Стратегическое оружие будущего: запуск баллистических ракет с самолётов. В россии осуществлены запуски межконтинентальных баллистических ракет Запуск баллистической ракеты

Минобороны РФ провело тренировку по управлению Стратегическими ядерными силами (СЯС) России. В учении приняли участие Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Военно-морской флот и дальняя авиация ВКС.

Практические действия отработали расчёты пунктов управления РВСН, экипажи атомных подводных крейсеров Северного и Тихоокеанского флотов, а также лётчики дальних бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Таким образом, были задействованы все составляющие ядерной триады: наземная, морская и авиационная.

  • Самолёт Ту-160 ВКС России
  • Минобороны России

С космодрома Плесецк боевой расчёт РВСН произвёл пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Тополь» по цели на полигоне Кура (Камчатка).

Из акватории Охотского моря атомоход Тихоокеанского флота ударил двумя МБР по полигону Чижа (Архангельская область), а подлодка Северного флота из акватории Баренцева моря выпустила ракету по полигону Кура. Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 осуществили пуски крылатых ракет по объектам на полигонах Пембой (Республика Коми), Кура и Теректа (Казахстан).

«По результатам тренировки задачи были выполнены в полном объёме. Все учебные цели успешно поражены», — говорится в сообщении Минобороны РФ.

Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в тренировке по управлению СЯС принял участие глава государства Владимир Путин. Верховный главнокомандующий произвёл пуск четырёх баллистических ракет.

Ядерный щит

Россия обладает полноценной ядерной триадой с 1960-х годов. Сухопутный компонент состоит из ракетных комплексов шахтного и мобильного базирования, морской включает атомные подводные крейсера стратегического назначения, воздушный — дальние бомбардировщики.

Москва уделяет первостепенное внимание совершенствованию СЯС как оружия сдерживания США и блока НАТО. Наиболее мощным компонентом триады является сухопутный. На вооружении РВСН стоит более 60% боезарядов и носителей, имеющихся в ядерном арсенале РФ.

  • Cтратегический ракетный комплекс «Ярс»
  • РИА Новости
  • Александр Кряжев

Модернизация РВСН включает в себя постановку на боевое дежурство мобильных комплексов РС-24 «Ярс» (на замену «Тополю-М»), шахтных пусковых установок «Сармат» (на замену «Воеводе») и разработку боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин».

Подводные крейсера России перевооружаются на МБР «Синева» и «Булава». А в 2020—2021 годах дальняя авиация России должна получить гиперзвуковые ракеты.

Укрепление ядерного щита РФ происходит на фоне расширения глобальной системы ПРО США и модернизации американских СЯС, на которую будет потрачено $1 трлн.

Не символическая роль

Профессор академии военных наук Вадим Козюлин считает, что тренировка ядерной триады, которую провело Минобороны РФ, имеет большое значение для развития слаженности различных компонентов. По его словам, Россия отработала нанесение «стратегического ядерного удара».

«Это определённо нерядовые учения. У нас огромная страна. Конечно, необходимо проверять взаимодействие между флотами, РВСН и авиацией. Как правило, на подобных тренировках проверяется оперативность выполнения задач, качество комплексов связи, точность поражения, выявляются преимущества и недостатки техники», — сообщил в беседе с RT Козюлин.

Эксперт назвал произведённые пуски «серьёзным результатом», который даёт толчок совершенствованию системы управления СЯС. Как отметил Козюлин, учения ядерной триады с участием президента вселяют уверенность в том, что Россия способна отразить любую агрессию.

  • Владимир Путин во время совместных стратегических учений
  • РИА Новости
  • Михаил Климентьев

«Роль президента не была символической. В его руках находится ядерный чемоданчик. Именно ему принимать решение, если России будет угрожать смертельная опасность. Совершив пуски ракет, глава государства почувствовал на себе груз ответственности», — сообщил Козюлин.

Военный эксперт Дмитрий Литовкин полагает, что тренировка СЯС России, скорее всего, стала «логическим завершением» стратегических учений «Запад-2017». Аналитик обратил внимание, что предыдущие манёвры с Белоруссией также завершались пусками баллистических и крылатых ракет.

«Стратегический характер учений предполагает, что в манёврах должны быть задействованы не только обычные вооружения, но и средства ядерного поражения. В сентябре мы наблюдали практическую фазу применения сухопутных войск, авиации, флота. Теперь задачи отработали стратегические силы», — заявил в комментарии RT Литовкин.

Как пояснил аналитик, разные виды и рода Вооружённых сил РФ действуют в «едином стратегическом замысле». Поэтому он призвал не искать политических мотивов в участии в тренировке СЯС Владимира Путина.

«Президент является Верховным главнокомандующим. Только он может принять решение о боевом применении стратегических сил. В рамках прошедшего учения он выполнил свою функцию», — резюмировал Литовкин.

Несколько часов назад Россия осуществила запуски нескольких межконтинентальных баллистических ракет.

Об этом сообщается в докладе Министерства обороны России, опубликованном утром 27 октября. Подробностей приводится минимум.

Стратегические ядерные силы осуществили запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» (ее мобильной версии) с космодрома Плесецк (800 км к северу от Москвы), достигнув цели, локализованной на полигоне Кура на полуострове Камчатка. В запуске были использованы две стратегические атомные подводные лодки. Первая, находящаяся в эксплуатации в Тихоокеанском флоте, запустила залп из двух баллистических ракет из Охотского моря по целям, локализованным на полигоне Чижа в Архангельской области. Вторая стратегическая подводная лодка, принадлежащая Северному флоту, запустила ракету в Баренцевом море, поразив цель на полигоне Кура. Москва не сообщает подробности о типе задействованных единиц и системах вооружения, запущенных с подводных лодок. Во время маневров были задействованы также стратегические бомбардировщики «Туполев-160», «Туполев-85МС» и «Туполев-22МЗ», взлетевшие с баз Украинка (30 км к северу от Белогорска), Энгельс (командный пункт Ту-160 в 14 км от Саратова) и Шайковка (17 км к северу от Кирова). Бомбардировщики запустили крылатые ракеты (вероятно, Х-101/Х-102), поразившие цели, локализованные на полигонах Кура, Пембой (северо-восточный полигон Коми) и Теректа в Казахстане. По сообщению российского министерства обороны, все ракеты поразили свои цели.

Перевооружение российской ядерной триады завершится к 2020 году, как распорядился президент России Владимир Путин, с началом эксплуатации тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат».

Ракета «Тополь РС-12М» (SS- 27 Sickle-B)

Ny Teknik 01.11.2017

Путин проверил ядерную триаду

ИноСМИ 27.10.2017

Ядерная угроза: альтернативы диалогу нет

The Washington Post 25.10.2017

«Алабуга»: мощнее ядерной бомбы

Daily Star 03.10.2017 Трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М» прошла успешные испытания на космодроме Плесецк, расположенном на северо-западе России. Ракета с инерциальной автономной системой на твердом топливе способна противостоять любой существующей системе противоракетной обороны, например, американской ABM благодаря своей способности осуществлять крутые виражи, выпускать ложные цели и полной защите против любых видов ЭМИ или лазерных атак. Единственная возможность сбить эту ракету существует на стадии запуска, и это задача перехватчиков, расположенных в Польше. C дальностью 10 тысяч километров ракета «Тополь-М» способна беспрепятственно поразить любую часть Соединенных Штатов. Вероятное круговое отклонение оценивается в 200 метров: ракета несет один боевой блок с максимальной мощностью 550 килотонн, но легко может быть переоборудована, чтобы переносить до шести боевых блоков Mirv/Marv максимально. В отличие от своего американского аналога ракета «Тополь-М» может запускаться как с мобильных установок, так и с шахтных пусковых установок.

Участвующие в запуске стратегические подводные лодки

Странно, но Москва не распространяется относительно участвовавших в запуске субмарин, при этом известно, что речь идет об атомных стратегических подводных лодках, и мы можем сузить круг предположений до класса «Дельта» и «Борей». Возможно, применялась также лодка «ТК-208 Дмитрий Донской», последняя из класса «Тайфун».

Подводные лодки «Дельта IV»

На данный момент существует семь эксплуатируемых субмарин «Дельта IV», проект 667БДРМ «Дельфин». Они представляют на данном этапе основу российской системы сдерживания. Целый класс был переоборудован для того, чтобы комплектоваться последней версией ракет Р-29РМУ2 «Лайнер», поступивших в эксплуатацию с конца 2014 года. В отличие от ракет «Булава», испытания атомных ракет с жидким топливом, проведенные К-84 «Екатеринбург» и К-114 «Тула», прошли успешно. Новая система вооружения берет начало от ракеты Р-29РМУ «Синева», способной транспортировать от восьми до десяти боеголовок Mirv/Marv с разной боевой эффективностью, их срок эксплуатации продлили до 2030 года.

К-46, третья стратегическая подводная лодка класса «Дельта IV», была переведена со своей базы на Кольском полуострове в Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. Это единственная лодка класса «Дельта IV», которая была переоборудована, чтобы вместить экспериментальные российские минисубмарины, погружающиеся в глубину ледяных арктических вод. Центральный отсек, спроектированный так, чтобы вмещать 16 баллистических ракет, был модифицирован для новой техники. БС-64 «Подмосковье» была первой российской подводной лодкой для подводных дронов и проекта 10830 «Лошарик». Каркас был удлинен на 162,5 метра, оборонительные ресурсы были демонтированы. В следующем году проект 10830 «Лошарик» будет перенесен на К-139 «Белгород» Проект 09852. Официально разработанный как эволюция класса «Оскар II» Проект 949А, К-139 «Белгород» будет осуществлять научные исследования как платформа для подводных лодок без специального оснащения. К-139 была перепроектирована: длина нового центрального отсека составляет 30 метров, из-за чего размеры подводной лодки составили 184 метра. Это на 30 метров больше, чем первые лодки класса «Оскар», и на 11 метров больше по сравнению с классом «Тайфун».

Последний «Тайфун»


© РИА Новости, Алексей Даничев Генеральная репетиция военно-морского парада ко дню ВМФ в Кронштадте ТК-208 «Дмитрий Донской» Проект 941УМ останется в эксплуатации до 2022 года. Последняя выжившая субмарина из Проекта 941 послужит платформой для продолжения испытаний межконтинентальных баллистических ракет «Булава». 173 метра в длину, 23 метра в высоту, с грузоподъемностью 49800 тонн, шесть субмарин класса «Акула» (согласно правильной российской классификации) были включены во Всемирную книгу рекордов Гиннесса. ТК-208 была первым судном, вступившим в эксплуатацию, и будет последним, преодолевшим порог морей Северного флота в 18 подводной дивизии. Глубокие модификации, которым был подвержен «Дмитрий Донской», превратили его в первый продвинутый «Тайфун», сопоставимый с подводными лодками четвертого поколения. Проект 941-УМ был задуман для запуска ракет РСМ-56 «Булава». Другие пять платформ класса «Тайфун», вступивших в эксплуатацию, были денуклеаризованы и частично разобраны. ССБН «Архангельск» и ССБН «Северсталь», несколько лет пришвартованные в порту Северодвинска, разоружены и должны в скором времени быть разобраны, хотя официальное решение Кремля до сих пор ожидается.

Класс «Борей»

Согласно контрактам, российский военно-морской флот получит восемь баллистических ракет класса «Борей»: три 955 и пять 955-А, или «Борей II». 955 будут вооружены 16-ю ракетами «Булава», 955-А класса «Борей II» — 20-ю. Спроектированные в гидродинамическом каркасе, предназначенном для снижения широкополосных шумов, подводные лодки класса «Борей» — первые в российском флоте, использующие водометный движитель. Длина подводных лодок «Борей» составляет 170 метров, диаметр — 13 метров, максимальная скорость — 46 км/ч, обеспечиваемая ядерным реактором ОК-650. Рабочая глубина оценивается в 380 метров (испытания проводились на максимальной глубине 450 метров). Трехступенчатая ракета «Булава», по кодификации НАТО, SS-N-30 Mace, является морской версией самой современной российской баллистической ракеты SS-27 «Тополь-М». Запуск может быть произведен, даже когда лодка находится в движении. Ее длина составляет 12,1 метров, диаметр — 2,1 метров, вес — 36,8 тонн: она способна поражать цели на расстоянии до 8 тысяч километров и спроектирована специально для оснащения атомных подводных лодок класса «Борей». Модификации лодок класса «Тайфун» сочли слишком дорогостоящими. После многочисленных проблем с разработками в январе 2013 года российское министерство обороны объявило о начале эксплуатации ракет «Булава». На сегодняшний день на первой линии огня должны находиться подводные лодки класса «Дельта IV». Лодки класса «Борей» способны перевозить 148 ракет Р-30 «Булава» по 1480 боеголовок по 100-150 килотонн каждая.

Временная линия класса «Борей»

Последняя подводная лодка с атомным двигателем класса «Борей» «Князь Пожарский» поступила в производство 23 декабря прошлого года на завод «Севмаш» в Северодвинске. Первые три «Борея» Проект 955 — это К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». К-535 присоединилась к Североморскому флоту в январе 2013 года, вслед за ней в декабре того же года «Невский» начал эксплуатироваться в Тихоокеанском флоте. Судно K-551 «Владимир Мономах» вступило в эксплуатацию в 2014 году в составе Тихоокеанского флота. К-535 «Юрий Долгорукий» был зачислен в состав сил, патрулирующих Арктику. Четвертый «Борей» «Князь Владимир», первый в проекте 955/А, конструируется с июля 2012 года в цеху «Севмаш» на севере России. Строительство пятой атомной подводной лодки «Князь Олег» началось в июле 2014 года. Работы над созданием шестого «Борея» «Генералиссимуса Суворова» начались в декабре 2015 года. Несколько недель спустя началось производство и седьмого «Борея», окрещенного «Император Александр III», в цеху Северодвинска. Цех для создания последней подлодки класса «Борей» и пятой в серии А «Князь Пожарский» был запущен 23 декабря прошлого года.

На данный момент девять российских стратегических подводных лодок находятся в активной эксплуатации. Стратегический флот 2020 года будет сформирован из 13 субмарин: семи «Бореев», оснащенных ракетами «Булава», и шестью субмаринами «Дельта IV» со стратегическим патрулем для прикрытия уязвимых целей в Баренцевом и Охотском море. Если русские будут осуществлять запуск из этих районов, они смогут поразить любую точку континентальных Соединенных Штатов. Одна подводная лодка класса «Борей» будет переоборудована для секретных операций.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

24 октября 1974 года самолет С-5А Galaxy взлетел с авиабазы Ванденберг. На высоте 2,5 км открылся хвостовой люк. Два вытяжных парашюта извлекли из грузового отсека платформу с ракетой« Минитмен-1». Сработали пирозамки, и отделившаяся от платформы ракета встала вертикально, удерживаемая тремя стабилизирующими парашютами…

Запуск баллистической ракеты с самолета-носителя Ракета с вытяжным парашютом уже извлечена из грузового отсека и готова стартовать. Цель? Пока она учебная…

Михаил Кардашев

В соответствии с программой испытаний двигатель отработал десять секунд, после чего ракета упала в океан. Так был осуществлен первый в истории запуск МБР с самолета. Все 13 членов экипажа были награждены медалями. Испытание продемонстрировало возможность безопасного воздушного запуска МБР с серийного военно-транспортного самолета Lockheed С-5А Galaxy. Эксперимент был заснят с самолета сопровождения, а все полученные материалы уже на следующий день легли на стол госсекретаря США Генри Киссинджера, став веским аргументом на переговорах с СССР.

Одной из целей американской стороны было ограничение советских мобильных МБР РС-14 («Темп-2С»). В результате в 1979 году был подписан договор ОСВ-2, протокол к которому предусматривал временный запрет на летные испытания и развертывание как мобильных МБР, так и баллистических ракет класса «воздух-земля». Договор СНВ-1, вступивший в силу в 1994 году, запретил производство, испытания и развертывание МБР воздушного базирования на последующие 15 лет. Что же это за страшное оружие, от которого две сверхдержавы надолго избавили человечество?


Запуск баллистической ракеты с самолета-носителя Ракета с вытяжным парашютом уже извлечена из грузового отсека и готова стартовать. Цель? Пока она учебная…

Дубинка повышенной выживаемости

Интерес к самолетным баллистическим ракетам возник в США к концу 1950-х годов. К тому времени развитие средств ПВО превратило стратегические бомбардировщики — носители атомных бомб — в довольно уязвимые цели. Появившиеся на вооружении авиационные крылатые ракеты Rascal c дальностью 160 км снижали потери бомбардировщиков, однако они тоже достаточно эффективно перехватывались ПВО. Баллистические ракеты, в отличие от крылатых, не перехватывались средствами ПВО, а противоракетной

обороны тогда не было. Однако первая американская МБР «Атлас», проходившая испытания в 1958 году, предусматривалась для размещения на открытых стартовых позициях и требовала длительной подготовки к пуску. Это лишало ее шансов на выживание в случае нападения противника. Первая американская ракета подводного базирования — БРПЛ «Поларис-А1» — к 1958 году еще только разрабатывалась.


Проект носителя МБР на базе Ан-124. Всего за годы холодной войны в СССР и США разрабатывались проекты как минимум 27 систем (12 и 15 соответственно), предусматривавших воздушное базирование баллистических ракет. Три американских проекта дошли до стадии летных испытаний, еще два — до бросковых. Из советских разработок в воздух не поднималась ни одна. До принятия на вооружение дело ни разу не дошло и в США.

Размещать баллистические ракеты на самолетах еще не пробовали, но эта идея уже витала в воздухе. Барражирующий в зоне действия собственной ПВО стратегический бомбардировщик практически неуязвим для любого мыслимого противника. Выживаемость самолетов на земле можно обеспечить, рассредоточив их пошире — на авиабазах по всему свету. В сочетании с неуязвимыми баллистическими ракетами стратегические бомбардировщики могли стать качественно новой, гибкой и эффективной компонентой ядерных сил.

Проблема веса

Размещение межконтинентальной ракеты на бомбардировщике выглядело крайне привлекательно — пуск тогда мог бы выполняться из своего воздушного пространства. Увы, тогдашняя мат-часть такой возможности не давала: ракеты были слишком большими и тяжелыми для потенциальных носителей. Стартовый вес МБР «Атлас-D» составлял 118,6 т, длина — 22,1 м, а диаметр корпуса — 3,05 м. Самолетов, способных поднять такую штуку в воздух, не существовало. Конструкторам пришлось начать с ракет средней и малой дальности, отложив межконтинентальные на потом.


Для создания комплекса с МБР воздушного базирования может быть использован состоящий на вооружении военно-транспортный самолет Ил-76 (МФ, МД) и обладающая высокой надежностью и эффективностью БРПЛ межконтинентальной дальности «Синева». Проработки по комплексу «Аэрокосмос», проведенные ГРЦ им. академика В.П. Макеева и АНТК им. С.В. Ильюшина подтверждают возможность внутрифюзеляжного размещения и воздушного старта баллистической ракеты со стартовой массой около 40 т с самолета Ил-76МФ.

В 1958 году американской компанией Lockheed Georgia была начата разработка самолета с ядерной силовой установкой. Этот самолет рассматривался в качестве летающей платформы для запуска баллистических ракет большой дальности. Однако эта программа не имела успеха и была закрыта.

В том же году ВВС США были заключены контракты на разработку экспериментальных баллистических ракет класса «воздух-земля» Bold Orion и High Virgo. Дальность полета ракеты Bold Orion составляла 1770, а High Virgo — 300 км. Испытания были проведены в 1958—1959 годах: Bold Orion запускался с B-47 Stratojet, а High Virgo — со сверхзвукового бомбардировщика В-58 Hustler. Bold Orion стала не только первой баллистической ракетой большой дальности, стартовавшей с самолета, но и первой ракетой, продемонстрировавшей принципиальную возможность перехвата спутника. 13 октября 1959 года она была запущена с бомбардировщика В-47 по американскому ИСЗ «Эксплорер-VI» и пролетела в 6 км от него.

Обе ракеты были по сути экспериментальными и не повлияли на ход истории, но помогли сформулировать требования к новой баллистической ракете воздушного базирования Skybolt.


В 1959 году ракета Bold Orion впервые продемонстрировала принципиальную возможность перехвата искусственного спутника Земли. 13 октября 1959 года ракета, запущенная на десятикилометровой высоте с бомбардировщика B-47, прошла в шести с половиной километрах от американского ИСЗ «Эксплорер-VI», летевшего на высоте более 200 км. Попасть точно в выработавший свой ресурс спутник тогда не удалось, но едва ли это в 1959 году считалось большой неудачей. Тогдашние противоспутниковые системы планировалось оснащать ядерными боеголовками, поэтому достигнутая точность была в принципе достаточной.

Приближение к цели

Разработка Skybolt началась в 1960 году. Двухступенчатая твердотопливная ракета компании Douglas имела стартовый вес около 5 т, длину 11,66 м и диаметр корпуса 0,89 м. Мощность ядерного заряда составляла 1,2 Мт. Точность стрельбы должна была обеспечить астроинерциальная система управления компании Nortronics. Информация о дальности противоречива, по наиболее популярной версии она превышала 1800 км. В-52Н мог нести четыре ракеты, размещенные на двух подкрыльевых пилонах попарно. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ракета снабжалась сбрасываемым хвостовым обтекателем. После отцепки от пилона она свободно падала около 120 м, избавлялась от обтекателя, запускала двигатель первой ступени и устремлялась вверх. Управление во время работы первой ступени обеспечивалось аэродинамическими рулями, а на участке второй ступени — поворотным соплом двигателя. Планами ВВС США предусматривалась закупка 1000 ракет к 1967 году и оснащение ими 22 эскадрилий стратегических бомбардировщиков В-52. Рассматривалась также возможность использования одноступенчатого варианта ракеты Skybolt для вооружения разрабатывавшегося сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-70 «Валькирия». Новинку намеревалась принять на вооружение и Великобритания. В качестве носителя планировалось использовать стратегические бомбардировщики «Вулкан В.2».

Всем этим планам не суждено было стать реальностью. Первые пять пусков с В-52 оказались неудачными, успех пришел только при последнем испытании в апреле 1962 года, когда уже было принято решение о закрытии программы. На решение повлияли как неудачи на испытаниях, так и успешная разработка «подводного» «Полариса».


Советский ответ был в основных чертах симметричен американским планам. В уральском СКБ-385 провели проектные проработки авиационной баллистической ракеты Р-13А на базе ракеты морского базирования Р-13, а в ОКБ В.М. Мясищева — проектные проработки по размещению авиационных баллистических ракет на сверхзвуковых стратегических бомбардировщиках М-50 и М-56. Как и в США, эти работы дальнейшего развития тогда не получили. Доминантами стратегических ядерных сил СССР стали МБР наземного базирования и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ).

Полет за океан

Новый этап разработок БР воздушного базирования начался в конце 1960-х, когда и в СССР, и в США были созданы первые широкофюзеляжные военно-транспортные самолеты большой грузоподъемности. Размеры грузовых кабин Ан-22 и Lockheed С-5А вкупе с грузоподъемностью (соответственно 60 и 79 т) позволяли использовать эти самолеты в качестве носителей баллистических ракет средней дальности с большим стартовым весом.


Размещение ракет Skybolt на B-52H. Стратегический бомбардировщик B-52H должен был нести четыре ракеты Skybolt на подкрыльевых пилонах. Система разрабатывалась совместно США и Великобританией, причем, если для американцев это был один из нескольких проектов, то англичане сосредоточили на «Скайболте» все силы. Закрытие программы вызвало ожесточенные протесты с английской стороны.

Американский проект «Медуза» предусматривал вертикальное размещение нескольких твердотопливных МБР «Поларис» на самолете Lockheed С-5А. Ракета «Поларис-А3Т», принятая на вооружение в 1968 году, имела стартовый вес 16,4 т и дальность полета до 4600 км. Разделяющаяся головная часть включала три боевых блока. В СССР был разработан проект аналогичного комплекса на базе жидкостных баллистических ракет Р-27, входивших в состав морского ракетного комплекса Д-5. Носителем должен был стать Ан-22. На «Антее» предполагалось разместить три вертикальные выступающие над фюзеляжем пусковые установки с ракетами. Ракета Р-27 была принята на вооружение ВМФ в 1968 году, имела стартовый вес 14,3 т, дальность полета 2500 км и оснащалась моноблочной головной частью.

К началу 1970-х точность стрельбы МБР в СССР и США стала такой, что выживание стационарных пусковых установок в случае вражеского удара перестало быть очевидным. Американцы начали разработку перспективной МБР по программе МХ (Missile-X), рассчитанной на то, чтобы уцелеть при ядерном ударе. Кроме шахтных ПУ повышенной стойкости изучались варианты мобильного базирования, включая воздушный. Предпосылки были — к тому времени самолеты стали больше, мощнее, а нужная для межконтинентальной стрельбы масса ракет, напротив, уменьшилась. Рассматривался широкий набор вариантов авиационных носителей, включая транспортники «Боинг-747», Lockheed С-5А, гражданский самолет Douglas DC-10, самолеты с укороченной длиной взлета и посадки, способные рассредоточиваться на широкой сети аэродромов, самолеты вертикального взлета и посадки, самолеты-амфибии, перспективные самолеты-носители специальной разработки и вертолеты.


Проект носителя MC-747. В ходе работы над программой MX компанией «Боинг был предложен вариант размещения МБР на модификации серийного B-747. На нем могли размещаться четыре ракеты массой по 45.4 тонны, или восемь малогабаритных МБР по 22.7 тонн каждая. Тяжелые ракеты должны были запускаться через хвостовой люк, малогабаритные — через специальные люки в нижней части грузовой кабины.

Предлагалось не менее трех концепций носителей специальной постройки. Четырехдвигательный самолет со взлетным весом 545 т должен был находиться в воздухе на восьмикилометровой высоте 15 часов с полезной нагрузкой 272 т и 24 часа — со 182 т. Масса одной ракеты в наземном варианте составляла около 88,5 т, но «аэроверсия», конечно, могла отличаться. После заправки топливом в полете масса носителя могла составить 681 т. Для сравнения скажем, что максимальный взлетный вес B-52 составляет 229 т, а Ту-95 — 188.

Оружие будущего

МБР воздушного базирования долго были под запретом, но сейчас препятствий для их разработки нет. Договор СНВ-1 утратил силу в 2009 году, а в новом Договоре о СНВ ограничений нет. Это дает простор для творческой фантазии.
Многообещающе выглядит использование в качестве носителя самолетов «точечного» (вертикального или наклонного) старта с горизонтальной посадкой. Этот вариант исключает потерю времени на разбег по ВПП и позволяет не дожидаться ее освобождения предыдущим самолетом. Авиационный комплекс, подобно МБР наземного базирования, сможет выходить из-под удара противника по сигналу СПРН с той лишь разницей, что он может быть отозван назад в случае ошибки. В обозримой перспективе воздушное базирование МБР является единственным вариантом, обеспечивающим стопроцентную выживаемость сил ядерного сдерживания.
Гарантированное сохранение возможности ответного удара дает возможность принимать решения без лишней спешки. Появляется запас времени, необходимый для анализа обстановки, и исключается риск применения ядерного оружия по ложному сигналу. Поэтому МБР воздушного базирования могут способствовать сохранению стратегической стабильности в условиях угроз XXI века.

Этот проект был еще не самым большим. Шестидвигательный самолет большой продолжительности полета с контейнерами для ракет, установленными на крыле, должен был весить 817 т и нести 454-тонный груз. В крыльевых контейнерах могли размещаться малогабаритные МБР со стартовой массой 21,3 т. Двигатели ракет должны были включаться после сброса через открывающиеся створки в нижней части контейнеров. Наконец, самолет-амфибия с высокорасположенным крылом, четырьмя двигателями и взлетной массой 397 т при взлете с воды и 545 — с аэродрома должен был нести 91 т полезной нагрузки, удаляясь от аэродрома на расстояние до 7400 км. Вертолетный вариант размещения МБР позволял реализовать концепцию ракетного комплекса, «кочующего» между неподготовленными, но пригодными для взлета и посадки площадками, с тем чтобы затруднить его обнаружение и нанесение прицельного удара противником. Такие же возможности сулило размещение МБР на самолетах вертикального взлета и посадки (проект Grasshopper — «Кузнечик»).

Варианты подвижного базирования МБР MX не были реализованы на практике — на вооружении состоял только шахтный вариант, обеспечивающий большую точность, необходимую для «разоружающего» удара по ядерным силам Советского Союза.


Наш ответ MX

Советские конструкторы не оставались в стороне от веяний времени. В 1970—1980-х годах в СССР разрабатывался межконтинентальный авиационный ракетный комплекс («МАРК») на базе МБР морского базирования и военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ан-124. Проработки КБ машиностроения и КБ О.К. Антонова показали возможность размещения на Ан-22 одной ракеты Р-29Р, а на самолете Ан-124 — двух-трех. Ракета Р-29Р была принята на вооружение ВМФ в 1977 году, имела стартовый вес 35,3 т и оснащалась разделяющейся головной частью с тремя блоками индивидуального наведения. В перспективе возможен был переход к более мощной Р-29РМ со стартовым весом 40,3 т и четырьмя боевыми блоками.

Ракета должна была стартовать после десантирования на платформе с парашютом через хвостовой люк самолета. В отличие от «Минитмена», двигатель первой ступени с управляющими камерами запускался сразу после отделения ракеты от платформы. Это снижало потери начальной высоты и скорости полета ракеты на достартовом участке.

Другим вариантом воздушного базирования МБР был ракетный комплекс «Кречет» на базе бомбардировщика Ту-160 и твердотопливных ракет специальной разработки. Головными разработчиками этого комплекса были КБ А.Н. Туполева и КБ «Южное». На бомбардировщике могли размещаться две МБР, имеющие стартовый вес 24,4 т. Ракеты могли нести по шесть боевых блоков индивидуального наведения. Комплексы «МАРК» и «Кречет» не были востребованы заказчиком, а затем работы в этом направлении «заморозили» из-за запретов, наложенных договорами ОСВ-2 и СНВ-1.

Межконтинентальная баллистическая ракета - впечатляющее творение человека. Огромные размеры, термоядерная мощь, столб пламени, рев двигателей и грозный рокот пуска… Однако все это существует лишь на земле и в первые минуты запуска. По их истечении ракета прекращает существовать. Дальше в полет и на выполнение боевой задачи уходит лишь то, что остается от ракеты после разгона - ее полезная нагрузка.

При больших дальностях пуска полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты уходит в космическую высоту на многие сотни километров. Поднимается в слой низкоорбитальных спутников, на 1000−1200 км над Землей, и ненадолго располагается среди них, лишь слегка отставая от их общего бега. А затем по эллиптической траектории начинает скатываться вниз…

Что это, собственно, за нагрузка?

Баллистическая ракета состоит из двух главных частей - разгоняющей части и другой, ради которой затеян разгон. Разгоняющая часть - это пара или тройка больших многотонных ступеней, под завязку набитых топливом и с двигателями снизу. Они придают необходимую скорость и направление движению другой главной части ракеты - головной. Разгонные ступени, сменяя друг друга в эстафете пуска, ускоряют эту головную часть в направлении района ее будущего падения.

Головная часть ракеты - это сложный груз из многих элементов. Он содержит боеголовку (одну или несколько), платформу, на которой эти боеголовки размещены вместе со всем остальным хозяйством (вроде средств обмана радаров и противоракет противника), и обтекатель. Еще в головной части есть топливо и сжатые газы. Вся головная часть к цели не полетит. Она, как ранее и сама баллистическая ракета, разделится на много элементов и просто перестанет существовать как одно целое. Обтекатель от нее отделится еще неподалеку от района пуска, при работе второй ступени, и где-то там по дороге и упадет. Платформа развалится при входе в воздух района падения. Сквозь атмосферу до цели дойдут элементы только одного типа. Боеголовки.

Вблизи боеголовка выглядит как вытянутый конус длиною метр или полтора, в основании толщиной с туловище человека. Нос конуса заостренный либо немного затупленный. Конус этот - специальный летательный аппарат, задача которого - доставка оружия к цели. Мы вернемся к боеголовкам позже и познакомимся с ними ближе.

Голова «Миротворца»
На снимках - ступени разведения американской тяжелой МБР LGM0118A Peacekeeper, также известной как MX. Ракета была оснащена десятью разделяющимися боеголовками по 300 кт. Ракета снята с вооружения в 2005 году.

Тянуть или толкать?

В ракете все боеголовки расположены на так называемой ступени разведения, или в «автобусе». Почему автобус? Потому что, освободившись сначала от обтекателя, а затем от последней разгонной ступени, ступень разведения развозит боеголовки, как пассажиров по заданным остановкам, по своим траекториям, по которым смертоносные конусы разойдутся к своим целям.

Еще «автобус» называют боевой ступенью, потому что ее работа определяет точность наведения боеголовки в точку цели, а значит, и боевую эффективность. Ступень разведения и ее работа - один из самых больших секретов в ракете. Но мы все же слегка, схематично, взглянем на эту таинственную ступень и на ее непростой танец в космосе.

Ступень разведения имеет разные формы. Чаще всего она похожа на круглый пенек или на широкий каравай хлеба, на котором сверху установлены боеголовки остриями вперед, каждая на своем пружинном толкателе. Боеголовки заранее расположены под точными углами отделения (на ракетной базе, вручную, с помощью теодолитов) и смотрят в разные стороны, как пучок морковок, как иголки у ежика. Ощетинившаяся боеголовками платформа занимает в полете заданное, гиростабилизированное в пространстве положение. И в нужные моменты с нее поодиночке выталкиваются боеголовки. Выталкиваются сразу после завершения разгона и отделения от последней разгонной ступени. Пока (мало ли что?) не сбили противоракетным оружием весь этот неразведенный улей или не отказало что-либо на борту ступени разведения.

Но так было раньше, на заре разделяющихся головных частей. Сейчас разведение представляет собой совсем другую картину. Если раньше боеголовки «торчали» вперед, то теперь впереди по ходу находится сама ступень, а боеголовки висят снизу, вершинами назад, перевернутые, как летучие мыши. Сам «автобус» в некоторых ракетах тоже лежит в перевернутом состоянии, в специальной выемке в верхней ступени ракеты. Теперь после отделения ступень разведения не толкает, а тащит боеголовки за собой. Причем тащит, упираясь крестообразно расставленными четырьмя «лапами», развернутыми впереди. На концах этих металлических лап находятся направленные назад тяговые сопла ступени разведения. После отделения от разгонной ступени «автобус» очень точно, прецизионно выставляет свое движение в начинающемся космосе с помощью собственной мощной системы наведения. Сам занимает точную тропу очередной боеголовки - ее индивидуальную тропу.

Затем размыкаются специальные безынерционные замки, державшие очередную отделяемую боеголовку. И даже не отделенная, а просто теперь уже ничем не связанная со ступенью боеголовка остается неподвижно висеть здесь же, в полной невесомости. Начались и потекли мгновенья ее собственного полета. Словно одна отдельная ягода рядом с гроздью винограда с другими виноградинами-боеголовками, еще не сорванными со ступени процессом разведения.

Огненная десятка
К-551 «Владимир Мономах» - российская атомная подводная лодка стратегического назначения (проект 955 «Борей»), вооруженная 16 твердотопливными МБР «Булава» с десятью разделяющимися боевыми блоками.

Деликатные движения

Теперь задача ступени - отползти от боеголовки как можно деликатнее, не нарушив ее точно выставленного (нацеленного) движения газовыми струями своих сопел. Если сверхзвуковая струя сопла попадет по отделенной боеголовке, то неминуемо внесет свою добавку в параметры ее движения. За последующее время полета (а это полчаса - минут пятьдесят, в зависимости от дальности пуска) боеголовка продрейфует от этого выхлопного «шлепка» струи на полкилометра-километр вбок от цели, а то и дальше. Продрейфует без преград: там же космос, шлепнули - поплыла, ничем не удерживаясь. Но разве километр вбок - это точность сегодня?

Чтобы избежать таких эффектов, как раз и нужны разнесенные в стороны четыре верхние «лапы» с двигателями. Ступень как бы подтягивается на них вперед, чтобы струи выхлопов шли по сторонам и не могли зацепить отделяемую брюшком ступени боеголовку. Вся тяга разделена между четырьмя соплами, что снижает мощность каждой отдельной струи. Есть и другие особенности. Например, если на бубликообразной ступени разведения (с пустотой посередине - этим отверстием она надета на разгонную ступень ракеты, как обручальное кольцо на палец) ракеты «Трайдент-II D5» система управления определяет, что отделенная боеголовка все же попадает под выхлоп одного из сопел, то система управления это сопло отключает. Делает «тишину» над боеголовкой.

Ступень нежно, как мать от колыбельки уснувшего дитяти, боясь нарушить его покой, на цыпочках отходит в пространстве на трех оставшихся соплах в режиме малой тяги, а боеголовка остается на прицельной траектории. Затем «бублик» ступени с крестовиной тяговых сопел проворачивается вокруг оси, чтобы боеголовка вышла из-под зоны факела выключенного сопла. Теперь ступень отходит от оставляемой боеголовки уже на всех четырех соплах, но пока тоже на малом газу. При достижении достаточного расстояния включается основная тяга, и ступень энергично перемещается в область прицельной траектории следующей боеголовки. Там расчетно тормозится и снова очень точно устанавливает параметры своего движения, после чего отделяет от себя очередную боеголовку. И так - пока не высадит каждую боеголовку на ее траекторию. Процесс этот быстр, гораздо быстрее, чем вы читаете о нем. За полторы-две минуты боевая ступень разводит десяток боеголовок.

Бездны математики

Сказанного выше вполне достаточно для понимания, как начинается собственный путь боеголовки. Но если приоткрыть дверь чуть шире и бросить взгляд чуть глубже, можно заметить, что сегодня разворот в пространстве ступени разведения, несущей боеголовки, - это область применения кватернионного исчисления, где бортовая система ориентации обрабатывает измеряемые параметры своего движения с непрерывным построением на борту кватерниона ориентации. Кватернион - это такое комплексное число (над полем комплексных чисел лежит плоское тело кватернионов, как сказали бы математики на своем точном языке определений). Но не с обычными двумя частями, действительной и мнимой, а с одной действительной и тремя мнимыми. Итого у кватерниона четыре части, о чем, собственно, и говорит латинский корень quatro.

Ступень разведения выполняет свою работу довольно низко, сразу после выключения разгонных ступеней. То есть на высоте 100−150 км. А там еще сказывается влияние гравитационных аномалий поверхности Земли, разнородностей в ровном поле тяготения, окружающем Землю. Откуда они? Из неровностей рельефа, горных систем, залегания пород разной плотности, океанических впадин. Гравитационные аномалии либо притягивают к себе ступень добавочным притяжением, либо, наоборот, слегка отпускают ее от Земли.

В таких неоднородностях, сложной ряби местного гравитационного поля, ступень разведения должна расставить боеголовки с прецизионной точностью. Для этого пришлось создать более детальную карту гравитационного поля Земли. «Излагать» особенности реального поля лучше в системах дифференциальных уравнений, описывающих точное баллистическое движение. Это большие, емкие (для включения подробностей) системы из нескольких тысяч дифференциальных уравнений, с несколькими десятками тысяч чисел-констант. А само гравитационное поле на низких высотах, в непосредственной околоземной области, рассматривают как совместное притяжение нескольких сотен точечных масс разного «веса», расположенных около центра Земли в определенном порядке. Так достигается более точное моделирование реального поля тяготения Земли на трассе полета ракеты. И более точная работа с ним системы управления полетом. А еще… но полно! - не будем заглядывать дальше и закроем дверь; нам вполне хватит и сказанного.

Полет без боеголовок

Ступень разведения, разогнанная ракетой в сторону того же географического района, куда должны упасть боеголовки, продолжает свой полет вместе с ними. Ведь отстать она не может, да и зачем? После разведения боеголовок ступень срочно занимается другими делами. Она отходит в сторону от боеголовок, заранее зная, что будет лететь немного не так, как боеголовки, и не желая их потревожить. Все свои дальнейшие действия ступень разведения тоже посвящает боеголовкам. Это материнское желание всячески оберегать полет своих «деток» продолжается всю ее оставшуюся недолгую жизнь.

Недолгую, но насыщенную.

Космос ненадолго
Полезная нагрузка межконтинентальной баллистической ракеты большую часть полета проводит в режиме космического объекта, поднимаясь на высоту, в три раза больше высоты МКС. Огромной длины траектория должна быть просчитана с особой точностью.

После отделенных боеголовок наступает черед других подопечных. В стороны от ступени начинают разлетаться самые забавные штуковины. Словно фокусник, выпускает она в пространство множество надувающихся воздушных шариков, какие-то металлические штучки, напоминающие раскрытые ножницы, и предметы всяких прочих форм. Прочные воздушные шарики ярко сверкают в космическом солнце ртутным блеском металлизированной поверхности. Они довольно большие, некоторые по форме напоминают боеголовки, летящие неподалеку. Их поверхность, покрытая алюминиевым напылением, отражает радиосигнал радара издали почти так же, как и корпус боеголовки. Наземные радары противника воспримут эти надувные боеголовки наравне с реальными. Разумеется, в первые же мгновения входа в атмосферу эти шарики отстанут и немедленно лопнут. Но до этого они будут отвлекать на себя и загружать вычислительные мощности наземных радаров - и дальнего обнаружения, и наведения противоракетных комплексов. На языке перехватчиков баллистических ракет это называется «осложнять текущую баллистическую обстановку». А всё небесное воинство, неумолимо движущееся к району падения, включая боевые блоки настоящие и ложные, надувные шарики, дипольные и уголковые отражатели, вся эта разношерстная стая называется «множественные баллистические цели в осложненной баллистической обстановке».

Металлические ножницы раскрываются и становятся электрическими дипольными отражателями - их множество, и они хорошо отражают радиосигнал ощупывающего их луча радара дальнего противоракетного обнаружения. Вместо десяти искомых жирных уток радар видит огромную размытую стаю маленьких воробьев, в которой трудно что-то разобрать. Устройства всяких форм и размеров отражают разные длины волн.

Кроме всей этой мишуры, ступень теоретически может сама испускать радиосигналы, которые мешают наводиться противоракетам противника. Или отвлекать их на себя. В конце концов, мало ли чем она может быть занята - ведь летит целая ступень, большая и сложная, почему бы не нагрузить ее хорошей сольной программой?


Дом для «Булавы»
Подводные лодки проекта 955 «Борей» - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвертого поколения. Первоначально проект создавался под ракету «Барк», ей на смену пришла «Булава».

Последний отрезок

Однако с точки зрения аэродинамики ступень не боеголовка. Если та - маленькая и тяжеленькая узкая морковка, то ступень - пустое обширное ведро, с гулкими опустевшими топливными баками, большим необтекаемым корпусом и отсутствием ориентации в начинающем набегать потоке. Своим широким телом с приличной парусностью ступень гораздо раньше отзывается на первые дуновения встречного потока. Боеголовки к тому же разворачиваются вдоль потока, с наименьшим аэродинамическим сопротивлением пробивая атмосферу. Ступень же наваливается на воздух своими обширными боками и днищами как придется. Бороться с тормозящей силой потока она не может. Ее баллистический коэффициент - «сплав» массивности и компактности - гораздо хуже боеголовочного. Сразу и сильно начинает она замедляться и отставать от боеголовок. Но силы потока нарастают неумолимо, одновременно и температура прогревает тонкий незащищенный металл, лишая его прочности. Остатки топлива весело кипят в раскаляющихся баках. Наконец, происходит потеря устойчивости конструкции корпуса под обжавшей ее аэродинамической нагрузкой. Перегрузка помогает крушить переборки внутри. Крак! Хрясь! Смявшееся тело тут же охватывают гиперзвуковые ударные волны, разрывая ступень на части и разбрасывая их. Пролетев немного в уплотняющемся воздухе, куски снова разламываются на более мелкие фрагменты. Остатки топлива реагируют мгновенно. Разлетающиеся осколки конструктивных элементов из магниевых сплавов зажигаются раскаленным воздухом и мгновенно сгорают с ослепительной вспышкой, похожей на вспышку фотоаппарата - недаром в первых фотовспышках поджигали магний!

Подводный меч Америки
Американские подводные лодки класса «Огайо» - единственный тип ракетоносцев, находящийся на вооружении США. Несет на борту 24 баллистических ракеты с РГЧ Trident-II (D5). Количество боевых блоков (в зависимости от мощности) - 8 или 16.

Все сейчас горит огнем, все обтянуто раскаленной плазмой и хорошо светит вокруг оранжевым цветом углей из костра. Более плотные части уходят тормозиться вперед, более легкие и парусные сдуваются в хвост, растягивающийся по небу. Все горящие компоненты дают плотные дымовые шлейфы, хотя на таких скоростях этих самых плотных шлейфов быть не может из-за чудовищного разбавления потоком. Но издали их видно прекрасно. Выброшенные частицы дыма растягиваются по следу полета этого каравана кусков и кусочков, наполняя атмосферу широким белым следом. Ударная ионизация порождает ночное зеленоватое свечение этого шлейфа. Из-за неправильной формы фрагментов их торможение стремительно: все, что не сгорело, быстро теряет скорость, а с ней и горячительное действие воздуха. Сверхзвук - сильнейший тормоз! Став в небе, словно разваливающийся на путях поезд, и тут же охладившись высотным морозным дозвуком, полоса фрагментов становится визуально неразличимой, теряет свою форму и строй и переходит в долгое, минут на двадцать, тихое хаотичное рассеивание в воздухе. Если оказаться в нужном месте, можно услышать, как тихо звякнет об ствол березы маленький обгорелый кусочек дюраля. Вот ты и прибыла. Прощай, ступень разведения!


Морской трезубец
На фото - пуск межконтинентальной ракеты Trident II (США) с подводной лодки. В настоящий момент Trident («Трезубец») - единственное семейство МБР, ракеты которого устанавливаются на американских подводных лодках. Максимальный забрасываемый вес - 2800 кг.

Власти Эквадора лишили Джулиана Ассанжа убежища в лондонском посольстве. Основатель WikiLeaks задержан британской полицией, и это уже назвали самым большим предательством в истории Эквадора. За что мстят Ассанжу и что его ждет?

Программист и журналист из Австралии Джулиан Ассанж приобрел широкую известность после того, как в 2010 году основанный им сайт WikiLeaks опубликовал секретные документы Госдепартамента США, а также материалы, касающиеся военных действий в Ираке и Афганистане.

Но узнать того, кого полицейские, поддерживая под руки, выводили из здания, было довольно сложно. Ассанж отпустил бороду и совсем не был похож на энергичного мужчину, каким до сих пор представал на фотографиях.

По словам эквадорского президента Ленина Морено, в убежище Ассанжу было отказано из-за неоднократного нарушения им международных конвенций.

Ожидается, что в полицейском участке в центре Лондона он пробудет до тех пор, пока не предстанет в Вестминстерском магистратском суде.

Почему президента Эквадора обвиняют в предательстве

Бывший президент Эквадора Рафаэль Корреа назвал решение нынешнего правительства самым большим предательством в истории страны. "То, что он (Морено. - Прим. ред.) сделал, - это преступление, которое человечество никогда не забудет", - заявил Корреа.

Лондон, напротив, поблагодарил Морено. В британском МИД считают, что справедливость восторжествовала. У представителя российского дипломатического ведомства Марии Захаровой другое мнение. "Рука "демократии" сжимает горло свободе", - отметила она. В Кремле выразили надежду, что права арестованного будут соблюдены.

Эквадор укрывал Ассанжа, потому что бывший президент придерживался левоцентристских взглядов, критиковал политику США и приветствовал публикацию WikiLeaks секретных документов о войнах в Ираке и в Афганистане. Еще до того как интернет-активисту понадобилось убежище, он успел лично познакомиться с Корреа: брал у него интервью для канала Russia Today.

Однако в 2017 году власть в Эквадоре сменилась, страна взяла курс на сближение с США. Новый президент назвал Ассанжа "камнем в ботинке" и сразу дал понять, что его пребывание на территории посольства не затянется.

По мнению Корреа, момент истины наступил в конце июня прошлого года, когда в Эквадор с визитом прибыл вице-президент США Майкл Пенс. Тогда все и решили. "Можете не сомневаться: Ленин - просто лицемер. Он уже договорился с американцами о судьбе Ассанжа. А теперь пробует сделать так, чтобы мы проглотили пилюлю, говоря, что Эквадор якобы продолжает диалог", - заявил Корреа в интервью каналу Russia Today.

Как Ассанж наживал новых врагов

За день до ареста главный редактор WikiLeaks Кристин Храфнссон рассказал, что за Ассанжем велась тотальная слежка. "WikiLeaks раскрыл масштабную шпионскую операцию в отношении Джулиана Ассанжа в посольстве Эквадора", - отметил он. По его данным, вокруг Ассанжа понаставили камер и диктофонов, а полученные сведения передавались администрации Дональда Трампа.

Храфнссон уточнил, что Ассанжа собирались выдворить из посольства неделей раньше. Этого не произошло только потому, что WikiLeaks обнародовал данную информацию. О планах властей Эквадора порталу сообщил высокопоставленный источник, однако глава эквадорского МИД Хосе Валенсия опроверг слухи.

Выдворению Ассанжа предшествовал коррупционный скандал вокруг Морено. В феврале WikiLeaks опубликовал пакет бумаг INA Papers, где прослеживались операции офшорной компании INA Investment, основанной братом эквадорского лидера. В Кито заявили, что это заговор Ассанжа с венесуэльским президентом Николасом Мадуро и бывшим главой Эквадора Рафаэлем Корреа с целью свергнуть Морено.

В начале апреля Морено пожаловался на поведение Ассанжа в лондонской миссии Эквадора. "Мы должны защитить жизнь господина Ассанжа, но он уже перешел все границы в смысле нарушения соглашения, к которому мы с ним пришли, - заявил президент. - Это не значит, что он не может свободно говорить, но он не может лгать и заниматься хакерством". При этом еще в феврале прошлого года стало известно, что Ассанжа в посольстве лишили возможности взаимодействовать с внешним миром, в частности ему отключили доступ в интернет.

Почему Швеция прекратила преследование Ассанжа

В конце прошлого года западные СМИ со ссылкой на источники сообщили, что Ассанжу предъявят обвинения в США. Официально это так и не подтвердили, однако именно из-за позиции Вашингтона Ассанжу пришлось укрыться в эквадорском посольстве шесть лет назад.

Швеция же в мае 2017-го прекратила расследование двух дел об изнасиловании, в которых обвиняли основателя портала. Ассанж потребовал от правительства страны компенсацию судебных издержек в размере 900 тысяч евро.

Ранее, в 2015 году, шведская прокуратура также сняла с него три обвинения за истечением срока давности.

Куда привело расследование дела об изнасиловании

Ассанж прибыл в Швецию летом 2010 года, надеясь получить защиту от американских властей. Но попал под следствие по делу об изнасиловании. В ноябре 2010-го в Стокгольме выдали ордер на его арест, Ассанжа объявили в международный розыск. Его задержали в Лондоне, однако вскоре выпустили под залог в 240 тысяч фунтов.

В феврале 2011-го британский суд постановил экстрадировать Ассанжа в Швецию, после чего последовал ряд успешных для основателя WikiLeaks апелляций .

Британские власти поместили его домашний арест перед тем, как принять решение об экстрадиции в Швецию. Нарушив данное властям обещание, Ассанж попросил убежища в посольстве Эквадора, которое и было ему предоставлено. С тех пор Великобритания имеет собственные претензии к основателю WikiLeaks.

Что теперь ждет Ассанжа

Как сообщили в полиции, мужчину повторно арестовали по запросу США об экстрадиции за публикацию засекреченных документов. В то же время заместитель главы британского МИД Алан Дункан заявил, что Ассанжа не вышлют в Соединенные Штаты, в случае если ему там будет грозить смертная казнь.

В Великобритании Ассанж, скорее всего, предстанет перед судом во второй половине дня 11 апреля. Об этом говорится на странице WikiLeaks в Twitter. Вероятно, британские власти будут добиваться максимального срока заключения в 12 месяцев, сообщила мать мужчины со ссылкой на его адвоката.

В то же время прокуратура Швеции рассматривает возможность возобновления расследования по обвинению в изнасиловании. Адвокат Элизабет Масси Фритц, представлявшая интересы пострадавшей, будет этого добиваться.



Читайте также: