Немецкое зенитное орудие 88 мм. «восемь-восемь

Орудие Flak 37 (88-мм) в САУ Flak 37 Sfl.Auf 18ton Zgkw

Описание

8,8 cm FlaK 37 (нем. 8,8-cm - Flugabwehrkanone 37, буквально 8,8-см зенитное орудие образца 37 года), также известное как «восемь-восемь» (нем. Acht-acht) - германское 88-миллиметровое зенитное орудие, находившееся на вооружении с 1928 по 1945 годы. Одно из лучших зенитных орудий Второй мировой войны. Также послужило образцом при создании танковых орудий для танков «Тигр», «Королевский тигр». Эти орудия широко использовались в роли противотанковых и даже полевых орудий. Часто данные орудия называют самыми известными орудиями Второй мировой войны. Устанавливались на полугусеничные бронетранспортеры s.Zgkw.18t.

Полуавтоматический затвор горизонтально-клинового типа обеспечивал экстракцию стреляной гильзы и возведение боевой пружины за счет энергии отдачи, имел скорострельность в 15-20 выстрелов в минуту. Для возвращения орудия в исходное положение использовался пневматический накатник над стволом. Под стволом пушки в двух цилиндрах смонтирован пружинный уравновешивающий механизм, облегчающий вертикальную наводку орудия.

Модификация Flak-37 по сравнению с предшественниками (Flak 18,36) имела усовершенствованную систему управления огнем. Тактико-технические характеристики примерно соответствуют характеристикам Flak-18. Важным усовершенствованием в конструкции пушки было изготовление ствола из нескольких элементов, что позволяло заменять его изношенные фрагменты прямо в полевых условиях.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Доступные снаряды

Историческая справка

Снаряды бронебойный и фугасный (88-мм)

Основным предназначением данного орудия на полях Warthunder будет истребление танков. С этой задачей пушка справляется на отлично. Она может легко пробивать и уничтожать противников не только своего ранга, но и намного выше рангом. Пушка является зенитной и имеет отличные углы наводки вверх - т.е способна сбивать самолёты, особенно медленные тяжёлые бомбардировщики. Пушка поворачивается медленно. В игре пока нет фугасных снарядов которые разрывались в воздухе (с дистанционным взрывателем) - поражая самолёт осколками и ударной волной, поэтому поражать самолёты придётся обычными фугасами и бронебойными прямым попаданием. Подкалиберных нет - но они в принципе не нужны. Фугасными можно также противостоять не бронированной технике (типа зсу), они лучше их уничтожают. Пробитие фугаса 13-мм (что пробивает даже некоторую легко бронированную технику). Взрыватель каморного снаряда рассчитан на пробитие минимум 28-мм брони - это плохо, т.к означает что снаряд не взорвётся, если броня при пробитии будет менее 28 мм (как известно далеко не вся техника обладает такой бронёй). Боевые качества пушки в целом являются отличными - отличная "бешеная" скорострельность, отличное пробитие, мощные снаряды, отличная точность.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Мощный каморный снаряд
  • Отличная скорострельность.
  • Отличная баллистика полета снаряда и начальная скорость.
  • Отличная пробиваемость.

Недостатки:

  • Нет фугасного снаряда с дистанционным взрывателем.
  • Взрыватель рассчитан на пробитие минимум 28 мм брони.

Медиа

См. также

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

История военной техники знает немало примеров, когда тот или иной образец вооружения становился всемирно известным. Так, не нуждаются в дополнительном представлении советский танк Т-34, немецкий бомбардировщик Ju-87, английский бронетранспортер «Универсал», американский автомобиль «Виллис» и многие другие. В этот перечень входит и немецкая 88-мм зенитная пушка - без сомнения, самое известное артиллерийское орудие Второй мировой войны.

Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра (75-105 мм) были созданы в Германии еще в годы Первой мировой. Однако положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия рейхсвера были уничтожены.

Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в эти годы, получали в обозначении число 18, то есть «образца 1918 года». В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 году, во время Первой мировой войны. В целях конспирации и зенитные части вплоть до 1935 года носили название «подвижных батальонов» (Fahrabteilung).

Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы «Крупп» начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 (в Германии, .как известно, калибры орудий измеряются в сантиметрах), начали поступать в войска.

1 - накатник; 2 - верхний станок; 3 - лоток досылателя; 4 - механизм вертикального наведения; 5 механизм установки взрывателя; 6 - маховик горизонтирующего механизма; 7 - тумба; 8 - левый цилиндр уравновешивающего механизма; 9 - кронштейн крепления ствола по-походному; 10 - сиденье наводчика; 11 - сиденье у становщика взрывателя; 12 - индикатор установки взрывателя; 13 - индикатор вертикального наведения; 14 - индикатор горизонтального наведения; 15 - люлька; 16 - тормоз отката; 17 - правый цилиндр уравновешивающего механизма; 18 - механизм горизонтального наведения; 19 - механизм вертикального наведения; 20 - продольная балка лафета; 21 - зенитный прицел; 22 - левая откидная станина; 23 - правая откидная станина

Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Затвор - полуавтоматический горизонтальный, клиновой.

Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Длина отката переменная. Тормоз отката снабжался компенсатором.

Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины при переводе в походное положение поднимались вверх, а основная продольная балка выполняла роль повозки. К основанию лафета крепилась тумба, на которой устанавливался вертлюг (верхний станок). Нижний конец штыря вертлюга заделывался в салазки горизонтирующего механизма. Подъемное и поворотное устройства имели по две скорости наведения. Уравновешивающий механизм был пружинным, тянущего типа.

Пушка перевозилась с помощью двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе орудия из походного положения в боевое отсоединялись. Ходы невзаимозаменяемые: передний - с односкатными колесами, задний - с двухскатными.

В 1936 году на вооружение поступила модернизированная 88-мм пушка Flak 36. Изменения в основном затронули конструкцию ствола, получившего отъемную переднюю часть, что облегчало его изготовление. При этом внутреннее устройство и баллистика ствола остались такими же, как у Flak 18. Все латунные детали орудия заменили стальными, что позволило заметно уменьшить его стоимость. Подвергся модернизации и лафет - передняя и задняя станины его стали взаимозаменяемыми. Для буксировки пушки использовались два одинаковых хода Sd.Anh.202 с двухскатными колесами. Вносились и другие более мелкие изменения. В целом же оба орудия были конструктивно идентичными.

Спустя год появилась следующая модификация - Flak 37. У орудия улучшили систему индикации направления стрельбы, связанную кабелем с прибором управления огнем.

В качестве буксировщика зениток использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 фирмы «Краус-Маффей».

Боевое крещение 88-мм зенитки получили в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, куда они были отправлены в составе германского легиона «Кондор». По опыту этой войны орудия стали оснащаться щитом.

К 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18 и Flak 36, которые состояли на вооружении как сил ПВО рейха, так и армейской ПВО. Причем именно в составе последней они отличились в наибольшей степени, и не только в стрельбе по самолетам. В ходе французской кампании выяснилось, что 37-мм немецкие противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони большиства французских танков. Зато с этой задачей блестяще справились оставшиеся «безработными» (в воздухе безраздельно господствовала германская авиация) 88-мм зенитки. Еще большее значение этих орудий как противотанкового средства возросло в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте.

Странное дело, но эти пушки не имели выдающихся боевых характеристик. Скажем, советская 85-мм зенитная пушка 52К ничем не уступала «немке», в том числе и по бронепробиваемости, но не стала такой знаменитой. В чем дело? Почему «aht-aht» («восемь-восемь»), как называли эту пушку немецкие солдаты, заслужила такую славу и в вермахте, и в армиях стран антигитлеровской коалиции? Причина ее популярности кроется в неординарной тактике применения.

В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3,7-дюймовых зенитных орудий борьбой с авиацией, немцы использовали 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88 мм, но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери английским «матильдам» и «Валентайнам». На Восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и КВ, в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими войсками вплоть до конца войны. Естественно, что по мере насыщения войск новыми противотанковыми пушками значение 88-мм зениток как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Тем не менее, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частей были оснащены этими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках находилось 10 930 орудий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО рейха.

Широко использовались эти пушки и в береговой артиллерии.

Как собственно зенитное орудие эта пушка исчерпала себя уже к началу Второй мировой войны. Поэтому в 1Э39 году фирма «Рейнметалл» начала проектирование новой зенитки с улучшенными баллистическими харак теристками - Gerät 37. Когда в 1941 году был изготовлен первый опытный образец, название заменили на 8,8 cm Flak 41. В 1942 году 44 пушки отправили для испытаний в Северную Африку. Впрочем, половина из них оказалась на дне Средиземного моря вместе с доставлявшими их транспортами. Остальные все же прибыли в Тунис.

В ходе фронтовых испытаний выяснилось, что Flak 41 имеет множество мелких недостатков, устранить которые в короткие сроки было невозможно. Тем не менее, эта пушка с длиной ствола в 74 калибра, начальной скоростью осколочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14 700 м стала лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны. Выпуск зениток Flak 41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak 18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak 41.

Предпринималась попытка установить ствол нового орудия на лафет Flak 37. Чтобы компенсировать возросшие нагрузки на старый лафет, ствол пушки оснастили дульным тормозом, однако и эта модификация широкого применения не нашла.

В результате основной зенитной пушкой среднего калибра вплоть до конца войны так и оставалась «восемь-восемь». До марта 1945 года заводские цеха покинули 17 125 единиц 88-мм зенитных орудий Flak 18, 36 и 37.

После капитуляции Германии эти орудия некоторое время состояли на вооружении ряда стран. Использовались они и в северокорейской ПВО во время войны в Корее.

М. КНЯЗЕВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

88-мм зенитные пушки

К началу Второй мировой войны в вермахте имелось ещё несколько десятков зениток 7,5 cm Flak 14. Эти пушки, представлявшие собой несколько усовершенствованный вариант орудия времен Первой мировой войны, были уже устаревшми. Основу же ПВО рейха составляли новые 88-мм зенитные пушки, с полным правом считающиеся одними из лучших в своем роде в мире.

Разработка 88-мм зенитки началась в Германии ещё в 1917 г. «Крупп» и «Эрхардт». Орудие имело длину ствола 45 калибров, весило порядка 7300 кг и вело огонь 9,5-кг снарядами. Такие пушки прикрывали промышленные центры Германии в 1918 г., но после подписания Версальского мира были уничтожены.

Разработку нового образца 88-мм зенитки начала фирма «Крупп» в 1928 г. Работы поначалу велись в Швеции на фирме «Бофорс» (германский концерн владел примерно 30 % акций этой фирмы) силами германских конструкторов. Изготовление опытных образцов осуществлялось уже в Германии, на заводе в г. Эссен. В 1932 г. новое орудие было продемонстрировано командованию рейхсвера, а вскоре последовало решение о принятии его на вооружение под обозначением 8,8 cm Flak 18. Поставки в войска начались в 1933 г., а в 1936 г. новые зенитки прошли «боевое крещение» в Испании. По опыту боевого применения в конструкцию орудия внесли некоторые изменения, в частности, ввели бронещит.

Ствол 8,8 cm Flak 18 состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Крутизна переменная. Затвор полуавтоматический клиновой. В конструкции орудия был предусмотрен зарядный лоток и пневматический досылатель, но в войсках эти узлы часто демонтировали из-за ненадежной их работы. Имелся также установщих взрывателя. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника.

Лафет по конструкции подобен лафету 88-мм пушки, разработанной в 1917 г. Он представлял собой крестообразное основание с четырьмя станинами. При перевозке боковые станины поднимались вверх, а продольная балка выполняла роль повозки. Перевозка осуществлялась при помощи двух отделяемых одноосных колесных ходов. К основанию лафета присоединена тумба, на которой укреплен вертлюг - верхний станок. Механизмы наведения двухскоростные. Уравновешивающий механизм пружинный тянущего типа.

Боекомплект орудия состоял из двух типов осколочных гранат (с ввинтным дном и цельнокорпусная) весом 9 кг, а также двух типов бронебойных снарядов (весом 9,5 кг и 10,2 кг). Заряжание унитарное, вес патронов в зависимости от типа снаряда 14,7-16 кг.

В 1936 г. на вооружение приняли модернизированную зенитку - пушку 8,8 cm Flak 36. Она имела несколько измененную конструкцию колесных ходов, упрощенный лафет. Также детали из цветных сплавов были заменены стальными. Баллистика и боеприпасы оставались прежними. Стоимость серийной 8,8 cm Flak 36 составляла 36 000 рейхсмарок.

Очередная модернизация 88-мм зенитки была осуществлена в 1939 г. Орудие, получившее обозначение 8,8 cm Flak 37, было оборудовано аппаратурой приема данных с батарейного пульта управления огнем. Баллистика и боекомплект снова остались без изменений. Многие детали и узлы трех модификаций зениток были взаимозаменяемыми, что приводило к появлению в ходе ремонтов своеобразных гибридов - например, ствол Flak 18, установленный на лафет Flak 36.

В качестве тягачей для 88-мм зениток применялись, главным образом, 8-т полугусеничные тягачи, но довольно часто встречались и колесные тягачи - например, трехосные грузовики «Хеншель» 33D1.

Развитие авиации в странах - потенциальных противниках подталкивало командование вермахта «заглянуть в будущее», поставив задачу создания зенитной пушки с большей, чем у прежних 88-миллиметровок досягаемостью по высоте. Заказ был выдан в 1939 г. фирме «Рейнметалл-Борзиг». В первую очередь, была существенно увеличена длина ствола - с 56 до 71 калибра. Но на этом конструкторы не остановились - сама концепция орудия подверглась кардинальному усовершенствованию: были введены электрогидравлические приводы наведения. Естественно, это усложняло конструкцию, но и существенно повышало боевую эффективность.

Боеприпасы для нового орудия, получившего обозначение 8,8 cm Flak 41, не были взаимозаменяемыми с боеприпасами прежних моделей 88-миллиметровок. В боекомплект входило два типа осколочных снарядов весом 9,4 кг, а также бронебойный (9,4 кг), бронебойно-трассирующий (10,16 кг) и подкалиберный бронебойный (7,3 кг) снаряды. Последний пробивал броню толщиной 270 мм. Вес унитарного патрона составлял 19,2-19,8 кг.

Сложность конструкции 8,8 cm Flak 41 обусловила довольно длительное время доводки. Первая партия из 44 единиц была отправлена в Африку для армии Роммеля в августе 1942 г., причем добрая половина орудий до места назначения не добралась - пошла на дно вместе с транспортами, потопленными союзниками. С 1943 г. 8,8 cm Flak 41 начали поступать на вооружение частей ПВО рейха, но их количество оставалось сравнительно небольшим - например, в феврале 1944 г. люфтваффе располагало 279 такими пушками, тогда как 8,8 cm Flak 18/36/37 было более 10 000!

В связи со сложностями, встретившимися при отработке 8,8 cm Flak 41, была предпринята попытка создать «гибриды» путем наложения ствола этой пушки на лафеты Flak 36 либо Flak 37. Поскольку сила отдачи нового орудия была гораздо выше, ствол пришлось снабдить дульным тормозом, а также увеличить давление в гидравлическом тормозе отката. Появившиеся таким образом зенитки Flak 36/41 и 37/41 были распространены ещё меньше - например, 8,8 cm Flak 37/41 изготовили всего 12 единиц.

Наряду с буксируемыми вариантами 88-мм зениток в вермахте нашли определенное распространение и самоходные установки - хотя их было значительно меньше, чем малокалиберных ЗСУ. В частности, в начале 1941 г. было изготовлено 16 ЗСУ с пушками Flak 18 на длиннобазом трехосном (ведущие - две задние оси) шасси автобусного типа «Фомаг» 8LR. Эти ЗСУ, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 auf Vomag 6-rad Fahrgestell, комплектовались дизельными двигателями мощностью 140 л.с. Орудие монтировалось в центре шасси, а в кормовой части находился возимый боекомплектом - 72 выстрела. На огневой позиции установка горизонтировалась при помощи четырех домкратов, а борта средней части кузова откидывались, образовывая площадку для работы орудийного расчета.

Все самоходки на шасси «Фомаг» были сосредоточены в 1-м дивизионе 42-го зенитного артполка. Этот дивизион формировался как специальная часть «сопровождения фюрера» и использовался для усиления ПВО тех ставок, где в данный момент пребывал Гитлер. Но начиная с 1943 г. ввиду высокой мобильности этой части она все чаще стала привлекаться в качестве «пожарной команды» для усиления обороны на критических участках. В 1944 г. именно в таком качестве дивизион оказался в венгерском Дебрецене. Понеся тяжелые потери в этом городе, 1-й дизизион 42-го полка оказался последней частью, сумевшей выскользнуть из окружения к Будапешту. Но от судьбы не уйдешь - падение Будапешта в феврале 1945 г. поставило крест на существовании самой мобильной зенитной части люфтваффе, исколесившей за войну почти всю Европу.

Существовало несколько вариантов самоходных 88-мм установок на шасси полугусеничных тягачей. В частности, ещё в 1939 г. фирмк «Везерхютте» было заказано 1 °CАУ с пушками 8,8 cm Flak 18 на шасси 12-тонных тягачей Sd.Kfz.8. Такие установки получили бронированную кабину и двигатель. Харктерно, что они потсупили не в зенитные части, а в 8-й тяжелый противотанковый дивизион, принявший участие во французской кампании. В 1940 г. было изготовлено ещё 15 самоходок с такими пушками, но на шасси более тяжелого, 18-тонного тягача Sd.Kfz.9. Обе САУ получились довольно тяжелыми - вес в боевом положении составлял, соответсвенно, 20 и 25 т. Наконец, в 1942 г. было заказано 112 ЗСУ с пушками 8,8 cm Flak 37 на шасси Sd.Kfz.9, но впоследствии этот заказ был отменен.

Нашли применение в люфтваффе и железнодорожные установки с 88-мм зенитками. Сусществовало два основных варианта таких установок - с одним либо с двумя орудиями. Наконец, 88-мм пушки применялись и для вооружения паромов типа «Зибель».

ТТХ основных образцов 88-мм зенитных пушек см. приложение.

Из книги Техника и вооружение 1997 11-12 автора

Из книги Техника и вооружение 1998 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 1998 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2000 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и оружие 1996 03 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Крепости на колесах: История бронепоездов автора Дроговоз Игорь Григорьевич

Зенитные бронепоезда В годы Второй Мировой войны на свет появился совершенно новый тип бронепоездов - зенитные бронепоезда. Бурное развитие боевой авиации и необходимость защиты от нее железнодорожных коммуникаций вызвали их рождение.Ведение боевых действий

Из книги Субмарины США «Gato» автора Иванов С. В.

Зенитные пушки Первоначально зенитную артиллерию ставили на надстройку, но некоторые лодки несли зенитную артиллерию на месте снятых палубных пушек.7,62-мм пулемет Browning. Вездесущий «Браунинг» стал первым зенитным оружием, установленным на лодки класса Gato. Поначалу

Из книги Броня русской армии [Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне] автора Коломиец Максим Викторович

Зенитные бронемашины С самого зарождения зенитной артиллерии у военных появились мысли повысить ее мобильность путем установки орудий на автомобили. Так, в 1911 году Рейнский металлический завод в Германии построил 65-мм пушку для стрельбы по аэростатам, смонтированную на

Из книги Тяжёлый танк «Пантера» автора Барятинский Михаил

ЗЕНИТНЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ Шасси «Пантеры» Ausf D с установленным на нём деревянным макетом башни ЗСУ «Коелиан».В конце 1942 года фирма Krupp начала работы над машиной Flakpanzer 42, вооружённой 88-мм зенитной пушкой FlaK 41 во вращающейся на 360° башне. Однако после нескольких

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

37-мм зенитные пушки История первого серийного образца немецкой 37-мм зенитки как две капли воды похожа на историю создания 20-мм пушки Flak 30. Разработку её под фирменным индексом ST 10 осуществляла фирма «Рейнметалл» по советскому заказу. В 1930 г. полный комплект

Из книги Боевые машины мира, 2014 № 20 ЗСУ «Гепард» автора

88-мм зенитные пушки К началу Второй мировой войны в вермахте имелось ещё несколько десятков зениток 7,5 cm Flak 14. Эти пушки, представлявшие собой несколько усовершенствованный вариант орудия времен Первой мировой войны, были уже устаревшми. Основу же ПВО рейха составляли

Из книги Танк «Шерман» автора Форд Роджер

Тяжелые зенитные орудия Так же, как и 88-мм зенитки, более тяжелые, 105-мм зенитные орудия разрабатывались в Германии ещё в годы Первой мировой войны. В 1916 г., в частности, испытывались прототипы таких орудий концернов «Крупп» и «Эрхардт» с длиной ствола, соответственно, 45 и 35

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

Трофейные зенитные орудия В отличие от полевой и противотанковой артиллерии, в области зенитной «вклад» чешской фирмы «Шкода» в вооружение вермахта был относительно скромным. Среди образцов этой фирмы отметим следующие:7,65 cm Flak 33(t) и Flak 37(t) - 76,5-мм зенитные орудия обр. 33 и

Из книги автора

Современные зенитные самоходные установки Появление на поле боя танковых и механизированных соединений со всей остротой поставило вопрос о их надежном прикрытии от атак с воздуха. Для этого требовались зенитные средства, сравнимые по подвижности с танками и надежно

Из книги автора

Зенитные «Шерманы» Самая лучшая самоходная артиллерийская зенитная установка на шасси танка «Шерман» (хотя она появилась слишком поздно для того, чтобы выполнить ту задачу, для которой она предназначалась) была создана в Канаде. На этой машине использовалась

Из книги автора

Зенитные самоходные установки (ЗСУ) На базе легкого танка «Ке-ни» в 1942 году были выпущены опытные ЗСУ «Та-ха», вооруженные 20-мм автоматическими пушками системы «Эрликон», в двух вариантах:- одна пушка в открытой сверху поворотной башне;- спаренная установка в

, как каждый немецкий танк был «Тигром» для большинства солдат союзников, так каждая противотанковая пушка была «восемьдесят восьмой». Одна из знаменитых артустановок всех времен, 88-мм зенитная, определенно стала истребителем танков. Но в арсеналах вермахта это не единственное оружие, оно даже не было самым многочисленным.

Семейство 88-мм пушек FlaK . Расшифровка FlaK, сокращение немецкого Flugzeugabwehr-Kanone или Flugabwehr-Kanone (где K) обозначение зенитной пушки. Цифра за аббревиатурой указывает на год образца орудия, первоначально именовалась как FlaK 18, что было сделано для обхода ограничений Версальского договора.

88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая, на стволе четыре белые победные кольца

88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая фото , FlaK 18/36/37 затем новые и более мощные модели FlaK 41. Известное противникам как «восемьдесят восьмая» и как «ахт-ахт», орудие заслуживает почетного места в любом исследовании немецкого про­тивотанкового оружия. (Acht-Acht - игра слов «восемь-восемь» или «внимание-внимание».

В 1931 г 88-мм зенитную пушку FlaK 18 разрабо­тала в Швеции, команда инженеров «Круппа» совместно с «Бофорсом» втайне, чтобы скрыть нарушения положений Версальского договора. С 1932 года начинается серийное производство 88-мм пушки FlaK 18.

Зенитная пушка 88 мм FlaK 18 /36 фото

FlaK 18 был установлен на крестообразном лафете, что позволило вести огонь во всех направлениях. Автоматический выброс гильзы позволял производить около 20 выстрелов в минуту. Два боковых упора при транспортировке можно было быстро сложить. Для перевозки использовали два колесных шасси модель Sonderanhänger 201.

Подготовка зенитного орудия 88 мм к транспортировке фото

Зенитные пушки FlaK /36/37 использовали тележку Sonderanhänger 202, у которой была большая грузоподъемность, более высокая скорость транспортировки и самое главное она позволяла вести огонь прямо с тележки.

трейлер Sonderanhänger 202 от 88 мм немецкая зенитная пушка, позволял вести огонь прямо с тележки

Из за большого веса пушки стандартным тягачем стал полугусеничный sd kfz 7. Но проблема высокого силуэта 88-мм пушки, сравнимого с танком, так не была решена и в следующих модификациях.

88 мм Flak 36 поступила на вооружение в 1936 г, модернизирована в 1939 г названа Flak 37 фото

И зенитные пушки имеют много общих свойств - оба типа разрабатываются для стрельбы снарядами с высокими скоростями по прямой траектории. Дайте зенитной пушке правильный тип бронебойного cнаряда, и она станет вы­сокоэффективным истребителем танков. Однако к началу вой­ны единственной зенитной пушкой, о6орудованной для веде­ния огня по танкам, была немецкая FlaK 18 - классическая во­семьдесят восьмая.

фото немецкая пушка 88 мм на буксире тягача sd kfz 7

В Испании, раннюю модификацию «восемьдесят восьмой» мобилизовали на службу в пехоте. FlaK 18 доказала поразительную эффективность против легкобронированных машин того периода. В результате бронебойные снаряды стали стандартным боеприпасом всех немецких зенитных батарей.

88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая фото , впервые использованная против танков во время Гражданской войны в Испании. 88-мм зенитная была одним из самых грозных орудий для британских и американских войск в Северной Африке и Италии, а также наших и КВ. Ключ к пониманию успеха -восемь­десят восьмой, был в очень высокой скорости ее снарядов. Она могла по­разить большинство танков союзни­ков, даже стреляя фугасными снаря­дами, а с бронебойными она стано­вилась смертоносной.

Расчет немецкой пушки ведет огонь по советским войскам в районе Харькова справа видна тележка от Sonderanhänger 202 фото

Интересно, что немцы и , единственные, применявшая тяжелые универсаль­ные орудия . В большинстве армий участников Второй Мировой имелись подобные зенитные орудия, но они никогда не применялись для стрельбы по наземным целям.
Было несложно доказать свою полезность в первые годы Второй мировой войны, когда 88-мм зенитная пушка являлась единственным оружием, способным с легкостью остановить такие тяжелобронированные танки, как британская «Матильда», французский Char В и наш советский КВ-1. FlaK 18 поступила в эксплуатацию как улучшенные FlaK 36, 37 и 41, из них последняя - пушка новой разработки.

июль 1942 88-мм зенитная пушка Flak 18 стрельба прямой наводкой под Воронежем фото

Пушка, хотя и была зенитной, оказалась полезной, но далекой от совершенства в роли , поскольку была очень громоздкой, очень тяжело маскировалась; много времени уходило на ее подготовку к стрельбе. «Восемьдесят восьмая» могла в случае экстренной необходимости стрелять прямо со своей колесной повозки, но для получения максимальной точности ее опускали на лафет, для чего требовалось много времени.
88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая фото , несмотря на существование специальных противотанковых пушек, FlaK применялась против танков до конца войны. Ранние версии обеспечивали начальную скорость бронебой­ного снаряда 795 м/с, макси­мальную горизонтальную даль­ность 14 813 м. У FlaK 41 начальную скорость снаряда подняли до 1000 м/с, а макси­мальная дальность стрельбы - до 19 730 м. Хотя мы сейчас в основном говорим об использовании пушки 88 мм как противотанкового средства, не забываем, что основное предназначение пушек семейства FlaK 18 прежде всего борьба с воздушными целями. в чем она так же немало преуспела. Хотя неспособность немецкой промышленности к широкомасштабному производству пушек, не покрывала запросов войск на эти орудия. В среднем на уничтожение одной воздушной цели тратилось от 5 тыс до 8 тысяч выстрелов (!).

Система акустического наведения зенитной артиллерии фото

Системы акустического, а затем и радарного наведения позволили повысить эффективность применения зенитной артиллерии.

С появлением радиолокационных станций результативность стрельбы, особенно в ночное время значительно возросла

«88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая » послужи­ла основой для целого семейства и противотан­ковых пушек так же хорошо, как и проявила себя в своей перво­начальной роли как зенитной оружие.

88 мм зенитки так же устанавливались на десантные суда

Однако с ходом войны даже та­кое суперсовершенное оружие оказывается лицом к лицу перед вызовом новых целей. Тяжелые советские танки, такие как ИС-1 и ИС-2 (ИС -«Иосиф Сталин»), имели мощные, с большей броне-пробиваемостью пушки и еще более толстую броню, чем Т-34. Большая пушка была необходима, чтобы противостоять им, и в 1943 г. Фирмы «Крупп» и «Рейннметалл» начали работу над орудием двойного назначе­ния - 128-мм противотанковой и полевой.

Для облегчения изготовления ствол пушки РаК 43 комплектовался лафетом от 105-мм легкой полевой гаубицы FlaK 18 и колесами от 150-мм гаубицы SFH-18. Первая, по-настоящему противотанковая модификация поступила в эксплуатацию в конце 1943 г. В пушке РаК 43/41 использовался ствол и казенная часть от FlaK 41, она была более приспособлена для стрельбы по танкам и стреляла вновь разработанными типами снарядов.

немецкие противотанковые пушки pak 43 88 мм фото

Эти 88-мм противотанковые пушки монтировались на лафете 105-мм легкой полевой гаубицы с колесами от 150-мм гаубицы. При весе около 5 т, она тяжело наводилась, поэтому расчеты прозвали ее «амбарной дверью» (Scheunentor), но она имела более низкую лобовую проекцию, чем FlaK. Она сохранила все лучшее от ранних орудий. С успехом использовалась как на Восточном, так и на Западном фронтах. 88-мм пушка РаК 43, поступившая в эксплуатацию примерно в то же самое время, уступала в мобильности РаК 43/41 и монтировалась на модифицированную повозку от орудия FlaK, и, по-прежнему, для получения максимальной точности стрельбы колеса повозки снимались. Однако следует отметить, что пушка имела очень низкую лобовую проекцию - для окапывания ее нужен был окоп глубиной 1,5 м. В боях она доказала, что была одной из лучших , способной уничтожить любой танк союзников с дистанции более 2 км.
88 мм немецкая зенитная пушка ужасная восемьдесят восьмая фото . При ведении огня бронебойным снарядом с вольфрамовым сер­дечником от Pzgr 40/43 РаК 43 имела увеличенную до 1130 м/с начальную скорость снаряда, допустимая дальностъ стрельбы фугасным снарядом -17,5 км. Бронебойный снаряд пробивал 182-мм броню под уг­лом 30" с дистанции 500 м и 135 мм броню - с 2 км. РаК 44 ограниченно применя­лась до конца войны. Изготови­ли 51 пушку и установили на им­провизированном лафете, взя­том от французской 155-мм пушки. Стреляя снарядом от пушки Pzgr 43, пушка Pzgr 44 имела на­чальную скорость снаряда 1000 м/с и пробивала 230-мм бро­ню под углом 30° с дистанции 1 км.

Самоходная артиллерийская установка на базе flak-37, что интересно первоначально устанавливали flak-41 всего было изготовлено три экземпляра

К концу войны немецкие инженеры проби­ли границу традиционных пред­ставлений об артиллерийских кон­струкциях.

flak-18 на тягаче Sd.Kfz.9 так и не был запущен в производство

Они создали автоматы заряжания для 75-и 88-мм пушек, экспериментировали с инфракрас­ными прицелами, которые можно было использовать ночью.

Экспериментальная модель с зенитной пушкой 88 мм

Модернизация снарядов вклю­чала предложения по использова­нию стали и пластика при изго­товлении оболочек снарядов для экономии меди. Конечно же не все образцы дошли до серийного производства.

«АРТИЛЛЕРИЯ - БОГ ВОЙНЫ» - справедливость этой формулы победы доказана всей военной историей. Даже на полях сражений Второй Мировой, которую не зря окрестили «войной моторов», именно артиллерия зачастую играла решающую роль - с артиллерийской подготовки начиналось любое успешное наступление, без серьезной артиллерийской поддержки невозможно было создать устойчивую оборону, в отрыве от мобильной артиллерии танки и пехота несли неоправданные потери.

Громкие победы Вермахта в начале войны объясняются не только превосходством немецких танковых войск, авиации, связи, но и наличием мощной, прекрасно обученной, великолепно организованной и чрезвычайно эффективной артиллерии. Однако Artilleriewaffe остались в тени знаменитых Люфтваффе и Панцерваффе - до сих пор на русском языке не опубликовано ни одной серьезной работы на данную тему. ЭТА КНИГА - ПЕРВАЯ. Здесь впервые представлена исчерпывающая информация об артиллерии Вермахта и войск СС - полевой, пехотной (включая минометы), горной, реактивной, противотанковой, зенитной, как буксируемых систем, так и самоходных установок, - всесторонне рассмотрены особенности ее организации, тактики и боевого применения.

88-мм зенитные пушки

88-мм зенитные пушки

К началу Второй мировой войны в вермахте имелось ещё несколько десятков зениток 7,5 cm Flak 14. Эти пушки, представлявшие собой несколько усовершенствованный вариант орудия времен Первой мировой войны, были уже устаревшми. Основу же ПВО рейха составляли новые 88-мм зенитные пушки, с полным правом считающиеся одними из лучших в своем роде в мире.

Разработка 88-мм зенитки началась в Германии ещё в 1917 г. «Крупп» и «Эрхардт». Орудие имело длину ствола 45 калибров, весило порядка 7300 кг и вело огонь 9,5-кг снарядами. Такие пушки прикрывали промышленные центры Германии в 1918 г., но после подписания Версальского мира были уничтожены.

Разработку нового образца 88-мм зенитки начала фирма «Крупп» в 1928 г. Работы поначалу велись в Швеции на фирме «Бофорс» (германский концерн владел примерно 30 % акций этой фирмы) силами германских конструкторов. Изготовление опытных образцов осуществлялось уже в Германии, на заводе в г. Эссен. В 1932 г. новое орудие было продемонстрировано командованию рейхсвера, а вскоре последовало решение о принятии его на вооружение под обозначением 8,8 cm Flak 18. Поставки в войска начались в 1933 г., а в 1936 г. новые зенитки прошли «боевое крещение» в Испании. По опыту боевого применения в конструкцию орудия внесли некоторые изменения, в частности, ввели бронещит.

Ствол 8,8 cm Flak 18 состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Крутизна переменная. Затвор полуавтоматический клиновой. В конструкции орудия был предусмотрен зарядный лоток и пневматический досылатель, но в войсках эти узлы часто демонтировали из-за ненадежной их работы. Имелся также установщих взрывателя. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника.

Лафет по конструкции подобен лафету 88-мм пушки, разработанной в 1917 г. Он представлял собой крестообразное основание с четырьмя станинами. При перевозке боковые станины поднимались вверх, а продольная балка выполняла роль повозки. Перевозка осуществлялась при помощи двух отделяемых одноосных колесных ходов. К основанию лафета присоединена тумба, на которой укреплен вертлюг - верхний станок. Механизмы наведения двухскоростные. Уравновешивающий механизм пружинный тянущего типа.

Боекомплект орудия состоял из двух типов осколочных гранат (с ввинтным дном и цельнокорпусная) весом 9 кг, а также двух типов бронебойных снарядов (весом 9,5 кг и 10,2 кг). Заряжание унитарное, вес патронов в зависимости от типа снаряда 14,7-16 кг.

В 1936 г. на вооружение приняли модернизированную зенитку - пушку 8,8 cm Flak 36. Она имела несколько измененную конструкцию колесных ходов, упрощенный лафет. Также детали из цветных сплавов были заменены стальными. Баллистика и боеприпасы оставались прежними. Стоимость серийной 8,8 cm Flak 36 составляла 36 000 рейхсмарок.

Очередная модернизация 88-мм зенитки была осуществлена в 1939 г. Орудие, получившее обозначение 8,8 cm Flak 37, было оборудовано аппаратурой приема данных с батарейного пульта управления огнем. Баллистика и боекомплект снова остались без изменений. Многие детали и узлы трех модификаций зениток были взаимозаменяемыми, что приводило к появлению в ходе ремонтов своеобразных гибридов - например, ствол Flak 18, установленный на лафет Flak 36.

В качестве тягачей для 88-мм зениток применялись, главным образом, 8-т полугусеничные тягачи, но довольно часто встречались и колесные тягачи - например, трехосные грузовики «Хеншель» 33D1.

Развитие авиации в странах - потенциальных противниках подталкивало командование вермахта «заглянуть в будущее», поставив задачу создания зенитной пушки с большей, чем у прежних 88-миллиметровок досягаемостью по высоте. Заказ был выдан в 1939 г. фирме «Рейнметалл-Борзиг». В первую очередь, была существенно увеличена длина ствола - с 56 до 71 калибра. Но на этом конструкторы не остановились - сама концепция орудия подверглась кардинальному усовершенствованию: были введены электрогидравлические приводы наведения. Естественно, это усложняло конструкцию, но и существенно повышало боевую эффективность.

Боеприпасы для нового орудия, получившего обозначение 8,8 cm Flak 41, не были взаимозаменяемыми с боеприпасами прежних моделей 88-миллиметровок. В боекомплект входило два типа осколочных снарядов весом 9,4 кг, а также бронебойный (9,4 кг), бронебойно-трассирующий (10,16 кг) и подкалиберный бронебойный (7,3 кг) снаряды. Последний пробивал броню толщиной 270 мм. Вес унитарного патрона составлял 19,2-19,8 кг.

Сложность конструкции 8,8 cm Flak 41 обусловила довольно длительное время доводки. Первая партия из 44 единиц была отправлена в Африку для армии Роммеля в августе 1942 г., причем добрая половина орудий до места назначения не добралась - пошла на дно вместе с транспортами, потопленными союзниками. С 1943 г. 8,8 cm Flak 41 начали поступать на вооружение частей ПВО рейха, но их количество оставалось сравнительно небольшим - например, в феврале 1944 г. люфтваффе располагало 279 такими пушками, тогда как 8,8 cm Flak 18/36/37 было более 10 000!

В связи со сложностями, встретившимися при отработке 8,8 cm Flak 41, была предпринята попытка создать «гибриды» путем наложения ствола этой пушки на лафеты Flak 36 либо Flak 37. Поскольку сила отдачи нового орудия была гораздо выше, ствол пришлось снабдить дульным тормозом, а также увеличить давление в гидравлическом тормозе отката. Появившиеся таким образом зенитки Flak 36/41 и 37/41 были распространены ещё меньше - например, 8,8 cm Flak 37/41 изготовили всего 12 единиц.

Наряду с буксируемыми вариантами 88-мм зениток в вермахте нашли определенное распространение и самоходные установки - хотя их было значительно меньше, чем малокалиберных ЗСУ. В частности, в начале 1941 г. было изготовлено 16 ЗСУ с пушками Flak 18 на длиннобазом трехосном (ведущие - две задние оси) шасси автобусного типа «Фомаг» 8LR. Эти ЗСУ, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 auf Vomag 6-rad Fahrgestell, комплектовались дизельными двигателями мощностью 140 л.с. Орудие монтировалось в центре шасси, а в кормовой части находился возимый боекомплектом - 72 выстрела. На огневой позиции установка горизонтировалась при помощи четырех домкратов, а борта средней части кузова откидывались, образовывая площадку для работы орудийного расчета.

Все самоходки на шасси «Фомаг» были сосредоточены в 1-м дивизионе 42-го зенитного артполка. Этот дивизион формировался как специальная часть «сопровождения фюрера» и использовался для усиления ПВО тех ставок, где в данный момент пребывал Гитлер. Но начиная с 1943 г. ввиду высокой мобильности этой части она все чаще стала привлекаться в качестве «пожарной команды» для усиления обороны на критических участках. В 1944 г. именно в таком качестве дивизион оказался в венгерском Дебрецене. Понеся тяжелые потери в этом городе, 1-й дизизион 42-го полка оказался последней частью, сумевшей выскользнуть из окружения к Будапешту. Но от судьбы не уйдешь - падение Будапешта в феврале 1945 г. поставило крест на существовании самой мобильной зенитной части люфтваффе, исколесившей за войну почти всю Европу.

Существовало несколько вариантов самоходных 88-мм установок на шасси полугусеничных тягачей. В частности, ещё в 1939 г. фирмк «Везерхютте» было заказано 1 °CАУ с пушками 8,8 cm Flak 18 на шасси 12-тонных тягачей Sd.Kfz.8. Такие установки получили бронированную кабину и двигатель. Харктерно, что они потсупили не в зенитные части, а в 8-й тяжелый противотанковый дивизион, принявший участие во французской кампании. В 1940 г. было изготовлено ещё 15 самоходок с такими пушками, но на шасси более тяжелого, 18-тонного тягача Sd.Kfz.9. Обе САУ получились довольно тяжелыми - вес в боевом положении составлял, соответсвенно, 20 и 25 т. Наконец, в 1942 г. было заказано 112 ЗСУ с пушками 8,8 cm Flak 37 на шасси Sd.Kfz.9, но впоследствии этот заказ был отменен.

Нашли применение в люфтваффе и железнодорожные установки с 88-мм зенитками. Сусществовало два основных варианта таких установок - с одним либо с двумя орудиями. Наконец, 88-мм пушки применялись и для вооружения паромов типа «Зибель».

ТТХ основных образцов 88-мм зенитных пушек см. приложение.



Читайте также: