Международное космическое пространство. Международное космическое право

Неземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределено различными техническими принципами передвижения летательных аппаратов. Космическая деятельность затрагивает интересы всего человечества, поэтому космическое пространство по аналогии с воздушным нельзя разделить на национальное и международное. Все космическое пространство в целом является международной территорией, не подлежит национальному присвоению и установлению суверенитета какого-либо государства, находится в общем пользовании. К космическому пространству применяется понятие общего наследия человечества.

Международное космическое право представляет собой отрасль международного права, сформировавшуюся в процессе освоения государствами космического пространства. Международное космическое право – это совокупность норм, регулирующих международные правоотношения относительно статуса космического пространства как особой внеземной среды и деятельность государств по его исследованию и использованию. Это множество международных правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регламентирующих отношения субъектов международного права в связи с использованием космоса.

Предметом международного космического права являются международные отношения в процессе космической деятельности. Объект международного космического права – деятельность его субъектов, связанная с исследованием и использованием космоса, планет Солнечной системы, Луны, иных небесных тел, космических объектов. Космическое право регулирует деятельность государств не только в космосе, но и деятельность на Земле, связанную с изучением и освоением космоса. Субъектами международного космического права выступают и традиционные, и нетрадиционные субъекты международного публичного права: государства, международные межправительственные и неправительственные организации, юридические лица.

До разработки первого универсального Договора о космосе 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычно-правовых норм (например, принцип нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство). До сих пор в международном космическом праве действует большой конгломерат именно обычных норм, сформировавшихся в практике государств (100–110 км от поверхности Океана – граница между воздушным и космическим пространством). Кроме того, многие положения космического права закреплены в двусторонних договоренностях между основными космическими державами – США и СССР. Другие государства придерживаются установленных в этих соглашениях правил на уровне международного обычая.

Особенности международных обычных норм в космическом праве – они сформировались в течение достаточно короткого времени (с начала 60-х и до середины 70-х гг. XX в.).

В сфере космического права принято большое количество универсальных международных соглашений. Основным является Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космосе). Этот Договор устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности (участники – около 100 государств мира).

Другие универсальные соглашения по международному космическому праву: Договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. В 2007 г. под эгидой ООН приняты Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора.

Круг государств, на которые распространяются нормы космического права, шире "космического клуба", т.е. круга государств, которые непосредственно участвуют в освоении и использовании космического пространства. При этом общепризнанные принципы международного космического права распространяются на все государства, независимо от их участия в космической деятельности.

В регулировании международного космического права важную роль играют резолюции-рекомендации международных организаций (прежде всего, ГА ООН): Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г.; Принципы использования государствами некоторых спутников Земли для международного непосредственного телевещания 1982 г.; Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 г.; Принципы использования ядерных источников энергии на борту космических объектов 1992 г.; Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.

Совместную деятельность государств в космосе регламентируют в основном международные научно-технические соглашения – учредительные акты МНПО (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Европейское космическое агентство, Интерпуть). Важную роль в этой сфере играют деятельность юридического и научно-технического подкомитетов ООН, Комитета ООН по использованию космического права в мирных целях и его рабочих групп.

Основные принципы международного космического нрава закреплены в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. и в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.:

  • – нераспространение государственного суверенитета на космическое пространство;
  • – исследование и использование космического пространства на благо всего человечества;
  • – равные права всех государств по исследованию и использованию космического пространства;
  • – запрещение национального присвоения космоса;
  • – соответствие космической деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – свобода космоса для научных исследований;
  • – использование луны и других небесных тел только в мирных целях;
  • – международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
  • – международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
  • – сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса;
  • – сохранение государственной юрисдикции и контроля над государственными космическими объектами;
  • – обязанность государств предотвращать загрязнение космоса.

Международное космическое право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, которые устанавливают режим космического пространства и небесных тел и регулируют отношения между государствами, международными организациями и коммерческими фирмами в связи с исследованиями и использованием космоса.

Зарождение международного космического права как отрасли международного публичного права связывается с началом практической деятельности государств в космическом пространстве в частности, с запуском в СССР 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли.

Космической деятельностью занимается сейчас ограниченное количество высокоразвитых государств, обладающих соответствующими возможностями. Именно они и являются основными субъектами международного космического права. Но в результате такой деятельности и в ее международно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование космической деятельности с самого начала стало осуществляться путем заключения, главным образом, универсальных международных соглашений, открытых для участия всех государств. Основная роль в деле разработки таких договоров принадлежит ООН в лице Генеральной Ассамблеи, ее вспомогательного органа - Комитета по использованию космического пространства в более широких целях и его подкомитета по правовым вопросам.

Принято много международных нормативных актов по международному космическому праву, в том числе:

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967,

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968,

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам 1972,

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1976г.,

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979,

Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992,

Меморандум о сотрудничестве между Национальным космическим агентством Украины и Российским авиационно-космическим агентством в области развития глобальных навигационных спутниковых систем 2003 и другие.

В основе международного космического права лежат следующие принципы:

1. Свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел.

3. Сохранение суверенных прав государств на космические объекты, запускаемые ими.

4. Оказание помощи экипажа космического корабля в случае аварии, бедствия.

5. Международная ответственность государств за свою деятельность в космосе.

6. Содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства.

Субъект международного космического права - это участник, в том числе потенциальный, международно-правовых отношений по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии, носитель международных прав и обязанностей.

Объект международного космического права - это все то, по поводу чего субъекты международного космического права могут вступать в международные правоотношения, т.е. космическое пространство, Луну и другие небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, наземные компоненты космических систем, результаты практической космической деятельности, космическая деятельность, формы сотрудничества государств в космическом пространстве, ответственность за ущерб от правомерного космической деятельности и тому подобное.

Космос ~ синоним астрономического определения Вселенной. Различают ближний космос, включающий "околоземное" пространство, и дальний космос - мир звезд и галактик.

Космическое пространство - пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы. Иногда рассматривают не космическое пространство в целом, а те или иные его части, характеризующиеся различными свойствами, - околоземное космическое пространство, межпланетное пространство, межзвездное пространство и т.п. В международном космическом праве нет договорной нормы, которая бы устанавливала границу между воздушным пространством и космическим пространством. Господствующей является точка зрения, согласно которой такая черта должна быть установлена на высоте примерно 100-1000 км над поверхностью Земли.

Космонавт - это человек, который проводит испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете.

Основным принципом, определяющим правовой режим космического пространства и небесных тел, заключается в том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами ". Таким образом, космическое пространство является открытым и свободным для исследования и использования всеми государствами, на него не распространяется государственный суверенитет.

В то же время существенным для правоотношений государств по поводу Космоса является то, что открытость и свобода для исследования и использования космоса является не абсолютным, а имеют ограничения, закрепленные в международно-правовых актах, например, в Договоре о космосе 1967 года. В частности

1. Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

2. Государства-участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи и осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех государств-участников договора.

3. Государства-участники договора обязуются не выводить на орбиту Земли любых объектов с ядерным оружием или какими-то другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо другим способом.

В ст. III настоящего договора подчеркивается, что исследования и использования космического пространства осуществляются в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций. Государства-участники соглашения обязались "установить международный режим, в том числе соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны". При этом основные цели такого международного режима содержат:

Упорядоченное и безопасное овладения природными ресурсами Луны;

Рациональное регулирование этих ресурсов;

Расширение возможностей в деле использования этих ресурсов;

Справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, полученных от этих ресурсов.

Ответственность в международном космическом праве включает два аспекта:

1) международная ответственность государств за нарушение норм и принципов международного права;

2) материальная ответственность за ущерб, причиненный в результате осуществления космической деятельности.

Ответственность государств за космическую деятельность установлена ст. VI Договора 1967 о космосе, где указано, что государства-участники договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными организациями и неправительственными юридическими лицами. Если космическая деятельность осуществляется международной организацией, ответственность за выполнение положений договора несут наряду с международной организацией также государства-участники договора, которые являются членами и организации.

В соответствии со ст. VII договора о космосе, международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами или их составными частями на Земле, в воздухе и в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, несет государство, которое осуществляет или организует запуск, а также государство, с территории или установок которого осуществляется запуск.

Ответственность возникает, когда ущерб причинен другому государству физическим или юридическим лицам.

Государства несут абсолютную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектами на поверхности Земли или воздушному судну в полете; за вред, причиненный одним космическим объектом другому ответственность государства наступает только при наличии вины. Освобождение от ответственности предусмотрено в случае грубой небрежности или умысла потерпевшего и установлен годовой срок претензионной давности.

Сумма компенсаций исчисляется в соответствии с международным правом и принципами справедливости так, чтобы обеспечить восстановление положения вещей, который существовал бы, если бы ущерб не было причинено.

Спорные ситуации регулируются специально создаваемыми ad hoc комиссиями в составе представителей государства-истца; запускающего космический объект, и совместно выбранного ими головы. Решение комиссии имеет обязательный характер, если об этом достигнута договоренность между сторонами. В других случаях оно является лишь рекомендацией. Эти положения касаются международных организаций, осуществляющих космическую деятельность, если такая организация заявляет, что она принимает на себя права и обязанности, предусмотренные конвенцией, и при условии, что большинство государств-членов организации являются участниками конвенции 1972 и Договора о космосе 1967 Ответственность несут солидарно как сама организация, так и держа вы-члены.

В наше время активная деятельность частного сектора в космическом пространстве требует пересмотра основных принципов и норм международного космического права и укрепления позиций национального космически-правового регулирования. Одной из характерных черт данной сферы является неоднородность субъектов космической деятельности. Субъектами национального космического права могут быть как национальные, так и иностранные физические и юридические лица, международные организации и государства.

Так, например, Закон Украины "О космической деятельности" от 15 ноября 1996 к субъектам космической деятельности относит предприятия, учреждения и организации, в том числе международные и иностранные, осуществляющие космическую деятельность. Физические лица, по данным Законом, не являются субъектами космической деятельности. А Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 "О космической деятельности" не содержит определения термина "субъекты космической деятельности", но, анализируя его, к таким субъектам можно отнести организации и граждан Российской Федерации; иностранных граждан и организации, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации; международные организации и иностранные государства.

Поскольку государства и международные организации являются субъектами международного космического права, они могут непосредственно осуществлять деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Физические и юридические лица не являются субъектами международного космического права и могут осуществлять космическую деятельность, регулируется международным космическим правом только от имени государства своей юрисдикции.

Украина как субъект международного космического права осуществляет свою космическую деятельность на условиях равноправия с другими государствами с учетом своих национальных интересов. Украина обеспечивает выполнение взятых на себя международных обязательств в сфере космической деятельности и несет ответственность за общепризнанными нормами международного права и положениями международных договоров Украины (ст. 17 Закона).

Космическая деятельность в Украине осуществляется на основе Общегосударственной (Национальной) космической программы Украины, которая разрабатывается на пять лет. ее создает Национальное космическое агентство Украины совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти и Национальной академией наук Украины исходя из цели и основных принципов космической деятельности в Украине. На основе Общегосударственной космической программы осуществляется:

определение потребностей в космической технике гражданского, оборонного и двойного назначения, а также заключение контрактов в соответствии с действующим законодательством на проведение научно-исследовательских работ и производство космической техники на текущий год, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины;

выделение средств из Государственного бюджета Украины для финансирования космической деятельности по государственным заказам; подготовка кадров за счет средств Госбюджета и принятия мер по социальной защите персонала объектов космической деятельности;

обеспечения поддержки и совершенствования объектов космической деятельности наземной инфраструктуры, а также необходимого уровня безопасности космической деятельности;

обеспечение международного сотрудничества в космической сфере, в том числе Украины в международных космических проектах.

Введение

Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права

1 Понятие, объекты и субъекты международного космического права

2 Источники международного космического права

Правовой статус космических объектов и космонавтов

1 Правовой статус космических объектов

2 Правовой статус космонавтов

Заключение


Введение

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. В течение веков он был предметом научного изучения. Но эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля «Аполлон» на Луне (июль 1969 г.).

После этого сфера исследования и использования космического пространства начала стремительно расширяться. Увеличилось количество космических государств и других субъектов космической деятельности, расширились объемы этой деятельности, кроме искусственных спутников в космосе появились международные космические станции и другие, более совершенные средства исследования и использования космического пространства.

По мере проникновения человека в космос и расширения сферы исследования и использования космического пространства возникла практическая потребность как в международно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений, так и в развитии международного космического сотрудничества. 20 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о многостороннем сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. В ней было сформулировано два важных принципа:

а) международное право, включая Устав ООН, применяется к космическому пространству и небесным телам;

б) космическое пространство и небесные тела свободны для исследования и использования всеми национальному присвоению. Эта Резолюция стала отправной точкой в развитии международного космического права.

1. Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права

1 Понятие, объекты, субъекты международного космического права

международный космический право

В настоящее время под международным космическим правом понимается отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, определяющих правовой режим космического пространства и небесных тел, а также регулирующих отношения между субъектами международного права в сфере космической деятельности.

Более конкретизированными объектами международного космического права являются:

а) космическое пространство;

б) небесные тела;

в) космическая деятельность субъектов международного права;

г) космические объекты;

д) экипажи искусственных спутников Земли, других космических кораблей и станций.

Под космическим пространством понимается пространство за пределами атмосферы Земли. Атмосфера представляет собой воздушную оболочку планеты, наполненную различным газами (азот, кислород, аргон, кислородный газ, гелий и др.). Их плотность уменьшается по мере удаления от Земли, и на высоте более 800 км земная атмосфера постепенно переходит в космическое (межпланетное) пространство.

К небесным телам как объектам международного космического права относятся, прежде всего, Земля и другие планеты Солнечной системы, их спутники, в частности Луна, кометы, астероиды, метеориты и т.п. Научный интерес представляют также другие галактики.

Космические тела находятся в космическом пространстве и тесно связаны с ним. По мере проникновения человека в глубины космоса открываются все новые и новые космические тела, представляющие не только научный, но и практический интерес. Вместе с этим расширяется объем космического пространства, оказывающегося в сфере действия международного космического права.

Космическая деятельность как объект международного космического права непосредственно связана с человеческим фактором. Она многообразна в своих проявлениях, но в концентрированном виде выражается через формулу международного космического права - «исследование и использование космического пространства и небесных тел». Регулирование связанных с этим отношений является главной задачей международного космического права.

Космическая деятельность осуществляется как в космосе, так и на Земле. «Земная» часть связана с запуском космических аппаратов, обеспечением их функционирования, возвращением на Землю, обработкой и использованием результатов космических запусков.

В космосе осуществляются движение искусственных спутников и космических станций, научные космические эксперименты, дистанционное зондирование Земли, спутниковые телекоммуникации, другие виды использования космического пространства.

Самостоятельную группу объектов международного космического права составляют «космические объекты». Это созданные человеком технические устройства, предназначенные для исследования и использования космического пространства и находящиеся в этом пространстве или на небесных телах. К ним относятся ракеты-носители, искусственные спутники Земли, космические аппараты, станции и т.п. В отличие от них «небесные тела» имеют естественное происхождение, с чем связаны особенности правового статуса этих групп объектов.

В качестве непосредственных объектов космической деятельности выступают экипажи искусственных спутников Земли, других космических кораблей и станций.

Субъектами международного космического права изначально выступали почти исключительно государства. К началу 21 в. активно начал разворачиваться процесс коммерциализации космической деятельности, сущность которого связана с приобретением, сбытом или обменом космических благ и услуг. В этой связи произошло существенное расширение круга негосударственных субъектов космической деятельности. Сейчас большинство крупных международных космических проектов либо осуществляется частными компаниями, либо носит смешанный характер. Таким образом, к субъектам международного космического права в настоящее время относятся государства, международные организации (государственные и негосударственные), частные юридические и физические лица.

2 Источники международного космического права

Под источниками международного космического права понимают формы выражения и закрепления норм данной отрасли международного права, регулирующие международные отношения, возникающие по поводу и в связи с исследованием и использованием космического пространства.
В международном космическом праве основными видами источников права являются международный договор и обычай. Следует отметить, что процесс формирования и развития международного космического права проходит в основном в договорной форме.
Международный договор (соглашение) заключается между субъектами международного космического права в письменной форме и содержит конкретные формулировки норм международного космического права.

Заключая договор, субъекты международного права преследуют цель создания международно-правовых норм, которые направлены на регулирование отношений между ними.

В зависимости от круга участников договоры могут быть универсальными и с ограниченным числом участников (двусторонние, региональные).

Все нормы, содержащиеся в договоре, являются юридически обязательными для участников договора, и их нарушение влечет международно-правовую ответственность.

Многообразная деятельность по исследованию и использованию космоса сейчас регламентируется различными актами международного космического права. Эти акты составляют систему источников соответствующей правовой общности. Ключевое значение среди них имеют пять международных многосторонних договоров, принятых под эгидой ООН в 60-70-х гг. ХХ в. К ним относятся:

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят 19 декабря 1966 г., вступил в силу 10 октября 1967 г.); - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (принято 19 декабря 1967 г., вступило в силу 3 декабря 1968 г.);

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (принята 29 ноября 1971 г., вступила в силу 1 сентября 1972 г.);

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (принята 12 ноября 1974 г., вступила в силу 15 сентября 1976 г.);

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято 5 декабря 1979 г., вступило в силу 11 июля 1984 г.).

Эти акты составляют основу мирового правопорядка в сфере исследования и использования космического пространства.

Наиболее универсальным из них является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее - Договор по космосу). Подписывая этот Договор, государства-участники согласились в том, что они будут осуществлять деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 3). Они также зафиксировали в этом Договоре другие основные международно-правовые принципы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях.

Договор по космосу определил общие рамки для развития космического права. Они были конкретизированы в четырех других указанных выше соглашениях и конвенциях, касающихся отдельных сфер космической деятельности.

В 1989 г. была принята Европейская конвенция о трансграничном телевидении, а в 90-х гг. появился ряд многосторонних соглашений научно-технического характера, касающихся международных космических проектов и программ.

Двусторонние международные договоры. Этими актами регулируются многочисленные отношения в сфере двустороннего космического сотрудничества. Назовем лишь несколько из такого рода договоров: Соглашение между правительствами России и Франции о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (1996 г.); Американо-Бразильское соглашение о сотрудничестве на международной космической станции (1997 г.); Соглашение между Россией и Казахстаном об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» (1994 г.); Договор между Бразилией и Украиной «О долгосрочном сотрудничестве в использовании ракеты-носителя «Циклон-4» на пусковом центре «Алкантара»» (2003 г.) и др.

Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Они не имеют обязательный характер и не являются прямыми источниками международного права. Но эти резолюции относятся к категории так называемого мягкого права и оказывают существенное влияние на формирование обязательных норм международного права. К ним, в частности, относится Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, которой была утверждена Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Эта Декларация была положена в основу Договора по космосу.

Из других резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся вопросов космоса, следует отметить те из них, которыми были утверждены: Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (Резолюция 37/92, принята 10 декабря 1982 г.); Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (Резолюция 41/65, принята 3 декабря 1986 г.); Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (Резолюция 47/68, принята 14 декабря 1992 г.).

В декабре 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран (Резолюция 51/122).

Акты международных организаций. В европейском контексте это акты Европейского космического агентства, Европейского Союза, Комиссии Европейских сообществ и др. К этим актам относятся:

Решение Европейского парламента по докладу Комиссии Европейского Союза по проблеме «Европа и космос: начало новой главы» (17 января 2002 г.); Решение Совета Европейского Союза «О развитии общеевропейской космической политики» (13 мая 2003 г.); Рамочное соглашение между Европейским сообществом и Европейским космическим агентством (2003 г.) и др.

Рамочное соглашение между Европейским сообществом и Европейским космическим агентством преследует две важные цели:

а) создание совместного базиса и инструментария для взаимовыгодного сотрудничества между двумя интеграционными объединениями;

б) прогрессивное развитие европейской космической политики путем формирования системы запросов на космические услуги и технологии совместными усилиями Европейского сообщества и Европейского космического агентства.

Конкретными сферами сотрудничества определены: научные исследования; технологии; мониторинг Земли из космоса; навигация; осуществление спутниковой связи; полеты человека в космос; политика в области спектра радиочастот и др.

Отдельную группу составляют учредительные акты международных организаций, осуществляющих космическую деятельность: Конвенция о создании Европейской организации по космическим исследованиям (1962 г.); Конвенция о создании Европейского космического агентства (1975 г.) и др.

В соответствии с первым из указанных соглашений совместная космическая деятельность осуществляется государствами-участниками на основе межгосударственных программ. Реализацию этих программ координирует Международный совет по космосу. Государства-участники также обязались осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с действующими международно-правовыми нормами и координировать свои усилия в данной области.

2. Правовой статус космических объектов и космонавтов

1 Правовой статус космических объектов

Этот статус определяется как нормами международного права, так и национального космического законодательства. В международном аспекте здесь особое значение имеют правоотношения, связанные с запуском космического объекта в космос и возвращением его на Землю.

Исходным в этих правоотношениях является требование международного права об обязательной регистрации государством запускаемых космических объектов.

В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, эти объекты запускающее государство (т.е. государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, или государство, с территории или с установок которого осуществляется запуск космического объекта) обязано зарегистрировать в специальном национальном регистре. Когда в отношении любого такого космического объекта имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует соответствующий объект (ст. 2).

Данные национального регистра представляются «в ближайший практически осуществимый срок» Генеральному секретарю ООН для внесения их в международный реестр. Эти данные должны содержать следующие сведения: название запускающего государства или запускающих государств; соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер; дату и территорию (место) запуска; основные параметры орбит (период обращения, наклонение, апогей, перигей и др.); общее назначение космического объекта. Запускающее государство также предоставляет информацию о космических объектах, которые, будучи выведенным и на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите (ст. 4 Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство).

Ряд норм, касающихся правового статуса космических объектов, содержится и в Договоре по космосу. В нем отмечается, что государство-участник, в регистр которого занесен космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространства, на небесном теле или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству. При этом такое государство должно по соответствующему требованию представить до возвращения космического объекта информацию о нем.

Каждое государство-участник, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник, с территории или с установок которого производился запуск космического объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству-участнику, его физическим или юридическим лицам (ст. 7 Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство).

2.2 Правовой статус космонавтов

Космонавт - это лицо, участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа. В США космонавтов называют астронавтами.

Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства, как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, а также национальным космическим законодательством.

В соответствии с этими актами космонавты являются «посланцами человечества в космос». Но они не обладают наднациональным статусом. Космонавты являются гражданами конкретного государства. Как отмечается в Договоре по космосу, государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем этого объекта во время его нахождения в этом пространстве или на любом небесном теле (ст. 8).

Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Эти права и обязанности обусловлены функциями членов экипажа, а также стандартами и критериями станции. Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом.

Ряд требований зафиксирован также в Кодексе поведения космонавтов. В соответствии с ним каждый член экипажа станции должен отвечать сертификационным критериям космонавта, медицинским и другим стандартам. Он обязан пройти базовые тренировки и получить соответствующий сертификат.

Соглашение о спасении космонавтов касается их правового статуса в контексте обязанностей государств оказывать им помощь в случае аварии или иного бедствия. Страны согласились в том, что при получении ими сведений, что экипаж космического корабля потерпел аварию или находится в состоянии бедствия, совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под их юрисдикцией, в открытом море или любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства-стороны, они немедленно:

а) информируют соответствующие власти о происшедшем с помощью находящихся в их распоряжении средств связи;

б) информируют об этом же Генерального секретаря ООН.

Эти же стороны обязаны принять все зависящие от них меры по поиску и спасению оказавшихся в беде космонавтов, которые после оказания им помощи должны быть незамедлительно возвращены представителям властей государств, осуществивших запуск (ст. 4).

Заключение

Обобщим результаты проведённого исследования. Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями. Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных. К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем несравнимую опасность.

Список использованной литературы

1. Валеев Р. М., Курдюков Г. И.: Международное право. Особенная часть: учебник для вузов. - М.: Статут - 624 с., 2010.

Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Особенная часть. Издательство: Статут - 544 с., 2010 г.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 года).

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва - Лондон - Вашингтон, 29 марта 1972 года).

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 года).

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года).

Хужокова И. М. Международное право. Краткий курс. Издательство: Окей-книга, 2009 г., 128 стр.

Чепурнова Н. М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 295 с.

совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел и определяющих их правовой режим. М.к.п. основывается на общих международно-правовых принципах, включая принципы Устава ООН.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

отрасль международного права, представляющая совокупность и систему норм, регулирующих отношения между государствами и международными организациями в сфере их деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела. Освоение космоса явилось новой сферой деятельности человечества, вызвавшей необходимость правового регулирования возникающих в процессе ее осуществления отношений. До заключения специальных соглашений по исследованию и использованию космического пространства государства руководствовались основными нормами и принципами общего международного права. 13 декабря 1963 Генеральная Ассамблея ООН приняла, в частности, резолюцию 1962/ХVIII, содержащую Декларацию принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, отнеся к таким принципам принцип свободы исследования и использования космического пространства и нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство. Нормы, касающиеся регулирования отдельных аспектов космической деятельности, содержатся также в ряде универсальных международных актов: Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963, в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977, в Международной конвенции и Регламенте Международного союза электросвязи и др. Разработкой международно- правовых актов космического права с 1959 занимается вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи - Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу), в состав которого входит 61 государство. Под эгидой ООН был разработан и заключен ряд специальных договоров, в их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967, Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975, Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 (вступило в силу в 1984). Договор 1967 носит основополагающий характер: он установил общие принципы и нормы космической деятельности государств, правовой статус и режим космического пространства и небесных тел, основы правового статуса космонавтов, находящихся в космическом пространстве или аварийно приземлившихся за пределами своего государства, и космических объектов, а также правовой режим некоторых видов космической деятельности. Согласно этому Договору космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению; Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях; запрещается вывод на орбиту и иное размещение в космосе объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового поражения; государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность, в т.ч. осуществляемую неправительственными юридическими лицами. Эти общие принципы и нормы были затем развиты и конкретизированы в последующих международных соглашениях. Появление ряда новых видов использования космического пространства (космическая связь, изучение природных ресурсов Земли из космоса, метеорология и др.) потребовали установления правовых режимов определенных видов космической деятельности. Комитетом ООН по космосу были подготовлены и одобрены Генеральной Ассамблеей ряд международных актов, в частности, Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (1982), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992). В ООН, начиная с 1967, обсуждается проблема о пределах пространственной юрисдикции государств, т.е. о границе между земным и космическим пространствами. Источниками международного космического права являются также различные международные научно- технические соглашения, регламентирующие совместную космическую деятельность государств- участников. На основе таких соглашений созданы ряд локальных космических организаций («Интерспутник», «Интелсат», «Инмарсат», Европейское космическое агентство), осуществляются многосторонние и двусторонние космические программы (в частности, Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1987, Соглашение об эксплуатации морского стартового комплекса 1995 между Украиной, Россией, Норвегией и США). В 80-е гг. в связи с перспективой коммерциализации космической деятельности и участия в ней новых субъектов (частных организаций, корпораций, фирм, компаний) возникла потребность внутригосударственного регулирования космической деятельности национальных юридических лиц с учетом обязательств государства по Договору о принципах 1967, в частности, его ответственностью за всю национальную космическую деятельность. Общим для таких законодательных актов является система лицензий на осуществление космической деятельности, ее осуществление под контролем государства. В России действует Закон РФ «О космической деятельности » 1993 с изменениями и дополнениями 1996. В 1993 было создано Российское космическое агентство (РКА) - орган федеральной исполнительной власти по осуществлению государственной политики в области космической деятельности и координации работ по выполнению Федеральной космической программы, создания космической техники научного и народно-хозяйственного назначения. В рамках СНГ заключены многосторонние и двусторонние международные договоры, касающиеся космической деятельности государств-участников, в частности - Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991; Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ 1992; Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об аренде космодрома «Байконур» 1994. Э.Г. Жукова

Возникновение международного космического права как самостоятельной тесно связано с началом практического исследования и освоения космического пространства. В течение нескольких дней после запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1148 (XII) призвала к совместному изучению «системы инспекции, имеющей своей целью обеспечить, что запуск предметов в космическое пространство будет производится исключительно для мирных и научных целей». В 1958 году Генеральная Ассамблея ООН создает специальный Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) и поручает ему изучение «характера правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства». Данные резолюции, дополненные несколькими другими резолюциями Генеральной Ассамблеи, заложили основу международного права, регулирующего вопросы космической деятельности, и определили его общий характер и форму.

Ключевые принципы международного космического права изначально были задуманы и предложены публицистами в правовой доктрине. Анализ ранних представлений различных авторов, касающихся правового регулирования космической деятельности, обнаруживает их общую характерную особенность, а именно, что космическое пространство и небесные тела должны быть свободными для исследования и использования всеми государствами в соответствии с общими принципами международного права, включая Устав ООН, и не подлежат присвоению государствами. Таким образом, провозглашая свободу исследования и использования, в противовес созданию новых зон суверенитета, было заявлено, что космическое пространство должно служить интересам всего человечества.

Космическое пространство – уникальное и по сути новое поле деятельности человека. Природа и физические характеристики космического пространства таковы, что деятельность носит преимущественно международный характер. В то время как международные отношения регулируются международным правом, был сформирован ряд специфических норм и принципов, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

Развитие международного космического права.

Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.

До первого запуска космического спутника аналогией наиболее близкой к космическому пространству было открытое моря – территория, принадлежащая всем, (res communis ). После запуска первых советских и американских спутников Генеральная Ассамблея ООН в рамках работы КОПУОС начала изучать правовые проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении космической деятельности. В резолюции 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств «независимо от уровня их экономического или научного развития» при проведении исследований и использовании космического пространства. Также подчеркивалась необходимость содействия международному сотрудничеству.

Следующее важное постановление Генеральной Ассамблеи – резолюция 1721, принятая единогласно в декабре 1961 года, явилась своего рода руководством по дальнейшему развитию международного космического права. В дополнение к вышеупомянутым принципам Генеральная Ассамблея утвердила новый руководящий принцип, согласно которому «космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами». Данные принципы были более подробно изложены в резолюции 1962, принятой единогласно и озаглавленной «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства». Были торжественно провозглашены следующие руководящие принципы международного космического права :

  1. Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всего человечества.
  2. Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом.
  3. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.
  4. Деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН.
  5. Государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, ответственность возлагается либо на государство, либо на международную организацию и на участвующие в ней государства. Деятельность национальных органов в космическом пространстве должна вестись под постоянным наблюдением соответствующего государства.
  6. При исследовании и использовании космического пространства государства осуществляют всю свою деятельность с должным учетом соответствующих интересов других государств. Если деятельность в космосе или планируемый эксперимент потенциально могут нанести ущерб другим государствам, то необходимо предварительно провести международные консультации.
  7. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем, находящимся на нем, во время их нахождения в космическом пространстве.
  8. Каждое государство, которое осуществляет или обеспечивает запуск предмета в космическое пространство, несет международную ответственность за ущерб, причиненный иностранному государству таким предметом или его наземными составными частями в воздушном или космическом пространстве.
  9. Государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь. Космонавты, в случае вынужденного приземления на территории иностранного государства, незамедлительно возвращаются государству, в котором зарегистрирован их космический корабль.

Все последующие договоры, касающиеся международного космического права, включают большинство из принципов, закрепленных в данной Декларации.

Современное правовое положение.

КОПУОС и его два подкомитета – Научно-технический и Юридический, подготовили пять международных договоров, регулирующих деятельность в космическом пространстве. Все они были приняты на основе консенсуса.

Договор по космосу.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года, обычно называемый Договором по космосу, считается краеугольным камнем международного космического права. Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, многие авторитетные юристы по космическому праву отмечают отсутствие надлежащей точности и определенности при использовании терминов. Подобное отсутствие ясности правовых норм в некоторых случаях являлось результатом преднамеренного упущения. Несмотря на такую критику, Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также иметь в виду, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.

Соглашение о спасении и возвращении.

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, как говорит его название, предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. С этой целью государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества. Такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением также предусматривается возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.

Конвенция об ответственности.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом от 29 марта 1972 года, была разработана на основе общих принципов, заложенных в статьях VI и VII Договора о космосе, в которых, соответственно, оговаривается международная ответственность государств за национальную деятельность в космическом пространстве и ответственность за ущерб, причиненный космическим аппаратом или его составной частью другому государству-участнику Договора, его физическому или юридическому лицу. Его основной целью является разработка эффективных международных правил и процедур для «безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации» жертвам ущерба, причиненного космическим объектом. Ответственность «запускающего государства» может быть либо абсолютной, либо требующая доказательства вины. Абсолютная ответственность возникает в случае ущерба, причиненного космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. В случае причинения ущерба космическим объектом в другом месте, требуется предоставить доказательства вины запустившего государства или лиц, за которых оно отвечает.

Конвенция о регистрации.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, устанавливает обязательную систему регистрации космических объектов, выведенных на орбиту Земли и за ее пределы. Она основана на добровольной системе, сформулированной в резолюции 1721 ГА ООН, и дополняет подробным содержанием положения Договора по космосу, относящиеся к национальным реестрам (ст. V и VIII). Конвенция налагает на запускающее государство обязательство создать национальный реестр (ст. II) и указывает, какую конкретно информацию следует предоставлять в централизованный публичный реестр (статья IV). Данный публичный реестр ведется Управлением по вопросам космического пространства в рамках Департамента по политическим вопросам ООН. Конвенция о регистрации часто подвергается критике за слабость ее формулировок. Крайне важная информация, такая как дата и место запуска, изменения параметров орбиты после запуска, а также дата возвращения космического аппарата, должна сообщаться «в ближайший практически осуществимый срок» (статья IV). Это может занимать недели или месяцы. Государства не обязаны раскрывать истинную функцию спутника, а только его «общее назначение» (статья IV). До настоящего времени ни разу не сообщалось о произведенном с военной целью запуске космического аппарата. Наконец, маркировка космических объектов, которая могла бы оказать неоценимую помощь в установлении государства, несущего международную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом, является только добровольной (ст. V).

Соглашение о Луне.

Соглашение о деятельность государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 года, вступившее в силу 11 июля 1984 года, является последним общим договором международного космического права. Договор о Луне представляет собой совокупность общих принципов и конкретных положений, определяющие допустимые виды деятельности на Луне и других небесных телах. В нем указывается, что его положения применяются не только к Луне, но также и другим небесным телам солнечной системы, «за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел». Основные положения в значительной степени подтверждают основополагающие принципы Договора по космосу и расширяют его положения об информировании (ст. 5 и 9) и положения о защите окружающей среды (ст. 7). В нем предусматривается, что « используется… исключительно в мирных целях» (ст. 3.1), и «на Луне запрещается угроза силой или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий» (ст. 3.2).

Наиболее важным положением Соглашения является ст. 11, согласно которому Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как . В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов. Положения Соглашения имеют выраженную направленность на интернационализацию Луны и ее природных ресурсов сходную по смыслу с международным морским правом. Однако Соглашение о Луне и его будущие перспективы полны неопределенностей. Правовое содержание режима общего наследия человечества все еще является предметом обсуждения. Одни авторы считают это простым изложением позиции, в то время как другие признают в нем зарождающийся принцип международного права. Ратифицировать Соглашение о Луне ни США, ни Россия, похоже, не планируют.

Международная конвенция электросвязи.

В принятой 6 ноября 1982 года конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ), регламентирующего вопросы международного использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, нашли отражение основные принципы международного космического права. Одной из целей МЭС является обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи (ст. 4.1.а). Эффективное использование радиочастотного спектра достигается путем согласования и координации действий государства. Что касается геостационарной орбиты, предлагается ее использовать эффективно и экономично, обеспечивая справедливый доступ для всех государств-членов. В соответствии со статьей 33 геостационарная орбита признается в качестве ограниченного естественного ресурса и ее использование должно учитывать особые потребности развивающихся государств (ст. 33.2). Данное положение четко демонстрирует изменение философии МСЭ в отношении к вопросам регулирования использования таких ограниченных ресурсов.

Актуальные вопросы международного космического права.

Граница между воздушным и космическим пространством.

Договор по космосу устанавливает для космического пространства международно-правовой режим, совершенно отличный от режима воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства, над территорией которого оно расположено. Однако соглашения о том, где заканчивается режим воздушного пространства и начинается космического, не существует. Можно насчитать как минимум 35 теорий о том, где находится граница между воздушным и космическим пространством. Тем не менее ни одна из этих теорий не получила всеобщего признания среди юристов или государств. В правовом отношении наибольшее влияние имеют две школы мысли, возникшие на ранней стадии: функционалисты, которые в качестве решающего фактора рассматривают характер деятельности космического аппарата, а не физическое местоположение его деятельности, и пространственники, которые традиционно больше вниманию уделяют признанному территориальному суверенитету государств. В 1979 году Советский Союз представил рабочий документ КОПУОСу, в котором, среди прочего, указывалось, что пространство выше отметки 100 (110) км над уровнем моря следует считать космическим пространством. Несколько стран, включая США и Великобританию, выступали против этой инициативы, утверждая, что демаркационная линия не нужна и будет только препятствовать настоящей и будущей космической деятельности.

Вопрос об определении границы космического пространства становится еще более запутанным с учетом позиции нескольких экваториальных государств, заявивших, что геостационарная орбита из-за ее зависимого положения от земной гравитации должна находится под суверенитетом государств, над территорией которых она расположена. Данная позиция была решительно отвергнута. Если бы существовало международное соглашение, устанавливающее границу космического пространства, экваториальные государства, возможно, не стали бы выдвигать свои требования. Пока продолжается дискуссия о делимитации или ее необходимости, вопрос приобретает новое измерение с появлением космических челноков, которые свою миссию выполняют в качестве космических кораблей, но возвращаясь на Землю, планируют через воздушное пространство. Решение проблемы определения границы по-прежнему кажется труднодостижимым.

Защита космической среды.

В космосе отслеживается более пятнадцати тысяч космических объектов. Самыми очевидными рисками, связанными с растущим использованием космического пространства, являются перегруженность околоземного пространства, космический мусор, вредное воздействие, оказываемое на атмосферу и ионосферу ракетным топливом, и опасность радиоактивного загрязнения. Открытый характер космического пространства, а также существующие проблемы загрязнения земной поверхности свидетельствуют о необходимости разработки эффективных правовых мер защиты космической среды. Космическому экологическому праву придется иметь дело как с космическим мусором, так и с космическим загрязнением. Необходимо разработать нормы по удалению неактивных спутников и вообще по сокращению всего космического мусора. Сборка орбитальных станций в космическом пространстве еще сильнее увеличивает напряженность космического трафика. Будущая космическая деятельность должна подвергаться эффективным ограничениям по загрязнению, поскольку ее негативное воздействие может затрагивать весь земной шар.

Другая проблема, вызывающая озабоченность международного сообщества, связана с рисками, связанными с использованием ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космическом пространстве. Особое внимание данному вопросу стало уделяться после распада над арктической территорией Канады в 1978 года советского спутника морского слежения «Космос-954». Этот инцидент привлек внимание к многолетней практике космических держав по запуску транспортных средств, перевозящих радиоактивные материалы, в космическое пространство без какого-либо международного контроля.

По разным оценкам от 25 до 100 спутников, оснащенных ЯИЭ, были размещены США, Россией и другими странами на земной орбите. Назрела необходимость разработки руководящих принципов для обеспечения безопасного использования ЯИЭ в космическом пространстве. Они могут содержать нормы предельно допустимой радиоактивности, стандарты защиты, предложения по сотрудничество государств, требования к наблюдению за космическими объектами и обмену информацией.

Коммерциализация космической деятельности.

Деятельность человека в космосе перешла от стадии научных исследований к коммерческой эксплуатации. В настоящее время во всех государствах ведется сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация вместе с высокими затратами на будущую космическую деятельность потребует финансовой помощи со стороны государств и правительств. Показателен подход к коммерциализации спутниковых служб и коммерческая доступность вывода на орбиту. Существующие нормы международного космического права должны учитывать экономические и технические предпосылки, которые усиливают растущую коммерциализацию космической деятельности.

Можно с уверенностью ожидать, что роль частного предпринимательства в космической деятельности значительно возрастет как по общему объему, так и по отношению к государственной космической деятельности. Правовые основы такой коммерческой деятельности частных предприятий требуют дальнейшего уточнения.

Милитаризация космического пространства.

Возрастающую опасность милитаризации космического пространства нельзя недооценивать. Договор по космосу предусматривает лишь частичную его демилитаризацию. Появление новых технологий, таких как системы защиты от спутников, систем противоракетной обороны и стратегической обороной инициативы, требуют не только уточнения действующих норм, но и разработки новых альтернативных и возможно компромиссных правовых инструментов, направленных на ограничение и сокращение подобной активности.

Перспективы развития международного космического права.

Имело впечатляющее начало. Действующие соглашения о космическом праве и другие документы дают космической деятельности более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического права и сделать их менее всеобъемлющими. Технологические, экономические и политические вопросы имеют и будут оказывать существенное влияние на будущее развитие международного космического права. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.



Читайте также: