356 мм морское орудие. Масса в походном положении, кг

Производитель: Изготовлено, ед.: История службы Состояло на вооружении:

Россия Россия
СССР СССР

Характеристики орудия Калибр , мм : Длина ствола, мм/калибров: Длина канала ствола, мм: Объём каморы, дм ³: Тип затвора: Масса ствола с затвором, кг: Масса снаряда, кг: Начальная скорость снаряда,
м/с : Принцип заряжания:

раздельное

Скорострельность,
выстрелов в минуту: Характеристики артустановки Максимальная дальность стрельбы, :

356-мм/52 морская пушка - 356-мм орудие , разработанное Обуховским заводом . Производилось Обуховским заводом и британской компанией Виккерс , которая выпустила первую партию орудий. Принято на вооружение Российского императорского флота в 1913 году . Эти пушки предназначались для вооружение линейных крейсеров типа «Измаил» , но ни один из четырёх заложенных кораблей не был достроен. Всего флот получил 11 орудий: 10 из Великобритании и одно от Обуховского завода . В начале 1930-х годов шесть орудий было установлено на железнодорожные транспортеры ТМ-1-14 , предназначенных для береговой артиллерии . В составе батареи № 11 пушки 356-мм/52 приняли участие в обороне Ленинграда в -1942 годах . Транспортеры ТМ-1-14 были сняты с вооружения в 1952 году .

Боеприпасы 356-мм/52 морской пушки

Снаряды 356-мм/52 морской пушки
тип снаряда вес, кг длина, калибры вес ВВ, кг содержание ВВ, % начальная скорость, м/с дальность стрельбы, м/при угле возвышения°
Бронебойный образца 1911 г. 747,8 3,9 20,38 2,7 ? ?
Фугасный образца 1913 г. 747,8 4,75 81,9 10,9 731,5 23 241/25
31 020/50
Фугасный образца 1928 г. 512,5 5,0 88,2 17,2 980 34 860/25
52 858/50

Напишите отзыв о статье "356-мм/52 морская пушка"

Примечания

Ссылки

Литература

Отрывок, характеризующий 356-мм/52 морская пушка

Не успел князь Андрей проводить глазами Пфуля, как в комнату поспешно вошел граф Бенигсен и, кивнув головой Болконскому, не останавливаясь, прошел в кабинет, отдавая какие то приказания своему адъютанту. Государь ехал за ним, и Бенигсен поспешил вперед, чтобы приготовить кое что и успеть встретить государя. Чернышев и князь Андрей вышли на крыльцо. Государь с усталым видом слезал с лошади. Маркиз Паулучи что то говорил государю. Государь, склонив голову налево, с недовольным видом слушал Паулучи, говорившего с особенным жаром. Государь тронулся вперед, видимо, желая окончить разговор, но раскрасневшийся, взволнованный итальянец, забывая приличия, шел за ним, продолжая говорить:
– Quant a celui qui a conseille ce camp, le camp de Drissa, [Что же касается того, кто присоветовал Дрисский лагерь,] – говорил Паулучи, в то время как государь, входя на ступеньки и заметив князя Андрея, вглядывался в незнакомое ему лицо.
– Quant a celui. Sire, – продолжал Паулучи с отчаянностью, как будто не в силах удержаться, – qui a conseille le camp de Drissa, je ne vois pas d"autre alternative que la maison jaune ou le gibet. [Что же касается, государь, до того человека, который присоветовал лагерь при Дрисее, то для него, по моему мнению, есть только два места: желтый дом или виселица.] – Не дослушав и как будто не слыхав слов итальянца, государь, узнав Болконского, милостиво обратился к нему:
– Очень рад тебя видеть, пройди туда, где они собрались, и подожди меня. – Государь прошел в кабинет. За ним прошел князь Петр Михайлович Волконский, барон Штейн, и за ними затворились двери. Князь Андрей, пользуясь разрешением государя, прошел с Паулучи, которого он знал еще в Турции, в гостиную, где собрался совет.
Князь Петр Михайлович Волконский занимал должность как бы начальника штаба государя. Волконский вышел из кабинета и, принеся в гостиную карты и разложив их на столе, передал вопросы, на которые он желал слышать мнение собранных господ. Дело было в том, что в ночь было получено известие (впоследствии оказавшееся ложным) о движении французов в обход Дрисского лагеря.
356-мм/52 морская пушка

356-мм/52 пушка на железнодорожном транспортере ТМ-1-14
История производства

Производитель
Изготовлено, ед. 11
История службы
Состояло на вооружении Россия
СССР
Характеристики орудия
, 356
Длина ствола, мм/калибров 18 491/52
Длина канала ствола, мм 17 927
Объём каморы, ³ 360
Тип затвора
Масса ствола с затвором, кг 83 325
Масса снаряда, кг 512,5 — 747,8
Начальная скорость снаряда,
731,5 — 980
Принцип заряжания раздельное
Скорострельность,
выстрелов в минуту
1,5 — 3
Характеристики артустановки
Максимальная дальность стрельбы, 25 254 при угле +29°

356-мм/52 морская пушка — 356-мм , разработанное . Принято на вооружение в . Эти пушки предназначались для вооружение типа , но ни один из четырёх заложенных кораблей не был достроен.

Производство

Производилось Обуховским заводом и британской компанией , которая выпустила первую партию орудий. Всего флот получил 11 орудий: 10 из Великобритании и одно от Обуховского завода .

Первоначально Морское ведомство планировало заказать 76 356/52-мм орудии, из них 48 собирались поставить на крейсера, 24 —запасные к крейсерам и 4 — на морской полигон. 36 орудий было заказано заводу Виккерса в Англии и 40 — ОСЗ.

356/52-мм пушки МА не следует путать с 356/52 пушками Сухопутного ведомства (СА). В 1912—1914 годах ГАУ заказало ОСЗ 17 356/52-мм пушек СА, отличавшихся от морских большим весом и большим объёмом каморы. До октября 1917 года из Англии поставили не менее 10 356/52-мм пушек, а ОСЗ не сдал ни одной. Полигонные испытания 356/52-мм пушек прошли в 1917 году на специальном полигонном станке Дурляхера. В 1922 году на ОСЗ хранилось 8 готовых пушек Виккерса и 7 недоделанных орудий ОСЗ, готовность 4 из них составляла 60 %.

Заказ на первые четыре башенные установки для КР «Измаил» выдали Металлическому заводу в 1913 году. Работы по башням завод полностью прекратил 16 августа 1917 года, не сдав ни одной башни или хотя бы станка. Устройство 356/52-мм башен близко к устройству 305/52-мм башен. Интересным новшеством стало то, что основные э/д башни должны были работать на переменном трехфазном токе, а не на постоянном, как на всех кораблях дореволюционного флота.

Эксплуатация

Сверхдальнобойные орудия

В 1918 году создается Косартоп (Комиссия по особым артиллерийским опытсистемам), в которую входят лучшие специалисты в области артиллерии - Н.Ф.Дроздов, И.П. Граве, В.М.Трофимов, Ф.Ф.Лендер и др. Важнейшей задачей Косартопа была разработка систем сверхдальней стрельбы. Создавать принципиально новые артсистемы в те годы было нереально, поэтому было решено создать принципиально новый сверхдальнобойный снаряд для 356/52-мм орудий. Снаряд был назван "комбинированным", позже такие снаряды стали именоваться подкалиберными. Состоял снаряд из поддона и "активного" снаряда. Вес всей конструкции был 236 кг, а активного снаряда калибра 203 мм - 110 кг.

В июне 1924 года при стрельбе 203-мм активным снарядом весом 110 кг при скорости 1250 м/с была получена максимальная дальность 48,5 км. В ходе этих стрельб отмечено большое рассеивание по меткости и дальности вследствие того, что крутизна нарезов штатной 356/52-мм пушки 30 клб не обеспечивала правильного полета снарядов.

В связи с этим было решено рассверлить ствол 356/52-мм пушки до 368 мм с более крутой нарезкой.

Расточка ствола 368-мм пушки № 1 была произведена в 1934 году на заводе "Большевик". В начале декабря 1934 года начались испытания пушки № 1, которые были неудачны из-за качества снарядов. На испытаниях была получена скорость 1254-1265 м/с. При стрельбе 2.08.1935 г. получена средняя дальность 88720 м при угле около 50°. В конце 1935 года были проведены стрельбы снарядами с поясковыми поддонами, дальность стрельбы 97270 м при угле +42°.

К тому времени была закончена переделка второй 356-мм пушки в 368-мм. В марте 1937 года были составлены таблицы стрельбы из 368-мм пушки снарядами. 368-мм стволы предполагалось установить на железнодорожных транспортерах ТМ-1-14, однако эти планы не были реализованы.

Боевое применение

В составе батареи № 11 пушки 356-мм/52 приняли участие в в — .

Помимо трех железнодорожных установок 11-й батареи по противнику вело огонь ещё одно 14" орудие, первоначально предназначавшееся для вооружения «Измаилов». Это было орудие опытной установки Морского полигона, на которой в 20 — 30-е годы производились опыты по усовершенствованию артиллерийской техники. С началом войны её вместе с одной 16"/50 и двумя 12"/52 установками полигона объединили в тяжелую артиллерийскую батарею, которая вела эффективный огонь по осадившему город врагу. Так замкнулся круг — пушкам «Измаила» все же удалось внести свой вклад в борьбу с противником, против которого они создавались с самого начала. И действовали они, хоть и на суше, но все же формально в составе морских частей.

Боеприпасы 356-мм/52 морской пушки

Снаряды 356-мм/52 морской пушки
тип снаряда вес, кг длина, калибры вес ВВ, кг содержание ВВ, % начальная скорость, м/с дальность стрельбы, м/при угле возвышения°
Бронебойный образца 1911 г. 747,8 3,9 20,38 2,7 ? ?
Фугасный образца 1913 г. 747,8 4,75 81,9 10,9 731,5 23 241/25
31 020/50
Фугасный образца 1928 г. 512,5 5,0 88,2 17,2 980 34 860/25
52 858/50

Тактико-технические характеристики

Калибр, мм

355,6

Длина ствола, калибров

Наибольший угол возвышения, град.

Угол горизонтального наведения, град.

Угол склонения, град.

Масса в походном положении, кг

Масса бронебойного снаряда, кг

512,5

Начальная скорость снаряда, м/с

732

Наибольшая дальность стрельбы, м

31000

В середине 20-х годов Рабоче-Крестьянский Красный Флот (РККФ) представлял собой лишь жалкую тень былого флота Российской империи и ни в коей мере не мог противостоять флотам потенциальных противников. Обеспечить защиту прибрежных стратегических объектов с помощью стационарных артиллерийских систем также не представлялось возможным из-за высокой стоимости и слишком высокой уязвимости последних. На этом фоне вполне логичным представлялось решение Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (АК ГАУ) Красной Армии о создании железнодорожных артиллерийских установок, вооруженных дальнобойными орудиями.

Образованное в соответствии с этим решением в октябре 1930 года Центральное конструкторское бюро судостроения номер 3 (ЦКБС-3) под руководством А.Г. Дукельского уже к марту 1931 года разработало технический проект 356-мм железнодорожной артиллерийской установки, получившей обозначение ТМ-1-14 (транспортер морской, тип 1, калибр 14 дюймов).
Столь быстрые темпы разработки такого достаточно сложного «изделия», как железнодорожная артиллерийская установка объясняются двумя обстоятельствами.


Схема 356-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-14

Во-первых, значительную часть необходимых для проектирования установки расчетов А.Г. Дукельский выполнил еще в конце 20-х годов, когда он работал на правах заключенного в Особом конструкторско-технологическом бюро (ОКТБ) ОГПУ. Во-вторых, в качестве образца была «творчески» использована 14-дюймовая американская железнодорожная артиллерийская установка М 1920 М 2, созданная в 1920 году для армии и флота США.
Основными компонентами железнодорожной артиллерийской установки ТМ-1-14 были 356-мм пушка и железнодорожный транспортер. Ко времени начала проектирования ТМ-1-14 на складах хранилось 16 356-мм пушек, первоначально предназначавшихся для заложенных в декабре 1912 года в Петербурге четырех линейных крейсеров типа «Измаил». Первая мировая и Гражданская война помешали достроить эти корабли, их в конце концов разобрали на металлолом. В этой связи использование ставших ненужными пушек для создания железнодорожных артиллерийских установок обеспечивало значительную экономию времени и средств.
356-мм пушка имела скрепленный ствол длиной 52 калибра, затвор был поршневым горизонтальным. Длина нарезной части ствола составляла 14 985 мм, в канале ствола были выполнены 84 нареза постоянной крутизны. Предусматривалось картузное заряжение, заряды состояли из двух полузарядов. На стадии проектирования ТМ-1-14 были проведены испытания всех 16 пушек. При первых же стрельбах шесть пушек получили так называемое «раздутие». Кроме того, во всех орудиях обнаружился недостаточный запас продольной прочности. Поэтому при проектировании ТМ-1-14 приняли более низкие баллистические данные, чем те, которые задавались для корабельных орудий. Например, в «измаильских» башнях при стрельбе зарядом массой 245,7 кг бронебойный снаряд образца 1911 года массой 747 кг должен был развивать начальную скорость 823 м/сек, а в установке ТМ-1-14 стрельбу планировали вести зарядом массой 213 кг, при этом расчетная начальная скорость того же снаряда составляла 732 м/сек.

Наибольшая дальность стрельбы была внушительной - 31000 м, а при стрельбе фугасным снарядом массой 512,5 кг она увеличивалась до 51000 метров. В тоже время живучесть ствола составляла всего 150 выстрелов, после чего орудие необходимо было демонтировать с установки и отправить на завод для замены внутренней трубы. Операция эта длилась несколько месяцев и в военное время была сопряжена с массой проблем.
Железнодорожный транспортер представлял собой изготовленную из листовой стали массивную главную балку, которая через так называемые балансиры опиралась на железнодорожные тележки. Использовались тележки трех типов.

Фугасный снаряд к 356-мм пушке установки ТМ-1-14

Две тележки первого типа были четырехосными с моторным приводом, они располагались по концам транспортера. В передней части транспортера находилась шестиосная тележка второго типа (средняя), а в задней части - четырехосная тележка третьего типа (также средняя).
Тележки имели весьма небольшие размеры по высоте (не более 1250 мм) и длине (расстояние между осями не более 1500 мм). При этом кроме расчетной статической нагрузки на ось, составлявшей 22,5 т и воздействовавшей на все оси, на оси задних тележек при выстреле воздействовали дополнительные нагрузки, достигавшие 8 т.
На железнодорожных транспортерах орудия монтировались на станках, снятых с башенных установок, изготовленных для линейных крейсеров. Основными элементами станка были два гидравлических тормоза отката (компрессора) и воздушно- гидравлический накатник независимого типа.
При стрельбе на небольших углах возвышения особое значение приобретало торможение накатывающейся массы в конце наката. Для этой цели накатник снабжался обратным клапаном с регулятором наката, включавшимся в работу на последних 250 мм хода, а на последних 150 мм в торможении принимали участие гидравлические буферы компрессора. В результате пушка накатывалась плавно без ударов на всех углах возвышения, причем время наката составляло 2 сек. Для повышения скорострельности открывание замка было возможно в пределах от -15° до - 7° и не только при неподвижном положении орудия, но и во время вертикального наведения.
Наведение в вертикальной плоскости осуществлялось с помощью двух подъемных секторов, смонтированных по бокам станка. При этом использовался электрический привод с регулировкой скорости посредством муфт Джени.
Из-за больших размеров пушки и значительной длины отката, составлявшей почти 1,5 м, конструкторы были вынуждены поднять ось цапф орудия на высоту около шести метров над рельсами. Это обеспечивало стрельбу на предельном угле возвышения 50° без отрытия котлована под транспортером, но в тоже время не позволяло «вписаться» в железнодорожный габарит. По этой причине в походном положении орудие со станком опускалось на 2 метра.
Так как железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-14 предназначалась в первую очередь для стрельбы по морским целям, движущимся с достаточно высокой скоростью, требовалось обеспечить большой диапазон углов горизонтального наведения. Это требование можно было лишь при использовании для стрельбы бетонного основания, на которое опускалась главная балка транспортера. При этом из-под транспортера выкатывались железнодорожные тележки и он получал возможность вращаться вокруг вертикальной оси по круговому погону бетонного основания.

Для каждой батареи железнодорожных установок, состоявшей из трех орудий, строилась основная и запасная огневая позиции. На позиции размещались три бетонных основания, площадки для транспортеров, укрытия для личного состава и все необходимое для действия транспортеров. Первой батарее был присвоен номер шесть, транспортеры для нее были предъявлены к сдаче в 1932 году, а в начале 1933 года началась подготовка к переходу батареи на Дальний Восток. Первый из трех эшелонов батареи отправился в путь 3 ноября 1933 года, а 17 декабря, то есть через полтора месяца, эшелоны прибыли на станцию назначения - Первая Речка.


Окончательная сборка 356-мм железнодорожной артиллерийской установки ТМ-1-14 в цехе Механического завода

К 1935 году были изготовлены и приняты на вооружение еще три транспортера ТМ-1-14. Они составили батарею номер 11, позиции для которой оборудовали на южном побережье Финского залива.
Здесь следует отметить, что наряду со стрельбой с бетонного основания транспортеры могли вести стрельбу и с колес. Однако для обеспечения наведения орудия в горизонтальной плоскости требовалось строить специальные закругленные железнодорожные пути (усы), двигаясь по которым транспортер мог изменять угол обстрела.
Для управления стрельбой была разработана система ПУС (приборы управления стрельбой). На выполненном в виде разборной вышки батарейном посту обычно размещался шестиметровый стереоскопический дальномер и приборы центральной наводки.
Данные из батарейного поста поступали в центральный пост, оборудованный в специальном вагоне. Здесь производилась выборка и трансформация азимутов и дистанций «цель-пост» в азимут и дистанцию «батарея-цель» и передача их к орудиям на принимающие приборы. Предусматривалось также индивидуальное наведение орудий с помощью оптического прицела с шестикратным увеличением.
Кроме упомянутого выше вагона - центрального поста в состав батареи входили три вагона - снарядных погреба (по одному на каждое орудие), три вагона - зарядных погреба, три вагона силовых станций и три вагона компрессорных станций. Имелась также так называемая «подвижная база» в виде состава из 3-4 вагонов-погребов, 4 вагонов с горюче-смазочными материалами и маскировочным имуществом, жилых вагонов и вагонов оборудованных под хозяйственные помещения. Всего этот состав имел 20 теплушек и 2 классных вагона.

По штату мирного времени в батарее числился 331 человек, включая 16 командиров.
К началу Великой Отечественной войны ВМФ СССР располагал двумя трех орудийными батареями ТМ-1-14: номер 6 на Дальнем Востоке и номер 11 на Балтике. 6-я батарея в течении всей войны оставалась на Дальнем Востоке, удерживая японское командование от принятия «неправильных» решений. В то же время 11-я батарея достаточно активно использовалась в системе обороны Ленинграда.
Кроме обстрела железнодорожных станций и районов сосредоточения войск противника, батарея вела борьбу с дальнобойной вражеской артиллерией. И в том, что обстрелы Ленинграда постепенно сокращались, большая заслуга именно этой батареи.
Все шесть железнодорожных установок были сняты с вооружения в 1952 году.

Послеобеденный отдых американских солдат на острове Кагосима 7 апреля 1945 года прервал чудовищной силы взрыв. На горизонте в небо на высоту 6 км поднимался столб дыма, по виду напоминавший ядерный гриб. Это нашел свою кончину самый мощный за всю человечества линкор – японский «Ямато», вооруженный девятью орудиями фантастического калибра – 460 мм.

За все годы войны ему так и не удалось сблизиться с американскими линкорами на дистанцию действия своей чудовищной артиллерии, и он погиб, так и не увидев врага под ударами палубной авиации невидимых авианосцев. В своем последнем бою «Ямато» сбил пять и повредил двадцать американских самолетов – ничтожная цена за самый дорогой корабль мира. Это была последняя точка в истории морских исполинов – больше нигде в мире дредноутов не строили.

Немецкий линкор «Бисмарк», оснащенный восемью 381-мм орудиями, потерпел поражение в битве с английскими военными кораблями в мае 1941 года. В линкор врезались две торпеды, повредив винты, разбив рулевую машины и заклинив рули. 27 мая «Бисмарк» затонул в водах Северной Атлантики.

Сверхдредноуты

А началась эта последняя глава в истории сверхкораблей 23 октября 1911 года, когда британский премьер Маккенна назначил военно-морским министром 36-летнего сэра Уинстона Черчилля. Через несколько недель Черчилль сделал в Глазго программное заявление: «Английский флот является необходимостью для нас, а если подходить с определенной точки зрения к германскому флоту, то для немцев он в основном роскошь.

С нашей военно-морской мощью непосредственно связано само существование Англии. В ней залог нашего существования. Для немцев же военно-морская мощь – это экспансия». Черчилль, озабоченный качественным превосходством германской корабельной артиллерии, предложил увеличить калибр пушек линкоров до 381 мм. «Я немедленно решил пойти на порядок выше, – вспоминал в мемуарах Черчилль, – и во время регаты намекнул на это лорду Фишеру. Не меньше чем 15 дюймов для линкоров и линейных крейсеров новой программы».

И вот 21 октября 1912 года был заложен первый в мире сверхдредноут «Куин Элизабет» водоизмещением 33 000 тонн и скоростью 24 узла. Вооружение состояло из восьми 381-мм пушек MK.1 в четырех башнях. Чтобы представить себе всю мощь новой артиллерии, заметим, что масса 15-дюймового (381-мм) снаряда составляла 885 кг – в 2,3 раза больше, чем у 12-дюймового! Опытное 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра военный завод в Эльзвике изготовил всего за 4 месяца. Результаты испытаний превзошли все ожидания. Точность стрельбы даже на максимальную дальность (на полигоне – 32 км; у корабельных установок из-за меньшего угла возвышения стволов дальность не превышала 21,4 км) была просто превосходной.

Подобно «Дредноуту», «Куин Элизабет» могла поразить любой линкор мира и спокойно уйти при необходимости. Пять кораблей типа «Куин Элизабет» вошли в строй уже в ходе войны, в январе 1915 – феврале 1916 годов. Годом позже в строй вошли еще пять линкоров типа «Риведж» с аналогичным вооружением.

Для съемок японского фильма «Ямамото для мужчин» был создан макет линкора в натуральную величину (длина 263, ширина – 40 м)

Немцы с некоторой задержкой ответили постройкой четырех собственных сверхдредноутов, головной из которых, «Баден», водоизмещением 28 500 тонн и скоростью 22 узла, был заложен в 1913 году. Артиллерия главного калибра была представлена восемью 380-мм пушками с дальностью стрельбы 37,3 км.

Между тем у англичан появилась очередная военно-морская идея: слабо бронированные, но быстроходные корабли размером с дредноут. Назвали их довольно забавно – «большие легкие крейсера». Три таких судна, «Корейджис», «Глориус» и «Фьюриес», водоизмещением 23 000 тонн и скоростью 31–32 узла, были заложены в марте–июне 1915 года. Первые два корабля были вооружены четырьмя 381-мм пушками в двух башнях, а «Фьюриес» – двумя 457-мм и четырьмя 140-мм. Чудовищные 457-мм пушки с весом ствола в 150 тонн стреляли полуторатонными снарядами на дальность 27,4 км. Однако «большие легкие крейсера» оказались слишком уязвимыми для огня противника, и по окончании Первой мировой войны их переделали в авианосцы.

Три орудия

Из других государств первыми подняли калибр орудий своих дредноутов США – с 305 мм до 356 мм. В 1911 году были заложены «Нью-Йорк» и «Техас», вошедшие в строй весной 1914 года. Их водоизмещение составило 28 400 тонн, скорость – 21 узел, а вооружение – десять 356-мм и двадцать одна 127-мм пушка. Любопытно, что американцы впервые применили трехорудийные башни главного калибра. Затем в США построили еще два корабля с тем же вооружением. А вот дредноут «Пенсильвания», заложенный 27 октября 1913 года, при водоизмещении 32 600 тонн имел уже двенадцать 356-мм орудий. Всего же в США было введено в строй семь линкоров с двенадцатью 356-мм пушками.

24 апреля 1917 года был заложен новый супердредноут «Мэриленд» с восемью 406-мм орудиями в четырех башнях. Серия из трех таких кораблей вошла в строй в 1917–1923 годах, чуть позже к ним присоединились шесть огромных линейных крейсеров с аналогичным вооружением. Параллельно в 1920 году были заложены шесть сверхдредноутов типа «Южная Дакота» (South Dacota), несущих двенадцать 406-мм орудий. В Японии первые 356-мм орудия появились на четырех линкорах типа «Конго» в 1913–1915 годах. А в 1917 году вступил в строй линкор «Нагато» с восемью 410-мм орудиями.

Казенные корабли

30 июня 1909 года четыре дредноута были заложены на казенных заводах Петербурга: «Петропавловск» и «Севастополь» – на Балтийском, а «Гангут» и «Полтава» – на Адмиралтейском, с двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра. Об этих кораблях немало написано в нашей литературе, и я ограничусь лишь очень кратким замечанием о том, что артиллерия на них была расположена неудачно, бронирование тоже оставляло желать лучшего. На момент закладки огневая мощь российских кораблей не уступала британским дредноутам, но к началу 1915 года, ко времени ввода в строй, они существенно проигрывали линкорам с 343-мм и 381-мм пушками.

Поэтому Морское министерство решило увеличить калибр орудий, и 19 декабря 1913 года на казенных верфях Петербурга были заложены четыре линейных крейсера типа «Бородино» полным водоизмещением 36 646 т, вооруженных двенадцатью 356-мм орудиями каждый.

Одновременно шло проектирование новых линейных кораблей. В начале 1914 года заместитель начальника Морского Генштаба по кораблестроению, капитан 1-го ранга Ненюков предоставил морскому министру Григоровичу «Основные задания для линейных кораблей Балтийского моря». По мнению Генштаба, орудия линкоров на дистанции 100 кабельтовых (18 520 м) должны были пробивать по нормали броню, равную по толщине калибру орудия. Рассмотрев характеристики современных 14-, 15- и 16-дюймовых орудий, сотрудники Генштаба пришли к выводу, что «при соблюдении почти тех же баллистических данных преимущество остается за 16-дюймовыми орудиями».

Торжественная встреча: Уинстон Черчилль поздравляет команду крейсера «Эксетер» с возвращением на родину, стоя на стуле под 6-дюймовыми орудиями

В начале 1914 года в Артиллерийском отделении Главного управления кораблестроения была спроектирована 406/45-мм пушка, по устройству близкая к 305-мм и 356-мм пушкам. В апреле 1914-го Обуховскому заводу был выдан заказ на изготовление опытной 406-мм пушки к концу 1915 года. Параллельно фирме «Виккерс» за 27 000 фунтов стерлингов была заказана 406/45-мм пушка несколько иной конструкции – в частности, с двумя внутренними трубами. Баллистические данные по проекту были следующие: вес снаряда 1128 кг, вес заряда 332 кг, начальная скорость 758 м/с.

Первое испытание опытной 406-мм пушки, изготовленной фирмой «Виккерс», было проведено 22 августа 1917 года на полигоне фирмы неподалеку от города Эксмилз. В январе 1914-го Морское министерство выдало тактико-техническое задание на проектирование линкора для Балтийского моря. Он должен был иметь двенадцать 406-мм орудий в трех- или четырехорудийных башнях, а также двадцать четыре 130-мм пушки. Скорость линкора должна была составить 25 узлов, дальность плавания – 5000 миль. Толщина главного броневого пояса по ватерлинии – 280 мм.

Если бы такой линкор удалось построить, то он бы по артиллерийскому вооружению превосходил любой линкор мира, построенный до 1946 года, кроме японских линкоров типа «Ямато» с 460-мм артиллерией. Однако в 1917 году в России грянула революция, и проекты русских сверхдредноутов остались на бумаге.

Ирония судьбы: 460-мм орудия суперлинкора «Ямато» были применены в боевых условиях всего один раз: 25 октября 1944 года у филиппинского острова Самар

Дорогие игрушки

По иронии судьбы сверхдорогим суперлинкорам практически не удалось повоевать. Единственное классическое линкорное сражение Первой мировой войны – Ютландская битва, в которой приняли участие четыре суперлинкора класса «Куин Элизабет» – «Барэм», «Уорспайт», «Вэлиент» и «Малайя», – закончилось не в пользу англичан (четырнадцать кораблей суммарным тоннажем 111 000 тонн и 6784 матроса и офицера убитыми против одиннадцати германских кораблей (62 000 тонн) и 3058 человек личного состава), несмотря на то, что по калибру немецкие линкоры уступали английским (самый крупный немецкий калибр в том сражении был 305 мм против 381 мм у англичан).

Во Второй мировой войне роль суперлинкоров была и вовсе комичной – в боевых действиях приняли участие только два японца – «Ямато» и «Мусаси». 460-мм орудия «Ямато» были применены в боевых условиях только один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины). Несколько снарядов пробили насквозь американские конвойные авианосцы, но не взорвались, поскольку взрыватели были рассчитаны на броню линкоров. Большую же часть времени страны, владеющие суперлинкорами, прятали свои сверхдорогие игрушки на защищенных рейдах, но все равно большинство из них были потоплены авиацией противника. До нынешнего времени в строю осталось всего два суперлинкора – американские «Айова» и «Висконсин» (по девять 406-мм орудий), которые используются скорее как психологическое, чем как реальное .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 14 июня 2016; проверки требуют.

356-мм/52 морская пушка - 356-мм орудие , разработанное Обуховским заводом . Принято на вооружение Российского императорского флота в 1913 году . Эти пушки предназначались для вооружение линейных крейсеров типа «Измаил» , но ни один из четырёх заложенных кораблей не был достроен.

Производилось Обуховским заводом и британской компанией Виккерс , которая выпустила первую партию орудий. Всего флот получил 11 орудий: 10 из Великобритании и одно от Обуховского завода .

Первоначально Морское ведомство планировало заказать 76 356/52-мм орудии, из них 48 собирались поставить на крейсера, 24 -запасные к крейсерам и 4 - на морской полигон. 36 орудий было заказано заводу Виккерса в Англии и 40 - ОСЗ.

356/52-мм пушки МА не следует путать с 356/52 пушками Сухопутного ведомства (СА). В 1912-1914 годах ГАУ заказало ОСЗ 17 356/52-мм пушек СА, отличавшихся от морских большим весом и большим объёмом каморы. До октября 1917 года из Англии поставили не менее 10 356/52-мм пушек, а ОСЗ не сдал ни одной. Полигонные испытания 356/52-мм пушек прошли в 1917 году на специальном полигонном станке Дурляхера. В 1922 году на ОСЗ хранилось 8 готовых пушек Виккерса и 7 недоделанных орудий ОСЗ, готовность 4 из них составляла 60 %.

Заказ на первые четыре башенные установки для КР «Измаил» выдали Металлическому заводу в 1913 году. Работы по башням завод полностью прекратил 16 августа 1917 года, не сдав ни одной башни или хотя бы станка. Устройство 356/52-мм башен близко к устройству 305/52-мм башен. Интересным новшеством стало то, что основные э/д башни должны были работать на переменном трехфазном токе, а не на постоянном, как на всех кораблях дореволюционного флота.

В 1918 году создается Косартоп (Комиссия по особым артиллерийским опытсистемам), в которую входят лучшие специалисты в области артиллерии – Н.Ф.Дроздов, И.П. Граве, В.М.Трофимов, Ф.Ф.Лендер и др. Важнейшей задачей Косартопа была разработка систем сверхдальней стрельбы. Создавать принципиально новые артсистемы в те годы было нереально, поэтому было решено создать принципиально новый сверхдальнобойный снаряд для 356/52-мм орудий. Снаряд был назван "комбинированным", позже такие снаряды стали именоваться подкалиберными. Состоял снаряд из поддона и "активного" снаряда. Вес всей конструкции был 236 кг, а активного снаряда калибра 203 мм – 110 кг.

В июне 1924 года при стрельбе 203-мм активным снарядом весом 110 кг при скорости 1250 м/с была получена максимальная дальность 48,5 км. В ходе этих стрельб отмечено большое рассеивание по меткости и дальности вследствие того, что крутизна нарезов штатной 356/52-мм пушки 30 клб не обеспечивала правильного полета снарядов.

В связи с этим было решено рассверлить ствол 356/52-мм пушки до 368 мм с более крутой нарезкой.

Расточка ствола 368-мм пушки № 1 была произведена в 1934 году на заводе "Большевик". В начале декабря 1934 года начались испытания пушки № 1, которые были неудачны из-за качества снарядов. На испытаниях была получена скорость 1254-1265 м/с. При стрельбе 2.08.1935 г. получена средняя дальность 88720 м при угле около 50°. В конце 1935 года были проведены стрельбы снарядами с поясковыми поддонами, дальность стрельбы 97270 м при угле +42°.

К тому времени была закончена переделка второй 356-мм пушки в 368-мм. В марте 1937 года были составлены таблицы стрельбы из 368-мм пушки снарядами. 368-мм стволы предполагалось установить на железнодорожных транспортерах ТМ-1-14, однако эти планы не были реализованы.

В составе батареи № 11 пушки 356-мм/52 приняли участие в обороне Ленинграда в -1942 годах .

Помимо трех железнодорожных установок 11-й батареи по противнику вело огонь ещё одно 14" орудие, первоначально предназначавшееся для вооружения «Измаилов». Это было орудие опытной установки Морского полигона, на которой в 20 - 30-е годы производились опыты по усовершенствованию артиллерийской техники. С началом войны её вместе с одной 16"/50 и двумя 12"/52 установками полигона объединили в тяжелую артиллерийскую батарею, которая вела эффективный огонь по осадившему город врагу. Так замкнулся круг - пушкам «Измаила» все же удалось внести свой вклад в борьбу с противником, против которого они создавались с самого начала. И действовали они, хоть и на суше, но все же формально в составе морских частей.



Читайте также: