Нод моделирование в старшей группе тема деревья. Нод на тему "деревья" для детей старшей логопедической группы

Программное содержание:
Уточнить и закрепить у детей названия деревьев, строение, внешние признаки.
Формировать умение образовывать прилагательные от существительных.
Продолжать совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – образовательным суффиксом, подбирать слова – антонимы.
Закрепить употребление предлогов в предложениях.
Развивать и обогащать словарь по теме, связную речь, внимание, мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание заниматься.
Словарь: дерево, лес, липа, береза, сосна, листья, хвоя, лесник.
Признаки: дубовый, березовый, липовый, сосновый, рябиновый, лиственный, хвойный
Глаголы: шумит, трясется, растет, опадают, качаются, шелестят.
Материал. Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением деревьев, листьев, кустарников.
Интеграция: познание, здоровье, коммуникация, художественная литература.
Методические приемы: беседа, речевой диалог, прослушивание, двигательные упражнения, игры – упражнения
Ход. 1. Организационный момент.
Загадать загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Древо.)
2. Беседа о деревьях.
- Ребята, а какие деревья растут у нас на участке.
- Деревья бывают не только лиственные, но хвойные. Лиственные деревья имеют листву, а у хвойных деревьев вместо листьев иголки. Осенью листья на деревьях желтеют, и опадают, а хвойные – остаются зелеными, сохраняют хвою.
- Назовите лиственные деревья.
- Назовите хвойные деревья.
- Где растут деревья?
- Что есть у дерева?
3. Работа по картинкам. Рассматриваем по картинкам деревья и рассказываем о каждом дереве.
- Как называется это дерево? Какой у нее ствол, ветки, Листья?
У березы – ствол тонкий, белый с черными точками, ветки тонкие, свисающие, листья маленькие округлые.
(Дуб, сосна, осина).
4. Физкульминутка.
Пальчиковая гимнастика. Чтение стихотворения с движениями.
1,2,3,4,5,
Будем листья собирать
Листья березы,
Листья рябины, листья клена,
Листики дуба мы соберем.
Букет маме отнесем.
5. Подбор слов – действий.
Деревья что делают?
Деревья – качаются, стоят, шумят, растут.
Листья – желтеют, осыпаются, увядают шелестят.
6. Игра «Какой листок?»
- Лист клена. Лист какой? – Кленовый. (Лист березы, дуба, осины, липы).
- Как называется явление в природе, когда падают листья?
6. Дидактическая игра «Скажи ласково»
7. Составление предложений с предлогами по картинкам.
8. Дидактическая игра «Отгадай».
Стоит Аленка – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Зимой и летом одним цветом.
Никто не пугает, А вся дрожит.
9. Итог.
- Чем мы сегодня занимались?
- Какие деревья вы знаете?
- где они растут?
- А зачем нам нужны деревья?
детей. Оценка деятельности

Литература
Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. Пособие по развитию речи детей 3 07 лет. – М.; Сфера, 2005. – 208с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.; Просвещение, 1985, - 207с.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

Конспект НОД

в старшей группе «Солнышко»

тема: «Свойства металла и дерева»

Подготовила воспитатель ГБОУ ООШ № 20 СП «Д/с «Гномик»

Титова О.А.

г.Новокуйбышевск

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в старшей группе

Тема: «Свойства металла и дерева»

: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

1) Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магниту не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познавательное развитие»)

2) Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Речевое развитие»)

3) Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Социально-коммуникативное развитие»)

4) Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)

5) Обогащение музыкальных впечатлений детей («Художественно-эстетическое развитие»)

6) Развивать умение воплощать замысел на бумаге с использованием разного изоматериала («Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)

Практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции

Наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов

Словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагогическая оценка.

Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)

2 шкатулки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Двигательная

Подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутка.

Игровая

Дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек»

Наблюдения за проведениями опытов воспитателем, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек»

Коммуникативная

Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение.

элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

Познавательные опыты с металлом, магнитом и деревом, подготовка рабочего места для себя и уборка за собой

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель вносит в группу 2 шкатулки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом…» (Карандаш)

«Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тут да тук. » (Гвоздь)

Проблемная ситуация:

А как нам узнать в какой шкатулке гвоздь, а в какой карандаш?

А если не смотреть, то как можно узнать?

Если мы пошумим шкатулками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

А по запаху можно различить?

Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и Гвоздь спорят, кто из них главнее.

Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные)

Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь.

Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы:

Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок?

Какие они на ощупь?

Какая поверхность у металлической пластины?

А какая у деревянного бруска?

Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете?

Какой вывод можно сделать?

Как проверить, что дерево мягче металла?

Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл».

Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый.

Подвижная игра Ловишки». Цель: упражнять в беге с увертыванием

Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть.

Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему?

Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему?

Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево.

Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать?

Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы

Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке

Дети называют отличия металла от дерева

Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем.

Делают выводы

Дети играют в подвижную игру

Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы

Рассказываю правила работы с горячей водой.

Проводят опыт с ложками

Делают выводы

Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения

Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева

Расширены представления о свойствах металла и дерева

Реализована потребность в выражении своей точки зрения на решение проблемы

Закреплены правила работы с горячей водой

Слушание детской песенки Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки»

Слушают песню

Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов

Карандаш и гвоздик просят ребят помочь им составить альбом с их приключениями.

Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого.

Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал.

Физминутка «Девочки и мальчики».

Работа детей.

Составление альбома приключений друзей.

Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома.

Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами.

Дети рисуют

Сформировано умение включаться в разговор.

Сформировано умение рисовать по замыслу.

Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы

На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик.

Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются.

Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы

Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде.

Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит.

Рассматривают магнит.

Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические

Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок.

Делают выводы

Сформировано умение рассуждать, делать выводы

Расширены представления о свойствах магнита.

Сформировано умение делать выводы.

Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь».

Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного.

Почему друзьям не удалось перебраться через речку?

А как бы поступили вы?

Дети слушают сказку

Отвечают на вопросы

Сформирован эмоциональный отклик на произведение

Подведение итогов.

Чтобы вам хотелось рассказать о металле и дереве Гвоздику с Карандашом?

Воспитатель благодарит детей за хорошую работу

Дети делятся своими знаниями.

Сформировано умение рассказать об увиденном.

Сформирован положительный эмоциональный настрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

Конспект НОД

в старшей группе «Солнышко»

тема: «Свойства металла и дерева»

Подготовила воспитатель ГБОУ ООШ № 20 СП «Д/с «Гномик»

Титова О.А.

г.Новокуйбышевск

2014г.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в старшей группе

Тема: «Свойства металла и дерева»

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

  1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магниту не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познавательное развитие»)
  2. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Речевое развитие»)
  3. Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Социально-коммуникативное развитие»)
  4. Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)
  5. Обогащение музыкальных впечатлений детей («Художественно-эстетическое развитие»)
  6. Развивать умение воплощать замысел на бумаге с использованием разного изоматериала («Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)

Практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции

Наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов

Словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагогическая оценка.

Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)

2 шкатулки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(соотнести с методикой одного из изученных авторов)

Двигательная

Подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутка.

Игровая

Дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек»

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за проведениями опытов воспитателем, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры «Из чего сделано», «Чудесный мешочек»

Коммуникативная

Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале

Восприятие

(художественной литературы и фольклора )

Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение.

элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

Познавательные опыты с металлом, магнитом и деревом, подготовка рабочего места для себя и уборка за собой

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель вносит в группу 2 шкатулки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: « Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом… » (Карандаш)

« Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тут да тук.
» (Гвоздь)

Проблемная ситуация:

А как нам узнать в какой шкатулке гвоздь, а в какой карандаш?

А если не смотреть, то как можно узнать?

Если мы пошумим шкатулками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

А по запаху можно различить?

Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и Гвоздь спорят, кто из них главнее.

Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные)

Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь.

Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы:

Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок?

Какие они на ощупь?

Какая поверхность у металлической пластины?

А какая у деревянного бруска?

Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете?

Какой вывод можно сделать?

Как проверить, что дерево мягче металла?

Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл».

Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый.

Подвижная игра Ловишки». Цель: упражнять в беге с увертыванием

Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть.

Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему?

Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему?

Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево.

Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать?

Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы

Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке

Дети называют отличия металла от дерева

Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем.

Делают выводы

Дети играют в подвижную игру

Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы

Рассказываю правила работы с горячей водой.

Проводят опыт с ложками

Делают выводы

Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения

Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева

Расширены представления о свойствах металла и дерева

Реализована потребность в выражении своей точки зрения на решение проблемы

Закреплены правила работы с горячей водой

Слушание детской песенки Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки»

Слушают песню

Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов

Карандаш и гвоздик просят ребят помочь им составить альбом с их приключениями.

Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого.

Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал.

Физминутка «Девочки и мальчики».

Работа детей.

Составление альбома приключений друзей.

Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома.

Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами.

Дети рисуют

Сформировано умение включаться в разговор.

Сформировано умение рисовать по замыслу.

Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы

На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик.

Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются.

Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы

Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде.

Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит.

Рассматривают магнит.

Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические

Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок.

Делают выводы

Сформировано умение рассуждать, делать выводы

Расширены представления о свойствах магнита.

Сформировано умение делать выводы.

Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь».

Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного.

Почему друзьям не удалось перебраться через речку?

А как бы поступили вы?

Дети слушают сказку

Отвечают на вопросы

Сформирован эмоциональный отклик на произведение

Подведение итогов.

Чтобы вам хотелось рассказать о металле и дереве Гвоздику с Карандашом?

Воспитатель благодарит детей за хорошую работу

Дети делятся своими знаниями.

Сформировано умение рассказать об увиденном.

Сформирован положительный эмоциональный настрой.


Вера Комолова
Конспект НОД познавательное развитие «Свойства дерева» в старшей группе

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6) лет по теме : «Свойства дерева » . Занятие позволит закрепить знания о деревьях , так же определить, какое значение имеет дерево для жизни разных животных, птиц, насекомых и людей. С помощью исследования ребята сами выявят свойства дерева

Цель : Познакомить детей со свойствами дерева .

Задачи :

Образовательные : Закреплять знания детей о деревьях , выявить знания о свойствах дерева , упражнять в умении выделять из множества предметов, деревянные , активизировать умение обследовать дерево посредством различных анализаторов.

Речевые : развивать связную речь .

Развивающие : Развивать мышление , внимание, обогащать словарный запас детей, умение взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к деревьям , интерес к сказке, желание помогать любимым героям.

Демонстрационный материал : иллюстрации деревьев (берёза, тополь, клён, дуб, ива, ель, сосна, нарисованные части дерева , картинки : птичка, жук, художник, усталый путник, заяц, мебельщик. Письмо, монеты, клубок, пенёк, Буратино - кукла, Карабас – Барабас - картинка. Тазики с водой один на два ребёнка.

Раздаточный материал : деревянные брусочки (спилы) .

Методические приемы : игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность, подведение итогов.

Ход занятия.

-ВЕДУЩИЙ : Ребята, к нам в гости хотел прийти Буратино, но у него случилась беда - его похитил злой Карабас - Барабас. Буратино прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Послушайте. (Ребята, здравствуйте. Меня зовут Буратино. Я шёл к вам в гости, но меня похитил Карабас-Барабас. Помогите мне, ребята)

Ну, что ребята поможем Буратино?

Но, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес! Буратино, прислал нам с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.

Вы готовы, ребята?

Закроем с вами глаза, досчитаем до 10 и вот мы с вами в волшебном лесу (включаются звуки леса) . Бросается клубок.

1. Посмотрите, какая красивая поляна. Что растёт на поляне?

Смотрите, клубочек привел нас к волшебному дереву , на котором растут золотые монеты-задания.

Дети, подходят к дереву и видят на нём монеты, воспитатель снимает

-первую монету. Читает : «Из какого материала сделан Буратино? (из дерева ) .

- вторая монета. Читает : «Какие деревья вы , знаете?» (всё сопровождается показом картинок) .

- А, теперь третья монета : «Какое строение имеет дерево . Дети, называют и выкладывают части дерева (корневая система, ствол, ветви, листья) .

2. Дидактическая игра : Дерево-это… .

Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет дерево для жизни разных животных, людей и т. п. Например : `Для птицы дерево - это : (варианты ответов ребят : столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т. п.). `Для жука наш дерево - это : (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу) . Для художника дерево - это : (объект для картины, источник вдохновения) . Для усталого путника раскидистое дерево - это : (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть) . Дерево для мебельщика - это : (древесина, из которой можно сделать много разных предметов) . `Дерево для зайца - это : (пища - кора зимой, укрытие)

Молодцы, с первым заданием мы, справились!

3. Динамическая пауза. (Встаём в круг, берёмся за руки)

Мы все дружные ребята, мы ребята дошколята (ходим по кругу) .

Никого не обижаем, как заботиться мы знаем (гладим соседа по плечу) .

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим (здороваемся с соседом за руку) .

Пусть всё будет хорошо, будет радостно, светло. (Хлопаем в ладоши) .

4. - Ребята посмотрите, клубочек покатился дальше, идем за ним.

Посмотрите полянка, на ней пенёк. А как вы думаете по пеньку можно узнать, сколько дереву лет ?

Воспитатель рассказывает : дерево растет , и у него растут все его части, ствол становится толще. На стволе появляются кольца, сколько колец, столько и лет дереву . Давайте посчитаем.

Ребята, сейчас нам предстоит узнать, какие свойства имеет дерево . Садитесь за стол. Посмотрите перед нами лежат кусочки дерева , возьмите их рассмотрите. Какие они? (Твердые, теплые, шероховатые, белого цвета, имеет запах) . А давайте узнаем, тонет ли дерево ? Погрузите ваши кусочки в воду и понаблюдайте за ними, какой вывод мы можем сделать. Дерево не тонет в воде .

Вот мы и справились со вторым заданием. Клубочек катится дальше.

6. –Клубочек привел нас к волшебному столу, давайте посмотрим, что же там?

Ребята, нам нужно из всех предметов выбрать, только деревянные (дети берут предметы и объясняют свой выбор ) .

Да вы всё правильно назвали, дерево используется для :

Для строительства для флота для чистого воздуха для питания (плоды) человека как дом и стол для птиц и зверей для укрепления почвы для изготовления деревянной утвари для забавы (игрушки) для музыки (инструменты) для одежды, обуви.

Молодцы ребята вы справились с третьим заданием.

Ну вот, все задания выполнены и Карабасу - Барабасу пришлось отпустить нашего Буратино (появляется Буратино) .

А теперь нам пора в детский сад, закрывайте глазки, считаем до 10. И вот мы вернулись?

Где мы были?

Кому помогали?

Какие свойства дерева вы знаете ?

Какое задание было самым трудным?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Идем по следу» в старшей группе (образовательная область «Познавательное развитие») Цель: создание условий для формирования у детей представлений о диких животных нашей.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Письмо королевы Математики» Задачи: 1. Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете;.

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» в старшей группе «Поможем поварятам» Программные задачи: Образовательные: 1. Формирование знаний о витаминах. 2. Формирование знаний о пользе правильного питания Развивающие:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Свойства дерева» Задачи: 1. Уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева. 2. Учить детей использовать опыт для нахождения истины. 3. Расширить словарный.

НОД «Деревья и кустарники»

Цель: Расширять представления о деревьях и кустарниках.
Задачи:
Развивать познавательную активность через ознакомление с особенностями строения и внешнего вида сосны.
Закреплять знания о понятиях «дерево» и «кустарник».
Закреплять знания о названии и внешнем виде березы, рябины, ели.
Продолжать знакомить с особенностями строения и внешнего вида сосны.
Продолжать формировать коммуникативные способности (умение детей работать в группах)
Развивать прогностические умения детей (умение предвидеть результат при проведении опытов).
Воспитывать умение видеть красоту в обычной жизни, восхищаться красотой родной природы.

Оборудование : слайдовая презентация, репродукции картин, дневники для фиксации результатов опытов, ветка сосны, дидактическая игра «Разрезные картинки», емкость с водой, ветка тополя.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение стихов, проведение бесед и дидактических игр.

План проведения.

В ходе проведения занятия используется слайдовая презентация.
В группе раздается голос: (1 слайд)
- Ой, где это я? Кто вы?
Воспитатель: Здравствуйте. Мы ребята из детского сада. А вы кто?
Книга: Я большая лесная книга. Я пришла к вам в гости и хочу с вами поиграть. Я принесла вам корзину сюрпризов. Вот мой первый сюрприз: разрезные картинки.(2 слайд)
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Книга: Молодцы ребята! А вы можете назвать, что изображено на картинках?(3 слайд)
Ответы детей.(деревья и кустарники)
Книга: Молодцы! Давайте еще поиграем. Ответе на вопросы викторины.(4 слайд)
Воспитатель: Ребята, а перед тем как мы начнем викторину сделаем разминку.
Дети выполняют упражнения.
Викторина:
1. От кого дерева лист.
2. Узнать дерево по плоду.
3. Что лишние нарисовал художник.
4. Что перепутал художник.
5. Что необходимо для роста растений?
Книга: Ребята, вы такие молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы моей викторины. Посмотрите в корзину, вас там ожидает ещё один сюрприз.(20 слайд)
Воспитатель показывает детям ветку сосны.
Дети называют от кого она дерева.
Книга : Татьяна Ивановна, расскажите нам с ребятами поподробнее об этом дереве.
Воспитатель: Хорошо я вам все подробно расскажу. Первая название дерева означает скала, гора, то есть растущее на скалах, другая -смолистое дерево. Сосны - вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные. Сосна обыкновенная Это большое дерево до 40 м высоты с кроной - в начале она похожа на пирамидку, в старости же на зонтик. Иглы хвои сидят по 2 вместе, снизу тёмно-зелёного, сверху голубовато-зелёного цвета, большей частью 4-5 см длины. Кора красно-бурая. Шишки (молодые) конической формы, щиток их чешуй ромбической формы. Семена с длинным крылом. Сосна чрезвычайно распространена по всему северу России и большей части Сибири и образует как чистые леса, так и леса в смеси с елью и другими породами. А так же сосновые почки используют при лечении.
Сосновые почки
Утка крякнула с порога:
- Простудилась я немного.
Я минуту каждую
Кашляю и кашляю…
Дятел книгу полистал,
Дятел книгу почитал,
Подчеркнул две строчки:
"Сосновые почки".
Не лекарство – просто чудо,
Вмиг пройдет твоя простуда.
Книга: Ребята, правда это очень красивое и полезное дерево, а художники и поэты воспевали это дерево.(23 слайд)
Воспитатель: Да это дерево часто вдохновляло художников и поэтов для создания произведений искусств. Например: Иван Шишкин очень часто на своих полотнах изображал сосну и сосновый бор. Одна из его картин «На севере диком» показывает все красоту этого дерева зимой, а на создание этой картины его вдохновило стихотворение Михаила Лермонтова «На севере диком».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растет.

В картинах Ивана Шишкина мы можем увидеть не только одиноко стоящие дерево сосны, но целые сосновые рощи так на его картинах «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Сосновый бор» мы видим величавый и густой лес.(26-28 слайды)
Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
А так же зимний лес в его картинах очень красив!
Художник Андрей Мартынов на своей картине «Байкал» изобразил величие нашего родного края. (29 слайд)
Книга: Спасибо это очень интересно. Я приготовила вам очередной сюрприз это репродукции картин, вы можете внимательно их рассмотреть в свободное время. (30 слайд)
Книга : Зимой могут быть зелеными не только ветка сосны, но и любая веточка для этого нам нужна теплая комната и вода. Давайте поставим опыт возьмем веточку, а вы, Надежда Сергеевна приготовьте воду. Если вы поставите веточку в воду, то к празднику мам у вас на ветки распустятся листья.(31-32 слайд)
Воспитатель: Уважаемая книга, мы сейчас проведем опыт, а для того чтобы проследить как нашей ветки будут распускаться почки на нашей ветки мы будем вести дневник наблюдений.
Дети заполняют дневник наблюдений.

Книга: Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. На что похожа сосна, когда еще маленькая?
2. На что похожа сосна, когда вырастает большая?
3. Сбрасывает ли осенью сосна свои листья?

Книга: Ну, вот и пришла пора прощаться и поэтому хочу вам подарить раскраски для того, чтобы вы лучше запомнили, о чем мы с вами сегодня говорили, а ещё я посвящаю в свои друзья и дарю вам медали. До свидания.
Итог.

Презентация на тему: Деревья и кустарники

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №5»

И.Н.Акшумова

«_____»_______2017 г.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием личностно - ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных технологий.

Составила

Воспитатель I кв. категории

Терновская О.А.

Абдулино, 2017г.

Программные задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, работа с календарём природы, отгадывание загадок, рассматривание осенних листочков, подвижные и дидактические игры по данной теме.

Оборудование:
Конверты с письмом и заданиями от Злой ведьмы , обручи для «кочек» , листочки из картона для дорожки, листочки разных цветов для игры «Лист, лети ко мне», картинки для календаря природы, зонт, трафареты, нитки, клей, кисти, простые карандаши, корзина с яблоками, воздушные шары, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть

Дети с воспитателем входят в группу здороваются с гостями.

Основная часть

Воспитатель: Дети посмотрите, что я вам принесла. По дороге в детский сад, я собрала вот такие красивые листочки. И один из них рассказал мне свою историю. Послушайте ее.

«Я маленький позолоченный листочек. Меня весело качает ветерок и будто зовет с собой. И вот я отрываюсь от веточки, взлетаю высоко, высоко…, как хорошо кружиться над землей. А когда устаю, спускаюсь на землю отдохнуть.»

Воспитатель: Дети, в какое время года приглашает нас этот листочек?

Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно Осень.
Ребята, посмотрите к листочку приклеен конверт. Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, раздается звук открывающейся двери, волшебства).
Голос в записи:
Я - ведьма злая и могучая.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам - зима!
Холод, лёд и снега - тьма!
Воспитатель : Ой, ребятки, это проделки Злой ведьмы. Что нам делать? Неужели наступит сразу зима после лета? Мы не будем любоваться разноцветными листьями, не сделаем запасы на зиму?

Голос в записи: Чтобы помочь освободить Осень вам необходимо выполнить все мои задания. Ну что, готовы?
Дети: Да!

Воспитатель: Открывает найденный конверт: Первое задание, необходимо пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь. (Ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы.

Давайте заполним календарь природы.
1.Назовите мне пожалуйста какое сейчас время года? (Осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

На столе разложены картинки, вставьте их в календарь. Будьте внимательны на столе есть картинки не относящиеся к осени.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием!

Голос в записи: Второе задание лежит в конверте, на котором нарисовано перелетная птица (Дети ищут конверт с ласточкой.)

Воспитатель: Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно прыгать с кочки на кочку и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно. (Прыгают по кочкам,).
Воспитатель: Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно: Представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

Игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся под музыку пока воспитатель не скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне»

Воспитатель : Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть с веселыми мухаморами.

Танец «Мухаморы»
Воспитатель: Ну, что - же продолжаем дальше выполнять задания от Злой ведьмы.

Воспитатель: Загадка

В руки ты его возьмёшь - и тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт - его ты сложишь!
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставим дома?
(Зонт)

Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный, кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени и рассказывают стихи.

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злой ведьмы.

Воспитатель : А теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке - опята,

А во мху - лисички,

Дружные сестрички. - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! - присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями

Практическая часть:

Воспитатель: Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая-то записочка от него. Прочитаем ее. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает):
«Освобожу я вашу Осень, если вы сделаете мне красивые подарки.»
Воспитатель : Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашей Злой ведьмы. Дети садятся за столы.

Воспитатель. Берём трафарет дерева, прикладываем на лист бумаги и обводим по контуру. Убираем трафареты. Дерево обильно намазываем клеем, не выходя за контур. Насыпаем нитки на всю поверхность дерева. Прижимаем ладошкой, чтобы нитки хорошо приклеились. (Дети выполняют задание под музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Ну вот, посмотрите, какие у нас получились картины, мы их передаём злой ведьме.

Раздается мелодия расколдованной Осени.

Воспитатель: Ведьма сдержала своё обещание и освободил нашу Осень.

Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

(Пока дети смотрят в окно в группе появляются воздушные шары и корзина с яблоками.)

Воспитатель: Ребята, это осень прислала подарки вам.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вспомните чем мы сегодня занимались. (Ответы детей)

Сегодня мы вспомнили, какой бывает осень. Выполнили все задания Злой ведьмы и составили очень красивые картины осени. Сегодня мы показали себя настоящими знатоками природы!

Дети прощаются с гостями и выходят из группы.



Читайте также: