Французский сверхтяжелый танк char 2c. Средства связи и наблюдения

Попалась вчера схема вот такого монстра весом в 75-тонн, который был порожден сумрачным французскима гением в предвоенный период и о котором я чего-то ничего не знал.

Полез разбираться - реальное ли это чудо техники наподобие наших СМК или Т-35 или немецкого "Мауса" или просто красивая концепт-картинка, коих перед войной ходило превеликое множество, одна страшнее и величественнее другой?

Выборка самого интересного:

Хотя FCM 1A произвел сильное впечатление на публику, военная верхушка Франции все еще испытывала скепсис по отношению к тяжелым танкам. Генерал Петэн предлагал даже прекратить работы над проектом вообще, считая более эффективным ориентироваться на совместный англо-американский тяжелый танк Mark VIII «Либерти». Однако, Эстьен считал, что отмена проекта будет негативно воспринята населением, и кроме того, опасался, что Британия и США не согласятся на сотрудничество с французами в проекте Mark VIII, если Франция не продемонстрирует способность производить тяжелую технику сама. Кроме того, французские танкисты считали бронирование английских танков (как существующих так и перспективных) недостаточным, а расположение оружия - неудобным.

В итоге, для производства был выбран не уже имевшийся FCM 1A, а существовавший только в проекте 60-тонный FCM 1C, который, к тому же, требовалось переработать. Все это, а также требования Петэна к производству 300 тяжелых танков, привело к задержке проекта, и к окончанию военных действий танк все еще не был готов.

В начале 1919 года, заказ на новый тяжелый танк был отменен. Однако, французское правительство распорядилось возобновить программу, в первую очередь по политическим причинам. В итоге, в апреле 1919 было решено изготовить десять тяжелых танков нового типа, получивших обозначение Char 2C; все десять были приняты на испытания к 1921 году. Они стали последними танками, построенными для французских вооруженных сил почти на десять лет.


Конструкция

Танк Char 2C создавался в первую очередь для прорыва долговременной позиционной обороны, усиленной многочисленными инженерными препятствиями, что во многом определило особенности его конструкции. Он имел высокий корпус ромбической формы, охваченный гусеничными лентами. Подобная конструкция была выбрана исходя из требований обеспечения максимальной проходимости; танк легко преодолевал противотанковый ров 4-метровой ширины, взбирался на стенку высотой 1,2 метра и легко сносил корпусом деревья и инженерные заграждения.

Танк был разделен на четыре секции, от носа к корме: отделение управления (с курсовым пулеметом), переднее боевое отделение (с пушечной башней и двумя бортовыми пулеметами), моторно-трансмиссионный отсек, и заднее боевое отделение (с пулеметной башенкой).

Вооружение

Основное вооружение танка состояло из 75-миллиметровой длинноствольной пушки образца 1897 года, установленной во вращающейся башне в носовой части. Созданное на основе полевой пушки, орудие имело высокую скорострельность до 15 выстрелов в минуту и могло вести огонь на максимальную дальность до 7000 метров. Боезапас состоял из 125 снарядов; первоначально, таковые были представлены только фугасами и шрапнелью, но в начале 1930-х танки типа Char 2C получили бронебойный боеприпас.

Интересно, что орудийная башня была (впервые в мировой практике) трехместной; в ней размещались командир, стрелок и заряжающий, тем самым обеспечивая оптимальные условия работы экипажа. Однако, французы не сумели оценить достоинства многоместных башен, на последующих танках вернувшись к одноместным. Сектор обстрела орудия был ограничен 320 градусами (прямо на корму башня вести огонь не могла).

Вспомогательное вооружение состояло из четырех 7,5-миллиметровых пулеметов Гочкисса. Один пулемет располагался в кормовой части машины, в небольшой вращающейся башенке; тем самым, танк имел отличное прикрытие с кормы и широкий маневр огнём. Еще один пулемет был установлен в лобовом листе машины, и по одному с каждого борта боевого отделения. По некоторым данным, в башне имелся еще спаренный с пушкой пулемет; возможно, таковой был установлен в ходе модернизаций.

В целом, вооружение Char 2C было мощным и хорошо продуманным и сохраняло актуальность и в начале 1930-х. Вплоть до появления в 1940-м советских танков с длинноствольными 76-мм пушками, французский тяжеловес сохранял статус носителя самого мощного основного вооружения среди бронированных машин.

Броневая защита

Броневая защита танка рассчитывалась на противостояние снарядам 77-миллиметровой германской полевой пушки 7.7 cm FK 16, наиболее распространенной в годы Первой Мировой. Лобовой лист имел толщину 45 миллиметров. Борта корпуса были защищены 30 миллиметровой броней, и корма - 20 миллиметровой. Нет точных данных по бронированию орудийных башен, но чаще всего встречается утверждение что пушечная башня была защищена 35-мм броней.

В целом, бронирование Char 2C было более чем адекватным по меркам Первой Мировой и вплоть до середины 1930-х предоставляло адекватную защиту от любой противотанковой артиллерии. Даже на момент начала Второй Мировой войны, Char 2C был все еще малоуязвим для снарядов основной немецкой противотанковой пушки Pak 35/36.

Французы предпринимали попытки усилить бронирование танков, стремясь поддерживать эти машины на уровне требований времени. В ноябре-декабре 1939, один танк был модифицирован с усилением лобовой брони до впечатляющих 90 миллиметров, а бортовой до 65 миллиметров; в подобной конфигурации машина была практически неуязвима для любых немецких противотанковых орудий того времени, но и без того малая подвижность снизилась еще больше. Неизвестно, были ли планы модифицировать остальные машины подобным образом.

Ходовая часть

Ходовая часть имела характерную для тяжелых танков первой мировой ромбическую форму, позволявшую лучше преодолевать рвы и валы. Гусеницы охватывали корпус, проходя по крыше машины. На каждый борт приходилось по 36 опорных катков, пять направляющих и три поддерживающих ролика на крыше. Переднее колесо было ведущим, заднее — направляющим. Блокированная пружинная подвеска обеспечивала танку достаточно плавный ход (в отличие от тяжелых английских танков с жесткой подвеской).

Проходимость танка была впечатляющей даже по современным меркам. За счет большой длины корпуса (которая могла быть еще увеличена навеской «хвоста»), Char 2C преодолевал рвы шириной до 4-х метров, взбирался на вертикальную стенку высотой до 1,2 метров и переходил вброд реки до 1,6 метра глубиной. Большая масса корпуса позволяла танку легко сокрушать деревья и инженерные препятствия.

Силовая установка

Силовая установка Char 2C состояла из двух карбюраторных двигателей «Mercedes» GIIIa, в 180 л.с. каждый. Оба двигателя размещались в машинном отделении в центре корпуса танка; выхлопные трубы были выведены на крышу, а вентиляционные решетки располагались по бокам корпуса. Топливные баки располагались за кормой машины, между задними выступами гусеничных рам.

Трансмиссия танков Char 2C была электрической. Два динамогенератора, вращаемые от валов двигателей, приводили в действие ходовые электромоторы. Подобное решение было применено для повышения живучести машины; в случае выхода из строя одного двигателя, танк мог продолжать движение на втором (хотя скорость при этом не превышала 5 километров в час). Ходовое оборудование танка было сложным в обслуживании и достаточно ненадежным.

Максимальная скорость движения танка не превышала 15 км/ч. По меркам Первой Мировой это, однако, считалось вполне достаточным; задачей сверхтяжелых танков было преодоление укрепленного рубежа обороны, а не развитие успеха в тылах. Запас хода по дороге составлял 150 километров, что также считалось вполне достаточным для машины, действующей только на тактическую глубину с передовой позиции.


Средства связи и наблюдения

Большое внимание было уделено хорошему обзору изнутри танка. На обеих башнях Char 2C были установлены большие наблюдательные колпаки, защищенные стробоскопическим наблюдательным прибором; двумя спонсонами с узкими щелевыми прорезями в стенках, вставленными один в другой. Оба спонсона вращались с большой скоростью в противоположных направлениях; за счет стробоскопического эффекта, возникало ощущение почти полной прозрачности установки, при этом пули не могли поразить наблюдателя через узкие щели. В результате, командир экипажа и стрелок кормового пулемета имели почти идеальный круговой обзор.

Также, в башнях, отделении управления и боевом отделении танка имелись обычные смотровые щели и перископические приборы наблюдения. Для управления орудийным огнём имелся телескопический прицел; пулеметы были оборудованы обычными оптическими прицелами. С целью ведения боевых действий по ночам, танки оборудовались комплектами фар, и некоторые - мощным прожектором на кормовой башенке.

Все танки оборудовались радиостанциями, которые менялись в процессе службы.

Экипаж

Экипаж танка состоял из двенадцати человек: водитель, командир, стрелок пушки, заряжающий, четыре пулеметчика, механик, электрик, помощник механика и радист. Расположение их было следующим:

В отделении управления находился водитель

В башне находились командир, стрелок и заряжающий

В машинном отделении находились механик, электрик и помощник механика

В кормовом боевом отделении находились радист и четвертый пулеметчик (в башенке)

Сконструированный инженерами судостроительной компании, Char 2C отличался неожиданно продуманным подходом к эргономике и хорошо продуманными, удобными для экипажа внутренними помещениями. Танк имел внутреннее переговорное устройство для связи между членами экипажа в бою. Для удобства размещения экипажа в танке, каждый отсек имел собственные люки с обеих бортов, через которые можно было покинуть подбитую машину. Штатно, экипаж загружался в танк через боевое отделение.

Модификации

В 1926 танк, который позже наименовали «Champagne», был модифицирован и получил новое обозначение «Char 2C бис». Новая версия была вооружена гаубицей калибром 155 мм, при этом отказались от передних пулемётов. В этой конфигурации вес дошёл до 74 тонн. Модификация эта была лишь временной и в том же году «Champagne» был возвращён к начальной конфигурации.

Танк № 97 (Лоррейн) в 1939 г. был экранирован с целью повышения защищенности. Лобовая броня была доведена до 90 мм, а боковая до 65 мм, в результате чего вес возрос до 75 тонн, что является не побитым рекордом среди тяжелых танков, принятых на вооружение. В подобной модификации, танк был неуязвим для любых немецких противотанковых средств, но его подвижность снизилась еще больше.

Собственные имена танков Char 2C

№90 Poitou (Пуату)

№91 Provence (Прованс)

№92 Picardie (Пикардия)

№93 Alsace (Эльзас)

№94 Bretagne (Бретань)

№95 Touraine (Турень)

Оценка проекта

По совокупности характеристик, танк Char 2C являлся венцом развития идеи тяжелого танка прорыва позиционной обороны, периода Первой Мировой Войны. Его бронирование было вполне достаточным, чтобы выдерживать огонь современных ему противотанковых средств даже с ближних дистанций; высокая проходимость позволяла преодолевать без затруднений любые инженерные преграды, а башенное расположение основного и вспомогательного вооружения допускало широкий маневр огнём. При этом, вооружение танка было достаточно мощным для решения любых задач на поле боя Первой Мировой. Из всех тяжелых танков начала 1920-х, только Char 2C может считаться машиной с подлинно противоснарядным бронированием.

Крупным недостатком этих машин была их низкая подвижность, обусловленная значительной массой. Это не являлось проблемой в ситуации позиционной войны (для которой Char 2C и проектировались) но уже в начале 1930-х возможность существования в будущих конфликтах сплошного, стабильного на протяжении длительного времени позиционного фронта, начала подвергаться сомнению. Для маневренной же войны, подобные сверхтяжелые машины были практически бесполезны; их стратегическое перемещение было крайне затруднено, а тактическое развертывание возможно только с хорошо подготовленной тыловой базы.

Интересно отметить, что устарев морально, танки Char 2C к началу Второй Мировой все еще не полностью устарели технически; модификация танка номер 97 «Лотарингия» продемонстрировала, что было возможно усилить бронирование этого танка до уровня, соответствующего стандартам времени. Однако, так как решить проблему с чрезвычайно низкой мобильностью танков этого типа было невозможно, какое-либо успешное их боевое применение могло бы состояться лишь при прорыве долговременных укрепленных сооружений — с чем во Вторую Мировую французской армии так и не пришлось столкнуться.



И несколько фотографий из выдачи Яндекса:







К этому времени устарел морально и технически.

Char 2C

Char 2C «Эльзас»
Char 2C
Классификация сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 75
Компоновочная схема классическая
Экипаж , чел. 13
История
Годы производства -
Годы эксплуатации -
Количество выпущенных, шт. 10
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса , мм 10270
Ширина, мм 3000
Высота, мм 4090
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 45
Борт корпуса, мм/град. 30
Корма корпуса, мм/град. 25
Днище, мм 15-18
Крыша корпуса, мм 10
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм танковое орудие
Тип пушки танковая
Пулемёты 4 × 8-мм
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 2 × 250
Скорость по шоссе, км/ч 15
Запас хода по шоссе , км 150
Char 2C на Викискладе

История

Новый тяжелый танк

В 1916-1917 году, после первых, не слишком удачных опытов с танками CA-1 Шнейдер и Сен-Шамон , французское министерство вооружений пришло к выводу о необходимости разработки качественно новых боевых машин. В разработке уже находился чрезвычайно удачный легкий танк Рено FT-17 ; первый танк классической компоновки, с башенным размещением вооружения, он отлично подходил для поддержки пехоты, но был слишком слабо вооружен и легко бронирован для прорыва укрепленной линии обороны.

В декабре 1916 года, консультативный комитет по штурмовой артиллерии разработал проект нового 38-тонного танка с бронированием толщиной 35 миллиметров и вооружением в виде 105-миллиметровой пушки. Подобная машина, по мнению военных, была бы устойчива к попаданиям снарядов полевой артиллерии и обстрелу бронебойными пулями, и могла бы своим огнём подавлять любые полевые укрепления. К этому времени опыт применения первых британских и французских танков позволил сделать выводы о их неудовлетворительных ходовых качествах; имевшие жесткую подвеску британские «ромбы» были крайне неудобны на марше, а построенные на тракторном шасси французские машины отличались очень плохой проходимостью. Поэтому при разработке нового тяжелого танка особое внимание было уделено обеспечению тактической мобильности и проходимости.

При последующем обсуждении, однако, возникли проблемы. Министерство вооружений рекомендовало производить танки в трех весовых категориях: легкие, средние и тяжелые, однако многие военные негативно восприняли это решение, считая, что более разумно будет сосредоточить ресурсы на каком-то одном типе машин. Кроме того, при обсуждении проекта тяжелого танка выяснилось, что никто не может адекватно обосновать необходимость в 105-миллиметровом орудии на нем, и начальник штурмовой артиллерии, бригадир Жан Эстьен, потребовал переработать проект под более компактную 75-мм пушку. Возможность уложиться в 38-тонный вес при выполнении требований по бронированию также была поставлена под сомнение.

Проекты FCM

В феврале 1917 года было признано, что вопрос о тяжелых танках зашел в тупик из-за отсутствия ясного понимания, какие характеристики требуются от такой машины на поле боя. Чтобы разрешить его в кратчайшие сроки, министерство вооружений заказало три прототипа кораблестроительной фирме FCM:

  • FCM 1A - «легкий» тяжелый танк, весом около 30 тонн и длиной 6,92 метра. Он должен был быть вооружен 75-мм пушкой и приводиться в действие двумя 200-сильными двигателями «Рено»
  • FCM 1B - 45-тонный танк длиной 7,39 метров с 75-мм пушкой и двумя пулеметами. Он должен был оснащаться новым 380-сильным двигателем с гидравлической трансмиссией.
  • FCM 1C - 62-тонный танк, длиной 9,31 метр, с 75-мм пушкой и четырьмя пулеметами. В движение его должна была приводить установка из четырех 110-сильных моторов с электрической трансмиссией.

Поначалу, наиболее оптимальным выглядел проект FCM 1A. Однако, первое применение французских танков на поле боя весной 1917 оказалось крайне неудачным; министр вооружений Альберт Томас потребовал прекратить работы над новыми танками до пересмотра проектов. Кроме того, оказалось, что 200-сильные двигатели «Рено» испытывают сильные задержки с поступлением в производство.

Все это привело к значительной задержке и переработке проекта FCM 1A. Лишь в декабре 1917, танк был готов к испытаниям. Новая машина под прежним названием имела длину 8,35 метра, вес её составлял 41,4 тонны. Она была вооружена укороченной 105-мм пушкой и двумя 8-мм пулеметами, и защищена 35-мм броней на лбу и 25-мм броней по бортам. Ввиду наличия всего одного готового 200-сильного двигателя «Рено», прототип развивал скорость не более 6 км/ч.

Новый танк произвел сильное впечатление на испытаниях своей мощной броневой защитой, вооружением и великолепной проходимостью. На ходу, опытная машина без малейших усилий преодолевала рвы шириной в 3,5 метра, взбиралась на метровой высоты стенку, и ломала на пути деревья толщиной в тридцать сантиметров. Главной её проблемой была низкая скорость и слабая маневренность.

Char 2C

Хотя FCM 1A произвел сильное впечатление на публику, военная верхушка Франции все еще испытывала скепсис по отношению к тяжелым танкам. Генерал Петэн предлагал даже прекратить работы над проектом вообще, считая более эффективным ориентироваться на совместный англо-американский тяжелый танк Mark VIII «Либерти» . Однако, Эстьен считал, что отмена проекта будет негативно воспринята населением, и кроме того, опасался, что Британия и США не согласятся на сотрудничество с французами в проекте Mark VIII, если Франция не продемонстрирует способность производить тяжелую технику сама. Кроме того, французские танкисты считали бронирование английских танков (как существующих так и перспективных) недостаточным, а расположение оружия - неудобным.

В итоге, для производства был выбран не уже имевшийся FCM 1A, а существовавший только в проекте 60-тонный FCM 1C, который, к тому же, требовалось переработать. Все это, а также требования Петэна к производству 300 тяжелых танков, привело к задержке проекта, и к окончанию военных действий танк все еще не был готов.

В начале 1919 года, заказ на новый тяжелый танк был отменен. Однако, французское правительство распорядилось возобновить программу, в первую очередь по политическим причинам. В итоге, в апреле 1919 было решено изготовить десять тяжелых танков нового типа, получивших обозначение Char 2C; все десять были приняты на испытания к 1921 году. Они стали последними танками, построенными для французских вооруженных сил почти на десять лет.

Конструкция

Танк Char 2C создавался в первую очередь для прорыва долговременной позиционной обороны, усиленной многочисленными инженерными препятствиями, что во многом определило особенности его конструкции. Он имел высокий корпус ромбической формы, охваченный гусеничными лентами. Подобная конструкция была выбрана исходя из требований обеспечения максимальной проходимости; танк легко преодолевал противотанковый ров 4-метровой ширины, взбирался на стенку высотой 1,2 метра и легко сносил корпусом деревья и инженерные заграждения.

Танк был разделен на четыре секции, от носа к корме: отделение управления (с курсовым пулеметом), переднее боевое отделение (с пушечной башней и двумя бортовыми пулеметами), моторно-трансмиссионный отсек, и заднее боевое отделение (с пулеметной башенкой).

Вооружение

Основное вооружение танка состояло из 75-миллиметровой длинноствольной пушки образца 1897 года , установленной во вращающейся башне в носовой части. Созданное на основе полевой пушки, орудие имело высокую скорострельность до 15 выстрелов в минуту и могло вести огонь на максимальную дальность до 7000 метров. Боезапас состоял из 125 снарядов; первоначально, таковые были представлены только фугасами и шрапнелью, но в начале 1930-х танки типа Char 2C получили бронебойный боеприпас.

Интересно, что орудийная башня была (впервые в мировой практике) трехместной; в ней размещались командир, стрелок и заряжающий, тем самым обеспечивая оптимальные условия работы экипажа. Однако, французы не сумели оценить достоинства многоместных башен, на последующих танках вернувшись к одноместным. Сектор обстрела орудия был ограничен 320 градусами (прямо на корму башня вести огонь не могла).

Вспомогательное вооружение состояло из четырех 7,5-миллиметровых пулеметов Гочкисса. Один пулемет располагался в кормовой части машины, в небольшой вращающейся башенке; тем самым, танк имел отличное прикрытие с кормы и широкий маневр огнём. Еще один пулемет был установлен в лобовом листе машины, и по одному с каждого борта боевого отделения. По некоторым данным, в башне имелся еще спаренный с пушкой пулемет; возможно, таковой был установлен в ходе модернизаций.

В целом, вооружение Char 2C было мощным и хорошо продуманным и сохраняло актуальность и в начале 1930-х. Вплоть до появления в 1940-м советских танков с длинноствольными 76-мм пушками, французский тяжеловес сохранял статус носителя самого мощного основного вооружения среди бронированных машин.

Броневая защита

Броневая защита танка рассчитывалась на противостояние снарядам 77-миллиметровой германской полевой пушки 7.7 cm FK 16 , наиболее распространенной в годы Первой Мировой. Лобовой лист имел толщину 45 миллиметров. Борта корпуса были защищены 30 миллиметровой броней, и корма - 20 миллиметровой. Нет точных данных по бронированию орудийных башен, но чаще всего встречается утверждение что пушечная башня была защищена 35-мм броней.

В целом, бронирование Char 2C было более чем адекватным по меркам Первой Мировой и вплоть до середины 1930-х предоставляло адекватную защиту от любой противотанковой артиллерии. Даже на момент начала Второй Мировой войны, Char 2C был все еще малоуязвим для снарядов основной немецкой противотанковой пушки Pak 35/36 .

Французы предпринимали попытки усилить бронирование танков, стремясь поддерживать эти машины на уровне требований времени. В ноябре-декабре 1939, один танк был модифицирован с усилением лобовой брони до впечатляющих 90 миллиметров, а бортовой до 65 миллиметров; в подобной конфигурации машина была практически неуязвима для любых немецких противотанковых орудий того времени, но и без того малая подвижность снизилась еще больше. Неизвестно, были ли планы модифицировать остальные машины подобным образом.

Ходовая часть

Ходовая часть имела характерную для тяжелых танков первой мировой ромбическую форму, позволявшую лучше преодолевать рвы и валы. Гусеницы охватывали корпус, проходя по крыше машины. На каждый борт приходилось по 36 опорных катков, пять направляющих и три поддерживающих ролика на крыше. Переднее колесо было ведущим, заднее - направляющим. Блокированная пружинная подвеска обеспечивала танку достаточно плавный ход (в отличие от тяжелых английских танков с жесткой подвеской).

Проходимость танка была впечатляющей даже по современным меркам. За счет большой длины корпуса (которая могла быть еще увеличена навеской «хвоста»), Char 2C преодолевал рвы шириной до 4-х метров, взбирался на вертикальную стенку высотой до 1,2 метров и переходил вброд реки до 1,6 метра глубиной . Большая масса корпуса позволяла танку легко сокрушать деревья и инженерные препятствия.

Силовая установка

Силовая установка Char 2C состояла из двух карбюраторных двигателей «Mercedes» GIIIa, в 180 л.с. каждый. Оба двигателя размещались в машинном отделении в центре корпуса танка; выхлопные трубы были выведены на крышу, а вентиляционные решетки располагались по бокам корпуса. Топливные баки располагались за кормой машины, между задними выступами гусеничных рам.

Трансмиссия танков Char 2C была электрической. Два динамогенератора, вращаемые от валов двигателей, приводили в действие ходовые электромоторы. Подобное решение было применено для повышения живучести машины; в случае выхода из строя одного двигателя, танк мог продолжать движение на втором (хотя скорость при этом не превышала 5 километров в час). Ходовое оборудование танка было сложным в обслуживании и достаточно ненадежным.

Максимальная скорость движения танка не превышала 15 км/ч. По меркам Первой Мировой это, однако, считалось вполне достаточным; задачей сверхтяжелых танков было преодоление укрепленного рубежа обороны, а не развитие успеха в тылах. Запас хода по дороге составлял 150 километров, что также считалось вполне достаточным для машины, действующей только на тактическую глубину с передовой позиции.

Средства связи и наблюдения

Большое внимание было уделено хорошему обзору изнутри танка. На обеих башнях Char 2C были установлены большие наблюдательные колпаки, защищенные стробоскопическим наблюдательным прибором; двумя спонсонами с узкими щелевыми прорезями в стенках, вставленными один в другой. Оба спонсона вращались с большой скоростью в противоположных направлениях; за счет стробоскопического эффекта, возникало ощущение почти полной прозрачности установки, при этом пули не могли поразить наблюдателя через узкие щели. В результате, командир экипажа и стрелок кормового пулемета имели почти идеальный круговой обзор.

Также, в башнях, отделении управления и боевом отделении танка имелись обычные смотровые щели и перископические приборы наблюдения. Для управления орудийным огнём имелся телескопический прицел; пулеметы были оборудованы обычными оптическими прицелами. С целью ведения боевых действий по ночам, танки оборудовались комплектами фар, и некоторые - мощным прожектором на кормовой башенке.

Все танки оборудовались радиостанциями, которые менялись в процессе службы.

Экипаж

Экипаж танка состоял из двенадцати человек: водитель, командир, стрелок пушки, заряжающий, четыре пулеметчика, механик, электрик, помощник механика и радист. Расположение их было следующим:

  • В отделении управления находился водитель
  • В башне находились командир, стрелок и заряжающий
  • В переднем боевом отделении находились три пулеметчика (один за курсовым пулеметом и по одному у каждого бортового)
  • В машинном отделении находились механик, электрик и помощник механика
  • В кормовом боевом отделении находились радист и четвертый пулеметчик (в башенке)

Сконструированный инженерами судостроительной компании, Char 2C отличался неожиданно продуманным подходом к эргономике и хорошо продуманными, удобными для экипажа внутренними помещениями. Танк имел внутреннее переговорное устройство для связи между членами экипажа в бою. Для удобства размещения экипажа в танке, каждый отсек имел собственные люки с обеих бортов, через которые можно было покинуть подбитую машину. Штатно, экипаж загружался в танк через боевое отделение.

Модификации

В 1926 танк №99, который позже наименовали «Champagne», был модифицирован и получил новое обозначение «Char 2C bis». Новая версия была вооружена гаубицей калибром 155 мм, при этом отказались от передних пулемётов. В этой конфигурации вес дошёл до 74 тонн. Модификация эта была лишь временной и в том же году «Champagne» был возвращён к начальной конфигурации.

Танк №97 (Лоррейн) в 1939 г. был экранирован с целью повышения защищенности. Лобовая броня была доведена до 90 мм, а боковая - до 65 мм, в результате чего вес машины возрос до 75 тонн, что является до сих пор непобитым рекордом среди тяжёлых танков, принятых на вооружение . В этой модификации танк был неуязвим в 1940 г. для любых состоявших на вооружении германских противотанковых средств (кроме 88-мм зенитной пушки, также использовавшейся Вермахтом провинций Франции

Оценка проекта

По совокупности характеристик танк Char 2C являлся венцом развития идеи тяжелого танка прорыва позиционной обороны периода Первой мировой войны. Его бронирование было вполне достаточным, чтобы выдерживать огонь современных ему противотанковых средств даже с ближних дистанций; высокая проходимость позволяла преодолевать без затруднений любые инженерные преграды, а башенное расположение основного и вспомогательного вооружения допускало широкий маневр огнём. При этом вооружение танка было достаточно мощным для решения любых задач на поле боя Первой мировой. Из всех тяжелых танков начала 1920-х только Char 2C может считаться машиной с подлинно противоснарядным бронированием.

Крупным недостатком этих машин была их низкая подвижность, обусловленная значительной массой. Это не являлось проблемой в ситуации позиционной войны (для которой Char 2C и проектировались), но уже в начале 1930-х возможность существования в будущих конфликтах сплошного, стабильного на протяжении длительного времени позиционного фронта начала подвергаться сомнению. Для маневренной же войны подобные сверхтяжелые машины были практически бесполезны: их стратегическое перемещение было крайне затруднено, а тактическое развертывание возможно только с хорошо подготовленной тыловой базы.

Интересно отметить, что, устарев морально, танки Char 2C к началу Второй Мировой все еще не полностью устарели технически; модификация танка номер 97 «Лотарингия» продемонстрировала, что было возможно усилить бронирование этого танка до уровня, соответствующего стандартам времени. Однако, так как решить проблему с чрезвычайно низкой мобильностью танков этого типа было невозможно, какое-либо успешное их боевое применение могло бы состояться лишь при прорыве долговременных укрепленных сооружений - с чем во Вторую мировую французской армии так и не пришлось столкнуться.

Здравствуйте уважаемые коллеги!
Решил выложить фотографии собранного мною не так давно французского тяжелого танка.
Char 2C или FCM 2C - французский сверхтяжёлый танк. Разработан во время Первой мировой войны, однако в военных действиях участия не принимал. Танк был крупнейшим по метрическим размерам из всех танков, когда либо принимавшихся на вооружение в мире. Разработки Char 2C начались в 1917 году и уже в 1919 предполагалось выпустить около 300 единиц этого танка, однако с окончанием Первой мировой войны производство танка было свёрнуто. В результате к 1923 году изготовили только 10 танков 2C. Каждый танк, подобно кораблю, имел собственное имя (машины назывались в честь провинций Франции). Будучи по меркам 1917 года прогрессивной машиной, к 30-ым годам танк устарел, как морально, так и технически. На вооружении французской армии танки 2С стояли вплоть до оккупации Франции в 1940 году. После прорыва немецкими войсками линии фронта в 1940 году,эшелон с танками Char 2C был отправлен в тыл, но по пути оказался отрезан от цели подрывом туннеля. 15 июля 1940 года все танки были подорваны во избежание попадания их в руки неприятеля.
Модель этого танка выполнена Менгом очень неплохо. Все стыкуется отлично, наборные траки остаются подвижными, травлением выполнены сетки на бортах и над двигателем. От себя добавил лишь металлический ствол 75-мм пушки(не помню производителя), пластиковый "половинчатый" ствол решил не дорабатывать.
К сожалению, при общем отличном качестве литья, Менг допустил значительные упрощения в ряде элементов: не выполнены элементы подвески опорных катков, которые становятся отлично видны при снятых экранах подвески - "юбка" в нижней части танка, часто отсутствующая на фото прототипов. Упрощена конструкция траков и различных мелочей на корпусе.
Танк вышел по настоящему огромный, Маус рядом не стоял) Ну гулять, так гулять, решил я, и докупил на танк смоляной хвост, полагающийся ему, но редко встречающийся на фото. Хвост от польской Niko Model неплохо выглядит. Забыл я только перенести на него габаритный фонарь с кормы танка и добавить провод. С этим хвостом Char 2C стал огромен, устанешь копать противотанковые рвы для него)
Легкий в сборке, танк оказался, для меня, непрост в окраске. Подходящий для него французский оливково-серый цвет был взят у Vallejo, но мне стоило его заранее осветлить, так как получился огромный темный монолит. Высветлял я его долго и муторно, в том числе, "сухой кистью".
Гусеничные ленты, занимающие много места на модели тоже требуют особого подхода. Изначально сделал их излишне светлыми (пыльными), но контраст с темным корпусом был слишком сильным, кое-как, с 3й попытки, подобрал устроившие меня пигменты.
Изначально делал танк "на полку", поэтому не грязнил и не "ушатывал" его. В общем, танк из бокса)
За фотографии спасибо большое Олегу (Karbofos)!
Приятного просмотра!

Разработанный еще в 1917 году танк Char 2C являлся т.н. родоначальником "сухопутных дредноутов". Французы хотели создать более 300 единиц танков Char 2C, но в связи с окончанием Первой мировой войны, потребность в них отпала, но удалось создать всего 10 штук. Танк Char 2C состоял на вооружении во Французских вооруженных силах вплоть до начала Второй мировой войны. Но в боевых действиях, к сожалению не успел побывать. Подобно советскому многобашенному танку , танк Char 2C оказался бы крайне неэффективным в условиях молниеносной войны и являлся скорее чем инструментом морального воздействия на войска противника. К началу Второй мировой войны Char 2C устарел морально и физически.
Французский сверхтяжелый танк Char 2C был вооружен одной 75-мм пушкой и нескольких пулеметов, которые располагались в нескольких башнях. Экипаж танка состоял из 13 -ти человек. Средняя броня танка Char 2C была толщиной до 40 мм (хотя, у некоторых танков из этой серии увеличили броню до 90 мм, чем существенно увеличили вес танка (75 тонн)).Подобно кораблям, эти "сухопутные дредноуты" получали имя собственное, помимо Normandie, были, Poitou (Пуату), Provence (Прованс). Picardie (Пикардия), Alsace (Эльзас), Bretagne (Бретань) и Touraine (Турин) и другие. Когда немцы, стремительным броском напали на Францию, французы решили переправить эти сверхтяжелые танки по железной дороге в тыл. Но немцы отрезали состав с танками Char 2C путем взрыва тонеля. 15 июня 1940 года французы взорвали все свои танки, чтобы те не попали в руки немцев. Некоторые источники утверждают, что немецкие пикирующие бомбардировщики разбомбили состав с танками Char 2C сразу же, после подписания акта о перемирии.

Немецкие офицеры с захваченным французским танком Char 2C. Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Танк Char 2C - вид сверху. Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Немецкие артиллеристы совершили несколько пробных выстрелов по броне танка Char 2C. Броня оказалась уязвимой для . Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Танк Char 2C уничтоженный французами (или немцами). Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"


Немцы позируют на прострелянным сверхтяжелом танке Char 2C. Французский сверхтяжелый танк Char 2C №97 "Normandie (Нормандия)"

Официальное обозначение: FCM 2C
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1917 г.
Дата постройки первого прототипа: 1919 г.
Стадия завершения работ: построено 10 экземпляров, все потеряны в 1940 г.

FCM 2C танк в своём роде уникальный. Его история началась в конце 1916 г., когда Генеральный Штаб французской армии потребовал создать тяжелый танк прорыва, который должен был заменить неудачные танки поддержки St.Chamond M1916 и Schneider CA.1, которые уже на момент своего появления не вызывали особого восторга у военных. Их ходовые характеристики и боевые качества в целом оказались довольно скромными, что заставило французов искать помощи у Великобритании. После долгих переговоров британцы согласились обменять 77 тяжелых танков Mk.V* на такое же количество легких Renault FT-17, однако эта сделка была реализована лишь в 1918 г., а тогда требовалось найти более быстрое решение, причем своими силами.

Учитывая опыт использования “ромбовидных” тяжелых танков Mk.I и Mk.II французский Генштаб в декабре 1916 г. сформулировал требования для танка аналогичной весовой категории и назначения. Спустя всего месяц на рассмотрение поступило несколько проектов, наиболее перспективным из которых казался проект фирмы FCM. Оценочная масса танка составляла около 38 тонн, бронирование – до 30 мм, вооружение состояло из 105-мм пушки и нескольких пулеметов. Характерной особенностью этой машины было размещение основного орудия во вращающейся башне с круговым сектором обстрела. Летом 1917 г. проект переработали, после чего был выдан заказ на постройку двух опытных тяжелых танков под индексом 1А, сборку которых начали осенью того же года. Не дожидаясь, пока опытные образцы поступят на испытания, инженеры FCM представили новый проект, позднее получивший индекс 2С. Танк получился заметно крупнее, а толщину бронирования довели в лобовой части корпуса до 45 мм.

Основное вооружение, состоявшее из 75-мм пушки АРХ 1897, размещалось в башне с сектором обстрела 320 град. Дополнительное вооружение включало в себя четыре 8-мм пулемета Hotchkiss, один из которых устанавливался в башне на корме, два – по бортам (под главной башней) и ещё один – в передней части корпуса. Немало проблем возникло при проектировании ходовой части. Согласно техническому заданию танк должен был преодолевать траншеи и рвы шириной 4 метра и вместе с тем не “вылезать” за габариты железнодорожных платформ. В результате при длине танка чуть больше 10 метров соотношение ширины к высоте получилось 1:2.

Компоновку французского танка также было трудно назвать удачной: отделение управление размещалось в носовой части корпуса, за ним – боевое отделение (башня была рассчитана на 4-х человек), моторно-трансмиссионный отсек и кормовое боевое отделение. Двигатель располагался почти ровно в центре корпуса, но из-за его размера и дополнительного оборудования систему выхлопа и радиостанцию пришлось вынести наверх, защитив их бронированным кожухом. Собственно этот кожух и “съел” те самые 40 град. от кругового обстрела основного орудия. Трансмиссия машины была сложной. Два двигателя приводили в действие отдельные генераторы постоянного тока. Каждый из них подавал энергию на электромотор, приводивший в движение соответствующую гусеницу танка. При выходе из строя одного двигателя питание электромоторов переключалось на один генератор, и тогда танк весом 70 тонн мог двигаться только со скоростью пешехода. Ходовую часть сделали по аналогии с британской: она получилась многоколесной с гусеницами полностью обхватывающими корпус.

Можно сказать, что на этот раз задача “догнать и перегнать” Великобританию в деле строительства тяжелых танков была полностью выполнена, что дало все основания выдать заказ на 700 танков (затем сокращенный до 300), которые предстояло выпустить к новому наступлению, намеченному на весну 1919 г. Как известно, Германия капитулировала в ноябре 1919 г. и грандиозные планы танковых прорывов были отменены. От выпуска тяжелых танков также пришлось отказаться. Разоренная войной Франция уже не могла себе позволить иметь большой танковый парк, состоящий из машин разных типов. К примеру, стоимость одного танка FT-17 равнялась 100.000 франков, в то время как один танк 2С обходился казне аж в 2.000.000 франков в ценах 1920 г. Кроме того, тяжелые танки оказались излишне “прожорливыми” и трудными в эксплуатации. В среднем двигатели танка потребляли 12,8 литра топлива на 1 км пути, так что огромный 1280-литровый топливный бак полностью опустошался через 150 км движения по шоссе. По пересеченной местности запас хода был ещё меньше. Немало денег также уходило на обучение экипажей и обслуживание. В итоге действующая армия получила всего 10 экземпляров 2С, сборку которых начали в конце 1918 г. После завершения войны торопиться было некуда и последний тяжелый танк из этой серии сдали только в 1922 г. Согласно традиции каждый танк получил собственное имя, словно боевой корабль.

Межвоенный период оказался для танков 2С излишне спокойным. Поскольку в 1920-е гг. они являлись единственными танками прорыва 2С до 1938 г. привлекались для проведения различного рода маневров. Им по прежнему определялась ударная функция, хотя с появлением противотанковой артиллерии бронирование тяжелых танков все же признали недостаточным. Конечно, 20-мм и 37-мм ПТО вряд ли смогли бы пробить лобовую броню, но вот с бортов и кормы танк оказывался против них практически беззащитным. Положение ухудшилось после получения информации о внедрении в производство 75-мм ПТО, для которых и 50-мм броня не являлась препятствием. С другой стороны пушка танка 2С могла эффективно бороться только с легкими машинами типа Pz.I или Pz.II, но ограниченные углы обстрела и небольшая подвижность французского танка сводили и это преимущество к минимуму. Тем не менее, существование этого “сухопутного линкора” на вооружении французской армии в течение почти двух десятилетий подтолкнуло к созданию своих “дредноутов на гусеницах” и другие страны. В Англии был создан тяжелый пятибашенный танк A1E1 “Independent”, в Германии – серия двухбашенных средних танков “Grosstraktor” и тяжелый трехбашенный NbFz, а в СССР – тяжелый пятибашенный Т-35. Любопытно, что вплоть до начала войны в Московской военной академии им. Фрунзе, где готовили командный состав для танковых войск и кадры конструкторов для оборонных заводов, в качестве учебного наглядного пособия использовали старательно выполненную из металла двухметровую модель FCM 2C.

В середине 1920-х гг. французские инженеры предприняли несколько попыток усилить боевую эффективность танка. В 1923 г. на одну из машин (№99 “Champagne”) в опытном порядке установили 155-мм короткоствольную гаубицу и французские моторы мощностью по 250 л.с. Масса танка после этого возросла до 74 тонн, что ещё больше снизило максимальную скорость. В итоге модификация 2Сbis так и осталась в единственном экземпляре, а в 1939 г. его снова перевооружили 75-мм пушкой.

К началу 1939 г. в сохранились все 10 экземпляров (номера 90-99), часть из которых не была в боеспособном состоянии. К этому времени они находились все в том же 511-м танковом полку в Вердене, откуда они уже давно никуда не выезжали. В июле танки решили перебросить под г.Бельруп (Belrupt) в 5 км от исходного места дислокации, где из них был сформирован 51-й танковый батальон (51 ВСС) в составе трех отделений, командовал которым полковник Фурне. В каждом из них находилось по три танка, а ещё один выполнял функции командирской машины. Впрочем, попытка преодолеть даже столь небольшое расстояние оказалась для немногих 2С непосильной задачей. На марше старые двигатели Mercedes в буквальном смысле слова “задыхались”, в результате чего два танка требовали серьёзного ремонта.

Уже после начала войны, в октябре 1939 г., батальон был передислоцирован в Брийи, что в 43 км северо-восточнее Вердена. Здесь танкисты вновь проходят усиленное обучение с практическими стрельбами, а танки переоснащаются двигателями Maybach, изъятыми из арсенала Пюто. Они были получены ещё в 1919 г. в качестве репараций от Германии и до этого момента оставались невостребованными. К 10 мая 1940 г. восемь боеспособных танков вывели в полевой лагерь в 5-6 км от Вердена и в течении этого же месяца они побывали в н\п Норой (Noroy ECP) и Жудревилль (Joudreville).

Днем 12 мая командир батальона получил приказ погрузить танки на станции Ландре (Landres) и выдвигаться к линии фронта в распоряжении III-й армии. На подготовку к маршу ушло несколько часов и около 8 часов вечера им удалось отправиться в путь, потеряв при этом две машины по техническим причинам. Прибыв в Ландре оказалось, что свободные локомотивы отсутствуют. Только после настоятельных требований со стороны командира батальона и вмешательства начальника станции паровозы были выделены и на рассвете 13 июня началась погрузка танков на платформы. Из них формируют два состава по три танка в каждом. Первый состав уходит в 13:30, второй – в 14:30.

В это время командир 513-го полка (G.B.C.513) полковник Сен-Серне (Saint-Sernin), в виду быстрого продвижения немецких войск приказал взорвать два нетранспортабельных танка, застрявших в Менвилле (№95 “Tourane”) и Пьенне (№92 “Picardie”). Прибыв на станцию Гондрекур-ле-Шато (Gondrecourt-le-Chateau) батальон оказался в тяжелой ситуации. Связь со штабом III-й Армии отсутствовала, поэтому получить дальнейшие инструкции было не от кого. Лишь спустя несколько часов представителям 51-го батальона удалось разыскать командование, которое отдало им приказ высадиться в н\п Certilleux и Landaville, что в 5 и 8 км южнее Нофшато (Neufchateau), и занять там оборону. Однако, в нескольких километрах от станции составы подвергаются авиационной бомбардировке, но в этот раз удается отделаться лишь небольшими повреждениями. Последовавший за ними штаб батальона, во главе с полковником Фурне, отстал от своих танков поскольку ж\д полотно у станции Сertilleux оказалось разрушенным, а дорожные рабочие разбежались. Отправившись искать свои поезда с танками Фурне прибывает в Нофшато, где пытается расспросить об их судьбе местного комиссара. Тот, очевидно не владея ситуацией, ничего внятного ответить не смог. Положение отчасти спас стрелочник, который рассказал о том, что оба состава могли быть отправлены по путям через станцию Ис-сюр-Тиль, что в 22 км от Дижона. Вернувшись на “исходные позиции” командование батальоном принялось терпеливо ждать новостей.

Первые сведения поступили спустя сутки – 15 мая. Оказалось, что танки застряли около Нофшато. Тем временем штаб армии одобряет маршрут передвижения через Ис-сюр-Тиль, как наиболее безопасный. Между 9 и 10 часами утра поездам удается пройти Нофшато, но высланному с этим донесением мотоциклисту сообщить об этом в штаб не удается, поскольку тот уже успел перекочевать в другой город. С этого момента командир 51-го батальона со штабом связи больше не имел.

В 16:00 Фурне посылает капитана Ролле разузнать, где и в каком состоянии находятся составы. Вернувшись через час Ролле доложил, что танки блокированы в Маасе (40 км от Нофшато), где на станции спереди и сзади них скопилось ещё по 5 поездов. Хуже того, стоящий впереди состав с топливом горит, а машинисты и механики локомотивов сбежали, предварительно выведя их из строя. К этому времени немецкие войска занимают г.Кулмон-Шалиндри (Culmont-Chalindrey) в 24 км от Мааса. Не имея возможности выгрузить танки с платформ Фурне принимает тяжелое, но вполне оправданное решение – во избежание захвата оставшихся 2С немцами их следует уничтожить. К 7 часам вечера всё было кончено. Личный состав и штаб эвакуировался на грузовиках, оставив разбитые танки противнику.

Тем не менее, немцам, в практически целом состоянии, достался танк №99 – что помешало полностью вывести из строя сейчас сказать трудно. По всей видимости, французы слишком торопились и в данном случае ограничились повреждением отдельных агрегатов. Эта машина была доставлена в Берлин, где некоторое экспонировалась на выставке трофейного вооружения. О её дальнейшей судьбе сведения не сохранились.

Источники:
«Иллюстрированный справочник Танки Первой Мировой Войны». Федосеев С.Л. Москва. АСТ\Астрель. 2002
P.Touzin «Les vehicules blindes francais, 1900-1944». EPA, 1979
Chars Francais — 1921 CHAR FCM 2C
Modelik: FCM 2C

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
FCM 2C образца 1921 г.

БОЕВАЯ МАССА 70000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 12-13
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10270
Ширина, мм 2950
Высота, мм 4100
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка и пять 7,5-мм пулеметов Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ 125 снарядов и 10000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 45 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 25 мм
главная башня — ?
малая башня — ?
крыша — ?
днище — 15-18 мм
ДВИГАТЕЛЬ два карбюраторных Mercedes GIIIa, по 180 л.с. каждый (на модифицированных танках устанавливались моторы Maybach по 250 л.с.)
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 36 опорных катков с блокированной пружинной подвеской, 5 направляющих и 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 12-15 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м 1,22
Глубина брода, м 1,60
Ширина рва, м 4,15
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?


Читайте также: