В александрийском музее все музы. История александрийской библиотеки

Александрийский мусейон (греч. muséion - храм или святилище муз)

один из главных научных и культурных центров античного мира. Основан в Александрии (См. Александрия) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях по инициативе ученика Аристотеля Деметрия Фалерского. В А. м. жили и работали учёные многих областей знания, приглашенные из различных стран Средиземноморья. Возглавлял А. м. жрец высшего ранга, назначавшийся Птолемеями, затем римскими императорами. Работавшие в А. м. учёные находились на полном иждивении Птолемеев, затем римских императоров. Расцвет А. м. относится к 3 в., а по отдельным наукам к 3-2 вв. до н. э. Большие успехи были достигнуты в математике, астрономии, естествознании, географии, медицине, а также филологии и грамматике (например, проводился критический разбор текста гомеровских поэм). Успехи в литературе были значительно скромнее. В А. м. работали: математики Архимед, Евклид, Эратосфен; астрономы Аристарх Самосский, К. Птолемей, философы Филон и Плотин, поэты Каллимах и Феокрит и др. При А. м. находилась Александрийская библиотека . В римский период (после 30 до н. э.) А. м. постепенно теряет значение. В 272/273 при императоре Аврелиане А. м. был разрушен.

Лит.: Лурье С. Я., Архимед, М. - Л., 1945: Дитмар А. Б., Родосская параллель, М., 1965.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Александрийский мусейон" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    - (греч. museion храм муз) совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в нач. 3 в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272 273 … Большой Энциклопедический словарь

    Александрийский мусейон - (греческое museion храм муз), один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале 3 в. до нашей эры, ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. В Александрийском мусейоне работали Архимед, Плотин,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч. muséion храм муз), совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале III в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. * * * АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ … Энциклопедический словарь

    - (греч. moyseion храм муз) научное, литературное и высшее образо ват. учреждение в г. Александрии, имевшее в антич. мире междунар. значение. Был осн. в 3 в. до н. э. по распоряжению царя Птолемея I. Наиболее вероятным организатором его был философ … Советская историческая энциклопедия

    Александрийский мусейон - Александр ийский мус ейон … Русский орфографический словарь

Мусические культы

Изначально в Древней Греции Мусейонами назывались священные места — горные вершины, священные рощи, гроты — на которых устанавливались алтари, а иногда возводились храмы для поклонения Музам.


Парнас — обиталище Муз. (Станца Рафаэля )

Музы (др.-греч. μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι «мыслящие») — богини-покровительницы искусств и наук. Согласно древнегреческой мифологии Музы появились от связи бога Зевса и титаниды Мнемосины (по другой версии — Гармонии). Обиталищем Муз была священная гора Парнас (греч. Παρνασσός Парнассо́с) в Фокиде, у южного подножия которой располагался храм дельфийского оракула.

От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Девять Муз были покровительницами поэзии, различных искусств и наук:

    • Каллиопа (Καλλιόπη) — эпическая поэзия
    • Эвтерпа (Εὐτέρπη) — лирическая поэзия и музыка
    • Эрато (Ἐρατώ) — любовная поэзия
    • Полигимния (Πολυύμνια, Πολύμνια) — пантомима и гимны
    • Мельпомена (Μελπομένη) — трагедия
    • Талия (Θάλεια, Θαλία) — комедия
    • Терпсихора (Τερψιχόρη) — танцы
    • Клио (Κλειώ) — история
    • Урания (Οὐρανία) — астрономия

Мусейоны как культурные и научно-учебные центры

Мусейон (роспись на килике)

Мусическое искусство было неотделимо от образования. Если в первоначальном значении Мусейонами назывались жертвоприношения при культе Муз и празднества в их честь, то уже в классическую эпоху в греческом языке так обозначались уже сами школы. А философ Платон, например, «Мусейоном» называет учебную книгу.


Афинская школа (Станца Рафаэля )

Два известнейших Мусейона — Академия, основанная Платоном, и Ликей Аристотеля — являют собой прообразы первых научных центов античности. Совместные занятия учителей и учеников, зачастую проходившие в форме бесед, составляли существо сложившихся в античной Греции ученых сообществ. Возникновение и дальнейшее существование этих сообществ всецело зависело от инициативы, личного авторитета, а зачастую и от личных средств основателей научных школ и их преемников.

В более позднюю эллинистическо-римскую эпоху положение изменилось, и государственная власть в лице царей эллинистического Египта и римских императоров взяла на содержание и поставила под свой контроль и высокую науку и образование. Примером может служить крупнейший в античности Александрийский Мусейон, основанный первыми царями Птолемейской династии (III в. до н.э.).

Александрийский Мусейон

В отличие от Афин, в Александрии на первый план сильнее выступали чисто филологические науки, так что Страбон прямо мог назвать членов Мусейона мужами-филологами. Однако слава великих библиотекарей, поэтов и филологов, таких, как Зенодот из Эфеса, Каллимах из Кирены, Аристофан из Византия, Аристарх из Самофракии, не может умалить значения Мусейона и как математико-естественнонаучного исследовательского центра непревзойденного в древности уровня.

Александрийский Мусейон

Со времен Августа заботу о Мусейоне приняли на себя римские императоры. Император Клавдий в подражание Александрийскому Мусейону основал в Риме второй Мусейон. В раннее императорское время в Александрийском Мусейоне особенно процветали филологические занятия, представленные, к примеру, такими учеными, как Феон, Трифон, Апион. Во II в. в Мусейоне были такие именитые ученые, как, например, филологи Аполлоний Дискол, Гарпократион и Гефестион, математик Менелай, врач Соран, астроном и географ Клавдий Птолемей.

Главное значение Александрийского Мусейона для будущего состояло в его косвенном воздействии на учителей христианской церкви в Александрии. Но остававшийся во все античные времена языческим, этот научный центр был уничтожен в IV в. при византийском императоре Феодосии I, по его распоряжению о запрещении языческих культов и разрушении языческих святилищ.

Таким образом, научно-философские школы, освященные именем Муз и потому называвшихся Мусейонами, появились в классический период древнегреческой истории, как частные учебные заведения, в поздний эллинистическо-римский период фактически трансформировались в крупные научно-учебные центры под патронатом эллинистическо-римских монархий, но при этом продолжали называться Мусейонами.

Новый Мусейон

— Аркадий Варламович, почему Вы не смотрите фильм? Вы — служитель муз!
— Я служу Мосэстраде!
(Цитата из кинофильма "Покровские ворота")

К сожалению, с гибелью Александрийского Мусейона практически пресеклась античная традиция научно-учебных центров с таким наименованием. Хотя, по отношению к учебным заведениям часто используют метафору "храм науки". Другие названия научных и учебных центров, пришедшие к нам из древнегреческого языка, оказалась с более завидной судьбой: школа, гимназия, лицей, кафедра, академия — все эти научные и учебные заведения с точки зрения древних греков назывались бы мусейонами. Разумеется, в современном значении названия учебных заведений утратили свой первоначальный языческий смысл. Например, академиями называются и научные центры (Российская Академия наук), и христианские богословские учебные заведения (Московская Духовная Академия).

Современные музеи, как наследники имени, в наши дни служат иному назначению

Мы хотим «сиять заставить заново величественное слово» "мусейон", наполнить его новым смыслом, и тем самым вдохнуть в него новую жизнь. Считаем, что в современном понимании этот термин будет уместно применять ко многим гуманитарным учебным и культурным заведениям.

Популяризация греческого языка и культуры — миссия нашего Центра. Поскольку, преподавание греческого языка является основным видом нашей деятельности, то нам представляется справедливым считать наш Центр греческого языка и культуры новым мусейоном.

|
александрийский мусейон
Александрийский Мусейон (или Александрийский Музей , др.-греч. Μουσεῖον τῆς Ἀλεξανδρείας) - исследовательский, учебный и культурный центр эллинистической науки. Основан в начале III в. до н. э. при первых Птолемеях по инициативе Деметрия Фалерского, находился на государственном обеспечении. состав Музея входила обширная Александрийская библиотека, организованная в этот же период.

Учёные, принятые в сотрудники Музея, занимались натурфилософией, математикой, астрономией, географией, медициной, теорией музыки, лингвистикой и другими науками. Среди них наиболее известны Архимед, Евклид, Эратосфен; Аристарх Самосский, Клавдий Птолемей, Филон Александрийский, Герон, Плотин, поэты Каллимах и Феокрит. С александрийской научной школой активно сотрудничали Гиппарх, Архимед и многие другие деятели античной науки.

  • 1 Название
  • 2 История
  • 3 См. также
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания

Название

Название «Мусейон» в древней Греции присваивали храмам девяти муз. Две музы из девяти имели отношение к науке: Урания (муза астрономии и других точных наук) и Клио (муза истории и гуманитарных наук), остальные покровительствовали искусствам. От этого слова происходит современный термин «музей», хотя Мусейон, в отличие от современных музеев, не занимался выставками каких-либо экспонатов и вообще не допускал посторонних.

История

Александрийская библиотека

Александрийский Мусейон стал самым роскошным из храмов муз. У истоков заведения стоял Деметрий Фалерский, ученик перипатетика Феофраста. Прототипом его детища послужил частный музей, устроенный в Афинах на средства, оставленные Феофрастом, и рассчитанный на известное число человек, которые должны были жить в нём, платя за доставляемые удобства своей научной деятельностью. Под мусейон была отведена часть дворцовых построек вдоль гавани; было сделано много пристроек, построена капелла для муз (собственно музей, Μουσείον), разбита аллея, а для совместных занятий возведена открытая с боков, но крытая сверху зала. состав Александрийского Музея входили ещё анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады для опытов и прогулок и, возможно, астрономическая обсерватория. Александрийский Музей была включена и основанная независимо от него Александрийская библиотека. Часть помещений была отведена для проживания сотрудников, бесплатного питания и обслуживания их нужд.

Во главе мусейона стоял управитель, назначавшийся царём из жреческого сословия; в дела науки он, однако, не входил, и ни один жрец не передал потомству даже своего имени. Число членов мусейона не было определено уставом: при Птолемее Филадельфе их было около 50, позднее больше. Управители библиотеки избирались из среды членов мусейона и состояли в этой должности обыкновенно до смерти. При Птолемеях библиотекарями состояли Зенодот Эфесский, Каллимах из Кирены, Эратосфен, Аполлоний Родосский, Аристофан, Аристарх Самофракийский.

Сперва мусейон был исключительно храмом науки, хранителем её; его члены имели задачей двигать науку, а достигалась эта цель путем научных споров, бесед, лекций и одиночной работы. Философия, филология (в широком смысле), математика, медицина, история, поэзия - одним словом, вся тогдашняя наука нашла себе приют в мусейоне, первоначально напоминавшем своей деятельностью современные Академии наук. Сторонним лицам доступ в мусейон допускался только с разрешения царя. III-II веках до н. э. деятельность Музея переживала расцвет, были достигнуты исключительные успехи в математике, натурфилософии и других областях деятельности. Число учёных доходило до 1000, они занимались исследованиями, публикациями, переводами на греческий иноязычных сочинений (персов, евреев, ассирийцев и других), комментированием научной и литературной классики. До наших дней дошла только ничтожная часть сочинений сотрудников Музея, главным из которых являются «Начала» Евклида, энциклопедия математических знаний античности.

Мусейон получал неизменную поддержку всех царствующих Птолемеев. После римского завоевания перешёл под покровительство римского наместника, но с этого момента чисто научный характер мусейона постепенно отодвигается на задний план. Мусейон всё более начинает служить общеобразовательным центром, напоминая современные университеты. Сюда стремилась молодежь со всех концов римской ойкумены. Некоторые отрасли науки продолжали, однако, самостоятельно развиваться и в эту пору, например, медицина, математика, естествознание.

При Каракалле (начало III века) были изгнаны из мусейона философы, преподававшие учение Аристотеля. После смерти императора они были возвращены, и ход занятий восстановлен. При императоре Аврелиане (правил в 270-275 годы) была разрушена та часть города, где находился Музей, тем не менее он был восстановлен. С началом христианской эпохи (начало IV века) музей как хранилище языческой философии действует в атмосфере возрастающей враждебности. 392 году по приказу императора Феодосия I наряду с другими языческими храмами было разрушено последнее оставшееся у Музея здание - храм Сераписа. Античные свитки из библиотеки были почти полностью уничтожены. Временное оживление язычества при Юлиане лишь ненадолго отсрочило гибель музея; с конца IV века о нём не появляется больше известий. Окончательная гибель остатков библиотеки произошла в 640 году после захвата Египта арабами-мусульманами. Согласно легенде, о достоверности которой идут споры, по приказу халифа Омара все греческие книги были сожжены, почти полгода бани Александрии отапливались пергаментными свитками.

См. также

  • Александрийская школа
  • Александрийская библиотека

Литература

  • Александрийский Мусейон // Большая советская энциклопедия.
  • Лурье С. Я. Архимед. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - 272 с.
  • Панов В. Ф. Математика древняя и юная. - Изд. 2-е, исправленное. - М.: МГТУ им. Баумана, 2006. - 648 с. - ISBN 5-7038-2890-2.
  • Музей Александрийский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Ссылки

Примечания

  1. Панов В. Ф., 2006, с. 59.
  2. Панов В. Ф., 2006, с. 61.

александрийский мусейон

Александрийский мусейон Информацию О

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН

(греч. moyseion - храм муз) - научное, литературное и высшее образо-ват. учреждение в г. Александрии, имевшее в антич. мире междунар. значение. Был осн. в 3 в. до н. э. по распоряжению царя Птолемея I. Наиболее вероятным организатором его был философ перипатетик Деметрий Фалерский. А. м. получил устройство по образцу афинских философских школ, в особенности Ликея. Возглавлял А. м. жрец высшего ранга, назначавшийся в эллинистич. период царем, а в римский - императором. Птолемеи приглашали в А. м. греч. ученых, философов, писателей из всех стран эллинистич. мира (в А. м. работали Эвклид, Эратосфен, Каллимах и др.). Члены А. м. жили на царском иждивении и занимались науками, лит-рой, преподаванием. Они были свободны в выборе тем науч. или лит. занятий; в то же время обязаны были проявлять верноподданич. чувства. Редкие проявления критики или оппозиции жестоко подавлялись (так, Птолемей II приказал утопить поэта, осмеявшего его брак с родной сестрой Арсиноей). Потребности времени обусловили в А. м. развитие математики, астрономии, естествознания, географии, медицины, а также филологии и грамматики, в частности проводился критич. разбор текста гомеровских поэм. Отдельные члены А. м. занимались прикладными науками, им принадлежит ряд изобретений. Успехи в лит-ре были значительно скромнее. Расцвет А. м. относится к 3 в., а по отдельным наукам к 3-2 вв. до н. э. При А. м. была б-ка, насчитывавшая к сер. 3 в. до н. э. до 500 тыс., а в сер. 1 в. до н. э. до 700 тыс. свитков книг по различным отраслям греч. и отчасти вост. науки, техники, по философии, лит-ре и т. п. Заведовал б-кой ученый, тоже назначавшийся царем. Обычно он был и воспитателем наследника. В 48 до н. э. во время Александрийской войны часть б-ки А. м. сгорела. В рим. период А. м. постепенно теряет значение, но отдельные выдающиеся ученые работали в А. м. и во 2 в. н. э. В 273 войска имп. Аврелиана при взятии Александрии разрушили и сожгли А. м. и б-ку. Ученые А. м. переправили остатки б-ки в храм Серапеум, где продолжали свою работу. В 391 Серапеум был разрушен христианами-фанатиками. Б-ка опять пострадала. Последние остатки ее были уничтожены мусульманами-фанатиками при халифе Омаре в 642.

Лит.: Деревицкий А. Н.,O начале историко-лит. занятий в Др. Греции, X., 1891; Лурье С. Я., Архимед, М.-Л., 1945.

Н. Н. Пикус. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    - (греч. museion храм муз) совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в нач. 3 в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272 273 … Большой Энциклопедический словарь

    Александрийский мусейон - (греческое museion храм муз), один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале 3 в. до нашей эры, ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. В Александрийском мусейоне работали Архимед, Плотин,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч. muséion храм муз), совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Основан в Александрии в начале III в. до н. э., ликвидирован римским императором Аврелианом в 272/273. * * * АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ … Энциклопедический словарь

    - (греч. muséion храм или святилище муз) один из главных научных и культурных центров античного мира. Основан в Александрии (См. Александрия) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях по инициативе ученика Аристотеля Деметрия Фалерского.… … Большая советская энциклопедия

Во все времена люди тянулись к духовной эволюции, хранили и передавали сокровенные знания через миф и ритуал, обретали их в мистериях, становясь Посвященными. Были организованы жреческие институты мудрости - ордена, на их собраниях приобщались к божественной благодати, становились на пути самопреобразования, упорядочивали мудрость, проходили обучение, приносили жертвы и совершали совместные сакральные трапезы. В разных странах были свои культурные обычаи, пантеоны богов, языки, но деятельность жрецов была невероятно схожей. Отсюда - попытки сближения жрецов разных стран, универсализация знаний в процессе повышения квалификации.

Ради творческого общения с божественным началом, люди исполняли определенные ритуалы. Насколько известно, в Древней Греции образование давалось посредством поэзии как фактора цивилизации, так что даже научные трактаты перекладывались стихами. Поэзия была исконной нравственной воспитательнице греков, рассказывая о высшем благе, возможностях познания, смысле жизни. Неудивительно, что поэты обращались к богам за творческим вдохновением и откровением, а потому издревле возник культ муз. Музы - спутницы Аполлона-Феба, олицетворения мудрости, красоты, гармонии и искусств. В их честь жители Балкан разводили рощи и священные сады, почитали гроты и источники, верили, что обиталища муз находятся на вершинах гор, где чувствовалась особая гармония человека с природой.

Муз первоначально знали трех - Память, Размышление и Песню (Мнема, Мелета, Аойда). У Гесиода их уже 9 - они дочери Мнемозины и Зевса. Им ведомы законы природы, поэтому влияли на разные сферы наук и искусств. Сначала почитали муз фракийцы (македонские?) из Пиэрии и Беотии подле горы Геликон. Там бил источник Гиппокрена. Их соперницами были музы смерти - сирены. Изображения муз греки стали высекать на саркофагах. Бог света и жизни Аполлон был предсказателем, ему принадлежал оракул в Дельфах. Он звался Лучезарным (Фебом), когда олицетворял собой солнце. Солнце поддерживает гармонию в мире, и Аполлон выполнял эту функцию вместе с 9 музами, бывшими в его свите. Они оказывались посредницами в общении людей с Аполлоном. Любимцем муз был сын Каллиопы и Аполлона - фракийский певец Орфей.

Считается, что Орфей первым одухотворил солнечный культ Аполлона, синтезировав его и дионисийской мистерией как обрядом.

Фракийцы описываются как мужественные, красивые и величественные жители дикой и суровой страны к северу от Греции. Греки почитали Фракию как родину муз, страну доктрин, поэзии и символов. Жрецы из Фракии служили в Дельфах. И даже воины трибунала - амфиктионы - были родом из Фракии и получали там посвящение. Именно там были воздвигнуты самые древние святилища в честь Урана, Кроноса и Зевса. Оттуда родом были прославленные поэты - певец космогонии и титаномахии Тамарис, сентиментальный и меланхоличный Лин (убитый Гераклом, своим учеником) и Амфион - зачинатель солнечной поэзии, чьим песням внимали камни и двигались, а под звуки его лиры сами собой строились храмы. Орфей был индивидуальным творческим гением, он не принадлежал ни к какой школе. Кастальская жрица муз в 13 веке до н.э. напророчила его рождение. Он описывается как златовласый юноша с синими глазами, необыкновенно красивый, исполненный невероятного обаяния, с магическим взглядом. Посвящение в мудрость он получил в Самофракии, после чего посетил Египет (Мемфис), откуда и привез свое имя - Исцеляющий светом. На родине Орфей облагородил матриархальный вакхический культ, претворив его в поклонение духу природы- пантеизм. Он стал жрецом в святилище Зевса, располагавшемся на месте древних алтарей пеласгов. Архаическое почитание Зевса превратилось в культ Демиурга, преклонение перед Божественным Духом Творца - Дионисом-Вакхом, тело которого растерзали титаны, а сердце спасла Афина. Плоть и кровь Диониса символически претворилась в человечестве. Сложилась церемония убиения, расчленения, собирания тела, одухотворения, воскресения и преображения - подобная религии египтян, почитающих Озириса. В фессалийской долине Темпэй Дионис изредка являлся мистам-посвященным. Но в Фессалии прочно удерживался культ Гекаты, практикуемый фуриями-вакханками во главе со жрицей Аглаониссой. В числе вакханок была Эвридика, испытывающая влечение к научным знаниям, фармакопее. Однажды ей предложили чашу с ядовитым напитком из трав и она выпила её из любопытства, приняв смерть ещё до того, как Орфей принял посвящение. В мифах же сложилась история о союзе Орфея и Эвридики и гибели её от укуса змеи. В медитации Орфей встретился с её душой, прибывший в Аид и преисполненной сверхчеловеческой любви, обретшей истину. В смерти - жизнь. Здесь слились культы Аполлона и Зевса, герметизм египтян, зороастризм азиатов, орфизм фракийцев. Орфики занимались космогонией в обрядах, посвященных Деметре, герметизмом, изложенном в Аргонавтике, теогонией, зафиксированной в Песнях Вакха, алхимией по Книге прорицаний, была у них магическая ботаника и геомантия, практиковавшаяся корибантами. В своих песнях Орфей изложил синтез научных и духовных знаний, обретя магическую силу и пророческий дар. Харизматичный лидер фракийцев выступал против исступленных вакханалий с бессмысленными убийствами-жертвоприношениями. Ему удалось укротить их неистовство, а жрицу он готовился лишить её магических чар. Поэтому вакханки убили его по наущению Аглаониссы как покушавшегося на её власть. Но знания великого фракийского мудреца не погибли - они претворились в религию, став душой архаической Греции.
Неудивительно, что греки чувствовали необходимость в общении с музами, для чего на склонах Геликона устраивали Феспийский мусейон. В святилище которого собирались поэты и мудрецы. Поначалу «мусейон» - лишь церемония (праздник и жертвоприношение), но затем возникли школы, научные центры под этим именем, даже учебники.

Жрец Аполлона Гиперборейского Пифагор основал в Кротоне школу, где процветал культ муз. Сам он был носителем орфической мудрости и знатоком египетского герметизма. Всё это он привел в стройную систему, которую преподавал избранным ученикам.. Был он родом с Самоса (Иония), родился по предсказанию Пифии, был назван в её честь, младенцем его родители посвятили Аполлону, в юности он учился в Египте (22 года его наставником был жрец Сонхис), Вавилонии. В Ионии общался с Фалесом Милетским и его учеником Анаксимандром, признаваясь, что ищет универсум во всех науках и верованиях. Он сумел постичь тройственную природу мира и человека, в образе античного храма узрел идеальный образ мира. Ему было дано право вести Элевзинские мистерии под Афинами и участвовать в Олимпийских играх, прежде чем он попал на юг Италии - в Кротону. Его целью стало создание Мусикийской Академии, жизни которой он отдал 30 лет. Мусейоном он называл общежитие для учеников, занимавшихся в уединении от мира научными исследованиям - математикой, музыкой и философией. Академия располагалась на вершине Акрополя, среди оливковых садов и кипарисовых рощ. По аллеям ученицы спускались к храму Деметры, а ученики поднимались к храму Аполлона. Внутри комплекса стоял сам Мусейон. В комплекс входил круглый храм муз, а в нем - 9 статуй муз. Гестия (Веста) хранила божественное начало и семейный очаг, олицетворяя теософию - божественную мудрость. Урания ведала астрономией и астрологией, занимаясь музыкой сфер, исчисляемой математически. Полигимния не только хранила священные гимны и молитвы в честь богов, но и ведала прорицанием, знаниями о потусторонней жизни души. Мельпомена со своей трагической маской ведала вопросами жизни и смерти, трансформации и перевоплощения душ. Вместе взятые, эти три музы олицетворяли собой триаду, покровительствующую небесной физике - космогонии. Каллиопа, Клио и Эвтерпа, помимо функций покровительства поэзии и истории, ведали психологией, объемлющей некогда синкретические начала - мораль, медицину и магию. Триада из Терпсихоры, Талии и Эрато, заведовали (помимо танца, комедии и эпоса) земной физикой - наукой элементов - жизнью камней, растений и животных. Музы представали земными образами божественных знаний, аспектами разных наук.

Более 2000 его последователей составляли академию, а 300 посвященных из этого числа - жреческий орден. Они познавали сокровенные тайны - об иерархии мировых сил духа, о метемпсихозе - переселении душ, об учителях человечества, циклах и космических эрах, истории рас и континентов, возникновении Космоса…Изучались науки о числах (философия арифметики и геометрии) и музыке (гармоника), составившие разделы пифагорейства. Преобладала этика, направленная на самоусовершенствование, интуиция, дисциплина, патриотизм, медитация.. Пифагор мечтал, что дети из аристократических семей после мусейона станут разумными правителями (случай с военачальником Милоном Кротонским, победителем развращенных и завистливых сибаритов в 510 г. до н.э. был хорошо известен, ведь ученик Пифагора стал национальным героем). Представители мусейона выделялись в обществе уровнем знаний, сплоченностью, чистотой нравов, новациями в законотворчестве, влиянием в политической жизни, отчего вокруг них было немало завистников, как и вокруг их учителя - Пифагора. Пифагорейство обвинили в тирании и элитарности, учеников Мусейона стали преследовать, громить, изгонять из города. Но идея гармонии и единства в многообразии, образ «золотого века» дала удивительные плоды в эпоху Античности. Один из его учеников - Лизий - оставил Золотые стихи, записанные за учителем, а Филолай изложил учение в отрывках, которые прокомментировал Гераклит. Один из манускриптов Пифагора добыл Платон и изложил суть в своих диалогах «Тимей» и «Федон».

Идеи Пифагора были подхвачены в 387 г. Платоном, создавшим в Афинах Академию для объединения искусств и наук, собрания в одних стенах лучших мыслителей своего времени. Были сведены культ, школа и научный центр во имя афинской демократии. Требовались достойные и образованные политики. Старая эллинская система передачи знаний, освященных религией и поэзией не удовлетворяла новым требованиям. Платон искал новые пути и формы передачи знаний. Одну из концепций образования предложили софисты - вместо элитарности родовой - образовательная, с воспитанием доблести, стремления сделать достоянием общества научные знания. Софисты путешествовали по Элладе в качестве наемных преподавателей, но уже Сократ осел в Афинах, сплотив единомышленников. Его друг Евклиж создал в Мегаре сократическую школу после казни учителя. Его примеру последовали ФФедон из Элиды и Аристипп из Кирены (но их школы были платными). Сократисты учили искусству ведения бесед (диалектика) и дискуссий (эвристика). Школа риториков учила логографии - составлению речей. Школа красноречия Исократа просуществовала 40 лет, несмотря на высокую плату и 4-летний курс обучения. Образование их стихийного становилось с развитием полисной системы упорядоченным. Платон решил, что политик не может быть ущербным духовно и нравственно, а потому создавал Академию для занятий философией (для обоснования государственной законности и на благо обществу), образованием и воспитанием (для личной жизни). Он купил имение (дом с садом) в пригороде Афин за Дипилонскими вратами, где раскинулась оливковая роща, а в ней святилище Афины и храм покровителю местности - герою Академу. В роще были аллеи, гимнасий и жертвенники Прометею и Эроту- создателю человечества и олицетворению любви к нему. Сад академа предназначался для прогулок, а дорога шла мимо стел в честь героев и гробниц (там был похоронен правитель Афин - мудрый Перикл). Платон дал Академии статус религиозного союза в честь муз (фиас). Построили святилище-мусейон, служители и жертвователи в которое назначались из числа учеников. Платон посетил перед этим Сиракузы и, наверное, Кротону для перенимания опыта Пифагора. Он сформулировал концепцию подобия - единства образования, воспитания и знания. Как и у Пифагора, Академия была бесплатной. Этике и политике обучали на уроках ораторского искусства, поэтики и риторики. Выпускники получали государственные должности и имена их были авторитетными: Аристотель, Ксенократ, Гераклит Понтийский. Использовался пифагорейский опыт с обучением математике: арифметика, геометрия, астрономия и гармоника. Сам Платон учился этим наукам у пифагорейца Феодора из Кирены, Архита из Тарента и у Филолая. Он полагал, что эти науки ведут к постижению Истины.

Нередко ученики Академии становились преподавателями. Они осознавали взаимосвязь и единство наук, ведущих к благу и красоте, единству и многообразию, диалектике. Из числа наиболее активных выпускников, сделавших себе имя в науке того времени следует отметить Евдокса Книдского, Амикла Гераклейского, Динострата… Преподаватели создавали учебники и продавали их в лавках: Ксенократ написал пособие по диалектике. Создавались математические трактаты, публиковались академические лекции (риторика Аристотеля) и диалоги, в жанре которых популяризовались научные знания. Велась исследовательская работа в области математики и метафизики, физики и оптики, метеорологии, ботанике и зоологии, медицине, устраивались философские дискуссии. На слуху были имена известных академиков - Аристотеля, Гестия, Филиппа Опунтского. К середине столетия Академия Платона стала крупнейшим в Средиземноморье религиозно-философским и научно-образовательным центром, ядро которого составлял аполлонический культ муз, заимствованный у Пифагора и новаторская концепция единства мусикийских искусств и наук.

Когда Аристотель основал Ликей как школу перипатетиков (инициатива его ученика Теофраста), то выделил территорию для святилища муз и поставил жертвенник. Так Ликей тоже формально являлся Мусейоном. Со временем Мусейоны стали возникать в Анатолии (Антиохия и Пергам). Азиатские монархи стали брать на государственное обеспечение научно-религиозные центры эллинистической эпохи. Субсидировалось преподавание культуры и искусств, наук. Идея творческого братства служителей искусства. Их совместные действия по раскрытию научного гения в человеке, сохранение и приумножение знаний в поколениях были гордостью эллинистической цивилизации, создаваемой в мире Александром Македонским. Сам он, как известно, был учеником Аристотеля и всегда составлял свою армию с учетом корпуса ученых, на завоевание какой бы страны не направлялся.

Его походы по Азии вплоть до Индии были весьма значимыми в общекультурном плане - он открыл новые земли, расширил греко-македонскую (шире - эллинистическую) ойкумену, познакомил Европу с восточной культурой и осознал ценность их сближения и взаимообогащения. Александр мечтал нарушить тысячелетнюю изоляцию Египта как страны мудрости и пожелал сделать её знания общедоступными для всего мира. Остроту отношений завоевателей с покоренными народами снял общекультурный термин «эллин», нейтрализовавший этнические конфликты. Через институт своих наместников-диадохов Александр распространил эллинскую культуру на Востоке и Западе, популяризируя полисный быт, систему греческого образования и синтез религиозных воззрений. Объединяя народы на всем пути следования от Балкан до Индии, он ускорил процесс культурного, государственного и языкового взаимовлияния. При этом эллинизм в каждой стране приобретал местную специфику. Определяясь численным соотношением этносов, экономико-культурным уровнем и степенью принятия достижений греческой культуры и её духовных ценностей.

Царствующая в Египте династия Птолемеев оказалась наиболее восприимчивой к новациям. Местоположение города Александрии в дельте Нила идеально подходило на роль торгово-культурного перекрестка между Востоком и Западом. Там жили македоняне и греки, иудеи и островитяне Эгеиды, сирийцы и собственно египтяне. Общность интересов в развитии бизнеса и образования позволила им избежать поначалу раздоров - по замыслу А. Македонского они могли основательно развить и укрепить духовные основы эллинизма и не дать погибнуть плодам древнеегипетской цивилизации, насчитывающей в своем развитии не одно тысячелетие.

За год до своей смерти, зимой 332 г. до н.э. Александр Македонский выбрал место для создания «торгово-культурного перекрестка» городок, который египтяне называли Ракедет (позднее Ракотисом будет называться квартал в Александрии, где останутся коренные жители тех мест). Город планировалось построить на склоне холма, спускавшегося к морю. Архитектор Дейнократ Родосский внимательно слушал пожелания полководца, лично расчертившего на песке будущий план мегаполиса и указавшего, где будет находиться агора и какие храмы должны быть построены, каким богам. Приезжие и местные были вольны в своем вероиспоыедании, они понимали, что их боги - общие, только носят разные имена. Вместе с египтянами греки чтили богиню Нейт, олицетворявшую для них Афину. В некоторых греческих мифах Афина даже родом из Египта. Египтяне поклонялись Дионису под именем Пана, а Озирису как Серапису. Македонеец не чуждался заимствований в культуре, религии, мифологии…

Впоследствии греки назвали город в честь Македонца - Александрия. В 1 в.до н.э. в нем проживало 300 000 человек, а спустя столетие - 1 млн.

Рядом с городом располагалось озеро Мареотида, были прорыты каналы, в том числе с Нила. Город в длину составлял 5 км, а в ширину 1,5 км. С севера прикрывал гавань остров Фарос с маяком. Планировка была по гипподамовой системе, т.е. регулярная или строгая - город был расчерчен на кварталы - 7 продольных проспектов шли параллельно длинной городской стене и 11 поперечных улиц исключали возможность заторов и пробок на дорогах. Город украшали сады и парки, а искусное расположение улиц позволяло хорошо проветривать город ветрам с моря. Главный проспект поначалу назывался Канопским (потом Дромос) - он тянулся с запада на восток на протяжении 7 км, будучи шириной в 1 плетр (30м). Начинался проспект Воротами Солнца, заканчивался Воротами Луны. На улице стояли храмы и дворцы - Гимнасий, чей фасад в длину составлял 1 стадий (174 м) и Палестра для занятий спортом, храм Кроноса и Тетрапилон. На другой стороне высился Дворец Правосудия (Дикэстерион), храмы Панейон, Серапейон (в честь Озириса) и храм в честь Изиды Египетской.

В центре города находилась площадь Месопедион, на которой стоял кенотаф Александра Македонского (как известно, настоящее его захоронение так и не найдено). На почетном месте располагался булевтерий - совет правителей и здание Экклезия - народного собрания. Комплекс царских дворцов находился в центральном квартале Брухейон, вблизи располагался театр, затем некрополь Птолемеев, а в садах поодаль - знаменитый Мусейон с Александрийской Библиотекой.

По подземным каналам вода с Нила через системы очистки доставлялась в дома, а клоаки выходили в море, поодаль от города. Для связи города с островом Фарос была построена дамба Гептастадион, длиной в 1 км. На берегу архитектор Сострат Книдский построил одно из 7 чудес света - Александрийский маяк, работавший до 712 года (само здание простояло до 1274). Сострат посвятил 110-м. маяк «спасению мореходов».

На строительство ушло 12 лет и 800 талантов золотом. В 15 веке остатки маяка на берегу Восточной гавани встроили в арабскую крепость Кайт-Бей, которая стоит до сих пор (сейчас остров стал частью материка).

Восточный порт назывался Большая гавань - он служил военным целям, имел склады, верфи и арсенал. В городе были искусственные гавани для разных целей. Стоял эмпорий с храмом Посейдона, театр, Цезарей. Западная гавань носила название Эвност (Счастливое возвращение, имя дано в честь зятя Птолемея Первого) тоже имела военный порт и крепкие стены. В канале качался прогулочный флот Птолемеев Второго и Четвертого.

К западу от городских стен располагался тот самый квартал Ракотис у Западного перекрестка. На этом месте некогда было 16 деревень. У египтян не было права считаться гражданами города, как и права на получение субсидий от государства. Они считались метеками, т.е. чужестранцами. У греков же в этом городе-полисе были свои здания, органы самоуправления, законы, жреческие коллегии. Трудно сказать - того ли хотел для египтян сам Александр Македонский.

К востоку от Канопского проспекта находились Некрополь и Ипподром. Вдоль проспекта тянулась величественная колоннада, поражавшая взоры приезжих.

Колонна Помпея — наиболее известный сохранившийся античный памятник, дошедший от наполовину затонувшей в древности Александрии до наших дней. В 1326 г.н.э. было сокрушительное землетрясение, вызвавшее проседание грунта и затопление почти всей греческой части города. Колонна расположена на древнем александрийском акрополе — холме, расположенном по соседству с городским мусульманским кладбищем . Изначально колонна была частью колоннады храма, её высота вместе с пьедесталом — 30 м «Колонна Помпея» — неправильный термин, введенный крестоносцами , с Помпеем её ничего не связывает, на самом деле она была возведена в 293 при Диоклетиане .

Недалеко на юго-западе от колонны находятся александрийские катакомбы Ком-эль-Шукафа, они состоят из многоуровнего лабиринта, к которому ведет спиральная лестница, представляющего собой десятки залов, украшенных фигурными колоннами, статуями и другими синкретическими римско-египетскими символами. Здесь находятся погребальные ниши и саркофаги . Катакомбы были давно заброшены и вновь случайно обнаружены в 1900 году. В настоящее время ведутся раскопки в районе Ком Ад-Дикка, где обнаружен хорошо сохранившийся античный университет , считавшийся до 2008 года амфитеатром .

Храм Серапейон был поставлен на искусственном холме. Вокруг храмового комплекса было поставлено 300 колонн. В здании храма располагался филиал Александрийской библиотеки. Лестница с 1000 ступенями вела к статуе Сераписа с протянутыми к путнику руками - это было символическое объятие грешников. В самом храме было немало статуй. В библиотеке были собраны греческие и египетские книги, учебники и дубликаты важных книг из центральной библиотеки Мусейона.

В конце 4 века до н.э. в Афинах правил эпимелет (губернатор) Деметрий Фалернский, ученик Теофраста и Аристотеля. Он был известным государственным деятелем и философом, помогал Ликею, затем был вынужден эмигрировать - переехал в Фивы к Кассандру, а оттуда - в Египет, став советником македонского правителя Александрии Птолемея Первого. Когда была построена Александрия, Деметрий писал для неё Конституцию, а помимо прочего он подал правителю мысль - не просто воссоздать на египетской земле греческий полис, но и устроить по образцу Афин Мусейон с библиотекой, комплексом садов и святилищ. Он стоял за преемственность власти и культурных традиций между Афинами и Александрией. Но ему доверили построить Мусейон отличным от афинской модели - в виде сочетания НИИ с библиотекой, больше и роскошнее, а кроме того, как демонстрацию возможностей монархии перед демократической республикой. Особенно Деметрий уповал на библиотеку, говоря, что то, что не рискнут посоветовать царям их друзья, излагается в книгах. После смерти Теофраста Деметрий встал во главе Мусейона, но после безвременной смерти Птолемея Сотера от удара молнии он впал в немилость и вновь отправился в ссылку в пустыню, где и умер от укуса гадюки. Он был серьезным знатоком древних авторов и коллекционировал их тексты. А основанный им Библион стал большим, нежели хранилище для книг - символом города и источником книжных сведений для ученых Мусейона.

Описывая город, Страбон упомянул о местонахождении Мусейона: дворцы занимают треть города - квартал Брухейон, будучи соединены друг с другом и гаванью, а Мусейон является частью этого комплекса. Есть места для прогулок, экседра, дом со столовой для ученых, а коллегию возглавляет жрец, назначаемый царем.

Действительно, главные строения Мусейона - перипатос, экседра и дом с трапезной. Экседра (зала) представляла собой крытую галерею с сиденьями, в ней слушали лекции и дискутировали. Она выходила во двор с колоннадой. Перипатос - аллея в саду для прогулок во время научных бесед. Святилище имело алтарь - собственно мусейон - и библиотеку, а также общежитие. В комплексе построек было много читальных залов - книги на дом не выдавались. В 2004 году группа польских археологов обнаружила александрийские термы, театр Одеон, здание консульства с мозаичными полами и 13 залов для чтения и лекций с кафедрой на подиуме в каждом - так обнаружено место локализации в городе знаменитого мусейона - института общественной жизни, триединства союза муз, священного собрания материального и духовного наследия (свитки и коллекции библиотеки, сами знания), общества посвященных.

Собрание ученых назвалось синод, оно распоряжалось казной. Сами исследователи получали фиксированное жалование, жили на полном государственном обеспечении, налогов не платили и общественных повинностей не несли. При этом они все назначались царем поименно.

Библиотека включала более полумиллиона рукописей (Эсхил, Софокл, Еврипид). В собрании были греческие книги и переводы, даже Септуагинта - греческий перевод Ветхого Завета. Всего 400 000 сложных и 90 000 простых книг. Сложными именовались компендиумы. Филиал в Серапейоне насчитывал 42 800 свитков, его создал Птолемей Третий в 235 г. до н.э. Позднее Аврелий, подавляя мятеж, вывез в Константинополь часть библиотеки из филиала. Авл Теллий в бытность свою в Мусейоне, указал в наличии 700 000 экземпляров.

Птолемей Первый Сотер («Спаситель»), сын Лага, пригласил в Александрийский Мусейон лучших ученых и художников - Евклида, Апеллеса и Антифила, историка Гекатея Абдерского, врача Герофила, ритора Диодора с Ясоса, буколического поэта Филета Косского, грамматика Зенодота, а Страбона как философа. Отказался приехать Теофраст (прислал ученика Стратона из Лампсака), комедиограф Менандр, покинул город после интриги художник Антифил (по другой версии, его отдали за провинность в рабы тому, кого он сам оклеветал - Апеллесу). В 283 году до н.э. в Мусейоне стали работать от 30 до 50 ученых по приглашению царя. Птолемеи устраивали симпозиумы и совместные трапезы, интересуясь их деятельностью. Известный сатирик Тимон Плийский сказал по этому поводу, что в многолюдном Египте кормится за государственный счет множество книжных червей, бесконечно дискутируя в курятнике муз. И хотя греческая поэзия по традиции долго преобладала как предмет изучения и творчества, Птолемеи не скрывали своего интереса к наукам, ибо они были выше идеологии.

Птолемей Второй Филадельф («Любящий сестру») купил библиотеку Аристотеля, а Птолемей Третий Эвергет («Благодетель») обманул афинян и присвоил себе подлинники драм греческих драматургов-классиков, выплачивая за них арендную плату в 15 талантов ежегодно (1 талант - 26,2 кг серебра или золота). Кроме того, он обязал всех приезжих и путешественников на кораблях сдавать при заходе в гавань все книги, которые у них были, для копирования. Так в библиотеке появился труд Гиппократа об инфекционных болезнях. Правитель собирал книги по всему Средиземноморью - у халдеев и иудеев, римлян и египтян, даже на Родосе и Афоне.

Хранителем Александрийской библиотеки был поэт и ученый 3 века до н.э. Каллимах, глава александрийской школы поэтов. Каллимах не стал главным библиотекарем, как ему того хотелось, а только ассистентом. Зато его ученик Аполлоний Родосский удостоился заветного титула после смерти учителя, хотя Каллимах его недолюбливал за худобу и пренебрежение к героической поэзии - Аполлоний писал эпические поэмы о путешествиях, страдании и томлении героев. Тем не менее. Каллимах на своем посту сделал многое. Он составил каталог книг, ставший справочником по греческой литературе. В каталоге указывалось место поступления книги, имя бывшего владельца и его местоположение, имя автора и аннотация, код.

Хранились в Мусейоне и художественные коллекции - бюсты поэтов в читальных залах, коллекции растений, зоопарк, анатомичка и обсерватория. Велась издательская деятельность - копировались тексты с комментариями филологов, велась классификация и стандартизация, создавались поправки и разъяснения к текстам, проверялась пунктуация в текстах. Эту работу начал первый суперинтендант Библиона - грамматик Зенодот Эфесский в начале 3 века до н.э. Он сам был автором первого критического исследования гомеровских поэм, на основе сопоставления разных копий подчистившим текст, переставившем фрагменты по своему усмотрению, разделившем поэмы на 2 книги. В результате возникла греческая грамматика с уточнением ударений и пунктуацией.

Свитки могли составлять в длину более 100 метров. Книги создавались не только на папирусе и пергаменте - в Александрийской библиотеке были рукописи из Индии на пальмовых листах, трактаты на табличках и ином диковинном материале, даже на кости. Занятиям литературой уделялось в Мусейоне пристальное внимание - там жили и творили филологи Зенодот, Аристофан Византиец, Аристарх Самофракийский - они комментировали Гомера, издавали его труды, создали художественную критику как жанр. Ученые занимались не только филологией, но и физикой, биологией, математикой. Географ и математик 3-2 вв. до н.э. Эратосфен даже возглавил библиотеку после смерти Каллимаха и Аполлония (на этой должности впоследствии побывали Зенодот, Аристофан Византийский и последний - Аристарх Самосский). Он воспитывал наследника престола - Птолемея Четвертого. Эратосфен Киренский измерил радиус Земли, а астроном Гиппарх описал 850 неподвижных звезд, врач Герофил открыл нервную систему и наличие сети артерий в организме человека. Среди прочих ученых был автор «Элементов» Евклид, инженер Архимед Сиракузский, астроном Клавдий Птолемей, астроном-гелиоцентрик Аристарх Самосский, стоик Посидоний, физиолог Эратосфен с Коса.

Достижения в области философии греков весьма интересовали ученых александрийского Мусейона. Ценились наметившие в 5-4 вв. до н.э. новые пути развития мировоззрения Платон и Аристотель. Последователи орфиков развивали идею мистического путешествия ради преображения души (Аргонавтика). Мудрецы рассуждали о бессмертии души, её идеалах, о жизни как борьбе за сохранение душевной чистоты, следствием чего является посмертная награда - блаженство, или десятикратное искупление грехов в чистилище перед новым рождением. Шли дискуссии о божественном происхождении души, превосходстве по значимости духовной жизни перед физической, о вечно Женственном начале в человеке, природе и Космосе. С другой стороны отдавалась дань и воззрениям египтян на смерть и посмертие, структуре человеческой личности в метафизическом плане. Платон в свое время поставил вопрос о мудром государственном устройстве и полисной жизни, мечтая о правителях-мудрецах во главе цивилизации. Платон рассуждал о справедливости и равном достатке всех представителей общества («Государство»), о социалистическом образе жизни («Законы»), о власти и собственности («Политика»), концепции семьи и реинкарнации в «Федоне». Аристотель же занимался более прагматичными вопросами, пытаясь разделить науки и философию, метафизику. Он достиг глубин в вопросах естествоведения Его назвали отцом логики, физики, психологии, эстетики, политики, филологии, литературной критики, лингвистики, биологии, космологии, этики… Среди множества его трактатов. Оказавшихся в Александрийской библиотеке, ученые особенно выделяли «Поэтику» и рассуждали о его «Метафизике», посвященной вопросам бытия. В свое время Аристотель получил от своего царственного ученика религиозное учение в виде текста «Авесты» на золотых табличках. Получив 5 книг из 21 возможной, он признавался, что ничего не понял у персов (много позже Авиценна писал, что 41 раз перечитал аристотелеву «Метафизику» и не смог в ней разобраться - ведь в момент написания этого труда Аристотель обнаружил, что библейская концепция лучше его собственной объясняет мир). В конце 4 века до н.э. александрийские философы высоко чтили Аристотеля, но при этом выработали собственные критерии мировоззрения, ориентируясь на традиции стоиков, скептиков, циников и эпикурейцев. Скептиков возглавлял Пиррон, стоиков - Зенон Кипрский (рубеж 4-3 вв. до н.э.), Клеанф и Хрисипп из сол (3-2 вв. до н.э.), Панеций с Родоса и Посидоний (1 в. до н.э.). Эпикурецы чтили своих вождей - Эпикура и Демокрита. В эллинистическом обществе школы философии были равнозначны политическим партиям, так что борьба за избирателей была нешуточная. Их объединял интерес к умонастроениям личности, способы достижения внутренней независимости от общества. Эпикур стоял за самообладание и умеренность в чувственных удовольствиях, что придавало человеку спокойствие и безмятежность души, ведущие к духовному блаженству. Путем самоусовершенствования он вел последователей к освобождению от страхов перед смертью, познанию её тайн. Скептики призывали к независимости духа на пути отказа от недостижимого знания, следованию традициям. Стоики рассуждали об этике. Личности, сущности бытия и Божественном Логосе-знании. Они учили, что человек - гражданин космоса как разумного огненного начала с многообразием логосов. Дух человека непоколебим при полном его следовании законам космического разума, а воспитывается это через бесстрастие и добродетельность.

В конце 4 века до н.э. начался процесс дифференциации наук с отказом от слияния метафизики и философии как умозрительного знания с прагматическими и рациональными умениями. Уже Гиппократ сумел выделить в медицине целительство и терапевтику - одно было доступно единицам - жрецам, владевшим экстрасенсорикой, другое давалось множеству людей, пожелавших стать врачами. Софисты в свое время рассматривали человека как копию Космоса по герметической заповеди «что вверху - то и внизу». Но терапевты во многом игнорировали философско-религиозную составляющую, забывая, что болезни есть результат неправедно свершенных деяний. Благодаря авторитету самого Аристотеля, как известно, происходившего из династии македонских врачей, терапия стала активно развиваться под прагматическим градусом. Птолемеи сняли запрет на вскрытие тела для изучения его анатомии. Эрасистрат из Юлиса (3 в. до н.э.) обобщил клинический опыт в области анатомии, заживо вскрывая тела присланных из тюрем преступников, Серапеон Александрийский был знатоком более щадящей терапии, а Герофил Халкидонский - невропатологом. Из философии с её священной геометрией и пифагорейской метафизикой выделилась арифметика и стереометрия. Когда Евклид объяснял свою теорию треугольников и углов царю, тот попросил не умничать и рассказать о сложном простыми словами. На что получил ответ, что к геометрии нет царских дорог.

Гераклит из Эфеса стал предтечей квантовой физики, рассуждая о природе энергии и возникновению мира из огненного духа. Демокритом могут гордиться современные физики-атомщики, ибо он исследовал атомную структуру всего существующего на Земле и в космосе. Эмпедокл полагал, что мир сотворен их 4 первоэлементов, взятых в разных пропорциях. Но лучшим из александрийских физиков считался Стратон.

Физика и математика в Александрии питалась открытиями, сделанными три-четыре века назад мудрецами малоазийской Ионии - они интересовались фундаментальными законами Вселенной - её материей и духом-энергией, первоэлементами как её структурой, трансформацией. Только александрийские ученые смогли отделить метафизические воззрения от рационалистических и развивать последние, углубляя науку.

Астрономы Александрии вчитывались в «Начала» энциклопедиста с Книда - Евклида (4 в. до н.э.). Отдельные положения его трактата «Начала, или элементы» развивали последователи - математики Никомед, Гипсикл и Диокл, а также исследователь гипотенузы Селевк Халдей. Евклид также внес бесценный вклад и в астрономию, создав кинетическую модель Космоса и каталог звезд с расчетом планетарных орбит. Им была обустроена обсерватория, открыта сферическая геометрия. Учились у него математик Менехм и астроном Полемарх (а астрономические достижения ученых перекладывал в поэтической форме Арат из Сол, его поэмы дошли до наших дней). Селевк из Селевкии во 2 веке до н. э. установил закономерность морских приливов и отливов в связи с фазами луны. Его современник Гиппарх из Никеи не только занимался каталогом звезд, упомянутым выше, но и классифицировал неподвижные звезды по степени яркости в созвездиях, обозначив каждую из них начальными буквами греческого алфавита - эта традиция сохраняется доныне. Он же уточнил прецессию луны и продолжительность лунного месяца до 29 дней. Аристарх Самосский обосновал гелиоцентрическую теорию Солнечной системы в 3 веке до н.э., а чуть позже возникла и геоцентрическая система Гиппарха Никейского, автора карт полушарий неба.

Третий главный библиотекарь Эратосфен был стоиком по убеждениям, но в Мусейоне прославился и как географ, и как математик. Он доказал связь океанов между собой, направление в Индию возможно и на запад от Испании, а по Африке можно передвигаться на кораблях, ибо она судоходна. Радиус земли - его заслуга. Свод исторических событий в Греции и родословная египетских фараонов в хронологии - заслуга Эратосфена.

С именем Архимеда из Сиракуз связаны открытия в области гидростатики и теоретической механики. В Александрии он изучал разлив Нила, а потом изобрел «рычаг Архимеда» («плечо»). Прикладную механику представляли известные инженеры-конструкторы Ктесибий и Герон Александрийский - со всей ойкумены приезжали желающие полюбоваться на их роботов. А византийские басилевсы имели целые коллекции автоматов на гидротяге. Сострат Книдский установил на своем Фаросском маяке флюгерные статуи из бронзы, которые указывали руками на солнце, медленно поворачиваясь за ним, отмечали ударами колокола каждый час. У подножия маяка находился бассейн с водой, необходимой для работы автоматов, она поступала с материка по водопроводу (система акведуков была работой ученого Кратеса). Водные часы александрийцы не изобретали. А заимствовали из анатолийского Пергама - там на городской площади статуя Гермеса ежечасно изливала воду из рога изобилия. Пока на рынке можно было торговать свежей рыбой.

Когда Александрия стала римской провинцией, науки отошли на второй план, а главными стали цели образования. Гражданские войны и мятежи, нередкие в александрийском дворце не благоприятствовали интеллектуальной деятельности ученых. Уже Птолемей Восьмой не скрывал порой враждебного отношения к ученым - при нем главный библиотекарь Аристарх отправился в изгнание, будучи знаменитым литератором и филологом, комментатором Гомера и Пиндара. Император Рима Адриан ещё гордился членством в Мусейоне, когда смог посетить его лично, а император Клавдий создал собственный Мусейон в Риме, но фонды Александринки расширил. Каракала запретил ученым собираться на симпозии, а трактаты Аристотеля едва не сжег. Возникли свои Мусейоны на Родосе и в Сирии. При Птолемее Тринадцатом часть книгохранилища сгорела в 48 году н.э., когда Юлий Цезарь воевал с Помпеем. Неудивительно, что ученые стали перебираться в Рим. В Мусейоне стали работать спортсмены и чиновники. Акцент делался на упрощении знаний и переводной литературе. Библиотека стала стражем наук, а не их потенциалом. Вернулось изучение философии и религий. Учебная деятельность сошла на нет при византийцах, так как прежде основывалась на политеизме, а не на христианстве, получившем приоритет. Александрийский Мусейон существовал до 273 года, пока его не закрыл Аврелиан из-за смуты в квартале. Преподаватели остались только в Серапейоне. Последним библиотекарем там стал математик Теон, более известный как отец известного на весь мир ученого-женщины - Ипатии, трагически погибшей при византийцах. Она занималась изучением теории музыки, геометрией и алхимией. В 391 году Серапеон был разрушен. Халиф Омар ибн Хоттаб в 642 году разгромил библиотеку, но часть книг в деревянных переплетах и на огнепроницаемом пергаменте, сохранилась, как и созданный Атталом Третьим Мусейон в Пергаме, откуда в подарок Клеопатре была взята прекрасная 200 000-томная библиотека Марком Антонием. Халиф повелел соотнести знания в книгах с Кораном и при несоответствии - сжечь книги - 6 месяцев ими топили общественные термы.

Таким образом, Мусейон играл культурообразующую роль в обществе. Нередко властители сравнивали его с золоченой клеткой для дорогих птиц. Мусейон влиял на духовный и культурный уровень двора монарха. Поддерживался интеллектуальный уровень цивилизации, духовный климат эпохи. В 3 в.н.э. представителем этой школы ученых был глава христианского училища Климент Александрийский и его ученик Ориген. Они занимались метафизикой, исследованиями трудов Платона и неопифагорейцев. Учителя ещё долго оставались мирянами, но представляли собой харизматических лидеров, поддерживали духовную преемственность. Но уже последователи Оригена - Геракл и Дионисий - приняли сан епископа. Епископ Феофил на рубеже 4-5 вв. высказал себя противником греческой мудрости язычников. Он подчинил себе Мусейон, добился разгрома Серапейона, а из курса преподавания исключил эллинские науки и теологию. В школе ученых продолжадись изучения гармонизации окружающего мира. Основой Мусейона был универсализм, поддерживаемый в образовании тысячелетиями, синкретизм научных и духовных знаний, сохраненный в мистериях Египта и Эллады. Духовная элита Мусейона хранила и передавала знания - опыт поколений.

Все население Александрии совместно участвовало в религиозных обрядах, жертвоприношениях, празднествах, пирах, спортивных состязаниях, театральных фестивалях. Люди общались между собой на греческом, служившем разговорным языком. Все дети с 7 лет посещали общественную школу, учась счету, письму, гимнастике, чтению и рисованию. Они знакомились с эпосом и мифами, заучивали наизусть тексты, усваивали основы религии и этики - так формировалось мировоззрение полисного гражданина. К 12 годам обучение разделялось согласно принципу каллокагатии, т.е.гармоничному развитию ума и тела. Подростки посещали палестру, где им преподавали пентатлон (бег, прыжки, борьба, метание диска и владение копьем) и параллельно учились в грамматической школе (поэзия, логика, история, геометрия, астрономия и музицирование). В 15-17 лет добавлялись лекции по этике, философии, риторике, математике, географии, военному делу, преподавалась им верховая езда и кулачный бой. Так они достигали возраста «призывника» (эфеба), получив пропорциональное воспитание и образование. За работой учителей и поведением учащихся следили гимнасиарх и депутаты, ибо гимнасий финансировался из полисной казны, хотя были и средства спонсоров-эвергетов. Гимнасии в Александрии служили центрами культурной жизни и просвещения. Они строились как замкнутые научные городки - в них были учебные корпуса и палестры, термы и портики, где выступали приезжие философы, ученые и поэты, навещавшие Александрийский Мусейон.

В 1990 году ЮНЕСКО приняло решение возродить Библиотеку - она была построена к 2002 году и насчитывала при открытии 8 млн. томов и 10 000 древних манускриптов, не считая электронного книжного наследия. Дух Мусейона снова витает в египетской Александрии.



Читайте также: