Заговоры на 14 сентября. Приметы и обычаи

Заговоры сентября очищают и оздоравливают.
Лучшая защита от сглаза и порчи – заговоры сентября.

Время с 6 сентября по 16 считается самым лучшим, когда творятся заговоры сентября. Это время, когда вы самостоятельно можете сделать оберег для себя и ребенка и затем зарядить его. Если у вас есть любое украшение, которое вам нравится, и вы его достаточно часто носите, возьмите его в руки и сделайте обряд с заговором.

Если будете делать оберег для мужа, то он об этом знать не должен. Возьмите любую вещь мужа и положите перед иконой. Затем прочитайте заговор. Когда проделаете эту процедуру, перекреститесь и можно отдать вещь мужу, который даже подозревать не должен, что вы, что-либо с нею делали. Наши предки не зря говорили, когда глаза не видят, а уши не слышат, то и сердце не болит.

11 сентября день усекновения главы Иоанна Предтечи. Это печальный день. В этот день постятся, и не развлекаются. В этот день читают заговор на нож от случайного ранения.

Сентябрь – самое время для того, чтобы научиться делать обереги. Берем вещь, которую будем затем заговаривать и крестообразным движением, проводим ею над огнем свечи. Потом эту вещь окуните в святую воду, затем в четверговую соль, затем опять подержите над свечой. Повторяем действие три раза, вода, затем соль и огонь. Теперь кладем оберег на ладонь и читаем заговор. После этого три раза крестимся и кланяемся. Во время прочтения заговора необходимо правой рукой совершать такие движения, как будто вы нанизываете на оберег свою энергию. В конце обряда следует три раза перекрестить готовый оберег.

Многие заговоры сентября делаются для детей. Необходимо помнить, что действуют они только на крещеных детей. Читать заговор можно в день Ангела ребенка. Мы просим Ангела хранителя уберечь наших детей, и приносим ему посильную помощь.
Удивительно нежным и красивым словом делается заговор на дочку. А чему тут и удивляться, разве не самое лучшее мы отдаем детям.

18 сентября переписывают заговор – оберег от аварий и оставляют в автомобиле. Там он и должен находиться все время. Оберегом может быть булавка, пуговица, обмылок и любые вещи с заостренным концом, которые можно прикрепить к одежде. Если ребенок боится темноты или не может сам находиться дома, читают заговор на воду и нею несколько дней подряд умывают малыша.

19 сентября покупайте ребенка и произнесите специальный заговор, после чего ни одна хворь к нему не пристанет. Сегодня можно творить заговор от сглаза. Если подозреваете, что сглазили ребенка, заговор от сглаза для взрослых не подойдет. Читают заговор от сглаза для детей.

Для избавления от порчи существует много обрядов и заговоров. В сентябре проводят такой:
Отправляют самого младшего к реке набрать воды. По дороге он не должен произнести ни слова. Затем занести воду в баню и прочитать над нею заговор. Читают заговор три раза и каждый раз после того, как прочтут, плюют в воду. Затем обливают больного водой.
Двадцать третьего сентября можно изготовить обереги на целый год. Обереги от болезней. Заговаривают ягоды рябины и катают по больному месту.

27 сентября нельзя начинать ничего нового. Это день Животворящего Креста Господнего. Лечат в этот день при помощи креста и читают молитву.
Двадцать восьмого сентября исследуют дом на наличие чужого домового. Если такое подозрение есть, то с помощью святой воды и специального заговора именно в этот день изгоняют чужого домового.

30 сентября празднуют Вера, Надежда и Любовь. Еще в этот день праздник Софии, матери трех дочерей. В этот день вместе с подарками этим нежным созданиям преподносят чудесные заговоры сентября, которые будут хранить девушек весь год.

Поскольку по старому стилю день Семена Летопроводца приходился на 1 сентября, а в допетровской Руси его отмечали как новогодний праздник, стало быть, не мудрено, что так много места уделено ему в народном календаре и столько самых разнообразных начинаний и чудес с ним связано.

Говорят, например, что 14 сентября выходили из воды ужи, на три версты расползаясь по окрестным полям. А осторожные крестьяне, хоть и знали о том, что уж - существо для человека безвредное, шли следом, окуривая землю «живым» огнем, добытым из сухого дерева. Подобная операция, по мнению предков наших, должна была предохранить нивы от глаз завистливых и всевозможных поползновений нечистой силы.

В народе говорили, что 14 сентября на улицах воробьев почти не видно, поскольку сам черт собирает их вместе, чтобы решить, сколько птиц оставить, а сколько – выпустить.

Необходимо было обязательно убрать все яровые до дня Семена Летопроводца, поскольку в противном случае посевы могли погибнуть из-за большого количества осадков и сильных ветров. Говорили, что на Семена зерна из колосьев выпадают. Хлеб после Семена уже не сеяли. Пахать можно было только до полудня. Известно также, что на Семена старались пускать скот в поля. Много работы было у хозяек, которым требовалось поскорее законсервировать огурцы. Рекомендовалось также закончить все дела и провести все сделки именно до 14 сентября, поскольку после этого срока все предприятия будут неудачными, согласно приметам.

Мальчиков, которым исполнилось 4 года в этом году, садили на лошадей и катали на них – так отмечали их вступление во взрослую жизнь. Также детей стригли именно 14 сентября.

Охотники притравливали зайцев, и считалось, что охота в этот день будет очень удачной. 14 сентября проводили различные обряды, которые помогали избавиться от мух, тараканов и других неприятных насекомых.

В церкви почитали память Семена Стовпника, который также известен как архимандрит Антиохийский. Сам Семен пришел к вере уже в сознательном возрасте. Родился он в IV веке, и родители его были очень бедными. Волею случая Семен попал в храм, где услышал службу и уверовал в Бога. После этого Семен стал молиться и просил Господа указать, как ему жить. Так, он решил стать монахом, покинул отчий дом и сначала поселился в ближайшей обители, а затем уже удалился в пустыню. Там Семен положил начало новой форме подвижничества – стовпничеству. Так, он построил высокий столб, поселился на нем, чем лишил себя возможности для отдыха. Днем и ночью Семен стоял на столбе и молился Богу. Также добавлялось строжайшее воздержание в еде. При этом, согласно легенде, Семен Стовпник прожил до 100 лет и умер во время молитвы.

14 сентября в народе говорили о начале Бабьего лета. Добавлялось много работы именно для женщин. Так, с раннего утра они мыли в воде лен, стелили его на лугах, чтобы он стал более мягким, трепали и мяли пеньку. Вечером собирались в доме у какой-либо вдовы и начинали прясть, шить, вышивать, разговаривать. Отмечали, что, если нить во время прядения ложится ровно, то муж тоже будет покладистым и надежным. Часто устраивали гулянья с хороводами. Женихи выходили во двор для того, чтобы присмотреться к невестам. Пекли пироги, накрывали столы и звали гостей. Начинались свадебные недели.

Народные приметы на 14 сентября

  1. Теплая погода предвещает теплую зиму
  2. В день Симеона-Стовпника дует ветер с южной стороны – зимой будет достаточно тепло
  3. Сухая погода – осенью тоже будет мало дождей
  4. Гуси уже улетели в теплые края – по приметам, зима наступит рано
  5. Погода дождливая – осень будет с большим количеством осадков
  6. Много паутины – осень будет сухой и длинной
  7. Если человек родился 14 сентября, то его талисманом будет амазонит

Наступила календарная осень, но лето не спешит сдавать свои права. После первого ненастья люди с нетерпением ждут возвращения тепла - «бабьего лета». По вековым народным наблюдениям, в середине сентября на неделю, а порой и на две устанавливается по-летнему теплая погода.

Период бабьего лета обладает сильными положительными вибрациями, с помощью которых увеличивается энергетика магических способностей. Заговоры бабьего лета способны очистить вас и принести удачу на весь год.

Заговоры на здоровье в бабье лето

Бабье лето у всех народов мира считается магическим временем, когда все окружение заряжено положительными вибрациями.

В бабье лето действительно очень хорошо проводить ритуалы, которые помогают восстановить силы и восполнить запасы энергии. Однако запомните, что выполняются они только в солнечную погоду. И хотя считается, что бабье лето длится с 14 по 24 сентября, этот обряд можно выполнить и в любой другой погожий сентябрьский денек. Итак, проводится ритуал на свежем воздухе. Если у вас есть возможность выбраться в лес - замечательно. Если такой возможности нет, то выйдите в парк. С собой прихватите три ленты красного цвета, три кусочка хлеба и бутылку с чистой водой. Определившись с местом, выберите дерево, возле которого будете проводить обряд. Для этого подойдут только деревья-доноры: дуб, акация, береза, клен, рябина. Дерево не должно быть слишком молодым или слишком старым. Также не выбирайте растение с поломанными большими ветками или высыхающее.

Когда дерево будет выбрано, положите кусочки хлеба возле ствола так, чтобы они образовали треугольник. Подойдите к дереву, обнимите ствол и скажите вслух 3 раза:

«Утречком ранним, погодкой ясной, небом безоблачным, солнышком тепленьким вышла из дома, пошла за ворота, мимо поля-полюшка, мимо озера-озерушка прямо в бабье лето за силушкой и здоровьем. Дерево-покровитель там меня встретит, мое желание приметит, силой поделится, здоровье поправится. Да будет так!»

После этого сядьте у основания дерева, закройте глаза, расслабьтесь, сложите ладони вместе перед грудью и представьте, как вас окружает желтый свет, выходящий из дерева. Попробуйте почувствовать тепло, которое источает этот свет. Посидите так минут 5-7, после чего поклонитесь (сидя), сказав:

«Спасибо за силу, спасибо за выносливость, спасибо за здоровье, спасибо за настроение! Быть благу во мне и вне меня. Именно».

Теперь завяжите на дереве ленточки, которые вы взяли с собой, и уходите домой не оглядываясь, нашептывая про себя:

«Я здорова и сильна! Да!»

Заговор очищения 14 сентября

Для обряда найдите место, где деревья расположены друг относительно друга в виде треугольника. Отломите с каждого дерева по небольшой веточке и соедините их, закрепив друг с другом красной ниткой.

Потом воткните ее в центр треугольника, сказав 1 раз заговор:

Сила земная, Сила живая! К вам взываю! Придите мне на помощь в том, что задумала. Да будет так!

После этого соберите сухих веток и разожгите костер. Бросьте в него свою старую ненужную вещь, и пока она не сгорит, читайте заговор:

Выйду я, (ваше имя), в чисто поле, соберу сухие ветви, разведу костер. Пламя яркое всполыхнет, с меня, (имя), всю нечисть заберет. Ты гори, гори, жаркий огонь, чтобы я, (имя), очистилась, от порч и наговоров освободилась и домой свободной возвратилась. Да будет так!

После этого костер затушите, а веточки, что вы воткнули в землю, выньте и отнесите домой. Заверните их в кусок красной ткани и наговорите на них 9 раз заговор:

Я, (ваше имя), отныне свободна и чиста. Для добрых свершений и правых дел, успеха и здоровья, достатка и любви открыта. Слово мое крепкое и верное. Да будет так!

Эти веточки станут вашим оберегом на ближайший год, а на следующее бабье лето замените их подобным образом.

Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы.

Мч. Аифала диакона. Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона. Мц. Каллисты и мчч. Евода и Ермогена. Прав. Иисуса Навина. ЧерниговскойТефсиманской, Александрийской и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

Святой Симеон, проживший, по преданию, более 100 лет (умер в 459 г.), прославился тем, что положил начало особому подвижничеству — так называемому столпничеству. Уединившись в сирийскую пустыню, он построил столп в несколько метров высоты и поселился на нем. Лишенный возможности прилечь и отдохнуть, соблюдая строжайшее воздержание в пище, он днем и ночью, в любую погоду, стоя, как свеча, непрерывно молился и размышлял о Боге. Его необычайный подвиг привлек множество людей; некоторые убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение, другие (в том числе императоры Феодосий II Младший и Маркиан) обращались к святому за советами, третьи получали от Симеона исцеление.

14 сентября - Симеон Столпник. Семён-летопроводец. Семён-день. Марфа. Осенины, засидки

Каноническое житие святого практически никак не отразилось на русском народном календаре: содержание дня памяти Симеона Столпника определялось прежде всего связанными с ним представлениями о начале — месяца, сезона, года. Напомним, что с середины XIV века до 1700 года новолетие на Руси отсчитывали с 1 сентября по старому стилю. В народном определении дня (лето- проводец) зафиксированы два значения: конец лета и завершение года. Покровитель 1 сентября как бы провожает самое теплое, благоприятное время года (лето) и вводит в новый годовой круг. Слово «лето» в древнерусском языке имело значение «год», что сохранилось в словах «летописец», «летопись», а также в привычных выражениях типа «сколько лет, сколько зим» и в отсчете времени, возраста: «двадцать лет», хотя «двадцать три года».

Таким образом, день памяти преподобного Симеона Столпника (Семён-день) является важной вехой традиционного земледельческого календаря.

В приметах, которых приурочено ко дню Семёна-летопроводца великое множество, главное внимание уделяется прогнозу на будущее — ближнее и далекое. Важный первый день, по представлениям крестьян, указывает на характер года и его сезонов, на количество и качество урожая, на плодовитость скота, предопределяет поведение и судьбы людей.

Если на Семён-день теплая погода, то вся зима будет теплая (тамбов.).

На Семён-день ветер дует из южного края — будет зима гнилая или теплая. Если на Семён-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут дуть с севера (Воронеж.).

Если Марфа грязна вышла, то осень должна быть дождливой (пинеж.).

На Семёна ясно — осень ведреная (тульск.).

На Семёновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная.

Как всегда, наблюдали за поведением животных, птиц и пресмыкающихся, пытаясь предугадать погоду и характер осенне-зимней поры.

После Семена журавли отлетают в теплые края.

На Семён-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.

Если гуси улетают на Сёмен-день, жди ранней зимы (москов.).

Наступающая осень все сильнее напоминает о себе. Обычными становятся холодные вечера и ночи, хотя днем солнышко еще пригревает. В народе об этих погодных контрастах говорят: В Семён-день с головней на постать (на полосу, в

поле) ходи, имея в виду и заметное похолодание, и ранние сумерки (еще немного, и настанет осеннее равноденствие, день сравняется с ночью).

Хвалились бабы да бабьим летом на Сёмен-день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь . Популярная приговорка отмечает те же погодные признаки и напоминает о любимом и с нетерпением ожидаемом периоде — бабьем лете.

Обычно в сентябре (часто именно в пределах между Семеновым днем и Рождеством Богородицы) выпадает несколько теплых солнечных дней, как будто лето возвращается на короткое время и солнце в последний раз теплыми лучами согревает людей, прощаясь с ними до самой весны. Бабье лето, если оно действительно имело место, считали своеобразным подарком бабам, благодарностью Природы женщинам-жницам за их тяжелый труд, за вовремя и справно завершенную хлебную страду.

Семён лето провожает, бабье лето наводит.

С бабьим летом увязано немало наблюдений и попыток предугадать погоду на будущее.

Бабье лето ненастно — осень сухая.

На Семён-день ясно — бабье лето теплое.

Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.

Существовали и оригинальные местные приметы и обычаи. Так, вятичи следили за тем, чтобы рано утром первой на крыльцо вышла красивая хозяйка: считалось, что в этом случае бабье лето будет теплое, солнечное; если же первой покажется неряха — жди пасмурной, дождливой погоды.

Магия начала, по сути утроенная в день Семёна-летопроводца (первый день месяца, начало нового сезона — осени и начало отсчета нового года), определяла характер и содержание ритуальных действий, хозяйственных работ, обычаев, пословиц, приговорок. Все они так или иначе связаны с идеей начинания, открытия или завершения, окончания.

Прежде всего это касается полевых работ, уборки яровых и посева озимых.

Хотя народная поговорка и учит: До Петрова дня взорать, до Ильина разборонить, до Спаса посеять, во многих местностях озимый посев начинался на Семенов день.

Коли на Семён-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь.

На Семён-день последний посев ржи (озимой).

Интересно, как по-разному комментировалась одна и та же поговорка: Семён-день — семена долой. Одно из объяснений — «семена сами выпадают из колосьев» (т. е. яровой хлеб перезрел), другое — «конец посеву» озимых; третье — «грех хлеб сеять»: «1 сентября — Семенов праздник, и потому в этот день грешно засевать семена» [Афанасьев, 1982; 430].

Поскольку в одних местах 14/1 сентября считалось сроком завершения сева озимых хлебов (Сёмин день — севалка с плеч), а в других — началом посевной озимых, общераспространенное присловье: В Семенов день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони (вариант: На Семён-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком магии) — тоже трактовалось по-разному: либо как констатация того, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем и следует торопиться с посевом, либо как напоминание о завершении работ на земле.

К первому дню сентября издавна приурочивали начало обработки конопли и льна:

Мни лен доле, волокна будет боле.

Земледельцы юга России на Семёна-летопроводца отправлялись на бахчи и снимали с гряд дыни, арбузы. В отдельных местностях Семён-день считался сроком, с которого можно активно копать картофель.

С Семена начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Во многих губерниях даже в конце XIX века сохранялся архаичный обряд, знаменующий наступление нового витка жизни, переход в новое состояние природы и людей: под Семён-день вечером гасили в избах (в печах) старый огонь, а утром зажигали новый, причем нередко это был «живой огонь» — его добывали из дерева путем трения.

Если кто переселялся в новый дом, то старались устроить новоселье в Семенов день. Переходы на Семён-день на новоселье — счастье и веселье.

С начала сентября могли отсчитываться свадебные недели: С Семёна до Гурия (28 /15 ноября). Открывалась пора сватовства или внимательного приглядывания к девушкам, достигшим возраста невест. Женщины — родственницы парней заходили в посиделочные избы, наблюдали, как работают будущие невесты (прядут, вяжут, вышивают), как общаются между собой и с заглядывающими к ним на огонек парнями, умеют ли петь, опрятно ли одеты и т. д.

Девки на поре — женихи на дворе.

Для парня просвататься — все равно, что дровней попросить: не дадут в одном месте, дадут в другом.

Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним.

В Тюменском крае после уборки хлеба, приблизительно ко дню Семёна, отворяли ворота в изгороди и пускали скотину в поле. С весны вплоть до уборки хлеба ворота были заперты, и скот ходил в специально огороженном месте — поскотине.

В Древней Руси Семён-день имел значение юридическое. Он предназначался для взноса государственных податей и для явки к суду по делам тяжебным и к судебному свидетельству. При этом «на Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы. <...> Из грамот царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский: Семён-день, Троицын день и Рождество Христово» [Калинский, 27].

В русском быту юридическое значение Семенова дня как срока окончания торговых и хозяйственных договоров и сделок сохранялось на протяжении столетий. Говоря о народных традициях XIX века, С. В. Максимов заметил: «Это срочный день для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинаются и прекращаются все условия и договоры, заключаемые поселянами между собой и с торговыми людьми (отдача в наем земли, рыбных ловель и других угодий)» [Максимов, 409].

В северных губерниях накануне Семенова дня заканчивали свою работу пастухи, расчет они получали деньгами и сахаром.

В течение веков русские крестьяне придерживались обычая на день Симеона Столпника торжественно «постригать» подрастающих мальчиков и «сажать их на коня», что должно было знаменовать конец поры младенчества. Как правило, «постриг» совершался над двух- или трехлетним мальчиком («по четвертому году»): ему выстригали волосы крестом, одевали его в новую одежду, устраивали по этому случаю семейный праздник. Летописи упоминают этот обряд с конца XII века. Когда-то он совершался не только в семьях скромных селян, но и над маленькими княжичами — сыновьями великих князей. В XIX столетии он имел место у донских казаков, в Орловской губернии, где назывался «застриж- ки», у белорусов. Существовал и сходный с «мальчишеским» обряд над девочками. Он, кстати, упомянут Н. А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (в рассказе крестьянки Матрены Тимофеевны):

В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку...

На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай. Поговорка эта напоминает еще об одном, характерном для Семенова дня, почине — первом выезде в отъезжее поле «псарных охотников».

Охотники на Семён-день притравливают зайцев.

Хлеб молотят на гумне, а охотник — за зайцем по стерне.

В Тюменском крае охотники, пока земля не промерзла, начинали ставить очепы, чтобы зимой по снегу зайцев ловить. «Предварительно отыскивается в лесу заячья дорожка или тропа. Где-нибудь в тесном месте около этой тропы ставится в землю кол приблизительно трех аршин высотою с вилообразною верхушкою. На этот кол кладется очеп, который представляет из себя нетолстый ствол березы или осины. В землю около самой тропы вбивается маленький колышек, на который надевается сделанный из мочала подпетельник. Пока этим и ограничивается устройство очепа.

Впоследствии, когда выпадет снег, зайцы обыкновенно не бросают летней тропы, а продолжают по ней бегать. Тогда к очепу привязывают петлю и настораживают на тропу. По общепринятому мнению, зайцев ловить может не всякий, а только тот, кто знает „словинку", то есть особый наговор. А словинку знают немногие, поэтому и зайцев ловят лишь некоторые крестьяне» [Зоб- нин, 54].

Вот типичный заговор «на охоту». Записан он был в 1910 году на Северной Двине, в одной из деревень Шенкурского уезда: «Стану, благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, изо двора воротамы, в чисто поле заворыми, в чистое поле, в восточную сторону, на синее море, на синем море есть остров, на том острову есть церква, в той церкве есть престол, на престоле сам Исус

Христос и Пресвятая Мати Божья Богородица. По праву сторону железной тын, по леву сторону огненна река. Помолюсе и покорюсе, Пресвятая Мати Божья Богородица, забивай и гони в мои ловушки. По праву сторону скочить — тут железной тын, по леву сторону скочить — тут огненна река; тут убьешьсе, а тут сгоришь, иди безотпяточно и безотворотно. От веку по веку, отныне до веку. Дай, Господи, пришли, Господи, надели, Господи, мне, рабу Божьему, белого звиря, зайца черноухого, долгоухого».

Для сравнения приведем заговор «На ловлю зайцев ловушками», используемый еще в 1940-е годы пермскими охотниками:

«Стану я, раб Божий имярек,

перекрестесь-благословесь,

выйду из дверей во двери,

из ворот — в ворота,

в чистое поле — широкое раздолье,

под светел месяц, под красно солнышку.

В чистом поле стоит ловушка.

Бежит заяц от трех лесовщиков

Из-за тридевять земель, из-за тридевять морей,

Бежать зайцу вперед — путь да дорога,

Скочить сбок или воротиться —

Ноге преломиться.

Будьте мои слова крепки. Аминь!»

[Шумов, 134, 135].

Семён-день иногда воспринимался как критический, поворотный для нечисти или «нечистых» зверей и птиц. К последним, по славянским верованиям, относились воробьи; «согласно народным легендам, воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал „терпи, терпи!" или „жив-жив!", призывая продолжать мучить распятого Христа. За это Господь проклял воробья и запретил употреблять его мясо в пищу, а истреблять воробьев с тех пор не считается грехом» [Слав, мифология, 113]. На Киевщине и в некоторых южнорусских губерниях ночь на 14/1 сентября называли «воробьиной», полагая, что в это время «черт меряет воробьев четвериками (под гребло), убивая всех, сколько войдут в меру, и отпуская их из-под гребла» [Даль. Послов., 893]. Такое же поверье существовало у поляков, объяснявших исчезновение с полей в одну из последних летних ночей воробьев: они слетаются в одно место, где главный (старший) черт меряет их всех огромной меркой; птиц, переполняющих мерку, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся в мерке ссыпает чертям в пекло или убивает.

В Заонежье пастухи, заканчивая свою работу накануне Семенова дня и получив расчет, сами обязательно должны были расплатиться с лешими «выпечкой или табаком, оставляемым где-нибудь в лесу» [Логинов, 37].

К распространенным обычаям, связанным с днем Семёна-летопроводца, относятся «похороны мух и тараканов». Таким способом старались избавиться от этих насекомых, выгнать их из жилых помещений.

Убьешь муху до Семёна-дня — народится семь мух; убьешь после Семёна-дня — умрет семь мух.

В Тамбовской губернии, например, блох, тараканов и прочих домашних насекомых в Семён-день зарывали в землю. О том же вспоминали и вятские женщины: «В Семенов день мух хоронили. Старушки говорили нам: „Хороните мух". Мы их в коробочку да на улицу. Говорят, если похоронишь их, то их меньше и будет» [Вят. ф-р НК, 116]. В иных местах это принимало вид настоящего обрядового действа, которое когда-то, может быть, и было серьезным, но уже в XIX веке воспринималось как «потешный» обычай. Во всяком случае, таким он казался этнографам, собирателям, людям образованным, оставившим нам описание столь курьезного действа.

«Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы „рукотерником" (полотенцем) и приговаривать: „Муха по мухе, летите мух хоронить", или: „Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь"» [Максимов, 409— 410]. Такой потешный обряд сопровождался специальными шуточными песнями, вроде следующих:

Два братца, два Кондратца

Нову баенку строили;

Две сестрички, две лисички

Нову баенку топили.

Повела вошка блошку

В нову баенку.

Муха пару подавала,

Вошка парилася;

С перепару вошь упала —

Ножку выломала.

Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножку увязил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком —

Правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали. (Тверская губ.)

Два дни лечилася —

На третий в могилу.

А попы были клопы,

А дьячки были сверчки.

«Помяни нашу рабу,

Серу вошь во гробу» (Калужская губ.)

Подобные песни были широко распространены и воспринимались уже лет полтораста назад как детские потешки или как шутки-небылицы. Не под их ли влиянием, хоть отчасти, созданы были знаменитая наша «Комаринская» и «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского?..

Гадания на сентябрь следует распределить таким образом, чтобы оно приходилось на день, в который магическое воздействие будет наиболее сильным. Часто такая дата сопряжена с каким-либо событием в истории христианства.

Дни силы в сентябре

6-16 сентября

Период с 6 по 16 сентября наилучшим образом подходит для того, чтобы . В это время человек, даже не обладающий магической силой, может самостоятельно, в домашних условиях, сделать оберег для себя и своих близких, например мужа или ребенка. Амулет можно изготовить собственноручно или же использовать украшение, которое нравится больше всего.

  • Вещью, на которую планируется делать заговор, проводят над горящей свечой, совершая крестное знамение. Затем ее опускают в святую воду, четверговую соль, после чего вновь проводят над пламенем церковной свечки. Необходимо трижды повторить действие, а потом положить предмет на левую ладонь и прочитать над ней текст молитвы. При этом правой рукой нужно делать такие движения, которые будто нанизывают на амулет энергию того, кто читает заговор. В завершение ритуала следует три раза перекреститься и поклониться.
  • Если решено сделать оберег для супруга, то нельзя сообщать ему об этом. Нужно взять любую вещь, которой он часто пользуется, и положить ее перед иконой. После этого читают текст молитвы. По ее окончании необходимо перекреститься, а затем положить вещь мужа на место. Важно, чтобы он не видел, что над ней были совершены какие-то действия.

Заговоры сентября можно делать на удачу, богатство, любовь и т.д. Однако следует помнить, что совершать ритуал можно только в том случае, если тот, кто его проводит, и объекты обряда являются крещеными.

11 сентября

На 11 сентября приходится день усечения головы Иоанна Предтечи. Это печальное событие стало причиной того, что в этот день принято поститься. Можно читать заговоры на холодное оружие с целью защиты от случайного ранения.

14 сентября

14 сентября подводят итоги того, что было достигнуто, а также составляют план на дальнейшие события. Это число следует использовать для , .

17 сентября

17 сентября — наиболее подходящий день, для того чтобы прочитать молитву для избавления от печали и тоски.

18 сентября

18 сентября можно сделать эффективный оберег, который защитит от автомобильных аварий. Для этих целей можно использовать булавку или другой предмет, имеющий острый конец. Подойдет пуговица или обмылок. Заговоренный произвольным заговором предмет оставляют в автомобиле. В этот же день можно прочитать молитву на воду, которая поможет избавить ребенка боязни темноты и страха оставаться одному. Такой водой нужно умывать его в течение нескольких дней подряд.

19 сентября

Защитить ребенка от болезней поможет заговор, который будет сделан 19 сентября. Этот же день подходит для того, чтобы прочитать молитву от сглаза. При этом работать она будет только для детей. Для людей взрослых следует использовать другую дату.

Существует много ритуалов, которые могут помочь защитить ребенка от порчи или избавить от болезней. Однако наиболее подходящим для проведения в сентябре будет заговор в бане. Предварительно ребенка нужно отправить к реке за водой. При этом на пути туда и обратно ему нельзя произносить никаких слов. Затем воду приносят в баню и читают над ней текст молитвы. Сделать это нужно 3 раза, после каждого из которых необходимо плюнуть в воду. По завершении ритуала ребенка обливают заговоренной жидкостью.


23 сентября

23 сентября традиции напоминают о том, что в этот день можно сделать обереги от болезней, которые будут действовать весь последующий год. Можно использовать ягоды рябины, которыми проводят по всем больным местам.

Обычаи не разрешают ничего предпринимать 27 сентября, поскольку это день Животворящего Креста Господнего. Лучше провести в эту дату ритуалы, которые направлены на сохранение здоровья и избавление от болезней. Использовать следует крест.

28 сентября

28 сентября проводят обряды, направленные на то, чтобы избавить дом от пришлого домового. Для этого совершают специальный ритуал с использованием святой воды.

30 сентября

Дни силы сентября приходятся на 30 число — имени Веры, Надежды и Любови, а также их матери Софии. Молитвы, прочитанные в этот день, будут хранить девушек весь год.



Читайте также: