Максимальная скорость бмп 2. «Энциклопедия мирового вооружения

БМП-2 – это советская боевая машина пехоты, появившаяся в ходе модификации БМП-1, которая перестала удовлетворять армию боевыми характеристиками. Разработка Объект 675 началась в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода в 1974 году, а в апреле 1980 года появился приказ срочно приступить к серийному производству и начать поставки в Афганистан в этом же месяце новой машины.

Интересно, что Объект 675 принят на вооружение и получил обозначение БМП-2 в октябре, в то время, когда уже несколько месяцев принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Эта спешка во многом случилась из-за генерала Зайцева, который был уверен в необходимости новой техники.

Устройство

БМП-2 довольно похожа на предшественницу, действительно сильно отличаются башня и комплекс вооружения. Машина предназначена для экипажа из 3 человек и 7 десантников.

Корпус защищён лишь от пуль и осколков, толщина брони достигает 19 мм. Механик-водитель расположен в передней части, слева от МТО за теплозвукоизоляционной перегородкой. Дальше расположен стрелок, имеющий в своём распоряжении амбразуру, приборы наблюдения и средства связи.

Боевое отделение под башней размещает в себе систему питания пушки, боеукладки ПТУР и патронов для пулемёта.

Десантное отделение в корме оборудовано 6 местами с амбразурами для десанта и две двери для погрузки. В случае экстренной ситуации люди могут воспользоваться 2 люками в крыше корпуса. Посередине отделения установлен топливный бак и электрооборудование.

Новая конусообразная башня защищена сильнее, толщина лобовой брони достигает 23 мм. Внутри располагаются командир и оператор-наводчик БМП-2.

Экипаж защищён от различных внешних угроз вроде радиоактивной пыли подбоем и автоматической системой герметизации обитаемых отделений, в которые поступает лишь очищенный воздух. Также имеется автоматическая система пожаротушения и термодымовая аппаратура, позволяющая ставить дымовую завесу.

Вооружение

Пушка БМП-2 – это стабилизированная 30 мм 2А42 со спаренным 7.62 мм пулемёт ПКТ. Может показаться странным уменьшение калибра, однако есть причины. Прежнее орудие калибром 73 мм не было способно уничтожать танки, из-за чего приходилось использовать ПТУР, при этом слабо справлялось с поражением пехоты, легкобронированных машин и медленных воздушных целей из-за низкой точности и дальности стрельбы.

30 мм пушка на испытаниях показала себя с хорошей стороны, уничтожив всё навесное оборудование и повредив броню обстреливаемого танка, при этом обладая хорошими точностью и скорострельностью. Скорострельность более 550 выстр/мин, дальность стрельбы 2000 метров бронебойными снарядами и 4000 метров осколочно-фугасно-зажигательными. Боекомплект состоит из 500 снарядов калибра 30 мм и 2000 7.62 мм.

Как и предшественница, БМП-2 имеет на крыше башни ПТРК Конкурс или Фагот в зависимости от модификации с 4 ракетами. Для защиты установлено 6 дымовых гранатомётов 902В «Туча».

Благодаря такой комбинации вооружения, боевая машина пехоты способна вести огонь по живой силе противника, различным машинам, танкам и вертолётам.

Подвижность

Максимальную скорость в 65 км/час обеспечивает дизельный двигатель УТД-20С1 мощностью 300 л.с. и жидкостным охлаждением. Он находится вместе с трансмиссией БМП-2 спереди, справа от механика-водителя за бронированной плитой, которая делает практически невозможным ремонт и обслуживание в полевых условиях. Зато коробка передач вместе с рулевым управлением и сцеплением находятся рядом и легкодоступны.

Ходовая часть идентична ходовой части БМП-1 и имеет шесть опорных катков. Из-за переднемоторной компоновки БМП-2 имеет отвратительную управляемость на больших скоростях и сильно клюёт носом на бездорожье, из-за чего неопытные водители пробивают амортизаторы и ломают торсионы. Приятной особенностью является рулевое управление, представляющее собой своеобразный штурвал и позволяет плавно менять тягу при поворотах.

Боевое применение

Впервые БМП-2 в бою оказалась в 1982 году и показали преимущество своей 30 мм пушки. Большие углы вертикальной наводки позволили бороться с врагом, занимающим господствующие высоты, а стрельба очередью – успешно уничтожать пехоту.

Позже машина приняла участие в войне в Персидском заливе, встретив американские M2 Bradley и Абрамс . Потери были с обеих сторон, но известно о нескольких случаях поражения танков в кормовое отделение с последующим пожаром.

Чеченская война обернулась большими потерями российских военных, в том числе и экипажей БМП-2, впрочем, винить в этом технику не стоит.

Модификации

БМП-2Д появилась сразу после начала боевых действий в Афганистане, получив стальные экраны на бортах и дополнительную бронеплиту на днище корпуса.

БМП-2К – командирская версия, оборудованная дополнительными средствами связи и местами внутри со столиками и подсветкой для штабистов. Визуально определяется по второй антенне.

БМП-2 с АГС-17 Пламя – небольшая серия машин с гранатомётом в задней части башни с дистанционным управлением.

БМП-2 с БМ Бахча-У – опытная машина, получившая боевой модуль Бахча-У со спаренными 100 мм орудием, способным запускать управляемые ракеты, 30 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом. Удалось значительно повысить огневую мощь, но десант сократился до 5 человек, а сама машина перестала плавать.

БМП-2М Бережок – модификация, используемая в Алжире и отличающаяся ещё одним панорамным прицелом и 4 пусковыми установками ПТУР Корнет.

Эпилог

БМП-2 находится на вооружении огромного количества стран и за годы своей службы поучаствовала во многих вооружённых конфликтах. Несмотря на некоторые ярко выраженные недостатки, машина пользуется популярностью у зарубежных заказчиков, а в отечественных войсках будет использоваться вместе с более новыми

БМП-2 имеет на вооружении 30-мм автоматическую пушку 2А42 и навесной ПТУР «Конкурс» второго поколения с проводной линией связи, что обеспечивает эффективную борьбу с машинами аналогичного назначения и танками второго поколения, составляющими основу армий большинства стран мира.

Вместе с тем, анализ тенденций развития современного вооружения показывает, что ряд основных характеристик, прежде всего управляемого снаряда, требует существенного улучшения. В первую очередь, это обеспечение поражения современных танков, оснащенных динамической защитой. Кроме того, дальность стрельбы БМП-2

ночью составляет 800 м, в то время как большинство современных танков и БМП оснащены тепловизионными приборами наблюдения с дальностью действия не менее 2000-2500 м. Необходимость перезаряжания ПУ ПТУР «Конкурс» связана с большими потерями времени и опасностью поражения одного из членов экипажа осколками или огнем стрелково-пушечного вооружения. Серьезным недостатком комплекса вооружения (КВ) БМП-2 является невозможность стрельбы ПТУР в движении.

Важной задачей является также совершенствование неуправляемого оружия, более эффективного и экономичного при применении в ближней зоне и при стрельбе по живой силе, однако ее реализация в штатной БМП-2 весьма ограничена из-за неавтоматизированной системы управления огнем (СУО).

Задача повышения огневой мощи существующих БМП, обеспечивающей их превосходство над всеми существующими образцами, решена в КБ приборостроения при минимуме затрат на переоснащение и в короткие сроки (при сохранении корпуса и внутренней компоновки башни) за счет оснащения БМП-2 ПТУР третьего поколения «Корнет-Э», 30-мм автоматическим гранатометом (АГ)

АГ-30, установки комбинированного прицела наводчика, телетепловизионного автомата сопровождения цели и баллистического вычислителя с системой датчиков. В качестве дополнительного элемента СУО на месте командира устанавливается панорамический телевизионный прицел. Для повышения уровня поражения легкобронированной техники целесообразно использование нового боеприпаса «Кернер» с бронебойным подкалиберным снарядом.

Из всей номенклатуры целей для БМП, кроме сильнобронированных, существует большое количество целей, поражение которых на поле боя является задачей такой же важности, как и поражение танков. В этой связи важнейшее значение приобретает повышение эффективности стрельбы 30-мм автоматической пушки по легкобронированной технике и танкоопасной живой силе, которые составляют значительную часть танкоопасных огневых средств противника.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ

Использование в комплексе вооружения БМП-2 неавтоматизированной системы управления огнем не позволяет ей в современных условиях эффективно бороться с существующими БМП, а также своевременно поражать танкоопасную живую силу. Для устранения этого недостатка предлагается использование комбинированного дневно-ночного прицела с лазерным дальномером и лучевым каналом наведения ПТУР, автомата сопровождения цели и цифрового баллистического вычислителя с системой датчиков.

Прицел наводчика обеспечивает стрельбу всеми видами боеприпасов не только в любое время суток, но и в условиях ограниченной видимости (дымка, дымовые помехи). Прицел имеет модульную конструкцию и включает:

Блок головного зеркала, обеспечивающий независимую стабилизацию линии визирования с высокой точностью;

Визирно-дальномерный модуль с оптической системой и лазерным импульсным дальномером (частота – 5 Гц);

Тепловизионный модуль, обеспечивающий дальность действия по реальным целям до 5000 м;

Информационный лазерный канал для наведения управляемой ракеты.

Для наблюдения тепловизионного изображения используется видеосмотровое устройство (ВСУ).

Использование встроенного лазерного дальномера и системы независимой стабилизации линии визирования прицела, возможность автоматического учета более 10 параметров внешних условий в цифровом баллистическом вычислителе позволяют в 2-3 раза снизить суммарные ошибки стрельбы, а также реализовать эффективный алгоритм стрельбы по воздушным целям.

Автомат сопровождения цели позволяет существенно снизить влияние квалификации наводчика и его психофизического состояния на результат стрельбы, особенно при использовании управляемого вооружения.

В качестве варианта предлагается использование в составе СУО панорамического прицела командира, обеспечивающего повышение поисковых возможностей экипажа и стрельбу с места командира всеми видами оружия.

Модернизированная БМП-2.

МОДЕРНИЗИРОВАННОЕ БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Модернизация боевого отделения БМП-2 заключается в следующем:

Установка на месте прицела БПК 2-42 комбинированного прицела наводчика с независимой системой стабилизации линии визирования и включающего визирный оптический, тепловизионный и дальномерный каналы, а также канал наведения управляемой ракеты;

Размещение по бортам башни бронированных пусковых установок ПТУР «Корнет-Э» на две готовых к пуску ракеты каждая с автономными электромеханическими приводами наведения по вертикали;

Установка баллистического вычислителя с датчиками крена, положения АП и ПУ;

Установка телетепловизионного автомата сопровождения;

Установка 30-мм гранатомета с автономным приводом от пушки и магазином питания на 300 гранат, размещаемого на тыльной стороне бронеколпака;

Установка (по желанию заказчика) панорамического прицела командира.

При этом обеспечивается:

Стрельба днем и ночью с ходу всеми видами боеприпасов за счет оснащения всесуточной СУО;

Надежное поражение днем и ночью управляемой ракетой современных и перспективных танков, оснащенных динамической защитой, на дальностях до 5500 м, а также малоразмерных целей;

Повышение скорострельности при стрельбе ПТУР;

Исключение необходимости перезаряжания ПУ ПТУР в ходе боя, что увеличивает выживаемость экипажа;

Снижение влияния психофизического состояния оператора на результат стрельбы;

Поражение укрытой и залегшей танкоопасной живой силы за счет оснащения 30-мм АГ-30;

Увеличение вероятности поражения различных целей автоматической пушкой за счет доработки СУО и использования нового бронебойного боеприпаса.

Размещение нового оборудования требует минимальных доработок башни. Элементы комплекса вооружения закрепляются на корпусе серийного бронеколпака и могут быть установлены в местах базирования БМП-2.

АВТОМАТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ТЕЛЕТЕПЛОВИЗИОННЫЙ

Автомат сопровождения целей дает принципиально новое качество системе управления огнем – обеспечивает принцип «выстрелил-забыл». Человек исключается из контура наведения, и точное сопровождение цели становится технической гарантированной характеристикой.

ОАО «КБП» более 20 лет ведет работы по системам автоматического сопровождения целей и первым в России начало разработку автомата сопровождения целей в составе системы управления огнем бронетанковой техники. В настоящее время автомат сопровождения целей прошел большой объем отработки и обеспечивает устойчивую работу в условиях сложных наземных фонов. Система автоматического сопровождения целей, разработанная ОАО «КБП», учитывая особенности применения БТТ (рельеф, фон, помехи), является наилучшей и наиболее отработанной.

Современный комплекс вооружения БМП предназначен для ведения боевых действий как в наступлении, так и в обороне, и должен обеспечивать поражение широкой номенклатуры целей:

Открыто расположенной и укрытой живой силы, оснащенной разнообразным противотанковым вооружением (ПТУР, РПГ), как одиночной, так и рассредоточенной на площади;

Небронированной техники и вооружения;

Легкобронированных машин (БМП, БТР);

Танков;

Средств воздушного нападения.

Использование комплекса «Корнет-Э» позволяет решить проблему поражения бронированных целей, оснащенных ДЗ, в том числе и перспективных танков, инженерных сооружений типа дот, дзот, обеспечивает непрерывную огневую поддержку танков в наступлении днем и ночью.

Использование универсальной 30-мм автоматической пушки в сочетании с автоматической СУО дает возможность эффективной борьбы с небронированными и легкобронированными целями, а также отражать атаки вертолетов и самолетов армейской авиации. При этом эффективная дальность стрельбы по сравнению со штатным вариантом повышается в 1,4-1,7 раза.

Новым свойством модернизированного комплекса вооружения (КВ) БМП-2 является возможность эффективного поражения находящейся в обороне живой силы, а также залегшей и укрытой за обратными скатами местности. Это обеспечивается за счет использования автоматического гранатомета с осколочно-фугасной гранатой.

Применение современного прицельного комплекса, включающего комбинированный прицел наводчика и панорамический прицел командира, позволяет резко увеличить возможности командира и наводчика в обнаружении целей с места и с ходу, днем и ночью.

Оценка технического уровня модернизированного КВ БМП-2 проведена в сравнении со штатным КВ БМП-2 по соотношению потенциалов вооружения и размеров эквивалентных по боевой мощи группировок. Под потенциалом вооружения понимается сумма площадей под графиками зависимостей вероятностей поражения, умноженных на боекомплект по каждому виду оружия. Этот показатель отражает возможности стрельбы с места и с ходу по различным целям от сильнобронированных (танков) до небронированных различными типами снарядов и величины их боекомплектов.

Эквивалентные численности определяются решением боевых задач группировками из модернизированных или штатных машин. Расчеты эффективности действия группировок модернизированной и штатной БМП-2 в бою показали, что при равном уровне вероятности выполнения боевой задачи необходимое количество машин может быть сокращено в 3,8 раза. Это достигается за счет более высокой вероятности поражения танков ПТУР, большего их боекомплекта, эффективной стрельбы ночью и повышения эффективности 30-мм автоматической пушки. Технические решения, заложенные при создании модернизированного боевого отделения, позволяют обеспечить его преимущества по сравнению со штатным боевым отделением БМП-2 по потенциалу вооружения в среднем в 3,3 раза.

Модернизированная БМП-2 по боевому могуществу выходит на уровень лучших современных БМП. При стрельбе из автоматической пушки по легкобронированным целям модернизированная БМП-2 не уступает БМП М2 «Бредли» и имеет явное превосходство по возможности поражения танков управляемой ракетой. Как показали результаты моделирования боев, указанное преимущество модернизированной БМП-2 в параметрах вооружения обеспечивает ей выигрыш дуэли с М2 «Бредли» в 62% случаев.

Классификация:

Боевая машина пехоты

Боевая масса, т:

Компоновочная схема:

Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади

Экипаж, чел.:

Десант, чел.:

Разработчик:

Производитель:

СССР, Чехия, Индия

Годы производства:

Годы эксплуатации:

Основные операторы:

СССР, Россия, Украина, Белоруссия, Индия, Иран

Длина корпуса, мм:

Ширина корпуса, мм:

Высота, мм:

2450 (по осветителю) 2250 (по приборам прицеливания)

Колея, мм:

Клиренс, мм:

Бронирование

Тип брони:

Стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение

Калибр и марка пушки:

Тип пушки:

Нарезная малокалиберная автоматическая пушка

Боекомплект пушки:

500 (бронебойные,осколочно-фугасные)

Углы ВН, град.:

Углы ГН, град.:

Дальность стрельбы, км:

До 4 по наземным до 2,5 по воздушным

БПК-2-42 (БПК-1-42) - бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3

Другое вооружение:

ПТРК 9К111 или 9К113

Подвижность

Тип двигателя:

Мощность двигателя, л. с:

Скорость по шоссе, км/ч:

Скорость по пересечённой местности, км/ч:

40-45 по грунтовой дороге 7 на плаву

Запас хода по шоссе, км:

Удельная мощность, л. с./т:

Тип подвески:

Независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на 1, 2 и 6 узлах подвески

Удельное давление на грунт, кг/см²:

Преодолеваемая стенка, м:

Преодолеваемый ров, м:

Преодолеваемый брод, м:

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Вооружение

Средства наблюдения и связи

Двигатель и трансмиссия

Ходовая часть

Модификации

Советские

БМП-2 с АГС-17 «Пламя»

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

БМП-2М «Бережок»

Зарубежные модификации

Машины на базе

Операторы

Современные

Служба и боевое применение

БМП-2 (Индекс ГБТУ - Объект 675 ) - советская/российская гусеничная боевая машина пехоты, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.

Основное отличие от БМП-1 состоит в более крупной башне и оснащении другим комплексом вооружения. Башнявмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Основное вооружение -автоматическая 30-мм пушка 2А42, изготовляемая на Тульском машиностроительном заводе. БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.

История создания

Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в этом направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 прорабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнуто серийное производство БМП-2.

Описание конструкции

Экипаж машины состоит из трёх человек - механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.

Броневой корпус и башня

Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

В левой передней части машины располагается отделение управления, в котором находится место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем находится место стрелка, оборудованное амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

В средней части машины находится боевое отделение, которое занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении расположены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве находится вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с патронами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса находятся три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна находится в подбашенном пространстве.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три).

В десантном отделении, находящемся в кормовой части машины, находятся 6 рабочих мест для стрелков. Каждое имеет амбразуру для стрельбы из личного оружия. В корме имеются две двери для выхода десанта. В левой двери имеется амбразура для стрельбы из автомата. Также для спешивания десанта при движении на плаву или аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса имеются два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.

Вооружение

Основным отличием БМП-2 от БМП-1 является новый комплекс вооружения. Причиной замены являлся опыт использования вооружения БМП-1, которое с трудом справлялось с задачей поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Проблемной была борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, низкой точности и малой дальности пушки2А28, борьба против танковых целей была не эффективна.

В качестве основного вооружения БМП-2 используется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий в боекомплекте 2000 патронов. Кроме того, для борьбы с танками БМП-2 имеет ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К113 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.

Также на машине были установлены 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Средства наблюдения и связи

Место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

В ночное время механиком-водителем осуществляется осмотр прибором ТВН-2(для водителя) который устанавливается непосредственно перед выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины механик-водитель не может видеть, это уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Оборудование идет в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

Рабочие места командира и оператора имеют приборы наблюдения и прицеливания. Место командира оборудовано радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора имеется аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для связи внутренней связи в десантном отделении используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери имеется радиостанция Р-126.

Для прицеливания оператор-наводчик использует комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину установлен осветитель ОУ-5. Кроме прицела, у наводчика имеется 3 перископических прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины установлены два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска воздушных и наземных целей и наведения на них оружия.

Двигатель и трансмиссия

В машине имеется два блока. Первый блок силовой и объединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй - блок охлаждения и очистки, в нём объединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Двигатель 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210...221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

Силовой агрегат находится условно в первом блоке (он же отсек), в самой ее передней части машины под "ребристым". В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени может быть отремонтировано в полевых условиях, так как имеется прямой доступ. Двигатель же находящийся условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему практически невозможен. Единственный путь к двигателю преграждается бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьезного подъемного оборудования не стоит даже и пытаться производить ремонт. Впрочем, конструкторами эта ситуация явно была продумана, если что-то случается с двигателем значит машина не боеспособна и следовательно требует капитального ремонта, а он должным образом может быть проведен только на специализированном месте.

Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, и доступ осуществляется только для планового его обслуживания. Но вот особо ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрелся, а температура в салоне еще не выше чем снаружи, хотя команда "по машинам!" уже поступила. Тут они и спасают, первую порцию тепла получает механик-водитель и сзади за ним сидящий, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, с условием, что долго едут и кормовые двери не часто открываются. Следует заметить, в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются при достижение комфортной температуры для механика-водителя. После этого нагрев происходит за счет перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.

Ходовая часть

В качестве базы используется шасси с шестиопорной ходовой частью, конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.

Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчета на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой, гусеничные траки и асфальт в этот момент становятся аналогично конькам и льду.

По пересеченной местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, следовательно на неровностях машина начинает клевать, что само по себе замедляет движение. Езда змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая еще нет, как бы объезжая ее.

В машинах серий БМП используется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулем в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал» (между собой экипажи зовут его рулем), состоящий только из двух горизонтальных рукояток. С такой же свободой вращения, что и у руля, это позволяет управлять машиной словно колесной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это позволяет не дергать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счете для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в этот момент показывает, что машина движется по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, вроде змейки на скорости, получаются более плавными.

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГ-17 «Пламя». Гранатомёт смонтирован в задней части башни. Наведение осуществляется дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект находится в коробке с лентой на 250 выстрелов. Производилась в СССР небольшой серией.

БМП-2К

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине имеется дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

БМП-2Д

Разработана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

Российские

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модификация БМП-2. Разработана в 1999-2000 году. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать. Фактически машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Установлен дополнительный панорамный прицел. Изменено расположение АГС-17, установлены 4 ПУ ПТУР "Корнет". В 2005 году был заключён контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации

BVP-2 - БМП-2, производившиеся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве. Произведено 344 экземпляра.

«Sarath» - БМП-2, производившиеся по лицензии в Индии

BMP-2 - модификация БМП-2 для армии Финляндии

Машины на базе

  • БРЭМ-4 - ремонтно-эвакуационная машина
  • БМО-1 - боевая машина огнемётчиков
  • ПРП-4 - подвижный разведывательный пункт (артразведка)

Операторы

Современные

  • Россия:
    • Сухопутные войска России - 5000 БМП-2 (из них 1500-2000 на хранении), по состоянию на 2012 год
    • Морская пехота России - около 150 БМП-2, по состоянию на 2012 год
    • Внутренние войска МВД России - 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год
  • Азербайджан:
    • Армия Азербайджана - 33 БМП-2, по состоянию на 2012 год
    • Пограничные войска Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Алжир - 304 БМП-2М с 9М113, по состоянию на 2012 год
  • Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Армения - 5 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Афганистан - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - 875 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Грузия - 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2012 год
  • Иордания - более 26 БМП-2, по состоянию на 2007 год
  • Индия - 980 БМП-2 Sarath и 250 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
  • Индонезия - 22 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Иордания - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Иран - 400 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Ирак - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
  • Йемен - 100 БМП-2, по состоянию на 2012 год, по другим данным 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004-2005 годах
  • Казахстан - 700 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Киргизия - 90 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Кот-д’Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2012 год
  • Кувейт - 76 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Абхазия - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
  • Сьерра-Леоне - 4 БМП-2 куплено у России в 1992 году
  • Таджикистан - 15 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Того - 20 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Уганда - 31 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Узбекистан - 270 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Украина - 1434 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Финляндия - 92 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Чехия - 181 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Шри-Ланка - 49 БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Южная Осетия:
    • МЧСиО Южной Осетии - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
    • Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии - 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год

Бывшие

Служба и боевое применение

  • Афганская война (1979-1989) - первые машины поступили в 1982 году, где был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
  • Война в Персидском заливе - применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
  • Разгон Верховного Совета России - использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
  • Первая Чеченская война - основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты.
  • Эфиопо-эритрейский конфликт
  • Вторая Чеченская война
  • Иракская война - применялись армией Саддама Хусейна. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
  • Война в Южной Осетии (2008)

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

БМП-2 плавающая гусеничная боевая машина пехоты была сотворена на базе БМП-1 конструкторским бюро ОАО «Курганмашзавод» в противовес легким бронированным машинам типа южноамериканского БТР М113. На вооружение БМП-2 была принята в одна тыща девятьсот восемьдесят два г. Машина предназначена в целях оснащения мотострелковых и мотопехотных подразделений и частей для обеспечения личному составу мобильности, вооруженности, защищенности на поле боя при применении противником обыденных средств и орудия массового поражения.

БМП-2 - видео

Сборка этой машины подобна БМП-1: передняя часть отдана под моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, центральная часть и башня заняты двухместным боевым отделением, кормовая - десантным отделением для 7 стрелков. Корпус и башня машины сделаны из противопульной брони. Не считая того, для защиты личного состава БМП-2 вооружена системой защиты от орудия массового поражения. Маскировка машины делается средством дымовых завес, зачем она оборудована термодымовой аппаратурой и системой запуска дымовых гранат типа 902В.
БМП-2 вооружена 6-цилиндровым дизельным движком УТД-20, мощность которого добивается триста л. с. Механическая коробка и гидросервопривод объединены с движком в единый силовой блок. Высшую среднюю скорость машина развивает благодаря ходовой части, включающей в себя торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами. Водные преграды БМП-2 преодолевает средством перемотки гусениц, при этом подготовительной подготовки совсем не требуется. Она комфортна и тем, что может транспортироваться как грузовыми самолетами, так и морскими и десантными кораблями.

БМП-2 имеет достаточно массивное вооружение: автоматическую 30-мм пушку 2А42 с двухленточным питанием, стабилизированную в 2-ух плоскостях. Орудие способно создавать выстрелы по наземным и воздушным целям, при всем этом по вертикали угол обстрела добивается +75°, а по горизонтали - вкруговую. Боекомплект пушки составляет 500 снарядов. Она спарена с 7,62-мм пулеметом, боекомплект которого включает две тыщи патронов. На крыше башни установлен комплекс ПТУР «Конкурс». Наведение вооружения осуществляется при помощи пассивно-активного устройства наводчика-оператора 1К13-2, активно-пассивного прицела БПК-1-42 (для ПТУР) и командирский 1ПЗ-3.
Со временем БМП-2 повсевременно совершенствуется, что выражается в подмене имеющихся и установке дополнительных частей, включая монтирование боевого модуля типа «Кливер» заместо башни. Дополнительная броневая защита, включающая установку броневых экранов на бортовую часть корпуса, кормовую часть башни и днище, защищает машину от бронебойной пули Б-32 12,7-мм калибра.

На БМП-2 установили автоматический гранатомет АГ-17, позволивший ей уничтожать танкоопасные цели, также гранатометчиков, операторов комплексов ПТУР, боевых расчетов артиллерийских систем и др. При помощи нового орудия стало может быть немедля открывать огнь по целям, находящимся на расстоянии до одна тыща семьсот 30 м. Управление гранатометом делается из боевого отделения командиром либо наводчиком. Новый прицел ВПК 3-42, либо прицельный комплекс с прицелом типа ПНК, увеличивает поисковые способности наводчика. Стало вероятным обнаруживать цели на расстоянии от восемьсот до одна тыща триста м, также производить слежение лазерного осветителя за линией визирования прицела. Оборудование машины прицельным комплексом типа ПНК со интегрированным лазерным дальномером и тепловизионным модулем позволило прирастить дальность ночного видения наводчика.
Система управления огнем также со временем перетерпела определенные конфигурации. Огневая мощь возрастает за счет установки современных ПТРК 9М113М «Конкурс» и «Корнет». Не считая того, увеличивается достоверность измерения дальности, качество стабилизации поля зрения и ликвидирование цели средством использования прицельного комплекса наводчика с прицелом типа ПНК со интегрированным лазерным дальномером и каналом управления ПТУР по лазерному лучу. При подмене мотора УТД-20 силовой установкой завышенной мощности УТД-23 средняя скорость движения возрастает.

Дополнительно машина оснащается быстродействующей системой пожаротушения «Иней», которая автоматом обнаруживает и тушит пожары в обитаемом отделении машины. При всем этом 90% огнетушащего состава выбрасывается приблизительно за 100 50 м/с. Не считая того, наличие кондюка КБМ-2 существенно улучшает локальный климат в БМП-2 и позволяет экипажу и десанту находиться в применимых критериях даже при температуре окружающего воздуха до 50°.
На базе БМП-2 было сотворено еще несколько вариантов этой машины:
- БМП-2Д, отличающаяся усиленной броневой защитой и отсутствием возможности плавать;
- БМП-2К, являющаяся командирским вариантом и снаряженная дополнительной аппаратурой связи;
- БМП-2М, снаряженная огневым модулем «Бахча-У» и др.

Тактико-технические свойства БМП-2

Боевая масса, т........................14,0
Компоновочная схема........................моторно-трансмиссионное отделение впереди, боевое в центре, десантное сзади
Экипаж, чел........................3
Десант, чел........................7

Габаритные размеры

Длина корпуса, мм........................6735
Ширина корпуса, мм........................3150
Высота, мм........................2450 (по осветителю); две тыщи двести 50 (по устройствам прицеливания)
База, мм........................3600
Колея, мм........................2550
Клиренс, мм........................420

Бронирование

Тип брони........................железная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение БМП-2

Калибр и марка пушки........................30-мм 2А42
Тип пушки........................нарезная мелкокалиберная автоматическая пушка
Боекомплект пушки........................500 (бронебойные, осколочно-фугасные)
Дальность стрельбы, км........................до четыре по наземным; до 2,5 по воздушным
Прицелы........................БПК-2-42 (БПК-1-42) - бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3
Пулемёты........................1 × 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение........................ПТРК 9К111 либо 9К113

Подвижность

Тип мотора........................УТД-20С1
Мощность мотора, л. с........................300
Скорость по шоссе, км/ч........................65
Скорость по пересечённой местности, км/ч........................40-50 по грунтовой дороге; семь на плаву
Припас хода по шоссе, км........................550-600
Удельная мощность, л. с./т........................20,3-21,74
Удельное давление на грунт, кг/см²........................0,64-0,66
Преодолеваемый подъём, град........................35°
Преодолеваемая стена, м........................0,7
Преодолеваемый ров, м........................2,5
Преодолеваемый брод, м........................плавает

Фото БМП-2



Читайте также: