Зоя космодемьянская - биография, информация, личная жизнь. Боевое задание группы Зои Космодемьянской

Имя: Зоя Космодемьянская (Zoya Kosmodemyanskaya)

Возраст: 18 лет

Деятельность: разведчица, Герой Советского Союза

Семейное положение: не была замужем

Зоя Космодемьянская: биография

27 января 1942 года в газете «Правда» вышла статья Петра Лидова «Таня». В очерке рассказывалось о героической смерти юной комсомолки, партизанки, назвавшейся во время пыток именем Таня. Девушку захватили немцы и повесили на площади в селе Петрищев, в Подмосковье. Позже удалось установить имя: ею оказалась комсомолка Зоя Космодемьянская. Девушка назвалась именем Таня в память о кумире, герое Гражданской войны Татьяне Соломахе.


Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская

Не одно поколение советской молодежи выросло на примере мужества, самоотверженности и героизма молодых людей, таких как Зоя Космодемьянская, отдавших жизнь в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Ребята знали, что, вероятнее всего, погибнут. Им не нужна слава - они спасали Родину. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, получившей звание Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Детство

Зоя Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в деревне Осинов Гай, Гавриловского района Тамбовской области. Мама Любовь Тимофеевна (в девичестве Чурикова) и отец Анатолий Петрович работали школьными учителями.


Зоя Космодемьянская (вторая справа) с родителями и братом

Отец Любови некоторое время учился в Духовной семинарии. Вырос в семье священника Петра Иоанновича Козьмодемьянского, служившего в церкви в селе Осинов Гай. Летом 1918 года за помощь контрреволюционерам священника схватили и насмерть замучили большевики. Тело нашли только спустя полгода. Священник похоронен у стен Знаменской церкви, в которой вел службы.

В селе семья Зои жила до1929 года, а затем, спасаясь от доноса, перебралась в Сибирь, в село Шиткино Иркутской области. Там семья прожила чуть больше года. В 1930 году старшая сестра Ольга, работавшая в Наркомпросе, помогла Космодемьянским переехать в Москву. В Москве семья жила на окраине, возле станции Подмосковная, в районе Тимирязевского парка. С 1933 года после смерти отца (папа девочки умер после операции на кишечнике) Зоя с младшим братом Сашей остались втроем с мамой.


Зоя и Саша Космодемьянские

Зоя Космодемьянская окончила 9 классов 201-й школы (ныне гимназия № 201 имени Зои и Александра Космодемьянских) города Москвы. Училась на "отлично"; любила историю и литературу, мечтала поступить в Литературный институт. Из-за прямого характера тяжело находила общий язык со сверстниками.

С 1939 года, по воспоминаниям матери, Зоя страдала нервной болезнью. В конце 1940 года Зоя заболела острым менингитом. Зимой 1941 года после тяжелого выздоровления восстанавливать силы отправилась в Сокольники, в санаторий для людей, больных нервными заболеваниями. Там познакомилась и подружилась с писателем .


Зоя Космодемьянская в санатории в Сокольниках

Сбыться планам на будущее Зои, как и сверстников, помешала война. 31 октября 1941 года Зоя Космодемьянская вместе с 2 000 добровольцами от комсомола пришла в призывной пункт, располагавшийся в кинотеатре «Колизей», откуда отправилась на предбоевую подготовку в диверсионную школу. Набор производился из вчерашних школьников. Предпочтение отдавалось спортсменам: юрким, сильным, выносливым, способным выдержать большие нагрузки (таких еще называли «людьми с повышенной проходимостью»).


При поступлении в школу новобранцев предупреждали, что в диверсионной работе выживают до 5%. Большинство партизан погибает, попав в плен к немцам при выполнении челночных рейдов в тыл противника.

После подготовки Зоя стала членом разведывательно-диверсионной части Западного фронта и заброшена в тыл врага. Первое боевое задание Зои было выполнено с успехом. Она в составе подрывной группы заминировала дорогу возле Волоколамска.

Подвиг Космодемьянской

Космодемьянская получила новое боевое задание, в котором в краткие сроки партизанам приказали сжечь села Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачеве, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровине. Для подрыва бойцам выдавались по нескольку бутылок с зажигательной смесью. Такие задания партизанам давались в соответствии с приказом Верховного главнокомандующего № 0428. Это была политика «выжженной земли»: враг вел активное наступление по всем фронтам, и, чтобы замедлить продвижение, на пути следования уничтожались объекты жизнедеятельности.


Село "Петрищево", в которой погибла Зоя Космодемьянская

По мнению многих, это были очень жестокие и необоснованные действия, но это требовалось в реалиях той страшной войны - немцы стремительно приближались к Москве. 21 ноября 1941 года, в день выхода на задание диверсантов-разведчиков, войска западного фронта вели тяжелые бои в Сталиногорском направлении, в районе Волоколамска, Можайска, Тихорецка.

Для выполнения задания выделены две группы по 10 человек: группа Б. С. Крайнова (19 лет) и П. С. Проворова (18 лет), в которую входила Космодемьянская. Под селом Головково обе группы попали в засаду, понеся потери: часть диверсантов убили, а некоторых партизан взяли в плен. Оставшиеся бойцы объединились и под командой Крайнова продолжили выполнение операции.


Возле этого сарая была схвачена Зоя Космодемьянская

Ночью 27 ноября 1941 года Зоя Космодемьянская вместе с Борисом Крайновым и Василием Клубковым подожгла в Петрищеве (это село выступало транспортной развязкой у немцев) три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт. А также уничтожила 20 лошадей, предназначенных для транспортировки.

Для дальнейшего выполнения задания партизаны собирались в оговоренном месте, но Крайнов не дождался своих и вернулся в лагерь. Клубкова схватили немцы. Зоя решила в одиночку продолжить выполнение задания.

Плен и пытки

28 ноября после наступления темноты юная партизанка попыталась поджечь сарай старосты Свиридова, дававшего ночлег фашистам, но была замечена. Свиридов поднял тревогу. Примчавшиеся немцы арестовали девушку. Во время задержания Зоя не стреляла. Перед заданием она отдала оружие подруге, Клавдии Милорадовой, уходившей на задание первой. Пистолет Клавдии был неисправен, поэтому Зоя отдала более надежное оружие.


Из свидетельских показаний жителей села Петрищево Василия и Прасковьи Кулик, в дом которых привели Зою Космодемьянскую, известно, что допрос вели три немецких офицера с переводчиком. Ее раздели и секли ремнями, водили раздетую на морозе. По словам свидетелей, немцам не удалось вырвать из девушки информацию о партизанах, даже путем нечеловеческих истязаний. Единственное, что произнесла, - назвалась именем Таня.

Свидетели показали, что в пытках участвовали и местные жительницы А. В. Смирнова и Ф. В. Солина, дома которых пострадали от поджогов партизан. Позже их приговорили к расстрелу по статье 193 Уголовного кодекса РСФСР за сотрудничество с фашистами во время войны.

Казнь

Утром 29 ноября 1941 года избитую, с отмороженными ногами комсомолку Зою Космодемьянскую вывели на улицу. Там немцы уже подготовили виселицу. На грудь девушки повесили табличку, на которой на русском и немецком было написано: «Поджигатель домов». Посмотреть на зрелище собралось много немцев и местных. Фашисты фотографировали. В этот момент девушка выкрикнула:

«Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён».

Невероятное мужество - стоять на краю могилы и, не думая о смерти, взывать к самоотверженности. В тот момент, когда Зое надевали петлю на шею, она прокричала ставшие легендой слова:

«Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят.»

Ничего больше Зоя сказать не успела.


Зоя Космодемьянская была повешена

Повешенную комсомолку не снимали с виселицы еще месяц. Над истерзанным телом продолжали издеваться фашисты, проходившие через деревню. В канун нового 1942 года изрезанное ножами, оголенное, с отрезанной грудью тело Зои сняли с виселицы и разрешили сельчанам похоронить. Позже, когда советскую землю очистили от фашистов, прах Зои Космодемьянской перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Признание

Юная комсомолка - символ эпохи, пример героизма советского народа, проявленного в борьбе с фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны.

Однако информация о партизанском движении того времени десятилетиями засекречивалась. Это связано с военными приказами и методами исполнения, на простой взгляд обывателя, слишком жестокими. А недосказанность ведет ко всякого рода домыслам, а то и просто - к инсинуациям «критиков от истории».


Так, в прессе появляются статьи о шизофрении Космодемьянской - якобы, подвиг совершила другая девушка. Однако неопровержим тот факт, что комиссия, состоящая из представителей офицеров Красной Армии, представителей ВЛКСМ, члена Ревкома ВКР(б), свидетелей от сельсовета и жителей деревни, при опознании подтвердила, что труп расстрелянной девушки принадлежит москвичке Зое Космодемьянской, что отмечено в акте от 4 февраля 1942 года. Сегодня в этом нет никаких сомнений.


Танк с надписью "Зоя Космодемьянская"

Погибли героями и товарищи Зои Космодемьянской: Тамара Махинько (разбилась при десантировании), сестры Нина и Зоя Суворовы (погибли в бою под Сухиничами), Маша Головотюкова (в руках разорвалась граната). Геройски погиб и младший брат Зои - Саша. Александр Космодемьянский 17-летним ушел на фронт, узнав о героической гибели сестры. Танк с надписью на боку «За Зою» прошел много боев. Александр героически провоевал почти до самого конца войны. Погиб в битве за опорный пункт в местечке Фирбруденкруг, под Кёнигсбергом. Награжден званием Героя Советского Союза.

Память

Образ героини Зои Космодемьянской нашёл широкое распространение в монументальном искусстве. Музеи, памятники, бюсты - напоминания о храбрости и самоотверженности юной девушки до сих пор на виду.

В память о Зое Анатольевне Космодемьянской названы улицы на постсоветском пространстве. Улица Зои Космодемьянской есть в России, Беларуси, Казахстане, Молдавии и Украине.


Именем партизанки-диверсантки названы и другие объекты: пионерские лагеря имени Зои Космодемьянской, школы и другие образовательные учреждения, библиотека, астероид, электровоз, танковый полк, судно, посёлок, пик в Заилийском Алатау и танк БТ-5.

Казнь Зои Космодемьянской отображена и в произведениях искусства. Наиболее узнаваемые работы принадлежат художнику Дмитрию Мочальскому и творческому коллективу «Кукрыниксы».

В честь Зои слагали стихи , и . В 1943 году Сталинской премии удостоена Маргарита Алигер, посвятившая Космодемьянской поэму «Зоя». Трагическая судьба девушки тронула и зарубежных авторов - турецкого поэта Назыма Хикмета и китайского поэта Ай Цина.

Письмо матери Зои Космодемьянской бойцам и офицерам February 9th, 2018

" " №255, 28 октября 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Письмо комсомольцев и молодежи Советского Союза товарищу И.В.Сталину (1-2 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 27 октября (1 стр.). Капитан С.Семенов. - Юго-восточнее нижнего течения Днепра (2 стр.). Смелый рейд пикирующих бомбардировщиков (2 стр.). Майор П.Трояновский. - Солдатское счастье (3 стр.). Старший лейтенант В.Курбатов. - Комсомольцы одного батальона (3 стр.). Илья Эренбург. - Чернорабочие победы (3 стр.). ИЗ ОПЫТА НАСТУПАТЕЛЬНЫХ БОЕВ НАШИХ ВОЙСК: Майор А.Букирев. - Ускоренная подготовка артиллерийского наступления (3 стр.). Андрей Платонов. - Мать (4 стр.). П.Цвирка. - Литва во мраке (4 стр.). Бор. Ефимов. - Сделайте веселое лицо! (4 стр.). Военные действия в Италии .

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 27 октября. (От наш. корр.). В N соединении получено письмо Любови Тимофеевны Космодемьянской - матери Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, адресованное бойцам и офицерам.

«Передо мною лежат фотоснимки моей дочери Зои, - говорится в письме, - которую фашистские палачи ведут на казнь. Снимки эти мне привезли с фронта и рассказали, что они взяты у немецкого офицера, убитого славными бойцами. Со всей немецкой аккуратностью любитель-бандит был последователен в своем «искусстве» и заснял все моменты казни. Глядя на фотографии, вспоминаешь последние минуты жизни Зои. Они вызывают не только чувство щемящей боли, жгучей печали, душевной жалости, человеческого сострадания, чувство невозвратимой утраты, - они пробуждают одновременно благородную гордость за сталинское племя молодых героев, беззаветно отдающих свою жизнь для спасения Родины.

Палачи пытали Зою перед смертью. Она получила двести ударов. Ее жгли огнем, пилили пилой, поливали холодной водой, босую, полуголую водили по улице при сорокаградусном морозе. Зоя вытерпела все нечеловеческие пытки и ни одним словом, ни одним стоном .

Дорогой товарищ боец, ! Я благодарю тебя от материнского сердца.

Дорогие сыны! Пусть горят ваши сердца лютой ненавистью к врагу, который надругался над нашим народом и зверски расправляется со стариками, женщинами и детьми. Пусть светлый образ погибших героев воодушевляет и вдохновляет вас на новые боевые дела за великого Сталина, за Родину. Уже близок день нашей лучезарной победы над озверелым врагом.

Смерть гитлеровским бандитам!

Да здравствует грядущая победа!

Желаю вам, сыны мои, здоровья, бодрости, больше сил для борьбы с заклятым врагом.

С искренним приветом и любовью Л.Космодемьянская ».


На этот вопрос мы с вами сейчас не ответим, у нас нет перед глазами её истории болезни. Но мы можем точно ответить на другой вопрос - сидела ли она в сумасшедшем доме?
У нас есть свидетельские показания психиатра Бильжо, который утверждает, что держал в руках историю болезни Зои, в которой было слово "шизофрения". Деды-воевалы, мощно оскорблённые в своих чувствах, возмущенно воют. Они не хотят в такое верить! Но ничего, кроме своего нежелания и неверия противопоставить показаниям экс-психиатра не могут. Просто голословно говорят: "Не верю!" И здесь уже не просто, как говорят американцы, слово против слова, нет: слово Бильжо, конечно, весомее. Потому что он говорит о некоем наблюдаемом факте, а его противники - о том, что этому факту "просто не верят". То есть сами они ничего не видели и потому свидетельствовать против Бильжо не могут.

Однако, помимо показаний Бильжо у нас есть и другие показания. Так, опубликованы воспоминания ведущего врача Научно-методического центра детской психиатрии, который утверждает: "Перед войной в 1938-1939 гг. 14-летняя девочка по имени Зоя Космодемьянская неоднократно находилась на обследовании в Ведущем научно-методическом центре детской психиатрии и лежала в стационаре в детском отделении больницы им. Кащенко. У неё подозревали шизофрению..."
Но и это еще не всё! Существуют мемуары матери Зои Космодемьянской, вышедшие в виде книги, где она прямо пишет, что с головой у Зои был проблемы. Поскольку во времена СССР назвать одну из главных святых красного пантеона шизофреничкой не было никакой возможности, мать Зои вышла из положения так: "Вскоре Зоя уехала в санаторий. Находился он недалеко, в Сокольниках..."
Пусть никого не обманывает слово "санаторий". Потому что именно в этом "санатории" Зоя познакомилась с Аркадием Гайдаром, как известно сильно скорбящим головой. Знаменитого детского писателя всю жизнь преследовали образы замученных и расстрелянных им в Гражданскую людей. Будучи юным хунвейбином (в 16 лет командовал полком), то есть личностью незрелой, но получившей огромную власть над людьми, юный Гаудар творил зверства немыслимые - лично расстреливал заложников - женщин, стариков, детей. Выводил по одному и стрелял в голову. Зверства его были такими, что даже красное командование вынуждено было убрать психопата.
Впоследствие Гайдар долго, неоднократно и безуспешно лечился, но все равно психозы продолжались - все руки ниже локтей и вся грудь Гайдара были в длинных тонких шрамах, он постоянно запирался и резался бритвой. Кстати, свою самую идиотическую и самую смурную книгу про мальчиша-кибальчиша Гайдар написал в хабаровской психушке...
В общем, Зоя познакомилась с писателем в "санатории в Сокольниках". Сохранились дневники Гайдара, который так описывал этот период своей жизни:
"Вчера выписался из больницы "Сокольники" - был туман мозга." "Я живу в лечебнице "Сокольники"... Настроение неровное. Раньше я был уверен, что все пустяки. Но, очевидно, я на самом деле болен. Иначе, откуда эта легкая ранимость и часто безотчетная тревога?.."
В общем, с санаторием ясно. Но откуда у Зои проблемы с головой? Одноклассники вспоминают, что странности в поведении девочки начали отмечаться еще с 7 класса. Возможно, это было наследственное, поскольку мать Зои была тоже весьма странной, мягко говоря:
"Когда после войны в Сталинграде выбирали место для строительства нового тракторного завода взамен разрушенного, то в комиссию среди представителей общественности включили и мать Зои Космодемьянской. Неожиданно для всех она заявила, что строить завод надо не там, где выбрали специалисты, а совсем в другом месте. Когда ее попытались вежливо урезонить, последовал убийственный риторический вопрос:
- Кто мать Зои Космодемьянской, вы или я?
Этот случай стал довольно широко известен в стране, и иногда во время споров Ахматова произносила с шутливым апломбом эту фразу."

Вот еще один показательный штрих о психическом состоянии матери Космодемьянской:
"Так получилось, что одно время в нашем доме бывал Лео Оскарович Арнштам - известный кинорежиссер и сценарист... интереснее всего мне были его рассказы о Зое Космодемьянской... Лео Оскарович начал работать над фильмом еще в войну, вскоре после гибели его героини (фильм “Зоя” вышел на экраны в 1944 году), он беседовал со многими людьми, хорошо знавшими Зою, - одноклассниками, учителями, соседями, читал ее дневники.
С... большим негодованием говорил он о матери Зои: она снимала пенки с гибели дочери, она славы ради вытолкнула в добровольцы младшего брата Зои, он по возрасту еще не должен был призываться, и мальчишка погиб.
“Когда фильм был готов, - рассказывал Лео Оскарович, - я со страхом думал о том, как она будет его смотреть. Ведь там пытают и казнят героиню. Да, это актриса, но ведь за ней стоит ее дочь, ее страшная судьба. А она мне сказала: “По-моему, ее мало пытают”. Я ужаснулся”. "

Девочка эта росла, как растет щенок – вылижут его, выкормят молоком, да и отпускают на волю. Гуляй, где хочешь, ешь, что найдешь. У матери детей было много, каждый год рожала. А эта девочка не задалась – убогонькая на голову. Остальные ребятишки дразнили ее дурой, а она не обижалась, бегала за ними, как тот самый щенок, и улыбалась, когда к ней обращались хоть с худым словом, хоть с добрым.

Наверно, из таких раньше и получались блаженные. Ходила бы в каком-нибудь рванье или даже в мешковине круглый год, не зная ни юности, ни старости, научилась бы креститься и просить милостыню, в базарные дни веселила бы народ. И в урочный час отправилась бы в мир иной, оставя по себе добрую и удивленную память. А может быть, на ее случайную могилку протоптали бы тропинку несчастные, жаждущие исцеления и чуда, и пошла бы гулять по округе слава о блаженненькой Зое. Люди по-прежнему в каждодневных страданиях своих надеются только на чудо. Но дурачки и безумцы не успевают стать юродивыми и блаженными. Государство берет на себя заботу о них, изолируя их от остальных, более опасных граждан. Согласно оформленным документам, умственно отсталые и психически неполноценные получают скудную пищу, казенную одежду и койку в палате взамен мученического венца, вековечного права смешить народ и тревожить его совесть. Но с Зоей получилось иначе.

Конечно, люди на селе любопытные. Всякого нового человека узнать нужно. Но к этой женщине больше одного раза никто не приходил. И со временем она получила желаемое – оставили ее в покое.

И надо же такому случиться, что бедная дурочка влюбилась именно в эту дачницу. Зоя слышала, как тетя из соседнего дома зовет ее. Ласково так зовет. Она подходила к калитке и стояла, ожидая, когда же тетя выйдет.

Зоя знала девочку из этого дома. Она выходила поиграть с деревенскими ребятишками в простые детские игры: щелкала прутиком по пыли, бросала камушки в канаву. Ей, как и Зое, три года, но она бойко щебетала.

Зоя же говорить почти не умела. Вот подошла она к калитке и стала звать Юлю: «Ю-у-а». Но как ей объяснить, чего Зоя хочет. А Зое нужно, чтобы Юля привела тетю. Вдруг выходит сама тетя. Она поняла, она услышала! Она и похожа, и не похожа на ту женщину, которая уже давно не дает Зое покоя, будит ее по ночам.

Тетя говорит, но совсем не то, что должна. Зоя не хочет это слышать и поэтому закрывает уши (не руками, а изнутри), она просто ждет правильных слов. Но тетя забыла нужные слова. Вместо этого она говорит и говорит что-то, и лицо ее делается злым и некрасивым. А потом кричит: «Иди отсюда. Чтобы я тебя больше не видела». Эти слова доходят до девочки. Тетя ее не ждет, или ждет, но не ее. И не хочет ее видеть. Но почему же она так настойчиво звала ее? Зоя не может понять. Она не знает, что ей делать и куда идти. Потом она решает, что все-таки надо уйти с этого места, ведь тетя ее именно об этом просит. И она уходит.

А женщина на самом деле страдает. Уже много лет она безнадежно мечтает о ребенке. Но не сложился один брак, потом рухнул второй. И она, такая смелая, решительная, властная, легко влюбляющая в себя мужчин и женщин, опять осталась одна. А главное – ну никак у нее не получается забеременеть. Она даже к врачам ходила, и, переступая через стыд и гордость, пыталась исправить недоработку природы.

Часто по ночам она точит слезы в подушку. Женщина смотрит на свою большую грудь, широкие бедра и думает: «Ну для кого, для кого все это создано? Ведь такой грудью только детей и кормить. Где же ты моя девочка, в каких небесных далях ты затерялась?» Никто не отвечал ей из пустого ночного неба, и, наплакавшись, она засыпала с облегченным сердцем.

С годами она полюбила природу. Приезжая в деревню к брату, подолгу гуляла по проселочной дороге, вглядываясь в бесконечные переливы красок на вечернем небе. И порой сама себе читала стихи: «Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу». И собственная тоска ей уже не казалась такой пресной и непереносимой. Она вдохновлялась страданиями давно умершей женщины. Сама она, к сожалению, не умела писать стихов. А может, не догадалась попробовать.

В ту ночь Зоя опять слышала, как тетя зовет ее, и так жалобно, со слезами. Но засов закрыт, и ночью выходить нельзя. Зоя без сна дождалась утра. Утро началось как обычно: отец затопил печь, мама поставила на стол вчерашнюю картошку, свежие огурцы. Но за столом отец раскричался на мать, и она заплакала. Отец убежал, а мать надавала подзатыльников тем, кто не успел выскочить из-за стола. А Зое попало по лицу, потому что она никогда не умела вовремя спрятаться. Девочка не сразу опомнилась от боли и обиды, а потом заревела громким, грубым голосом. И совсем вывела мать из себя: «Заткнись, дура! Послал же бог наказанье! Иди с глаз долой!» Мать Зои была не то чтобы злая женщина, скорее добрая, но уж очень скора на расправу. А задуматься и пожалеть времени не хватало. Почувствовав, что делает что-то неладное, она просто отправляла детей на улицу, чтобы не путались под ногами и не томили сердце ненужной тревогой.
Зоя сразу же побежала к соседскому дому. На дворе никого нет. Двери закрыты, окна мертвые. Деревня давно проснулась, но дачники встают поздно.

Зоя пошла к пруду, он живой. Она села поиграть у воды. Девочка сидит и чертит прутиком по воде. Мальки разбегаются. Заколыхались маленькие волны. И в этих волнах вдруг появляется лицо девочки, похожей на Зою. Только она красивая, нарядная, волосики аккуратно причесаны и завязаны бантиками. Девочка улыбается Зое, и Зоя улыбается девочке. «Вот какая девочка нужна тете, – думает Зоя. – Только она живет в пруду, а я в деревне. И деревья в воде выше, и камыши длиннее, и небо синее-синее, а облака коричневые, желтые, золотые. А на воздухе все портится. Недаром мама молоко в колодец опускает, чтобы оно не прокисло. Вот стрекозки всё снуют возле воды, а внутрь попасть не могут, а только смотрятся, смотрятся в воду своими большими глазами, чтобы найти в воде своих красивых сестер».

И тогда Зоя решает, что ей тоже надо жить в пруду. Она подружится с красивой девочкой, и тогда тетя ее полюбит. Налетает ветер, поверхность воды покрывается рябью, и красивая девочка исчезает. «Ты куда!» – кричит про себя Зоя и наклоняется все ближе к воде. Она приближает свое лицо, погружает его в воду. Сначала глаза сами собой зажмуриваются, потому что их щиплет от воды. Но желание увидеть, куда спряталась девочка, сильнее. Она снова открывает глаза. В коричневой мутноватой воде лишь какая-то тень метнулась вглубь пруда, рассыпались бисеринки с подола нарядного платья, еле слышный смех растворился во тьме.

Зоя всё погружалась и не могла остановиться. Вода попала в нос и в рот. На секунду она испугалась, рванулась наверх в ненавистное небо, но ил так приятно, так цепко держал ее руки и обнимал ее голые ножки, что она сдалась. И сладко-сладко ей было успокоиться в объятиях мягкой воды. И вода была красивой тетей, и целовала ее макушку, и перебирала ее легкие развевающиеся волосики. И голос, родной и нежный, одновременно и мамин, и тетин, пропел ей напоследок колыбельную. Зоя потянулась и уснула.

А где и когда она проснулась, мы вам не расскажем.

Слава пришла к молодой пермячке Зое Бербер после того, как в 2010 году на экраны вышел комедийный сериал «Реальные пацаны». Сексапильная и целеустремленная Лера Оборина в исполнении Зои покорила миллионы телезрителей.

Детство Зои Бербер

Зоя Рудольфовна Бербер родилась в Перми 1 сентября 1987 года. Ее мама, геолог по образованию, была владелицей сети салонов, продававших видеокассеты и диски. Отец учился на инженера, позже ушел в малый бизнес. Родители девочки развелись, когда ей исполнилось 7 лет, но ее детство все равно прошло в атмосфере любви и тепла.


Все изменилось накануне десятого дня рождения Зои. Вечером в квартиру ворвались грабители – четверо мужчин в масках. Заперев Зою, ее маму и подругу семьи с пятилетней дочкой в комнате, они вынесли все ценное. После этого случая финансовое положение семьи стало плачевным, следом тяжело заболела мама. Уже в 14 лет Зое пришлось устроиться на работу – ее взяли официанткой в шашлычную. Было нелегко, но Зоя была не так воспитана, чтобы жаловаться.

Вообще, с детства у Зои Бербер был твердый характер. Она даже мечтала о «мужских» профессиях, хотела стать киллером или механиком. И тем не менее, она прилежно ходила в музыкальную школу, где училась игре на фортепиано, а окончив пермскую школу №91, решила поступать в хореографическое училище. Посмотрев на других абитуриентов и испугавшись строгих преподавателей, она не стала подавать документы, сказав родителям, что провалила конкурс.


Затем она пошла учиться на портного, но карьера модельера не удалась – интерес к ремеслу быстро погас. После этого девушка поступила в Пермский государственный институт искусства и культуры, где стала учиться на курсе режиссера Бориса Мильграма.

Зоя Бербер в передаче «Моя кухня»

Актерская карьера Зои Бербер

В октябре 2009 года Зоя вместе с однокурсниками участвовала в фестивале «Пространство режиссуры», а через месяц вышла на подмостки пермского театра «Сцена-молот» с ролью Вики в спектакле Руслана Маликова «Собиратель пуль».

В 2010 году Зоя Бербер, как и большинство ее одногруппников, отправилась на кастинг на главную женскую роль в «Реальные пацаны» – сериала о взаимоотношениях обычной пермяцкой молодежи. Девушка не рассчитывала получить роль, и уже хотела было уйти, но продюсер Жанна Кадникова обратила на нее внимание и попросила сыграть сценку с Николаем Наумовым , которого уже утвердили на главную роль – воришку уличных люков по имени Колян. Все были с восторге, и Зоя стала Лерой Обориной, строптивой красоткой из обеспеченной семьи.


Поначалу играть Леру, совершенно не похожую на актрису, было сложно. В жизни Зоя предпочитает совсем другой стиль – спортивный, поэтому к огромным каблукам и косметике пришлось привыкать. Но потом дело пошло на лад, и Зоя даже смогла почерпнуть что-то новое для себя из характера своей героини.


Первая серия «Реальных пацанов» вышла на экраны 8 ноября 2010 года. Из-за съемок Зое пришлось взять в институте академический отпуск. Родители сильно переживали из-за того, что ей пришлось оставить учебу, пока рейтинги сериала не побили рекордные показатели.

В 2011 году актриса заняла почетное пятое место в списке «100 самых сексуальных женщин страны» по версии журнала «Maxim». Ее опередили Мария Кожевникова , Вера Брежнева , Виктория Боня и Алина Артц .


В 2011 году Зоя Бербер была задействована в спектакле «Горе от ума» пермского «ТЕАТРА-ТЕАТРА» в роли Софьи Павловны. Режиссерами выступили Эдуард Бояков и Филипп Григорьян. А в 2014 году актриса снялась в двух клипах омской группы «25/17»: «Подорожник» и «Облако».

Зоя Бербер в клипе группы «25/17» («Облако», 2014 год)

Актриса довольно придирчиво относится к новым ролям, не соглашаясь на то, что ей не по душе. Поэтому на телеэкранах (помимо «Реальных пацанов») ее увидели лишь в 2015 году, после премьеры сериала «Фарца» с Александром Петровым в главной роли. Зоя сыграла Надю Вострикову, девушку главного героя, студентку МГУ из хорошей семьи.


В «Фарце» была довольно откровенная сцена, которую снимали на третий день съемок, когда актеры еще толком не узнали друг друга. Из-за брака видеокамеры сцену пришлось переснимать.

Личная жизнь Зои Бербер

О личной жизни Зои Бербер известно немногое. В конце марта 2015 года Зоя на страницах соцсетей выложила свои фотографии с животом, правда так и не раскрыла тайну, кто же является отцом ребенка.

Читайте также: