Особенности оборудования внутренних отсеков самолета ас 130. Основные задачи военно-воздушного судна

Lockheed AC-130 Spectre – тяжеловооруженный самолет сухопутных подразделений. Базой для данной модели выступил транспортный самолет C-130 фирмы Lockheed . Установкой вооружения и дополнительного оборудования занималась фирма «Боинг». Активно использовался во вьетнамской войне.

Предназначение самолета заключалось в следующем:

  • непосредственная авиационная поддержка войск на поле;
  • патрулирование и разрушение коммуникаций противника;
  • нанесение ударов по заранее определенным наземным и воздушным объектам противника;
  • обеспечение обороны стратегических объектов и своих баз.

Работы над созданием самого мощного небесного линкора из программы «Ганшип» стартовали в 1965 г. ВВС США хотели получить «Ганшип» с увеличенными показателями взлетной массы, продолжительности полета, крейсерской скорости и сильнейшим вооружением.

Наиболее подходящей платформой оказался военно-транспортный самолет Lockheed C-130. На переоборудование командованием ВВС был выделен аппарат С-130 с бортовым номером 54-1626. Его оснастили следующим вооружением: четыре модуля MXU-470 и четыре пушки «Вулкан» калибром 20 мм. Самолет получил аппаратуру ночного видения, в состав которой вошли аналоговая бортовая ЭВМ, РЛС и мощные прожекторы.

Летные испытания самолета начались на авиабазах Эглин и Райт-Паттерсон летом 1967 г.

До сентября над аппаратом провели ряд доработок и переправили его на базу Нятранг. 27.09.1967 произвели первый боевой вылет линкора. Полетом руководи майор Терри. До 9 ноября «Супер Спуки» (такое прозвище получил вооруженный самолет) провел несколько вылетов для осуществления огневой поддержки наземных войск. Ночью 9 октября 1967 г. самолет проводил боевой вылет на поражение грузовиков на «тропе Хо Ши Мина». Достигнув пункта назначения, определили шесть автомобилей, все успешно разбиты прицельным авиаогнем.

Удачное боевое начало «Супер Спуки» над тропой способствовало принятию решения о постройке новых линкоров на базе С-130. Только новые самолеты для переустановки вооружения командование ВВС США пожалело, и завод «Линг-Темко-Воут», на котором проходила модернизация, получил семь уже эксплуатировавшихся ранее JC-130А. Все они были проблемными и имели далеко не совершенное техническое состояние. Уже во время третьего полета на серийном самолете «Геркулес» в 1957 г. произошел пожар. Хоть машину и удалось посадить, но крыло пришлось целиком менять. В 1960 г. над JC-130A провели доработки и проверили работоспособность его РЛС для ракетонаведения. Переоборудование его в АС-130А было проведено в 1970 г. За столь солидный возраст его прозвали «Фест Леди», несмотря на то, что он был не первым из семейства АС-130. Этот самолет служил долгий период времени, его списали с боевого дежурства лишь осенью1995 г.

Lockheed AC-130 видео

Первый переоборудованный аппарат из JC-130 был отдан в распоряжение ВВС летом 1968 г. Во Вьетнам его направили через шесть месяцев. Он имел такой же комплект вооружения, что и «Вулкан Экспресс», только вместо примитивной инфракрасной системы ночного видения установили лучшую AN/AAD-4 и более сильную систему ЭВМ регуляции огня. Официально самолет стали называть АС-130А «Плэйн Джейн». Еще три АС-130А направили во Вьетнам до конца года. Оставшиеся три самолета остались в США, на авиабазе Эглин, где на них проводилась тренировка экипажей, готовившихся к военным действиям. В мае 1969 г. их перенаправили на базу Убон (Таиланд), с которой производились боевые вылеты во Вьетнам. Все восемь аппаратов АС-130А, которые находились в зоне боевых действий, отличались друг от друга по экстерьеру и интерьеру, что вызывало проблемы с техническим обслуживанием.

Девятый АС-130А был перегнан с завода на авиабазу Райт-Паттерсон для испытаний по созданию более современного «Ганшина» по программе «Сюрпрайз Пэккадж». На нем провели замену двух 20-мм пушек на одноствольные пулеметы «Бофорса». В состав бортового оборудования стала входить телевизионная система AN/ASQ-145, лазерный дальномер-целеуказателель. Аналоговая бортовая ЭВМ заменена на цифровую.

По программе «Пэйв Пронто» ВВС США заключили договор с фирмой «ЛТВ» о переоборудовании еще девяти самолетов С-130. Все должны были получить систему «Блэк Кроу», способную засекать работу автомобильных двигателей, блоки ПВО противника и аппаратуру РЭБ.

Из восьми самолетов АС-130А в ходе конфликтов в Юго-Восточной Азии уцелело шесть. Их направили в Штаты для оборудования по критериям «Пэйв Пронто». Главная задача АС-130А заключалась в ночной охоте за наземным транспортом, курсирующим по «тропе Хо Ши Мина». Линкоры АС-130 вооружали 16-ю эскадрилью специального назначения, которая базировалась на авиабазе Убон. Выполнять регулярные полеты стали в 1969-1970 гг.

Успешными стали 1970-1971 гг. Тогда были разбиты и повреждены 12 741 автомобиль противника. Но эта цифра условная, поскольку свыше 5 тыс. подбитых машин приписали к своим боевым заслугам экипажи иных самолетов, проводивших патрулирование тропы.

Самолеты АС-130 проводили боевые вылеты только в сухой сезон, ведь во время дождей дороги размывались, и транспортное сообщение между Лаосом и Южным Вьетнамом прекращалось. Каждый самолет курсировал над тропой около четырех часов. Обнаружение цели проводилось по системе «Блэк Кроу», местоположение сверялось системами ИК и ТВ, далее экипаж пытался как можно скорее выполнить прицеливание.

Можно было вести огонь на поражение как вручную, так и в режиме автомата. Проблемой оставалось определение ущерба, наносимого линкорами машинам противника. По статистике некоторые грузовики после встречи с авиаснарядами, выпущенными из комплекса вооружения АС-130А, можно было заводить и сразу ехать.

Зачастую Lockheed AC-130 совершал боевые вылеты в связке с самолетом RC-130S, на котором были установлены 28 прожекторов. Эта связка проводила ночное патрулирование тропы.

За время вьетнамского военного конфликта экипажи этих самолетов приловчились избегать встречного огня от наземных зенитных установок, но от ракет класса «земля-воздух» маневренности не хватало. Уже тогда стало ясно, что из этой зоны пора выводить «Спектры». Но ежедневные успехи в виде поражения десятков грузовиков не позволяли руководству ВВС США принимать кардинальные меры. В первой декаде 1971 года были уничтожены свыше 2,5 тыс. вражеских грузовиков, еще такое же количество повреждено. Жесткий отпор агрессии США был дан 31 марта и 1 апреля 1951 г, когда зенитными орудиями с самонаведением были сбиты два американских очень дорогостоящих линкора.

Lockheed AC-130 Spectre стали перебрасывать в другие точки с менее густой концентрацией средств ПВО противника. В частности их применяли для поражения вьетнамских танков во время охраны Ан Локка. Однако и здесь линкоры оказались не способны совершить хорошее сопротивление. Враг к тому времени имел в наличии ракетный комплекс «Стрела». Благодаря ему коммунисты подбили три самолета АС-130. Но полеты продолжались до конца войны.

Из военного конфликта на родину в США вернулись десять самолетов, которые были направлены на авиабазу Халбарт-Филд. Война отобрала жизни 52 человек, находившихся в составе экипажей «Ганшипов».

Lockheed AC-130 характеристики:

Модификация AC-130A
Размах крыла, м 40.41
Длина самолета,м 29.79
Высота самолета,м 11.66
Площадь крыла,м2 162.12
Масса, кг
пустого самолета 26911
максимальная взлетная 56336
Внутренние топливо, кг 20520
Тип двигателя 4 ТВД Allison Т-56-А-11
Мощность, л.с. 4 х 4050
Максимальная скорость, км/ч 580
Крейсерская скорость, км/ч 333
Боевая скорость, км/ч 270
Практическая дальность, км 1700
Боевой радиус действия, км 900
Боевая высота, м 1070-2450
Практический потолок, м 10060
Экипаж, чел 11
Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета и четыре 20-мм пушки

Lockheed AC-130 - летающая артбатарея непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Основой для данной машины АА США является транспортный самолёт C-130 фирмы Lockheed. Установку вооружения и дополнительного оборудования осуществляла фирма Боинг. Принимал активное участие во Вьетнамской войне.Некоторые модификации остаются на вооружении до сих пор.



Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Работы по созданию летающей батареи в рамках программы "Ганшип" 2 начались в 1965 г. ВВС хотели получить "Ганшип" с увеличенной взлетной массой и продолжительностью полета, большей скоростью полета и мощным вооружением. В качестве наиболее подходящей платформы выбрали военно-транспортный самолет С-130 "Геркулес". Я насколько понимаю планировали заменить .

ВВС выделили старенький С-130 (серийный номер 54-1626). Его вооружили четырьмя модулями MXU-470 с одним "миниганом" каждый (модули специально разработаны для "Ганшипов") и четырьмя 20-мм пушками "Вулкан". На самолете установили систему ночного видения, аналоговую бортовую ЭВМ, РЛС, аналогичную устанавливаемой на истребителях F-104, и мощные прожекторы.

Летные испытания первого вооруженного "Геркулеса" начались летом 1967 г. на авиабазах Райт-Паттерсон и Эглин. К сентябрю удалось довести самолет до более-менее приличного уровня, после чего 20 сентября его перегнали на авиабазу Нятранг, а 27 сентября состоялся первый боевой вылет "Вулкан Экспресса" - так назвал первый "Ганшип 2" его экипаж.

Командиром экипажа в первом вылете был великий энтузиаст "Ганшипов" - майор Терри. До 9 ноября "Супер Спуки" (так тоже называли вооруженный С-130, однако прижилось наименование "Спектр", ставшее общим для всех моделей АС-130) совершил несколько вылетов на огневую поддержку наземных войск. В ночь же на 9 ноября самолет совершил первый ночной полет в небе Индокитая на охоту за грузовиками тропы Хо Ши Мина. Практически сразу же после достижения тропы оператор ИК системы ночного видения обнаружил шесть автомобилей; через пятнадцать минут на их месте пылало шесть костров.

Удачный дебют "Супер Спуки" над тропой способствовал ускорению принятия решения о постройке новых "Ганшипов" на базе С-130. Правда, командование ВВС не сочло возможным выделить для переоборудования вновь построенные самолеты, и на завод фирмы Линг-Темко-Воут для переоснащения были доставлены еще семь не новых JC-130А.

Представление о техническом состоянии этих самолетов можно проиллюстрировать следующим примером. Одним из полученных JC-130 был самолет с серийным номером 53-3129(это наш самолет) -это был первый серийный "Геркулес", переданный ВВС в 1957 г. В третьем полете этого самолета (вообще третьем!) на нем случился пожар, экипаж сумел посадить машину, но крыло пришлось заменить.

В 1960 г. самолет переоборудовали в JC-130A и использовали для испытаний РЛС наведения управляемых ракет. В АС-130А он был модернизирован в 1970 г. Из уважения к старости заслуженного ветерана экипаж окрестил его "First Lady" - первая леди, хотя он и не был первым среди АС-130. "Первая Леди" служила долго - самолет окончательно списали только в сентябре 1995 г., последним из всех АС-130А.

Первый же переоборудованный из JC-130 был сдан ВВС в июне 1968 г. Во Вьетнаме он появился шесть месяцев спустя. Вооружение его было такое же, как у "Вулкан Экспресса", зато вместо примитивной ИК системы ночного видения установили более совершенную AN/AAD-4 и более мощную ЭВМ управления огнем. Самолет получил официальное обозначение АС-130А Plaine Jane.

Первое соединение "ганшипов" АС-130 - 16-я эскадрилья специального назначения - официально приступила к боевым действиям 30 октября 1968 г.; организационно она входила в состав 8-го тактического истребительного авиакрыла. В 1974 г. эскадрилью переподчинили командованию 388 истребительного авиакрыла, а штаб эскадрильи и ее "родной дом" перекочевал на другую таиландскую авиабазу - Карат.

АС-130А были подлинными линкорами: как и их морские собратья, среди которых никогда не было абсолютных близнецов, все восемь самолетов отличались друг от друга и внешне, и внутри, что порождало серьезные проблемы с техническим обслуживанием "Ганшипов" при индивидуальном базировании на аэродромах подскока.

Девятый АС-130А с завода перегнали на авиабазу Райт-Паттерсон для дальнейших экспериментов по разработке более совершенного "Ганшипа" на базе С-130 в соответствии с программой "Surprise Package". Две 20-мм пушки заменили на два 40-мм одноствольных Bofors и демонтировали заднюю пару "миниганов". Бортовое оборудование пополнилось телевизионной системой AN/ASQ-145, способной работать в условиях низкой освещенности, лазерным дальномером-целеуказателем; аналоговую бортовую ЭВМ заменили на цифровую.

ВВС заключило контракт с фирмой ЛТВ на переоборудование еще девяти С-130 в "Ганшины" с учетом последних разработок, эта программа называлась Pave Pronto. На всех самолетах была установлена система Black Crow, засекавшая электромагнитные импульсы систем зажигания автомобильных двигателей, а также контейнеры с аппаратурой РЭБ и блоки отстрела ИК ловушек.
Самолеты Pave Pronto появились в Юго-Восточной Азии в декабре 1970 г., где они заменили самолеты Plaine Jane. Шесть уцелевших АС-130А переправили в США для переоборудования по единому стандарту Pave Pronto.

Главной проблемой в дальнейшей модернизации АС-130А была ограниченная прочность конструкции планеров уже изрядно полетавших "Геркулесов". Лишь убедившись в высокой эффективности АС-130А, штаб ВВС выделил для переоборудования 11 новых С-130Е, только что сошедших со сборочной линии завода фирмы Локхид. Эти машины были переоборудованы в вариант АС-130 Pave Spectre.

Электронное оборудование было аналогично предыдущим самолетам Pave Pronto, но новые "Геркулесы" имели более мощные двигатели и, как следствие, лучшие летные характеристики. Возросшая грузоподъемность позволила установить бронезащиту членов экипажа и улучшить условия для их работы. Особое внимание уделили оборудованию "боевой комнаты", где разместились операторы электронных систем. У новой модели АС-130 также увеличился запас топлива и боеприпасов. Первый АС-130 появился на авиабазе Убон в конце 1971 г.

40-мм пушки были прекрасным оружием против грузовиков, но плохим против танков Т-54, ПТ-76. Специалисты с авиабазы Райт-Паттерсон предложили несколько вариантов, усиливающих огневую мощь АС-130, включая 57-мм противотанковую пушки и 106-мм безоткатное орудие, но в конце концов остановились на 105-мм армейской гаубице, которую установили вместо одного Bofors в грузовой двери левого борта, Еще одно сходство АС-130 с морскими линкорами: система управления огнем гаубицы во многом была аналогична системам управления огнем башен главного калибра крупных кораблей, хотя и была изготовлена с использованием блоков и БЦВМ системы управления огнем штурмовика А-7 "Корсар". Первоначально гаубица закреплялась на борту неподвижно, затем ее установили на специальный лафет, имеющий ограниченные углы обстрела; наведение гаубицы осуществлялось БЦВМ. Работы велись высокими темпами, и в начале 1972 г. АС-130 Pave Spectre, вооруженный 105-мм гаубицей, приземлился в Таиланде. Все АС-130 поступали на вооружение только 16-й эскадрильи.

Самолеты АС-130 летали на боевые задания только во время сухого сезона, поскольку в мае начинались дожди и на шесть месяцев всякое движение автотранспорта по путям сообщения Южного Вьетнама и Лаоса прекращалось. Зато в сухой сезон "Ганшипы" не знали ни выходных, ни отгулов, работа начиналась каждую ночь с заходом солнца. Несмотря на боевые повреждения, на охоту улетали все самолеты. Непосредственно над тропой самолеты находились в среднем по четыре часа.

Обычно цель обнаруживалась с помощью системы Black Crow, ее местоположение уточнялось с помощью ИК и ТВ систем, после чего летчик вводил самолет в левый вираж с постоянной скоростью и старался наложить прицельную метку на засечку от цели на дисплее ЭВМ. Огонь из бортового оружия можно было вести в автоматическом режиме и вручную. Сам командир не видел результатов своей работы, степень поражения цели определялась после дебатов в рабочей комнате операторов прицельных систем. Изображение с телевизионного экрана и монитора ИК системы записывалось, и результаты боевой работы уточнялись на послеполетном разборе.

АС-130А действовали над тропой не в одиночку, оборудование АС-130А не позволяло гарантированно обнаруживать автотранспорт в темное время суток, и они часто летали вместе с самолетом RC-130S. Последний представлял собой С-130, на который было установлено 28 мощных прожекторов. Эта машина вполне была способна превратить темную ночь в ясный день, правда, о скрытности действий приходилось забывать. К сопровождению неуклюжих АС-130 привлекались F-4, главной задачей которых была борьба с зенитными батареями. Грузовики передвигались по дорогам колоннами, насчитывавшими от пяти до пятнадцати машин. Хорошим результатом для экипажей ночных пиратов считалось уничтожение или повреждение 25 машин за боевой вылет.

В сухой сезон 1971-1972 гг. над тропой каждую ночь летало от 12 до 18 АС-130, причем в их числе был и один самолет со 105-мм пушкой.

11 января 1972 г. разведка США засекла первый ЗРК С-75, развернутый в районе тропы Хо Ши Мина. Над АС-130 нависла смертельная угроза, экипажи научились избегать попаданий зенитных пушек, не входя в зону их поражения, но от ракет "земля-воздух" спасения неуклюжим "Геркулесам" не было. По делу, надо было сразу же прекратить боевые вылеты на охоту за автотранспортом, чего командование американских ВВС позволить не могло -слишком велик был эффект применения АС-130.

Расплата наступила 31 марта: АС-130, вооруженный 105-мм пушкой был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением. Пятнадцать членов экипажа выбросились на парашютах и были вывезены на Большую землю спасательным вертолетом. Через два дня ракета ЗРК С-75 отправила на землю еще один АС-130, его экипажу спастись не удалось. Потеря двух дорогостоящих самолетов за два дня привела практически к полному прекращению полетов АС-130 над Лаосом и вблизи демилитаризованной зоны между Южным и Северным Вьетнамом, где концентрация средств ПВО была особенно большой. Можно сказать, что 2 апреля была поставлена точка в использовании АС-130 в качестве охотника за грузовиками.

"Ганшины" переключились на другие виды боевой деятельности. Во время обороны Ан Лока весной 1972 г. самолеты использовались для борьбы с вьетнамскими танками. Лазерный дальномер-целеуказатель позволял осуществлять подсветку целей для F-4, вооруженных бомбами с лазерным наведением. Но время неманевренных воздушных линкоров уже ушло.

При обороне Ан Лока коммунисты применили новое оружие - ПЗРК "Стрела". 12 мая 1972 один АС-130А получил попадание ракетой, запущенной с плеча; экипажу удалось дотянуть до авиабазы Тан Сон Нат. Через короткое время "Стрелами" было сбито еще два АС-130. Тем не менее, "Спектры" летали на боевые задания до самого бесславного конца "грязной" войны.

Всего за годы войны в Индокитае погибло 52 члена экипажа "Ганшипов" из состава 16-й эскадрильи специального назначения. Осенью 1975 г. уцелевшие 20 АС-130 вернулись из Таиланда домой, в Штаты. Десять наиболее совершенных АС-130Н поступили на вооружение 1-го авиакрыла специального назначения, дислоцировавшегося на авиабазе Халбарт-Филд, в то время как десять более старых АС-1ЗОА передали 919-й авиагруппе специального назначения, находившейся в резерве ВВС.

Новые четырехлопастные малошумные винты.

Самолёт имеет уникальную компоновку - всё стрелково-артилерийское вооружение находится по левому борту грузовой кабины (по полёту) перпендикулярно строительной оси самолёта, соответственно для его применения по наземным целям самолёт постоянно выполняет левый вираж вокруг района цели (становится в левый круг). Отсек вооружения отделён от остального пространства кабины противодымной шторой, заряжающие работают в масках. Тут видно,что справа ничего нет.

Правый бок чист:-))

Здесь солнце не такое злое и стекла в кабине самолета не замазаны краской,а закрыты блестящим материалом,как в машинах.

Памятная табличка посвященная этому самолету.

Вид спереди

Фото 31.

Табличка с информацией о самолете.

В этом обтекателе видимо расположена система ночного видения? Или же это прожектора?

Крупнее

Эмблема и имя собственное

Для чего эта панель? Она прикрывает ночное видение от засветок?

Фото 37.

Створка носовой стойки

два из четырех модулей MXU-470 с одним "миниганом" каждый,калибром 7,62

Как все там устроено

А это ИК датчик?

Створки ниш основных стоек

Иллюминаторы прикрыты такой вот защитой,скорее всего бронированной? Но почему не все?

ТВД Allison Т-56-А-9 мощностью 3750 лс.

Подвесные баки

Общий вид спереди.

Общий вид с правой стороны. Тут никаких датчиков и никакого вооружения.

Общий вид спереди мешает сделать стелла.

Крупнее

Остекление очень удобной и просторной кабины.

Фото 52.

Фото 53.

И снова четырехлопастной винт.

Всего в музеях можно увидеть пять самолетов AC-130A, как минимум три из них я видел. О двух еще будет отдельный рассказ.

Еще раз немного о нашем самолете:
Это один из первых семи AC-130A самолетов развернутых во Вьетнаме с AF серийным номером. 53-3129,получил имя собственное First Lady в ноябре 1970. Этот самолет был конвертирован из первого серийного борта C-130. 25 марта 1971, он получил попадание зенитной артиллерии в район носового колеса. 37 mm снаряд разрушил все,что располагалось ниже кабины экипажа и чуть не погубил двух членов экипажа. Экипаж сумел посадить самолет без особых повреждений. В 1975, после окончания войны во Вьетнаме, он был передан в Air Force Reserve, где он хранился в 711th Special Operations Squadron входящем в 919th Special Operations Wing. В 1980, был модернизирован получив вместо родных трехлопастных винтов четырехлопастные и ушел в отставку из резерва лишь в 1995 году. Самолет нынче находится на статической стоянке в окончательной конфигурации Air Force Reserve Command и четырехлопастными винтами Hamilton Sunstrand 54H60-91 в музее Air Force Armament Museum рядом с Eglin Air Force Base, Флорида.

Всего было произведено 47 самолетов различных модификаций

В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США состоят:
13 самолётов AC-130U Spooky (жуткий, ужасный) - с 1995 года, стоимость одного $190 млн.
16 самолетов AC-130J Ghostrider
и 8 самолетов AC-130W Stinger II

Модификации:
АС-130A Spectre первая модификация.
АС-130А Plaine Jane с набором оружия Gunship II.
АС-130А Surprise Package модификация с новой электроникой.
АС-130А Pave Pronto и Pave Pronto + модификация с аппаратурой РЭБ и разбрасывателями дипольных отражателей и огнеметами SUU-42A/A.(всего AC-130A разных модификаций было конвертировано 19,вывели их в резерв в 1975,списали в 1995)
AC-130E (Pave Spectre, Pave Aegis) модификация с усиленным вооружением (105-мм пушка) .11 конвертировано из C-130E,10 потом модернизированы в AC-130H
АС-130Н Spectre модификация 1973 года с новым электронным оборудованием.8 построено,последний списан в 2015
АС-130U Spooky II модификация 1990 года с новым электронным оборудованием: РЛС APQ-180 и ALR-69, AAD-117 инфракрасные датчики, навигационная система INS/GPS, 4 цифровых компьютера IBM IP-102 c 3 цифровыми шинами данных MIL 1553B, система оповещения о ракетной атаке ALQ-156, 3 разбрасывателя ложных мишеней и дипольных отражателей ALE-40. Комбинированное бронирование карбидом бора и кевларом. 17 построено,служат до сих пор
AC-130J Ghostrider 16 построено для замены AC-130H. Первый полет 31 января 2014.
AC-130W Stinger II (собственно MC-130W Dragon Spear) MC-130W конверсия (на активной службе USAF) 8 законтрактовано

ЛТХ:
Модификация AC-130A
Размах крыла, м 40.41
Длина самолета,м 29.79
Высота самолета,м 11.66
Площадь крыла,м2 162.12
Масса, кг
пустого самолета 26911
максимальная взлетная 56336
Внутренние топливо, кг 20520
Тип двигателя 4 ТВД Allison Т-56-А-9(на нашем)
Мощность, л.с. 4 х 3750
Максимальная скорость, км/ч 580
Крейсерская скорость, км/ч 333
Боевая скорость, км/ч 270
Практическая дальность, км 1700
Боевой радиус действия, км 900
Боевая высота, м 1070-2450
Практический потолок, м 10060
Экипаж, чел 11
Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета и четыре 20-мм пушки

Самолет АС-130 Spectre/Spooky – это переработанная версия всем известного военно-транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules, предназначенная для огневой поддержки разведывательно-диверсионных подразделений и сухопутных войск. Самолет может использоваться для выполнения самостоятельных операций, которые связаны с нанесением авиаударов по наземным объектам в глубоком тылу противника, а также защиты авиабаз, изоляции отдельных районов боевых действий, разведки и наблюдения, контроля и управления в тактическом звене. Всего было разработано несколько модификаций данной машины, которые отличаются набором артиллерийского вооружения и радиотехнических средств. В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США находится 21 подобный самолет: 13 самолетов AC-130U Spooky приняты на вооружение в 1995 году и 8 самолетов AC-130H Spektr на вооружении с 1972 года.

Работа над последней модификацией AC-130U началась 6 июля 1987 года с контракта на общую сумму в 155,2 млн долларов. Полная же сумма, затраченная на реализацию данного проекта, к концу 1992 года составила 523,9 млн долларов. Ганшип AC-130U был спроектирован фирмой Rockwell путем модернизации военно-транспортного С-130Н. По внешнему виду новый Gunship отличается от базовой модели наличием на левом борту фюзеляжа стволов пушек и соответствующих люков и амбразур, а также далеко выступающих обтекателей антенн. От своего предшественники AC-130H новая модификация отличалась в первую очередь использованием более совершенного вооружения и радиоэлектронного оборудования.


Комплекс вооружения AC-130U (от носа к хвосту):

25-мм пятиствольная пушка Гатлинга General Electric GAU-12/U (скорострельность 1800 выстрелов/мин, боезапас 3000 снарядов);
- 40-мм пушка Бофорс L-60 Bofors (скорострельность 100 выстрелов/мин, боезапас 256 снарядов);
- 105-мм гаубица M-102, спроектирована на базе стандартной армейской гаубицы (скорострельность 6-10 выстрелов/мин, боезапас 98 снарядов).

Главным отличием от AC-130H Spektr является использование пятиствольной 25-мм артустановки вместо 20-мм «Вулкана». Несмотря на то, что пушка Гатлинга имеет большую массу (122 кг против 116 кг у «Вулкана») и большую массу боеприпасов, она обеспечивает более высокую начальную скорость снарядов (1200 м/с против 1030 м/с), благодаря чему удалось добиться увеличения дальности ее применения с 2,7 км до 3,7 км, а также точности стрельбы. Дополнительно рассматривается вопрос о вооружении самолета ПТУР Hellfire.

Во время атаки Ганшип AC-130U выполняет над целью вираж с тем расчетом, чтобы цель всегда находилась в центре разворота. На данной модификации «воздушного линкора» все пушки выполнены подвижными, поэтому летчикам уже нет необходимости строго выдерживать траекторию самолета для осуществления максимально точной стрельбы. Дополнительно к этому менее предсказуемая траектория движения самолета повышает его выживаемость. Помимо этого, модификация AC-130U научилась одновременно обстреливать 2 цели. При ведении огня в неблагоприятных погодных условиях или в ночное время пушки могут наводиться при помощи цифрового радара управления огнем Hughes AN/APQ-180, инфракрасной станцией переднего обзора (угол обзора 180o) Texas Instruments AN/AAQ-117 или телекамерой GEC-Marconi ALLTV (all-light-level TV).

В состав радиоэлектронного оборудования Ганшипа AC-130U входят:

Многофункциональная РЛС AN/APG-80 (модификация РЛС, используемой на истребителе F-15). Данная радиолокационная станция обеспечивает картографирование местности, обнаружение и дальнейшее сопровождение подвижных целей, разведку погоды и ориентирование по радиомаякам. Также станция может использоваться для выполнения навигационных задач. Высокая разрешающая способность РЛС при слежении за земной поверхностью достигается при помощи использования синтезированной апертуры антенны, которая размещается на носу самолета с левой стороны.
- Инерциальная навигационная система.
- Оптикоэлектронный индикатор летчика, который отображает боевую обстановку на фоне лобового стекла кабины.
- Аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР.
- 4 бортовых компьютера IBM IP-102, обладающие тройной цифровой шиной данных MIL-STD-1553B


Система индивидуальной защиты Ганшипа AC-130U состоит из:

Станции радиоэлектронного подавления ITT Avionics AN/ALQ-17, расположенной в основании стабилизатора;
- 90 ИК-ловушек и 300 дипольных отражателей MJU7 или 180 M206 в 3-х установках, размещаемых под фюзеляжем;
- ИК-системы AN/AAR-44;
- приемника Loral AN/ALR-56M, служащего для обнаружения радиолокационного облучения.

Экипаж самолета AC-130U Spooky включает в себя 13 человек: 2 пилота, штурман, 2 наблюдателя, 4 оператора радиоэлектронных средств, офицер управления огнем и 3 стрелка. Пятеро членов экипажа (офицер управления огнем и операторы) располагаются в центре управления боевым применением – специальной бронированной капсуле в средней части фюзеляжа. Все они имеют доступ к 5 индикаторам, на которых отображается информация различных радиоэлектронных подсистем ганшипа (телевизионной, инфракрасной, радиолокационной, навигационной и радиоэлектронной борьбы). Индикаторы расположены в отсеке в виде буквы П, что позволяет каждому из членов экипажа в случае необходимости со своего рабочего места считывать информацию с любого индикатора, что значительно сокращает необходимость ведения переговоров.

В то время, когда самолет находится в непосредственной зоне боевых действий, общее целеуказание осуществляется офицером управления огнем. Два наблюдателя, один из которых размещается в хвостовой, а другой в передней части самолета, осуществляют визуальное наблюдение, предупреждая о возможной воздушной угрозе справа по курсу самолета, своевременно оповещая о ней остальной экипаж.


Для поддержания работоспособности экипажа во время длительных полетов за кабиной пилотов был смонтирован специальный звукоизолированный отсек, в котором расположены места для отдыха. Помимо всего прочего, самолет AC-130U обладает возможностью проведения дозаправки топливом в воздухе, а также может оснащаться навесной бронезащитой из композитных материалов, которая применяется при выполнении особо опасных заданий.

ТТХ самолета

Длина – 34.37 м., высота – 11.66 м., размах крыла – 40.41 м.
Максимальная взлетная масса – 79 380 кг.
Мощность двигателей (Allison T56-A-15) 4 шт. – 4 508 л.с.
Максимальная скорость – 602 км/ч, крейсерская скорость – 556 км/ч, скорость сваливания – 185 км/ч.
Дальность полета с полными баками, включая внешние с грузом 7 081 кг. – 7 876 км.
Запас топлива во внутренних баках – 26 344 л., топлива во внешних баках (2 шт.) – 5 146 л., суммарный запас – 36 636 л.
Практический потолок –10 060 м.
Разбег – 1091 м., пробег – 518 м.

Боевое применение

Первой серьезной задачей, которая встала перед американскими ганшипами, стали операции в Индокитае во время Вьетнамской войны. Американцы использовали данные самолеты для охоты за автотранспортом на тропе Хо Ши Мина. Все АС-130, используемые во Вьетнаме, числились за 16-й эскадрильей специального назначения, которая была расположена на авиабазе Убон. Регулярные полеты над тропой самолеты осуществляли во время так называемых «сухих сезонов». В 1969-1970 году над тропой летало лишь 2 самолета. В дальнейшем их число непрерывно возрастало. Ганшипы летали на задания только в период сухого сезона, в мае во Вьетнаме начинались дожди, и на 6 месяцев движение любого транспорта на пути из Лаоса в Южный Вьетнам прекращалось естественным путем.

Основываясь на боевом опыте, который был получен в 1969-1970 году, ВВС США выработали следующие критерии оценки повреждений автотранспорта:

Автомобиль считался уничтоженным, если получал прямое попадание 40-мм снарядом пушки «Бофорс» или загорелся;
- автомобиль считался поврежденным, если получал попадание 20-мм снарядом или 40-мм снаряд разрывался в радиусе 3 метров от него.


Сухой сезон 1970-1971 годов принес самолетам АС-130H наибольший успех. С покрашенным в черный цвет брюхом и камуфляжем сверху, ночные охотники записали на свой счет около 12 741 уничтоженных и поврежденных автомобилей. Правда, стоит отметить, что данная цифра очень условна, так как еще более 5 000 грузовиков записали на свой счет экипажи других самолетов. При этом, по данным американской разведки, весь автопарк Вьет Конга состоял из 18 000 машин. То есть, исходя из отчетов, за зиму летчики уничтожили все грузовики, а некоторые и по нескольку раз, если говорить терминологией развитого социализма, в отчетах пилотов явно имели место приписки.

Однако уже в 1972 году ситуация изменилась, разведка США обнаружила на тропе первые советские комплексы ЗРК С-75. Над самолетами АС-130 автоматически нависла смертельная угроза, так как от ракет «земля-воздух» неуклюжим винтокрылым машинам спасения не было. Но отменить полеты американцы не решились, уж очень эффективна была деятельность ночных охотников.

Расплата за это наступила 31 марта, когда АС-130, вооруженный 105-мм пушкой, был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением, 15 членов его экипажа выжили и были эвакуированы на большую землю вертолетами, но уже через 2 дня ракета комплекса С-75 отправила на землю второй ганшип, экипаж которого погиб полностью. Потеря двух дорогостоящих машин заставила американцев отказаться от полетов, 2 апреля 1972 года была поставлена точка в использовании данных машин во Вьетнаме.


После Вьетнама самолеты АС-130 надолго остались без работы, прервав свой простой в октябре 1983 года в ходе вторжения США на Гренаду. Экипажи ганшипов подавили несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии Гренады, а также обеспечивали огневое прикрытие высадки десантников. Следующей операцией с их участием стало «Правое дело» - вторжение США в Панаму. В этой операции целями АС-130 стали авиабазы Рио-Хато и Паитилла, аэропорт Торриджос/Тосамен и порт Бальбоа, а также ряд отдельных военных объектов. Боевые действия продлились недолго - с 20 декабря 1989 года по 7 января 1990 года.

Американские военные назвали эту операцию предназначенной специально для ганшипов. Почти полное отсутствие ПВО и очень ограниченная территория конфликта сделали АС-130 королями воздуха. Для экипажей самолетов война превратилась в тренировочные полеты со стрельбой. В Панаме экипажи АС-130 отработали свою классическую тактику: 2 самолета входили в вираж таким образом, что в определенный момент времени находились в двух противоположных точках окружности, при этом весь их огонь сходился на поверхности земли в круге диаметром 15 метров, буквально уничтожая все, что вставало на пути. Во время боевых действий самолеты летали и в дневное время.

Во время «Бури в пустыне» 4 самолета АС-130Н из состава 4-й эскадрильи сделали 50 боевых вылетов, общий налет превысил 280 часов. Главной целью ганшипов было уничтожение пусковых установок баллистических ракет Scud и РЛС раннего обнаружения воздушных целей, однако ни с тем ни с другим они не справились. Во время операции выяснилось, что в условиях пустыни, в жару и насыщенном песком и пылью воздухе инфракрасные системы самолетов оказались абсолютно бесполезны. Более того, один АС-130Н во время прикрытия наземных войск в бое за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК, весь экипаж самолета погиб. Данная потеря подтвердила известную еще со времен Вьетнама истину – в районах, насыщенных средствами ПВО, таким самолетам делать нечего.

В конце 70-х годов ВВС инициировали программу оснащения самолетов АС-130Н системами дозаправки топливом в полете. После оборудования такими системами два АС-130Н в 1979 г. совершили показательный перелет с базы Харлберт-Филд на базу Андерсон, расположенную на о.Гуам. Перелет длился 30 ч, "ганшипы" четыре раза дозаправлялись топливом от танкеров. Начиная с 1980 г., тренировочные полеты продолжительностью 10-15 ч с дозаправками в воздухе стали рутинными для летчиков АС-130Н.

Дальнейшее совершенствование "кораблей первой линии" сил специального назначения ВВС проходило в соответствии с программой SOFI (Special Operations Force Improvements - совершенствование сил специальных операций), принятой ВВС в декабре 1986 г. На "Ганшипах" установили более совершенное бортовое оборудование, включая цифровые ЭВМ нового поколения; инерциальные навигационные системы с коррекцией от спутниковой навигационной системы; новые системы отображения информации, такие как: нашлемные дисплеи, позволяющие летчикам наводить на цель бортовое вооружение; радиосвязные системы с засекреченными каналами связи и усовершенствованные системы РЭБ. Улучшенная И К система ночного видения перенесена из спонсона основных опор шасси в нижнюю носовую часть фюзеляжа. Переоборудование первого АС-130Н (серийный N 69-6568) в соответствии с программой SOF1 началось в декабре 1987 г., первый полет он совершил 1 сентября 1989 г., передан в 1-е авиакрыло специального назначения 31 июля 1990 г. Последний, девятый, АС-130Н SOFI, передан ВВС в августе 1993 г. Кроме улучшения возможностей БРЭО в рамках программу SOFI значительное внимание уделялось повышению надежности работы всех систем самолета, в результате чего межремонтный ресурс удалось поднять с 50-100 ч до 1500-2000 ч. С 1990 г. на АС-130Н стали ставить автоматическую систему ИК ловушек AAR-44IRWR.

Впервые со времен Вьетнама АС-130 приняли участие в боевых действиях в ходе вторжения на Гренаду, операция "Арджент Фьюри" ("Неистовая ярость"), вечером 24 октября 1983 г. Самолеты взлетели с авиабазы Харлберт-Филд, и совершив 10-часовой ночной перелет с двумя дозаправками в воздухе, утром 25 октября появились над столицей Гренады Порт-Салинасом. Экипажи АС-130Н обеспечивали огневую поддержку высадки десанта и подавили огнем своих пушек несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии. "Ганшины" принадлежали 4-й эскадрилье специального назначения из 16-го авиакрыла.

В операции "Джаст Коз" ("Правое дело" - вторжение в Панаму) целями "ганшипов" стали аэропорт Торриджос/ Тосамен, авиабазы Рио-Хато и Паитилла, порт Бальбоа, военные казармы и ряд других объектов. Боевые действия продолжались с 20 декабря 1989 г. по 7 января 1990 г. Американские специалисты назвали эту войну "предназначенной специально для "ганшипов". Слабое противодействие средств ПВО или полное их отсутствие, ограниченная территория конфликта сделали АС-130 королями воздуха, а сама война для их экипажей превратилась в учения с боевой стрельбой. Личный состав в совершенстве отработал в Панаме классическую тактику воздушных линкоров: два АС-130 вставали в вираж так, что самолеты находились в противоположных точках окружности, при этом все трассы бортового оружия сходились на поверхности земли в круг диаметром примерно 15 м, буквально сметая все внутри этого круга. Экипажи с равным успехом летали как днем, так и ночью.


В ходе войны в Заливе с 17 января по 27 февраля 1991 г. четыре АС-130 Н SOFI из состава 4-й эскадрильи совершили 50 боевых вылетов, налетав в общей сложности более 280 ч. Главной задачей "ганшипов" стал поиск и уничтожение пусковых установок баллистических ракет Scud, а также РЛС раннего обнаружения воздушных целей. Ни одну из этих задач самолеты выполнить не смогли. Поисковое оборудование АС-130Н, прежде всего различные инфракрасные системы ночного видения, оказалось неспособно работать в жарком климате пустыне в условиях атмосферы насыщенной пылью и песком. АС-130Н привлекались к оказанию непосредственной авиационной поддержки в сражении за Аль-Хафи. Вечером 29 января два "ганшипа" совершили по успешному боевому вылету на поддержку американских танкистов и пехоты, но на следующий день одна машина (позывной "Спирит 03") была сбита иракским ЗРК. Все 14 членов экипажа погибли, подтвердив известную со времен Вьетнама истину - над насыщенным средствами ПВО полем боя "ганшипам" делать нечего, это не их война. За три года до событий в Персидском заливе, тогдашний заместитель командующего 23-х ВВС бригадный генерал Хансен Скотт сказал: "Если мы потеряем на войне хотя бы один АС-130, то это будет трагедией."

"Ганшины" принимали участие и в бесславной для США операции "Возвращение надежды" по восстановлению мира в Сомали, проводившейся под эгидой ООН. Так, 11 июня 1992 г. три АС-130Н, базировавшихся в Джибути, атаковали позиции мятежного генерала Айдида в районе Могадишо. Эту атаку с воздуха широко использовала для устрашающей пропаганды мятежников сомалийское радио. 14 марта 1993 г. на взлете в кенийском аэропорту Момбаса из-за самопроизвольной детонации 105-мм снаряда разбился один АС-130Н SOFI (позывной "Джоки-14"); восемь из 14 членов экипажа погибли.

Последней, на сегодняшний день, военной операцией с участием "ганшипов" стали боевые действия на территории бывшей Югославии. АС-130Н 16-й эскадрильи действовали с итальянской авиабазы Бриндизи. Самолеты активно использовались над Боснией, пока в этом балканском государстве не стали применяться ЗРК: урок "Бури в Пустыне" не прошел даром. "Ганшипы" привлекались к дневным и ночным разведывательным полетам, нередко самостоятельно поражая обнаруженные цели. До прибытия в регион "круглосуточных" ударных.самолетов F-15 и F/А-18, АС-130Н были единственными самолетами НАТО, способными наносить точечные удары в темное время суток (огонь 105-мм пушки АС-130 не уступал по точности ракетам с лазерным или телевизионным наведением). Днем по обнаруженным целям работали истребители-бомбардировщики "Ягуар" и F-16. Примером действий АС-130 может быть патрулирование в ночь на 10 марта 1994 г. Пара "линкоров" получила сообщение об обстреле сербскими танками французского контингента миротворческих сил в районе Бихача. Обстрел французов (если он был, данные о действиях АС-130, естественно, американские, и абсолютно им верить нельзя) носил явно провокационный характер, поскольку проводился всего за три часа до отвода сербских войск из этого района. Экипажи "ганшипов" легко обнаружили танки с помощью И К систем и поразили их огнем 40- и 105-мм пушек; предположительно, это были два Т-34 с усиленным местными умельцами бронированием.

"Второе пришествие" АС-130 на Балканы состоялось в рамках операции "Союзническая сила". В состав сводного 86-го экспедиционного авиакрыла специального назначения входили два AC-130U. Самолеты базировались на итальянской авиабазе Бриндизи. В боевых действиях самолеты принимали участия, начиная с 16 апреля 1999 г. Необходимо отметить, что вся боевая деятельность "ганшипов" была засекречена в гораздо большой степени, чем даже использование В-2. Достаточно сказать, что сам факт использования АС-130 над Югославией США обнародовали только в конце мая. Сообщалось, что АС-130 действовали, главным образом над Косово, их целями были точечные подвижные цели типа ЗРК "Куб", а также мосты и туннели на дорогах, связывающих Косово с Сербией. Уже в ходе боевых действий в Италию из США перебросили еще три "линкора". Можно предположить, что "ганшипы" взяли на себя часть задач, решать которые должны были боевые вертолеты АН-64А "Апач". Эти вертолеты были развернуты в Албании, но в боевых действиях участия не принимали.

Мощное бортовое оборудование "ганшипов" используется и в мирных целях. Еще в 1973 г. АС-130Н применялся для ночных поисков потерпевшего катастрофу пассажирского самолета в районе Эверглейдс. Экипаж с помощью ИК систем обнаружил место падения самолета, а после прибытия спасателей встал в традиционный "ганшиповский" вираж и подсвечивал рабочим мощным прожектором.

Модификация
Размах крыла, м 40.41
Длина самолета,м 29.79
Высота самолета,м 11.66
Площадь крыла,м2 162.12
Масса, кг
пустого самолета 28000
максимальная взлетная 72575
Внутренние топливо, кг 20520
Тип двигателя 4 ТВД Allison Т-56-А-15
Мощность, кВт 4 х 3750
Максимальная скорость, км/ч 485
Крейсерская скорость, км/ч 335
Боевая скорость, км/ч 275
Практическая дальность, км 2700
Боевой радиус действия, км 1200
Максимальная скороподъемность, м/мин 579
Боевая высота, м 1680 -3200
Практический потолок, м 7800
Экипаж, чел 14
Вооружение: две 20-мм шестиствольные пушки М61А1 Vulcan (2500 патронов), одна 40-мм пушка M1 Boffors (250 патронов), одна 105-мм пушка M-102 Howitzer (96 патронов)


Читайте также: