Фотоподборка: самые известные русские эмигранты. Русский шансон на американской земле Советские певцы уехавшие за границу

Ирина Шмелева снималась в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины”. Фото из личного архива Ирины Шмелевой

Люди, которые рассуждают о переезде из одной страны в другую, делятся на 2 категории: одни говорят, что все к лучшему, а другие вздыхают со словами “ну, кому же я там нужен”. После долгих лет проживания в Америке у актрисы Ирины Шмелевой сформировалась четкая позиция и ответ для всех, кто сейчас в раздумьях: “Если человек думает, что он никому не нужен, он прав. Если думает, что будет успешным, он тоже прав. Я абсолютно верю, когда человек говорит, что будет чемпионом или Президентом. Жаль, что когда я только переехала в США, я не сказала себе, что буду сниматься в Голливуде”.

Ирина Шмелева — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации . Вы видели ее в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины” и других.

20 лет назад Ирина Шмелева эмигрировала в США. О том, с какими сложностями ей пришлось столкнуться, насколько тяжело было сменить профессию и не жалеет ли она о том, что пришлось отказаться от звездной карьеры, Ирина рассказала в интервью ForumDaily.

20 лет назад актриса эмигрировала в США. Фото из личного архива Ирины Шмелевой

Готовилась мыть полы

Как отмечает Ирина, расцвет ее кинокарьеры совпал с закатом советского кино. В 1995 году Шмелёвой было присвоено звание заслуженной артистки России , а в 1998-м она уже переехала в Америку к своему мужу, который к тому времени несколько лет жил и работал в Штатах.

“Я готова была ко всему, даже научилась профессионально петь, чтобы подрабатывать в ресторанах, — говорит Ирина. — Думала, и полы мыть буду. Не получилось: муж уже подготовил для меня безбедное существование, поэтому я сразу пошла учиться”.

Роль в фильме «Кин-дза-дза!» (1986). Фото kino-teatr.ru

Сначала Шмелева осваивала английский язык, потом училась в NYU, а затем открыла компанию, которая занималась маркетингом, работала на русском телевидении, а вдобавок ко всему — освоила профессию риэлтора. Пробовала себя в разных сферах и подготовилась, так сказать, на все случаи жизни.

“Дело в том, что я перестала говорить, что я — актриса, — объясняет Ирина. — Тем более, термин “заслуженная” тут никто не понимает. Конечно, в Америке нужно себя продавать и рассказывать, какой ты замечательный. А вообще, в этой стране все артисты: кому стукнуло в голову, тот и артист. У меня есть знакомый, который ушел на пенсию и в 70 лет решил, что он — актер. В России же, чтобы стать артистом, ты должен получить специальное образование, иначе в театр не возьмут, снимать не будут. А тут… Гвинет Пэлтроу, например, не училась этому, но актриса — потрясающая”.

Ирина готова была ко всему — и мыть полы, и петь в ресторанах, но муж подготовил для нее безбедное существование. Фото из личного архива Ирины Шмелевой

Советские советы и сожаления

Когда Ирина переезжала в США, у нее был простой план: получится — останусь, нет — вернусь. Делать карьеру актрисы в Штатах у Ирины и в мыслях не было. Как она признается: всему виной стереотипы, навязанные на Родине.

“Я приехала из России, где всегда говорили, что “наш” человек никогда не может быть актером в Америке, — рассказывает Шмелева. — И теперь я понимаю, какая это глупость.

Слушаю, как Шварценеггер говорит — это какой-то ужас! Бешеный акцент! А Сальма Хайек? Я просто не могу в это поверить.

Надо было спокойно заниматься актерством, потому что я еще в детстве так решила. Но мой посыл, что нужно учиться и овладевать разными профессиями, сбил меня с толку, несмотря на то, что петь и мыть, необходимости не было”.

Билет в киношное настоящее

Несмотря на то что Ирина решила поставить точку в карьере, ей поступали предложения сниматься в российских фильмах и сериалах. Она бралась за роли, но признается: чтобы быть в кадре, нужно быть в тусовке, постоянно дружить и вертеться в нужной среде. Тем более, по словам артистки, сейчас появилось много новых режиссеров, которые и не знают, кто такая Ира Шмелева.

Роль в фильме «Акселератка» (1987). Фото kino-teatr.ru

“Помню, через несколько лет после моего переезда, мне позвонили и пригласили на съемки одной картины, но потом заявили, что весь бюджет фильма равен моему билету на самолет” , — улыбаясь, рассказывает актриса.

Шмелева признается, что несколько раз летала на съемки в Россию за свой счет, а в Америке, например, вообще принято это делать: работа — это тебе надо, а как ты доберешься — никого не волнует.

Ирина Шмелева на съемках сериала «Час Волкова». Фото Ruskino.ru

“Я бы с удовольствием ездила сниматься, я очень легкая на подъем, — говорит Ирина. — Я, кстати, только что летала. Сижу, читаю книжку “Money ” и вдруг мне звонят: “Приезжайте сниматься, нам нужна девушка, которая долгое время жила в Америке и может половину сценария по-русски, а половину — по-английски, название картины “Деньги”. Я с удовольствием примчалась и снялась. Тем более, в этот раз оплатили и проезд, и гостиницу. Организация на площадке была потрясающая!”.

Случайные понты

Шмелева рассказывает, что когда она заходит в кадр, помимо основного текста, ее просят добавить американский сленг. “Я помню раньше, когда русские приезжали из США, я не понимала, с какого это перепуга они вставляют английские слова. Что за понты такие? — смеется Ирина. — Теперь прекрасно понимаю. Сама, когда нахожусь в России, стою перед продавцом в магазине, вспоминаю, как то или иное слово на нашем, на родном”.

Роль в фильме «Бабник» (1980). Фото kino-teatr.ru

Новая роль

Актриса признается, что кино для нее сейчас — как хобби, больше для души. Уже много лет Ирина работает риэлтором в Манхэттене и в Нью-Джерси, получая большое удовольствие от профессии.

“Когда я только приехала, муж сразу советовал отучиться и начать работать специалистом по недвижимости. Я отмахивалась и говорила, что только идиоты этим занимаются. Сейчас же понимаю, как ошибалась! Очень сложная профессия. Туда легко попасть и очень сложно что-то сделать. Люди вкладывают самые большие деньги в своей жизни в квартиры и дома, а это для них — большой стресс”, — рассказывает Шмелева.

Всем, кто переезжает в США и думает, что выбрать: сразу испытать шок от большого города (актриса считает, что та же Москва по темпу жизни в 10 раз медленнее Нью-Йорка) или выбрать “Одноэтажную Америку”, Ирина советует селиться в мегаполисе:

“Вся работа в городе, развлечения тоже, поэтому цены на недвижимость здесь быстро растут”, — объясняет она.

Сама Шмелева много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити и очень этому рада: всего лишь одна остановка до Манхэттена, чисто и спокойно. “12 лет, как я живу здесь, — говорит Ирина. — Раньше никто не говорил по-русски. Сейчас очень много наших, ведь они всегда селятся там, где получше”.

Ирина много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити. Фото из личного архива Ирины Шмелевой.

Сделаны в СССР

Когда СССР распался, Америка еще сильнее стала казаться для многих раем, и туда уезжали и артисты, и певцы, недовольные тем, что их не ценили на родине. Узнав, какие гонорары платят в Голливуде, звезды кино, недовольные недостойными условиями жизни, искали пути для отъезда. Они покидали родную страну в поисках лучшей жизни и нового опыта, но сложно сказать, нашел ли кто-то из них то, что искал.

Савелий Крамаров, Олег Видов, Наталья Андрейченко, Виктор Ильичев, Елена Соловей эмигрировали в США.

Звезда советского кино 1960-1970-х гг. Олег Видов («Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Всадник без головы») вынужден был бежать из СССР, поскольку бывшая жена – дочь генерала КГБ – повлияла на то, чтобы его больше не приглашали сниматься. В 1983 г. в багажнике автомобиля друг вывозит его из Югославии в Австрию, затем он уезжает в Италию, а потом – в Америку. Он редко снимался в кино, но ему и этого было достаточно для того, чтобы входить в 10% голливудских актеров, ежегодно подтверждающих свой профессиональный статус, пишет издание «Культурология «.

Наталья Андрейченко («Сибириада», «Военно-полевой роман», «Мэри Поппинс, до свидания!» и др.) эмигрировала в 1991 г. в США к мужу, Максимилиану Шеллу. Она снялась в нескольких голливудских фильмах, но эти роли вряд ли можно считать достойной реализацией для актрисы, привыкшей работать с лучшими режиссерами. В воспоминаниях она писала: «Мне пытались внушить, что я должна измениться – говорить без акцента, играть американские роли. Но ведь тогда, без своих русских корней, я буду совсем другой – переделанной, «сломанной» русской, а американкой при этом так и не стану». В 2005 г. она вернулась в Россию.

Виктора Ильичева прославили роли в советском кино 1970-1980-х гг. («Искренне ваш», «Зеленый фургон», «Самая обаятельная и привлекательная»). Наибольшую популярность ему принесла роль Фабио в «Собаке на сене». В начале 1990-х работы не было, а его жену пригласили преподавать в американской балетной школе. И хотя работы для себя актер так и не нашел и тяжело переживал невостребованность, назад он уже не вернулся.

Савелий Крамаров: главный контракт напоследок

В 70-е годы в СССР его полюбили все. Его невозможно было не заметить: яркие образы в лучших фильмах (“12 стульев”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Джентльмены удачи”), цитаты его героев до сих пор на языке, а фильмы с его участием хочется пересматривать, независимо от времени.

Карьера Крамарова закончилась из-за политической ситуации: еврей, да еще и увлекался йогой. В Израиль переехать не удалось — Савелия не пустили, “чтоб не наболтал лишнего”, а вот с Америкой сложилось.

Конечно, в США Савелий мог играть только русских, а именно — космонавтов, кэгэбэшников и прочих персонажей «из-за железного занавеса». Но нужно отдать ему должное — он не канул в лету. В 84-м вышли заметные картины «Москва на Гудзоне» с Робином Уильямсом и «Космическая одиссея 2010» с Роем Шайдером, а потом актера можно было увидеть в популярной комедии «Вооружен и опасен», и боевиках «Красная жара» со Шварценеггером и «Танго и Кэш» со Сталлоне. Жаль, что это были лишь эпизодические роли.

Говорят, он очень скучал по Родине и даже вернулся. Но, увидев ситуацию с российским кино в 90-е, снова уехал в Голливуд, где подписал контракт на главную роль и… ушел из жизни. Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года, на 61-м году жизни, в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульт а, после борьбы с раком.

Илья Баскин: свой среди “чужих”

Кстати, именно по приглашению Ильи Баскина Савелий Крамаров уехал в США. Актеры познакомились и подружились на съемках «Большой перемены» в 1972 году.

Надо сказать, что Баскин — один из немногих советских актеров-эмигрантов, у кого успешно сложилась карьера в США. Но это случилось не сразу. Он работал в ресторане, затем страховым агентом и в русскоязычной газете. Но в итоге актер добился своего — на Баскина обратили внимание режиссеры.

Сейчас он активно снимается в кино и в телесериалах, его партнерами были такие звезды, как Шон Коннери и Хеллен Мирен. Конечно же, в основном, актеру предлагают роли русских или советских персонажей (например, в году в “Трансформерах-3 ” он сыграл космонавта Дмитрия) , но, тем не менее, Баскину удалось — он прочно вписался в голливудский цех.

О том, как живет сейчас артист, ForumDaily рассказывал в статье « »

Елена Соловей: главная роль — в семье

Самая женственная актриса советского кино уехала в Америку в 1991 году. Конец карьеры в самом ее расцвете… На первом месте у актрисы всегда была семья. Как раз в стране наступили неспокойные времена. Елена Соловей с мужем - художником Юрием Пугачем - приняли решение переехать в США, чтобы быть спокойными за детей.

Елена без колебаний променяла жизнь известной актрисы на жизнь домохозяйки. Соловей признается, что никогда не питала иллюзий, что покорит Голливуд. Первое время она занималась исключительно домом, детьми, внучкой. Семью обеспечивал муж, который устроился художником по камню в ювелирную мастерскую.

Дом Елены Соловей в США. Фото kulturologia.ru

Спустя какое-то время Елена начала преподавать актерское мастерство в университете Нью-Йорка, работала на русском радио, а в 2001 году организовала студию, где проводились занятия по музыке, рисованию и танцам для детей из русскоязычных семей. Снималась в эпизодических ролях в кино и сериалах, в том числе «Клан Сопрано «.

О своей жизни в Америке актриса рассказала в статье « «.

Сегодня многие российские актеры, стремящиеся построить карьеру в Голливуде - например, «русский Шварценеггер» Александр Невский, - признают, что мало просто переехать в США, нужно стать настоящим американцем по складу ума и отношению к жизни. А наши звезды если не на 100, то на 99 процентов были советскими людьми, с советским менталитетом и отношением к ремеслу актера. И артистическая школа у него была русская, кардинально отличающаяся от голливудской.

Даже более молодые певцы и актеры, часто отбывающие за «американской мечтой», возвращаются в итоге на родину к тому зрителю, который их любит и ценит. Либо, симают корону, которую надели на них поклонники, и, засучив рукава, идут в новую профессию, играют совсем другую роль.

Предлагаем вам познакомиться с тем, как сложились судьбы советских и российских знаменитостей, покинувших родину в разное время и по разным причинам.

Александр Годунов

Балетному танцовщику прочили великую карьеру в Большом театре, однако, в1979 году во время гастролей Большого в Нью-Йорке Годунов обратился с просьбой о политическом убежище.

В США Годунов танцевал у М. Барышникова в Американском театре балета. Однако, после скандала с ним в 1982 году покинул театр.

Некоторое время выступал с собственной труппой. Как приглашенная звезда, много гастролировал в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии.


Женившись на голливудской актрисе Ж. Биссет, пробовал себя в кино. Среди ролей в фильмах: фермер-амиш в фильме "Свидетель" (1985), экспрессивный дирижер оркестра в фильме "Долговая яма" (1986).


18 мая 1995 года друзья Годунова забили тревогу из-за отсутствия телефонных звонков от него. В дом Годунова на Шорхэм Тауэрс (Уэст-Голливуд, Калифорния) послали медсестру, которая и нашла его мертвым. Ему было 45 лет.


По утверждению врачей, смерть была вызвана осложнениями гепатита, обусловленными хроническим алкоголизмом. Прах Годунова развеян над Тихим океаном.

Федор Шаляпин

Пожалуй, самый известный из российских эмигрантов. На момент побега, Шаляпин был художественным руководителем Мариинского театра и первым в СССР заслужил звание народного артиста Республики.

С 1922 года артист выступал с гастролями за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой - Марией Валентиновной.

В 1927 Шаляпина лишили гражданства СССР и отобрали звание. В конце лета 1932 года актер снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста "Приключения Дон Кихота" по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках - английском и французском, с двумя составами актеров.

В 1935-1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток, где в Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.

Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз, 12 апреля 1938 года он скончался в Париже на руках жены. Артиста похоронили на парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын, Федор Федорович, разрешил перенесение праха певца из Франции в Россию.

Олег Попов

За границу “самый известный клоун мира” эмигрировал из СССР в 1991 году от безысходности, когда пенсии перестало хватать даже на еду.

Сейчас Попов живет в деревеньке под Нюрнбергом, работает в "Великом русском цирке" под псевдонимом "Счастливый Ганс".

В 62 года клоун женился на 30-летней немке Габриэлле Леманн: в 1990 году будущая возлюбленная Попова приехала из Германии в Австрию на его выступление, подошла за автографом, а он попросил у нее телефон. Через два года пара поженилась.

"Габи с моей помощью выучила русский, так что дома мы на нашем "могучем" разговариваем. Но когда на базар иду, беру с собой словарик. Короче, голодным не останусь, если надо - на пальцах объясню", - говорит Попов, которому недавно исполнилось 86 лет.

Нина Бродская

Исполнительница советских хитов "Звенит январская вьюга", "Любовь-кольцо", "Приключения Буратино" живет в США с 1979 года.

Покинуть СССР ей пришлось из-за национальной принадлежности. "...Тогда было негласное распоряжение сверху: убрать с эстрады всех евреев. В общем, на меня начались гонения. Мои песни перестали крутить в теле- и радиоэфире,” - вспоминает она.

"Первое время в США нам было нелегко, ведь мы ехали в никуда. Муж работал на износ, чтобы мы могли выжить и дать все необходимое сыну. Я начала писать свои песни. Нашла деньги и выпустила диск "Москва-Нью-Йорк". Жить нам и сейчас здесь непросто, но о возвращении на родину речи быть не может", - говорит Нина.

Елена Соловей

Звезда советского кино в возрасте 44 года в “лихие” 90-е перебралась в Америку.

Сейчас Елена преподает актерское мастерство, работает на русском радио в Нью-Джерси, некоторое время вела авторскую передачу "Кулисы". Создала детскую творческую студию "Этюд" для детей из русскоязычных семей.

Периодически играет в американском кино. На родине после эмиграции была всего несколько раз.

В Штатах Елена снялась в нескольких короткометражных картинах, а также в двух фильмах режиссера Джеймса Грэя "Хозяева ночи", в котором снимались такие звезды как Марк Уолберг, Хоакин Феникс и Ева Мендес, и "Роковая страсть".

"Адаптироваться мне здесь было легче, потому что мне не нужно было зарабатывать на жизнь - этим занимался мой муж Юра, который сейчас работает в картинной галерее. Главное, что у меня всегда был дом. И в этом спасение от любых депрессий и невзгод… Но все равно эта страна для меня чужая. Наверное, она будет своей только для моих внуков", - говорит актриса.

О
Голубоглазый сердцеед, разбивший ни один десяток сердец советских зрительниц, Морис Джеральд из фильма "Всадник без головы", уже 28 лет живет в Малибу.

Некоторое время Олег с женой занимался переизданием советских мультфильмов, затем озвучанием. Актер открывал и фирму по перевозке грузов, и наркоклинику...

“В Америку я уехал не для того, чтобы быть актером. Когда я сюда ехал, то четко понимал, что английский - очень тяжелый язык. Был уверен, что никогда не смогу говорить так же быстро и точно, как местные. Поэтому, ничего сверх эдакого от Америки и не ждал. Жив, сыт и на том спасибо", - говорит он сейчас.

При этом США актер безгранично благодарен, поскольку, переезд спас ему жизнь. "Здешние врачи нашли у меня доброкачественную опухоль гипофиза. Если бы я остался в Союзе, то умер бы, потому что у нас не проводили необходимых операций. А в США это была рядовая операция. В остальном же я так и не свыкся с этой страной. Да, у меня местный паспорт, гражданство, пенсия в $600, но в душе я так и остался русским", - делится Видов.

Илья Баскин

Актер из фильма "Большая перемена"сделал в США, действительно, успешную карьеру в кино, что для подобных случаев редкость.

Он снялся в 70 фильмах, где его партнерами были такие звезды как Шон Коннери, Хеллен Мирен и другие.

Баскин много лет дружил с Савелием Крамаровым, по его приглашению, тот в начале 1980-х и уехал в США.

Первое время Илья работал в ресторане, потом в страховой компании, издавал русскоязычную газету "Панорама".

"Актеры здесь счастливые люди. Ты сам не ищешь работу, ее находит агент, он бьется головой об стенку, чтобы добыть тебе роль, и, естественно, получает комиссионные. Когда попадешь на площадку, о тебе заботятся профсоюзы, если работаешь больше - тебе доплачивают", - говорит Баскин.

Алексей Серебряков

Отъезд актера в Канаду вызвал в России, довольно, бурную реакцию, хотя сам актер не собирался делать из этого большого события.

Вместе с семьей, а с женой Марией он воспитывает дочь Дарью и сыновей Степана и Данилу, Серебряков в 2012 году эмигрировал в Канаду.

"Я перевез свою семью в Канаду. Хочу, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии. Хочу, чтобы они понимали, что могут цениться знания, трудолюбие, что необязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей… К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил", - прокомменитровал он.

Семья Серебряковых выбрала для проживания уютный таунхаус в Торонто и сейчас вполне успешно живет в новой среде. Как говорит актер, жена полностью поддержала его идею об отъезде ради будущего детей.

Но говорить о том, что актер все же “сжег все мосты” не приходится, поскольку съемки в отечественных картинах никто не отменял. С тех пор, как переехал в Канаду актер снялся в нескольких довольно успешных кинопроектах российских режиссеров.

Янина Лисовская

Актриса известна ролью Людки - старшей дочери героев картины "Любовь и голуби".

Сейчас Янина Лисовская - гражданка Германии, вместе с мужем Вольфом Листом она уже более 15 лет живет в Германи

Янина, в отличие от многих коллег, покинула Россию вовсе не из политических или карьерных соображений, а просто, влюбилась в немецкого актера и уехала ради него.

Тогда, в Москве Лисовскую держала успешная карьера в театре, но работой пришлось пожертвовать. Выучив немецкий язык, Яна сумела найти работу не только по основной специальности, но освоила смежные профессии, став драматургом-режиссером и преподавателем актерского мастерства.

За это время, снялась в немецких фильмах "Таторт. Следы войны", "Живущий у Рейна", "Приземление на Луну", "Рандеву", "Ласточкино гнездо".

Сейчас актриса счастлива в браке и воспитывает дочь Василису.

Жанна Агузарова

В 1991 Жанна переехала в Лос-Анджелес и работала певицей в ресторане "Черное море". Однако, не сойдясь характером с владельцем, вынуждена была уйти.
Известно, что Агузарова работала в США диджеем и даже водителем в Международном центре знаменитостей. Вскоре Агузаровой заинтересовался продюсер Брайан Ино, работавший с группой U2. Правда, сотрудничество между певицей и продюсером так и не состоялось.

В Америке Александр изучил язык в Калифорнийском университете и зря времени не терял: сыграл эпизодическую роль в боевике Уолтера Хилла "Обсуждению не подлежит", затем – в триллере "Красный змей".

Вскоре Жан-Клод Ван Дамм предложил Невскому роль бандита из Одессы в своем фильме. И Александр… отказался, хотя финансовое положение оставляло желать лучшего, поскольку не хотел, чтобы к нему приклеился образ русского злодея.

К 2008 году в копилке у "русского Шварценеггера" было уже шесть фильмов. Сегодня Александр Невский живет Лос-Анджелесе, но имеет российское гражданство и часто приезжает на родину, в частности для того, чтобы продолжить работу.

Простым советским гражданам уехать за границу было очень непросто. Однако прецеденты всё же случались. В основном в эмиграцию отправлялись представители творческой интеллигенции. сайт вспомнила некоторых известных советских киноартистов, которые переехали из СССР в США

Простым советским гражданам уехать за границу было очень непросто. Однако прецеденты всё же случались. В основном в эмиграцию отправлялись представители творческой интеллигенции. сайт вспомнила некоторых известных советских киноартистов, которые переехали из СССР в США.


Кадр из фильма

Знаменитый советский кинокомик Савелий Крамаров покинул Родину в 1981 году. Его выпустили из СССР после того, как он написал письмо Рональду Рейгану. За океаном он не смог найти достойную работу - некоторое время он играл эпизодические роли во второсортных низкобюджетных американских фильмах, однако друзьям говорил, что у него всё в порядке и своей жизнью в Америке он очень доволен. Савелий Викторович после того, как в Советском Союзе началась «перестройка», получил возможность вернуться, но этого не случилось - артист ушёл из жизни в 1995 году в Сан-Франциско.

Елена Соловей


Кадр из фильма

Актриса уехала в Америку, когда находилась на пике своей популярности, в 1991 году. Для многих режиссёров, которые очень любили Елену Соловей, эта новость стала полной неожиданностью. Дело в том, что в стране наступили смутные времена — Елена Соловей и её супруг, художник Юрий Пугач, приняли решение эмигрировать в США ради детей. Актриса по началу занималась исключительно домашними делами и воспитанием детей и внучки. Позже она стала преподавать актёрское мастерство в Университете Нью-Йорка и вести передачу на одной из русскоязычных радиостанций. В начале 2000-х Елена Соловей создала детскую студию для занятий искусством.

Илья Баскин


Кадр из фильма

Самая знаменитая работа Баскина в советском кино - это роль одного из учеников Нестора Петровича Северова в многосерийном телефильме «Большая перемена». Баскин - один из немногих советских актёров, у которых сложилась профессиональная карьера в США. Он уехал в Америку в 1976 году. Поначалу ему пришлось поработать в ресторане, в страховой компании и в газете, но потом он добился своего - режиссёры стали приглашать его на съёмки. В фильмографии Ильи Баскина много успешных работ - актёр играл в таких картинах, как «Имя розы», «Тринадцать дней», «Человек-паук 2» и многих других. Он работал на съёмках со многими голливудскими знаменитостями. Савелий Викторович Крамаров смог уехать в США благодаря приглашению, которое ему выслал Баскин.


Кадр из фильма

Легендарный Буба Касторский из «Неуловимых мстителей» покинул СССР в 1979. Уехать ему пришлось из-за уголовного дела о хищении госимущества, которое завели против артиста. Впоследствии Сичкина оправдали, но его репутация была подмочена. Он вместе с семьёй поселился в Нью-Йорке. Жил знаменитый артист очень тихо и скромно. В 1994 году, после развала СССР, он впервые после отъезда смог приехать на Родину. Артист ушёл из жизни в 2002.


Кадр из фильма

Известный и востребованный киноактёр Ильичёв в 90-х практически потерял работу, как и многие его коллеги в то трудное для страны время. Его супруга (она работала в театре балериной) получила от знакомых приглашение на должность преподавателя в школе балета и семья Ильичёвых уехала в США. За океаном у артиста карьера не сложилась - он так и не смог найти возможность реализовать своё дарование и применить колоссальный актёрский опыт. Он очень переживал из-за того, что его супруга зарабатывала гораздо больше денег, чем он. Виктор Ильичёв занимался домашними делами и воспитанием сына. Актёр ушёл из жизни в 2010 году.

Уже в 1919 году начался исход русских из России. Страну покинуло несколько миллионов человек. Центрами русского рассеяния по миру были и Стамбул, и Прага, и Берлин, и Париж, и даже Харбин. Первая волна эмиграции оказалась чрезвычайно богата талантами. Еще бы – ведь, по сути, эмигрировал почти весь «серебряный век».

Кощунственно проводить параллели между судьбами тех, кто остался, и тех, кто уехал – кому, дескать, было тяжелее? Эмиграция – всегда несчастье. Поэт и критик Г.Адамович, размышляя над психологией эмиграции, приходил к выводу о том, что изгнанник не чувствует за собой народа, он обречен заполнять образовавшуюся пустоту собой, в одиночестве.

Отрадно, что многим хватило духовного потенциала и «золотых копей ностальгии». Деятели первой волны воспринимали себя «зарубежной Россией», ощущали кровную связь с оставленной Родиной. Они смогли дать даже больше, чем сами того ожидали.

«Уходили мы из Крыма…»

На чужбине оказались также певцы, музыканты и композиторы: Ф. Шаляпин, С. Прокофьев, С. Рахманинов, А. Вертинский, П. Лещенко. Мыслями и душой, конечно, они оставались там, в России, захваченной большевиками и коммунистической утопией.

Существует большое количество подделок под т.н. «белогвардейскую» песню. Одни более талантливы, другие – менее. Но вот настоящих стихотворений, ставших песнями, отразивших исход русских из России, всего несколько.

Автор одного из таких стихотворений – казачий поэт Николай Туроверов. Сама же песня родилась значительно позже, уже в постсоветское время. Группа «Любэ» исполняет её под названием «Мой конь» . Обратите внимание на кадры из фильма «Служили два товарища», которые служат своеобразной иллюстрацией к песне:

«Мы для них чужие – навсегда!»

Огромной в эмиграции была популярность Александра Вертинского. Отсутствие голоса компенсировалось своеобразной манерой исполнения, полетом рук, грассированием. На стихи погибшей в нацистском концлагере поэтессы Раисы Блох Вертинским написана песня «Здесь шумят чужие города» . Это самая что ни на есть настоящая и подлинная русская песня в изгнании. Она словно насквозь пропитана страшной ностальгией по России, оттого и воспринималась остро. Да и жанр Вертинский выбрал довольно своеобразный – это в ритме танго:

Пожалуй, Вертинский так и остался лучшим исполнителем песни, если не считать очень достойной современной интерпретации актера А.Домогарова.

«Только светлая не унимается грусть…»

Другая песня, известная по исполнению Аллы Баяновой, Петра Лещенко, Киры Смирновой, – «Я тоскую по Родине» . Стихи написаны в самом конце Второй мировой войны. Их автор – Георгий Храпак, будущий Заслуженный художник РСФСР. Парадоксально, что созданные им строки оказались так поразительно созвучны эмигрантской ностальгии.

В Румынии Храпак познакомился с Петром Лещенко, подарил ему свой текст, композитор Жорж Ипсиланти подобрал мелодию, и песня «выстрелила». Самого же Храпака ждали годы сталинского ГУЛАГа и поздняя реабилитация. К великому сожалению, именно в исполнении Петра Лещенко песня не сохранилась. Сегодня песню не дает забыть «серебряный голос России» – Олег Погудин:

Всё летят и летят журавли…

Не менее парадоксальная история произошла со стихотворением одного из создателей образа Козьмы Пруткова, поэта Алексея Жемчужникова – «Журавли» . Оно датируется аж 1871 годом. В переработанном варианте стихи стали песней в середине 1930-х гг. Солист т.н. «Джаза табачников» Николай Марков исполнял эту песню неоднократно, и в Советском Союзе она шла нарасхват благодаря гибким пластинкам «на костях». Народная молва упорно приписывала песню все тому же Петру Лещенко. Существуют «лагерные» и «дворовые» переделки текста. Передача «В нашу гавань заходили корабли» во многом подарила песню вторую жизнь.

«Сердца не стало, а память жива…»

Мало кому что-то скажет имя Юрия Борисова. А между тем, одна из самых пронзительных стилизаций под эмигрантскую лирику, под песни русского зарубежья принадлежит именно ему. Песня «Всё теперь против нас» , как и многие произведения подобного тематического ряда, написана как бы от «общего» имени – здесь нет узколичностного «я», только «мы». Песня известна в исполнении «светлого отрока» Максима Трошина:

Своеобразным памятником русской эмиграции можно считать стихотворение вполне благополучного советского поэта Роберта Рождественского «Кладбище Сент Женевьев де Буа» . Певец Александр Малинин часто исполнял песню на эти стихи в первые годы своей популярности:

June 14th, 2013

Их голоса знают миллионы, но немногие сегодня узнают их в лицо. Они создавали атмосферу советских фильмов, делали песни из них невероятно популярными, а за это их порой даже не включали в титры. Сегодня свой день рождения отмечает Аида Ведищева. Предлагаю в честь этого вспомнить ее и других "закадровых" певиц-эмигранток: как они жили, о чем пели, почему уезжали.

Аида Ведищева

Аида Вайс (в замужестве - Ведищева) родилась в музыкальной семье врачей. Она была из тех детей, которые петь и танцевать начинают едва ли не раньше, чем говорить и ходить. И хотя родители после школы направили дочь в иняз, это никак не повлияло на ее будущую карьеру. Ведищева пела в ансамблях Олега Лундстрема и Леонида Утесова. От последнего она даже ушла, чем несказанно обидела мэтра.

К Гайдаю на фильм Кавказская пленница певица попала как будто случайно. Ведищева вспоминала, что она и не поняла, что это пробы на фильм. Ее попросили спеть простенькую песенку, она и спела.


После этой песни она стала "первой советской миллионершей" - пластинка с записью разошлась семимиллионным тиражом. Певица стала всесоюзной знаменитостью - ее приглашали в фильмы, на концерты, она создала свое театрализованное музыкальное шоу "Поющие новеллы".

Но были и проблемы. Сама Ведищева уверена, что ее невзлюбила Фурцева, и в результате она попала в список "нежелательных" артисток. Ее пластинки размагничивали, ее фамилию не указывали в титрах фильмов, у нее отбирали музыкантов из шоу. С фильмом Бриллиантовая рука, в котором она исполнила знаменитую песню "Помоги мне" вообще произошла смешная история. После него ей писали письма из министерства культуры с требованием "прекратить это безобразие".

Ее как будто специально выживали. И выжили. Надо отметить, Ведищева уехала далеко не сразу, позже многих, только в 1980 году. В Америке у нее началась новая жизнь. Не легкая и счастливая, а, наоборот, сложная и полная трагических событий. Звездой там она не была, поэтому, сразу же забыв про "звездные амбиции" пошла учиться. В 40 лет. Здесь она снова достигла определенного успеха, в том числе поставила мюзикл на Бродвее.

Но здесь же в ее жизни произошли трагические истории. Самоубийство второго мужа. Неудачный брак с миллионером, закончившийся тяжелым бракоразводным процессом. И самый страшный удар - рак третьей степени. Но она устояла, выдержала, выжила и поборола болезнь. И сейчас певица, которой сегодня исполняется 72 года, продолжает выступать в образе Статуи Свободы и ни на секунду не теряет оптимизма и жизнелюбия.

В чем была ее проблема в Советском Союзе? Сама певица считает, что "не совпала по жанру". Ее тянуло к музыкально-театрализованным шоу вроде мюзиклов, а ничего подобного у нас тогда принято не было. И ведь действительно, Ведищева отличается удивительным артистизмом. Как иначе объяснить, что одна и та же женщина могла так искренне спеть страстную песню "Помоги мне!", веселую "Песенку про медведей" и нежную и трогательную композицию "Лесной олень". Но моя любимая песня Ведищевой, безусловно, вот эта.

А у вас?

Лариса Мондрус

В среде советских артистов отъезд за рубеж в шутку было принято называть "операция Лара" в честь Ларисы Мондрус. Певица уехала довольно рано - еще в 1973 году. Но давайте по порядку.

Лариса выросла в Риге. Уже в школе она с удовольствием пропускала уроки (особенно по математике) ради выступлений на различных праздниках и спортивных соревнованиях. Юная исполнительница быстро поняла, что едва ли не главный ее талант - вызывать в людях эмоции. "Когда я пела "Мадагаскар", люди плакали. И я вдруг осознала, что могу из любого текста, если в нем есть хоть капля чувства, сделать нечто важное и заставить зал слушать меня. Я никогда не начинала выступлений с песен типа "Эх, валенки, да валенки", а наоборот старалась сфокусировать внимание публики с заведомого "пьяно". И если ставила задачу поведать слушателям трогательную историю и заставить их уронить слезу, то мне это удавалось практически всегда", - вспоминала певица.

После школы встал вечный вопрос всех выпускников "кем работать мне тогда, чем мне заниматься". Отчим советовал идти на завод полупроводников, мама рекомендовала поступать в иняз. А Лариса… Лариса хотела и дальше петь, но не знала, что для этого нужно сделать.

По счастливой случайности ее пригласили на прослушивание в Рижскую филармонию, которое она с блеском прошла. Певицу быстро заметили и сначала позвали работать в оркестр Эдди Рознера, потом в Московский мюзик-холл, потом - в "Москонцерт".

Всесоюзной знаменитостью Лариса Мондрус стала благодаря "Голубым огонькам". А в 1965 году она снялась в роли певицы в фильме Дайте жалобную книгу.

Но моя любимая песня Мондрус - закадровая, из фильма Джентльмены удачи.

Как я уже говорила, Лариса выросла в Риге. А Советская Латвия - это все-таки было не совсем то же самое, чем "остальной" Советский Союз. Певица была воспитана в несколько иной творческой атмосфере, где вместо идеологических песен она распевала западные шлягеры. Даже выступление знаменитого оркестра Лундстрема ей показалось "слишком советским".

Может, именно поэтому у нее возникли проблемы. Считается, что чиновники "Москонцерта" настоятельно рекомендовали ей браться гражданские песни, а она отстаивала свою творческую свободу.

Ее песни называли слишком западными, саму певицу критиковали за мини-юбки и просили петь что-нибудь поскромнее. Певица вспоминала, что это слово "поскромнее" преследовало ее. Ее просили поскромнее вести себя на концертах, во время телеэфиров, поскромнее танцевать и так далее. Ее неохотно выпускали на гастроли за рубеж. В какой-то момент в "Москонцерте" начали говорить: "заявок на Мондрус нет", хотя ее приглашали концертные организации ГДР и Чехословакии. Певицу лишали сольных концертов и телеэфиров.
Кончилось все предсказуемо: не отпускаете на чуть-чуть - уеду навсегда. Под предлогом ухода за фиктивным больным дядей из Израиля певица с мужем покидают Родину.

Ее не простили и… убили. В прессе. В газетах проскочила история о том, что Лариса Мондрус просила вернуть ей советской гражданство, а после отказа покончила жизнь самоубийством. В советских СМИ о ней больше не говорили.

На самом деле, в Германии, куда переехала Лариса Мондрус с мужем, все сложилось очень неплохо. Она выступала, записывала пластинки на немецком и латышском языках. А потом у певицы родился долгожданный сын. Однажды, когда она вернулась домой после шестимесячных гастролей, малыш не узнал маму. В этот момент с музыкой было покончено. Лариса Мондрус посвятила себя сыну, а заодно создала собственный бизнес. Сейчас у нее есть обувной магазин где-то в Мюнхене. Буду там, надо будет найти.

Нина Бродская

Карьера Ларисы Мондрус кажется довольно стремительной. Но по сравнению с Ниной Бродской она медленно ползла на вершину, тогда как молодая певица туда без видимых усилий взлетела.

Уже в 16 лет(!) Нина Бродская поет в оркестре Эдди Рознера. В 17 - озвучивает свою первую песню к фильму - "Любовь - кольцо" для картины Женщины. Но самая ее известная песня из фильма, пожалуй, эта.


Ее голос мы слышали с детства - именно им были озвучены многие песни к фильму и пластинке Приключения Буратино. У нее были гастроли, концерты, участие в международных конкурсах. Чего же не хватало? Сама Нина Александровна рассказывает, что она стала "нежелательной" певицей. Ее убрали из теле- и радиоэфира. А однажды заставили вернуться с международного конкурса прямо перед выступлением.

Певица уехала в Америку в 1979 году. Там она начала писать песни, выпускать альбомы, выступать с концертами. После 90-х начала периодически ездить в Россию. Оказывается, здесь ее помнят и любят и приглашают участвовать в крупных концертах.

После моей статьи может создаться впечатление, что в Советском Союзе эстрадным исполнительницам вообще жить не давали, и эмиграция была единственным выходом. Конечно, это не так. Кто-то уехал, но гораздо больше музыкантов остались. О них мы обязательно расскажем в следующий раз.

А какие у вас любимые песни из советских фильмов? Какие вам нравятся исполнительницы, их спевшие?



Читайте также: