Социальное развитие молодежи. Социальное развитие и молодежь Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

Тема урока: «Социальное развитие и молодежь».

«О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести

состоит не в возможности все сделать,

а в возможности думать, что все сделаешь».

И. Тургенев

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 10 класс (базовый уровень)

Мультимедиа компоненты к уроку: - презентация "Социальное развитие и молодежь".

Цели урока:

1.Обучающая:

    Рассмотреть молодежь как социальную группу

    Сформировать представление о молодежной субкультуре

2. Развивающая :

    Развитие навыков и умений применять полученные знания в повседневной жизни, умения делать выводы, анализировать и систематизировать полученные знания.

3.Воспитательная

Формирование и воспитание:

    толерантности, ответственности, приверженности к общечеловеческим ценностям;

Развитие личности, ее духовно-нравственной культуры, повышение общественной и гражданской активности.

Структура урока:

1.Организация урока. - 2 мин.

2. Учитель:

План урока:

    Вступление.

    Понятие молодежи как социальной группы.

    Современное российское общество и его требования к современной молодежи

    Особенности социального положения молодежи.

    Особенности социально – психологических качеств молодежи.

    Неформальные группы.

    Ценности и приоритеты современной молодежи.

    Молодежная субкультура.

    Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

    Вступление

Учитель: Свой урок я хочу начать с цитат

Цитата первая.

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.»

Цитата вторая.

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»

Цитата третья.

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».

Цитата четвертая.

«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Как вы думаете, какому времени принадлежат эти цитаты?

(ответы - предположения детей)

Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.

После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.

Подобные высказывания мы зачастую слышим и сейчас о нашем молодом поколении. Молодых часто обвиняют в инфантилизме - стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает, что у молодежи достаточно развито чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.

Учитель: Как вы думаете, о какой социальной группе сегодня пойдет речь на уроке?

(ответы детей)

Социальное развитие и молодежь

Учитель: в течение урока мы с вами попытаемся найти ответ на вопрос:

(вопрос появляется на доске и находится там в течение урока)

Учитель: Так какая она современная молодежь? Почему во все времена молодежь противостоит социуму и как она реагирует на это противостояние? Сегодня на уроке попробуем дать ответы на эти вопросы.

Так какая она молодежь? Постараемся составить ее портрет.

    Понятие молодежи как социальной группы.

Учитель: Какие слова - ассоциации возникают у вас при слове молодежь?

Понятие «молодёжь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодёжью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.

В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли чувства, осознание своей неповторимости.

Обратимся к учебнику и посмотрим, какое определение дают молодежи социологи как социальной группы:

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет (30), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

    Каковы особенности современной молодежи .

Вопросы исследования:

    Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?

2. Почему старшее поколение критикует современную молодежь?

3. Есть ли у молодых людей вредные привычки? Какие они? Как с ними бороться? Почему они возникают?

4. Есть ли проблемы у молодежи?

5. «Потерянное поколение» – вы согласны с таким термином по отношению к молодежи?

6. Интересуются ли молодые люди политикой?

7. Насколько самостоятельны современные молодые люди?

8. Есть ли идеалы у современной молодежи?

9. Молодые люди: потребители или созидатели?

3. Учитель: как-то один из великих писателей Англии Уильям Шекспир сказал: «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры». Мы все играем в своей жизни роли, но не простые, а социальные, хотя они мало отличаются от ролей не подмостках сцены, а какие роли играете вы, ведь вы как мы уже поняли, относитесь к категории молодежи? Чем характеризуются ваши социальные роли?

Предлагаю вам поработать в группах и охарактеризовать социальные роли, которые играет современная молодежь

(работа с учебником в группах)

4.Учитель: Легче всего решать свои проблемы, если их решать вместе. Необходимы объединения, организации, комсомол ушел и на его место пришли молодежные субкультуры.

Что такое субкультура?

5.Учитель: А теперь, ребята, я предлагаю вам определить место молодежи в современном мире (на доске – постеры, предложить детям встать, разделиться на две группы, аргументировать свою позицию)

6. Учитель: Ребята, помните, с чего мы начинали с вами занятие. Мы поставили перед собой вопрос: Есть ли у нас достаточные основания для того чтобы утверждать, что молодежь - обновляющая сила общества. И сейчас я предлагаю вам сменить знак вопроса, который мы поставили с вами в конце данного утверждения на восклицательный знак.

    Подведение итогов урока. Д/З на карточках.

Р е ф е р а т

на тему: «Социальные проблемы молодежи и способы их решения»

ВВЕДЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».

Вопросы формирования и реализации государственной молодёжной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоёв российского общества. Молодёжь обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, где осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого изменения общества во многом зависят от степени вовлечённости молодёжи в модернизационные процессы и от степени её интегрированности в социальную структуру общества.

Однако трудности экономических реформ в России особенно ударили именно по молодёжи. Лишь небольшая её часть сумела найти своё место в рыночных условиях, основной же массе пока не удаётся адаптироваться к нынешней ситуации. Происходит понижение социального статуса молодёжи, сужаются возможности её доступа к образованию и культурным ценностям, растёт безработица

Целью данной работы является изучение социальных проблем молодежи и способов их решения.

Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:

Характеристика молодежи как особой социально-демографической группы;

Рассмотрение социальных проблем молодежи;

Описание способов и путей решения социальных проблем молодежи.

1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.

Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.

В соответствии с этим и следует конструировать задачи государственной молодежной политики. Они должны отражать:

Во-первых, путь жизненного становления молодого человека;

Во-вторых, включение его в систему общественных отношений;

В-третьих, его жизнедеятельность как гражданина.

В стратегическом плане государственная молодежная политика должна выйти на более высокий уровень исходных принципов, чем те, которые применяются в современной России.

В качестве исходных принципов следует признать четыре нижеследующих положения.

1. Принцип ответственности. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение полученного наследия..

2. Принцип преемственности. Государственная молодежная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет (мировой опыт показывает, что замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления).

3. Принцип приоритетности. Меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь..

4. Принцип участия. Молодежь - не только объект воспитания и образования, но и сознательных участник социальных преобразований. Поддержка организованных форм молодежного движения в этом смысле является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах.

Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества.

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

На муниципальном уровне:

Обеспечение выполнения нормативных правовых актов о молодежи;

Работа социальных служб для молодежи;

Реализация региональных программ «Молодежь» и разработанных на их основе муниципальных программ.

Социальная поддержка молодежи, молодой семьи;

Поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи;

Противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде;

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления;

Информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства.

В деятельности структур по реализации государственной молодежной политики главное, основное внимание должно быть направлено на координацию деятельности всех государственных структур и на взаимодействие с социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью, в реализации молодежной политики российского общества. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в единое русло усилия и возможности многочисленных государственных и общегосударственных структур, имеющих отношение к решению молодежных проблем.

Предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, в первую очередь на муниципальном уровне, укреплять материально-техническую базу органов по делам молодежи и их учреждений.

Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика, подключение кадровых работников к выполнению вновь разрабатываемых проектов, формирование соответствующих банков данных, учебно-методическое сопровождение профильных программ.

В связи с недостаточностью материально-технических и финансово-экономических средств, необходимо проводить политику разделения по механизмам в отношении:

Разных источников (бюджеты органов по делам молодежи; бюджеты отраслевых ведомств, бюджеты комплексных программ, бюджетные фонды, внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней, межмуниципальные целевые финансовые пулы и т.д.),

Принципов финансирования (конкурсный; целевой),

Объектов финансирования (обеспечение программ и мероприятий; обеспечение функционирования отраслевых институтов государственной молодежной политики; прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации, гранты и т. д.)).

Критерии эффективности реализации программы зависят не только от итогов ее реализации, но и от решения всего комплекса экономических и социальных проблем молодежи. В этой связи целесообразно поставить вопрос о более конкретных показателях эффективности осуществления программы, которые более точно отразят итоги работы органов по делам молодежи.

Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 14 – 30 лет. Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, досуга. Основные социальные проблемы молодежи связанны с «жизненным стартом» - с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы.

В советском обществознании преобладала трактовка молодежи как монолитного целого. И тому были основания. В процессе строительства социалистического общества была создана система ценностей, политических и нравственных ориентиров, идеалов и стереотипов поведения людей.

Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят более глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

Молодежь не редко сталкивается с серьезными проблемами в труде, учебе, личной жизни. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии. Ряд социальных проблем молодежи связан с досугом, общением, в том числе сексуальными отношениями, образованием семьи. Другой круг проблем связан у части молодежи с недостаточной материальной обеспеченностью (отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков).

Протекающие в нашей стране процессы преобразований всех сфер жизни общества открывают новые возможности для решения социальных проблем молодежи: более активное выдвижение и продвижение кадров молодежи, развитие различных форм трудовой деятельности, развитие социальной инфраструктуры, включение молодежи в процесс демократизации, рост числа самодеятельных объединений и неформальных групп – все это способствует повышению ее активности в решении собственных проблем.

Объективные исследования показывают, что молодежь страны страдает от бедствий и невзгод, сотрясающих Россию. Речь идет о высоком уровне безработицы, неполной занятости, росте молодежной преступности, увеличивающейся эмиграции среди молодых людей, росте употребления наркотиков и алкоголя, заболеваний туберкулезом (здесь можно говорить даже об эпидемиях), болезней, передающихся половым путем, включая СПИД, о высоком уровне смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет (в связи с различными факторами риска), а также об отсутствии социальной инфраструктуры для молодежи, включая жилье, возможность получить образование, здравоохранение. Кроме того, не создана инфраструктура, позволяющая принять участие в модернизации, в том числе доступ к Интернету. Хотя глобализация и иммиграция предполагают высокий уровень толерантности в обществе, факты свидетельствуют об обратном: молодежь проявляет нетерпимость и ксенофобию к представителям других народов. Согласно проведенному анализу, 35% молодых людей (в возрасте от 18 до 35 лет) обнаруживают резко отрицательное отношение к этническим меньшинствам, 51% поддерживает идею изгнания определенных этнических групп из российских регионов .

В целом, имеющиеся факты позволяют сделать вывод о том, что в РФ растет асоциальное, аполитичное, нездоровое, часто нарушающее закон, недовольное жизнью поколение молодых людей, которым выпала участь строить будущую Россию .

Понятие «переход к самоорганизованному обществу» дает возможность осознать, какие уроки мы извлекли из развала Советского Союза, а что упустили. С одной стороны, оно помогает понять тот факт, что диктат советского образа жизни контрпродуктивен, особенно в сфере формирования молодежной политики. Похоже, что оно также отражает нечто гораздо большее - а именно - понимание того, что применение централизованного подхода по типу «сверху вниз» к социальным и экономическим процессам в современном мире обречено на неудачу. И, напротив, в условиях глобализации, с ее огромными трансграничными потоками и неолиберальными аргументами, адаптивные формы организации представляются надгосударственными и достаточно гибкими, демонстрируя высокую степень автономии и способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации и общественным потребностям. По этим причинам «самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие должны стать основой общества будущего», как того требуют новейшие политические директивы. С другой стороны, в переходный период существует настоятельная потребность в тщательной подготовке почвы для создания такого самоорганизованного общества, то есть необходимо «сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях» .

Положительным моментом в демографической ситуации является прогнозируемый рост количества молодых людей .

Результаты социологического исследования показали, что для молодежи в значительной мере важно получение качественного образования, повышение квалификации. В подтверждение данных показателей ежегодно более 70 % выпускников общеобразовательных учебных заведений республики продолжают образование в высших и средних учебных заведениях страны и за рубежом. Сегодня 24567 молодых людей являются учащимися и студентами начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений Российской Федерации, что составляет 24 % от общего количества молодежи республики (104152 чел.) .

Молодежь больше, чем остальные категории населения, испытывает социальную дискриминацию. В результате молодые люди не видят для себя перспектив служебного и профессионального роста в рамках своего предприятия . Особенно молодые люди, работающие на агропромышленных предприятиях, служащие, инженерно-технические работники, управленцы и т.д. В различных отраслях работает лишь 32 тыс. молодежи от 16 до 30 лет.

При формировании и реализации региональной государственной молодежной политики необходимо различать:

а) особенности ресурсов, не поддающихся регулированию в рамках осуществления государственной молодежной политики (природная среда, наличие/отсутствие социальной солидарности в российский обществе, экономический, социальный, духовный подъем/спад в масштабах страны, фактор глобализации);

б) особенности управляемых ресурсов (возможности правового закрепления решений, бюджетные средства субъекта Российской Федерации и привлекаемые средства, подбор, расстановка, подготовка и переподготовка кадров на местах, научное и методическое сопровождение избранного курса региональной государственной молодежной политики, а также - в пределах компетенции органов государственной власти регионов - корректировка планов социально-экономического развития региона, мероприятий в области образования, здравоохранения, трудоустройства, жилищного строительства, культурного развития, социального обеспечения);

в) особенности, характеризующие молодежь как объект и субъект социального развития региона (уровень образования, занятость в решающих сферах производства, науки, культуры, готовность связать свои жизненные планы с данным регионом) .

Эти особенности предопределяют различение факторов региональной государственной молодежной политики, требующих адаптационных или инновационных стратегий действия как государственных органов, так и структур гражданского общества.

2. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики представляют собой несколько основных блоков:

Программный механизм: федеральные, межрегиональные, региональные и местные целевые программы в указанной области.

Информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.

Организационный механизм: структурное управление государственной молодежной политикой, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управление системой подведомственных организаций.

Политический механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.

Экономический механизм: система финансирования государственной молодежной политики, в том числе система внебюджетного финансирования.

Следует отметить, что анализ функционирования данных механизмов позволит определить критерии эффективности реализации государственной молодежной политики.

Приоритетным направлением реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является осуществление федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых программ в указанной области.

Разработка, принятие и реализация указанных программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и с учетом рекомендаций всероссийского конгресса молодежи, предложений молодежных, детских общественных объединений, молодых граждан.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать с участием молодежных, детских общественных объединений, программы в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятия по ее реализации.

Финансирование федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, мероприятий по их реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, направленных на поддержку молодежи, осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, соответствующими программами (проектами) поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан и программами содействия обеспечению занятости населения, другими федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в данных областях, государственными контрактами на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, договорами на исполнение муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи, а также за счет средств фондов поддержки молодежного предпринимательства, если такие фонды сформированы в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации.

Финансирование региональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Финансирование местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Информационное обеспечение предполагает использование данных государственной статистики, данных социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, данных государственных федеральных и региональных докладов о положение молодежи в Российской Федерации с целью организации информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.

Организационный механизм предполагает разработку системы структурного управления государственной молодежной политикой, вертикального и горизонтального управления в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управления системой подведомственных организаций и учреждений.

Кроме того, организационный механизм предполагает разработку моделей и методов межведомственного взаимодействия по вопросам государственной молодежной политики.

Основным инструментом политического механизма государственной молодежной политики является разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.

Также важным инструментом политической составляющей государственной молодежной политики является взаимодействие отделов по делам молодежи (ОДМ) с политическими и общественными организациями в плане содействия поддержке общественных инициатив, направленных на развитие творческого, интеллектуального, репродуктивного и экономического потенциала молодежи, в том числе в вопросах финансового обеспечения государственной молодежной политики. Следует исходить из того, государство, определяя молодежную политику, как государственную, выступает основным вкладчиком и координатором данного курса, но в тоже время, не мыслит реализацию обозначенной стратегии без поддержки как общества в целом, так и самой молодежи.

Государственная молодежная политика является одним из направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления с целью создания правовых, экономических, социальных, культурных, организационных условий и гарантий для социального становления, развития и самореализации молодых граждан в интересах всего народа.

Государственная молодежная политика осуществляется органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления, предприятиями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, гражданами в сотрудничестве с молодежью, путем разработки и реализации мер в области государственной молодежной политики .

Все возрастные группы молодежи нуждаются в активной, целенаправленной заботе и поддержке. Если младшие возрастные группы - старшеклассники школ, учащиеся профессиональных училищ, студенты (с 14 до 22 лет) защищены семьей, учреждениями образования, то старшие возрастные группы - молодые специалисты или те, кто начал самостоятельно трудиться, безработная молодежь - остаются один на один с работодателем и проблемой безработицы. Большая часть молодежи считает, что поддержка со стороны государственных органов слабая, недостаточная.

Можно отметить недостаточность предпринятых мер в области правовых реформ с целью приведения национального и регионального законодательства в соответствие с положениями ООН. Законы принимались с большим опозданием и государство не сумело создать необходимые структурные институты, адекватные происходящим переменам, и обеспечить эффективную поддержку молодого поколения в кризисных условиях.

С уходом с исторической арены таких общественных организаций, как КПСС, ВЛКСМ, проблемы молодого поколения решались вне общественной структуры.

Меры по реализации государственной молодёжной политики можно свести к трём группам: экономическим, административно-юридическим, идеологическим. Тем не менее, весь комплекс вышеуказанных мероприятий носил адресный, т.е. выборочный характер и большинство молодёжи оставалось вне поля внимания государства и общества.

В реализацию политики в отношении молодёжи практически включены все министерства, ведомства, учреждения исполнительных органов власти и местного самоуправления. Главным «механизмом участия» в решении проблем молодёжи является реализация ими социальных программ, включение в них подпрограмм, разделов по работе с молодёжью и форм социальной жизнедеятельности молодёжи, включая заботы об их здоровье, воспитании, развитии.

Таким образом, реализация государственной молодёжной политики является важным элементом социальной политики в отношении подрастающего поколения. Однако необходимо признать, что молодёжная политика во многом нуждается в корректировке с учётом изменений, происходящих в стране в целом, и прежде всего в области социальной защиты молодёжи, трудоустройства и занятости, молодёжного предпринимательства, семейной политики и т.д.

молодежь политика социальный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество должно осознать и открыть для себя молодежь как субъекта истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи в социально-экономических и политических процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодежи человечество не сможет прогрессировать, прорваться к новым высотам цивилизации. Особенно важна в этом роль молодежных объединений - организованных форм выражения мнений и стремлений молодежи. Необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, концепция молодежной политики.

Радикальный переход России к рыночной системе с неизбежностью повлек за собой глубокие изменения в экономической, политической структуре и во всём социальном пространстве, что затронуло все стороны жизни молодёжи. Устойчивость молодого поколения в социально-политическом пространстве общества обусловлена тем, что историческое и социальное развитие общества воспринимается молодёжью опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений. Однако на сегодняшний день преемственность поколений значительно деформирована и нарушена.

Процесс воспитания помимо того осложняется тем, что в ситуации быстрых перемен очень сложно спрогнозировать, какие ценности и стандарты поведения могут обеспечить адекватность социального поведения на ближайшее будущее.

Молодёжная политика непосредственно связана с утвердившейся системой социального управления, её приоритетами и механизмами. В современных условиях трансформации российского общества всё более значимым для молодёжной политики становится поддержка самореализации молодого поколения.

Механизм управления молодёжной политикой не должен строиться путём изменений только управляющих структур государства, он не будет эффективным, если будут созданы только его государственные элементы, как бы идеально они не выстраивались. Необходимо обеспечивать взаимодействие всех структур, формирующих и реализующих государственную и общественную молодёжную политику.

1. Звоновский, В. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2007, № 1, с. 52-56.

2. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2004. – 420 с.

3. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2003. - № 5. – С. 87-90.

4. Першуткин, С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация: Монография/ Новосибирск: СибАГС, 1995.

ирский Государственный университет. – Новосибирск, 2005. – С. 209-230.

5. Проект «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации» от 18 декабря 2006г. № 1760-п. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mon.gov.ru/press/news/3318/

6. Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 635 с.

7. Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – М., 2002. – С.150–164.

8. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 годы)».

9. Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Санкт-Петербург: Российский христианский гуманитарный институт, 2004. – 368 с.


Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Санкт-Петербург: Российский христианский гуманитарный институт, 2004.

Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2004. – С. 32.

Проект «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации» .

Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 635 с.

Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2003. - № 5. – С. 89.

Першуткин С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация: Монография/ Новосиб. Гос. ун-т. – Новосибирск, 2005. – С. 209-230.

Звоновский В., Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2007, № 1, с.54.

Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – М., 2002. – С.150–164.

Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.

Молодежь в современном обществе

С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.

Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.

Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.

Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.

Молодежь как социальная группа

Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.

На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.

Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.

Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.

Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.

- 106.00 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж»

Реферат по обществознанию

На тему: Социальное развитие и молодежь.

Работу выполнила: Тюляндина Т.Н.

Студентка группы: 291

Руководитель: Филатова Л.В.,

Преподаватель обществознания

Проверил:____________________

Оценка:______________________

«______________________» 2010 г.

пос. Ува, 2010 г.

Введение……………………………………………… …………………………………..3

1. Социальное развитие человека…….………………………………………………… .4

2. Молодежь как социально- демографическая группа………………………............... .6

2.1. Молодежь (демографическая характеристика)……………………………………. 6

2.2 Молодежные субкультуры…………………… ……………………………...............7

2.3. Проблемы молодежи………………………………… ……………………………..12

Заключение…………………………………………………… ………………………....13

Литература…………………………………………………… ………………………….14

Введение.

Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее остро проявляются в социальной сфере. Их характер очень сложен и противоречив.

Социализация человека - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Социальные связи человека различны в разные периоды его жизни – от рождения до старости.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу. И зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации . Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.

В своей работе я хочу разобраться: что же такое социальное развитие человека, и рассмотреть молодежь с точки зрения социологии и демографии. Также я рассмотрю, с какими проблема она сталкивается.

1. Социальное развитие человека.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.

Этапы социализации:

Первое детство.

Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Cо второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери. Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или от лица, постоянно ухаживающего за ним). Это - не страх перед незнакомым человеком, а неузнавание в нем черт материнского. Граница этого этапа имеет происхождение в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет, то есть формирует у себя представление о постоянстве (перманентности) предмета (до того, если закрыть игрушку бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает). Кроме того, именно постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка представления о собственной перманентности.

Показано также большое значение надежной социальной привязанности (в первую очередь - присутствия матери) для освоения ребенком незнакомых мести налаживания социальных контактов с другими детьми. В то же время, как уже говорилось, эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.

Детство и отрочество.

В преддошкольном возрасте (1 - 3 года) формируется основной механизм социализации и социального развития - речь, что позволяет:

· включать социально-фиксированные эталоны в персептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий;

· включать произвольность в память и другие формы поведения (то есть идет переход "наблюдать - смотреть". "Запоминать - выучивать" и т.д.); так формируется волевое регулирование, являющееся, кстати, основным показателем готовности ребенка к школе.

В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного "я". Тем не менее, к концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя "он/она", практически только к трем годам он начинает говорить о себе "я". К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.

Первый этап социального развития (3 - 6/7 лет) - дошкольный возраст .

Что может ребенок к 6/7 годам?

Природные формы психики приобретают вербальность (связывает воспринимаемый объект со словом), произвольность (поступает не импульсно, а сознательно), опосредованность (тормозит свои реакции; волевая регуляция). Возникают нравственные оценки (хорошо - плохо), хотя еще неадекватные и в общей форме. Пример: на вопрос "что такое доброта" дается либо конкретный пример, либо общее понятие "это дядя хороший". Ребенок усваивает нравственные оценки как от общения со взрослыми, так и в непосредственной практике детского коллектива; важно, чтобы между этими каналами не было разрыва. Появляется определенный социальный статус ребенка в группе.

Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.

Второй этап социализации - школьный возраст.

Социальные воздействия принимают систематизированную форму. Формируются социальные характеристики - характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная сфера и т.д. Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток). На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка "хороших друзей" обычно меньше, чем в любом другом возрасте (не более 5), но среди них больше представителей другого пола

Зрелость.

Происходит развитие познавательной сферы, освоение новых социальных ролей (субъекта деятельности, родителя, начальника, пенсионера и т.д.). Объем социальных контактов в это время значительно варьирует. Так, обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке (в среднем - 7 чел.). Они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе взаимного удовольствия, извлекаемого из общества друг друга, удобству общения в географическом отношении, взаимному уважению. В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.

В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое», сдвигается в сторону биологического. Нужно отметить все усиливающуюся ретардацию старения – отодвигание собственно старческого возраста, то есть сохранение продуктивного периода вплоть до смерти. С приходом старости и в связи с драматическими событиями, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.

2. Молодежь как социально- демографическая группа.

2.1. Молодежь (демографическая характеристика)

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.

С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным данным численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных привести невозможно, так как различные источники указывают различные цифры.

Современную численность молодежи покажет перепись населения, которую собираются провести.

Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России. 2. Молодежь как социально-демографическая группа………………………................6
2.1. Молодежь (демографическая характеристика)…………………………………….6
2.2 Молодежные субкультуры…………………………………………………...............7
2.3. Проблемы молодежи………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………....13
Литература……………………………


Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж»

Реферат по обществознанию

На тему: Социальное развитие и молодежь.

Работу выполнила: Тюляндина Т.Н.
Студентка группы: 291
Руководитель: Филатова Л.В.,
Преподаватель обществознания
Проверил:____________________
Оценка:______________________
«______________________» 2010 г.

пос. Ува, 2010 г.
Содержание:

Введение……………………………………………… …………………………………..3

1. Социальное развитие человека…….………………………………………………… .4

2. Молодежь как социально- демографическая группа………………………............... .6

2.1. Молодежь (демографическая характеристика)……………………………………. 6

2.2 Молодежные субкультуры…………………… ……………………………...............7

2.3. Проблемы молодежи………………………………… ……………………………..12

Заключение…………………………………………………… ………………………....13

Литература…………………………………………………… ………………………….14

Введение.

Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее остро проявляются в социальной сфере. Их характер очень сложен и противоречив.
Социализация человека - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Социальные связи человека различны в разные периоды его жизни – от рождения до старости.
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу. И зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации . Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.
В своей работе я хочу разобраться: что же такое социальное развитие человека, и рассмотреть молодежь с точки зрения социологии и демографии. Также я рассмотрю, с какими проблема она сталкивается.

1. Социальное развитие человека.

С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.

Этапы социализации:
Первое детство.
Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Cо второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери. Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или от лица, постоянно ухаживающего за ним). Это - не страх перед незнакомым человеком, а неузнавание в нем черт материнского. Граница этого этапа имеет происхождение в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет, то есть формирует у себя представление о постоянстве (перманентности) предмета (до того, если закрыть игрушку бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает). Кроме того, именно постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка представления о собственной перманентности.
Показано также большое значение надежной социальной привязанности (в первую очередь - присутствия матери) для освоения ребенком незнакомых мести налаживания социальных контактов с другими детьми. В то же время, как уже говорилось, эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.
Детство и отрочество.
В преддошкольном возрасте (1 - 3 года) формируется основной механизм социализации и социального развития - речь, что позволяет:
· включать социально-фиксированные эталоны в персептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий;
· включать произвольность в память и другие формы поведения (то есть идет переход "наблюдать - смотреть". "Запоминать - выучивать" и т.д.); так формируется волевое регулирование, являющееся, кстати, основным показателем готовности ребенка к школе.
В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного "я". Тем не менее, к концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя "он/она", практически только к трем годам он начинает говорить о себе "я". К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.
Первый этап социального развития (3 - 6/7 лет) - дошкольный возраст .
Что может ребенок к 6/7 годам?
Природные формы психики приобретают вербальность (связывает воспринимаемый объект со словом), произвольность (поступает не импульсно, а сознательно), опосредованность (тормозит свои реакции; волевая регуляция). Возникают нравственные оценки (хорошо - плохо), хотя еще неадекватные и в общей форме. Пример: на вопрос "что такое доброта" дается либо конкретный пример, либо общее понятие "это дядя хороший". Ребенок усваивает нравственные оценки как от общения со взрослыми, так и в непосредственной практике детского коллектива; важно, чтобы между этими каналами не было разрыва. Появляется определенный социальный статус ребенка в группе.
Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.
Второй этап социализации - школьный возраст.
Социальные воздействия принимают систематизированную форму. Формируются социальные характеристики - характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная сфера и т.д. Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток). На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка "хороших друзей" обычно меньше, чем в любом другом возрасте (не более 5), но среди них больше представителей другого пола
Зрелость.
Происходит развитие познавательной сферы, освоение новых социальных ролей (субъекта деятельности, родителя, начальника, пенсионера и т.д.). Объем социальных контактов в это время значительно варьирует. Так, обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке (в среднем - 7 чел.). Они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе взаимного удовольствия, извлекаемого из общества друг друга, удобству общения в географическом отношении, взаимному уважению. В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.
В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое», сдвигается в сторону биологического. Нужно отметить все усиливающуюся ретардацию старения – отодвигание собственно старческого возраста, то есть сохранение продуктивного периода вплоть до смерти. С приходом старости и в связи с драматическими событиями, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.
2. Молодежь как социально- демографическая группа.

2.1. Молодежь (демографическая характеристика)

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.
С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным данным численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных привести невозможно, так как различные источники указывают различные цифры.
Современную численность молодежи покажет перепись населения, которую собираются провести.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.

2.2. Молодежная субкультура.

Для России таким источником субкультуры стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры начиная со стиляг конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, субкультура отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анархопацифизм: толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Таким образом, многие отечественные молодежные субкультуры - явление органическое, а на привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и ментальности.
Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Тогда как на Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно, такое различие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и спонтанной активности. Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе, в российских условиях должна быть несколько модифицирована. С. А. Сергеевым предложена следующая их типология: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминальные («гопники», «люберы») и анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков), которых можно также назвать радикально-деструктивными.
Большинство современных исследователей отечественных молодежных субкультур обращены к ситуации «субкультурного бума» конца 80-х - начала 90-х гг. Ситуация середины 90-х гг., когда этот «бум» миновал, изучена меньше. Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных субкультур в регионах и республиках в составе Российской Федерации меньше. Это в известной мере оправданно, так как субкультурные мода и стиль «западнического» характера распространялись в первую очередь среди молодежи столиц. Вместе с тем изучение субкультурной ситуации в российских регионах, региональных особенностей представляется интересной и важной задачей, учитывая увеличение значения регионов в сегодняшней России.
Влияние молодежных субкультур (хиппи) на территории России стало проявляться во второй половине 60-х - начале 70-х гг. Но применительно к указанному периоду нельзя говорить о специфических региональных особенностях этой и другой молодежных субкультур. Мода на них приходила из столиц; ситуация остается практически такой же до сих пор, если говорить о группе молодежных субкультур, названных С. А. Сергеевым гедонистическо- развлекательными (рэпперы, рэйверы). Положение, однако, меняется с романтическо-эскапистскими молодежными субкультурами. С начала 90 гг. Казань наряду с Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом становится одним из центров распространения толкинистской субкультуры (данный процесс рассмотрен ниже). Нет необходимости напоминать, что в 80-е гг. именно в Казани (а затем в других городах Татарстана) появились молодежные группировки или шайки, породившие криминальную молодежную субкультуру.
Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур в России. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60-х - началу 70-х гг., вторая - к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов.
Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее - «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - «фенички», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенички» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию.
Молодежной субкультурой, относимой к числу романтическо-эскапистских, являются индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты - нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70-х - начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-1990 гг.
В молодежной культуре 80-х - 90-х гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. Р.Р. Толкин (на сленге толкинистов - Профессор) родился в 1892 г., а умер в 1973 г. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру fantazy - сказочной фантастики. Толкин - мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен - ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.
Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния»
и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса. есть странички толкинистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по Е-mail и узкоакадемическим студиям.
В 1993-1994 гг. субкультура толкинистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание не было абсолютным.
Можно констатировать, что субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
С определенными оговорками можно отнести к романти- ческоэскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности. Вместе с тем гонки на мотоциклах - особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир, - можно рассматривать как своеобразный эскапизм.
Байкеры - мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры - это любители рок-музыки. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х - начале 80-х гг., другой - уже в 90-е гг. Самые крупные в России байк-клубы - московские «Ночные волки» и питерские «Шоссейные монстры».
Хакеры (компьютерные фанаты) - молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна, хотя установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.
Из субкультур, названных гедонистическо- развлекательными, подробнее охарактеризуем рэйверов и роллеров. Обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров - к спортивным субкультурам, однако общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, достаточное основание для их сближения при типологизации.
Субкультура рэйва (англ. - бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-1991 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи - ключевые фигуры рэйв-субкультуры, - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. В основном роллеры - школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей. Их численность - несколько десятков человек, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов - от 50 до 150 долларов и выше.
Субкультуры, относимые к анархо- нигилистическим или радикально-деструктивным, в настоящее время маргиналы среди молодежных субкультур. Это относится, в частности, к панкам. Влияние панковской субкультуры никогда не было значительным. Многие из них поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в Систему, как именовала себя общность хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х гг. В 90-х гг. субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл или трэш-металл). Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами.
Деструктивный и нигилистический характер носит и субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х гг. от субкультуры хэви-металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами церкви сатаны. К середине 90-х гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Есть основания предполагать, что одна или несколько групп сатанистов, имеющие конспиративный характер, существуют в Ростове-на-Дону. Время от времени в прессе появляются интервью с лидерами сатанистов: последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.
В рамках субкультур анархо-нигилистического типа можно выделить также анархо-левацкую и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты, как известно, против любых выборов, якобы подавляющих меньшинства, и предлагают заменить выборы «консультациями». Тогда как приверженцы правоэкстремистской молодежной субкультуры бьют иностранцев.
Наконец, криминальная молодежная субкультура («гопники», «группировочники», «мотальщики»). Расцвет ее приходится на 80-е гг. В середине 90-х гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов. роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.
Такова пестрая картина разнообразных молодежных движений и субкультур, которые должны стать предметом глубоких социологических исследований.

2.3. Десять проблем молодежи.

Опросив 1875 молодых людей и использовав богатейшую базу исследований прошлых лет, социологи Научно- исследовательского центра при Институте молодежи выделили десять главных проблем российской молодежи. Это преступность, деньги, безработица, образование, досуг, здоровье, наркотики, проституция, права и родина… Анализ проблем показывает, что они расположены в нескольких основных «измерениях» и сопряжены, в первую очередь, с возможностью реализации молодежью своих прав: человека, гражданина, члена общества. От реализации этих прав зависят перспективы развития и будущее России.
Первая группа проблем связана непосредственно с безопасностью – это жизнь и здоровье молодого человека, физическое, душевное и духовное. Большинство молодых людей России (70%) обеспокоены прямой угрозой жизни и здоровью. Причин для этого множество. Многие не чувствуют себя в безопасности на улицах, рост преступности – один из доминирующих страхом молодежи, они боятся войны, болезней, их беспокоит экологическая ситуация, которая также напрямую связана со здоровьем.
Другой комплекс проблем - жизненные перспективы молодого поколения. Молодой человек должен иметь чувство жизненных перспектив, а это, в первую очередь, творческая самореализация, а значит, образование, профессия, карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и обеспечить свою будущую семью, которая неожиданно, вопреки стереотипам, вышла на роль ведущей ценности в глазах молодежи. Третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия».
и т.д.................



Читайте также: