Расположение башен главного калибра. Главный калибр

Вооружение

Артиллерия главного калибра линкоров типа «Айова»-девять 406-мм орудий Mk -7 в трех трехорудийных башенных уста­новках. Новые пушки Mk -7 были значительно мощнее своих предшественниц -406-мм 45-калиберных Mk -б, установленных на «Саут Дакоте». А от разработанных в 1918 году 406-мм орудий Mk -2 и Mk -3 с такой же длиной ствола (50 калибров) Mk -7 выгод­но отличались меньшим весом (108,5 т против 130,2 т) и более современной кон­струкцией.

Ствол орудия Mk -7 - скрепленный, с лейнером. Его диаметр в районе зарядной каморы равнялся 1245 мм, у дула - 597 мм. Число нарезов - 96, их глубина - 3,8 мм, крутизна нарезки - один оборот на 25 ка­либров. Канал ствола на протяжении 17,526 м от дульного среза был хромиро­ван (толщина слоя - 0,013 мм). Поршне­вой затвор качающегося типа откидывал­ся вниз. Конструктивно он имел 15 ступен­чатых секторов и поворачивался на 24°. После выстрела канал ствола продувался воздухом низкого давления.

Характеристики орудий главного калибра линкоров «Саут Дакота» и «Айова»

Модель орудия

406-мм Mk-6 («Саут Дакота»)

406-мм Mk-7 («Айова»)

Калибр, мм

406,4

406,4

Вес ствола без затвора, т

87,2*

108,5

Вес качающейся части, т

139,3

Длина орудия, мм/клб:

общая

18694/46

20726/51

канала ствола

18166/44,7

20 198/49,7

Длина/объем зарядной

каморы, мм/л

2344/380,1

2710/442,5

Длина нарезной части, мм

15668,2

17334,5

Вес снаряда, кг:

бронебойного

1225

1225

фугасного

Вес заряда, кг

Начальная скорость

снаряда, м/с:

бронебойного

фугасного

Давление в стволе, кг/см2

2835

2910

Живучесть ствола, выстрелов

Макс. дальность стрельбы

бронебойным снарядом при

угле возвышения 45°, м

33740

38720

*С затвором, но без механизмов его привода. Вес здесь и далее приво­дится в метрических тоннах.

Трехорудийные башни по компоновке были подобны своим предшественницам с «Саут Дакоты» и, несмотря на возросший вес, имели такой же диаметр роликового погона. Орудия устанавливались в индиви­дуальных люльках, угол вертикального на­ведения - от -5° до +45°. Заряжание осуще­ствлялось при фиксированном угле возвы­шения +5°. Все приводы - электрогидравли­ческие; для горизонтальной наводки служил электродвигатель мощностью 300 л.с., для вертикальной - три мотора по 60 л.с., по од­ному на каждый ствол.

406-мм снаряды хранились вертикаль­но в неподвижном двухъярусном кольце­вом магазине внутри барбета башни. Меж­ду магазином и поворотной структурой ба­шенной установки находились две кольце­вые платформы, способные вращаться независимо от последней. На эти платфор­мы подавались снаряды, которые затем доставлялись к подъемникам (поданным трубам) при любом угле горизонтального наведения башни. Подъемников было три, причем центральный представлял собой вертикальную трубу, а крайние - изогну­тую; каждый из них приводился в действие 75-сильным электродвигателем. Снаряд подавался к орудию вертикально, а затем с помощью гидроцилиндра укладывался на лоток. Досылатель имел индивидуальный двигатель мощностью в 60 л.с.

Заряды хранились в двухъярусных по­гребах в самых нижних отсеках, примыкав­ших к неподвижной кольцевой структуре башни. Они подавались в беседках по шесть штук тремя зарядными цепными подъемни­ками, каждый из которых приводился в дей­ствие электромотором мощностью 100 л.с. В конструкции башен «Айовы», как и у ее предшественниц, не было перегрузочного отделения, отсекавшего цепочку подачи за­рядов от погребов. Американцы уповали на довольно сложную систему герметичных дверей, теоретически не допускавших рас­пространение огня по подъемникам. Впро­чем, такое решение выглядит не бесспор­ным - риск взлететь на воздух у американ­ских линкоров был все же выше, чем у боль­шинства их современников.

Цапфы орудий располагались довольно близко к лобовой плите башен, и в случае необходимости пушку можно было извлечь через амбразуру без демонтажа башни.

Характеристики трехорудийной башни линкора «Айова»

Вес вращающейся части (без снарядов), т.................1728-1735

Диаметр роликового погона, м................................................ 10,49

Внутренний диаметр барбета, м............................................. 11,35

Расстояние между осями орудий, м..........................................2,97

Откат при отдаче, м..................................................................... 1,22

Макс, скорость вертикальной наводки, град./с.......................... 12

Макс.скорость горизонтальной наводки, град./с.........................4

Цикл стрельбы, с............................................................................30

По проекту боезапас «Айовы» должен был состоять в основном из 1016-кг броне­бойных снарядов Mk -5, но в середине 1939 года на вооружение ВМС США поступил новый снаряд Mk -8 весом 1225 кг, ставший главной «дубинкой» всех новых американ­ских линкоров, начиная с «Норт Кэролайны». Для своего калибра он являлся самым тяжелым в мире - для сравнения: 406-мм снаряд английского линкора «Нельсон» ве­сил 929 кг, а 410-мм японского «Нагато» - 1020 кг. Заряд взрывчатки снаряда Mk -8 со­ставлял 1,5% его веса; донный взрыватель Mk -21 взводился при ударе снаряда о бро­ню толщиной более 37 мм и срабатывал с замедлением 0,033 с. Полный заряд поро­ха (297 кг) обеспечивал ему начальную ско­рость 762 м/с; уменьшенный заряд снижал эту цифру до 701 м/с, что давало снаряду баллистику, идентичную той, какую имели снаряды 45-калиберных пушек Mk -6.

Оборотной стороной чрезмерной мощи американской морской артиллерии стал повышенный износ ствола. Поэтому когда у линкоров появилась новая задача - обстрел береговых объектов - было реше­но создать значительно более легкий снаряд. Фугасный Mk -13, принятый на вооружение в конце 1942 года, имел вес всего 862 кг. Он оснащался несколькими типами взрывателей - ударным мгновенного действия Mk -29, ударным с замедлением Mk -48 (задержка 0,15 с) и дистанционной труб­кой Mk -62 (установка времени до 45 с). Относительный вес взрывчатого вещества снаряда Mk -13 - 8,1%. В конце войны, ког­да главный калибр линкоров использовал­ся исключительно для бомбардировки бе­рега, для снарядов Mk -13 применялись уменьшенные (147,4 кг) заряды, обеспечи­вавшие начальную скорость 580 м/с.

В послевоенные годы в боекомплекте линкоров типа «Айова» появилось несколь­ко новых образцов 406-мм снарядов. В част­ности, на базе корпуса фугасного Mk -13 были созданы Mk -143, Mk -144, Mk -145 и Mk -146. Все они оснащались электронны­ми дистанционными трубками разных типов; Mk -144 и Mk -146 в качестве начинки несли соответственно 400 и 666 разрывных гранат. Кроме того, для старых снарядов Mk -13 приняли усовершенствованные механические трубки M 564 (установка времени до 100 с), заменившие Mk -62.

В начале 1950-х годов для орудия Mk -7 был разработан снаряд Mk -23, оснащенный ядерной боеголовкой W -23 с тротиловым эквивалентом 1 кт. Снаряд весил 862 кг, имел длину 1,63 м и внешне практически не отличался от Mk -13. Ядерные артиллерийские боеприпасы официально состояли на вооружении линкоров типа «Айова» с 1956 по 1961 год, но фактически все это время они хранились на берегу.

Наконец, уже в 1980-е годы американцы предприняли попытку создать подкалиберный снаряд для сверхдальней стрельбы из 406-мм орудий. Он должен был иметь вес 454 кг, начальную скорость 1098 м/с и максимальную дальность полета 64 км. Правда, эта разработка осталась на стадии экспериментального образца.

Баллистика бронебойного снаряда Mk -8 (1225 кг, 701 м/с) орудия Mk -7

Дальность,

ярдов/м

Угол возвышения ствола

Угол падения снаряда

Время полета снаряда, с

Конечная скорость снаряда, м/с

6000/5490

3°23"

3°38"

8,28

10000/9140

5°59"

6°81"

14,45

16000/14 630

10°33"

12°51"

24,76

20000/18 290

14°09"

17°56"

32,55

26000/23 770

20°43"

27°01"

46,03

30000/27430

26°14"

34°04"

56,64

36000/32 920

39°25"

47°54"

79,80

Стандартный боезапас 406-мм башни № 1 составлял 390 выстрелов, башни № 2 - 460 и башни № 3 - 370. На третьей палубе имелся сквозной коридор, оснащенный монорельсом и прозванный американскими моряками «Бродвеем»; он соединял погре­ба всех трех башен и позволял передавать снаряды от носовых орудий кормовым и наоборот. В районе поперечных переборок коридор перекрывали легко демонтируемые водонепроницаемые заглушки.

Заряды хранились в шелковых картузах и начинялись бездымным порохом марки SP . Обычный заряд включал в себя шесть картузов весом по 49,5 кг. Зарядных погре­бов у башен № 1 и № 3 было по шесть, у башни № 2 - восемь.

Система управления огнем главного ка­либра включала два КДП (директора) Mk -38, один КДП Mk -40, комплект вычислительных приборов и в качестве резерва -три башен­ных дальномера. Посты Mk -38 располага­лись на носовой и кормовой надстройках; каждый из них имел по одному 8-метровому оптическому стереодальномеру Mk -48, ра­дару Mk -8 и несколько оптических прицелов. В 1945-1952 годах радары Mk -8 на всех кораблях заменили более современными Mk -13. Высота расположения носового КДП над ватерлинией по оси дальномеров со­ставляла 35,4 м, кормового - 20,7 м.

Директор Mk -40 был установлен на кры­ше боевой рубки; в его состав входили оп­тические прицелы и РЛС Mk -З. «Миссури» и «Висконсин» вступили в строй с новыми радарами Mk -27; в 1945 году ими пере­оснастили и первую пару линкоров.

Вся информация от КДП поступала в центральный артиллерийский пост, где об­рабатывалась механическим счетно-реша­ющим устройством (автоматом стрельбы) Mk -8. В 1950-е годы на линкорах установи­ли дополнительный вычислитель Mk -48, предназначенный для обеспечения стрель­бы по береговым целям.

Башни главного калибра оснащались длиннобазовыми (14-м) оптическими даль­номерами: башня № 1 -совмещающим Mk -53, башни № 2 и № 3 - стереоскопи­ческим Mk -52. Они имели 25-кратное уве­личение и оборудовались системой стаби­лизации. Кроме того, в каждой башне пре­дусматривалось по шесть 12-кратных оп­тических прицелов.

В качестве универсальной артиллерии на «Айове» планировалось применить пер­спективные 152-мм пушки с длиной ство­ла в 47 клб. Однако расчеты показали, что шесть спаренных 152-мм установок будут весить 1667 т, в то время как десять спа­ренных 127-мм орудий (стандартный со­став артиллерии среднего калибра всех предшествующих линкоров)- 1267 т. По­этому от разработки новых пушек отказа­лись в пользу проверенных 127-миллимет-ровок - благо, те зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

В итоге, состав универсальной артилле­рии- 10 спаренных 127-мм установок Mk -28 и четыре КДП Mk -37 - в точности по­вторял имевшийся на «Саут Дакоте». Что было совсем не плохо: благодаря удачным 127-мм артустановкам (особенно после введения снарядов с радиовзрывателем) американские линкоры оказались самыми эффективными кораблями ПВО в мире.

Зенитная артиллерия ближнего боя по проекту должна была включать 12 28-мм автоматов и столько же 12,7-мм пулеметов, но фактически состояла из четырехствольных 40-мм автоматов «Бофорс», а также спаренных и одноствольных 20-мм «эрликонов». Управление огнем «бофорсов» осуществлялось с помощью директоров-колонок Mk -51 (на «Нью-Джерси» - Mk -49). «Эрликоны» сначала наводились индивидуально, но в 1945 году на всех линкорах появились прицельные колонки Мк-14, позволявшие автоматически выдавать данные для стрельбы и из этих орудий.

Характеристики зенитных орудий

Модель

орудия

Калибр, мм/

длина ствола

в клб

Вес снаряда,

кг

Начальная

скорость

снаряда, м/с

Дальность

стрельбы/

досягаемость

по высоте, км

Скорострельность

макс.,

выстр./мин

Mk-12

127/38

24,2-25

792,5

16,64/11,34

Mk-1

40/56

0,91

10,1/6,95

Mk-4

20/70

0,123

5/3,05

Состав малокалиберной артиллерии на линкорах типа «Айова» постоянно менялся, о чем можно судить из приведенной таблицы.

Состав легкого зенитного вооружения линкоров

Корабль

июль 1943 г.

декабрь 1944 г.

апрель 1945 г.

июнь 1947 г.

октябрь 1951 г.

ВВ-61 «Айова»

19x4 - 40 мм

52x1 - 20мм

19x4 - 40 мм

52x1 - 20 мм

19x4 - 40 мм

52x1 - 20 мм

8x2 - 20 мм

15x4 - 40 мм

16x2 - 20мм

15x4 - 40мм

ВВ-62 «Нью-Джерси»

20x4 - 40 мм

49x1 - 20 мм

20x4 - 40 мм

49x1 - 20 мм

20x4 - 40 мм

49x1 - 20мм

8x2 - 20 мм

16x4 - 40 мм

8x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

16x2 - 20 мм

ВВ-63 «Миссури»

20x4 - 40 мм

49x1 - 20мм

20x4 - 40 мм

49x1 - 20 мм

8x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

22x1 - 20мм

8x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

32x2 - 20 мм

ВВ-64 «Висконсин»

20x4 - 40 мм

49x1 - 20 мм

2x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

9x1 - 20 мм

8x2 - 20 мм

16x4 - 40 мм

16x2 - 20 мм

20x4 - 40 мм

16x2 - 20 мм

Примечание: «Айова» на момент ввода в строй (февраль 1943 г.) несла 15x4-40 мм и 60x1-20 мм автоматов.

Авиационное вооружение - стандартное для американских кораблей: две пороховые катапульты Mk - VI в кормовой части и три гидросамолета Воут OS 2 U «Кингфишер». Ангара не было, два самолета манились непосредственно на катапультах и третий - между ними на палубе.

После посадки на воду их поднимали на борт краном. Запас авиабензина составлял 32 506 л. Катапульты приводились в дей­ствие 127-кг зарядом бездымного пороха и могли разгонять летательный аппарат массой 3,7 т до скорости 105 км/ч. В 1945 году «кингфишеры» заменили более совре­менными самолетами Кертисс SC -1 «Сихок» (первым их получила «Айова» - уже в марте). Они эксплуатировались до 1948 года, но затем все авиационное вооруже­ние демонтировали - по мере развития радиолокации потребность в самолетах-разведчиках отпала.

После войны

В первое послевоенное десятилетие «Севастополь» и «Октябрьская Революция» продолжали оставаться в составе флота. Несмотря на довооружение зенитной артиллерией, радиолокацией и усиление горизонтального бронирования корабли

окончательно устарели и морально и физически. Тем не менее они совместно с присоединившимся в 1949 году (после возвращения Великобритании «Архангельска» - «Роял Соверена») к Краснознаменному Черноморскому флоту линкором «Новороссийск» (б. итальянский «Джулио Чезаре») интенсивно использовались для подготовки кадров личного состава для будущих тяжелых крейсеров и линейных кораблей. «Новороссийск» также являлся кораблем постройки периода первой мировой войны, прошедшим однако накануне второй мировой кардинальную модернизацию. Первоначально он имел три трехорудийные и две двухорудийные башни с 305-мм орудиями, расположенными линейно-возвышенно в диаметральной плоскости. В ходе модернизации среднюю трехору-дийную башню демонтировали, но стволы оставшихся десяти орудий перество-лили 320-мм внутренними трубами, заметно усилив таким образом огневую

мощь артиллерии главного калибра: масса бронебойного снаряда увеличивалась с 452 до 525 кг, а его начальная скорость сократилась незначительно - с 840 до 830 м/с. Масса фугасного снаряда, длина которого ограничивалась длиной зарядника, составляла всего 458 кг, то есть не превышала массы снаряда советских линкоров. Сами башенные артуста-новки главного калибра «Новороссийска», спроектированные инженерами английской фирмы «Армстронг», по своему устройству и основным тактико-техническим характеристикам не отличались от подобных артсистем «Севастополя» и «Октябрьской Революции». При модернизации в них также перешли к фиксированному углу заряжания по вертикальному наведению +12°, а предельный угол возвышения достигал лишь +27°, что обеспечивало максимальную дальность стрельбы до 160 кабельтовых. Система подачи также была зарядникового типа (с верхним и нижним зарядниками), а

досылка осуществлялась в три такта цепным досылателем прибойникового типа. Скорострельность в зависимости от угла возвышения составляла 25-40 секунд на выстрел. Приводные механизмы, вначале гидравлические, при модернизации были заменены на электрические. Имелась электромеханическая система ПУС фирмы «Ансальдо» с одним КДП и полуавтоматическая система центральной наводки башен артиллерии главного калибра. Благодаря новым мощным механизмам корабль имел скорость хода до 28 узлов. Но его система ПВО, бронирование и конструктивная подводная защита не выдерживали никакой критики. Спешно модернизировавшийся для скоротечного использования в неуклонно надвигавшейся войне, он к 1949 году, конечно, устарел. И вот, когда в октябре 1955 года под днищем стоявшего на бочке в Северной бухте Севастополя «Новороссийска» раздался взрыв немецкой неконтактной донной мины, старый

Основные характеристики боезапаса 305-мм артиллерийской установки

Снаряд Заряд
Образец Вес, Вес ВВ, Длина, Взрыватель Вес, Уо, каб1
Бронебойный обр. 1911 г. 470,9 12,96 1191 КТМБ 132 762 161
Полубронебойный обр. 1911г. 470,9 61,5 1530 МРД обр. 1913 г. 132 762 161
Фугасный обр. 1911 г. 470,9 58,8 1491 МРД обр. 1913 г. 132 762 161
Фугасный дальнобойный обр. 1928 г. 314,0 55,2 1524 МРД, РГМ 140 950 241
Шрапнель 331,7 3,07 949 ТМ-10 100 811 120
Ядро сталистого чугуна 470,9 1135 132 762 156

1 Максимальная дальность стрельбы (X) указана для угла вертикального наведения орудия +40о Для +25о она равна 132 кабельтовым для всех снарядов, кроме фугасного дальнобойного и шрапнели, а для двух последних 186 и 120 кабельтовых соответственно (для шрапнели дальность стрельбы определяется временем самоликвидации дистанционного взрывателя).

Сравнительные тактико-технические характеристики трехорудийных башенных артиллерийских установок отечественных и зарубежных линкоров и тяжелых крейсеров

Основные ТТХ Название корабля, страна и год разработки
305/52 «Гангут» Россия 1909 305/46 «Джулио Чезаре» Италия 1909 305/54

«Кронштадт» СССР 1938

305/50 МК-8

«Аляска» США 1939

305/61 СМ-31

«Сталинград»

Калибр, мм 304,8 304,8 304,8 304,8 304,8
Длина оруд., кал. 52 48" 54 51* 61
Масса орудия с затвором и казенником, т 50,7 62,5 72,8 55,3 80,3
Масса бронебойного снаряда, кг 470,9 452,0 471,0 516,5 467,0
Масса заряда, кг 132 150 182 123 200
Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с 762 840 900 762 950
Диаметр по шарам погона, м 9,1 8,5 9,7 8,2 9,9
Общая масса установки, т 950 970 1184 1050 1370
Максимальный темп стрельбы, с 30-40 30-40 19-24 20-25 18-22
Углы ВН, град. -5+25 -5+20 -3+45 -3+45 -5+50
Угловые скорости по ГН/ВН, град./с 3,2/4 3/4 5/10 5/12 4,5/10
Наибольшая дальность, кб 132 133 260 193 290
Бронирование, мм: лобовое 203 280 305 325 240
боковое 203 229 125 133 225
крыша 76 76 125 127 125
Бронебойное действие по верт./гор. броне, мм. на дистанциях: 352/17 380/15 533/14 512/21 595/14
100 кб 207/60 230/50 375/44 323/77 432/36
150 кб 127/140 152/108 280/88 231/130 312/73

* В Европе и Америке при индексации артсистем указывается длина ствола, в которую не входит длина затвора.

корабль несмотря на все усилия личного состава и АСС флота через полтора часа перевернулся вверх килем и скрылся под водой. К чести артиллеристов носовых башен главного корабля следует отметить, что благодаря их грамотным и самоотверженным действиям была исключена опасность взрыва их боезапаса.

Вскоре после этой катастрофы последовало решение ЦК КПСС и СМ СССР о незамедлительном исключении из состава флота всех устаревших кораблей... В феврале 1956 года «Октябрьскую Революцию» и «Севастополь» исключили из списков боевых кораблей ВМФ СССР.

Российской 305-мм трехорудийной башне принадлежит видное место в истории развития боевых средств отечественного флота. Она верно служила ему в годы четырех войн, служит и сегодня: четыре башни линкора «Полтава» продолжают оставаться на огневых позициях

береговых батарей под Севастополем и Владивостоком...

В книге освещена история проектирования, строительства и боевой службы германских дредноутов – линейных кораблей типа "Нассау". Подробно дано описание устройства этих кораблей. Описаны морские операции и сражения первой мировой войны и, в первую очередь, Ютландского боя, в котором участвовали эти корабли.

Артиллерия главного калибра

Артиллерия главного калибра

На линкорах типа "Нассау" артиллерию главного калибра из двенадцати 280-мм скорострельных морских орудий (типа SKL/45 с длиной канала ствола 45 калибров – 12600 мм в башенных лафетах на поворотной орудийной платформе образца 1907 г.) попарно установили в шести статически уравновешенных (отбалансированных) орудийных башнях. Важным нововведением было применение на них башенных дальномеров.

Орудия разместили на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения в башенных установках новой конструкции. Согласно Conwey , вес ствола 280-мм орудия с затвором составлял 39,17 т, против 58 т 305-мм орудия линкора "Дредноут".

Каждый орудийный ствол имел для отката салазки. Лафеты установили во вращающиеся орудийные столы, опиравшиеся на расположенные в неподвижных основаниях барбетов шаровые опоры.

Согласно Conwey , угол возвышения составлял + 20° с дальностью стрельбы 20400 м (110 кбт.); согласно Groner и источнику , угол снижения стволов орудий -6°. угол возвышения +20° с дальностью стрельбы 18900 м (102 кбт.). позже, с принятием на вооружение нового снаряда, дальность стрельбы увеличилась до 20400 м (110 кбт.); согласно источнику . угол возвышения +20° с дальностью стрельбы полным зарядом 21000 м (113 кбт.).

Установки обеспечивали угол возвышения орудий +20°, угол снижения для бортовых башен -6°, а для башен в оконечностях -8°, поскольку на кораблях были установлены башни двух (имевших некоторые отличия)типов.

Бортовые башни более раннего выпуска носили литерное обозначение Drh.L.C/06 – вращающийся лафет образца 1906 г. и занимали пространство до броневой палубы, установленные по ДП башни Drh.L.C/07 – вращающийся лафет образца 1907 г.. занимали пространство до нижней палубной платформы.

Основные различия были вызваны тем. что бортовые башни, несмотря на большую ширину корабля, из-за недостатка места пришлось устанавливать так, что барбеты почти касались бортов корабля. Вследствие этого нельзя было расположить транзитные элеваторы между погребом боезапаса и башней, поскольку элеваторы и загрузочная камера попали в район противоминной защиты. Вместо этого спроектировали и установили бронированные элеваторы, которые проходили из находящегося за противоминной переборкой погреба боезапаса в расположенную под погоном башни батарейную палубу.

Снаряды и заряды поднимали из находящегося в подводной части корабля погреба боезапаса по вертикальному бронированному элеватору на батарейную палубу, расположенную ниже вращавшейся вместе с башней орудийной платформы. Там, внутри барбета боеприпасы выгружали из элеватора, перевозили на специальной тележке на то место, где располагался подъёмник в башню, который подавал их на линию заряжания для последующей его досылки в канал ствола. Таким образом создали перегрузочную камеру.

Другую конструкцию использовали для 280-мм орудийных башен линейных крейсеров и спроектированных позднее 305-мм орудийных башен. Вскоре после 1890 г. начали применять вращающуюся орудийную платформу с подвешенным к ней элеватором боеприпасов. Впервые её установили на английском броненосце "Цезарь" (1895 г.) и в Германии на двух первых броненосцах типа "Кайзер" частично (носовые башни), на трех остальных полностью.

Здесь перегрузочная камера имела другую конструкцию и расположение: она и нижний элеватор, который выходил из погреба боеприпасов позади орудий, подвешивались к погону башни и вращались вместе с ней. Соединяющим звеном между погребом боеприпасов и бронированным подъемно-транспортным устройством в погребе боеприпасов был так называемый круговой вагон, то есть узкая вращающаяся платформа в погрузочном помещении погреба. При этом получалась значительно большая скорость стрельбы (три выстрела в минуту на ствол), чем при транзитном элеваторе, когда каждый раз производились две перегрузки на пути из порохового погреба до орудия.


Линейные корабли типа "Нассау"

(Поперечный разрез корпуса в районе миделя с указанием отсеков конструктивной подводной защиты)

Этому преимуществу сопутствовал тогда ещё неизвестный недостаток конструкции, проявившийся при попадании снаряда в скопление зарядов в перегрузочной камере. На линейном крейсере "Зейдлиц" в бою у Доггер-Банки 24 января 1915 г. это привело к выходу из строя башни и тяжёлым людским потерям. На 380-мм орудийных башнях линкора "Баерн" с самого начала отказались от перегрузочных камер, поскольку манипуляции со снарядами и зарядами такого большого веса были невыполнимы. Снова были установлены транзитные элеваторы и удовлетворились меньшей скорострельностью. Этот, различающийся только в деталях, способ подачи боеприпасов башен главного калибра сохранился до конца постройки линейных кораблей, поскольку он оказался наиболее целесообразен.

В целях унификации, чтобы иметь одинаковый тип башен на корабле, для "Нассау" и "Вестфалена" выбрали бронированные элеваторы, так-же и для расположенных по ДП башен. Однотипные с ними линкоры "Рейнланд" и "Позен" получили концевые башни уже с подвешенными к погонам элеваторами и перегрузочными камерами. Точно такие же бортовые башни смогли установить на следующем за ними линкоре "Остфрисланд", но уже дальше от борта вследствие большей ширины корабля.

Для более тщательной и надёжной работы всей башни, ускорения подачи боеприпасов, поворота башни и наводки орудия требовалось применение электрических или гидравлических приводов. В отличие от ранее построенных додредноутов, имевших башни с гидравлическим приводом, на новых кораблях немцы выбрали систему горизонтальной и вертикальной наводки с электроприводом. Электродвигатели соответствующей мощности установили на лафетах и поворотной орудийной платформе. Кроме того, наведение орудий можно было осуществлять и вручную.

В погребах боезапаса снаряд, основной и добавочный полузаряды перемещали при помощи механических устройств и приспособлений. Из погреба их подавали в перегрузочное отделение с помощью жёстких двойных подъёмников с электроприводом (элеваторов) или вручную. Отсюда при каждом заряжании посредством расположенного на лафете подъёмника с электроприводом боеприпасы поднимали в башню. В каждой башне имелось четыре подъемника, два для снарядов и два для зарядов. Для каждого ствола в качестве резервного имелся вспомогательный элеватор, осуществлявший подъём из перегрузочного отделения. Кроме того, все подъёмники и элеваторы имели ручной привод.

В перегрузочном отделении на батарейной палубе боеприпасы доставляли специальными транспортными устройствами в подъёмник и с его помощью к орудиям. Механизм для перегрузки боеприпаса в перегрузочное отделение разместили внутри башенного подкрепления. Для возврата боеприпаса в погреб и для смены типа снаряда снаружи башни предусмотрели подъёмник с ручным приводом, а для обмена снарядов между башнями использовали рельсовый путь на батарейной палубе. Для этой же цели в средней продольной переборке погребов боезапаса между 41 и 46-м шп. и 62 и 67- мшп. установили водонепроницаемые двери.

Погреба боезапаса расположили под башнями. Для перемещения боеприпасов в погребах использовали лебёдки как ручные, так и с электроприводом. Из погреба боеприпасы подавались с помощью подъёмников с электроприводом или вручную. В качестве резервного использовали лебёдки с ручным приводом. Рельсовый путь на промежуточной палубе, двери и сквозные проходы в подбашенных подкреплениях обеспечивали возможность транспортировки боеприпасов между отдельными башнями.

Во всех башнях снарядные и зарядные погреба расположили в подбашенном отделении. Снаряды и заряды хранили в стеллажах. Снарядные погреба находились на днище трюма под размещёнными на палубных платформах зарядными погребами, сгруппировав их ближе к ДП.

Погреба боеприпасов оборудовали рефрижераторными установками (кроме снарядных погребов бортовых башен), искусственной вентиляцией, и их можно было при необходимости затопить пли осушать посредством гибкого прорезиненного рукава.

Не возникло особенных вопросов п в отношении размещения башен. Все предшествующие проекты предполагали одинаковое расположение главной артиллерии, или как тогда говорили, "шесть башен по углам шестиугольника". Казалось, ничто иное никогда не будет приниматься во внимание.

В Англии при проектировании "Дредноута" и следующих за ним линкоров при расположении орудийных башен большое внимание уделялось направлению действия дульных газов при стрельбе. Конечно, в любом флоте этот фактор принимался во внимание, но для Англии он имел особенно важное значение, так как конструкция и месторасположение башенного колпака для установки прицела английских орудийных башен оказалось очень неудачным из- за воздействия на него дульных газов от орудий соседних башен. Это явилось основанием для знаменательного, но малоизвестного факта, отмеченного О. Парксом: "До линкоров типа "Куин Элизабет" на английских линкорах не смогли применить линейновозвышенное расположение башен. При этом были упущены существенные выгоды подобного расположения" (O. Parkes. "British Battleships").

Иначе к этому вопросу подошли в США. В ходе разработки проекта линкоров типа "Мичиган" здесь провели ряд опытовых стрельб, в результате которых выяснилось, что существовавшее до этого специальное прикрытие колпаков не выдержало испытаний. Был предпринят ряд специальных мер, направленных на ликвидацию этого недостатка, включая экранирование башенных колпаков по боковым стенкам. Это позволило создать корабль, ставший первым к мире линкором с классическим расположением двух линейно-возвышенных орудийных башен по оконечностям корабля.

В Германии смогли провести подобные испытания несколько позже, специально для линкоров типа "Кайзер", когда было решено применить на них линейно-возвышенные башни. Опыты проводились на полигоне Меррен, где уже была смонтирована башенная установка с двумя 280-мм орудиями для испытания брони последующих башенных установок. Во время проведений стрельб полученные замеры давления внутри башни, особенно в районе башенной амбразуры, показали, что стрельбу поверх крыши находящейся впереди башни можно вести без всяких опасений. В это время в строю флота Открытого моря уже почти год числился линейный крейсер "Мольтке" с линейно-возвышенным расположением кормовых башен.

Что касается линейно-возвышенного расположения башен на первом американском дредноуте "Мичиган", то в основе его проекта лежало не стремление получить возможно большие углы обстрела, а мощный бортовой залп при ограниченной длине цитадели и всего корабля вследствие жёсткого ограничения в водоизмещении (16 000 т), разрешенные Конгрессом США для новых линкоров. Не случайно, что подобное расположение башен стало классическим для линкоров гораздо позже, но ещё до этого были опробованы различные промежуточные решения – диагональное размещение средних башен, возвышенные башни в корме и другие.

К линейно-возвышенному расположению немцы и англичане, как и все другие страны, кроме США, ещё не пришли. Принятая же для проекта большая ширина корабля вполне позволяла разместить башни как это было сделано, чтобы иметь "огневой резерв" – так или примерно так размещались башни главного и промежуточного калибров на большинстве кораблей во всех флотах мира. Если исходить из этих соображений, то сходное размещение орудийных башен на линкорах "Дредноут" и "Нассау" можно хоть как-то объяснить, хотя оно. несомненно, означало нерациональное увеличение веса и личного состава, на "Дредноуте" меньше, на "Нассау" больше.

Таким образом, и англичане и немцы, учитывая опыт постройки и эксплуатации линкоров "Дредноут" и "Нассау", пришли к выводу, что в дальнейшем каждой орудийной башне необходимо создавать максимально допустимый сектор обстрела и всем башням обеспечить возможность ведения огня на оба борта. На артиллерию среднего калибра этот принцип не распространялся, поскольку небольшие потребности в весе и личном составе позволяли устанавливать её на корабле в значительном количестве.

У кормовой башни "D" ось вращения на всех линкорах располагалась по ДП на 23 1/2-м шп., у носовой башни "А" ось вращения располагалась по ДП на 83 1/2-м шп.. в передних бортовых башнях "В" (ПрБ) и "F" (ЛБ) оси вращения располагались на 64 1/2-м шп. и на 8,4 м от ДП. и в задних бортовых башнях "С" (ПрБ) и "Е" (ЛБ) оси вращения располагались на 43 1/2-м шп. и на 8,9 м от ДП. Расстояние между осями вращения носовой "А" и кормовой " D " башен составляло 72 м. между осями кормовой " D " и задних бортовых "С" и "Е" 24 м, между осями задних "С" и " Е" и передних "В" и " F " бортовых 25,2 м. между осями последних и носовой башни "А" 22,8 м.

Расстояние между осями вращения носовой "А" и кормовой "D" башен составляло 72 м. что с учетом внутреннего диаметра барбета 7,8 м требовало установки главного броневого пояса длиной не менее 79.8 м (фактически установили пояс длиной 78 м или 54% длины корпуса по КВЛ). против, соответственно. 67,8 м и 56% длины корпуса между перпендикулярами у додредноута "Дёйчланд" и около 90 м и 58% по КВЛ у линкора "Дредноут".

На линкорах типа "Нассау" сектора ведения огня башен составляли 280° для кормовой и носовой башен и 160° для всех бортовых. В сумме это составляло 1200° или по 200° на башню. При этом в различных секторах ведения огня действовало разнос число орудий. Погонный огонь в секторе 355°-5° (10°) и ретирадный в секторе 175°-185° (10°) могли вести шесть орудий. В секторе 5°-25°(20°) четыре орудия. 25°-40° (15°) шесть, 40°-140° (100°) восемь, 140°-155° (15°) шесть, 155°-175° (20°) четыре, ретирадный 175°-185° (10°) – шесть, 185°-205° (20°) четыре, 205°-220° (15°) шесть, 220°-320° (100°) восемь, 320°-335° (15°) шесть, 335°-355° (20°) четыре. Причём восемь орудий действовали в двух секторах обстрела, суммарно 200°; шесть в шести секторах обстрела, суммарно 80°; четыре в четырёх секторах обстрела, суммарно 80°. Погонный огонь в секторе 60° и ретирадный 40° могли вести четыре орудия.

На линкоре "Дредноут" сектора ведения огня башен составляли 285° для носовой башни. 300° для кормовой. 180° для двух бортовых и два сектора по 130° для четвертой башни. В сумме это составляло 1205° или по 241° на башню. При этом в различных секторах ведения огня действовало разное число орудий. Строго по носу и корме огонь могли вести шесть орудий. В секторе 0°-30° четыре орудия, 30°-142°30" (112°30") восемь, 142°30"-160° (17°30") шесть, 160°-200° (40°) четыре, 200°-217°30" (17°30") шесть, 217°30"-330° (112°30") восемь, 300°-0° (30°) четыре. Причём восемь орудий действовали в двух секторах обстрела суммарно 225°; шесть в двух секторах суммарно 35°: четыре в четырёх секторах суммарно 100°.

При высоте осей орудий над палубой 2,34 м высота осей орудий над КВЛ составляла для носовом башни "А" "Нассау" 7,75 м ("Позен" и "Рейнланд" 7.815 м), кормовой "D" "Нассау" 7,65 м ("Позен" и "Рейнланд" 7,745 м) и всех бортовых "Нассау" 7,6 м ("Позен" 7.715 м, "Рейнланд" передних "В" и "F" 7,725 м и задних " С " и " Е " 7,715 м).

Орудия стреляли двумя ("Рейнланд" тремя) типами снарядов одинакового веса по 305 кг (согласно Conwey , 302,4 кг) с начальной скоростью у среза ствола орудия 820 м/с.

Общий боекомплект (боевой запас) артиллерии главного калибра составлял 900 выстрелов (75 на ствол). Согласно источникам и , штатный боезапас "Нассау" и "Позен" включал 720 полубронебойных снарядов длиной 3,2 калибра (896 мм) с донным взрывателем и 180 сплошных стальных снарядов (болванок) длиной 3 калибра (840 мм), соответственно, 60 и 15 на ствол; согласно источнику , штатный боезапас "Рейнланд" равнялся 180 фугасных L/3,2 длиной 3,2 калибра (896 мм). 540 полубронебойных L/3.2 и 180 сплошных стальных снарядов (болванок) L/3. соответственно. 15, 45 и 15 на ствол, а также 900 полных зарядов (Pulverladung) к ним, против 800 или по 80 на ствол у линкора "Дредноут".

Полубронебойный снаряд длиной 3,2 калибра (896 мм) с донным взрывателем имел разрывной заряд (2.88) кг (2%). Окраска: красный с чёрной головкой. Второй тип длиной 3 калибра (840 мм) представлял собой сплошной стальной снаряд (болванку) с бронебойным колпачком. Окраска: голубой с чёрном окантовкой.

Единый для всех снарядов полный заряд состоял из основного полузаряда и добавочного. Важной особенностью было применение латунных гильз для основных полузарядов. Для добавочных полузарядов по-прежнему применялись двойные шелковые картузы и латунные пеналы, из которых заряды вынимались только перед заряжанием. Вес полного заряда равнялся 144,6 кг, включая 99 кг пороха марки RPC/06 (Rohrenpulver) образца 1906 г. Основной полузаряд весил 119 кг, включая 75 кг трубчатого (макаронного) пороха и гильзу весом 44 кг, добавочный 25,6 кг. включая и 24 кг пороха и шелковый картуз, против 117 кг кордита MD-45 (нитроцеллюлозного бездымного пороха) у линкора "Дредноут".

Сплошной стальной снаряд (болванка) длиной 3 калибра на дистанции 1000 м под углом встречи 60-90° пробивал 600-мм плиту прокатанной железной брони. 420-мм плиту брони-компаунд и 300-мм плиту поверхностно закалённой стале-никелевой брони. Полубронебойный снаряд длиной 3,2 калибра с донным взрывателем при попадании в плиту закалённой стале-никелевой брони под углом встречи 90° на дистанции 4000 м пробивал 413-мм плиту, на дистанции 8000 м – 319-мм. По официальным немецким данным, пробивная способность орудия у дульного среза составляла для стальной плиты 889 мм.

Сила отдачи орудия при стрельбе полным (основной и добавочный полузаряды) зарядом составляла 220 т, уменьшенным (основной полузаряд) 130 т. Конструкция 280-мм орудия обеспечивала прицельную скорострельность три выстрела в минуту.






На линкоре "Рейнланд": до (два фото вверху) и во время стрельб

Фотография, присланная читателем, является иллюстрацией вопроса. Насколько целесообразно было размещать орудия ПВО на башнях главного калибра линкоров и как зенитчики могли вести огонь по самолетам в бою, если велась стрельба из ГК?


Вопрос не просто интересный, а бьющий наповал. Признаюсь, пришлось перелопатить изрядное количество материалов, чтобы сложилась более-менее нормальная картинка.

Но начну издалека. С Первой мировой, когда на арене сражений появился самолет. И когда все поняли, что с этой стрекочущей этажеркой из фанеры, ткани и расчалок надо считаться. Ибо теперь с неба могло прилететь, и прилететь неприятно. А главное, зачастую более точно, нежели артиллерийский снаряд.

Соответственно, был дан клич «Линкоры, вооружайся кто чем может!», так как гроза морей и океанов линейный корабль оказался наиболее беззащитен перед атаками с воздуха. Размеры, маневренность, скорость - все это играло на руку летчикам.

И линкоры начали спешно обрастать стволами, направленными в зенит.

Так как первыми попали под модернизации ПВО ветераны Первой мировой войны, то немудрено, что устанавливать орудия ПВО стали на башнях ГК. Больше вменяемого места на дредноутах не было. Первыми это начали делать англичане, за которыми последовали все остальные.

На башнях ГК англичане начали монтировать 76-мм пушки, мачты, посты и прочие возвышенности достались пулеметам. За англичанами потянулись все остальные.


Итальянский "Джулио Чезаре"

Вполне логичное решение. Ведь зенитчикам того времени требовалось что? Правильно, обзор пространства. Посты управления зенитным огнем (ПУАЗО) появились несколько позже.

Правда, в интервале между Первой и Второй мировыми войнам выяснилось, что башня ГК - далеко не самое лучшее место для ПВО. Потому что действительно, находиться там во время стрельбы орудий ГК было просто нереально и губительно для здоровья. В боевых уставах стран вообще предписывалось полное отсутствие экипажа на палубе во время стрельбы главного калибра.

У консерваторов-англичан долгое время была в ходу инструкция для расчетов ПВО, которые по сигналу ревуна должны были покинуть свои места и укрыться в башенном каземате. При тогдашней скорострельности в 1-2 выстрела в минуту - то еще удовольствие…

Однако все здравомыслящие военные деятели того времени понимали, что вражеская авиация вряд ли будет ждать, пока корабль противника отстреляется, чтобы начать атаку. И в середине 30-х годов орудия ПВО стали покидать башни ГК.


ЛК "Литторио" (Италия)


ЛК "Ришелье" (Франция)


ЛК "Ямато" (Япония)


У "Ямато" на второй и третьей башнях были мелкокалиберные установки, на тыльной части, но их было всего 4, в сравнении с общим количеством стволов ПВО незначительно.


ЛК "Нельсон" (Великобритания)


ЛК "Бисмарк" (Германия)


Все новейшие линкоры Второй мировой уже были с "чистыми" башнями.

Вторым ответом морской авиации стало появление так называемого универсального орудия, способного выполнять как роль вспомогательного калибра, так и ПВО.

Это была уже иная концепция вооружения. Вспомогательные орудия покинули бортовые казематы и разместились в бронированных башнях на палубе. Линкоры приобрели иной облик, скажем так, целей на палубах прибавилось, но получили взамен крупнокалиберную (до 127-мм у англичан и американцев и до 150-мм у немцев) зенитную артиллерию дальнего действия.

Плюс всюду, куда можно было воткнуть, устанавливались зенитные автоматы мелких калибров, от 20 до 40 мм.

Рекордсменом в части зенитной артиллерии стал, однозначно, «Ямато». 12 двухорудийных башен калибром 127-мм, 53 трехствольных автомата калибром 25-мм. Что не помогло, и суперлинкор вчистую проиграл американской палубной авиации.

Возвращаемся к непосредственной теме вопроса. О наших линкорах и их ПВО. Которого до 1938 года, в общем-то, и не было.


"Гангут". Еще в российском флоте. Зениток не наблюдаем...


"Петропавловск". Та же картина

Ни для кого не является секретом, что с анализом итогов Первой мировой войны в СССР было примерно так же, как с ПВО. То есть, очень плохо. Все, чем располагал наш флот - это 76-мм и 45-мм зенитные пушки и 37-мм автоматы. Но автоматическая 37-мм пушка 61-к, по сути, копия шведского 40-мм «Бофорса», появилась только в 1938 году.

До 1938 года все, чем обладали наши линкоры, это 76-мм зенитные пушки Линдера и пулеметы. Но в течении нескольких лет корабли прошли модернизацию, которая коснулась и ПВО. Лучшим по этому показателю стал линкор «Парижская Коммуна» - «Севастополь».

На него было установлено:
- 6 штук 76-мм зенитных полуавтоматических орудий образца 1931 года, изготовленные по технологии немецкой фирмы «Рейнметалл» (7,5 cm Flak L/59);
- 16 автоматов 61-к калибром 37-мм;
- 16 пулеметов ДШК.

Над "Октябриной" тоже поработали.

Довольно сносно, если не смотреть на иностранных коллег. Для примера я решил взять английский линкор «Ройял Соверен», он же «Архангельск», который в 1944-49 годах проходил службу в рядах Северного Флота.

Как я не раз уже замечал, хороший корабль британцы бы не отдали. Так и здесь, линкор с 1942 по 1944 гг. простоял в резерве, так как Адмиралтейство считало его ни на что уже не годным. Потому отдали нам.

Против авиации противника «Архангельск» был вооружен:
- 8 орудиями «Виккерс» калибра 102 мм в четырех двухорудийных щитовых установках;
- 24 автоматическими орудиями «Виккерс» калибра 40 мм в двух восьмиствольных и двух четырехствольных установках;
- 60 автоматическими орудиями «Эрликон» калибра 20 мм (46 в спаренных и 14 в одноствольных установках).

Почувствуйте, как говорится, разницу. А это, замечу, ровесники. «Ройял Соверен» вошел в состав флота в 1916 году, «Севастополь» - в 1914-м…

Но вся проблема в том, что наши линкоры не могли себе позволить такое ПВО. Вся «начинка» у «Севастополя» осталась все такой же, на уровне 1-й мировой войны. А «Архангельск» имел радары, которые позволяли обнаружить цели намного раньше, чем наблюдатели «Севастополя» и скорректировать огонь ПВО.

Так что «Севастополь», который, по сути своей, играл на Черном море роль ночной плавучей артбатареи, мог позволить себе разместить орудия ПВО на башнях ГК.

Цитата из «официальной биографии»: «В период боевых действий на Чёрном море: линкор совершил 15 боевых походов, прошёл, в сложных боевых условиях, около 8 тысяч миль (7700 миль); его орудия главного калибра произвели 10 стрельб (более 3 тыс. выстрелов) по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове; его зенитная артиллерия участвовала в отражении 21 атаки авиации противника, сбив 3 самолёта; в результате эффективных мер, принимаемых командованием флота и лично командующим Черноморской эскадрой, корабль не получил ни одного серьёзного повреждения».

«Меры, принимаемые командованием» - это базирование в Поти и Батуми, до которых немецкие бомбардировщики не могли долететь в принципе. Плюс "работа" в темное время суток. С соответствующей эффективностью...

Балтийским коллегам «Севастополя» повезло меньше. Использование «Марата» и «Октябрьской революции» в Финском заливе в качестве артиллерийских батарей привело к известным результатам.

Хотя на Балтике определенные выводы после того, как «Марат» перестал быть кораблем, сделали.

Резюме: размещение ПВО на башнях главного калибра советских линкоров было связано не с желанием сделать расчеты ПВО инвалидами, а обусловлено многими факторами:

1. Отсутствие радаров и возможности полноценного управления огнем ПВО.
2. Отсутствие возможности установить универсальные орудия (из-за четырехбашенной компоновки для них просто не было места) в должном количестве.
3. Отсутствие в необходимых количествах зенитных автоматов.

Кстати, устаревшая уже на момент постройки компоновка башен русских линкоров фактически свела на «нет» все попытки хоть как-то усилить ПВО. Вот снимок «Октябрьской революции» после ремонта с установкой 130-мм универсальных орудий в башнях Б-13 и Б-2МЛ.

На следующем снимке, как видите, остатки "Марата". Тоже с модификацией.

В принципе, ПВО, размещенное на башнях главного калибра у плавучей батареи, - это нормальное решение. Ибо если идет налет вражеской авиации, то главный калибр может и не стрелять. Настоящему линкору (коими наши линкоры никак не являлись) приходилось сложнее. Это доказали «Ямато», «Принц Уэльский» и многие другие корабли.

Невероятно, но факт: российские/советские линкоры класса «Севастополь» («Петропавловск»/«Марат», «Гангут»/»Октябрьская революция» и «Севастополь»/«Парижская коммуна») в течение Первой и Второй мировых войн ни разу не вступали в бой с кораблями противника.

Но это уже больше по теме наших флотоводцев-адмиралов.

В итоге страны, имеющие на вооружении и использующие по назначению линкоры, довольно быстро отказались от неудобной практики размещения орудий ПВО на башнях главного калибра. Так как советские линкоры являлись по сути плавучими артбатареями крупного калибра, то они могли позволить себе, исходя из задач, размещать ПВО на башнях ГК. Боевые задачи, выполняемые этими кораблями, не предусматривали одновременного отражения атак авиации противника и ведения огня главным калибром.

представьте себе, что вы смотрите на линейный корабль сбоку, и тогда вы увидите его стройные и очень высокие очертания: высота корабля-13 этажей современного дома-«небоскреба». Эта высота как бы несет на себе верхнюю боевую палубу корабля, его оружие. И именно под этой палубой, за толщей надводного и подводного бортов, по всей огромной длине, ширине и высоте корабля расположилось все то в устройстве, оборудовании и хозяйстве корабля, что должно обеспечивать быстрейшее передвижение его оружия и помочь наилучшему применению его в бою. Громада корабля на плаву вытесняет больше 50 000 т воды. Такое количество воды может вовсе затопить небольшой город, примерно в 1 ООО домов. Эти 50 000 т (точнее 52 600 т) и составляют полное водоизмещение крупнейшего современного линейного корабля (с запасами пресной воды и топлива).

На этом «пловучем острове» обитает и работает - обслуживает устройства и оружие корабля - около 3 000 людей, матросов и офицеров.

Мощь линейного корабля кроется в силе его артиллерии. Наступательная, тяжелая артиллерия линейного корабля состоит из 8-12 орудий очень крупного калибра, Она, эта артиллерия, называется еще и «главной» или «главным калибром». До сих) пор еше не существует линейного корабля, у которого глав-ный калибр был бы больше 406 мм (16 дюймов) или меньше 305 мм (12 дюймов). При калибре в 406 мм число главных орудий на новейших линейных кораблях пока еще не превышает девяти. Эти орудия огромны:, на стволе можно усадить в ряд сорок матросов, а в дуло втиснуть взрослого человека. Вес такой пушки 125 т. Снаряд, если его поставить на дно, выше человека среднего роста, а вес его--больше тонны. Но энергия выстрела так велика, что эТа тяжесть летит вдаль больше чем на 40 км. Ее выбрасывает из ствола орудия невероятная сила -на каждый квадратный сантиметр площади дна снаряда давит сила в 2,5-3 т. Но площадь дна снаряда - это 1 300 кв. см. Это значит, что снаряд выбрасывается силой до 4 000 т. Вот почему в момент вылета из дула начальная скорость снаряда - это километр в секунду, и даже в конце дистанции скорость полета снаряда немного меньше полукилометра в секунду. Эти огромные скорости полета и придают снарядам главного калибра ту чудовищную ударную и разрушительную силу, которую испытали на себе гитлеровцы под Ленинградом. Залп всех орудий главного калибра - это 10 т стали и взрывчатых веществ, выброшенных в воздух и направленных в противника. Подсчет энергии удара (если все девять снарядов одновременно попали в цель) дает в итоге около 80 000 000 кг/м Вот почему главный калибр легко пробивает на значительных расстояниях даже наи более толстую броню.

Где же разместились на линейном корабле орудия-гиганты? На верхней палубе по средней продольной линии расположены три-четыре огромные стальные «коробки» трапецевидной формы. Они опираются на цилиндрические основания - барабаны - и могут вращаться вокруг них.) В передней стенке «коробки» два-три, иногда четыре отверстия - амбразуры Из каждой амбразуры на несколько метров вперед торчит стВол орудия-гиганта* Задняя же, «казенная» часть орудия скрывается внутри «коробки». Там же сосредоточены механизмы управления ее вращения и движения ствола орудия. Эти «коробки» - главные башни линейного корабля, в которых размещаются орудия главного калибра.

На некоторых линейных кораблях (старой конструкции) все главные башни сосредоточены в носовой части, в других (более новых)---и в носовой и в кормовой части, чтобы можно было вести огонь по противнику при отступлении.

Но коробка, которая расположена над палубой, - это еще не вся башня, а только ее верхний «этаж». Глубоко вниз, в недра корабля, уходит ствол башни, еще несколько «этажей». И, чтобы понять устройство и работу башни, зна комство с ней Надо начинать с нижнего «этажа».

Там, в первом «этаже», помещаются артиллерийские погреба для снарядов и зарядов. Специальные механизмы помогают артиллерийской команде быстро подавать снаряды и заряды к нижним подъемникам, которые доставляют боеприпасы на Второй, «этаж», в перегрузочное отделение. Здесь рх перегружают на верхние подъемники, которые подают снаряды и заряды к орудиям на самый верхний, четвертый «этаж» Непосредственно под верхней боевой частью башни, на ее третьем «этаже», расположено рабочее отделение, где помещают-

путем артиллеристы корабля обеспечи вают это?

ЛинеййЫй корабль имеет две мачты переднюю (фок-мачту), она расположена ближе к носу, и заднюю (грот-мачту) - поближе к корме. Фок-мачта линейного корабля совсем непохожа на обычную судовую мачту. Она представляет собой грузную башнеобразную надстройку, со всех сторон точно облепленную площадками, балкончиками и пристроенными за крытыми помещениями-рубками.

На самом верху этой мачты находится особый Пост» его называют «командно дальномерным». Отсюда и начинается сложная и в то же время четкая система точного наведения орудий на цель и управления стрельбой. Здесь находится офицер, командующий стрельбой главного калибра, здесь, же находятся наблюдательные средства и приборы, с помо щью которые определяются данные для Наведения орудий на цель.

Если Цель очень далека и недостаточно наблюдения с командно-дальномерно го поста, артиллеристам помогают самолеты-разведчики и корректировщики. Число их на некоторых линейных кораб пях доходит до четырех. Для них имеют

ся механизмы Заряжания и наведения орудий И, наконец, в самой «коробке» на четвертом «этаже», в боевом отделе нии башни, на очень массивных и проч ных металлических балках укреплены орудийные станки, на которых и смой тированы пушки*гиганты. Здесь же, не посредственно у орудий, находятся при воды управления механизмами заряжания и наведения орудий и приборы управления стрельбой.

Легкие движения рукояток и штурва лов - и начинается точная иолуавтома тическая работа механизмов башни. Снаряды и заряДы поднимаются в боевое отделение и в течение немногих секунд исчезают в каморах орудий (камора - гладкостенная часть канала ствола, в которой помещается заряд). Плавно, легко и быстро вращаются 2 000 т металла башни, устанавливаются на опре деленный, угол стволы орудий. Все готово к выстрелу. Через каждые 15 се кунд офицер, управляющий стрельбой, может направить в противника залп из нескольких орудий* Но необходимо до биться того, чтобы этот сокрушающий удар точно и сосредоточенно попал в цель, а не уПал бы в море Каким же

ся на палубе и ангары и своего рода «аэродромы» - устройство, выбрасывающее их в воздух, - оно называется «катапультой» по сходству своего действия С метательным орудием Древности и средних веков.

Получив данные наблюдения, управляющий стрельбой решает задачу наве дения орудий. Но как быть дальше, как передать эти решения в орудийные башни?

Здесь нужна необычайная скорость и точность передачи В этом трудном положении Морских артиллеристов выручили высшие достижения современной техники управления механизмами На расстоянии-телемеханика. С помощью телемеханики удалось создать систему так называемой «центральной наводки» Б чем она заключается?

От приборов командно-дальномерного поста тянутся вниз провода - электри ческие «нервы» центральной наводки Заключенные в бронированную трубу, они проходят сквозь всю высоту фок-мачты, тянутся дальше к так называемому «центральному посту», который прячется глубоко в недрах корабля, ниже ватерлинии. В помещении централь

Башня орудии главного калибра современного линкора: / - орудие, электрически управляемое на расстоянии, 2 - гидравлический подъемник для снарядов, 3 - верхний пороховой погреб, 4 - нижний пороховой погреб, 5 , цепной подъемник для пороховых зарядов, в - механизм поворота башни



Читайте также: