Шерлок холмс выдуманный или реальный персонаж. Прототип Шерлока Холмса

«Существовали живые прообразы как Холмса, так и Уотсона. Дойл всегда говорил, что моделью для образа Шерлока Холмса был доктор Джозеф Белл , хирург из Эдинбургской больницы, но Белл однажды признался, что Дойл «мне обязан намного меньше, чем он думает». Судя по всему, Белл пробудил воображение Дойла, которое потом намного превзошло оригинал. У Белла, худого, жилистого, смуглого человека, были острый, пронизывающий взгляд, орлиный нос и высокий, резкий голос. Сидя, откинувшись в кресле, сложив руки, он быстро отмечал характерные особенности пациентов, которых Дойл, назначенный им амбулаторным клерком, вводил в его комнату, и сообщал студентам и ассистентам что-нибудь вроде: «Господа, я не могу сказать точно, кто этот человек - резчик пробки или кровельщик. Я вижу легкое callus, или затвердение, на одной стороне его указательного пальца и лёгкое утолщение на внешней стороне большого пальца. А это точный признак обеих профессий».

Другой случай был проще: «Я вижу, вы злоупотребляете спиртным. Вы даже носите фляжку во внутреннем кармане вашего пальто». Третий пациент с открытым ртом слушал, как Белл, заметив: «Вы, я вижу, сапожник», повернулся к студентам и обратил их внимание на то, что брюки пациента были порваны с задней стороны штанины под коленом, где он зажимал выколотку, что характерно только для сапожников. Один диагноз Белла произвёл на Дойла такое впечатление, что он помнил его всю жизнь.

Итак, вы служили в армии.
- Да, сэр.
- Демобилизовались недавно?
- Да, сэр.
- Шотландский полк?
- Да, сэр.
- Унтер-офицер?
- Да, сэр.
- Служили на Барбадосе?
- Да, сэр.

Видите, господа, - объяснил Белл студентам. - Это вежливый человек, но он не снял шляпу. В армии головной убор не снимают, но он бы привык к гражданской жизни, если бы демобилизовался давно. В нём чувствуется властность, и он явно шотландец. Что же касается Барбадоса, то он пришёл по поводу элефантиаза, а это - заболевание, свойственное Вест-Индии, а не Англии.

Белл описывает свои методы по-холмсовски: «Самым важным фактором любого удачного медицинского диагноза являются точное и внимательное наблюдение и оценка малейших деталей... Глаза и уши, которые видят и слышат, память, которая мгновенно запоминает, чтобы по первому требованию воссоздавать замеченное органами чувств, и воображение, способное соткать теорию, или воссоединить разорванную цепь, или распутать хитросплетение сведений, - таковы требования, которые предъявляет хорошему диагносту его профессия».

Но отцами Холмса также можно назвать нескольких литературных героев, а его метод расследования впервые возник, вероятно, в вольтеровском «Задиге». Человек, потерявший верблюда, спрашивает Задига, не видел ли он его. «Ты говоришь про одноглазого верблюда с выпавшими зубами, наверно? - уточняет Задиг. - Нет, я его не видел, но он пошел на запад». Но если он не видел верблюда, откуда же он знает про его физические недостатки, не говоря уже о том, в какую сторону верблюд пошел? Элементарно, мой дорогой Уотсон. «Я понял, что у него один глаз, потому что он ел траву только с одной стороны дороги. Я знал, что у него выпала часть зубов, потому что травинки не обкусаны. Я понял, что он пошёл на запад, по его следам». Д"Артаньян восстанавливает обстоятельства дуэли в «Луизе де ла Вальер» также по-холмсовски.

Некоторые находят предков величайшего из всех сыщиков у Диккенса и Уилки Коллинза . «Поскольку я был воспитан на инспекторе Бакете Диккенса, сержанте Карре Уилки Коллинза и Дюпене Эдгара По , я был невысокого мнения о Шерлоке Холмсе, - сказал мне Бернард Шоу , - но рассказы о бригадире Жераре первоклассны». Дойл сам неоднократно признавал, что он многим обязан По , но кое-кто проводил сравнения с Дюпеном не в пользу Холмса и делал ничем не подкрепляемые заявления. Например, мисс Дороти Сайерс, которая утверждает, что в рассказах Дойла нет «чистоты аналитического метода» По . Она пишет о «строгом правиле По показывать читателю все ключи» к разгадке тайны. Однако сыщик Эдгара По , Дюпен, показывает своему другу важнейшую улику после раскрытия преступления, когда все факты уже стали известны. «Я едва вытащил этот маленький пучок волос из судорожно сжатых пальцев мадам Л"Эспане», - говорит он. А потом, когда его друг поражается дедукции, благодаря которой Дюпен узнал, что владелец орангутанга - моряк, сыщик показывает маленький кусочек ленты, «который с виду напоминает те, какими матросы завязывают волосы». Ленту он подобрал на месте преступления. Но его друг и читатели должны были видеть, как он ее подбирает. Это к вопросу о «строгих правилах» По, и если, как нас уверяет мисс Сайерс, в рассказах Дойла нет «чистоты аналитического метода» Эдгара По , то нет ее и у Эдгара По.

Дойл, однако, первый был готов признать, что кое-какие мелочи он взял у По . Дюпен, как Холмс, обожает курить трубку; у него бывают приступы «грустной задумчивости»; иногда он отказывается обсуждать дело, о котором думает; продолжает вслух мысли другого человека; заманивает в ловушку человека, который может пролить свет на преступление, помещая объявление в газете; организует переполох на улице и, пока внимание спутника отвлечено, успевает подменить одно письмо другим; и, как Холмс, довольно низкого мнения о своём профессиональном коллеге, который «слишком хитер, чтобы быть умным».

Но всё это не имеет значения и отношения к сути дела, которая заключается в том, что Дойл был первым писателем, наделившим сыщика живым человеческим характером , и, наверное, окажется последним писателем, который подарил читателям рассказы, столь же интересные и захватывающие, сколь достоверны и правдоподобны его главные герои. Дюпен - мертворождённый, просто говорящая машина, самый длинный рассказ, в котором он появляется, «Тайна-Мари Роже», просто скучен, и ни один из героев По так и не ожил. На самом деле последователи Дойла испытали влияние По намного больше, чем сам Дойл.

Научный подход к проблеме, масса подробностей, тщательная реконструкция событий, многословие и профессиональные приёмы современных детективов - всего этого, к счастью, нет в саге о Холмсе, потому что в этом случае Дойл не путал развлекательность с познавательностью. И хотя он испортил свои исторические романы, сделав в них историю более важной, чем романтику, он не допустил такой ошибки с детективными рассказами, где рассказ всегда важнее детективного расследования. Кажется даже, что он писал историю пером Холмса, который предпочитал научный трактат интересному рассказу; но о Холмсе он писал пером Уотсона, который предпочитал интересный рассказ научному трактату. Очень несхожи, пойми наконец, Герои рассказа и их творец, - писал Дойл критику, который предположил, что взгляды Холмса на Дюпена были схожи с точкой зрения писателя. Мы должны быть внимательны, чтобы не совершить такую же ошибку и не решить, что доктор Уотсон - это доктор Дойл. Тем не менее в Уотсоне достаточно много от Дойла, чтобы мы могли не искать дальше прообраз. Он часто и бессознательно изображал в нем себя. «Ваша фатальная привычка смотреть на всё с точки зрения рассказа, а не научной работы испортила то, что могло стать познавательной и даже классической серией доказательств», - говорит Холмс Уотсону, и это подчёркивает то, о чем мы только что говорили. Дойл был прирождённым рассказчиком, и всегда, когда он жертвует действием ради точности, его власть над читателем слабеет. Дойл снова думает о себе, когда заставляет Холмса сказать Уотсону: «Вы должны понять, что среди ваших многочисленных талантов притворству места нет». И снова: «Мой дорогой Уотсон, вы по натуре своей человек действия. Умение притворяться не входит в число ваших многочисленных талантов». И когда в рассказе «Убийство в Эбби-Грейндж» Шерлок Холмс решает отпустить убийцу, он решительно объединяет Уотсона и Дойла: «Вы, Уотсон, - английский суд присяжных, - я не знаю человека, который был бы более достоин этой роли», - одним предложением нам обрисовывают характер Дойла».

Хескет Пирсон, Конан Дойл: его жизнь и творчество, в Сб.: Д.Д. Карр, Х. Пирсон,Писатели о писателях: Артур Конан Дойл, М., «Книга», 1989 г., с. 282-284.

В 1887 году врач из Портсмута (Англия) Артур Конан Дойл опубликовал повесть «Этюд в багровых тонах». В ней впервые появляются Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кроме того, впервые в детективном тексте в качестве средства исследования использовалась лупа. «Этюд в багровых тонах» не привлёк особого внимания читателей, собственно, как и следующая повесть с Холмсом — «Знак четырёх». Но в июле 1891-го Дойл начинает публиковать короткие детективные рассказы о приключениях сыщика в журнале The Strand Magazine (в 1892 году эти рассказы увидят свет в сборнике «Приключения Шерлока Холмса»).

Именно тогда читающая публика начала увлекаться лондонским детективом, популярность которого в итоге достигла феноменальных размеров. Но даже в начале пути героя к мировой славе читателей интересовало, кто же был прообразом этой неординарной личности? Не мог же автор придумать столь эксцентричного и одновременно гениального детектива «просто из воздуха»?

Через столетие с лишним после появления первого произведения о Шерлоке Холмсе можно сказать, что это собирательный образ из двух реально существовавших людей. А в качестве «третьего компонента», возможно, использовались черты самого Артура Конана Дойла.

Артур Конан Дойл. (Фото George Grantham Bain Collection / The Library of Congress.)


В 1877 году Дойл учился на врача в Университете Эдинбурга. В таком возрасте всё удивляет и запоминается. Одним из преподавателей 18-летнего Артура был профессор Джозеф Белл (Joseph Bell), который сразу привлёк внимание будущего писателя. Лекции доктора Белла были необычными, захватывающими и даже развлекали. Используя свои удивительные дедуктивные способности, Белл делал немедленные выводы о пациентах, которых зачастую он даже не видел!

«Сильной стороной профессора Белла было диагностирование. Но я говорю не только о болезни, но и о характере пациента и роде его занятий», — вспоминал писатель. В автобиографии Дойла описывается случай, когда некий мужчина вышел перед аудиторией, и Белл дал ему исчерпывающую — и, конечно, правильную — характеристику, хотя прежде никогда его не видел: «Вы служили в армии... Недавно уволились... Шотландский полк... Дослужились до унтер-офицера... Были на Барбадосе...»

Точное попадание по всем пунктам! Доктор Белл объяснил это так: «Обратите внимание, джентльмены, несмотря на то что мужчина выглядит респектабельно, он не снял шляпу. Военные и не должны снимать фуражки в помещении, то есть наш подопытный ещё не отказался от старой привычки. В нём видна уверенность человека, отдающего приказы, понятно также, что он шотландец. Что же касается Барбадоса... Причина, по которой он обратился к врачу, — элефантиаз, а это болезнь из Вест-Индии, и именно на Барбадосе сейчас расквартирован Шотландский полк».

«Нашей аудитории, полной Ватсонов, сначала — пока он не объяснил ход своей мысли — показалось, что Белл телепат...» — рассказывал Конал Дойл.

На второй год обучения Белл сделал Дойла своим помощником в амбулатории: будущий писатель предварительно опрашивал пациентов и докладывал результаты Беллу. То есть, по сути, он был Ватсоном при своём преподавателе! Через десять лет, когда Дойл взялся за перо, именно эта удивительная способность замечать мелочи и на их основе приходить к решению загадки, легла в основу всемирно известного персонажа.

Дойл открыто признавал, что знаменитый детектив имел прототипа в жизни. В одном из интервью писатель так и заявил: «Шерлок Холмс — литературное воплощение, если можно так сказать, моих воспоминаний о профессоре медицины Эдинбургского университета». Кроме того, в письме к Беллу Дойл признавался: «Несомненно, именно вас я должен благодарить за Шерлока Холмса».

Джозеф Белл. Как думаете, на кого он больше похож: на актёра Ливанова или артиста Камбербэтча? (Фото Wikimedia Commons.)


Впрочем, хотя основные элементы персонажа были взяты из личности профессора Белла, тот не был единственным источником вдохновения. Посильное участие в создании Шерлока Холмса принял также знаменитый эдинбургский судмедэксперт, патологоанатом, инспектор общественного здравоохранения Генри Литтлджон (Henry Littlejohn). Литтлджон участвовал в расследованиях любой аварии, трагической смерти или убийства, кои ежедневно случались в Эдинбурге. Он первым использовал при раскрытии преступлений отпечатки пальцев и фотографии. Литтлджон революционизировал следственные методы именно в те годы, когда Конан Дойл творил своего героя.

В 1893 году Конан Дойл написал «Последнее дело Холмса»; тогда же закончилось знаменитое расследование ардламонтского убийства. Альфред Джон Монсон (Alfred John Monson) был обвинён в убийстве во время охоты своего 20-летнего студента Сесила Хамбро (Cecil Hambrough). Защита утверждала, что Хамбро сам случайно выстрелил себе в голову. Но Литтлджон по следу пули, расположению раны, повреждениям черепа и даже запаху жертвы доказал, что это было убийство.

Любопытно, что доктор Белл тоже участвовал в этом деле (в качестве свидетеля-эксперта) и, используя свои дедуктивные методы, в конечном счетё согласился с выводами Литтлджона. Вот так оба прототипа Шерлока Холмса однажды встретились, чтобы поработать вместе, а Дойл использовал судебно-медицинские методы Литтлджона как ещё одну черту характера книжного детектива.

Наконец, у нас есть сам Артур Конан Дойл. Профессор Белл однажды заявил в письме писателю: «Вы сами Шерлок Холмс и хорошо это знаете». В декабре 1908-го Марион Гилкрист (Marion Gilchrist) была избита до смерти во время вооружённого ограбления. В убийстве обвинили, а затем и осудили Оскара Слейтера — еврея, иммигранта из Германии. В 1909 году он был приговорен к смерти. Шотландский адвокат Уильям Роухед (William Roughead) написал эссе «Дело Оскара Слейтера», в котором убедительно доказывал, что Слейтер невиновен. Это не помогло освободить Оскара, но казнь была отложена.

В 1912 году Конан Дойл написал собственный памфлет «Дело Оскара Слейтера», приведя в нём ряд доводов о невиновности Слейтера. Несмотря на убедительность его аргументов (так, он указывал, что молоток, найденный в вещах Слейтера и считавшийся орудием убийства, был очень лёгким и хрупким инструментом, а потому не мог стать причиной ран, которые были обнаружены на голове жертвы), добиться пересмотра дела не удалось. «Когда я ознакомился с фактами, то понял, что этот несчастный имеет такое же отношение к убийству, как и я», — вспоминал в своей автобиографии Конан Дойл. Писатель начал кампанию в прессе. И вновь ничего не вышло. Слейтера освободили лишь в ноябре 1927 года, через 18 лет после осуждения.

Хотя тут, конечно, сложно сказать со всей определённостью: то ли собственные способности Дойла вдохновили его на создание Шерлока Холмса, то ли Холмс подтолкнул Дойла к исследованию реальных уголовных дел...

Что касается имени и фамилии сáмого знаменитого выдуманного детектива, то, как полагают, это тоже заимствования. «Холмс» — это «дар» хорошего друга писателя Оливера Уэнделла Холмса (Oliver Wendell Holmes), а «Шерлок» появился благодаря любимому музыканту Дойла — Альфреду Шерлоку.

Шерлок Холмс попал в книгу рекордов Гиннеса как самый популярный литературный персонаж. Количество фильмов о неумолимом сыщике поражает воображение: единственный, кто обгоняет этого героя по числу экранизаций, так это вампир – .

Холмс не только завоевал любовь многомиллионной армии поклонников детективов, но и помог реальной полиции. Хранители закона зачастую используют методы, представленные в рассказах: поговаривают, что именно придуманный герой научил следователей снятию отпечатков пальцев.

История

Такие домыслы фанатов ошибочны, ибо в книгах нет сведений об ожесточенном противостоянии Шерлока и одаренного преступника. Этот персонаж встречается в произведениях один раз (если не считать мимолетного появления в «Долине ужасов»): в рассказе «Последнее дело Холмса» (1893), где и состоялась смертельная схватка между сыщиком и «Наполеоном в области преступлений».

Библиография

Любитель табака появляется в 56 рассказах и 4 повестях, но по просьбе поклонников Дойл перечислил лучшие произведения, отобрав 12 рукописей:

  • 1891 – «Союз рыжих»
  • 1891 – «Пять зернышек апельсина»
  • 1892 – «Пестрая лента»
  • 1893 – «Последнее дело Холмса»
  • 1893 – «Обряд дома Месгрейвов»
  • 1893-1894 – «Рейгетские сквайры»
  • 1903 – «Пустой дом»
  • 1903 – «Случай в интернате»
  • 1904 – «Второе пятно»
  • 1905 – «Пляшущие человечки»
  • 1910 – «Дьяволова нога»

Экранизации

Именитые режиссеры не прошли мимо талантливого сыщика и его соратника: на данный момент отснято более 240 кинолент про Шерлока Холмса, среди которых сериалы, мультфильмы и аниме. Кроме того со следователем делались отдельные серии, например, в «Томе и Джерри». Поэтому перечислим популярные работы:

«Приключения Шерлока Холмса» (1939, США)

Кинолента режиссера Альфреда Л. Веркера рассказывает о хитром плане профессора Мориарти, который разработал схему кражи драгоценной короны.


Но в гениальную игру злодея врывается Шерлок Холмс, в которого перевоплотился актер Бэзил Рэтбоун, – его имя стало прочно ассоциироваться с сыщиком, проживающим в Лондоне: экранизации, где появлялся этот актер, вмиг становились кассовыми гигантами.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979–1986, СССР)

Киноленты о персонаже Артура Конана Дойля снимались с 1900 года, но каноничные образы главных героев удалось создать только в 1980 году, когда стартовал телесериал .


«Приключения Шерлока Холмса» (1984-1994, Великобритания)

Британский многосерийный фильм пришелся по вкусу ценителям детективов. На этот раз в образе Шерлока появился Джереми Бретт, снявшийся во многих кинолентах, но безосновательно боявшийся стать актером одной роли.


Джереми заявлял, что его амплуа – это романтические и героические персонажи, а не холодный и расчетливый сыщик. Тем не менее, британцу удалось вжиться в роль, и он стал культовым Холмсом для своего времени.

«Шерлок» (2010, Великобритания)

Поклонники Дойла стали следить за всеми сезонами сериала « », в котором главные роли достались и : эти актеры не похожи на героев, которых описывал писатель, но все равно полюбились зрителями.


Новый Шерлок Холмс Камбербэтча превзошел все ожидания: персонаж получился неэмоциональным, расчетливым, но актер признавался, что сыщика тяжело играть из-за объема информации.

«Шерлок Холмс: Игра теней» (2011, США, Великобритания)

Режиссер вдохновился детективными романами и представил две вольных интерпретации о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона: сначала вышел фильм 2009 года, а затем зрители увидели «Игру теней».


Картина окунает киноманов в 1891 год, когда происходит серия терактов и волна шокирующих убийств. Роль детектива досталась , чей герой породил стереотипы. Дело в том, что следователь актера предстает перед зрителями в неряшливом виде, но, судя по рассказам, Холмса заботила личная гигиена, несмотря на бардак в комнате.

  • Российскоий телесериал «Шерлок Холмс» (2013), где роли исполнили и , позиционируется как самый крупнобюджетный проект в истории российского телевидения. Также на роль сыщика в этом сериале пробовались и .

  • Курительная трубка и кепка охотника за оленями – самые узнаваемые атрибуты детектива, однако такая комбинация была использована на сцене театра: Артур Конан Дойл не одаривал сыщика этими предметами. Холмс предпочитает курить крепкие папиросы и сигары.

  • В картине «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры» (1983) зрители видят сундучок с золотом, на котором красуется индийский текст. Актеры рассказывали, что эта надпись никак не переводится и выдумана наобум.
  • В советском фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись» (1979) актеры Василий Ливанов и Виталий Соломин играют в шахматы по-настоящему, разыгрывая защиту двух коней.

Весной 1886 года еще никому неизвестный молодой английский писатель Артур Конан Дойл закончил работу над повестью «Этюд в багровых тонах». Это было его дебютное произведение о приключениях сыщика...

Весной 1886 года еще никому неизвестный молодой английский писатель Артур Конан Дойл закончил работу над повестью «Этюд в багровых тонах». Это было его дебютное произведение о приключениях сыщика Шерлока Холмса.

Повестью заинтересовался редактор одного из издательств Дж. Беттани, который предложил автору 25 фунтов стерлингов, при условии, что к издательству переходят все права на данное произведение. Редактор даже заметил, что никаких других вариантов он предложить не может: рынок и без того завален дешевой литературой.


Тогда никто не мог даже предположить, что вскоре о Шерлоке Холмсе узнает весь мир, а читатели с нетерпением будут ждать продолжения его удивительных приключений. Шерлок Холмс – персонаж, конечно, вымышленный, но у него есть прототип, профессор медицины Джозеф Белл, преподававший в Эдинбургском университете, где в молодости учился Конан Дойл.

Профессор обладал удивительной наблюдательностью, он уверял, что для установления диагноза не обязательно расспрашивать пациента, достаточно лишь взглянуть на него.

Однажды на прием к Беллу пришел пожилой пациент, взглянув на которого, профессор заявил, что он служил в горно-стрелковом батальоне на Барбадосе, а в настоящее время финансовые дела бывшего воина далеко не хороши, ему даже приходится подрабатывать сапожным ремеслом. Кроме того, жена этого человека также больна, и в настоящее время находится в больнице.

Удивленным студентам профессор объяснил: его пациент вежлив, но, входя в помещение, не снял головной убор: явный признак того, что человек долго служил в армии. У него элефантизм, а этому заболеванию подвержены жители Барбадоса, где расположено только одно подразделение британской армии, горно-стрелковый батальон.

На большом пальце пациента мозоли, свидетельство того, что ему часто приходится иметь дело с дратвой. Из кармана виден талон на госпитализацию, а на руке – обручальное кольцо.

Эти свидетельства позволили сделать вывод, что жена больна и проходит курс лечения в больнице. На жилете висит цепочка от часов, но самих часов нет: они проданы или заложены. Явный признак тяжелого материального положения. На одежде пух – значит, приходится самому заправлять постель.

Еще один признак того, что жены нет дома. После окончания университета Артур Конан Дойл решил заняться частной медицинской практикой, но клиентов было немного. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, молодой врач начинает писать небольшие рассказы и отправлять их в журналы.

Вот тогда-то он и вспомнил своего преподавателя. Правда, литературный герой был уже не медиком, а сыщиком. А сам Джозеф Белл так и не стал сыщиком, несмотря на удивительные способности. На всю жизнь он остался верен медицине. Скончался профессор в 1911 году на 74-ом году жизни в родном Эдинбурге.

Весной 1886 года молодой английский писатель Артур Конан Дойл закончил работу над повестью «Этюд в багровых тонах», первым произведением о приключениях сыщика Шерлока Холмса. Повестью заинтересовался редактор одного из издательств Дж. Беттани, который предложил автору 25 фунтов стерлингов, при условии, что к издательству переходят все права на данное произведение. Редактор даже заметил, что никаких других вариантов он предложить не может: рынок и без того завален дешевой литературой.

Тогда никто не мог даже предположить, что вскоре о Шерлоке Холмсе узнает весь мир, а читатели с нетерпением будут ждать продолжения его удивительных приключений. Шерлок Холмс – персонаж, конечно, вымышленный, но у него есть прототип, профессор медицины Джозеф Белл, преподававший в Эдинбургском университете, где в молодости учился Конан Дойл.

Профессор обладал удивительной наблюдательностью, он уверял, что для установления диагноза не обязательно расспрашивать пациента, достаточно лишь взглянуть на него. Однажды на прием к Беллу пришел пожилой пациент, взглянув на которого, профессор заявил, что он служил в горно-стрелковом батальоне на Барбадосе, а в настоящее время финансовые дела бывшего воина далеко не хороши, ему даже приходится подрабатывать сапожным ремеслом. Кроме того, жена этого человека также больна, и в настоящее время находится в больнице.

Удивленным студентам профессор объяснил: его пациент вежлив, но, входя в помещение, не снял головной убор: явный признак того, что человек долго служил в армии. У него элефантизм, а этому заболеванию подвержены жители Барбадоса, где расположено только одно подразделение британской армии, горно-стрелковый батальон. На большом пальце пациента мозоли, свидетельство того, что ему часто приходится иметь дело с дратвой. Из кармана виден талон на госпитализацию, а на руке – обручальное кольцо.

Эти свидетельства позволили сделать вывод, что жена больна и проходит курс лечения в больнице. На жилете висит цепочка от часов, но самих часов нет: они проданы или заложены. Явный признак тяжелого материального положения. На одежде пух – значит, приходится самому заправлять постель.

Еще один признак того, что жены нет дома. После окончания университета Артур Конан Дойл решил заняться частной медицинской практикой, но клиентов было немного. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, молодой врач начинает писать небольшие рассказы и отправлять их в журналы. Вот тогда-то он и вспомнил своего преподавателя. Правда, литературный герой был уже не медиком, а сыщиком. А сам Джозеф Белл так и не стал сыщиком, несмотря на удивительные способности. На всю жизнь он остался верен медицине. Скончался профессор в 1911 году на 74-ом году жизни в родном Эдинбурге.



Читайте также: