Управляемые бомбы, ракеты. Незаменимая «рабочая лошадка»

В шаге от постановки на вооружение российской армии находится новая модификация прекрасно зарекомендовавшего себя штурмовика Су-25. Согласно последним новостям, испытания обновлённого до уровня Су-25СМ3 самолёта должны быть завершены в течение 2018 года, а партию из 22 машин Воздушно-космические силы России получат уже в апреле. Посмотрим, почему эта новость очень важна.

Незаменимая «рабочая лошадка»

Штурмовик Су-25 осуществил свой первый полёт в 1975 году, а начал эксплуатироваться с 1981 года. С тех пор машина поучаствовала в огромном количестве конфликтов по всему миру, зарекомендовав себя как очень надёжный и живучий самолёт. Основной упор при разработке самолёта был сделан на критерий «цена-качество» и живучесть. Су-25 является дозвуковым самолётом, а с учётом специфики применения — работы по целям на поле боя с небольших высот, он даже не оснащён герметичной кабиной. Что касается защищённости — то разработчикам этот элемент удался отлично. Кабина с титановой бронёй, бронеперегородка между двигателями, дублирование ключевых систем и т. п. спасли не одну жизнь и самолёт.

Тем не менее Су-25 в своём первозданном виде уже устарел — в основном за счёт бортового оборудования. Так, самолёт плохо приспособлен к применению управляемого вооружения (в основном используются неуправляемые ракеты и бомбы), обладает устаревшей системой навигации, связи и т. п. При этом некоторые заявления о разработке нового штурмовика хоть и звучали, но пока никакого реального подтверждения не нашли. Более того, не так давно экс-главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев заявил, что заменой для Су-25 и фронтовых бомбардировщиков Су-24 должны стать современные бомбардировщики Су-34.

На деле эксплуатация «навороченного» Су-34 обходится дороже (как и стоимость самого самолёта), а боевых вылетов за сутки машина может сделать меньше. Да и задачи у штурмовика и фронтового бомбардировщика разные — «гонять» дорогостоящий Су-34, оснащённый оборудованием для нанесения высокоточных ударов с больших высот и расстояний, непосредственно над полем боя, подставляясь под огонь зенитной артиллерии и переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), — не лучшая идея.

Таким образом, есть реальная необходимость в сохранении на вооружении России либо самого Су-25, но с проведением глубокой модернизации, либо в создании нового самолёта аналогичного класса. Учитывая ограниченное доступное финансирование и не потерявшую актуальность платформу Су-25, к сегодняшнему дню планируется проводить именно модернизацию имеющихся на вооружении «Грачей».

Надо сказать, что с середины — конца 2000-х годов такая работа уже начала проводиться: с тех пор 84 самолёта были модернизированы до уровня Су-25СМ, получив при этом обновлённую бортовую электронику, обеспечивающую успешное использование управляемых ракет и бомб, и достаточно современные средства навигации. Даже с такой, достаточно бюджетной модернизацией Су-25 стал намного эффективнее, продемонстрировав это во время гражданской войны в Сирии. Но всё имеет свойство устаревать.

Су-25СМ3 «Суперграч» может скоро показать себя в Сирии

Принятие на вооружение новой модификации Су-25, получившей название Су-25СМ3 и прозвание «Суперграч», несколько затянулось, однако последние испытания вскоре должны быть завершены, после чего первая партия штурмовиков пойдёт в войска. Возможности Су-25 на этот раз вырастут очень сильно — машина получит оптико-электронную систему СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная, тепловизионная), в названии которой и отражена суть её работы. СОЛТ-25 обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение движущихся наземных целей на дистанциях до 6−8 км.

Также самолёт получит новый бортовой комплекс обороны «Витебск», обеспечивающий обнаружение пусков ПЗРК (за счёт выявления характерной вспышки в ультрафиолетовом диапазоне) и постановку помех радиолокаторам, и выброс тепловых «ловушек» (для обмана инфракрасных головок самонаведения ракет), и новую систему связи. Самолёт сможет использовать большой спектр управляемых ракет и бомб, а также противорадиолокационные ракеты (летят на излучение радаров противника).

При этом некоторые источники сообщают, что в рамках Государственной программы вооружений до 2027 года планируется модернизировать весь парк имеющихся штурмовиков Су-25 (около 200 единиц), в том числе и те самолёты, которые уже доведены до состояния Су-25СМ. Такая работа действительно очень актуальна, учитывая незаменимость Су-25 и отсутствие на горизонте реальной замены «Грачу».

Немаловажно и то, что машина сможет совсем скоро пройти и полноценные боевые испытания в Сирии, что позволит выявить и устранить имеющиеся недостатки нового оборудования, установленного на самолёт. Очевидно, что более ранее и эффективное автоматическое обнаружение противников и наличие современного бортового комплекса обороны помогут минимизировать риски таких трагедий, как гибель майора Филипова (его Су-25СМ был сбит в Сирии 3 февраля 2018 года из ПЗРК).

Штурмовик Су-25 уже более тридцати лет – одна из самых воюющих машин . За плечами «Грачей» войны в Афганистане, Таджикистане, оба чеченских конфликта, грузинская кампания и, конечно, продолжающаяся операция в Сирии.

К настоящему времени парк Су-25 прошел модернизацию. На обновленные машины, получившие индекс СМ, установлены современные навигационные системы и прицельный комплекс. Были и другие улучшения. Но, начиная с августовских событий 2008-го уже нельзя отрицать, что и доработанные Су-25СМ слишком уязвимы в современной войне даже против технологически слаборазвитого противника. Две главные проблемы «Грача» – как своевременно обнаружить противника и уклониться от огня ПВО .

9 августа 2008 года в Цхинвале в результате встречного боя с грузинскими войсками часть батальонной тактической группы российского 135-го мсп оказалась отрезана и, заняв круговую оборону, отбивала атаки противника. В 15.30 командование 4-й армии ВВС и ПВО перенацелило на поддержку заблокированных мотострелков самолеты 368-го штурмового авиационного полка, базирующегося в Буденновске. В операции участвовали и обычные Су-25, и .

Оказалось, что в условиях городского боя, когда грузинские войска не только отвечали огнем стрелкового оружия, но и активно применяли ПЗРК, «Грачи» действовали недостаточно эффективно. Из-за отсутствия современных оптико-электронных систем пилотам в условиях городского боя и сильного задымления было очень тяжело найти противника. Достаточно сказать, что один борт искал цель почти 11 минут. Все это время грузинские военные вели огонь по «Грачу» из стрелкового оружия и ПЗРК.

Об интенсивности работы вражеской ПВО в том бою говорит тот факт, что, по данным научно-производственной корпорации «Штурмовики Сухого», в среднем на каждый Су-25, который в том бою поддерживал в Цхинвале бойцов 135-го мсп, запускалось до шести ракет ПЗРК. От потерь пилотов-штурмовиков спасал только их высокий профессионализм. В 17.00, не выдержав непрерывных авиаударов, а также огня российской артиллерии и ближнего боя с отрезанными мотострелками, грузинские части и подразделения начали отступать, а после 19.00 полностью покинули Цхинвал. Несомненно, важнейшая роль в том бою принадлежала летчикам 368-го ошап.

А теперь ты бомбардировщик

На момент первых авиационных ударов российскими ВКС по позициям боевиков в Сирии на авиабазе «Хмеймим» были развернуты десять и два учебно-боевых Су-25УБ из состава 960-го отдельного штурмового полка из Приморско-Ахтарска. К началу вывода войск, по данным «ВПК», «Грачи» выполнили 3500 вылетов из общих девяти тысяч. В среднем каждый из десяти штурмовиков за пять месяцев боев провел в воздухе от 250 до 300 часов. Учебно-боевые машины, выполнявшие в первую очередь вспомогательные задачи (разведка погоды, осмотр районов), налетали всего по 60–80 часов на борт.

Отметим: в Сирии Су-25 работали не как классические штурмовики. Они выступили в несколько непривычном для себя амплуа обычных бомбардировщиков, сбрасывавших на противника боекомплект с высоты пять тысяч метров. Причем пилоты даже не искали цели, их координаты закладывались в бортовые системы перед вылетом.

Глазами Су-25 стали беспилотные летательные аппараты и бойцы сил специальных операций, которые после обнаружения и опознания объектов противника выдавали их точные координаты. В зависимости от типа цели штурмовики уходили на задачу с двумя или четырьмя свободнопадающими авиационными бомбами.

После взлета с авиабазы «Хмеймим» пилот выходил в район цели и задействовал бортовой прицельный комплекс, который и выводил штурмовик на объект, и автоматически сбрасывал бомбы.

«Грачи» показали в Сирии очень высокую точность, порой не уступая фронтовым бомбардировщикам , оснащенным специальной вычислительной подсистемой СВП-24. Так, по данным «Военно-промышленного курьера», подавляющее большинство сброшенных штурмовиками авиабомб независимо от времени суток и погодных условий ложилось в радиусе 10–15 метров от точки прицеливания.

При этом за счет более высоких эксплуатационных характеристик Су-25 за сутки успевали сделать больше вылетов, чем работавшие совместно с ними Су-24М и . В наиболее напряженные дни штурмовики поднимались в небо до десяти раз.

По словам представителя ВКС России, знакомого с ситуацией, сейчас, когда интенсивность боев резко упала, необходимости в Су-25 нет. Но если противоборство возобновится с прежней напряженностью, первыми на авиабазу «Хмеймим» вернутся именно Су-25, которые, как выразился собеседник, способны с высокой точностью завалить противника бомбами.

Но, несмотря на достаточно хорошие результаты сирийской командировки, нельзя отрицать, что штурмовики фактически работали как перевозчики бомб. Су-25 оказались неуязвимыми для средств ПВО боевиков в первую очередь за счет того, что летали не ниже пяти тысяч метров. Осталась серьезная проблема с поиском целей и, как признаются в НПК «Штурмовики Сухого», если бы не бойцы КССО и разведывательные беспилотники, находившие цели, эффективность «Грачей» в Сирии оказалась бы куда ниже.

Зорче и сильнее

В настоящее время в состав ВКС РФ входят четыре отдельных штурмовых авиационных полка (Черниговка, Домна, Буденновск и Приморско-Ахтарск) и штурмовая эскадрилья (Крым). До 2017 года планируется восстановить расформированный во время перехода на новый облик 899-й ошап на аэродроме Бутурлиновка. Так что пока ВКС отказываться от штурмовиков Су-25 не планируют.

По словам представителя военного ведомства, с начала 90-х идея списать «Грачей» возникала несколько раз. Главный довод противников штурмовиков – Тбилисский авиационный завод, серийно их выпускавший, остался за пределами России, а в Улан-Удэ был освоен выпуск только учебно-боевого Су-25УБ и созданного на его базе, но так и не пошедшего в серию противотанкового Су-25Т.

При этом Су-25 – надежная, неприхотливая и достаточно дешевая в эксплуатации машина. «Летающий автомат Калашникова», как говорят сами летчики и технический персонал штурмовых авиаполков. Опыт боев в Чечне показал: только эти машины могли обеспечить поддержку наземных войск.

В 2011 году Минобороны России предприняло попытку найти замену «Грачам», открыв конкурс на так называемый перспективный самолет-штурмовик (ПСШ). Рассматривалось несколько проектов, в том числе машина на базе Су-25УБ, которую планировалось оснастить герметичной кабиной, новой оптико-электронной системой, радаром и вооружить противотанковыми управляемыми ракетами «Вихрь».

Но насколько известно «ВПК», в настоящее время работы по ПСШ закрыты. Военное ведомство сделало выбор в пользу проекта глубокой модернизации «Грача», получившего индекс Су-25СМ3 .

По словам главного конструктора Су-25 Владимира Бабака, первые работы по СМ3 начались сразу после принуждения Грузии к миру. Штурмовики надо было сделать способными поражать хорошо защищенные подвижные цели, прикрытые современными средствами ПВО.

Сердцем нового штурмовика стали оптико-электронная система СОЛТ-25 и комплекс радиоэлектронной защиты «Витебск» . СОЛТ, устанавливаемый на место лазерной станции «Клен», позволяет не только обнаруживать, но и брать на сопровождение цели днем и ночью в плохих метеоусловиях на дальности до восьми километров с точностью до полуметра. В систему, способную давать изображение с 16-кратным увеличением, входят телевизионный канал, тепловизор и лазерный дальномер, который не только определяет расстояние до цели, но и подсвечивает ее для ракет и бомб с лазерной головкой самонаведения. Правда, работы по оптико-электронной системе, которую для нового штурмовика разрабатывал Красногорский механический завод, несколько затянулись и на испытания в составе всего комплекса Су-25СМ3 она выходит только сейчас.

«В августе 2008-го грузинская ПВО получала информацию от радиотехнических средств южного фланга НАТО. Как только Су-25 Буденновского полка поднимались над Кавказским хребтом, их тут же обнаруживали и стационарные радары, и самолеты ДРЛО, и РЛС, стоящие на кораблях. Данные передавались грузинским военным в автоматическом режиме, и «Грачей» ждала жаркая встреча. Ведь у Грузии были достаточно современные средства ПВО. Не только ПЗРК, но и дальнобойные «Буки» и «Осы », – вспоминает Владимир Бабак.

Поэтому второй важнейшей задачей, помимо обнаружения целей на поле боя, для конструкторов НПК «Штурмовики Сухого» стало оснащение Су-25СМ3 бортовым комплексом самообороны, способным справиться как с ЗРК типа «Бук», «Оса», «Тор» и «Пэтриот», так и с зенитными пушечными установками и ПЗРК.

«Раньше под прорывом ПВО подразумевалось преодоление некой линии. Пересек ее – и сопротивление уже минимально. Но в современном бою все возможные цели прикрывает объектовая ПВО. Надо не бояться ее, а уничтожать », – считает главный конструктор Су-25. Поэтому комплекс РЭБ «Витебск» не только ставит мощные шумовые и имитационные помехи, а, обнаружив пуск по самолету ракеты ПЗРК, отстреливает специальные ловушки, но и позволяет поразить вражеские радиолокаторы с помощью ракет Х-58 .

Кстати, «Витебск», разработанный самарским НИИ «Экран», вошел в состав бортового оборудования транспортных вертолетов Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5, а также ударных . Машины с новейшим комплексом, характерным признаком которых являются установленные на фюзеляже и узлах подвески «шарики» лазерных прожекторов, активно участвуют в боевых действиях в Сирии.

Правда, для размещения всего комплекса на борту самолета требуется достаточно много места, поэтому часть элементов «Витебска» в контейнерах Л370-3С-К25 помещается на узлах подвески, где раньше устанавливались входившие в состав боекомплекта Су-25, но снятые с вооружения ракеты Р-60.

Работу ПЗРК комплекс самообороны обнаруживает с помощью ультрафиолетовых датчиков. Правда, опять-таки из-за особенностей конструкции Су-25СМ3 на его борту не удалось разместить лазерный прожектор, способный подавить даже новейшие мультиспектральные тепловые головки самонаведения.

«Создавая Су-25СМ3, мы по опыту августа 2008 года закладывали ситуацию, когда за самолетом уже летит до шести ракет ПЗРК и от каждой нужно отбиться. В такой ситуации надо ставить групповую помеху. Лазерный прожектор справляется только с одной целью. Спасают ловушки. Мы сделали достаточно большой набор тепловых ловушек разных калибров, а также разработали различные программы их отстрела, которые выбираются автоматически в зависимости от того, с каких ракурсов к самолету идет угроза », – поясняет Владимир Бабак.

Су-25СМ3 сможет применять весь комплекс современных авиационных средств поражения, в том числе с лазерным и телевизионным наведением, а также корректируемых по ГЛОНАСС . К сожалению, в состав вооружения нового «Грача» не вошли уже реализованные на Су-25Т сверхзвуковые ПТУР «Вихрь», так как, по словам представителей НПК «Штурмовики Сухого», возникают трудности с постановкой лазерно-лучевого канала, необходимого для управления ракетами.

Как отметил Владимир Бабак, в качестве штатного ПТРК для новейшего Су-25СМ3 рассматривается создаваемый Тульским КБ приборостроения комплекс «Клевок», известный также как «Гермес». Но поскольку работы продолжаются, в состав вооружения «Грача» он, увы, пока не вошел.

Российские ВКС планируют получить к 2020 году не менее 45 штурмовиков Су-25СМ3 . Модернизация будет проводиться на 121-м авиаремонтном заводе в Кубинке, откуда выходят и Су-25СМ. Но на планы командования ВКС и НПК «Штурмовики Сухого» может повлиять тот факт, что во время проведения работ на модернизируемые «Грачи» нужно будет не только установить бортовое оборудование, но и предварительно провести комплексный ремонт самолетов – с восстановлением узлов, агрегатов и механизмов.

Как дальнейшее развитие семейства Су-25 его разработчики в настоящее время предложили российским ВКС самолет Су-25СМТ.

«На заводе в Улан-Удэ стоят несколько ранее выпущенных планеров Су-25Т. Мы предлагаем установить на них бортовое оборудование, аналогичное Су-25СМ3. На новой машине увеличится дальность полета, а за счет герметизированной кабины потолок вырастет до 12 тысяч метров. Готовы внести и другие изменения, повышающие возможности нового штурмовика. Если получим добро, новую машину сможем поднять в воздух уже в следующем году », – поводит итог главный конструктор Су-25 Владимир Бабак.

Смена амплуа

Если посмотреть на современный авиационный парк ВКС РФ, бросается в глаза, что в его составе нет относительно легких дешевых многофункциональных истребителей-бомбардировщиков. В начале 90-х бывший тогда президентом страны Борис Ельцин принял решение, что в российских ВВС должны остаться только боевые самолеты с двумя двигателями. В результате были списаны составлявшие основу ударной авиации Су-17 и Миг-27, а их задачи перешли к узкоспециализированным Су-25.

Как показал дальнейший опыт войн и военных конфликтов, ВВС России остро недоставало легких, простых в эксплуатации и способных выполнять большое количество вылетов в день ударных самолетов, оснащенных современными оптико-электронными станциями и применяющих как высокоточные, так и неуправляемые авиационные средства поражения. Не только старые Су-24, но и новейшие Су-34 – достаточно сложные и дорогие машины, требующие длительной подготовки к боевому вылету. Можно предположить, что именно по этой причине в Сирию и были переброшены неприхотливые Су-25, выполнявшие задачи фронтовых бомбардировщиков.

Су-25СМ3 уже не классический штурмовик – наследник Ил-2, как принято говорить. Это многофункциональная машина, способная решать широкий круг задач, начиная от уничтожения танков и других бронеобъектов и заканчивая подавлением вражеской ПВО. Обновленный «Грач» может эффективно действовать и против высокотехнологичного противника, и против отрядов боевиков.

Фактически Су-25 вышел из ниши узкоспециализированной машины для непосредственной поддержки войск на поле боя и сейчас постепенно занимает место легких многофункциональных ударных самолетов, решающих широкий круг задач, тратя на это умеренные средства. Поэтому вполне логичным становится и появление Су-25СМТ, который окончательно закрепит за семейством «Грачей» статус многофункциональной машины.

Министерство обороны РФ проводит тендер на ремонт с модернизацией самолётов типа Су-25 в вариант Су-25СМ3. Максимальная цена контракта составляет 1,6 миллиарда рублей, это следует из материалов на портале госзакупок.

К 10 ноября 2019 года оборонное ведомство России рассчитывает получить четыре модернизированных штурмовика.

В 2017 году Минобороны уже заключило с АО "121 авиационный ремонтный завод" аналогичный контракт. До конца текущего года работы по модернизации четырёх штурмовиков завершатся.

Су-25СМ3 - это глубокая модификация штурмовика Су-25СМ. Новая версия самолёта оснащается системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до 10 м. В кабине пилота установлен цифровой дисплей для отображения наземной и воздушной обстановки.

Центральное место в наборе усовершенствований занимает система радиоэлектронной борьбы "Витебск-25", разработанная Самарским научно-исследовательским институтом "Экран".

"Витебск-25" включает в себя систему радиолокационного оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет, а также мощный установщик помех. Комплекс радиоэлектронного противодействия состоит из станции предупреждения об облучении и установки для ослепления ракет с инфракрасным наведением. Эта система призвана защитить Су-25СМ3 как от переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger, так и от зенитно-ракетных комплексов Patriot.

С 2015 года ВКС России уже получили около полутора десятков штурмовиков Су-25СМ3. По данным из открытых источников, первые строевые машины находятся на вооружении 960-го и 368-го штурмовых авиаполков. А боевое крещение Су-25СМ3 прошли в Сирии летом 2017 года.

Главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский рассказал, что на модернизированных штурмовиках сохранено интегрированное в планер бронирование, неоднократно спасавшее лётчиков даже в безвыходных ситуациях. Но внутри это совершенно другие машины.

"Главное нововведение - то, что Су-25СМ3 получили современный прицельно-навигационный комплекс СОЛТ-25 [система оптическая лазерная тепловизионная - прим. Авиация России], благодаря которому научились обнаруживать и отслеживать наземные, надводные и воздушные цели в любых климатических условиях и в любое время суток. Более ранние варианты штурмовиков по ночам практически не воевали", - говорит эксперт.

Как показывает опыт вооруженных конфликтов последних 20-30 лет, в большинстве случаев "грачи" поражали наземные цели свободнопадающими авиабомбами и неуправляемыми авиационными ракетами, мало изменившимися со времён Великой Отечественной войны. Су-25СМ3 атакует противника широкой номенклатурой современного высокоточного оружия. Известно, что обновленный штурмовик умеет использовать противорадиолокационные ракеты для вывода из строя ПВО противника, корректируемые авиабомбы и многое другое.

В то же время на обновлённой версии самолёта неуправляемое вооружение стало гораздо точнее своих предшественников благодаря прицельной подсистеме СВП-24-25, разработанной на базе штатного комплекса фронтовых бомбардировщиков Су-24, известного как СВП-24 "Гефест". Новый прицельный комплекс учитывает множество факторов - скорость штурмовика, географические координаты, высоту полёта, расстояние до цели, погодные условия, видимость - и самостоятельно вычисляет, где и когда лётчику нажать на кнопку. В результате точность бомбовых ударов возрастает минимум в три раза. Подобный подход очень экономичен, поскольку позволяет использовать старые боеприпасы с эффективностью, сравнимой с более дорогими современными корректируемыми авиабомбами.

Модернизированный штурмовик получил на вооружение также и бомбы типа РБК-500 СПБЭ-Д, которые применялись в Сирии фронтовыми бомбардировщиками Су-24.

РБК-500 СПБЭ-Д - это стандартные 500-килограммовые кассетные бомбы с шестью дополнительными суббоеприпасами. Каждый дополнительный боевой элемент представляет собой противотанковую кассетную бомбу с инфракрасным наведением и образующимся в результате взрыва ударным ядром, способным пробить катаную гомогенную броню толщиной 150-160 миллиметров - этого достаточно, чтобы поразить танк с верхней полусферы.

Кроме системы ГЛОНАСС для навигации и применения высокоточного оружия самолёт оснащён инерциальной навигационной системой, которая помогает лётчику выполнить боевую задачу даже при отсутствии сигнала со спутника. Кроме того, Су-25СМ3 получил современные цифровые средства связи, работающие по защищённым каналам. Модернизации подверглись и другие системы штурмовика, в частности, топливная и аппаратура управления двигателями.

"Важно отметить, что самолёт не просто оснащён новым оборудованием - меняется сама тактика его боевого применения, - подчеркнул Виктор Мураховский. - Су-25СМ3 встроен в автоматизированную систему управления ВКС и в разведывательно-ударные контуры межвидовых группировок войск. Эта интеграция штурмовика в единую сеть значительно ускоряет обмен информацией между "небом" и "землёй" и в несколько раз сокращает время от момента обнаружения целей до их уничтожения".

Усложнившись технологически, Су-25СМ3 сохранил свою защищённость и надёжность. Кабина пилота покрыта титановыми бронеплитами толщиной от десяти до 24 миллиметров. Летчику не опасен обстрел из любого ствольного оружия калибра до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям - из зенитных орудий до 30 миллиметров. Все критически важные системы штурмовика продублированы и тоже обшиты титаном. При повреждении основной немедленно включается запасная.

Боевое крещение Су-25 состоялось в Афганистане. Малая скорость полёта позволяла ему наносить точные удары в сложнейших условиях горной местности. За десять лет войны было сбито 23 штурмовика. При этом не зафиксировано ни одного случая потери самолёта из-за взрыва топливных баков или гибели пилота. В среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений. Бывало, штурмовики возвращались на базу после выполнения боевого задания с более чем сотней пробоин в фюзеляже.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

В городе Ахтубинск Астраханской области пройдут испытания модернизированной версии штурмовика версии Су-25СМ3. Самолеты должны поступить в авиацентр до конца месяца.

По данным Интерфакса , сразу после государственной приемки штурмовики перелетят в 929-й Государственный летно-испытательный центр Минобороны РФ имени Чкалова, где будут проведены их летные испытания, в том числе и с применением авиационных средств поражения.

Напомним, что первая партия Су-25СМ3 поступила в авиационные части Южного военного округа еще в феврале 2013 года. Тогда на базу ВКС в Краснодарском крае из авиаремонтного завода в подмосковной Кубинке прибыли десять модернизированных штурмовиков. Самолеты, прошедшие войну в Афганистане и горячие точки Северного Кавказа, получили новые приборы, которые существенно повысили их боевой потенциал. Отлично зарекомендовали себя "Грачи" (так в строевых частях называют штурмовики) и в небе Сирии.

Модернизированные в 121-м авиаремонтном заводе подмосковной Кубинке самолеты оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до десяти метров, которая позволяет автономно действовать летчику без поддержки наземных служб не только в простых метеоусловиях, но и в сложных, при "нулевой" видимости. В кабине установлен цифровой дисплей, в котором отображается наземная и воздушная обстановка.

За счет новой спутниковой системы самолет получил возможность выполнять боевое применение на высоте почти в два раза превышающей показатели штурмовика Су-25. Благодаря глубокой модернизации боевая эффективность применения средств поражения штурмовика Су-25СМ3 выросла до трех раз.

"Штурмовик Су-25СМ3 в отличие от своего предшественника способен уничтожать малоразмерные подвижные и неподвижные наземные объекты без их визуальной видимости днем и ночью, а также воздушные цели", - сообщил "РГ" представитель Южного военного округа.

Особенно эффективны Су-25СМ3 станут в борьбе с беспилотными летательными аппаратами. Они обладают широким диапазоном скоростей - от почти тысячи до ста километров в час без сваливания в штопор. Штурмовик может стремительно выходить в район нахождения вражеских дронов, затем уже выходить на, как правило, тихоходные беспилотники и поражать либо пушечным огнем, либо ракетным. Практический потолок Су-25СМ3 достигает десяти тысяч метров. Без дозаправки он может пролететь 1850 километров.

Отметим, что начиная с 2014 года было модернизировано 84 штурмовика в вариант Су-25СМ, включая четыре опытных, два из которых использовались для отработки следующих этапов модернизации.

Новейшие российские штурмовики Су-25СМ3 в конце лета нынешнего года отправятся на авиабазу Хмеймим в Сирии и присоединятся к операции Воздушно-космических сил. Задачей штурмовиков, оснащенных высокоточными всепогодными прицельными комплексами, станет уничтожение боевых машин, автотранспорта и укреплений боевиков. Защищенные от вражеского ПВО бортовым комплексом самозащиты «Витебск», Су-25СМ3 уже получили у авиаторов неофициальное название «неуязвимые «Грачи», пишет газета «Известия».
Как рассказали несколько информированных источников в российском военном ведомстве и авиастроительной отрасли, в Сирию должны отправиться четыре новейших штурмовика. Точные даты начала командировки неуязвимых «Грачей» еще не определены. Известно только, что это будет в августе или начале сентября.
- В настоящее время первый Су-25СМ3 проходит испытания в Кубинке, - рассказал «Известиям» один из собеседников. - Машину должны были сдать еще в прошлом году, но возникли сложности с доводкой прицельной системы СОЛТ-25. Сейчас СМ3 уже успешно выполнил первые четыре полета. К августу Воздушно-космические силы России получат первые модернизированные штурмовики.

Сердце Су-25СМ3 - сверхточный прицельный комплекс СОЛТ-25 (система оптическая лазерная тепловизионная). СОЛТ с помощью телекамеры и тепловизора обнаруживает цели днем, ночью и в плохую погоду. Лазерный дальномер системы измеряет расстояние до цели и определяет ее координаты. Также он проецирует на объекты противника специальное пятно, которое «видят» головки самонаведения высокоточных ракет и бомб. Благодаря СОЛТ неуязвимый «Грач» легко уничтожает как неподвижные строения и укрепления противника, так и движущиеся с большой скоростью боевую технику и автомобили.
«Витебск», разработанный самарским НИИ «Экран», защищает неуязвимого «Грача» от переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), таких как «Стингер» и «Стрела», и дальнобойных зенитных систем «Пэтриот», «Бук» и т.д. «Витебск» сбивает с толку «тепловыми ловушками» наводящиеся на тепло двигателей самолета головки самонаведения ПЗРК. А благодаря ультрафиолетовым датчикам, обнаруживающим ионизированный воздух от летящих ракет, СМ3 «видит», откуда зенитчик произвел пуск, и легко может его уничтожить.
От «Пэтриота» или «Бука» неуязвимый «Грач» отбивается мощными радиоэлектронными помехами. В случае необходимости пилот штурмовика может запустить специальную ракету, которая наводится на излучение радиолокатора зенитной системы противника.
- Су-25СМ3 остро не хватает российским Воздушно-космическим силам, - говорит независимый военный эксперт Антон Лавров. - Это фактически легкий бомбардировщик, который может выполнять пять-шесть вылетов в день. Для сравнения, Су-34 за сутки поднимается в воздух не более двух раз. Благодаря прицельному комплексу машина может очень эффективно поражать противника обычными бомбами и высокоточным оружием. И при этом штурмовики способны практически непрерывно висеть в воздухе над полем боя.
В сентябре 2015 года на авиабазу Хмеймим было переброшено десять штурмовиков Су-25СМ и два учебно-тренировочных Су-25УБ. Все машины принадлежали 960-му штурмовому авиаполку из краснодарского Приморско-Ахтарска. На момент вывода из Сирии весной 2016 года «Грачи» выполнили 3,5 тыс. боевых вылетов. В среднем в воздухе каждый штурмовик провел от 250 до 300 часов.
12 января нынешнего года четыре Су-25 опять были переброшены на авиабазу Хмеймим. Машины сразу же включились в боевую работу, нанеся несколько авиаударов по позициям боевиков ИГ (запрещена в России) в районе Аль-Баба.



Читайте также: