Основные положения рефлекторной теории сеченова. Принципы рефлекторной теории И.П

  • 1.14. Блаженный Августин и значение его творчества для развития психологических идей
  • 2.1 Развитие научного познания в средние века: основные направления и
  • 2.2 Общая характеристика философско-психологической мысли Средневековья.
  • 2.8 Основные характерные черты схоластики как метода описания природы.
  • 2.9 Основные течения в номинализме.
  • 2.10 Причины расцвета аристотелизма на арабском Востоке.
  • 2.11 Идейно-теоретические основания арабоязычной философии и психологии.
  • 2.13 Ибн Рушд как основоположник авероизма.
  • 2.14 Вклад в развитие психологического знания
  • 3.1 Характеристика основных особенностей эпохи Возрождения.
  • 3.3 Основные морально-философские и психологические воззрения периода Возрождения
  • 3.4 Психологические идеи в педагогических произведениях эпохи Возрождения.
  • 3.5 Я.А. Коменский – выдающийся педагог и психолог эпохи Возрождения.
  • 3.7. Философские и психологические идеи Бернардино Телезио.
  • 1.Биография и основные работы Дидро.
  • 2.Деизм против атеизма и позитивной религии.
  • 3.9 Жизнь и творчество Пьетро Помпонацци.
  • 3.10 Психологические идеи Леонардо да Винчи.
  • 4.1 Методология научного познания и психологические идеи в трудах г. Галилея.
  • 4.2 Декарт и Гоббс – сходство и различие психологических идей.
  • 4.3 Учение Декарта о страстях: основные идеи и их обоснование.
  • 4.4 Вклад Гоббса в развитие психологического познания.
  • 4.5 Спиноза как представитель рационалистического подхода в европейской философии
  • 4.6 Спиноза – жизнь и творчество: основные идеи в области психического
  • 4.7 Трактовка соотношения души и тела в учении Лейбница.
  • 4.8 Механистическая картина человека: суть основных идей и положений.
  • 4.10 Психологическое наследие ф.Бэкона
  • 4.11 Психофизиологические идеи Рене Декарта
  • 4.12 Творческое наследие Дж. Локка в области психологии.
  • Научные идеи д. Гартли и их значение в развитии психологического знания.
  • 5.3 Детерминистическое объяснение психики в работах Гартли.
  • Система философских и психологических взглядов Дж. Беркли.
  • 5.5 «Трактат о человеческой природе» д. Юма как основа эмпиризма в психологии
  • 5.6 Психологические взгляды французских просветителей.
  • 1.Биография и основные работы Дидро.
  • 2.Деизм против атеизма и позитивной религии.
  • 5.8 Сенсуалистическая концепция Кондильяка: основополагающие идеи и их влияние на психологию.
  • 5.9 Вклад Гельвеция в развитие психологического знания.
  • 5.11 Ж. Руссо и его система психолого-педагогических взглядов.
  • 5.12 И. Кант и его критическая философия: идеи и их влияние на развитие научного познания.
  • 6.2 Характерные черты развития философско-психологической мысли первой половины 19 века.
  • 6.3 И. Гербарт и его вклад в развитие психологической мысли.
  • 6.6 Психологические идеи в творчестве Шеллинга.
  • 6.7 Жизнь и творчество и. Мюллера.
  • 6.8 История становления и развития френологии.
  • Развитие психологии в России 19 век.
  • 7.6 Герцен как психолог – система взглядов и идей
  • 7.7 Предпосылка оформления психологии как самостоятельной науки в анатомо-физиологических и медицинских науках
  • 7.8 В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии.
  • 7.9 Эволюционная теория Дарвина и её значение для развития психологии.
  • 7.11. История формирования и развития психофизики.
  • 7.12 Основные вехи развития и представители экспериментальной психофизиологии 19 века.
  • 8.1 Творчество в. Вундта и его значение для психологии.
  • 8.2 Творческая биография Сеченова и его вклад в развитие психологии.
  • 8.3. Основные идеи и положения рефлекторной теории психического и.М. Сеченова.
  • 8.4 Физиологические открытия и.М. Сеченова и их значение для психологии.
  • 8.6 Дискуссия между Сеченовым и Кавелиным о природе психического.
  • 8.7 Диалектика материального и духовного в полемике Чернышевского и Юркевича.
  • 8.9 Сопоставительный анализ программ развития психологии в конце 19 века.
  • 8.10 Психологические взгляды к.Д. Кавелина.
  • 8.10 К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики.
  • 8.11 Структурализм и функционализм в психологии: идеи и люди. Структурализм
  • Функционализм
  • 9.1 Общенаучная и социокультурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца 19-начала 20 веков
  • 9.4 Бихевиоризм:история возникновения и основные идеи
  • 9.8 Научные идеи и вклад в развитие психологии а. Адлера
  • Индивидуальная психология
  • 9.9 Научные идеи и влияние на развитие психологии к. Юнга
  • 9.10 Э. Дюркгейм и его психологическое наследие
  • 9.12 Жизнь и научное творчество Шпрангера э.
  • 10.1 История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России
  • 10.2 Характеристика отечественного психологического знания в периодической печати конца 19 - начала 20 века.
  • 10.3 Значение экспериментальных методов в становлении и формировании психологии как самостоятельной науки
  • 10.4 Психологическая состовляющая в деятельности Российских научных обществ
  • 10.6 Основные предпосылки внедрения эксперимента в психологические исследования.
  • 10.10 С.Л. Франк как психолог
  • 11.7 Роль и значение к.Н. Корнилова в формировании марксистских основ советской психологии
  • 11.8 Основны развития психоанализа в России
  • 11.9 Теоретические достижения послереволюционной психологии в разработке методологических основ психологии
  • 11.11 Содержательные и организационные изменения в советской психологии в период Великой Отечественной войны
  • 11.12 Работа психологов по восстановлению боеспособности бойцов и трудоспособности раненых в годы войны теоретические подходы и практические методики
  • 11.13 Деятельность а.Р. Лурия в годы войны
  • 11.14 История организации Академии педагогических наук
  • 11.15 История формирования и развития нейропсихологии в нашей стране
  • 11.16. История формирования военной психологи в годы Великой Отечественной войны
  • 11.17. Роль и значение историко-психологических исследований в формировании морального духа советских людей в годы Великой Отечественной войны
  • 12.1. Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е годы 20 века
  • 12.2 Формирование отраслевой структуры психологии в 60-е годы 20 столетия
  • 12.3. Разработка методологических принципов в психологии: история идей
  • 12.5. Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии
  • 12.6. Проблема развития психики и вклад а.Н. Леонтьева в её изучение
  • 12.8 Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
  • 12.9 Хорни и её вклад в разработку проблем психологии
  • 12.10. Вклад г. Салливана в разработку проблем личности
  • 12.11 Э. Фромм и его «гуманистический психоанализ»
  • 12.12 Представление о сущности человека в концепции э. Фромма.
  • 12.13. Достоинства и недостатки необихевиоризма.
  • 12.14 Гештальтпсихология: история формирования
  • 12.15. Формирование и развитие гуманистической психологии.
  • 12.16 Теория потребнстей а. Маслоу.
  • 12.17. Смоактуализирующаяся личность:
  • 8.3. Основные идеи и положения рефлекторной теории психического и.М. Сеченова.

    Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен выдающимся отечественным физиологомИ.М. Сеченовым(1829-1905). В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных. Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешнейдетерминациипсихических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схемерефлекса. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса. Разработанная Сеченовым рефлекторная теория психического опиралась на ряд ключевых открытий в области мозговой деятельности, осуществленных русским ученым. Во-первых, это открытие Сеченовым так называемых тормозных центров - локализованных в таламической области мозга нервных центров, раздражение которых способствовало задержке двигательной активности человека. Тем самым было показано, что функционально мозг осуществляет и регулирует не только процессы возбуждения, но и торможения. Это был настоящий переворот и в физиологии, и в психологии. В частности, для психологов появлялась реальная возможность естественно-научного объяснения процессаволевой регуляции, поскольку признак волевого поведения - умение противостоять раздражителям, сдерживать нежелательные импульсы. И Сеченов экспериментально показал, что за эту форму поведения человека отвечают соответствующие нервные центры мозга. Именно мозг человека стал выступать тойсубстанцией, которая не только возбуждается под воздействием внешних воздействий (об этом говорили и предшественники Сеченова), но которая еще и управляет нашим реагированием на эти воздействия. Тем самым закладывался принципиальной иной подход в понимании роли и места мозгового субстрата в протекании психической деятельности человека. Во-вторых, Сеченов дал новую трактовку и самому понятию "рефлекс". Существовавшие взгляды на рефлекс и рефлекторную деятельность были кардинальным образом пересмотрены ученым. Для Сеченова рефлекс не просто некая механическая и чисто физиологическая реакция - это сложнейший целостный акт, связывающий организм со средой и выступающий механизмом регуляции психической деятельности. По его мнению, любой психический акт имеет начальное, центральное и конечное звенья: "Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная" Ученый считал, чтопсихический процессвсегда имеет причину во внешнем мире: он вызывается внешними воздействиями среды на организм и приводит к возникновению ощущений и представлений. А они, в свою очередь, выполняя ориентировочную функцию в конкретной ситуации, за счет активации определенных зон мозга, отвечающих за двигательную деятельность человека, приводят к определенному реагированию на эту ситуацию в виде какой-то двигательной реакции, поведенческого акта: "Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении…" (Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Психический процесс возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром, а влияния извне в форме чувствования первичны. При этом, что крайне важно, Сеченов подчеркивает, что внешний импульс становится причиной "запуска" психического процесса, лишь превратившись в чувствование. Чувствование выступает регулятором наших движений, поступков, действий. Таким образом, Сеченов впервые обосновывает положение о сигнальной и регуляторной роли психических актов. Тем самым первичным и определяющим наше поведение признавались не явления нашегосознания, а внешние по отношению к психике воздействия и психика получала не только свое материальное причинное объяснение, но и рассматривалась как ведущий фактор регуляции взаимодействия человека со средой. В-третьих, психические осознаваемые процессы соотносились ученым с центральным звеном рефлекса, именно оно обеспечивает интеграцию "психических деятельностей". Сеченов, в отличие от субъективно понимавших психику философов и психологов, рассматривал психическое (т.е. центральное звено рефлекса) в его органической связи с начальным и конечным звеньями. Тем самым он не допускал обособления психики ни от внешнего мира, ни от физиологических процессов. Таким образом, русский ученый утверждал в материалистической форме идеи психофизического ипсихофизиологического монизмав понимании сущности психических процессов. При этом он подчеркивал принципиальную несводимость психического к физиологическому, несмотря на то, что между ними существует совпадение по структуре и по происхождению, а их механизмы сходны и имеют рефлекторную природу. По мере психического развития и усложнения человека, внутренние (по отношению к внешнему миру) условия (пережитые мысли, чувства, сформировавшийся опыт) становятся самостоятельными регуляторами и побудителями действий. В зависимости от внутренних условий, одни рефлексы могут задерживаться, а другие усиливаться, т.е. не все из них могут получить свое внешнее выражение. В-четвертых,Сеченовпоказал, что психическое, имея рефлекторную природу, неразрывно связано с мышечными движениями. Движения (в форме двигательных или речевых реакций) сопровождают любой психический акт и являются его завершающим звеном. Мышечная чувствительность сигнализирует о конечных результатах ответных двигательных реакций, свидетельствует об актуальном состоянии двигательных актов и позволяет производить их корректировку. Таким образом, мышечное чувство выступает общим регулятором всей психической деятельности. Система взглядов Сеченова представляла собой оригинальную теоретическую программу естественно-научной перестройки психологии на основе использования объективных методов исследования.

    Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову по-новому посмотреть:

      на предмет психологии как науки;

      исходный методологический принцип изучения психики;

      основной метод психологии и профессиональную подготовку специалистов, занимающихся изучением психики.

    Предметом изучения психологии должно было стать происхождение психических деятельностей - ощущений разной модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли. Психология должна изучать не только область осознаваемых психических процессов (как это предлагал Вундт), но и анализировать все звенья единого и целостного психического акта: его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное звено), интеграцию психики в центральном звене рефлекса и внешнее выражение психического акта в виде определенной двигательной или речевой реакции (завершающее звено). Адекватным принципом изучения психики признавался генетический подход, суть которого состояла в том, что "психика взрослого человека должна изучаться с истории возникновения детской мысли, равно как законы мышления следует искать в истории возникновения, развития и синтеза ощущений и восприятий". Основным методом изучения психического должен стать физиологический, объективный метод, поскольку в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизмрефлекса. Соответственно и разрабатывать, проблемы психологии должны физиологи, поскольку они владеют этим объективным методом, а не философы, которые во времена Сеченова имели преимущественно идеалистическую ориентацию, дуалистическую систему взглядов на природу психического и ориентировались наинтроспективные подходыв ее познании.

    Заслуги Сеченова высоко оценены в мировой психологии. Американские психологи Х. Мисиак и И. Секстон отмечают, что "благодаря своим трудам и учению И.М. Сеченов утвердил и развил в России объективную психологию и детерминистический подходк анализу поведения в тот период, когда западные психологии были заняты исследованием сознания посредством интроспекции". А другой американский психолог, Э. Боринг констатировал: "Сеченов стал русским пионером рефлексологии… Мы должны, кроме того, помнить что он был далеко впереди западноевропейской мысли в этом вопросе". Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. Его программа подводила ученых к изучению целостного поведения, а сеченовские идеи получили развитие в трудах В.М. Бехтерева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др.

    "

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1. Теория рефлексов

    Заключение

    Введение

    Любую человеческую реакцию на то или иное событие или процесс можно объяснить рефлекторной деятельностью мозга. То есть исключить абстрактные понятия сознания, перейти к конкретному пониманию человеческого поведения. Ведь психология ищет пути объяснения нервной деятельности человека. Возможно, схема стимул-реакция слишком упрощена, но в её основу положена концепция обучения. Человеческий опыт основан на сформировавшихся условных рефлексах. В работе подробно остановимся на теории рефлексов предложенной в XIXв. И.М. Сеченовым. А так же о влиянии данной теории на формирование концепций обучения и её влияние на воспитательный процесс, и формирование личности.

    1. Теория рефлексов

    1.1 Возникновение и развитие теории рефлексов

    И.М. Сеченов - основатель науки о поведении. В начале 60-х годов XIX века в книжке журнала для врачей «Медицинский вестник» появилась статья, которая принадлежала Сеченову и называлась «Рефлексы головного мозга». Применив хорошо известное слово «рефлекс», Сеченов придал ему совершенно новый смысл. Он сохранил восходящую к Декарту идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Слово «машина» было метафорой. Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы.

    Употребляя термин «рефлекс», Сеченов наполнил его таким содержанием, которое сохраняло высокое достоинство человеческой личности и вместе с тем показывало возможность строго научного объяснения высших проявлений личности.

    Кратко рассмотрим модель рефлекса с точки зрения И.М. Сеченова. Рефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев. Первое, начальное звено - внешний толчок - раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг (второе звено), а оттуда отражается по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, - третье, завершающее звено). Все три звена (блока) были Сеченовым переосмыслены и к ним добавлен четвертый.

    Итак - первый блок. Им, согласно новой сеченевской схеме, является не просто физическое внешнее раздражение, но такое раздражение, которое становится сигналом. Иначе говоря, рефлекс начинается с различения (благодаря органам ощущений) тех внешних условий, в которых совершается ответное действие. Поэтому оно изначально не является "слепым" толчком. Организм получает информацию о среде, в которой он будет действовать. Сеченов назвал этот принцип «началом согласования движения с сигналом». Это и есть тот первичный акт поведения, который отличает открытое Сеченовым неклассическое понимание рефлекса от всех прежних трактовок этого понятия. Здесь перед нами наяву выступает идея неразлучной связи организма со средой.

    Сеченов выдвинул оригинальный взгляд на работу мышцы, отвечающей на толчки из внешней среды. Мышца, по Сеченову, это не только рабочая машина, выполняющая команды мозга. Задолго до Сеченова было открыто, что мышцы обладают чувствительностью. Но не только в том смысле, что мы ощущаем в них боль или усталость. Мышца - такова важнейшая мысль Сеченова - служит также органом познания. В ней имеются нервные (сенсорные, чувствительные) окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних пространственно-временных условиях совершается действие. Более того, дальнейшие исследования привели Сеченова к гипотезе, согласно которой именно работающая мышца производит операции анализа, синтеза, сравнения объектов и способна, как это доказывалось еще Гельмгольцем, производить бессознательные умозаключения.

    Из этого следует, что лишь по видимости рефлекторная работа завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются «обратно» в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, реализуемом по типу рефлекса, в отличие от рефлекторной дуги, действует рефлекторное кольцо. Не прерывно происходит кольцевое управление поведением организма в среде. Оно образует тот фундамент, на котором складывается другой, более высокий уровень отношений организма со средой. Последний отличается тем, что поведение становится психически регулируемым. Если раньше главным началом служило, как сказано, «согласование движения сигналом», то теперь возникает новый уровень ориентации организма в окружающем мире. Происходит переход от поведенческого уровня к психическому. На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.

    Сигнал преобразуется в образ восприятия предмета, т.е. в психический образ. Но тогда и действие становится уже другим. Оно - не простая реакция на сигнал (как это было на поведенческом уровне). Оно возникает с «картиной» среды, которую осваивает организм. Из движения оно превращается в психическое действие. Допсихическое поведение становится психически регулируемым. Соответственно изменяется и характер умственной работы. Если раньше она являлась бессознательной (когда, например, работа мышечной системы глаза позволяла определять расстояние между предметами, их величину и т.д. чисто «автоматически», без вмешательства сознания), то теперь, как было показано Сеченовым в трактате «Элементы мысли» из элементарных операций мысли преобразуются в самые сложные.

    Работая в Париже, в лаборатории Клада Бернара, Сеченов открыл так называемое центральное торможение. С этим открытием были связаны крупные преобразования и в физиологии, и в учении о поведении, и в психологии. До Сеченова, объясняя деятельность высших нервных центров, физиологи оперировали одним понятием - понятием о возбуждении. Открытие Сеченова показало, что раздражением центров можно не только вызывать ответные действия организма (рефлексы), но и задерживать их.

    Открытие центрального торможения использовалось Сеченовым не только для объяснения того, как формируется волевая личность. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это, по Сеченову, вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались лишними. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движения познавательную нагрузку) «уходит вовнутрь», превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения. Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя интериоризации. Понятие об интериоризации оказалось весьма продуктивным, и было использовано в дальнейшем многими психологами, в том числе Жане и Фрейдом.

    И.П. Павлов - создатель учения об условно-рефлекторной деятельности. Если Сеченов разрабатывал свое учение в одиночку, то Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал огромный коллектив, к которому примыкали ученые из многих стран. По существу им была создана интернациональная, международная школа, равной которой мировая наука не знает.

    С именем Павлова ассоциируется, прежде всего, понятие об условном рефлексе. Павлов изобрел множество экспериментальных моделей, на которых изучалось, каким образом организм приобретает новые формы поведения, перестраивает сложившиеся.

    Живое существо действует в неразлучной с ним среде, представляющей огромное количество раздражителей, на которые оно ориентируется и с которыми должно совладать. Не все раздражители из этого потока становятся для организма сигналами. Есть раздражители, которые, безусловно, вызывают ответную реакцию (типа реакции зрачка на свет, отдергивания руки от горячего предмета и т.п.). Раздражители этих рефлексов принято называть безусловными. Но имеется и другая категория раздражителей. Организм не остается безразличным к ним только в том случае, если их действие становится биологически значимым, т.е. способным принести ему пользу или вред - не своим воздействием на живое тело, а сигнальной функцией. Эти раздражители указывают на условия, которых следует избегать или к которым нужно стремиться путем соответствующих действий (рефлексов). Эти рефлексы получили название условных.

    Для порождения условного рефлекса нужен не только раздражитель, воспринимаемый органами чувств (в виде звука, запаха и т. д.), но и подкрепление правильности реакции на него. Именно тогда раздражитель трансформируется в сигнал. Сигнал и подкрепление, достигаемое действием организма, образуют основу поведения. Сигнал указывает на «картину среды», в которой оказался организм. Подкрепление позволяет организму выжить в этой среде (спастись от опасности или добыть нужную пищу). Сочетание сигнала с подкреплением позволяет организму набираться опыта. Выработка условных рефлексов - основа обучения, приобретения опыта. Зная набор условий, от которых зависит создание условного рефлекса, можно предписать программу поведения. Павлов доказал это на множестве экспериментов. Воспринимаемые органами чувств сигналы вызывают в организме не только нервные, физиологические процессы. Полезное и вредное выступает в виде психических образов (первым сигналам, согласно Павлову, соответствуют ощущения и восприятия). Поэтому сигнальная функция придает рефлексу двойственный характер. Он, является столько же физиологическим, сколь и психическим явлением.

    Переход от изучения животных к исследованию организма человека привел его к выводу, что следует разграничивать два разряда сигналов, управляющих поведением. Если поведение животных регулируется первой сигнальной системой (эквивалентами которой являются чувственные образы), то у людей в процессе общения формируется вторая сигнальная система, в которой в качестве сигналов выступают элементы речевой деятельности (слова, из которых она строится). Именно благодаря им в результате анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные образы (понятия). Если сигнал ведет к успеху (или, говоря языком Павлова, подкрепляется, то есть удовлетворяет потребность организма), то между ним и реакцией на него организма устанавливается связь организации.

    1.2 Общие понятия теории рефлексов

    Рефлекс (от лат. reflexus -- отражённый) -- стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. По общепринятой классификации рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы - врожденные, свойственные данному виду, ответные реакции на воздействия среды.

    1. Витальные (жизненные). Инстинкты данной группы обеспечивают сохранение жизни индивидуума. Для них характерны следующие признаки:

    а) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к гибели особи;

    б) для удовлетворения той или иной потребности не нужна никакая другая особь данного вида.

    К витальным инстинктам относят:

    Пищевой;

    Питьевой;

    Оборонительный;

    Регуляции сна-бодрствования;

    Рефлекс экономии сил.

    2. Зоосоциальные (ролевые). Рефлексы данной группы возникают только при взаимодействии с особями своего вида. К ним относят:

    Половой;

    Родительский;

    Рефлекс эмоционального резонанса (сопереживания);

    Территориальный;

    Иерархический (рефлексы доминирования или подчинения).

    3. Рефлексы саморазвития (удовлетворения идеальных потребностей). Данные рефлексы не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к существующей ситуации. Они обращены в будущее. Эти рефлексы не могут быть выведены из других потребностей, рассматриваемых в предыдущих группах; это самостоятельные рефлексы. К рефлексам саморазвития относят:

    Исследовательский;

    Имитационный и игровой;

    Рефлекс преодоления (сопротивления, свободы).

    Условные рефлексы подразделяются следующим образом. По биологическому признаку:

    Пищевые;

    Половые;

    Оборонительные;

    Двигательные;

    Ориентировочный (реакция на новый раздражитель).

    Отличия ориентировочного рефлекса от других условных рефлексов:

    Врожденная реакция организма;

    Он может угасать при повторении действия раздражителя.

    То есть ориентировочный рефлекс занимает промежуточное место между безусловным и условным рефлексом.

    По характеру условного сигнала:

    Натуральные -- условные рефлексы, вызываемые раздражителями, действующими в естественных условиях: вид, запах, разговор о пище;

    Искусственные -- вызываются раздражителями, не связанными с данной реакцией в нормальных условиях.

    По сложности условного сигнала:

    Простые -- условный сигнал состоит из 1 раздражителя (свет вызывает выделение слюны);

    Сложные -- условный сигнал состоит из комплекса раздражителей:

    Условные рефлексы, возникающие на комплекс одновременно действующих раздражителей;

    Условные рефлексы, возникающие на комплекс последовательно действующих раздражителей, каждый из них «наслаивается» на предыдущий; - условный рефлекс на цепь раздражителей, также действующих друг за другом, но не «наслаивающихся» друг на друга.

    Первые два вырабатываются легко, последний -- сложно.

    По изменению той или иной функции:

    Положительные -- сопровождаются усилением функции;

    Отрицательные -- сопровождаются ослаблением функции.

    По характеру ответной реакции:

    Соматические;

    Вегетативные (сосудодвигательные).

    По сочетанию условного сигнала и безусловного раздражителя во времени: наличные -- безусловный раздражитель действует при наличии условного сигнала, действие этих раздражителей заканчивается одновременно. Различают:

    Совпадающие наличные условные рефлексы -- безусловный раздражитель действует через 1-2 с после условного сигнала;

    Отставленные -- безусловный раздражитель действует через 3-30 с после условного сигнала;

    Запоздалые -- безусловный раздражитель действует через 1-2 мин после условного сигнала. Первые два возникают легко, последний -- сложно; - следовые -- безусловный раздражитель действует после прекращения действия условного сигнала. В данном случае условный рефлекс возникает на следовые изменения в мозговом отделе анализатора. Оптимальный интервал -- 1-2 мин. По различным порядкам:

    Условный рефлекс 1-го порядка -- вырабатывается на базе безусловного рефлекса;

    Условный рефлекс 2-го порядка -- вырабатывается на базе условного рефлекса 1-го порядка и т. д.

    У собак можно выработать условные рефлексы до 3-го порядка, у обезьян -- до 4-го порядка, у детей -- до 6-го порядка, у взрослых -- до 9-го порядка.

    Итак, безусловные рефлексы -- постоянные врожденные ответные реакции организма на определенные действия раздражителей, осуществляемые с помощью нервной системы. Отличительная черта всех безусловных рефлексов -- их врожденность, способность передаваться по наследству из поколения в поколение.

    Среди характеристик безусловных рефлексов, также выделяют, то, что они:

    Являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида;

    Имеют корковое представительство, но могут осуществляться и без участия коры головного мозга;

    Относительно постоянны, отличаются стабильностью и большой устойчивостью;

    Осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю.

    Условный рефлекс -- это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивидууму (особи). Условные рефлексы:

    Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству);

    Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии;

    Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга.

    2. Концепция воспитания и обучения. Роль теории рефлексов

    2.1 Современные теории обучения

    Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения:

    Ассоциативно - рефлекторная;

    Поэтапного формирования умственных действий и понятий;

    Проблемно - деятельностная;

    Программированного обучения и др.

    Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.

    Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

    Теория проблемно-деятельностного обучения. Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.

    Концепция программированного обучения. Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.) Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (кадры, файлы), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.

    После каждой порции информации дается контрольное задание в виде вопроса, задачи, упражнения, которое нужно немедленно выполнить. В случае правильного выполнения контрольного задания обучающий получает новую порцию учебной информации. Функцию контроля выполняет обучающее устройство.

    2.2 Роль теории рефлексов в концепции обучении (Ассоциативно-рефлекторная концепция)

    В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно - рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым и И.П. Павловым закономерности условно - рефлекторной деятельности головного мозга человека.

    Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций.

    От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности.

    На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые - психологи, педагоги С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Ю.А. Самарин, П.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно - рефлекторную теорию обучения.

    Смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

    1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.

    2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

    Восприятие учебного материала;

    Его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

    Запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

    Применение усвоенного в практической деятельности.

    3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

    4.Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

    Формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

    Подача учебного материала в определенной последовательности;

    Демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

    Применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

    Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:

    1.Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: слуховые, зрительные, двигательные и др.

    2.Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:

    Выделять главное;

    Применять подчеркивание;

    Использовать цвет;

    Предлагать обратить особое внимание и т. д.

    3.Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:

    Доступным;

    Логически взаимосвязанным;

    Правильно понятым;

    Актуализированным.

    4.В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:

    Составление конспекта изученного;

    Повторение;

    Рассказ;

    Объяснение;

    Показ усвоенного товарищу;

    Применение полученных знаний в практической деятельности.

    5.Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.

    рефлекс обучение личность ассоциативный

    2.3 Роль теории рефлексов в концепции воспитания

    Характеризуя воспитание, социальные и педагогические науки, прежде всего, подчеркивают его социальную основу. Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит, его формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура и характер системы, так или иначе, обусловливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают соответствующие системы образования, условия для воспитания. Воспитание имеет и естественнонаучную основу. У человека формируются условные рефлексы в процессе жизни, разнообразные реакции человека на воздействия окружающей среды. В результате вырабатываются стереотипы поведения, устойчивые привычные реакции, которые закрепляются и объединяются, создавая целые комплексы, ведут к образованию характера. Недаром говорят: «Посеешь привычку -- пожнешь характер». Психологи научно доказали связь: поступок -- привычка -- характер. Для педагогики, воспитания важно, что привычки, т. е. условные рефлексы, стереотипы поведения, можно сознательно, целенаправленно вырабатывать. Об этом один из первых писал еще К. Д. Ушинский, затем советские психологи, педагоги. Следовательно, с точки зрения физиологии воспитание -- это, если несколько упростить дело, образование условных рефлексов.

    Бихевиоризм в начале XX в. на учении о рефлекторной природе поведения человека основал свою теорию о возможности управлять поведением человека с помощью системы положительных и отрицательных подкреплений: одобрение социально желательного поступка и негативная оценка социально не одобряемой реакции. Одни реакции, поступки закрепляются, потому что приносят удовольствие или получают положительное подкрепление, одобрение (родителей, сверстников, школы). Другие действия, поступки, получив неодобрение со стороны окружения или не принеся удовольствия человеку, тормозятся, вытесняются. Теория рефлексов, знание природы головного мозга, физиологии центральной нервной системы, высшей нервной деятельности, конечно, помогает понять процесс воспитания, формирования личности под влиянием воспитания.

    Условные рефлексы в воспитании -- это социальные рефлексы, поскольку они приобретаются от общения в социальной среде, от воздействия («стимулов») социального окружения (семья, учителя, сверстники). Советский психолог С. Л. Рубинштейн справедливо утверждал, что социальное действует на личность сквозь призму природного, это путь развития, формирования личности под влиянием факторов окружения и главного из них -- целенаправленного воспитания.

    Психологи интерпретируют процесс воспитания как процесс интериоризации: это перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых и новых по мере развития психологических структур личности. Понятием «интериоризация» психологи объясняют механизм формирования личности в процессе воспитания. Человек видит, воспринимает действия, поведение других, подражает им, воспроизводит образцы, осваивает, присваивает себе нечто внешнее, имеющееся в социокультурной среде, делает это своим и качественно в психологическом плане изменяется. На основе этого становится возможным обратный процесс -- экстериоризация -- перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей. Таким образом, во взаимодействии с окружающей средой и происходит формирование сложной психологической структуры личности.

    Заключение

    Теория рефлексов задала новое направление в психологии. Она открыла новый взгляд на поведенческое представление работы головного мозга. Во многом благодаря таким ученым как Сеченов и Павлов. Теорией рефлекса обобщает все процессы человеческого мозга, его мотивации, подсознательные и сознательные процессы. Наш опыт - не что иное как комбинация условных рефлексов. А индивидуальность и душа - это вариабельность этой комбинации. Теория рефлексов применима ко всем высшим живым организмам, в том числе и человеку. Если задуматься то в основе любой обучающей теории лежит подача стимула, на которую ожидается определенная реакция обучаемого. А в воспитании и в социальном развитии рефлексы играют не меньшую роль. Поскольку личность формируется из набора условных рефлексов. В социальной плане личность формируется на основе реакции на социально желательного поступки и социально не одобряемой реакции.

    Список используемой литературы

    1. Немов Р.С. Психология. Учебник для вузов. М., 1994

    2. Павлов И.П. Избранные произведения Государственное издательство политической литературы. 1949 г.

    3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. СПб., 2002

    4. Сеченов И.М. Биография. Главные труды Авт. предисл., биогр. и коммент. И. В. Князькина и А. Т. Марьяновича. СПб.: Изд_во ДЕАН, 2004. 816 с.

    5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.. 1998

    6. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Отечественные концепции теории личности: А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. Психоаналитическая теория Фрейда. Личность в гуманистической теории. Когнитивная теория личности. Диспозициональное направление в теории личности.

      реферат , добавлен 08.09.2010

      Взаимодействие живого организма и окружающей среды. Чувствительность как свойство, отражающее влияние внешней и внутренней среды. Понятие цепных безусловных рефлексов. Образование и развитие навыков. Психика как продукт деятельности головного мозга.

      реферат , добавлен 04.09.2009

      Зарождение и развитие знаний о теории деятельности человека. Зарубежные и отечественные теории о поведении человека. Личность и ее структура. Мотивация профессиональной педагогической деятельности. Диагностика мотивационной сферы личности подростков.

      курсовая работа , добавлен 12.10.2010

      Особенности различия в обиходном использовании слова "личность". Анализ отличительных черт теории личности. Принцип и сущность адекватной теории психотического поведения. Общие характеристики теории поведения. Основные вопросы современной теории личности.

      реферат , добавлен 07.03.2011

      Возможность моделирования условно-рефлекторной деятельности. Систематический подход к пониманию человеческого поведения. Центральные идеи Скиннера. Корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей. Метод программированного обучения.

      доклад , добавлен 31.05.2015

      Теории личности. Диспозиционная теория личности. Пятифакторная модель личности. Факторные теории личности. Факторная теория Кеттелла. Теория Айзенка. Теория Дж.П. Гилфорда. "Мотивационная" концепция (Д.К. Мак-Клелланд). Методики исследования объекта.

      курсовая работа , добавлен 03.06.2008

      Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. Эриксон, Корни: теории личности в эго-психологии. Диспозициональное направление.

      реферат , добавлен 27.11.2003

      Вклад Жана Пиаже в психологию развития. Факторы, влияющие на ход и темп когнитивного развития. Интеллектуальное развитие как процесс адаптации. Когнитивное развитие. Основные положения теории развития. Применение теории Пиаже к практике образования.

      курсовая работа , добавлен 03.11.2008

      Изучение высшей нервной деятельности. Классификация сигнальных систем. Особенности механизмов условных рефлексов. Компоненты речи с точки зрения резонансной теории. Нейрофизиология речи. Разновидности афазий. Моторная апраксия. Функции слова у человека.

      презентация , добавлен 12.01.2014

      Характеристика гуманистической теории личности. Теория личности А. Маслоу. Основные достоинства гуманистической теории. Психоаналитическая теория личности. Неосознаваемые защитные механизмы, используемые для обеспечения целостности, стабильности личности.

    План ответа:

      Рефлекторная теория И.М. Сеченова

      Основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова

      Программа развития отечественных экспериментально-психологических исследований.

    1) Исходной своей естественнонаучной предпосылкой рефлекторная теория И. М. Сеченова имеет положение о единстве организма и среды, об активном взаимодействии организма с внешним миром.

    Это положение составило первую общебиологическую предпосылку открытия Сеченовым рефлексов головного мозга.

    Основные ее положения следующие:

    1. Рефлекс - это своеобразная универсальная форма взаимодействия организма и среды, опирающаяся на эволюционную биологию. Сеченов выделял два рода рефлексов: постоянные, врожденные , которые осуществляются низшими отделами нервной системы ("чистые" рефлексы);

    изменчивые, приобретаемые в индивидуальной жизни , которые он считал одновременно и физиологическими, и психическими явлениями.

    2. Деятельность нервных центров представляется как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.

    3. Центры головного мозга могут задерживать или усиливать рефлексы спинного мозга.

    4. Сеченов вводит понятие "физиологического состояния нервного центра", которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Состояние центра представляет собой нервный субстрат потребности.

    5. Вводится понятие "ассоциации рефлексов", которое лежит в основе обучения человека и животных.

    2) Однако у Сеченова не хватало экспериментальных подтверждений своих "гениальных догадок". Экспериментально подтвердил и дополнил идеи Сеченова Павлов. Он подкрепил идеи Сеченова научной концепцией условного рефлекса, ввел ее в строгие рамки лабораторного опыта.

    Итак, основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова следующие:

    1. Принцип детерминизма (причинности). Этот принцип означает, что любая рефлекторная реакция причинно обусловлена, то есть нет действия без причины. Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определенным воздействием из внешней или внутренней среды.

    2. Принцип структурности. Согласно этому принципу каждая рефлекторная реакция осуществляется при помощи определенных структур мозга. В мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы. Каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к какой-либо структуре.

    3. Принцип анализа и синтеза раздражителей. Нервная система постоянно анализирует (различает) с помощьюрецепторов все действующие на организм внешние и внутренние раздражители, и на основе этого анализа формирует целостную ответную реакцию - синтез. В мозге эти процессы анализа и синтеза происходят непрерывно и постоянно. В результате организм извлекает из среды нужную для себя информацию, перерабатывает ее, фиксирует в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.

    3) О значении эксперимента как метода объективного исследования психических явлений указывал В.М. Бехтерев уже в одной из своих первых психологических работ "Сознание и его границы" (1888).

    Последовательными сторонниками экспериментального метода как условия объективного исследования психики являлись руководители первой московской психологической лаборатории С.С. Корсаков и А.А. Токарский, что нашло свое выражение в их выступлениях и в практической деятельности - организации экспериментальных исследований. Большой вклад в распространение и развитие экспериментальных методов в психологии внесли также руководители других экспериментально-психологических лабораторий: А.П. Нечаев, В.Ф. Чиж, И.А. Сикорский и др.

    Идею экспериментального пути развития психологии последовательно отстаивал Н.Н. Ланге, связывающий с этим совершенствование психологии, превращение ее в точную, "положительную" науку. Ланге не только теоретически обосновывал продуктивность использования эксперимента в целях объективного исследования психики, но и блестяще подтвердил это на примере собственных экспериментальных исследований. Так, предложенная им моторная теория внимания основывается на экспериментальном анализе непроизвольных колебаний внимания при зрительном и слуховом восприятии (Ланге Н.Н., 1893).

    Заслуживает внимания и оценка возможностей экспериментального метода, данная А.Ф. Лазурским на основе его сопоставления с методом "чистого самонаблюдения". Лазурский выделил ряд преимуществ эксперимента:

    1) При экспериментальном исследовании есть экспериментатор - лицо, которое должно решать известные психологические вопросы, вырабатывать методы постановки для решения этого вопроса и ставить самый эксперимент; от него совершенно отделено другое лицо - испытуемый, который только должен отвечать на поставленные ему вопросы. 2) при экспериментальном методе исследования мы можем пользоваться подсчетом.

    Эксперимент в психологии в конце XIX в. становится реальностью, он проникает в разные области психологии, реализуется в многочисленных исследованиях ученых-экспериментаторов, организационно оформляется в деятельности первых экспериментальных психофизиологических лабораторий.

    Дополнительно :

    Особое место в истории развития понятия о рефлексе принадлежит прежде всего чешскому ученому И. Прохаске. С него начинается переход от механического декартовского к биологическому пониманию рефлекса. Вместе с тем у Прохаски наметились и первые шаги к преодолению дуалистического декартовского противопоставления рефлекторных и психологических (сознательных) актов.

    В последующий период на основе работ Ч. Белла, Ф. Мажанди и других, в трудах М. Холла и И. Мюллера, сосредоточивших свое внимание на изучении структурных, анатомических особенностей нервной системы, малоподвинутом во времена Прохаски, складывается тот анатомический подход к деятельности нервной системы, который критиковал И. М. Сеченов, противопоставляя ему свой функциональный, физиологический подход к изучению нервной системы, в это время создается представление об анатомической локализации нервных дуг. Особенно заостренно дуализм выразился в холловской концепции, согласно которой деятельность организма оказалась расколотой на два совершенно разнородных вида, локализирующихся один в спинном, другой в головном мозгу. Э. Пфлюгер принимает как нечто непреложное сложившееся к тому времени анатомическое понятие о рефлексе как акте, определяемом морфологически фиксированной рефлекторной дугой, заранее предуготованным сцеплением чувствительных и двигательных нервов. Отметив непригодность этого механизма для осуществления приспособительных актов организма к среде, Пфлюгер отвергает сведение закономерности актов не только головного, но и спинного мозга к механизму рефлекса. И. М. Сеченов то же исторически сложившееся понятие разрешает другим, в известном смысле противоположным пфлюгеровскому, путем. Он отвергает не рефлекторную природу приспособительных реакций, как Пфлюгер, а сложившуюся к тому времени в физиологии анатомическую концепцию рефлекса, которая для Пфлюгера остается неприкосновенной, и распространяет преобразованную - уже не анатомическую, а функциональную - концепцию рефлекса на головной мозг. Характеристика деятельности головного мозга как рефлекторной означает у И. М. Сеченова прежде всего то, что это деятельность закономерная, детерминированная. Исходной своей естественнонаучной предпосылкой рефлекторная теория И. М. Сеченова имеет положение о единстве организма и среды, об активном взаимодействии организма с внешним миром. Это положение составило первую общебиологическую предпосылку открытия Сеченовым рефлексов головного мозга. Обусловленная внешними воздействиями, рефлекторная деятельность мозга - это тот "механизм", посредством которого осуществляется связь с внешним миром организма, обладающего нервной системой. Второй - физиологической - предпосылкой рефлекторной теории явилось открытие Сеченовым центрального торможения. Оно стало первым шагом к открытию внутренних закономерностей деятельности мозга, а открытие этих последних было необходимой предпосылкой для преодоления механистического понимания рефлекторной деятельности по схеме стимул - реакция, согласно механистической теории причины как внешнего толчка, якобы однозначно определяющего эффект реакции.

    Особенности развития отечественных экспериментально-психологических исследований. Что же характерно было для развития экспериментально-психологических исследований в России в конце XIX - нач. XX в.? Прежде всего необходимо отметить отличающую данный подход последовательную борьбу с интроспекцией, утверждение взгляда на эксперимент как на метод объективного познания психики. О значении эксперимента как метода объективного исследования психических явлений указывал В.М. Бехтерев уже в одной из своих первых психологических работ "Сознание и его границы" (1888). Анализируя результаты психологических экспериментальных исследований, выполненных в Казанской лаборатории, В.М. Бехтерев отмечал, что "было бы совершенно бесплодно еще раз обращаться в этом вопросе к методу самонаблюдения. Только экспериментальным путем можно достичь возможно точного и обстоятельного решения вопроса" (Бехтерев В.М., 1888. С. 15). Полный цикл его трудов был впоследствии специально посвящен обоснованию роли одного из направлений психологии - объективной психологии (Бехтерев В.М., 1907-1910).

    Последовательными сторонниками экспериментального метода как условия объективного исследования психики являлись руководители первой московской психологической лаборатории С.С. Корсаков и А.А. Токарский, что нашло свое выражение в их выступлениях и в практической деятельности - организации экспериментальных исследований. Большой вклад в распространение и развитие экспериментальных методов в психологии внесли также руководители других экспериментально-психологических лабораторий: А.П. Нечаев, В.Ф. Чиж, И.А. Сикорский и др.

    Идею экспериментального пути развития психологии последовательно отстаивал Н.Н. Ланге, связывающий с этим совершенствование психологии, превращение ее в точную, "положительную" науку. Ланге не только теоретически обосновывал продуктивность использования эксперимента в целях объективного исследования психики, но и блестяще подтвердил это на примере собственных экспериментальных исследований. Так, предложенная им моторная теория внимания основывается на экспериментальном анализе непроизвольных колебаний внимания при зрительном и слуховом восприятии (Ланге Н.Н., 1893).

    Заслуживает внимания и оценка возможностей экспериментального метода, данная А.Ф. Лазурским на основе его сопоставления с методом "чистого самонаблюдения". Лазурский выделил ряд преимуществ эксперимента. Первое его замечание касается характеристики эксперимента как метода объективного исследования психических явлений. Он указывает, что в условиях "чистого самонаблюдения" субъект является одновременно и наблюдаемым и наблюдателем, а это нередко приводит к неосознанным ошибкам в оценке человеком его собственных переживаний, открывает широкие возможности для произвольных толкований и фальсификаций результатов самонаблюдения, ибо "благодаря тому, что философы руководствовались предвзятой гипотезой, у них были заранее построены теории, и когда они наблюдали себя, чтобы проверять, они невольно впадали в ошибки. Свои наблюдения они подгоняли под теорию" (Лазурский А.Ф., 1912. С. 10-11).

    В отличие от этого эксперимент "разделяет исследователя от исследуемого, наблюдателя - от наблюдаемого. При экспериментальном исследовании есть экспериментатор - лицо, которое должно решать известные психологические вопросы, вырабатывать методы постановки для решения этого вопроса и ставить самый эксперимент; от него совершенно отделено другое лицо - испытуемый, который только должен отвечать на поставленные ему вопросы. Вот первое значение эксперимента" (Там же. С.11). Второе важное преимущество эксперимента заключается, по его мнению, в открывающейся в условиях экспериментального изучения явлений возможности их количественного анализа, подсчета и измерения: "...Прежние психологи, пользовавшиеся чистым самосознанием, не могли даже и думать, что в психической жизни можно что-нибудь измерить и подсчитать; между тем... при экспериментальном методе исследования мы можем пользоваться подсчетом" (Там же. С.11). А это, в свою очередь, позволяет не только исследовать те или иные психические процессы, но и определить их особенности у разных испытуемых, то есть открывает путь для развития дифференциально-психологических исследований.

    Наконец, в отличие от чистого самонаблюдения, при котором человек "не может изменять своих психических процессов, а должен наблюдать их в том виде, в каком они ему представились, в экспериментальных условиях исследователь может видоизменять явления и этим путем ближе и детальнее изучает их" (Там же. С.11). Это произвольное изменение психических явлений, их целенаправленное создание достигается посредством варьирования условий проведения эксперимента, использования различного стимульного материала. Однако было бы неверным представлять себе, будто утверждение эксперимента в отечественной психологии развивалось беспрепятственно. Активное противодействие оно встречало со стороны традиционно мыслящей университетской профессуры, отвергающей эксперимент как метод познания внутреннего мира и рассматривающей психологию как дисциплину историко-философского цикла с присущими ему абстрактно-логическими методами исследования.

    Несмотря на это, эксперимент в психологии в конце XIX в. становится реальностью, он проникает в разные области психологии, реализуется в многочисленных исследованиях ученых-экспериментаторов, организационно оформляется в деятельности первых экспериментальных психофизиологических лабораторий. Не считаться с этим фактом было уже нельзя. В связи с этим в психологии выделяется направление, которое, не отвергая экспериментальный метод, признавая возможность его использования в психологии, в то же время стремилось всемерно ограничить сферу его применения. Такую позицию, в частности, занимали сторонники эмпирического направления в психологии.

    Ярким примером попытки использования эксперимента как сугубо субъективного метода в целях изучения телепатии, медиумизма, ясновидения и т.п. являлась деятельность Русского общества экспериментальной психологии, созданного в 1885 г. и превратившегося в орудие борьбы с объективной экспериментальной психологией.

    Таким образом, очевидно, что критерием объективности научного метода, в том числе эксперимента, является, прежде всего, методологическая позиция исследователя, реальная направленность использования данного метода, проявляющаяся и в постановке исследовательской задачи, и в организации эксперимента, и в объяснении полученных в ходе эксперимента результатов. Поэтому важной задачей истории психологии является проведение методологического анализа важнейших направлений отечественной экспериментальной психологии, независимо от их внешних программных заявлений

    Значительный вклад в развитие рефлекторной теории внесли пред-ставители Российской физиологической школы – И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин. И.М.Сеченов в 1863 году выпустил в свет книгу «Рефлексы головного мозга», в которой впервые попытался преодолеть дуализм Р.Декарта. Он высказал революционную для того времени мысль о том, что в основе всех проявлений деятельности центральной нервной системы, включая высшие психические явления, лежат рефлексы. Однако, как позже писал И.П.Павлов, это представление было сугубо «теоретическое, в виде физиологической схемы», не имевшее экспериментального физио-логического обоснования. Павловский этап развития рефлекторной теории ознаменовался разработкой объективного метода изучения функций головного мозга, метода условных рефлексов. Этот метод позволил перевести ряд гипотез, выдвинутых И.М.Сеченовым, в плоскость экспериментально обоснованных теорий. Кроме того, И.П.Павлов сформулировал три основных принципа рефлекторной теории. Работы Н.Бернштейна и П.К.Анохина обогатили рефлекторную теорию представлением о механизме обратной связи. Таким образом, к середине 20 столетия сформировалось представление о рефлексе как механизме и структуре рефлекторной дуги

    4. Нейрон, как структурно-функциональная единица цнс, классификация нейронов. Функции нейронов.

    Нейроны – это основная структурно-функциональная единица нервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости. Нейрон способен принимать сигналы, перерабатывать их в нервные импульсы и проводить к нервным окончаниям, контактирующим с другим нейроном или рефлекторными органами (мышца или железа).

    Виды нейронов:

      Униполярные (имеют один отросток – аксон; характерны для ганглиев беспозвоночных);

      Псевдоуниполярные (один отросток, делящийся на две ветви; характерно для ганглиев высших позвоночных).

      Биполярные (есть аксон и дендрит, характерно для периферических и чувствительных нервов);

      Мультиполярные (аксон и несколько дендритов – характерно для мозга позвоночных);

      Изополярные (трудно дифференцировать отростки би- и мультиполярных нейронов);

      Гетерополярные (легко дифференцировать отростки би- и мультиполярных нейронов)

    Функциональная классификация:

    1.Афферентные (чувствительные, сенсорные – воспринимают сигналы из внешней или внутренней среды);

    2.Вставочные связывающие нейроны друг с другом (обеспечивают передачу информации внутри ЦНС: с афферентных нейронов на эфферентные).

    3. Эфферентные (двигательные, мотонейроны – передают первые импульсы от нейрона к исполнительным органам).

    Главная структурная особенность нейрона – наличие отростков (дендритов и аксонов).

    1 – дендриты;

    2 – тело клетки;

    3 – аксонный холмик;

    4 – аксон;

    5 –Швановская клетка;

    6 – перехват Ранвье;

    7 – эфферентные нервные окончания.

    Последовательное синоптическое объединение всех 3х нейронов образует рефлекторную дугу .

    5. Глия, ее функции.

    В состав нервной ткани наряду с нейронами входят клетки нейроглии (глионы), которых в ЦНС в 5 – 10 раз больше, чем нейронов. Глионы различают по количеству имеющихся у них отростков: олигдендроциты (клетки с малым количеством отростков и астроциты (звезчатые клетки с большим количеством отростков. В периферической нервной системы глионы представлены так называемыми швановскими клетками. Олигодендроциты и швановские клетки формируют миелиновые оболочки вокруг осевых цилиндров нервных волокон. Наиболее распространенными глиальными клетками являются астроциты.

    Функции астроцитов:

      Опорная, астроциты формируют «скелет» нервной системы;

      Очищают межклеточное пространство нервной ткани от медиаторов и ионов (устраняют информационные помехи;

      Выполняют защитную функцию (обладают фагоцитирующей активностью);

      Способствуют трофике (питанию) наиболее активных клеток ЦНС;

      Регулируют кровоток в нервной ткани;

      Участвуют в формировании гематоэнцефалического барьера;

      В последнее время показано, что глионы участвуют в механизмах формирования долговременной памяти.

    И.М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» доказывал, что все акты сознательной и бессознательной жизни человека рефлекторны по своему механизму:

    «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеётся ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди , когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создаёт ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение.

    Чтобы помочь читателю поскорее помириться с этой мыслью, я ему напомню рамку, созданную умом народов и в которую укладываются все вообще проявления мозговой деятельности, рамка это - слово и дело. Под делом народный ум разумеет, без сомнения, всякую внешнюю механическую деятельность человека, которая возможна лишь при посредстве мышц. А под словом уже вы, вследствие вашего развития, должны разуметь, любезный читатель, известное сочетание звуков, которые произведены в гортани и полости рта при посредстве опять тех же мышечных движений.

    Итак, все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение.

    Вопрос чрез это крайне упрощается. В самом деле, миллиарды разнообразных, не имеющих, по-видимому, никакой родственной связи, явлений сводятся на деятельность нескольких десятков мышц (не нужно забывать, что большинство последних органов представляет пары, как по устройству, так и по действию; следовательно, достаточно знать действие одной мышцы, чтобы известна была деятельность её пары).

    Кроме того, читателю становиться разом понятно, что все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами: одушевлённость, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц - акта, как всем известно, чисто механического. С этим не может не согласиться даже самый заклятый спиритуалист.

    Да и может ли быть в самом деле иначе, если мы знаем, что рукою музыканта вырываются из бездушного инструмента звуки, полные жизни и страсти, а под рукою скульптора оживает камень. Ведь и у музыканта и у скульптора рука, творящая жизнь, способна делать лишь чисто механические движения, которые, строго говоря, могут быть даже подвергнуты математическому анализу и выражены формулой. Как же могли бы они при этих условиях вкладывать в звуки и образы выражение страсти, если бы это выражение не было актом чисто механическим?».

    Сеченов И.М., Рефлексы головного мозга / Элементы мысли, СПб, «Питер», 2001 г., с. 5-6.



    Читайте также: