Валерий леонтьев без. Валерий леонтьев

Легендарный артист полностью оправился от воспаления легких . Медики не исключали, что сбой в организме Валерия Леонтьева случился из-за напряженного графика. Но певец поблажек себе не дает и продолжает концертную деятельность.

О том, что с ним произошло, Леонтьев вспоминает неохотно. Говорит, что полностью следовал предписанию врачей, поэтому быстро пошел на поправку.

– На капельницах отлежался: пил таблетки, антибиотики – все, как положено, – говорит Валерий Яковлевич. – Меня как завалили на капельницы, так я с ними и пролежал шесть дней. Может быть, воспаление случилось из-за напряженного графика. А может, просто в самолете поймал инфекцию. Мне было очень жаль, что я отменил несколько выступлений. Но сейчас жив-здоров, поехал дальше: завтра улетаю в Германию. Мой гастрольный график не изменился.

Концерты у Леонтьева расписаны на несколько месяцев вперед. Коллеги артиста жалуются: в последнее время из-за кризиса люди неохотно заполняют залы. Леонтьев тоже замечает подобные проблемы, хоть и нечасто.

– Бывает зал неполный, – подтверждает певец. – Я сначала винил в этом себя, а потом оказалось, что это не только моя проблема. Народ не сильно расположен сейчас нести деньги в кассу. Особенно это заметно в южном регионе – в Крыму, в Сочи. Когда площадка открытая, видишь, что вокруг зала с бутербродами на травке сидит в два раза больше людей, чем в зале. Но ничего не поделаешь! Признаюсь, в последние годы меня подзабыли. Нечасто показывают по телевизору. Но это не страшно. Считаю, не надо настырно мозолить глаза зрителю. Иногда даже полезно появляться не каждый день.

Валерия Леонтьева по праву называют живой легендой. И он признается, что к этому привык. Сейчас он выглядит даже лучше, чем тридцать лет назад. Певец уверяет, что все благодаря правильному образу жизни: он мало ест и активно занимается спортом. Если раньше возил с собой на гастроли гантели, то теперь – уникальные ремни, которые прокачивают все группы мышц. Молодые звезды мечтают быть похожими на него. Кстати, Леонтьеву не раз предлагали взять учеников.

– Надо привлекать и воспитывать новые имена, – продолжает Валерий Яковлевич. – Чем ярче артисты, тем интереснее зрителю. Надо сгребать самых талантливых. У меня нет учеников, мне некогда, я же все время на гастролях. И потом, я еще не так стар, чтобы передавать опыт.

Певец уверяет, что с удовольствием наблюдает за молодым поколением:

– Полина Гагарина хорошо поет, Светлана Лобода тоже интересная артистка! Наташа Подольская мне нравится.

– А как же Ольга Бузова? – поинтересовались у Леонтьева. – Ее в последнее время называют настоящим прорывом.

– Не готов ответить на этот вопрос. Но те люди, которых я назвал, потрясающие и очень яркие артисты.

Валерий Леонтьев - легендарный российский исполнитель, чьи хиты на протяжении нескольких десятков лет не теряют своей популярности и звучат на всех каналах и радиостанциях. Каким был путь легенды, расскажет его биография.

Биография

Родился Леонтьев в многодетной семье в далёком городе на севере. Его отец был ветеринаром и лечил диких животных. В основном на севере отдавали предпочтение оленям. Мать его была домохозяйкой, так как у исполнителя есть ещё две сестры.

В школе Леонтьев был активным учеником. Помимо пения, ему нравилось посещать танцы, заниматься в драм кружке и рисовать красками. Удивительно, но на все таланты у него хватало времени и сил, поэтому учителя с раннего возраста удивлялись работоспособности мальчика.

После окончания школы юноша попробовал поступить в техникум, но потерпел неудачу на вступительных экзаменах и от карьеры радиотехника пришлось отказаться. Окончив среднюю школу, он отправился во Владивосток. Леонтьев решил, что его привлекает океанология и захотел стать первоклассным специалистом в этой области. Однако у родственников не хватало денег на дорогостоящие поездки и обучение сына, поэтому в итоге Валера оказался в столице.

В Москве Леонтьев не смог пройти мимо легендарного ГИТИСа, где как раз шли вступительные экзамены на актёрский факультет. Он даже подул туда документы. но в самый последний момент засомневался в своих способностях, забрал аттестат и взял билет на поезд домой.

В родном городе будущий исполнитель примеряет на себя самые различные профессии. Он разносит почту, работает продавцом, некоторое время посвящает работе на одной из фабрик города.

Параллельно он всё же начал учёбу на вечернем отделении горного института Воркуты.

Творческий путь

Сценический дебют исполнителя состоялся в 1971 году, когда он впервые принял участие в песенном конкурсе. Тогда его талант оценило профессиональное жюри и Леонтьев решил не останавливаться на достигнутом. Все последующие годы он активно подавал заявки на участие в песенных конкурсах, где занимал призовые места. Спустя год его заметил директор филармонии в Сыктывкаре и пригласил выступать с ними. Так Леонтьев получил первую работу, связанную с творчеством.

Уже в 1975 году ему приходит приглашения от молодёжной группы "Эхо", которое он с радостью принял. И уже через неделю отправился в их составе на гастроли по всем городам Советского Союза.

Популярность пришла к Валерию Леонтьеву только в 1980 году. Тогда он выпустил свой первый хит и буквально взорвал отечественную эстраду. Артиста с эффектной внешностью и отличными вокальными данными моментально заметили продюсеры и журналисты.

Однако его манера исполнения и необычный стиль в одежде нравится не всем. Но его берёт под покровительство известный композитор Раймонд Паулс и гнев прессы сразу утихает.

Однако скоро артиста постигла серьёзная неудача и карьеру вскоре пришлось начинать сначала. Дело в том, что врачи обнаружили у Леонтьева раковую опухоль в горле, вследствие чего артист был срочно прооперирован. Но голос восстанавливался постепенно, поэтому об эстрадной карьере на время пришлось забыть. Скачать онлайн песни Валерия Леонтьева можно бесплатно и без регистрации на нашем сайте.

В настоящий момент артист часто появляется на эстраде, активно гастролирует и работает над новыми композициями. Его песни до сих пор исполняются в необычной манере, а каждый номер - это отдельное шоу с танцорами и яркими костюмами.

Слушать песни Валерия Леонтьева онлайн можно прямо сейчас!

Валерий Яковлевич Леонтьев — известный советский и российский эстрадный певец, автор песен, актер. Валерий Леонтьев в 1996 году получил звание «Народный артист России». В 1985 году Валерий Яковлевич стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Леонтьев — Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2005), ордена Почёта (2009) и ордена Дружбы (2014). Кроме того, Леонтьев — обладатель премий «World Music Awards», ZD Awards, Овация, Золотой Граммофон, практически бессменный победитель номинаций «Певец года» и «Шоу года» за 1980−2001 годы в российских музыкальных рейтингах того времени.

Детство и образование Валерия Леонтьева

Отец — Яков Степанович Леонтьев (?-1979) — помор, оленевод, ветеринар, зоотехник.

Мать — Екатерина Ивановна Клюц (Леонтьева — 1906−1996) — по национальности украинка.

Сестра — Майя Яковлевна Рудая (Леонтьева — 1930−2005) — работала в Анапе директором магазина. Сестра Валерия Леонтьева была замужем за Георгием Георгиевичем Рудым (с 1950).

Валерий был вторым ребенком в семье Леонтьевых. Когда он родился, матери было уже 43 года.

Мальчик любил рисовать, танцевать, петь. Он посещал драмкружок, а потом стал солистом в школьном хоре. Но это было уже тогда, когда родители переехали в город Юрьевец Ивановской области. До этого, поскольку отец работал оленеводом и зоотехником, семья жила в тундре, в глухой деревне Новикбож — в семи километрах от Усть-Усы — Валерий не мог ходить в школу до 12 лет.

Впрочем, в биографии Валерия Леонтьева есть белые пятна, о которых часто появляются новости в таблоидах. В статье «АиФ» «Легенды и тайны Валерия Леонтьева. Почему певец не рассказывает о детстве», бывший директор школы № 1 в Юрьевце Александра Сиротина рассказывала, что родители певца были оленеводами и постоянно кочевали и точно неизвестно даже место рождения Леонтьева. «Валера говорил, что до 12 лет помнит только то, что ходил с отцом за оленями», — вспоминала директор.

Также в материале приводилось мнение учительницы Галины Пристовой , что Яков Степанович и Екатерина Ивановна на самом деле дедушка и бабушка Валерия Леонтьева. «Анна Ивановна Смирнова, старенькая мама близкой подруги Леонтьева, была более категорична: „Мать его бросила маленького. А отца-то и не бывало. Не нужен мальчик был матери. Она вышла замуж, а его отправила… Сам Валерка так говорил“», сказано в статье. При этом старшая сестра Валерия Майя Рудая это опровергала.

После смерти сестры певца Майи Рудой в 2005 году в новостях даже сообщались слухи, что именно она была биологической мамой Валерия — якобы она «нагуляла» ребенка, и чтобы скрыть этот факт, родители записали новорожденного как своего сына. Но певец эти слухи опровергал, утверждая, что мама у него одна — Екатерина Ивановна, говорится в биографии Валерия Леонтьева на сайте «Узнай все».

После 8 класса Леонтьев попытался поступить в Муромский радиотехнический техникум, однако попытка не удалась, и Валерий вернулся в Юрьевец продолжать учебу. В 1966 году Леонтьев окончил школу. Он мечтал поступить на факультет океанологии в Дальневосточный университет во Владивостоке. Однако в семье денег на такую дальнюю поездку не было.

Тогда Валерий Леонтьев решился на поступление в ГИТИС. Однако, приехав в столицу, будущий певец перенервничал — сказалась неуверенность в себе, и он забрал документы, так и не отважившись на поступление.

Вернувшись домой, Валерий Леонтьев начал трудовую карьеру. Кем он только не работал: и рабочим на кирпичном заводе, и тесемщиком-смазчиком на льнопрядильной фабрике и даже почтальоном, электриком и портным. Кстати, профессия портного пригодилась Валерию в будущем. Он всегда сам конструировал и шил себе концертные костюмы.

Валерий Леонтьев понимал, что необходимо получить высшее образование, и он отправился в Воркуту, поступил на вечернее отделение филиала Ленинградского горного института. Но эта учеба была ему не по душе. На третьем курсе Валерий ушел из вуза. Параллельно с учебой молодой человек работал лаборантом в Научно-исследовательском институте оснований и подземных сооружений, а также чертежником в проектном институте.

Однако Валерий Леонтьев не забывал о музыке. Именно тогда он начал делать первые шаги на эстраде — выступать в коллективах художественной самодеятельности.

А высшее образование Валерий Леонтьев все-таки получил, только в 1978 году, когда закончил заочное отделение Ленинградского института культуры.

Творческая карьера Валерия Леонтьева

Впервые Леонтьев вышел на большую сцену в 1971 году на конкурсе в Воркуте «Песня — 71». С песней «Карнавал» Валерий занял второе место. А уже в 1972 году Валерий Леонтьев дал свой первый концерт на сцене воркутинского Дома культуры шахтеров и строителей.

Из биографии Леонтьева известно, что в том же 1972 году молодой певец принял участие фестивале-конкурсе среди самодеятельной творческой молодежи «Мы ищем таланты», где одержал победу. И вот тогда Валерия, как лучшего из пятнадцати конкурсантов, направили в Москву на учебу во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства Георгия Виноградова . Впрочем, и здесь завершить обучение ему не удалось. Через год директор Сыктывкарской филармонии Александр Стрельченко увез группу, в состав которой входил и Валерий Леонтьев, обратно в Сыктывкар.

Здесь фактически и началась его профессиональная карьера. Валерий Леонтьев начал петь в ансамбле «Мечтатели», а с 1975 года уже значился солистом в группе «Эхо», говорится в биографии на сайте певца. Первая программа коллектива получила название «Карнавал на севере», и вышла в 1976 году. Далее была выпущена программа «Улыбка северной земли», с которой Валерий Леонтьев и группа «Эхо» объехали практически весь Советский Союз, хотя выступали в основном на периферии.

После окончания вуза Валерий Леонтьев стал работать в Горьковской филармонии при условии, что организация направит его на музыкальный конкурс в Ялту. Там певец одержал победу за исполнение песни «Памяти гитариста» на музыку Давида Тухманова и стихи Роберта Рождественского .

Триумфальное восхождение на музыкальный Олимп в карьере певца началось летом 1980 года, когда Валерий Леонтьев завоевал первую премию на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии.

Певец представил еще одну песню Давида Тухманова — «Танцевальный час на солнце». Кроме первой премии Валерий Леонтьев получил специальный приз Болгарского журнала мод «Лада» за лучший сценический костюм, который Валерий Яковлевич, как обычно, придумал и сшил сам.

В 1983 году Валерий Леонтьев сотрудничал и с другим известным советским композитором — Эдуардом Артемьевым — с песней «Дельтаплан», которая была признана песней года.

В последующие годы Валерий участвовал во множестве концертов. Иностранные журналисты сравнивали экспрессивную манеру исполнения певца с Миком Джаггером .

В первой половине 80-х Валерий Леонтьев регулярно принимал участие в концертах Раймонда Паулса , в 1984 году снялся в видeoфильме «Я c тoбoй нe пpoщaюcь» с пecнями Пaулca.

В 1983 году Валерий Леонтьев получил почетную премию Ленинского комсомола. В этот период (с 1983 года) Леонтьев работал в Ворошиловградской (Луганской) филармонии солистом-вокалистом эстрадного жанра, художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля «Эхо».

В 1985 году Валерий Леонтьев отправился с концертами в Афганистан вместе с группой артистов. В 1986 году Валерий выступал в Чернобыле в поселке ликвидаторов Зеленый мыс. А в 1987 году Валерий Леонтьев стал Заслуженным артистом Украины.

В 1990 году Валерий Леонтьев представил в Москве пpeмьepу пpoгpaммы «Мнe кaжeтcя, чтo я eщe нe жил», потом были гастроли певца в США и ФРГ, снова Индии, Канаде, говорится в его биографии.

15 мaя 1991 года на мeждунapoдном фecтивaле «Вceмиpныe музыкaльныe нaгpaды» в Мoнтe-Кapлo Валерий Леонтьев получил пpиз «Зoлoтoй cкpипичный ключ».

В середине 90-х с композитором Чернявским Валерий Леонтьев записал в США альбомы «По дороге в Голливуд» и «Санта-Барбара». Альбом, супершоу и фильм-концерт Валерия Леонтьева «По дороге в Голливуд» был презентован в ГЦКЗ «Рoccия» (Мocквa) 14−17 мapтa 1996 года. Программа Леонтьева была отмечена Нaциoнaльнoй poccийcкoй eжeгoднoй пpeмиeй «Овaция — 96» в oблacти зpeлищ и пoпуляpнoй музыки, кaк лучшee шoу-зpeлищe гoдa. Сам Леонтьев получил премию как «солист года».

В 1996 году Леонтьеву пpиcвoeнo звaниe «Нapoдный apтиcт Рoccии». В 1998 году апофеозом признания для певца был момент торжественной церемонии закладки именной звезды Валерия Леонтьева на «Площади звёзд». В 2009 году именная звезда Леонтьева появилась на «Аллее звёзд» Славянского базара в Витебске.

С 1998 года Валерий Леонтьев работал со своим балетом «Опасные связи». Гастроли Леонтьева проходят в России, США, ОАЭ, Израиле.

9 ceнтябpя 1999 — выxoд нoвoгo aльбoмa Леонтьева «Кaждый xoчeт любить», осенью Валерий Леонтьев выступает с новой программой «Фoтoгpaф cнoвидeний».

В 21-м веке выходят новые альбомы Леонтьева: «Августин», «Кленовый лист», «Ночной звонок», «Падаю в небеса…», «Годы странствий», на песни Валерия снимаются клипы, выходят и мюзиклы. В 2003 году вышли фильм Студии Валерия Леонтьева «Три мелодии для фильма Валерия Леонтьева» и фильм-мюзикл «Золушка».

У Валерия Леонтьева новые премии, «Золотой граммофон 2005» за песню «Ягодка», «Золотой граммофон 2008» за песню «Голуби», «Бог Эфира 2009» в номинации «Радиорекорд» (за рекордное количество ротаций) и «Звуковая дорожка 2009» — Специальный приз «Легенда».

В 2009—2010 — юбилейное шоу Валерия Леонтьева «Люблю, скучаю, жду» можно было посетить в России, на Украине, в Белоруссии, Латвии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Азербайджане, Израиле, Австралии. В 2011 году прошли юбилейные концерты Леонтьева в Кремлёвском дворце съездов (шоу «Лучший навсегда!»). В 2012 году Валерий Леонтьев поехал на гастроли с концертной программой «Лучший навсегда!», посвященной 40-летию творческой деятельности (Россия, Украина, США).

Последние альбомы Валерия Леонтьева: «Художник» (2011), «Любовь-капкан» (2014) и «Это любовь» (2017).

В 2014 году Валерий Леонтьев стал обладателем премии «Звуковая дорожка 2014» газеты «московский комсомолец» — «За вклад в развитие отечественной эстрады». Также Леонтьеву досталась «Российская Национальная музыкальная премия» «за уникальный вклад в становление российской эстрадной музыки».

В интервью «СП» Валерий Леонтьев ответил на вопрос, правда ли что он первым в СССР прыгнул в толпу со сцены. «Я не прыгал в зал на зрителей с разбегу — я же не работаю в клубах, где люди стоят у сцены и такое еще как-то возможно. А на сидящих в креслах людей прыгать нельзя — ты их просто убьешь. Было вот как: я падал спиной со сцены на руки тем, кто стоял у самой рампы, и именно это — высшая степень доверия артиста зрителям: расступись они, я бы сломал себе шею или позвоночник. Да, это всегда был порыв. Никакого страха при этом я не испытывал, просто по ходу концерта возникало такое единение между мной и публикой, такое взаимопонимание, такое стремление слиться в едином порыве, что падение происходило само собой — это сравнимо с объятием любимой женщины в минуту нежности или восторга обладания», — рассказал Валерий Леонтьев.

Также в этом интервью Леонтьев дал определение понятию «попса»: «Если попса — популярная музыка, то мне смешно открещиваться от этого, когда у меня полные залы от Москвы и Санкт-Петербурга до самых до окраин. Конечно, моя музыка популярная, привлекающая тысячи людей. А если говорить о пренебрежительном оттенке, который иногда привносят в это понятие… Конечно, всегда есть элитарное искусство — классические, органные концерты. Но вы спросите жителя маленького провинциального городка — продавщицу, которая работает каждый день по двенадцать часов за пятнадцать тысяч рублей в месяц, а где-то и за десять, или швею на сдельной работе — давно они на таких бывали? Не надо ни снобизма, ни ханжества. Я говорю с людьми музыкой, которая доставляет им удовольствие, и абсолютно этого не стыжусь».

Болезни Валерия Леонтьева и состояние его здоровья

Валерий Леонтьев относится к числу вечно молодых представителей российского шоу-бизнеса и вопрос «сколько ему лет» регулярно возникает, когда певец появляется на телеэкране. Но сколько бы лет не было Валерию Леонтьеву по паспорту, выглядит он, несомненно, молодо. Хотя не все знают, чего ему это стоит.

На самом деле, Валерий Леонтьев никогда не мог похвастать хорошим здоровьем, болезнь едва не прервала карьеру певца еще в самом ее разгаре. Из биографии артиста известно, что еще в 1982 году, то есть, когда Валерию Леонтьеву не было и 34 лет, он пережил серьезную операцию — ему удалили опухоль из горла. В это время остро встал вопрос о его будущей певческой карьере. Однако вскоре выяснилось, что Леонтьев все-таки сможет продолжить петь. Тогда ему помог известный латвийский композитор Раймонд Паулс, отмечалось в биографии Валерия.

По воспоминаниям сестры Леонтьева, Валерий выступал и с воспалением легких, и со сломанной ногой.

Здоровье подводит Валерия Леонтьева и в последнее время. В 2018 году выступление Валерия Яковлевича в Туле было отменено из-за плохого самочувствия артиста.

По словам представителя певца, у Леонтьева поднялось давление, поэтому концерт пришлось отменить. Он также подтвердил факт вызова скорой помощи, однако отметил , что помощь врачей не понадобилась. Артист сам уехал на своей машине.

Российский певец Валерий Леонтьев признался, что устал от работы и подумывает о завершении карьеры. Однако произойдет это не ранее 2019 года, после юбилейного бенефиса.

В настоящее же время, по словам Леонтьева, на сцене его держит любовь зрителей и чувство долга перед публикой.

Кстати, супруга певца Людмила также считает, что ему пора уйти на покой. Сейчас Валерию Леонтьеву 69 лет, постоянные перелеты и вступления отнимают у него много сил, которые в таком возрасте нужно беречь, считает его жена.

«Людмила прекрасно понимает, что мужа любят зрители, но пришло время подумать о себе! Он с ней согласен, хотя ему и будет непросто принять такое решение: все-таки всю свою жизнь посвятил музыке…», — приводили в новостях слова друзей пары.

Личная жизнь Валерия Леонтьева

Валерий Леонтьев женат на Людмиле Николаевне Исакович с 1972 года. Со своей женой Леонтьев познакомился в тот период, когда Людмила была администратором ВИА «Эхо». Однако официально они зарегистрировали свои отношения только в 1998 году в США в Майами, где в данный момент Людмила проживает. В новостях СМИ сообщалось и о разводе Валерия Леонтьева с Людмилой.

Законную жену Валерия Яковлевича Людмилу Исакович мало кто видел даже из коллег артиста, писала «КП», но этому изданию Леонтьев говорил, что «Людмила — самый близкий для него человек» и опровергал новости о том, что брак является фиктивным.

А сама супруга Леонтьева рассказывала, что Валерий очень понравился ей при первой встрече: «Когда я познакомилась с Валерой, он мне сразу понравился. В то время я руководила сыктывкарским ансамблем «Эхо» и искала солиста. Увидела Леонтьева и сразу сказала: «Этот парень будет работать со мной!»

В 2009 году сообщалось, что якобы Валерий Леонтьев ищет суррогатную мать для своего ребенка, а до этого думал об усыновлении мальчика не старше пяти лет, сообщал «КП» друг артиста. Но пока не было новостей о том, что в семье Валерия Леонтьева появились дети. Хотя его жена говорила , что не против и ребенка Валерия от другой женщины.

Личная жизнь Леонтьева полна тайн, о ней крайне мало информации в прессе, а поклонникам оставалось судачить и распространять слухи. Валерию Леонтьеву приписывали романы с Аллой Пугачевой , Лаймой Вайкуле , Лорой Квинт , последняя признавала слухи правдивыми.

Сам Валерий Леонтьев всегда оберегал свою личную жизнь от посторонних глаз. Как это часто бывает, подобная скрытность вызывала подозрения в скрываемой от общества гомосексуальности. Но никаких достоверных подтверждений этому нет.

В отличной форме — его ждут с концертами во многих городах России. А ведь в детстве у него не было выдающихся вокальных способностей. Артистичность — да, видимо, с рождения. Об этом говорили многие, с кем довелось общаться в Ивановской области, где прошли школьные годы певца. А еще — о тайнах, которыми до сих пор окутаны, как туманом, детство и юность Леонтьева.

Бабушка или мама?

На официальном сайте народного артиста Валерия Леонтьева о раннем периоде его жизни — всего пара строк: детство прошло в Архангельской области. Мaльчик пeл в шкoльнoм xope, учacтвoвaл в дpaмкpужкe, увлeкaлcя pиcoвaниeм и тaнцaми. 1966 г. — солиcт в xope вeтepaнoв тpудa в Юpьeвце. Огромный и важный период в своей жизни певец скрывает. И, наверное, его можно понять.

— Подождите, выключите, я сейчас успокоюсь, — несколько раз повторяла Александра Сиротина, бывший директор школы № 1 в Юрьевце, которую окончил Валерий Леонтьев.

На берега Волги 12-летнего мальчика привезли из Воркуты. Мать родила его в деревне Усть-Уса Коми АССР, но так как оба родителя были оленеводами и постоянно кочевали, то и отсюда через три недели уехали.

Фото: www.globallookpress.com

— У него такая судьба, — вытирала слезы Александра Васильевна, — мы даже не знали, где он родился, чтобы написать в аттестате место постоянного жительства — у оленеводов ведь его нет. Валера говорил, что до 12 лет помнит только то, что ходил с отцом за оленями.

Несколько людей, знавших народного артиста простым мальчишкой, не могли точно сказать, с кем он жил. Классная руководительница Галина Пристова утверждала, что была у своего ученика дома и познакомилась с его бабушкой — черноволосой украинкой Екатериной Ивановной и седовласым дедом Яковом Степановичем , ихтиологами. Правда, ее Валера называл мамой, да и отчество у него — Яковлевич. Анна Ивановна Смирнова , старенькая мама близкой подруги Леонтьева, была более категорична: «Мать его бросила маленького. А отца-то и не бывало. Не нужен мальчик был матери. Она вышла замуж, а его отправила... Сам Валерка так говорил».

Никто никогда мать его не видел, да и он не рассказывал о ней. Втроем с бабушкой и дедушкой они занимали в Юрьевце половину деревянного дома на Карпушинской, 11, размером в одну комнату. Жили скромно, даже бедно.

Но Майя Рудая, старшая сестра Валерия по матери , в телефонном разговоре опровергла все домыслы: в Юрьевце он жил с родителями. И в школе об этом не знали?

Фото: www.globallookpress.com

Мальчишки его били

Учился Валера на «4» и «3». Очень хорошо рисовал, любил сочинять для стенгазет научно-фантастические рассказы. Он уже тогда был очень артистичен, но сказать, что обладал прирожденным певческим талантом, не решался никто. В то, что Леонтьев станет известным, не верили. Даже смеялись над ним. А он наряжался цыганкой, падал на колени, выпрашивал у директора школы белые туфли на каблуках и кольца. Красил или приклеивал себе ресницы, завивал и без того кудрявые волосы...

— Мы считали его своей подружкой, — рассказывала Наталья Чачба , когда-то участвовавшая с Валерием в художественной самодеятельности. — Не стеснялись и юбку поднять, чтобы подтянуть чулки, и лифчик застегнуть. Он и общался-то больше с нами, чем с ребятами. Они его били. Как-то один даже зажал Валерку в углу — не признал в нем, накрашенном и в женском костюме, парня. Пришлось спасать.

Многие тогда после школы шли на прядильную фабрику. Тесемщиком-смазчиком прядильного оборудования работал здесь и Валерий. К тому времени бабушка его уехала в Анапу, он поехал было с ней, но вернулся — не смог там жить. Так что кормить себя и платить за квартиру ему теперь приходилось самому. Одно время даже работал почтальоном. И получал огромное удовольствие от художественной самодеятельности, даром, что ездить с агитбригадами приходилось по колхозам, петь в поле без микрофонов, а ночевать в автобусе.

Валерий Леонтьев Фото: www.globallookpress.com

Один из приятелей Валеры Борис Туманов , с которым он тогда вместе выступал, долгие годы жил в Юрьевце и работал на фабрике рабочим. А вот лучший друг Леонтьева Сережа Трухин давно покончил с собой. Валера и Сергей после школы хотели было поступать в военное училище — это была мечта Трухина. Но поехали в ГИТИС — Леонтьев уговорил. Подойдя к зданию института и увидев, какие мальчики и девочки, приехавшие на «Волгах», туда поступают, Валера жутко испугался. И прежде всего — своего окающего выговора, которым щедро одарила его ивановская земля.

— Помню, прибежали они ко мне летом, — рассказывала классная руководительница Галина Пристова, — сели в саду: «Ой, горе-то у нас какое!». Я: «Господи, что случилось?» — «Да в театральное провалились». Мы жили рядом, и ребята часто провожали меня вечером из школы. Валера был очень нежный мальчик. Бывало, положит мне голову на плечико, прижмется... Очень не хватало ему ласки.

Он ее так любил, а она ему изменила

Ласки Валера недополучил ни в детстве, ни в юности. Да и, повзрослев, так и не создал настоящей семьи. В привычном понимании слова. В Юрьевце у него были две подруги. Одна — Екатерина Костерина — стала учительницей начальных классов. Они долго дружили, вместе выступали с агитбригадой, курили «Шипку» и «Солнце». А перед его отъездом в Воркуту выпили на двоих бутылку крепкого «Шартреза» с редиской и сметаной. Потом он долго писал ей письма с Севера. Но она не откликнулась.

— Валера был прекрасный друг: добрый, щедрый — последнее отдаст. Бывало, придешь к нему, а него всегда пузырьков море: он что-то смешивал, химичил, делал лаки для ногтей. Ему ничего не жалко было. Но как будущего мужа я его не представляла. Он потом присылал мне фотографии, но мой муж все разорвал. Ревновал сильно. Хотя Валерка был на нашей свадьбе свидетелем.

Фото: www.globallookpress.com

Участница самодеятельности того времени Ирина Доброва уточнила: «Это была его первая школьная любовь. Он так любил Катьку! А она ему изменила...».

С другой девушкой, Людой Смирновой , Леонтьев дружил уже после школы. И даже жил с ней и ее мамой в их доме. Знакомые уверяют, что между Валерой и Людой ничего не было — мол, она всегда любила другого, за него потом и замуж вышла. Правда, неудачно — прожили молодые всего 6 лет. А вскоре Люды не стало.

Мама Людмилы Анна Ивановна очень любила Валеру. И, когда он уезжал в Воркуту, не смогла сдержать слез: «Ты ведь мне как родной, привыкла я к тебе». Он по дому все делал, рассказывала она, Люде ничего не позволял: убирался, ходил на озеро стирать, картошку копал. Но с Людой они были только друзья. Хотя и ее муж сжег все его снимки. А Валера присылал ей из Анапы пальто, платье, туфли...

Спустя годы Леонтьев приезжал с концертом в Иваново, и многие юрьевчане ездили послушать земляка. После выступления встретились, кто-то спросил: «Ты Люду-то Смирнову помнишь? Умерла ведь она...». Леонтьев схватился обеими руками за голову и ничего не сказал.

Директор школы Александра Сиротина предположила, что смерть Люды, а может, и ее замужество, остались глубокой раной в душе Валерия Леонтьева. Возможно, отчасти поэтому он лишь раз приехал с концертом в Юрьевец. И ни разу — просто так.

Валерий Леонтьев Фото: www.globallookpress.com

Потом, на Севере, он женится на Людмиле Исакович , с которой будет долгие годы работать в одном коллективе. Супруги разведутся, она останется в Америке, он купит ей дом в Майами, они снова распишутся, но будут жить по разные стороны океана. Все это будет потом.

А тогда Леонтьеву предстояло отправиться в Воркуту, куда его вызвала сестра Майя, чтобы он поступил в горный институт. Валера учился и работал одновременно. В условиях вечной мерзлоты он был лаборантом на полигоне, где проводились испытания по улучшению свойств грунтов. По словам инженера НИИ оснований и подземных сооружений Зои Сорокиной , Валера снимал показания приборов и заносил в специальный журнал; работа была не тяжелая, но очень ответственная. Хватило его на год. После этого он ушел в НИИ «Печорпроект» чертежником — делать технологические проекты горных разработок. Борис Согрин — тогда секретарь комсомольской организации, потом — директор НИИ , вспоминал, что и там Леонтьев участвовал в художественной самодеятельности. «Не жалею, что из него не получилось горняка, — сказал Согрин. — Он ведь стал замечательным певцом». Тем более что именно в этом городе состоялся первый сольный концерт Леонтьева, после чего, по ассоциации с испанским певцом, его стали называть «воркутинским Рафаэлем».

Фото: www.globallookpress.com

Ну, какой из него украинский певец?

По биографии Леонтьева можно изучать географию страны. А в его трудовой книжке, до 90-х годов лежавшей в Ворошиловграде, наверное, уже не хватало страниц, чтобы вписывать все новые места работы и учебы. Сыктывкарская и Горьковская филармонии, Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства в Москве, Институт культуры в Ленинграде... Только в Коми он исколесил десятки тысяч километров с гастролями своего коллектива «Эхо», за что и получил первый в жизни почетный знак «Отличник культурной работы на селе».

— Помните фильм Валеры об Индии, где он ползет к океану? Вот так он и полз. Чтобы стать звездой.

Это снова слова Александры Васильевны, которая больше всех переживала, что Валера не приехал на большой юбилей школы. Хотя ему отправляли приглашение. В школе обиделись: мог бы хоть телеграмму отбить. Что-то на него непохоже, говорила бывший директор школы, не может быть, чтобы он так вознесся.


  • © РИА Новости / Юрий Сомов
  • © РИА Новости / Дмитрий Донской

  • © РИА Новости / Юрий Абрамочкин

  • © РИА Новости / Пунас
  • © РИА Новости / Владимир Федоренко
  • © РИА Новости / Юрий Абрамочкин

  • © РИА Новости / Юрий Абрамочкин

  • © РИА Новости / Владимир Вяткин
  • © РИА Новости / Дмитрий Коробейников

  • © © РИА Новости / Евгений Резник

  • © РИА Новости / Нина Зотина

— Валера всегда был простым, искренним, даже немного босяковатым, — вспоминал бывший директор Ворошиловградской (Луганской) филармонии Виталий Малюков . — Не купался в славе, был общителен. В нем не было ни высокомерия, ни снобизма. Он долгое время мотался по гостиницам, и, помню, когда мы наконец с трудом выхлопотали ему квартиру, то постарались, чтобы она была уже полностью обставлена. Мало кто знает, что Леонтьев потом больше года за эту обстановку расплачивался. В то время ведь, чтобы что-нибудь получить, кроме имени, нужно было иметь еще и звание. У нас ему могли дать только звание заслуженного артиста Украины. Но за это Валеру заставляли петь украинские песни. А какой из него украинский певец? Многие годы на моем рабочем столе стояло фото Леонтьева. Но, признаюсь, тогда я сомневался, что он так долго будет в зените славы. Сейчас понимаю: Валера — великий. Он — мастер.

— Валера — золото, а не человек, — говорила его сестра Майя Ивановна. — Обязательный, добрый, неконфликтный. Его обижали, а он не реагировал. Валера бесподобно рисует, вышивает, шьет. Когда-то даже обшивал всю свою группу.

Помогал Валерий Яковлевич и Майе. Деньгами, посылками. В свое время она с мужем уехала в Анапу и увезла с собой мать (возможно, ту самую женщину, которую школьные учителя в Юрьевце считали бабушкой). По словам Майи Ивановны, мать жила там до своей смерти в 1996 году. Но сам Валерий Яковлевич не раз упоминал, что мать живет с ним в Москве. Еще одна загадка без разгадки?

— Он считал, что у него не было детства, — продолжала сестра. — Ему говорили: «Иди, бегай с ребятами, купайся в Волге», а он все время занимался чем-то совсем не детским: писал, рисовал, вышивал, пел. А когда уже стал известным, ему вдруг стали запрещать некоторые песни, на какое-то время для него даже были закрыты Ялта, Москва, телевидение, ГЦКЗ «Россия». Брат страшно переживал, считая, что его унижают, не давая петь то, что он чувствует. А Валера ведь выступал и с воспалением легких, и со сломанной ногой.

Список ЧП личного масштаба Леонтьева можно продолжить. Однажды цыгане чуть не «выкупили» его за бутылку самогонки. Потом он был на грани потери голоса, перенес операцию на связках. Комсомол, в котором он, как ни странно, состоял, и партия «гнобили» его по любым поводам, а чаще за непристойный, как казалось бонзам, внешний вид. На заре перестройки популярная газета опубликовала письмо жителей Каляевской улицы (долгое время в Москве Валерий жил у друзей) о недостойном поведении поклонников певца. Только где теперь те писатели, а где — Леонтьев.

— Валерий Яковлевич, вы говорили, что всю жизнь ненавидите конкурсы. Как вам сидится в жюри «Главной сцены»?

— Да ужасно. Я уже и пожалел, что согласился, и решил уйти после второй съемки, но потом сам себя убедил остаться, раз уж подписался. До этого у меня был опыт «журения», но совсем незначительный и сильно меня не травмировавший. Первый раз меня Юра Николаев уговорил посидеть в жюри детского конкурса «Утренняя звезда» — ну я там всем пятерки лепил. Второй раз, лет пять назад, пригласили в Ялту на «Crimea Music Fest», и мы с были сопредседателями жюри. Там было интересно: сильный конкурс, сильные исполнители из Южной Америки, Европы, с Ближнего Востока. А система судейства была не очень мучительная: прикрываешься табличками с баллами, и ничего не надо объяснять. А на «Главной сцене» нужно обосновывать свои решения — профессионально и в то же время доходчиво для зрителя, сидящего у телевизора.

Но не это основная сложность. Говорить нет человеку, даже самому беспомощному и неумелому, очень тяжело. Все, с кем я сижу в жюри, испытывают колебания, сомнения, и в конце концов, если надо сказать нет, один делает это мягко, аккуратно, другой специально себя накручивает, распаляет и кричит: «Нет!»

— Говорить нет человеку, даже самому неумелому, очень тяжело для меня. И, думаю, не только для меня. С Дианой Арбениной на съемках «Главной сцены». Фото: Алексей Ладыгин/ телеканал Россия

— Тоже пытаетесь себе внушать: «Я кровожадный, я беспощадный, я злой разбойник Бармалей»?

— Внушай не внушай, во мне совсем нет кровожадности, но существует изрядная порция беспощадности. Однако когда я должен шести исполнителям из двенадцати сказать нет, утешает то, что еще шестерым я могу сказать да, что я несу не только боль и разочарование, но и радость!

— В программе под главной сценой ­подразумевается Государственный Кремлевский дворец, где будут выступать финалисты. А какую сцену вы для себя считаете главной? Вы за сорок с лишним лет их столько перевидали!

— Для меня лично главная сцена та, на которой я нахожусь сегодня. Вышел на сцену Магаданского дома культуры — значит, сегодня это самая главная сцена в жизни. Завтра будет КЗ «Крокус Сити Холл», потом Воронеж или Анадырь — и там будет та же история. Но скоро у нас с «Главной сценой» стопроцентное совпадение: 23 октября у меня будет концерт в Кремлевском дворце.

— А почему вы ненавидите конкурсы, если вы на них регулярно получали Гран-при и первые места?

— Но это же чудовищная нервотрепка, физически и психически огромное напряжение! На «Золотом Орфее» я до такой степени волновался, что вообще не запомнил своего выступления. На автопилоте ноги вынесли, а когда оркестр заиграл, я открыл рот и, наверное, запел. Но как я пел и что я в это время делал и чувствовал, как уходил со сцены, не помню вообще! Очнулся уже вечером после выступления. Мы с композитором Давидом Тухмановым (я исполнял его песню «Танцевальный час на Солнце») и его тогдашней женой Татьяной сидели в фойе отеля «Сатурн» и напивались, ожидая вердикта. Вышел наш член жюри Константин Орбелян и сказал: «Поздравляю. Первая премия». И мы стали пить уже за победу.


Знаю, что есть люди, выступающие на конкурсах абсолютно беспечно, в хорошем настроении и с полной уверенностью, что даже если они не победят, все равно они лучшие. Мне тоже хотелось бы быть таким уверенным в себе: выпорхнуть на сцену и без трясучки, в удовольствие сделать то, что нужно. Но ни разу не получилось! Хотя в 1979 году в Ялте на конкурсе «Крымские зори» я, видимо, лучше себя держал в руках, по крайней мере помню, как пел одну песню, вторую. Там я, кстати, тоже исполнял произведение Тухманова, но другое — 12-минутную балладу на стихи Роберта Рождественского «Памяти гитариста». Я понравился жюри, но с оговорками. Меня за кулисами выловила сидевшая в жюри Гелена Великанова и сказала: «Раскрою секрет: ты будешь в числе лауреатов, если сбреешь усы». У меня были длиннющие усы, как у таракана. Я начал ныть: «Ну почему? Ничего же такого страшного… А про волосы ничего не говорят?» Она: «Про кудри вроде молчат, а вот усы им просто не дают покоя. Ну сбрей, будешь лауреатом». Я подумал: «Ладно, потом новые отращу, еще лучше этих». Сбрил — и стал не просто лауреатом, а победителем.

Кстати, благодаря этому конкурсу со мной захотел познакомиться и, возможно, посотрудничать сам Тухманов. Позвал к себе на дачу. Созвонились, он сказал, что встретит меня у метро «Молодежная». Договорились, что я буду на выходе из первого вагона, а он будет в пыжиковой шапке и дубленке — ну, как положено преуспевающему композитору. Так и произошло. Он меня привез на дачу, пригласил в зал, где стоит рояль, я только туда сделал шаг — и на меня как прыгнет собака! У них была чудовищная, огромная овчарка Роза. Я этого не ожидал, и хозяева тоже не думали, что Роза на меня столь бурно отреагирует. Они отогнали Розу, и ­Татьяна загородила меня стульями. Сижу ошарашенный в импровизированном вольере, а хозяева допрашивают, где я да что я. И Давид спрашивает: «А можете сейчас спеть что-нибудь?» — «Конечно». — «А что?» Я лихорадочно перебирал в голове варианты и почему-то решил, что надо петь песню Александра Зацепина «Ищу тебя» из кинофильма «31 июня». Ничем, кроме шока от встречи с Розой, выбор объяснить не могу. У Татьяны брови вверх полезли, а Давид говорит: «Ну, я подыграю, правда, я не очень хорошо эту тему знаю…» Спел. Татьяна спрашивает: «А какую-нибудь песню Тухманова можете исполнить?» — «Да! Я же на конкурсе победил с песней Давида Федоровича «Памяти гитариста»!» Тухманов отвечает: «А, эту песню я могу сыграть». Так началось наше усердное и успешное сотрудничество.

— Меня за кулисами выловила Гелена Великанова и сказала: «Будешь в числе лауреатов, если сбреешь усы». 1977. Фото: Из личного архива Валерия Леонтьева

— А на конкурсе «Песня-72» в Сыктывкаре вы, видимо, волновались еще меньше, чем в Ялте, и поэтому помните его в деталях?

— В деталях вряд ли. Помню только, что приехал на костылях, но на сцену вышел с палкой. За пару недель до поездки я играл в Воркуте в народном театре в спектакле по пьесе Андрея Макаёнка «Затюканный апостол». Ее тогда везде ставили — в столичных театрах, в провинциальных, в самодеятельных… Это история про гениального подростка — его-то я и играл. В знак протеста мой герой прыгает в окно — и я однажды неудачно выпрыгнул: приземлился на пятку, а пятка-то возьми и сломайся! Ногу закатали в гипс, но я все равно отправился на «Песню-72». Хотя близкие говорили: «Ну куда ты поедешь? Еще и в гипсе! Видишь, тебе сам Бог велел никуда не ездить. Сиди тут». Действительно, жизнь более-менее сложилась, я учился на вечернем отделении в горном институте, играл в самодеятельности, где меня любили и ценили, вокруг было такое «болотце» удобненькое. Но именно комфортное «болотце» меня и не устраивало, я решил ехать во что бы то ни стало, изменить ситуацию, вырваться из киселя повседневности. Может, гипс помог —

благодаря ему меня выделили и я вошел в число 15 финалистов, которых отправили учиться в Москву, чтобы впоследствии они стали артистами Коми Республиканской филармонии.

Потом я много раз выступал в гипсе. У меня начались проблемы с коленными суставами: побитые хрящи — это вечная проблема спортсменов и балетных. Последовал ряд операций, и я выступал, не дожидаясь полного заживления. А вот надо, надо было дожидаться! Но вечно этот сумасшедший график. «Давай-давай скорее! Может, как-нибудь? Ну, ничего, похромаешь, публика же все понимает, — говорят организаторы. — Тихонько выйдешь, сядешь на стульчик, споешь…» Одну песню отсидеть на стульчике я еще могу, а весь концерт — это же нереально. Забываешь, встаешь и начинаешь работать как можешь.

На авторском вечере Тухманова в конце 1990-х годов я тоже выступал в гипсе. На сцене сидел Большой эстрадно-симфонический оркестр. Погасили свет, меня в это время тихо вывели и поставили в центре за барабанщика. Врубают свет — стоит артист. Я стоя спел две песни, потом снова свет вырубили, я попятился назад, и меня увели. Однажды на «Золотом граммофоне» пел с совершенно свежим гипсом. Сел в кресло на колесах, балет меня вывез, стал крутить — публике еще и забавно было.

— До того как вы начали выступать на «Золотом граммофоне» и творческих вечерах известных композиторов, вашими главными сценами несколько лет были ДК и сельские клубы Республики Коми.

— Да, мы много по ним поездили. Переезды были на большие расстояния и очень тяжелые. Министр культуры распределял по филармониям для перевозки артистов маленькие автобусики «Кубань», и одно время параллельно с нами работала цирковая труппа лилипутов, мы ездили вместе. Лилипутам хорошо, улягутся все вместе на капот, спят в тепле — капот у «Кубани» был здоровый и находился внутри автобуса. А мы сидим согнувшись на сиденьях и мерзнем. Наша певица Лариса Веснич очень любила животных. Но какую живность можно взять с собой? Она возила в стеклянной банке двух хомяков — самца звали Луис, а самку Элла, в честь Луи

Армстронга и Эллы Фитцджеральд. Банка стояла на полу, и во время одного переезда было так холодно, что они замерзли насмерть. Лариса их долго отогревала, пыталась реанимировать, но было уже поздно.

Да что хомяки, мы сами могли замерзнуть. Однажды на Омсукчанском перевале заглох мотор, и нужно было менять катушку зажигания, но ее не было. Мы берегли тепло в остывающем автобусе и ждали, когда мимо нас кто-нибудь проедет: дорога там одна, и рано или поздно кто-нибудь да должен был появиться. Но не было никакой гарантии, что у этого кого-то окажется лишняя катушка. Мы нашли замерзшего зайца, развели костер и зажарили его. К счастью, часов через двадцать мимо проезжал самосвал, и у водителя оказалась запасная бобина зажигания, которая нам подошла. Приедешь с такими приключениями в колхоз, помоешь так называемую гримерку в клубе, потому что она вся в паутине, печку натопишь: зимой, когда на улице -40 °С, в клубах бывало примерно столько же.

В 1975 году на Колыме была особенно холодная весна, и когда мы приехали на площадку то ли в Сусумане, то ли в Омсукчане, в зале висели не просто сосульки, а натуральные сталактиты, а под ними росли сталагмиты! Наверное, еще осенью труба лопнула и текла, текла… И зрители сидели прямо между сталагмитами в шубах, шапках и унтах.

— Мы много ездили по разным ДК и сельским клубам. Переезды были на большие расстояния и очень тяжелые. С группой «Эхо» (1978). Фото: Из личного архива Валерия Леонтьева

— А вы в чем выступали?

— Мы полегче одевались: музыканты в свитерах и куртках, артистки поддевали под платья тонкие шерстяные кофточки, но я всегда хорохорился, как будто лето жаркое. За сценой ходил в шубейке, а перед самым выходом скидывал ее — и вперед. Вскоре даже жарко становилось, я потел — и ничего, не болел.

— Вы же первое время лично шили себе костюмы.


— Не только себе, я всей группе шил штаны! Девочки из нашей группы не были профессиональными портнихами, но строчили, как и многие в те годы. Они мне показали выкройку брюк, и я быстро сообразил, как с ней работать, научился снимать индивидуальные мерки. Тогда носили клеш и «колокол». На худого одной длины хватало, на толстого надо было две длины брать. Дальше просто: снимаешь мерки, делаешь выкройку по образцу, режешь ткань, сметываешь, делаешь примерку, поправляешь что-то и строчишь на машинке. Машинку с собой возили.

— Основательный у вас был багаж!

— Мы были хозяйственными ребятами — жизнь заставляла. Когда мы, счастливчики, выигравшие в Сыктывкаре конкурс «Песня-72», учились в Москве, то жили в гостинице. Но тогда нельзя было жить в одной гостинице дольше месяца, поэтому мы кочевали по разным в районе ВДНХ — из «Алтая» в «Зарю», потом в «Восток», и везде надо было стирать самим, поэтому мы купили в складчину большое виниловое корыто ярко-розового цвета и ­повсюду его таскали. А когда возвращались из Москвы в Коми, чтобы работать в филармонии, подумали, что оно вполне может пригодиться и там — и взяли его с собой. Я спускался по трапу, неся корыто, и это произвело на встречающих неизгладимое впечатление. Разбрасываться в те годы корытами, тазами и чем угодно еще было недопустимо: все было дефицитом.

В середине 1980-х мы в числе прочего возили с собой дефицитную штангу. Тогда популярные артисты на гастролях не мотались сегодня в один город, завтра в другой, послезавтра в третий, а приезжали в один город и давали концертов двадцать. Я свой личный рекорд поставил в Алма-Ате: дал 42 концерта подряд на одной площадке. Поэтому брали с собой вещи не только первой необходимости, но и пятой, и восьмой тоже. Вот и таскали с собой штангу, которую достали по блату на спортивной базе. Оставляли ее на концертной площадке за кулисами и занимались, кто когда хотел. Пока не приехали во Львов. Там во Дворце спорта оставили, а вернулись — нет нашей штанги.

— А еще кто-нибудь из звезд возил с собой штанги, не знаете?


— Не в курсе. Но одну вещь в 1970-80-е возили все, кто о ней знал, — а знали многие. Это великое изобретение называлось «рогачик». Мы много ездили по холодным площадкам, а рефлекторы и прочие обогревательные приборы очень громоздки, неудобны для перевозки, и КПД у них ничтожный. Но какой-то умелец придумал делать из алюминиевой проволоки прямоугольную рамку, между двух сторон которой крепилась спираль от спиральной плитки. Одна сторона рамки была разомкнутая, и два конца проволоки были «вилкой», которую втыкали в розетку. Для удобства и безопасности между «штырями» «вилки» изолентой приматывали спичечный коробок. Эта штука втыкалась в розетку, накал происходил моментально, и гримерка или номер в гостинице прогревались достаточно быстро. Администратор гостиницы видит, что начал бешено вертеться счетчик, и понимает: негодяи-артисты подключают свои обогреватели, хотя делать это запрещено. И идет с проверкой. Он стучит в твой номер, ты вытаскиваешь «рогачик» из розетки, он за секунды остывает, и ты кидаешь его под кровать. Администратор: «Что у вас включено?» — «Ничего нет, проходите и смотрите». — «Но у вас же тепло в номере». — «Надышал».

Абсолютно все возили кипятильники, некоторые с их помощью даже суп варили. Все так привыкли к кипятильникам, что и позже, когда уже останавливались в хороших гостиницах, не могли с ними расстаться. В 1988 году мы приехали на гастроли в Индию, нас поселили в Дели в прекрасном пятизвездочном отеле. На одном этаже жила и ее «­Рецитал», а на другом — я со своей командой. И когда мы вечером возвращались, то все синхронно втыкали кипятильники, и в отеле вырубалось электричество. Индусы бегали и искали поломку. Они не могли понять, что за странное совпадение: почему стоит приехать советским артистам, как вырубается свет? Через несколько дней мы договорились с пугачевскими ребятами: «Давайте вы будете включать кипятильники в одиннадцать, а мы полдвенадцатого».

— Мы жили в одной гостинице с Аллой Пугачевой и ее группой «Рецитал». Когда мы вечером возвращались, то все синхронно втыкали кипятильники — и в отеле вырубалось электричество. С Аллой Пугачевой и Максимом Галкиным. Фото: Persona Stars

— Сами по себе бытовые сложности и дефицит — вещи малоприятные. Но рассказы о ­преодолении ужасно захватывают.

— Ну да. И если достал дефицит, то это уже не просто вещь, а охотничий трофей, и ты помнишь ее саму и ­какие-то подробности добычи. В 1981 году я поехал на гастроли с программой «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»: Госконцерт ее ежегодно делал с артистами из соцстран и каким-то одним отечественным исполнителем. Вот там я поживился! Выменял у чешских артистов на водку серебряные эластичные джинсы из ткани бифлекс — у нас днем с огнем такие невозможно было найти. И отличные сапоги, радость

обладания которыми омрачал лишь один момент: они были мне малы на два размера. Но красивые! Первый раз надел на концерт — ноги в кровь стесал. Они потом растянулись на размер, стало полегче, и я в них долго работал.

А в 1988 году я подобным образом выменял у зарубежной артистки золотой лифчик. Не смотрите на меня так! Мы ставили рок-оперу «Джордано», где у меня было три роли — Джордано Бруно, Шута и Сатаны, а по эскизам Сатана был в золотых плавках с цепями. Цепи-то мы нашли, а вот с золотым бифлексом по-прежнему была напряженка. Но в Ленинградской филармонии за кулисами я увидел артистку в золотом купальнике, предложил ей за него, кажется, две бутылки водки и быстро сварганил плавки.

Разумеется, как только появилась возможность шить концертные костюмы у модельеров, я стал ею активно пользоваться, но старые вещи бережно хранил на даче в Валентиновке — пока однажды не сжег году в 1990-м. У меня было отвратительное настроение, я поехал на дачу, а там уже этих ­костюмов было столько, что они меня потихоньку стали из дома выживать. И я подумал: чего я этот хлам-то храню? Новую одежду девать некуда, потому что все забито барахлом, купленным в ­1970-80-е. Развел в огороде костерчик, да и сжег дикое количество костюмов, обуви, несколько ящиков фотографий. Башмаки коптили ужасно! Но пространство я освободил, и на душе полегчало.

А декорации одного шоу — то ли «Полнолуния», то ли «По дороге в Голливуд» — мы сожгли чисто из практических соображений. Дело было в Питере, мы закончили шоу, и дешевле было сжечь декорации, чем везти обратно в Москву, да потом еще и арендовать склад, чтобы их хранить.

— Пожарных не вызвали?

— Нет, мы предупредили, чтобы не беспокоились. Там все было схвачено и все были свои люди. С тех пор как мне в 1981 году почему-то запретили давать концерты в Москве, БКЗ «Октябрьский» стал просто родным домом. Я тогда в Ленинграде проводил времени больше, чем в Москве, даже учился в Институте культуры имени Крупской на режиссерском отделении.

— Хотели лично ставить свои программы?


— Хотел подстраховаться на случай, если петь не смогу. Я бесконечно выступал и записывался в студии, и начались проблемы с голосом: до определенной ноты доходишь — и все, дальше нет звука. Пошел в институт оториноларингологии, то есть «институт ухо-горло-нос», если по-простому, и там у меня нашли опухоль на правой голосовой связке. Прекрасный хирург Ральф Исаакович Райкин, брат Аркадия Райкина, мне ее удалил. К счастью, все прошло удачно, только после операции месяц нельзя было издавать ни звука.

Этот месяц был не самый спокойный в жизни. С одной стороны, лежишь себе, книжки читаешь, телевизор смотришь — поди плохо. Но не покидает мысль: а будет звук-то? А какой он будет после столь серьезного вмешательства? Но обошлось, и голос стал звонкий-звонкий! Однако я решил на всякий пожарный случай получить режиссерское образование. Учился заочно, совмещая с гастролями, приезжал на сессии. Историю КПСС у нас ­вела Людмила Нарусова, жена Анатолия Собчака. Я сдавал ей экзамен, тянул билет, как положено. Но мы встречались и помимо занятий, потому что Анатолий Александрович очень любил сцену и артистов, он бывал на моих концертах.

В Питере же меня первый раз записывали для телевидения. В гостинице «Прибалтийская» снимали первомайский «Огонек», где я должен был исполнить песню «Ненаглядная сторона». Режиссер уже знал, что Леонтьев сейчас начнет руками-ногами махать и надо его как-то «обезвредить», потому что у нас на телевидении такое не приветствуется. Мне сказали, что хотят меня снять с определенной точки, а для этого я должен встать на тумбочку. Притащили из подсобки тумбочку для хранения столовых приборов, она высотой почти со стол и при этом поуже стула. Я на нее встал — и не мог ногой даже шевельнуть. Только руками разводил в самых патетических моментах.

— Но почему режиссер не мог с вами просто договориться?

— Он мог. Но я не мог договориться со своими руками и ногами. Я обещал стоять по стойке смирно, а когда начинал петь, все равно двигался.


Но ухищрения с тумбочкой были напрасны, из «Огонька» меня все равно вырезали. Может, из-за рук, может, из-за кудрявых волос, не знаю. Мне же никто ничего не объяснял. Я с редакторами был в хороших отношениях, мы перезванивались, дружили. И когда я спрашивал: «Ну почему в этот раз вырезали? Вроде стоял, как стойкий оловянный солдатик, волосы прилизал, лаком залил». Вместо ответа — большой палец наверх показывали. Потом одна редакторша научила: «Запишись на прием к Лапину. Не примет, так не примет. А если примет, просто поговори с ним. Пусть он увидит, что ты не страшный зверь, не диссидент, не антихрист». И я записался на прием к председателю Гостелерадио Сергею Георгиевичу Лапину, могучему ­хозяину телевидения, при ­упоминании имени которого трясло всю редактуру.

Лапин согласился меня принять, назначил на семь вечера. Когда я пришел, других посетителей не было. «Садись», — говорит. И начал мне рассказывать про то, как он был послом в Китае. Долго говорил. Секретарша чаю принесла, попили. Он тему сменил. «Вот, — рассказывает, — бывает, жалуются мне артисты один на другого. Одна известная певица жаловалась, что поклонники другой известной певицы намазали ее машину какой-то гадостью. А у тебя что за проблемы?» — «Да вот, понимаете, вырезают из программ». — «Да? Ух, негодяи. Ну, ладно, иди». Я вышел. После этого все наладилось потихоньку.


А чуть позже и с московскими ­концертными площадками наладилось. Тут меня спас Раймонд Паулс. В 1984 году он решил сделать авторский вечер «Святая к музыке любовь», где в первом отделении пели многие наши известные артисты, а второе он полностью отдавал мне — мы с ним только записали альбом «Диалог». Я предупредил: «Раймонд, у вас будут неприятности в Москве со мной». — «Посмотрим», — ответил немногословный Паулс. У него был огромный авторитет и правильные связи в отделе культуры ЦК, и он смог договориться. После концерта с Раймондом мне и в Москве выступать разрешили. Вроде дела давно минувших дней, а помню их, будто вчера. Но если во всем искать положительную сторону, то эта память помогает выступать так, как будто завтра могут запретить, и выкладываться как в последний раз.

Образование: окончил режиссерское отделение Ленинградского государственного института культуры им. Крупской

Карьера: дал первый сольный концерт в 1972 году в ДК шахтеров г. Воркуты. В 1980 году получил первую премию на международном конкурсе «Золотой Орфей». В 1991 году награжден премией The World Music Awards как лучший исполнитель в СССР. Исполнил песни «Дельтаплан», «Зеленый свет», «Полюбите пианиста», «Вероока», «Затменье сердца», «Белая ворона», «Девять хризантем» и др. Записал около 30 альбомов, среди которых: «Бархатный сезон», «Там, в сентябре», «Каждый хочет любить», «Августин»



Читайте также: