Почему мы видим цвета или зачем нам колбочки и палочки? Голубой или розовый: Почему люди видят разные цвета одной и той же одежды.

Наш мир красив и многообразен, он ярок и полон красок. Залитый солнцем луг, спелое красное яблоко, красивые цветы, окрашенные в разнообразные цвета, белый снег, черная кошка. Мы окружены сотнями предметов и цветов. Даже то, что создано людьми, тоже, имеет определенные определенную окраску - красная машина, белая, черная, маленькая женская оранжевого цвета. А по утрам каждая из нас решает, что сегодня надеть - этот голубой свитер или то красное платье, а может джинсы (темно-синие) и фиолетовую кофточку? Но что такое цвет и почему мы видим цвета?

На самом деле, все, что нас окружает - это ни что иное, как электромагнитные колебания. Это и радиоизлучение, и инфракрасное излучение или тепло, и ультрафиолетовое излучение, которое исходит от жаркого солнца, и ретгеновское излучение, которое необходимо для нашего лечения и постановки диагноза врачами, и ужасное радиоактивное гамма-излучение, и видимое излучение - то самое, которое мы воспринимаем органами зрения. А сам свет это ни что иное, как колебание высокой частоты. Свет способен преломляться в воде, в стекле и непосредственно в нашем глазе. Свет, преломляясь в глазе, распадается на определенный спектр. Этот спектр представляет собой радугу из семи цветов - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Кроме того, сам свет, который мы обычно видим как белый, представляет собой смешение всех этих семи цветов, которые все вместе получают белый цвет. Мы можем увидеть радугу, только если пропустим свет через призму, как это однажды это сделал Ньютон. Таким образом, радуга, это ни что иное, как свет, преломляемый сквозь капельки воды, висящие в воздухе после дождя. Но почему же, все-таки, мы видим помидор именно красным, а киви зеленым? Дело в том, что для того, чтобы увидеть какой-то цвет нам нужно ровно три вещи: 1) свет; 2) освещенный светом объект; 3) приемник света или излучения (глаз). В человеческом глазу есть два типа клеток, отвечающих за зрительное восприятие - «палочки» и «колбочки». Колбочки отвечают за восприятие цвета. В нашем глазе есть ровно три вида колбочек - те, что отвечают за красный спектр, которые отвечают за синий спектр и отвечающие за красный спектр. Мы можем воспринимать только три основных цвета, а все остальные цвета образуются от различных сочетаний трех основных. И вот теперь мы подошли к самому главному и основному - тому, как же все-таки нам удается увидеть цвет. Если мы видим красный предмет, то это значит, что все составляющие белого цвета (7 цветов радуги), кроме красного поглотились предметом, а красный отразился. Если мы видим фиолетовый предмет, значит все составляющие белого цвета, кроме непосредственно фиолетового поглотились, а фиолетовый отразился. И так по аналогии с другими цветами. Однако с белым и черным цветами дела обстоят немного иначе. Белый цвет мы видим за счет того, что все составляющие спектра от него отталкиваются, а черный, потому что, наоборот, все составляющие спектра поглощаются. А палочки, в отличие от колбочек не помогают различать цвета. Палочки – это ни что иное, как рецепторы, которые помогают нам видеть ночью или в темноте. Они отвечают за черно-белое зрение, именно поэтому люди не могут различать цвета в темноте.

Вот так устроено наше зрение и именно поэтому мы все и можем различать всевозможные цвета во всем их многообразии.

Страсть к цвету

Восприятие цвета. Физика

Около 80% всей входящей информации мы получаем визуально
Мы познаем окружающий мир на 78% благодаря зрению, на 13% - слуху, на 3% - тактильным ощущениям, на 3% - обонянию и на 3% - вкусовым рецепторам.
Мы запоминаем 40% увиденного и только 20% услышанного*
*Источник: R. Bleckwenn & B. Schwarze. Учебник дизайна (2004)

Физика цвета. Цвет мы видим только благодаря тому, что наши глаза способны регистрировать электромагнитное излучение в оптическом его диапазоне. А электромагнитное излучение это и радиоволны и гамма излучение и рентгеновское излучение, терагерцевое, ультрафиолетовое, инфракрасное.

Цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего
физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.
Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света,
а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза
(степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.
Говоря простым языком цвет - это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.
Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным.
Отсюда следует что споры "какой цвет на самом деле" бессмысленны, поскольку для каждого наблюдателя истинный цвет - тот, который видит он сам


Зрение дает нам информации об окружающей действительности больше, чем другие органы чувств: самый большой поток информации в единицу времени мы получаем именно глазами.





Отраженные от объектов лучи попадают через зрачок на сетчатку, которая представляет собой прозрачный шарообразный экран толщиной 0.1 - 0.5 мм, на который проецируется окружающий мир. Сетчатка содержит 2 типа фоточувствительных клеток: палочки и колбочки.

Цвет происходит из света
Чтобы видеть цвета, необходим источник света. В сумерках мир теряет свою цветность. Там, где нет света, возникновение цвета невозможно.

Учитывая огромное, многомиллионное количество цветов и их оттенков, колористу нужно обладать глубокими, полноценными знаниями о цветовосприятии и происхождении цвета.
Все цвета представляют собой часть луча света – электромагнитных волн, исходящих от солнца.
Эти волны являются частью спектра электромагнитного излучения, в который входят гамма-излучение, рентгеновское излучение, ультрафиолетовое излучение, оптическое излучение (свет), инфракрасное излучение, электромагнитное терагерцевое излучение,
электромагнитные микро- и радиоволны. Оптическое излучение – это та часть электромагнитного излучения, которую способны воспринимать наши глазные сенсоры. Мозг обрабатывает полученные от глазных сенсоров сигналы и интерпретирует их в цвет и форму.

Видимое излучение (оптическое)
Видимое, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение составляет так называемую оптическую область спектра в широком смысле этого слова.
Выделение такой области обусловлено не только близостью соответствующих участков спектра, но и сходством приборов, применяющихся для её исследования и разработанных исторически главным образом при изучении видимого света (линзы и зеркала для фокусирования излучения, призмы, дифракционные решётки, интерференционные приборы для исследования спектрального состава излучения и пр.).
Частоты волн оптической области спектра уже сравнимы с собственными частотами атомов и молекул, а их длины - с молекулярными размерами и межмолекулярными расстояниями. Благодаря этому в этой области становятся существенными явления, обусловленные атомистическим строением вещества.
По этой же причине, наряду с волновыми, проявляются и квантовые свойства света.

Самым известным источником оптического излучения является Солнце. Его поверхность (фотосфера) нагрета до температуры 6000 градусов по Кельвину и светит ярко-белым светом (максимум непрерывного спектра солнечного излучения расположен в «зелёной» области 550 нм, где находится и максимум чувствительности глаза).
Именно потому, что мы родились возле такойзвезды, этот участок спектра электромагнитного излучения непосредственно воспринимается нашими органами чувств.
Излучение оптического диапазона возникает, в частности, при нагревании тел (инфракрасное излучение называют также тепловым) из-за теплового движения атомов и молекул.
Чем сильнее нагрето тело, тем выше частота, на которой находится максимум спектра его излучения (см.: Закон смещения Вина). При определённом нагревании тело начинает светиться в видимом диапазоне (каление), сначала красным цветом, потом жёлтым и так далее. И наоборот, излучение оптического спектра оказывает на тела тепловое воздействие (см.: Болометрия).
Оптическое излучение может создаваться и регистрироваться в химических и биологических реакциях.
Одна из известнейших химических реакций, являющихся приёмником оптического излучения, используется в фотографии.
Источником энергии для большинства живых существ на Земле является фотосинтез - биологическая реакция, протекающая в растениях под действием оптического излучения Солнца.

Цвет играет огромную роль в жизни обычного человека. Жизнь колориста посвящена цвету.

Заметно, что цвета спектра, начинаясь с красного и проходя через оттенки противоположные, контрастные красному (зелёный, циан), затем переходят в фиолетовый цвет, снова приближающийся к красному. Такая близость видимого восприятия фиолетового и красного цветов связана с тем, что частоты, соответствующие фиолетовому спектру, приближаются к частотам, превышающим частоты красного ровно в два раза.
Но сами эти последние указанные частоты находятся уже вне видимого спектра, поэтому мы не видим перехода от фиолетового снова к красному цвету, как это происходит в цветовом круге, в который включены неспектральные цвета, и где присутствует переход между красным и фиолетовым через пурпурные оттенки.

При прохождении луча света через призму различные по длине волны, его составляющие, преломляются под разными углами. В результате мы можем наблюдать спектр света. Этот феномен очень похож на феномен радуги.

Следует различать солнечный свет и свет, исходящий от искусственных источников освещения. Только солнечный свет можно считать чистым светом.
Все остальные искусственные источники освещения будут влиять на восприятие цвета. Например, лампы накаливания являются источниками теплого (желтого) света.
Флуоресцентные лампы, чаще всего, дают холодный (синий) свет. Для корректной диагностики цвета необходим дневной свет или же источник освещения, максимально к нему приближенный.
Только солнечный свет можно считать чистым светом. Все остальные искусственные источники освещения будут влиять на восприятие цвета.

Многообразие цветов: Цветовосприятие основывается на способности различать изменения в направлении тона, светлоте/яркости и насыщенности цвета в оптическом диапазоне с длинами волн от 750 нм (красный) до 400 нм (фиолетовый).
Изучив физиологию восприятия цвета, мы можем лучше понять, как формируется цвет, и использовать эти знания на практике.

Мы воспринимаем все многообразие цветов только при наличии и нормальном функционировании всех конусных сенсоров.
Мы способны различать тысячи различных направлений тона. Точное количество зависит от способности глазных сенсоров улавливать и различать световые волны. Эти способности можно развивать тренировками и упражнениями.
Цифры, приведенные ниже, звучат невероятно, но это реальные способности здорового и хорошо подготовленного глаза:
Мы можем различать около 200 чистых цветов. Меняя их насыщенность, мы получаем приблизительно по 500 вариаций каждого цвета. Меняя их светлоту, получаем еще по 200 нюансов каждой вариации.
Хорошо подготовленный человеческий глаз способен различать до 20 миллионов цветовых нюансов!
Цвет субъективен, поскольку мы все воспринимаем его по-разному. Хотя, пока наши глаза здоровы, эти отличия незначительны.

Мы можем различать 200 чистых цветов
Меняя насыщенность и светлоту этих цветов, мы можем различать до 20 миллионов оттенков!

“You only see what you know. You only know what you see.”
«Вы видите только ведомое. Вы ведаете только видимое ».
Марсель Пруст (французский романист), 1871-1922.

Восприятие нюансов одного цвета не одинаково для разных цветов. Тоньше всего мы воспринимаем изменения в зеленом спектре - достаточно изменения длины волны всего на 1 нм, чтобы мы могли увидеть отличие. В красном и синем спектрах необходимо изменение длины волны на 3-6 нм, чтобы отличие стало заметно для глаза. Возможно, отличие в более тонком восприятии зеленого спектра было связано с необходимостью отличать съедобное от несъедобного во времена зарождения нашего вида (профессор, доктор археологии, Герман Крастел BVA).

Цветные картинки, возникающие в нашем сознании, – это кооперация глазных сенсоров и мозга. Мы «ощущаем» цвета, когда конические сенсоры, находящиеся в сетчатке глаза, генерируют сигналы под воздействием попадающих на них волн определенной длины и передают эти сигналы в мозг. Поскольку в цветовосприятии задействованы не только глазные сенсоры, но и мозг, то в результате мы не только видим цвет, но и получаем на него определенный эмоциональный отклик.

Наше уникальное цветоощущение никоим образом не меняет наш эмоциональный отклик на определенные цвета., отмечают ученые. Независимо от того, каков для человека голубой цвет, он всегда становится немного более спокойным и расслабленным, смотря на небо. Короткие волны голубого и синего цветов успокаивают человека, тогда как длинные волны (красный, оранжевый, желтый) наоборот – придают активности и живости человеку.
Эта система реакции на цвета присуща каждому живому организму на Земле – от млекопитающих до одноклеточных (например, одноклеточные «предпочитают» обрабатывать рассеянный свет желтого цвета в процессе фотосинтеза). Считается, что данная взаимосвязь цвета и нашего самочувствия, настроения обуславливается дневным/ночным циклом существования. Например, на рассвете все окрашено в теплые и яркие цвета – оранжевый, желтый – это сигнал каждому, даже самому маленькому существу, что начался новый день и пора приниматься за дела. Ночью и в полдень, когда течение жизни замедляется, вокруг доминируют синие и фиолетовые оттенки.
В своих исследованиях Джей Нейц и его коллеги из Университета штата Вашингтон отметили, что изменение цвета рассеянного света может изменить суточный цикл рыб, в то время как изменение интенсивности этого света не имеет решающего влияния. На этом эксперименте и базируется предположение ученых, что именно благодаря доминированию синего цвета в ночной атмосфере (а не просто темнота), живые существа чувствуют усталость и желание спать.
Но наши реакции не зависят от цветочувствительных клеток сетчатки. В 1998 году ученые обнаружили совершенно отдельный набор цветовых рецепторов – меланопсинов – в человеческом глазу. Эти рецепторы определяют количество синего и желтого цветов в окружающем нас пространстве и отправляют эту информацию в участки мозга, отвечающие за регулирование эмоций и циркадного ритма. Ученые считают, что меланопсины – очень древняя структура, отвечавшая за оценку количества цветов еще в незапамятные времена.
«Именно благодаря этой системе, наше настроение и активность поднимаются, когда вокруг преобладают оранжевый, красный или желтый цвета», - считает Нейц. «Но наши индивидуальные особенности восприятия различных цветов – это совсем другие структуры – синие, зеленые и красные колбочки. Поэтому, тот факт, что у нас одинаковые эмоциональные и физические реакции на одни и те же цвета не может подтвердить, что все люди видят цвета одинаково».
Люди, которые в силу некоторых обстоятельств имеют нарушения в цветовосприятии, часто не могут видеть красный, желтый или синий цвет, но, тем не менее, их эмоциональные реакции не разнятся с общепринятыми. Для вас небо всегда голубое и оно всегда дарит ощущение умиротворенности, даже если для кого-то ваш «голубой» является «красным» цветом.

Три характеристики цвета.

Светлота - степень близости цвета к белому называют светлотой.
Любой цвет при максимальном увеличении светлоты становится белым
Другое понятие светлоты относится не к конкретному цвету, а к оттенку спектра, тону. Цвета, имеющие различные тона при прочих равных характеристиках, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон сам по себе - самый светлый, а синий или сине-фиолетовый - самый тёмный.

Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

Цветовой тон - характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную - фиолетовым.
Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда - холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.). Следует отличать физическую характеристику некоторых источников света - цветовую температуру от субъективного ощущения «теплоты» соответственного цвета. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет цвет циан.

Человеческий глаз – это орган, дающий нам возможность видеть окружающий мир.
Зрение даёт нам информации об окружающей действительности больше, чем другие органы чувств: самый большой поток информации в единицу времени мы получаем именно глазами.

Каждое новое утро мы просыпаемся и открываем глаза - наша деятельность не возможна без зрения.
Зрению мы доверяем больше всего и его больше всего используем для получения опыта («не поверю, пока сам не увижу!»).
Мы говорим «с широко открытыми глазами», когда открываем разум навстречу чему-то новому.
Глаза используются нами постоянно. Они позволяют нам воспринимать формы и размеры объектов.
И, что самое главное для колориста, они позволяют нам видеть цвет.
Глаз является очень сложным по своему строению органом. Для нас важно понять, как мы видим цвет и как воспринимаем полученные оттенки на волосах.
Восприятие глаза основывается на светочувствительном внутреннем слое глаза, именуемом сетчаткой.
Отражённые от объектов лучи попадают через зрачок на сетчатку, которая представляет собой прозрачный шарообразный экран толщиной 0.1 - 0.5 мм, на который проецируется окружающий мир. Сетчатка содержит 2 типа фоточувствительных клеток: палочки и колбочки.
Эти клетки являются своего рода датчиками, которые реагируют на падающий свет, преобразовывая его энергию в сигналы, передаваемые в мозг. Мозг переводит эти сигналы в образы, которые мы «видим».

Человеческий глаз представляет из себя сложную систему, главной целью которой является наиболее точное восприятие, первоначальная обработка и передача информации, содержащейся в электромагнитном излучении видимого света. Все отдельные части глаза, а также клетки, их составляющие, служат максимально полному выполнению этой цели.
Глаз - это сложная оптическая система. Световые лучи попадают от окружающих предметов в глаз через роговицу. Роговица в оптическом смысле - это сильная собирающая линза, которая фокусирует расходящиеся в разные стороны световые лучи. Причём оптическая сила роговицы в норме не меняется и дает всегда постоянную степень преломления. Склера является непрозрачной наружной оболочкой глаза, соответственно, она не принимает участия в проведении света внутрь глаза.
Преломившись на передней и задней поверхности роговицы, световые лучи проходят беспрепятственно через прозрачную жидкость, заполняющую переднюю камеру, вплоть до радужки. Зрачок, круглое отверстие в радужке, позволяет центрально расположенным лучам продолжить свое путешествие внутрь глаза. Более периферийно оказавшиеся лучи задерживаются пигментным слоем радужной оболочки. Таким образом, зрачок не только регулирует величину светового потока на сетчатку, что важно для приспособления к разным уровням освещённости, но и отсеивает боковые, случайные, вызывающие искажения лучи. Далее свет преломляется хрусталиком. Хрусталик тоже линза, как и роговица. Его принципиальное отличие в том, что у людей до 40 лет хрусталик способен менять свою оптическую силу - феномен, называемый аккомодацией. Таким образом, хрусталик производит более точную до фокусировку. За хрусталиком расположено стекловидное тело, которое распространяется вплоть до сетчатки и заполняет собой большой объем глазного яблока.
Лучи света, сфокусированные оптической системой глаза, попадают в конечном итоге на сетчатку. Сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир. Из школьного курса физики мы знаем, что собирательная линза дает перевёрнутое изображение предмета. Роговица и хрусталик - это две собирательные линзы, и изображение, проецируемое на сетчатку, также перевёрнутое. Другими словами, небо проецируется на нижнюю половину сетчатки, море - на верхнюю, а корабль, на который мы смотрим, отображается на макуле. Макула, центральная часть сетчатки, отвечает за высокую остроту зрения. Другие части сетчатки не позволят нам ни читать, ни наслаждаться работой на компьютере. Только в макуле созданы все условия для восприятия мелких деталей предметов.
В сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками, кодируется в последовательность электрических импульсов и передается по зрительному нерву в головной мозг для окончательной обработки и сознательного восприятия.

Конусные сенсоры (0,006 мм в диаметре) способны различать малейшие детали, соответственно активными они становятся при интенсивном дневном или искусственном освещении. Они гораздо лучше, чем палочки, воспринимают быстрые движения и дают высокое визуальное разрешение. Но их восприятие снижается при уменьшении интенсивности света.

Самая высокая концентрация колбочек находится в середине сетчатки, в точке называемой центральной ямкой. Здесь концентрация колбочек достигает 147,000 на квадратный миллиметр, обеспечивая максимальное визуальное разрешение картинки.
Чем ближе к краям сетчатки, тем ниже концентрация конусных сенсоров (колбочек) и тем выше концентрация цилиндрических сенсоров (палочек), отвечающих за сумеречное и периферийное зрение. В центральной ямке палочки отсутствуют, что объясняет нам, почему ночью мы лучше видим тусклые звезды, когда смотрим на точку рядом с ними, а не на них самих.

Существует 3 типа конусных сенсоров (колбочек), каждый из которых отвечает за восприятие одного цвета:
Чувствительный к красному (750 нм)
Чувствительный к зеленому (540 нм)
Чувствительный к синему (440 нм)
Функции колбочек: Восприятие в условиях интенсивной освещенности (дневное зрение)
Восприятие цветов и мелких деталей. Количество колбочек в человеческом глазе: 6-7 миллионов

Эти 3 типа колбочек позволяют нам видеть все многообразие цветов окружающего мира. Поскольку все остальные цвета являются результатом сочетания сигналов, поступающих от этих 3 видов колбочек.

Например: Если объект выглядит желтым – это означает, что отраженные от него лучи стимулируют чувствительные к красному и чувствительные к зеленому колбочки. Если цвет объекта оранжево-желтый – это означает, что чувствительные к красному колбочки были простимулированы сильнее, а чувствительные к зеленому – слабее.
Белый мы воспринимаем в тех случаях, когда все три типа колбочек простимулированы одновременно в равной интенсивности. Такое трехцветное зрение описывается в теории Юнга-Гельмгольца.
Теория Юнга-Гельмгольца объясняет восприятие цвета только на уровне колбочек сетчатки, не раскрывая все феномены цветоощущения, такие как цветовой контраст, цветовая память, цветовые последовательные образы, константность цвета и др., а также некоторые нарушения цветового зрения, например, цветовую агнозию.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Существует т.н. цветоведение - анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение вязыке. Способность цветораспознавания имеет динамику в зависимости от возраста человека. Сочетания цветов воспринимаются гармоничными (гармонирующими) либо нет.

Тренировка цветовосприятия.

Изучение теорие цвета и тренировка цветовосприятия важны в любой профессии работающей с цветом.
Глаза и разум нужно тренировать для постижения всех тонкостей цвета, также как тренируются и оттачиваются навыки стрижки или иностранные языки: повторение и практика.

Эксперимент 1: Выполняйте упражнение ночью. Выключите свет в комнате – вся комната мгновенно погрузится во мрак, вы ничего не будете видеть. Через несколько секунд глаза привыкнут к низкой освещенности и начнут все четче выявлять контрасты.
Эксперимент 2: Положите перед собой два чистых белых листа бумаги. На середину одного из них положите квадратик красной бумаги. В середине красного квадратика нарисуйте маленький крестик и в течение нескольких минут смотрите на него, не отрывая взора. Затем переведите взгляд на чистый белый лист бумаги. Почти сразу вы увидите на нем образ красного квадратика. Только цвет у него будет другой - голубовато-зеленый. Через несколько секунд он начнет бледнеть и вскоре исчезнет. Почему это происходит? Когда глаза были сфокусированы на красном квадрате, интенсивно возбуждался соответствующий этому цвету тип колбочек. При переводе взгляда на белый лист интенсивность восприятия этих колбочек резко падает и более активными становятся два других типа колбочек – зелено- и синечувствительных.

Объективно: какого цвета платье?

Так уж вышло что все мы люди разные, это нужно принять и, как говориться, понять и простить. Недавно у меня случилась весьма неприятная ситуация с одним клиентом: цвет заказанного бегемота не соответствовал заявленным фото-ожиданиям. К слову сказать я согласилась поменять его совершенно без проблем. Однако это натолкнуло меня на мысль, дабы избежать возможность таких конфликтов в будущем, составлять коллажи из фото тканей (мои и производителя) а также фото конечного продукта. Я не знаю почему, но некоторые ткани (серые и желтые в большей степени) совершенно некорректно фотографируются моим Nikon D300s. И вообще достаточно часто бывают ситуации некорректного оттеночного восприятия. Собственно поэтому и появилась эта статья с попыткой объяснить, почему мы видим цвета по-разному, почему много зависит фотоаппарата, монитора, нашей физиологии и на что стоит делать скидку получив конечный результат.

Я заказываю практически все ткани через интернет, естественно выбирая их по фото, так что у меня тоже бывают случаи, когда приходит не то, что я заказывала. С учетом моего адового перфекционизма, как понимаете это почти трагедия), но ничего, это все можно пережить и отрастить дзен)

Итак, давайте попробуем разобраться, что такое наш глаз и как он работает? Ну и какого цвета платье?

Немного краткой анатомии для начала. Глазное яблоко представляет собой сферу, состоящую из трёх оболочек. Наружная, фиброзная оболочка, состоит из непрозрачной склеры толщиной около 1мм, которая спереди переходит в роговицу.
Снаружи склера покрыта тонкой прозрачной слизистой оболочкой - конъюнктивой.
Средняя оболочка склеры называется сосудистой. Из её названия понятно, что она содержит массу сосудов, питающих глазное яблоко. Она образует, в частности, цилиарное тело и радужку. За радужкой располагается хрусталик - ещё одна линза, преломляющая свет.
Внутренней оболочкой глаза является сетчатка. Сетчатка - истинная ткань мозга, выдвинутая на периферию, в ней разделяют два отдела:
-оптическая часть сетчатки (от зрительного нерва до зубчатой линии и представляет собой высокодифференцированную линию)
-слепая часть сетчатки (от зубчатой линии до края зрачка, где она образует зрачковую кайму коричневого цвета)
В сетчатке различают 10 слоев, один из них - слой палочек и колбочек
Общее количество колбочек составляет около 7 млн., палочек - 130 млн. Палочки обладают высокой световой чувствительностью, обеспечивают сумеречное и периферическое зрение. Колбочки выполняют тонкую функцию: центральное форменное зрение и цветоощущение.

По своему строению и функциям глаз можно сравнить с оптической системой, например, фотоаппарата. Изображение на сетчатке (аналог фотоплёнки) образуется в результате преломления световых лучей в системе линз, находящихся в глазу (роговица и хрусталик) (аналог объектива).

В процессе восприятия и обработки участвуют две стороны, предмет, на который мы смотрим и собственно человеческий глаз, а также мозг, обрабатывающий информацию, полученную через глаза.

Давайте разберем, как же мы видим цвет. Как было сказано ранее в сетчатке человеческого глаза находятся рецепторы колбочки и палочки. Всего в глазу располагается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек. Распределение рецепторов на сетчатке неравномерно: в области желтого пятна преобладают колбочки, а палочек очень мало; к периферии сетчатки, наоборот, число колбочек быстро уменьшается и остаются одни только палочки. Более того у разных людей количество колбочек разного типа может быть неравным (отсюда мы иногда видим цвета по-разному). Колбочки, отвечают за восприятие цвета, палочки в свою очередь за сумеречное зрение. Например, ночью вы не видите цвета, вы видите все серым, потому что работают палочки, а днем работают и колбочки и палочки.

Глаз чаще всего сравнивают с фотоаппаратом, как мне кажется, наиболее доступно об этом рассказал - Лев МЕЛЬНИКОВ, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, ниже, издержки из его статьи на так интересующую нас тему:

лаз сравнивают с фотоаппаратом. Действительно, так же как и в фотоаппарате, основная часть нашего органа зрения — это фоточувствительная «плёнка». Она называется сетчаткой, которая и рождает всё то красочное многообразие мира. Сетчатка — это полусфера, истинная «чаша Грааля», полная тайн. Она составлена из огромного числа чувствительных к свету клеток, нейронов. Их два сорта. Они названы по их форме «палочками» и «колбочками». Природа в целях надёжности часто создаёт избыточные органы: так у нас два лёгких, две почки, два глаза и уха... Так произошло и с морфологией органа зрения. В сетчатке настоящее столпотворение чувствительных клеток: их почти 137 миллионов. Право, для нормального зрения могло бы хватить и на порядок меньше.

Иногда природа, с нашей точки зрения, делает что-то очень разумно, иногда — нет. Во втором случае мы просто не понимаем её замысел.

Краткий вывод статьи (кому лень читать): произведения искусства, как чрезвычайно сложные объекты восприятия, нельзя изучать «физическими» и «физиологическими» методами. Последние годятся только для изолированных явлений, таких как локальный цвет. Художественное изображение требует комплексного подхода, учёта всех психологических и эстетических связей и отношений."

Итак, сейчас вы уже чуть больше понимаете, как же работает наш глаз. Но самое важно-как окружающий мир воспринимает наш мозг. Более того, физиология, физиологией, но никто не отменял и психологический фактор восприятия цвета:

"Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.
Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.
<...>
В колориметрии одинаково определяются некоторые цвета (такие, как оранжевый или жёлтый), которые в повседневной жизни воспринимаются (в зависимости от светлоты) как бурый, «каштановый», коричневый, «шоколадный», «оливковый» и т. д. В одной из лучших попыток определения понятия Цвет, принадлежащей Эрвину Шрёдингеру, трудности снимаются простым отсутствием указаний на зависимость цветовых ощущений от многочисленных конкретных условий наблюдения. По Шредингеру, Цвет есть свойство спектрального состава излучений, общее всем излучениям, визуально не различимым для человека.
В силу природы глаза, свет, вызывающий ощущение одного и того же цвета (например белого), то есть одну и ту же степень возбуждения трёх зрительных рецепторов, может иметь разный спектральный состав. Человек в большинстве случаев не замечает данного эффекта, как бы «домысливая» цвет. Это происходит потому, что хотя цветовая температура разного освещения может совпадать, спектры отражённого одним и тем же пигментом естественного и искусственного света могут существенно отличаться и вызывать разное цветовое ощущение.
<...> Полный текст статьи .

Переводя на нормальный язык: 2 человека могут воспринимать один и тот же цвет в зависимости от: индивидуальных особенностей зрения, освещения, угла просмотра предмета, психологического восприятия цвета.

Поэтому вернемся к нашумевшему снимку "Какого цвета платье?" и его научному объяснению:

Платье видится синим / черным или белым / золотым в зависимости от того, имеет ли ваш глаз больше «палочек» или «колбочек», а также условий освещенности в помещении. (Это стало возможным благодаря различным цветам, которые смешиваются вокруг вас.) Разные люди имеют разные остатки «палочек» и «колбочек» - в первую очередь страдают те, у кого дальтонизм.

Но палочки также очень чувствительны к свету, они обнаруживают цвет с помощью пигмента под названием родопсин, который очень чувствителен к низкой освещенности, но высвечивается и уничтожается при более высоких уровнях освещенности. И должно пройти около 45 минут, чтобы перестроиться (ну как вашим глазам потребуется время, чтобы адаптироваться к ночи, другими словами). В принципе, если вы посмотрите на платье в условиях яркого освещения и увидите один цвет, то, если уйти на полчаса в темную комнату и вернуться, платье вполне возможно изменит цвет.

Также разный цвет платья у разных людей связан с индивидуальными различиями в восприятии цвета. Если вы когда-либо пробовали работать с фотографией, вы, вероятно, сталкивались с балансом белого - камера пытается выравнить его в неподходящих условиях освещения. Ваш мозг делает свой собственный баланс белого, что автоматически означает, что вы, либо не обращая внимания на синий оттенок, видите белое / золотое изображение, или, игнорируя желтый оттенок, видите синюю / черную фотографию.

Офтальмологи говорят, что разное восприятие цвета платья не значит, что у вас проблемы с глазами или с психикой. У каждого человека есть индивидуальные особенности зрения. Мозг обрабатывает световые волны, попадающие на сетчатку уникальным образом, поэтому-то кто-то видит одни цвета, кто-то другие.

Есть научное объяснение тому, почему люди видят разные цвета на одной картинке. Это оптическая иллюзия. Объекты отражают свет на разных волнах или в разных цветах и человеческий мозг определяет цвет по отраженному свету. Предметы вокруг также могут отражать цвет и влиять на восприятие. На этом фото много других цветов вокруг и они смешиваются, и мозг не может сразу определить цвет платья. Итак, люди, которым окружающий свет кажется темным, видят белый вместо синего. Это зависит от процесса восприятия мозгом. Профессор вашингтонского Университета Джей Нейтз говорит, что изучает разницу цветов 30 лет и этот случай - один из наиболее явных различий которые он когда либо видел. Ему, кстати, платье показалось белым.

КОМПЕТЕНТНО: Вот как этот феномен объясняет шведский профессор Per Sederberg-знаменитый профессор психологии университета штата Огайо, давший интервью газете Svenska Dagbladet:

"Дигитальный снимок состоит из крошечных элементов, которые и формируют поверхность изображения, из так называемых пикселей. Когда дигитальный снимок представляется на дисплее, каждый элемент дает нам комбинацию из трех основных цветов - красного, зеленого и синего. Изменяя интенсивность каждого из этих цветов мы получаем специфическое восприятие света. Если в то же время дисплей освещается внешним светом, то этот свет отражается и смешивается с тем, который излучает каждый элемент снимка. Все в целом воспринимается оптикой глаза, "переправляется" в сетчатку. Огромную роль в итоговом восприятии картинки могут играть индивидуальные особенности глаза того или иного человека - а именно способность регистрировать те самые три основных цвета, о которых мы говорили выше. Зрение просто регулирует относительную долю каждого из трех основных цветов между элементами изображения. От этого и зависит трактовка образа".

Итак, снова вернемся к фотографии, почему же фотоаппарат не видит предмет, который мы фотораграфируем, так же, как его видим мы?

Видимые нами цвета предметов - это не свойство самих предметов, а свойство нашего зрения. Трава выглядит зелёной только потому, что отражённые от неё лучи света с длиной волны в диапазоне 500-565 нм, попадая на светочувствительные рецепторы глаза, вызывают в мозгу ощущение зелёного цвета. Привыкнув к тому, что обычно трава зелёная, мы видим её зелёной даже в непривычном освещении. Человеческому зрению свойственно цветопостоянство. Наш мозг выравнивает цветовой баланс таким образом, чтобы предметы по возможности сохраняли для нас свои естественные цвета независимо от цвета освещения. Белая бумага кажется нам одинаково белой, что днём, когда она освещена холодным светом, льющимся из окна, что вечером, когда на неё падает тёплый свет ламп накаливания. Мозг знает, что бумага должна быть белой и принимает меры, корректируя реальность, а глупая камера правдиво изобразит бумагу в одном случае синей, а в другом - оранжевой. Как иногда бывает, на фото получается один цвет, клиент ожидает получить именно его, а приезжает другой. Разочарование понятно.

В фотографии для достижения естественного эффекта используют настройки баланса белого цвета, регулируя его в зависимости от условий освещения либо самостоятельно, либо доверяя этот процесс авторежиму. Я полагаю, что основная проблема неправильного восприятия серого и желтого цветов на моем фотоаппарате, все же в матрице, т.к настройки, все какие знаю я уже перепробовала. Если у вас есть идеи, как это исправить, буду благодарна.

Не по теме добавлю, когда лично я сталкиваюсь с проблемами и неурядицами я воспринимаю это как вызов, анализирую Свои ошибки, делаю все, чтобы этих ошибок больше не повторялось. К сожалению, у многих людей политика несколько иная, обвинить во всем других и полностью сныть с себя ответственность. Если бы каждый исправлял свои ошибки сам и был ответственен к себе и окружающим, жить было бы гораздо легче, правда?

Любой предмет который мы видим попадает в мозг через наш основной орган чувств — глаза. Невольно, наши глаза определяют цвет каждого предмета, который мы видим. Так почему мы понимаем, что трава зелёная, а небо синее?

Начнем с физики

Цвет – это не просто наше ощущение, это, в первую очередь, физическое явление. В физике цвет – это отражающаяся от предметов световая волна. Длина волны и определяет цвета, которые мы видим. Самые короткие волны, различимые нашим глазом, формируют сине-зеленый спектр, с длинной волны от 380 нм. Самые длинные видимые волны — красно-желтый спектр с длинной 740 нм. Это примерно в миллион раз меньше миллиметра.

Длина цветовых волн

А теперь биология

Существуют два диапазона волн невидимых глазу человека, но видимые животным. Инфракрасное излучение с длинной волны выше чем у красного цвета и ультрафиолет с длинной волны ниже фиолетового. Например, некоторые насекомые и рептилии способны видеть в инфракрасном (тепловом) излучении. Оно исходит от всех живых существ. Так, если у человека хорошо развита сосудистая система, то поверхность его тела теплее, чем у других, и комары с большей охотой выбирают этого человека своей жертвой. Ультрафиолетовое излучение способны воспринимать почти все птицы, собаки, бабочки, пчелы и прочая живность. Он помогает им в навигации и поиске пищи. Так бабочка выбирает не опыленный цветок. Пыльца на цветке интенсивно отражает ультрафиолет и привлекает особь. После опыления цветок уже не так чётко виден в ультрафиолете другим бабочкам.

Так видят человека комары

Строение глаза человека

Глаз человека воспринимает цвет особыми рецепторами – колбочками и палочками. Колбочки различают цвета при дневном освещении, палочки же включаются в сумерках. Всего у человека существует три вида колбочек, и именно из-за их работы мы способны увидеть все многообразие цветовой гаммы. Каждый вид колбочек отвечает за восприятие своего цвета: синий, зеленый и красный. Некогда на основе этого была разработана палитра RGB, которая до сих пор используется в производстве мониторов и фототехнике. Палочки же включаются при слабом освещении и передают изображение со слабой насыщенностью цвета.

Строение глаза. Колбочки и палочки на сетчатке глаза (№ 3, 4)

Немного психологии

Восприятие человеком цвета во многом обусловлено его индивидуальными особенностями, а также его генетической и культурной предрасположенностью. Как ни странно люди лучше замечают те цвета, которые они привыкли видеть ежедневно. Так индейцы, выросшие в прериях, лучше различали предметы красно-желтого спектра, а коренное население средней полосы России — предметы сине-зеленого спектра.

Люди разных культур и народностей могут назвать от трех и до ста тысяч оттенков цветов. Это зависит от уровня развития их социальной группы. Например, в германской языковой группе (англичане, немцы, французы) голубой и синий цвета обозначаются одним словом (blue – англ., blau – нем., bleu – фр.), в славянской группе это разные цвета.

Психологи также давно установили, что цвет очень сильно влияет на человека. Каждый цвет соответствует своему эмоциональному состоянию и может менять настроение человека: через одежду, оформление интерьера и т.д. Например, синий будет успокаивать, красный цвет взбодрит и от него участится пульс, а желтый добавит радости! Используя цветовой круг, можно смело сочетать цвета и составить свой собственный букет эмоций.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Выяснить природу цвета. Изучить влияния различных цветов на жизнь человека. Узнать как использовать эти знания в повседневной жизни. Ознакомиться с литературой, посвященной вопросам цвета. Установить взаимосвязь между светом и цветом. Узнать о свойствах и символике каждого цвета. Собрать фотоматериал для иллюстрации проекта. Сделать выводы на основании собранной информации.

3 слайд

Описание слайда:

Свет является одним из основных условий существования жизни на земле. Нам кажется, что свет белый. Но на самом деле он состоит из разных цветов. В этом мы можем убедится наблюдая появление радуги после дождя. Солнечный свет, проходя через каплю дождя, расщепляется на цвета спектра. Красный, желтый и синий известны как основные цвета - это чистые цвета и не могут быть получены путем смешивания любых других. Другие три (оранжевый, зеленый и фиолетовый) называются вторичными цветами, потому что они получены путем смешивания равных долей смесью двух ближайших к нему основных цветов. Взаимосвязь света и цвета. Первым ученым, кто доказал, что белый цвет – это смесь цветов, был Исаак Ньютон.

4 слайд

Описание слайда:

Долгое время люди не могли понять природу цвета. Они думали, что глаза испускают цветные лучи, окрашивающие предметы в разные цвета. Упал желтый луч света из глаза на цыпленка, и мы видим его желтым, упал зеленый луч на лист дерева, лист будет зеленым. Теперь мы знаем, что это свет Солнца или другого источника света падает на предметы, отражается от них, попадает нам в глаз, и мы видим эти тела. Почему же мы видим их разноцветными? Каждый предмет отражает свет по-разному: какие-то лучи, из которых состоит белый свет он отражает, а какие-то поглощает. Роза красная потому, что отражает только красные лучи. Зеленый лист поглощает все цвета солнечного спектра, кроме зеленых. И мы видим лист зеленым. Снег белый, значит, он отражает солнечные лучи всех цветов. Уголь - черный, так как все лучи поглощает. Прозрачные тела – вода, воздух, стекло – пропускают сквозь себя лучи света и потому не имеют цвета. Почему люди видят мир разноцветным?

5 слайд

Описание слайда:

Красный цвет – это самый первый цвет, который человек стал выделять из красочной картины мира. И означать он стал самое главное – жизнь. В Древней Руси слово «красный» никакого отношения к цвету не имело. Оно обозначало красоту. «Не красен обед пирогами, красен едоками». А красный цвет в те времена назывался «червленным», ведь именно из маленьких червячков делали краску этого цвета. Жизнерадостный, горячий красный цвет любим многими народами мира. Например, в Китае ни один праздник не обходится без этого цвета. Китайскую свадьбу называют «красным счастьем».

6 слайд

Описание слайда:

Красный цвет оказывает наибольшее влияние на человека. Он связан с мужественностью, недаром многие военные знамена имеют этот цвет. Красный - цвет победы. С другой стороны, это цвет крови. А следовательно, цвет войны, борьбы, агрессии и гнева. Красный цвет предупреждает об опасности. Красный сигнал светофора означает «Путь запрещен». Запрещающие знаки имеют красный цвет. Это цвет огня, недаром цвет пожарной машины тоже красный.

7 слайд

Описание слайда:

Красный цвет вызывает ощущение силы, энергии, решительности, радости и победы. У человека этот цвет увеличивает уровень работоспособности. С другой стороны, он усиливает беспокойство, вызывает волнение, повышает температуру тела. Человек, которому нравится красный цвет, характеризуется как смелый, властный, вспыльчивый и общительный.

8 слайд

Описание слайда:

Оранжевый цвет получается путем смешивания красного и желтого. Название этому цвету дало апельсиновое дерево. Этот цвет очень популярен на Востоке, где он означает солнце и плодородие, надежду на будущее и процветание. Оранжевый – цвет домашнего очага. Во Франции до сих пор голову невесты украшает флердоранжевый венок, т.е. венок из цветов апельсинового дерева, как символ быстрого увеличения семьи. В Японии оранжевый тоже ассоциируется с любовью и семейным счастьем. В Европе оранжевый является символом протеста. Он демонстрирует силу, выносливость и успех. Это национальный цвет Нидерландов. В средние века он был любимым цветом рыцарей и означал тягу к приключениям.

9 слайд

Описание слайда:

Оранжевый – цвет радости и оптимизма. Радостный апельсиновый цвет активизирует в человеке общительность, избавляет от негативных эмоций, улучшает настроение и способствует мыслительным процессам. Оранжевый цвет ускоряет кровообращение и усиливает аппетит. Известный художник Казимир Малевич не только рисовал картины, но и изучал влияние цвета на деятельность человека. Он первым предложил использовать оранжевые куртки для дорожных рабочих. Т.к. этот цвет обеспечивает максимальную видимость человека даже при плохих погодных условиях. Он также хорошо выполняет сигнальную функцию, притягивает наше внимание и хорошо заметен издалека. Это активный цвет. Его любят дети и спортсмены. Оранжевый цвет предпочитают люди, обладающие интуицией. Они являются страстными мечтателями.

10 слайд

Описание слайда:

Желтый самый противоречивый цвет. Желтый производит очень теплое, приятное впечатление. Это цвет солнца, золота, счастья. На востоке золотисто-желтый цвет считается цветом мудрости, а в Китае на протяжении столетий в желтые одежды разрешалось одеваться только императору. В Японии желтые хризантемы преподносят в дар самым любимым и уважаемым людям. А в Индии этот цвет связан с торговлей и удачным сделками. Однако, вместе с тем, этот цвет символизирует зависть, обман, предательство и трусость. У славян желтый цвет до нашего времени означает расставание.

11 слайд

Описание слайда:

Желтый цвет имеет очень позитивное влияние на человека. Он внушает оптимизм и радость, улучшает настроение, память, прогоняет усталость. Ученые выяснили, что желтый цвет стимулирует мышление. Комбинация черного шрифта на желтом фоне лучшего всего удерживается в памяти человека. Люди, которых тянет к желтому, часто отличаются тонкой интуицией и способностью к предвидению. Желтый цвет выбирают спокойные, интеллигентные и непринужденные в отношениях люди.

12 слайд

Описание слайда:

Зеленый – самый широко распространенный цвет, цвет природы. Больше всего почитаем зеленый цвет на Востоке. Он ассоциируется с вечной жизнью, бессмертием. Традиционно считается символом равновесия и гармонии, надежды и радости, весны и возрождения. Зеленый является национальным цветом Ирландии, т.к. символом страны служит зеленый лист клевера. А англичане связывали зеленый цвет с удачей и покровительством лесных духов, фей, эльфов. В древнерусском языке существовало слово «зель», которое означало «молодая зелень, трава». От него образовано слово «зелье». Раньше так называли обычный настой из трав, а позднее оно приобрело сказочный оттенок – стало означать что-то вроде колдовского напитка.

13 слайд

Описание слайда:

Зеленый – это разрешающий цвет светофора. Это цвет защитников окружающей среды, которые объединяются в партии зеленых. Живой и бодрящий зеленый цвет вызывает подъем работоспособности, увеличивает остроту зрения и концентрацию внимания. Создавая атмосферу тишины и покоя, этот цвет особенно эффективен при лечении сердечных заболеваний и нервного переутомления. Раньше врачи постоянно носили белую одежду - цвет чистоты. Потом, в начале 20-го века, один известный хирург стал надевать зелёное, поскольку решил, что так будет легче глазам. Последующая практика показала, что зелёный цвет подходит для операций лучше всего, т.к. он наиболее комфортен для человеческих глаз и переключая глаза с красного на зеленый цвет снижается риск переутомления. Но у зеленого есть и негативные толкования. Например, про человека, легко впадающего в гнев, говорят, что он позеленел от злости. А когда нам скучно, мы говорим «тоска зеленая». Зеленый цвет обычно предпочитают люди искренние, спокойные, открытые и общительные.

14 слайд

Описание слайда:

Светло-голубой – самый холодный из всех цветов. Этот легкий и прозрачный цвет чистой воды дает ощущение полета, обладает успокаивающим действием. Во многих культурах мира голубой оттенок считается символом чистой невинности, воздушной легкости и детской непринужденности. В Англии и многих других странах голубой воспринимается как светлый оттенок синего и не выделяется как самостоятельный цвет. А в России голубой – цвет мечты. Недаром существует устойчивое выражение «голубая мечта», то есть идеальная, прекрасная и труднодостижимая. Знатные египтянки использовали специальную голубую краску для прорисовки вен на руках и ногах, чтобы подчеркнуть свое благородное происхождение. Возможно, именно от этого обычая пошло знакомое всем выражение «голубая кровь», обозначающее принадлежность человека к аристократичному роду.

15 слайд

Описание слайда:

Голубой считается цветом душевной чистоты. Это цвет воды и воздуха, поэтому его нередко используют там, где надо создать эффект освежающей прохлады. Голубой незаменим в жарких странах и в тесных душных помещениях. Голубой цвет расслабляет и способствует внутренней гармонии. Он снимает умственное напряжение, понижает температуру, расслабляет мышцы и повышает сопротивляемость организма к различным стрессам. Люди, которые любят голубой цвет, открыты, дружелюбны, легки в общении, оптимистичны. Не боятся менять привычную обстановку, обожают путешествия и не забывают мечтать. Но при этом их нельзя назвать поверхностными: они предпочитают вникать в суть и доводить начатые дела до конца.

16 слайд

Описание слайда:

Синий – самый спокойный цвет спектра. В разных языках мира слова, обозначающие синий цвет, появились намного позже, чем слова, обозначающие черный, белый, красный, зеленый и желтый цвета. Возможно, это объясняется тем, что древние авторы ощущали призрачность и нереальность синего цвета. Он вызывает ощущение огромных пустынных пространств и чего-то улетающего в даль. Он необъятен и непостижим, как бескрайнее небо и бездонный океан. Этот цвет является символом честности и верности. В темном варианте синий цвет символизирует власть и успех (костюмы темно-синего цвета традиционно носили государственные чиновники). Как и остальные цвета, синий цвет неоднозначен и загадочен. Он ассоциируется с задумчивостью, грустью и меланхолией. А в Японии и вовсе считается цветом подлецов и мошенников.

Описание слайда:

Фиолетовый – самый сложный из всех цветов спектра. Он представляет собой смесь красного и синего цветов. В средние века при строительстве соборов в витражах (стеклах из цветного стекла) чаще всего использовались стекла красного и синего цветов. Объединение красного – цвета крови- и синего – цвета неба – создавало эффект фиолетовых тонов, которые считались цветом молитвы, всего того, что связано с духовным миром. Недаром издавна он считался цветом философов и поэтов. Фиолетовый олицетворяет все нестандартное. Это цвет нашей фантазии, волшебства, магии. В Англии в 17 веке фиолетовую одежду могли носить только члены королевской семьи.

19 слайд

Описание слайда:

Фиолетовый цвет настраивает нас на размышления о вечности и порождает печаль. Он чудесным образом способен улучшать работоспособность людей творческого труда, влиять на духовное развитие человека Фиолетовый и лиловый используются при лечении болезней сердца, при повышении кровяного давления. Недаром этот цвет считается наиболее подходящим для одежды женщин преклонного возраста. Он повышает выносливость сердца и легких, незаменим при лечении сотрясения мозга. Фиолетовый цвет выбирают натуры решительные и таинственные, проявляющие интерес ко всему загадочному и магическому.

20 слайд

Описание слайда:

Об актуальности рассматриваемого вопроса Свет является одним из необходимых условий существования жизни на земле Через глаза человек получает 70% информации об окружающем мире Цвета играют очень важную роль в нашей жизни: Цвет влияет на наше состояние и поведение Цвета сигналят и предупреждают нас об опасности Цвета создают определенную атмосферу Они могут даже повлиять на наше самочувствие



Читайте также: