Смотреть что такое "скад" в других словарях. National Interest: Почему все до сих пор боятся ракет «Скад Ракеты типа scud


Тактико-технические характеристики

P-17 (SS-1С «Скад-В»)

Длина, м

Диаметр, м

Стартовая масса, кг

Масса заряда, кг

Виды зарядов

атомный 50 кТ, осколочно-фугасный, химический и учебный

Минимальная дальность, км

80

Максимальная дальность, км

180 км с атомным зарядом;
300 км с осколочно-фугасным или химическим зарядом

450 м на дальности 180 км. (уменьшается с увеличением дальности)

Пусковая платформа

колесная транспортно-пусковая установка МАЗ-543П 8x8

Вид топлива

жидкое

Система наведения

инерциальная


Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года.
Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Известная в СССР как Р-11 и 8К11, данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена. Дальность SS-1B на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км.

В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР - как Р-17 «Эльбрус» и 8К14. Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы с тремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметилгидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году система «Скад-В» составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».

В дальнейшем появилась система SS-1D «Скад-С» с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км. Но эта модель тоже могла быть не принята на вооружение.
Р-11 ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, по три пусковые установки, с тремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.
«Скад А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен Ливия была, пожалуй единственной страной, использовавшей «Скад С», и крупнейшим экспортером советского оружия. В 1986 году в ответ на пред принятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад-В». Однако ракеты в цель не попали.
17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель Авиву «Скад В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.

Впервые Ирак использовал «Скад В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану.
В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии.
К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии) В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 "Эльбрус" с ракетой 8К-14 (Р-17) предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника.

ОТРК 9К72 был разработан в 1958-1961 годах в СКБ-385 (главный конструктор - В.П. Макеев) с участием ряда КБ и НИИ. Разработчиками основных систем комплекса были назначены:

  • НИИ-592 - по бортовой системе управления (главный конструктор - Н.А. Семихатов);
  • ОКБ-3 - по двигателю на первом этапе летных испытаний (главный конструктор - Д.Д. Севрук, ведущий конструктор - Н.И. Леонтьев);
  • ОКБ-5 - по двигателю со второго этапа летных испытаний (главный конструктор - А.М. Исаев, ведущий конструктор - Н.В. Малышева);
  • НИИ-944 - по гироскопическим приборам (главный конструктор - В.И. Кузнецов);
  • НИИ-6 - по разрывному заряду и обычному снаряжению головной части;
  • НИИ-1011 МСМ - по спецзаряду и комплекту электроавтоматики (научный руководитель - Ю.Б. Харитон, главный конструктор - С.Г.Кочарянц) ;
  • ГСКБ - по комплексу наземного оборудования, (главный конструктор - В.П. Петров, ведущий конструктор С.С. Ванин);
  • завод 784 Киевского СНХ - по приборам прицеливания (главный конструктор С.П. Парняков);
  • ОКБТ Ленинградского Кировского завода - по стартовому агрегату на гусеничном ходу (главный конструктор - Ж.Я. Котин);
  • ЦКБ ТМ - по стартовому агрегату на колесном ходу (главный конструктор - Н.А.Кривошеин).

К тому времени на вооружении Советской армии уже стояла ракета 8К11 на стартовом агрегате 8У218 и при разработке ракеты 8К14 конструкторы ориентировались на использование наземного оборудования, разработанного для ракеты 8К11. Такой подход позволил значительно сэкономить средства и время, необходимые для создания нового комплекса (ракета 8К14 была разработана всего за 3 года и 5 месяцев). Комплекс 9к72 с ракетой 8к14 на стратовом агрегате 2П19 (на базе ИСУ-152К) постановлением Совмина СССР был принят на вооружение 24 марта 1962 г. Колесный стартовый агрегат транспортных испытаний не выдержал - потребовалось усилить раму. После проведенных доработок пусковая установка 9П117 на четырехосном колесном шасси автомобиля "МАЗ-543А" была принята на вооружение постановлением Совета Министров СССР № 75-26 от 27.1.1967г. В дальнейшем 2П19 заменялись на 9П117, но эта замена была произведена не повсеместно. К концу 80-хх годов 2П19 всё еще находились на вооружении в ракетных бригадах в Кандалакше и на Кавказе, где гусеничная техника более предпочтительна.

За долгие годы службы комплекс неоднократно модернизировался. Модернизированная ракета 8К14-1 (Р-17М) взаимозаменяема с ракетой 8К14 (Р-17) и не отличается по своим ТТХ. Вышеназванные ракеты отличаются только по возможности использования боевых частей. 8К14-1 может нести более тяжелые боевые части с другой геометрической формой, которые могут оснащаться ампульными батареями (а ракеты более позднего выпуска - и БЧ с баллонами высокого давления). Так же не является принципиальной разница в стартовых агрегатах. И в 2П19, и в 9П117 (любой модификации) стоит одинаковая взаимозаменяемая пультовая аппаратура.

В 80-х годах ЦНИИАГ (ЦНИИ автоматики и гидравлики) приступил к выполнению опытно-конструкторской работы (ОКР) по созданию отделяемой управляемой головной части с оптико-электронной системой наведения для ракеты Р-17. Были разработаны программно-математическое обеспечение, аппаратура оптико-электронной системы наведения, бортовая аппаратура системы управления головной части, наземная аппаратура подготовки эталонных изображений и аппаратура ввода полетного задания в головную часть ракеты. Пуски модернизированных ракет начаты в 1984 году. Новая система получила название "Аэрофон", но экспериментальные пуски показали большую зависимость от погодных условий в месте старта и цели, поэтому от модернизации комплекса в дальнейшем отказались.

Комплекс широко поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора, Иран, Ирак, Ливию, Сирию, Иемен, Вьетнам и другие. Согласно заявлению Комитета министров обороны Варшавского договора от 30.01.1989 г. в странах Варшавского договора состояла на вооружении 661 ракета Р-17.

Комплекс 9К72 является на настоящий момент морально устаревшим, громоздким, но достаточно надежным и до сих пор стоит на вооружении, хотя производство ракет и комплектующих закончено еще в конце 80-х.

На западе комплекс получил обозначение "Scud"-B .

Состав

В состав ракетного комплекса 9К72 входят:

  • Ракета 8К14 (см. вид сбоку , снизу-сверху ), ракета 8К14-1
  • Головные части:
    • 8Ф44
    • 8Ф44Г1
    • 269А в корпусе 8Ф14
    • РА17 в корпусе 9Н33
    • РА104 в корпусе 9Н33-1
    • РА104-1 в корпусе 9Н33-1
    • РА104-2 в корпусе 9Н33-1Б
  • Подъемно-транспортное оборудование:
    • 2Т3 (2Т3М, 2Т3М1) - грунтовая тележка
    • 9Ф21МА (9Ф21МУ), 2У662Д (2У662ДУ), 2У662М (2У662МУ), 9Ф223 - машина хранилище, в 80-хх годах заменена на специальный автомобиль типа 8М257У1, НГ2В1, НГ22В1 (возможно использование специально доработанных грузовых автомобилей)
    • ЗиЛ-157 (ЗиЛ-131, Урал-4320) - бортовой автомобиль для перевозки комплектующих в контейнере 9103-0
    • 8Т22, 9Т31М (9Т31М1) - специальный автомобильный кран (возможно использование КС2573)
    • 9Т37 - комплект грузоподъемных средств
    • 9Т55А - комплект такелажа
  • Заправочное оборудование:
    • 2Г1У (2Г1), 9Г29 (9Г29М ) - автозаправщик горючего
    • 8Г17М1, 9Г30 - автоаправщик окислителя (возможно использование АКЦ-4-255Б )
    • 8Т311 (8Т311М ) - обмывочно-нейтрализационная машина
    • 8Г33У, УКС-400В - компрессорная станция в комплекте с индикатором влажности 8Ш31
  • Испытательное оборудование:
    • 2В11 (2В11М1) - машина горионтальных испытаний (МГИ)
    • 9В41 (9В41М) - машина автономных испытаний (МАИ)
    • 8Н01 (8Н01М) - бензоэлектрический агрегат, заменен на бензоэлектростанцию ЭСБ-12-ВС400 (возможно использование дизельной электростанции ЭСД-10)
  • Пусковое оборудование:
    • 9П117 (9П117-1, 9П117М, 9П117М1, 9П117М1-1, 9П117М1-3) - стартовый агрегат в комплекте с приборами прицеливания 8Ш18 (см. комп.схему , описание )
    • 2П19 (2П19-1) - стартовый агрегат в комплекте с приборами прицеливания 8Ш18
  • Вспомогательное оборудование:
    • 2Щ1 (2Щ1М2) - автомашина ЗИП
    • 2Т5 - ангарно-транспортная тележка
    • 8Г27 (8Г27У , 8Г27К) - подогреватель воздуха
    • 8Ю11 (8Ю11У ) - палатка утепленная
    • 8Ю44 (8Ю44М) - полевая химическая лаборатория
    • 9В292 - машина "Контроль" (воможно использование комплекта "Целина" или ему подобного)
    • 9Т114 - тележка для авиатранспортирования (головных частей в штатной укупорке).

Пусковая установка 9П117М разработана на базе четырехосного колесного шасси МАЗ-543. Двенадцатицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Д12А-525 (мощностью 525 л. с. при 2000 об/мин), позволяет установке с заправленной ракетой и пристыкованной головной частью двигаться со скоростью 15км/ч по местности и 45км/ч по шоссе. Двигатель расположен в передней части машины. По сторонам от него находятся две двухместные кабины, изготовленные из полиэфирной смолы, армированной стеклотканью. Сиденья в кабинах размещены тандемом. Все колеса шасси ведущие, с системой регулирования давления воздуха в шинах. Первая и вторая пара колес — управляемые. Все колеса имеют независимую подвеску.

Ракета 8К14 - баллистическая ракета с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) , автономной инерциальной системой управления, системой аварийного подрыва и неотделяемой боевой частью. ЖРД обеспечивает максимальную дальность стрельбы 300 км (минимальная дальность - 50 км). Гарантированная дальность стрельбы - 275 км. Ресурс работы двигателя- 100с. Система управления ракеты 8К14 (см. описание ) предназначена для подготовки к пуску,осуществления пуска и управления полётом ракеты. Система аварийного подрыва ракеты (АПР) (см. описание ) предназначена для ликвидации боевого заряда головной части в воздухе в случае аварийного полёта ракеты. Максимальная высота траектории полета ракеты - 86 км, минимальная - 24 км. Полетное время - от 165 до 313с. Обеспечиваемое системой управления среднее вероятное круговое отклонение составляет в длину от 180 до 610м и в ширину от 100 до 350м. Органы управления - газодинамические рули, установленные в выходном сечении сопла.

Ракета заправляется:

  • окислитель АК-27И "Меланж"(вес - 2919 кг, плотность - 1,596 - 1,613),
    • Концентрированная азотная кислота - 69,8 - 70,2 %
    • Четыреокись азота - 24 - 28 %
    • Вода - 1,3 - 2 %
    • Соли аллюминия - не более 0,01%
    • Йод - 0,12 - 0,16 % (ингибитор)
  • основное горючее ТМ-185 (вес - 822 кг),
    • Полимердистиллят - 56+-1,5%
    • Легкое масло пиролиза - 40+-1,0% (для увеличения плотности и устойчивости к окислению кислородом)
    • Трикризол - 4+-0,5% (предотвращает кристаллизацию воды при отрицательных температурах)
  • пусковое горючее ТГ-02 "Самин"(вес - 30 кг, плотность 0,835-0,855),
    • Изомерные ксилидины - 50+-2%
    • Технический триэтиламин - 50+-2%
    • Вода - до 0,4%
  • сжатый воздух (вес - 15 кг).

8к14 оснащается ядерными боеголовками 9Н33(РА-17), 9Н33-1 (РА-104, РА-104-1, РА-104-2) или 8Ф14 (269А) мощность до 10 кт (заряд типа РДС-4), фугасной 8Ф44, химической 8Ф44Г1 (масса V-газа 555кг). Вес головных частей - 987кг.

Головная часть (ГЧ) стыкуется с ракетой при помощи 16 гаек с пружинными кольцами. Для обеспечения правильности стыковки служат два направляющих штифта. Линия стыка закрывается баллистической лентой и заклеивается полиэтиленовой лентой с липким слоем ГОСТ 20477-75. Для обеспечения электрической связи головной части с ракетой служат разъемы ГШР1, ГШР2, Ш5А и 03. Через разъемы ГШР1 и ГШР2 аппаратура управления головной части стыкуется с системой управления ракеты (через схему сопряжения системы управления ракеты с аппаратурой головных частей). Схема сопряжения аппаратуры управления ГЧ с аппаратурой системы управления ракеты предназначена для проверки исходного состояния головной части, проверки цепей взведения ГЧ и снятия первой ступени предохранения в полете. Схема сопряжения системы управления ракеты с аппаратурой головных частей для всех головных частей одинакова. На технической позиции предусматривается проверка схемы сопряжения при подключенном эквиваленте головной части, на стартовой позиции - при состыкованной головной части.

Схема сопряжения выполняет следующие основные функции:

  • контроль наличия первой ступени предохранения;
  • контроль наличия второй ступени предохранения;
  • автоматическое восстановление первой ступени предохранения в случае ее взведения;
  • проверка целостности цепей взведения головной части с помощью эквивалента головной части на технической позиции;
  • проведение комплексных испытаний системы управления при подключенной головной части на стартовой позиции;
  • снятие первой ступени предохранения в полете после отключения двигательной установки.

Цепи взведения головной части подготавливаются после отрыва ракеты от стартового стола. Через 4 секунды после подачи прибором 1СБ12 команды на выключение двигателя проходит команда на снятие первой ступени предохранения. Через разъем Ш5А система АПР ракеты стыкуется с исполнительными элементами системы АПР в головных частях, а также готовится цепь снятия второй ступени предохранения. Вторая ступень предохранения снимается при опускании ракеты с 5000 м до 3000 м. Через разъем 03 кабельный ствол от разъема ОШО в хвостовой части ракеты стыкуется с электрической системой внутреннего подогрева головных частей в ядерном снаряжении.

Ракета 8К14 может оснащаться головными частями телеметрического варианта или головными частями в боевом снаряжении. Первоначально ракета 8К14 разрабатывалась для применения с головными частями в обычном снаряжении 8Ф44 (фугасная) и в ядерном снаряжении 8Ф14 (269А) с урановым зарядом типа РДС-4 мощностью до 10 кт. Когда встал вопрос про возможность оснащения ракеты 8К14 головной частью с химическим зарядом, то выяснилось, что данная ракета не может быть оснащена такой головной частью, так как головная часть должна иметь на борту мощный источник питания длительного хранения (например ампульную батарею). Кроме того возникли проблемы с размещением баллона с отравляющим веществом в габаритах ГЧ. Разработанная головная часть 3Н8 получилась более тяжелая (1016 кг) и другой формы (подкалиберная, но более длинная). Для использования данной головной части была разработана ракета 8К14-1. Чтобы нести более тяжелую и длинную ГЧ вместо алюминиевого стали использовать стальной стыковочный шпангоут, а для возможности задействования ампульной батареи головной части одновременно с ампульными батареями СУ и САПР ракеты - подвели воздухопровод низкого давления к срезу приборного отсека (плоскости стыковки ракеты с БЧ). Позже вместо головной части 3Н8 на вооружение была принята ГЧ 8Ф44Г, которая имела обычные габариты и вес. Дальнейшей модернизацией химических боевых частей стала 8Ф44Г1. Аппаратура управления химической боевой части позволяет устанавливать высоту срабатывания заряда.

На смену ядерной боевой части 8Ф14 пришла головная часть в ядерном снаряжении 9Н33 с зарядом РА-17 (плутониевый заряд имплозивного типа). Дальнейшей модернизацией ядерных боевых частей стала 9Н33-1 с зарядами различной мощности (РА104 - ядерный заряд мощностью до 50 кт, РА104-1 - ядерный заряд мощностью до 100 кт, РА104-2 - термоядерный заряд). Все головные части в ядерном снаряжении оснащались системами внутреннего подогрева, позволявшими производить дистанционный контроль температуры заряда и подогрев заряда. Аппаратура управления ядерной боевой части позволяет устанавливать вид взрыва: наземный, воздушный низкий или воздушный высотный. Фугасная боевая часть 8Ф44 подрывается при ударе о землю.

В составе ракетной бригады, имеющей на вооружении комплекс 9К72, среди подразделений обеспечения имеется метеорологическая батарея. По результатам запуска метеозонда составляется метеорологический бюллетень "Метео-44", который используется в дальнейших расчётах. Если ракетный дивизион действует в отрыве от основных сил (из-за отдалённости нельзя воспользоваться результатами "Метео-44"), то возможно использование "Метео-11" - артиллерийского метеорологического бюллетеня, полученного от ближайших артиллерийских частей, при этом производится пересчёт "Метео-11" в "Метео-44". Метео-44 включает в себя: дату и время измерения, высоту метеостанции над уровнем моря, давление и температуру на метеостанции, температуру, направление ветра и его скорость на высоте 24 км и 34 км, температуру на высоте 44 км, 54 км и 64 км.

Исчисленными установками для пуска являются:

  • координаты пусковой установки (Х, У и высота);
  • координаты цели (Х, У и высота); (так как при расчётах используются полные координаты, то так же учитывается и влияние широты и направления пуска относительно вращения Земли на дальность полёта ракеты)
  • высота взрыва;
  • отклонение веса при сборке ракеты;
  • отклонение веса при сборке головной части;
  • температура заправки; (так как используется объемно-весовой метод заправки, то вес заправленной ракеты зависит температуры заправки КРТ - в ТТХ дaется вес компонентов ракетного топлива при температуре заправки 15°С)
  • Метео-44.

В результате расчетов получают: А исчисленное - дирекционный угол на цель; N - число импульсов для введения в автомат управления дальностью; n - число импульсов для введения в систему аварийного подрыва ракеты.

Для расчетов установок на пуск в ракетном дивизионе используются вычислительные машины 9В51Б, так же расчёты могут проводиться вручную при помощи таблиц ТР-550 и калькулятора, или при помощи поправочника ПР-14 графическим способом. Вычислительная машина 9В51Б , разработанная для комплекса 9К72, в настоящее время устарела и не удовлетворяет современным требованиям по надежности и быстродействию. Кроме того машина очень громоздка - она занимает значительную часть КУНГа пункта управления дивизиона 9С436-1 . Для обеспечения контроля результатов в ракетном дивизионе две машины 9С436-1 производят одновременны расчёт на двух ЭВМ 9В51Б. В настоящее время для выполнения расчетов установок используются средства аналогичного назначения, выполненные на более современной элементной базе.

Прицеливание ракеты 8К14 включает в себя введение дальности в автомат управления дальностью и наведение ракеты на цель, т.е. совмещение плоскости стрельбы с рассчитанным направлением на цель. Наведение ракеты производится путём разворота её на пусковом столе стартового агрегата, угол разворота определяется комплектом приборов наведения 8Ш18, входящего в состав стартовых агрегатов 2П19 и 9П117 (см. схему стартовой позиции).

В комплект 8Ш18 входят: гирокомпас 1Г5; магнитные уровни; спецтеодолит; две электровехи; угломер; юстировочный столик для проверки магнитных уровней; комплект ЗИП. Гирокомпас 1Г5 - жидкостной, используется только при работе на неподготовленных позициях (при развертывании с марша). При этом для обеспечения контроля результатов обычно используют гирокомпас 1Г9 или 1Г17 из комплекта топопривязчика 1Т12-2М. При работе на подготовленных позициях вместо гирокомпаса используется спецтеодолит.

Особенность наведения 8К14 заключается в том, что ракета наводится плоскостью стрельбы (перпендикуляр к планке гироплаты), обычно совпадающей с плоскостью І - ІІІ стабилизаторов, а отсчет производится при помощи угломера, располагающегося между ІІ и ІІІ стабилизаторами.

Перед пуском ракета устанавливается в вертикальное положение при помощи стрелы и остается стоять в вертикальном положении на пусковом столе, закреплённая ветровыми болтами, а стрела опускается в походное положение. После подъема в вертикальное положение на ракете выполняются следующие операции:

    генеральные испытания приборов системы управления с имитацией выключения двигательной установки от прибора 1СБ12;

    переведение схемы в боевое положение;

    подготовка к выстрелу системы АПР;

    уставка вида работы головной части;

    введение дальности в автомат управления дальностью;

    наведение ракеты на цель и контроль наведения (согласно ИН-12/8К14);

    заправка ракеты пусковым горючим;

    разблокировка 9В362М1;

    задействование ампульных батарей;

    выкручивание ветровых болтов;

Управление ракетными ударами и связь с вышестоящим командованием поддерживается средствами УКВ и КВ связи, расположенными на КШМ Р-142 и в батарее управления дивизиона. В последнее время управление дивизионом осуществляется из АСУ "Плед" путем передачи данных через радиорелейные станции Р-412 телекодом.

В сухопутных войсках Советской Армии ракетные системы 9К72 состояли на вооружении ракетных бригад (РБР) армейского и фронтового подчинения. Основной вариант организационно-штатной структуры РБР 9К72 "Эльбрус" следующий:

    управление РБР,

    три отдельных ракетных дивизиона (ОРДН),

    батарея управления,

    метеорологическая батарея,

    батарея регламента и ремонта (БРР),

    инженерно сапёрная рота,

    взвод РХБЗ,

    автомобильный взвод,

    хозяйственный взвод,

    медицинский пункт.

Состав ракетного дивизиона:

Стартовая батарея (две в бригаде армейского подчинения или три в бригаде окружного (фронтового) подчинения):

  • командно-штабная машина Р-142Н (на базе ГАЗ-66) - 1 шт.
  • топопривязчик 1Т12-2М (на базе ГАЗ-66) - 2 шт.
  • пусковая установка 9П117М (9П117, 9П117М1, 9П117М1-1, 9П117М1-13) с комплектом приборов наведения 8Ш18 - 2 шт.
  • 8Т311М (на базе ЗиЛ-131) - 2 шт.
  • автомобиль Урал-4320 - 1 шт.
  • автомобиль ГАЗ-66 - 1 шт.

Техническая батарея (количество техники указано для ракетного дивизиона с 2-мя стартовыми батареями)

  • командно-штабная машина Р-142Н (на базе ГАЗ-66) - 1 шт.
  • компрессорная станция 8Г33У или УКС-400 с индикатором влажности 8Ш31 - 1 шт. и электростанция 8Н01 (заменена на ЭСБ-12/ВС400 или ЭСД-10)
  • заправщик горючего 9Г29 (на базе ЗиЛ-157) или 9Г29М (на базе ЗиЛ-131), перевозит две заправки основного горючего и четыре заправки пускового горючего - 2 шт.
  • авто-кислотная цистерна АКЦ-4-255Б (на базе КрАЗ-255, перевозит две заправки окислителя) - 2 шт. или заправщик окислителя 9Г30 (на базе ЗиЛ-157) или 9Г30М (на базе ЗиЛ-131, перевозит одну заправку)- 4 шт.
  • обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 (на базе ЗиЛ-157) или 8Т311М (на базе ЗиЛ-131) - 1 шт.
  • специальный автомобильный кран (на базе ГАЗ-66) - 3 шт.
  • автомобильная однополосная радиостанция Р-140-0,5 (на базе ГАЗ-66) для обеспечения коротковолновой радиосвязи во фронтовых и в армейских сетях сухопутных войск, ракетных войск) - 1 шт.
  • аппаратная уплотнения (засекречивания) связи П-240ТМ (на базе ЗиЛ-131) с 2-мя комплектами Т-217М, 209 и 194 коммутаторами, радиорелейная станция Р-415 - 1 шт.
  • пункт управления 9С436-1 (на базе ЗиЛ-131) - 2 шт.
  • автомобиль ГАЗ-66 - 2 шт.
  • БТР-РХ (БРДМ-РХ) машина радиохимической разведки - 1 шт.

Взвод материального обеспечения

  • автомобиль УАЗ-469 - 1 шт.
  • автоцистерна-топливозаправщик АЦ-5.5 (на базе Урал-4320) - 3 шт.
  • кухня ПАК-200 (на базе ЗиЛ-131) - 1 шт.
  • автомобиль Урал-4320 - 2 шт.

В ракетном дивизионе 4 или 6 ракет первого пуска (в зависимости от количества стартовых батарей).

Ракетно-техническими частями являются смешанные и специализированные подвижные ракетно-технические базы (ПТРБ), а также ОРПДН. Основной задачей ПРТБ является обеспечение ракетных бригад ракетами второго и последующего пусков, а также головными частями в ядерном снаряжении для первого и последующего пусков. Специализированными ПРТБ являются такие базы, которые обеспечивают только один ракетный комплекс, смешанные ПРТБ - обслуживают несколько различных комплексов.

Основной вариант организационно-штатной структуры смешанной ПРТБ следующий:

    управление ПРТБ

    сборочная бригада головных частей оперативно-тактических ракет

    сборочная бригада головных частей тактических ракет

    сборочная бригада артиллерийских выстрелов (в ядерном снаряжении)

    техническая батарея оперативно-тактических ракет

    техническая батарея тактических ракет

    батарея управления

    инженерно сапёрный взвод

    отделение РХБЗ

    хозяйственный взвод

    медицинский пункт

    отдел главного механика

    рота охраны.

Основной задачей технических батарей является: в мирное время - хранение и поддержание в боеготовом состоянии (проведение регламентных работ) ракет второго пуска и ракетного топлива, а военное время - прием с арсеналов ракет и ракетного топлива с баз, приведение их в высшие степени готовности и передача их в ракетные части. Как правило, ракеты второго и последующего пусков подаются в ракетные части в готовности №4 (заправленные основными компонентами ракетного топлива и состыкованные с головными частями).

Основной задачей сборочных бригад является: в мирное время - хранение и поддержание в боеготовом состоянии (проведение регламентных работ) ядерных боеприпасов первого и второго пуска, а военное время - прием с арсеналов ядерных боеприпасов, приведение их в высшие степени готовности и передача их в ракетные части, также могут осуществлять стыковку головных частей с ракетами. Сборочная бригада головных частей оперативно-тактических ракет состоит из двух групп сборки и двух расчетов транспортировки.

Первоначально в состав ПРТБ входила парковая батарея, которая обеспечивала доставку ракет и головных частей в ракетные бригады, однако позже в результате изменения организационно-штатной структуры парковая батарея была расформирована, а в состав сборочных бригад и технических батарей были введены расчеты транспортировки.

Так как ракеты первого пуска находились в ракетных бригадах, то задачу по хранению и поддержанию ракет первого пуска в боеготовом состоянии (проведение регламентных работ) выполняло отделение регламента из состава батареи регламента и ремонта (БРР) .

Тактико-технические характеристики

Испытания и эксплуатация

При ведении боевых действий в республике Афганистан, дивизион 9К72 успешно произвел свыше тысячи боевых пусков. В горах для получения максимального эффекта нередко производились пуски ракет 8к14 с фугасной головной частью на минимальную дальность. При этом на момент выключения двигателя в баках ракеты оставалось полтонны основного горючего и не менее двух тонн окислителя, эффект от взрыва этих компонентов и последующего пожара на склонах гор значительно превышал эффект от взрыва фугасной головной части.

Поставленный на вооружение ряда государств комплекс 9к72 принимал активное боевое участие в многих локальных войнах.

В 1973 г. египетские ракетные части выпустили несколько ракет 8к14 по израильским целям в Синае.

Разработанные в Ираке на базе 8К14 баллистические ракеты «Эль Хуссейн» и «Эль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250 и 500 кг соответственно. За счет снижения полезной нагрузки и благодаря усовершенствованным двигательным установкам эти ракеты имеют максимальную дальность полета 550 и 850 км, однако на этих дальностях также заимствованная у 8К14 система наведения уже не обеспечивает приемлемую точность стрельбы.

В 1980-1988 гг., во время ирано-иракской войны, Р-17 и ее варианты использовались с обеих сторон в «войне городов» — ударах по крупным населенным пунктам.

Во время операции "Буря в пустыне" Ирак неоднократно применял свои ракетные комплексы против американских войск и гражданских объектов в Кувейте, Израиле и Саудовской Аравии. В ходе этого конфликта выявилась недостаточная эффективность использовавшихся средств ПВО даже против устаревших к тому времени ракет типа Р-17.

Знаменитый «Скад», широко распространенная в мире ракета, применявшаяся в целом ряде локальных конфликтов конца XX века.

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 на долгохранимых компонентах топлива предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника.

Создавался с 1958 по 1961 годы в СКБ-385 (ныне «Государственный ракетный центр им. ак. В.П.Макеева «), главный конструктор Виктор Макеев. 24 марта 1962 года принят на вооружение.

Первоначально ракета 8К14 размещалась на гусеничном шасси 2П19 на базе ИСУ-152 , конструктивно схожей с пусковыми установками ракет Р-11 М, однако впоследствии все комплексы перевели на колесное шасси МАЗ-543А (пусковая установка 9П117).

Ракета комплекса 8К14 (Р-17) одноступенчатая жидкостная, на высококипящих компонентах топлива: горючее ТМ-185 (специальный «ракетный керосин», представляющий собой смесь углеводородов, близкую к скипидару) и окислитель АК-27И (т.н. «меланж»: раствор тетраоксида азота в азотной кислоте).

Длина ракеты 11,16 метра, диаметр 0,88 метра, вес полностью заправленного изделия 5860 или 5862 кг (в зависимости от типа боевой части). Дальность применения ракеты от 50 до 300 км. Модификация 8К14−1 (Р-17 М) была взаимозаменяема с 8К14 и не отличалась по ТТХ, все изменения касались агрегатной компоновки, позволяющей нести более тяжелые головные части.

Боевая часть ракеты неотделяемая, выпускалась в нескольких видах. В обычном оснащении это была штатная осколочно-фугасная боевая часть 8Ф44 массой 987 кг, снаряженная взрывчатым веществом ТГАГ-5 (тротил-гексоген-алюминиевая смесь с флегматизатором).

Специальное (ядерное) оснащение ракеты предусматривало установку боевой части 8Ф14 («изделие 269А») весом 989 кг и мощностью 10 кт, далее — семейства боевых частей 9Н33 с зарядами различной мощности, включая термоядерные. Также имелись две версии специальных БЧ в химическом оснащении. С 1967 года ракета комплектовалась боевой частью 3Н8 с ипритно-люизитной смесью (снята с вооружения с 1980-е годы) и 8Ф44Г «Туман-3» с оснащением нервно-паралитическими V-газами («вещество 33»).

В начале 1980-х годов на базе 8К14 проводились эксперименты по созданию высокоточных баллистических ракет с системой наведения на основе оптических (тема «Аэрофон») и радиолокационных корреляционных ГСН, использовавших наведение по сравнению с фотоснимками или радарными портретами местности.

В 1990-е годы комплекс постепенно снимается с вооружения, однако, по ряду сведений, еще в конце 2000-х часть ракет находились на долговременном хранении.

Ракетный комплекс «Эльбрус» широко поставлялся за рубеж — не только членам Варшавского договора, но и союзникам СССР в «третьем мире». В разные годы комплекс Р-17Э (Р-300) получили Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, КНДР, Ливия, Ирак, Иран, Польша, Румыния, Сирия, Чехословакия и др. В итоге «скады» (от натовского обозначения Scud) стали ключевым источником ракетных технологий для «третьего мира».

Первое боевое применение комплекса состоялось в 1973 году, его использовали египетские войска против Израиля во время «войны судного дня» осенью 1973 года. Далее «Эльбрус» применялся Ираком против Ирана во время войны 1980−1989 годов. «Эльбрус» проявил себя также во время войны в Заливе 1991 года и во время Второй чеченской кампании в 1999—2001 годах. Эпизодически ракета применялась во время гражданских войн в Йемене и Афганистане.

В марте 1962 года на вооружение Советской армии был принят оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». За прошедшие с тех пор полвека комплекс, получивший натовское обозначение SS-1C Scud-B (Scud – «Порыв ветра», «Шквал»), успел поучаствовать в ряде военных конфликтов, от Войны судного дня (1973 год) до второй чеченской кампании 1999-2000 годов. Более того, ракета Р-17, являющаяся основой комплекса «Эльбрус», на протяжении нескольких десятилетий за рубежом является своеобразным эталоном баллистической цели для систем тактической противоракетной обороны – почти всегда способности ПРО оцениваются именно по возможностям перехвата ракет Scud-B.


комплекса «Эльбрус» началась в 1957 году, когда отечественные военные пожелали получить модернизированную версию баллистической ракеты Р-11. По результатам проработки перспектив улучшения решили, что разумнее будет воспользоваться имеющимися наработками и создать на их основе совершенно новую конструкцию. Такой подход сулил двукратное повышение дальности полета ракеты. В конце февраля 58-го Военно-промышленная комиссия при Совете министров и Совмин выпустили постановления, необходимые для начала работ в этом направлении. Создание новой ракеты было поручено СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр, г. Миасс), а главным конструктором назначили В.П. Макеева. В сентябре того же года был готов эскизный проект, а к концу ноября собрана вся конструкторская документация. До конца 1958 года на Златоустовском машиностроительном заводе началась подготовка к изготовлению первых прототипов ракет. В мае следующего 1959 года ГАУ Минобороны утвердило требования к новой ракете и присвоило ей индекс 8К14, а всему комплексу – 9К72.

Сборка первых ракет началась в середине 1959 года, а в декабре на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. Первый этап испытаний закончился 25 августа 1960 года. Все семь пусков прошли успешно. Вскоре после этого начался второй этап испытаний, в ходе которого было произведено 25 пусков. Два из них закончились аварией: во время первого полета ракета Р-17 с двигателем С5.2 полетела в противоположную от цели сторону, а третий закончился самоликвидацией ракеты из-за короткого замыкания на активном участке полета. Испытания были признаны удачными и оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (Р-17) рекомендовали к принятию на вооружение. 24 марта 1962 года рекомендация была выполнена соответствующим постановлением Совмина.

Состав комплекса

Основой комплекса 9К72 является одноступенчатая баллистическая ракета 8К14 (Р-17) с неотделяемой боевой частью и жидкостным двигателем. Одной из мер по повышению дальности полета ракеты стало введение в топливную систему ракеты насоса для подачи горючего и окислителя. Благодаря этому давление внутри баков, необходимое для оптимальной работы двигателя, снизилось в шесть с лишним раз, что, в свою очередь, позволило облегчить конструкцию за счет более тонких стенок агрегатов топливной системы. При помощи отдельных насосов горючее (пусковое ТГ-02 «Самин» и основное ТМ-185), а также окислитель АК-27И «Меланж» подается в однокамерный ракетный двигатель С3.42Т. Для упрощения конструкции двигателя его запуск производится с помощью пускового топлива, которое самостоятельно загорается при контакте с окислителем. Примерная тяга двигателя С3.42Т равняется 13 тоннам. Первые серии ракет Р-17 комплектовались ЖРД С3.42Т, однако с 1962 года они стали получать новую силовую установку. Однокамерный двигатель С5.2 получил иную конструкцию камеры сгорания и сопла, а также ряд других систем. Обновление двигателя повлекло за собой небольшое (примерно на 300-400 кгс) увеличение тяги и выигрыш в весе порядка 40 кг. ЖРД С5.2 работал на том же топливе и окислителе, что и С3.42Т.

За траекторию полета ракеты Р-17 отвечает система управления. Инерционная автоматика стабилизирует положение ракеты, а также вносит поправки в направление полета. Система управления ракеты условно разделена на четыре подсистемы: стабилизации движения, управления дальностью, коммутации и дополнительного оборудования. Система стабилизации движения отвечает за сохранение запрограммированного курса, для этого гирогоризонт 1СБ9 и гировертикант 1СБ10 собирают информацию об ускорениях ракеты по трем осям и передают ее на счетно-решающий прибор 1СБ13. Последний выдает команды на рулевые машинки. Кроме того, автоматика управления может выдать команду системе автоматического подрыва ракеты, в случае если параметры полета значительно отличаются от заданных, к примеру, отклонение от необходимой траектории превышает 10°. Для парирования возникающих сносов ракета была оснащена четырьмя газодинамическими рулями, установленными в непосредственной близости от сопла двигателя. Система управления дальностью имеет в своей основе прибор-вычислитель 1СБ12. В его задачи входит слежение за скоростью полета ракеты и подача команды на выключение двигателя по достижении нужной. Эта команда прекращает активный режим полета, после чего ракета по баллистической траектории достигает цели. Максимальная дальность полета ракеты – 300 километров, максимальная скорость на траектории – порядка 1500 метров в секунду.

В носовой части ракеты монтировалась боевая часть. В зависимости от тактической необходимости мог применяться один из нескольких вариантов. Список основных боеголовок для Р-17 выглядит так:
- 8Ф44. фугасная головная часть весом в 987 кг, примерно 700 из которых приходилось на взрывчатое вещество ТГАГ-5. Фугасная боевая часть для Р-17 комплектуется сразу тремя взрывателями: носовым контактным, донным барометрическим для подрыва на определенной высоте, а также взрывателем системы самоуничтожения;
- 8Ф14. Ядерная головная часть с зарядом РДС-4 мощностью в десять килотонн. Выпускалась учебная версия 8Ф14УТ без ядерного боезаряда;
- химические головные части. Отличались друг от друга количеством и типом отравляющего вещества. Так, 3Н8 несла порядка 750-800 кг ипритно-люизитной смеси, а 8Ф44Г и 8Ф44Г1 по 555 кг газа V и VX соответственно. Кроме того, планировалось создание боеприпаса с вязким зоманом, но отсутствие производственных площадей не позволило закончить разработку;
- 9Н33-1. Термоядерная боеголовка с зарядом РА104-02 мощностью в 500 килотонн.

Главный элемент наземного оборудования комплекса «Эльбрус» – стартовый агрегат (пусковая установка) 9П117, разработанный в Центральном конструкторском бюро транспортного машиностроения (ЦКБ ТМ). Колесная машина предназначена для перевозки, предстартовой проверки, заправки пусковым горючим и непосредственно запуска ракеты Р-17. Все агрегаты пусковой установки смонтированы на четырехосном шасси МАЗ-543. Пусковое оборудование машины 9П117 состояло из стартового стола и подъемной стрелы. Эти узлы закреплены на оси и могут поворачиваться на 90°, переводя ракету из горизонтального транспортного в вертикальное пусковое положение. Подъем ракеты осуществляется при помощи гидравлического цилиндра, прочая механика стрелы и стола приводится в движение электромеханическими приводами. После подъема в вертикальное положение ракета Р-17 упирается задней частью на детали стартового стола, после чего стрела опускается обратно. Стартовый стол имеет каркасную конструкцию и оснащен газоотбойным щитом, который предотвращает повреждение конструкции ходовой части машины 9П117 раскаленными газами двигателя ракеты. Кроме того, стол может вращаться в горизонтальной плоскости. В средней части стартового агрегата 9П117 устанавливается рубка с дополнительным оборудованием и рабочими местами для трех человек из расчета комплекса. Аппаратура в рубке главным образом предназначена для обеспечения пуска и контроля за работой различных систем.

1 балансир; 2 захваты; 3 бак гидросистемы; 4 стрела; 5 ДК-4; 6 два мерных бака с пусковым горючим; 7 пусковой стол; 8 пульт управления стрелой, домкратами и упорами; 9 упоры; 10 опоры; 11 пульт СПО 9В46М; 12 4 воздушных баллона высокого давления; 13 рубка оператора с пультовой аппаратурой РН, ЩУГ,ПА, 2В12М-1, 2В26, П61502-1, 9В362М1, 4А11-Э2, ПОГ-6; 14 АКБ; 15 ящик выносного пульта 9В344;16 в кабине 2 баллона воздушного запуска маршевого двигателя; 17 под кабиной ГДЛ-10; 18 в рубке АПД-8-П/28-2 и приборы из комплекта 8Ш18; 19 эквивалент СУ 2В34; 20 эквивалент САПР 2В27; 21 приборы из комплекта 8Ш18

Помимо ракеты и пусковой установки в состав комплекса «Эльбрус» входило несколько прочих машин различного назначения. Из-за этого состав ракетного дивизиона выглядел следующим образом:
- 2 пусковые машины 9П117;
- 5 командно-штабных машин на базе ГАЗ-66;
- 2 топопривязчика 1Т12-2М на шасси ГАЗ-66;
- 3 обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311 на базе грузовиков «ЗиЛ»;
- 2 заправщика 9Г29 (на базе ЗиЛ-157) с двумя заправками основного топлива и четырьмя пускового на каждом;
- 4 автоцистерны для окислителя АКЦ-4-255Б на базе грузовика КрАЗ-255,каждый несет по две заправки «Меланжа»;
- 2 автокрана 9Т31М1 с комплектом соответствующего оборудования;
- 4 грунтовые тележки 2Т3 для перевозки запаса ракет и 2 контейнера 2Ш3 для боевых частей;
- 2 специальных автомобиля на базе «Урала-4320» для транспортировки головных частей;
- 2 машины технического обслуживания МТО-В или МТО-АТ;
- 2 мобильных пункта управления 9С436-1;
- взвод материального обеспечения: топливозаправщики для автомобилей, полевые кухни, вспомогательные грузовики и т.д.

Модификации

Не дожидаясь принятия комплекса на вооружение, в ЦКБ ТМ стали разрабатывать альтернативную пусковую установку 2П20 на базе шасси МАЗ-535. По причине недостаточной прочности конструкции этот проект был закрыт – никто не видел смысла в усилении одного шасси с целью замены другого, имеющего достаточную прочность и жесткость. Чуть более удачным оказался «Объект 816» на гусеничном шасси КБ Ленинградского Кировского завода. Однако производство этой самоходной пусковой установки ограничилось лишь опытной партией в несколько единиц. Еще один оригинальный проект альтернативной пусковой установки дошел до стадии опытной эксплуатации, однако так и не был принят на вооружение. Установка 9К73 представляла собой легкую четырехколесную платформу с подъемной стрелой и стартовым столом. Подразумевалось, что такая пусковая установка может быть доставлена самолетом или вертолетом соответствующей грузоподъемности в нужный район и оттуда произвести пуск ракеты. Во время испытаний экспериментальная платформа показала принципиальную возможность быстрого посадочного десантирования и стрельбы баллистической ракеты. Однако в случае с Р-17 не было возможности использовать весь потенциал платформы. Дело в том, что для осуществления пуска и наведения ракеты расчету необходимо знать ряд параметров, как то координаты пусковой установки и цели, метеорологическую обстановку и т.п. В условиях середины шестидесятых годов для определения этих параметров требовалось участие специализированных комплексов на автомобильном шасси. Кроме того, подобная подготовка значительно увеличивала необходимое для пуска время. В результате 9К73 не была принята на вооружение и к идее «урезанной» легкой авиатранспортабельной пусковой установки не возвращались.

Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)

Похожим образом дело обстояло и с новыми модификациями ракеты Р-17. Первой ее модернизированной версией должна была стать Р-17М (9М77) с баками увеличенной емкости и, как следствие, большей дальностью. Последняя, согласно первоначальным расчетам, должна была достигать 500 километров. В 1963 году в КБ Воткинского машиностроительного завода под руководством Е.Д. Ракова началось проектирование этой ракеты. За основу была взята исходная Р-17. Для повышения дальности предлагалось заменить двигатель и тип топлива, а также провести ряд переделок конструкции самой ракеты. Расчеты показали, что при сохранении имеющегося принципа полета к цели и дальнейшем увеличении дальности уменьшается угол между вертикалью и траекторией ракеты на подходе к цели. При этом конический носовой обтекатель ракеты создавал ощутимый момент на кабрирование, из-за чего ракета могла значительно отклоняться от цели. Во избежание такого явления была сконструирована новая головная часть с перфорированным обтекателем и цилиндрическим кожухом аппаратуры и боезаряда внутри. Такая система позволила совместить и хорошую аэродинамику в полете, и почти полностью ликвидировать склонность ракеты к кабрированию. В то же время, пришлось изрядно повозиться с подбором сорта металла для обтекателей – применявшиеся ранее не выдерживали температурных нагрузок на конечном участке полета, а нанести защитное покрытие не давала перфорация обтекателя. Под названием 9К77 «Рекорд» обновленный оперативно-тактический ракетный комплекс в 1964 году был отправлен на полигон Капустин Яр. Испытательные пуски проходили в целом удачно, но все же проблем хватало. Испытания завершились только в 1967 году, когда проект Р-17М был закрыт. Причиной этого стало появление ракетного комплекса «Темп-С», способного поражать цели на расстоянии до 900 километров.

В 1972 году конструкторское бюро Воткинского машиностроительного завода получило задание сделать на базе ракеты Р-17 мишень для испытания новых зенитных ракетных комплексов с ограниченными возможностями по противоракетной обороне. Главным отличием мишени от оригинальной ракеты было отсутствие боевой части и наличие ряда специализированных систем для сбора и передачи на землю информации о параметрах полета и ходе перехвата. Примечательно, что во избежание преждевременного уничтожения основная аппаратура ракеты-мишени размещалась в бронированном ящике. Таким образом, мишень даже в течение некоторого времени после поражения могла сохранять связь с наземным оборудованием. До 1977 года ракеты-мишени Р-17 изготовлялись серийно; позже, вероятно, их стали переоборудовать из серийных ракет с заканчивающимся гарантийным сроком.

Комплексы 9К72 с СПУ 9П117М на марше (фото КБМ им.В.П,Макеева)

С 1967 года специалисты Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ) и НПО «Гидравлика» вели работы по созданию фотоэталонных систем наведения. Суть этой идеи состоит в том, что в головку самонаведения загружается аэрофотоснимок цели и та, выйдя в заданный район, наводится при помощи соответствующего вычислителя и встроенной видеосистемы. По результатам исследований была создана ГСН «Аэрофон». Ввиду сложности проекта первый испытательный пуск ракеты Р-17 с такой системой состоялся только в 1977 году. Первые три пробных пуска на дальность 300 километров завершились успешно, условные цели были поражены с отклонением в несколько метров. С 1983 по 1986 годы проходил второй этап испытаний – еще восемь пусков. По завершении второго этапа начались государственные испытания. 22 пуска, большая часть которых завершилась поражением условной цели, стали причиной рекомендации принять комплекс «Аэрофон» в опытную эксплуатацию. В 1990 году военнослужащие 22-й ракетной бригады Белорусского военного округа отправились на Капустин Яр для ознакомления с новым комплексом, получившим название 9К72О. Немного позже несколько экземпляров было отправлено в части бригады. Сведений об опытной эксплуатации нет, более того, согласно разным источникам, 22-я бригада была расформирована раньше предполагаемого срока передачи ракетных комплексов. По имеющимся данным, все неиспользованные ракеты и оборудование комплексов находятся на хранении.

Служба

Первые партии комплексов 9К72 «Эльбрус» поступали на вооружение Советской армии. После укомплектования отечественных вооруженных сил «Эльбрус» был доработан для поставок за рубеж. Ракета Р-17 шла за рубеж под обозначением Р-300. Несмотря на большое количество 9К72 в странах Варшавского договора, первым на практике его использовал Египет. В 1973 году, во время т.н. Войны судного дня, египетские вооруженные силы произвели несколько пусков ракет Р-300 по израильским целям на Синайском полуострове. Большинство выпущенных ракет попало в цель, не превысив расчетное отклонение. Тем не менее, война закончилась победой Израиля.

СПУ 9П117 из состава 112-й ракетной бригады ГСВГ (Генцроде, 1970-1980-е годы, фото http://militaryrussia.ru)

Следующие факты боевого применения ракет Р-17 произошли во время войны в Афганистане. Оперативно-тактические ракеты оказались полезными при атаках душманских укреплений или лагерей. По различным данным, советские ракетчики произвели от одной до двух тысяч пусков, при этом было выявлено несколько характерных особенностей эксплуатации. Так, отклонение от цели, доходившее у ракеты 8К14 до ста метров, порой не позволяло надежно поражать цели взрывной волной и осколками. По этой причине уже в строевых частях был придуман новый метод применения баллистических ракет. Суть его заключалась в пуске ракеты на сравнительно небольшую дальность. Двигатель отключался сравнительно рано, и в баках оставалось некоторое количество топлива. Как следствие, попав в цель, ракета распыляла вокруг себя смесь горючего ТМ-185 и окислителя АИ-27К. Разлет жидкостей с последующим воспламенением значительно увеличивал область поражения. При этом в ряде случаев остатки топлива и окислителя вызывали длительный пожар на обстреливаемой местности. Этот оригинальный метод использования ракеты со стандартной фугасной боевой частью стал причиной появления слухов о существовании некой боеголовки объемного взрыва. Однако существование подобного заряда для комплекса «Эльбрус» не имеет документального подтверждения.

Вскоре после первого применения «Эльбруса» в Афганистане он принял участие в ирано-иракской войне. Стоит отметить, ракеты Р-300 запускались обеими сторонами конфликта, хотя и в разном количестве. Дело в том, что Ирак покупал экспортные версии комплекса 9К72 напрямую у СССР, а Иран приобретал их через Ливию. По различным данным, Ирак произвел от 300 до 500 пусков ракет Р-300 по целям на территории Ирана. В 1987 году начались испытания ракеты Al Hussein, являющейся иракской модернизацией Р-300. Иракская разработка имела облегченную боевую часть весом в 250 кг и повышенную дальность пуска – до 500 километров. Общее число произведенных пусков ракет «Эль-Хуссейн» оценивается в 150-200. Ответом на иракские обстрелы стала покупка Ираном у Ливии некоторого количества аналогичных комплексов «Эльбрус», однако их использование имело гораздо меньшие масштабы. Всего было выпущено порядка 30-40 ракет. Всего через несколько лет после окончания ирано-иракской войны экспортные ракеты Р-300 снова приняли участие в боевых действиях. Во время операции «Буря в пустыне» иракские военные производили атаки целей на территории Израиля и Саудовской Аравии, а также обстреливали наступающие американские войска. В ходе этого конфликта вооруженные силы США смогли опробовать на практике новые зенитные ракетные комплексы Patriot, имеющие ограниченные возможности противоракетной обороны. Результат попыток перехвата до сих пор является предметом споров. Разные источники приводят цифры от 20% до 100% уничтоженных ракет. В то же время, значительный ущерб противнику причинили только две или три ракеты.


Перегрузка ракеты 8К14 с транспортной машины 2Т3М1 на СПУ 9П117М с использованием и автокрана КС2573, 22-я РБР армии Белоруссии, пос.Цель, 1994-1996 г.г. (фото из архива Дмитрия Шипули, http://military.tomsk.ru/forum).

В девяностые годы прошлого века комплексы 9К72 «Эльбрус» почти не использовались в бою. Не более двух десятков ракет было выпущено в ходе нескольких локальных конфликтов. Одно из последних применений ракет Р-17 относится ко второй чеченской кампании. Имеются сведения о формировании в 1999 году специальной части, вооруженной «Эльбрусами». За последующие полтора года российские ракетчики произвели две с половиной сотни пусков, используя в том числе и ракеты с истекшим гарантийным сроком. Никаких серьезных проблем зафиксировано не было. По имеющимся данным, весной 2001 года комплексы 9К72 были переданы на хранение.

Если не считать бывшие союзные республики, которым комплексы «Эльбрус» достались после распада СССР, оперативно-тактические ракеты Р-17 и Р-300 состояли на вооружении 16 стран, в том числе Афганистана, Болгарии, Вьетнама, ГДР, КНДР, Ливии и т.д. После прекращения существования Советского Союза и Организации варшавского договора часть произведенных ракет оказалась в ставших независимыми странах. Кроме того, потеря Россией былых позиций на международной арене привела к тому, что при прямом содействии стран НАТО некоторые эксплуатанты комплексов «Эльбрус» сняли их с вооружения и утилизировали. Причинами этого были подходящие к концу сроки эксплуатации ракет, а также давление западных государств, которые по-прежнему считают 9К72 объектом повышенной угрозы: сказывается возможность установки на ракету даже устаревших ядерных боезарядов. Тем не менее, в некоторых странах комплексы «Эльбрус» по-прежнему стоят на вооружении и эксплуатируются. Их количество невелико и постоянно уменьшается. Похоже, в течение ближайших лет один из самых старых оперативно-тактических ракетных комплексов будет полностью выведен из эксплуатации во всем мире.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://vpk-news.ru/
http://militaryrussia.ru/
http://janes.com/
http://kapyar.ru/
http://rwd-mb3.de/
http://engine.aviaport.ru/
http://globalsecurity.org/

Р-17 (индекс ракеты - 8К14, по классификации МО США и НАТО - SS-1c Scud B, экспортное обозначение R-300, неофициально - «керосинка») - советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета на долгохранимых компонентах топлива, входящая в ракетный комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус».

История создания

Попытки дальнейшей модернизации ракет Р-11М (проект Р-11МУ, индекс ГРАУ 8К12) показали нецелесообразность использования вытеснительной системы подачи топлива для повышения удельной тяги двигателя (с целью увеличения дальности ракеты свыше 150 км при массе полезной нагрузки не менее 900 кг). Малый запас тяги двигателя не позволял повышать запас компонентов ракетного топлива (а значит и общую массу ракеты), при этом дальнейшее повышение давления в баках также было невозможным из-за достижения предельного значения.

Наилучшим вариантом решения проблемы было использование двигателя с турбонасосной системой подачи топлива. Кроме того, турбонасосный агрегат обеспечивал лучшую «управляемость» двигателя (за счет точной регулировки тяги), а значит появилась реальная возможность повысить точность ракеты (по дальности).

К 1957 году в ОКБ-3 НИИ-88 главного конструктора Д. Д. Севрука был разработан ЖРД с ТНА С3.42, который мог быть использован в ракетах с габаритами Р-11, при этом гарантировал достижение максимальной дальности около 240 км.

По предложению инициативной группы главным конструктором СКБ-385 В. П. Макеевым было принято решение подготовить до 10 января 1958 г. проектный чертеж компоновки, пневмогидравлическую схему и основные расчеты новой ракеты. В ОКБ-1 С. П. Королев поддержал этот проект, благодаря чему эта идея также нашла поддержку и в ГАУ (Главном артиллерийском управлении). Постановлением ЦК КПСС и правительства № 378-181 от 1 апреля 1958 г. СКБ-385 поручалась разработка ракеты Р-17 (с турбонасосной системой подачи топлива) с дальностью стрельбы от 50 до 240 км.

Новой ракете Р-17 в ГАУ был присвоен индекс 8К14, ведущим по изделию назначен подполковник А. В. Титов, а по системе управления подполковник П. В. Захаров.

Разработчиками основных систем Р-17 от смежных организаций промышленности были назначены:

    по бортовой системе управления - главный конструктор НИИ-592 Н. А. Семихатов;

    по двигателю (С3.42) на первом этапе летных испытаний - главный конструктор ОКБ-3 НИИ-88 Д. Д. Севрук;

    по двигателю (С5.2) со второго этапа летных испытаний - главный конструктор ОКБ-5 А. М. Исаев;

    по гироскопическим приборам (1СБ9, 1СБ10, 1СБ12) главный конструктор НИИ-944 В. И. Кузнецов;

    по разрывному заряду и обычному снаряжению головной части (8Ф44) - НИИ-6;

    по спецзаряду и комплекту электроавтоматики ГЧ 8Ф14 - научный руководитель НИИ-1011 МСМ Ю. Б. Харитон, главный конструктор С. Г. Кочарянц;

    по комплексу наземного оборудования - главный конструктор ГСКБ В. П. Петров;

    по приборам прицеливания (8Ш18) - главный конструктор завода 784 Киевского СНХ С. П. Парняков;

    по стартовому агрегату на гусеничном ходу (2П19) - главный конструктор ОКБТ Ленинградского Кировского завода Ж. Я. Котин;

    по стартовому агрегату на колесном ходу (2П20) - главный конструктор ЦКБ ТМ Кривошеин.

Для ускорения процесса разработки комплекса массогабаритные характеристики новой ракеты были выбраны близкими к Р-11М. Таким образом обеспечивалась возможность частично использовать в составе нового комплекса агрегаты наземного оборудования от ракеты 8К11 (однако потребовалась выполнить определенные доработки).

Несмотря на внешнюю схожесть Р-17 с Р-11М, конструктивно эти ракеты имеют мало общего: фактически была полностью изменена компоновочная схема, разработана более совершенная система управления, использована принципиально иная пневмогидравлическая система, метод заправки компонентами ракетного топлива и прочее.

В процессе работы над ракетой Р-17 в ОКБ-5 (во главе с главным конструктором А. М. Исаевым) был разработан новый двигатель с улучшенными характеристиками. Благодаря более высокой тяге нового двигателя удалось повысить максимальную дальность ракеты.
Первый испытательный пуск ракеты Р-17 состоялся на полигоне Капустин Яр (КапЯр) 12 декабря 1959 г.

На первом этапе разработки опытные образцы ракет изготавливались на Златоустовском машиностроительном заводе, однако на втором этапе летных испытаний изготовление изделий (а впоследствии и серийное производство) было передано на Воткинский механический завод (№ 385), который уже выпускал Р-11М (8К11).

На начальном этапе разработки ядерной боевой части предполагалось использовать в корпусе 8Ф14 заряд мощностью 5 килотонн (боевая часть 407А14), аналогичный тому, что использовался в авиабомбе 407Н, которая разрабатывалась в то же время. Однако впоследствии был разработан более мощный заряд (10 кт) с лучшими массогабаритными характеристиками (в первую очередь меньший по весу, благодаря чему удалось дополнительно увеличить дальность ракеты) и на вооружение была принята боевая часть 269А в том же корпусе (8Ф14).

Для транспортировки и запуска ракет было разработано гусеничное шасси 2П19 на базе ИСУ-152, внешне похожее на стартовый агрегат 2У218 ракеты Р-11М. Четыре гусеничных стартовых агрегата 2П19 с ракетами Р-17 приняли участие в военном параде по Красной площади 7 ноября 1961 г.

24 марта 1962 г. постановлением Совмина СССР ракета Р-17 была принята на вооружение Советской Армии.
Стартовый агрегат 2П20 на колесном шасси МАЗ-537 (разрабатываемый одновременно с гусеничным 9П19) испытания не выдержал и на вооружение принят не был. В 1967 году принята на вооружение пусковая установка 9П117 на четырёхосном самоходном шасси МАЗ-543П.

В 1960-х гг. были пересмотрены правила индексации вооружения с целью их упорядочения. Именно тогда ракетам перестали присваивать индекс «К», который заменили на индекс «М» (причем наименование комплекса от наименования ракеты стало отличаться только одной буквой). Однако для ракет, уже стоявших на вооружении (в том числе и 8К14), индексация осталась старой, но были присвоены новые индексы для ракетных комплексов (которые до этого отдельных индексов не имели). Комплекс из ракеты 8К14 с комплектом оборудования и техники, обеспечивающей её эксплуатацию, получил индекс 9К72.

Базовая модель Р-17 предназначалась в первую очередь для использования с ядерными боевыми частями, так как недостаточная точность не гарантировала эффективности применения фугасных боевых частей (Боевые части 8Ф44 выпускались в меньших объемах, чем ЯБЧ, и шли в первую очередь на экспорт в комплекте с ракетами Р-17Э).

Позже для комплекса 9К72 были созданы химические боевые части, для которых была разработана модификация ракеты 8К14-1 (которая постепенно заменила базовую модификацию 8К14). Соответственно модернизировались и пусковые установки.

В процессе эксплуатации комплекса 9К72 Заказчиком (Министерством обороны) неоднократно ставились вопросы о необходимости модернизации для повышения его боевой эффективности. С этой целью выполнялись соответствующие НИОКР и предпринимались попытки разработки новых модификаций комплекса (к примеру, 9К73 - с облегченной пусковой установкой, транспортируемой вертолётом, 9К77 - с повышенной дальностью, 9К72-1 - с отделяемой боевой частью, управляемой на конечном участке траектории с помощью оптической головки самонаведения и другие). Однако ни одна из этих модификаций на вооружение принята не была.

В 1970-х годах на Воткинском заводе малыми партиями выпускались ракеты-мишени Ла-17М (5С1Ю), разработанные на основе Р-17, которые использовались при отработке зенитных ракетных комплексов. В 1995, 2001 и 2002 г.г. при отработке противоракетного комплекса С-300 и его модификаций в качестве мишеней использовались серийные боевые ракеты 8К14.

Конструкция

Основные характеристики изделия

Длина изделия от опорных пят до вершины головной части

Диаметр корпуса изделия

Размах по стабилизаторам

Вес незаправленного изделия с головной частью 269А

Вес полностью заправленного изделия с головной частью 269А

Двигатель 9Д21

Жидкостный, реактивный

Подача компонентов топлива в двигатель

Турбонасосным агрегатом, работающим от газогенератора

Способ раскрутки ТНА

От пороховой шашки

Вес незаправленного изделия с головной частью 8Ф44

Вес полностью заправленного изделия с головной частью 8Ф44

Компоненты топлива двигателя:

горючее пусковое

горючее основное

окислитель

Способ зажигания компонентов топлива

Химический (самовоспламенение)

Заправка изделия компонентами топлива:

окислителем

основным горючим

В горизонтальном положении изделия

пусковым горючим

В вертикальном положении изделия на стартовом агрегате

Характер заправки

Объемно-весовой

Заправочный вес топлива и сжатого воздуха при температуре +15°С

В том числе:

вес окислителя АК-27И

вес горючего ТМ-185

вес пускового горючего ТГ-02

вес сжатого воздуха

Система управления

Автономная инерциальная

Исполнительный элемент системы управления

Газовые рули

Система аварийного подрыва

Автономная

Максимальная дальность

Минимальная дальность

В качестве основных компонентов топлива Р-17 использовала ТМ-185 (на основе нефтепродуктов: полимердистиллат - 56 %, легкое масло пиролиза - 40 %, трикрезол - 4 %) и АК-27И (на основе азотной кислоты). В качестве пускового горючего - ТГ-02 «Самин».
Имеет максимальную дальность 300 км. Ракеты могли нести как обычную фугасную, так и ядерную боевую часть (в 1960-1970-е гг. были разработаны во ВНИИТФ и приняты на вооружение пять образцов ЯБЧ мощностью 10, 20, 200, 300 и 500 кт).

Боевые части в химическом снаряжении (3Н8, 8Ф44Г и 8Ф44Г1) именовались «специальными боевыми частями», так как в СССР официально отрицалось наличие на вооружении химического оружия. Модификация ракеты 8К14-1 имела дополнительные трубопроводы для задействования ампульных батарей боевой части и дозаправки воздухом пневмоблока БЧ при подготовке к пуску. Передний стыковочный шпангоут, изготовленный не из дюралюминия, а из стали, обеспечивал возможность использования более тяжелых боевых частей с «нестандартной» (с формой, отличающейся от конусной) геометрией, таких как 3Н8 (а впоследствии - 9Н78 с ГСН).

Кроме того, ракета 8К14-1 имела некоторые отличия в эксплуатации (в частности, имела газоструйные рули заводской установки,

благодаря чему исключалась необходимость монтажных операций с рулями на технической позиции).

В странах, выпускавших 8К14 по лицензии, проводились разработки по увеличению дальности ракеты (в оснвном за счет уменьшения веса боевой части. В частности, в КНДР была разработана модификация, в которой за счет снижения боевой нагрузки была увеличена емкость топливных баков и соответственно выросла дальность полета ракеты. В то же время точность ракеты ухудшилась почти в два раза по сравнению с советским оригиналом. Западным разведкам было известно про работы по увеличению дальности ракеты Р-17, которые выполнялись в СССР, и ошибочно предполагалось, что комплекс с увеличенной дальностью (9К77) поступил на вооружение советской армии. Все разработки модификаций Р-17 с увеличенной дальностью в западной литературе получили обозначение Scud-С.

Дальнейшее развитие модели известно также под корейским названием «Нодон-1» («Труд-1»). Первое успешное испытание проведено КНДР в 1993 г. с улучшенной точностью стрельбы. Данная модификация часто фигурирует в зарубежных источниках под обозначением Scud-D (также как 9К72-1 с ГСН, разработанная в СССР по проекту «Аэрофон»). Следует, однако, отметить, что данные обозначения не являются официальными и в различных источниках могут использоваться неточно. Кроме того, существует значительное количество модификаций 8K14 даже в рамках указанных серий, в связи с чем приведенные ниже данные по ним следует считать ориентировочными.

В СССР проводились работы (ОКР «Аэрофон») по повышению точности ракетного комплекса путем создания отделяемой управляемой боевой части в обычном снаряжении 9Н78 (массой 1017 кг) с оптической головкой самонаведения 9Э423 (ракета 8К14-1 состыкованная с боевой частью 9Н78 получила индекс 8К14-1Ф). На пусковые установки устанавливался комплект сопряжения 9Ф59. Доработанный ракетный комплекс, доукомплектованный машиной подготовки данных 9С751, машиной ввода данных 9С752, машиной регламентного обслуживания 9В948, комплектом арсенального оборудования 9Ф820 и пр., получил наименование 9К72-1 (некоторые источники ошибочно указывают индекс 9К72О, где «О» - оптический). Максимальная дальность для ракеты 8К14-1Ф составляла 235 км, а точность - 50-100 м (в зависимости от масштаба аэрофотоснимков, используемых при подготовке эталона). Комплекс был принят в опытно-войсковую эксплуатацию (приказ МО СССР № 026 от 1990 года), однако на вооружение принят не был (ввиду неудовлетворительной точности в условиях недостаточной видимости и сильной зависимости от других условий).

Сравнительные ТТХ

Тактико-технические характеристики

Р-17М? (9К77)
«Эль Хуссейн»

Р-17ВТО (9К72-1)

«Эль Аббас»

Страна

Индекс ГРАУ

Код НАТО

Длина, м

Диаметр, м

Взлётная масса, кг

Двигательная установка

Одноступенчатая, жидкостная

Дальность стрельбы, км

КВО, м

Боевое применение

Р-17, принятая на вооружение в 1962 году, после укомплектования ею ракетных бригад сухопутных войск СССР, армий стран-участниц Варшавского договора и др. соц. стран, активно поставлялась на экспорт в безъядерном варианте (в Китай ракета не поставлялась в связи с ухудшением советско-китайских отношений). Экспортная Р-17 (Р-17Э или Р-300) и её модификации неоднократно применялись в региональных конфликтах.

Ракетные программы КНДР, Пакистана и Ирана использовали технологии Р-17 для создания своих ракет средней дальности.

Война судного дня (1973)

Небольшое количество Р-17 было использовано Египтом против Израиля во время войны 1973 года.

Ирано-иракская война (1980-1988)

Около 600 Р-17 и их модификаций было использовано для обстрела городов как Ираком, так и Ираном во время ирано-иракской войны (так называемая «война городов»). Иракцы разработали на основе Р-17 ракеты большей дальности - «Аль-Хусейн» (англ. Al Hussein (missile)) и «Аль-Аббас».

Война в Афганистане (1979-1989)

Более 2000 ракет использовала советская армия в Афганской войне.

Война в Персидском заливе (1991)

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году иракцы обстреливали модифицированными Р-17 территории Израиля (40 ракет) и Саудовской Аравии (46 ракет) (по другим данным, было запущено 98 ракет). В целом эффективность этих ракетных обстрелов была незначительна - по данным израильской стороны две трети из запущенных ракет упали в ненаселённой территории, жертвами ракетных обстрелов на территории Израиля стали 2 человека, ещё 11 получили тяжёлые ранения. Значимый результат был лишь у одной атаки - ракета попала в американские казармы в городе Дхарам, в результате чего погибло 28 американских солдат и ещё две сотни получили ранения.

Военные осматривают ракету типа «Scud» сбитую в пустыне ЗРК MIM-104 «Пэтриот»

Для отражения атак были применены американские зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», об эффективности применения которых существуют противоречивые утверждения. По израильским данным, в зоны действия «Пэтриотов» попали не более 47 «Скадов», по которым было выпущено в общей сложности 158 противоракет. Согласно данным Министерства Обороны Израиля, «Пэтриотам», несмотря на перерасход противоракет (в том числе случай с расходом 28 единиц на цель), удалось перехватить не более 20 % запущенных иракцами ракет. В других источниках данные сильно варьируются (от 9 % по оценкам Контрольной Палаты Администрации США до 36 % в российских источниках, в американских источниках сейчас указываются цифры до 52-80 %, во время войны назывались так же цифры до 100 %). Столь различные данные связаны с объективной сложностью оценки результатов стрельб - даже близкие подрывы ЗУР «Пэтриот» не уничтожали боеголовки Р-17, а лишь отклоняли их от курса. В этих условиях, учитывая низкую собственную точность ракет Р-17, критерий причисления поражённых ракет к «сбитым» носит субъективный характер. Однако с учетом того, что одна ракета Р-17 в три раза дешевле одной ракеты «Пэтриота», экономический урон США был нанесен.

Гражданская война в Йемене (1994)

Во время гражданской войны в Йемене в 1994 году, как сепаратисты Южного Йемена, так и правительственные вооружённые силы применяли ракеты типа Р-17.

Вторая чеченская война

В сентябре 1999 года на базе 60-го учебного центра боевого применения ракетных войск сухопутных войск (в/ч 42202, Капустин Яр, площадка 71) для участия в боевых действиях на Кавказе была сформирована в/ч 97211 (630-й отдельный ракетный дивизион), на вооружении которой состоял ракетный комплекс 9К72. Командир дивизиона подполковник Захарченко И. И. Дислоцировался 630-й ордн в районе бывшей станицы Русской на границе с Чечней, и в ходе ведения боевых действий в период с 1 октября 1999 года по 15 апреля 2001 года произвел 250 пусков ракет 8К14-1. Были отстреляны ракеты, в том числе и просроченные, при этом ни одного отказа зафиксировано не было. После израсходования запаса ракет дивизион сдал технику на базу хранения и в апреле 2001 года был передислоцирован на 71-ю площадку полигона Капустин Яр. В 2005 году 630-й ордн первым в РФ получил комплекс 9К720 «Искандер».

КНДР - более 30 ПУ Scud-B/C и до 200 ракет

Вьетнам - некоторое количество Scud-B

Афганистан - с 1989 г. РК 9К72 состоял на вооружении ракетного батальона гвардии особого назначения Министерства государственной безопасности Республики Афганистан.

Сняты с вооружения

С 1988 года производство ракет 8К14 (8К14-1) на Воткинском заводе прекращено. С учетом того, что срок технической пригодности ракеты составляет 22 года (гироприборы подлежат замене после 20 лет эксплуатации), в настоящее время срок технической пригодности всех выпущенных на Воткинском заводе ракет истек. Это является основной причиной снятия ракет Р-17 с вооружения.

Кроме того, США рассматривают ракеты Scud как «оружие массового поражения» (один из компонентов ядерного оружия - носитель, так как ракета Р-17 способна нести боевую часть весом до тонны, что дает возможность использовать ее для доставки даже устаревших ядерных боеприпасов второго поколения), а потому предпринимаются активные усилия (методом политического давления и финансовой заинтересованности) к уничтожению имеющихся в мире комплексов Scud. Так, США профинансировали уничтожение комплекса 9К72 на Украине, оказывали помощь в уничтожении техники и оборудования комплекса 9К72 в Венгрии, Болгарии[прим. 1], также планируют профинансировать уничтожение 8К14 в Ливии.

Белоруссия - 60 ПУ, комплекс снят с вооружения, 22-я смешанная ракетная блигада, на вооружении которой стоял 9К72, расформирована 3 мая 2005 года.

Болгария , состоял на вооружении:

    46-й ракетной (артиллерийской технической) бригады (г. Самоков) - комплекс снят с вооружения и ликвидирован в 2002 году. По некторым данным уничтожено 64 ракеты.

    129-й ракетной (артиллерийской технической) бригады (г. Карлово) - по состоянию на 1989 год

    66-й ракетной (артиллерийской технической) бригады (г. Ямбол) - по состоянию на 1989 год

Венгрия , состоял на вооружении MN 1480 (из состава 5-й смешанной ракетной бригады) Тапольца (венг. Tapolcá). MN 1480 прекратил свое существование в 1990 году, а в мае 1995 было завершено уничтожение (преимущественно методом подрыва) имеющейся техники и оборудования комплекса 9К72. Последняя из восьми пусковых установок 9П117М1 в настоящее время экспонируется в парке-музее военной истории в Кецеле.

Румыния , состоял на вооружении:

    32-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Текуч) - по состоянию на 1989 год

    37-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Инеу) - по состоянию на 1989 год

Украина - комплекс снят с вооружения в 2007 году, 12 апреля 2011 года завершена его утилизация. Согласно некоторым источникам, было утилизировано (за счет финансирования США) 185 боевых ракет, 50 пусковых установок и остальное оборудование и техника. При этом, по заявлению украинской стороны, до 1998 года на Украине имелось 117 пусковых установок «Скад», и 63 из них были демонтированы Украиной за счет собственнных средств до 2005 года.

Чехословакия , состоял на вооружении:

    311-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йинце (англ.)русск.) - по состоянию на 1989 год

    321-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Рокицани) - по состоянию на 1989 год

  • 331-й оперативно-тактической ракетной бригады (г. Йичин) - по состоянию на 1989 год


Читайте также: