Базой для испытаний был выбран аэродром Шинданд, куда в апреле 1980-го и перебазировались самолёты. Поначалу стрельбы и бомбометание проводились на импровизированном полигоне в 9 км от аэродрома. Но в самом начале мая 9-я мотострелковая дивизия начала Фарахскую операцию, в ходе которой наткнулась на укрепрайон в узком горном ущелье. Ещё на входе в ущелье на минах подорвались два БМП, а пехоту встретил сильнейший огонь. На каждом изломе ущелья находились мощные ДОТы, вооруженные крупнокалиберными пулемётами, что делало практически невозможным использование штурмовых вертолётов. Было принято решение применить пару Су-25, которые работали в ущелье три дня, делая по 3−4 боевых вылета в день, используя неуправляемые ракеты, фугасные и бетонобойные снаряды. Но основным оружием были «соточки» - стокилограммовые бомбы АБ-100; 32 «соточки» располагались на восьми подкрыльевых узлах подвески. Самолёты заходили в ущелье с тыла, «ныряли» с вершины горы и двигались навстречу нашим частям, не давая моджахедам времени развернуть крупнокалиберные пулемёты. После окончания работы штурмовиков пехота вошла в ущелье без единого выстрела и потерь.


Подбитый в Афганистане из ПЗРК Stinger Су-25, совершивший посадку "на брюхо"

Как вспоминал Ивашечкин, после операции оружейники решили смоделировать работу АБ-100, взорвав в ущелье эквивалентный заряд взрывчатки. После взрыва участники испытания дня три не могли прийти в себя - одно только акустическое воздействие было шокирующим. Что же чувствовали в ущелье душманы, на которых в течение трёх дней непрерывно валились эти бомбы, вызывая, помимо прочего, сильные осыпи, никто и представить не мог. После Фарахской операции Су-25 стали активно привлекать и для других боевых действий. Вскоре они завоевали у пехоты ласковое прозвище «гребешки». В начале июня 1980 года операция «Ромб» была успешно завершена, программа испытаний выполнена и пара Су-25 благополучно вернулась в Союз. А в мае 1981 года первая партия из 12 серийных Су-25 поступила на вооружение в 200-ю отдельную штурмовую авиационную эскадрилью (200-я ОШАЭ). Ровно через четверть века в России возродилась штурмовая авиация.

Почти сразу после получения новых самолётов 200-я ОШАЭ была срочно перебазирована в Афганистан на уже знакомый аэродром Шинданд - уж больно военным понравился получившийся самолёт. 19 июля 1981 года первый Су-25 сел на аэродром, а уже 25 июля штурмовая эскадрилья стала принимать активное участие в крупномасштабной операции в горном массиве Луаркох. После многодневной обработки горного массива «гребешками» противник полностью покинул район, понеся крупные потери. Чуть позже Су-25 появились в районе Герата, а к осени - на юге Афганистана в районе второго по величине города страны - Кандагара. У штурмовиков к этому времени появилось и второе прозвище - «грачи».

Всего за год 200-я эскадрилья выполнила более 2000 боевых вылетов, не потеряв ни одной машины. Наиболее эффективным оружием были 80-мм ракеты С-8, особенно в варианте С-8Д с объёмно детонирующей головной частью. Применялись также кассетные бомбы и зажигательные баки. Самым сильным эффектом обладали объёмно-детонирующие бомбы ОДАБ-500, имеющие ужасающую мощность. Их применяли по серьезным целям.

К 1983 году сложилась и тактика использования новых самолётов. Как правило, Су-25 начинали огневое воздействие, выполняя первый заход на цель, после чего появлялись Ми-24, точечно зачищавшие оставшиеся очаги сопротивления. Научились Су-25 работать и ночью - первый штурмовик сбрасывал светящиеся авиационные бомбы САБ, в свете которых, как на футбольном стадионе, следующее звено «грачей» начинало свою жуткую работу. Освоили Су-25 и профессию минеров, осуществляя минирования караванных троп с высоты 300−500 м на скорости 700 км/ч из контейнеров КМГ; в 1984-1985 годах они выполнили 80% всех минных постановок. Благодаря эффективности и универсальности Су-25 быстро стали в Афганистане самыми востребованными самолётами, их пилоты имели наибольший налёт по сравнению с лётчиками самолётов других типов. Без штурмовиков не обходилась ни одна операция, и география базирования непрерывно расширялась: Баграм, Кандагар, Кабул, Кундуз, Мазари-Шариф.

К осени 1985 года душманы стали активно применять переносные зенитные комплексы, и количество потерь среди самолётов начало расти. Наибольший ущерб наносили американские ПЗРК Red Eye. Для противодействия им на самолётах резко увеличили количество инфракрасных отстреливаемых ловушек, выведя их отстрел на боевую гашетку. Теперь после выхода из атаки ловушки автоматически отстреливались от самолёта в течение 16 секунд - этого было достаточно, чтобы уйти на безопасные 5 км.

В конце 1986 года у душманов появились более совершенные ПЗРК Stinger с двухдиапазонной головкой самонаведения, от которых Су-25 несли наибольшие потери. Найти эффективное «противоядие» против «Стингеров» так и не смогли, однако потери удалось уменьшить, в корне улучшив систему пожаротушения, - после попадания значительное количество самолётов стало добираться до аэродромов.

В 1989 году Су-25 покидали Афганистан последними, прикрывая вывод советских войск. За всё время афганской войны в воздухе было потеряно 23 штурмовика. В среднем один потерянный самолёт приходился на 2600 боевых вылетов. Это очень хорошие показатели.

В дальнейшем Су-25 принимали участие практически во всех конфликтах с участием советского оружия: в ирано-иракской войне 1987−1989 годов, где они выполняли до 1100 (!) боевых вылетов в день, в Анголе, в конфликте между Эфиопией и Эритреей, в карабахском конфликте, в грузино-абхазской войне, в Таджикистане и, конечно, в Чечне. И везде эти самолёты заслужили только отличные отзывы.


Повреждения, полученные после попадания ракеты ПЗРК "Оса-АКМ" во время грузино-югоосетинского конфликта 2008 года / Отсюда: http://govorim-vsem.ru/viewtopic.php?t=27886

Существовало (и существует) огромное количество модификаций легендарного самолёта. Остановимся лишь на самых главных. С 1986 года на заводе в Улан-Удэ начался выпуск «спарки» Су-25УБ - учебно-боевого двухместного самолёта. Если не считать добавления второго места пилота, самолёт практически полностью идентичен классическому штурмовику и может использоваться как для обучения, так и для боевых действий. Самая современная модификация серийного штурмовика Су-25СМ отличается от «первоисточника» более современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. Проект палубного штурмовика с катапультным взлётом Су-25К так и не вышел за стадию проекта (ввиду отсутствия российских авианосцев с катапультами), зато было выпущено несколько палубных учебно-тренировочных самолётов Су-25УТГ, предназначенных для базирования на борту авианесущего крейсера «Адмирал флота Кузнецов» с трамплинным взлётом. Самолёт оказался настолько удачным, что служит основным учебным самолётом для тренировки пилотов палубной авиации.

Но самая интересная и сложная модификация - противотанковый самолёт Су-25Т, решение о создании которого было принято ещё в 1975 году. Основной проблемой при разработке этого самолёта стало создание бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для обнаружения, сопровождения и наведения ракет на бронированные цели. За основу самолёта был взят планер двухместного учебно-тренировочного самолёта Су-25УБ, все пространство, отведенное для второго пилота, заняло новое БРЭО. Пришлось также вынести пушку в закабинный отсек, расширить и удлинить носовую часть, где расположилась дневная оптическая прицельная система «Шквал» для управления стрельбой сверхзвуковыми ракетами «Вихрь». Несмотря на значительное увеличение внутреннего объёма, места для тепловизионной системы в новой машине не нашлось. Поэтому система ночного видения «Меркурий» монтировалась в подвесном контейнере под фюзеляжем на шестой точке подвески (кстати, аналогично проблема была решена и с A-10). Противотанковому штурмовику не удалось завоевать лавров своего старшего брата Су-25 - он не участвовал в противотанковых сражениях на территории России, а на экспорт не поставлялся. Тем не менее незаурядность самолёта подчеркивалась названием Су-34 (в честь легендарного танка Т-34), которое машина носила некоторое время. Позднее оно было отдано другому самолёту.

Самая совершенная модификация Су-25 ныне носит название Су-25ТМ (иногда - Су-39, под этим именем самолёт может поставляться на экспорт). Она отличается совершенной бортовой электроникой, позволяющей эффективно поражать точечные цели в любую погоду.

Как сказал нам на прощание Юрий Ивашечкин, Су-25 может ещё долго оставаться в строю - до морального устаревания ему далеко. Единственное, что подлежит периодической замене, это бортовая электроника: оборудование стремительно устаревает, поскольку технический прогресс в этой сфере развивается семимильными шагами. А от себя заметим, что, несмотря на неказистый вид и небольшие размеры, Су-25 - это действительно самый великий современный российский боевой самолет. И это вам подтвердит каждый, кто воевал и кому доводилось видеть этого трудягу в работе, а не только на демонстрационных полях авиационных выставок.

Су-25 оснащен 10 узлами внешней подвески, расположенными под крылом. Два ближних от законцовок крыла предназначены для управляемых ракет «воздух-воздух», а на остальных восьми узлах, с нагрузкой по 500 кг на каждый, может быть навешено различное наступательное вооружение: бомбардировочное (8 авиабомб различного назначения калибров 500, 250, 100 кг, или 32 бомбы калибра 100 кг на балочных держателях МБД2−67У, или 8 контейнеров КМГУ-2 для минирования, или 8 бомбовых кассет РБК-250, РБК-500); неуправляемое ракетное (256 неуправляемых авиационных ракет (НАР) С-5 калибра 57 мм, или 160 НАР типа С-8 калибра 80 мм, или 40 НАР типа С-13 калибра 122 мм, или 8 НАР типа С-25 калибра 266 мм, или 8 НАР типа С-24 калибра 240 мм); управляемое ракетное (2 ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-60М на внешних пилонах, 4 ракеты «воздух-поверхность» Х-25МЛ, С-25Л, или 2 ракеты Х-29Л с полуактивными лазерными головками наведения, или 4 ракеты Х-25МТП c тепловой головкой самонаведения)

При подготовке статьи активно использовалась книга Ильдара Бедретдинова «Штурмовик Су-25 и его модификации», М., 2002

Штурмовик Су-25 разбился во вторник в Новогрудском районе Белоруссии, пилот погиб, сообщает агентство БЕЛТА со ссылкой на Минобороны республики.

Су-25 "Грач" (по кодификации НАТО: Frogfoot) - бронированный дозвуковой самолет-штурмовик , предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днем и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.

Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году.

Постройка опытного самолета Т8-1 была завершена в ноябре 1974 года, первый полет выполнен 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су-25 продолжались до октября 1976 года, после чего машины были поставлены на доработку.

С 1978 года начались государственные испытания самолета, которые продолжались до 1980 года.

Официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже 8 лет выпускался серийно, из них 6 лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане .

Летно-технические характеристики Су-25

Габариты:

длина - 15,53 м

высота - 4,8 м

размах крыла - 14,36 м

площадь крыла - 30,1 кв. м

Масса:

пустого - 9315 кг

взлетная нормальная - 14600 кг

взлетная максимальная - 17533 кг

нормальная - 1400 кг

максимальная - 4400 кг

Скорость:

максимальная у земли - 970 км/ч

крейсерская - 750 км/ч

посадочная - 210 км/ч

Дальность полета максимальная:

у земли - 750 км

на высоте - 1250 км

Радиус действия - 300 км

Практический потолок - 7000 м

Экипаж - 1 человек

Запас топлива - 3000 кг

Самолет имеет несколько модификаций:

Су-25 - первая серийная модификация штурмовика; Су-25УБ - двухместные учебно-боевые самолеты; Су-25УТ, Су-28 - двухместная учебная версия; Су-25УБК - экспортный вариант самолета Су-25УБ; Су-25УТГ - двухместный самолет для отработки техники посадки с использованием наземных и палубных аэрофинишеров; Су-25БМ - самолет-буксировщик мишеней; Су-25К - экспортный вариант Су-25; Су-25Т - противотанковый штурмовик с новым радиоэлектронным оборудованием и вооружением; Су-25ТК - экспортный вариант Су-25Т; Су-25ТМ, Су-39 - всепогодный противотанковый штурмовик.

Вооружение серийного армейского самолета-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей надежное поражение различными способами в условиях их визуальной видимости.

Самолет имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом, на восьми из них, рассчитанных на погрузку 500 кг, он несет различное вооружение следующих типов: бомбардированное; управляемое ракетное; неуправляемое ракетное; пушечное (артиллерийское), а на двух остальных - управляемые ракеты (УР) воздух-воздух для ближнего боя. Всего на самолет может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.
Су-25 рассчитан на эксплуатацию минимально подготовленным летным и наземным составом. Время подготовки самолета к вылету незначительно.

Специальный аэромобильный комплекс наземного обслуживания АМК-8 обеспечивает автономное базирование штурмовика на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах.

Серийный выпуск Су-25 был завершен в 1992 году и, по данным западных экспертов, составил приблизительно 700 самолетов всех модификаций.
Одноместные штурмовики (Су-25, Су-25БМ и Су-25Т/ТМ) производились на авиазаводе в Тбилиси, двухместные (Су-25УБ и Су-25УТГ) - в Улан-Удэ.
В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении ВВС России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Чехии, Словакии, Болгарии, Анголы, Афганистана, КНДР и Ирака и др.

До 2020 года в войска должен начать поступать новый самолет-штурмовик с двойным управлением на базе Су-25. Он будет рассчитан на двух летчиков: штурмана и оператора.

Перспективная машина должна прийти на смену Су-25СМ, который, в свою очередь, явился результатом глубокой модернизацию Су-25.
Су-25СМ от стандартной машины отличает значительно более широкий спектр вооружения. Модернизация коснулась комплексов связи радиолокационного оборудования и прицельно-навигационного комплекса.

В частях ВВС РФ модернизировано свыше 30 штурмовиков Су-25, и до 2020 года .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Читайте также: