Катера и яхты для военных. Речной патрульный катер ВМФ США PBR Военный катер

Ленинградский судостроительный завод «Пелла», расположенный в городе Отрадном Ленинградской области, начал испытания двух патрульных катеров проекта 03160 «Раптор», построенных для ВМФ России.

Начиная с 2013 года, завод «Пелла» построил уже 11 данных катеров. 2 из них числятся в составе Балтийского флота, 5 - Черноморского, решая разведывательные задачи в составе морских пунктов специального назначения. Два черноморских «Раптора» в 2016 году были переброшены в сирийский Тартус. Еще один катер был построен в варианте связного, но используется для перевозки ВИП- флотоводцев. Как сообщает блог bmpd, он постоянно находится ошвартованным у причального комплекса Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Строительство катеров различных проектов и назначений для ВМФ России, пожалуй, самый динамичный сегмент отечественного кораблестроения. Все они образуют так называемый «москитный флот», который с высокой эффективностью работает в прибрежной зоне, решая полный комплекс задач обороны и ведения боевых действий на расстоянии от 100 до 700 миль от базы.

Быстроходный катер «Раптор»

«Раптор» , разработанный в КБ завода «Пелла», пожалуй, самый миниатюрный катер. Его водоизмещение равно 23 тоннам, а длина - 17 метрам. Предназначен для патрулирования зоны своей ответственности. Но может и отправляться в «командировки» на борту или в док-камере больших десантных кораблей. Что, как было сказано выше, и проделали «Рапторы», приписанные к Черноморскому флоту.

Это на сегодняшний день самые скоростные катера российского ВМФ, их скорость равна 48 узлам. (Правда, к Каспийской флотилии приписаны два более скоростных, но их ресурс уже практически выработан). То есть «Раптор» способен доставить 20 спецназовцев на расстояние в 100 миль практически за 2 часа. На экономической скорости катер способен продвинуться на 300 миль. Громадную скорость обеспечивают два двигателя суммарной мощностью в 2300 л.с., работающие на водометный движитель.

Экипаж - 2 человека. Корпус бронированный. Катер вооружен тремя пулеметами. По бортам расположены «обычные» пулеметы калибра 7,62 мм. Более серьезное оружие -крупнокалиберный пулемет Владимирова. Он оснащен оптико-электронным модулем, способным обнаруживать цели на фоне помех на расстоянии 3 км. Система управления огнем просчитывает траекторию движения цели и вносит поправки на возмущающие факторы. Дальность прицельной стрельбы - 2 км.

По контракту с Минобороны завод «Пелла» построит еще 6 «Рапторов». Таким образом, их количество достигнет 17-и.

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» был разработан в 2008 году нижегородским КБ «Вымпел». В связи с большой потребностью флота в катерах этого проекта, они строятся сразу на трех заводах - на Зеленодольском судостроительном заводе, на владивостокском «Восточная верфь» и на рыбинском «Вымпел». Предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Спуск на воду катера «Грачонок» — первого в серии четырех противодиверсионных катеров, заказанных министерством обороны РФ, на судостроительном заводе «Вымпел»

Это более солидный корабль, чем «Раптор», имеющий водоизмещение в 139 тонн и длину в 31 метр. Максимальная скорость - 23 узла, дальность плавания - 200 миль. Экипаж - 8 человек.

Катер оснащен развитыми средствами контроля надводной и подводной обстановки, а также оборудованием, позволяющим проводить работы на глубине до 300 метров. К ним относятся: РЛС, гидроакустическая станция, оптико-электронный комплекс, телеуправляемый подводный аппарат, судовой водолазный комплекс с барокамерой.

К вооружению относятся крупнокалиберный пулемет калибра 14,5 мм и ручной гранатомет. Для защиты от подводного нападения диверсантов используется автоматический 10-ствольный гранатомет калибра 55 мм. Он способен поражать диверсантов на глубине до 40 метров и на расстоянии до 16 метров. При надводной стрельбе дальность достигает 500 метров. Защиту от нападения с воздуха обеспечивают 4 ПЗРК «Игла».

В строю находятся 12 катеров. Строятся еще 4.

Главную ударную мощь «москитного флота» обеспечивают ракетные катера нескольких проектов, которые отличаются друг от друга используемыми противокорабельными ракетными комплексами. Это большие ракетные катера проектов 12411, 12411 Т, 12417 . Всё это модификации базового проекта 1241 «Молния», разработанного в 1979 году в ЦМКБ «Алмаз» в качестве ответа на аналогичные западные разработки.

Всего было построено 50 катеров для ВМФ и еще 30 на экспорт. В настоящий момент в строю находятся 26 катеров, последние из которых пришли на флот уже в нулевые годы в изрядно осовремененном виде. Более того, командование ВМФ заказало еще 2 катера, которые должны быть построены в следующем году на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел».

Главное оружие последних модификаций катера - четыре сверхзвуковые крылатые ракеты П-270 «Москит», принятые на вооружение в 1984 году. Несмотря на то, что катер имеет небольшое водоизмещение (порядка 500 тонн), одна ракета способна уничтожить корабль водоизмещением в 20 тыс. тонн. Она вполне современная, о чем свидетельствуют, например, полет ракеты на высоте 7 метров, средства радиоэлектронной борьбы, дальность, равная в зависимости от траектории полета от 120 км до 250 км. И очень солидная максимальная скорость в 2,8 М. Ракета обладает способностью маневрировать.

К артиллерийскому вооружению относятся установка АК-176 калибра 76 мм, допускающая автоматическую стрельбу с использованием корабельной РЛС, и 6-ствольная автоматическая артиллерийская установка АК-630 калибра 30 мм. Защиту от нападения с воздуха обеспечивает стационарный ЗРК «Стрела-3».

Что же касается радиотехнического вооружения катера, то по возможностям оно не уступает аналогичному вооружению малых ракетных кораблей.

Как уже было сказано, полное водоизмещение в зависимости от модификации лежит в пределах от 460 тонн до 550 тонн. Длина - 56 метров. Ширина - 10 метров. Экипаж - 40 человек, включая пять офицеров. При основательном весе и габаритах катер имеет максимальную скорость в 42 узла, на которой преодолевает расстояние в 400 миль. Экономический ход в 12 узлов обеспечивает дальность в 2400 миль.

Класс десантных катеров, которых в ВМФ России 35 единиц, представлен пятью проектами. Самый «древний» из них - проект 1176 «Акула» был запущен в производство в начале 70-х годов. Остальные относятся уже к российскому периоду нашей истории.

Абсолютным рекордсменом мира является проект 11770 «Серна» . Эти катера на воздушной подушке при водоизмещении в 99 тонн и длине в 26 метров способны перевозить 92 десантников с полной выкладкой либо технику весом в 45 тонн. При этом имеет скорость в 30 узлов и дальность в 600 миль. С 1993 года были построены 16 катеров.

Совсем новые десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» были разработаны в 2005 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева. Скорость у этого катера на воздушной подушке существенно выше - 35 узлов. При полном водоизмещении в 280 тонн он способен перевозить до 140 тонн груза. Это могут быть 2 основных боевых танка, 4 БТР, сотня десантников в различных сочетаниях. Катер может высаживать десант на неподготовленный берег, условно говоря, на «дикий». Предполагается, что каждый флот должен иметь 4−5 таких катеров. Пока построено 5. Каждому из них были присвоены имена офицеров, отличившихся в годы Отечественной войны 1812 года, - «Атаман Платов», «Денис Давыдов», «Иван Карцов», «Лейтенант Римский-Корсаков», «Мичман Лермонтов». В настоящий момент строятся еще 9 катеров.

Десантный катер «Мичман Лермонтов» проекта 21820 «Дюгонь»

Десантные катера проекта 02250 , разработанные компанией «Еврояхтинг», принадлежащей рыбинскому судостроительному заводу, начали строиться в 2014 году. Готовы две единицы. Это небольшой, водоизмещением в 20 тонн, но скоростной катер, развивающий скорость в 40 узлов. Перевозит 19 десантников на расстояние в 400 миль. Катер имеет пулеметное вооружение, а также беспилотный летательный аппарат, используемый в разведывательных целях. Также предусмотрено выставление катером четырех мин. Конструкторы предусмотрели еще четыре модификации катера: командный катер, медицинский с реанимационным отделением, пожарный, водолазный.

Очень интересную в боевом отношении линию представляет «старый-новый» десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена-М» , разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Его строительство должно начаться совсем скоро. Это модификация «Мурены», которая, начиная с 80-х годов, была построена в 11 экземплярах. «Мурена» стала развитием катера 70-х годов проекта 1206 «Кальмар», развивающего скорость в 55 узлов. Два таких катера до сих пор служат в Каспийской флотилии.

«Мурена» также имеет рекордную скорость в 55 узлов. Однако у нее существенно повышена огневая мощь. На «Кальмаре» установлены лишь два пулемета калибра 12,7 мм. «Мурена» способна производить эффективную огневую поддержку высаживающемуся десанту. Она вооружена двумя 30-мм автоматическими артиллерийскими установками и двумя гранатометами того же калибра. Также на борту имеются 8 ПЗРК «Игла».

Десантные корабли на воздушной подушке «Джейран» и «Кальмар»

Катер «Мурена-М» имеет полное водоизмещение в 150 тонн. Длина - 31 метр, ширина - 14,6 метра. Дальность хода - 200 миль. Экипаж - 12 человек. Способен перевозить один танк, или 2 БТР, или 140 морских пехотинцев. Может преодолевать препятствия высотой 0,8 метра.

Запланирована постройка пяти катеров «Мурена-М».

Продолжают находиться в строю и еще 4 катера, которые принадлежат к исчезающему виду вооружения. Это артиллерийские катера проектов 1204 «Шмель» . На нем установлена башня от плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой. В 60-е - 79-е годы было построено 118 таких катеров. У нас их остались 4 штуки. Поскольку катера строились в Николаеве, сейчас они в большом количестве эксплуатируются на Украине.

Быстроходный боевой катер "KHI Todak" индонезийского флота на фоне десантного корабля "Green Bay" американского флота. Индонезия продолжает наращивать возможности своих военно-морских сил, в том числе и за счет строительства быстроходных боевых катеров

Быстроходные боевые катера (ББК) или ракетные катера (корабли) представляют собой экономичное решение, точно соответствуя как потребностям береговой обороны, так и потребностям морского патрулирования меньшей интенсивности. В статье анализируется состояние флотов ББК стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Потребность в военных кораблях типа ББК особенно высока в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в этой статье дан обзор программ разработки, модернизации и закупки подобных судов, реализующихся в этой части земного шара. Начнем, пожалуй, с Бангладеш. Флот этой страны в последние годы значительно повысил боевые возможности своего флота, заменив на четырех ББК класса «Hegu» устаревшие противокорабельные ракеты SY-1 противокорабельными ракетами C-704A производства китайской корпорации Chinese Aviation Industry Corporation (CAIC). До конца этого года на вооружение бангладешского флота встанут восемь местной постройки ББК длиной 11,7 метра, задачей которых станет поддержание суверенитета и укрепление морского права. Государственная судоверфь Dockyard and Engineering Works (DEW) Narayangani по проекту X12 строит полностью композитное судно в рамках соглашения о передаче технологий с индонезийской компанией PT Lundin. Катер X12 длиной 12 метров является развитием известного боевого катера Combat Boat 90 постройки шведской судоверфи Dockstavarvet. DEW не ответила на запрос о стоимости этого проекта, который также включает десять версий с полноразмерной палубной надстройкой для бангладешской береговой охраны, однако СМИ Индонезии сообщают о стоимости контракта в 6 миллионов долларов. Вооружение катера составят три пулемета, а скорость 35 узлов (65 км/ч) помогут развить два дизельных двигателя Volvo Penta, соединенных с двумя водометами.


Бангладешский катер X12 является развитием шведского боевого катера CB 90

Мьянма (Бирма)

К юго-востоку от Бангладеш рост и модернизация флота страны под названием Мьянма (ранее Бирма) за последнее десятилетие были впечатляющими. В обязанности ее ВМС входит защита рыболовства, борьба с пиратством и контрабандой наркотиками. Также важным является предъявление претензий, подкрепленных своим мощным флотом, на потенциально богатые углеводородами участки в Бенгальском заливе. Мьянма прежде рассчитывала в основном на Китай при закупке морских судов, но в настоящее время интенсивно развивает собственную промышленность военных кораблей. С 2004 года в состав флота был введено около 20 ракетно-пушечных ББК местной постройки, в то время как новый класс быстроходных торпедных катеров, по имеющимся данным оптимизированный для противолодочной борьбы, также вступает в строй. Хотя мьянманцы, стремясь усилить свой флот ББК, не чураются и закупок за рубежом, в частности у Израиля. В конце 2015 года у подразделения Ramta компании Israel Aerospace Industries (IAI) было заказано шесть катеров Super Dvora Mk.3. Закупка этих судов является убедительным примером решимости Мьянмы защитить свои прибрежные ресурсы в то время, когда растет количество заявок на право ведения разведки месторождений в исключительной экономической зоне. Компания IAI не отрицает и не подтверждает наличие мьянманского контракта, но руководитель внешнеэкономического департамента Дэвид Богнер в компании IAI Ramta предоставил некоторую информацию по судну Super Dvora Mk.3. «Это исключительно подвижная платформа, способная развить скорость свыше 48 узлов (89 км/ч). Катер превосходно выполняет преследование и перехват нарушителей при выполнении задач по охране морских просторов и береговой линии, он может пристать к необорудованному берегу и даже может быть вытащен на него при необходимости». Богнер заострил внимание на ряде опций, доступных для операторов этого катера. «Типичным вооружением может быть стабилизированная артиллерийская установка Typhoon компании Rafael Advanced Defence Systems плюс вооружение меньшего калибра, но мы можем выполнить и требования индивидуального заказчика. Мы реагируем на предпочтения пользователя по обзорным РЛС и радарам управления огнем. Мы предлагаем на выбор двигатели MTU или Caterpillar. Вариант движителя с частично погруженными гребными винтами снижает гидродинамическое сопротивление и тем самым повышает эффективность катера при выполнении задач на мелководье».

Китай

Будучи поставщиком судов различных типов, Китайская Народная Республика уже много лет имеет на вооружении достаточно большой флот малоразмерных ББК различного типа. Хотя китайцы основательно модернизировали флот своих ББК за последнее десятилетие и сейчас в основном полагаются на ракетный катер катамаранного типа класса «Houbei» длиной 43 метра и водоизмещением 224 тонны, который предназначен для проецирования угрозы массовой ракетной атаки на авианосные ударные группы американского флота, действующие в прилегающих к Китаю водах. Это судно. развивающее скорость 36 узлов (67 км/ч), приводится в движение двумя дизельными двигателями, соединенными с четырьмя водометами. Катер имеет на вооружении восемь противокорабельных ракет C-803 от CAIC, а также шестиствольную автоматическую корабельную артиллерийскую установку AK-630. Катер этого класса представляют собой относительно стабильную ракетную платформу, которая может работать на удалении от берега до 400 морских миль (741 км). Более 80 таких судов состоят на вооружении, оценочная стоимость которых по данным китайской судоверфи Hudong-Zhonghua составляет до 50 миллионов долларов за судно. Также было несколько неподтвержденных сообщений в региональных СМИ о том, что Пакистан планирует строить суда этого типа по лицензии.


Катер «Tatmadaw Ya» мьянманского флота представляет собой новейший вариант эффективного, маневренного и хорошо зарекомендовавшего себя катера «Super Dvora», который быстро придаст импульс дальнейшему развитию военно-морской мощи страны


Ракетные катера катамаранного типа класса «Houbei» в больших количествах состоят на вооружении китайского флота. Эти суда создают потенциальную угрозу авианосным ударным группам американских ВМС, действующим в прилегающих к Китаю водах

Индия

Давний соперник Китая, Индия, оперирует более чем 20 ББК разных типов, при этом суда класс «Car Nicobar» водоизмещением 330 тонн, развивающие скорость 36 узлов, в настоящее время несут основную ответственность за безопасность и поисково-спасательные операции в индийской исключительной экономической зоне. Эти корабли в последние годы принимали участие в ряде операций против пиратов. Основное вооружение судна – это 30-мм пушка Medak CRN91, поддержанная парой пулеметов и пусковыми установками ракет 9K38 Игла «поверхность-воздух» производства российской компании КБМ. На судне также устанавливаются навигационный радар Furono и тактическая коммуникационная система LimitedLink-II от Bharat Electronics. В настоящее время последнее судно из 14 кораблей этого класса строится на судоверфи Garden Reach Shipbuilding and Engineering (GRSE) в Калькутте. GRSE не предоставляет информации по стоимости и другим аспектам проекта.


Индийский ББК класса «Car Nicobar»

Индонезия

Строительство флота индонезийских ББК идет полным ходом, поскольку Джакарта стремится повысить возможности своих ВМС при действиях в прибрежных водах. По словам заместителя министра обороны, планируется постепенно дополнить существующие более крупные ББК, например класса «Todak», по меньшей мере, 40 кораблями классов «KCR-40» и «KCR-60» местной постройки. Суда этих новых классов, строящиеся с 2012 года, имеют на вооружении противокорабельные ракеты C-705 индонезийско-китайского консорциума CAIC/PT Pindad; на борту класса «KCR-40» установлены две ракеты, тогда как более длинные катера проекта «KCR- 60» имеют на вооружении четыре ракеты. Артиллерийское вооружение катеров класса «KCR-40» состоит из 30-мм пушки CMS NG-18 и двух 20-мм пушек Denel Vektor, тогда как на борту судов класса «KCR-60» установлена 57-мм пушка BAE Systems Bofors. В программе участвуют судоверфи PT PAL, PT Palindo и PT Citia; оценочная стоимость судно длиной 40 метров составляет 10,2 миллиона долларов. По словам директора по производству судоверфи PT PAL, также изучаются перспективы этих судов за рубежом. Что касается сенсоров, то на этих катерах установлены радары наблюдения TR-47C и SR-47AG от China North Industries; три двенадцатицилиндровых дизельных двигателя MAN позволяют развить скорость около 30 узлов (55,5 км/ч). Несмотря на то, что в прошлом году прототип катера был уничтожен огнем, Джакарта заявила о продолжении программы строительства в Индонезии четырех ракетных тримаранов класса «X3K Klewang» с водометными движителями длиной 63 метра. Тем не менее, в феврале 2016 года в компании PT Lundin заявили о том, что будет построен всего один экземпляр.


Индонезийский ракетный тримаран класса «X3K Klewang»

Пакистан

Пакистан эксплуатирует несколько ББК разных годов постройки. Китай в настоящее время является основным поставщиком морских судов для этой страны, который в 2012 году поставил, например, новый ББК «Azmat» водоизмещением 570 тонн и длиной 63 метров. Этот корабль был построен китайской судоверфью China Shipbuilding and Offshore Corporation (CSOC). С тех пор в Пакистане компанией Karachi Shipyard and Engineering (KSEW) в сотрудничестве с CSOC был построен еще один экземпляр. Корабль был сдан в эксплуатацию, а в апреле 2015 года на судоверфи KSEW был разрезан первый стальной лист для третьего судна. Планируется постройка и четвертого судна. В основном этот ББК, способный развить скорость 30 узлов (56 км/ч), предназначен для действий в прибрежных водах. В комплекс вооружения входят восемь противокорабельных ракет C-802 CAIC, 23-мм пушка и шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка AK-630. Компания KSEW заявляет о стоимости 50 миллионов долларов за судно.


Новый пакистанский ракетный катер «Azmat»


Филиппинский флот имеет в своем составе шесть судов типа MPAC, которые могут выполнять боевые и десантные задачи. Компаниями Lung Teh и Propmech должны быть построены еще три судна

Филиппинский флот

Филиппинский флот имеет очень смешанный по составу флот вооруженных ББК, здесь имеются как суда местной постройки, так и подержанные корабли, закупленные у других стран. К новейшим приобретениям флота относятся шесть судов типа MPAC (Multi-Purpose Assault Craft – многоцелевой десантный катер). Эти катера, развивающие скорость 40 узлов (74 км/ч), предназначены в основном для работы у морских берегов и на реках; они могут выполнять задачи быстроходного катера и десантного судна; на борту может разместиться 16 десантников, десантирующихся через носовую аппарель. Катера типа MPAC вооружены тремя пулеметами. Три катера постройки тайваньской судоверфи Lung Teh имеют длину 15 метров, другие три, построенные филиппинской судоверфью Propmech, имеют длину 17 метров.

В настоящее время Манила начинает программу строительства еще трех судов, на которую было выделено 5,7 миллионов долларов. В конце февраля 2016 года департамент национальной обороны объявил о том, что работа по новым судам будет поделена между компаниями Lung Teh и Propmech. Будущий катер, оптимизированный для задач ББК, будет иметь на борту пусковую установку ракет класса «поверхность-поверхность»; возможно, это будут ракеты Spike от компании Rafael. По сообщениям, они будут также вооружены дистанционно управляемой пулеметной установкой 12,7-мм M2HB Browning от General Dynamics/US Ordnance и двумя 7,62-мм пулеметами M60 от US Ordnance.

Сингапур

Новейшим дополнением к боевым судам береговой обороны сингапурского флота является катера класс «Independence». Первый катер был спущен местной судоверфью ST Marine в июне 2015 года. Боевой корабль совместной разработки компаний Kockums (в настоящее время Saab) и ST Marine развивает скорость 27 узлов (50 км/ч). По сравнению с патрульными катерами класса «Fearless», которые он со временем заменит, этот корабль крупнее и имеет более мощное вооружение. В комплекс вооружения входят установленные в носовой части 76-мм пушка OTO Melara/Finmeccanica и двенадцатитрубная установка для вертикального пуска ракет MBDA Mica класса «земля-воздух». По бортам установлены дистанционно управляемые пулеметы Hitrole от OTO Melara/ Finmeccanica, а на корме 25-мм автоматическая пушка Rafael Typhoon. На корме также имеется вертолетная площадка для вертолетов поддержки, а с кормовой док-камеры можно спускать и загружать жестко-корпусной надувной катер. К особенностям этого боевого корабля относятся интегрированный центр управления боем и сенсорный комплект, включающий морскую обзорную РЛС Thales NS-100. Компания ST Marine не раскрывает стоимость кораблей класса «Independence».


Фрегат касса «Formidable» и корвет класса «Valour» сингапурского флота на страже открытых морских просторов. Новые же суда класса «Independence» с вертолетной площадкой значительно повысят уровень береговой обороны Сингапура


Южно-корейский ББК класса «Yun Youngha» имеет более мощное вооружение по сравнению со своими предшественниками. Запланирована постройка варианта меньшего размера

Шри-Ланка

На вооружении флота Шри-Ланки имеется ББК нескольких типов, включая израильские катера типа «Dvora 1», «Dvora 2» и «Dvora 3», суда класса «Shaldag» и катера местной постройки класса «Series III». Боевой катер класса «Series III» развивает скорость 53 узла (98,1 км/ч), имеет на борту орудийную установку Rafael Typhoon с 20-мм пушкой Orbital ATK Bushmaster и обзорный радар Furuno FR 8250, использующийся для навигации. Силовая установка состоит из двух дизельных двигателей Deutz V16 и двух поворотных частично погруженных винтов Arneson ASD16.

Тайвань

Являясь крупным поставщиком ББК, Тайвань за последние годы укрепил свой флот береговой обороны двенадцатью судами класса «Ching Chiang» и тридцатью ББК класса «Kuang Hua», все они имеют на борту противокорабельные ракеты. Но Тайвань не останавливается и продолжает укреплять свое военно-морское могущество. В конце 2014 года начались испытания первого из боевых судов катамаранного типа нового класса «Tuo Jiang». Судно длиной 60,4 метра и водоизмещением 560 тонн строится судостроительной компанией Lung Teh. Президент компании сообщил о том, что будет построено 11 таких судов. «Ракетно-пушечная платформа береговой обороны благодаря двум дизельным двигателям, соединенным с двумя водометами, может развить максимальную скорость 45 узлов (83 км/ч) и длительно идти на крейсерской скорости 25 узлов (46 км/ч)». Он подтвердил, что компания намеревается экспортировать суда этого типа. «Мы собираемся продавать их по всему миру». Официальная стоимость программы составляет 843,4 миллиона долларов. Эти новые ББК для своих размеров имеют очень хорошее вооружение. Ракетный комплекс включает восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng II и восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng III. Также на борту имеется 76-мм артиллерийская установка OTO Melara/ Finmeccanica, комплекс ближней противовоздушной обороны Raytheon Phalanx, а также 12,7-мм пулеметы и две строенных торпедных аппарата Mk.32. Продвинутая форма корпуса судов класса «Ching Chiang» позволит снизить расход топлива, повысить мореходные качества и маневренность, тогда как палубные надстройки имеют специальное покрытие, снижающее заметность и риск попадания ракеты. Эти корабли в основном предназначены для ведения боевых действий в прибрежной зоне. Впрочем, они могут выполнять задачи и при волнении моря Sea State 7 (высота волн до 9 метров). Дальность плавания составляет 2000 морских миль (3706 км), что позволяет им вступать в бой с китайскими кораблями далеко от берегов Тайваня. Следовательно, вооружение и характеристики этих новейших тайваньских кораблей могут создать проблемы китайским военным стратегам.


Тайваньские ракетные катера класса «Ching Chiang»

Южная Корея

Южно-корейский флот серьезно модернизирует возможности своей береговой обороны (поскольку северный сосед не дает спокойно спать), поэтапно вводя в эксплуатацию ББК класса «Yoon Youngha». На борту установлены пусковые установки противокорабельных ракет SSM-700K Haesseong от LIG Nex1, плюс 76-мм пушка Hyundai Wia. Судоверфями Hanjin Heavy Industries и STX планируется построить в общей сложности 18 судов класса «Yoon Youngha» водоизмещением 570 тонн и длиной 46 метров, хотя большая часть из них уже находится в составе флота. На борту этих судов устанавливаются обзорные радары STX Radar SYS-100K и and LIG Nex1 SPS-530K. Их движительная система, состоящая из дизельного двигателя MTU 12V 595 TE90, газотурбинных двигателей General Electric LM500 и водометов, позволяет развить скорость свыше 40 узлов (74 км/ч). В компании Hanjin озвучили стоимость одного судна в 38 миллионов долларов.

Вьетнам

Как и Южная Корея, Вьетнам также озабочен китайскими интригами касательно принадлежности различных островов и морских шельфов. В настоящее время вьетнамский флот базируется на российских ракетных катерах проекта 1241 «Молния». Энергетическая установка – двухвальная дизель-газотурбинная – позволяет судну длиной 56 метров и водоизмещением 480 тонн развить скорость 42 узла (78 км/ч). Основное вооружение включает 16 противокорабельных ракет Радуга П-15 «Термит» или Х-35У производства корпорации «Тактическое ракетное вооружение», 76-мм артиллерийскую установку и две шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки AK-630. Вьетнамский флот оперирует четырьмя катерами класса «Молния». По данным местных СМИ, во Вьетнаме идет строительство еще двух таких катеров, а в перспективе на вьетнамской судоверфи по лицензии будут построены еще четыре катера.


Вьетнамский ракетный катер проекта 1241 «Молния»

Заключение

Региональные территориальные споры и преступная деятельность на морских просторах вынуждают страны Азиатско-Тихоокеанского региона содержать флоты, способные эффективно вести боевые действия высокой и низкой интенсивности, а также охранять прибрежные воды. Поэтому, было бы удивительно, если бы новые типы ББК, оборудованные для выполнения различных задач, не продолжали поступать на вооружение региональных военно-морских сил в значительных количествах.

Использованы материалы:
www.naval-technology.com
www.globalsecurity.org
www.ships-net.co.jp
www.navypedia.org
www.shipspotting.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

Корабли проекта 1258 предназначены для поиска и уничтожения мин в базовой и рейдовой зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Этот проект являлся основным типом противоминного корабля рейдовой зоны ВМФ СССР.
В составе флота с 1985 г.


Корабли проекта 1259.2 предназначены для поиска и уничтожения мин в рейдовой зоне, на мелководье, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами.
В составе флота с 1990 г.

Корабли проекта 1253 предназначены для поиска и уничтожения мин в рейдовой зоне, на мелководье, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами.
В составе флота с 1980 г.

Ракетный катер «Р-60» проекта 1241.7 является дальнейшим развитием проекта 1241. Получил новый перспективный комплекс ПВО и радиоэлектронное оборудование. Катер предназначен для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, обеспечения ПВО соединений флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 1987 г.
NB: В 2005 -2006 годах модернизирован в Севастополе. Были демонтированы обе АК-630 и установлен ЗАК «Палаш».


Ракетный катер «Р-71» проекта 12417 является дальнейшим развитием проекта 1241. Получил новый комплекс ПВО и радиоэлектронное оборудование Катер предназначен для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, обеспечения ПВО соединений флота, патрулирования в заданных районах.
В составе Черноморского флота с 1985 г.
NB: В 2005 году ЗРАК «Кортик» был демонтирован. Планируется установить АК-630.

Ракетные катера проекта 1241.1 предназначены для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Являлись основным типом ракетного катера ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Р-109» (1990 г., бортовой номер 952),
«Р-239» (1989 г., бортовой номер 953),
«Р-334» «Ивановец» (1989 г., бортовой номер 954).

Десантный катер «ДКА-144» проекта 11770 «Серна» это десантный катер нового поколения на воздушной каверне. Его ТТХ были улучшены по сравнению с ДКА предыдущих поколений. Десантные катера предназначены для высадки войск, техники и вооружения на необорудованное побережье, перевозки войск и грузов на рейдах. Является основным типом ДКА ВМФ РФ.
В составе флота с 2008 г.

Десантные катера проекта 1176 «Акула» предназначены для высадки войск, техники и вооружения на необорудованное побережье, перевозки войск и грузов на рейдах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Являлись основным типом десантного катера ВМФ СССР.
В составе флота с 2009 г.

Противодиверсионные катера проекта 21980

Военный катер на подводных крыльях

В конце 19 века начали проводится первые попытки в строении судов с подводными крыльями. Первая страна, которая решили развить скорость водных транспортов является Франция. Именно там, де Ламбер, конструктор российского происхождения предложил создать корабль с крыльями под водой. Он предположил, что при использовании подводных крыльев или винтов под судном будет создаваться некая воздушная подушка. За ее счет, сопротивление воды будет гораздо меньше и корабли, оснащённые подводными крыльями смогут развивать гораздо большую скорость. Но проект не был реализован, так как мощности паровых машин, попросту не хватало.

История развития катеров на подводных крыльях

В начале прошлого столетия, итальянский авиаконструктор Э. Форланини, все-таки смог реализовать идею Лабера о подводных крыльев. И произошло это благодаря появлению и использованию новых, мощных бензиновых двигателей. Многоярусные крылья и мотор мощностью 75 л. с. на бензине, сделали свое дело, судно смогло не только встать на крылья, но и достигло рекордной на тот момент скорости в 39 узлов.

Чуть позже, американский изобретатель усовершенствовал разработку, увеличив скорость корабля до рекордных 70 узлов. Позже, уже в 1930 году инженер из Германии, изобрел крылья более эргономичной формы, напоминающей латинскую букву V. Новая форм крыла позволяла кораблю удерживаться на воде, даже при сильных волнах, с развитием скорости вплоть до 40 узлов.

Россия тоже вошла в число стран, которые занимались подобными разработками и в 1957 году, известный советский кораблестроитель разработал серию крупных катеров под кодовыми названиями:

  • Ракета;
  • Метеор;
  • Комета.

Корабли пользовались большой популярностью на внешнем рынке, их закупали такие страны как США, Великобритания, а также страны ближнего востока. Широкое применение катера на подводных крыльях послужили в военных целях, для разведки территории и патрулирования морских границ.

Советские и Российские военные катера на подводных крыльях

У Военно-Морского , насчитывалось порядка 80 катеров с подводными крыльями. Различали следующие виды:

  • Малые противолодочные корабли. По технической составляющей катер состоял из двигателя с двумя турбинами, мощностью по 20 тыс. л. с., среднего бортового руля, подруливающей установки, размещавшееся в носовой части корабля и две поворотные колонки, располагающиеся на корме. Основными плюсами являлись большая скорость и радиостанция, работавшая на тысячи километров. Весил корабль 475 тонн и был 49 метров в длину и 10 метров в ширину. Скорость хода состояла 47 узлов, при автономности до 7 дней. Корабли имели на вооружении два или четыре трубных торпедных аппарата, боекомплект составлял 8 ракет.
  • Катера проекта 133 «Антарес». Любой катер из данной серии имел такие технические характеристики как водоизмещение равное 221 тонн, длину в 40 метров и ширину 8 метров. Максимально развивающаяся скорость составляла 60 узлов, при дальности хода 410 миль. Силовые установки состояли из двух газотурбинных двигателей серии М-70, мощностью 10 тыс. л. с. каждая. В состав вооружения входила 76-мм артиллерийский комплекс с боезапасом 152 снаряда и 30-мм зенитная установка с боезапасом также в 152 снаряда. Кроме этого на большей части судов имелись 6 глубинных бомб класса ББ-1 и гранатомёт МРГ-1 и один бомбосбрасыватель. Считалось большим преимуществом то что корабль был способен развить скорость до 40 узлов при пяти-бальном шторме.

В свое время все развитые страны сумели принять участие в строительстве катеров на подводных крыльях, однако советские суда считаются самыми лучшими. Во времена СССР было построены порядка 1300 штук кораблей на подводных крыльях. Основными недостатками судов считались, низкая экономичность топлива и невозможность подхода к необорудованному берегу.

В 1990 году был выведен из строя последний катер на подводных крыльях. За всю историю того корабля им управляло 4 капитана – В. М. Долгих и Э.В. Ванюхин -капитаны третьего ранга, В. Е. Кузьмичев и Н.А. Гончаров – капитан-лейтенант. В дальнейшем он был передан в ОФИ для разоружения и разделан на металл.

Поразившие весь мир удары по объектам террористов в Сирии из акватории Каспийского моря ракетами «Калибр» были нанесены с малых ракетных кораблей ВМФ России . Возможности нового оружия, которое не требует больших носителей типа крейсеров, вызывают у военных специалистов все больше интереса к «москитному флоту» - маломерным морским кораблям и судам различного предназначения. Еженедельник «Звезда» изучил, какие боевые катера поступают на вооружение ВМФ России сегодня.

Веселые смертники

Зубоскалить над Брежневым я перестал, когда увидел кадры кинохроники 1970-х. На борту прогулочного катера, идущего из Геленджика в Новороссийск , сидел пожилой человек - тогда правитель полумира - и плакал. Тем же маршрутом он шел на маленьком суденышке на Малую землю в 1943-м. Полковники в атаки не бегают, но для смерти звезды на погонах - не указ. В Цемесской бухте десантный катер ночью напоролся на плавучую мину. Замполита Брежнева взрывом выбросило за борт, и его, контуженного, чудом заметили и подобрали из воды матросы катера...

На флоте их называли морскими кавалеристами или веселыми смертниками. На торпедных Г-5 и Д-3, на «мошках» (малых охотниках МО-4) они совершали безумные по отчаянной отваге атаки на немецкие корабли, высаживали десанты, боролись с минами. Крейсеры и линкоры большей частью берегли от налетов вражеской авиации и атак подлодок, и основную боевую нагрузку в годы Великой Отечественной войны нес - и вынес! - именно советский «москитный флот»: торпедные и бронекатера, сторожевики и дымзавесчики, катера-тральщики и катера ПВО.

Опасный «птенчик»

Перечисляя задачи военного ведомства России в 2017 году по наращиванию боевых возможностей Вооруженных сил, министр обороны Сергей Шойгу в числе приоритетных назвал и введение в боевой состав ВМФ восьми надводных кораблей и девяти боевых катеров. Сейчас от слов к делу наши военные переходят очень быстро, и подъем военно-морского флага России на двух новейших противодиверсионных катерах проекта 21980 «Грачонок» прошел на Северном флоте уже в январе 2017-го.

Церемония в Гаджиеве, главной базе подводных сил Северного флота, прошла под началом контр-адмирала Владимира Гришечкина, который по доброй морской традиции пожелал экипажам семь футов под килем и отметил высокую эффективность новой техники для обеспечения охраны и обороны пунктов базирования и военных объектов флота, в том числе от возможных террористических угроз.

Построенные на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске катера способны выполнять боевые задачи при пятибалльном шторме. Экипаж - 8 моряков, скорость хода - свыше 20 узлов. Шустрый «Грачонок» хорошо вооружен. Больно «клюнуть» противника он может очередями пулемета калибра 14,5 мм. От атаки диверсантов из-под воды катер защищен автоматическим 10-ствольным гранатометом калибра 55 мм, который «глушит» боевых пловцов на глубине до 40 м и в радиусе до 16 м от своих бортов. В бою гранатомет работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение оружия в точку стрельбы.

Защиту от воздушных атак обеспечивают четыре переносных зенитных ракетных комплекса (ПЗРК) «Игла». Катер оборудован современными радиоэлектронными и радиотехническими средствами, среди которых гидроакустический комплекс «Кальмар» и навигационная РЛС МР-231 «Пал».

На декабрь 2016 года в составе ВМФ России было 12 таких катеров. В этом году «грачиная стая» уже начала пополняться новыми «птенцами».

В 2016 году серийные поставки транспортно-десантных и штурмовых катеров для морской пехоты и спецназа ВМФ России начал концерн «Калашников». Судостроительное подразделение известнейшей оружейной фирмы разработало и выпустило сразу единую боевую группу катеров. В ее составе - новейшие транспортно-десантный катер БК-16 и штурмовой катер БК-10. «Они успешно прошли испытания и были приняты на вооружение, - сказал генеральный директор концерна Алексей Криворучко. - По своим техническим характеристикам и оснащению наши катера не уступают зарубежным аналогам, но при этом значительно выигрывают по цене».

На «Дне инноваций Минобороны» о боевых возможностях этих катеров еженедельнику «Звезда» рассказывал замгендиректора входящих в состав концерна «Калашников » «Рыбинских верфей» Сергей Антонов:

Эти скоростные суда предназначены для решения боевых задач в прибрежной зоне. Экипаж БК-10 из двух человек доставит к месту высадки 10 десантников. Осадка у 8-тонного катера всего 66 сантиметров. Фактически он способен «запрыгнуть» на берег, при этом поливая врага огнем из двух пулеметов (естественно, Калашникова) калибра 7,62 мм.

Транспортно-десантный катер БК-16 вооружен еще более внушительным арсеналом - четырьмя 7,62-мм пулеметами, пулеметом калибра 12,7 мм и 40-мм гранатометом. Но и это еще не все: катер может нести на борту до четырех морских мин или пусковые установки управляемых ракет «Корнет». При водоизмещении в 20 тонн БК-16 способен перевозить до 24 десантников. Экипаж катера тоже всего два человека.

Техническая возможность развиватьодинаковую скорость в 40 узлов и гарантированная дальность плавания до 400 миль позволяют катерам скоординированно работать на выполнение единой боевой задачи, - рассказал Сергей Антонов. - Действуя в составе группы, катера обеспечат скоростную доставку десантно-штурмовой группы на берег и огневую поддержку ее действий.

Ультрасовременные «динозавры»

По сообщениям в открытой печати, пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в сирийском Тартусе от угрозы с моря сейчас оберегает пара «динозавров». Они невероятно быстры и очень опасны для любого противника. Быстроходные патрульные катера проекта «Раптор» по заданию ВМФ России спроектированы и построены специалистами ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Предназначены эти высокоманевренные «хищники» для патрулирования акваторий, высадки десантов, выполнения поисково-спасательных работ. У скоростных (48 узлов - почти 90 километров в час!) «Рапторов» превосходные мореходные качества: они в состоянии с высокой скоростью двигаться на любых курсовых углах даже при волнении на море до пяти баллов. При необходимости каждый такой катер может перевезти 20 морских пехотинцев с вооружением и снаряжением.

«Раптор» вооружен универсальным дистанционно управляемым боевым модулем «Управа-КОРД» калибра 14,5 мм. Дальность обнаружения целей - 3000 м, прицельная дальность стрельбы - 2000 м. В систему боевого дистанционного модуля встроен уникальный гироскоп, который стабилизирует прицеливание, когда начинает возрастать волнение на море. Дополнительным вооружением для ближнего боя с плавсредствами противника являются установленные на вертлюжных установках два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62 мм.

Одно слово - «хищник»! До конца 2018 года судостроители «Пеллы» должны поставить для ВМФ России еще более десятка патрульных катеров проекта 03160.

«Москитный флот» против «бесчеловечных» дронов

Чем больше корабль, тем более он уязвим для врага, невзирая на все самые современные технические защитные прибамбасы. Некоторые российские и западные военные аналитики предрекают, что последние крейсеры уйдут в историю уже к 2040 году, как прежде ушли многопушечные парусные бриги и закованные в броню дредноуты.

Новое оружие дает новые возможности, и, например, американцы сегодня больше опасаются китайского «москитного флота», чем надводных и подводных кораблей Поднебесной. Адмиралы США считают, что эта мелюзга способна перекрыть пути из Индийского в Тихий океан - вдоль побережья и между островами - даже их мощнейшим авианосным группам. А в условиях, когда наряду с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) активно разрабатываются и морские боевые дроны, роль маломерных кораблей и судов должна возрасти еще больше. Кстати, если воздушные БЛА сейчас у всех на слуху, то о морских беспилотниках во всех промышленно развитых странах распространяются не очень-то много. К чему бы это?

Как хорошо известно, танки клопов не давят. Также маловероятно, что за глайдерами и прочими безэкипажными дронами будут гоняться эсминцы и фрегаты. А «москиты» - смогут. Возможно, скоро главной задачей морской кавалерии станет именно борьба с «бесчеловечными» морскими «гадами».

Фото: Минобороны России/Концерн «Калашников»



Читайте также: