Шилка зенитная самоходная установка скорострельность. «шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка (10 фото)

О том, что предстоит ехать на войну, он узнал на медицинской комиссии. Медики, улыбаясь, говорили: «Отбираем вас, ребята, на экспорт». Особого страха не было – хотелось себя испытать. Потом была учебка в Узбекистане, где отцы-командиры готовили из новобранцев расчеты для зенитных самоходок «Шилка». Впервые увидев эту машину, рядовой Иван Чучкин испытал чувство восторга – сидеть за броней и управлять пушками гораздо лучше, чем служить в пехоте и ползать по горам…



ЗСУ-23-4 сопровождает колонну, 1985 г. (фото из коллекции автора)

Три месяца учебки пролетели быстро. Афганистан. Кандагарский аэродром встретил их боевой суетой: взлетали и садились самолеты, сновали машины, спешили по своим делам военные. Они думали, что сразу пойдут в бой, но выстрелов слышно не было, и нахлынувшее было ощущение тревоги исчезло. В феврале 1986 года я попал в зенитно – ракетную батарею 70-й Кандагарской мотострелковой бригады, – вспоминает Иван. – У «духов» не было авиации, но все равно четыре «Шилки» и зенитные комплексы «Стрела-10» круглые сутки охраняли небо над аэродромом. Несколько раз засекались неопознанные цели. Наверное, это были пакистанские самолеты. Правда, они не демонстрировали враждебных намерений. Понятно почему, – кроме «Стрел» и «Шилок» у кандагарцев были еще и более мощные комплексы «Оса».

Быть в Кандагаре долго нам не пришлось – послали служить за двадцать километров от города на заставу. Когда ехали туда, поразило большое количество техники, ржавеющей у обочины дороги. Специально не подсчитывал, но на глаз можно было прикинуть, что «духи» уничтожили здесь несколько сотен автомобилей различных марок, танков и бронетранспортеров. Первая мысль: «Господи, куда я попал?» Вскоре состоялось боевое крещение. Когда стемнело, афганцы начали обстрел. Я находился рядом с «Шилкой». У этой машины не было специального ночного прицела, пришлось пользоваться обычным оптическим. По месту, откуда велась стрельба, выпустил сразу 400 снарядов. Почти сразу же в бой вступила пехота, начал стрелять танк. Получив свое, «духи» заткнулись.


Ствол ЗСУ мог пригодиться и для физических упражнений, 1985 г. (фото из коллекции автора)

Кроме этой заставы, Ивану приходилось воевать и на других участках. Например – застава ГСМ. Ее название расшифровывалось просто: горюче-смазочные материалы. И действительно, объект располагался рядом со складом горючего: здесь до войны находился весь запас топлива города Кандагар. Вот как описывал это место писатель Александр Проханов в рассказе «Кандагарская застава»:

«Огромные серебристые баки мерцали на солнце. Склад ГСМ был построен еще американцами, но с начала войны все цистерны были многократно прострелены. Застава при переговорах в эфире имела позывной «Альфа». В просторечье же у водителей военных машин, у солдат батальона, охранявших дорогу, у всех, кто служил в Кандагаре, звалась «гэсээм». Имела репутацию одной из самых воюющих – зона непрерывной кровавой борьбы». Что же представляли из себя армейские заставы? Это был, как правило, маленький пятачок на возвышенности, позволявший контролировать участок прилегающей местности, в том числе и кандагарскую трассу, по которой шли колонны с топливом, боеприпасами, продовольствием для дислоцированного там гарнизона. Обычно на заставе размещались взвод пехоты и силы усиления: танк, «Шилка», миномет. Заставы располагались по всей трассе приблизительно в двух километрах друг от друга. Раньше на месте заставы ГСМ стоял пост правительственных войск. Однажды ночью «духи» напали на него и полностью вырезали, из гранатомета подбили танк, который к приезду Ивана все еще находился на заставе, напоминая всем, что может случиться, если потерять бдительность.

Жизнь здесь была однообразной, но не скучной. По ночам доставали обстрелы из миномета, а днем – снайперы. К тому же с интервалом в два-три дня, а то и чаще шли колонны автомобилей. И личный состав ГСМ делал все, чтобы обезопасить их проход. В Кандагар, где на аэродроме помимо другой авиатехники базировалась штурмовики СУ-25, регулярно уходило до 40 груженых КамАЗов. Однако добиралось около 30 машин. Поэтому авиабаза постояно испытывала недостаток в топливе и боеприпасах.


Кандагарская застава ГСМ, 1986 г. «Урал» привез бочки с топливом. На позиции танк Т-62М и ПРП-4. Стрелкой помечено расположение ЗСУ Ивана Чучкина. В левом нижнем углу подбитый афганский танк Т-54. (фото из коллекции автора)

Излюбленными мишенями афганцев были «наливники» – машины с топливом (чаще всего КамАЗы с тремя бочками на полуприцепе). Душманский гранатометчик бил среднюю бочку, и она, загоревшись, воспламеняла другие. Чтобы колонна не останавливалась, опытные водители старались отвести горящую машину на обочину. Малейшее замедление – и на дороге могут появиться другие пылающие «наливники». Однажды отчаянный водила гнал объятый пламенем, похожий на гигантский факел, КамАЗ почти километр, прежде чем ему удалось удачно поставить машину на обочину. Судьба пощадила храбреца – он не сгорел в кабине своего тягача. Иногда из-за того, что за рулем был новичок или у машины останавливался двигатель, грузовик преграждал путь колонне. По рации передавался приказ, и уцелевшие машины останавливались на безопасном расстоянии. В это время по выявленным огневым точкам били артиллерия и авиация. Свою долю в огневое подавление засад вносила самоходка Ивана. Очень веселило зенитчиков, когда их просили добить пылающую машину, чтобы вытекшее из поврежденных баков топливо быстрее сгорело. Не меньше, чем ГСМ, запомнилась Ивану еще одна застава – «Остров». По этой заставе «духи» очень часто открывали огонь. Однажды погиб командир заставы. Прилетевшая откуда-то мина задела его осколком. Еще одна мина влетела в открытый люк стоявшего на позиции танка Т-62. Хорошо, что в это время в боевой машине никого не было. Танк взорвался через пару минут. Башня отлетела метров на семь, в воздухе закувыркались металлические детали. От взрыва погиб техник роты. Еще несколько солдат получили ранения. Застава «Остров» стала проклятым местом. Здесь Иван прослужил семь месяцев. Все это время ребят обстреливали по пять-шесть раз в сутки.

Кандагарская 70-я отдельная мотострелковая бригада, в которой служил Иван, время от времени совершала рейды к Пакистанской границе. Правда, эффективность этих операций была невелика. Вот как описывает в журнале «Солдат удачи» очевидец майор спецназа Сергей Крылов, одну из таких вылазок: «Всегда потрясало, с каким однообразием 70-я бригада готовилась к очередным боевым действиям. Всегда все начиналось со строевых смотров, повторявшихся до пяти раз за двое суток. Вытягивалась колонна боевой техники и машин тыловых подразделений. Все это было отчетливо видно «духам» с ближайшей горы, и вычислить момент начала операции не составляло труда. К тому времени, как бригаду выгоняли в «зеленую зону» Кандагара, моджахеды минировали дороги, организовывали засады, выводили основной личный состав в безопасные зоны. Во время рейда к Пакистанской границе 1986 года только на минах бригада потеряла 20 единиц боевой техники. Столько же машин было потеряно во время движения к местам дислокации».


«Шилка» на позиции у Кандагарского аэродрома. 1986 г. (фото из коллекции автора)

Несмотря на то, что Иван частенько оказывался в самом пекле, ему везло. Ранения, полученные им, не были серьезными. Как-то после минометного обстрела у «Шилки» заклинило пушку. Вылез он из люка, стал разбираться – а тут новый взрыв. Осколком слегка задело живот. Чуть в сторону – и ранение было бы более серьезным. Второй осколок получил во время дежурства на посту. По ним выстрелили из гранатомета – сначала ничего не почувствовал, только рука стала почему-то липкой. Поднес ее к глазам и увидел кровь. Врач, осмотревший руку, операцию делать не стал. Пообещал, что осколок мешать не будет. «Боюсь, расковыряем тебе руку, – сказал хирург, – и на здешней жаре начнется воспалительный процесс». Больше всего досталось Ивану не от моджахедов. Как-то раз шел мимо стоявшего на пригорке советского танка. В этот момент боевая машина произвела выстрел буквально в нескольких метрах от его головы. Звуковая волна так сильно ударила по барабанным перепонкам, что он потерял слух на целую неделю. Последствия контузии – головные боли – мучают до сих пор.

Прослужив восемь месяцев в Афганистане, Иван Чучкин стал командиром зенитной самоходки. О своей машине он до сих пор высокого мнения, восхищается ее огневой мощью. У них был специальный афганский вариант, с демонтированным радиоприборным оборудованием и увеличенным до 4 тысяч снарядов, боекомплектом. В отражении душманских атак она оказывалась эффективнее танка Т-62. Пока танк с его относительно невысокой скорострельностью только пытался накрыть цель, экипаж Ивана уже обрушивал на противника море огня. Правда, у самоходки постоянно перегревался двухсотвосьмидесятисильный дизель. Летом при высокой температуре приходилось делать остановки через несколько километров пути. Ребята даже возили с собой специальную бочку, водой из которой охлаждали закипевший радиатор. Газотурбинный двигатель системы электропитания практически не использовался. Башней и стволами работали «вручную».


ЗСУ-23-4 «Шилка» во время кандагарской операции 1986 года. Боевая машина прикрывала командный пункт бригады. (фото из коллекции автора)

От высокой температуры страдала не только техника, но и сам экипаж. Температура внутри машины поднималась до 60 градусов. Люди были вынуждены находиться там, в одних трусах. Очень тщательного ухода требовали малокалиберные пушки, часто выходившие из строя. Однажды во время стрельбы один из стволов оторвался от машины и улетел за много метров. Хорошо, что никого не задело. Зенитные самоходки кандагарской бригады внешне выглядели достаточно скучно. Они были выкрашены в стандартный темно-зеленный цвет, на броне не было ни каких особых опознавательных знаков, отсутствовали даже номера.

К сожалению, в Афганистане солдаты порой гибли в результате несчастных случаев. Вовремя одного из своих выступлений перед личным составом комбриг 70-й Кандагарской бригады отметил, что в 1986 году бригада потеряла около 100 человек вовремя боевых действий, а 86 человек – в результате несчастных случаев. Свою лепту в кровавый счет афганской войны вносила и «дедовщина». Одному молодому солдату-танкисту надоело выполнять прихоти трех «дедов» – членов своего экипажа. Он расстрелял своих обидчиков. В другой раз «деды» послали за виноградом двух недавно прибывших солдат. Их захватили душманы. Парней убили, их трупы изуродовали.

Еще одной опасностью в Афганистане стала угроза различных инфекционных заболеваний – брюшного тифа, холеры. Многие служивших там переболели гепатитом. Сам Иван почувствовал свою болезнь уже в вагоне поезда, который вез его домой. Выписался из больницы как раз перед Новым, 1988 годом. Так началась для него мирная жизнь.

ИЗ ДОСЬЕ «ОТВАГИ»: ЗСУ-23-4 «Шилка»

Серийные модификации «Шилки»:
ЗСУ-23-4, принята на вооружение в 1962 году. Вооружалась счетверенной 23-мм пушкой АЗП-23 «Амур» (автоматы 2А7).
ЗСУ-23-4В, модернизированная машина с повышенной надежностью некоторых узлов и агрегатов, кожух системы вентиляции расположен на правом борту корпуса.
ЗСУ-23-4В1, повышена надежность радиоприборного комплекса, кожухи системы вентиляции расположены на скулах башни.
ЗСУ-23-4М «Бирюса», принята на вооружение в 1972 г. Имела модернизированные автоматы 2А7М и гибкие трубки подвода охлаждающей жидкости.
ЗСУ-23-4 («афганский» вариант), начало 1980-х гг. За счет демонтажа РПК боекомплект увеличен до 4000 выстр., установлен ночной прицел.
ЗСУ-23-4МЗ («с запросчиком»), начало 1980-х гг. Установлена система опознавания «свой–чужой».

ЗСУ-23-4 состояла на вооружении Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Израиля (трофейные), Иордании, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Кубы, Мозамбика, Польши, Перу, Сирии.

Основные тактико-технические характеристики

ЗСУ-23-4 «Шилка», индекс ГРАУ — 2А6 – это самоходная зенитная установка производства СССР, чей серийный выпуск стартовал в 1964 году. Стреляет с частотой 3400 снарядов в минуту. Наведение на цель осуществляется в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. В двух первых применяется радиолокационная станция.

Функционал заключается в ликвидации воздушных целей на высотах до 1,5 км и дальностях до 2,5 км, скорость которых составляет до 450 м/с и надводных (наземных) целей, которые расположены на расстоянии до 2 км с короткой остановки, с места и в движении. Используется также для непосредственного прикрытия наземных войск. Во времена Советского Союза состояла на вооружении подразделений противовоздушной обороны сухопутных войск полкового звена.

Потенциальные противники СССР подметили ее большую опасность в отношении низколетящих целей. Но на сегодняшний день эта ЗСУ уже устарела, в основном по характеристикам, достаточно малой дальности огня по воздушным целям и возможностям радиолокационной станции. С целью замены впоследствии появился самоходный ЗРПК «Тунгуска». Тем не менее «Шилка» на сегодня еще состоит в зенитных частях в армиях РФ, Украины, других государств и с успехом используется в локальных конфликтах для огня по наземным целям.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Дебютной советской зенитной самоходной установкой стала ЗСУ-57-2, серийный выпуск которой стартовал либо в 1955, либо в 1957 году. Она обладала очень малой боевой эффективностью, и имела только невысокую скорострельность, ручную оптическую систему наведения и его малую скорость. Поэтому она не могла сбивать реактивные скоростные самолеты, летящих на малых высотах. По этим причинам, сразу после того, как она начала производиться, начали разрабатываться две новые скорострельные установки с автоматическими радиолокационными системами наведения. Это ЗСУ-37-2 Енисей со спаренной артустановкой 500П калибра 37 мм и ЗСУ-23-4 Шилка со счетверенной артустановкой 2А7 калибра 23 мм. Кроме этого, каждая из них была оборудована радиолокационной системой наведения и шасси. У Енисея это было РПК «Байкал» и шасси от САУ СУ-100П, а у Шилки РПК «Тобол» и шасси от САУ АСУ-85. Что касается использования: у Енисея была задача обеспечивать противовоздушную оборону бронетанковых войск, а у Шилки – мотострелковых частей.

Их прототипы были произведены в конце 1960 года, через десять месяцев завершились государственные и заводские испытания. Шилка была взята на вооружение осенью 1962 года. Были выявлены ее преимущества перед Енисеем в эффективности стрельбы по скоростным целям на высотах в 0,2-0,5 км, однако Енисей оказался лучше по предельной высоте эффективной стрельбы. Масса его составляла 28000 кг, а Шилки – 19000, но стоимость их была почти одинакова. Так как ни одна из систем не оказалась лучше друг друга, они были обе рекомендованы к принятию на вооружение, но Совет Министров СССР принял соответствующее решение только насчет Шилки, а работы по Енисею были остановлены.

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 649,5
  • Ширина корпуса, см: 307,5
  • Высота, см: 264,4-376,4
  • База, см: 382,8
  • Колея, см: 250
  • Клиренс, см: 40.

4.2 Бронирование

  • Тип брони: катаная стальная противопульная (0,9 – 1,5 см).

4.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: четыре АЗП-23 «Амур», калибра 23 мм
  • Тип пушки: малокалиберные нарезные автоматические пушки
  • Длина ствола, калибров: 82
  • Боекомплект пушки: 2000
  • Углы ВН, град.: −4…+85°
  • Углы ГН, град.: 360°
  • Дальность стрельбы, м: 200 — 500
  • Прицелы: РЛС РПК-2, оптический визир.

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: В-6Р
  • Мощность двигателя, л. с.: 280
  • Скорость по шоссе, км/ч: 50
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: до 30
  • Запас хода по шоссе, км: 450
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 300
  • Удельная мощность, л. с./т: 14,7
  • Тип подвески: торсионная индивидуальная
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30°
  • Преодолеваемая стенка, см: 70
  • Преодолеваемый ров, см: 250
  • Преодолеваемый брод, см: 100.

4.5 Остальные параметры

  • Классификация: зенитная самоходная установка
  • Боевая масса, кг: 21000
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 4

5. Модификации

  • ЗСУ-23-4В – модернизация. Повышены ресурс газотурбинного агрегата с 300 до 450 ч. и надежность эксплуатации. Стали лучше условия для экипажа. С целью наведения радиолокационной станции сопровождения на цель был применен командирский прибор наведения.
  • ЗСУ-23-4В1 — ЗСУ-23-4В дополнилась счётно-решающим прибором, из-за чего возросла надежность автосопровождения цели при повышении скорости установки до 40 км/ч, произошло увеличение эффективности и точности стрельбы, а также ресурса газотурбинного агрегата до 600 ч.
  • ЗСУ-23-4М1 — модернизация пушки 2А10 до 2А7М и 2А10М и автоматов 2А7 для увеличения стабильности и надежности работы комплекса. Возросла живучесть стволов – до 4500 выстрелов. Улучшилась надежность радиолокационной станции, возрос ресурс газотурбинного агрегата до 900 ч.
  • ЗСУ-23-4М2 – модернизированная ЗСУ-23-4М1, для эксплуатации в Афганистане. Снят РПК, из-за чего возрос боекомплект снарядов до трех тысяч штук. Была установлена аппаратура ночного видения для стрельбы в ночное время по наземным целям
  • ЗСУ-23-4М3 Бирюса – модернизированная ЗСУ-23-4М1. Введен наземный радиозапросчик «Лук» системы радиолокационного опознавания воздушных целей по принципу «свой-чужой»
  • ЗСУ-23-4М4 Шилка-М4 – модернизация. Установлена радиолокационная система управления огнем, возможно дополнение зенитно-ракетным комплексом Стрелец. Используется батареей подвижного пункта разведки и управления Сборка М1, как командный пункт и внедрение в ЗСУ телекодового канала связи обмена данными между командным пунктом и установкой. Аналоговый счетно-решающий прибор поменялся на ЦВС. Введена следящая цифровая система. Усовершенствовано гусеничное шасси, в целях повышения маневренности и управляемости самохода и уменьшения сложности его эксплуатации и техобслуживания. Поставлен пассивный прибор ночного видения. Установлены другие радиостанции, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры и кондиционер.
  • ЗСУ-23-4М5 Шилка-М5 – модернизированная ЗСУ-23-4М4. Введена оптико-электронная и радиолокационная система управления огнем.

6. Машины на базе

  • 1С91 — самоходная установка наведения и разведки ЗРК «Куб».
  • 2П25 – пусковая самоходная установка ЗРК «Куб».
  • «Сангвин» — самоходный лазерный комплекс для противодействия оптико-электронным приборам воздушных целей.

7. Тактика

Когда зенитные установки участвуют в атаках, они дают обеспечение танкам, двигаясь за ними на расстоянии приблизительно 0,4 км.

На расстояниях больше 2,5 км, ведение огня по воздушным целям отличается малой эффективностью и из-за этого возможно только при самообороне. Три километра ее снаряды пролетают за шесть секунд.

7.1 Противодействие

Поражение Шилке способны нанести вертолеты с управляемыми противотанковыми ракетами TOW, чья дальность пуска может быть больше 3000 м. Для вертолетов перед Шилкой нет большой опасности, потому что сбить воздушную цель, летящую на высоте больше, чем 2,5 км, она может с возможностью не выше 10%.

8. Боевое применение

  • Война на истощение — на стороне Египта
  • Война во Вьетнаме – на стороне Северного Вьетнама
  • Арабо-израильская война – обе стороны
  • Сражения за гору Хермон – на стороне Сирии
  • Первая гражданская война в Анголе – ангольская сторона
  • Египетско-ливийская война – на стороне Ливии
  • Эфиопо-сомалийская война – на стороне Сомали
  • Афганская война
  • Ирано-иракская война – на стороне Ирака
  • Гражданская война в Ливане – на стороне Сирии
  • Применялись в защите от ударов самолетов США по Ливии весной 1986 года.
  • Война в Персидском заливе – на стороне Ирака
  • Вооружённый конфликт в Приднестровье – обе стороны
  • Карабахский конфликт – на стороне Армении
  • Первая чеченская война – обе стороны
  • Операция НАТО против Сербии – на стороне Югославии
  • Вторая чеченская война –обе стороны
  • Иракская война – на стороне Ирака
  • Гражданская война в Сирии – на стороне Сирии.

ЗСУ-23-4 «Шилка» — зенитная самоходная установка России.

ЗСУ-23-4 «Шилка» - зенитная самоходная установка советского производства, входившая в состав подразделений ПВО сухопутных войск. Назначение установки: непосредственное прикрытие наземных войск, а также уничтожение наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м и воздушных целей, летящих со скоростью до 450 м/с, на расстоянии до 2500 м и высоте до 1500 м. Грозное и эффективное оружие для низколетящих целей.

В бою такие установки были призваны обеспечивать зенитное прикрытие танковым частям, передвигаясь на дистанции около 400-500 м сзади. Эффективно противодействовать «Шилке» могут, к примеру, вертолеты, вооруженные противотанковыми управляемыми ракетами TOW. Дальность поражения такими ракетами превышает 3 км, следовательно, они в состоянии атаковать ЗСУ-23-4 с безопасного расстояния.

История
Постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. была начата разработка сразу двух аналогичных систем ПВО: ЗСУ-37-2 «Енисей» со спаренной 37-мм артиллерийской установкой 500П и ЗСУ-23-4 «Шилка» со счетверенной 23-мм артиллерийской установкой 2А7. Они отличались от всех стоявших ранее на вооружении ЗСУ наличием радиолокационных автоматических систем наведения. ЗСУ-23-4 «Шилка» была запущена в серийное производство в 1964 г.

«Шилка», по сути, была первой ЗСУ, которая могла эффективно поражать воздушные мишени, тогда как другие зенитные комплексы тех времен попадали в скоростные цели только случайно, при том что скорости полета таких целей постоянно увеличивались. В итоге ранее применявшееся зенитное оружие могло лишь поставить заслон перед самолетом. К тому же «Шилка», в отличие от зенитных орудий, была мобильной. Преемником «Шилки» можно считать принятый на вооружение и запущенный в серийное производство зенитный ракетно-пушечный самоходный комплекс «Тунгуска». Однако «Шилка», прекрасно зарекомендовавшая себя во многих военных конфликтах второй половины XX в., и по сей день находится на вооружении зенитных частей российской, украинской и других армий.

Особенности и зашита
Сварной корпус гусеничной машины имеет три отделения: в носовой части расположено отделение управления, посередине - боевое, в кормовой части - силовое.

Силовая установка гусеничной самоходной установки «Шилка» - дизельный двигатель В-6Р (В-6Р-1). Два топливных бака емкостью 520 л обеспечивают запас хода без дозаправки 400 км. Вспомогательная силовая установка машины - газотурбинный двигатель мощностью 74 л. с., который служит для питания электрооборудования РПК-2.

Ходовая часть включает в себя два ведущих колеса, два направляющих колеса с механизмом натяжения гусениц, две гусеничные цепи и 12 опорных катков. Подвеска ЗСУ - независимая, торсионная, асимметричная, с гидравлическими амортизаторами.

Тип брони - катаная стальная противопульная 9-15 мм. В современных модификациях комплекса имеется также аппаратура противоатомной защиты. Появилась установка системы самозащиты и предупреждения о лазерном облучении. Активные приборы ночного видения были заменены пассивными.

Вооружение
Вооружение «Шилки»: четыре (в одном блоке) 23-мм автоматические пушки - артсистема АЗП-23 «Амур», обеспечивающая около 3400 выстрелов в минуту (скорострельность каждой пушки - около 15 выстрелов в секунду). Счетверенная пушка наводится на цель как вручную, так и в автоматическом или полуавтоматическом режиме. В последних двух режимах для наводки используется штатная РЛС.

В автоматическом режиме воздушная цель отслеживается комплексом по дальности и углу. Счетно-решающий прибор (СРП) принимает решение об открытии огня при приближении цели на расстояние эффективной стрельбы и решение о его прекращении при удалении цели дальше расчетной критической точки. СРП также определяет необходимое упреждение при ведении огня.

В полуавтоматическом режиме наводчик должен совместить перекрестие прицела с целью, после чего СРП определяет дальность при помощи радара. Автоматически производятся все необходимые вычисления, после чего наводчик открывает огонь.

Огонь могут вести как отдельные пушки, так и спаренные, либо все четыре сразу. Общий боекомплект - 2000 выстрелов, снаряженных в ленты, где три осколочно-фугасных снаряда с трассером и без чередуются с одним бронебойным зажигательным трассирующим (БЗТ).

Благодаря стабилизации стволов пушек и антенны радиолокационноприборного комплекса установка способна вести эффективный огонь, не прекращая движения. Время перевода «Шилки» из походного положения в боевое составляет около 5 мин.

В процессе модернизации «Шилки» конструкторы рассматривали вариант замены счетверенной 23-мм пушечной установки на сшестеренную 30-мм установку с вращающимся блоком стволов, что существенно увеличило бы плотность огня. Однако в ходе испытаний выяснилось, что эта система, разработанная для флота, в сухопутных условиях оказалась непригодной.

В состав установки также входит РПК-2 (радиолокационно-приборный комплекс орудийной наводки), который смонтирован в башне и способен обнаруживать цели на расстоянии до 18 км. Он состоит из радиолокационной станции РЛС-33, счетно-решающего прибора (СРП), визирного устройства и системы стабилизации.

Следует отметить, что современная модернизированная «Шилка» превратилась уже в зенитный пушечно-ракетный комплекс. Размещение на ней пусковой установки двух зенитных самонаводящихся ракет «Игла» повысило боеспособность установки и увеличило зону поражения до 5,2 км.

Модернизации
После принятия «Шилки» в 1962 г. на вооружение конструкция и комплектация установки претерпели несколько модернизаций. В ходе первой (19681969 гг.) улучшились условия в машине для расчета, повысилась надежностъ эксплуатации комплекса, а также был доведен до 450 ч ресурс газотурбинного агрегата. Комплектация пополнилась командирским прибором наведения. Модернизированная установка стала называться ЗСУ-23-4В.

В 1970-1971 гг. с целью повышения точности и эффективности стрельбы, а также увеличения надежности автосопровождения цели в условиях передвижения со скоростью до 40 км/ч модернизировали счетно-решающий прибор (СРП). Ресурс газотурбинного агрегата повысили до 600 ч. Новая установка получила наименование ЗСУ-23-4В1.

В 1971-1972 гг. конструкторы увеличили ресурс стволов с 3000 до 4500 выстрелов, газотурбинного агрегата - до 900 ч, улучшив параллельно надежность РЛС. Установка получила название ЗСУ-23-4М1. На протяжении 1977-1978 гг. «Шилку» модификации ЗСУ-23-4МЗ оборудовали радиозапросчиком системы опознавания самолетов «свой - чужой».

В течение следующего года провели очередную модернизацию ЗСУ с целью более эффективного ее использования в горных условиях. Причиной тому послужили боевые действия в Афганистане. РПК с установки сняли, увеличив за счет этого боекомплект с 2000 до 3000 снарядов. На ЗСУ-23-4М2 установили аппаратуру ночного видения для стрельбы по наземным целям.

Позднее конструкция ЗСУ пополнилась радиолокационной и оптиколокационной системами управления огнем, телекодовой аппаратурой обмена информацией с командирским пунктом управления. Всю основную аппаратуру установки, включая радиолокатор, стали строить на основе современной элементной базы и цифровой обработки сигналов. Помимо этого были усовершенствованы главные узлы и механизмы базовой самоходки.

Благодаря модернизации системы управления огнем повысилась точность наведения вооружения и сопровождения цели. В итоге вероятность поражения воздушных целей увеличилась с 0,07-0,12 до 0,3-0,6. Если ранее расход снарядов на одну сбитую цель составлял 3300-5700 штук, то после модернизации он снизился до 300600 - по сути, на порядок.

Улучшения боевых качеств артиллерийской части удалось добиться также за счет повышения помехозащищенности РЛС от влияния пассивных помех и отражений, а также замены счетно-решающего прибора (СРП) на современную с цифровой приборной следящей системой (ЦПСС) и силовыми приводами наведения вооружения.

В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии высокоточных зенитных ракет, зарубежным авиационным специалистам срочно пришлось разрабатывать новую тактику. Пилотам было предложено летать на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения новыми средствами ПВО. В зтот период штатной системой противовоздушной обороны войск являлась ЗСУ-57-2, но она не могла справиться с новой задачей, поэтому понадобилось срочно разработать более современную зенитную самоходную установку. Такая машина появилась в 1964 г. Это была .

ЗСУ-23-4 Шилка предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении.

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни. Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан yгол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка, один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателей системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.

В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 "Амур" со скорострельностью 11 выстрелов в секунду каждая. Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки - 2А7, а силовым приводам - 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм (без пламегасителя - 1880 мм). Длина нарезной части 1730 мм. Вес одного автомата 85 кг, вес всей артиллерийской части 4964 КГ. Может вести огонь, как всеми четырьмя пушками, так и парой или любой из четырех. Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодаря чему установка может вести эффективный огонь в движении.

Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые - левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия порОХовых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижнии - 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.

На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм. Параллельность стволов обеспечивает параллелограммная тяга соединяющая обе люльки.

В боекомплект пушки входят 23-мм снаряды БЗТ и ОФЗТ. Бронебойные снаряды БЗТ весом 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ весом 188.5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый - 77 г пороха марки 5/7 ЦФП. Вес патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы - начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидатарами с временем действия 5-11 с, Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. В ленте чередуются четыре патрона ОФЗТ - один патрон БЗТ и т. д.

Наведение и стабилизация пушки АЗП-23 производится силовыми приводами наведения 2Э2. В системе 2Э2 использовались УРС (муфта Дженни) для горизонтального наведения - УРС №5, а для вертикального наведения - УРС №2,5. Оба работают от обшего электродвигателя ДСО-20 мощностью 6 кВт.

В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах. Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упреждённых координат. Открытие огня производится по сигналу "Есть данные" на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - попуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает также, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по "запомненным" значениям текущих координат X, Y. Н и составляющим скорости цели, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в лю6ой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически, б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1-1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весо-габаритными характеристиками. РЛС диапазона волн 1-1.5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженньк сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии "стелс", По сведениям иностранной печати, в ходе операции "Буря в пустыне" иракской ЗСУ-23-4 Шилка был сбит американский самолёт F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС ЗСУ-23-4 Шилка используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е. постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся цепей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

На ЗСУ-23-4 Шилка установлен дизель типа 8Д6, которому заводом-изготовителем в комплектации для установки на ГМ-575 было дано обозначение В-6Р. На машинах, изготовляемых с 1969 года устанавливался двигатель В-6Р-1, имевший небольшие конструктивные изменения. Двигатель В-6Р - это шестицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, развивающий максимальную мощность 206 кВт при 2000 об/мин. Рабочий обьем цилиндров 19,1 л, степень сжатия 15,0.

На гусеничном шасси ГМ-575 установлены два сварных топливных бака из алюминиевого сплава: передний на 405 л и задний на 110 л. Первый размещен в отдельном отсеке носовой части корпуса.

В кормовой части корпуса расположена механическая силовая передача, со ступенчатым изменением передаточных чисел. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Привод управления главным фрикционом механический, от педали на месте водителя. Коробка передач механическая трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на 2,3 4 и 5 передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые с цилиндрическими шестернями.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катхов. Ведущие колеса сварные, со сьёмными венцами, заднего расположения. Направляющие колеса одинарные с металлическими сводами. Опорные катки сварные, одинарные, с о6резиненными ободами. Гусеничная цепь металлическая, с цевочным зацеплением, с закрытыми шарнирами, из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина трака 362 мм, шаг гусеницы 128 мм.

Подвеска машины независимая, торсионная асимметричная, с гидравлическими амортизаторами на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках; пружинными упорами на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых опорных катках и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках.

Система электропитания предназначена для питания всех потребителей ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 в. и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц.

В ЗСУ-23-4 Шилка установлена коротковолновая приемопередающая телефонная с частотной модуляцией радиостанция Р-123. Радиус ее действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех - до 23 км, а при включенном подавителе шумов - до 13 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство P-124 на 4 абонента.

ЗСУ-23-4 Шилка оборудована навигационной аппаратурой ТНА-2. Ее среднеарифметическая ошибка выработки координат в процентах от пройденного пути составляет не более 1%. При движении ЗСУ, продолжительность работы аппаратуры без переориентации составляет 3-3,5 часа.

Защита экипажа от радиоактивной пыли производится путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сегтарацией воздуха.

В серийное произвоцство ЗСУ-23-4 Шилка пошла в 1964 г. В том году планировалось изготовитъ 40 машин, но сделать этого не удалось. Тем не менее, позже было развернуто массовое производство ЗСУ-23-4. В течение 60-х годов их среднегодовой выпуск составлял около 300 машин.

ЗСУ-23-4 Шилка стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион "Шилок", который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ "Шилка", а другой - четыре самоходных ЗРК "Стрела-1" (затем ЗРК "Стрела-10").

Эксплуатация ЗСУ-23-4 Шилка показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех "Шилке" на наших учениях практически не ставили, так как не было средств радиопротиводействия на ее рабочих частотах, по крайней мере в 70-х годах. Выявились и существенные недостатки РПК, часто нуждавшегося в перенастройке. Отмечалась нестабильность электрических параметров схем. РПК мог взять цель на автосопровождение не ближе, чем за 7-8 км от ЗСУ. На меньших дистанциях сделать это было сложно из-за большой угловой скорости перемещения цели. При переходе с режима обнаружения на режим автосопровождения цель иногда терялась.

Во второй половине 60-х годов самоходка ЗСУ-23-4 прошла две небольшие модернизации, основной целью которых было повышение надежности различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Машины первой модернизации получили индекс ЗСУ-23-4В, а второй - ЗСУ-23-4В1. Основные тактико-технические характеристики самоходок при этом остались без изменений.

В октябре 1967 года вышло постановление Совета Министров о более серьезной модернизации ЗСУ-23-4 Шилка. Важнейшей ее частью стала переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 с целью повышения надежности и стабильности работы комплекса, повышения живучести деталей пушки и сокращения времени на техническое обслуживание. В процессе модернизации пневмозарядка автоматов 2A7 была заменена пирозарядкой, что позволило исключить из конструкции ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов. Сварную трубку отвода охлаждающей жидкости заменили гибким трубопроводом - это увеличило ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году модернизированную ЗСУ-23-4М приняли на воорухение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М получила обозначение "Бирюса", но в армейских подразделениях ее по-прежнему называли "Шилкой".

После следующей модернизации зенитная самоходная установка получипа индекс ЗСУ-23-4М3 (3 - запросчик). На ней впервые установлена аппаратура опознавания "свой-чужой". Позже, в ходе ремонта, все ЗСУ-23-4М были доведены до уровня ЗСУ-23-4М3. Производство ЗСУ-23-4М3 прекратипи в 1982 году.

Существуют различные точки зрения по поведу эффективности действия "Шилки" в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на "Шилки" пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что "Шилки" создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции "Буря в пустыне" летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня ЗСУ-23-4 Шилка.

В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный "афганский вариант" - за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. На машине был также установлен ночной прицел.

"Шилки" широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

Серийное производство "Шилок" завершено в 1983 году. В настоящее время ЗСУ этого типа состоят на вооружении Афганистана. Алжира, Анголы. Болгарии. Венгрии, Вьетнама, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Йемена, Конго, КНДР. Кубы, Лаоса, Ливии, Нигерии, Перу, Польши. России, Сирии, Сомали и Эфиопии.

Боевая масса, т 19,0
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6535
Ширина корпуса, мм 3125
Высота, мм 2500
Клиренс, мм 400
Тип брони стальная катаная противопульная(9-15мм)
Вооружение
Калибр и марка пушки 4 ? 23-мм АЗП-23 «Амур»
Тип пушки нарезные автоматические
Длина ствола, калибров 82
Боекомплект пушки 2000
Углы ВН, град. ?4…+85
Прицелы оптический визир, РЛС РПК-2
Тип двигателя рядный
6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 280
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
Запас хода по шоссе, км 450
Запас хода по пересечённой местности, км 300
Удельная мощность, л. с./т 14,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,0

Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была принята на вооружение более 50 лет назад, но, несмотря на это, она до сих пор отлично справляется со своими задачами и даже превосходит гораздо более поздние машины иностранного производства. С чем связан такой успех «Шилки», попробуем разобраться далее.

Советской зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне - в ходе войны на Ближнем Востоке. В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная установка?

Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет. Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.
Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием - он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск:
«Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23- и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним - ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого - мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места...

На фото: Кандагар. Нагаханский поворот. 1986 г. ЗСУ-23-4... "ШИЛКА"... "ШАЙТАН-АРБА"

Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия... Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься - трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!.. А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле... Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».
Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах.
Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Предназначена она для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.

Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент - радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор - это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет - тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем. Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска - наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

На фото: Иракская ЗСУ-23-4М, поврежденная в ходе операции «Буря в пустыне»

«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже - испытание боем.

Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову:

«В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».
Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним...»

А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене.
«В создаваемом колледже, - рассказывал он, - преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское - самое лучшее. Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.
И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше.

А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов...»
Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.
Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.
Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название - ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский - для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.

И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».
В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам...
У каждого оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5-7 лет - и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.

И вот очередной заход на малых высотах ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.
И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия... А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».
У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным - до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.

На фото: Египетские «Шилки» на параде 1973 г.

Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения - цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350-400 м/с; дальность ее стрельбы - до 4 километров. Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность- 1100 выстрелов в минуту против - 3400 («Вулкан» - до 3000), он более чем вдвое тяжелее - 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.
Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе - Российской.

На фото: ЗСУ-23-4 прикрывают танки Т-55 на учениях



Читайте также: