Понятие права международных организаций и его источники. Курсовая работа: Право международных организаций

Право международных организаций – совокупность норм, которые определяют нормативный и правовой статус конкретных организаций в международной системе отношений. Ключевая задача подобных прав – регулирование деятельности организаций между собой и государственной системой. Нормативная база, регламентирующая деятельность подобных организаций, делится на две обширные отрасли.

Источники и нормы права

В международном праве основным способом регулирования деятельности организаций выступают нормативные договора. К ним относят:

  • документы, устанавливающие процедуру взаимодействия стран, принципы и порядок работы объединения (учредительные договора, уставы, соглашения и др.);
  • документы, определяющие статус персонала;
  • соглашения со страной пребывания, подтверждающие права организации на размещение представительства;
  • договоренности с другими институтами.

Нормы и правила условно делятся на категории (с учетом источников, в которых они прописаны, а также вопросов, которые они регулируют). Категория собственного права определяет следующие аспекты функционирования организаций:

  • условия и порядок для вступления/исключения членов организации;
  • определение структуры, функций и работы основных органов организации;
  • механизмы принятия решений, документооборот и другие вопросы, касающиеся организационной составляющей;
  • положения, касающиеся идентификации статуса персонала;
  • условия аккредитации в стране пребывания и определение статуса персонала в этом ключе;
  • финансовую деятельность (формирование бюджета с учетом его источников, особенности расчета членских взносов, порядок принятия решений о финансировании).

Внешнее право включает нормы, устанавливающие статус организаций в системе международных отношений. Подобные нормы регулируют:


Третья категория включает нормы, позволяющие международным организациям (например, ООН) участвовать в процессе правотворчества. Юридическая база по регулированию деятельности международных организаций имеет свои особенности. Ключевая особенность – отсутствие законодательных актов, которые определяют принципы функционирования организаций данного типа.

Права международной организации как участника межгосударственных правовых отношений

Межправительственные организации имеют собственную правосубъектность, правомочность, а также дееспособность. Они могут участвовать в правотворческом процессе. Например, подписывать коллективные межгосударственные договора, которые являются обязательными для исполнения. Из этого вытекают следующие права и свободы:

  • использование властных полномочий (принятие решений, обязательных для исполнения);
  • использование дипломатических преимуществ и иммунитетов;
  • возможность проведения внутренних разбирательств (при возникновении споров между членами);
  • возможность подписания международных договоров и создания правовых норм, закрепленных в обязательных документах;
  • участие в межгосударственных отношениях с наличием тех же прав, какими обладают другие субъекты;
  • применение санкций, если участники уклоняются от обязательств или отказываются от выполнения совместных договоренностей.

Критерии признания организации международной

Международные правительственные и неправительственные организации создаются в результате подписания договоров о сотрудничестве. Поэтому любая организация для получения статуса «международной» должна соответствовать спектру критериев. И для каждого типа они разные.

В межправительственных – участвуют независимые государства. Как члены организации, так и она сама (как единая структура) должны уважать суверенитет стран-участниц. Функционирование межправительственных организаций происходит с учетом пунктов учредительного договора. Такие организации имеют права юридических лиц и постоянно действующую организационную структуру.

Международные неправительственные организации отличаются от них по нескольким критериям. Прежде всего, они имеют возможность получения прибыли от проектов. В их состав могут входить компании, физические лица, другие организации и союзы, а также государства. Финансирование международных неправительственных организаций осуществляется за счет членских финансовых взносов. Статус чаще всего определяется как консультативный при межправительственных организациях.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


¦ По юридической природе и их роли в международных отношениях международные организации делятся на межправительственные, межпарламентские и неправительственные;

¦ по направлениям деятельности различают общие организации (ООН) и специальные организации (ИКАО, ИМКО, Интерпол Евроюст и др.);

¦ по числу участников международные организации делятся на универсальные (ООН) и региональные (СНГ, Европейский союз, Лига американских государств и др.).

Международные межправительственные организации (ММО) создаются для достижения определенных целей в отдельных областях международных отношений. Такие международные организации нельзя приравнивать к суверенным государствам. Они являются производными субъектами международного права. Их появление и ликвидация зависят от воли создающих их государств, которая выражена в учредительном акте; в нем же закрепляются права и обязанности международной организации, а также ее цели, задачи и компетенция. В деятельности всех органов международных, межправительственных организаций участвуют официально назначенные представители и делегации; при ряде организаций существуют специальные представительства государств. Поскольку участниками международных организаций являются суверенные государства, то они не могут приобретать наднационального характера.

Международные неправительственные организации (МНПО) – это любые международные организации, не учрежденные на основании межправительственных соглашений. Такие организации обладают рядом прав и обязанностей: они могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судебных и арбитражных органах. Некоторые из них имеют консультативный статус в системе ООН. Установлены две категории такого статуса: I категория (общий консультативный статус) предоставляется тем МНПО, которые связаны с большинством видов деятельности Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), могут вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН (Всемирная федерация профсоюзов, Межпарламентский союз и др.); II категория (специальный консультативный статус) предоставляется МНПО, имеющим специальную компетенцию лишь в отдельных видах деятельности ЭКОСОС (Международная ассоциация юристов-демократов, Международная организация журналистов и др.). МНПО представляет собой широкое и массовое антивоенное движение, в котором активно действуют люди различного социального положения, политических взглядов и идейных убеждений.

Юридическую природу международных организаций составляют международные соглашения (учредительные акты) о создании таких организаций. В этих соглашениях регулируются вопросы компетенции, членства, порядок принятия решений и другие условия. Деятельность международных организаций применительно к конкретному государству-участнику определяется национальным законодательством этого государства и характером его политической интеграции в системе международных отношений.

Организация Объединенных Наций (ООН) занимает центральное место в современных международных отношениях. В ее создании решающую роль сыграл Советский Союз. ООН сформировалась в ходе борьбы народов против фашизма. Первым международным соглашением, в котором выдвигалась идея создания международной организации по поддержанию международного мира, была Декларация Советского Союза и Польши от 4 декабря 1941 г., в которой говорилось о необходимости создания международной организации, основанной на уважении к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех государств. Эта идея получила одобрение союзных государств, подписавших 1 января 1942 г. Декларацию Объединенных Наций (отсюда и было взято название для этой международной организации).

Следующим шагом на пути к созданию ООН стала Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Англии (19–30 октября 1943 г.). В принятой декларации выражалась необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые. В соответствии с Московской декларацией 21 августа 1944 г. была проведена конференция по выработке Устава будущей международной организации, на которой в основном были согласованы предложения по Уставу, структуре, функциям главных органов ООН.

На Крымской конференции (февраль 1945 г.) были достигнуты соглашения о порядке голосования в Совете Безопасности и о составе первоначальных членов будущей организации, а также принято решение созвать 25 апреля 1945 г. международную конференцию для принятия Устава ООН. В ее работе участвовали 50 государств, и она закончилась подписанием Устава ООН 26 июня 1945 г. После его ратификации и сдачи ратификационных грамот пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств Устав ООН, который является величайшим нормативным актом всех времен и народов, вступил в силу 24 октября 1945 г.

Цели ООН закреплены в главе I Устава ООН, которая содержит две статьи: первая закрепляет цели, вторая – принципы ООН. Таким образом, Устав ООН рассматривает цели и принципы в тесной, нерасторжимой связи. Первая цель ООН – поддержание международного мира и безопасности. Для достижения этой цели государства взяли на себя обязательство принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира. Второй целью ООН является развитие дружественных отношений между народами, т. е. не только предотвращение актов агрессии и опасных для мира ситуаций, но и осуществление широкой программы развития сотрудничества между членами ООН. Третья цель ООН – быть центром международного сотрудничества в экономической, социальной, культурной, гуманитарной и других областях. Цели ООН соответствуют основным принципам, в соответствии с которыми должны действовать как сама организация, так и ее члены. Эти принципы конкретизируют, уточняют цели и определяют пути и методы их достижения.

Членство в ООН, согласно ст. 4 Устава ООН, открыто для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и могут и желают эти обязательства выполнять. Прием в ООН производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности (ст. 4, п. 2), принятой голосами не менее девяти членов Совета Безопасности, включая совпадающие голоса постоянных его членов; решение Генеральной Ассамблеи принимается большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН (ст. 18, п. 4). Государства, систематически нарушающие Устав ООН, могут быть исключены из ООН решением Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности (ст. 6).

Бюджет ООН складывается из членских взносов государств. Общие расходы ООН определяются Комитетом по административным и бюджетным вопросам и утверждаются Генеральной Ассамблеей ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи по бюджетным вопросам утверждаются большинством в две трети голосов и имеют обязательную юридическую силу для государств – членов ООН. После утверждения бюджета его доходная часть распределяется между государствами-членами в соответствии со шкалой взносов. Кроме регулярного бюджета, пополняемого за счет членских взносов, ООН получает добровольные взносы и из других источников.

Структура ООН, согласно ст. 7 Устава организации, включает главные и вспомогательные органы. Последние создаются главными органами по мере необходимости. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея ООН состоит из представителей всех государств – членов ООН. Свою работу она организует, собираясь ежегодно на сессии. Также могут созываться специальные сессии по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. В случае совершения акта агрессии против одного из членов ООН по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН в течение 24 часов может быть созвана чрезвычайная специальная сессия. Свои функции во время сессий Генеральная Ассамблея выполняет с помощью семи главных комитетов: комитета по политическим вопросам и вопросам безопасности; специального комитета; комитета по экономическим и финансовым вопросам; комитета по специальным, гуманитарным и культурным вопросам; комитета по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий; комитета по административным и бюджетным вопросам; комитета по правовым вопросам. Для координации работы комитетов создается Генеральный комитет в составе председателя Ассамблеи, его семнадцати заместителей и председателей семи главных комитетов.

Являясь главным органом ООН, Генеральная Ассамблея правомочна обсуждать любые вопросы, относящиеся к полномочиям любого из органов ООН, и давать рекомендации членам ООН и Совету Безопасности (Устав ООН, ст. 10). Генеральная Ассамблея правомочна: рассматривать общие принципы международного сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности и давать рекомендации; проводить исследования и давать рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в политической области, развития международного права и его кодификации, осуществления прав и основных свобод человека и содействия международному сотрудничеству в экономической и социальной областях, в области культуры, образования и здравоохранения (ст. 11).

Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других главных органов. Полномочия Генеральной Ассамблеи ограничены с учетом особых полномочий Совета Безопасности. Одно из таких ограничений составляют споры, в отношении которых Совет Безопасности выполняет функции, возложенные на него Уставом ООН; любой вопрос, по которому необходимо принять решение о действиях, передается Генеральной Ассамблеей на рассмотрение Совету Безопасности до или после его обсуждения (ст. 11). Другая категория полномочий Генеральной Ассамблеи касается принятия в организацию новых членов, исключение из членов ООН, выборы: непостоянных членов Совета Безопасности, Генерального секретаря, членов ЭКОСОС, Совета по опеке, Международного суда. Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет ООН.

Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее один голос. Решения по важным вопросам (выборы непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Международного суда, Генерального секретаря, прием в ООН и исключение из ООН) принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов. Принятые по таким вопросам решения (рекомендации) юридически не обязывают членов ООН. Однако ни одно государство, состоящее в ООН, не может не учитывать моральной силы этих резолюций как выражения мнения большинства государств мира. При оценке юридической силы резолюций Генеральной Ассамблеи ООН следует иметь в виду не юридическую форму, а их политическое значение для международного сообщества, влияние на внутреннюю и внешнюю политику отдельных государств. Некоторые резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющие определяющее значение для сохранения мира и принятые единогласно (консенсусом), являются обязательными для всех стран (например, резолюция № 3314 от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии»).

Совет Безопасности занимает особое место в системе главных органов ООН, которое обусловливается характером его полномочий. Для обеспечения быстрых и эффективных действий на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности; государства – члены ООН согласились в том, что при исполнении этих своих обязанностей, вытекающих из такой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст. 24). Он организуется таким образом, чтобы функционировать непрерывно. Для этой цели каждый из его членов должен быть всегда представлен в центральных учреждениях ООН. 31 января 1992 г. было впервые созвано заседание Совета на высшем уровне с участием глав государств и правительств и министров иностранных дел. Совет может проводить свои заседания не только в центральных учреждениях ООН. Так, в 1972 г. он заседал в Аддис-Абебе (Эфиопия), в 1973 г. – в Панаме (Панама).

Характер полномочий Совета Безопасности наложил отпечаток на его состав, функции, порядок деятельности и способ принятия решений. В отличие от Генеральной Ассамблеи, Совет Безопасности является постоянно действующим главным органом. Устав ООН исходит из того, что Совет Безопасности должен обеспечивать быстроту и эффективность действий ООН (ст. 24, п. 1). С этой целью Совет Безопасности организован таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно (ст. 28). Каждый член Совета Безопасности постоянно имеет своего представителя в месте пребывания ООН; эти представители поочередно (в течение одного месяца) выполняют обязанности председателя Совета Безопасности.

По своему составу Совет Безопасности немногочислен. В него входят 15 государств, из которых 5 являются постоянными членами – Россия, США, Англия, Франция и КНР и 10 – непостоянными, избирающимися Генеральной Ассамблеей ООН сроком на два года без права немедленного переизбрания. На постоянных членов Совета Безопасности возложено главное бремя ответственности за судьбы человечества.

Особая роль Совета Безопасности проявляется также и в принятии им решений. В соответствии со ст. 25 Устава ООН государства взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Вопросы, обсуждаемые в Совете Безопасности, делятся на процедурные и непроцедурные. Решения по непроцедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее 9 членов Совета Безопасности, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Принцип единогласия («правило вето») постоянных членов Совета Безопасности исключает возможность превращения ООН в орудие давления одного государства или группы государств и служит претворению в жизнь принципов мирного сосуществования всех государств, что является наиболее существенной гарантией обеспечения мира.

По процедурным вопросам решение считается принятым, если за него голосовали не менее 9 любых членов Совета Безопасности.

Совет Безопасности наделен большими полномочиями в деле мирного разрешения споров между государствами. Эти полномочия закреплены в главе VI Устава ООН. Так, согласно ст. 33, Совет Безопасности может потребовать от сторон разрешения их спора мирными средствами, перечисленными в этой статье; Совет Безопасности может сам расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям (ст. 34), а также рекомендовать процедуру или методы урегулирования спора (ст. 35). Решения по урегулированию спора принимаются не менее чем девятью голосами, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Если в споре участвует постоянный член Совета Безопасности, то он воздерживается от участия в голосовании.

Согласно главе VII Устава ООН, Совет Безопасности уполномочен определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии, а также выносить решения о принятии мер для поддержания или восстановления международного мира. Только Совет Безопасности вправе предпринимать принудительные действия, направленные на поддержание или восстановление мира.

Совет Безопасности может принять меры, не связанные с использованием вооруженных сил, включающие полное или частичное прерывание экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио– или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41). Если эти меры окажутся недостаточными, то Совет Безопасности может предпринять действия воздушными, морскими или сухопутными силами для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 42).

Вооруженные силы ООН – это контингенты вооруженных сил государств – членов ООН, представляемые в распоряжение Совета Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Вооруженные силы ООН действуют лишь в исключительных случаях, когда другие меры оказались недостаточными.

Создание Вооруженных сил ООН – это исключительное право Совета Безопасности; ему же принадлежит исключительная компетенция в решении всех вопросов, связанных с созданием и функционированием таких сил, включая стратегическое и тактическое руководство, состав, численность, структуру, командование, снаряжение, снабжение и финансирование. Все решения, касающиеся Вооруженных сил ООН, принимаются Советом Безопасности только при единогласии всех его постоянных членов.

Согласно Уставу ООН, Совету Безопасности должны предоставляться вооруженные силы в виде национальных контингентов (ст. 44, 45) на основании соглашения между Советом Безопасности и государством – членом ООН, давшим согласие на выделение своих войск в распоряжение Совета Безопасности (ст. 43). В таком соглашении должны определяться численность и род войск, степень их готовности, характер предоставляемых средств обслуживания и помощи. Соглашение одобряется Советом Безопасности и ратифицируется подписавшим его государством. При формировании Вооруженных сил ООН принимается во внимание принцип справедливого географического представительства, предусматривающий участие в этих силах вооруженных контингентов от стран всех регионов мира.

Поступая в распоряжение Совета Безопасности, контингенты войск сохраняют свой национальный статус: они подчиняются дисциплине согласно своим уставам; во главе их стоят командиры, назначенные органами соответствующего государства. Следовательно, ООН не имеет собственных вооруженных сил и не может их создавать, а пользуется военным потенциалом членов мирового сообщества.

Все вопросы, связанные с организацией Вооруженных сил ООН, а также с командованием ими, находятся в компетенции Совета Безопасности. Стратегическое руководство такими войсками призван осуществлять Военно-штабной комитет (ВШК) под руководством Совета Безопасности. Согласно ст. 47 Устава ООН, ВШК состоит из начальников или представителей штабов постоянных членов Совета Безопасности, а также из рабочего аппарата.

При создании Вооруженных сил ООН большое значение имеют вопросы снабжения, предоставления им различного рода снаряжения, транспорта и другой помощи, в том числе финансовой. Все эти вопросы регулируются соглашениями, заключаемыми в соответствии со ст. 43 Устава ООН. Порядок финансирования Вооруженных сил ООН, а также общая сумма расходов и шкала взносов устанавливаются Генеральной Ассамблеей ООН.

В истории были попытки обойти положения Устава ООН путем ликвидации исключительной компетенции Совета Безопасности на создание Вооруженных сил ООН и наделения такой компетенцией Генеральной Ассамблеи ООН. Например, в 1950 г. в связи с агрессией против КНДР так называемые Вооруженные силы ООН были созданы на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, не обладающей данными полномочиями.

С 1948 г. Советом Безопасности ООН было организовано более 50 операций по поддержанию мира. Деятельность по поддержанию мира первоначально задумывалась как средство урегулирования межгосударственных конфликтов и предусматривала развертывание военного персонала из ряда стран под командованием ООН в целях сдерживания вооруженных конфликтов и их урегулирования. В настоящее время деятельность по поддержанию мира все чаще осуществляется в связи с внутригосударственными конфликтами. Диапазон задач, выполняемых Вооруженными силами ООН, широк: от мирного разъединения противоборствующих сторон до оказания им содействия в осуществлении мирного сотрудничества. Это означает оказание помощи в осуществлении мирных соглашений, наблюдение за прекращением огня, создание буферных зон (зон разъединения воюющих сторон) и политических институтов, сотрудничество с правительствами, неправительственными организациями и местными объединениями граждан в целях оказания чрезвычайной помощи, демобилизации участников военных формирований и их реинтеграции в жизнь гражданского общества, разминирования территорий, организации и проведения выборов и содействия налаживанию мирной жизни.

Хотя в Уставе ООН нет упоминания об операциях по поддержанию мира, на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет учреждает миссии по поддержанию мира и определяет их мандат. Пять постоянных членов Совета – Китай, Россия, Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Франция – могут наложить вето на любое решение, касающееся операций по поддержанию мира. Генеральный секретарь осуществляет руководство и управление этими операциями и представляет Совету соответствующие доклады. Через Департамент операций по поддержанию мира Генеральный секретарь разрабатывает политику и процедуры и выносит рекомендации относительно учреждения новых и функционирования уже существующих миссий.

Военнослужащие миссий ООН по поддержанию мира не присягают на верность ООН. Правительства, которые добровольно предоставляют военный и гражданский персонал, четко оговаривают условия его участия в миротворческих операциях. За правительствами остается решающее слово в вопросах (включая дисциплинарные и кадровые), касающихся использования их воинских контингентов, которые служат под флагом ООН. Участники операций по поддержанию мира носят национальную военную форму. Для обозначения их принадлежности к миротворческим силам они также носят голубые береты или каски и отличительные знаки с эмблемой ООН. Военнослужащие – участники операций по поддержанию мира получают вознаграждение от правительств своих стран в соответствии с национальным законодательством. ООН возмещает расходы странам, добровольно предоставляющим воинские контингенты для операций по поддержанию мира, по единообразной ставке. ООН также выплачивает странам компенсацию за имущество, вооружение и технику, предоставляемые в распоряжение миссий ООН.

Все государства – члены ООН делят риск, с которым связана деятельность по поддержанию мира и безопасности. С 1948 г. свой персонал в различные периоды времени предоставляли 123 государства. По состоянию на 2000 г. 89 стран предоставляли военнослужащих и гражданский полицейский персонал численностью около 38тысяч человек. Наиболее многочисленные контингенты предоставляли: Индия – 4460 человек, Нигерия – 3441, Иордания – 3400, Бангладеш – 2394 и Гана – 1894. Небольшое островное государство Фиджи принимало участие практически во всех миротворческих операциях ООН; то же самое можно сказать о Канаде. Государства, не являющиеся членами ООН, также вносят свой вклад в миротворческую деятельность, предоставляя денежные средства, медицинское оборудование и персонал и др.

Принудительные действия юридически неравнозначны операциям ООН по поддержанию мира. Они традиционно осуществляются с согласия противоборствующих сторон и предусматривают развертывание миротворческих операций для выполнения соглашений, достигнутых этими сторонами. В случае с принудительными действиями Совет Безопасности уполномочивает государства – члены ООН принимать все необходимые меры для достижения поставленной цели. При этом согласие сторон не обязательно. За историю существования ООН принудительные меры предпринимались лишь несколько раз: во время войн в Персидском заливе, Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, Албании и Восточном Тиморе. Эти операции осуществлялись не под командованием ООН. Ими руководила какая-либо одна страна или группа стран. Например, командование международными силами, развертывание которых в Восточном Тиморе было санкционировано Советом Безопасности в 1999 г., осуществляла Австралия, а в их состав входили военнослужащие из 22 государств – членов ООН. В Боснии и Герцеговине многонациональные силы, возглавляемые НАТО, в 1995 г. сменили миротворческую миссию ООН. В июне 1999 г. Совет Безопасности санкционировал международное присутствие по безопасности в Косове; оно осуществляется под руководством НАТО и совместно с миротворческой миссией ООН.

В соответствии со ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности может потребовать от государств – членов ООН применения санкций – мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Ссылаясь на главу VII Устава ООН, Совет Безопасности вводил такие санкции в отношении Анголы, Афганистана, Гаити, Ирака, Либерии, Ливии, Руанды, Сомали, Судана, Сьерра-Леоне, Эритреи и Эфиопии, ЮАР, бывших Югославии и Южной Родезии. По мере урегулирования кризисов введенные санкции были полностью отменены.

Таким образом, Совет Безопасности может играть эффективную роль в деле сохранения мира. «При всех своих недостатках Совет Безопасности остается незаменимым инструментом в моменты острых международных кризисов, тем местом, где может быть замедлено стремительное развитие событий и найден путь избежания роковой конфронтации».

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) является главным органом, координирующим экономическую и социальную деятельность ООН и специализированных учреждений и организаций. Он организует исследования, составляет доклады и дает рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях, в сферах культуры, образования, здравоохранения, мировой торговли, освоения природных ресурсов, международной защиты прав и свобод человека, народонаселения, предупреждения преступности и др. ЭКОСОС координирует деятельность специализированных учреждений. Он состоит из 54членов, одна треть которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей ООН на три года. По установившейся практике постоянные члены Совета Безопасности переизбираются в ЭКОСОС на каждый очередной срок.

Высший орган ЭКОСОС – сессия, которая созывается два раза в год. Каждый член Совета имеет один голос. Решения ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов. Органами Совета являются три сессионных комитета – экономический, социальный и координационный. В Совете функционирует много вспомогательных органов. Под руководством ЭКОСОС действуют 5 региональных экономических комиссий: для Европы, Западной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки, Азии и Тихого океана.

Рассмотрим деятельность Совета по опеке. Система опеки была распространена на некоторые территории, находившиеся ранее под мандатом Лиги Наций, а также на территории, отторгнутые от вражеских государств в результате Второй мировой войны. Всего под международной опекой находилось 11 территорий. После принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960) эти территории стали независимыми государствами. В настоящее время под опекой ООН нет ни одной территории. Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г, после того как последняя остававшаяся подопечной территория – Палау – обрела независимость.

Секретариат – постоянно действующий административный орган ООН, в состав которого входят Генеральный секретарь и назначаемый им персонал. Генеральный секретарь – главное административное должностное лицо ООН, назначаемое Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет. Секретариат работает под руководством Генеральной Ассамблеи, а в ряде случаев – под контролем Совета Безопасности, выполняет главным образом административно-технические функции по обслуживанию ООН; на него возложены также обязанности по составлению и исполнению бюджета, сбору взносов, координации социально-экономической деятельности ООН и ее специализированных учреждений.

Таким образом, Организация Объединенных Наций занимает важнейшее место в системе международных отношений как центр сотрудничества суверенных независимых государств. Россия всегда рассматривала ООН как действенный инструмент мира. «Главным центром регулирования международных отношений в XXI в. должна оставаться Организация Объединенных Наций. Россия будет решительно противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах».

Региональные организации, в отличие от ООН, которая призвана обеспечить мир и безопасность своих членов, решают локальные задачи. Устав ООН разрешает создавать региональные международные организации по вопросам поддержания международного мира и безопасности при условии, что их деятельность будет соответствовать целям и принципам ООН (ст. 52). Региональные международные организации строятся на общепризнанных принципах международного права. Основанием правомерности региональной организации является ее соответствие Уставу ООН, который требует от государств – участников регионального соглашения приложить все усилия для достижения мирного разрешения местных споров (ст. 52, п. 2).

Цель региональных организаций коллективной безопасности та же, что и универсальных, – поддержание международного мира и безопасности. Для достижения этой цели региональные системы коллективной безопасности конкретизируют и направляют свою деятельность так, чтобы, учитывая специфические особенности данного географического района, более эффективно использовать все имеющиеся у государств этого района средства для сохранения и укрепления мира. Сфера их деятельности ограничена. Во-первых, региональные организации не правомочны принимать какие-либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира, или интересы государств, принадлежащих к другим районам; во-вторых, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые являются подходящими для региональных действий (ст. 52).

Учитывая цели региональных организаций, Устав ООН определяет средства, которыми эти организации могут пользоваться для достижения этих целей. Ст. 52 предписывает Совету Безопасности поощрять решение споров между государствами одного района при помощи региональных организаций, а сами государства, прежде чем передать спор в Совет Безопасности, должны попытаться решить его в рамках регионального соглашения. Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления принудительных мер под своим руководством. Сами же региональные организации не могут применять никаких принудительных мер без решения Совета Безопасности. Региональные организации могут применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

Региональными организациями являются Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства и Лига арабских государств.

Организация африканского единства (ОАЕ) – это межгосударственная политическая региональная организация, созданная в мае 1963 г. В составе ОАЕ насчитывается 51 государство Африки; на правах наблюдателей в ней состоят представители национально-освободительных движений Намибии и Южно-Африканской Республики. Целями ОАЕ являются:

¦ укрепление единства африканских стран;

¦ координация и развитие всестороннего сотрудничества;

¦ защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран континента. Для выполнения этих задач члены ОАЕ взяли на себя обязательство координировать свои действия в области внешней политики, экономики, науки и техники, обороны и безопасности, образования, культуры и здравоохранения.

В основе деятельности ОАЕ лежат общепризнанные принципы международного права. К главным органам ОАЕ относятся Ассамблея глав государств и правительств (собирается один раз в год), Совет Министров ОАЕ (собирается два раза в год), Генеральный секретариат (постоянный административный орган). Кроме того, при ОАЕ имеются комиссии: по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обороны.

Лига арабских государств (ЛАГ) – региональная организация, основанная 22 марта 1945 г. Ее членами являются 21 государство и Организация освобождения Палестины (ООП). Цели ЛАГ:

¦ укрепление отношений между государствами – членами организации и координация их политической деятельности;

¦ осуществление всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, финансов, транспорта, в вопросах гражданства;

¦ защита независимости и суверенитета стран-участниц;

¦ возвращение оккупированных Израилем арабских территорий;

¦ реализация прав арабского народа Палестины.

Высший орган ЛАГ – Совет, состоящий из глав государств и правительств, созывается на сессии два раза в год. В перерывах между сессиями деятельностью ЛАГ руководит Генеральный секретарь, избираемый на пятилетний срок. Решения Совета обязательны только для тех государств, которые за них голосовали. Военная организация ЛАГ также имеет свои органы сотрудничества: Совет совместной обороны в составе министров иностранных дел и министров обороны; Постоянный военный комитет из представителей главных штабов, разрабатывающий планы обороны; Постоянный военный секретариат.

Организация американских государств (ОАГ) создана 30 апреля 1948 г. Членами ОАГ являются 35 государств Америки и Карибского бассейна. Высший орган ОАГ – Генеральная Ассамблея, созываемая один раз в год и определяющая направления деятельности ОАГ; постоянный орган ОАГ – Генеральный секретариат. В структуре организации действуют Экономический и социальный совет и Совет по образованию, науке и культуре. Высший военный консультативный орган ОАГ – Совет обороны. Целями ОАГ, согласно Уставу, вступившему в силу в феврале 1970 г., являются:

¦ поддержание мира и безопасности в Западном полушарии;

¦ урегулирование споров между государствами – членами организации;

¦ развитие сотрудничества в экономической, политической, социальной, научно-технической и культурной областях.

Международные организации были и остаются инструментом политического противоборства государств за свои жизненно важные интересы. Так, США использовали ОАГ в качестве орудия своей экономической, политической гегемонии в Западном полушарии. Под нажимом США в 1962 г. из ОАГ была исключена Куба, в 1954 г. ОАГ поддержала американскую оккупацию Гватемалы, в 1964 г. – Панамы, в 1965 г. – Доминиканской Республики, в 1983 г. – Гренады.

В современных условиях Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. Будучи готовой к предметному диалогу по совершенствованию правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, Россия исходит из того, что поиск форм реагирования международного сообщества на различные острые ситуации, включая гуманитарные кризисы, должен осуществляться коллективно, на основе четкого соблюдения норм международного права.

Организация Североатлантического договора (НАТО) создана на основании договора, подписанного 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне. Членами НАТО являются 26 государств, 20 поддерживают с ней партнерские отношения и не входят в ее военную организацию (по данным 2001 г.). Статья 5 договора устанавливает, что в случае вооруженного нападения на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь, какую они сочтут необходимой, включая и применение вооруженной силы. Ст. 4 договора предусматривает консультации между участниками всякий раз, когда под угрозой окажутся территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон. Принятие новых членов в Североатлантический союз проводится в соответствии со ст. 1 °Cевероатлантического договора, в которой сказано, что другие европейские государства, способные развивать принципы договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, могут быть приглашены к вступлению в союз. Так, за последние годы членами НАТО стали Венгрия, Польша, Чехия, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. Североатлантическим договором определяется, что каждая из стран обязуется вносить свой вклад в развитие мирных и дружественных международных отношений различными путями, включая укрепление своих свободных институтов и развитие условий для стабильности и благосостояния. Договором также предусматриваются усилия по ликвидации конфликтов в международной экономической политике государств-членов и развитию сотрудничества между ними.

Сессия Совета НАТО является высшим политическим органом, созывается два раза в год на уровне министров иностранных дел, обороны, финансов и экономики. В перерыве между сессиями функционирует Постоянный совет НАТО. Текущую работу ведет Международный секретариат под руководством Генерального секретаря НАТО.

Вооруженные силы НАТО подразделяются на объединенные вооруженные силы (ОВС), переданные в НАТО ее членами, и вооруженные силы, находящиеся в национальном подчинении. Для каждой из стран-участниц на согласованной основе устанавливаются цели и задачи на случай вооруженного конфликта, определяются численность, боевой состав и дислокация национальных вооруженных сил и порядок их взаимодействия с коалиционными вооруженными силами.

Комитет военного планирования – высший орган военного управления НАТО; он рассматривает вопросы, касающиеся руководящих военных органов, организации и использования объединенных вооруженных сил, утверждает стратегические доктрины блока. Высший исполнительный военный орган – Военный комитет, который разрабатывает стратегические планы, определяет направление строительства ОВС. Консультативным органом НАТО является Комитет ядерной обороны, а рабочим органом этого комитета – Группа ядерного планирования, которая, собираясь дважды в год, занимается разработкой вопросов применения ядерного оружия ОВС. Основные решения Группы подлежат утверждению Советом НАТО. Непосредственное руководство ОВС на возможных театрах военных действий осуществляют верховное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш и региональная группа стратегического планирования США – Канада.

У России сложились определенные отношения с НАТО, позволяющие осуществлять программы сотрудничества по широкому кругу практических вопросов, связанных с безопасностью и служащих интересам этих стран и Европы в целом. Россия присоединилась к Совету европейско-атлантического партнерства, но приостановила свое участие в ряде программ после решения НАТО о военных действиях с целью окончания конфликта в Косове. Однако, несмотря на разногласия по вопросу применения военной силы, страны НАТО тесно сотрудничали с представителями российского правительства в связи с дипломатическими усилиями по окончанию конфликта в Косове и достижению политического решения.

В НАТО имеются комитеты, отвечающие за перспективное планирование по таким направлениям, как проведение политических консультаций, военных операций, сотрудничество в сфере вооружений и в других областях. Эти комитеты дают рекомендации по ведению дел Североатлантическому совету – высшему руководящему органу НАТО – или Комитету военного планирования НАТО, который занимается преимущественно вопросами, связанными с объединенной военной структурой НАТО. Консультации проводятся также по экономическим вопросам, относящимся к безопасности, включая такие вопросы, как расходы на оборону и конверсия оборонных отраслей промышленности.

В рамках НАТО также ведется сотрудничество в таких областях, как гражданское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы. Хотя планирование действий при чрезвычайных ситуациях является прежде всего обязанностью самих государств, деятельность НАТО способствует, при необходимости, обеспечению наиболее эффективного использования гражданских ресурсов союза.

НАТО реализует ряд программ международных обменов по научным и экологическим проблемам, а также по проблемам оборонного характера, решение которых возможно только путем совместных усилий.

В современном мире действуют и другие региональные военно-политические договоры: пакт Австралии, Малайзии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин, Южной Кореи и Японии (АЗПАК), созданный в 1966 г.; Тихоокеанский пакт безопасности с участием Австралии, Новой Зеландии и США (АНЗЮС), созданный в 1952 г. и др.

Специализированные учреждения ООН представляют собой международные организации, которые, согласно ст. 57 Устава ООН, создаются на основе межправительственных соглашений и являются центрами согласования действий и сотрудничества государств в областях экономики, культуры, образования, здравоохранения. Свою связь с ООН специализированные учреждения осуществляют с помощью ЭКОСОС, в соответствии со ст. 63 Устава ООН и на основе специальных соглашений о сотрудничестве и координации.

Принципы действия специализированных учреждений закреплены в их уставах. Основное назначение специализированных учреждений – развитие мирных и дружественных отношений между государствами. С этой целью специализированные учреждения призваны:

¦ координировать деятельность государств в соответствующей области;

¦ разрабатывать и принимать международные конвенции по специальным вопросам;

¦ организовывать помощь нуждающимся в ней странам;

¦ осуществлять обмен информацией.

Специализированные учреждения принимают по вопросам их компетенции рекомендации, которые не являются обязательными для их членов. Само государство определяет, действовать ему в соответствии с рекомендацией или нет. В этом проявляется юридическая природа международных организаций, действующих на основе суверенного равенства.

Международная морская организация (ИМО) создана в 1958 г. с целью обеспечения сотрудничества между государствами в решении технических вопросов, связанных с международным торговым судоходством; содействия принятию практических норм обеспечения безопасности на море; устранения различных форм дискриминации в торговом судоходстве; предотвращения загрязнения морей и океанов. Членами ИМО являются 166 государств, 36 государственных и 63 негосударственных организации (по данным 2006 г.). Деятельность ИМО носит в основном консультативный и совещательный характер; эта организация разрабатывает проекты международных конвенций по морскому праву. Высший орган ИМО – Ассамблея – собирается на сессии один раз в два года, рассматривает и утверждает технические рекомендации, правила, предложения по выполнению международных конвенций по судоходству. В период между сессиями Ассамблеи работой ИМО руководит Совет, заседания которого проводятся два раза в год. В рамках ИМО работают комитеты по безопасности на море, по защите морской среды, по техническому сотрудничеству. Юридический комитет – один из основных органов ИМО, им разработаны: Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью; Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть; Международная конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов; Международная конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью и др.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г. В нее входит 191 государство (по данным 2002 г.). Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже (Франция). Организация располагает 73 бюро и иными подразделениями, расположенными в различных частях мира. Целью ЮНЕСКО является содействие укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки, культуры и информации (Устав ЮНЕСКО, ст. I).

Генеральная конференция ЮНЕСКО созывается один раз в два года; она определяет основные направления деятельности ЮНЕСКО, избирает членов Исполнительного совета, назначает Генерального директора (сроком на 6 лет), утверждает программу и бюджет организации.

Исполнительный совет насчитывает в своем составе 58 представителей государств – членов ЮНЕСКО; он собирается на сессии два раза в год. Выступая в качестве административного органа, исполнительный совет осуществляет подготовку работы Генеральной конференции и ответствен за эффективное осуществление ее решений.

Секретариат является исполнительным органом Генерального директора, избираемого на 6-летний срок. Сотрудники Секретариата занимаются осуществлением программы ЮНЕСКО. В составе Секретариата насчитывается более 2 тысяч сотрудников, большая часть которых работает вне штаб-квартиры в региональных подразделениях.

ЮНЕСКО вносит большой вклад в решение актуальных международных проблем. Она содействовала принятию таких международных конвенций, как Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и др. Важное место в деятельности ЮНЕСКО занимают мероприятия в области установления нового информационного порядка, развития взаимопонимания между народами, оказания помощи развивающимся странам в налаживании системы образования и подготовки кадров, развитии науки.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) создано в 1957 г. в целях мирного использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире, содействия развитию атомной энергии и ее практическому применению в мирных целях. Членами МАГАТЭ являются 139 государств (по данным 2006 г.). В функции МАГАТЭ входит: содействие научно-техническому сотрудничеству в области атомной энергии; осуществление обмена информацией о применении атомной энергии в мирных целях; содействие развивающимся странам в подготовке кадров; оказание посреднических услуг при передаче ядерных материалов и оборудования и т. д. Первостепенное значение имеет осуществление агентством контрольных функций (так называемых гарантий МАГАТЭ), назначение которых – не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, применения атомной энергии для создания ядерного оружия. Под контролем МАГАТЭ находятся 98 процентов ядерных установок в странах, не обладающих ядерным оружием. МАГАТЭ осуществляет контроль за исполнением государствами Договора о нераспространении ядерного оружия (1968) МАГАТЭ связано с ООН специальным соглашением; ежегодно представляет Генеральной Ассамблее ООН, а в необходимых случаях и Совету Безопасности доклады о своей деятельности.

Основные органы МАГАТЭ: Генеральная конференция, состоящая из государств – членов (собирается на ежегодные сессии и правомочна обсуждать любые вопросы, вытекающие из Устава, принимать по ним решения и давать рекомендации; Совет управляющих, состоящий из представителей, избираемых Генеральной конференцией (постоянно действующий орган); Секретариат (занимается текущими делами), возглавляемый Генеральным директором, который назначается Советом управляющих и утверждается Генеральной конференцией сроком на 4 года.

В 1986 г. специальная сессия Генеральной конференции МАГАТЭ приняла две конвенции: об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, которые впоследствии были дополнены новыми документами. В учреждениях МАГАТЭ трудится более 2 тысяч сотрудников. Финансовые ресурсы этой организации складываются из двух категорий взносов – вложений стран в регулярный бюджет и добровольных вкладов в фонд технического развития.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) создана в 1946 г. и до 1972 г. была зарегистрирована в ЭКОСОС в качестве неправительственной организации второй категории. Ныне Интерпол – мощная и развивающаяся межправительственная организация. В ст. 2 Устава Интерпола названы ц е л и организации:

а) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующих государственных законодательств и в духе Всеобщей декларации прав человека;

б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Интерполу категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3). Любая страна может уполномочить любой свой официальный полицейский орган, функции которого соотносятся с деятельностью организации, выступать в качестве члена организации. Заявка на вступление в Интерпол направляется Генеральному секретарю Интерпола соответствующим правительственным органом. Решение о принятии в организацию утверждается Генеральной Ассамблеей большинством в две трети голосов (ст. 4).

Структура Интерпола включает: Генеральную Ассамблею; Исполнительный комитет (состоит из президента, вице-президентов, делегатов); Генеральный секретариат; национальные центральные бюро; советников.

Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ) – подразделение Центрального аппарата МВД России, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов нашей страны с правоохранительными органами других государств – членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. В задачи НЦБ входят: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов зарубежных правоохранительных организаций в соответствии с международными договорами; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Деятельность НЦБ осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, взаимодействия с правоохранительной системой России, с международными правоохранительными организациями и компетентными органами иностранных государств – членов Интерпола. НЦБ осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

НЦБ выполняет следующие функции:

¦ принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению за рубежом запросов правоохранительных органов России;

¦ определяет, подлежат ли исполнению на территории России запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы России;

¦ анализирует практику исполнения правоохранительными и иными государственными органами России запросов международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств – членов Интерпола, информирует руководителей соответствующих правоохранительных и иных государственных органов России о нарушениях установленного порядка исполнения этих запросов.

На сотрудников НЦБ Интерпола, имеющих специальные звания, в полном объеме распространяются правовые и социальные гарантии сотрудников милиции. Сотрудники НЦБ Интерпола имеют форменную одежду сотрудников милиции в соответствии с присвоенными специальными званиями, а также нарукавный знак НЦБ Интерпола.

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью идет по пути создания специализированных региональных международных организаций. Например, Европейская полицейская организация (Европол) выполняет роль подобного регионального центра, с которым Россия сотрудничает в рамках соглашения от 6 ноября 2003 г.


Современный мир в своем развитии идет по пути усиления взаимозависимости государств. Основой этого процесса является интеграция экономик, средств информации и связи, транспортных систем, общность ресурсных источников, общение людей по поводу получения и использования образования и знаний и т.д. Необходимость решения глобальных проблем современности также требует скоординированных совместных действий всего мирового сообщества.

Как обозначил новый императив жизни во всех государствах на рубеже 20-21 веков Тихомиров Ю.А.: «Мир становится неделим и в представлении наций и народностей, и в реальности». Однако, если говорить о целостности и взаимосвязанности всего мирового сообщества еще, вероятно, рано, то создание развитой, взаимодействующей международной инфраструктуры в определенных регионах планеты следует констатировать со всей очевидностью. Наиболее интенсивно протекает этот процесс в Европейском регионе, где государства-участники Европейского союза далеко продвинулись на пути экономической и политической интеграции. Немалый интерес вызывает и сотрудничество бывших советских республик в рамках Содружества Независимых Государств. Несмотря на различный подход в построении данных и некоторых других региональных организаций, можно отметить ряд общих черт. Все они базируются на международных принципах и, в первую очередь, принципе сотрудничества.

Принцип сотрудничества обязывает государства взаимодействовать друг с другом независимо от существующих между ними различий в целях поддержания мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов. Обязанность сотрудничать на демократической основе во имя общих и особых интересов государств открывает новые возможности в развитии регионов.

Однако не всегда сотрудничество приносит ожидаемые плоды. Зачастую оно остается лишь формальным и затрагивает не все ожидаемые сферы взаимных отношений государств. В этой связи представляется особенно важным изучение опыта развития различных образований как общей так и специальной компетенции с целью использования положительных моментов и избежания возможных отрицательных результатов.

Целью данной лекции является систематизированное изложение вопросов международного сотрудничества государств, которое осуществляется в рамках различных международных организаций и международных конференций.

Определение круга правовых норм, регулирующих правосубъектность, компетенцию и привилегии, структуру и деятельность международных организаций, правовое значение принимаемых ими решений, их роль в обеспечении международного правопорядка охватывается правом международных организаций.

Право международных организаций - это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций, их субъектный состав, структуру, полномочия, порядок деятельности, юридическую силу решений.

Данная отрасль международного права соотносится с теми организациями, которые являются формой сотрудничества государств и имеют межгосударственный (межправительственный) характер.

Право международных организаций – значительная по объему подотрасль международного права, поскольку в настоящее время существует несколько тысяч международных организаций, список которых постоянно пополняется, а в рамках существующих международных организаций принимаются все новые и новые соглашения.

Право международных организаций значительно трансформировалось в начале ХХ в. в силу объективных закономерностей развития международного права, с усилением роли международных организаций на международной арене качественно изменились и нормы права международных организаций.

Международные организации являются специфическим, полноправным субъектом международных отношений и международного права. Их правосубъектность производна от правосубъектности государств-участников. При формировании международной организации государства передают ей часть своих полномочий, однако при этом не теряют свой суверенитет. Государства могут выйти из состава международной организации.

Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: во-первых, "внутреннее право" организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения) и, во-вторых, "внешнее право" организации (нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями).

Нормы права международных организаций преимущественно являются договорными нормами, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права.

Источниками современного права международных организаций выступают:

1) учредительные акты международных организаций или соглашения об их создании, которые содержат основу права международных организаций. Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом. Это – Устав ООН 1945 г.; Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г., Устав Совета Европы 1949 г. Устав СНГ 1993 г. и др.;

2) универсальные конвенции - Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.; Венская конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980 г.;

3) регламенты и акты, устанавливающие статус персонала международных организаций: Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.; Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. (с Протоколами 1952, 1956, 1959, 1961, 1990 и 1996 гг.) и др.;

4) соглашения с государствами, в частности со страной пребывания организации, по различным юридическим вопросам, (например, в 1947 г. было заключено Соглашение между ООН и Правительством США относительно местопребывания центральных учреждений ООН);

5) соглашения с другими международными организациями;

6) некоторые решения самих организаций и т.д.

В любой международной организации существует внутреннее право, регулирующее порядок ее деятельности, основанное на положениях ее устава и вытекающее, чаще всего, из ее подразумеваемой компетенции, однако, в литературе до сих пор не сложилось единого мнения о том, какие именно нормы составляют внутреннее право международных организаций и какова его системная принадлежность.

Внутреннее право международных организаций можно определить как систему юридических норм, создаваемых органами международных организаций на основе положений уставов с целью обеспечения их нормального функционирования. Внутреннее право представляет собой комплексное явление, элементы которого имеют различную юридическую природу. В силу того, что оно регулирует отношения не только между субъектами международного публичного права (государствами и международными организациями), но также и отношения с участием физических и юридических лиц, а, следовательно, выходит за рамки международного публичного права, следует признать его частью международной правовой системы.

Основными источниками внутреннего права являются учредительные акты и решения органов международных организаций. Хотя обязательность их решений по внутриорганизационным вопросам сомнению не подвергается, однако, следует еще раз отметить, что в случае, даже если организация прямо не уполномочена на их принятие, такие решения не должны противоречить уставу организации.

Наиболее многочисленную группу источников внутреннего права составляют резолюции органов международной организации по различным вопросам, связанным с ее внутренним функционированием. Такие резолюции являются обязательными для всех их адресатов - членов персонала, органов, государств-членов. Их обязательность основана на положениях учредительного акта и вытекает из того факта, что государства выступают именно в качестве членов организации, а не ее внешних партнеров.

Интересным представляется также тот факт, что при указании в Уставе и других актах ЮНЕСКО на то, что в деятельности Организации должно применяться голосование простым большинством голосов, и только при голосовании по наиболее важным вопросам может использоваться принцип квалифицированного большинства, практика ЮНЕСКО свидетельствует о наличии в настоящее время тенденции принятия значительной части решений (за исключением решений по финансовым вопросам) на основе консенсуса.

Исследование областей, правовое регулирование в которых осуществляется посредством создания норм внутреннего права международных организаций, позволяет сделать вывод, что оно регулирует не только отношения между организацией и персоналом по вопросам найма, увольнения, порядка прохождения международной гражданской службы, взаимных прав и обязанностей, а также иммунитетов и привилегий, но и отношения, связанные с членством в организации, составом и порядком функционирования органов, созданных на основе устава, созданием и определением компетенции вспомогательных органов, установлением отношений с третьими государствами, другими международными организациями, а также национальными партнерами, определением правил осуществления финансовой деятельности, любыми другими вопросами, связанными с обеспечением функционирования организации.

Весьма важным представляется на современном этапе исследование вопросов, связанных с проведением реформы ООН. На первый план выходят вопросы реформирования системы управления персоналом. Очевидно, что если ООН хочет соответствовать текущему моменту в отношении персонала, она должна обеспечить такую политику управления персоналом, чтобы иметь возможность нанимать, и сохранять персонал, отвечающий новым требованиям: многонациональный, специализированный, мобильный, компетентный; предприимчивый, и независимый. В результате длительного и дорогостоящего консультативного процесса с привлечение внешних, экспертов, ООН пришла, к компетентной модели; которая включает в себя такие элементы, как коммуникативность, креативность, способность работать в команде, ответственность, планирование и ориентация на потребности. Однако эта модель не смогла заметно улучшить ситуацию в управлении персоналом.

Для того, чтобы быть современными и эффективными международные организации должны упростить структуру своих секретариатов и иерархию их сотрудников, а бюджетные вопросы должны решаться через более детальное планирование расходов, сокращение-количества административных проверок и использование лучших, детально разработанных управленческих и информационных систем.

К примеру, ЮНЕСКО прилагает значительные усилия для приведения своей структуры и методов деятельности в соответствие с требованиями государств-членов через пересмотр норм своего внутреннего права. Кроме того, она активно сотрудничает с другими международными организациями системы ООН в целях достижения максимальной слаженности деятельности и сближения процедур, что позволит полностью раскрыть потенциал всех организаций. Возможно, в будущем можно будет говорить и о создании единой системы внутреннего права всех организаций системы ООН.

Таким образом, можно сделать вывод, что если приверженность реформе сотрудников Организации, и особенно ее Генерального директора, будет сохраняться на прежнем уровне, ЮНЕСКО сможет в скором времени стать одной из наиболее эффективных и влиятельных международных организаций в мире.

Вопросы к лекции 10

  • 1. Понятие внутреннего права международного права
  • 2. Источники внутреннего права международных организаций

Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.

Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX вв., когда потребности международного общения обусловили необходимость создания постоянно действующих межгосударственных структур. Так, в 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. - Международная организация труда и т.д. Первой международной организацией с ярко выраженной политической направленностью была Лига Наций, учрежденная в 1919 г. в соответствии с положениями Версальской системы и формально просуществовавшая до 1946 г.

После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в различных сферах международных отношений. В их числе ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др. И поскольку, как уже говорилось, юридически создание любой международной организации оформляется заключением международного договора, в международном праве сформировался достаточно большой массив норм, регулирующих порядок образования и деятельности международных организаций. Качество и объем международно-правовой регламентации позволяют сделать вывод о существовании в самостоятельной отрасли международного права - права международных организаций.

Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: во-первых, «внутреннее право» организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения); и, во-вторых, «внешнее право» организации (нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями).

Нормы права международных организаций - преимущественно договорные нормы, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г, соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др

Поскольку специфика международной правосубъектности организаций уже рассматривалась (см. гл. 5), отметим, что международные организации, являясь производными субъектами международного права, обладают самостоятельной волей, отличной от простой совокупности воль участвующих в организации государств. Некоторые организации (ООН, ЛАГ, МАГАТЭ и др.) правомочны принимать обязательные для всех ее членов решения и обладают правом применения мер принудительного характера, в том числе и в отношении государств, нарушающих положения их уставов. Однако воля международных организаций, в отличие от воли государств, несуверенна.

Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.



Читайте также: