Презентация по биологии костные рыбы. Презентация к уроку биологии "класс костные рыбы"

«Костно-хрящевые рыбы» - Костные рыбы. Окунеобразные. Сельдеобразные. Осётрообразные. по биологии на тему “рыбы” ученика 7в класса Кропотова Дмитрия. Batoidea) содержат пять отрядов и пятнадцать семейств. Карпообразные. Скаты (лат. Химерообразные. Лососеобразные. Хвост бичеобразной формы. Сельдеобразные (лат. Clupeiformes) - отряд костных рыб.

«Многообразие рыб» - Рыба - клоун. Сом Солдатова. Хищники. Туловище. Рыба - луна. Растительноядные. Карась. Всеядные. Растут. Млекопитающие. Зебра - крылатка. Плавники. Петушок. Сом. Жаберная крышка. Учитель: Буйвол Ольга Анатольевна МОУ «Начальная общеобразовательная школа №14» г. Биробиджан. Хвостовой плавник. Выводят потомство.

«Электрический скат» - Рыбе требуется некоторое время, чтобы перезарядиться. Скатами лечили даже душевные болезни. (Точно также в XI веке арабы использовали скатов для лечения ревматизма - предтечи современной электрошоковой терапии.). Электрические скаты всегда будоражили сознание людей. Может ли электрический скат убить человека?

«Урок Рыбы» - Учитель Еременко Е. Ю. Непарные конечности образованы хвостовым и анальным плавниками. Скелет не выполняет функцию: Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают боковой линией. Органом дыхания служат жабры, рот рыб вооружен подвижными челюстями. Найди лишнее, объясни выбор. Имеются парные конечности, представленные __ и __ плавниками.

«Подклассы рыб» - Класс Хрящевые рыбы. Классификация рыб. Надкласс рыбы. Тип Хордовые. Отряд Скаты. Отряд Акулы. Наличие черепа и твёрдого скелета. Подкласс лучепёрые. Исключительно водные животные, обитающие в пресных и соленых водоемах. Подкласс Цельноголовые. Одно из самых древних позвоночных. Тип: Хордовые Класс: Рыбы.

«Рыбы аквариумные» - Как человек использует рыбу? МОУ ДПО «Октябрьский ЦИТ». Какие рыбы имеют усики? Окружающий мир 1класс «Школа 2100» Преподаватель: Хисматуллин Руслан Фаритович. Бммц № 59316. Разнообразие аквариумных рыб. С о м. 2. 3. Какие рыбы долго живут? Выпускная работа по программе повышения квалификации «Базовая ИКТ-компетентность».

Всего в теме 15 презентаций


Общая характеристика отряда ОСЕТРООБРАЗНЫЕ или КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ Скелет костно-хрящевой. Скелет костно-хрящевой. Имеется хорда, которая сохраняется в течение всей жизни. Имеется хорда, которая сохраняется в течение всей жизни. Большинство видов обитатели морей северного полушария умеренных широт, которые нереститься идут в реки. Большинство видов обитатели морей северного полушария умеренных широт, которые нереститься идут в реки.


Удлиненное тело. Удлиненное тело. Имеется уплощенное Имеется уплощенное рыло, с нижней стороны которого имеется 2 пары усиков. Рот в виде поперечной полулунной щели. Рот в виде поперечной полулунной щели. Имеется 5 рядов костных бляшек, располагающихся на хребте и по бокам. Имеется 5 рядов костных бляшек, располагающихся на хребте и по бокам. Парные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Парные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный. Хвостовой плавник неравнолопастный. Есть плавательный пузырь. Есть плавательный пузырь.





Общая характеристика отряда СЕЛЬДЕООБРАЗНЫЕ Морские, проходные и пресноводные рыбы. Морские, проходные и пресноводные рыбы. Вытянутое тело, слегка сжатое с боков. Вытянутое тело, слегка сжатое с боков. Окраска темно-синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Окраска темно-синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Парные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметна. Боковая линия незаметна. Крупные виды – хищники, остальные – питаются планктоном. Крупные виды – хищники, остальные – питаются планктоном.




Общая характеристика отряда ЛОСОСЕОБРАЗНЫЕ Морские, но чаще проходные и пресноводные рыбы. Морские, но чаще проходные и пресноводные рыбы. Скелет полностью не окостеневает. Скелет полностью не окостеневает. Второй спинной плавник (жировой) не имеет лучей. Второй спинной плавник (жировой) не имеет лучей. Промысловые рыбы, имеющие ценное мясо и икру. Промысловые рыбы, имеющие ценное мясо и икру.




Общая характеристика отряда КАРПООБРАЗНЫЕ Обитатели пресных вод. Обитатели пресных вод. Выросты передних позвонков соединяют плавательный пузырь с внутренним ухом. Выросты передних позвонков соединяют плавательный пузырь с внутренним ухом. Имеются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Имеются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Отсутствует желудок, пища из пищевода сразу попадает в длинный кишечник. Отсутствует желудок, пища из пищевода сразу попадает в длинный кишечник. Хищники, всеядные и растительноядные. Хищники, всеядные и растительноядные.




Общая характеристика отряда ОКУНЕОБРАЗНЫЕ Обитают во всех водоемах земного шара. Обитают во всех водоемах земного шара. Наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Плавательный пузырь замкнутый. Плавательный пузырь замкнутый.





Подкласс ДВОЯКОДЫШАШИЕ рыбы ۷ Древняя группа пресноводных рыб. ۷ Большая часть скелета остается хрящевой. ۷ Сохраняется хорда. ۷ Наличие кроме жаберного и легочного дыхания. ۷ Засухи проводят зарывшись на дне водоема в норке, впадая в спячку в грязевом коконе.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

7 класс. Животные. Урок № 2 в разделе: «Тип Хордовые». Выполнила: Полтавцева О.А. учитель биологии МОУ Пролетарская СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д. ТЕМА УРОКА: «Класс рыбы: Хрящевые, Костные». ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомиться с многообразием рыб; Дать общую характеристику классам хрящевых и костных рыб; Изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи сводной средой обитания. Убедиться в том что рыбы относятся к типу Хордовых.

ПЛАН УРОКА. 1.Актуализация знаний: тест по пройденному материалу с фронтальной проверкой. 2.Изучение нового материала: Определить место класса рыб в естественной классификации животного мира. Изучить общую характеристику класса Хрящевые рыбы. Изучить общую характеристику класса Костных рыб. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение рыб. Познакомится с многообразием представителей этих классов. 10.Закрепление знаний: тесты. 11.Подведение итогов. Домашнее задание.

Проверка домашнего задания. 1. К хордовым относят: а) теплокровных животных; б) бесчерепных /ланцетников/; в) многоклеточных животных; г) животных имеющих нервную систему. 2.Позвоночные животные произошли от: а) моллюсков; б) членистоногих; в) современных ланцетников; г) бесчерепных. 3.Для позвоночных не характерно наличие: а) головного мозга; б) хорды; в) позвоночника; г) сердца. 4.Для бесчерепных животных характерно: а) отсутствие внутреннего скелета; б) замещение хорды позвоночником; в) движение крови по сосудам благодаря сокращению сердца; г) наличие хорды в течении всей жизни.

Строение костной рыбы. Внешнее строение рыбы Внутреннее строение рыбы

СИСТЕМАТИКА. Царство – Животные Тип – Хордовые Под тип – Черепные/позвоночные/ Классы Хрящевые рыбы Костные рыбы Отряды Акулы Осетрообразные Скаты Сельдеобразные Химерообразные Лососеобразны Карпообразные Окунеобразные

Общая характеристика класса Хрящевые рыбы. 1.Обитатели морской среды. 2.Скелет хрящевой. 3.Жаберные щели без жаберных крышек. 4.Поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы. 5.Отсутствует плавательный пузырь.

АКУЛЫ СКАТЫ Представители класса Хрящевые рыбы.

Общая характеристика класса Костные рыбы. Обитают в морях, океанах, реках и озёрах, в постоянных и временных водоёмах. Форма тела разнообразная: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается анальным плавником. Далее следует хвостовой отдел. Кожа покрыта чешуёй. Чешуи налегают друг на друга, располагаясь рядами. В коже располагаются различные железы/слизеотделительные, ядоотделительные, светящиеся/. Скелет состоит из костей головы /череп/, позвоночника, скелета парных /грудные и брюшные/ и непарных /хвостовой, спинной, анальный/ плавников. Имеется плавательный пузырь который заполнен смесью газов. Органы дыхания – жабры которые покрыты жаберными крышками. Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное, один круг кровообращения. Органы выделения – лентовидные почки. Органы размножения у самок – яичники, у самцов – семенники. Нервная система имеет головной мозг. Органы чувств: органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

Представители класса Костные рыбы.

Живая «ископаемая» кистепёрая рыба Латимерия. Около 400 млн. лет назад в морях и пресных водоёмах нашей планеты появились кистепёрые рыбы. Считалось, что эти рыбы вымерли около 7 млн. лет назад. Но к 1980 году было выловлено более 70 латимерий. Эти рыбы имеют примитивную организацию. Не развиты тела позвонков, неокостеневшая упругая хорда. Имеется «двойное сердце», прокачивающее и артериальную и венозную кровь. Размножаются живорождением. Имеют скелетные образования в парных конечностях, снабжённые мощной мускулатурой. Практического промыслового значения не имеет.

Закрепление нового материала. Выбрать верные утверждения. 1) У хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками. 2) Самая крупная акула – китовая. 3) Большинство скатов ведут придонный образ жизни. 4) Акулы и скаты ведут придонный образ жизни. 5) Все акулы опасны для люде. 6) Хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру. 7) Хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь. 8) Кожа хрящевых рыб покрыта чешуёй. 9) Тело скатов имеет торпедообразную форму тела. 10) Окраска скатов покровительственная.

Выбрать один ответ из четырёх: 1.К классу костных рыб не относится: а) карп; б) скат; в) окунь; г) латимерия. 2.Костные рыбы в отличии от хрящевых, имеют: а) грудные и брюшные плавники; б) обтекаемую форму тела; в) жабры, покрытые жаберными крышками; г) развитый хвостовой плавник. 3.Число камер в сердце рыб: а) две; б) три; в) одна; г) четыре. 4.Приспособлением рыб к водной среде не является: а) наличие парных плавников; б) боковая линия; в) головной и спинной мозг; г) дыхание при помощи жабр. 5.Кровеносная система рыб: а) имеет один круг кровообращения; б) имеет два круга кровообращения; в) имеет трёхкамерное сердце; г) незамкнутая. 6.С помощью плавательного пузыря рыба: а) переваривает пищу; б) быстрее передвигается; в) воспринимает направление и силу тока воды; г) опускается на глубину или всплывает. 7.К хрящевым рыбам не относится: а) акула белая; б) химера европейская; в) сом обыкновенный; г) скат двукрылый. 8.Лёгочное дыхание характерно для рыб: а) химеровых; б) кистепёрых; в) лососеобразных; г) акул. 9.Латимерия – представитель рыб: а) окунеобразных; б) кистепёрых; в) карпообразных; г) сельдеобразных. 10.Жабры закрыты жаберными крышками у: а) акулы; б) ската; в) окуня; г)химеры.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Класс Костные рыбы

Класс костные рыбы осетрообразные сельдеобразные лососеобразные щ укообразные тресковые карпообразные окунеобразные

Скелет костно-хрящевой. Имеется хорда, которая сохраняется в течение всей жизни. Большинство видов обитатели морей северного полушария умеренных широт, которые нереститься идут в реки. Общая характеристика отряда осетрообразные или костно-хрящевые

Удлиненное тело. Имеется уплощенное рыло, с нижней стороны которого имеется 2 пары усиков. Рот в виде поперечной полулунной щели. Имеется 5 рядов костных бляшек, располагающихся на хребте и по бокам. Парные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный. Есть плавательный пузырь.

веслонос лопатонос

Морские, проходные и пресноводные рыбы. Вытянутое тело, слегка сжатое с боков. Окраска темно-синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметна. Крупные виды – хищники, остальные – питаются планктоном. Общая характеристика отряда сельдеобразные

анчоус сельдь

Морские, но чаще проходные и пресноводные рыбы. Скелет полностью не окостеневает. Второй спинной плавник (жировой) не имеет лучей. Промысловые рыбы, имеющие ценное мясо и икру. Общая характеристика отряда лососеобразные

омуль ряпушка

Обитатели пресных вод. Выросты передних позвонков соединяют плавательный пузырь с внутренним ухом. Имеются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Отсутствует желудок, пища из пищевода сразу попадает в длинный кишечник. Хищники, всеядные и растительноядные. Общая характеристика отряда карпообразные

Обитают во всех водоемах земного шара. Наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Плавательный пузырь замкнутый. Общая характеристика отряда окунеобразные

Древняя группа пресноводных рыб. - Большая часть скелета остается хрящевой. - Сохраняется хорда. - Наличие кроме жаберного и легочного дыхания. - Засухи проводят зарывшись на дне водоема в норке, впадая в спячку в грязевом коконе. Подкласс двоякодышащие рыбы

протоптер рогозуб

Древняя и почти вымершая группа пресноводных рыб. -Предпочитают затемненные места обитания. -Хищники, рот вооружен острыми зубами. -Позвонки зачаточные, имеется хорда. -Плавники мясистые, похожие на лопасти. Подкласс кистепёрые рыбы


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внутреннее строение, размножение и развитие рыб Спорте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами. Готхальд Лессинг

Костный скелет рыбы Основа костного скелета – позвоночник и череп

Внутреннее строение В полости тела рыб лежат органы пищеварения: пищевод, желудок, кишечник и печень, а также плавательный пузырь, сердце, парные почки и половые железы.

Пищеварительная система На челюстях рыбы расположены мелкие или крупные зубы

Дыхательная система Органы дыхания рыб - жабры

Кровеносная система сердце сосуды У рыб только один круг кровообращения. Система замкнутая.

Строение сердца Сердце рыб состоит: из одного предсердия и одного желудочка. В сердце всегда венозная кровь. предсердие вена артерия желудочек

Кровеносные сосуды Артерии Вены предсердие вена артерия желудочек это сосуды, по которым кровь выходит из сердца это сосуды, по которым кровь возвращается в сердце

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Нервная система Нервная система состоит: из головного и спинного мозга и отходящих нервов

Головной мозг промежуточный мозг мозжечок продолговатый мозг передний мозг средний мозг

Размножение рыб Рыбы – раздельнополые. Самки выметывают икринки, самцы – молоки, содержащие сперматозоиды. Оплодотворение у большинства костных рыб наружное.

Личинки рыб

Развитие рыб

Ответы теста: 1 – Б 2 – В 3 – А 4 – А 5 – В

Критерии оценки: Все ответы верны – «5» 4 правильных ответа – «4» 3 правильных ответа – «3» 2 правильных ответа – «2»

Домашнее задание § 32,33 Спорте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами. Готхальд Лессинг

Предварительный просмотр:

Тест

Внутреннее строение рыб

  1. Скелет рыбы состоит из:

А – черепа и позвоночника

2. Сердце рыб:

А – однокамерное

Б – трехкамерное

В - двухкамерное

А – наружное оплодотворение

5. Кровеносная система рыб:

А – замкнутая, сердца нет

В – замкнутая, есть сердце

Тест

Внутреннее строение рыб

  1. Скелет рыбы состоит из:

А – черепа и позвоночника

Б – черепа, позвоночника и скелета плавников

В – позвоночника и скелета плавников

2. Сердце рыб:

А – однокамерное

Б – трехкамерное

В - двухкамерное

3. Нервная система рыб состоит:

А – головного и спинного мозга, нервов

Б – головного мозга и нервов

В – головного и спинного мозга

4. Для большинства рыб характерно:

А – наружное оплодотворение

Б – внутреннее оплодотворение

5. Кровеносная система рыб:

А – замкнутая, сердца нет

Б – незамкнутая, есть сердце

В – замкнутая, есть сердце

Предварительный просмотр:

Урок на тему:

«Внутреннее строение, размножение и развитие рыб».

Учитель биологии высшей категории МБОУ ООШ «Школа №226»

Шилова Татьяна Викторовна.

Цель урока: сформировать представление о внутреннем строении рыб.

Задачи урока :

Учебные : закрепить знания об общих чертах хордовых, продолжить формирование представления о позвоночных животных на примере речного окуня, его внутреннего строения, сформировать представление о системах органов позвоночных.

Развивающие : развивать логическое мышления, умение сравнивать, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, культуру общения.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный комплекс.

Ход урока.

1 Изучение нового материала.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Викторовна. Сегодня, работая на уроке, мы будем открывать очередную тайну биологической науки. Но прежде хотелось бы обратить ваше внимание на слова Готхольда Лессинга (зачитать). Я хотела бы, чтобы эти слова были путеводной нитью нашего урока.

Вспомните, с какими животными вы познакомились на прошлом уроке? (рыбы)

Какое место они занимают в системе животного мира? (к какому типу и классу относятся) молодцы, спасибо!

? Какие особенности внешнего строения рыб вы узнали на прошлом уроке? (обтекаемая форма тела, наличие плавников, кожа покрыта чешуей и слизью и др.)

По щелчку

Сегодня на уроке мы проведем исследование, в ходе которого постараемся выяснить: «Внутреннее строение, размножение и развитие рыб» Это тема нашего урока запишите, пожалуйста.

Слайд 2

Начнем знакомство с внутренним строением рыб - со скелета.

? Как вы думаете, зачем нужен скелет? (опора, защита).

На слайде вы видите костный скелет рыбы. Из каких основных частей он состоит? Я предлагаю обсудить вам этот вопрос в парах, на обсуждение 1 минута. Слушаем ваши ответы……

А теперь посмотрим, так ли это.

По щелчку

Да вы были правы, скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника и скелета плавников (запишите в тетрадь).

В состав черепа входят: черепная коробка, верхние и нижние челюсти, кости глазниц, жаберные крышки.

А из чего состоит позвоночник рыбы? Молодцы, это позвонки.

Все ли они одинаковы в скелете рыбы? (нет)

Как мы видим, позвоночник рыбы состоит из разных позвонков, которые образуют два отдела: туловище и хвост. Туловищные позвонки особые, они состоят из тела и трех остистых отростков – один отросток направлен в вверх, а два смотрят вниз, к ним примыкают ребра.

Как вы думаете, ребята, а зачем нужны ребра? (правильно, для защиты внутренних органов)

Слайд 3

В полости тела рыбы расположены органы и системы органов.

А какие системы органов вы уже знаете? (называют) Молодцы.

Слайд 4

Продолжаем наше исследование. Перед вами пищеварительная система.

Какие органы образую пищеварительную систему? (ответы) Хорошо, молодцы, давайте посмотрим, правильно ли мы назвали органы пищеварительной системы.

Щелчок

Как вы думаете, какая особенность есть в пищеварительной системе рыбы, что отличает ее от других ранее изученных животных? Предлагаю это обсудить с соседом по парте или найти ответ в учебнике (стр. 156) (ответ зубы) щелчок Запишите это в тетрадь.

Слайд 5

Следующая система, с которой мы познакомимся – дыхательная .

Назовите основную среду обитания рыб? (водная) правильно.

Щелчок . Все водные животные имеют особый орган дыхания – жабры.

Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывает жабры и из под жаберных крышек выходит наружу.

По щелчку

Жабры состоят: из жаберной дуги, тычинок и лепестков

Тычинки – защищают нежные жабры от засорения пищевыми частицами.

Лепестки – пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами - капиллярами. Через стенки капилляров происходит газообмен: кровь насыщается кислородом, а в воду уходит углекислый газ.

Слайд 6

Следующий объект нашего исследования – кровеносная система.

Какую особенность в строении кровеносной системы вы можете отметить? Предлагаю обсудить это с соседом (замкнутая, есть сердце, один круг кровообращения).

Слайд 7

Сердце у рыб двухкамерное – состоит из предсердия и желудочка. Сердце сокращается очень слабо и редко – всего 20 ударов в минуту.

Слайд 8

Крупные кровеносные сосуды рыбы это артерии и вены.

Какое определение вы бы дали кровеносному сосуду – артерия? Посмотрите на рисунок, может быть он вам поможет, или обсудите ответ в парах.

И так: артерия - это …

Вена - это… (запишите в тетрадь) щелчок определение на слайде.

Слайд 9 – зарядка

Слайд 10

Слаженную работу органов и систем органов, обеспечивает нервная система.

Кикие особенности в строении нервной системы вы можете назвать? (состоит из г/м и с/м и нервов, отходящих от них; расположена на спинной стороне).

Слайд 11

Головной мозг рыбы имеет пять отделов: продолговатый, передний, промежуточный, средний и мозжечок. Благодаря такому строению головного мозга у рыб возможно образование простых условных рефлексов.

Есть ли среди вас рыбаки? Объясните, для чего перед рыбалкой рыбу втечениии нескольких дней прикармливают? (правильно или объясняю сама)

Наблюдать образование простого условного рефлекса можно на аквариумных рыбах (рассказ)

Слайд 12

Рыбы – раздельнополые животные.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают яйцеклетки – икринки.

Органы размножения самцов – семенники (молоки), в них созревают сперматозоиды.

Оплодотворение у рыб наружное, так как слияние сперматозоида и яйцеклетки происходит вне организма самки.

Слайд 13

Из оплодотворенной икринки появляются вначале личинки, которые живут и развиваются за счет желточного мешка.

Слайд 14

Затем личинки покрываются чешуёй, у них прорезается рот, и они становятся мальками. Мальки растут, питаются и превращаются во взрослых рыб.

Наше исследование закончилось, я предлагаю вам выполнить тест и проверить, что вы запомнили при изучении нового материала.

Слайд 15 - ответы

Слайд 16 –критерии оценки

Взаимопроверка, выставление оценок. Кто справился на 5, 4. есть такие, у кого не получилось выполнить тест?

Слайд 17

Д/з § 32,33. щелчек

В заключении я хочу возвратиться к словам, которые стали девизом нашего урока

Сегодня мы узнали, как устроены рыбы. Мы ошибались, пытались рассуждать, «хотя криво, да сами». Я хотела бы, чтобы вы не только на уроке, но и в жизни следовали этому девизу.

Спасибо вам ребята, мне было приятно с вами работать.




Читайте также: