Что нового в создании бжрк баргузин. «Ядерные поезда» России отправляются в путь

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Главная задача поезда "Баргузин" - затеряться среди гражданских составов

Россия работает над воссозданием знаменитых "ядерных поездов" - боевых железнодорожных комплексов, вооруженных межконтинентальными ракетами.

Маскируясь под гражданские поезда, составы с пусковыми установками ракет "Ярс" будут курсировать по обычной железнодорожной сети, затерявшись среди простых поездов.

О работах в этой области не раз сообщали российские информационные агентства. Генеральный конструктор наземных ракетных комплексов Московского института теплотехники (разработчик комплекса) Юрий Соломонов говорил, что испытания БЖРК "Баргузин" запланированы на четвертый квартал 2016 года.

Две недели назад в интернете появились слухи об успешном испытании на космодроме "Плесецк" пусковой системы баллистической ракеты для "Баргузина".

Официального подтверждения этих испытаний пока не поступило, но накануне эту информацию подтвердил для портала Defence.ru консультант командующего РВСН Виктор Есин, а во вторник Интерфакс получил еще одно подтверждение от анонимного источника в промышленности.

Старый новый комплекс

"Баргузин" - новый железнодорожный комплекс, но он сделан с учетом еще советского опыта.

Советский Союз начал испытание пусковых установок железнодорожного базирования "Молодец" в 1983 году.

В октябре 1987 года в строй вошло первое вооруженное ими подразделение. К 1988 году были введены в строй 20 пусковых установок, но боевое патрулирование прекратилось к началу 90-х годов незадолго до распада СССР.

К началу 2000-х годов поезда были выведены из состава РВСН. Последний такой поезд был разобран в 2007 году в соответствии с договором СНВ-2.

В настоящее время остался лишь один "Молодец" в качестве музейного экспоната.

Разрабатывали подобные комплексы и в США, причем устройство поезда было похожим на советский проект.

Первый прототип железнодорожного комплекса Peacekeeper Rail Garrison был передан для испытаний ВВС США в октябре 1990 года, за год до развала главного противника Соединенных Штатов.

С окончанием холодной войны необходимость в таких изысканных средствах ядерного сдерживания, как замаскированный "ядерный" железнодорожный состав, пропала, и ракеты были переданы для установки в подземные пусковые шахты.

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Боевой ракетный железнодорожный комплекс (БЖРК) передан Центральному музею Октябрьской железной дороги

Ответный удар

Боевой ракетный железнодорожный комплекс кажется довольно эффективным оружием. Его довольно сложно отличить от обычного гражданского состава с пассажирскими вагонами и рефрижераторами.

Российский военный эксперт Виктор Мураховский рассказал Русской службе Би-би-си, что в отличие от наземных шахтных комплексов, предназначенных для нанесения первого ядерного удара и оснащенных тяжелыми ракетами с жидкостными двигателями, передвижные установки с твердотопливными ракетами - автомобильные и железнодорожные - предназначены для удара ответного.

Местонахождение ракетных шахт может быть известно противнику перед началом войны, и они могут стать вероятной целью превентивного удара. Мобильную пусковую установку отследить сложнее.

"Учитывая, что у нас не так много подвижных грунтовых ракетных комплексов, а также, учитывая, что современные многоспектральные оптико-электронные комплексы космической разведки позволяют вскрывать местонахождение грунтовых ракетных комплексов, это вполне ожидаемый шаг со стороны министерства обороны России", - сказал он.

Железнодорожный комплекс обладает минимум двумя достоинствами по сравнению с грунтовым - его сложно отличить от остальных поездов, и, кроме того, он за сутки может переместиться на сотни километров.

Однако есть у него и минусы. В прошлом устанавливавшиеся на "Молодце" твердотопливные ракеты РТ-23 имели вес по 110 тонн каждая, что требовало усиления железнодорожной колеи по маршруту движения поезда и в местах запусков.

"В Советском Союзе два этих поезда за счет своей массы были очень ограничены в перемещении по путям. Они просто раздавливали рельсы. Поэтому вычислить их было сравнительно несложно", - рассказал другой эксперт, главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.

Минометный старт

Параметры "Баргузина" пока неизвестны, но, вероятно, он должен быть, как минимум, намного легче.

Про него известно, что он будет использовать так называемый "минометный" пуск, когда ракета выстреливается из пускового контейнера на несколько метров вверх, после чего срабатывает маршевый двигатель.

По неофициальным данным, именно эта система и испытывалась в Плесецке в ноябре.

Стоимость разработки нового БРЖК также неизвестна, но, по мнению Виктора Мураховского, она вряд ли сильно отличается от разработки нового грунтового комплекса, поскольку пусковая установка и ракета уже созданы, необходимо разработать лишь железнодорожную платформу.

Андрей Фролов, в свою очередь, отметил, что для комплекса нужно будет строить определенную инфраструктуру, включая специальные депо для обслуживания.

Источник Интерфакса сообщил, что летно-конструкторские испытания МБР для "Баргузина", вероятно, начнутся в 2017 году, однако официальных, либо более точных сведений об этом, нет.

МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК "Баргузин" Ракета для боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" успешно прошла бросковые испытания. Об особенностях элементов БЖРК в эфире радио Sputnik рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

Состав с "сюрпризом"

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так".
Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

© Министерство обороны РФ Загрузка баллистических ракет РС-24 "Ярс" в пусковую установку. Кадры Минобороны


© Министерство обороны РФ

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

"В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает".

Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

Россия, "Бит Жизни!", - Дмитрий Жеребцов.

История создания

Эта история относиться к далеким 60-м годам. В этот период, две могущественные враждебные друг другу державы, США и СССР загоняли друг друга в пучину гонки вооружения. Американцы пытались, нарушив паритет, создать оружие, способное поставить СССР на колени. Советское руководства не желало с этим мирится и задумывалось над тем, как этого можно избежать и гарантировать своей стране возможность гарантированного ракетного удара ядерным арсеналом по стране потенциального врага.

Первый и самый очевидный вариант обеспечения ответного удара был связан с усилением защищенности ядерных пусковых установок, что обеспечивало возможность нанести ответный удар, в случае ядерной атаки агрессивного блока НАТО, как тогда его называли (и, надо признать, это было наиболее точное его описание, содержащее суть этой организации).

Но, вскоре стало ясно, что координаты наших пусковых установок хорошо известны Соединенным штатам. В 1961 году СССР в своем сообщении потрясло весь мир о том, что на Новой Земле было произведено испытание нового супероружия Водородная бомба, мощность 50 миллионов тонн тратила. Советское руководство прекрасно понимало, что подобное супероружие вскоре появится и в США. Один удар подобной бомбы в месте расположения пусковых шахт РВСН (Ракетные Войска Стратегического Назначения), не оставляло не единого шанса на ответный удар.

Кроме того, у Соединенных Штатов было на вооружении ракеты типа «Трайдент-2», способные глубоко проникнуть в грунт и разрушить инфраструктуру заземленного ракетного комплекса. А, размещенные в Европе ракетные комплексы, оснащенные ракетами «Першинг-2», при запуске, долетали до нас за 6-8 минут. Этого времени хватало, чтобы развернуть пусковую установку и открыть люк шахты. Но, не более того.

Таким образом, Советский Союз был лишен возможности нанести гарантированный ответный ракетно-ядерный удар по странам агрессоров. Всем стало ясно, что паритет нужно восстановить и, как можно скорее. Но, если нельзя надежно укрыть пусковые установки, то можно их сделать не уловимыми. Так родилась идея сделать их мобильными.

13 января 1969 года был подписан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.

Надо отметить, что данный комплекс был составляющим звеном гарантированного ответного удара Советского Союза, на ряду с мобильным ракетным комплексом 15П696 с ракетой РТ-15, он же объект 815 от 1965 года. И, БРПЛ «Р-11ФМ» созданная на базе наземной, оперативно-тактической ракеты «Р-11».

Так дали жизнь одной из могущественный и неуловимых военных ядерных пусковых установок на ЖД-платформе.

Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.

В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин: «Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин – саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: «А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!» Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре «холодной войны», и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ «Южное» Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!

Устройство БЖРК «Молодец»

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три - по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные - «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером - 126 т. Дальность стрельбы - 10100 км, длина ракеты - 23,0 м, длина пускового контейнера - 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты - 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.

На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993-2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

Ракета 15Ж61 выставлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабаново Калужской области.

Новый поезд-«призрак»

Российское военно-политическое руководство тоже не осталось равнодушным к идее ракетного поезда. Обсуждать вопрос о необходимости создания на замену утилизированному и отправленному в музеи «Молодцу» стали едва ли не с того дня, как последний БЖРК сняли с боевого дежурства.

Разработка нового комплекса, получившего название «Баргузин», была начата в России в 2012 году, хотя еще в июне 2010 года был обнародован патент, выданный ФГУП «Центральное конструкторское бюро «Титан» на изобретение, обозначенное как «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера». Головным исполнителем нового БЖРК стал Московский институт теплотехники – создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы».

В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «в настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса». «Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики, – подчеркивал Сергей Каракаев. – Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН».

«Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность», – цитировало тогда командующего РВСН агентство «Интерфакс».

В ноябре следующего, 2016-го года успешно прошли первые бросковые испытания МБР для перспективного ракетного поезда. «Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», – цитировало слова собеседника агентство Интерфакс. Представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ были настроены весьма оптимистично, сообщали, что на 2017 год запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса «Баргузин» и начало летно-конструкторских испытаний ракеты, предназначенной для него.

Миф или реальность?

Не так давно появилась информация о приостановке дальнейших испытаний БЖРК «Баргузин». В чем же дело? В банальной нехватке средств или в чем-то еще? Давайте разберемся.

Изначально, при создании «Молодца» ставка делалась на неуловимость и повышенную живучесть объекта. По замыслу, он должен быть не отличим от составов общехозяйственного назначения. Но, так ли он был не заметен? Стоящий на запасных путях состав БЖРК, мог не отличить от общехозяйственных составов разве только обыватель. Любой специалист мог легко установить его принадлежность к РВСН. Это и повышенное количество колесных пар, и строенный локомотив, применяемый только в горной местности или при транспортировке БЖРК. В общем, отличий было достаточно, и любой специалист мог их легко заметить.

Новый «Баргузин», несмотря на его максимальную замаскированность, тоже имел свои отличительные черты. Поэтому, говорить о неуловимости этих составов очень сложно. В данный момент, появилась информация о новейших разработках ВПК, способных преодолевать ПВО и ПРО противника и, гарантировать доставку боевой части к месту назначения. А их скорость не дает противнику шансов на их перехват. Современная военная доктрина России базируется на качественно иных принципах. Подобные разработки, превосходящие по скорости ракеты-перехватчик ПВО и ПРО противника и их относительная независимость при преодолении ПВО и ПРО, дает качественно новые возможности не только для нанесения ответного удара, но и для перманентного подавления возможности первичного удара потенциального врага.

Может в будущем Российские ВПК еще вернуться к этому вопросу, имея за плечами массу современнейших военных разработок. И, вопрос о возрождении проекта «Баргузин» будет решен на качественно ином научно техническом уровне.

В данный момент, современные военные разработки способны охладить даже самые горячие головы агрессивного блока НАТО. Им придется много раз подумать прежде чем ввязаться в новую военную авантюру против нашей страны. Современные военные разработки России, способны нивелировать любую агрессию против нашей страны и гарантирую наш спокойный и сладкий сон.

Если вы не хотите пропустить свежие новости от "Бит Жизни!" заполните эту форму и каждые выходные мы будем высылать вам обзор свежих статей за неделю. Мы гарантируем, что ваш email не попадет к третьим лицам. И да, мы не шлем СПАМ.


БЖРК «Баргузин» - боевой железнодорожный ракетный комплекс, разрабатываемый на основе другого БЖРК - «Молодец». На данный момент разработка прекращена, и проект ракетный комплекс «Молодец» закрыт.

Что такое БЖРК? БЖРК - ракетный комплекс Баргузин железнодорожного базирования. То есть это поезд с несколькими ракетами на борту, замаскированный под простой гражданский состав и курсирующий по всей стране. «Баргузин», оружие которого — это термояденые ракеты, мог стать одним из таких составов.

История создания «Баргузина»

В онлайн-энциклопедии Википедия про БЖРК Баргузин написано:

  • 2012 год - начало работ по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин»;
  • Декабрь 2014 года - выбор боевой основы комплекса - ей стала ракета РС-24 «Ярс»;
  • Конец 2015 года - Сергей Каракаев, главнокомандующий РВСН, объявил, что проектирование эскизного варианта БЖРК завершено и началась разработка рабочих чертежей для комплекса;
  • Май 2016 года - генерал-полковник Виктор Есин озвучил примерные сроки создания и принятие на вооружение «Баргузина» - 2018–2025 годы;
  • Ноябрь 2016 года - на космодроме «Плесецк» успешно прошёл первый этап испытаний модифицированной ракеты РС-24 «Ярс», разработанной специально для БЖРК;
  • Декабрь 2017 года - объявление о прекращении работ над проектом.

Прародитель «Баргузина»

Сама по себе идея создания БЖРК как боевой единицы не нова и не принадлежала России или СССР. Первые попытки сделать нечто подобное предприняли США, но проект так и не был принят. А вот СССР идея с атомным поездом понравилась, и уже в 1969 году началась разработка проекта — ракетные поезда нового поколения Баргузин.

Первое боевое дежурство БЖРК «Молодец» начал нести в 1987 году.


В настоящее время большинство комплексов «Молодец» утилизированы по договору СНВ-2, существует лишь два поезда-музея.

«Баргузин» должен был стать глубокой модификацией «Молодца», но проект был закрыт. Разберём строение БЖРК на примере «Молодца».


Устройство

В состав указанного БЖРК входили три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами.

Комплекс «Молодец» выглядел как обычный состав из рефрижераторных вагонов.

Почтово-багажных и пассажирских вагонов. У четырнадцати вагонов было восемь колёсных пар, а у трех по четыре.

Три вагона маскировались под вагоны пассажирского парка, остальные, те, что имели восемь осей - под «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.


Вес ракеты составлял 104 тонны и для решения проблемы перегруза применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны. Кроме того, длина ракеты не должна была превышать длины стандартных вагонов, поэтому конструкция обтекателя головной части была переделана и стала раскладной.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута.

Алгоритм запуска следующий:

  • состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть;
  • пусковой контейнер за счёт системы гидравлики принимает вертикальное положение;
  • после этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты;
  • уже в воздухе ракета запускала маршевый двигатель.

Вся операция занимала около трёх минут. Каждое пусковое устройство могло работать как в составе поезда, так и отдельно от него.

Тактико-технические характеристики комплекса


Почему «Баргузин» не был принят на вооружение

Проект «Баргузин» был очень перспективным. Новость о его создании вызвала волну негодования на Западе. И не удивительно, ведь новый «Баргузин» должен был стать улучшенной моделью другого БЖРК «Молодец». То есть, вобрать от него лучшее и исправить недостатки.

Так, например, «Баргузин» должен был больше походить на обычный товарный состав, чем его предшественник.

В его строении отсутствовали такие признаки как удлинённый вагон, несколько дополнительных колёсных пар и локомотивов, а это немаловажный фактор маскировки. К тому же, БЖРК может в любой момент поменять вектор движения, что затруднит нанесение по нему ответного удара.


И несмотря на все эти преимущества, проект либо заморожен, либо вообще снят с производства. Почему? Есть несколько версий.

Первая - стратегический ход с дезинформацией противника. Старая добрая уловка, пусть потенциальный враг думает, что Россия действительно прекратила разработку БРЖДК нового поколения Баргузин, и ослабит бдительность.

Вторая - разработка действительно прекращена. И на это есть несколько причин. Например, ведущие разработчики вооружения не имеют единого мнения насчёт БЖРК в целом. У этого проекта боевой железнодорожный ракетный комплекс Баргузин есть как сторонники, так и противники.

Не стоит исключать и экономический фактор. Возможно, траты на ракетный поезд Молодец вышли бы слишком большими, и проект мог не оправдать себя. Также стоит добавить, что для армии создание БЖРК — ракетный поезд Баргузин никогда не являлся приоритетной задачей.

Однако, по заверению лиц, ответственных за данный проект, в случае надобности, железнодорожный ракетный комплекс Баргузин будет построен в кратчайшие сроки.


БЖРДК — поезд «Молодец» на стоянке

Характеристики комплекса БЖРК Баргузин

Ниже приведены характеристики БЖРК Баргузин: ракеты и некоторые характеристики всего комплекса в целом.


Ракеты на ЖД платформе

Конструкция БЖРК

Грубо говоря, как боевая единица поезд «Баргузин» никогда не существовал. Вся его разработка и конструкция находится на бумаге с грифом «СЕКРЕТНО», поэтому всё его описание носит предположительный характер.

С виду «Баргузин» представляет собой обычный товарный состав, коих огромное множество. И этим всё сказано. Разработчики были жестко ограничены требованиями железнодорожных стандартов.

То есть они должны вписаться в рамки современных подвижных составов, чтобы БЖРК по внешнему виду не отличался от обычного поезда. Так, ракета с пусковым контейнером должна размещаться в стандартном рефрижераторном вагоне, который имеет длину 24 метра.


Ракета БЖРК нового поколения во время развёртывания

В вагонах БЖРК нового поколения Баргузин устанавливаются межконтинентальные баллистические ракеты «Ярс» с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. Из-за тех же ограничений было принято решение сделать ступени ракет складными.

Кроме того, внутри локомотива размещены командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и личный состав. В случае атаки противника поезд останавливает и готовится к запуску. Створки на крышах вагонов разъезжаются в стороны, механизмы приводят ракеты в вертикальное положение и производится пуск.



Как выглядит со стороны БЖРК Баргузин, фото

Проект Баргузин — достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Скрытность. Благодаря маскировке под обычные поезда РЖД найти БЖРК проекта Баргузин потенциальному противнику будет крайне трудно даже при помощи спутника;
  • Манёвренность. В России огромное количество ж/д путей и «Баргузин» способен менять направление в любой момент, а это затруднит нанесение ответного удара;
  • Экономичность . Обслуживание одной единицы БЖРД обходится дешевле, чем обслуживание любого другого комплекса наземного базирования.

Недостатки:

  • Износ полотна . Вагон с ядерной ракетой намного тяжелее любого грузового вагона. Это вызывает дополнительную нагрузку на полотно и ускоряет его износ. И из-за внеочередного ремонта потенциальный противник может узнать примерный маршрут БЖРК;
  • Несерьёзность . К БЖРК по непонятной причине нет должного отношения. Да, это ядерный ракетный комплекс, но разработка подобных проектов никогда не была в приоритете. Ведь существуют проверенные временем и боем комплексы сухопутного, морского и подводного базирования;
  • Дороговизна . Несмотря на сравнительно небольшие траты на обслуживание, постройка такого комплекса очень недешёвая. И на данный момент в нём нет острой необходимости.



PROMISING MILITARY RAILWAY MISSILE COMPLEXES (RAIL-MOBILE MISSILE SYSTEMS) «BARGUZIN»

31.01.2019

Вероятно, обнаружено место проведения бросковых испытаний БЖРК «Баргузин». Любопытно, что оно расположено всё на той же бывшей площадке РН «Циклон» в Плесецке, где и стартовые позиции, ранее идентифицированные как позиции комплекса «Нудоль». Координаты площадки: N 62°54.448′ E 40°47.115′.
Создание площадки, ориентировочно, началось в начале 2016 года и завершилось осенью 2017, что не противоречит информации появившейся ранее в ряде СМИ. Напомню, что анонимные источники в ВПК подтвердили сведения о том, что на полигоне в Плесецке в ноябре 2016 года прошли бросковые испытания в рамках программы создания БЖРК «Баргузин». Согласно публикации ТАСС, БЖРК «Баргузин» исключен из госпрограммы вооружений до 2027 года. ОКР по созданию БЖРК в настоящий момент приостановлен или завершен, поэтому дальнейшие испытания на площадке не проводятся.
https://bmpd.livejournal.com


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) «БАРГУЗИН»


Работы по боевому подвижному железнодорожному комплексу нового поколения с межконтинентальной баллистической ракетой по ОКР «Баргузин» ведутся при головной роли АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ) с 2011 года в рамках Государственной програмы вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), с первоначальным сроком завершения Государственных испытаний в 2019 году.
Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК), которые в 2005 г. были сняты с дежурства и затем утилизированы, вновь могут быть введены в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), об этом рассказал командующий РВСН Сергей Каракаев в декабре 2011 года.
Московский институт теплотехники (разработчик ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс» - ред.) начал опытно-конструкторские работы по созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), сообщил в апреле 2013 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. «Работы по БЖРК развернуты, проводит их Московский институт теплотехники. В начальной стадии ОКРы (опытно-конструкторские работы) идут, пока это не очень дорогостоящие работы - по эскизному проектированию, техническим проектам», - сказал Борисов, добавив, что стоимость работ по созданию БЖРК пока не определена.
Россия планировала создать новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) до 2020 года, новые БЖРК будут выпускаться только российской промышленной кооперацией, и в отличие от советского образца масса твердотопливной баллистической ракеты будет в два раза меньше, чтобы она смогла поместиться в один железнодорожный вагон. Это будет совершенно другая ракета, совершенно другой комплекс», – отметил бывший командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов.
В конце 2014 года был утвержден эскизный проект комплекса и в 2015 году была начата разработка конструкторской документации. В 2014 году 4-й ЦНИИ Минобороны отчитался по теме БЖРК, принятой в интересах создания перспективных ракетных комплексов подвижного (железнодорожного) базирования. Кооперация исполнителей определена и опытно-конструкторские работы уже ведутся.

В РВСН подтвердили, что создание боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) может вскоре возобновиться, сообщил замкомандующего Ракетными войсками стратегического назначения по работе с личным составом Андрей Филатов в декабре 2014 года. «В ближайшее время материализации этой идеи произойдут. Могу сказать, надо ожидать», – сказал Филатов, подчеркнув, что это может произойти «в ближайшее время».
Перспективный боевой железнодорожный комплекс (БЖРК) для ракетных войск стратегического назначения (РВСН), разрабатываемый в настоящее время, будет носить имя «Баргузин», отметил главком РВСН Сергея Каракаева 17 декабря 2014 года. «Создание новейшего БЖРК планируется в соответствии с поручениями президента РФ. Разрабатывается он исключительно предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса, воплощая в себе самые передовые достижения нашего боевого ракетостроения», - подчеркнул командующий РВСН.
Московский институт теплотехники, основной разработчик современных ракет для РВСН, завершил эскизное проектирование и готовит конструкторскую документацию нового комплекса.
Командующий подчеркнул, что «новейший комплекс воплотит в себе положительный опыт создания и эксплуатации своего предшественника - БЖРК с ракетой «Молодец»» (также известна как РТ-23УТТХ).
Комплекс «Баргузин» значительно превзойдёт своего предшественника по точности, дальности полёта ракеты и другим характеристикам, что позволит данному комплексу десятилетия – как минимум до 2040 года – находиться в боевом составе Ракетных войск стратегического назначения.» – сказал командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.
Сергей Каракаев отметил, что создание БЖРК позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки РВСН, которая будет включать подвижные грунтовые, шахтные и железнодорожные ракетные комплексы.
Разработка и принятие на вооружение боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) не противоречит требованиям Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), заявил заместитель министра обороны России Анатолий Антонов. «Наличие, создание БЖРК не противоречит обязательствам Российской Федерации по СНВ, а появление БЖРК, как я считаю, не потребует никакого пересмотра этого договора», - сказал замминистра. Мобильные стратегические ракетные комплексы не запрещены договором по СНВ, подчеркнул Антонов, добавив, что каждая из сторон договора имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических ядерных сил.
Один состав боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет типа «Ярс» или «Ярс-М» и будет приравниваться к полку. В дивизионном комплекте «Баргузина» предполагалось иметь пять полков.

В 2015 году специалистами предполагалось, что сам БЖРК будет создан к 2018 году, а после этого примерно два года будут идти летно-конструкторские испытания. В тоже время, генеральный конструктор ракетных комплексов Юрий Соломонов заявил, что такого комплекса ведется, но завершится она очень не скоро.Он отметил, что боевой железнодорожный ракетный комплекс – это комплекс межконтинентального класса. Он не подпадает под ограничения российско-американских соглашений в области стратегических вооружений.
Эскизный проект боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» готов, сообщил в мае 2015 года заместитель министра обороны России по вооружению Юрий Борисов.
- Создание БЖРК идет по плану, сложностей нет. «Баргузин» в составе до пяти ракетных полков поступит на вооружение одной из ракетных дивизий РВСН до 2020 года. В отличие от предшественника, БЖРК «Молодец», новый комплекс ничем не будет отличаться от обычного железнодорожного состава, – рассказал Борисов.
Этап разработки конструкторской документации для боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» предполагалось завершить в середине 2016 года.
Вскоре было отмечено, что принятие на вооружение боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» переносится более чем на год, оно состоится не ранее 2020 года.
Начальник отдела военного образования РВСН полковник Владимир Нестеров в феврале 2016 года подтвердил, что в настоящее время завершено эскизное проектирование БЖРК «Баргузин» и готовится рабочая конструкторская документация всей его системы. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) России в ближайшей перспективе планируют начать подготовку специалистов по эксплуатации боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», отметил он.

Сроки создания нового ракетного поезда «Баргузин» будут определены в государственной программе вооружений на 2018-2025 годы, сообщил начальник Главного штаба РВСН в 1994–1996 годах генерал-полковник Виктор Есин. «Сроки создания БЖРК будут определены в новой государственной программе вооружений (на 2018-2025 годы), которую планируется принять в 2018 году. Новый комплекс будет создан с учётом того уровня развития технологий, который был достигнут за 20 лет со времени создания первого комплекса. Как планируется, он будет существенно отличаться от своего предшественника», – сказал Есин в мае 2016 года. По его словам, в настоящее время началось создание экспериментальных образцов отдельных элементов БЖРК «Баргузин».
По заявлению генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова в мае 2016 года, бросковые испытания ракеты для нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» должны были начаться в 2016 году, возможно, в начале четвертого квартала. По результатам пуска в начале 2017 года будет принято решение о развертывании полномасштабных работ по проекту БЖРК, сообщил он.
Бросковыми испытаниями было необходимо на новом изделии подтвердить реализуемость «минометного» старта изделия и его последующего увода в сторону от ракетного поезда, в котором находятся люди и технологическое оборудование, после чего будет запускаться маршевый двигатель МБР.
В конце октября 2016 года в Плесецке было произведено первое и единственное бросковое испытание ракеты комплекса «Баргузин». Они были признаны полностью успешными, что открывало путь для начала летно-конструкторских испытаний. Тогда предполагалось, что летные испытания ракеты для российского боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» начнутся в 2019 году.
При коррекции ГПВ-2020 в 2015 году основные этапы реализации ОКР «Баргузин» были перенесены за пределы действия ГПВ-2020 и должны были определяться новой Государственной программой вооружений на 2016-2025 (затем на 2018-2027 годы).
Тяжелая МБР «Сармат» и железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин» будут созданы, если их включат в государственную программу вооружений на 2018-2025 годы, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин в июле 2017 года.
Ранее сроки создания этого оружия, которое должно прийти на замену образцам, созданным в кооперации с украинскими предприятиями, неоднократно сдвигались на более поздние.
Разработка перспективных боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) «Баргузин» прекращена в России, было заявлено 2 декабря 2017 года в издании «Российская газета» со ссылкой на представителя оборонно-промышленного комплекса страны. По информации собеседника издания, «тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу».
«Опытно-конструкторские работы по «Баргузину» проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд быстро станет на рельсы. А пока про него забудем», - говорится в материале.



Читайте также: