Ствол, противооткатные и прицельные устройства. Сравнение с аналогами

6650 Ширина, мм: 2450 на марше Высота, мм: 2500 на марше Калибр , мм: 152,4 Противооткатное устройство : Гидравлическое Лафет : Двухстанинный Угол возвышения: -2,5..+45 Угол поворота: -25..+25 Скорострельность ,
выстрелов/мин: 5..6 Начальная скорость
снаряда, м/с 770 Максимальная
дальность, м: 20 470 Вид боепитания : ручное Прицел : С71-96, ПГ-1М, К-1, ОП4М Изображения на Викискладе : 52-П-547 (М-47) 152-мм пушка М-47 152-мм пушка М-47

История создания

Серийное производство

График выпуска пушек М-47
1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957
4 - - 16 20 32 50

Описание конструкции

Верхний станок пушки М-47 представляет собой основание для всей качающейся части орудия и установлен на штыре, закреплённом в нижнем станке. Кроме того на верхнем станке размещены вертикальный и горизонтальный поворотные механизмы секторного типа. Управление механизмами осуществляется вручную через маховики , расположенные в левой части верхнего станка. Для сохранения равновесия с правой и левой стороны люльки за щитом установлен пневматический уравновешивающий механизм толкающего типа, состоящий из двух колонок .

Качающаяся часть орудия с верхним станком установлены на нижний станок, которой остаётся при стрельбе в неподвижном положении. Конструкция станка выполнена из стальной отливки. На нижнем станке закреплены станины орудия, а также механизмы подрессоривания с колёсным ходом. Станины орудия сварены из коробов. Для установки в нижний станок в передней части станин имеются специальные шарнирные вилки. С другой стороны установлены сошники .

Боеприпасы и баллистика


Номенклатура боеприпасов
Индекс выстрела Индекс снаряда Индекс заряда Масса снаряда, кг Масса ВВ , кг Масса выстрела, кг Начальная скорость снаряда,
м/с
Максимальная дальность стрельбы, км
Бронебойные
53-ВБР-547 53-БР-540 54-ЖН-547 48,78 0,66 700 4
53-ВБР-547Б 53-БР-540Б 54-ЖН-547 48,96 0,48 70 700 4
Осколочно-фугасные
53-ВОФ-547 53-ОФ-547 54-ЖН-547 43,56 5,86 65,6 770 20,47
53-ВОФ-547У 53-ОФ-547 54-Ж-547У 43,56 5,86 58 500 12,64
Практические
53-ВПБР-547 53-ПБР-540 54-ЖН-547 48,78 -

Боевое применение

См. также

  • 152-мм гаубица С-69-1 - опытная гаубица корпусного дуплекса С-69/С-69-1, разработанная в Центральном артиллерийском конструкторском бюро
  • 152-мм гаубица М-45 - опытная гаубица корпусного дуплекса М-44/М-45, разработанная в СКБ ПМЗ

Напишите отзыв о статье "152-мм пушка М-47"

Примечания

Сноски

Литература

  • 130-мм пушка М-46 и 152-мм пушка М-47. Руководство службы. - Третье издание. - М .: Военное издательство Министерства обороны СССР , 1968. - 384 с.
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса . - Мн. : Харвест , 2000. - 1156 с. - (Библиотека военной истории). - ISBN 985-433-703-0 .

Ссылки

  • Российское Оружие, Военные Технологии, Анализ Вооруженных Сил России. (рус.) . Проверено 4 сентября 2011. .

Отрывок, характеризующий 152-мм пушка М-47

С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.
Пьер поужинал похлебкою из ржаной муки с лошадиным мясом и поговорил с товарищами.
Ни Пьер и никто из товарищей его не говорили ни о том, что они видели в Москве, ни о грубости обращения французов, ни о том распоряжении пристреливать, которое было объявлено им: все были, как бы в отпор ухудшающемуся положению, особенно оживлены и веселы. Говорили о личных воспоминаниях, о смешных сценах, виденных во время похода, и заминали разговоры о настоящем положении.
Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.
Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.

обр. 1937г . М-47 была создана в составе нового дуплекса корпусной артиллерии со 130-мм пушкой М-46 , предназначенной для замены 122-мм пушки обр. 1931/37гг .
52-П-547 (М-47)

Пушка М-47 в Военно-историческом музее артиллерии Санкт-Петербурга .
Тип Буксируемая пушка
Страна
История службы
Годы эксплуатации с
На вооружении
История производства
Конструктор СКБ Завода №172
Разработан c по
Производитель Завод №172
Годы производства c по
Всего выпущено 126
Характеристики
Масса, кг около 7700
(8450 на марше)
Тип тягача АТ-С
Клиренс , мм 375..450
Скорость возки по шоссе, км/ч до 50
Длина, мм 10 670
(около 11 320 на марше)
Длина ствола , мм 6650
Ширина, мм 2450 на марше
Высота, мм 2500 на марше
Калибр , мм 152,4
Противооткатное устройство Гидравлическое
Лафет Двухстанинный
Угол возвышения -2,5..+45
Угол поворота -25..+25
Скорострельность ,
выстрелов/мин
5..6
Начальная скорость
снаряда, м/с
770
Максимальная
дальность, м
20 470
Вид боепитания ручное
Прицел С71-96, ПГ-1М, К-1, ОП4М
52-П-547 (М-47) на Викискладе

История создания

Серийное производство

Описание конструкции

Верхний станок пушки М-47 представляет собой основание для всей качающейся части орудия и установлен на штыре, закреплённом в нижнем станке. Кроме того на верхнем станке размещены вертикальный и горизонтальный поворотные механизмы секторного типа. Управление механизмами осуществляется вручную через маховики , расположенные в левой части верхнего станка. Для сохранения равновесия с правой и левой стороны люльки за щитом установлен пневматический уравновешивающий механизм толкающего типа, состоящий из двух колонок .

Качающаяся часть орудия с верхним станком установлены на нижний станок, которой остаётся при стрельбе в неподвижном положении. Конструкция станка выполнена из стальной отливки. На нижнем станке закреплены станины орудия, а также механизмы подрессоривания с колёсным ходом. Станины орудия сварены из коробов. Для установки в нижний станок в передней части станин имеются специальные шарнирные вилки. С другой стороны установлены сошники .

Боеприпасы и баллистика

Номенклатура боеприпасов

47-мм/40 орудие Гочкиса

Классификация

История производства

История эксплуатации

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

47-мм/40 орудие Гочкиса (англ. Hotchkiss 3-pdr QF Cannon ) - скорострельная пушка, разработанная во Франции, для установки на корабли в качестве вооружения противоминного калибра. Получило широкое распространение во флотах и армиях ведущих стран мира. Участвовало в многочисленных вооружённых конфликтах на рубеже XIX - XX веков, вплоть до окончания Второй мировой войны .

Предыстория разработки орудия

47-мм/40 орудие Гочкиса разработано во Франции компанией Hotchkiss et Cie для вооружения кораблей там, где было не целесообразно устанавливать 57-мм орудие Гочкиса из-за его бóльшего веса.

Производство орудий

В Великобритании орудия производились по лицензии на заводе Elswick Ordnance Company .

47-мм пушки Гочкиса производились в значительных количествах и только в Великобритании для нужд Королевских военно-морских сил было изготовлено более 2900 единиц.

Описание и характеристики орудия

47-мм орудие Гочкиса являлось скорострельным, так как в конструкции применён ряд прогрессивных на то время решений: затвор с элементами автоматики, унитарный способ заряжания, тормоз отката и накатник .

Тело орудия состояло из трех частей: ствола, кожуха и со­единительной гайки. Цапфы пушки составляли одно целое с кожухом. Замочное отверстие сделано в кожухе.

В ходе Первой мировой войны пушки, показавшие себя неэффективными снимались с кораблей всех стран, и передавались для
службы на вооружённых речных судах, в береговой охране портов и сухопутной армии.

Последующие модификации

Батальонная 47-мм пушка Гочкиса в Русской императорской армии

В ходе Первой мировой войны 47-мм пушки Гочкиса широко ис­пользовались на сухопутном фронте в качестве траншейных пушек и для непосредственной поддержки пехоты. Силами воинских частей или в мелких гражданских мастерских под 47-мм пушки Гочкиса создавались деревянные импровизированные колёсные лафеты.

«когда же в 1915 г. война приняла явно позиционный характер, армия настойчиво стала требовать придачи пехоте специальных орудий для подбития и уничтожения пулемётов и мелкой артиллерии, обнаруживаемых в неприятельских окопах лишь непосредственно перед атакой, наносящих огромные потери пехоте и лишающих её наступательного порыва. Для сопровождения пехоты требовались орудия, отличающиеся большой меткостью хотя бы на малых дистанциях и чрезвычайной лёгкостью системы, чтобы их можно было перетаскивать на колёсах вручную 2 - 4 солдатам или переносить в разобранном виде.»

Барсуков Е.И., Начальник Управления полевого инспектора артиллерии

47-мм орудия Гочкиса переделыва­лись и для стрельбы по воздушным целям, при этом угол вертикальной наводки доходил до +85°.

Память

47/40-мм пушка Гочкиса на кринолиновой установке

В Гонконге с 1860-х гг. по сегодняшний день традиционно в полдень производится выстрел из пушки. До 1961 г. выстрелы производились из 57-мм орудия Гочкиса (Hotchkiss 6-pdr QF Cannon ), которое из-за его излишней громкости было заменено на 47-мм орудие Гочкиса.

Оценка проекта

47-мм пушки Гочкиса в ходе применения в боевых условиях на кораблях показали свою низкую эффективность в борьбе с эсминцами и миноносцами. По окончании Первой мировой войны орудия стали сниматься с вооружения флотов, и передаваться в армию, на учебные корабли и речные флотилии.

Орудие неплохо себя показало на стационарных установках на бронепоездах, речных катерах, но в армии, где оно использовалось в качестве батальонного от него вскоре пришлось отказаться. Во время боевых действий был выявлен серьёзный недостаток - высокие баллистические качества. Пушка с такой баллистикой имела сильный откат и тяжёлый ствол. В результате габариты и общий вес системы были велики, отчего колёсный лафет быстро разрушался.

Применение пушек в целях противовоздушной обороны кораблей и войск, было неэффективно из-за низкой скорострельности, малого калибра снаряда и отсутствия специальных прицелов.

Использованная литература и источники

Список литературы

Ссылки

Галерея изображений

    Бронепалубный крейсер «Олег»

    Разбитое орудие при обороне Порт-Артура, 1904 г.

    Испанский миноносец Torpedero №1 , г.Тортоса 1916 г.

В СССР в первое послевоенное десятилетие гармонично развивались все типы артиллерии, включая артиллерию большой и особой мощности. Руководство страны принципиально отказалось от создания больших стационарных артиллерийских установок. Используя германский и собственный опыт, в Союзе началось проектирование малого дуплекса для корпусной артиллерии, триплекса для артиллерии большой мощности и большого дуплекса для артиллерии особой мощности.

23 апреля 1946 г. Артиллерийский комитет ГАУ выдал тактико-технические требования на проектирование 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете. Эти орудия (малый дуплекс) предназначались для замены 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, и должны были при почти одинаковом весе иметь существенно лучшую баллистику. Разработка дуплекса велась на заводе № 172 и в НИИ АВ на конкурсной основе. Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совета Министров СССР, первое из которых (№1540-687) вышло 10 июля 1946 г. Разработанные в КБ завода №172 130-мм и 152-мм пушки получили индексы М-46 и М-47. Их технический проект был рассмотрен АК ГАУ 27 декабря 1946 г. Артком предложил переработать проект. Переработанный проект был рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.

Опытные образцы М-46 и М-47 были изготовлены заводом №172 в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний опытный образец М-47 и трубу от М-46 направили на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. 20 декабря 1948 г. в отчёте НИАПа об испытаниях было отмечено превосходство систем СКБ завода № 172 перед системой НИИ-58. Тем не менее и у дуплекса М-46 - М-47 отмечен ряд конструктивных недоделок. В связи с этим на НИАПе с 27 июля по 14 ноября 1949 г. прошли повторные испытания систем завода № 172 и НИИ-58. В ходе испытаний из М-46 сделано 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла 568 км возкой. По результатам повторных испытаний было решено дальнейшие работы по 130-мм и 152-мм системам НИИ-58 не проводить, так как устранение всех их недостатков «приведёт к существенному изменению их узлов и, по существу, к созданию нового образца». С другой стороны, было решено изготовить опытную серию М-46 и М-47 для проведения войсковых испытаний. Войсковые испытания четырёх М-46 и четырёх М-47 проводились с 9 сентября по 9 ноября 1950 г. Обе системы тесты выдержали и были рекомендованы к принятию на вооружение. 31 декабря 1950 г. было принято Постановление Совмина СССР №4900-2130 об изготовлении в 1951 г. заводом №172 малой серии из двадцати М-46 и четырёх М-47.

Для стрельбы из пушек М-46 и М-47 применяются выстрелы раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами. При переходе в походное положение ствол оттягивался. В исключительных случаях пушка перевозилась со стволом, не приведённым в походное положение, со скоростью до 5 км/ч. Обе пушки перевозились только механической тягой. Их штатным тягачом был средний артиллерийский тягач АТ-С. Допустимая скорость перевозки пушек по хорошим дорогам - до 50 км/ч, по бездорожью - 10-20 км/ч. Время перевода пушек М-46 и М-47 из боевого положения в походное и обратно - 3-4 мин.

Таким образом, пушки М-46 и М-47 могли передвигаться по хорошим дорогам вдвое быстрее, чем 152-мм гаубица-пушка МЛ-20. Кроме того, новый дуплекс позволял значительно быстрее переходить из походного положения в боевое, так как он был снабжён приставными сошниками, которые очень быстро крепились к хоботовой части станин перед стрельбой и которые зарывались на полную глубину с первых 2-3 выстрелов, тогда как у 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 и 122-мм пушки А-19 забивка тяжёлой кувалдой четырёх сошников становилась операцией трудоёмкой и длительной. Для оттягивания ствола имелась лебёдка с высоким КПД.

130-мм пушка М-46 находилась на вооружении более тридцати стран мира. Любопытно, что в каталоге «Образцы вооружения и боевой техники российского производства» (Москва, 1993) на экспорт наряду с 152-мм пушкой 2А36 «Гиацинт» предлагалась и 130-мм пушка М-46. А где-то в 2005 г. в одно из центральных учреждений ВМФ обратились вьетнамцы с просьбой поставить им в подразделения береговой обороны запасные части к системе М-46.

Кстати, в ходе Вьетнамской войны американские эсминцы и крейсера постоянно обстреливали берега Северного Вьетнама. Вьетнамцы поначалу использовали в обороне побережья 76-мм пушки ЗИС-3. Однако они имели малую дальность и мощность. Ситуация резко изменилась, когда СССР начал поставлять 130-мм пушки М-46. В 1972 г. береговые батареи этих орудий поразили 16 американских кораблей, приблизившихся к берегу. Они получили свыше 80 попаданий артиллерийских снарядов. В числе поражённых были: в апреле - эсминец «Ллойд Томас», в июне - крейсер «Ньюпорт-Ньюс». 27 июня крейсер получил попадание 130-мм снаряда, были повреждены орудие и корабельный катер. В декабре того же года на эсминце «Голдсборо» DDG-20 (водоизмещением 4500 т) погибли два моряка, была пробита верхняя палуба. На эсминцах «Хигби» и «Хэнсон» оказались убитыми и ранеными, соответственно, 63 и 37 человек. «Хигби» ремонтировали 5 месяцев, а «Хэнсон» - 3 месяца.

На взгляд автора, если когда-либо будет написана история боевого применения 130-мм пушки М-46, то она будет читаться как детектив. Чего стоит хотя бы участие её в многочисленных «артиллерийских дуэлях». Так, например, М-46 на Ближнем Востоке в 1967-1973 гг. неоднократно участвовали в дуэлях через Суэцкий канал и на Голанских высотах в Сирии.
А ещё раньше, в конце 1950-х гг. М-46 участвовали в дуэлях во Формозском проливе. Там американцы и гоминдановцы с маленьких островов обстреливали материковый Китай. Профессор Василий Георгиевич Маликов, который был в те годы военным советником в КНР, рассказывал мне, что китайцы как-то немного не могли достать из М-46 батарею дальнобойных американских орудий на одном из островов. Тогда он произвёл расчёт и велел китайцам нагреть заряды М-46, затем дождавшись попутного ветра, обстрелять вражескую батарею. Достали! Больше с этого острова огня по территории КНР не открывалось!

Кстати, китайцы «передрали» один в один М-46 и начали выпускать у себя 130-мм пушку «тип 59». Позже её слегка модернизировали и запустили в производство под названием «тип 59-1». В 2005 г. западные эксперты оценивали общее число 130-мм корпусных пушек в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) примерно в 1000 стволов. Среди них значились как советские М-46, так и китайские «тип 59» и «тип 59-1».

Тактико-технические характеристики пушки М-46
Калибр - 130 мм;
Боевой расчет - 8-10 человек
Длина орудия в походном положении - 11.73 м
Длина ствола - 7,6 м / 58 калибров
Ширина орудия в походном положении - 2.45 м
Углы наведения по вертикали - от -2 до +45 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 50 град
Масса в походном положении - 8550 кг
Масса боевая - 7700 кг
Масса снаряда - 33.4 кг (ОФС)
Дальность стрельбы максимальная - 27150 м (ОФС)
Скорость снаряда начальная - 930 м/с
Скорострельность - 8 выстр/мин
Боеприпасы: осколочно-фугасный снаряд (ОФС)

Тактико-технические характеристики пушки М-47
Калибр - 152 мм;
Масса, кг: около 7700
Тип тягача: АТ-С
Клиренс, мм: 375..450
Скорость возки по шоссе, км/ч: до 50
Длина, мм: 10 670
Длина ствола, мм: 6650
Ширина, мм: 2 450 на марше
Высота, мм: 2 500 на марше
Калибр, мм: 152,4
Противооткатное устройство: Гидравлическое
Лафет: Двухстанинный
Угол возвышения: -2,5..+45
Угол поворота: -25..+25
Скорострельность, выстрелов/мин: 5-6
Начальная скорость снаряда, м/с 770
Максимальная дальность, м: 20 470
Вид боепитания: ручное
Прицел: С71-96, ПГ-1М, К-1, ОП4М
Боеприпасы:
- ВОФ-547 (ВОФ-547У) с ОФ снарядом ОФ-547, масса 66,0 (58,4) кг;
- ВБР-547Б с БР снарядом БР-540Б, масса 70,5 кг.

47-мм пушка Гочкиса Общая информация Страна Франция
Российская империя Годы выпуска -? Выпущено, шт. Массогабаритные характеристики Калибр , мм 47 Длина ствола , клб 43,5 Масса в боевом положении, кг 240 Масса в походном положении, кг Углы обстрела Возвышения (макс.), ° Снижения (мин.), ° Горизонтальный, ° Огневые возможности Макс. дальность стрельбы, км 4,6 км Скорострельность, выстр./мин 15

47-мм скорострельная пушка Гочкиса - нарезная казнозарядная скорострельная корабельная пушка, разработанная французской фирмой Hotchkiss et Cie в 1885 году . Оригинальное название - «3-фунтовая скорострельная пушка Гочкиса» (Hotchkiss 3-pdr QF Cannon ).

Конструкция

47-мм пушка Гочкиса на оригинальном гидравлическом станке

Пушка

Пушка выпускалась в двух вариантах: Mark I (монолитная конструкция), Mark II (сборная конструкция).

Тело орудия состояло из ствола, кожуха и соединительной гайки. Цапфы одно целое с кожухом. Замочное отверстие сделано в кожухе. Затвор - вертикальный, клиновой, с 1/4 автоматики. При открывании затвора производился взвод ударника и выбрасывание гильзы .

Технические характеристики

  • Длина ствола: 2 048/43,5 (мм/кал)
  • Калибр: 47/1,8 (мм/д)
  • Дальнобойность: 4,6/25 (км/каб)
  • Бронебойность у дула: 88 мм.
  • Начальная скорость снаряда: 701 м/сек
  • Дульная энергия: 37 т/м
  • Скорострельность: 15 выст/мин
  • Боекомплект: 812 унитарных выстрелов
  • Прислуга: 4 чел.

Лафет

Первоначально приобретённые для русского флота 47-мм орудия устанавливались на жёстких лафетах (без противооткатных устройств) конструкции Гочкиса. В 1888 году Морское ведомство приобрело гидравлический станок конструкции Гочкиса.

По полученным чертежам на Обуховском сталелитейном заводе (ОСЗ) были изготовлены оба станка. К марту 1898 года они успешно прошли испытания на Охтинской батарее, после чего на ОСЗ было налажено серийное производство.

Гидравлический станок конструкции Гочкиса был снабжён гидравлическим компрессором и пружинным накатником и представлял собой вертлюг, вставленный в тумбу. Угол вертикального наведения составлял −23° - +25°. Вес оригинального станка 524 кг, изготовленного на ОСЗ - 532 кг.

В 1898 году ОСЗ получил заказ на 400 станков системы А. П. Меллера с компрессорным цилиндром, заполненным . Пружинный накатник был заменён воздушным. Цилиндр и накатник составляли одно целое со стальной обоймой, в которой орудие скользило при откате. Вес станка составил 213 кг.

В ходе Первой мировой войны станки 47-мм орудий переделывались для стрельбы по воздушным целям - угол возвышения был доведён до +85°.

Боеприпасы

Патрон 47 мм пушки Гочкиса

Орудие комплектовалось русскими и французскими чугунными и стальными гранатами (1,5 кг, вес ВВ около 0,02 кг). Стальная граната пробивала у дула по нормали 88-мм броню.

В 1914-1918 годах для зенитной стрельбы 47-мм гранаты снабжались дистанционными 8-секундными трубками и «дымным следом». Первоначально использовался заряд бурого пороха весом 0,75 кг, а затем - бездымного весом 0,316-0,35 кг. Согласно таблицам стрельбы 1895 года, граната весом 1,5 кг имела начальную скорость 701 м/с и дальность 4575 метров при угле возвышения +10,4°.

Применение

На флоте

Категории:

  • Артиллерия Франции периода Первой мировой войны
  • Артиллерия России периода Первой мировой войны
  • Артиллерия русско-японской войны
  • Корабельная артиллерия малого калибра
  • Артиллерия калибра 47 мм

Wikimedia Foundation . 2010 .



Читайте также: