Треугольник фреге и другие семиотические схемы модели. Логическая модель знака Г

Что такое семиотика? Что такое треугольник Фреге? Смысл, знак и значение рассмотрим в рамках статьи. Чтобы разобраться с понятием, недостаточно прочитать определение термина. Нужно понимать, чем именно занимался создатель идеи.

Кому принадлежит авторство?

Идея, известная как треугольник Фреге, принадлежит немецкому математику, также занимавшемуся философией и логикой. Звали его Фридрихом Людвигом Готлобом Фреге. Жил и трудился этот человек на стыке XIX и XX столетий.

Родился ученый в семье школьного преподавателя. Образование Фреге получил в Йенском университете, а диссертацию защитил в Геттингене. После ее защиты вернулся в Йену, где вскоре получил должность приват-доцента на одной из кафедр местного университета.

В чем значение работ этого ученого?

Треугольник Фреге - далеко не единственная идея немецкого логика и математика, имевшая значение для развития философской мысли. Однако признание они получили в основном за счет развития и популяризации их учениками и последователями. Одним из них был Рудольф Карнал, немало сделавший для развития философии и идей логического позитивизма.

Основное значение трудов Фреге в том, что в них ученый пересмотрел ряд математических закономерностей, подойдя к ним с совершенно новых позиций. Его работа Begriffsschrift, что в переводе с русского означает «исчисление понятий», увидевшая свет в 1879 году, практически стала началом новой эры в истории развития логики.

Также именно этот ученый впервые дал определения таким понятиям, как «значение», «смысл» и описал разницу между ними. Именно это и известно в современном мире как семантический треугольник Фреге.

Что же это такое?

Его называют по-разному - понятием, теорией, идеей, термином. Треугольник Фреге - понятие, символическое изображение, определение, направление и даже научная закономерность одновременно.

Это логическое построение, объясняющее различия между значением и смыслом любого понятия. С помощью этой «фигуры» можно рассмотреть любую предметную область. Применима данная формула и для искусства, наук, информационного поля, языков и прочего.

Суть понятия и его графического отображения

Логика треугольника Фреге - во взаимной непрерываемой связи трех основных компонентов, именуемых:

  • значение;
  • смысл;
  • знак.

Эти три компонента являются вершинами фигуры, а линии, их соединяющие, выражают взаимное влияние одного на другое.

Что подразумевается под названиями вершин?

Треугольник Фреге, семиотика которого неразрывно связана с его основными элементами, является универсальной формулой постоянных закономерностей, применимой для любой области. Разумеется, в зависимости от сферы применения меняется суть того, что подразумевается под наименованиями вершин графического символического отображения.

Значение - это определенная область, соотносимая с наименованием предмета рассмотрения. Непосредственно сам рассматриваемый компонент - это знак или же имя. Термин «имя» нередко используют при анализе по формуле «треугольник Фреге» деятельности людей в науке, искусстве или иной сфере. Применяют его и для рассмотрения так называемых «одушевленных явлений».

Смысл - это какой-либо конкретный, определенный, отдельно взятый аспект в рассматриваемой области, непосредственно связанный с предметом анализа.

В чем научное значение этой формулы?

Логический треугольник Фреге - революционное открытие, которое еще не полностью оценено и имеет безграничный потенциал.

Выведение данной закономерности позволило объединить математические законы, философию и логическое построение и сделать возможным их практическое применение в любой жизненной сфере.

Кроме этого, данное открытие легло в основу многих научных трудов, самыми известными из которых являются:

  • теоремы о неполноте Курта Фридриха Геделя;
  • теория описаний Бертрана Артура Уильяма Рассела.

Теоремы о неполноте развивают представление о математической логике, а работа графа Рассела касается философских вопросов.

Что такое семиотика?

Данный термин нередко употребляется в общем контексте, когда речь заходит о треугольнике Фреге. Кратко понятие «семиотика» представить достаточно сложно, поскольку оно является весьма объемным и многозначным.

Как говорят в народе, в двух словах термин можно объяснить следующим образом. Семиотика - это обобщающая теория взаимоотношений ключевых элементов в знаковых системах. Именно с ее помощью треугольник Фреге становится универсальной формулой, применимой к любой области человеческой жизнедеятельности или же иной сфере.

К чему сводится взаимосвязь между основными элементами?

Как правило, взаимосвязь между вершинами треугольника или основными элементами данной формулы сводится к следующему:

  • отношение знака к рассматриваемой области, обозначение рамок анализа;
  • влияние этого же символа на понятие о нем, смысл.

То есть в основе всех взаимосвязей лежит знак или имя. Эта вершина треугольника является отправной точкой, стартом для всех остальных положений, заключений, логических цепей и прочего.

Иными словами, без наличия знака невозможно существование самой формулы, этот символ - первичен. Однако остальные вершины оказывают на него собственное влияние.

Эту особенность, иллюстрирующую взаимосвязь всех трех основных составляющих, можно рассмотреть на примере использования людьми псевдонимов. Допустим, в качестве знака в формуле взято имя Марк Твен. Разумеется, в качестве значения, то есть ассоциирующейся или связанной со знаком области, выступит литература. Под смыслом же будет подразумеваться нечто, связанное с вкладом писателя в нее, значением его произведений. Однако если в качестве знака будет взято имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс, то ассоциативного восприятия с литературной деятельностью не возникнет. Соответственно, понятия «значения» и «смысла» окажутся иными. Хотя Клеменс и Твен - один человек.

Эта особенность нередко называется «частным случаем». Для устранения погрешностей в применении формулы Фреге, обусловленных подобными случайностями, используется семиотика.

Какими могут быть отношения между основными элементами?

Каждый из трех основных, ключевых элементов или же вершин в этом треугольнике одновременно является как самостоятельным понятием, оказывающим влияние на остальные компоненты, так и может выступать в качестве посредника между своими соседями.

Это означает, что каждый из главных элементов обеспечивает существование не только себя, но и других. Иными словами, ни одно явление не рассматривается без контекста, а он, в свою очередь, оказывает влияние на понимание вызвавшей его причины.

Примером этого может быть ясный день - природное явление, обусловленное активностью Солнца. Однако оно было бы недостижимо на отдельно взятой территории планеты без вращения Земли вокруг своей оси.

Более наглядно и упрощенно эти отношения между ключевыми элементами, вершинами треугольника, выглядят в обычной жизни. К примеру, торговля. Для всех очевидно соотношение и взаимное влияние таких понятий, как «спрос», «предложение», «возможность». А они тоже подчиняются закономерности, выверенной немецким логистом, философом и математиком.

Треугольник отражает объективную реальность или нет?

Этот вопрос является предметом для дискуссий в научных кругах не первое десятилетие. Действительно, с одной стороны, треугольник Фреге - математическая формула, основанная на законах простых, логичных и вполне объективных. С другой же стороны, в нем немало переменных аспектов, нюансов, влияющих на результаты и само содержание. Да и все логические цепи, составляющие взаимоотношения, не являются тем, что можно измерить или же потрогать. Они выстроены в сознании, то есть это плод работы мозга, мыслительной деятельности. Следовательно, к объективной реальности отношения данная формула не имеет.

Однако все не столь однозначно, как кажется на первый взгляд. Рассматриваемая, анализируемая по формуле треугольника вещь, явление, предмет или же что-либо еще - это неизменно объективная данность, существующая в реальности. Но человек осмысливает эту данность. То есть рассматривает и анализирует какой-либо предмет через собственное представление о нем, восприятие. Это, в свою очередь, основывается на имеющихся знаниях. Логические умозаключения же строятся не только на базе информации об анализируемом явлении, но и с учетом жизненного опыта, культурных ценностей и даже менталитета.

Это означает, что в отношении одного и того же явления, к примеру, грозы, разные люди сделают неодинаковые выводы, имея аналогичные исходные данные. Они выстроят в сознании различные логические цепи. То есть понимание сути такого явления природы, как гроза, у человека, проживающего в эпоху каменного века, в библейские времена и в наши дни будет разным.

В этом заключается парадокс треугольника Фреге. Практическое применение данной формулы в различных условиях неизменно приводит к особенным результатам. Причем они всегда верны для тех условий, в рамках которых применялась формула.

В этом и заключается основная ценность, которую представляет собой закономерность, именуемая «треугольник Фреге». Ею можно пользоваться на практике в любых условиях, независимо ни от каких социальных особенностей или уровня развития общества.

Коммуникационные знаки и их классификация

В семиотике исторически сложились два понимания сущности знака: одно - логико-философское, восходящее к Ч. Пирсу; другое - лингвистическо-коммуникационное, восходящее к Ф. де Соссюру. Согласно первому, знак представляет собой предмет (слово, изображение, символ, сигнал, вещь, физическое явление и т. п.) замещающий, репрезентирующий (Ч. Пирс) другой материальный или идеальный объект в процессах познания и коммуникации. Объект, репрезентируемый знаком, логики стали называть денотат; концептом (десигнантом) именовалось умственное представление о денотате, точнее, о всем классе денотатов, сложившееся у субъекта знаковой деятельности. Г. Фреге (1848-1925) представил отношение между денотатом, концептом и знаком в виде треугольника (см. рис. 6.1).

Треугольник Фреге демонстрирует зависимость знака как от объективно существующей действительности (денотат), так и от субъективных представлений об этой действительности (концепт).

Рис. 6.1. Логический треугольник Г. Фреге

В семиологии Соссюра знак - это единство означаемого и означающего, иначе - "соединение понятия и акустического образа". Акустический образ - это имя (слово, название), присвоенное людьми тому или иному понятию или психическому образу, т. е., говоря языком логики, концепту. Соссюровское понимание знака связывает концепт и имя, другими словами, план содержания и план выражения знака. Причем, имя и обозначенный им предмет связаны друг с другом условно, конвенционально (Соссюр), в силу соглашения между людьми. Соссюр ссылался на тот очевидный факт, что слова, обозначающие одну и ту же вещь, например "стол", в разных языках звучат по-разному.

Лингвисты-теоретики, разрабатывая новаторские идеи Ф. де Соссюра, в 20-е годы столкнулись с проблемой значения, которая стала камнем преткновения не только для лингвистов, но и для психологов и философов. В 1923 г. американские семиотики С.К. Огден и И.А. Ричардс опубликовали книгу с характерным названием: "Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм". В этой книге предложен семантический треугольник (треугольник Огдена―Ричардса), который представляет собой удачную модель взаимосвязи трех уже известных нам логико-лингвистических категорий:

  • данный в ощущениях объект реальной действительности или явление психического мира, именуемые в логике "денотат", а в лингвистике "референт";
  • возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, которое в логике называется "понятие" или "концепт", а в лингвистике "значение" или "смысл";
  • принятое в человеческом обществе наименование объекта - "имя" (слово, лексема, символ). На рис. 6.2 воспроизведен знаменитый треугольник с некоторыми дополнениями. Его преимущество перед треугольником Г. Фреге в том, что он разграничивает материальную и идеальную сторону знака (план выражения и план содержания). Фреге же отождествляет знак и имя, что неприемлемо для естественного языка.

Введенное Ф. де Соссюром отношение "означаемое - означающее" соответствует отношению "значение (концепт) - имя", или "содержание ― выражение", и именно это отношение называется семантическим. В логике, где используется треугольник Фреге, считается семантическим отношение "денотат - знак". Для коммуникационной семиотики предпочтительнее первое понимание, ибо социальная коммуникация - это движение смыслов, а не денотатов. Здесь уместно остановиться на различиях в понятиях "смысл" и "значение".



В разделе 1.2 мы условились понимать под смыслом те знания, умения, эмоции, стимулы, которые образуют идеальное содержание коммуникационных сообщений. Согласно рис. 6.2, получается, что содержание знаков, а всякий знак в принципе может быть сообщением, это значение (понятие, концепт), а не смысл. Можно было бы попросту отождествить смыслы, значения, концепты, понятия, добавив к ним психологические представления и другие образы. Но такое отождествление затрудняется тем, что в отечественной психологии понятие "значение" и "смысл" жестко разграничиваются.

А. А. Леонтьев формулирует различие между ними следующим образом: смыслы - это личностная, субъективная форма знания, а значение - "объективная, кодифицированная форма существования общественного знания". Другой психолог, А.Ю. Агафонов, написавший монографию, посвященную психологической теории смысла, приходит к выводу, что смысл - это "психический продукт", он принадлежит психическому миру (существует в психическом пространстве и времени), а значение в логико-лингвистическом понимании принадлежит внешнему относительно психики социальному миру, характеризующемуся социальным временем и пространством. В результате между понятиями "смысл" и "значение" воздвигается непроходимая стена, ибо они относятся к разным мирам; получается, что смыслы не имеют значения, а значения - бессмысленны.

Рис. 6.2. Семантический треугольник

С предложенным психологами разграничением "смыслов" и "значений" согласиться нельзя. Мы полагаем, что смыслы - универсальная категория, которая может обнаруживаться во всех мирах, а не только в субъективной психической реальности. Социальная коммуникационная деятельность и социальная память есть движение смыслов, которые можно, конечно, называть "значениями", но научное познание от этого не выиграет, а скорее заплутается в терминологической путанице. Мы полагаем, что содержанием всех видов смысловой коммуникации - генетической, психической (внутриличностной), социальной есть смыслы, т. е. знания, умения, эмоции, стимулы. Значение - этосмысл знака или сообщения как в субъективном, так и в объективном (социальном) мире. Источником значений, как и всех вообще смыслов, служит психический мир живого человека, поэтому всякое значение такой же "психический продукт" (А. Ю. Агафонов), как и личностный смысл. Семантический треугольник Огдена ―Ричардса есть дословно треугольник "смысловой", а не треугольник значений ("сема" - смысл), и это оправдано.

Семантический треугольник хорошо выполняет свои иллюстративные функции, когда в качестве знака выступает полнозначное слово (лексема). Слово в тексте, помимо лексического значения (концепта), приобретает грамматическое значение (род, число, падеж существительных, глагольные формы и т.п.). Грамматические значения, наряду с лексическими, входят в план содержания речи и фиксируются при помощи суффиксов, окончаний (как говорят лингвисты, - морфов) в плане выражения. Грамматические отношения плохо вписываются в семантический треугольник, но упускать их из виду ни в коем случае нельзя.

Теперь можно дать семиотическую (логико-лингвистическую) дефиницию коммуникационного знака: коммуникационный знак есть социально признанное единство значения и имени, т. е. содержания и выражения. Условие социального признания, или конвенциональности, обеспечивает понятность знаковых имен для реципиентов. Эту дефиницию нельзя распространить на знаки-образы, не обладающие конвенциональностью (Ч. Пирс называл их индексами или иконическими знаками).

Теперь обратимся к классификации знаков. Знаки, как уже отмечалось, используются в двух семиосферах: познании и смысловой коммуникации. В познании оперируют знаками-образами, воспроизводящими отличительные признаки обозначаемого предмета или явления в силу причинно-следственной связи с ним. В социальной смысловой коммуникации используют коммуникационные знаки, создаваемые специально для хранения и распространения смыслов.

Знаки-образы делятся на симптомы (знаки-индексы) - наблюдаемые явления, свидетельствующие о наличии других, непосредственно не наблюдаемых явлений (дым - признак огня, повышенная температура - признак болезни, народные приметы и т.д.) и модели - материальные предметы или тексты (записи), воспроизводящие внешний вид или внутреннее устройство объекта с целью его познания. Модели в виде материальных предметов представляют собой копии (в том числе - фотографии), а текстовые модели - описания (словесные портреты) моделируемых объектов. В моделях-описаниях используются те же знаки, что и в коммуникационных текстах, и таким путем познавательные знаки-образы сливаются с искусственными коммуникационными знаками. Знаки-копии относятся к иконическим документам и могут выполнять документальные функции.

Коммуникационные знаки делятся по способу воплощения на две группы: поведенческие, нестабильные, представляющие собой акты действия в реальном масштабе времени, и стабильные, документальные предметы, способные сохраняться с течением времени. Устная коммуникация и исполнительское искусство пользуются поведенческими знаками, а письменная речь и изобразительное искусство - знаками документальными. Кроме того, коммуникационные знаки делятся на:

  • одиночные , единичные знаки-символы, например обособленные жесты (не пантомима или жестикуляция, а отдельный жест), вещественные символы типа амулета, обручального кольца, фирменного знака, государственной символики;
  • языки - знаковые системы, в которых из кодов (букв, цифр, условных обозначений) при помощи грамматических правил строятся осмысленные лексические единицы и предложения.

Язык задается в виде кодов - членораздельных звуков (фонем) или алфавита букв (графем) и правил оперирования с кодами - грамматики (синтаксиса).

Языки делятся на естественные (русский, английский и т. д.) и искусственные - химические символы, дорожные знаки, ноты, языки программирования, эсперанто и т. п. Отличие одиночного знака от языка состоит в том, что первый находится вне грамматики, а второй включает в свой состав некоторую простую или сложную грамматику.

Рис.6.3. Классификация знаков

Этнографы и культурологи давно обратили внимание на специфические отличия коммуникационных знаков, используемых в разных культурах. Для учета этих отличий было введено понятие язык культуры, под которым понимается совокупность всех знаковых способов вербальной и невербальной коммуникации, которые демонстрируют этническую специфику культуры этноса и отражают ее взаимодействие с культурами других этносов. На стыке этнографии и семиотики образовалась этносемиотика, предметом которой является язык культуры. На рис. 6.3 приведена классификация знаков и языков, обобщающая сказанное.

Принятое большинством ученых стандартное толкование определения Ч. Пирса, согласно которому знаком является тот предмет, который репрезентирует (представляет, замещает) другой объект, нуждается в уточнении и развертывании. В соответствии с этим толкованием, всякий символ есть знак, поскольку он репрезентирует нечто "незримое очами", или, по цитированным словам Ю. М. Лотмана, "выражает другое, более ценное содержание". Вместе с тем, Лотман утверждает, что "символ и в плане выражения, и в плане содержания всегда представляет собой некоторый текст". Тот же Лотман в другой своей работе отождествляет художественное произведение с отдельным знаком, репрезентирующим замысел художника и имеющим целостную структуру. Текст, допустим "Анны Карениной", превращается в литературоведческий знак, что создает условия для развития семиотического подхода в литературоведении. Таким образом, водораздел между знаком и текстом оказывается размытым, и это обескураживает прямолинейно мыслящего исследователя. Кроме того, "литературоведческий знак", ту же "Анну Каренину", нельзя признать согласно приведенному выше определению коммуникационным знаком, ибо этот роман - не "социально признанное единство значения и имени", а напротив, новаторское, "социально неожиданное" единство замысла писателя и его художественного воплощения. Получается, что логико-лингвистические, коммуникационные знаки и литературоведческие, искусствоведческие, науковедческие коммуникационные знаки, то бишь законченные произведения, - вещи качественно различные, но связанные друг с другом, как слово и текст. Итак, где кончается "знак" и начинается "текст"?

Всякий знак - это свернутый текст, скрытый в его значении, а всякий текст - элемент смыслового диалога, дискурса, постоянно ведущегося в обществе и между обществами, включая прошлые поколения. Вырисовывается семиотический континуум - последовательность плавно переходящих друг в друга знаков, символов, текстов, документных потоков, дискурсов. Классическим примером континуума является цветовой спектр, где один свет незаметно переходит в другой и невозможно установить границу между голубым и зеленым, красным и оранжевым цветами. Точно так же не видно границы между знаком и текстом, словом и предложением (устойчивые словосочетания, идиомы, поговорки - это слова или предложения?). Спаянность семиотического континуума затрудняет его анализ, выявление уровней, классифицирование знаков. Тем не менее, мы не можем отказаться от препарирования семиотического континуума, ибо только таким путем возможно его познание.

Для начала уточним соотношение между понятиями "код" и "знак", которое довольно запутано. Некоторые авторы определяют код как "совокупность знаков (символов)", а знак как "отдельный символ алфавита". Выходит, что буквы "м" и "а" - это знаки, а слово "мама" - это код. Такое понимание кода укоренилось в технике связи (код Морзе, телеграфный код), в вычислительной технике, информатике, математике, даже в генетике (вспомним "генетический код"). С этой точки зрения кодом является естественный язык, имеющий алфавит букв (звуков), представляющих собой "знаки", и образующий слова-коды. Перевод с английского языка на русский понимается как перекодирование, переход с одного кода на другой. Именно такие взгляды были заложены в методологию машинного пословного перевода, оказавшуюся неэффективной. Технические преимущества "кодовой интерпретации" естественных языков в том, что можно абстрагироваться от значения слов, оперируя только "Совокупностями знаков (символов)", т. е. планом выражения. Такое "оперирование" не годится в смысловой коммуникации, которая имеет дело со смыслами, а не с техническими кодами. Поэтому мы не можем принять техницистское решение проблемы соотношения "знака" и "кода".

Однако проблема определения "тела знака", т. е. тех материальных единиц, из которых складывается план выражения коммуникационного знака, все-таки остается. Решим ее следующим образом: знак - единство содержания и выражения; код - единица плана выражения - буква алфавита, фонема, условное обозначение, музыкальная нота, фигура танца, цвет в живописи.

Теперь можно отграничить коды от знаков и текстов: знаки и тексты в качестве материально-идеальных единств имеют две стороны, или два плана - план выражения и план содержания; коды же плана содержания не имеют, они служат "строительным материалом" для плана выражения знаков и текстов. Остается открытым вопрос о разграничении знаков и текстов. Чтобы найти семиотически приемлемое решение, обратимся к идеям одного из основателей глоссематики, замечательного датского лингвиста Людвига Ельмслева (1899―1965).

Вслед за Л. Ельмслевым будем в плане содержания коммуникационных сообщений различать:

  1. субстанцию плана содержания - аморфный, несформулированный замысел, мысленный образ будущего текста;
  2. форму содержания - результат наложения на аморфный замысел структуры и выразительных возможностей данного языка, формулирующих мысль в границах лингвистической относительности Сепира-Уорфа. В плане выражения обнаруживаются:
  3. субстанция плана выражения - звуки, изображения, пантомима и другие материальные носители сообщений;
  4. форма плана выражения - фонетический состав разговорного языка, алфавит письменности, выразительные средства живописи, музыки, танца и т.п.

Получается таким образом 4 уровня семиотического континуума, из которых четвертый уровень - это коды, а третий - их материальные носители. Второй уровень - поверхностный смысл текста, представляющий собой сумму значений знаков, образовавших текст; первый уровень - глубинный смысл, исходный замысел автора, определивший выбор знаков и способов кодирования.

Соотношение между глубинным и поверхностным смыслами - это психолингвистическая проблема соотношения мысли и слова. Л. С. Выготский писал по этому поводу: "Мысль не есть нечто готовое, подлежащее выражению... Мысль есть внутренний опосредованный процесс. Это путь от смутного желания к опосредованному выражению через значения, вернее, не к выражению, а к свершению мысли в слове". Мысль, таким образом, рождается в результате оперирования субъективными, не доступными другим людям смыслами. Отчетливо разграничены глубинные смыслы (мораль) и поверхностные смыслы (повествование) в баснях, притчах, загадках, поговорках. Любое художественно-литературное произведение обладает идейно-эстетическим замыслом, не сводимым к сумме значений используемых знаков. Литературная критика, кстати говоря, как раз занимается выявлением глубинных, а не поверхностных смыслов.

Теперь можно, наконец, предложить критерий разграничения понятий "текст" и "знак". Знак - кодовое выражение, обладающее только поверхностным смыслом (значением). Например, взятое вне контекста слово с его словарным толкованием является подобным знаком. Текст есть отдельный знак или (как правило) упорядоченное множество знаков, объединенных единством замысла коммуниканта и в силу этого обладающих глубинным смыслом. Именно отсутствие глубинного смысла разделяет текст и знак. Символы потому и считаются текстами, что они обладают глубинными, иногда мистическими смыслами.

Семиотика позволяет дать и формальное определение текста. Ю.А. Шрейдер предложил следующую формулировку "Текстом называется четверка из словаря V , множества мест М, набора отношений на этом множестве и отображения О множества мест в словаре. Символически это записывается так: T = < V, M, φ 1, ... φ m , 0> , где φ 1, φ 2,... φ m - отношения на множестве М, именуемые синтаксическими отношениями.

Формальное определение имеет то достоинство, что исчерпывающим образом перечисляет все составляющие текста, кроме одного: смысла текста. Дело в том, что всякая формализация остается на уровне плана выражения, не выходя в туманные просторы смысла.

Семантический треугольник (рис. 6.2) относится к отдельным коммуникационным знакам, но его можно трансформировать в текстовой треугольник, где представлены уровни поверхностного и глубинного смысла. Замысел автора возникает в результате осмысления ситуации, представленной рядом денотатов - Д 1, Д 2, Д 3. Каждому денотату в соответствии с знаковым, семантическим треугольником ставится в соответствии свой концепт (значение). Совокупность концептов К 1 , К 2 , К 3 образует поверхностный смысл, который на речевом уровне, в плане выражения представляется именами И 1, И 2, И 3. Текстовый семантический треугольник показан на рис. 6.4.

Рис. 6.4. Текстовый семантический треугольник

Реальные научные, художественные, в принципе - любые литературные тексты представляют собой сложный монолог автора, который может быть представлен в виде текстового коммуникационного сообщения, соответствующего текстовому семантическому треугольнику (рис. 6.4). Эти текстовые сообщения и образуют те "литературоведческие знаки", которыми, по мысли Ю. М. Лотмана, должно заниматься структурное литературоведение. Можно легко представить живописные, музыкальные, сценические, кинематографические тексты, которые войдут в предмет различных отраслей семиотики искусства. В своих исследованиях они могут отталкиваться от семантических треугольников и других семиотических закономерностей, обнаруженных обобщающей семиотикой социальной коммуникации.

Семиотика появилась в начале XX в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию, общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс 1839-1914 гг.), который и предложил ее название. Ч. Пирс дал определение знака, классификацию знаков (индексы, иконы, символы), становил задачи и рамки новой науки.

Эта классификация основана на типологии соотношения формы содержания. Так, иконами (или иконическими знаками) называются шеи, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно.

Индексами (или индексальными знаками) называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени.

Символами (или символическими знаками) называют знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака.

Семиотические идеи Ч. Пирса, получили известность лишь в 80-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ - Ч. Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Ч. Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Карнап, А.Тарский и др. Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857-1913 гг.) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916 г. В 1923 г. немецкий философ Э.Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности значительно различались; мер, Ч. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру знаний», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке, всего, над гуманитарными науками.

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между чающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

Другое ключевое понятие семиотики - знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение и код Д.

Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию.

Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение. Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода - естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель - слушающим, или также адресатом, а знаки - языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Фактически, знак имеет две стороны, которые невозможно отделить друг от друга. Одна сторона - это то, что знак обозначает (означаемое, содержание), а вторая - это то, чем он обозначен (означающее, форма). Товар также является знаком. Его форма - это то, что может быть воспринято органами чувств (вкус, цвет, запах, размер, вес и т.п.), а к содержанию относятся все те признаки (сигнификаты), которые важны для данного товара (функция, назначение, цена, свидетельства качества, впечатление от товара и т.п.).

Товар имеет форму и содержание, а что же мы покупаем в магазине? Конкретный предмет - это и есть тот третий элемент, который наряду с формой и содержанием образует семиотический треугольник: денотат (предмет) - означающее - означаемое, показан на рисунке 4.1.


Рис. 4.1. Семиотический треугольник

В семиотике различают денотативное и конотативное значений предмета. Предметно-понятийное, или денотативное, значение по основным, оно определяет множество всех реальных предметов, которые могут обозначаться тем или иным знаком. Например, все предметы, предназначенные для чистки зубов с помощью зубной пасты, именуются зубными щетками. Денотатом понятия пакет апельсинового сока является множество разнообразных пакетов содержащих непрозрачную жидкость оранжевого цвета определенной консистенции со специфическим вкусом .

Конотативное значение, являясь ассоциативно-образным, эмоциональным, оценочным или ценностным, дополняет денотативное содержание. Приведем пример: фразы «Наши пальчики устали» и «У меня лапа отваливается» описывают одно и то же физиологи» состояние, связанное с мышечным перенапряжением кисти. В обоих случаях выражение содержит различное эмоциональное отношение говорящего к этому явлению.

Готовый текстовый рекламный продукт безусловно знаковый, но что еще сложнее, знаки рекламы формируются окончательно в голове получателя, практически никогда не существуя заранее. Поэтому в прочитываемых рекламных обращениях главное место отводится визуальным изображениям, так как они более реальны, чем вербальные характеристики. Кроме того, изображение сложно отрицать, так как трудно отрицать то, что мы видим.

Реклама по сути является глубинным перфомативом. Перфоматив не описывает ситуацию, а формирует ее. Высказывание перфоматив не оценивается по параметрам ложь/истина - в них речь идет об искренности/неискренности. Это, например, извинения, угрозы, просьбы. При поверхностном взгляде на рекламное обращение оно может казаться констатирующим высказыванием, а по сути являться перфомативом.

Рекламные тексты отграничены от других типов текстов, так как они сразу заявлены как рекламные и подчиняются своим законам ~ визуальная часть преобладает над текстовой, материал размещен в определенном месте и подается специфическим образом.

Таким образом, к семиотическим особенностям текстовой рекламы можно отнести ее перфомативный характер и отграниченность от других типов текстов.

Троп - это слово или фраза в переносном значении, образное выражение. Тропами являются метафора, метонимия, аллегория, гипербола. Например, мы говорим «вкусный стол» - это троп, так как прямое значение слова «стол» не предполагает упоминания о характере еды. Фигура - это скорее образ. Например, мы говорим вместо старый человек - пожилой. «Пожилой» - это фигура, так как значение слова «пожилой», как и слово «старик», включает в себя понятие возраста и отличается лишь степенью.

Метафора - это оборот речи, троп, т.е. всякое иносказание или употребление слова или выражения в переносном смысле для большей индивидуализации явления. Перенос значения основывается на сходстве или контрасте. Например, восковая келья (улей).

Метонимия также является тропом и представляет собой замену одного слова другим на основании смежности двух понятий, например, лес поет вместо птицы в лесу поют. Или, рекламируя стоматологический кабинет, рекламист изображает счастливое семейство с белоснежными улыбками - это метонимия.

Гипербола - оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении для более сильного впечатления. Например: бабушка, сохранившая до ста лет здоровые зубы, выпили фанты и тормознули поезд и т.п.

Аналогия - явление родственное метафоре, но не совпадающее с ней. Это сходство, подобие в определенном отношении предметов, явлений и понятий в целом различных. Такое сравнение может помочь пониманию, а может исказить его. Пример: банк Империал, вечные ценности и т.п. До первой звезды..., ждем-с.

Отрицательное сравнение. Суть приема заключается в том, что продвижение товара достигается не за счет усиления его позитивных свойств, а за счет сравнения с товарами, которые уже успели сформировать у потребителя негативный образ.

Каламбур - это игра слов, использование многозначности или омонимии для создания комического впечатления (сплошное удовольствие от сплошного надувательства - реклама воздушных шаров). Многозначность (полисемия) говорит о способности слова

употребляться в различных значениях. Например: Русая коса, острая коса, каменистая коса. Здесь достаточно узкий контекст поясняет смысловой оттенок слова. С многозначностью не следует смешивать омонимию - сходство в звучании и написании разных по значению слов . Например: брак в значении «супружество» и брак в значении «испорченная продукция».

Эвфемизм - слово или выражение, употребляемое вместо непристойных или интимных. Оно более неопределенно и смягчено, вместо точного по значению. Например: Кто девушку одевает, тот ее и раздевает. Девушкам, способным сразить своим женским обаянием самых сильных и важных, - высокооплачиваемая работа.

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме - логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка - это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Во введении к курсу было сказано, что логика концентрируется только на той части человеческого знания, которая выражена в языковой форме. Всем известно, что язык - это основной канал коммуникации между людьми, главный способ передачи информации и трансляции знаний. При этом язык - настолько тонкий инструмент, что он позволяет не только наилучшим образом выражать и передавать наши мысли, но и скрывать их, запутывать, обманывать. Поэтому логика ставит перед собой задачу прояснить работу языка. Не занимается ли тем же самым языкознание? И да, и нет. Безусловно, филологи проясняют, как работает язык на разных уровнях: фонетическом, лексическом, синтаксическом. Также они анализируют регулярности в языковом употреблении, и на основе этого анализа разрабатываются правила орфографии, грамматики, пунктуации, произношения. Эти правила призваны унифицировать использование языка и сделать его более лёгким и понятным.

Логики под прояснением работы языка понимают нечто совершенно иное. В отличие от языкознания, логика стремится как можно больше абстрагироваться от конкретной языковой оболочки и содержания высказываний и перейти к независимым от них универсальным логическим законам и правилам рассуждения. Философ и логик Людвиг Витгенштейн говорил, что язык переодевает мысли (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+, 2008, с. 72) . Так вот, задача логического анализа языка снять языковую одежду и выявить тот скелет или каркас, который под ней скрыт. Логики называют этот скелет логической формой. Если говорить просто, логическая форма - это то, что остаётся от высказывания после того, как мы убрали всё его конкретное содержание. Именно концентрация на логических формах высказываний и логических отношениях между ними делает логику универсальной, применимой к любому рассуждению, независимо от его предмета.

Выявление логических форм так важно, потому что оно способно дать нам полезную информацию о рассуждении, даже если мы не разбираемся в теме. Только по форме высказываний можно определить, корректно ли рассуждение, правильно ли дано определение, правильно ли используются понятия, не пытаются ли нас намеренно запутать и т.д. Поэтому главная задача этого урока - научиться отвлекаться от содержания высказываний и выявлять их логические формы.

Чтобы научиться этому, сначала необходимо понять, что для логиков представляет собой язык. Начнём с того, что они видят в языке, прежде всего, знаковую систему. Буквы, слова, предложения - всё это знаки. Согласно знаменитому определению основоположника науки о знаках - семиотики - Чарльза Пирса, знак - «это нечто, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определенном отношении или объеме» (Пирс Ч.С. Избранные философские произведения, М.: Логос, 2000, с. 177) . Это довольно запутанное определение можно представить в виде квадрата:

В естественном языке знаками будут слова, словосочетания и предложения. «Авокадо», «тренер сборной Германии по футболу», «Александр Сергеевич Пушкин», «Кошки много спят» - всё это знаки. Я пишу их в кавычках специально, чтобы показать, что речь идёт именно о знаках - сочетаниях букв и звуков, которые нечто для нас обозначают. То, что знак обозначает, называется десигнатом. Десигнатами могут быть предметы, люди, абстрактные сущности, состояния, ситуации, положения дел в мире - в общем, всё что угодно. Слово «апельсин» обозначает для меня конкретный предмет. Слово «Иван» - конкретного человека. Предложение «Сегодня выпал снег» - положение дел. Интерпретатор - это человек, который воспринимает нечто (в случае языка - письменные символы и звуковые сочетания) как знак чего-то. Интерпретанта - это то, как человек реагирует на знак (например, если я вижу на перекрёстке знак «Стоп», то я останавливаю свою машину).

Отношение знаков к десигнатам описывается семантикой. Отношения знаков между собой - синтактикой. Отношение знаков к интерпретатору и интерпретанте - прагматикой. Логика не занимается прагматикой, так как последняя всегда связана с конкретной ситуацией, от которой логика стремится абстрагироваться. Зато изучение семантики и синтактики становятся её важными разделами.

Далее, язык состоит не просто из знаков, но знаков определённого рода - знаков-символов. Знаки-символы связаны со своими десигнатами произвольным образом. Например, буквы произвольным образом связаны со звуками (и это хорошо видно из наличия разных алфавитов), слова произвольно связаны с обозначаемыми предметами и явлениями (по-русски мы говорим «собака», по-английски - «dog», по-французски - «chien»; выбранное слово произвольно и ничего не говорит нам о животном, которое мы так называем), предложения произвольно связаны с выражаемыми мыслями (одну и ту же мысль можно передать с помощью совершенно разных предложений).

Один из основоположников современной логики Готлоб Фреге заметил, что знаки обладают определённой двойственностью. С одной стороны, они обозначают какие-то объекты, а с другой - передают интерпретатору некоторую дополнительную информацию о них. Например, возьмём словосочетание «автор “Войны и мира”». Это знак, обозначающий Льва Толстого. Помимо того, что этот знак указывает на конкретного человека, он также сообщает нам, что этот человек написал определённую книгу. Фреге назвал значением тот объект, который знак обозначает, и смыслом - ту дополнительную информацию, которую он несёт. Так появился треугольник Фреге:

Интересно отметить, далеко не все знаки обладают этими двумя характеристиками. Например, знак «нынешний король Франции» не имеет никакого значения, так как он обозначает несуществующий предмет, зато обладает смыслом. В то же время какой-нибудь знак «а» может обладать значением, которое я хочу ему придать, но не выражает никакого смысла. Помимо этого, различение значения и смысла понятно, когда речь идёт о словах и словосочетаниях. Но как быть с предложениями? Логики считают, что повествовательные предложения тоже обладают значением и смыслом. Поскольку они утверждают нечто о мире, то их значением будет «истина» либо «ложь», а смыслом - собственно описанная ими ситуация. Допустим, дано предложение: «Павлов открыл и описал действие условных рефлексов». Значение этого предложения - «истина». Смысл - тот факт, что Павлов открыл и описал действие условных рефлексов. При этом предложения, как и слова, могут не иметь значения. Например, возьмём предложение «Все дети Джона лысы». По идее, оно должно быть либо истинным, либо ложным. Однако что если у Джона нет детей? В таком случае мы не можем приписать ему никакого значения.

Поскольку знаки произвольны, то для удобства при анализе мы можем заменять их более простыми символами. Они будут иметь то же значение, но будут абстрагироваться от смысла. Соответственно, выражения языка будут рассматриваться в зависимости не от их содержания, а от той семантической функции, которую они выполняют. Выявление семантических функций и замена выражений простыми символами - очень важная процедура, так как по большому счёту она и представляет собой процесс отвлечения от содержания высказываний и переход на уровень логических форм.

Игра на эффект Cтрупа

Чтобы вы смогли понять, насколько иногда нам сложно отделять знак, его значение и смысл, предлагаем сыграть в игру по мотивам эффекта Струпа.

В психологии эффектом Струпа (англ. Stroop effect) называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим). Эффект назван в честь Джона Ридли Струпа, впервые опубликовавшего этот тест на английском в 1935 году. До этого этот эффект был опубликован в Германии в 1929 году. Это исследование стало одним из наиболее цитируемых исследований в истории экспериментальной психологии.

Сейчас мы вам предлагаем пройти нашу модификацию данного теста.

В зависимости от выполняемых ими семантических функций языковые выражения делятся на следующие виды:

Расшифруем, что это всё обозначает. Итак, языковые выражения делятся на два типа: предложения и термины.

Предложение - это знаковая форма для передачи мыслей. Если мысль представляет собой вопрос, то она выражается вопросительным предложением. Если мы имеем дело с императивом, то - побудительным предложением. Если же речь идёт о суждении, то есть мысли об утверждении или отрицании наличия некоторой ситуации в мире, то его выражают с помощью повествовательных предложений. Стоит отметить, что логика в основном концентрируется на изучении как раз повествовательных предложений, так как они выступают главным способом передачи знания о мире. Мы в этом курсе также будем говорить по большей части именно о них.

Термины - это значимые части предложений или, если говорить проще, слова и словосочетания. Они в свою очередь делятся на термины логические, то есть термины, которые что-то говорят о логическом устройстве предложений, и термины дескриптивные, то есть термины, которые что-то описывают, несут какую-то информацию о положении дел в мире. Дескриптивные термины различаются в зависимости от того, что именно они обозначают. Имена обозначают какой-то один единственный объект. Например, «Елизавета II» обозначает ровно одного человека. При этом именем может быть и словосочетание: «нынешняя королева Великобритании» тоже обозначает ровно одного человека. Предикаты обозначают свойства, состояния, отношения: «быть красным», «быть английской королевой», «граничить с», «знать иностранный язык» и т.д. В естественном языке предикатам соответствуют нарицательные существительные, прилагательные, глаголы. Функторы обозначают качественные и количественные характеристики предметов. К ним относятся знаки математических операций, физические величины и т.п.: «корень из», «натуральный логарифм от», «масса», «скорость».

Логические термины - это то, на что, прежде всего, обращает внимание логик, сталкиваясь с какими-то рассуждениями. В этом курсе мы тоже попытаемся научиться видеть их и использовать это умение. Итак, логические термины делятся на предицирующие связки, пропозициональные связки и кванторы. Предицирующие связки - это связки «есть» и «не есть». В естественном языке они могут выражаться разными словами («являться», «выступать» и т.д.) или даже опускаться («Сократ - человек»). Пропозициональные связки выражают отношения между различными предложениями или между компонентами одного предложения. К этим связкам относятся: «и», «или», «неверно, что», «если…, то», «если и только если». Кванторы передают информацию о количестве предметов. Квантор общности выражается словами «все», «ни один», «каждый», «любой». Квантор существования передаётся словами «существует», «некоторые», «большинство», «какой-нибудь».

Примеры логического анализа предложений

Посмотрим, как вся эта теория работает на практике. Возьмём несколько предложений и рассмотрим их компоненты с точки зрения семантических функций.

Начнём с предложения: «Катя пошла в кино, а Люда осталась дома зубрить сопромат ». Во-первых, это сложное предложение состоит из двух простых: «Катя пошла в кино », «Люда осталась дома зубрить сопромат ». Между собой они соединяются союзом «а », который в логике приравнивается к пропозициональной связке «и ». То есть мы получаем два повествовательных предложения, связанных пропозициональной связкой «и ». Для удобства мы можем заменить наши простые предложения знаками «р » и «q », тогда логическая форма этого предложения будет выглядеть следующим образом: «р и q ».

Теперь посмотрим на предложение: «Петя пошёл на занятия или прогулял их ». Хотя это предложение простое, в логике оно будет разбиваться на две части: «Петя пошёл на занятия » и «Петя прогулял занятия », соединённые пропозициональной связкой «или ». К тому же предложение «Петя прогулял занятия » эквивалентно предложению «Петя не пошёл на занятия » или «Неверно, что Петя пошёл на занятия ». Таким образом, наше предложение будет выглядеть для логика так: «Петя пошёл на занятия, или неверно, что Петя пошёл на занятия ». Заменяем предложения на простые знаки и получаем логическую форму: «р или неверно, что р ». Кстати, предложения такой формы всегда истинны. Логическая форма предложения «Если бросить камень в окно, то оно разобьётся » - «если р, то q ». Логическая форма предложения «Я выйду за тебя, если и только если ты подаришь мне кольцо с брильянтом » - «р, если и только если q ». И так далее.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что сейчас мы только выделяли простые предложения и пропозициональные связки между ними, но не затрагивали другие термины внутри предложений. Примерно в таком духе работает логика высказываний. В её рамках простые предложения заменяются короткими символами «p », «q », «r », «s » и т.д. и выявляются те пропозициональные связки, которые соединяют их между собой («и », «или », «неверно, что », «если, то »). В принципе даже такой поверхностный анализ может быть очень полезным, так как он помогает прояснить отношения между высказываниями в ходе рассуждения: выявлять парадоксы, тавтологии, противоречия и отсекать ложные высказывания, исходя только из их формы.

Безусловно, логический анализ может идти и глубже и затрагивать не только отношения между предложениями, но и отношения между логическими и нелогическими терминами внутри простых предложений. К логическим системам, которые основаны на таком более детальном анализе, относятся логика предикатов и силлогистика. Попробуем проанализировать несколько простых предложений, определяя семантические функции входящих в них терминов, чтобы получить представление, как они работают.

Возьмём предложение: «Все динозавры вымерли ». «Все » - это квантор общности. «Динозавры » - это предикат, так как этот термин обозначает свойство «быть динозавром », которое присуще целому классу объектов. «Вымерли » - это тоже предикат, обозначающий свойство «быть вымершим ». Чтобы записать логическую форму этого предложения, мы можем заменить предикаты буквами S и P. Попробуем: «Все S P ». Получилось что-то странное и не имеющее особого смысла. Проблема в том, что мы пропустили предицирующую связку «есть ». Хотя в естественном языке в этом предложении слова «есть » нет и не может быть, с точки зрения логики предицирующая связка «есть » здесь присутствует. Она связывает между собой два предиката: «быть динозавром » и «быть вымершим ». В итоге мы получаем: «Все S есть P ».

Теперь возьмём предложение: «Некоторые дети часто плачут, но Аня - плачет редко ». В этом предложении две части. Начнём с первой. «Некоторые » - это квантор существования, то есть он как бы говорит нам: «Существуют такие объекты, которым присуще быть детьми и часто плакать ». «Дети » и «часто плакать » - предикаты, не забываем о невидимой предицирующей связке «есть ». Получаем: «Некоторые S есть P ». Перейдём ко второй части. «Аня » - это имя, оно обозначает одного-единственного конкретного человека. «Плакать редко » эквивалентно «не плакать часто ». Это значит, что мы имеем здесь тот же предикат, что и в первой части - «плакать часто » и предицирующую связку «не есть ». Логическая форма этого предложения: «а не есть P ». Союз «но » представляет собой пропозициональную связку «и ». В итоге: «Некоторые S есть P, и а не есть P ».

Таким образом и происходит логический анализ языковых выражений. Сначала определяются семантические функции предложений и слов, затем предложения, имена, предикаты и функторы заменяются короткими удобными символами, которые позволяют отвлечься от конкретного содержания, и выявляются те логические термины, которые связывают их между собой. Это даёт нам возможность проверить, насколько данное рассуждение корректно с точки зрения его логической формы. Естественно, чем более детальный логический анализ языка проводится, тем более сложной будет логическая система. Но одновременно и тем более тонким инструментом для разбора рассуждений она окажется. Конечно, примеры анализа, приведённые выше, могут показаться сложными и не до конца ясными. В этом нет ничего страшного: когда мы перейдём к конкретным темам, их значение прояснится. На сегодня важно запомнить, что за словами естественного языка нужно научиться видеть их семантические функции, за предложениями - их логические формы. Это станет ключом к умению логично рассуждать.

Напоследок, предлагаем вам несколько несложных логических задач. Попробуйте представить их решение в виде пошагового рассуждения. Где это возможно, абстрагируйтесь от содержания предложений и перейдите на уровень логических форм.

Упражнения

«Живописная» экспертиза (Из книги Сергея Быльцова «Логические головоломки и задачи»)

Одному коллекционеру принесли картину, якобы принадлежащую перу кисти Антонио Канале, прозванному Каналетто. Коллекционер не был большим знатоком живописи и потому пригласил на экспертизу трёх специалистов. Эксперты высказали о картине следующие суждения:

  • Первый: Это не только не Каналетто, но даже и не Гварди.
  • Второй: Это не Каналетто, но это настоящий Алессандро Маньяско.
  • Третий: Конечно, это не Маньяско, это, несомненно, Антонио Канале.

Принцесса и Иванушка

В этом упражнении вам необходимо найти принцессу, исходя из имеющихся данных на табличках. История такова: в поисках принцессы, похищенной Кощеем, Иванушка оказался в старинном замке. Преодолев массу препятствий, он очутился в помещении, из которого вели три двери. Иванушка знал, что за какой-то из них находится принцесса, за другой сидит тигр, а за оставшейся дверью никого нет.

Предлагаем вам также пройти упражнение, которое отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Определение знака следует из определения знако­вой системы: если знаковая система есть материаль­ный посредник между двумя другими материальными системами (III, 1), то таков же и знак в простейшем случае (рис. 1).

Однако в развитых знаковых системах - языках - знак имеет более сложное устройство. Усложнение заключается в том, что те части обеих систем, которые непосредственно контактируют со знаком, в свою оче­редь контактируют друг с другом (рис.2).

Следовательно, все три системы образуют своеоб­разное триединство, треугольник. Это определение принадлежит известному немецкому логику и мате­матику Г. Фреге.

В первом случае звучащее или написанное слово связано и с вещью (любой вещью, сферичной и небольшой), и с понятием о такой вещи, в котором существенны именно эти два признака (сферичность и небольшой размер). Во втором случае, став собственным именем, кличкой собаки, слово утратило связь с прежним понятием, но не приобрело связи с новым понятием «собака».

В более общем случае треугольник Фреге схематизируется так (рис. 4).

Строение знака - треугольник Фреге

I. Предмет, вещь, явление действительности (денотат).

II. Знак: в лингвистике - слово, в математике - математический символ, (имя).

III. Понятие о предмете, вещи: в лингвистике - сигнификат, в математике - смысл имени, или концепт денотата.

Эта схема, однако, определяет такой общий случай, когда свойства знака представлены с максимальной полнотой и жестко фиксированы, как это и имеет место в развитых естественных и искусственных языках.

Между элементами, обозначенными цифрами I- II -III, имеют место следующие отношения:

Отношение знака к предмету, или денотату, определяется словом «обозначать» («называть», «именовать») знак обозначает предмет (II -I);

Отношение знака к понятию, или сигнификату, определяется словосочетанием «иметь сигнификат» или словом «выражать» (II -III);-отношение I -III не имеет общего обозначения, в частном случае, в математике, говорят: «концепт денотата определяет денотат».

Отношения между тремя указанными элементами I -II -III рассматриваются в каждой отдельной области знания различно, и обозначаются разными словами и терминами. Кроме того, эти отношения рассматриваются и в разном направлении: от II к I, от I к III, от II к III.

Семиотика же, будучи общей теорией знаковых систем, должна снять все эти ограничения и рассматривать треугольник Фреге в любом направлении. Прежде всего для этой цели необходимо найти общий термин, по отношению к которому слова «называет», «выражает» и т.д., приведенные выше, были бы частными случаями. Таким общим выражением может быть слово «иметь», с помощью которого можно рассматривать треугольник Фреге в любом направлении: от II к III - знак имеет понятие, (смысл, сигнификат); от III к II - понятие, или смысл, или сигнификат, имеет (свой) знак; от II к I - знак имеет предмет, или денотат; от I к И - предмет имеет знак; от I к III - предмет имеет понятие, или смысл, или концепт; от III к I - понятие имеет предмет.

Получив возможность выразить это в общей форме, мы можем сказать, что нет никаких теоретических препятствий к тому, чтобы в той или иной ситуации посредником стал любой из трех элементов.

В вершине I - денотат, вещь, предмет - есть предмет объективного мира, но в голове человека находится совершившееся отражение (это отражение ость или непосредственное восприятие, например какого-то круглого предмета для случая «шарик», или представление о нем). В вершине III - понятие - есть результат работы мозга и результат совершившегося обобщения знания о предмете, т. е. тоже особое отражение, но за этим отражением стоит сам материальный мозг, он-то и есть та материальная, другая система, которую знак связывает с первой системой - объективным миром. Наконец, сам знак может быть как звучащим (фонетическим) или написанным словом, так и любым другим материальным предметом и, конечно, в любом случае вторично отражаться в сознании (в виде представления о звучащем слове и в виде правил производства слова, его «порождения»). Итак, в каждой вершине треугольника Фреге за идеальными явлениями - явлениями отражения в сознании человека стоят материальные явления (рис. 5).

Теперь мы понимаем, какой физический смысл может иметь обобщенная схема Фреге: треугольник символизирует тройственную связь, но только без

«удвоения» связанных частей в виде их идеального от­ражения в мозге - связь по внешнему, большому, а не по внутреннему треугольнику.

Возьмем, например, явление тропизма: стебель цвет­ка изгибается под воздействием луча света, цветок по­ворачивается к солнцу. Первая материальная система здесь «солнце» (I); вторая материальная система - «цветок» (Ш); система-посредник, знак (II) - «изгиб стебля». Изгиб стебля есть и знак воздействия солнца, и одновременно состояние второй системы - цветка. Он не полностью отделен от системы; но все-таки до­статочно отделен, так как в предыдущий момент време­ни (до воздействия луча) и в последующий момент (при перемещении солнца) - изгиб стебля изменится, а сам стебель сохранится. Изгиб стебля - элементарное яв­ление отражения в живой материи, прообраз будущего понятия.

Однако проделанного обобщения недостаточно. Треугольник Фреге можно обобщить еще и в другом отношении: придав подвижность его ребрам, позволив им сходиться. В самом деле, вернувшись к примеру со словом «Шарик» как кличкой собаки, мы можем пред­ставить себе схему этого случая как предел сближе­ния стороны СВ («слово» - «вещь») и стороны СП («слово» -«понятие») (рис. 6).

Такое сближение должно иметь место попарно для всех сторон треугольника, и при каждом сближении (совмещение сторон нужно представлять себе как предел сближения) мы будем получать соответствие какому-либо из реальных известных типов в гамме семиотических систем



Читайте также: