Пантелеймон (броненосец)
«Князь Потёмкин-Таврический», с 12 октября 1905 «Пантелеймон», с 13 апреля 1917 - «Потемкин-Таврический», с мая 1917 - «Борец за свободу» |
||
---|---|---|
Основная информация | ||
Тип | Броненосец | |
Государство флага | Россия |
|
Принадлежность | Черноморский флот | |
Верфь | Николаевское адмиралтейство | |
Строительство начато | 15 декабря 1897 | |
Спущен на воду | 13 сентября 1900 | |
Введён в эксплуатацию | 20 мая 1905 | |
Выведен из состава флота | 1923 | |
Современный статус | Разобран на металл | |
Параметры | ||
Тоннаж | 13500 тонны | |
Длина | 115,4 м. | |
Ширина | 22,2 м. | |
Осадка | 8,2 м. | |
Бронирование | Пояс крупповской брони в средней части 229 мм в оконечностях - 178 мм, каземат 127 мм, палуба 38/63 мм, бронирование башен главного калибра 254 мм, рубки 229 мм | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 22 котла Бельвиля | |
Винты | 2 винта | |
Мощность | 10600 л.с | |
Скорость | 16.6 узла | |
Автономность плавания | 3000 миль | |
Экипаж | 28 офицеров и 788 матросов | |
Вооружение | ||
Артиллерия | 4 х 305-мм орудия, 16 х 152-мм орудия, 14 х 75-мм орудия, 2 х 63-мм, 6 х 47-мм, 2 х 37-мм | |
Торпедно-минное вооружение | 4 х 456 мм. торпедных аппарата |
«Князь Потёмкин-Таврический» - броненосец русского Черноморского флота . Назван в честь Г. А. Потёмкина .
История постройки
После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в первой мировой войне. 29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобождён частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В данное время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.
См. также
Ссылки
- Краткое содержание (синопсис) оперы Чишко «Броненосец «Потемкин» на сайте «100 опер»
Эскадренные броненосцы ВМФ Российской империи | ||
---|---|---|
Тип Пётр Великий | Пётр Великий | |
Тип Екатерина II | Екатерина II · Чесма · Синоп · Георгий Победоносец | |
Тип Двенадцать Апостолов | Двенадцать Апостолов | |
Тип Гангут | Гангут | |
Тип Наварин | Наварин | |
Тип Император Александр II | Император Александр II · Император Николай I | |
Тип Три Святителя | Три Святителя | |
Тип Сисой Великий | Сисой Великий | |
Тип Полтава | Полтава · Петропавловск · Севастополь | |
Тип Ростислав | Ростислав | |
Тип Пересвет | Пересвет · Ослябя · Победа | |
Тип Князь Потемкин-Таврический | Князь Потемкин-Таврический (с 1905-го - Пантелеймон) | |
Тип Ретвизан | Ретвизан | |
Тип Цесаревич | Цесаревич | |
Тип Бородино | Бородино · Император Александр III · Орёл · Князь Суворов · Слава | |
Тип Евстафий |
Князь Потемкин-Таврический
Исторические данные
Общие данные
ЭУ
реал
док
Бронирование
Вооружение
Артиллерия главного калибра
- 4 (2х2) - 305-мм/38 орудий;
- 16 (16х1) - 152-мм/44 орудий Canet .
Противоминная артиллерия:
- 16 (16×1) - 75-мм/48 орудий Canet ;
- 2 (2×1) - 64-мм/17 орудий Барановского;
- 6 (6×1) - 47-мм/40 орудий Hotchkiss ;
- 2 (2×1) - 37-мм/20 орудий Hotchkiss ;
- 4 - 7,6-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение
- 5 - 381-мм ТА .
История создания
10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.
Прототипом для "Потемкина" послужил построенный ранее броненосец "Три Святителя", однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу "Пересвет".
На "Потемкине" предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7,6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.
Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на "Потемкине" применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.
По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец "Ретвизан", строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа "Куин" значительно большего водоизмещения. "Потемкин", правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.
Описание корпуса
Вооружение
Главный калибр был представлен четырмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях - носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая - позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность - 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792,5 м/с, масса снаряда - 331,7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов - в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1,25-1,5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных. В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 - на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.
Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29,5 калибра, масса - 0,9 тонны, скорострельность - 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда - 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий - 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм - 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда - 41,3 килограмма, а 75-мм - 4,9 килограмма.
Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии. Средний калибр - шестнадцать 152-мм орудий длиной ствола 45 калибров, массой 5 тонн. Скорострельность - 4 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда - 792 м/с.
Бронирование
В России броня «компаунд» впервые была применена на броненосцах типа Чесма, и ее широко использовали при постройке кораблей в 1880-1900 гг. Хотя сталежелезная броня «компаунд» была совершеннее железной брони, защита кораблей при ее применении оставалась очень громоздкой и тяжелой. Например, на броненосце Три Святителя толщина бортовой сталежелезной брони составляла 406-457 мм, т. е. почти полметра, а масса брони достигала 40% от водоизмещения.
Ко времени создания броненосца Потемкин появилась более прочная броня, изготовляемая из чисто стальных плит, которые с наружной стороны подвергались цементации. В результате наружная сторона плиты становилась очень твердой, а внутренняя сторона оставалась вязкой. Применение более прочной брони на новом броненосце позволило получить существенную экономию в массе (эффективную защиту от вражеских снарядов можно было обеспечить при меньшей толщине броневых плит). Это позволило резко увеличить мощность артиллерийского вооружения на Потемкине.
Если толщина бортовой брони на Трех Святителях была 406-457 мм, то на Потемкине бортовые плиты вдвое тоньше - 178-229 мм. Соответственно всюду на Потемкине была существенно уменьшена толщина броневых плит: броня казематов стала 127 мм (вместо 406 мм на Трех Святителях), броня башен главного калибра - 254 мм вместо 406 мм, броня палуб - 38-76 мм вместо 76-229 мм.
Такое уменьшение толщин брони, а следовательно и ее массы, позволило вдвое (!) увеличить количество 152-мм орудий по сравнению с количеством орудий на броненосце Три Святителя. Таким образом, как боевая единица Потемкин был самым сильным из всех ранее построенных броненосцев.
Восстание на броненосце
К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру "Очаков". Так как броненосец был разоружен, активного участия в восстании он не принимал. В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне: 5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года – в бою у пролива Босфор.
29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота.Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Матросы, работавшие там, проявили большое мужество, пожар был потушен, но успел причинить большой урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить. Вновь поставленные котлы были оборудованы для сжигания твердого топлива. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года - белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.
Во главе революционного настроенного судна встал большевик Матюшенко. К ним присоединился и миноносец N 267, стоявший на Тендеровском рейде. Царский эскадренный броненосец «Потемкин» стал кораблем революции. Однако 18 июня он был окружен мощной эскадрой из одиннадцати военных судов, которые намеревались его уничтожить. Когда мятежный корабль решился на таран, выстрелов с эсминцев не последовало: их команды, встав на сторону товарищей, вышли на палубы с криками «ура». Броненосец, на борту которого уже не было провизии и воды, попытался причалить в порту Одессы, а после – Феодосии, где его уже ждала царская армия. Пришлось направиться в Констанцию и сдаться румынским властям, которые вернули корабль России. В стремлении вычеркнуть из памяти даже его название броненосец переименовали, а команда его осталась в Румынии в качестве политэмигрантов.
Последние годы и гибель
В конце сентября 1905 года царское правительство переименовало броненосец в "Пантелеймон". Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж "Пантелеймона" одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.
В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей.
После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда в несколько усеченном виде - он стал называться "Потемкин-Таврический". А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя - "Борец за свободу".
В мае 1918 года линейный корабль "Борец за свободу" был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.До 1924 г. броненосец стоял полузатопленный в Южной бухте. В 1924 г. прославленный корабль пошел на слом. Часть металла пошла на изготовление сельскохозяйственных орудий, а часть брони - на сверла для буровых скважин Баку.
Осталась от броненосца только очень прочная стальная фок-мачта. Ее распилили пополам и установили вместо взорванных в гражданскую войну створных знаков у входа с моря в Днепровский лиман.
До 1957 г. огни фок-мачты с Потемкина показывали кораблям безопасный путь, и в народе их так и называли «потемкинскими огнями». В 1957 г. створ сняли, установили новые бетонные знаки, а части мачты броненосца до сих пор бережно хранятся в трех музеях страны: Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, Центральном музее вооруженных сил в Москве и Севастопольском музее Черноморского флота.
Галерея изображений
После «Ростислава» от попыток экономить деньги за счет боевых качеств отказались, и все последующие черноморские броненосцы развивали проект «Трех Святителей». Основным конструктивным отличием от прототипа стало увеличение высоты борта в носовой части благодаря дополнительной палубе. Это улучшило мореходные качества корабля и позволило орудиям носовой башни вести огонь при встречной волне. Энергетическая установка осталась прежней. Водотрубные котлы Бельвиля располагались поперек корпуса, в трех котельных отделениях.
Бронирование представляло двойную преграду: внешнее (по борту и палубе) защищало от прямых попаданий снарядов; внутреннее - от осколков снарядов, которые, пробив наружную броню, взрывались внутри. Жизненно важные части корабля от поражения осколками защищала 51-мм броня жилой палубы - в средней части горизонтальной, а возле бортов опускавшейся к нижнему скосу броневого пояса.
Двойная защита предусматривалась и от продольного огня. Ее первой линией являлись броневые траверзы. образовывавшие вместе с броней пояса замкнутую цитадель почти по всей длине корабля. За траверзами на нижней палубе в носу и корме находились 38-мм броневые переборки, служившие продолжением соответствующих переборок нижнего каземата. Нижняя палуба имела 38-мм настил для задерживания осколков снарядов, пробивших цитадель либо броню жилой палубы.
«Потемкин» имел тот же самый корпус, что и «Три Святителя» с добавленным полубаком. Он отличался от предшественника применением новых котлов Бельвиля, несколько измененной схемой бронирования и типом брони (крупповская отечественного производства), увеличением числа 6-дюймовых орудий, внедрением электропривода 12-дюймовых орудий вместо устаревшей гидравлики.
В результате этих изменений получился достаточно мощный и хорошо защищенный броненосец, хотя его машины, несмотря на меньшую перегрузку корабля, смогли обеспечить лишь 16-узловый ход. Проект являлся весьма удачным, но традиционный российский долгострой свел на нет все достоинства: только стапельный период занял 40 месяцев. А в состав действующего флота броненосец вступил через 80 месяцев (!) после закладки.
За время своего пребывания в строю корабль три раза переименовывался. В октябре 1905 г. после вооруженного восстания матросов он получил новое название- «Пантелеймон». В апреле 1917 г. за «революционные заслуги» ему вернули прежнее имя «Потемкин Таврический» (исключив слово «князь»). Наконец, со следующего месяца корабль стал называться «Борец за свободу».
В ходе ремонта и модернизации в 1911 г. на броненосце заменили изношенные котлы, демонтировали носовой торпедный аппарат, броневой пояс по ватерлинии продлили до штевней, установив 25,4-мм плиты. Значительно перестроили надстройки: исчезли передний командный мостик, штурманская и командирская рубки, отходившие от них к бортам крылья.
В составе 2-й бригады линейных кораблей «Пантелеймон» в 1914-15 гг. обстреливал укрепления Босфора, поддерживал огнем русские войска на Кавказском побережье. трижды вступал в артиллерийский бой с германо-турецкими крейсерами «Goeben» и «Bres-lau». Гражданская война и интервенция привели корабль в состояние полного разрушения. Восстановить его было невозможно и в начале 1923 г. броненосец разобрали на металл, а мачты использовали для того, чтобы установить на них створные маячные огни в Днепро-Бугском лимане. Броненосцы «Евстафий» и «Златоуст» фактически повторяли конструкцию «Князя Потемкина». Лишь артиллерия среднего калибра усилилась за счет замены четырех 152-мм орудий на 203-мм и еще было улучшено бронирование рубки.
Правда, в ходе строительства в проект внесли множество мелких изменений, вызванных опытом русско-японской войны. Сложность их осуществления заключалась в том, что ни в коем случае нельзя было перегружать корабль. Памятуя печальный опыт Цусимы, МТК в сентябре 1905 г. издал специальный циркуляр, категорически запрещавший принимать от подрядчиков судовые конструкции и элементы даже с малейшим перевесом. Это возымело действие: Металлический завод ухитрился изготовить орудийные башни легче, чем предусматривал проект. Экономия веса только за счет более равномерной прокатки башенной брони составила на «Евстафии» 18 тонн, на «Златоусте» -14,5 тонн.
Однако постоянные изменения и переделки, забастовки рабочих и прочие неурядицы привели к тому, что когда наконец броненосцы были готовы, они морально полностью устарели. К тому времени великие морские державы уже вводили в строй дредноуты.
Корпусную сталь поставляли российские заводы. Форштевни и ахтерштевни отливали по моделям, сохранившимся от «Потемкина» на Екатеринославских сталелитейных заводах. Непотопляемость «Евста-фия» обеспечивали главные водонепроницаемые поперечные переборки, разделявшие корпус на десять отсеков, двойное дно между 18 и 82 шпангоутами, а также продольные переборки и бортовые коридоры, выполнявшие функцию противоминной защиты.
Для бронирования бортов, орудийных башен, боевых рубок, труб подачи боезапаса применялись цементированные броневые плиты; на крыши рубок и башен шла маломагнитная, на палубы и скосы - хро-моникелевая броневая сталь. Главный броневой пояс при среднем углублении 8,3 метра уходил под воду ниже ватерлинии на 1,05 метра. В носу он утоньшался до 76 мм, в корме - до 51 мм. Броня верхнего пояса и казематов противоминной артиллерии составила 152 мм. 3-дюймовую защиту получила центральная батарея 75-мм пушек на спардеке.
С учетом опыта русско-японской войны признали нецелесообразным размещение на броненосцах минных катеров, а также якорных мин заграждения. Сняли носовой торпедный аппарат. Остались лишь бортовые подводные аппараты, которые демонтировали в июне 1915 года.
Главный калибр составили 305-мм орудия с длиной ствола 40 калибров, угол возвышения которых довели до 35 градусов. В угловых казематах спардека разместили 203-мм орудия в 50 калибров, а на батарейной палубе 6-дюймовки. От 47-мм пушек отказались (заодно избавились от тяжелых и бесполезных боевых марсов) в пользу 75-мм пушек, из которых восемь установили в батарее спардека, две в носовой части и четыре на мостиках.
В ходе войны с кораблей сняли 75-мм орудия и установили на «Евстафии» 3, на «Златоусте» 4 зенитки того же калибра. В мае 1916 г. эти зенитки демонтировали, а в октябре установили другую зенитную артиллерию (76-мм, 64-мм, 40-мм).
Оба броненосца имели трехцилиндровые машины тройного расширения, вращавшие четырехлопастные гребные винты диаметром 5,15 м. Котельная установка состояла из шести групп, расположенных в трех водонепроницаемых отделениях. Заметным отличием «Златоуста» и «Евстафия» от протипа явилось отсутствие высоких и широких вентиляционных раструбов, замененных грибовидными воздухозаборниками.
Первым сошел на воду «Иоанн Златоуст», полгода спустя - его «брат». Однако достройка кораблей заняла еще почти пять лет. Всего на их строительство ушло, по словам морского министра И.К. Григоровича, «к стыду нашему, около 7 лет». Лишь 19 марта и 15 мая 1911 г. «Иоанн Златоуст» и «Евстафии» были зачислены в состав действующего флота.
В Первую мировую войну броненосцы использовались очень интенсивно: блокировали Босфор, прикрывали перевозки войск и минно-заградительные действия, обстреливали побережье, трижды вели бой с «Goeben» и «Breslau». Они привлекались и для обстрела береговых объектов - Зонгулдака, Килимли, Козлу, Варны. С вступление в строй линейных кораблей «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая» боевая нагрузка на корабли старой постройки снизилась, их стали привлекать для решения менее ответственных задач. После заключения Брестского мира старые броненосцы уже не выходили в море - ни при немцах, ни при англичанах.
Последние, уходя в апреле 1919 г. из Крыма, подорвали на броненосцах паровые машины. Еще несколько лет «Евстафии» и «Златоуст» ржавели в Севастополе. Брошенные Врангелем, они успели формально побывать в составе Красного Флота, «Евстафии» в 1921 г. даже переименовали в «Революцию». В 1922-23 гг. их сдали на слом.
(Гангут #30-31)
*По материалам РГАВМФ. Ф.241. Оп.1; Ф.418. Оп.1; Ф.421. Оп.1, 8, 10; Ф.604. Оп.1; Ф.609. Оп.1; Ф.870. Оп.6.
6 октября 1905 года в списках русского флота (приказ главного командира Черноморского флота и портов) исчезло наименование броненосца «Князь Потемкин-Таврический» и появилось другое - «Пантелеймон». Высочайшее повеление об этом состоялось еще 26 сентября. Так было угодно императору Николаю II, который не мог простить недавно бунтовавшему кораблю свой страх перед вставшим вдруг во весь рост призраком революции. Замыслы утопить корабль со всей командой или «жестоко», как того страстно желал самодержец, на виду всей Одессы наказать всю команду не осуществились, и теперь приходилось лишь поосновательнее выжечь на корабле скверну мятежа. Горделивое звучное название, осиянное блеском великой для российской истории екатерининской эпохи, заменили нарочито простым, обыденным (без обычно применявшихся ранее добавлений «Святой» или «Виктория») и далее каким-то безликим, давно забытым на флоте (последний корабль с таким именем закончил службу в 1838 году) наименованием «Пантелеймон».
«Теперь же уничтожить все служебные бланки с надписями "Князь Потемкин-Таврический"», - этой резолюцией от 27 октября Г.П.Чухнин окончательно подводил черту под историей мятежного броненосца.
Успев 15 ноября 1905 года еще раз поднять красный флаг, но уже не участвуя явно в восстании лейтенанта П.П.Шмидта, корабль должен был затем пройти болезненный путь «перевоспитания» и превращения в действительно боевую единицу.
Именно таким, первым на флоте в годы его послецусимского восстановления и возрождения стал «Пантелеймон» в 1906- 1908 годах, когда настало время действительного, проверенного опытом овладения высшим искусством морского боя. Это произошло благодаря школе новой тактики, которую в русском флоте суждено было развернуть контр-адмиралу Г.Ф.Цывинскому. Флагман, не участвовавший в войне, не проявлявший ранее заметных артиллерийских инициатив и окончивший даже не артиллерийский, а только минный офицерский класс, волею судьбы стал таким же учителем флота, каким в свое время адмирал Г.И.Бутаков. Созданную этим адмиралом в 1860 году школу маневрирования Г.Ф.Цывинский гармонично дополнил слившейся с ней воедино школой артиллерийского искусства.
Отработку новых методов стрельбы Г.Ф.Цывинский начал еще на Балтике, но имевшиеся в его распоряжении современные корабли - «Цесаревич» и «Слава» - передали в гардемаринский отряд.
Таким образом, из трех новых броненосцев, имевшихся в составе флота, два балтийских стали школой плаваний для молодого поколения, а черноморский - «Пантелеймон» - должен был разработать современную школу артиллерийского искусства.
Кроме «Пантелеймона» в Практическую эскадру Черного моря входило еще три эскадренных броненосца: «Три Святителя», «Ростислав» и «Синоп».
Опубликовал бы всю статью но боюсь в данный формат не вместится-так что читайте по ссылке: http://keu-ocr.narod.ru/Panteleymon/ Статья хоть и большая но очень интересная,заодно объясняет большое колличество непопаданий канониров второй тихоокеанской эскадры Рожественнского
Приветствую уважаемые Каропчане и гости нашего сайта!100 лет назад, 10 мая 1915 года произошло событие,ныне именуемое как "Бой Черноморского флота с линейным крейсером "Гебен" или "Бой у Босфора 1915года".
Нужно отметить, что интерес и изучение деталей этого боя (естественно на моем,любительском уровне..) был тем мощнейшим импульсом, сподвигшем меня к постройке этой модели, модели линкора "Пантелеймон", явившемся "главным героем" Боя у Босфора.
Так что же произошло у пролива Босфор 100 лет назад, и чем так отличился линкор "Пантелеймон"...?
Не буду долго описывать предисторию, показывать баланс сил и средств, обсуждать те или иные решения должностных лиц..., только по факту.
А по факту ситуация получалась такая: утром 10 мая 1915 года, практически весь Черноморский флот находился у пролива Босфор, началась очередная операция по бомбардировке босфорских (турецких) батарей.
Линкоры "Пантелеймон" и "Три Святителя" образовывали ударную группу, именно они должны были бомбардировать турецкие укрепления. С моря их прикрывали линкоры "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Ростислав".Кроме того, при линкорах находились тральщики,эсминцы,крейсера и гидроавиакрейсер "Император Александр I".
Около 06:00 ударная группа начала занимать позицию,а в 07:10 по русским тральщикам,производящим траление перед ударной группой, открыл огонь турецкий эсминец"Нумуне", но немедленно сам попал под обстрел с "Пантелеймона" и был вынужден отойти вглубь пролива.
Ударная группа еще не успела занять позицию для бомбардировки, как последовал приказ командующего флотом, адмирала А.А.Эбергарда, немедленно идти на соединение с главными силами, к группе прикрытия (а это и были главные силы) стремительно приближался германский линейный крейсер "Гебен"...
Немного о "Гебене".
Новейший германский линейный крейсер "дредноутного" типа,введен в строй в 1912 году, был вооружен 10 орудиями 280мм, 12 орудиями 150мм, 12 орудиями 88мм.Скорость хода 28 узлов.С августа 1914 года в составе турецкого флота под наименованием "Султан Селим Грозный". Крейсер действовал под турецким флагом,а германские моряки "на людях" красовались в турецкой военно-морской форме одежды, вот пожалуй и вся турецкость крейсера, поэтому я, как и русские моряки тех лет, буду называть крейсер его германским именем.
Нужно сказать,что "Гебен", обладавший большой скоростью хода и мощным вооружением,именно на Черном море, действуя против устаревших и тихоходных линкоров русского флота, как нельзя лучше реализовывал концепцию линейного крейсера,обогнать-обойти, нанести удар-уничтожить,быстро уйти при неблагоприятных обстоятельствах.
"Гебен" являлся настоящей "головной болью" для русского командования, вплоть до появления на Черном море новейших отечественных линкоров "дредноутного" типа.
Тем временем,командующий А.А. Эбергард, убедившись в том,что времени для соединения с группой "Пантелеймона" не остается,в 07:41 разворачивает корабли на обратный курс.(до этого корабли шли курсом на Босфор,в надежде успеть соединится и дать бой всей полноценной 1-й бригадой линкоров).
В 07:51 (по другим данным 07:53) линкор "Иоанн Златоуст", с дистанции 94каб, делает первый пристрелочный залп по приблизившемуся "Гебену"."Гебен",повернувший вправо на почти параллельный курс, начал отвечать пятиорудийными залпами.Вскоре по "Гебену" открывает огонь головной "Евстафий". Идущий концевым "Ростислав" огня не открывал,чтобы "не сбивать стрельбу" головных линкоров.
Русские 305мм снаряды сосредоточенных четырехорудийных залпов,разрывались недолетами, попаданий в "Гебен" не было...
"Гебен", в свою очередь,хоть и взял в "вилку" флагманский "Евстафий", но попаданий так же не было, хотя его залпы ложились очень кучно. "Евстафий" порой совершенно пропадал из вида в громадных водяных столбах, на корабль обрушивались гигантские массы воды, заливая стекла дальномеров и мешая эффективной ответной стрельбе.
Ситуация была предельно опасная, один удачный залп "Гебена" грозил пусть и не уничтожить флагманский "Евстафий", но мог гарантированно вывести его из строя, деморализовав тем самым остальной флот, а далее, пользуясь преимуществом в скорости и заняв удобную для себя позицию,"Гебен" наверняка взялся бы за "Иоанн Златоуст" и далее по списку...
Ситуацию ПЕРЕЛОМИЛ линкор "Пантелеймон" !
Группа "Пантелеймона" спешила к месту боя.
Вот как описывает этот эпизод старший лейтенант А.М.Чернушевич,участник тех событий:
"...В это время "Пантелеймон",лучший ходок из трех однотипных кораблей(он свободно развивал 17 узлов),казалось,не шел,а летел...Громадный белый бурун поднимался под его штевнем...Далеко отстал от него "старичок "III Святителя".
Таким образом, "Пантелеймон" несся на соединение с главными силами флота.Около 08:05 он поравнялся с "Ростиславом".В это время капитан "Пантелеймона",капитан I-го ранга М.И.Каськов, приказал открыть огонь по "Гебену" с предельной дистанции,не дожидаясь окончания маневра по соединению с главными силами.
Старший артиллерист "Пантелеймона" лейтенант В.Г.Мальчиковский вторым залпом накрыл "Гебена", ПОРАЗИВ его в среднюю часть корпуса,ниже ватерлинии.
Вот что пишет старший офицер "Пантелеймона", капитан II-го ранга Г.К.Леман:
..."Когда около 8ч 12мин.. "Пантелеймон" дал залп,легший за кормой "Гебена",лейтенант Мальчиковский скомандовал "четыре влево",и около 8ч 13мин,подходя к линейному кораблю "Три Святителя, "Пантелеймон" вновь дал залп с исправленной установкой целика и с прицелом, если не ошибаюсь,104 кабельтовых. В это время "Гебен" держал нас на курсовом угле градусов 120-130. Слыша отчетливо предуведомления гальванера "товьсь","падение!", я увидел,что одно падение этого залпа легло за кормой "Гебена" саженях в 30-40,причем снаряд разорвался о воду, другое же падение дало попадание в район задней трубы и третьей башни...Снаряд при разрыве дал густое облако черного дыма,которое прорезалось ярким красноватым пламенем".
Около 08:15 "Пантелеймон" занял место в колонне,таким образом вся 1-я бригада линкоров была вместе.Вскоре в "Гебен" попали еще два 305мм снаряда,один предположительно с "Евстафия", в бак и один с "Пантелеймона", разорвался у кормовой башни.
Андрей Августович Эбергард докладывал в ставку:
"...После нескольких наших попаданий, стрельба "Гебена" стала значительно хуже. В его залпе вместо пяти было уже по три, иногда по два выстрела".
Русские линкоры увеличили ход до 12 узлов и подвернули вправо,начала сокращаться дистанция боя,очевидным стало артиллерийское превосходство русской эскадры, теперь уже вокруг "Гебена" вода "закипала" от разрывов снарядов.
Когда дистанция сократилась до 73каб, "Гебен", со свесившейся за борт из разбитого ящика, противоторпедной сетью и скорее всего коптящий в местах попаданий(что не факт), резким поворотом вправо, вышел из боя....
Прототип.
Был заложен 28 сентября 1898 года в городе Николаев на Николаевском адмиралтействе как эскадренный броненосец "Князь Потемкин Таврический".
26 сентября 1900 года спущен на воду.
20 мая 1905 года на броненосце завершились достроечные работы, но полностью вступление корабля в строй сорвалось из-за участия команды в реолюционнных событиях 1905 года.
6 октября 1905 года броненосец был переименован в "Пантелеймон".
В конце марта 1917 года корабль переименован в "Потемкин-Таврический".
28 апреля 1917года переименован в "Борец за свободу"
21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ и разделан на металл.
Некоторые ТТХ корабля на 1915 год:
Водоизмещение - 12 582 т;
скорость - 16,7 узлов;
Вооружение:
4 - 305мм орудий в двух башнях;
16 - 152мм орудий в казематах;
14 - 75мм орудий
4 - 381мм подводных торпедных аппарата (пятый-носовой, демонтирован в мае 1911года, остальные сняты в феврале 1916 года)
По модели.
Хочу выразить огромную благодарность нашему коллеге Алексею Никитину, который с самого начала моей работы (работу с моделью вел так сказать в прямом эфире, на нашем сайте, в разделе "сказки о стройке") помог мне разобраться в самом прототипе модели и собственно задал правильный вектор в самой работе.
Огромное спасибо и другим коллегам, так или иначе оказавшим помощь при работе над моделью.
Сама постройка длилась год и семь месяцев. В основе модели, всем известный пластиковый набор от "Огонька" - "броненосец Потемкин".Естественно было проведено множество переделок, перепилов, многие детали изготовлены заново. Добавлено всяческое фототравление различных производителей. Деревянная палуба-заготовка "артвокс"
Краски "звезда", "тамия", лак "звезда".
При постройке модели использовал следующую литературу:
Н.А.Кузнецов
Эскадренный броненосец "КНЯЗЬ ПОТЕМКИН-ТАВРИЧЕСКИЙ";
Р.М.Мельников
"Пантелеймон"- "Борец за свободу" в мировой войне и революции;
И.Максимихин
"Броненосец Потемкин".
Ну и естественно, чуть ли не самымым главным источником информации по внешнему виду "Пантелеймона" были фотографии из сети.
Не все удалось сделать,в силу разных причин. Тут и недостаток информации, и личная невнимательность...Так например, на модели имеется очень досадный "неперепил" носовой переборки спардека, при наличии отличных чертежей упустил этот момент, разглядел уже после сборки этого узла..
Тем не менее модель готова и представлена вашему взору коллеги.
Линейный корабль "Пантелеймон" малым ходом входит в пролив "прихожая"..