Полный вперед! Ракетные катера азиатских стран. Речной патрульный катер ВМФ США PBR История развития катеров на подводных крыльях

Ленинградский судостроительный завод «Пелла», расположенный в городе Отрадном Ленинградской области, начал испытания двух патрульных катеров проекта 03160 «Раптор», построенных для ВМФ России.

Начиная с 2013 года, завод «Пелла» построил уже 11 данных катеров. 2 из них числятся в составе Балтийского флота, 5 - Черноморского, решая разведывательные задачи в составе морских пунктов специального назначения. Два черноморских «Раптора» в 2016 году были переброшены в сирийский Тартус. Еще один катер был построен в варианте связного, но используется для перевозки ВИП- флотоводцев. Как сообщает блог bmpd, он постоянно находится ошвартованным у причального комплекса Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Строительство катеров различных проектов и назначений для ВМФ России, пожалуй, самый динамичный сегмент отечественного кораблестроения. Все они образуют так называемый «москитный флот», который с высокой эффективностью работает в прибрежной зоне, решая полный комплекс задач обороны и ведения боевых действий на расстоянии от 100 до 700 миль от базы.

Быстроходный катер «Раптор»

«Раптор» , разработанный в КБ завода «Пелла», пожалуй, самый миниатюрный катер. Его водоизмещение равно 23 тоннам, а длина - 17 метрам. Предназначен для патрулирования зоны своей ответственности. Но может и отправляться в «командировки» на борту или в док-камере больших десантных кораблей. Что, как было сказано выше, и проделали «Рапторы», приписанные к Черноморскому флоту.

Это на сегодняшний день самые скоростные катера российского ВМФ, их скорость равна 48 узлам. (Правда, к Каспийской флотилии приписаны два более скоростных, но их ресурс уже практически выработан). То есть «Раптор» способен доставить 20 спецназовцев на расстояние в 100 миль практически за 2 часа. На экономической скорости катер способен продвинуться на 300 миль. Громадную скорость обеспечивают два двигателя суммарной мощностью в 2300 л.с., работающие на водометный движитель.

Экипаж - 2 человека. Корпус бронированный. Катер вооружен тремя пулеметами. По бортам расположены «обычные» пулеметы калибра 7,62 мм. Более серьезное оружие -крупнокалиберный пулемет Владимирова. Он оснащен оптико-электронным модулем, способным обнаруживать цели на фоне помех на расстоянии 3 км. Система управления огнем просчитывает траекторию движения цели и вносит поправки на возмущающие факторы. Дальность прицельной стрельбы - 2 км.

По контракту с Минобороны завод «Пелла» построит еще 6 «Рапторов». Таким образом, их количество достигнет 17-и.

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» был разработан в 2008 году нижегородским КБ «Вымпел». В связи с большой потребностью флота в катерах этого проекта, они строятся сразу на трех заводах - на Зеленодольском судостроительном заводе, на владивостокском «Восточная верфь» и на рыбинском «Вымпел». Предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Спуск на воду катера «Грачонок» — первого в серии четырех противодиверсионных катеров, заказанных министерством обороны РФ, на судостроительном заводе «Вымпел»

Это более солидный корабль, чем «Раптор», имеющий водоизмещение в 139 тонн и длину в 31 метр. Максимальная скорость - 23 узла, дальность плавания - 200 миль. Экипаж - 8 человек.

Катер оснащен развитыми средствами контроля надводной и подводной обстановки, а также оборудованием, позволяющим проводить работы на глубине до 300 метров. К ним относятся: РЛС, гидроакустическая станция, оптико-электронный комплекс, телеуправляемый подводный аппарат, судовой водолазный комплекс с барокамерой.

К вооружению относятся крупнокалиберный пулемет калибра 14,5 мм и ручной гранатомет. Для защиты от подводного нападения диверсантов используется автоматический 10-ствольный гранатомет калибра 55 мм. Он способен поражать диверсантов на глубине до 40 метров и на расстоянии до 16 метров. При надводной стрельбе дальность достигает 500 метров. Защиту от нападения с воздуха обеспечивают 4 ПЗРК «Игла».

В строю находятся 12 катеров. Строятся еще 4.

Главную ударную мощь «москитного флота» обеспечивают ракетные катера нескольких проектов, которые отличаются друг от друга используемыми противокорабельными ракетными комплексами. Это большие ракетные катера проектов 12411, 12411 Т, 12417 . Всё это модификации базового проекта 1241 «Молния», разработанного в 1979 году в ЦМКБ «Алмаз» в качестве ответа на аналогичные западные разработки.

Всего было построено 50 катеров для ВМФ и еще 30 на экспорт. В настоящий момент в строю находятся 26 катеров, последние из которых пришли на флот уже в нулевые годы в изрядно осовремененном виде. Более того, командование ВМФ заказало еще 2 катера, которые должны быть построены в следующем году на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел».

Главное оружие последних модификаций катера - четыре сверхзвуковые крылатые ракеты П-270 «Москит», принятые на вооружение в 1984 году. Несмотря на то, что катер имеет небольшое водоизмещение (порядка 500 тонн), одна ракета способна уничтожить корабль водоизмещением в 20 тыс. тонн. Она вполне современная, о чем свидетельствуют, например, полет ракеты на высоте 7 метров, средства радиоэлектронной борьбы, дальность, равная в зависимости от траектории полета от 120 км до 250 км. И очень солидная максимальная скорость в 2,8 М. Ракета обладает способностью маневрировать.

К артиллерийскому вооружению относятся установка АК-176 калибра 76 мм, допускающая автоматическую стрельбу с использованием корабельной РЛС, и 6-ствольная автоматическая артиллерийская установка АК-630 калибра 30 мм. Защиту от нападения с воздуха обеспечивает стационарный ЗРК «Стрела-3».

Что же касается радиотехнического вооружения катера, то по возможностям оно не уступает аналогичному вооружению малых ракетных кораблей.

Как уже было сказано, полное водоизмещение в зависимости от модификации лежит в пределах от 460 тонн до 550 тонн. Длина - 56 метров. Ширина - 10 метров. Экипаж - 40 человек, включая пять офицеров. При основательном весе и габаритах катер имеет максимальную скорость в 42 узла, на которой преодолевает расстояние в 400 миль. Экономический ход в 12 узлов обеспечивает дальность в 2400 миль.

Класс десантных катеров, которых в ВМФ России 35 единиц, представлен пятью проектами. Самый «древний» из них - проект 1176 «Акула» был запущен в производство в начале 70-х годов. Остальные относятся уже к российскому периоду нашей истории.

Абсолютным рекордсменом мира является проект 11770 «Серна» . Эти катера на воздушной подушке при водоизмещении в 99 тонн и длине в 26 метров способны перевозить 92 десантников с полной выкладкой либо технику весом в 45 тонн. При этом имеет скорость в 30 узлов и дальность в 600 миль. С 1993 года были построены 16 катеров.

Совсем новые десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» были разработаны в 2005 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева. Скорость у этого катера на воздушной подушке существенно выше - 35 узлов. При полном водоизмещении в 280 тонн он способен перевозить до 140 тонн груза. Это могут быть 2 основных боевых танка, 4 БТР, сотня десантников в различных сочетаниях. Катер может высаживать десант на неподготовленный берег, условно говоря, на «дикий». Предполагается, что каждый флот должен иметь 4−5 таких катеров. Пока построено 5. Каждому из них были присвоены имена офицеров, отличившихся в годы Отечественной войны 1812 года, - «Атаман Платов», «Денис Давыдов», «Иван Карцов», «Лейтенант Римский-Корсаков», «Мичман Лермонтов». В настоящий момент строятся еще 9 катеров.

Десантный катер «Мичман Лермонтов» проекта 21820 «Дюгонь»

Десантные катера проекта 02250 , разработанные компанией «Еврояхтинг», принадлежащей рыбинскому судостроительному заводу, начали строиться в 2014 году. Готовы две единицы. Это небольшой, водоизмещением в 20 тонн, но скоростной катер, развивающий скорость в 40 узлов. Перевозит 19 десантников на расстояние в 400 миль. Катер имеет пулеметное вооружение, а также беспилотный летательный аппарат, используемый в разведывательных целях. Также предусмотрено выставление катером четырех мин. Конструкторы предусмотрели еще четыре модификации катера: командный катер, медицинский с реанимационным отделением, пожарный, водолазный.

Очень интересную в боевом отношении линию представляет «старый-новый» десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена-М» , разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Его строительство должно начаться совсем скоро. Это модификация «Мурены», которая, начиная с 80-х годов, была построена в 11 экземплярах. «Мурена» стала развитием катера 70-х годов проекта 1206 «Кальмар», развивающего скорость в 55 узлов. Два таких катера до сих пор служат в Каспийской флотилии.

«Мурена» также имеет рекордную скорость в 55 узлов. Однако у нее существенно повышена огневая мощь. На «Кальмаре» установлены лишь два пулемета калибра 12,7 мм. «Мурена» способна производить эффективную огневую поддержку высаживающемуся десанту. Она вооружена двумя 30-мм автоматическими артиллерийскими установками и двумя гранатометами того же калибра. Также на борту имеются 8 ПЗРК «Игла».

Десантные корабли на воздушной подушке «Джейран» и «Кальмар»

Катер «Мурена-М» имеет полное водоизмещение в 150 тонн. Длина - 31 метр, ширина - 14,6 метра. Дальность хода - 200 миль. Экипаж - 12 человек. Способен перевозить один танк, или 2 БТР, или 140 морских пехотинцев. Может преодолевать препятствия высотой 0,8 метра.

Запланирована постройка пяти катеров «Мурена-М».

Продолжают находиться в строю и еще 4 катера, которые принадлежат к исчезающему виду вооружения. Это артиллерийские катера проектов 1204 «Шмель» . На нем установлена башня от плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой. В 60-е - 79-е годы было построено 118 таких катеров. У нас их остались 4 штуки. Поскольку катера строились в Николаеве, сейчас они в большом количестве эксплуатируются на Украине.

Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» впервые был спущен на воду в середине августа 2013 года. Этот быстроходный катер был сделан специально по заказу военно-морского флота России на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». В качестве «доноров» выступили шведские катера Combat Boat 90 (в его гражданской модификации), которые были куплены Россией в период с 2004 по 2012 годы в количестве 11 штук. Так как Швеция продала России только коммерческие версии патрульных катеров, лишённые брони и вооружения, было принято решение создать на их базе свою версию бронированного патрульного катера.

По состоянию на 2015 год ВМФ России получил 8 единиц быстроходных патрульных катеров «Раптор», а в период с 2016 по 2019 годы судостроительный завод «Пелла» обязался поставить флоту ещё более 10 катеров проекта 03160. Быстроходные катера «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми военными катерами в России.

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

  • ПО «Алмаз»;
  • ПО «Море»;
  • Батумском ССЗ.

На Украине строительство катеров «Гриф» продолжалось и в 1990-х годах.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

Быстрые патрульные катера «Мангуст», не смотря на их выдающиеся скоростные показатели, были катерами несколько иного класса.

Непосредственные предшественники катеров серии «Раптор»

Так как отечественная оборонная промышленность не могла в то время обеспечить военно-морской флот России скоростными патрульными катерами. Было принято решение о закупке судов данного класса в Швеции. В период с 2004 по 2012 годы у компании Dockstavarvet было приобретено 11 катеров Combat Boat 90, которые отличались от своих военных модификаций отсутствием брони и вооружения.

Шведские военные катера производятся с 1991 года. В настоящее время существует около 250 катеров этой модели. Они широко используются в ВМФ и силовых структурах следующих стран:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • Мексике;
  • Греции;
  • Бразилии и многих других странах.

Его боевые возможности неоднократно проверены в ходе множеств боевых операции по всему миру.

Хотя прямого упоминания об этом нет, несомненно, что российский патрульно-десантный катер «Раптор» является значительно улучшенной модификацией шведского катера модели Strb 90H. Основные отличия российской разработки от оригинала заключаются в следующем:

  • Увеличение размеров;
  • Более современное оборудование;
  • Установка более современных и мощных двигателей, что позволило значительно повысить скоростные характеристики российского образца;
  • Установка более мощного пулемёта. Большинство пулемётов, которые устанавливаются на шведских патрульных кораблях, имеет калибр не более 12,7 мм. Российский «Раптор» имеет более мощный пулемёт калибра 14,5 мм;
  • Бронировка российского патрульного корабля значительно превосходит штатную броню шведского военного катера.

То есть в настоящее время российская разработка значительно превосходит шведский аналог практически по всем показателям.

Несколько шведских катеров были переданы федеральной службе охраны в Москве. В 2013 году они перешли в состав ВМФ России. Широко известный факт, что шведские катера широко применялись во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году катера были переброшены в Севастополь, где их широко задействовали в обеспечении безопасности президента Владимира Путина, который посетил этот город 9 мая 2014 года.

Так как создавать патрульный катер на основе «Грифа» или «Мангуста» было слишком затратно, было принято решение создать проект «Раптор» именно на основе шведских судов, которые были разработаны именно как патрульные скоростные катера.

Предназначение катеров «Раптор»

Быстроходные десантно-штурмовые катера «Раптор» предназначены для выполнения широкого спектра задач. Они могут эффективно работать как в светлое, так и в тёмное время суток. Конструкция патрульного катера обеспечивает ему отличную скорость и возможность передвижения по морю даже при волнении до 5 баллов включительно.

Катер способен перевозить до 20 десантников в полной амуниции. Данная особенность позволяет применять его для точечных десантных ударов. Вооружение патрульного катера способно обеспечить огневую поддержку высаживающемуся десанту, а также обеспечить ему прикрытие при отступлении. Кроме того, патрульный катер «Раптор» способен обеспечить охрану пунктов базирования судов или сопровождать торговые и научные суда в опасных районах.

Так как корпус скоростного патрульно-десантного катера изготовлен из алюминия, он не подвержен коррозии. Благодаря специальному оборудованию, катер может выполнять боевые задачи на расстоянии 100 миль от своей базы.

Внешность и технические характеристики катеров «Раптор»

Если сравнить новые катера проекта «Раптор» и шведские патрульные катера Combat Boat 90, сразу бросается в глаза их схожесть. При этом российские катера более массивные, технически совершенные и лучше вооружённые.

Вес десантно-патрульного катера «Раптор» составляет всего 8 тонн. Добиться таких показателей стало возможным из-за использования алюминия при строительстве корпуса судна. При этом удалось достичь высоких показателей прочности, «Раптор» может участвовать в операциях в открытом море при волнении до 5 баллов.

Носовая часть катера оборудована аппарелью для высадки или приёма десанта. Сразу за первым отсеком судна имеется специальная возвышенность – ходовой пост. Там находится капитан судна и рулевой-сигнальщик, который также отвечает за вооружение судна.

Вместимость «Раптора» такова, что он способен взять на борт целый взвод спецназа, морской пехоты или боевых пловцов, причем они будут в полной экипировке. Для размещения бойцов в патрульном судне имеется большой десантный отсек, который оборудован 20 креслами, оснащёнными страховочными ремнями. Каждое из кресел имеет массу настроек под параметры своего пользователя.

Сразу за десантным отсеком располагается кормовой отсек, в котором расположено машинное отделение. В машинном отделении находятся следующие агрегаты:

  • Два мощных дизеля, оборудованные турбинами;
  • Механизм сцепления;
  • Мощные водомёты.

Появление специальных водомётов позволило придать патрульным катерам серии «Раптор» потрясающую маневренность. Теперь судно способно развернуться буквально на одном месте. За работой двигателей и водомётов следит штатный моторист.

Все отсеки катера разделяются мощными водонепроницаемыми переборками. В случае получения пробоины судно способно удержаться на плаву, так как затоплен будет всего один отсек. Над машинным отделением располагается специальная платформа, которая имеет бронированный фальшборт. В случае отправки судна на боевое задание на вертлюжных установках данной платформы устанавливаются пулемёты «Печенег» калибра 7,62 мм.

Броня, которая установлена на катере «Раптор» прикрывает не только платформу для стрельбы из пулемётов, но и десантный отсек вместе с ходовым постом. Броня представлена композитными панелями, которые способны выдержать попадание пули 7,62 мм.

Основной боевой модуль «Раптора»

Основной боевой модуль десантно-патрульного катера «Раптор» расположен сразу за ходовым постом. Это новейшая разработка ОАО «НПО «Карат», которая называется дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Он состоит из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм и оптико-электронного модуля.

Это вооружение способно самостоятельно обнаруживать цели даже на фоне помех. Система автоматически высчитывает как расстояние до цели, так и корректирует огонь с поправкой на траекторию движения и прочие факторы. Система имеет несколько функций, среди которых есть и «предупредительный огонь». При включении данной функции, система откорректировав скорость цели и её расстояние, произведёт предупредительную очередь, которая ляжет поперёк курса судна-нарушителя.

Боевой модуль способен обнаруживать цель на расстоянии до 3 км. При этом огонь может вестись на расстоянии до 2 км. Мощный пулемёт сохраняет убойную силу пули на расстоянии до 8 км. Если дистанция до цели составляет до 500 метров, пули калибра 14,5 мм способны пробить броню 32 мм.

Если боевого потенциала пулемёта КПВТ будет недостаточно для выполнения намеченной боевой задачи, на модуль может быть установлен автоматический гранатомёт.

Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.

Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.

Корабли проекта 1258 предназначены для поиска и уничтожения мин в базовой и рейдовой зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Этот проект являлся основным типом противоминного корабля рейдовой зоны ВМФ СССР.
В составе флота с 1985 г.


Корабли проекта 1259.2 предназначены для поиска и уничтожения мин в рейдовой зоне, на мелководье, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами.
В составе флота с 1990 г.

Корабли проекта 1253 предназначены для поиска и уничтожения мин в рейдовой зоне, на мелководье, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами.
В составе флота с 1980 г.

Ракетный катер «Р-60» проекта 1241.7 является дальнейшим развитием проекта 1241. Получил новый перспективный комплекс ПВО и радиоэлектронное оборудование. Катер предназначен для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, обеспечения ПВО соединений флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 1987 г.
NB: В 2005 -2006 годах модернизирован в Севастополе. Были демонтированы обе АК-630 и установлен ЗАК «Палаш».


Ракетный катер «Р-71» проекта 12417 является дальнейшим развитием проекта 1241. Получил новый комплекс ПВО и радиоэлектронное оборудование Катер предназначен для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, обеспечения ПВО соединений флота, патрулирования в заданных районах.
В составе Черноморского флота с 1985 г.
NB: В 2005 году ЗРАК «Кортик» был демонтирован. Планируется установить АК-630.

Ракетные катера проекта 1241.1 предназначены для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Являлись основным типом ракетного катера ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Р-109» (1990 г., бортовой номер 952),
«Р-239» (1989 г., бортовой номер 953),
«Р-334» «Ивановец» (1989 г., бортовой номер 954).

Десантный катер «ДКА-144» проекта 11770 «Серна» это десантный катер нового поколения на воздушной каверне. Его ТТХ были улучшены по сравнению с ДКА предыдущих поколений. Десантные катера предназначены для высадки войск, техники и вооружения на необорудованное побережье, перевозки войск и грузов на рейдах. Является основным типом ДКА ВМФ РФ.
В составе флота с 2008 г.

Десантные катера проекта 1176 «Акула» предназначены для высадки войск, техники и вооружения на необорудованное побережье, перевозки войск и грузов на рейдах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Являлись основным типом десантного катера ВМФ СССР.
В составе флота с 2009 г.

Противодиверсионные катера проекта 21980

Мега-яхта 118 WallyPower

Встретив в море этот стремительно глиссирующий катер, непосвященный наблюдатель определенно решит, что перед ним секретная разработка кораблестроителей, предназначенная решать некие сугубо силовые задачи. Темно-серый, с металлическим отблеском корпус, приплюснутая граненой формы рубка, выполненная в соответствии с технологиями “Стелс”, отсутствие лееров, мачт, открытых антенн, ходовых огней и прочих заметных устройств и дельных вещей и, конечно, очень высокая скорость — все это наводит на мысль о встрече либо с патрульным катером-перехватчиком, либо с боевой единицей ВМФ, хранящей за гладкими поверхностями корпуса и рубки компактные ракетные комплексы...

Такова Мега-яхта 118 WallyPower , самое быстроходное судно в Мире такого класса. Невероятная высокая крейсерская скорость- 60 узлов в час (111,1 км/ч) - и необычный дизайн яхты сразу сделали её легендой. Музей Современного Искусства Сан-Франциско выбрал её в качестве экспоната для одной из самых престижных художественных выставок в Америке, «Glamour: Fabricating affluence» и она стала единственной яхтой, представленной на этом престижном мероприятии.

Однако, под боевым раскрасом скрывается абсолютно мирное прогулочное судно, в отличие от остальных сегодняшних участников обзора. Итак, начнем...

1.Литоральный боевой корабль-тримаран Independence (LCS-2).

USS Independence (LCS-2) («Индепенденс», от англ. independence — «независимость

«Индепенденс» был заложен 19 января 2006 года, спущен 4 мая 2008 года, принят ВМС США 18 декабря 2009 года.

Конструкция корпуса разработана и реализована компанией Austal. Основой разработки послужил ранее созданный компанией 127-метровый скоростной автомобильно-пассажирский паром-тримаран «Бенчихигуа Экспресс» (исп. «Benchijigua Express »). «Индепенденс» и «Бенчихигуа Экспресс» являются крупнейшими тримаранами в мире.

Силовая установка — 2 газовые турбины Дженерал Электрик LM2500,
2 дизеля MTU Friedrichshafen GmbH 20V 8000 M90. Мощность — Турбины 2 х 29500 л.с.,
дизели 2 х 12203 л.с. Винты — 4 водомёта: 2 Wartsila LJ160E,2 Wartsila LJ150E
Скорость — 45 узлов (при волнении моря до 3 баллов)

Дальность плавания — 3500 миль (на 18 узлах), 1000 миль (на 50 узлах). Автономность — 14 дней. Экипаж — 50 человек.
Вооружение: Зенитное — 1 ЗРК RIM-116 (21 ЗУР), артиллерийское — 1*1 57 мм Μκ. 110, противолодочное — Honeywell Mk 50 Torpedo, авиационное — 2 вертолёта SH-60 R/S Seahawks и БЛА MQ-8 Fire Scout

Компоновочная схема ЛБК Independence. У него большая площадь вертолетной взлетно-посадочной платформы и значительный объем подпалубного пространства для размещения сменных контейнеров-модулей.

2.Freedom — преемник победителя Голубой ленты Атлантики.

USS Freedom (LCS-1) («Фридом», от англ. freedom — «свобода ») — корабль класса «боевой корабль прибрежной зоны», находящийся в составе ВМС США. Головной корабль серии.
Заложен 2 июня 2005 года, спущен на воду 23 сентября 2006 года, вошел в состав флота 8 ноября 2008 года. Водоизмещение - 3089 тонн, длина - 17,5 метра, ширина - 17,5 метра, осадка - 3,7 метра, скорость - 47 узлов, дальность плавания - 6500 километров при 18 узлах.

Вооружение: 57 мм артиллерийская установка Mk 110, система ближнего боя RIM-116 RAM, 45 или 60 высокоточных ракет PAM для борьбы с надводными кораблями, 2 12,7 мм пулемета.

Серия боевых кораблей прибрежной зоны (LCS) ВМС США из 55 единиц общей стоимостью не менее 12 миллиардов долларов призвана заменить устаревающие фрегаты УРО типа Oliver Hazard Perry и некоторые минные тральщики. Корабли LCS предназначены для противолодочной, противокорабельной обороны, выполнения противоминных задач, перевозок, поисковых мероприятий, разведки и выполнения спецопераций в прибрежной зоне.

В настоящее время разработаны и одобрены ВМС США два проекта LCS - быстроходный монокорпусный корабль (Lockheed Martin) и тримаран (General Dynamics). Второй корабль прибрежной зоны — Independence (LCS-2) производства General Dynamics передан флоту 16 января 2010 года. Третий — Fort Worth - войдет в состав флота не раньше 2012 года.

Стандартное водоизмещение LCS - 3000 тонн, длина - 115 метров, ширина — 17 метров, скорость - 40-50 узлов, экипаж - 50 человек, автономность плавания - 21 день. Вооружение LCS — 57 мм артиллерийские установки Mk 110, ракетные установки NLOS-LS, торпеды. На борту корабля такого типа могут располагаться 2 многоцелевых вертолета MH-60R/S Seahawk и беспилотный летательный аппарат MQ-8 Fire Scout.

ЛБК Freedom имеет просторную вертолетную взлетно-посадочную площадку, на которой с легкостью размещается вертолет HH-60H Sea Hawk (на фото запечатлен момент посадки).

У скоростной моторной яхты Destriero были позаимствованы обводы корпуса Freedom. Destriero — победитель Голубой ленты Атлантики — 1992 года за самое быстрое пересечение Атлантического океана (длина — 67м, ширина — 13м, 50,000 лошадиных сил, максимальная скорость — 110 км /ч).

Форма обводов днища Freedom-Destriero.

3.Visby — корвет-невидимка из Швеции.

При своем малом водоизмещении Visby оборудован вертолетной площадкой. Кроме того, сообщалось, что его вооружение строится по модульному принципу: в центральной части корпуса находится специальный отсек, где может быть установлено различное вооружение - от ударных ракет до безэкипажных подводных аппаратов-уничтожителей мин. Правда, судя по публикациям в прессе, первые четыре корпуса были построены с противоминным вооружением и лишь пятый - с изначально установленным на борту ударным.

В августе 2000 г. шведская фирма Kockums начал работу над проектом Visby Plus - корветом океанской зоны. В целом его философия аналогична предыдущему: минимизация сигнатур физических полей, скрытое в корпусе оружие и оборудование, применение композитных материалов, водомет в качестве движителя, модульный принцип расположения вооружения. Интересно, что программа реализована не была, но корвет, очень сильно напоминающий Visby Plus, появился в составе ВМС США.

Общие характеристики: Длина — 72м; Ширина — 10м; Водоизмещение — 800 тонн; Скорость — 35 узлов; Экипаж — 44 человека;

Вооружениe: Орудия — 1 Bofors DP 57mm / MkIII; Противо-корабельные комплексы — 8 RBS15 Mk3; Вертолеты — 1; Зенитные установки — 2 SAAB RBS-15

Общая компоновка корвета-невидимки.

Корвет типа Visby.

4.Норвежский катер на воздушной подушке Skjold.

Ракетные катера класса Skjold характеризуется высокой скоростью, малым свечением на радарах, малым размером и при этом серьёзным вооружением.

Первое в серии судно типа "Skjold" (бортовой номер P960), было введено в эксплуатацию в апреле 1999 года. После испытаний, норвежское правительство одобрило создание еще пяти кораблей типа "Skjold" в июне 2002 года. Переговоры по контракту были завершены в июле 2003 года. Корабли строились на верфи Мандал Umoe.

Важнейшим качеством Skjold является его скрытность в прибрежной зоне, особенно в условиях топографии Норвегии с ее островами и фьордами. Это позволяет ему осуществлять наблюдение и наносить удары с близкого расстояния, оставаясь при этом незамеченным.

За основу конструкции кораблей был взят норвежский минно-поисковых корабль класса Oksoy. Низкая площадь соприкосновения корпуса с водой дает повышение уровня устойчивости к ударным нагрузкам и значительно сокращает воздействие волн по сравнению с кораблями сделанными по обычной схеме.

Специальная система контроля обеспечивает стабилизацию судна, что в сочетании с электронной системой управления движения обеспечивает контроль и регулировку давления в воздушной подушке. Большое количество немагнитных композитных компонентов применённых в конструкции корабля, значительно снижает его магнитную картину. Граненый профиль судна так же снижает видимость судна на радарах противника. Для этого так же двери и люки сделаны заподлицо со всеми поверхностями.
Сочетание двойного корпуса с воздушной подушкой обеспечивает очень высокие показатели по маневренности. Все жизненно важные системы продублированы для повышения живучести судна.
Низкая осадка 0,9 м на воздушной подушке делает корабль неуязвимым к воздействию морских мин.

На кораблях установлена система управления и контроля Senit 2000,
радиолокационные системы Ceros Saab 200 и оптико-электронная система управления огнем.

Система РЛС MRR-3D-NG имеет легкую фазированную решетку и работает, как для радиолокационного наблюдения, так же как и самостоятельный датчик системы обороны, с автоматическим переключением режимов. Она способна обнаружить цели на дальностях до 140 км и, а в 3D-режиме наблюдения она способна засечь цель на расстоянии до 180 км. В автоматическом режиме, она может обнаружить и отследить любые угрозы в радиусе 60 км.

В качестве двигателя на корабле применяется система CODAG (комбинация дизельных двигателей и газовых турбин). Она состоит из двух газотурбинных двигателей Rolls-Royce Allison 571KF, каждый мощностью по 6000 кВт (8160 л.с.), и двух вспомогательных двигателей MTU 6R 183 TE52 мощностью 275kW каждый. Водоструйные сопла могут перемещаться независимо друг от друга, что даёт возможность катерам класс "Skjold" двигаться боком.

Основные ТТХ:

Длина: максимальная 46,79 м, по ватерлинии 41,5 м
Ширина: 13,5 м
Осадка: 2,25 м (0,8 м на воздушной подушке)
Водоизмещение: полное 260 т
ЭУ: водометная, дизель-газотурбинная типа CODOG, две газовые турбины Rolls-Royce-Allison 571-KF9 — 16320 л.с., два вспомогательных дизеля MTU 6R183 TE92 — 12000 л.с., 2 водомета KaMeWa 80S2, 2 дизеля поддува подушки MTU 12V183 TE92 (по 985 л.с.)
Скорость: 55 узлов
Автономность: 14 суток
Вооружение (планируемое): 8 ПКР NSM, 76,2-мм артустановка OTO Melara SuperRapid, ПУ ЗРК Симбад (ракеты Мистраль)
РЛС (планируемые): навигационная РЛС Decca 1229, РЛС обнаружения целей Ericsson Sea Giraffe, РЛС управления оружием CelsiusTech CEROS 200
Радиоэлектронное вооружение: комплекс РЭБ
Экипаж: 15 человек (4 офицера)

Катер на воздушной подушке Skjold.

Skjold в "припаркованном" состоянии.

5.M-80 Stiletto доставит "морских котиков" быстро и незаметно.

Военный американский катамаран M-80 Stiletto . Главными особенностями новейшего корабля являются использование композитных материалов и углеродного волокна в конструкции, а также запатентованная форма корпуса в виде буквы «М». Все это дает ему возможность работать на мелководье и развивать большую для кораблей такой класса скорость в 50 узлов (около 93 км/ч).

Образующаяся при наборе скорости воздушная подушка не только уменьшает трение днища корабля об воду, но и увеличивает его устойчивость на больших скоростях и, по словам разработчиков, обладает большими перспективами для будущего кораблестроения.

Особое покрытие корпуса и его профиль, выполненный по типу истребителя Стелс (Stealth) дают ему преимущество малозаметности на радарах противника. Корабль длиной 25 метров и весом 60 тонн может перевозить полезный груз весом до 37 тонн и обладает запасом хода в 926 километров. Stiletto оснащен четырьмя двигателями Horsepower мощностью 1650 лошадиных сил, управляется тремя членами экипажа и может дополнительно комплектоваться несколькими десантными моторными лодками с жестким корпусом, катером типа Manta или беспилотным разведчиком Silver Wing.

Корабль M80 Stiletto является частью проекта USSOCOM, по созданию автономных и полуавтономных военно-морских сил. Эта новая концепция министерства обороны США разрабатывается для модернизации современных вооруженных сил в перспективные и высокотехнологичные войска в будущем.

Основные ТТХ:

Водоизмещение: 60 тонн
Длина: 27.0 м
Ширина: 12 м
Высота: 5 м
Осадка: 0.8 м
ЭУ: 4 × 1,650 л.с. C-30 CAT
Скорость: 51 узел (94 km/h) — максимальная; 40 узлов (74 km/h) — крейсерская
Автономность: 500 морских миль с полной нагрузкой/на макс. скорости
Вместимость: 1 десантная жестконадувная моторная лодка (RHIB)
Десант: 12 "морских котиков"
Дополнительноt: 3 чел.

Stiletto и RHIB с "морскими котиками" идут на параллельных курсах.

"Морскиме котики" во время проведения тренировочной операции.

6.Шведский десантный катер в Джунглях Амазонки.

Шведские десантные катера типа Strb-90H (Stridsbat-90H, экспортное обозначение СВ 90Н — Combat Boat 90H ) крупными сериями строились на судоверфях "Докставарвет" и "Готландсварвет", в том числе и на экспорт в Норвегию, Грецию, Малайзию и Мексику. Катер предназначен для транспортировки 20-ти солдат и грузов.

Стандартное вооружение включает 12,7-мм пулемет (или 40 мм гранатомет), также возможна установка сдвоенных 12,7 мм пулеметов в специальном отсеке перед рулевым, для повышения плотности огня по ходу судна.

Основные ТТХ:

Длина: 14.90 м
Ширина: 3.85 м
Водоизмещение: 18 тонн
ЭУ: 2 x 600 kW
Скорость: 45 узлов

Десантный катер Stridsbat-90H.

7."Плавучий дот" — SOC-R спецназа ВМС США.

Катер SOC-R сразу задумывался как специализированная боевая машина, позволяющая бойцам SWCC вступать в контакт с противником в стесненной обстановке и выходить из стычек победителем. Подрядчик, United States Marine, базирующийся в Галфпорте, штат Миссисипи, получил от SWCC следующий список требований. Осадка судна не должна превосходить 60 см при полной загрузке вооружением, боекомплектом, экипажем и пассажирами. По размерам катер должен быть достаточно компактным, чтобы вместиться в грузовой отсек военного транспортного самолета С-130, он должен быть достаточно узким, чтобы протискиваться сквозь тесные речные протоки, и достаточно легким, чтобы его мог поднять на стропах вертолет Chinook. К примеру, в Ираке вертолеты подхватывали эти моторки и перекидывали их через речные плотины, создавая для противника эффект неожиданности.

Спаренные водометы и 440-сильный дизель Yanmar дают катеру весьма значительное соотношение мощности и массы. Продуманные формы корпуса делают катер очень маневренным и скоростным. Правильно подобранная килеватость позволяет легко выходить на глиссирование, когда, скользя по поверхности, судно испытывает относительно малое сопротивление. Под днищем не торчат ни руль, ни винт - ничего, что могло бы зацепиться за камни и коряги.

Но главная изюминка катера SOC-R - это его пулеметы. Конечно, на танки и БТР ставят еще и пушки, но если посчитать плотность огня на 1 м2, мы получим такой показатель, который не реализован ни в какой другой военной технике.

Две передние огневые точки SOC-R - это пулеметы GAU-17/A minigun. Вращающийся пулемет Гатлинга с электроприводом позволяет сделать четыре очереди со скорострельностью 6000 выстр/мин. По серединам бортов стоят легкие пулеметы M420B. На корме - пулемет калибра.50. Он стреляет медленнее всех, но энергия его пули такова, что перед ней не устоит ни броня легких боевых машин, ни бЧльшая часть стройматериалов. Кормовое расположение для этой огневой точки не случайно - она должна прикрывать экипаж, если катер отрывается от преследования превосходящими силами противника.

Скоростные, вооруженные до зубов катера SOC-R используются в основном для заброски «морских котиков» (спецназ ВМС США), рейнджеров (спецназ армии) и прочего спецназа и для их возвращения после операции. Если же на пути оказывается противник, SWCC (Special Warfare Combatant-craft Crewmen) готов к активному противостоянию.

Команда боевого катера имеет все необходимое для ведения боя. Каждое судно способно открыть огонь на уничтожение во всех направлениях - орудия установлены соответствующим образом.

Пять огневых точек на борту катера обеспечивают угол обстрела в 360 градусов. Катер SOC-R утыкан пулеметами по всем бортам.

Вращающийся пулемет Гатлинга с электроприводом позволяет сделать четыре очереди со скорострельностью 6000 выстр/мин.

Серия морских бронекатеров типа «МБК» (проект 161) состояла из 20 единиц («БК-501» – «БК-520»), построенных на заводе №194 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 3 катера погибло, остальные были списаны в 1953-1958 гг. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 151 т. полное – 158 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,5 м.; осадка – 1,3 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 13 узл.; дальность плавания – 450 миль; запас топлива – 9 т. бензина; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт – 25-50-мм; палуба – 15-30-мм; рубка – 8-мм; башни – 45-мм. Вооружение: 2х1 – 76-мм орудия; 2х1 – 45-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х1 – 12,7-мм пулемета.

Бронекатера «Копье» и «Пика» были построены на Путиловском заводе в 1908-1910 гг. Катера списаны в 1954 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 23,5 т., полное – 25 т.; длина – 22,5 м.: ширина –3,1 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 200 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 12 человек. Бронирование: рубка, борт и палуба – 8-мм. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Из серии катеров типа «Д», построенных в США в 1916-1917 гг. к началу войны в строю оставалось 4 единицы. Катера погибли в 1941 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 6,5 т.; длина – 9,2 м.: ширина –2,4 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 100 л.с.; максимальная скорость – 11 узл.; дальность плавания – 500 миль; запас топлива – 700 кг; экипаж – 7 человек. Бронирование: борт – 5-мм, рубка – 6-мм. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Катера «Тревога» и «Партизан» были построены на Коломенском заводе и приняты в строй в 1932 г. В 1941 г. катера прошли модернизацию. Списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 45 т., полное – 55,6 т.; длина – 32 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 22 узл.; запас топлива – 3,3 т. бензина; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт и рубка — 5 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х1- 7,62-мм пулемета.

Серия больших бронекатеров типа «Проект 1124» состояла из 97 единиц и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводах №264, №340 и №363. В годы войны погибло 12 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс.л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудие; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Серия малых бронекатеров типа «проект 1125» состояла из 151 единицы и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводе №340. В годы войны погибло 39 катеров, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30 т.; длина – 22,7 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 750 – 1 200л.с.; максимальная скорость – 20 узл.; запас топлива – 1,3 т. бензина; дальность плавания – 250 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х2 — 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулемет; 4 мины.

Серия малых бронекатеров проекта «С-40» состояла из 7 единиц («БКА-21», «БКА-23», «БКА-26», «БКА-31», «БКА-33», «БКА-34», «БКА-81») и была построена на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького №340. Катера предназначались войскам НКВД для охраны государственной границы на Амударье. Они вошли в строй в 1942 г. Катер разработан на основе катера проекта «1125У». В период войны погибло 3 катера, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 36,5 т.; длина – 24,7 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – 2 дизельных танковых двигателя, мощность – 800 л.с.; максимальная скорость – 19 узл.; запас топлива – 2,3 т. соляра; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 3х1- 7,62-мм пулемета.

Серия морских бронекатеров типа «МКЛ» (проект №186), построенных до окончания войны составляла 8 единиц. Катера были построены на Ленинградском заводе №194 и приняты в строй в 1945 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 156 т., полное – 165,5 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,2 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1 тыс. л.с.; максимальная скорость – 14 узл.; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 42 человека. Бронирование: борт – 30 мм, палуба – 8 — 20 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 2х1 — 85-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х2 — 12,7-мм пулемета; 2х1 – 82-мм миномета.

Из серии катеров типа «Ш-4», построенных на заводе №194 в 1929-1932 гг. к началу войны в строю оставалось 26 единиц. В период войны погибло 7 катеров, остальные были списаны в 1946 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 10 т.; длина – 16,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,2 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; запас топлива – 1 т. бензина; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 5 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 – 450-мм торпедных аппарата; 2 мины.

Серия катеров типа «Г-5» (проекта 213) состояла из 329 единиц и являлась модернизированной версией типа «Ш-4». Катера строились на заводах № 194, №532 и №639 в 1934 — 1944 гг. девятью сериями и различались толщиной обшивки, двигателями, скоростью и вооружением. В период войны 84 катера погибло, а 10 было списано. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 15 т., полное – 18 т.; длина – 9 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,7 – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 50 — 55 узл.; дальность плавания – 200 миль; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х2 – 7,62-мм или 1-2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 1×4 – 82-мм реактивная установка; 2-8 мин.

Серия катеров проекта «123-бис» (Комсомолец) была построена на базе катера проекта «123», разработанного и построенного Ленинградским заводом №194 и принятого в строй в 1940 г. под обозначением «ТК-351». От серийных катер отличался бугельными торпедными аппаратами, отсутствием бронирования, меньшим весом и большей скоростью. Серия состояла из 30 катеров, построенных в 1944-1945 гг («ТК-7», «ТК-100», «ТК-110» — «ТК-112», «ТК-120», «ТК-122», «ТК-123», «ТК-130», «ТК-131» — «ТК-134», «ТК-140», «ТК-142», «ТК-143», «ТК-146», «ТК-148», «ТК-472» - «ТК-481», «ТК-607», «ТК-608»). Все они были построены на Тюменском заводе №639. Катера имели дюралевые корпуса с 5-ю водонепроницаемыми отсеками, трубные торпедные аппараты и 7-мм бронирование рубки и пулеметных установок. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 19,5 т. полное – 20,5 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 48 узл.; дальность плавания – 240 миль; экипаж – 7 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 457-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 6 глубинных бомб.

Большие торпедные катера типа «Д-3» (проекта 19) выпускались двумя сериями. Первая строилась на Ленинградском заводе №5 в 1940-1942 гг. (построено 26 единиц). Вторая — строилась на заводе №640 в 1943-1945 гг. (47 единиц). В годы войны 25 катеров погибло, а 2 — было списано. Катера имели деревянный двухслойный корпус и бугельные торпедные аппараты. Серии отличались друг от друга весом, двигателями и вооружением. ТТХ катера 1 серии: водоизмещение стандартное – 30,8 т., полное – 32,1 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 32 узл.; дальность плавания – 320 миль; экипаж – 9 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб. ТТХ катера 2 серии: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 37 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; дальность плавания – 500 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 2×4 – 82-мм реактивная установка; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб.

Катер был построен на Ленинградском заводе №194 и принят в строй в 1941 г. Он являлся вариантом катера типа «Д-3» со стальным корпусом. Катер списан в 1950 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 21 т., полное – 34 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 30 узл.; дальность плавания – 380 миль; экипаж – 8 человек. Вооружение: 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Серия катеров типа «Юнга» была разработана на базе охотника типа «ОД-200», состояла из 5 единиц («ТК-450» – «ТК-454») и была построена на заводе №341 в 1944-1945 гг. Катера были списаны в конце 50-х годов. ТТХ катера: водоизмещение полное – 47 т.; длина – 23,4 м.: ширина – 4,4 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 31 узл.; дальность плавания – 490 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 3х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Серия катеров типа «ЗК» состояла из 15 единиц («К-193» – «К-196», «К-206» — «К-208», «К-220», «К-325» — «К-331»), построена в Ленинградской мастерской Морпогранохраны ОГПУ (завод №5) и принята в строй в 1941 г. В период войны 5 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 19 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 600 л.с.; максимальная скорость – 16 узл.; дальность плавания – 350 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1х1- 45-мм орудие или 1х1 – 12,7-мм пулемет; 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров с деревянным корпусом типа «КМ-2» строилась как пограничные, разъездные и служебные катера. В 1935-1942 гг. на «Судостроительной верфи Морпогранохраны» было построено 91 катер. В период войны 67 единиц было переоборудовано в сторожевые катера, а 24 – в катерные тральщики. Во время войны погибло 27 катера. ТТХ катера: водоизмещение полное – 7 т.; длина – 13,8 м.: ширина – 3,1 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 9 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров типа «КМ-4» являлась модернизированной версией «КМ-2» и оснащалась двумя двигателями. В 1938-1944 гг. для ВМФ было построено 222 катеров. В период войны 45 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 165 в катерные тральщики. Во время войны 13 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 12 т.; длина – 19,3 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 126 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 220 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров со стальным корпусом типа «А» была построена на заводе №341 в 1940-1943 гг. в двух вариантах — минометные катера и тральщики. Серия состояла из 22 катеров. ТТХ катера: водоизмещение полное – 8 т.; длина – 15,6 м.: ширина – 3 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 8 узл.; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Катера со стальным корпусом типа «Рыбинец» были построены на заводе №341 в 1930-1932 гг. как рабочие и разъездные катера. В годы войны 37 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 44 – в катерне тральщики. В период войны погибло 27 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30,1 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 136 л.с.; максимальная скорость – 9,3 узл.; дальность плавания – 800 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1-2х1 – 7,62-мм пулемета.

Серия катеров типа «МКМ» состояла из 6 единиц («К-192», «К-210», «К-234», «К-273», «К-274», «К-335») построенных в 1939-1940 гг. Катер «К-234» погиб в 1943 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 18,3 т.; длина – 16,2 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 850 л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; дальность плавания – 370 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катера со стальным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (35 единиц) и тральщики (33 единицы). ТТХ катера: водоизмещение полное – 23,4 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 65 — 93 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катера с деревянным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (8 единиц) и тральщики (8 единиц). ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 19т., полное – 22,6 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 93 – 100 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

19 разъездных и служебных катеров, построенных на заводе №5 в конце 30-х годов в 1942-1944 гг. было перестроено в тральщики под обозначением типа «Д-2» и «Д-4». ТТХ катера: водоизмещение полное – 20,3 т.; длина – 16,9 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 75 л.с.; максимальная скорость – 7,5 узл.; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Серия катеров типа «БКМ-2» состояла из 5 единиц и была построена на базе буксирных катеров в 1943-1944 г. на заводе №341. ТТХ катера: водоизмещение полное – 58 т.; длина – 23 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 500 л.с.; максимальная скорость – 12 узл.; экипаж – 16 человек. Вооружение: 1х16 – 132-мм реактивная установка или 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х2 – 12,7-мм пулемет.

Серия сторожевых катеров типа «ПК» состояла из 7 единиц («К-105», «К-108», «К-164», «К-165», «К-197», «К-239», «К-240») построенных в 1927-1928 гг. ТТХ катера: водоизмещение полное – 16 — 29 т.; длина – 17 — 22,6 м.: ширина –3,4 — 3,8 м.; осадка – 0,8 — 1,5 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 300 – 720 л.с.; максимальная скорость – 12 – 13 узл.; дальность плавания –200 — 470 миль; экипаж – 7 — 13 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1 — 2х1 – 7,62-мм пулемета.



Читайте также: