Знаменитые кони из мифологии. Каракулевая масть лошадей

Все уже знают, что 2014 – год лошади. И, наверняка, многие из вас в новогоднюю ночь наденут что-то с лошадиным принтом или нацепят маску, а то и целую голову лошади. Чтобы не отвечать на вопрос «ты кто?» избитой фразой «конь в пальто», мы предлагаем быстро изучить список самых известных лошадей и найти в нем себя. И, в конце концов, перестать путать Буцефала с Боливаром!

ПЕГАС

Любимец муз, крылатый жеребец Пегас согласно древнегреческим мифам родился из крови Горгоны Медузы, когда ей отрубили голову. Был конем Персея в эпизоде спасения Андромеды и соучастником Беллерофонта в убийстве Химеры. Конь летал со скоростью ветра, а перед этим разгонялся по земле и копытами выбивал источники. Так возник знаменитый источник Гиппокрена у рощи Муз, из которого поэты черпали вдохновение. А еще Пегас доставлял молнии и громы от Гефеста Зевсу на Олимп. Тамплиеры размещали изображение крылатого коня на своем гербе как символ созерцания, красноречия и славы.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

Из школьного курса истории все помнят, что именно этот конь помог грекам выиграть войну, которая началась из-за того, что Парис украл Елену, жену греческого царя Менелая. Греки поплыли в Трою, осадили город, построили деревянного коня, внутри которого по одним данным спрятались 50 лучших воинов Спарты, по другим – 100, по третьим – 23 или вообще девять. Наивные троянцы, приняв огромного коня у ворот за дар, внесли его в город, а ночью из коня вылезли воины, открыли ворота остальному войску и овладели Троей. Полустишие Вергилия «бойтесь данайцев, даже дары приносящих» вошло в поговорку, а выражение «троянский конь» теперь употребляется в значении коварного замысла.

БУЦЕФАЛ

Буцефал (с греческого «бычьеголовый») - любимый конь Александра Македонского. По легенде, в десятилетнем возрасте царевич Александр единственный смог укротить этого коня, и с тех пор только ему Буцефал позволял на себе ездить. Более того, конь всегда становился на колени, когда его подводили к хозяину. Александр безумно любил Буцефала, берег его и в боях не использовал. По легенде, персидские варвары похитили Буцефала, но когда Александр пригрозил им полным истреблением, сразу вернули хозяину. Кстати, говорят, что это прозвище на самом деле дали Александру его недруги, а он перевел стрелки на коня из-за его непропорционального телосложения. А еще считается, что Буцефал не боялся ничего, кроме своей тени.

ЕДИНОРОГ

Это мифическое существо символизирует целомудрие. Присутствует во многих мифологических системах – чаще с телом лошади, реже – козла, оленя или быка, и местами даже с крыльями. Самый необычный единорог персидский - в виде трехногого белого осла с шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом. Но мы привыкли к белому, с синими глазами. Легенды утверждают, что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница. Вообще, мол, единорога поймать невозможно, а если и удастся, то удержать его можно только золотой уздечкой. Вся его сила, естественно, заключена в роге, и ему же приписываются целебные свойства при лечении различных болезней и укусов змей. Питаются единороги цветами, а пьют утреннюю росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются, от чего вода становится очень чистой и обретает целебные свойства.

КЕНТАВР

По греческой мифологии – это дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади. Обычно сопровождают Диониса, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. В мифах кентавры то являются воспитателями героев, то, наоборот, враждебны им. Самым мудрым кентавром считался Хирон, который почти всегда был одет, что подчеркивало его близость к людям. Иногда и передние ноги у кентавров были человеческими – для усиления цивилизованности. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из их племени. Как-то раз лапифы пригласили кентавров на свадьбу, и захмелевший гость оскорбил невесту, затеяв знаменитую “кентавромахию”. Кентавры бежали побежденные, и потом большая их часть была убита Гераклом, а те, кто спаслись, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. Как правило, кентавр обнажен и вооружен, а на особо древних изображениях наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.

КИННАР

Это кентавр наоборот: туловище человека, голова лошади. Киннары – полубожественные крылатые существа. В первой книге “Махабхараты” говорится, что киннары находились в услужении у Индры и были небесными музыкантами и певцами.

ИНЦИТАТ

Любимый конь императора Калигулы. Согласно легенде, Калигула сначала сделал коня гражданином Рима, потом назначил римским сенатором. Говорят, Калигула успел бы и сделать коня консулом, если бы не был убит. Он так любил этого жеребца, что построил ему конюшню из мрамора и слоновой кости с золотой поилкой. Затем он отвёл ему дворец с прислугой и утварью. Калигула объявил Инцитата «воплощением всех богов» и приказал почитать его. После убийства императора в защиту коня было сказано, что он, в отличие от других сенаторов, никого не убил и не дал императору ни одного дурного совета. Но была одна проблема: по закону до окончания срока полномочий никого из сената, даже коня, выгнать было нельзя. Тогда Инцитату урезали жалованье, и он был выведен из состава сената как непроходящий по финансовому цензу.

КОНЬ ВЕЩЕГО ОЛЕГА

Самый подлый конь в истории. По преданию, волхвы предсказали князю Олегу, что он умрет от своего любимого жеребца. Олег приказал увести коня, прожил без него много лет и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда тот давно умер. Олег посмеялся и захотел посмотреть на кости, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» В тот момент из черепа вылезла змея и смертельно ужалила князя.

ЛОШАДЬ ИЗ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

БОЛИВАР

Это из рассказа «Дороги, которые мы выбираем» («Roads We Take», 1910) американского писателя О. Генри. Боливар - кличка коня, на котором могли бы спастись двое друзей, но один из них, по имени Додсон, по прозвищу Акула, бросил друга и спасся на коне сам. В свое оправдание он сказал: «Боливар не вынесет двоих». Позже, когда Додсон стал крупным предпринимателем, эти слова стали его девизом, которым он руководствовался в отношениях со своими деловыми партнерами. Короче, либо ты, либо тебя.

КОНЁК-ГОРБУНОК

Маленький, горбатый, но очень резвый и умный коняшка из одноименной сказки Ершова. Как водится, помогал Ивану во всех делах, защищал, развлекал. Мало кто знает, но сказка испытала на себе все превратности цензуры – сначала выходила с поправками, а в 1843 году была полностью запрещена и 13 лет не издавалась. Пушкин «Конька-горбунка» хвалил, а Белинский заявлял, что сказка «не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса».

КРАСНЫЙ КОНЬ

«Купание красного коня» - известная картина Кузьмы Петрова-Водкина, написанная в 1912 году и принесшая ему известность. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, а для создания образа наездника художник использовал черты своего ученика, очень красивого юноши – художника Калмыкова. Более того, именно работа Калмыкова с купающимися в воде красными конями, возможно, и сподвигла Петрова-Водкина на свой шедевр. Говорят, конь сначала был написан гнедым, а потом цвет был изменен на красный для большего сходства с колористикой икон. Сейчас – в Третьяковке.

ХОЛСТОМЕР

Старый, больной, умудренный опытом конь из повести Льва Толстого. На самом деле мерина звали «Мужик Первый», а Холстомер – прозвище. В повести он от первого лица рассказывает другим лошадям свою историю. Из-за дефекта породы Холстомер с самого детства считался второсортным, хотя был быстр. Однажды он влюбился в кобылу, но был тут же кастрирован. Затем Холстомера подарили конюшему, но он оказался резвее графского, и его продали, и потом еще не раз. Холстомера забил в овраге коновал, но его шкура и мясо пригодились кому-то, в то время как один из его хозяев, офицер, хоть и был похоронен с помпой, но прожил никчемную, в общем-то, жизнь. Повесть была написана в 1886 на основе реальной истории.

БЕЛОГРИВЫЕ ЛОШАДКИ


Любимый всеми советскими детьми мультфильм о том, как Медвежонок подарил друзьям новую страну – Тилимилитрямдию. (Экран, 1980 г.)

КОНИ ВСАДНИКОВ АПОКАЛИПСИСА

Всадники апокалипсиса – термин из шестой главы Откровений Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. До сих пор нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Чума (на белом коне), Война (на рыжем), Голод (на вороном) и Смерть (на бледном). Кстати, упоминаются в песнях: Metallica “The Four Horsemen”, АлисА “Всадники”, Rammstein “Der Meister”.

ЛОШАРИК

Лошарик – маленькая лошадка, сделанная из жонглерских шариков, озвученная в мультфильме 1971 года Риной Зеленой. Мультик, на самом деле, философский: Лошарик отличается от «настоящих» животных цирка, поэтому те постоянно над ним насмехаются, сомневаясь в его артистическом таланте. Более того, они просто отказываются с ним выступать! Жонглер расстроен и тоже разрывает с Лошариком все отношения, и коняшка уходит из цирка. Но зрители возмущены, потому что любили Лошарика, и вот жонглер, выступая, подкидывает свои шарики и по привычке снова складывает Лошарика. Мир, дружба, аплодисменты. Аниматор мульта – Юрий Норштейн («Ежик в тумане»).

НОЧНАЯ КОБЫЛА

Это не то, что вы подумали. Мало кто знает, что английское слово “nightmare” (кошмар) дословно переводится как “ночная кобыла”. История восходит к Древней Греции, где в храмах Великой матери существовали две касты жриц: жрицы дня в красных одеждах и жрицы ночи (ламии) – в черных. Одежда жриц была облегающей сетью, сплетённой из конских волос, а в волосы жрицы вплетали конские волосы. Ламии выходили из храма только по ночам.
В жрицы выбирали только самых красивых и страстных женщин, искусных в любви. Любой мужчина мог пожелать такую, но чтобы овладеть жрицей, мужчина должен был разорвать сеть на ее теле голыми руками. Конский волос – очень прочен, и только в приступе безумной страсти сильный мужчина мог сделать подобное. Если же у него не хватало сил, то кара следовала незамедлительно. В случае с дневной жрицей, неудачника кастрировали, ламии же дарили неудачнику поцелуй и в это время вонзали кинжал, служивший заколкой в волосах, в спину, убивая мгновенно. Ламия – это и есть прообраз ночной кобылы. В Греции и Риме считалось, что ночью вороная кобыла появляется на перекрёстках, и человека, увидевшего её, ждёт или немедленная смерть, или великая любовь. Таким образом, ламии из жриц превратились в ночные привидения. Римляне принесли это с собой в Британию, где слово mare – кобыла – также означает и девушка на древнеанглийском.

КОНЬ В ПАЛЬТО

Знаменитый конь из народного фольклора. Ему даже установлен памятник – в центре Сочи. Вальяжный конь в дорогом английском пальто, с чашей вина и фирменной трубкой в прокуренных лошадиных зубах, сидит, вытянув передние конечности. Конь улыбается широкой лошадиной улыбкой: жизнь, мол, удалась! Памятник создан с помощью кузнечного горна, молота, кувалды и сварочного аппарата из куска водопроводной трубы весом более 80 кг. Все это обошлось в 120 тысяч рублей и было профинансировано одним добрым человеком, а потом памятник был куплен городом Сочи.

ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО

Это дикая лошадь. В отличие от других лошадей, у неё нет челки, короткая стоячая грива и длинные волосы на хвосте растут не от самого основания хвоста, а только на нижней его половине. Еще у неё длинная волнистая шерсть и голова крупнее, чем у обычной лошади. Лошадь названа по имени человека, открывшего этот вид – Николая Пржевальского, русского путешественника и натуралиста, в Центральной Азии заметившего неизвестное науке животное. В мире насчитывается около 2 000 особей, а племенную книгу лошадей Пржевальского ведет Пражский зоопарк. В начале 1990-х несколько лошадей в качестве эксперимента были выпущены в украинскую зону отчуждения Чернобыльской АЭС, где они, на удивление, стали активно размножаться.

РОСИНАНТ

Имя коня Дон Кихота. Герой долго выбирал имя своей лошади, т.к. оно должно было указывать на её прошлое и настоящее, соответствуя новому роду деятельности и статусу хозяина. В итоге он остановился на имени Росинант («росин» - кляча; «анте» - прежде) - «имени, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире». Как известно, была тощей до ужаса.

ПОНИ

Например, из известного советского мультфильма «Пони бегает по кругу». Он о том, как в зоопарке жил маленький пони, который катал детей и мечтал участвовать в военном параде. Однажды в зоопарк пришел генерал и решил покататься на пони. Во время катания генерал вспомнил своё детство и представил себя маленьким мальчиком. А пони осознал, что его работа - дарить радость детям и взрослым, и то, что он делает, не менее важно, чем участие в парадах.

КОНЬ ПЕДАЛЬНЫЙ

История его известна благодаря найденным при раскопках дневникам Александра Македонского. До Буцефала (см. выше) Александр не ездил на живых лошадях, т.к его отец очень переживал, что царевич себе что-то повредит. Ему построили деревянного коня с колёсами, приводимого в движение педалями. Таких же коней смастерили и для его друзей, и они устраивали битвы на педальных конях, имитируя реальные сражения. Возможно, благодаря этому, Александр и стал искусным полководцем. Но сейчас это словосочетание означает человека недалекого, туповатого и упрямого. А все потому, что в 50-х годах прошлого века в недрах оборонной промышленности СССР сконструировали лошадку, совмещавшую колесики и дефицитный велосипед. Товар получил название «конь педальный», но вскоре был снят с производства, как не функциональный. А само название ушло в народ, став одним из символов человеческой глупости.

СПИРИТ

Лошадь из американского мультфильма студии DreamWorks Animation. В 1870-х годах шли кровопролитные сражения между американской нацией и индейцами, а на берегах американской реки Симаррона родился жеребенок, которого в конце назовут Спиритом. Когда вырос, он стал вожаком табуна. И было бы всё хорошо, если бы однажды жеребец не решил проверить, что за огонёк виднеется вдалеке и не попал в плен к людям. Но, естественно, своей несгибаемой волей он превосходит всех, кто пытается его покорить. Это полностью нарисованный фильм, который был номинирован в нескольких категориях «Оскар», но ни одной награды так и не получил.

КОНИ НА АНИЧКОВОМ МОСТУ

Аничков мост – одна из визитных карточек Санкт-Петербурга. В плане общей архитектуры – ничего особенного, но скульптурная группа Клодта «Укрощение коня человеком» сделала этот мост знаменитым. Ну, а сами кони знамениты многим. В том числе тем, что вместо гениталий одного из них автор изобразил профиль Наполеона. А все дело в том, что в свое время император омрачил Клодту медовый месяц весьма настойчивыми ухаживаниями за его молодой женой.

СИВКА-БУРКА

“Сивка-бурка, вещая каурка” – каноничный персонаж-помощник в русских народных сказках. Объяснение: сивка – белый, бурка – темно-рыжий, вещий – мудрый, предвидящий будущее, каурый – огненно-рыжий. Это красивый богатырский конь (не путать с Коньком-Горбунком).

ПЕРВАЯ КИНОЛОШАДЬ

Это первая лошадь, которую засняли скачущей. Кто-то с кем-то поспорил, что лошадь, когда скачет, от земли не отрывается, а второй говорил, что она на галопе подлетает. Кинокамер тогда ещё не было, поэтому они поставили вдоль стенки множество фотоаппаратов с веревками. Жокей проскакал на лошади вдоль стены, обрывая эти верёвочки, и получилась куча снимков, из которых составили движущийся фильм и доказали фазу полёта. По сути, эта лошадь сыграла важную роль в становлении кинематографа.

ГУИНГНМ

Это вымышленная лошадь, обладающая разумом, сходным человеческому. Страна гуигнгнмов описана в четвертой части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Гуигнгнмы - вегетарианцы, питались овсом и молочными продуктами. Главные их добродетели - дружба и доброжелательность ко всем своим собратьям. Они никогда не лгут, и в языке гуигнгнмов вовсе нет слов, обозначающих «ложь» и «обман». Они не знают болезней, умирают без страданий. Часть гуигнгнмов, менее одарённая природой, работали слугами, но это единственное социальное неравенство в их обществе.

ЛОШАДИ ЛИВАЙЗ

Это лошади со знаменитого лейбла, появившегося на джинсах Levi’s в 1886 году. Согласно легенде, создатели марки прослышали о том, как один машинист связал вагоны джинсами, когда у них во время пути порвало сцепку, и благополучно добрался до ближайшей станции. Тогда владельцы бренда решили провести подобный эксперимент и успешно испытали свои джинсы на прочность лошадьми.

ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ

Выбирай любого. А в принципе, как сказал Маяковский, “все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь”. Особенно в наступающем году.

Наверное, позже и мы с тобой получим, - примирительно сказала Ласточка и погладила оруженосца хвостом.

Наверное! - Грачик сердито отстранился, отошел к стене и свернулся в клубок.

Остальные тоже стали устраиваться на ночлег. Ежевика с тоской вспомнил о кишащем мышами амбаре; здесь дичью даже не пахло, а значит, им предстояло ложиться спать на пустой желудок. Завтра с утра нужно будет как следует поохотиться перед выходом.

Первые звезды Серебряного пояса начали загораться над его головой. Звездные воители наблюдают за нами и направляют наш путь, - сонно подумал Ежевика.

«Если бы только можно было поговорить с вами! Я бы тогда спросил, правильно ли мы делаем, и зачем нужно идти в такую даль. Жаль, что я не могу спросить вас о том, какая беда грозит нашему лесу».

Звезды горели все ярче, но вопросы так и остались без ответа.

Ежевика проснулся от того, что кто-то толкал его лапой.

Вставай, Ежевика! Ласточка и Грачик исчезли!

Ежевика сел, сонно моргая глазами. Рыжинка была уже на лапах, а Ураган вылезал из гнездышка, которое устроил себе в зарослях папоротников. Белочка оказалась права. Ни Ласточки, ни Грачика не было видно.

Голова у него пошла кругом, он с трудом заставил себя подняться на дрожащие лапы. Солнце уже встало, в ясном голубом небе парили завитки белых облаков. Сильный ветер шевелил полевую траву, но не доносил даже слабого запаха пропавших котов. Сначала Ежевика засомневался, не ушли ли они домой. Ласточка с Грачиком, единственные из избранников, до сих пор так и не получили от Звездного племени знака соленой воды. Может быть, они почувствовали себя лишними, отвергнутыми звездными предками? Но если Ласточка с Грачиком все-таки повернули назад, то что тогда делать им с Рыжинкой?!

Но потом Ежевика понял, что это просто глупость. Возможно, Грачик и мог так подумать, но только не Ласточка! Тем не менее, ушли они вместе. Непохоже также, что на них кто-то напал - вокруг не пахло никакой опасностью, кроме того, шум борьбы, несомненно, разбудил бы остальных.

Может быть, они пошли напиться из лужи? - предположил он, глядя в перепуганные глаза Белочки.

Я там уже была, - тут же ответила она. - Я ведь не мышеголовая!

Тогда, может быть… - Ежевика затравленно огляделся, пытаясь придумать какой-то план действий, и вдруг заметил вдалеке две маленькие фигурки, бредущие через поле. Порыв ветра, перелетев сквозь сломанную стену, принес знакомые запахи.

Вон они! - закричал Ежевика.

Ласточка и Грачик торопливо неслись к груде камней. Пасти их были полны дичью, глаза довольно поблескивали.

Где вы были? - рассердился Ежевика. - Мы волновались!

Никогда больше никуда не уходи тайком, - попросил Ураган сестру.

Ничего себе! - возмутился Грачик, выплевывая на землю двух мышек. - Пока вы тут храпели, как ежи в спячку, мы, между прочим, охотились!

Там полно дичи, - Ласточка махнула хвостом в сторону зарослей на соседнем поле. - Мы наловили целую кучу, надо только сходить и за брать остальное.

Пусть эти ленивые тупицы сами идут, - пробурчал Грачик.

Конечно! - воскликнул Ежевика, сглатывая голодную слюну. - Вы просто молодцы! Оставайтесь здесь и ешьте, а мы принесем то, что там осталось.

Грачик, который уже свернулся на земле, готовясь впиться зубами в свою мышь, немедленно снова вскинул голову:

Не смей разговаривать с нами, как наставник!

Он явно нарывался на скандал, поэтому Ежевика решил промолчать. Какая-то новая уверенность переполняла его, и даже скверный характер оруженосца не мог испортить ему настроения. Они спаслись из беды в саду Двуногих, Рыжинке был послан знак о том, что они правильно исполняют волю Звездного племени, а теперь еще их ждет сытный завтрак! Могло быть гораздо хуже, - думал Ежевика, торопясь в сторону зарослей.

Это еще что такое? - спросил Ежевика. Прошло три дня после схватки в саду Двуногих. Все это время коты-путешественники шли через поля, старательно обходя разбросанные повсюду гнезда Двуногих, и ни разу не встретили никого, опаснее овец. Но сейчас они съежились в канаве, прорытой вдоль изгороди между двумя полями, и во все глаза смотрели на самых огромных животных, которых им только доводилось когда-либо видеть. Животные бегали взад-вперед по полю, фыркали и запрокидывали головы, а земля дрожала от топота их здоровенных ножищ.

Лошади, - надменно процедил Грачик. Глаза его так и сияли от радости - наконец-то он знал что-то такое, о чем Ежевика даже не догадывался! - Они иногда забегали на нашу территорию, только тогда у них на спинах сидели Двуногие.

За всю жизнь Ежевика даже не слышал о таких чудесах!

Наверное, даже Двуногим порой хочется иметь четыре ноги, - пошутил он.

Грачик только плечами пожал.

Слушайте, может пойдем? - простонала Белочка. - В этой канаве полно воды, у меня сейчас весь хвост намокнет.

Ладно, пошли, - прошептал Ежевика. - Но мне не хотелось бы попасть им под ноги.

Мне кажется, лошади не опасны, - заметил Ураган. - Мы как-то раз видели их на ферме у самой границы племени Ветра. Они тогда даже внимания на нас не обратили.

Если даже они на нас наступят, то нечаянно, - добавила Ласточка.

Нечего сказать, хорошее утешение! Да одного удара этих ступней, похожих на глыбы истертого временем камня, достаточно для того, чтобы сломать кошачью спину!

Придется перебежать через поле, пока лошади будут на другом краю, - решила Рыжинка. - Вряд ли они за нами погонятся. Наверное, они ужасно тупые, иначе с какой стати они стали бы таскать на себе Двуногих?

Ладно, - одобрил ее предложение Еже вика. - Бежим прямо по полю и ныряем в дальнюю изгородь. И ради Звездного племени, давай те на этот раз держаться вместе!

Они выждали, пока лошади ускачут в дальний конец поля.

Он выскочил из канавы, и ветер тут же взъерошил ему шкуру. Друзья бежали рядом. Ежевике показалось, будто он слышит топот огромных ножищ за спиной, но оглядываться назад не было времени. В следующий миг он кубарем скатился в канаву, вырытую перед оградой на противоположной стороне поля, и нырнул под прикрытие невысокого кустарника.

Осторожно выглянув наружу, Ежевика увидел, что и остальные в целости и сохранности приближаются к кусту.

Здорово! - пропыхтел он. - Кажется, у нас начинает получаться.

Пора бы! - фыркнул Грачик.

На этом поле тоже оказались великаны. Сбившись в кучу, они стояли в тени деревьев, щипали траву и помахивали хвостами. Это были коровы. Ежевика видел их возле амбара Горелого, когда совершал свое первое путешествие к Высоким Скалам. У коров были гладкие черно-белые шкуры и огромные глаза, похожи на гигантские торфяные озера.

Коровы не обращали никакого внимания на стайку котов, так что по этому полю можно было идти не торопясь, осторожно раздвигая высокую прохладную траву. Солнце почти добралось до верхушки неба, Ежевику клонило в сон, но он знал, что нужно продолжать идти. Он то и дело поглядывал на солнце, с нетерпением ожидая, когда оно начнет клониться к закату и подтвердит, что они идут в правильном направлении. Ежевика надеялся, что погода останется ясной, и старался не думать о том, как они найдут путь, если небо однажды окажется затянутым тучами.

Миновав коров, коты вышли на новое поле, да такое огромное, что даже дальнего края не было видно. Вместо травы на этом поле росли какие-то толстые, желтые и жесткие стебли. Ежевика видел такие в амбаре у Горелого, только эти были очень коротко подстрижены и больно кололи лапы. Издалека доносился рев чудовища.

Это там! - Белочка вскочила на невысокую ветку дерева, растущего из изгороди. - Ой, какое огромное чудище! Оно ходит прямо по полю, без Гремящей Тропы.

Что? Быть того не может! - Ежевика забрался на ту же ветку и устроился рядом. К его изумлению, Белочка оказалась права. Исполинское чудище, гораздо больше тех, что бегают по Гремящей Тропе, медленно двигалось через поле. Чудище было окутано странным облаком желтой, клубящейся пыли.

I. ЗНАМЕНИТЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ КОНИ

Ак-Кула -- богатырский конь Манаса (киргизский эпос).
Алтан Шарга -- соловый конь богатыря и певца Мингийана (калмыцкий эпос).
Альсвинн (быстрый) -- конь солнечной колесницы (скандинавский эпос).
Арвак (ранний) -- конь солнечной колесницы (скандинавский эпос).
Арфан -- старший из коней. Сын мертвой Дзерассы, дочери владыки водного царства, и трехногого коня Авсурга (осетинский эпос).
Аслан -- конь нарта Урызмага и его Безымянного сына, на котором Безымянный сын был отпущен на землю из страны мертвых. Чтобы души других умерших не могли по следам коня найти дорогу на свободу, конь был подкован задом наперед (осетинский эпос).

Б

Бабьека (дуралей) -- конь Сида. По преданию Сид выбрал из коней своего крестного самого безобразного и жалкого жеребенка, за что крестный и назвал его "дуралеем". Однако же жеребенок вырос в замечательного рыцарского коня (испанский эпос).
Баярд -- конь мятежного вассала Карла Великого Рено де Монтобана, одного из четырех сыновей Эймона. Конь обладал необычайной мудростью, чем вызвал жгучую ненависть императора Карла, задумавшего его погубить. Бежал от казни и с тех пор прячется от людей в Арденнском лесу (французский эпос).
Босан (пегий) -- коней с таким именем имели Ожье Датчанин и Гийом Оранжский Короткий Нос (французский эпос).
Брильянор (златоузд) -- конь Роланда в итальянской и испанской традициях.
Бурушка -- конь Добрыни Никитича.
Бурушка-Косматушка -- конь Ильи Муромца. Илья выбрал его, когда тот был самым слабым и уродливым жеребенком в табуне, распознав в нем богатырского коня.

Вельянтиф -- конь Роланда. Значение этого имени вызывает споры. Одни переводят его как "бдительный" (от глагола veiller -- бодрствовать, другие от прилагательных vieil -- "старый" и antif -- "древний", "дряхлый". В общем, явно повторяется история о кляче, на поверку оказавшейся замечательным конем (французский эпос).

Гульфакен -- вороной конь великана Грунгнира, затем перешедший к сыну бога Тора Магни (скандинавский эпос).
Гырат -- конь Кер-оглы, иногда крылатый (азербайджанский, таджикский, туркменский, узбекский, казахский, курдский, грузинский, армянский, турецкий, каракалпакский и арабский эпос).

Дадхикра (Дадхикраван) -- разбрызгивающий кислое молоко -- конь царя Трасадасью. Символ победоносного боевого коня, Дадхикра также приносит людям еду и солнце и разбрызгивает перед солнечным восходом росу или иней (древнеиндийская мифология).
Дориада -- конь из колесницы бога Луга (ирландская мифология).

Кан -- конь из колесницы бога Луга (ирландская мифология).
Киллар -- конь бессмертого Поллукса, одного из близнецов Диоскуров (римское заимствование из греческой мифологии).

Лиар (серый в яблоках) -- конь Гийома Оранжского (французский эпос).

Свадильфари -- конь великана, выстроившего Асгард, и сам участник этого строительства (скандинавский эпос).

Ташбрюн (коричневый в яблоках) -- говорящий конь Ганелона, отличавшийся к тому же мудростью и дававший советы хозяину (французский эпос).

Улман -- конь прорицателя Алтана Цеджи, а до того сорока богатырей и самого Будды (калмыцкий эпос).

Цохор -- конь злого богатыря мангасов Беке Цагана (калмыцкий эпос).

Шабранги Бехзад -- чудесный вороной конь богатыря и царя Кая Хусроу (иранский эпос).

II Древнегреческие мифические кони

Кони богов

. Абраксас — конь Гелиоса.
. Актеон (Актин) — конь Гелиоса-Аполлона.
. Аластор — конь Плутона.
. Бел — конь Гелиоса.
. Бронта — кобыла Гелиоса.
. Деймос — имя коня Ареса.
. Иао — конь Гелиоса.
. Ламп (en:Lampos) — конь Гелиоса.
. Никтей — конь Плутона.
. Орфней («Темный») — конь Плутона.
. Пироент (Пирой) — конь Гелиоса.
. Сотер — конь Гелиоса.
. Стеропа — кобыла Гелиоса.
. Фаэтон — конь Гелиоса.
. Филогей (Филогевс) — конь Гелиоса-Аполлона.
. Флегон — конь Гелиоса.
. Фобос — конь Ареса.
. Эой — конь Гелиоса. Эпитет Гелиоса.
. Эрифрей — конь Гелиоса-Аполлона.
. Эфон — конь Гелиоса.
. Эфон — конь Плутона.
. Эфопс (Айтопс) — жеребец Гелиоса.

Кони героев

. Асхет — конь Амфиарая.
. Балий — имя двух коней:
o Балий (конь Ахилла)
o Балий — конь Скельмиса, от крови Зефира.
. Гарпаг — конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
. Гарпинна — лошадь Эномая.
. Дин (Динос) — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом
. Ирида — кобылица Адмета на Немейских играх
. Кер — конь Адраста
. Кидон — конь Гипподама на Немейских играх
. Кикн — конь Амфиарая
. Киллар — конь Кастора, подарок Геры. Был огромен. Либо конь, укрощенный Полидевком.
. Ксанф — имя нескольких коней в греческой мифологии:
o Ксанф (конь Ахилла)
o Ксанф — конь Гектора.
o Ксанф — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом и убитый Гераклом.
o Ксанф — подарок Геры Диоскурам. Конь Кастора, предсказал ему опасность. Возможно, тождествен коню Ахилла.
o Ксанф — сын Борея и Гарпии, выкуп за Орифию.
. Ламп — конь Гектора.
. Лампон — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом
. Парфения — кобыла Мармака, первого жениха Гипподамии. По её имени названа река Парфения в Элиде.
. Педас — конь Патрокла. Убит Сарпедоном.
. Подарг (Подарк) — имя нескольких коней в греческой мифологии:
o Подарг — конь Гектора.
o Подарг — конь Диомеда фракийца, питавшийся человеческим мясом.
o Подарг — конь Менелая.
o Подарк — конь Фоанта на Немейских играх.
. Подарка — дочь Борея и Гарпии, кобыла Эрехтея. Выкуп за Орифию.
. Псилла — лошадь Эномая.
. Реб — конь Мезенция. Убит Энеем.
. Скифий — конь.
. Стримон — конь Хромия (сына Геракла).
. Флогий — конь, сын Подарги, подарок Гермеса Диоскурам.
. Фолоя — кобылица Адмета на Немейских играх.
. Фоя — кобылица Адмета на Немейских играх.
. Эрифа — кобыла Мармака. См. Парфения.
. Эфа — кобылица Агамемнона.
. Эфион — конь Евнея на Немейских играх.
. Эфон — конь Гектора.
. Эфон — конь Палланта.

Генерал, принимая приглашение полковника на турнир храбрости, выпрямив грудь и нахмурившись, поехал с ним вместе по направлению к цепи, как будто все их разногласие должно было решиться там, в цепи, под пулями. Они приехали в цепь, несколько пуль пролетело над ними, и они молча остановились. Смотреть в цепи нечего было, так как и с того места, на котором они прежде стояли, ясно было, что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно и что французы обходят левое крыло. Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящиеся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба выдержали экзамен. Так как говорить было нечего и ни тому, ни другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первый выехал из-под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость, ежели бы в это время в лесу, почти сзади их, не послышались трескотня ружей и глухой сливающийся крик. Французы напали на солдат, находившихся в лесу с дровами. Гусарам уже нельзя было отступать вместе с пехотой. Они были отрезаны от пути отступления налево французскою цепью. Теперь, как ни неудобна была местность, необходимо было атаковать, чтобы проложить себе дорогу.

Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце.

Опять-таки, полковник, - говорил генерал, - не могу я, однако, оставить половину людей в лесу. Я вас прошу, я вас прошу, - повторил он, - занять позицию и приготовиться к атаке.

- А вас прошу, не мешивайться не свое дело, - отвечал, горячась, полковник. - Коли бы вы был кавалерист…

- Я не кавалерист, полковник, но я русский генерал, и ежели вам это неизвестно…

Очень известно, ваше превосходительство, - вдруг вскрикнул, трогая лошадь, полковник, и делаясь красно-багровым. - Не угодно ли пожаловать в цепи, и мы будете посмотрейть, что этот позиция никуда не годный. Я не хочу истребляйть своя полка для ваше удовольствий.

- Вы забываетесь, полковник. Я не удовольствие свое соблюдаю и говорить этого не позволю.

Эскадрон, где служил Ростов, только что успевший сесть на лошадей, был остановлен лицом к неприятелю. Опять, как и на Энском мосту, между эскадроном и неприятелем никого не было, и между ними, разделяя их, лежала та же страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых. Все люди чувствовали эту черту, и вопрос о том, перейдут ли или нет и как перейдут они эту черту, волновал их.



Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что-то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое-то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам.

«Поскорее, поскорее бы», - думал Ростов, чувствуя, что наконец-то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей-гусаров.

Литературная игра, посвящённая году Лошади

В феврале, в середине нескончаемой третьей четверти, мы предлагаем вам и вашим ученикам на некоторое время отойти от серьёзных литературных дел и немного поиграть. Наша игра посвящается наступившему году Лошади; это животное так часто изображалось в литературе и других искусствах, что материала для игры хватит с лихвой. Основные её участники - старшеклассники (в нашем варианте - организованные в три команды), хотя с отдельными заданиями справятся и ученики средних классов. Мы не будем давать жёсткого сценария игры, группируйте задания по своему усмотрению, придумывайте новые, творите! Убеждены, что такая работа доставит удовольствие и вам, и вашим ученикам, а значит, поможет сделать процесс общения с литературой радостным и волнующим.

1. Разминка. За 30 секунд каждая команда должна придумать как можно больше обозначений - близких синонимов к словам “лошадь, конь” (кобыла, кляча, иноходец, скакун, жеребец, мустанг, коняга, мерин, рысак и так далее). Усложнённый вариант - дать толкования придуманных слов.

2. Театральный конкурс . Если в игре участвуют несколько команд, то каждая предоставляет по 1 человеку. Они получают листок с напечатанными строчками из романа “Евгений Онегин”: “Вот бегает дворовый мальчик, // В салазки жучку посадив, // Себя в коня преобразив; //Шалун уж заморозил пальчик: // Ему и больно, и смешно, // А мать грозит ему в окно…” В течение нескольких минут вне помещения, в котором находятся зрители, они готовят пантомиму, изображая последовательно происходящее в каждой строке. Выигрывает команда, первой догадавшаяся, какие стихи изображаются. Дополнительный балл может получить команда, наизусть прочитавшая всю строфу целиком. Отдельным баллом можно поощрить самых талантливых актёров.

3. Конкурс “Третий лишний” .Команда должна определить “третьего лишнего” в предложенных группах: Заседатель, Пегас, Фру-Фру (ответ: Пегас - это мифологический персонаж; остальные - “герои” произведений русской классики: Заседатель - одна из лошадей Чичикова, Фру-Фру - лошадь Вронского); Карагёз, Грачик, Соколко (Соколко - имя пса из “Сказки о мёртвой царевне”; остальные - лошади: Карагёз принадлежал Казбичу, Грачик - Николаю Ростову); Буцефал, Холстомер, Росинант (Буцефал - реальный конь Александра Македонского; остальные - литературные персонажи: Холстомер - из одноимённой повести Л.Толстого, Росинант - из “Дон Кихота”).

4. Конкурс экскурсоводов. За короткое время придумать и представить фрагмент экскурсии по картине, на которой изображена лошадь (очень удобна для этой цели “Всадница” К.Брюллова). Экскурсоводы от команд должны выступать по очереди, при этом важно, чтобы они не слышали экскурсий друг друга, что исключает заимствования.

5. Конкурс “Лошадиные фразеологизмы”. Определить, из каких литературных произведений взяты фрагменты, восстановить пропущенные фразеологизмы:

а) Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гавриловны, что __________конём не ____________, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное.

б) Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и ___________ , да _______________. А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Приведите свои примеры фразеологизмов (или устойчивого употребления слова в переносном значении) на “лошадиную” тему.

Ответы:

а) А.С. Пушкин “Метель”; суженого конём не объедешь;

б) А.С. Пушкин “Капитанская дочка”; конь о четырёх ногах, да спотыкается.

Примеры других фразеологизмов, устойчивых сочетаний, переносных значений: добрый конь, железный конь, ломовая лошадь, лететь во весь опор, быть в чём-то подкованным, троянский конь, взнуздать кого-то, весь в мыле, врёт как сивый мерин, лошадиная сила, с места в карьер.

6. Конкурс “Масти лошадей” . Объясните, какого цвета была лошадь в следующих случаях:

1. “Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везёт…” (Н.Гоголь “Мёртвые души”)

Ответ: чубарый - с тёмными пятнами по светлой шерсти, хвост и грива чёрные.

2. “Пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем… трудился от всего сердца…” (Н.Гоголь “Мёртвые души”)

Ответ: каурый - светло-каштановый, рыжеватый.

3. Какой масти был третий конь в чичиковской тройке?

Ответ: гнедой - тёмно-рыжий, хвост и грива чёрные.

4. “Сыпал снег буланому под ноги…”

Ответ: буланый - светло-жёлтый, хвост и грива чёрные.

5. На каком коне поехал в поход легендарный Мальбрук?

Ответ: “Мальбрук на войну едет, // Конь его был игрень ”; игреневый - рыжий, хвост и грива светлые.

7. Конкурс чтецов . Выразительное чтение стихотворения В.Маяковского “Хорошее отношение к лошадям”.

8. Конкурс художников . Под диктовку ведущего представители команд с завязанными глазами рисуют лошадь.

9. Конкурс “Лошадиное сравнение”. Определите художественные произведения, из которых взяты фрагменты. Восстановите пропуски в тексте.

1. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги - струнки, и глаза не хуже, чем у ______; а какая сила! скачи хоть на пятьдесят вёрст; а уж выезжена - как _________ бегает за хозяином, голос даже его знала! Бывало, он её никогда и не привязывает. Уж такая разбойничья лошадь!..

2. Ещё кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Ещё их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

Как _____________________.

3. “Ты говоришь об хорошенькой женщине, как ______________________,” - сказал Грушницкий с негодованием.

4. Маленькая княгиня, как _______________, услыхав ___________, бессознательно и забывая своё положение, готовилась к привычному ___________ кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.

5. И конь на дыбы поднимался порой,

И прыгал, как ____________________

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке.

Ответы:

1. Чем у Бэлы; как собака (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”);

2. Как с битвы прибежавший конь (А.С. Пушкин “Медный всадник”);

3. Как об английской лошади (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”);

4. Как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы; к привычному галопу кокетства (Л.Н. Толстой “Война и мир”);

5. Как барс, поражённый стрелой (М.Ю. Лермонтов “Три пальмы”).

10. Игра со зрителями .

1. Кто из литературных героев, упав с коня в весьма неподходящий момент, дал повод подозревать героиню в любви к нему? (Молчалин, “Горе от ума”)

2. Кто из литературных героев гордился тем, что его род происходит от одной из знаменитых лошадей? (Симеонов-Пищик, “Вишнёвый сад”)

3. Для кого из литературных героев лошадь стала самым терпеливым слушателем? (извозчик Иона, рассказ Чехова “Тоска”)

4. Причиной смерти кого из литературных героев может считаться в равной мере как животное - символ будущего года, так и животное - символ ушедшего года? (вещий Олег, “Песнь о вещем Олеге”)

5. Кто из литературных героев утверждал, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овёс? (Ипполит Ипполитыч, рассказ Чехова “Учитель словесности”).

Советуем также провести общешкольную викторину, материалы для которой можно развесить на несколько дней по стенам в коридоре. Участвующему в викторине предлагается восстановить пропущенные слова в цитатах (мы выделяем их курсивом), отгадать автора и название произведения, из которого взята цитата; иногда (особенно см. раздел “Кто скачет, кто мчится?”) нужно указать, о ком идёт речь в приведённых фрагментах. Победит тот, кто правильно угадает наибольшее количество цитат. Ученики могут привлекать к работе и своих родителей - главное, чтобы все вместе покопались в книгах, поискали цитаты, прочитали хорошие стихи. Мы приводим примеры цитат, по их образцу вы можете составить свой список.

КУДА ТЫ СКАЧЕШЬ, ГОРДЫЙ КОНЬ?

1. Образ сладостной мести мерещится мне.
Громкой славой увенчанный, в час неурочный,
Я въезжаю в столицу на белом коне.
Предо мной переулок Второй Самотёчный.

Открываются окна. Сияет луна.
Я проехал задумчив и взора не кинул.
Вслед мне в позднем раскаянье плачет она.
А соперник растерянный чай опрокинул.
(Д.Самойлов “Ревность”)

2. Измучив доброго коня,
На брачный пир к закату дня
Спешил жених нетерпеливый.
(М.Лермонтов “Демон”)
3. Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н.Некрасов “Крестьянские дети”)

ЧТО ЗА ЛОШАДЬ? ЧТО ЗА КОНЬ?

4. С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне .
(А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”)
5. А за ним
По большой траве
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок
(С.Есенин “Сорокоуст”)
6. Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...
(А.С. Пушкин “Зимнее утро”)
7. Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.
(М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”, песня Казбича)
8. И то сказать, что и в сраженьи
Раз в настоящем упоеньи
Он отличился, смело в грязь
С коня калмыцкого свалясь...
9. Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы
И усмирять рабынь строптивых…
(А.Блок “Скифы”)
10. Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вина европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей...
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
11. Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
(С.Есенин “Я обманывать себя не стану…”)
12. Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями…
(А.С. Пушкин “Полтава”)
13. Мы объехали весь свет
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами…
(А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане…”)
14. И стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня...
(М.Ю. Лермонтов “Три пальмы”)
15. Я люблю свою лошадку ,
Причешу ей шёрстку гладко...
(А.Барто)
16. На передней лошади едет император
В голубом кафтане.

Белая кобыла с карими глазами,
С чёлкой вороною…
(Б.Окуджава “Батальное полотно”)

17. По лесу, лесу частому
Полозьями скрипит,
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
(Р.Кудашева “В лесу родилась ёлочка…”)
18. А два братана Губины
Так прямо с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В своё же стадо шли...
(Н.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”)
19. Взнуздан
и осёдлан он,
крепко сбруей оплетён.
На спину сплетённому -
помогай Будённому!
(В.Маяковский “Конь-огонь”)

КТО СКАЧЕТ, КТО МЧИТСЯ?

20. Как часто, по скалам Кавказа,
Она Ленорой, при луне,
Со мной скакала на коне!
(Муза; А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
21. У Петра Великого
Близких нету никого,
Только лошадь и змея -
Вот и вся его семья.
(И.Ильф, Е.Петров “Золотой телёнок”)
22. Я помню,
Когда я был ещё ребенком, он
Меня сажал на своего коня
И покрывал своим тяжёлым шлемом,
Как будто колоколом.
(Герцог о Бароне; А.С. Пушкин “Скупой рыцарь”)
23. Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
(Пётр I; А.С. Пушкин “Полтава”)
24. Луна чуть светит над горою;
Объяты рощи темнотою,
Долина в мёртвой тишине...
Изменник едет на коне.
(Фарлаф; А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”)
25. Под ним весь в мыле конь лихой
Бесценной масти, золотой.
Питомец резвый Карабаха
Прядёт ушьми и, полный страха,
Храпя косится с крутизны
На пену скачущей волны.
(Жених Тамары; М.Ю. Лермонтов “Демон”)

И БУНТУЕТ, И КЛОКОЧЕТ… (Угадай глагол)

26. Почуя мёртвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
27. Мой конь притомился ,
стоптались мои башмаки…
(Б.Окуджава “Ночной разговор”)
28. - Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец...
(С.Маршак “Кузнец”)
29. И конь скакал , и влёкся вол…
(А.С. Пушкин “Обвал”)
30. Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою , он всадника несёт
(А.С. Пушкин “Осень”)
31. Ни ложбиночки пологой,
Ни тропиночки убогой,
А как же коням быть?
Кони хочут пить.
(Ю.Ким “Кони”)
32. А кони в сумерках колышут гривами,
Автобус новенький, спеши, спеши!
(Б.Окуджава “Из окон корочкой несёт поджаристой…”)
33. А бедный конь руками машет…
(Н.Заболоцкий “Движение”)
34. Но только лошади летают вдохновенно !
Иначе лошади разбились бы мгновенно...
(Ю.Мориц “Песенка летающих лошадей”)
35. Болтала лошадь селезёнкой ,
И звону шлёпавших подков
Дорогой вторила вдогонку
Вода в воронках родников.
(Б.Пастернак “Весенняя распутица”)

ВОТ МЧИТСЯ ТРОЙКА… (Кто автор этих строк?)

И, наконец, не пройдите мимо замечательных стихотворений Н.Языкова “Конь”, Н.Заболоцкого “Лицо коня”, Д.Самойлова “Белые стихи (Рембо в Париже)” - включите их в свои программы по литературе.



Читайте также: