Что представляют собой интересы личности. Национальные интересы

Человек испытывает потребности, с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание их в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей

жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Особенностями интересов являются:

  • активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;
  • большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;
  • расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;
  • своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интерес, кроме того, характеризуется быстротой возникновения, относительной легкостью поддержания произвольного внимания. Он включает в себя любопытство как начальную стадию своего возникновения, которой присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного процесса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания, В процессе своего дальнейшего становления, сохраняя эмоциональные проявления познавательной потребности и обогащаясь их разнообразием, интерес приобретает четкую постоянную направленность на свой объект. Интерес всегда является конкретным: к определенным предметам, явлениям, видам деятельности (интерес к машине, к политическому событию, к музыке, спорту и т. п.).

Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей человека. Интересно только то, что ново: старое, давно известное, испытанное (даже в развлечении), если оно не выступает в новом свете, в новых сочетаниях и связях, малоинтересно, быстро надоедает, ведет к пресыщению и нервно-психическому утомлению. Но интерес вызывает не все новое, а только то, что связано с уже известным и имеет хотя бы далекую значимость для какой-либо деятельности человека: то новое в высшей математике, что заинтересует инженера, не вызовет никакого интереса, например, у искусствоведа. Поэтому обязательными условиями возникновения интереса являются предварительные знания и практический опыт в определенном виде деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Во-первых, они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Во-вторых, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении и бывают: действенными и недейственными, устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными, непосредственными и опосредованными, сильными и слабыми, активными и пассивными.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.


Обратно в раздел

Большинство исследователей вопроса относительно понятия «национальный интерес» соглашаются, что национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства, причем эти интересы неразрывно связаны, они не противопоставляются, но дополняют друг друга. В связи с этим понятия «национальный интерес» и «национально-государственный интерес» употребляются в современной юридической литературе как синонимы. Хижняк, В.С. Классификация национальных интересов современной России. // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 10-11 Концепция же национальной безопасности РФ говорит о соотношении интересов несколько иначе: один участник - государство - сохраняет свои позиции, в то время как гражданское общество трансформируется в отдельные понятия «общество» и «личность». В результате структура национальных интересов России включает в себя интересы личности, общества и государства:

«Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества» «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).

Такой подход в целом, возможно и целесообразен: он дает представление о содержании интересов различных элементов организации, только вот организация это несколько иная. Личность, общество, государство - элементы социальной организации в масштабах всего человечества. Такая терминология не совсем правомерна в условиях формирования национального государства и его национальных интересов. Конечно, можно сослаться на многонациональность Российской Федерации, которая вызывала и продолжает вызывать большое количество внутригосударственных конфликтов. Но в рамках единого государства абсолютно все национальности приобретают один общий статус - гражданский, и носитель этого статуса - гражданское общество Российской Федерации. Не углубляясь в правовую сущность этих понятий, укажу, что гражданский статус устанавливает полную взаимозависимость государства и населяющего его общества с точки зрения обоюдной защиты имеющихся у них интересов. Так государство защищает интересы своих граждан с той целью, чтобы они, в свою очередь, удовлетворяли интересы такого крупного общественного образования, как государство. В процессе такой обоюдной защиты интересов и вырастает понятие «нация», которое имеет более высокое положение, нежели понятия «личность» и «общество». Нация - понятие не просто государственного уровня, а мирового: оно представляет государство на мировой арене. Так во все времена выходцев из любого конца нашей страны именовали не иначе, как русскими, что имеет место и до сих пор.

Тогда, действительно, можно отметить, что, как отмечалось в первой главе, понятие «национальных интересов» имеет внешний вектор - оно направлено на обеспечение безопасного существования, эффективного функционирования и развития страны, а вопросы соотношения интересов личности и общества лежат в плоскости внутренней политики государства. Именно это, как мне кажется, имеют в виду мировые политологи, используя понятие «национальный интерес». Ведь если вернуться к истокам термина и представить фундаментальные национальные интересы, выделяемые английским политологом А. Бэттлером:

1. территориальная целостность,

2. независимость или политический суверенитет,

3. экономическое развитие и процветание,

4. сохранение существующего политико-экономического режима,

5. поддержание национально-культурной самобытности страны - образ жизни,

То можно отметить, что все они направлены на то, чтобы определить и защитить место нации, а точнее, государства, на мировой карте, с тем, чтобы дать возможность населению страны и каждому ее гражданину спокойно существовать и развиваться. Если переиначить это определение с точки зрения самой нации, то можно получить формулировку, приводимую специалистами в области права: «Концепция национальных интересов представляет собой общее видение гражданами того или иного государства его места и роли в мировом сообществе». Саидов, А.Х., Кашинская, Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. - 2005. - № 12.

Такой подход используется отечественными учеными в области геополитики, но в нормативных актах страны не отражается. Так Е.А. Олейников в учебнике «Экономическая и национальная безопасность» к числу коренных, основополагающих национальных интересов относит: территориальная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп. А в учебно-методическом комплексе по курсу «Геополитика» под редакцией Тургаева А.С. можно найти определение: «Национальные интересы государства - это жизненно важные потребности в его выживании и сохранении политической независимости, территориальной целостности, неприкосновенности границ и обеспечении безопасности. Национальные интересы государства также заключаются в усилении его геополитического влияния на международной арене, экономическом и культурном развитии общества».

Повышенное внимание к кому-то или чему-то можно наблюдать не только у людей, но и у животных. Однако в психологии интересы - это не только сосредоточенность на каком-либо объекте или существе. Это еще и процесс, в который вовлекаются эмоции и Таким образом, интересы - это неотъемлемая составляющая личности, нередко определяющая характерологический профиль индивида.

В психологической науке выделяется ряд основных критериев, согласно которым и определяется это понятие. Во-первых, интересы обязательно связаны с наличием определенных знаний. Однако не стоит путать их с простым любопытством. Они определяют вовлеченность личности в деятельность, являются важнейшими мотиваторами. Кроме того, интересы - это процесс, связанный с эмоциональным удовлетворением. Причем это чувство неразрывно связано и с получением и наличием знаний, и с деятельностью в данной области. Познавательный интерес, к примеру, характеризуется не только любознательностью. Он руководит действиями человека, его активностью: как физической, так и психической.

Итак, если интересы - это многосторонний многофакторный процесс, а также следовательно, их можно описывать с точки зрения интенсивности, глубины, сферы и так далее. К примеру, если нечто занимает наше внимание, то мы можем определить продолжительность, силу, поглощенность этим предметом или явлением. Так, выделяют глубокие интересы и поверхностные. Люди различаются также и по силе переживания, по интенсивности. Кто-то может посвятить всю жизнь или значительную ее часть одному делу, которое захватывает его целиком и полностью. А другой человек, напротив, не стремится и не способен испытывать глубокий интерес к чему бы то ни было, ко всему относится с легким пренебрежением.

Также можно оценивать "масштаб" этого процесса. Интересы бывают многосторонними, разнообразными, широкими. Человека увлекают различные вещи и явления, он хочет познать мир во всем его богатстве. К примеру, он может интересоваться и разбираться в музыке, литературе, естественных науках, медицине. Кстати, большинство гениев имели именно широкий кругозор. Вспомним хотя бы Леонардо да Винчи, Булгакова, Эйнштейна. Интересы могут быть также узкими, то есть направленными на конкретное явление или предмет, на специальную область знаний.

Другой может быть переключаемость или устойчивость интересов. Это зависит от темперамента, от психофизиологических особенностей человека, хотя такое качество, как усидчивость и способность к концентрации, можно развивать. Одни люди легко меняют увлечения, переключаются с одного на другое. Другие постоянны в своих интересах и хобби. К примеру, раз увлекшись математикой, такой человек может посвятить ей всю жизнь, оставляя другие сферы науки и культуры как бы на периферии сознания. Могут быть интересы также сильными - полностью захватывающими все помыслы, или слабыми. Ради первых человек способен предпринимать активные действия, он занимается творчеством, находится в постоянном поиске. Вторые же можно отнести к категории "созерцательных". То есть наблюдать или пассивно познавать интересно, но особых усилий в процесс вкладывать не хочется. Тем не менее, увлеченные люди - это двигатели прогресса. Именно они достигают высот, добиваются выдающихся результатов в науке и культуре. Именно благодаря ним совершаются открытия, они создают всевозможные изобретения. Следовательно, интересы общества заключаются также и в том, чтобы поддерживать и культивировать такие которые позволят людям реализовывать свой интеллектуальный и духовный потенциал. Делать это можно различными способами, однако ключевую роль играют семья и образовательные учреждения. Именно там закладываются и начинают развиваться его

Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты , задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.

Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс (формирование национального интереса) на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес. Это потребности общества и государства в понимании действующих политиков. Другими словами, национальный интерес выступает как субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом обстоятельств. И весь вопрос в данном случае заключается в том, насколько общество и государство взаимосвязаны в процессах воспроизводства своих функций. Другими словами, «интерес — это то, что сцепляет друг с другом членов гражданского общества».

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока:

  • фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;
  • национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;
  • текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Фундаментальные интересы и ценности образуют совокупность жизненно-важных интересов страны , связанных с ее выживанием и развитием. Текущие интересы формулируются политическим руководством страны, исходя из жизненно-важных интересов. Так. национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

  • в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Классификация и виды национальных интересов

Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость (табл.2.1).

Классификация интересов

По степени общности

  • индивидуальные
  • групповые
  • корпоративные
  • общественные
  • национальные
  • общечеловеческие

По субъектам

  • личности
  • общества
  • государства
  • коалиции государств
  • мирового сообщества

По сферам деятельности

  • экономические
  • внешнеполитические
  • внутриполитические
  • военные
  • информационные
  • духовные

По направленности

  • совпадающие
  • не совпадающие
  • конфронтационные
  • параллельные

По степени значимости

  • жизненно
  • важные
  • текущие

Интерес — функция положения субъекта по отношению к другим субъектам. Поэтому интересы страны или национальные интересы проявляются в ходе ее взаимодействия с другими странами. При этом к основным факторам, определяющим национальные интересы, относятся:

Объективные: геополитическое положение и национальные особенности; наличие ресурсов и соответствующего потенциала: значимость в системе международных отношений.

Субъективные: сложившаяся система принятия стратегических решений; международный и внутренний имидж политической и деловой элиты страны.

Функции интереса:

  • объяснительная (декларативная) — для объяснения собственных намерений и предпринимаемых действий;
  • оправдательная — для оправдания своих действий;
  • оценочная — для оценки каждой конкретной ситуации и поиска единомышленников — союзников, друзей, партнеров, прихлебателей:
  • побудительная — для формулирования своих дальнейших действий. Интерес побуждает к действиям и порождается той средой, в которой действует субъект (для страны — внутри- и внешнеполитический).

Таким образом, национальный интерес — это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в обобщенном виде выражаются через интересы государства.

Всякий расчет интересов может быть сделан лишь в рамках определенной системы ценностей, без которой невозможно понять, что есть «потеря», а что — «приобретение». Поэтому доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. Стратегическая культура — исторически сложившийся предпочтительный метод решения жизненно важных для страны проблем. Она обусловливается национальными традициями, пространственным, географическим положением, мировоззрением и мировосприятием, историческим опытом.

В широком смысле стратегическая культура включает в себя две части:

  • базовые положения о стратегической среде, природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и ее эффективном применении;
  • положения на оперативном уровне, отвечающие на вопрос: какие стратегические решения являются более эффективными для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами? На этом уровне стратегическая культура влияет на поведенческий выбор.

Стратегическая культура конкретного государства объясняет особенности его стратегии лучше, чем императивы международного окружения. При этом имеется в виду, что коллективно разделяемые идеи, верования и нормы не меняются с такой же скоростью, как влияющие на них внешние и внутренние обстоятельства. Стратегическая культура подвергается воздействию двух факторов: это собственная политическая культура, т.е. внутренний фактор, и внешние факторы, например, структурные изменения или воздействия внешних угроз и вызовов. В этом случае стратегическая культура определяет подход к решению внешних и внутренних проблем, сформировавшихся как реакция на изменение внешней или внутренней обстановки.

Эти подходы задаются такими «парами», как:

  • вовлеченность — изоляционизм;
  • опора на силу — опора на несиловые инструменты;
  • односторонность — вступление союзов и др.

Кроме того, стратегической культурой определяется и сам стиль поведения страны на международной арене (статус-кво — империализм ), а также стиль руководства страной, мобилизации населения на защиту национальных интересов и т.д.

Идентификация национальных интересов производится на уровне восприятия собственных потребностей и возможностей. Именно на уровне восприятия формулируются доктрины и концепции национальной безопасности. При этом доктрина является теоретико- идеологическим обоснованием государственной политики. Ее главными составляющими выступают национальные интересы страны на данном этапе и образ врага, препятствующего удовлетворению этих интересов. Концепция же — совокупностью взглядов и рекомендаций по поводу того, какую политику государству целесообразнее проводить. Концепция носит более «прагматический», прикладной характер, нежели доктрина. Это как бы «теория» обеспечения национальной безопасности.

Любой официальный документ в области национальной безопасности, будь то стратегия, доктрина или концепция, является в первую очередь отражением культурного опыта данного общества в данной области. Стратегической культурой определяется также и то, что в одних странах национальная доктрина фиксируется на институциональном уровне в виде программных документов правительства (имеет законченную внутреннюю структуру, например «послания президента»), а в других четко сформулированные документы такого рода могут и отсутствовать. В этом случае отдельные их элементы могут быть разбросаны по текущим выступлениям официальных лиц государства, отражаться в теоретических работах в области безопасности, программах партий и политических движений и т.д. Тем не менее ни одно государство не обходится как без национальной доктрины, так и без концепции национальной безопасности.

Доктрина обеспечения идеологически (на уровне эмоций и культурной самобытности), а концепция теоретически (на уровне алгоритмов и рекомендаций) задают основу для формулирования стратегических приоритетов (целей национальной безопасности) — того результата — уровня защищенности национальных интересов, — требующегося стране.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой исто-рией и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную между-народную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уни-кального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными эко-номическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общ-ность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позииий России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные си-туации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходяшие позитивные изменения в международных отно-шениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри стра-ны и в целом ущемить национальные интересы России.

Национальные интересы России 2 - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутрипо-литической, социальной, международной, информаиионной, военной, по-граничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном достоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обеспе-чиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом мно-гонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижеиие и поддержание общественного согласия, повышение созидательной актив-ности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суве-ренитета и территориальной целостности России, в установлении полити-ческой, экономической и социальной стабильности, в безусловном испол-нении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внут-риполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Нашональные интересы России в области экономики являются ключе-выми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией националь-ных интересов России, возможно только на основе устойчивого функциони-рования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущис отрасли экономики качественными сырьем и оборудо-ванием, армию - вооружснием, население и социальную сферу - предмета-ми потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспособными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обес-печить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойнуго жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расши-ренного воспроизводства, защиты интересов отечественных производите-лей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоян-ного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой облас-ти является переход экономики к модели устойчивого развития с определен-ным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-эко-номических задач, проблем сохранения окружаюшей среды в целях удовле-творения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разнооб-разного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализа-ции регионов имеет консолидируюшее значение для российской экономики. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заклю-чаются в установлении для российских производителей таких экономических связсй, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предпри-ятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых мстодов во внешнеэкономической деягельности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориачь-ной целостности, единства правового пространства, стабильности государ-ственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнаииональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной го-сударственной национальной политики - важнейшие задачи, решение кото-рых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство Рос-сии. Комплсксное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с пре-ступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и госу-дарства, резкого ограничения экономической и социальнополитической ос-новы этих противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, обще-ства и государства от преступных посягательств, для создания системы кон-троля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на формирова-ние системы мер действенной социальной профилактики и на воспитание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных дсйствий, неотвратимость ответственности за любое пре-ступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение обще-ства, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровснь раз-вития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным является утвер-ждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требуеттакой государственной политики, при проведе-нии которой исключается возможность нанесения ущерба российской куль-туре, обеспечиваются сохранеиие и приумножение ее национальных ценно- стей и национального достояния, дальнейшее духовное и и?1теллсктуальное развитие обшества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятель-ных центров формирующегося многополярного мира. Основными состав-ляюшими этого курса являются:

формирование на добровольной основе интеграционного объединсния государств - участников Содружества Независимых Государств;

развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;

развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом;

упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми поли-тическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Бсзопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитичсского курса России является и будет являться деятельность по обеспечению неруилимо-сти границ и территориальной целостности государства, по защите его кон-ституционного строя от возможных посягательств других государств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграиионными объединениями мирового сообщества. Развитие равноп-равных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Феде-рации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить глобальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финан-совом сотрудничсстве.

Национальным интересам России отвечаетразвитие диалога и всесторон-него сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Амери-ки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно признанных граж-данских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются преж-де всего в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обесаечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий обшества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловлива-ют необходимость сосредоточения усилий общества и государства на реше-нии таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, зашита национальных ду-ховных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на по- лучение достоверной информаиии, развитие современных телекоммуника-циониых технологий. Планомерная деятедьность государства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров миро-вого развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование инфор-мации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита го-сударственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и опреде-ляют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, рсализуются через систему государственного управления.

Необходимым условисм реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические. экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.



Читайте также: