Вооружение авиация. Авиационное вооружение

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ , средства поражения и обеспечивающие их боевое применение системы, устанавливаемые на летат. аппаратах (ЛА). К авиац. средствам поражения относятся: авиац. пулемёты и пушки с боеприпасами, управляемые и неуправляемые авиац. ракеты, бомбы и бомбовые кассеты, торпеды и мины. Системы, обеспечивающие применение средств поражения, включают установки и устройства для размещения средств поражения, а также для прицеливания и управления стрельбой (сбрасыванием, пуском).

Совокупность всех средств, относящихся к вооружению конкретного ЛА, наз. комплексом А. в. В зависимости от принципов действия и способов применения различают следующие виды А. в.: ракетное (см. Авиационная ракета), стрелково-пушечное (см. Авиационное стрелково-пушечное вооружение), бомбардировочное (см. Бомбардировочное вооружение), минно-торпедное (см. Мина, Торпеда) и специальное (ядерпые, а за рубежом и химические боеприпасы, выливные авиационные приборы, зажигательные баки и др.). Первым видом А. в. был пулемёт, установленный в опытном порядке на самолёте в 1911 (почти одновременно в России и во Франции). Авиац. бомбы были впервые применены итал. авиацией во время итало-тур. войны 1911 -12. Участвовавшие в балканской войне рус. лётчики бомбардировали в 1912 тур. крепость Адрианополь, сбрасывая вручную 10-кг бомбы.

В 1913 в России на самолёте был установлен прибор штабс-капитана В. И. Толмачёва для прицеливания при бомбометании. В том же году нем. инж. Франц Шнейдер запатентовал конструкцию синхронного пулемётного привода (синхронизатора), позволявшего стрелять из пулемёта через плоскость, ометаемую возд. винтом. Однако к началу 1-й мировой войны авиация пришла практически невооружённой - лётчики имели лишь личное оружие.

Самолёту отводилась в осн . роль разведчика. С первых же месяцев войны стала очевидной необходимость уничтожения самолётов пр-ка в воздухе и нанесения авиац. ударов по наземным (морским) объектам. Потребовались самолёты-бомбардировщики it истребители, оснащённые спец. оружием.

Первый истребитель рус. армии - двухместный самолёт С-16 (1915) - был вооружён неподвижным синхронным пулемётом, стрелявшим вперёд, и подвижным пулемётом для ведения огня в задней полусфере. В 191& франц. лётчик Г. Гинемер использовал в возд. боях 37-мм пушку, стрелявшую через пустотелую втулку винта. В России 37-мм пушка устанавливалась на гидросамолёте М-9; на бомбардировщике «Илья Муромец» пробовали применять 76-мм пушку.

В нач . 1917 в России появился коллиматорный прицел (см. Коллиматор), что повысило эффективность стрельбы истребителей. К концу войны вооружение истребителя состояло из 1-2 пулемёTOB; самолёты-разведчики и лёгкие бомбардировщики имели 1-2 неподвижных пулемёта для стрельбы впереди 1- 2 подвижных (турель-ных) пулемёта и могли брать до 200-300 кг бомб. На тяжёлых бомбардировщиках устанавливалось до 6-8 пулемётов, бомбовая нагрузка - 500-800 кг и более.

Пушкина самолётах были в единичных случаях. В годы Гражд. войны на вооружении сов. авиации состояли пулемёты иностр. систем. Начало развитию отечеств.

А . в. положила принятая в 1921 Советом Труда и Обороны программа, к-рая предусматривала создание необходимых типов вооружения, организацию их произ-ва и снабжение самолётов средствами возд. боя. Первый сов. серийный истребитель И-2 в 1926 был вооружён 2 синхронными пулемётами ПВ-1, созданными А. В. Надаш-кевичем на базе пулемёта «Максим». В 1928 сов. военная авиация получила турельный пулемёт ДА конструкции В. А. Дегтярёва.

Первый сов . цельнометаллич. бомбардировщик ТБ-1 в 1930 был вооружён 3 турельными установками со спаренными пулемётами ДА. В 1932 на вооружение был принят 7,62-мм авиац. пулемёт ШКАС со скорострельностью до 1800 выстр. /мин, не имевший равных в мире (конструкция Б. Г. Шпитального и И. А. Комарицкого). Пулемёты ШКАС с 1934 устанавливались на истребителях И-15 и И-16 (сначала 2, затем 4).

В 1936-38 успешно прошёл испытания авиац . пулемёт Ультра-Ill К АС с темпом стрельбы 3000 выстр. /мин. В 1936 Б. Г. Шпитальный и С. В. Владимиров создали 20-мм авиац. пушку ШВАК. В конце 1938 начались испытания 12,7-мм пулемёта ВС конструкции M. E. Березина.

В 1937-39 на вооружение истребителей приняты неуправляемые реактивные снаряды калибра 82 и 132 мм (РС-82, РС-132). В развитие отечеств. А. в. существенный вклад внесли сов. учёные H. E.

Жуковский, А. Н. Журавченко, Д. А. Вентцель, В. С. Пугачёв, Г. И. Покровский и др. К нач. 2-й мировой войны вооружение истребителя состояло из 2-3 пулемётов и 1-2 пушек; среднего бомбардировщика - 3-5 пулемётов или 1 пушки калибра 20 мм и до 4 пулемётов, 500-2000 кг бомб; тяжёлого бомбардировщика - 4-6 пулемётов или 1-2 пушек и до 4-5 пулемётов, бомбовая нагрузка до 4000 кг. В период 2-й мировой войны пушки (пулемёты) размещались, как правило, в фюзеляже.

На одномоторных самолётах стрельба осуществлялась с помощью синхронизатора через плоскость, ометаемую винтом, или через полый вал редуктора двигателя (для пушек). Установка оружия в крыле практиковалась реже, т. к. это сильно увеличивало рассеивание за счёт колебаний крыла при стрельбе. В начале войны на некоторых бомбардировщиках устанавливались турели с почти круговым обстрелом.

Впоследствии, с увеличением скоростей полёта, от них отказались. Стали применять неподвижное вооружение для защиты передней полусферы и подвижное для защиты задней полусферы. В ходе 2-й мировой войны в сявязи с ростом скоростей истребителей, усилением бронирования самолётов и протек-тированием (защитой) баков существенно снизилась эффективность огня 7,62-7,92-мм пулемётов по самолётам. На смену им пришли крупнокалиб. пулемёты и пушки с большой скорострельностью.

В ходе войны на вооружение сов. авиации поступили 23-мм пушки ВЯ конструкции А. А. Волкова и С. А. Ярцева, 12,7-мм пулемёты УБТ и 20-мм пушка (Б-20) M. E. Березина, пушки калибра 23 мм (НС-23) и 37 мм (НС-37) А. Э. Нудельмана и А. С. Суранова.

Увеличилось число пушек, устанавливаемых на самолёте . Так, на истребителях было 3-4 пушки (сов. Ла-7, нем. Me-109G2 и FW-190A3) калибра 20-23 мм. На амер. истребителях Р-39 устанавливали 37-мм пушки, а на сов. Як-9 - 37- и 45-мм.

Усилилось и вооружение бомбардировщиков. Так, сов. фронтовой бомбардировщик Ту-2 имел две 20-мм пушки, три 7,62-мм пулемёта и мог нести до 3 т бомб. На амер. тяжёлом бомбардировщике В-29 были одна 20-мм пушка и 10-12 пулемётов калибра 12,7 мм, бомбовая нагрузка до 12 т. В ходе 2-й мировой войны пушки стали осн. средством стрелково-пушечного вооружения истребителей и штурмовиков, а в ряде случаев также и бомбардировщиков. Появились радиолокац. прицелы и системы наведения, позволявшие осуществлять бомбометание по визуально не видимым целям (ночью, из-за облаков).

Бомбард, установки позволяли производить автомат, сброс бомб как одиночно, так и залпом или серией с заданным числом бомб и установленной величиной интервалов . Калибр бомб колебался в широких пределах - от 0,5 кг до 12 т. На вооружение сов. ВВС поступили противотанковые бомбы кумулятивного действия, разработанные А. В. Ларионовым. Широкое применение нашли бомбы и неуправляемые ракеты (снаряды).

В конце войны испытывались управляемые ракеты и бомбы . В послевоенный период появились новые средства поражения.

Широкое применение нашли управляемые и неуправляемые реактивные боевые средства. Поступили на вооружение бомбы и ракеты с ядерными зарядами. Истребители, состоящие на вооружении в 70-х гг., имеют упр. ракеты класса «воздух - воздух» различных типов (масса от 50 до 450 кг и дальность от 5-7 до 100 км), неупр. ракеты (в т. ч. с ядерным зарядом) для поражения возд. и наземных целей и скорострельные пушки (до 6000 выстр. /мин). Истребители-бомбардировщики (штурмовики) и такт, бомбардировщики могут применять бомбы с ядерными и обычными зарядами (общая бомб, нагрузка 3-5 т и более), различные типы упр. ракет (масса до 1 т и более, дальность стрельбы до 300 км), а также пушки и неупр. ракеты.

Стратег, бомбардировщики вооружены упр . ракетами класса «воздух - поверхность» (дальность до 1000 км и более), могут иметь ядерные и обычные бомбы, а также оборонит, вооружение - до 4 скорострельных пушек. Для подавления радиолокац. средств стратег, бомбардировщики могут применять упр. (самонаводящиеся) ракеты. Вертолёты огневой поддержки вооружены скорострельными пулемётами и гранатомётами.

Для борьбы с танками они имеют противотанковые упр. и неупр. ракеты (снаряды). Самолёты и вертолёты, предназначенные для уничтожения подводных лодок, вооружены самонаводящимися противолодочными торпедами, глубинными бомбами, упр. ракетами «воздух - поверхность».

Дальнейшее развитие А . в. базируется на новых достижениях науки и техники. Совр. комплекс А. в. - это совокупность взаимосвяз. устройств, ряд к-рых функционирует как при применении стрелково-пу-шечного, так и бомбард, или ракетного вооружения. Напр., на балочные держатели, входящие в установку бомбард, вооружения, могут подвешиваться контейнеры с пушками или ракетные пусковые устройства.

Обязательной принадлежностью комплекса является бортовая вычислит, машина - аналоговая или цифровая. Она выполняет матем. операции при решении задач прицеливания как при стрельбе, так и при бомбометании, производит выбор средств из имеющихся на ЛА, обеспечивающих макс, эффективность поражения цели. Структура комплекса А. в. и характеристики его составных частей определяются боевым назначением ЛА. Дальнейшее развитие А. в. идёт по пути увеличения дальности и повышения точности стрельбы управляемыми ракетами класса «воздух - поверхность»; на ракетах устанавливаются лазерные и телевиз. головки наведения.

Усиливаются манёвр, характеристики ракет класса «воздух - воздух». Разрабатываются авиац. скорострельные 25-30-мм пушки. Совершенствуются бомбы и зажигательные смеси.

Сложность пилотирования на малых высотак и больших скоростях вызвала необходимость автоматизации поиска и обнаружения целей, прицеливания при стрельбе и бомбометании. Выход авиации в стратосферу потребовал разработки новых, высоконадёжных и эффективных комплексов авиационного вооружения.

Литература:
Марисов В. И., Кучеров И. К. Управляемые снаряды.

М., 1959; По номарев А . Н. Ракетоносная авиация. М., 1964; П о н о м а -р е в А. Н. Авиация на пороге в космос. М., 1971; Симаков Б. Л., Шипиловй. Ф. Воздушный флот Страны Советов.

М., 1958; Вооруженные силы капиталистических государств. М., 1971; Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств. Изд. 2-е.

  • АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ - АВИАНОСНАЯ АВИАЦИЯ, палубная авиация, авиация ВМС, базирующаяся на авианосцы; предназначена для уничтожения кораблей и транспортов пр-ка в море и в базах, уничтожения самолётов, обеспечения действий к...
  • АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА - АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА, совокупность авиационных летательных аппаратов с их оборудованием и вооружением (см. Авиационное вооружение, Авиационный двигатель, Бортовое оборудование летательного аппарата). В...
  • АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ - АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ (аэ), основное авиац. подразделение, предназначенное для решения тактических задач. Отдельная аэ является авиац. частью. Аэ выполняет свои задачи самостоятельно или в составе по...
  • АВИАЦИОННОЕ КОМАНДОВАНИЕ - АВИАЦИОННОЕ КОМАНДОВАНИЕ (иностр.), стратегическое или оперативное объединение в военно-воздушных силах ряда иностр. государств и в объединённых силах НАТО; совокупность частей, учреждений и служб тог...
  • АВИАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - АВИАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ист),совокупность боевых действий авиации в интересах сухопутных (воздушно-десантных) войск и ВМФ при решении ими боевых задач. Напр., А. о. ввода в прорыв подвижной группы (т...
  • АВИАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - АВИАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, боевые действия авиац. частей, приданных общевойсковым объединениям (соединениям), проводимые с целью непрерывного содействия наступающим войскам в глубине обороны пр-ка пут...
  • АВИАЦИОННОЕ СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ - АВИАЦИОННОЕ СТРЕЛКОВО-ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ (АСПВ), авиационное артиллерийское вооружение, авиац. пушки, пулемёты с их установками, а также боеприпасы к ним и прицельные системы (см. Прицелы), применяем...
  • История факультета
  • Начальник факультета
  • Кафедры
  • Учебно-материальная база
  • Видео

    Факультет авиационного вооружения «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) является преемником исторического наследия и продолжателем славных традиций факультета авиационного вооружения Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, а также факультетов авиационного вооружения Киевского, Рижского, Тамбовского, Иркутского, Даугавпилсского и Ставропольского высших военных авиационных инженерных училищ.

    В апреле 1930 года была создана специальность авиационного вооружения на инженерном факультете академии. В феврале 1931 года была выпущена первая группа инженеров по авиационному вооружению и создан цикл Авиационного вооружения.

    Факультет авиационного вооружения был сформирован как самостоятельное подразделение академии приказом № 196 Военно-воздушной РККА имени профессора Н.Е. Жуковского от 1 ноября 1934 года.

    В состав факультета в 1934 году входили 6 кафедр: бомбардировочного вооружения, огневая, стрелково-пушечного вооружения, прицелов и приборов, баллистики, химической защиты.

    Кроме кафедр, в состав факультета входили: вычислительное бюро, конструкторское бюро, учебные мастерские и так называемая огневая лаборатория. Первым начальником факультета был назначен В.С. Коннерт. Начальниками кафедр были профессора Д.А. Вентцель, Е.Л. Бравин, М.П. Соловьев, М.Н. Никольский, С.С. Рукавишников и З.П. Любимов

    В момент организации факультета в 1934 году на факультете было два профессора Д.А. Вентцель, Е.Л. Бравин и один доцент - В.С. Пугачев. В 1936 году на факультет приходит новый начальник - кандидат технических наук, доцент М.В. Гуревич.

    Определяющее влияние на развитие авиационного вооружения в довоенный период оказали ученые факультета: Н.Г. Бруевич, В.С. Пугачев, Д.А. Вентцель, Е.Д. Бравин, М.В. Гуревич, В.И. Сассапарель, М.П. Соловьев, А.И. Арбузов и другие.

    С 1941 года начальником факультета становится полковник М.П. Соловьев

    С началом Великой Отечественной войны научная и учебная работа факультета перестраивается на военный лад. Формируются ускоренные курсы по подготовке инженеров. Преподаватели факультета решают практические задачи в помощь фронту, ведут серьезную конструкторскую работу. М.П. Соловьев и А.И. Арбузов совместно с НИИ ВВС разработали один из методов прицеливания с пикирования, который был немедленно внедрен в практику боевых действий. М.К. Цветков разработал прицел для штурмовика ИЛ-2. Преподаватель факультета Г.А. Жирных - соавтор пушки НС-37. Преподаватель факультета Г.М. Можаровский - автор целого ряда пулеметных турелей. Начальник кафедры авиационных боеприпасов В.И. Сассапарель оказал определяющее влияние на решение весьма актуальной задачи применения трофейных авиабомб с отечественных самолетов. Идея Г.И. Покровского о кумулятивном взрыве немедленно была реализована в противотанковых бомбах. В 1944 году на факультете была организованна специализация по подготовке инженеров по авиационному ракетному вооружению и создана соответствующая кафедра во главе с доцентом Е.Я. Григорьевым. Затем начальником кафедры был профессор В.С. Пугачев.

    В конце 50-ых годов факультет возглавляет полковник К.В. Славянский. В этот период растет интерес к вычислительной технике, на факультете создается кафедра вычислительной техники военного применения во главе с академиком Н.Г. Бруевичем.

    С 1970 года на протяжении более чем двадцати лет факультет возглавляет генерал-майор Д.И. Гладков, в этот период в состав факультета входят девять кафедр, продолжают развиваться научные школы, созданные академиками, докторами наук: В.С. Пугачевым, Н.Г. Бруевичем, В.А. Протопоповым, Е.И. Забабахиным, Г.И. Покровским, Д.А. Вентцелем, Ю.А. Кочетковым, Л.З. Криксуновым, И.Е. Казаковым, Р.С. Саркисяном, Л.Н. Воробьевым, Е.А. Кувеко, А.К. Гануличем, В.П. Сырневым.

    На рубеже веков факультет возглавляли полковник А.И. Буравлев, генерал-майор В.А. Конуркин, полковник А.А. Морозов.

    Среди выпускников факультета дважды Герой Советского Союза космонавт В.М. Комаров, четыре Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, шесть лауреатов Ленинской и Государственной премии, четыре академика и члена-корреспондента АН СССР.

    Высокие творческие способности, педагогическое мастерство, личная организованность, трудолюбие и целеустремленность основоположников научно-педагогических школ факультета авиационного вооружения ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского оказывали существенное влияние на процессы формирования, становления и развития факультетов авиационного вооружения в авиационных инженерных училищах Тамбова, Даугавпилса, Иркутска, Ставрополя. Талантливые воспитанники факультета Авиационного вооружения ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского стали продолжателями традиций и формирователями новых научных направлений: Ф.П. Миропольский, А.Е. Прямостанов, А.М. Краснов, С.П. Хрипунов, М.И. Каневский (ВВИА им профессора Н.Е. Жуковского), В.П. Шатов (Киевское ВВАИУ), В.И. Кинщак (Рижское ВВАИУ), Б.М. Вервейко, Ю.Н. Чередниченко (Тамбовское ВВАИУ), С.М. Мужичек (Даугавпилское ВВАИУ), И.Н. Лазовик (Иркутское ВВАИУ), В.Н. Зыков (Ставропольское ВВАИУ).

    В настоящее время ФАКУЛЬТЕТ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ готовит следующих специалистов:

    Специальность: «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ»

    Квалификация: инженер

    Специальность: «ЭЛЕКТРОНИКА И АВТОМАТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УСТАНОВОК»

    Квалификация: инженер-физик

    Срок обучения: 5 лет

    Деятельность выпускников факультета связана с технической эксплуатацией авиационного вооружения самолетов и вертолетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, включающих в себя авиационные средства поражения, ракетно-бомбардировочные установки, авиационные прицельные системы, системы управления оружием, а также наземные технические средства.

    Выпускники назначаются на должности начальника группы, инженера авиационно-технического отряда.

    Специальность: «ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

    Квалификация: специалист

    Срок обучения: 5 лет

    Военно-профессиональная деятельность офицера связана с эффективным управлением организацией обеспечения авиационным вооружением и авиационно-техническим имуществом авиационных частей и подразделений.

    Выпускники специальности исполняют обязанности в службах авиационного вооружения воинских частей, отделах арсеналов, центральных баз. Первичными являются должности начальника службы авиационного вооружения и начальника авиационно-технической службы.

    Начальник 8 факультета авиационного вооружения кандидат технических наук, доцент,
    полковник Ашурков Андрей Александрович

    Родился 6 июля 1968 года в г. Мичуринске. В 1993 году окончил факультет авиационного вооружения Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского. После окончания училища проходил службу на инженерно-технических и преподавательских должностях. С 2008 года начальник факультета авиационного вооружения Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж). Автор более 50 научных и научно-методических трудов, 10 патентов на изобретение.

  • 81 кафедра эксплуатации комплексов авиационного вооружения (и прицельных систем)

    Дисциплины:

    надежность и техническая диагностика;

    обзорно-прицельные системы летательных аппаратов;

    основы проектирования робототехнических систем;

    робототехнические системы подготовки и контроля авиационного вооружения;

    эксплуатация авиационного вооружения.

    Научные направления:

    методы и средства построения интеллектуальных систем управления и принятия решений, в том числе на основе нейроинформатики и теории распознавания образов;

    методы и средства построения фотоприемных устройств, оптико-электронных информационных средств разведки, прицеливания, управления и наведения оружия;

    кинематические и динамические принципы построения автономных робототехнических комплексов различного назначения.


    82 кафедра авиационного вооружения (и эффективности боевого применения)

    Дисциплины:

    авиационные боеприпасы;

    баллистика авиационных средств поражения;

    ракетно-бомбардировочные установки и системы управления оружием;

    авиационные управляемые ракеты;

    авиационное артиллерийское вооружение.

    Научные направления:

    совершенствование баллистического обеспечения боевого применения авиационных средств поражения;

    повышение эффективности применения авиационного артиллерийского оружия;

    совершенствование алгоритмического обеспечения систем наведения авиационных управляемых ракет.

    83 кафедра специального вооружения

    Дисциплины:

    теоретические основы устройства физических установок;

    автоматика авиационных боеприпасов;

    системы метрологического контроля авиационных боеприпасов;

    эксплуатация авиационных боеприпасов;

    боевое применение и поражающее действие авиационных боеприпасов;

    конструкции авиационных боеприпасов.

    Научные направления:

    совершенствование системы эксплуатации авиационных боеприпасов;

    повышение показателей надежности и безопасности эксплуатации авиационных боеприпасов;

    совершенствование схемно-конструктивных и компоновочных решение с целью улучшения характеристик авиационных боеприпасов.

    Современные Военно-воздушные силы Российской Федерации традиционно являются самым мобильным и маневренным видом Вооруженных Сил. Состоящая на вооружении ВВС техника и другие средства предназначены, в первую очередь, для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты административных и промышленно-экономических центров страны, группировок войск и важных объектов от ударов противника; для обеспечения действий Сухопутных войск и ВМФ; нанесения ударов по группировкам противника в небе, на земле и на море, а также по его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

    Существующие ВВС по своей организационно-штатной структуре ведут свое начало с 2008 года, когда в стране приступили к формированию нового облика Вооруженных Сил России. Тогда были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному, Южному, Центральному и Восточному. За Главным командованием ВВС закреплялись задачи планирования и организации боевой подготовки, перспективного развития ВВС, а также подготовки руководящего состава органов управления. В 2009–2010 годах был осуществлен переход к двухуровневой системе управления ВВС, в результате чего количество объединений было сокращено с 8 до 6, а соединения ПВО были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Авиаполки были сведены в авиабазы общим количеством около 70, в том числе 25 авиабаз тактической (фронтовой) авиации, из которых 14 являются чисто истребительными.

    В 2014 году реформирование структуры ВВС продолжилось: силы и средства ПВО были сосредоточены в дивизиях ПВО, в авиации началось формирование авиационных дивизий и полков. В составе объединенного стратегического командования «Север» создается армия ВВС и ПВО.

    Самое фундаментальное преобразование ожидается в 2015 году: создание нового вида - Воздушно-космических сил на основе интеграции сил и средств ВВС (авиация и ПВО) и Войск воздушно-космической обороны (космические войска, ПВО и ПРО).

    Одновременно с реорганизацией происходит активное обновление авиационного парка. На смену самолетам и вертолетам предыдущих поколений стали приходить их новые модификации, а также перспективные машины, имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики. Были продолжены текущие и начаты новые опытно-конструкторские работы по перспективным авиационным комплексам. Началось активное освоение беспилотной авиации.

    Современный воздушный флот ВВС России по своей численности уступает только ВВС США. Правда, его точный количественный состав официально не публиковался, но на основе открытых источников можно сделать вполне адекватные подсчеты. Что касается обновления авиапарка, то, по словам представителя управления пресс-службы и информации Минобороны России по ВВС И. Климова, Военно-воздушные силы России только в 2015 году в соответствии с государственным оборонным заказом получат более 150 новых самолетов и вертолетов. В их число входят новейшие самолеты Су‑30 СМ, Су‑30 М2, МиГ‑29 СМТ, Су‑34, Су‑35 С, Як‑130, Ил‑76 МД‑90 А, а также вертолеты Ка‑52, Ми‑28 Н, Ми‑8 АМТШ/МТВ‑5–1, Ми‑8 МТПР, Ми‑35 М, Ми‑26, Ка‑226 и «Ансат-У». Известно также со слов бывшего главкома ВВС России генерал-полковника А. Зелина, что на ноябрь 2010 года общая численность личного состава ВВС составляла около 170 тысяч человек (в том числе 40 тыс. офицеров).

    Вся авиация ВВС России как род войск по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на:

    • Дальнюю (стратегическую) авиацию,
    • Оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию,
    • Военно-транспортную авиацию,
    • Армейскую авиацию.

    Помимо этого в состав ВВС входят такие рода войск, как зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, специальные войска, а также части и учреждения тыла (все они в данном материале рассматриваться не будут).

    В свою очередь, авиация по родам делится на:

    • бомбардировочную авиацию,
    • штурмовую авиацию,
    • истребительную авиацию,
    • разведывательную авиацию,
    • транспортную авиацию,
    • специальную авиацию.

    Далее рассматриваются все типы летательных аппаратов в составе Военно-воздушных сил Российской Федерации, а также перспективные машины. Первая часть статьи охватывает дальнюю (стратегическую) и оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию, вторая часть - Военно-транспортную, раведывательную, специальную и армейскую авиацию.

    Дальняя (стратегическая) авиация

    Дальняя авиация является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и предназначена для решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях). Дальняя авиация также является составляющей триады стратегических ядерных сил.

    Основные выполняемые задачи в мирное время - сдерживание (в том числе ядерное) вероятных противников; в случае начала войны - максимальное снижение военно-экономического потенциала противника путем поражению его важных военных объектов и нарушению государственного и военного управления.

    Основными перспективными направлениями развития дальней авиации являются поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации самолетов с продлением их срока службы, закупка новых машин (Ту‑160 М), а также создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК-ДА.

    Основным вооружением самолетов дальней авиации являются управляемые ракеты, как в ядерном, так и в обычном снаряжении:

    А также свободнопадающие бомбы различного калибра, в том числе в ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины.

    В перспективе в состав вооружения самолетов дальней авиации планируется ввести высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х‑555 и Х‑101 со значительно увеличенной дальностью и точностью.

    Основу современного самолетного парка дальней авиации ВВС России составляют бомбардировщики-ракетоносцы:

    • стратегические ракетоносцы Ту‑160–16 единиц. До 2020 года возможна поставка около 50 модернизированных машин Ту‑160 М2.
    • стратегические ракетоносцы Ту‑95 МС - 38 единиц, и еще около 60 на хранении. С 2013 года ведется модернизация этих самолетов до уровня Ту‑95 МСМ с целью продления срока эксплуатации.
    • дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту‑22 М3 - около 40 единиц, и еще 109 в резерве. С 2012 года осуществляется модернизация 30 самолетов до уровня Ту‑22 М3 М.

    Также в состав дальней авиации входят самолеты-заправщики Ил‑78 и самолеты-разведчики Ту‑22 МР.

    Ту‑160

    Работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным бомбардировщиком были начаты в СССР в 1967 году. Испробовав самые разные варианты компоновок, конструкторы в конце концов пришли к конструкции интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности с четырьмя двигателями, установленными попарно в мотогондолах под фюзеляжем.

    В 1984 году Ту‑160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. На момент распада СССР было выпущено 35 самолетов (из них 8 прототипов), к 1994 году КАПО передало ВВС России еще шесть бомбардировщиков Ту‑160, которые дислоцировались под Энгельсом в Саратовской области. В 2009 были построены и поставлены в строй 3 новых самолета, к 2015 году их количество составляет 16 единиц.

    В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию Ту‑160 с целью постепенно отремонтировать и модернизировать все бомбардировщики этого типа, находящиеся в эксплуатации. По последним данным, до 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту‑160 М. Модернизированные машины получат систему космической связи, усовершенствованные прицельные системы наведения и электронику, будут способны применять перспективные и модернизированные (Х‑55 СМ) крылатые ракеты и обычное бомбовое вооружение. Ввиду потребности в пополнении парка дальней авиации в апреле 2015 года Министр обороны России Сергей Шойгу поручил рассмотреть вопрос о возобновлении производства Ту‑160 М. В мае того же года Верховный главнокомандующий В. В. Путин официально поручил возобновить производство усовершенствованных Ту‑160 М2.

    Основные характеристики Ту‑160

    4 человека

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    4 × ТРДДФ НК‑32

    Тяга максимальная

    4 × 18 000 кгс

    Тяга на форсаже

    4 × 25 000 кгс

    2230 км/ч (М=1,87)

    Крейсерская скорость

    917 км/ч (М=0,77)

    Максимальная дальность без дозаправки

    Дальность с боевой нагрузкой

    Боевой радиус

    Продолжительность полета

    Практический потолок

    около 22000 м

    Скороподъемность

    Длина разбега/пробега

    Вооружение:

    Стратегические крылатые ракеты X‑55 СМ/Х‑101

    Тактические аэробаллистические ракеты Х‑15 С

    Свободнопадающие авиационные бомбы калибра до 4000 кг, бомбовые кассеты, мины.

    Ту‑95МС

    Создание самолета было начато КБ во главе с Андреем Туполевым в далеких 1950‑х годах. В конце 1951 года был утвержден разработанный проект, а затем одобрен и утвержден построенный к тому времени макет. Постройку двух первых самолетов начали на московском авиационном заводе № 156, и уже осенью 1952 года опытный образец совершил свой первый полет.

    В 1956 году самолеты, получившие официальное обозначение Ту‑95, начали поступать в части дальней авиации. В дальнейшем были разработаны разные модификации, в том числе носителей противокорабельных ракет.

    В конце 1970‑х годов была создана совершенно новая модификация бомбардировщика, получившая обозначение Ту‑95 МС. Новый самолет в 1981 году запущен в серийное производство на Куйбышевском авиазаводе, которое продолжалось до 1992 года (было выпущено около 100 машин).

    Сейчас в составе ВВС Российской Федерации сформирована 37‑я Воздушная армия авиации стратегического назначения, состоящая из двух дивизий, в состав которой входят два полка на Ту‑95 МС‑16 (Амурская и Саратовская обл.) - всего 38 машин. Еще около 60 единиц находятся на хранении.

    В связи с устареванием техники с 2013 года началась модернизация находящихся в строю самолетов до уровня Ту‑95 МСМ, срок службы которых продлится до 2025 года. На них будет установлена новая электроника, прицельно-навигационный комплекс, комплекс спутниковой навигации, появится возможность нести новые стратегические крылатые ракеты Х‑101.

    Основные характеристики Ту‑95МС

    7 человека

    Размах крыла:

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    4 × ТВД НК‑12 МП

    Мощность

    4 × 15 000 л. с.

    Максимальная скорость на высоте

    Крейсерская скорость

    около 700 км/ч

    Максимальная дальность

    Практическая дальность

    Боевой радиус

    Практический потолок

    около 11000 м

    Длина разбега/пробега

    Вооружение:

    Встроенное

    Стратегические крылатые ракеты X‑55 СМ/Х‑101–6 или 16

    Свободнопадающие авиационные бомбы калибра до 9000 кг,

    бомбовые кассеты, мины.

    Ту‑22М3

    Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту‑22 М3 предназначен для ведения боевых действий в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Он способен наносить удары крылатыми ракетами Х‑22 по морским целям, сверхзвуковыми аэробаллистическими ракетами Х‑15 по наземным целям, а также выполнять прицельное бомбометание. На западе получил название «Backfire».

    Всего на Казанском авиационном производственном объединении до 1993 года было построено 268 бомбардировщиков Ту‑22 М3.

    В настоящее время в строю находятся около 40 единиц Ту‑22 М3, и еще 109 в резерве. Планируется к 2020 году модернизировать на КАПО около 30 машин до уровня Ту‑22 М3 М (модификация принята на вооружение в 2014 году). На них установят новую электронику, расширят номенклатуру вооружений за счет введения новейших высокоточных боеприпасов, продлят ресурс службы до 40 лет.

    Основные характеристики Ту‑22М3

    4 человека

    Размах крыла:

    При минимальном угле стреловидности

    При максимальном угле стреловидности

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ НК‑25

    Тяга максимальная

    2 × 14 500 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 25 000 кгс

    Максимальная скорость на высоте

    Крейсерская скорость

    Дальность полета

    Боевой радиус с нагрузкой 12 т

    1500…2400 км

    Практический потолок

    Длина разбега/пробега

    Вооружение:

    Встроенное

    23‑мм оборонительная установка с пушками ГШ‑23

    Противокорабельные крылатые ракеты Х‑22

    Тактические аэробаллистические ракеты Х‑15 С.

    Перспективные разработки

    ПАК ДА

    В 2008 году в России было открыто финансирование НИОКР по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА. Программа предусматривает разработку бомбардировщика большой дальности пятого поколения для замены состоящих на вооружении ВВС России самолетов. О том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА и началась подготовка к участию конструкторских бюро в конкурсе на разработку было заявлено еще в 2007 году. По заявлению гендиректора ОАО «Туполев» И. Шевчука, контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ Туполева. В 2011 году сообщалось о том, что разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО перспективного комплекса, а командование дальней авиации ВВС России выдало тактико-техническое задание на создание перспективного бомбардировщика. Было заявлено о планах постройки 100 машин, которые рассчитывают принять на вооружение до 2027 года.

    В качестве вооружения вероятнее всего будут использованы перспективные гиперзвуковые ракеты, крылатые ракеты большой дальности типа Х‑101, высокоточные ракеты малой дальности и корректируемые авиабомбы, а также свободнопадающие бомбы. Заявлялось, что некоторые из образцов ракет уже разработаны корпорацией «Тактическое ракетное вооружение». Возможно, самолет будет также использоваться как воздушный носитель оперативно-стратегического разведывательно-ударного комплекса. Не исключено, что для самообороны, помимо комплекса РЭБ, бомбардировщик будет вооружен ракетами «воздух-воздух».

    Оперативно-тактическая (фронтовая) авиация

    Оперативно-тактическая (фронтовая) авиация предназначена для решения оперативных, оперативно-тактических и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).

    Входящая в состав фронтовой авиации бомбардировочная авиация является основным ударным средством ВВС преимущественно в оперативной и оперативно-тактической глубине.

    Штурмовая авиация предназначена в первую очередь для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника. Помимо этого она также может вести борьбу с летательными аппаратами противника в воздухе.

    Основными перспективными направлениями развития бомбардировщиков и штурмовиков оперативно-тактической авиации являются поддержание и наращивание возможностей в рамках решения оперативных, оперативно-тактических и тактических задач во время боевых операций на ТВД за счет поставки новых (Су‑34) и модернизации существующих (Су‑25 СМ) самолетов.

    На вооружении бомбардировщиков и штурмовиков фронтовой авиации состоят ракеты класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», неуправляемые ракеты разных типов, авиационные бомбы, в том числе корректируемые, бомбовые кассеты, авиационные пушки.

    Истребительная авиация представлена многоцелевыми и фронтовыми истребителями, а также истребителями-перехватчиками. Ее предназначение заключается в уничтожении самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов противника в воздухе, а также наземных и морских целей.

    Задачей истребительной авиации противовоздушной обороны, является прикрытие важнейших направлений и отдельных объектов от воздушного нападения противника путем уничтожения его летательных аппаратов на максимальных дальностях с помощью перехватчиков. На вооружении авиации ПВО также состоят боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

    Основными перспективными направлениями развития истребительной авиации являются поддержание и наращивание возможностей по выполнению поставленных задач за счет проведения модернизации существующих самолетов, закупка новых машин (Су‑30, Су‑35), а также создание перспективного авиационного комплекса ПАК-ФА, испытания которого идут с 2010 года и, возможно, перспективного дальнего перехватчика.

    Основным вооружением истребительной авиации являются авиационные управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различной дальности, а также свободнопадающие и корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, бомбовые кассеты, авиационные пушки. Идет разработка перспективного ракетного вооружения.

    Современный самолетный парк штурмовой и фронтовой бомбардировочной авиации включает следующие типы самолетов:

    • штурмовики Су‑25–200 единиц, в том числе Су‑25УБ, еще около 100 находятся на хранении. Несмотря на то, что данные самолеты приняты на вооружение еще в СССР, их боевой потенциал с учетом модернизации остается достаточно высоким. К 2020 году планируется модернизировать около 80 штурмовиков до уровня Су‑25 СМ.
    • фронтовые бомбардировщики Су‑24 М - 21 единица. Данные самолеты еще советского производства уже устарели и активно выводятся из строя. В 2020 году планируется утилизировать все имеющиеся на вооружении Су‑24 М.
    • истребители-бомбардировщики Су‑34–69 единиц. Новейшие многоцелевые самолеты, которые заменяют в подразделениях устаревшие бомбардировщики Су‑24 М. Общее число заказанных Су‑34 составляет 124 единицы, которые поступят на вооружение в ближайшее время.

    Су‑25

    Су‑25 является бронированным дозвуковым штурмовиком, предназначенным для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя. Он способен уничтожать точечные и площадные цели на земле днем и ночью при любых метеоусловиях. Можно сказать что это лучший самолет своего класса в мире, проверенный в реальных боевых действиях. В войсках Су‑25 получил неофициальное прозвище «Грач», на западе - обозначение «Frogfoot».

    Серийное производство велось на авиационных заводах в Тбилиси и Улан-Удэ (за все время выпущено 1320 самолетов всех модификаций, в том числе на экспорт).

    Машины выпускались в различных модификациях, в том числе учебно-боевой Су‑25УБ и палубный Су‑25УТД для ВМФ. В настоящее время в ВВС России находится около 200 самолетов Су‑25 разных модификаций, состоящих на вооружении 6 боевых и нескольких учебных авиаполков. Еще около 100 единиц старых машин находятся на хранении.

    В 2009 году Минобороны России объявило о возобновлении закупок штурмовиков Су‑25 для ВВС. Одновременно принята программа модернизации 80 машин до уровня Су‑25 СМ. На них устанавливается новейшая электроника, в том числе прицельный комплекс, многофункциональные индикаторы, новые средства РЭБ, подвесная РЛС «Копье». В качестве учебно-боевого на вооружение принят новый самолет Су‑25УБМ, который будет иметь аналогичное Су‑25 СМ оснащение.

    Основные характеристики Су‑25

    1 человек

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРД Р‑95Ш

    Тяга максимальная

    2 × 4100 кгс

    Максимальная скорость

    Крейсерская скорость

    Практическая дальность с боевой нагрузкой

    Перегоночная дальность

    Практический потолок

    Скороподъемность

    Длина разбега/пробега

    Вооружение:

    Встроенное

    30‑мм двухствольная пушка ГШ‑30–2 (250 патр.)

    На внешней подвеске

    Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑25 МЛ, Х‑25 МЛП, С‑25 Л, Х‑29 Л

    Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑500, РБК‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ФАБ‑100, контейнеры КМГУ‑2

    Стрелково‑пушечные контейнеры - СППУ‑22–1 (23‑мм пушка ГШ‑23)

    Су‑24М

    Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су‑24 М предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в оперативной и оперативно-тактической глубине противника днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе на малых высотах, с прицельным поражением наземных и надводных целей управляемыми и неуправляемыми боеприпасами. На западе получил обозначение «Fencer»

    Серийное производство велось в НАПО им Чкалова в Новосибирске (с участием КНААПО) до 1993 года, построено около 1200 машин различных модификаций, в том числе на экспорт.

    На стыке веков в связи с устареванием авиационной техники в России была начата программа модернизации фронтовых бомбардировщиков до уровня Су‑24 М2. В 2007 году первые два Су‑24 М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка в ВВС России остальных машин была завершена в 2009 году.

    В настоящее время в ВВС России остался 21 самолет Су‑24 М нескольких модификаций, но по мере поступления в строевые части новейших Су‑34, Су‑24 снимаются с вооружения и утилизируются (к 2015 году утилизировано 103 самолета). К 2020 году они должны быть полностью выведены из состава ВВС.

    Основные характеристики Су‑24М

    2 человека

    Размах крыла

    При максимальном угле стреловидности

    При минимальном угле стреловидности

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ АЛ‑21 Ф‑3

    Тяга максимальная

    2 × 7800 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 11200 кгс

    Максимальная скорость на высоте

    1700 км/ч (М=1,35)

    Максимальная скорость на высоте 200 м

    Перегоночная дальность

    Боевой радиус

    Практический потолок

    около 11500 м

    Длина разбега/пробега

    Вооружение:

    Встроенное

    23‑мм 6‑ствольная пушка ГШ‑6–23 (500 патр.)

    На внешней подвеске:

    Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑60

    Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑25 МЛ/МР, Х‑23, Х‑29 Л/Т, Х‑59, С‑25 Л, Х‑58

    Неуправляемые ракеты - 57‑мм С‑5, 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 240‑мм С‑24, 266‑мм С‑25

    Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑1500, КАБ‑1500 Л/ТК, КАБ‑500 Л/КР, ЗБ‑500, ФАБ‑500, РБК‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ОФАБ‑100, контейнеры КМГУ‑2

    Стрелково‑пушечные контейнеры - СППУ‑6 (23‑мм пушка ГШ‑6–23)

    Су‑34

    Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су‑34 является новейшим самолетом данного класса в российских ВВС и относится к поколению самолетов «4+». Одновременно позиционируется как фронтовой бомбардировщик, так как должен заменять в войсках устаревшие самолеты Су‑24 М. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по наземным (надводным) целям в любое время суток в любых погодных условиях. На западе имеет обозначение «Fullback».

    К середине 2015 года в строевые части были поставлены 69 самолетов Су‑34 (из них 8 прототипов) из 124 заказанных.

    В перспективе в ВВС России планируется поставить примерно 150–200 новых самолетов и к 2020 году полностью заменить ими устаревшие Су‑24. Таким образом, сейчас Су‑34 - это основной ударный самолет наших ВВС, способный применять всю номенклатуру высокоточного вооружения класса «воздух-поверхность».

    Основные характеристики Су‑34

    2 человека

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ АЛ‑31 Ф‑М1

    Тяга максимальная

    2 × 8250 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 13500 кгс

    Максимальная скорость на высоте

    1900 км/ч (М=1,8)

    Максимальная скорость у земли

    Перегоночная дальность

    Боевой радиус

    Практический потолок

    Вооружение:

    Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1

    На внешней подвеске – все типы современных управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», неуправляемые ракеты, авиабомбы, бомбовые кассеты

    Современный самолетный парк истребительной авиации составляют следующие типы самолетов:

    • фронтовые истребители МиГ‑29 различных модификаций - 184 единицы. Помимо модификаций МиГ‑29 С, Миг‑29 М и МиГ‑29УБ, на вооружение были приняты новейшие варианты МиГ‑29 СМТ и МиГ‑29УБТ (28 и 6 единиц по состоянию на 2013 год). При этом самолеты старой постройки модернизировать не планируется. На базе МиГ‑29 был создан перспективный многоцелевой истребитель МиГ‑35, но подписание контракта на его производство было отложено в пользу МиГ‑29 СМТ.
    • фронтовые истребители Су‑27 различных модификаций - 360 единиц, в том числе 52 Су‑27УБ. С 2010 года идет перевооружение на новые модификации Су‑27 СМ и Су‑27 СМ3, которых поставлено 82 единицы.
    • фронтовые истребители Су‑35 С - 34 единицы. Согласно контракту, к 2015 году планируется завершить поставку серии из 48 самолетов этого типа.
    • многоцелевые истребители Су‑30 различных модификаций - 51 единица, в том числе 16 Су‑30 М2 и 32 Су‑30 СМ. При этом в настоящее время идет поставка второй серии Су‑30 СМ, до 2016 года должны быть поставлены 30 единиц.
    • истребители-перехватчики МиГ‑31 нескольких модификаций - 252 единицы. Известно, что с 2014 года самолеты МиГ‑31 БС модернизируются до уровня МиГ‑31 БСМ, еще 60 самолетов МиГ‑31 Б до 2020 года планируется модернизировать до уровня МиГ‑31 БМ.

    МиГ‑29

    Легкий фронтовой истребитель четвертого поколения МиГ‑29 был разработан еще в СССР и серийно производился с 1983 года. Фактически был одним из лучших истребителей своего класса в мире и, имея очень удачную конструкцию, неоднократно модернизировался и в виде последних модификаций в составе ВВС России вошел в 21 век как многоцелевой. Изначально предназначался для завоевания превосходства в воздухе на тактической глубине. На западе известен под обозначением «Fulcrum».

    К моменту распада СССР на заводах в Москве и Нижнем Новгороде было произведено около 1400 машин различных вариантов. Сейчас МиГ‑29 в разных вариантах состоит на вооружении армий более двух десятков стран ближнего и дальнего зарубежья, где успел поучаствовать в местных войнах и вооруженных конфликтах.

    Сейчас на вооружении ВВС России состоят 184 истребителя МиГ‑29 следующих модификаций:

    • МиГ‑29 С - имел по сравнению с МиГ‑29 увеличенную боевую нагрузку, оснащался новым вооружением;
    • МиГ‑29 М - многоцелевой истребитель поколения «4+», имел увеличенную дальность и боевую нагрузку, оснащался новым вооружением;
    • МиГ‑29УБ - двухместный учебно-боевой вариант без РЛС;
    • МиГ‑29 СМТ - новейший модернизированный вариант с возможностью применения высокоточного оружия «воздух-поверхность», увеличенной дальностью полета, новейшей электроникой (первый полет в 1997 году, принят на вооружение в 2004 году, к 2013 году поставлено 28 единиц), вооружение размещается на шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах внешней подвески, имеется встроенная 30‑мм пушка;
    • МиГ‑29УБТ - учебно-боевой вариант МиГ‑29 СМТ (поставлено 6 единиц).

    По большей части все самолеты МиГ‑29 старого выпуска физически устарели и было принято решение их не ремонтировать и не модернизировать, а закупать взамен новую технику - МиГ‑29 СМТ (в 2014 году заключен контракт на поставку 16 машин) и МиГ‑29УБТ, а также перспективные истребители МиГ‑35.

    Основные характеристики МиГ‑29 СМТ

    1 человек

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ РД‑33

    Тяга максимальная

    2 × 5040 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 8300 кгс

    Максимальная скорость у земли

    Крейсерская скорость

    Практическая дальность

    Практическая дальность с ПТБ

    2800…3500 км

    Практический потолок

    Вооружение:

    На внешней подвеске:

    Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑29 Л/Т, Х‑31 А/П, Х‑35

    Контейнеры КМГУ‑2

    МиГ‑35

    Новый российский многоцелевой истребитель поколения «4++» МиГ‑35 является глубокой модернизацией самолетов серии МиГ‑29 М, разработанной в ОКБ МиГ. По конструкции он максимально унифицирован с самолетами раннего выпуска, но при этом имеет увеличенную боевую нагрузку и дальность полета, сниженную радиолокационную заметность, оборудован РЛС с активной фазированной антенной решеткой, новейшей электроникой, бортовым комплексом РЭБ, имеет открытую архитектуру БРЭО, возможность дозаправки в воздухе. Двухместная модификация имеет обозначение МиГ‑35 Д.

    МиГ‑35 предназначен для завоевания господства в воздухе и перехвата средств воздушного нападения противника, нанесения ударов высокоточным оружием по наземным (надводным) целям без входа в зону ПВО днем и ночью в любых погодных условиях, а также ведения воздушной разведки с использованием бортовых средств.

    Вопрос об оснащении ВВС России самолетами МиГ‑35 остается открытым, пока контракт с Минобороны не подписан.

    Основные характеристики МиГ‑35

    1 - 2 человека

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ РД‑33 МК/МКВ

    Тяга максимальная

    2 × 5400 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 9000 кгс

    Максимальная скорость на большой высоте

    2400 км/ч (М=2,25)

    Максимальная скорость у земли

    Крейсерская скорость

    Практическая дальность

    Практическая дальность с ПТБ

    Боевой радиус

    Продолжительность полета

    Практический потолок

    Скороподъемность

    Вооружение:

    Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1 (150 патр.)

    На внешней подвеске:

    Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑73, Р‑27 Р/Т, Р‑27ЭТ/ЭР, Р‑77

    Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑25 МЛ/МР, Х‑29 Л/Т, Х‑31 А/П, Х‑35

    Неуправляемые ракеты - 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 240‑мм С‑24

    Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑500, КАБ‑500 Л/КР, ЗБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ОФАБ‑100

    Су‑27

    Фронтовой истребитель Су‑27 является самолетом четвертого поколения, разработанный в СССР в ОКБ Сухого в начале 1980‑х годов. Предназначался для завоевания превосходства в воздухе и являлся в свое время одним из лучших истребителей своего класса. Последние модификации Су‑27 продолжают состоять на вооружении ВВС России, кроме того, в результате глубокой модернизации Су‑27 были разработаны новые образцы истребителей поколения «4+». Наряду с легким фронтовым истребителем четвертого поколения МиГ‑29 являлся одним из лучших в мире самолетов своего класса. По западной классификации имеет название «Flanker».

    В настоящее время в составе строевых частей ВВС числятся 226 истребителей Су‑27 и 52 Су‑27УБ старого выпуска. С 2010 года началось перевооружение на модернизированную версию Су‑27 СМ (первый полет в 2002 году). Сейчас в войска поставлены 70 таких машин. Кроме того, поставляются истребители модификации Су‑27 СМ3 (выпущено 12 единиц), которые отличаются от предыдущего варианта двигателями АЛ‑31 Ф‑М1 (тяга на форсаже 13500 кгс), усиленной конструкцией планера и дополнительными точками подвески вооружения.

    Основные характеристики Су‑27 СМ

    1 человек

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ АЛ‑31Ф

    Тяга максимальная

    2 × 7600 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 12500 кгс

    Максимальная скорость на большой высоте

    2500 км/ч (М=2,35)

    Максимальная скорость у земли

    Практическая дальность

    Практический потолок

    Скороподъемность

    более 330 м/сек

    Длина разбега/пробега

    Вооружение:

    Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1 (150 патр.)

    Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑29 Л/Т, Х‑31 А/П, Х‑59

    Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑500, КАБ‑500 Л/КР, ЗБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, ОФАБ‑100

    Су‑30

    Тяжелый двухместный многоцелевой истребитель Су‑30 поколения «4+» был создан в ОКБ Сухого на базе учебно-боевого самолета Су‑27УБ путем глубокой модернизации. Основное предназначение - управление групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечение боевых действий других родов авиации, прикрытие наземных войск и объектов, уничтожение десантов в воздухе, а также ведение воздушной разведки и уничтожение наземных (надводных) целей. Особенностями Су‑30 стали большая дальность и продолжительность полетов и эффективное управлением группой истребителей. Западное обозначение самолета - «Flanker-C».

    В составе ВВС России в настоящее время находятся 3 Су‑30, 16 Су‑30 М2 (все производства КНААПО) и 32 Су‑30 СМ (производства завода «Иркут»). Последние две модификации поставляются в соответствии с контрактами от 2012 года, когда было заказано две партии по 30 единиц Су‑30 СМ (до 2016 года) и 16 Су‑30 М2.

    Основные характеристики Су‑30 СМ

    2 человека

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Предельная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ АЛ‑31ФП

    Тяга максимальная

    2 × 7700 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 12500 кгс

    Максимальная скорость на большой высоте

    2125 км/ч (М=2)

    Максимальная скорость у земли

    Дальность полета без дозаправки у земли

    Дальность полета без дозаправки на высоте

    Боевой радиус

    Продолжительность полета без дозаправки

    Практический потолок

    Скороподъемность

    Длина разбега/пробега

    Вооружение:

    Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1 (150 патр.)

    На внешней подвеске: Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑73, Р‑27 Р/Т, Р‑27ЭТ/ЭР, Р‑77

    Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑29 Л/Т, Х‑31 А/П, Х‑59 М

    Неуправляемые ракеты - 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13

    Авиабомбы, кассеты - ФАБ‑500, КАБ‑500 Л/КР, ФАБ‑250, РБК‑250, КМГУ

    Су‑35

    Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су‑35 относится к поколению «4++» и оснащен двигателями с управляемым вектором тяги. Разработанный в ОКБ Сухого, этот самолет по своим характеристикам вплотную приближен истребителям пятого поколения. Су‑35 предназначен для завоевания господства в воздухе и перехвата средств воздушного нападения противника, нанесения ударов высокоточным оружием по наземным (надводным) целям без входа в зону ПВО днем и ночью в любых погодных

    условиях, а также ведения воздушной разведки с использованием бортовых средств. На западе имеет обозначение «Flanker-Е+».

    В 2009 году был заключен контракт на поставку ВВС России 48 новейших серийных истребителей Су‑35C в период 2012–2015 годов, из которых 34 единицы уже находятся в войсках. Предполагается в 2015–2020 годах заключить еще один контракт на поставку этих самолетов.

    Основные характеристики Су‑35

    1 человек

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ с ОВТ АЛ‑41Ф1С

    Тяга максимальная

    2 × 8800 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 14500 кгс

    Максимальная скорость на большой высоте

    2500 км/ч (М=2,25)

    Максимальная скорость у земли

    Дальность полета у земли

    Дальность полета на высоте

    3600…4500 км

    Практический потолок

    Скороподъемность

    Длина разбега/пробега

    Вооружение:

    Встроенное - 30‑мм пушка ГШ‑30–1 (150 патр.)

    На внешней подвеске:

    Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑73, Р‑27 Р/Т, Р‑27ЭТ/ЭР, Р‑77

    Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑29 Т/Л, Х‑31 А/П, Х‑59 М,

    перспективные ракеты большой дальности

    Неуправляемые ракеты - 80‑мм С‑8, 122‑мм С‑13, 266‑мм С‑25

    Авиабомбы, кассеты - КАБ‑500 Л/КР, ФАБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250, КМГУ

    МиГ‑31

    Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ‑31 был разработан в СССР в ОКБ Микояна в 1970‑х годах. В то время это был первый самолет четвертого поколения. Предназначался для перехвата и уничтожения воздушных целей на всех высотах - от предельно малых до самых больших, днем и ночью, в любых метеоусловиях, в сложной помеховой обстановке. Фактически главной задачей МиГ‑31 был перехват крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Самый скоростной боевой самолет. Современный МиГ‑31 БМ имеет бортовую РЛС с уникальными характеристиками пока недоступными другим зарубежным самолетам. По западной классификации имеет обозначение «Foxhound».

    Состоящие сейчас на вооружении ВВС России истребители-перехватчики МиГ‑31 (252 единицы) имеют несколько модификаций:

    • МиГ‑31 Б - серийная модификация с системой дозаправки в воздухе (принят на вооружение в 1990 году)
    • МиГ‑31 БС - вариант базового МиГ‑31, модернизированного до уровня МиГ‑31 Б, но без штанги дозаправки в воздухе.
    • МиГ‑31 БМ - модернизированный вариант с РЛС «Заслон-М» (разработан в 1998 году), имеющей увеличенную до 320 км дальность, оснащенный новейшими электронными системами, в том числе спутниковой навигации, способный применять управляемые ракеты «воздух-поверхность». До 2020 года планируется модернизировать 60 МиГ‑31 Б до уровня МиГ‑31 БМ. Второй этап госиспытаний самолета завершился в 2012 году.
    • МиГ‑31 БСМ - модернизированный вариант МиГ‑31 БС с РЛС «Заслон-М» и соответствующей электроникой. Модернизация строевых самолетов ведется с 2014 года.

    Таким образом, на вооружении ВВС РФ будут находиться 60 самолетов МиГ‑31 БМ и 30–40 МиГ‑31 БСМ, а приблизительно 150 машин старого выпуска будут списаны. Не исключено, что в перспективе появится новый перехватчик, известный под условным названием МиГ‑41.

    Основные характеристики МиГ‑31 БМ

    2 человека

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ Д‑30 Ф6

    Тяга максимальная

    2 × 9500 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 15500 кгс

    Максимальная скорость на большой высоте

    3000 км/ч (М=2,82)

    Максимальная скорость у земли

    Крейсерская скорость дозвуковая

    Крейсерская скорость сверхзвуковая

    Практическая дальность

    1450…3000 км

    Дальность полета на большой высоте с одной дозаправкой

    Боевой радиус

    Практический потолок

    Скороподъемность

    Длина разбега/пробега

    Вооружение:

    Встроенное:

    23‑мм 6‑ствольная пушка ГШ‑23–6 (260 патр.)

    На внешней подвеске:

    Управляемые ракеты «воздух-воздух» - Р‑60 М, Р‑73, Р‑77, Р‑40, Р‑33 С, Р‑37

    Управляемые ракеты «воздух-поверхность» - Х‑25 МПУ, Х‑29 Т/Л, Х‑31 А/П, Х‑59 М

    Авиабомбы, кассеты - КАБ‑500 Л/КР, ФАБ‑500, ФАБ‑250, РБК‑250

    Перспективные разработки

    ПАК-ФА

    Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации - ПАК ФА - включает многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого под обозначением Т‑50. По совокупности характеристик должен будет превосходить все зарубежные аналоги и в ближайшем будущем, после принятия на вооружение, станет основным самолетом истребительной фронтовой авиации ВВС России.

    ПАК ФА предназначен для завоевания господства в воздухе и перехвата средств воздушного нападения противника во всех диапазонах высот, а также нанесения ударов высокоточным оружием по наземным (надводным) целям без входа в зону ПВО днем и ночью в любых погодных условиях, может привлекаться для ведения воздушной разведки с использованием бортовых средств. Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, высокая маневренность с большими перегрузками, передовая электроника, многофункциональность.

    По планам, серийное производство самолета Т‑50 для ВВС России должно начаться в 2016 году, а к 2020 году в России появятся первые оснащенные им авиационные части. Известно также, что возможно производство и на экспорт. В частности, совместно с Индией создается экспортная модификация, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).

    Основные характеристики (предположительные) ПАК-ФА

    1 человек

    Размах крыла

    Площадь крыла

    Масса пустого

    Нормальная взлетная масса

    Максимальная взлетная масса

    Двигатели

    2 × ТРДДФ с УВТ АЛ‑41Ф1

    Тяга максимальная

    2 × 8800 кгс

    Тяга на форсаже

    2 × 15000 кгс

    Максимальная скорость на большой высоте

    Крейсерская скорость

    Практическая дальность на дозвуковой скорости

    2700…4300 км

    Практическая дальность с ПТБ

    Практическая дальность на сверхзвуковой скорости

    1200…2000 км

    Продолжительность полета

    Практический потолок

    Скороподъемность

    Вооружение:

    Встроенное - 30‑мм пушка 9 А1–4071 К (260 патр.)

    На внутренней подвеске - все типы современных и перспективных управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», авиабомбы, бомбовые кассеты

    ПАК-ДП (МиГ‑41)

    Некоторые источники сообщают, что в настоящее время ОКБ МиГ совместно с КБ авиазавода «Сокол» (Нижний Новгород) ведут разработку дальнего скоростного истребителя-перехватчика с условным названием «перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» - ПАК ДП, также известного как МиГ‑41. Заявлялось, что разработка была начата в 2013 году на базе истребителя МиГ‑31 по распоряжению начальника генштаба Вооруженных сил России. Возможно, имеется в виду глубокая модернизация МиГ‑31, проработка которой велась раньше, но не была реализована. Сообщалось также, что перспективный перехватчик планируется разработать в рамках программы вооружений до 2020 года и принять на вооружение до 2028 года.

    В 2014 году в СМИ появилась информация о том, что главком ВВС России В. Бондарев заявил, что сейчас идут только научно-исследовательские работы, а с 2017 года планируется начать опытно-конструкторские работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата.

    (продолжение в следующем номере)

    Сводная таблица количественного состава авиатехники
    Военно-воздушных сил Российской Федерации (2014–2015 гг.)*

    Тип летательного аппарата

    Количество
    в строю

    Запланировано
    построить

    Запланировано
    модернизировать

    Бомбардировочная авиация в составе дальней авиации

    Стратегические ракетоносцы Ту-160

    Стратегические ракетоносцы Ту-95МС

    Дльние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3

    Бомбардировочная и штурмовая авиация в составе фронтовой авиации

    Штурмовики Су-25

    Фронтовые бомбардировщики Су-24М

    Истребители-бомбардировщики Су-34

    124 (всего)

    Истребительная авиация в составе фронтовой авиации

    Фронтовые истребители МиГ-29, МиГ-29СМТ

    Фронтовые истребители Су-27, Су-27СМ

    Фронтовые истребители Су-35С

    Многоцелевые истребители Су-30, Су-30СМ

    Истребители-перехватчики МиГ-31, МиГ-31БСМ

    Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – ПАК ФА

    Военно-транспортная авиация

    Транспортные самолеты Ан-22

    Транспортные самолеты Ан-124 и Ан-124-100

    Транспортные самолеты Ил-76М, Ил-76МДМ, Ил-76МД-90А

    Транспортные самолеты Ан-12

    Транспортные самолеты Ан-72

    Транспортные самолеты Ан-26, Ан-24

    Транспортно-пассажирские самолеты Ил-18, Ту-134, Ил-62, Ту-154, Ан-148, Ан-140

    Перспективный военно-транспортный самолет Ил-112В

    Перспективный военно-транспортный самолет Ил-214

    Вертолеты армейской авиации

    Многоцелевые вертолеты Ми-8М, Ми-8АМТШ, Ми-8АМТ, Ми-8МТВ

    Транспортно-боевые вертолеты Ми-24В, Ми-24П, Ми-35

    Ударные вертолеты Ми-28Н

    Ударные вертолеты Ка-50

    Ударные вертолеты Ка-52

    146 (всего)

    Транспортные вертолеты Ми-26, Ми-26М

    Перспективный многоцелевой вертолет Ми-38

    Разведывательная и специальная авиация

    Самолеты ДРЛОиУ А-50, А-50У

    Самолеты РЭР и РЭБ Ил-20М

    Самолеты-разведчики Ан-30

    Самолеты-разведчики Ту-214Р

    Самолеты-разведчики Ту-214ОН

    Воздушные командные пункты Ил-80

    Самолеты-заправщики Ил-78, Ил-78М

    Перспективный самолет ДРЛОиУ А-100

    Перспективный самолет РЭР и РЭБ А-90

    Самолет-заправщик Ил-96-400ТЗ

    Беспилотные летательные аппараты (переданы Сухопутным войскам)

    «Пчела-1Т»

    «Форпост»

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Назначение и основные характеристики зенитной установки ЗУ-23. Меры безопасности при работе на установке. Состав автомата и назначение его узлов и механизмов. Взаимодействие частей автомата при первом заряжании, стрельбе и при остановке стрельбы.

      конспект урока , добавлен 15.03.2016

      Новые и перспективные образцы вооружения, средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны, поступающие для оснащения учреждений (подразделений) и органов Минюста России. Основные достоинства и тактико-технические характеристики вооружения.

      конспект урока , добавлен 12.01.2010

      Изучение пилотажно-навигационного комплекса, тактико-технических характеристик и вариантов вооружения боевых вертолетов – МИ-24, МИ-28Н, КА-50, МиГ-29. Этапы модернизации вертолета: продление жизненного цикла; модернизация вооружения и средств связи.

      реферат , добавлен 18.12.2010

      Хронология создания боевого вертолета Российских ВС Ка-52 "Аллигатор": назначение, тактико-технические характеристики; первый образец, государственные испытания. Применение новых разработок отечественного ВПК в области прицельно-навигационных комплексов.

      презентация , добавлен 09.04.2011

      Компоновка и огневая мощь, защищённость, подвижность. Модификации танка "Т-72". Производство и поставки на экспорт. Технические характеристики танка Т-14 "Армата". Возможность дистанционного управления. Тактико-технические характеристики пушки 2А83.

      презентация , добавлен 04.10.2015

      Тактико-технические характеристики последнего варианта БТР-60. Общая компоновка БТР-90, его колесная формула и высокая подвижность. Главные отличия Т-72 от Т-64. Основные модификации Т-80. Тактико-технические характеристики и схемы компоновки БМД и БМП.

      курсовая работа , добавлен 20.12.2010

      История, основные цели и задачи, характеристики и особенности подводной лодки "Барс". Ее важные характеристики, боевой путь и гибель. Особенности конструкции лодки, ее тактико-технические элементы, вооружение, состав нагрузки и энергетическая установка.

      курсовая работа , добавлен 30.03.2014

      Мощный комплекс вооружения и надежная защита в боевой машине поддержки танков. Основные части и механизмы автоматической пушки, ее средства поражения. Автоматический гранатомёт, противотанковая управляемая ракета. Математические модели боевых действий.

      дипломная работа , добавлен 27.03.2011

    Авиационное вооружение

    устанавливаемые на военных самолётах и других летательных аппаратах средства поражения и системы, обеспечивающие их боевое применение. В начале своего развития авиация не имела специального вооружения. Оружие заимствовалось у наземных войск, применялись простейшие приспособления для крепления оружия, прицеливания, подвески и сбрасывания средств поражения. В 1913 в России впервые в мире был построен 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец», уже имевший достаточно мощное артиллерийское и бомбардировочное вооружение. После 1-й мировой войны происходило интенсивное развитие А. в., которое к настоящем времени достигло высокого технического уровня.

    А. в. включает: все виды оружия, установленного на самолётах, с их устройствами крепления, регулировки и управления; прицельные устройства для стрельбы и бомбометания; бортовые вычислительные устройства систем вооружения; авиационные боеприпасы и другие средства одноразового применения; устройства подвески и сбрасывания специальных грузов. К А. в. относят также: аппаратуру и вычислительные устройства для подготовки, контроля и прогнозирования технического состояния систем А. в.; тренажёры и аппаратуру для обучения, буксируемые воздушные мишени; бортовые средства создания пассивных помех; авиационные пиротехнические ускорители с их системами подвески и управления; десантное оборудование авиационных летательных аппаратов.

    В зависимости от свойств применяемых боеприпасов различают следующие виды А. в.: ракетное, пушечно-пулемётное, бомбардировочное и специальное. Ракетное вооружение включает управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения; оно обладает высокой эффективностью поражающего действия и является одним из основных видов вооружения современных самолётов. К пушечно-пулемётному вооружению относятся авиационные пушки и пулемёты с соответствующими установками и боеприпасами; калибр пушек 20 мм и выше, пулемётов от 7,62 до 15 мм. К бомбардировочному вооружению относятся различного рода авиационные бомбы, бомбовые кассеты, мины и торпеды, а также приспособления для их подвески и сбрасывания (бомбодержатели, бомбосбрасыватели и т. п.). Специальное вооружение включает устройства и приборы для решения таких задач, как постановка дымовых завес, применение ориентирно-сигнальных средств, использование учебно-тренировочных и контрольных приборов (например, фотокинопулемётов), подвеска и сбрасывание различных специальных грузов и т. п. К специальному вооружению иногда относят ядерное и химическое вооружение. Современная система А. в. ≈ сложный комплекс механических, радиотехнических, электронных, оптических приборов и устройств; характеризуется автоматизацией и электрификацией почти всех элементов А. в.



    Читайте также: