Снаряды бопс калибра 30 мм гнпп прибор. Снаряды к авиационным пушкам

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный. Головной разработчик — КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ — специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

В 1991 году НПО «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124–100.

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4).

Наименование по СНВ-1 — РС-22В, классификация по СНВ-1 — собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)

В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;
командный модуль в составе 7 вагонов;

вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;

два тепловоза ДМ-62.

В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны — вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

Ракета РТ-23УТТХ (см.схему) имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа «кокон» из композиционного материала. Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э. Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло — центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени — «Старт», третьей — АП-65. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй — отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.

Головная часть — разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и комплексом средств преодоления ПРО.

Ступень разведения боевых блоков — «толкающей» схемы, размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени — четырехкамерный ЖРД 15Д264, работающей на НДМГ и АТ.

На ракете 15Ж61 сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.

Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.

Система управления — инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.

Особенностью системы управления является решение ряда новых задач:

восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске;
реализация принципов терминального наведения;

использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень);

сопряжение с системой боевого управления «Сигнал-А».

Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

Пусковая установка 15П761 разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД"а. Вагон — пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1,5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные «разгрузочные» устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.

Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Гарантийный срок хранения ракеты 15 лет.

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г. Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

В 1988 г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»). В 1991 г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны («Сдвиг»). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) — на расстоянии 850 м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) — на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000 т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г. Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6–7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос. Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

По договору СНВ-2, Россия должны была снять с вооружения все ракеты «Молодец» до 2003 года. Однако, после одностороннего выхода США из договора по ПРО, Москва заявила о неактуальности этого соглашения.

Кроме того, ранее планировалось сократить и все ракетные дивизии — костромскую, красноярскую и пермскую, — оснащенные БЖРК, превратив их в базы хранения. Теперь будет оставлена на боевом дежурстве костромская дивизия, оснащенная железнодорожным комплексом РТ-23УТТХ.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) останутся в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) ориентировочно до 2010 года. Об этом заявил командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов.

Вооруженной двумя 30-мм автоматическими пушками (АП) 2А42, в СМИ и Интернете разразилась бурная дискуссия о целесообразности выбора калибра АП и необходимости его увеличения, причем не только для СВ, но и для флота.

За широкое, практически монопольное распространению у нас в СССР и России калибра АП в 30 мм нужно благодарить Аркадия Георгиевича Шипунова. Академик, доктор наук, руководитель и генеральный конструктор тульского КБП, Герой Соцтруда, лауреат множества Государственных, Ленинских, Правительственных и прочих премий, Аркадий Георгиевич в особых представлениях не нуждается. Талантливый «пушкарь», главным трудом жизни которого и является унификация 30-мм калибра для АП в авиации, Сухопутных войсках и на флоте.

В свое время это было весьма прогрессивное решение. Советские 30-мм боеприпасы и пушки, долгое время, как говорится, не имели аналогов. Но время, время, время… Время бежит быстро и прогресс не стоит на месте. Ну а, как известно, монополия в каком-либо деле прогрессу абсолютно не способствует. Более того, вредит. Со временем у 30-мм пушек начали проявляться недостатки, связанные с тем, что вероятные противники не сидели сложа руки, а интенсивно наращивали защиту своей БТТ, принимали на снабжение новую защитную экипировку для своих солдат.

Уже к середине 80-х годов XX века, стало ясно, что по крайней мере для СВ, требуется более мощное автоматическое орудие под более крупный боеприпас. Работа по созданию новой 45-мм автоматической пушки для разрабатываемых БМПТ и новых БМП была поручена КБП, и, разумеется, была успешно саботирована. Ибо, в противном случае, за что Аркадий Георгиевич нахватал орденов и званий?

Какие же недостатки нашлись у 30-мм АП и боеприпаса? Выяснилось, что при настильной стрельбе по малоразмерному объекту, находящемуся на поверхности земли, вероятность прямого попадания в площадь вертикальной проекции цели ничтожно мала. Основная масса снарядов рассеивается вокруг и попадает в грунт. Осколочное действие осколочно-фугасно-зажигательных снарядов само по себе является малоэффективным в силу малой массой заряда ВВ (48,5г), специфической конструкции снарядного корпуса и, как следствие, небольшим числом убойных осколков (примерно 300 штук с массой 0,25 г и более).

При ударном же подрыве в грунте осколочное действие катастрофически падает, поскольку исполнение ударного взрывателя не обеспечивает мгновенный разрыв снаряда на поверхности. В результате при стрельбе по грунту, особенно рыхлой структуры (пахоте, торфянику, песку), а также по снегу, к моменту разрыва происходит значительное углубление снаряда и, как следствие, перехват большей части осколков. В этих условиях могла бы помочь реализация траекторного (воздушного) разрыва снаряда над целью.

Однако выполнение траекторного взрывателя в калибре 30 мм при приемлемой стоимости тогда было практически нереально. Сейчас, с течением времени и развития технологий и элементной базы, это стало возможным, но все равно стоимость такого выстрела остается очень высокой. С бронепробиваемостью дела обстоят так же не самым лучшим образом. Самые современные российские 30-мм бронебойные подкалиберные снаряды «Кернер» и «Трезубка» созданные в ГНПП «Прибор» для поражения легко бронированных целей, мягко говоря, не вполне способны бороться с современными БМП и БТР с тяжелым бронированием. Эти обстоятельства и обуславливает в перспективе целесообразность перехода автоматического орудия на более крупный калибр (40-50 мм, а при определенных условиях и на 60-80 мм).

Наиболее отчаянным, твердым и последовательным сторонником этого направления является Владимир Алексеевич Одинцов. В свое время он очень активно отстаивал идеи увеличения калибра АП в прессе — журнале «Техника и вооружение», газете «Военно-промышленный курьер». Благодаря этим публикациям и жесткой дискуссии вокруг них, Владимир Алексеевич заработал в медиа-пространстве несколько неоднозначную репутацию раздражителя «океана спокойствия и благодушия». Кто бы, как бы не относился к публикациям Одинцова, тем не менее, учитывая послужной список этого человека, не обращать внимания на них невозможно. Тем более что тенденцию к увеличению калибра АП все более явно демонстрируют и на Западе.

Там первый прорыв на этом пути совершила фирма «Бофорс», запустившая в производство БМП CV-9040 с 40-мм пушкой L70. В Великобритании происходит модернизация боевой машины пехоты «Уорриор» путем замены 30-мм орудия RARDEN 40-мм пушкой CTWS с телескопическим патроном. Интенсивную разработку 40-мм пушек для БМП ведут фирмы «Эллайент Тексистемз» (США), GIAT (Франция), «Боинг» (бикалиберная пушка МК 40 30/40 мм, «Бушмастер II» и 40-мм пушка «Бушмастер IV»).

Стремясь увеличить калибр орудия, конструкторы сталкиваются с массой очевидных трудностей. Например, установка нового вооружения может затрудняться жесткими ТЗ по габаритам и массе башни и диаметру ее погона, объемам под размещения боекомплекта. Одним из изящных путей решения данных проблем, является внедрение принципиально нового боеприпаса. Так называемого «телескопического патрона» .

В них, в отличие от обычных, снаряд размещается внутри гильзы, стенки которой выполнены из метательного взрывчатого вещества. В настоящее время известны «телескопические» патроны двух типов:

— в первом метательное взрывчатое вещество располагается в пространстве, ограниченном стенкой гильзы и пластиковой втулкой, которая служит направляющей для снаряда. После срабатывания капсюля инициируется заряд взрывчатого вещества, и снаряд, двигаясь в направляющей втулке, высвобождает четыре отверстия в ее донной части, через которые в заснарядное пространство поступают пороховые газы;

— в патроне второго типа в качестве направляющей для снаряда используется отформованное взрывчатое вещество. Внешне такие патроны напоминают пивную банку. Их использование намного эффективнее обычных боеприпасов.

Телескопические выстрелы компактные, при равных прочих, они могут вмещать в себя больше пороха, удобнее и компактнее в укладке, что способствует увеличению возимого боекомплекта.

40х255-мм телескопический выстрел, сердечник и пробитый им стальной блок

С другой стороны, новые телескопические выстрелы требуют принципиально иных орудий . Пушка под них устроена особым образом: подача выстрелов, равно как и извлечение гильз, осуществляется сбоку с помощью вращающегося барабана. Барабан находится на оси цапф, так что не перемещается при поднятии/опускании орудия. Механизм обладает низким риском отказов питания и является очень компактным. Некоторые утверждают, что боковая подача боеприпасов приводит к сложности стабилизации орудия, отмечают низкий запас прочности пушки и указывают на дороговизну боеприпасов.

Но, в данном случае, дороговизна оправдывается большим калибром и, следовательно, меньшим расходом выстрелов для уничтожения противника. Кроме того дороговизна эта во многом мнимая. В случае выпуска массовых серий, стоимость таких выстрелов будет не намного дороже «классических» 30-и миллиметровых.

Однако все так просто и легко выглядит только на словах да на бумаге. На практике работа по телескопическим выстрелам, отработке системы пушка-боеприпас, например в США, идет с середины 1970-х годов и только совсем недавно был разработан 40-мм телескопический патрон для модернизированной бывшей 30-мм пушки Bushmaster II. Боеприпас имеет утопленный вглубь гильзы сердечник и по длине равняется 173 мм (как и калибр 30х173-мм). Для его применения американцы не стали делать совершенно новую пушку. Вместо этого они просто серьезно изменили конструкцию исходного орудия.

40-мм автоматическая пушка CTWS с телескопическим выстрелом, которой сейчас модернизируют британских «Воинов» рождалась так же довольно долго и мучительно. CTWS — Cased Telescoped Weapon System — этот проект курируется CTA International, объединением Nexter (прежний GIAT) и British Aerospace (в равных долях).

Используемые боеприпасы являются очень короткими, их калибр составляет 40х255-мм. Однако, бронепробиваемость подобных снарядов соизмерима с «классическими» снарядами 40-мм пушки Bofors или 50-мм (во всех 3 случаях используется сходный состав метательного заряда). Первые детали исследований в этом направлении были опубликованы в издании «Jane,s Armour and Artillery Upgrades» за 1995-1996 годы.

CTA International включает дочерние компании во Франции и Великобритании, а они, в свою очередь, работают в тесном сотрудничестве с Оборонным Агентством Вычислений и Исследований (DERA) в Англии и с Управлением наземных систем и информации (DSTI) во Франции. Первая демонстрационная версия пушки CTWS была закончена в 1991 году, а прототип построен в следующем году.




Пушка CTWS и боеприпасы к ней

Решение о модернизации «Уорриоров» с установкой пушки CTWS состоялось только к середине 2000-х годов. С 2007 года проводился конкурс и отбор претендентов на изготовление башни под эту пушку. Первый контракт был оформлен лишь в прошлом, 2011 году. Кроме того, пушка CTWS сейчас планируется в качестве вооружения и новых французских легких боевых машин. Как видно, это новое направление оказалось весьма сложным, но в тоже время и весьма перспективным делом.

Ну, а что же у нас в России? Оказывается у нас тут не все так плохо. С уходом со сцены А.Г.Шипунова, и усиления внимания Правительства РФ к обороноспособности, открылись возможности для реализации новых перспективных идей и у нас. Не то прислушались к «воплям» Одинцова, не то к «голосу разума», но так или иначе, и в России наконец-то началась разработка автоматов увеличенного калибра.

В годы Великой Отечественной войны очень хорошо показала себя 45-мм противотанковая пушка. Еще тогда, в 1941-43гг были идеи сделать на ее базе автоматическую пушку в т.ч. для вооружения танков. С тех пор этот калибр стал как бы привычным для нас. Под него и стали делать новую систему. Кто является разработчиком пушки и телескопических боеприпасов к ней — врать не стану — не знаю. Не буду и гадать-предполагать. Информации по ней, в силу естественных причин, крайне мало, еще меньше изображений. Первая картинка «засветилась» как иллюстрация в патенте «Курганмашзавода».



На ней был изображен один из ранних вариантов перспективной БМП, ставшей сейчас известной как «Курганец-25». Еще кое-что удалось выудить из открытой презентации для ВДВ, благодаря чему стали известны некоторые ТТХ.








Тактико-технические характеристики:

Пушка – автоматическая, одноствольная с раздельным 2-х сторонним питанием патронами двух назначений;
Темп стрельбы — 150…200 выстр./мин
Масса пушки — 300…350 кг;
Типы боеприпасов — патроны со снарядами бронебойного и осколочно-фугасного зажигательного действия в кассетах емкостью 4 и 5 патронов;
Патроны — унитарные, телескопические;
Масса, кг — 2,7 (ОФЗ); 3,6 (БПС);
Снаряды – стабилизированные вращением;
Масса, кг — 1,3 (ОФЗ); 0,67 (БПС);
Масса ВВ — 0,17 кг;
Масса сердечника, кг — 0,42 (БПС);
Начальная скорость снаряда, м/с — 1640 (БПС); 850 (ОФЗ);
Бронепробиваемость, мм — БПС 150 (на Д=1500 м);

Спустя некоторое время, в начале декабря 2011 года, в городе Коврове, на «Заводе им. Дегтярева» состоялось заседание Комиссии по обороне и оборонной промышленности Общественного комитета сторонников президента РФ, которую возглавлял Д.Рогозин. В рамках этого мероприятия состоялся показ новинок, среди которых была и новая пушка.

Фото новой пушки в своем блоге опубликовал известный эксперт Игорь Коротченко. Однако, почему-то он «постеснялся» сфотографировать поясняющую табличку, а на официальный запрос «Завод им. Дегтярева» так и не ответил. В результате о том, что же мы видим на том фото, остается только гадать. Ясно только одно — пушка на фото Коротченко серьезно отличается от 45 мм АП из патента «Курганмаша» и презентации ВДВ.

В недавнем интервью, так или иначе, Председатель Совета директоров ОАО «Курганмашзавод» Альберт Баков косвенно признал факт существования новой автоматической пушки с новыми боеприпасами, посетовав на то что они еще не готовы. Остается надеяться, что в самое короткое время все проблемы нашими оружейниками будут решены и мы, наконец, получим оружие, позволяющее гордится отечественной «оборонкой».

). В рукописи статья называлась "Пушки "Панциря": необходим переход на калибр 40 мм и новые снаряды". Редакция дала более размашистое название: "Необходим переход на калибр 40 мм". Могло возникнуть неверное представление, что автор ратует за повсеместную замену 30 мм пушек 40-миллиметровыми. Разумеется, это не так. 30-миллиметровые пушки занимают и будут занимать законное место в вооружении самолетов и вертолетов, новых бронетранспортеров, боевых машин десанта, кораблей легкого класса и многих других видов военной техники СВ, ВВС и ВМФ.

В то же время есть по крайней мере три класса оружия, в которых тридцатка исчерпала свои возможности - боевые машины пехоты, зенитные ракетно-артиллерийские комплексы ПВО СВ ("Тунгуска", "Панцирь") и корабельные комплексы крупных кораблей.

В настоящее время главную угрозу для корабля создают противокорабельные крылатые ракеты. 21 октября 1967 г. в районе дельты Нила четырьмя ПКР П-15, запущенными с египетских ракетных катеров, был потоплен израильский эсминец "Эйлат". Это был первый в истории случай боевого применения противокорабельных крылатых ракет. В октябре 1970 г. ракетами П-15, запущенными с катеров пр. 205, был потоплен израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10 000 т, осуществлявший радиотехническую разведку вблизи побережья Египта. Интенсивно применялись ракеты П-15 в индо-пакистанской войне 1971 г. В ходе ночной атаки 5 декабря индийские катера потопили пакистанский эсминец "Хайбер" и тральщик "Мухафиз". Из их экипажей численностью 289 человек спаслись лишь 70. При ночной атаке Карачи 9 декабря было потоплено 4 судна. Три ракеты П-15 уничтожили огромные резервуары на нефтеперегонном заводе Коамари. В израильско-арабской войне ПКР, запускаемые с катеров, применялись обеими воюющими сторонами (ПК-15 и "Габриэль" МК-1). Общие потери составили 30 кораблей, в том числе израильских 12, египетских 13, сирийских 5.

После англо-аргентинского конфликта 1982 г. широкую известность получила ПКР "Экзосет" французского производства. Самолетный вариант ракеты АМ-39 с массой 655 кг и массой полубронебойной БЧ 165 кг при крейсерской скорости полета 0,93 м имел максимальную дальность стрельбы 70 км. Во всех четырех известных случаях боевого применения ПКР была подтверждена их высокая эффективность.

Расчеты показывают, что при существующих средствах корабельной ПВО и при массированных многоракурсных атаках ПКР от 10 до 30% ракет прорвется в ближнюю зону обороны корабля на рубеж 2-3 км. В этой зоне основным средством борьбы с ПКР будут малокалиберные зенитные автоматические комплексы (ЗАК). Время, отведенное на "дострел" прорвавшихся ПКР, составляет несколько секунд.

Направления дальнейшего развития малокалиберных корабельных ЗАК в значительной мере определяются выбором способа поражения - прямым попаданием снаряда в ПКР или поражением ее осколочным полем с траектории. Первый способ требует высокой точности стрельбы (круговое рассеивание менее 1 мрад - одной тысячной дальности), но обеспечивает наибольшую вероятность поражения при попадании. В этом случае как наиболее эффективный рассматривается бронебойный снаряд с отделяемым или неотделяемым подкалиберным сердечником из тяжелого сплава на основе вольфрама или урана, способный пробить корпус полубронебойной боевой части ПКР и вызвать детонацию заряда взрывчатого вещества. При этом взрыв БЧ полностью уничтожает ПКР. Ее части и осколки, долетевшие до корабля, представляют неизмеримо меньшую опасность.

Может ли наш основной 30 мм шестиствольный автомат АК-630 обеспечить поражение подлетающей ПКР этим способом? К сожалению, не может по простой причине: в его боекомплекте нет даже обычного бронебойного снаряда, не говоря уже о подкалиберном. Но если бы даже он был, то пробитие полубронебойного свода боевой части ПКР все рано не было бы обеспечено - слишком мал калибр.

Штатный же осколочно-фугасно-зажигательный снаряд, составляющий боекомплект АК-630, даже при прямом попадании не способен уничтожить ракету - опять-таки, мал заряд взрывчатого вещества (49 г). Система управления, размещенная в головном отсеке, может быть выведена из строя, но ракета остается опасной. В момент поражения автоматически фиксируется положение рулей ("рули ставятся на стопор") и ракета продолжает полет как свободно брошенное тело, с большой вероятностью попадая в такую крупную цель, как корабль. При этом не надо забывать, что вероятность прямого попадания снаряда в ракету ничтожно мала. На дальности 2000 м только 50% снарядов попадут в круг радиусом в 6 м и площадью 110 кв. м, в которой мидель ракеты (~0,1 кв. м) занимает только одну тысячную долю. В свете изложенного мне представляется сомнительным утверждение многоуважаемого оппонента о том, что "┘такая артиллерия (т.е. АК-630. - В.О.) хорошо себя зарекомендовала и показала вполне приемлемую эффективность в уничтожении в ближней зоне корабля пилотируемых самолетов и крылатых ракет". Да и непонятно, где она могла это показать. Боевых действий с момента принятия АК-630 на вооружение флот не вел. Я был бы весьма признателен Владимиру Заборскому, если бы он привел хотя бы один подтвержденный пример "вполне приемлемой" эффективности 30-мм снарядов.

Пути выхода из сложившегося неприглядного положения давно известны. Дорогой путь - переход к управляемым снарядам. Стоимость малокалиберного управляемого снаряда составит около 1000 долл. За одну очередь в сто выстрелов в трубу в прямом и переносном смыслах вылетят два новых "Мерседеса". Что и говорить, дорого, но корабль, который ракета пустит на дно, еще дороже. Более экономичный, хотя и менее эффективный путь - использование радиовзрывателей и временных взрывателей.

Вся беда в том, что эти снаряды фактически невозможно реализовать в калибре 30 мм (во всяком случае, в мире никто еще этого не сделал). Уважаемый оппонент пишет, что "создание┘ радиовзрывателя для 30-мм снаряда не является сегодня неразрешимой технологической проблемой". Сказано аккуратно: проблемой не является, но взрывателей как не было, так и нет. И, видимо, не будет.

Переход на более крупный калибр (37, 40, 45 мм) позволил бы разом решить все указанные проблемы. Точнее, надо говорить даже не о переходе, а о возвращении к нашим старым флотским калибрам 37 мм (автоматы "46-К", "66-К", "70-К", "В-11") и 45 мм (автоматы "62-К", "СМ-16", "БЛ-133", "СМ-21-ЗИФ", "СМ-20-ЗИФ1", "ЗИФ-68-1"). Замена всех этих автоматов 30-мм установками, начавшаяся в конце 60-х годов, была крупной ошибкой руководства ВМФ. На Западе подавляющее большинство новых корабельных установок разрабатывается в калибре 40 мм, доказавшем свою состоятельность еще в ходе Второй мировой войны. Лидирующее положение здесь занимает шведская фирма "Бофорс" со своей 40-мм пушкой L-70, хотя 40-мм пушки разрабатываются еще целым рядом фирм. Именно фирмой "Бофорс" впервые был разработан контактный взрыватель к 40-мм снаряду 3Р-HV. Кстати говоря, реплику Заборского насчет "восхваления пушки и снарядов фирмы "Бофорс" нельзя расценивать иначе как некорректное высказывание, недопустимое в серьезной дискуссии. Констатация того факта, что шведами разработан неконтактный взрыватель малокалиберного снаряда, не есть восхваление чего-либо. Сравнительных качеств отечественных и шведских пушек я вообще не касался, так что Владимир Заборский напрасно ломится в открытую дверь, доказывая, что "наши пушки не хуже шведских". Никто этого не отрицает.

Попутно отвечу еще на одно удивительное замечание. Оказывается, "┘для снарядов скорострельных установок радиовзрыватели не нужны, более того - вредны, поскольку в таком плотном "потоке" снарядов от их взаимодействия радиовзрыватели будут преждевременно срабатывать". Сногсшибательное утверждение.

Давайте прикинем. Радиус чувствительности радиовзрывателя 40-мм снаряда составит 2-3 м, во всяком случае, не более пяти. При наивысшей скорострельности сдвоенной 40-мм пушки 1200 выстр/мин (20 выстр/сек) и скорости снаряда 1000 м/с расстояние между снарядами на полете будет составлять 50 м. О каком взаимодействии тут можно говорить? Я уже не говорю о том, что отраженный радиосигнал соседнего снаряда на несколько порядков слабее сигнала от цели и его влияние без труда подавляется электронной схемой взрывателя.

Теперь вопрос о калибре. Уважаемый оппонент задает вопрос: "Но почему именно на калибр 40 мм?" Действительно, в принципе можно говорить и о калибрах 37 и 45 мм. Для морских систем возможности калибров 40 и 45 мм примерно одинаковы, калибр 37 мм им существенно уступает. Калибр 45 мм для морских автоматов был бы очень неплох, в первую очередь по дальности стрельбы и по уровню перегрузок при выстреле. Как известно, перегрузка при прочих равных условиях обратно пропорциональна калибру. Снижение перегрузок понизило бы требования по стойкости электронных компонент взрывателей.

Проблема выбора калибра осложняется требованиями межвидовой унификации. Новый калибр должен устраивать все виды Вооруженных сил и в первую очередь Сухопутные войска, являющиеся наиболее массовым потребителем автоматических пушек для вооружения БМП. Для БМП калибр 45 мм не проходит из-за жестких ограничений на суммарную массу системы оружия (пушка+боекомплект).

Приведу таблицу для БМП, вооруженного одной автоматической пушкой с массой оружия 600 кг. Видно, что при калибре 45 мм катастрофически падает численность боекомплекта. Разумеется, что для вновь проектируемых БМП можно ставить вопрос об увеличении общей массы оружия, но это приведет к изменению всей концепции машины (вопросы бронезащиты, плавучести и т.п.).

Переход на калибр 40 мм, вполне реализуемый по размерам боекомплекта, позволил бы резко повысить боевые возможности БМП в борьбе с легкой бронированной техникой противника. Действие 30 мм бронебойных снарядов является неудовлетворительным. Пробиваемая под углом 60 градусов от нормали на дальности 1500 м толщина брони составляет 25 мм, что недостаточно для поражения лобовой брони состоящих на вооружении иностранных БМП, например "Мардер", а тем более вновь разрабатываемых БМП и бронированных самоходных установок ПТУР.

Тенденцию перехода пушек БМП западных стран на калибр 40 мм в настоящее время можно считать уже вполне выявившейся. Достаточно долгое время единственной штатной машиной с 40 мм пушкой "Бофорс" была шведская БМП CV 9040. В настоящее время начинается перевооружение 40 мм пушкой CTWS с телескопическим патроном британской БМП "Уорриор" (взамен 30-мм пушки RARDEN). Просматривается вопрос установки 40-мм пушки OWS на перспективную французскую колесную бронированную машину EBRC.

С позиций выбора унифицированного калибра нельзя упускать из виду и все еще сохраняющуюся возможность установки пушек увеличенного калибра на летательных аппаратах, где ограничения по массе являются еще более жесткими.

Еще одним веским доводом в пользу калибра 40 мм является возможность широкого экспорта 40-мм снарядов и осуществления международной кооперации в их производстве. В этом плане нестандартные калибры 37 и 45 мм не имеют реальных шансов на мировых рынках вооружений.

Итак, увеличение калибра автоматических пушек необходимо, и в первую очередь флоту. Какой именно калибр возобладает, сейчас сказать трудно. Хотя многое указывает на то, что более высокие шансы имеет калибр 40 мм, окончательный выбор между ним и калибром 45 мм пока сделать нельзя. Однако уже сейчас можно начать формирование принципиального облика 40(45)-мм пушки (одноствольной или многоствольной с общей скорострельностью примерно 1000 выстр/мин) и новых снарядов к ней. В первую очередь управляемого бронебойного подкалиберного с начальной скоростью 1500 м/с и бронепробитием по ходу 150 мм, и осколочного с радиовзрывателем и готовыми поражающими элементами. С этой пушкой и снарядами корабль не пойдет на дно от первой же ракеты.

БМП с автоматической пушкой с массой оружия 600 кг

Тема 12. 30-мм пушка 2А42.

Назначение, боевые свойства, общее устройство ЗО-ММ автоматической пушки 2А42.

Принципы работы автоматической пушки.

Назначение: 30-мм автоматическая пушка 2А42 (см. рис.77) предназначена для поражения наземных (легкобронированные средства, живая сила противника и т. д.) И воздушных целей. Питание пушки - двухленточное.

Рис. 77. 30-мм пушка 2А42.

1 - дульный тормоз; 2 - ствол; 3 - ствольная коробка; 4 - выключатель фиксаторов; 5 - затыльник; 6 - переключатель выбора типа лент; 7 - электроспуск; 8 - предохранитель; 9 - рукоятка ручной перезарядки; 10 - ось крепления затыльника; 11 - возвратная пружина; 12 - затворная рама; 13 - контактор; 14 ­кассета

Устройство пушки

Пушка состоит из следующих основных частей: ствольной коробки, агрегата ствола, затворной рамы, возвратной пружины, затыльника, электроспуска, контактора, оси затыльника.

Ствольная коробка предназначена для направления движения затворной рамы и агрегата ствола, подвода двух патронных лент (одна лента - с ВТ патронами, другая - с ОФЗ и ОТ патронами), а также для размещения и соединения узлов и деталей пушки.

Кассета 14 (см. рис.77) ствольной коробки предназначена для разме­щения пиропатронов механизма пироперезарядки. Для запирания патрон­ников кассеты и подвода тока к электрокапсюльным втулкам пиропатронов служит контактор.

Агрегат ствола предназначен для производства выстрела и обеспечения работы автоматики пушки.

Затворная рама предназначена для приведения в действие механиз­мов пушки и производства выстрела.

Возвратная пружина предназначена для возвращения затворной рамы в переднее положение, сообщения затворной раме энергии, необходимой для запирания канала ствола и разбития капсюля-воспламенителя.

Затыльник является задней стенкой ствольной коробки и предназна­чен для размещения механизма подачи, механизма переключения подачи, электроспуска, деталей спускового механизма, механизма ручной перезарядки и предохранителя.

Переключение подачи (выбор типа патронных лент) осуществляется переключателем 6 (см. рис. 77).

Спусковой механизм пушки позволяет вести одиночную и автоматическую стрельбу большим и малым темпом.

Электроспуск предназначен для дистанционного управления работой спускового механизма.

Кроме электроспуска в конструкции пушки предусмотрен ручной спуск, позволяющий вести стрельбу большим темпом при отсутствии напряжения в бортовой сети машины.

Механизм ручной перезарядки предназначен для постановки подвижных частей пушки на шептало прокачкой рукоятки 9 (см. рис. 77).

Установка пушки

Пушка установлена в проеме вращающейся маски и крепится к ней с помощью фланца. Крепление пушки к фланцу и фланца к маске осуществляется болтами.

Маска имеет цапфы с насаженными на них подшипниками, которые вставлены в обоймы. Обоймы устанавливаются в специальные расточки рамки башни и крепятся к ней болтами. Маска, кожух и крышка-груз образуют изолированный отсек, служащий для уменьшения загазованности боевого отделения и размещения элементов крепления ПКТ, системы питания пушки и узлов стабилизатора.

Кожух крепится к вращающейся маске, крышка-груз - к задней части кожуха. Для отсоса газов из кожуха в нише башни слева от пушки установлен вытяжной вентилятор, соединенный гибким шлангом с полостью звеньеотвода. Для обеспечения доступа к пушке при обслуживании в процессе эксплуатации, в кожухе предусмотрены окна, закрываемые крышками на верхней и нижней стенках, на верхней стенке, и проем, закрываемый крышкой-грузом. Доступ к нижним крышкам обеспечивается при снятом рукаве.

Крышка-груз удерживается в закрытом положении клавишей, а открывается крышка-груз нажатием на клавишу. Для предотвращения поломок окружающих узлов крышку-груз открывать только в зоне углов возвы­шения пушки 35-500, т.е. при совмещении красных полос на стенке гильзозвеньеотвода пулемета и торце кронштейна подъемного механизма.

Для ограничения углов склонения и возвышения пушки установлены упоры. На кожухе пушки имеется стопор, предназначенный для установки пушки и спаренного с ней пулемета в положение по-походному. На кронштейне установлен концевой выключатель, отключающий привод вертикального наведения стабилизатора при установке пушки на стопор. На крышке-грузе расположен рычаг ручного спуска пушки. Для направления звеньев ленты пушки в звеньесборник служат звеньеотвод, и закрепленные соответственно на пушке и на кожухе, и рукав, поворачивающийся относительно опоры звеньеотвода.


Система питания пушки, общее устройство и размещение

Назначение: система питания пушки предназначена для размещения и подвода патронных лент к приёмным окнам пушки.

Магазин 6 (см. рис. 78) крепится к полу боевого отделения; он представляет собой жёсткую сварную конструкцию и состоит из левого и правого отсеков и крышек 4 и 5 (см. рис. 78)

В правом отсеке размещаются патронные ленты с БТ снарядами, в левом - с ОФЗ и ОТ снарядами.

Левый отсек разделен на две части перегородкой. В каждом отсеке предусмотрены выводные вертикальные каналы.

Рукава 8 и 15 предназначены для размещения и подвода ленты из отсеков магазина 6 к механизму 13 подтяга. Рукава закреплены по перимет­ру пола. Для удобства укладки патронной ленты в рукавах выполнены окна (см. рис. 78).

Механизм служит для подтяга патронной ленты из магазина 6 и рукавов в винтовой рукав во время стрельбы; он состоит из раздаточной коробки, на которой смонтированы два вала со звездочками, две опоры, редуктор с электродвигателем и два стопорных механизма.

Валы со звездочками обеспечивают перемещение патронных лент из магазина в винтовой рукав, Между звездочками установлены ролики, которые служат для предохранения от выдавливания патронов из лент.

Опора прифланцована к коробке 6 и предназначена для отключения вала от редуктора; она состоит из шестерни, на торце которой нарезаны зубья храпового зацепления, втулки с торцевыми зубьями храпового зацеп­ления, поджимаемой к шестерне пружиной. Шестерня установлена на валу звездочек на шариковых подшипниках, а втулка - на шлицах вала. Втулка связана с осью с ручкой.

Редуктор состоит из червячной передачи (червяка и червячного колеса), сдающей муфты и цилиндрических шестерен. Передаточное отношение редуктора подобрано так, чтобы линейная скорость ленты с приво­дом от звездочек была на 20% больше скорости движения ленты при большом темпе стрельбы из пушки. Линейные скорости выравниваются за счет пробуксовки сдающей муфты.

Стопорный механизм, состоящий из храповика, расположенного на валу, и собачки, исключает обратное вращение вала и натяжение патронной ленты.

Винтовой рукав 16 (см. рис. 78) и горловина 1 служат для размеще­ния, поворота и подвода патронных лент от механизма подтяга к гибкому элементу 3. Винтовой рукав крепится к фланцам раздаточной коробки и горловины 1. Горловина крепится к пластине, закрепленной на крыше башни. Винтовой рукав и горловина представляют собой жесткие сварные конструкции, разделенные на два канала для прохода двух патронных лент.

Гибкий элемент 3 (см. рис. 78) обеспечивает подачу патронных лент от неподвижной горловины к приемным окнам пушки на всех углах прокач­ки. Гибкий элемент представляет собой пакет пластин, прокачивающихся относительно трубы, закрепленной на обойме. Хвостовой частью пластины опираются на шток, шарнирно закрепленный на кожухе пушки и на горловине. При прокачке пушки шток поворачивает пластины гибкого элемента 3 веером. Окна в пластинах образуют два канала для направления патронных лент.

Для исключения проникновения пороховых газов из кожуха пушки в боевое отделение служат уплотнения 2 и 17. Уплотнение 2 закрывает гибкий элемент и представляет собой гофрированный чехол, застегивающийся ремнями и закрепленный с помощью тросиков с замками на фланце кожуха пушки и на фланце горловины.

Уплотнение 17 закрывает винтовой рукав и застегивается ремнями.


Рис. 78. Система питания пушки и магазин ПКТ

Снаряжение лент пушки

Вынуть из магазина звенья и протереть их, вынуть из ящиков патроны с ОФЗ, ОТ и БТ снарядами, осмотреть их и уложить на брезент (доски, фанеру, ящики и т. п.).

Извлечь набивочную машинку 6Ю16 из укладки, расположенной на правом борту десантного отделения. Приоткрыть крышку ящика из-под патронов и ввести усики передней скобы опоры машинки под крышку, опустить крышку, накинуть петлю замка ящика на крючок задней скобы опоры машинки, закрыть замок и зафиксировать его пальцем,

Вставить пазы корпуса машинки в отогнутые концы опоры и дослать машинку вперед до упора. Отверткой повернуть флажок фиксатора по ходу часовой стрелки до западания отогнутого конца в отверстие на корпусе. Положить отрезок ленты, состоящей из 15-20 звеньев, на ящик слева от машинки петлей звена к машинке. Потянуть за первое звено, продвинуть отрезок ленты до упора со звездочкой. Удерживая первое звено в постоянном контакте со звездочкой, повернуть рукоятку машинки по ходу часовой стрелки на четверть оборота, при этом добиться, чтобы следующая пара перьев звездочки вошла в зазор между звеньями. Уложить патроны в лоток. Плавно вращая рукоятку, про извести набивку ленты, начиная со второго звена, добавляя патроны и отрезки ленты по мере снаряжения ленты. Первое звено следует отцепить и поместить в конец снаряжаемого отрезка ленты.

Для устранения возможного расцепления ленты придерживать последнее звено рукой. Снаряженные ленты укладывать на брезент (доски, фане­ру, на использованные ящики из-под патронов) по схеме.

При этом в ленте с БТ патронами должно быть не более 160 патронов, в ленте с ОФЗ и ОТ патронами не более 340 патронов.

Наличие свободного звена (без патрона) в снаряженных патронных лентах не допускается. Запасные звенья уложить в звеньесборник магазина ПКТ.

30-мм автоматическая пушка является надежным огневым средством мотострелковых подразделений и по своим боевым характеристикам не уступает аналогичным образцам иностранного производства, а по ряду показателей даже превосходит их.

Назначение, характеристика стабилизатора 2Э36-1

Всё возрастающее внедрение автоматизации в бронетанковой технике обеспечило новый качественный скачок в конструкции БМП, расширило возможность их боевого применения. Современные боевые машины снабжены большим количеством автоматических систем. Эти системы облегчи­ли работу экипажей.

К таким системам относится стабилизатор - это система, автоматического регулирования, повышающая меткость стрельбы из БМП-2 с ходу на дальности до 1000 м.

Применение стабилизатора позволило в 10-12 раз увеличить эффективность огня по сравнению с БМП-l при скорости движения 10-12 км/час и дальности до 1000 м. При движении БМП-2 её корпус может совершать 3 вида линейных и 3 вида угловых перемещений вдоль и вокруг осей X, Y, Z.

Линейные перемещения мало сказываются на точности стрельбы. Угловые перемещения оказывают влияние на результаты стрельбы и принято называть: вокруг оси

Z-ГАЛОПИРОВАНИЕМ

Y – РЫСКАНИЕМ

Х – ПОТАПТЫВАНИЕМ.

Стабилизатор вооружения современной БМП-2 представляет собой сложную электрическую систему автоматического регулирования и вклю­чает большое количество электромеханических и электронных устройств.

Стабилизатор вооружения - это система автоматического регулирования, реагирующая на условия отклонения орудия и башни от заданного направления и обеспечения сохранения заданного направления, чем и достигается повышение меткости стрельбы с ходу.

Галопирование и рыскание сказывается на точности стрельбы, поэто­му задача стабилизатора состоит в том, чтобы уменьшить их влияние.

Стабилизаторы бывают: зависимой стабилизации (когда прицел жёс­тко связан с пушкой БМП-2);

независимой стабилизации (когда прицел не имеет жёсткой связи с орудием - БМП-3).

В качестве задатчиков направления во всех без исключения стабилизаторах применяются гироскопы 3-х или 2-ступенчатые.

Гироскоп (наблюдатель вращения) изобретён в 1852 году французом Леоном Фуко.

Основные операции автоматической системы регулирования:

1. Нам необходимо задать регулируемую величину (в стабилизаторе орудия угла возвышения, в стабилизаторе башни - угла курсового отклонения).

2. Измерение отклонения регулируемой величины от заданного значения (в стабилизаторе орудия - измерение угла возвышения, в стабилизаторе башни - угла курсового значения).

3. Создать управляющий сигнал пропорциональный величине отклонения за счёт датчиков.

4. Устранение возникающего отклонения за счёт регулируемой величины, это значит создать стабилизирующий момент, который возвратит орудие в заданное положение.

СТВ предназначен для стабилизации и стабилизированного наведения в горизонтальной и вертикальной плоскостях пушки 2А42 и спаренного с ней ПКТ в целях обеспечения эффективной стрельбы с ходу и с места по наземным целям, а также с места по воздушным целям. Кроме того, обеспечивает командирское целеуказание в горизонтальной плоскости.

Принцип работы:

Для режимов АВТО и ПОЛУАВТОМАТ привода ВН одинаков. Он основан на том, что при движении машины башня вместе с корпусом под действием внешних сил отклоняется от исходного положения, увлекая за собой пушку. Вместе с пушкой отклоняется ГТ-ВН, который вырабатывает сигнал, пропорциональный величине скорости и соответствующий направлению отклонения в вертикальной плоскости. Сигнал с П-ВН поступает на вход интегратора, который вырабатывает сигнал, пропорциональный интегралу скорости, что соответствует величине угла отклонения пушки от исход­ного положения. Сигнал с выхода интегратора поступает на суммирующий интегратор и далее на усилитель напряжения, где усиливается, и поступает на вход широкоимпульсного модулятора.

Модулятор преобразует этот сигнал постоянного напряжения в сиг­нал импульсного напряжения с шириной импульса, пропорциональной величине напряжения на входе модулятора.

Импульсный сигнал с модулятора усиливается в усилителе мощности и поступает на обмотку якоря электродвигателя, подъёмного механизма, который поворачивает пушку в сторону противоположную отклонению корпуса машины, удерживая её в направлении на цель с точностью до величины ошибки стабилизации.

Наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществляется с помощью пульта управления.

Сигнал с ПУ поступает на вход интегратора и суммируется с сигна­лом ГТ-ВН. С выхода интегратора сигнал, пропорциональный интегралу суммы сигналов ГТ-ВН и пульта управления, поступает на суммирующий усилитель, суммируется с сигналами ДТ, ГТ-К, ТГ и далее на электродвигатель подъёмного механизма, который поворачивает спаренную установку в направлении со знаком и величиной сигнала с пульта управления.

Принципы действия привода ГН при стабилизации и наведении аналогичен принципу действия привода ВН. Отличие только в том, что сигнал ГТ-ГН поступает на интегратор и на суммирующий усилитель.

Режимы работы

Стабилизация и наведение спаренной установки может осуществлять­ся в двух режимах его работы - автоматическом (АВТО) и полуавтома­тическом (ПАВ), при этом в режиме АВТО скорости наведения могут быть по ВН и ГН в диапазоне от 0,07 до 6 град./сек., а в режиме ПАВ от 0,1 до 30 град./сек. Перебросочная скорость в плоскости ГН в обоих режимах не < 30град./сек.

В режиме ПАВ несколько хуже точность стабилизации, но больше скорость наведения. Поэтому режим АВТО, как правило, применяется при стрельбе по наземным целям, а ПАВ - по воздушным целям.

При изучении и описании стабилизатора принято следующее услов­ное наименование: привод ВН и привод ГН - совокупность приборов и узлов, обеспечивающих работу стабилизатора в вертикальной и горизон­тальной плоскостях.

Состав:

3 гиротахометра (ГТ-ВН, П-ГН и гиротахометра компенсационного

привода ВН, ГТ-К);

Тахометр (ТГ);

Блок управления (БУ);

2 усилителя мощности (УМ-ВН, УМ-ГН);

2 пульта управления (ПУ-О, ПУ-К);

Прибор целеуказания (ГИДУ);

Преобразователь тока (ПТ-20Ц-Ш);

Фильтр питания;

2 исполнительных двигателя (ЭДМ-20, ЭДМ-14).

Кроме того, при работе стабилизатора используются следующие узлы электрооборудования машины:

Конечные выключатели ограничения снижения и возвышения спаренной установки,

Конечный выключатель угла возвышения 350,

Конечный выключатель стопора пушки,

Конечный выключатель стопора башни,

Конечные выключатели люков механика-водителя и десантников.

Группа измерительных или задающих приборов:

Гиротахометры - предназначены для измерения угловой скорости W и колебании тех объектов, на которых они установлены, и формирования электрических сигналов, пропорциональных угловой скорости пушки (башни).

ГТ-ВН (справа), ГТ-ГН (слева).

Они закреплены снизу на пушке (ГТ-ВН, ГТ-ГН). Элементарный сигнал поступает на интегратор с ГТ-ВН, с ГТ-ГН элементарный сигнал поступает на интегратор и суммирующий усилитель.

ГТ-ВН - колебания пушки вместе с корпусом машины в плоскости ВН.

ГТ-К - колебания корпуса машины и башни в плоскости ВН (расположен слева от оператора на погоне башни).

ГТ-ГН - колебания башни и пушки в плоскости ГН.

Тахогенератор (ТГ) - для формирования электрического сигнала, пропорционально угловой скорости пушки относительно башни. Располо­жен впереди сверху ЭДМ-14.

Прибор целеуказания (ПЦУ) для выработки электрического сигнала, соответствующего углу несогласования между пушкой и линией визирова­ния ТКН-ЗБ в горизонтальной плоскости. Расположен сверху на крыше башни слева от прицела lПЗ-3. Шестерня прибора находится в зацеплении с зубчатым венцом люка командира.


Рис. 79. Пульт управления стабилизатора

Пульты управления (ПУ-О, ПУ-К) (см. рис. 79) - для обеспечения дистанционного управления приводами наведения в режимах АВТО и ПАВ и стрельбы из пушки и ПКТ. Расположены перед оператором и командиром.

Датчики тока (ДТ-ВН, ДТ-ГН) - предназначены для измерения силы тока в обмотках якоря электродвигателя (ЭДМ-14, ЭДМ-20) и выработки электрического сигнала пропорционально системе тока, который используется для увеличения управляющего сигнала работой привода на период разгона ЭД. Расположены соответственно в У-ВН и У-ГН.

Блок управления (БУ) для суммирования и преобразования команд­ных сигналов с датчика ГТ, тахометра, датчиков тока и с ПУ-О, ПУ-К, а также для усиления этих сигналов. Расположен впереди наводчика-оператора и крепится болтами к магазину ПКТ.

Усилители ВН и ГН предназначены для преобразования управляе­мых сигналов, поступающих из блока управления в широтно-импульсный сигнал и усиления их по мощности до величины, необходимой для управ­ления ИД.

У-ВН расположен слева - сзади оператора на погоне башни.

У-ГН крепится между командиром и оператором сзади к щитку.

Два исполнительных двигателя (ЭДМ-14 и ЭДМ-20) предназначены для наведения башни и пушки или возвращения их в стабилизирующее положение в соответствии с сигналами управления.

ЭДМ-14 - расположен на механизме подъёма пушки.

ЭДМ-20 - расположен на механизме поворота башни.

Преобразователь тока (ПТ-200Ц) предназначен для преобразования постоянного напряжения 27В в переменное, трёхфазное напряжение 36В и частотой 400ГЦ и обеспечения работы У-ВН; У -ГН; БУ; ГТ и ПЦУ.

Он расположен под сиденьем командира и крепится к полу боевого отделения.

Фильтр питания (ФП) предназначен для уменьшения помех в бортовой сети напряжением 27В при работе стабилизатора. Крепится к крыше башни сзади командира.

Конечный выключатель ограничения снижения расположен над пулемётом ПКТ и крепится к крыше башни.

Конечный выключатель ограничения возвышения расположен в нише башни под маской и крепится к кронштейну упора ограничения возвыше­ния спаренной установки.

Конечный выключатель угла возвышения 35 град. расположен слева от зубчатого сектора подъёмного механизма спаренной установки и крепится к кронштейну подъёмного механизма. При углах возвышения спаренной установки от 35 град. и менее копир, расположенный на секторе, нажимает на шток конечного выключателя.

Порядок подготовки стабилизатора к работе

Время непрерывной работы стабилизатора не должно превышать 6 часов, перерыв между шестичасовыми циклами работы должен быть не менее 2 часов.

Запрещается:

Включать стабилизатор при напряжении бортовой сети ниже 22В;

При установленном приборе ТНП-350Б;

При поднятой воздухозаборной трубе - снимать приборы стабилизатора;

Отсоединять и присоединять разъёмы при включенном напряжении бортовой сети.

Перед включением стабилизатора необходимо:

Проверить, нет ли препятствий повороту башни и спаренной установки внутри и снаружи;

Убедиться в том, что автоматы защиты сети (АЗС) ВН, ГН включе­ны, выключатели ПТР на блоке БУ-25-2С, ПАЗ на центральном щитке МВ и ПРИВОД на ПУ-К выключены, все люки на крыше корпуса машины закрыты (на блоке БУ -25-2С не горит фонарь ЛЮКИ ОТКР);

Если застопорены башня и спаренная установка, РАССТОПОРИТЬ;

Запустить двигатель и установить обороты такими, чтобы напряжение бортовой сети было не менее 26В.

Порядок включения

1. Включить тумблер ПРИВОД на ПУ-О, при этом через 6-20 сек. должен сработать ЭМ-муфта, редукторов ПМП и МПБ и загорятся светодиоды на ПУ-О ВниГН;

2. Включить на ПУ-О нужный режим работы АВТ или ПАВ и при необходимости рукояткой БАЛАНС устранить увод.

Стабилизатор готов к работе от ПУ-О.

Для работы от ПУ-К включить прибор ПРИВОД включить нужный режим работы АВТ или ПАВ и устранить увод.

Для подачи целеуказания необходимо навести прибор наблюдения ТКН-3Б на цель и нажать кнопку целеуказания на левой рукоятке.

При работе в режиме АВТ предусмотрено автоматическое переключение режима АВТ на ПАВ при проходе пушки угла +350 снизу вверх и наоборот ПАВ на АВТ, когда пушка проходит угол сверху вниз.

Наведение спаренной установки возможно от ПУ-О и ПУ-К.

Наведение от ПУ-К возможно только в том случае, если командир БМП включает его в работу, при этом автоматически отключаются цепи управления работой стабилизатора от ПУ-О и одновременно его цепи стрельбы из пушки и пулемёта.

Для устранения уводов приводов ВН и ГН, возникающих в процессе работы стабилизатора, на каждый пульт выведены рукоятки БАЛАНС, умень­шающие скорости увода или полностью устраняющие увод приводов.

В работе 2Э36 предусмотрено автоматическое отключение от работы: - обоих приводов: при открытом положении хотя бы одного из люков крыши корпуса машины - при включенном положении тумблера ПТР; при срабатывании системы ПАЗ;

Привода ВН: - при застопоренной пушке;

При выходе пушки на МАХ угол возвышения и снижения;

Переключение режима АВТ на ПАВ при прохождении пушкой

угла +350 снизу вверх и наоборот сверху вниз в автоматическом режиме работы привода.

Привода ГН: при застопоренной башне.

Назначение, расположение, состав приборов управления огнем БМП-2

Блок БУ -25-2С и коробка КР-25 предназначены для управления огнем из спаренной установки, а также для коммутации и защиты цепей электрооборудования башни.

Блок БУ -25-2С расположен справа от наводчика-оператора на задней стенке гильзозвеньесборника.

На панели управления блока БУ-25-2С расположены:

переключатель 18 ТЕМП - для выбора темпа стрельбы и пушки: О - для стрельбы одиночными выстрелами, М - малым темпом, Б - большим темпом;

выключатель ДЛ. - КОР. - для выбора длины очереди стрельбы из пушки: ДЛ - длина очереди ограничивается временем нажатия кнопки электроспуска пушки, КОР. - длина очереди ограничивается восемью выстрелами;

переключатель СПУСКИ -ВЫКЛ. - СНАРЯЖ.: в положении СНАРЯЖ. - для подготовки цепей механизма подтяга к работе при снаряжении системы питания пушки и для подачи напряжения на кнопку НАСЧЕТ, в положении СПУСКИ - для подготовки цепей стрельбы из пушки и спарен­ного с ней пулемета, включения в работу вытяжного вентилятора и прицела БПК-2-42 и подвода питания к прицелу 1ПЗ-3;

цифровое табло - информирующее о наличии пиропатронов (ПТ), об остатке количества снарядов типа О или Б (ОСТАТОК), о типе снаряда, выбранного для стрельбы (ТИП);

выключатель ВЫТЯЖ. ВЕНТ. - для включения вытяжного вентилято­ра при неисправных цепях электроспусков;

кнопка ПЕРЕЗАР. - для производства пироперезарядки пушки; кнопка НАСЧЕТ - для выставки на счетчике количества патронов, заправленных в ленты О и Б;

кнопка КОНТРОЛЬ - для контроля остатка патронов типа, не выбранного для стрельбы;

кнопки ПЕРЕМОТКА О и ПЕРЕМОТКА Б - для включения механизма подтяга ленты О или Б при снаряжении системы питания пушки (при установленном переключателе СПУСКИ - ВЫКЛ. - СНАРЯЖ. в положение СНАРЯЖ.);

выключатель ФАРА - для включения фары ФГ-126;

лампа сигнального фонаря ЛЮКИ ОТКР. - сигнализирующая об открытом положении любого из люков на корпусе машины;

лампа ПРОЖ. О - сигнализирующая о работе осветителя ОУ-5; выключатель АЗИМУТ - для включения подсветки указателя азимута; лампа - сигнализирующая о готовности цепей стрельбы из пушки и спаренного пулемета;

выключатель ПТР - для включения цепей пуска ПТУР и одновременного отключения стабилизатора;

выключатель НБ-БС - для подключения питания лампы подсветки марки прибора 9Ш119М1 от бортсети (БС) или от наружной батареи (НБ);

ручка потенциометра ЯРКОСТЬ - для регулировки яркости марки прибора 9Ш119М1 в режиме БС.

На крышке блока БУ-25-2С установлены две лампы для подсвета лицевой панели блока в режимах ПТР, СПУСКИ, СНАРЯЖ.

Коробка КР-25 защиты расположена справа от блока БУ-25-2С. В ней расположены автоматы защиты усилителей горизонтального и вертикально­го приводов наведения стабилизатора (ГН, ВН), преобразователя ПТ-200Ц (ПРЕОБР.), системы 902В, схемы управления спусками блока БУ-25-2С, вытяжного вентилятора башни (ДВ), осветителя ОУ-5 оператора (ПРОЖ. О), которые служат для защиты цепей электрооборудования башни от перегру­зок.

Ручки автоматов защиты находятся под защитной планкой с надписью «АВТОМАТЫ ПОСТОЯННО ВКЛЮЧЕНЫ».

Принцип работы БУ-25-2С

Если клапаны ФПТ и вентилятора башни взведены (забортный воздух нагнетается, минуя ФПТ-200М), то при установке переключателя СПУСКИ -ВЫКЛ. - СНАРЯЖ. в положение СПУСКИ загорается сигнальная лампа, вытяжной вентилятор включается и работает в номинальном режиме.

При стрельбе большим темпом вентилятор переходит на форсирован­ный режим работы (на время нажатия кнопки электроспуска). После отпус­кания кнопки, при стрельбе одиночным и малым темпом, вентилятор работает в номинальном режиме.

Если клапан ФПТ не взведен (заборный воздух нагнетается через фильтр ФПТ-200М), то при установке переключателя СПУСКИ -ВЫКЛ. ­СНАРЯЖ. в положение СПУСКИ загорается сигнальная лампа, но вытяжной вентилятор не работает. В этом случае вытяжной вентилятор начинает работать при нажатии кнопки электроспуска пушки в номинальном режиме при малом темпе стрельбы и в форсированном режиме при большом темпе стрельбы, а после отпускания кнопки электроспуска вентилятор выключа­ется торможением.

Если не взведен клапан вентилятора башни, то при любом положении клапана ФПТ не должен включаться вытяжной вентилятор и не должна гореть лампа.

При отказе цепей стрельбы вытяжной вентилятор включается выключателем ВЫТЯЖ. ВЕНТ, на блоке БУ-25-2С и работает независимо от состояния клапанов ФПГ и вытяжного вентилятора, при этом перед стрельбой необходимо убедиться, что клапан вытяжного вентилятора взведен (открыт).

При нажатии кнопки электроспуска на пульте управления операто­ра (командира), если включен выключатель ПРИВОД на пульте управле­ния оператора (командира), или на клавишу спуска на рукоятке подъем­ного механизма, если не включен выключатель ПРИВОД на пульте управ­ления оператора, на электромагнит пушки подается напряжение, шепта­ло утапливается, подвижные части пушки идут вперед, происходит выстрел, при этом:

если переключатель ТЕМП стоит в положении О, то при нажатии кнопки электроспуска на электромагнит поступает одиночный импульс и происходит один выстрел; для производства следующего выстрела необходимо отпустить и вновь нажать кнопку электроспуска;

на малом темпе стрельбы (переключатель ТЕМП стоит в положении М) на электромагнит подаются импульсы с частотой 200-240 в минуту; выстрелы следуют с этой же частотой;

на большом темпе стрельбы (переключатель ТЕМП стоит в положе­нии Б) на электромагнит подается постоянное напряжение, шептало посто­янно утоплено, и стрельба ведется большим темпом.

Блок БУ-25-2С предусматривает автоматическое ограничение длины очереди при стрельбе. Если выключатель ДЛ. -КОР стоит в положении ДЛ., длина очереди определяется временем нажатия кнопки электроспуска пушки. Если выключатель стоит в положении КОР., очередь ограничивается восемью выстрелам на малом и большом темпах, а для производства следующей очереди необходимо отпустить и вновь нажать кнопку электроспуска.

Одновременно с началом стрельбы из пушки начинает работать механизм подтяга ленты, а после отпускания кнопки электроспуска пушки ­выключается спустя (0,65±0, 15) с.

Проверка работоспособности цепей стрельбы из пушки

Перед проверкой работоспособности цепей стрельбы, необходимо перевести подвижные части пушки в крайнее заднее положение и поставить на предохранитель.

Проверять работоспособность цепей стрельбы из пушки с разряжен­ной пушкой и незаряженной системой питания в следующем порядке: взвести клапан вытяжного вентилятора башни и клапан ФПГ; установить выключатель БЫКЛ. БАТАР. на центральном щитке в положение БКЛ;

установить переключатель спуски -БЫКЛ. ~НАРЯЖ. в положение спуски. Должен работать вентилятор и загореться сигнальная лампа. нажать кнопки Р и ОБ, открыв этим трассу ФПТ. Должен отключиться вентилятор, сигнальная лампа продолжает гореть;

установить переключатель ТЕМП в положение О. Поочередно нажать кнопки электроспуска на пульте управления оператора, предварительно включив ПРИБОД на" пульте управления командира и на рукоятке подъемного механизма (выключив выключатель ПРИВОД на пультах управления оператора и командира), при этом электромагнит шептала должен сработать один раз, а вентилятор работать до отпускания кнопки;

установить переключатель ТЕМП в положение М. При нажатии кнопок электроспуска электромагнит шептала должен периодически сраба­тывать, а вентилятор должен работать до тех пор, пока нажата кнопка электроспуска; при отпускании кнопки электроспуска электродвигатель вентилятора должен остановиться с торможением;

установить переключатель ТЕМП в положение Б. При нажатии кноп­ки электроспуска электромагнит шептала должен постоянно быть включен (шептало утоплено), а вентилятор должен работать в форсированном "режиме до тех пор, пока нажата кнопка электроспуска; при отпускании электродвигатель вентилятора должен остановиться с торможением. При каждом нажатии кнопки электроспуска должен включаться механизм под­тяга ленты;

установить переключатели спуски -ВЫКЛ.-СНАРЯЖ. и ВЫКЛ. Б АТАР. в положение ВЫКЛ.; взвести клапан ФПТ.

Проверка исправности цепей пироперезарядки

Отстыковать от пушки кабель, идущий к разъему Ш1 пушки. Переключатель спуски -ВЫКЛ. - СНАРЯЖ. установить в положение СПУСКИ. Гнезда 1, 2 и 3 разъема кабеля с помощью провода или проволоки диамет­ром не более 1,5 мм соединить с массой машины (неокрашенные части пушки, пулемета и т. д.). Должна загореться лампа на табло ПТ блока.

Нажать и отпустить трижды кнопку ПЕРЕЗАР. на блоке, индикация "3" должна последовательно смениться на 2, 1 и О. Переключатель СПУСКИ ­ВЫКЛ. - СНАРЯЖ. перевести в положение СНАРЯЖ., гаснет лампа О, загорается лампа 3.

Проверка частоты выстрелов при стрельбе малым темпом

Установить переключатель спуски - ВЫКЛ.- СНАРЯЖ. на блоке в положение СНАРЯЖ., запомнить показания на табло ОСТАТОК счетчика.

Нажать кнопку НАСЧЕТ и удерживать ее нажатой в течение 1 мин. (время определяется по часам с ценой деления шкалы не более 1 с.), отсчет вести с момента нажатия кнопки НАСЧЕТ.

Частота выстрелов в минуту f определяется по формуле f = nl-n2, если n1>n2, или f = n1-n2, если n1

Частоту f=200/240 выстрелов в минуту считать нормой.

Проверка работоспособности счетчика ОСТАТОК

А) Проверить работу режима счетчика ОСТАТОК ТИП О.

Установить рычаг переключателя типа снарядов в положение О. Нажать кнопку НАСЧЕТ и удерживать в течение одного цикла (на табло счетчика ОСТАТОК должны смениться, уменьшаясь на единицу, все числа с переходом через 0 и 500 до числа, имеющегося на табло первона­чально). Идет кольцевой счет ОСТАТОК ТИП О.

Отпустить кнопку НАСЧЕТ. Запомнить показание на табло ОСТАТОК;

Б) Проверить работу режима счетчик ОСТАТОК ТИП Б. Установить рычаг переключателя типа снарядов в положение Б. Нажать и удерживать нажатой кнопку НАСЧЕТ в течение одного цикла. На табло счетчика ОСТА­ТОК идет кольцевой счет ОСТАТОК ТИП Б. Отпустить кнопку НАСЧЕТ. Запомнить показание на табло ОСТАТОК.

В) Проверить работу счетчика в режиме КОНТРОЛЬ.

Нажать кнопку КОНТРОЛЬ (переключатель типа снарядов находится в положении Б). Высвечивается число ОСТАТОК ТИП О, зафиксированное при работе по п. а.

Отпустить кнопку КОНТРОЛЬ. Высвечивается число ОСТАТОК ТИП Б, зафиксированное при работе по п. а.

Перевести рычаг переключателя типа снарядов в положение О. Высвечивается число ОСТАТОК ТИП О, зафиксированное при работе по п.а.

Нажать кнопку КОНТРОЛЬ. Высвечивается число ОСТАТОК ТИП Б, зафиксированное при работе по п. б. Отпустить кнопку КОНТРОЛЬ. Высвечивается число ОСТАТОК ТИП О, зафиксированное при работе по п.а.

Проверка работы схемы в режиме короткой очереди

Установить переключатель типа снарядов в положение О или Б, переключатель ДЛ. - КОР. - в положение КОР., переключатель ТЕМП - в положение Б. Запомнить показание на табло ОСТАТОК счетчика.

Отстыковать кабельную часть от разъема Ш2 пушки, замкнуть гнездо 1 (для типа Б) или гнездо 4 (для типа О) разъема кабельного узла, идущего к ТТТ2 пушки, на "массу" машины. Нажать кнопку электроспусков (или ручных спусков) и отсоединить от "массы" машины гнездо 1 (для типа Б) или гнездо 4 (для типа О) кабеля более восьми раз, но не чаще одного раза в секунду. Показание на табло счетчика ОСТАТОК должно уменьшиться на 8 единиц.

Для проведения повторной проверки необходимо отпустить и вновь нажать кнопку электроспуска и повторить вышеуказанные операции (толь­ко для БУ-25-2С выпуска до 7.04.1986 г.).

Наличие на БМП-2 стабилизатора вооружения позволяет вести огонь из вооружения БМ с ходу. Наличие двух прицелов БПК-2-42 и 1 ПЗ-3 и дублированного управления работой стабилизатора повышает боевые возможности БМП-2 по сравнению с другими машинами (БМП-1, БТР-80).



Читайте также: