Зима. Зимние месяцы

Конспект занятия по познанию в старшей группе

Тема: «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль».

Цели : изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал: Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.

Ход занятия

1. Оргмомент

Ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года. (Дети играют).

2.Беседа о зимних месяцах

- Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей: (Зима)

- После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).

Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)

Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее)

Воспитатель: (вывешивается иллюстрация декабря)

Принесла Вам загадки, читает загадку про декабрь:

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Первый месяц зимы – это декабрь. В старину этот месяц называли так: студень, лютень, стужайло. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. В народе люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозит, колет.»

Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей).

В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).

(вывешивается иллюстрация января)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

Второй месяц зимы – это январь. Как в старину называли январь?

В народе называют январь просинец, сечень, так как он рассекает зиму на две половины. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо.

Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Во что можно поиграть зимой?

(дети называют зимние забавы)

(вывешивается иллюстрация февраля)

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)

Последний месяц зимы – февраль. Как в старину называли февраль?

В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?

Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами много гуляем на улице

Расскажите о своих впечатлениях, полученных во время наблюдений на прогулках.

Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны? (Нет, много веток укрыто снегом и инеем.)

Что произошло с ветками деревьев зимой? (Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.)

А что такое снежинки? На что они похожи?

Ответы детей:

3.Физминутка

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Снег, снег, белый снег -

Беленький снежок.

Мы на саночки садимся Парами бегут по кругу. Один ребенок отводит руки назад, второй держится за них («саночки»)

И под горку быстро мчимся

Снег, снег, белый снег -

Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали, Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж , ноги скользят по полу.

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег -

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили, «Лепят снежки» (ладошки держат «чашечкой» ).

Даже куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег - Ставят руки на бока, поворачиваются вправо-влево.

Вышла кукла лучше всех!

Дети к вечеру устали Покачиваются, руки под голову ( «спят» ).

И в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег -

Спят ребята крепче всех!

4.Вопросы про сказки на зимнюю тематику

Воспитатель:

Скажите, пожалуйста, дети, а в каких сказках говорится о зиме?

Ответы детей

(Воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом.)

В какой сказке девочка зимой искала подснежники?

В какой сказке девочка сбивала снежную перину?

В какой сказке девочке помог северный олень

В какой сказке девочка не любила солнце.

В какой сказке у оленя из-под копыт сыпались серебряные монетки.

В какой сказке «битый небитого» везет

Воспитатель:

Молодцы ребята вы знаете много сказок, ребята мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, наверное, вы очень любите зиму. А загадки мои отгадать сумеете?

5. Загадки.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Мороз =-

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

Снеговик =-

Зима на крыши серые

Бросает семена -

Растит морковки белые

Под крышами она.

Сосулька =-

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Снег =-

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Мороз =-

С неба – звездой,

В ладошку – водой.

Снежинка =-

Без досок, без топоров

Чрез речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

Лед =-

6.Зимние приметы

- Молодцы, все загадки мои отгадали. А давайте вспомним, какие народные приметы о зиме вы знаете.

Ответы детей:

Мало снегу зимой - лето с редкими дождями.

Снежная зима - к затяжной весне и к дождливому лету.

Теплая зима - к холодному лету.

Сухая и холодная зима - к сухому и жаркому лету.

Рано в январе начинает стучать дятел - к ранней весне.

В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.

Морозный январь - урожайный год.

7.Рефлексия.

- Молодцы ребята. А теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки)

Про какое время года говорили?

Про какие месяца?

Интересно было? Какие новые слова вы узнали?

Тема: Характерные признаки зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.

Образовательные области:

Приоритетная : формирование целостной картины мира

В интеграции : коммуникация, познавательно-исследовательская деятельность, музыка.

Цель : создание условий для изучения характерных признаков зимы в неживой природе, зимних явлений в природе.

Задачи:

1) Обучающие:

Изучить различать зимние явления природы; учить определять по признакам зимние месяцы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев;

Учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения

2) Развивающие : развивать умение обобщать, классифицировать, коммуникативные навыки.

3) Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, эстетические чувства.

Планируемый результат: уметь поддерживать беседу по вопросам,высказывать свою точку зрения определить признаки зимнего времени года,сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Методы и приемы :рассматривание иллюстраций,наглядностей,беседа,объяснение создание проблемной ситуации,поощрение.

Предварительная работа:

1) Беседа о зиме;

2) Заучивание стихов о зиме.

Материалы и борудование для педагога : фланелеграф, иллюстрации с изображением зимушки-красавицы;

ЦОР: мультимедийная презентация "Зимние месяцы".

Оборудование для детей : мяч, иллюстрации зимнего пейзажа и признаков зимы,клей,детали снеговика из бумаги.

Виды детской деятельности: продуктивная,игровая деятельность,коммуникативная,музыкально-художественная,трудовая.

Формы работы с детьми :коллективная,индивидуальная.

Содержание организованной деятельности детей.

Вводная

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года.

(Дети играют).

Основная

Воспитатель: Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

(Ответы детей: Зима)

Воспитатель: 1) После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).

2) Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)

3) Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее),

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришла "Зимушка-красавица" (привлечение внимания детей к картине "Зимушка-красавица"), и принесла Вам загадки:

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Воспитатель: (Слайд № 1). Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей). В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

(Слайд №2) Январь называли "сечень", так как он делит зиму на 2 половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине.

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)

(Слайд №3)Месяц февраль называли "лютый" так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали!

Физминутка: "Снежок"

Раз, два, три, четыре (наклон вперед за снегом)

Мы с тобой снежок лепили (показывают как лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают какой)

И совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз - подкинем, два - поймаем,

Три - уроним и сломаем.

Воспитатель: А сейчас какой у нас зимний месяц? Кто ответит? (Ответы детей: январь). Кто расскажет стихотворение про месяц Январь? (ребенок читает стишок).

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Дидактическая игра: "Признаки зимы"

Ход игры

На столе вразноброс лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на фланелеграф. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы на фланелеграф (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Так что же нам приносит зима? (Ответы детей: ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.) Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки? (Ответы детей: звездочки, цветочки). Молодцы!

Воспитатель: Ребята а знаете что такое оттепель?(Предполагаемый ответ детей).Оттепель это когда греет солнышко и снег начинает таить,снег становится мокрый и липкий и тогда с него легко лепить снежки.А после оттепели ударит мороз и на снегу сразу же образуется твердая корочка-лед.на деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома-изморозь,все становится красивым.Чем тише морозная погода,тогда снежинки падают медленно и красиво.А если погода ветренная то снежинки смешиваются и образуются хлопья.

Посмотрите у меня есть конверт с пословицами от Зимушки-красавици,я сейчас вам их прочитаю, а вы скажите как вы их поняли.

Новый год к весне поворот.

Береги нос в большой мороз.

Мороз велик да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

Молодцы!

Подведение итога:

Воспитатель: А теперь скажите чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было?Какие новые слова вы узнали? А теперь давайте сделаем подарок для «Зимушки -красавици".Все вмести мы склеим картину со снеговиком.

Цель:

1) Сформировать у учащихся представления о народном календаре 2)Обогатить знания учащихся о жизни предков и формировать интереса к изучению данной темы.

3) Формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.

Оборудование: виды календарей, словарь Ожегова.

Вопрос: Для начала, давайте вспомним, что такое обряды, обычаи, традиции. Для этого обратимся за помощью к словарю Ожегова.

Вопрос: Что такое «народный календарь»?

Народный календарь – это сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, произведения устного народного творчества, нормы общественной жизни.

В огромном количестве присказок, баек, пословиц, загадок сохранился для нас бесценный опыт множества поколений, универсальные правила поведения буквально для каждого дня в году.

Давно прошли те времена, когда люди всецело зависели от капризов окружающего их огромного непознанного мира, когда старались «играть по правилам» изменчивой матушки-природы, полностью подчиняя ей свой уклад жизни. Но память о тех временах сохранилась, и не только теоретическая. Все чаще современный урбанизированный человек устремляется прочь от благ цивилизации: в загородные дома, на дачи, просто на пикники и в туристические походы. Все чаще мы пытаемся обратиться к приметам, известным нашим предкам. А для сельских жителей многие приметы никогда и не теряли своей актуальности.

Культура выступает одновременно и как процесс развития человеком своих творческих сил и способностей, и как процесс реализации этих способностей в социально значимых результатах деятельности». Такой подход к культуре совпадает с активно-творческой сущностью человека, пониманием его как субъекта культурно-исторического процесса.

Жизнь русских людей проходила в соответствие с народным календарем, который представлял собой систему исчисления, счета и регламентации годового времени. Он организовал всю хозяйственную и бытовую деятельность крестьян, определял чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь – «Святцы», в котором каждый день посвящался одному или нескольким святым, определялось время христианских праздников. Содержательная же сторона народного календаря, интерпретация праздников, а также сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества. Календари бытовали в устной форме или в так называемых месяцесловах, лунниках, включавших в себя списки праздников и связанных с ним примет. В народном обиходе встречались деревянные календари (резы, бирки), на которых даты праздников и важнейшие события жизни отмечались зарубками.



Точками и ориентирами отсчета годового времени служили христианские праздники. Кроме того, время отсчитывалось по природным явлениям: наступлению заморозков, прилету птиц, росту и созреванию растений, а также по сезонам хозяйственной деятельности: началу пахоты, сева, жатвы, первому выгону скота, началу охоты и т.д.

Наступление нового года в народной традиции связывалось главным образом весенним пробуждением природы. Однако начало нового года связывали с зимним солнцеворотом, после которого день увеличивался на «куриный шаг». Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень.

Праздничных дней в российском быту было довольно много: около 140-150 в году. В это число входили и воскресенья, которые служили регуляторами будничного и праздничного времени. В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные церковью.

Теперь поговорим более подробно, что такое народный календарь.

Русский народный календарь – это земледельческий календарь, хранящий твердые знания русского народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела – это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти.

Народный календарь относится к важнейшему историко-культурному достоянию русского народа - своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского крестьянского быта.

В народном календаре практически не существовало дней «неотмеченных», ибо каждый день рассматривался в едином целом со всем годом, был подготовлен днем предыдущим и готовил день последующий.

Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его жизни при начале и окончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы и всевозможными приметами (примет в народном календаре около 1000). Народный календарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества.

Оказывало влияние на народный календарь то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря - начало января), Иван Купала - 24 июня (7 июля), март и сентябрь.

Вопрос: Что включает в себя ПОНЯТИЕ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ–МЕСЯЦЕСЛОВ?»

Вспомним, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare - «выкликать». В Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» - книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.

В наши дни все страны в международных отношениях пользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако во внутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунные календари. Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» и обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).

На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. – Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:

1.Святочные обряды (рождественские);

2.Масленичные обряды:

3.Ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.)

4. Средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение)

5.Поздневесенние обряды (троицко-купальский период):

6.Летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение и др.):

7.Осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.):

(8) Зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.):

Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима. И народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было дела до того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы. Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая). Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна - раннее лето), молодое бабье лето (конец лета - начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др. Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осень с весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май - сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.

Творческая работа . Посмотрим, как в народном календаре определялась дата 9 апреля. Этот день значился как «Матрена - настовица, полурепница».

Матрены-настовицы - от насту, окреплого снегу.

На Матрены прилетали чибисы. Чибис прилетал, на хвосте воду принес.

На Матрены овсянка затягивает свою песенку: «Покинь сани- возьми воз».

Чибис кричит с вечера- к ясной погоде.

Чибис летит низко – к продолжительной сухой погоде.

К Матрене реки поднимаются, вздуваются. Говорят в эту пору: «Щука хвостом лед разбивает»; «Вешний ледок, что чужой порог – ненадежен».

Связь готовых вскрыться рек с днем Матрены отразилась и в загадке о реке подо льдом:

Гола Матрена для всех страшна,

Лубком же покрыта - для всех ходка.

Матрену называют полурепницей потому, «что поселяне отбирают годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную половину».

В течение долгих веков репа и капуста были одним из основных продуктов питания русского крестьянина, вот почему репа оказалась персонажем популярных сказок, объектом загадок, героиней детских игр.

1) Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

2)Сама клубочком и хвост под себя.

3) Брошу порохом, очутится клубом под зеленым кустом.

Задание. 1.Сравните два произведения устного народного творчества: сказку «Репка» и игру «Репка».

2.Найдите художественные приемы, используемые в них.

3.К каким циклическим обрядам их нужно отнести?

Русская народная сказка «Репка»

Посеял дед репку, пошел репку рвать. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабака за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут: вытащили репку!

РЕПКА (детская народная игра)

Дедушка с бабушкой Пришел трехногий:

Чистили поляну, Три ноги – за две,

Сеяли репу… Две ноги – за ножку

Пришел одноногий:

Ножка – за лапку,

Лапка - за бабку, 10.Дедушка с бабушкой

Бабка – за дедку, Чистили поляну,

Дедка – за репку Сеяли репу…

Не вытянули репку! Пришел репу рвати,

Пришел десятиногий:

2. Дедушка с бабушкой Десять - за девять,

Чистили поляну, Девять - за восемь,

Сеяли репу… Восемь - за семь,

Пришел двухногий: Семь ног - за шесть,

Две ноги- за ножку, Пять - за четыре,

Ножка - за лапку, Четыре ноги – за три,

Лапка – за бабку, Три ноги - за две,

Бабка – за дедку, Две ноги - за ножку,

Дедка – за репку, Лапка - за бабку,

Не вытянули репку! Бабка - за дедку.

Дедка – за репку,-

3. Дедушка с бабушкой Вытянули репку!

Чистили поляну,

Сеяли репу…

Итог занятия : народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.

Оксана Николаевна Молчанова
Конспект занятия в старшей группе «Характеристика зимних месяцев. Январь и февраль»

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Характеристика зимних месяцев: январь и февраль.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие».

Цели : изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о зиме.

Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.

1. Вводная

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года. (Дети играют).

2 Основная

Воспитатель: Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

Ответы детей: (Зима)

Воспитатель : 1) После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).

2) Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)

3) Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее)

Воспитатель: (вывешивается иллюстрация декабря)

принесла Вам загадки, читает загадку про декабрь:

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Первый месяц зимы – это декабрь. В старину этот месяц называли так: студень, лютень, стужайло. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. В народе люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозит, колет.»

Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей). В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).

. (вывешивается иллюстрация января)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

Второй месяц зимы – это январь. Как в старину называли январь? В народе называют январь просинец, сечень, так как он рассекает зиму на две половины. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Во что можно поиграть зимой?

(дети называют зимние забавы)

(вывешивается иллюстрация февраля)

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)

Последний месяц зимы – февраль. Как в старину называли февраль? В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? - Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами много гуляем на улице

Расскажите о своих впечатлениях, полученных во время наблюдений на прогулках.

Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны? (Нет, много веток укрыто снегом и инеем.)

Что произошло с ветками деревьев зимой? (Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.)

А что такое снежинки? На что они похожи?

Ответы детей:

Воспитатель:

Динамическая пауза:

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Снег, снег, белый снег -

Беленький снежок.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег

Мчимся мы быстрее всех

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Даже куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег

Вышла кукла лучше всех!.

Дети к вечеру устали

И в кроватках задремали

Снег, снег, белый снег -

Спят ребята крепче всех!

(дети выполняют движения согласно тексту)

Воспитатель:

Скажите, пожалуйста, дети, а в каких сказках говорится о зиме?

Ответы детей

(Воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом.)

В какой сказке девочка зимой искала подснежники?

В какой сказке девочка сбивала снежную перину?

В какой сказке девочке помог северный олень

В какой сказке девочка не любила солнце.

В какой сказке у оленя из под копыт сыпались серебряные монетки.

В какой сказке «битый небитого» везет

Воспитатель:

Молодцы ребята вы знаете много сказок, ребята мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, наверное, вы очень любите зиму. А загадки мои отгадать сумеете?

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Мороз =-

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

Снеговик =-

Зима на крыши серые

Бросает семена -

Растит морковки белые

Под крышами она.

Сосулька =-

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

С неба – звездой,

В ладошку – водой.

Снежинка =-

Без досок, без топоров

Чрез речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

Воспитатель : Молодцы, все загадки мои отгадали. А давайте вспомним, какие народные приметы о зиме вы знаете.

Ответы детей:

Мало снегу зимой - лето с редкими дождями.

Снежная зима - к затяжной весне и к дождливому лету.

Теплая зима - к холодному лету.

Сухая и холодная зима - к сухому и жаркому лету.

Рано в январе начинает стучать дятел - к ранней весне.

В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.

Морозный январь - урожайный год.

Воспитатель : Молодцы ребята. А теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было? Какие новые слова вы узнали? А теперь давайте сделаем подарок для «Зимушки – зимы»? И все вместе нарисует снеговика.

Цель урока: обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы.

Задачи урока: обобщить знания обучающихся о народном календаре, познакомить с историческими сведениями о народном календаре, формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.

Оборудование:виды календарей, словарь Ожегова, презентация .

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок, т. к. на этом уроке мы будем вместе добыть информацию.

Давайте посмотрим, что я вам принесла.

(Учитель демонстрирует календарь – плакат, календарь отрывной, настольный календарь) Для чего они нужны?

(Дети высказывают свои мнения)

2. Сообщение темы и цели занятия.

– Давайте вспомним, сколько месяцев в году?

– Назовите времена года. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. Узнать откуда произошло слово “календарь” в этом нам поможет Мудрая Сова. Слайд 1.

(У римлян первый день каждого месяца назывался “календы”.От него и произошло название календаря).

Слайд 2

Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!

– Найдите среди данных календарей народный календарь.

(Дети приходят к выводу, что народного календаря перед ними нет)

– Тема нашего урока “Народный календарь”.

– Давайте составим план сегодняшнего занятия по теме “Народный календарь обычаи и обряды”

(Дети предлагают части плана, учитель поправляет и предлагает Слайд 3 – план )

“Народный календарь – обычаи и обряды”

  1. Исторические сведения о календарях.
  2. Что такое народный календарь.
  3. Обычаи и обряды.
  4. Для чего мы должны это знать

3. Работа над новым материалом.

– Для начала, давайте вспомним, а что такое обряды, обычаи, традиции. Для этого обратимся за помощью к словарю Ожегова.

(Двое детей ищут в словаре Ожегова ответ)

– Молодцы!

А теперь перейдем к плану нашего занятия.

1. Исторические сведения о календарях.

Солнце на небе, а число в календаре

– За долгую историю люди придумали много разных календарей.На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г . на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.

Слайд 5

Старый календарь (стиль) – календарь, который вел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры.

Слайд 6

Новый календарь (стиль) – введен в 1582 году по указанию папы римского Григория ХIII. Называется григорианским.

В 1918 г . был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России. И только природный месячник, следующий движению солнца, сохранил свой древний уклад и порядок.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. И до сих пор люди ведут счет по старому и новому стилю. На самом – то деле – один и тот же день! Но обозначить его можно по-разному.

– Так, что дружок, по старому счету может быть лето, когда по новому – уже хозяйничает осень!

Но всегда они стремились, как можно точнее согласовать свой счет времени с видимым движением солнца и с изменениями в природе – с чередой теплых и холодных времен года. Для этого вносятся поправки в календарь. После такой поправки образовалась разница между старым и новым. Разница эта в 13 дней.

Всякому мила своя старина

– Почему люди сохраняют разные способы счета времени? В разное время отмечают начало года? Празднуют разные праздники?

Во многом потому, что хотят сохранить свою память: знать песни, предания, обычаи своего народа. Ведь именно это соединяет предков и потомков, прошлое и настоящее. Праздники и обычаи любого народа хороши по – своему. В них соединились красота, сила и доброе согласие человека и Природы. Они помогают людям жить в одном ритме с Природой, мерно распределять их общий труд и отдых.

Каждый действует на свой образец, и всякое племя радуется тому, что имеет.

(Арабская пословица)

2. Что такое народный календарь.

– Мы с вами заглянули в историю и узнали о видах календарей. Теперь поговорим более подробно, что такое народный календарь.

Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.

1. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.

– Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

– Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

– Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

2. Народный календарь родился много веков назад.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали “заветные, колдовские тетрадки”, в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. “Знатник” - умеющий разбираться в этих зарубках человек - всегда мог сказать односельчанам, “когда сеять, когда жать, когда в скирды метать”, когда какого святого почитать.

Слайд 8.3. Основные моменты народного календаря – дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года.

Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец - на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето - в конце июля, затем начиналась осень.

– Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.

Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября).

В древности в эти дни гасили все огни и древним способом (трением дерева об дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.

4. Обычаи и обряды.

– Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

– Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:

(1) святочные обряды (рождественские);
(2) масленичные обряды;
(3) ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);
(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);
(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);
(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);
(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);
(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).

– Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.

– В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

5. Итог занятия. Слайд 11.

– Народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.

Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– А теперь давайте посмотрим “Народный календарь 2012г.”, который подготовила я вам.

(Дети вместе с учитель просматривают и обсуждают страницы календаря)

6. Домашнее задание:

– Сделать “Народный календарь”. Это может быть календарь примет, праздников или он может быть более широким, где будут представлены все важные события месяца, сезона.



Читайте также: