Страны-члены и стратегия расширения оэср. Цели, задачи, основные направления деятельности оэср Деятельность организации экономического сотрудничества и развития оэср

(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские годы, когда специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по‑настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.

В 1996 году Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.

В 1997 году был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

30 ноября 2007 года Советом ОЭСР была принята "Дорожная Карта" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определяет процедуру, позволяющую странам‑членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.

В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 19 комитетах ОЭСР.

Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран‑членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) – международное экономическое объединение развитых стран. Считается, что страны, входящие в ОЭСР, производят около 60% мирового ВВП .

ОЭСР была создана в 1947 году в рамках реализации плана Маршалла по восстановлению Европы после Второй мировой войны. Первоначальное название организации – Организация европейского экономического сотрудничества. Однако уже в 1960-е годы состав участников значительно расширился и вышел за рамки

Европейского региона. Новое название, которое лучше отражало географию стран, входящих в ОЭСР, организация получила в 1961 году.

На сегодняшний день членами ОЭСР являются 34 государства, в том числе наиболее развитые США, Австралия, Канада, почти вся Западная Европа – Великобритания, Франция, Германия и т. д., некоторые бывшие социалистические страны, такие как Польша, Венгрия, Словения, а также одна страна из бывшего СССР – Эстония. На правах отдельного участника в состав ОЭСР входит Европейская комиссия как высший орган исполнительной власти Европейского союза.

В 1996 году заявку о вступлении в ОЭСР подали Россия, Латвия и Литва, но им было отказано.

В настоящее время о возможном вступлении нашей страны в эту организацию ведутся переговоры, также как и о присоединении к союзу других крупнейших развивающихся стран – Бразилии, Китая, Индии, Индонезии и Южно-Африканской Республики.

Своей миссией ОЭСР считает содействие политике, способствующей повышению экономического и социального благополучия людей во всем мире. При этом организация отстаивает принципы свободной рыночной экономики и представительной демократии.

Современная структура ОЭСР выглядит следующим образом. Высшим органом организации, принимающим решения, является совет, в который входят по одному представителю от каждой страны плюс один человек от Евросоюза.

Для подготовки решений и их дальнейшей реализации в ОЭСР действует в общей сложности около 250 комитетов, рабочих и экспертных групп. В их составе около 40 тыс. должностных лиц из правительств, администраций стран-участниц. Кроме того, для поддержки взаимосвязи между представителями постоянно действует секретариат, в котором более 2,5 тыс. сотрудников, работающих на постоянной основе.

В рамках своей деятельности ОЭСР собирает информацию об экономической ситуации не только в странах-участницах, но и во всем мире, проводит дискуссии, принимает решения и дает рекомендации в области экономики и политики. Кроме того, ОЭСР периодически публикует свои прогнозы по краткосрочному и среднесрочному развитию.

Как и ФАТФ , ОЭСР ведет черные списки неблагоприятных стран, но составляются они по принципу соблюдения государствами налоговых, а не «антиотмывочных» стандартов.

(ОЭСР) (Organization for Economic Co‑operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские годы, когда специалисты ОЭСР консультировали Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по‑настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.

В 1996 году Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.

В 1997 году был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных органов России. Он рассматривает ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

30 ноября 2007 года Советом ОЭСР была принята "Дорожная Карта" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определяет процедуру, позволяющую странам‑членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.

В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 19 комитетах ОЭСР.

Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран‑членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вне влиятельной межправительственной организацией межрегионального характера является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая начала свою деятельность в 1961 г . на базе Организации европейского экономического сотрудничества.Штаб-квартира организации располагается в Париже.

В ОЭСР входят 30 экономически развитых стран, в том числе Венгрия, Греция, Мексика, Польша, Республика Корея, Турция, Чехия и Словакия.

РФ имеет в ОЭСР статус наблюдателя, однако заинтересована в полноправном членстве.

Цель деятельности ОЭСР

Содействовать устойчивому экономическому развитию в государствах-членах и нечленах Организации посредством проведения политики либерализации трансграничного перемещения всех факторов производства.

ОЭСР осуществляет научные исследования процессов, происходящих в мировой экономике в целом, а также в отдельных ее регионах и странах, проводит консультации, участвует в международных проектах, осуществляет активное сотрудничество с МВФ, ВБ, ВТО и другими организациями.

В рамках Организации экономического сотрудничества и развития проходят дискуссии и обмен опытом по ключевым мировым проблемам.

Для достижения целей ОЭСР принципиальное значение имеет научная организация сбора, обработки и анализа данных, совершенствование статистических и экономических методов анализа информации. Это необходимо для составления прогнозов, которые принесли ОЭСР наибольшую известность. Они вырабатываются совместно национальными экспертами и специалистами Совета. Прогнозы охватывают бюджетную и валютную политику, зарплату, цены, денежное обращение, торговлю и т.д. Два раза в год издается сборник «Экономические перспективы ОЭСР» — наиболее известный среди сотен других публикаций ОЭСР, широко используемый политическими, деловыми и научными кругами. Сборник дает прогноз на два года, а также содержит детальный анализ текущего социально-экономического положения стран.

Большую роль играет ОЭСР в оказании помощи развивающимся странам. В 70-е гг. выделилась группа богатых нефтяных стран, в 80-е гг. на рынки мира вышли так называемые новые индустриальные страны (НИС). В то же время усилилось обнищание наиболее бедных и отсталых стран. Это определило дифференцированный подход ОЭСР к проблемам развивающихся стран. Например, в отношениях с последней группой стран применяются различные формы продовольственной помощи, пониженные ставки процента по займам, оказывается содействие в формировании экономических структур. Центр развития ОЭСР координирует всю работу с развивающимися странами.

В целом ОЭСР является влиятельной и достаточно эффективной международной экономической организацией промышленно развитых капиталистических стран, накопившей большой опыт выработки разнообразных методов экономической политики, механизмов сотрудничества различных государств. Поэтому участие России в деятельности ОЭСР может способствовать ее экономическому прогрессу.



Читайте также: