Миг 21 на вооружении каких стран. Двухместные учебно-тренировочные модификации

МиГ-21-2000 - фронтовой ударный истребитель разработан израильской фирмой IAI, это модернизированная версия одного из самых распространенных фронтовых истребителей. Фирма Israel Aircraft Industries (IAI) всегда рассматривала работы по модернизации старой авиатехникой самого разного происхождения в качестве одного из приоритетов своей деятельности. В мае 1993 г было подписано румыно-израильское соглашение, по которому IAI и другая израильская фирма Elbit обязались подготовить документацию для переоборудования стоявших на вооружении румынских ВВС МиГ-21, выпустить комплекты нового оборудования для них, а румынская фирма Aerostar (бывшая IAR Brasov) - установить его на самолёты. Доработке подлежали 100 МИГ-21МФ и 10 МиГ-21УМ.

Самолёт получил обозначение МиГ-21-2000 . Его первый опытный экземпляр представлял собой переделанный МиГ-21бис, купленный Израилем у Нигерии. Самолёт оснастили новым катапультным креслом Martin-Baker Мк.16. Односегментный передний козырек фонаря намного улучшил обзор. Но основные работы заключались в установке нового радиоэлектронного оборудования, включавшего навигационную систему (INS/GPS) и систему управления вооружением. Кабину оснастили 3 цифровыми дисплеями и нашлемной системой целеуказания. Все электронное оборудование строилось по принципу открытой архитектуры и комплексировалось с помощью шины обмена данными, отвечающей американскому стандарту MIL-STD-1553.

На самолёт МиГ-21-2000 установили РЛС Elta Electronics EL/M 2032 и новое оборудование РЭП. Вооружение общей массой 1500 кг, кроме встроенной пушки ГШ-23Л, размещалось на пяти точках подвески (четыре - под крылом и одна - под фюзеляжем). Предлагалось использование, наравне с советскими, 4 израильских ракет «воздух-воздух» Rafael Python 3 или аналогичных, а для атаки наземных целей - управляемого оружия с лазерным или оптическим наведением, а также НАР. Для использования МиГ-21-2000 в разведывательных целях предлагались съемные контейнеры, в том числе с тепловизионной аппаратурой. Стоимость доработки одного самолёта составляла примерно 4 млн. USD.

Впервые МиГ-21-2000 был показан на авиасалоне в Ле Бурже в 1993 г, однако тогда самолёт еще не летал. На салоне в 1995 г в Париже продемонстрировали уже третий по счету модернизированный МиГ-21. В полном объеме румынский заказ был выполнен 14 апреля 2003 г. Его общая стоимость оценивалась в 345 млн. USD. Румынские ВВС получили 110 обновленных самолётов, из них 75 - по варианту Lancer A, оптимизированному для атаки наземных целей, 10 - по варианту Lancer B (двухместные УТС) и 25 - по варианту Lancer C для ПВО.

Успех этого проекта подвиг румыно-израильский альянс на разработку аналогичного варианта модернизации МиГ-21бис и формирование соответствующего экспортного предложения. Обновленный таким образом «бис» получил обозначение Lancer III и взлетел 9 октября 1998 г. Подобно варианту Lancer C, самолёт был оснащен радаром EL/M-2032 и имел комплекс БРЭО с открытой архитектурой, позволявшей устанавливать новую авионику в соответствии с пожеланиями заказчика. Самолёт мог нести как российское, так и западное вооружение.

Активная маркетинговая политика израильтян привела к тому, что ряд развивающихся стран проявил к модернизированому МиГу реальный интерес. Например, самолёты МиГ-21-2000 приобрела Эфиопия. А 9 камбоджийских МиГ-21бис были модифицированы в вариант, отличавшийся тем, что с целью снижения стоимости контракта на самолетах сохранили РЛС «Сапфир-21М». На них были установлены недорогие монохромные жидкокристаллические дисплеи, система спутниковой навигации и другое оборудование. В сентябре 2002 г правительство Хорватии подписало контракт на доработку восьми МиГ-21бис и четырех МиГ-21УМ с румынской Aerostar. Стоимость контракта составила 8,5 миллиона USD. Первый доработанный самолёт, получивший локальное обозначение MiG-21bisD (D от слова Doradjen - доработанный), совершил полет в марте 2003 г. Новое оборудование включало систему слепой посадки Honeywell VOR/ILS-DME, приемник GPS, систему опознавания фирмы Thales, производимую по лицензии компанией Aerostar, и радиооборудование фирмы Rockwell Collins.

Тактико-технические характеристики МиГ-21-2000
Размах крыла – 7,154 м
Длина – 15,76 м
Высота – 4,71 м
Площадь крыла – 23 м2
Масса, кг
- пустого самолета – 5350
- нормальная взлетная – 8825
- максимальная взлетная – 10500
Тип двигателя – 1 ТРД Р-25-300
Тяга, кН
– нефорсированная – 40,26 (4100 кгс)
– форсированная – 69,63 (7100 кгс)
Максимальная скорость – 2230 км/ч
Крейсерская скорость – 1300 км/ч
Практическая дальность – 1800 км
Боевой радиус действия – 350-750 км
Максимальная скороподъемность – 15250 м/мин
Практический потолок – 18500 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка – 8,5
Экипаж – 1 чел
Вооружение: 2 х 23-мм пушки ГШ-23Л.
Боевая нагрузка - 1500 кг на 5 узлах подвески: УР Pyton-4 или аналогичные 3 или 4 поколения, управляемые бомбы с лазерным и оптическим наведением, НУР.

Вариант модернизации, получивший обозначение МиГ-21-93, был разработан в РСК "МиГ" в середине 90-х годов. Модернизация предусматривает полное обновление бортового электронного оборудования и приборного оборудования кабины с установкой системы управления вооружением на основе многофункциональной РЛС "Копье", нашлемной системы целеуказания, цветною многофункционального дисплея, новых средств навигации и связи, аппаратуры РЭБ. В ассортимент подвесного вооружения дополнительно включены УР воздух-воздух РВВ-АЕ, Р-27Р, Р-27Т, Р-73 и корректируемые авиабомбы КАБ-500КР. По своим боевым возможностям МиГ-21-93 соответствует истребителям 4-го поколения.

Неокрашенный МиГ-21УС ВВС ГДР. В каждой истребительной эскадрилье ВВС ГДР, вооруженной истребителями МиГ-21, имелась хотя бы одна спарка.

Суданский МиГ-21УС осматривают американские летчики, учении "Брайт Стар", январь 1979 г.

Первый полет прототип МиГ-21-93 выполнил осенью 1998 г.

Бывший восточногерманский МиГ-21УС с бундесрегистрацией "24-12", но без бундес опознавательных знаков. Восточные немцы получили спарки МиГ-21УС неокрашенными, но камуфлировали их в середине 70-х годов.

Фонарь кабины инструктора

МиГ-21УС/УМ

МиГ-21 "Лансер"

Румыния стала первой страной, которая осуществила модернизацию всего парка истребителей МиГ-21. В начале 90-х годов Бухарест изучал перспективы развития своих ВВС. Как и другим странам Восточной Европы, Румынии очень хотелось по соображениям престижа закупить в США истребители F- 16, пусть даже ранних серий и уже изрядно полетавшие. Стоимость одного подержанного F-16 составляла порядка 20 млн. долл. В Бухаресте посчитали цены слишком высокой. Ост авался один путь – модернизация. На вооружении ВВС Румынии состояли истребители МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29. Истребителей МиГ-29 имелось всего 12 штук и их модернизация не могла серьезно повлиять на рост боевых возможностей ВВС в целом. Истребителей МиГ-23 также имелось не очень много. Было принято решение о модернизации самых массовых самолетов – МиГ-21. ВВС Румынии хотели в результате модернизации получить не столько истребитель воздушного боя, сколько ударный самолет. Главным подрядчиком была назначена румынская фирма Аэростар, а на партнера (сама фирма Аэростар разработку проекта модернизации не тянула) объявили тендер. В тендере приняли участие фирмы GEC-Маркони, Секстант Авионик, МиГ- МАПО. Больше всего заинтересовало румын предложение израильской фирмы IAI, уже работавшей над проектом МиГ-21-2000. В 1993 г. фирма IAI показала в Париже демонстратор МиГ-21-2000, модернизированный из МиГ-21бис. Демонстратор не имел никакой маркировки и опознавательных знаков но фирма подавала самолет как истребитель ВВС Румынии, хотя "бисы" в Румынию никогда не поставлялись.

Представители фирмы IAI поторопились – румыны сочли проект "слишком косметическим" прежде всего из-за отсутствия многофункциональной РЛС. Контракт на модернизацию 110 румынских МиГов (100 одноместных и десяти спарок) был заключен с другой израильской фирмой – Элбит, предложивший свой вариант модернизации под наименованием "Лансер". 75 боевых самолетов, согласно контракту, модернизировались в истребители-бомбардировщики, 25 – в самолеты, оптимизированные для ведения воздушного боя. В ходе модернизации выполнялся полная разборка истребителей с инспекцией и при необходимости ремонтом деталей планера, полная замена бортового электронного и электрического оборудования. БРЭО истребителя МиГ-21 "Лансер" построено на основе интерфейса MIL-STD 1553, стандартного для всех западных боевых самолетов, с использованием процессора Интел 486. На истребителях завоевания превосходства в воздухе установлены многофункциональные импульсно-допплеровские РЛС Элта EL/M-2032 израильской разработки, по своим возможностям примерно равные РЛС AN/APG-68, установленной на истребителе F-16C. Состав агрегатов и систем истребителей МиГ-21 М/МФ/УМ унифицируется. На истребителях-бомбардировщиках ставились более простых двухрежимные РЛС Элта EL/M- 2001В. В варианте истребителя-бомбардировщика самолет МиГ-21 "Лансер" может нести подвесные контейнеры Рафаль "Лайтнинг" с аппаратурой ночного видения и лазерным дальномером – целеуказателем. Израильский контейнер "Лайтнинг" является аналогом американской подвесной обзорно-прицельной системы LANTIRN. По своим возможностям в плане нанесения ударов по наземным целям "Лансер" примерно соответствует самолетам "Мираж 2000В", F-16C и F/A-18. В состав подвесного вооружения дополнительно к штатному для МиГ-21 включены УР воздух-воздух Рафаль "Питон III", Матра "Мажик II", корректируемые бомбы с лазерным и инфракрасным наведением наведением.

Прототип самолета "Лансер А" выполнил первый полет 22 августа 1995 г. В сентябре 1996 г. он был показан в Фарнборо. Первые два модернизированных самолета МиГ-21 "Лансер" в варианте истребителей- бомбардировщиков поступили на вооружение ВВС Румынии в октябре 1996 г. Первый модернизированы в вариант истребителя воздушного боя "Лансер" был показан в Париже в 1996 г.

Программа модернизации румынских МиГ-21 была выполнена полностью, не взирая на многочисленные протесты разработчика. Модернизация проводилась без согласования с микояновской фирмой и в отсутствие авторского надзора. В ВВС Румынии последовала целая череда аварий и катастроф с самолетами МиГ-21 "Лансер", что лишний раз дало повод представителям МиГа выступить с резкими заявлениями но поводу несанкционированных доработок на их изделиях. Во многом аварии и катастрофы способствовали заключению контракта на модернизацию МиГ-21 ВЕК" Индии с российскими, а не израильскими фирмами. Также прекратились переговоры о возможной модернизации истребителей МиГ-29 ВВС ряда стран мира в Румынии с участием израильских фирм.

Инструктор в задней кабине поднял перископ. Перископы были установлены на МиГ-21УС и МиГ-21УМ для улучшения обзора вниз вперед на взлете и посадке.

МиГ-21УМ финских ВВС на исполнительном старте.

Учебно-тренировочные МиГ-21

С момента начала массового поступления истребителей МиГ-21 в строевые части остро встал вопрос и переучивании летчиков на новый тип. Ранее в ОКБ Микояна был разработан единственный учебно-тренировочный истребитель – МиГ-15УТИ. Учебно-тренировочный вариант МиГ-21 стал вторым истребителем с двойным управлением, разработанным на микояновской фирме. Учебно-тренировочных вариантов истребителей МиГ-17 и МиГ-19 не существовало. Решение о разработке учебно-тренировочного истребителя на базе планера истребителя МиГ-21Ф-13 было принято в ноябре 1959 г.

МиГ-21У (Mongol-A)

Прототип спарки получил на фирме обозначение Е-6У. Первый полет на нем выполнил 17 октября 1960 г. летчик-испытатель П.М. Остапенко. Размеры спарки остались такими же, как у боевою МиГ-21Ф-13. За счет установки кабины для второго летчика емкость внутренних топливных баков была уменьшена до 2350 литров. Кабины закрывались индивидуальными подвижными сегментами фонарей, которые откидывались вбок. Пушки с боекомполектом и радиоприцел на спарке не ставились.

После успешного завершения Государственных испытаний, самолет был запущен в серийное производство под обозначением МиГ-21У. Серийно для ВВС Советского Союза спарки строились на заводе в Тбилиси с 1962 по 1966 г.г. На экспорт двухместные учебно-тренировочные истребители выпускал в 1964 1968 г.г. московский завод "Знамя Труда".

На Западе первый учебно-тренировочный вариант МиГа-21-го получил кодовое обозначение Mongol-A.

На МнГ-21У ранней постройки контейнер тормозного парашюта размещался аналогично МиГ-21Ф-13 – под фюзеляжем. На спарках позднего выпуска контейнер тормозного парашюта перенесли в основание киля. Воздушные тормоза спарки отличались от воздушных тормозов, установленных на истребителе МиГ-21Ф-13. Вместо двух "Лопухов" истребителя, у спарки имелся один, установленный по оси фюзеляжа.

Очень интересный, легендарный, резвый самолет, обладающий очень большой управляемостью, особенно в поперечном канале. Например, он «бочки» крутит за секунду на скорости 700-800 км\час.


- зам. начальника лётной службы ОКБ Сухого, полковник запаса Сергей Богдан.

Летчики 4477-й эскадрильи демонстрировали как быстро может задрать нос МиГ-17, чтобы дать очередь из пушек, насколько велика угловая скорость крена у МиГ-21 и как легко набирает скорость МиГ-23.


- из "Красных орлов", испытания МИГов в США

Угловая скорость крена (rate of roll) - это не спроста. Важнейший параметр, от которого зависит быстрота выполнения "бочки", т.е. возможность ухода из-под атаки. Дикое превосходство в воздушном бою! Впрочем, обо всем по порядку.

Впервые с уважаемым я познакомился в Самаре. В тот день удалось не только постоять рядом, но даже посидеть в его небольшой кабине... Значит, вот - ручка управления самолетом (РУС), удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления . Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Взгляд ищет пять основных пилотажных приборов: авиагоризонт, компас, спидометр, вариометр, высотомер... Нашел!

Прямо впереди темнеет круглый иллюминатор "Сапфир"а". Может быть здесь, на тусклом стекле когда-то проецировались отметки от "Миражей" и "Фантомов", но сейчас прибор отключен. Некогда грозный воздушный корабль теперь спит под вечерним небом - тем, которое ему пришлось когда-то защищать. Но, пора - внизу у лестницы стоят другие желающие посидеть в кабине настоящего МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом симпатичную синюю кабину и покидаю кресло пилота...

И швец и жнец

Поводом рассказа о МиГе стал извечный спор об "универсальном самолете". Как обычно, началось все с критики легендарного "Фантома", который по мнению спорящих, задумывался, как совершенный истребитель-бомбардировщик, а в результате получился плохой истребитель и плохой бомбардировщик. Далее, был спор о боевой нагрузке - сколько тонн бомб и различных видов целевой нагрузки можно подвесить под крыло легкого истребителя - что б тот не превратился в неповоротливый "утюг".

Объединив два спора, можно констатировать одно - создание "универсального самолета" в эпоху реактивной авиации есть не мечта, а реальность. Ураганная тяга реактивного двигателя позволяет даже самым легким истребителям поднимать в небо такое кол-во бомб, которое 70 лет назад не поднимала даже четырехмоторная "Летающая крепость" с размахом крыла 31 метр. И здесь возникает такая несправедливость: универсальный "Фантом" и якобы неуниверсальный МИГ. Как же так? Ведь самыми яркими страницами в боевой карьере МиГ-21 были Вьетнам, Ближний Восток и... Афганистан.

9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытые "броней". Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни "брони", ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно.

НУРСы - это еще не все. Помимо функций штурмовиков и самолетов огневой поддержки, МиГи использовались в качестве настоящих бомбардировщиков. И ничего, что у "малышей" не было даже простейших бомбардировочных прицелов. В условиях гор сложные прицельные комплексы теряли свою эффективность, и на первый план выходило летное мастерство и знание местности. Неприцельному бомбометания также способствовал сам характер боевых действий:

Предстояло нанести удар в Парминском ущелье рядом с Баграмом. Зарядка самолетов составила по четыре бомбы ОФАБ-250-270. Атаку надо было выполнять по указаниям авианаводчика, цель - огневые точки по склонам гор.

После постановки задачи я спросил у комэска: "А как бомбы сбрасывать?". Он мне объяснил, что главное держать боевой порядок и смотреть на него. Как только у него бомбы сойдут, то и мне сбрасывать с задержкой "и р-раз...", потому что с первого захода и в первой в жизни атаке я все равно не найду, куда целиться, тем более, что удар мы должны наносить по "предполагаемым" огневым точкам. А задержка нужна, чтобы бомбы легли с рассеиванием: нет смысла класть все восемь штук в одно место, пусть эти две тонны накроют большую площадь, так надежнее.

Истребители типов МиГ-21ПФМ, МиГ-21СМ, МИГ-21бис составляли основу ударной авиации 40-й армии вплоть до лета 1984 года, когда их сменили более современные МиГ-23. Но даже с появлением полноценных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков особой конструкции (Су-25), они продолжали использоваться для нанесения ударов по позициям моджахедов до самого конца войны. Пилоты любили "двадцать первые" за их стремительность и малые размеры - в атакующий МиГ-21 было предельно сложно попасть из ДШК с земли.

За чрезвычайную "шустрость" и маневренность, МиГ-21 в Афганистане получил прозвище "веселый". Команда на вызов истребителей с КП так и звучала открытым текстом: "Звено "веселых" поднять в заданный район".

В осенние и зимние месяцы 1988-89 года, вплоть до середины февраля, летчикам приходилось выполнять по три-четыре вылета в день. Боевая зарядка МиГ-21бис составляла по две бомбы калибра 500 кг или четыре по 250 кг на самолет. Типы боеприпасов определялись боевой задачей, от фугасных, осколочно-фугасных, зажигательных и РБК при ударах по населенным пунктам и базам боевиков до бетонобойных и объемно-детонирующих бомб для поражения горных укрытий, укреплений и защищенных целей.

О напряженном графике боевой работы МИГ-21 говорит такая статистика: за время пребывания в Афганистане общий налет истребителей 927-го иап составил 12 000 часов с выполнением примерно 10000 боевых вылетов. Средний налет на самолет равнялся 400 часам, на летчика приходилось от 250 до 400 часов. В ходе бомбоштурмовых ударов было израсходовано порядка 16000 авиабомб разных типов калибра 250 и 500 кг, 1800 реактивных снарядов С-24 и 250 000 патронов к пушкам ГШ-23. Притом, что 927-й иап не единственный, кто летал на МиГ-21. Интенсивность боевой работы летчиков-истребителей была на треть выше, чем в истребительно-бомбардировочной авиации и опережала даже штурмовиков, уступая по напряженности только экипажам вертолетов.

Отдельно стоит отметить работу 263-й эскадрильи тактической разведки, летавшей на МиГ-21Р. Только за первый год войны самолеты этого типа выполнили над афганскими горами 2700 боевых вылетов с целью выяснения результатов авиаударов по позициям моджахедов, контроля за состоянием дорог и тактической обстановки в горах. Разведчики комплектовались подвесными контейнерами с комплектом самой современной на тот момент аппаратуры (аэрофотосъемка, телекамеры с прямой трансляцией сигнала на наземный КП в режиме реального времени). Кроме этого, в состав оборудования МиГ-21Р входил микрофон, куда летчик надиктовывал свои впечатления в полете.

Помимо своих прямых обязанностей, разведчики не стеснялись "грязной работы" - вылетая на задание, брали с собой ПТБ и парочку кассетных бомб. Пилоты МиГ-21Р лучше других ориентировались в горах, часто летали на "свободную охоту" и, не теряя времени, самостоятельно атаковали обнаруженные караваны с оружием.

Суперистребитель

Побоище в горах Афганистана лишь часть боевой истории МиГ-21. За пеленой пыли и красного от крови песка проступает не менее героическая страница в судьбе этого самолета. Воздушные бои!

Как правило, наиболее популярны истории об участии МиГ-21 в войне во Вьетнаме. Жаркие схватки с "Фантомами", "Стратофортрессами" и "Тандерчифами" - увы, за красивой легендой скрывается скучная обыденность. МиГ-21 не мог быть серьезным противником ВВС США, в силу своей малочисленности в рядах авиации ДРВ. Основной угрозой в воздухе были вьетнамские МиГ-17. И это не шутка! Янки было чего опасаться - маленький, предельно верткий самолетик с мощнейшим пушечным вооружением представлял реальную угрозу на дозвуковых скоростях, в ближнем воздушном бою. Впрочем, основной потерь американской авиации были даже не серебристые МиГи, а обычные Калашниковы и ржавые ДШК партизан (75% самолетов были сбиты из стрелкового оружия).

МиГи воевали по всему миру - Ближний Восток, Африка, Южная Азия. Индийские пилоты на МиГ-21 лихо расправились с пакистанскими и иорданскими "Старфайтерами" во время Индо-пакистанской войны 1971-го года. Ближний Восток, напротив, не стал ареной триумфа "двадцать первых" - арабские и советские летчики (операция "Римон-20") проиграли большую часть боев, став жертвой лучшей подготовки противника. Особый интерес представляют воздушные схватки МиГ-21 с истребителями четвертого поколения во время войны в Ливане (начало 80-х). Был ли шанс у пилотов сирийских МиГов против современных F-15 и F-16?


"Красные орлы"


Шанс есть всегда! Это убедительно доказали пилоты секретной 4477-й эскадрильи ВВС США, летавшие на самолетах "вероятного противника". Благодаря преданности наших бывших друзей и союзников, в Штаты попало около двух десятков МиГ-21 разных модификаций. В том числе четыре новеньких китайских J-7 (копия МиГ-21) прямо с завода-изготовителя. Янки поставили все трофейные машины "на крыло" и провели сотни учебных воздушных боев со всеми типами боевых самолетов ВВС и авиации Военно-морских сил. Выводы были предсказуемы: ни в коем случае не вступать в ближний воздушный бой. Бить МиГ издалека ракетами или сразу убегать.

Все пилоты 4477-й, летавшие на МиГ-21, отмечали высокую угловую скорость крена и великолепную горизонтальную маневренность, в которой с МиГом не мог сравниться ни один истребитель, вплоть до появления F-16. По поводу "Фантомов" - тактика оказалась простой: перевести МиГ в набор высоты и заложить с макс. перегрузкой правый вираж. Через пару секунд F-4 окажется под огнем пушек МиГа.


МиГ над пустыней Невада


Но особенно удивительно выглядели результаты схваток МиГ-21 с непобедимым "Орлом". Несмотря на колоссальное отставание в авионике и ракетном оружии, пилоты 4477-й зачастую одерживали победы над ничего не подозревающими пилотами F-15.

"Мы знали тактику F-15. Мы знали, что захват они выполняют на дистанции в 15 миль. Обычно мы шли в очень плотном порядке и в момент, когда F-15 должны захватывать цель, резко выполняли маневр расхождения в разные стороны, срывая захват"


"Включаю форсаж, выпускаю закрылки и ставлю самолет «на хвост». Скорость падает до 170 км/ч. Затем опускаю нос и ухожу на солнце. Вираж, и я захожу в хвост противнику. Мы рассказывали летчикам F-15 о таком маневре на предполетной подготовке. Они никогда не верили в возможность его осуществления. Зря не верили".


- рассказы ветеранов 4477-ой эскадрильи о боях "пара на пару" с F-15

Конечно, простым сирийским пилотам такое было вряд ли по силам. В кабинах МИГов сидели летчики экстра-класса, налетавшие тысячи часов на советских и американских боевых самолетах. Они знали все тонкости и слабые места оппонентов - и били без промаха.

Как известно, лучшая похвала - похвала от твоего противника:

"МиГ-21 - суперсамолет. Смотрится отлично и летает великолепно."


- безоговорочное мнение пилотов 4477-ой эскадрильи

В статье приведены цитаты из книги В.Марковского "Жаркое небо Афганистана" и отрывки истории о "красных орлах" М. Никольского

На прошедшей в ноябре 2001 года международной выставке в Дубае Нижегородское авиастроительное предприятие "Сокол" вновь продемонстрировало модернизированный МиГ-21-93 . Этот факт свидетельствует о том, что зарубежные эксплуатанты до сих пор проявляют интерес к самолету-солдату XX века, а его резервы до сих пор не исчерпаны.

МиГ-21 - один из самых распространенных в мире истребителей. В начале 1995-го их насчитывалось около 7500 в 38 странах. Сегодня в эксплуатации находится около 5000 машин. Это обстоятельство послужило поводом для ряда предложений по его модернизации, в том числе и продлению ресурса планера.

Первой в этом направлении стала индийская программа. Договоренности о модернизации индийских МиГ-21бис достигли еще в 1993-м. В окончательном виде предусматривается переоборудование 125 самолетов и зарезервирована возможность доработки еще 50 истребителей.

На обновленной машине, прежде всего, устанавливается новая многофункциональная когерентная импульсно-доплеровская РЛС "Копье" со щелевой антенной. Эта станция является основным информационным средством системы управления вооружением. Многофункциональная бортовая малогабаритная импульсно-доплеровская РЛС "Копье", разработанная НПО "Фазатрон", способная:

    обнаруживать и скрытно сопровождать в автоматическом режиме воздушные цели, в том числе летящие на малой высоте над землей или водной поверхностью (дальность обнаружения типовой воздушной цели на встречном курсе до 57 км, "вдогон" до 25 - 30 км, наземной цели типа "мост" - 100 км, морской цели типа "катер" 30 км, одновременное сопровождение в режиме обзора до восьми целей и выделение двух наиболее опасных);

    обеспечивать атаку по целеуказанию и поражение целей ракетами с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, а также пушкой (обеспечивается одновременный пуск двух УР с АРГС или с ТГС по двум различным целям);

    производить скоростной вертикальный поиск и автоматический захват визуально видимых целей в ближнем воздушном бою с использованием усовершенствованных УР, имеющих повышенные маневренные характеристики;

    формировать равномасштабную карту с высоким разрежением, укрупнением масштаба и "замораживанием" изображения.

Быстрый поиск и автоматический захват визуально наблюдаемых целей в режиме "ближний бой" завершается применением управляемых ракет или двухствольной пушки ГШ-23. По своим основным характеристикам РЛС "Копье" соответствует или несколько превосходит американскую РЛС Вестингауз AN-APG-68, устанавливаемую на самолетах Дженерал Дайнэмикс F-16C.

Кроме РЛС "Копье" в состав бортового оборудования входит:

На самолете также установлена новая система электроснабжения, система регистрации параметров полета, система автоматического управления. В качестве пассивного средства защиты на самолете возможна установка ста двадцати 26 мм отстреливаемых ловушек (ИК или с дипольными отражателями). Информация от различных систем поступает на приборы, а также на ИЛС и два дисплея.

В режиме "воздух-поверхность" осуществляется как картографирование местности (возможно укрупнение выбранного участка карты), так и обнаружение наземных и морских целей на дальностях до 100 км (железнодорожный мост) и до 30 км (морской катер). Борьба с надводными целями может осуществляться с помощью противокорабельных ракет (ПКР) Х-31А. Новые беспереплетный козырек фонаря, и стекло с зеркалом заднего вида, существенно улучшили обзор из кабины летчика.

В месте сопряжения фюзеляжа и крыла на его верхней поверхности расположили конформные контейнеры с блоками системы управления оружием и выброса помех.

Кроме орудия ГШ-23 и ПКР Х-31А, в арсенале истребителя предусмотрены ракеты класса "воздух-воздух" Р-27Р1 (Т1) с пассивной радиолокационной (тепловой) ГСН средней дальности, РВВ-АЕ с активной радиолокационной ГСН средней дальности и ракета ближнего боя Р-60. Для борьбы с РЛС (в зависимости от дальности) имеются ракеты Х-25МП и X-31 П. В состав вооружения входят также корректируемые КАБ-500 КР и обычные авиабомбы калибра от 100 до 500 кг. Не исключена подвеска НАР С-5, С-8, С-13 и С-24. МиГ-21-93 лишь на 75 кг стал тяжелее МиГ-21бис (8825 кг).

Если МиГ-21бис был и раньше опасным противником, то теперь его боевой потенциал еще больше возрос, а сам самолет стал в один ряд с истребителями четвертого поколения.

МиГ-21-93 способен:

    вести всеракурсный воздушный бой на средних и малых дальностях, в том числе на фоне земли (моря) с применением ракет класса воздух - воздух средней дальности;

    осуществлять высокоманевренный ближний бой с применением всеракурсных ракет с ТГС и пушки;

    выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов и вертолетов (в том числе и находящихся в режиме висения);

    вести воздушную разведку с использованием РЛС, работающей в режиме картографирования местности и обнаружения радиолокационноконтрастных целей;

    поражать как площадные, так и малоразмерные наземные (морские) цели неуправляемым оружием и корректируемыми авиабомбами (КАБ);

    осуществлять борьбу с морскими целями и РЛС противника при помощи УР класса воздух поверхность.

Система спутниковой навигации существенно облегчила работу летчика, ранее опиравшегося при самолетовождении лишь на радио- и гиромагнитный компасы.

Первый полет МиГ-21-93 состоялся в 1994 г. Первый прототип МиГ-21-93, доработанный в Нижнем Новгороде, впервые взлетел 25 мая 1995-го, пилотируемый летчиком-испытателем ОКБ имени А.И.Микояна В.Горбуновым. Второй прототип, получивший обозначение МиГ-21бис UPG и заказанный Индией, совершил первый полет 3 октября 1998-го, пилотируемый летчиком-испытателем О.В.Антоновичем с аэродрома завода "Сокол" в Нижнем Новгороде.

К весне 2000-го переоборудовали несколько "МиГов", на которых выполнили свыше двухсот полетов, отработали и подтвердили заявленные характеристики бортовой РЛС на всех режимах.

В частности, осуществлены пуски ракет РВВ-АЕ и Р-73, а также стрельба из пушки по воздушным целям, отработаны режимы оптический и целеуказания. Проведены пуски неуправляемых ракет, бомбометание (в том числе и корректируемыми авиабомбами КАБ-500) и стрельба из пушки по наземным целям. Подтвердились в полете параметры и работоспособность авионики и новых бортовых систем.

И еще одна новость, касающаяся "биса". Российские специалисты предложили Индии дополнить ранее заключенный контракт установкой радиопоглощающего покрытия. Испытания условной цели, проведенные в Нижнем Новгороде в мае 2000 года в присутствии военно-воздушного атташе Индии, показали, что эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) МиГ-21бис может быть снижена более чем в 10 раз.

Помимо МиГ-21бис, не исключена возможность модернизации и более ранних машин - МиГ-21М и МиГ-21МФ. При этом, в зависимости от варианта модернизации, предполагается использовать менее мощную РЛС по сравнению с "Копьем", ракеты Р-73Е, нашлемную систему целеуказания и новый фонарь кабины пилота. Во всяком случае Индия намерена продлить срок эксплуатации своих МиГ-21 до 2005-2020 годов. Возможна также доработка и учебных МиГ-21 УМ для подготовки пилотов МиГ-21-93.

Несмотря на, казалось бы, решенный вопрос о модернизации индийских "МиГов", в зарубежной прессе то и дело появляются сообщения о целесообразности продолжения этой работы. Поводом к этому стала высокая аварийность МиГ-21.

Например, 19 марта 1999-го МиГ-21 (какой конкретно тип не указывается) потерпел катастрофу в индийском штате Махарашта. Истребитель загорелся в воздухе и при ударе о землю взорвался. 16 ноября горящий МиГ-21 упал в штате Западная Бенгалия.

3 и 11 декабря еще два летных происшествия с потерей самолетов. Оба произошли в пригороде Чандигарка. Об их причинах не сообщается, но отмечается, что первая из них связана с неполадками в двигателе. 17-го еще одна авария. Пилоту удалось удачно катапультироваться, а машина упала в лес неподалеку от базы ВВС.

В 1998-м Индия потеряла в общей сложности, включая и МиГ-21, 18 машин, в 1999-м -12 "МиГов" (всего 27 самолетов разных типов). С января по август 2000-го потеряно 8 "МиГов". Всего же, начиная с 1997-го, индийские ВВС недосчитались 57 МиГ-21 различных модификаций.

Страшная статистика и причин здесь несколько. Прежде всего, нехватка запасных частей. Отсутствует надлежащий контроль за продлением ресурса планера. Да и летчики, особенно молодые, не очень-то стремятся летать на МиГ-21 и не очень верят в обновленные машины, поскольку планер не ремонтируется и не дорабатывается.

В то же время, по заявлению начальника штаба ВВС Индиии маршала авиации Анила Типниса, "МиГи" останутся на вооружении еще в течение 10-20 лет, поскольку процесс их модернизации начался. ВВС вынуждены сохранить на вооружении около 400 МиГ-21, так как они составляют почти половину самолетного парка.

Первый модернизированный МиГ-21-93 отправили в Индию для испытаний в начале января 2001-го. В печати также сообщалось, что РСК "МиГ" полностью отработала и передала индийской стороне документацию для модернизации 125 МиГ-21бис. Работа выполнена в рамках контракта (по оценке специалистов) 300-340 млн.долл.

В заключение следует сказать, что глубокая модернизация истребителя стала возможной, благодаря объединенным усилиям ОКБ имени А.И.Микояна, НАЗ «Сокол», НИИР «Фазотрон», ГосМКБ «Вымпел» и других предприятий.

Кроме истребителя-перехватчика МиГ-21-93 разработаны модификации МиГ-21-93И для ВВС Индии и МиГ-21-98 с более современным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Разрабатывались проекты штурмовика МиГ-21К, беспилотного ударного самолета МиГ-21ДП(21-14) и ряд других.

ЛТХ:
Модификация МиГ-21-93
Размах крыла, м 7.15
Длина, м 14.10
Высота, м 4.71
Площадь крыла, м2 23.00
Угол стреловидности крыла, град 57
Масса, кг
пустого самолета 5460
нормальная взлетная 8825
максимальная взлетная 9600
Топливо, кг 2390
Тип двигателя 1 ТРДФ Р-25-300
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 69.60
форсированная 1 х 97.10
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2175
у земли 1300
Практическая дальность, км
с ПТБ 2100
без ПТБ 1210
Максимальная скороподъемность, м/мин 13500
Практический потолок, м 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка 8.5
Экипаж 1
Вооружение:

Встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов).
УР класса воздух - воздух средней дальности Р-27Р1 (до двух единиц) или Р-77 (РВВ-АЕ, до четырех ракет), УР ближнего боя Р-733 (четыре) или Р-60М (шесть), противорадиолокационные ракеты Х-25МП (две) или Х-31П (одна), противокорабельные ракеты Х-31А (одна) или Х-35, корректируемые бомбы с лазерным наведением КАБ-500КР (две), НАР С-5, С-8, С-13 и С-24, свободнопадающие бомбы калибром 100-500 кг.
Возможна подвеска контейнеров с пушками, АФА, средствами радиотехнической разведки.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Россия проводила переговоры о модернизации со многими странами, в том числе и с Румынией. Поэтому неприятное удивление вызвало сообщение, что в начале 1993 г. было подписано румыно-израильское соглашение на эту же тему. Фирма Israel Aircraft Industries (IAI) и концерн Elbit обязывались подготовить документацию и комплекты оборудования для доработок, а румынская фирма Aerostar (бывшая IAR Brasov) должна монтировать это оборудование на самолеты. По условиям контракта, доработке подлежат около 100 МиГ-21 ВВС Румынии.

Новый самолет получил обозначение МиГ-21-2000. Его первый экземпляр представляет собой доработанный МиГ-21бис, купленный Израилем в Нигерии. В ходе переделок большая часть радиоэлектронного оборудования самолета была заменена.

На Парижском авиасалоне в 1993 годуэкспозиции Израиля появился самолет МиГ-21. На самолете надпись: "MiG-21 2000". Два флага: израильский и… румынский. Надпись "IAI" - израильская авиационная промышленность и "Aerostar" - соответствующая структура Румынии. Оказывается, владелец самолета - Румыния.

Директор испытательного центра IAI, он же шеф-пилот фирмы, или, как у нас называют, старший летчик-испытатель Шмул Менахем рассказал: "Я летал на разных модификациях "двадцать первого" "МиГа". И на мой взгляд, это выдающийся самолет своего времени, скоростной и для наших дней. Практически все его системы достаточно просты и надежны. Однако созданный в конце 50-х годов самолет безнадежно устарел по вооружению, авионике и некоторым своим параметрам. Так как он находится в строю многих стран мира, в основном не имеющих больших денег на покупку новых дорогих машин, возникла идея его модернизации. Вот "IAI" и решила заняться этим делом. Задача была такая: сделав небольшие доработки при проведении очередного планового ремонта по планеру, системам гидравлики, шасси, колесам - за счет изменения вооружения, авионики и, возможно, силовой установки создать из обычного МиГ-21 самолет, способный выполнять современные задачи не хуже более поздних и, соответственно, дорогих машин. В первую очередь необходимо было заменить примитивный для нашего времени локатор с прямым визированием, имеющий дальность действия около 12 морских миль (20 км). Вместе с установкой нового многоцелевого радара М 2032 пришлось заменить всю электросистему самолета. Фактически новая кабина пилота с интегрированной системой авио-ники оборудована тремя дисплеями и дополнительной верхней передней панелью, предназначенной для упрощения контроля всех электронных систем. Управление радаром на ручке управления и РУДе. Импульсный доплеровский радар EL./M 2032 МиГа-21 2000 обеспечивает обзор вниз. Его можно будет эффективно использовать для атак по наземным целям, даже, несмотря на ограниченную бомбовую нагрузку".

Дисплей "Elbit" дополняет и нашлемный целеуказатель, производимый в "IAI", который упрощает пилоту МиГ-21 2000 выполнение боевой задачи и позволяет ему засечь цель для поражения ее ракетой "воздух-воздух". Это устройство не включает в себя систему "свой-чужой" с дальностью распознавания вне прямой видимости. Однако фирма дает понять, что западная система "свой-чужой" скорее всего не будет широко использоваться в странах Восточной Европы. Основная компьютерная система управления огнем с выводом информации на дисплей является самой последней разработкой Израиля и может выполнять все функции, которые, раньше на израильском штурмовике Лави обеспечивали восемь компьютеров. Система управления вооружением сочетается с новейшей электронной системой навигации, фактически полностью освобождающей пилота от штурманских обязанностей в любое время суток. Дальнейшие возможности развития МиГ-21 2000 заключены в адаптации западных цифровых систем управления вооружением.

На МиГ-21 стоит одноконтурный, двухвальный двигатель семейства Р11-300. Современные моторы этой размерности более экономичны, и в случае их установки самолет существенно улучшит свои данные. Из-за уменьшения габаритов авионики и связанного с ней оборудования в МиГ-21 2000 освободилось достаточно места для размещения дополнительных 200 л топлива внутри самолета. В итоге суммарный запас топлива - 3000 л. С учетом; подвесного топливного бака на 1200 л эксплуатационный боевой радиус действия самолета увеличится почти на 50% по сравнению с исходным вариантом. Интерес представляет использование бомб с лазерным наведением "Гриффон" МК-82. Разработанная Израилем система совместима со многими стандартными западными ВВС. В качестве основного оружия воздушного боя можно применять израильский Питон-3 - многоцелевую ракету воздух-воздух. Наличие мощной станции EL/M 2032 в комбинации с такой ракетой создают систему, имеющую боевую дальность вне предела прямой видимости. Имеются варианты вооружения с инфракрасным наведением.

Электрооптический контейнер фирмы Рафаэль-Израиль (не путать с французским Рафалем) может работать в любое время суток в режиме; лазерного распознавания и сопровождения цели. Для использования МиГ-21 2000 в разведывательных целях применяются съемные контейнеры с аппаратурой, в том числе и для тепловизорного наблюдения. Кроме того, МиГ-21 2000 получает новое катапультное кресло. Односегментный фонарь МиГ-21 2000 на 50% прочнее (что важно при столкновении с птицей) и обеспечивает намного лучший обзор, чем обычный фонарь "двадцать первого", состоящий из трех частей с относительно широкими металлическими переплетами. Создатели МиГ-21 2000 предоставляют потенциальным заказчикам надежное сервисное обслуживание, обучение летного и технического состава. Предлагаются тренажеры и инструкторы.

Работа IAI по модернизации МиГ-21 имеет, очень существенный недостаток: в ней не принимала участие фирма-разработчик. Это нонсенс. Директор по маркетингу и сервисному обслуживанию государственной компании IAI Д.Леванок считает, что для модернизации лучше всего подходят МиГ-21бис и МиГ-21МФ. Из более чем 5000 "МиГов"-21, находящихся в настоящее время на вооружении в различных странах сейчас могут быть модифицированы от 200 до 500 машин. В зависимости от степени модернизации ее стоимость будет от двух до пяти миллионов долларов.

На момент выставки истребитель еще не достиг летного состояния и предполагалось, что его первый взлет состоится в конце 1994 - начале 1995 гг. Стоимость доработки одного самолета оценивалась примерно в 4 млн. USD. Однако уже к концу 1994 г. информация о израильско-румынском МиГе исчезла. Напротив, в 1995 г. появилось сообщение, что под названием МиГ-21-2000 значится третий модернизированный "двадцать первый", предоставленный ВВС Камбоджи. Первый вылет этой машины состоялся 24 мая 1995 г. От первого варианта МиГ-21-2000 машина отличается составом оборудования кабины пилота.

Кстати, на Мосаэрошоу-92 в ряду "МиГов" стоял МиГ-21И - наша модернизация "двадцать первого". Работники ОКБ имени Микояна неохотно отвечали на вопросы: было видно, что они не очень верили в реализацию этой затеи. Однако предложенный ими вариант выглядел весьма заманчиво: новый радиолокационный прицел "Копье" с дальностью обнаружения цели - 45 км, совмещенный с бортовой ЦВМ, превосходные авионика и вооружение. Для улучшения ЛТХ предлагалось установить новую модификацию двигателя РД-33. Но, к сожалению, после этой демонстрации МиГ-21И мы не видели.

Модификация MiG-21-2000
Размах крыла, м 7.154
Длина, м 15.76
Высота, м 4.71
Площадь крыла, м2 23.0
Масса, кг
пустого самолета 5350
нормальная взлетная 8825
максимальная взлетная 10500
Тип двигателя 1 ТРД МНПК Союз (Туманский) Р-25-300
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 40.26
форсированная 1 х 69.63
Максимальная скорость, км/ч 2230 (М=2.10)
Крейсерская скорость, км/ч 1300 (М=1.06)
Практическая дальность, км 1800
Боевой радиус действия, км 350-750
Максимальная скороподъемность, м/мин 15250
Практический потолок, м 18500
Макс. эксплуатационная перегрузка 8.5
Экипаж 1
Вооружение: две 23-мм пушки ГШ-23Л
Боевая нагрузка - 1500 кг на 5 узлах подвески
УР Pyton-4 или аналогичные 3 или 4 поколения,
управляемые бомбы с лазерным и оптическим наведением, НУР.

Источник - http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig212.html



Читайте также: