Майский сплав по Большому Инзеру (дер. Карталы - пос

18.03.2013

РЕКА МАЛЫЙ ИНЗЕР

Поселок Инзер относится к числу крупных заводских поселков Башкирии. Тут есть леспромхоз, лесозавод. До 1950 г. работали углевыжигательные печи, в которых готовили древесный уголь. В поселке есть дом приезжих, магазин, почтовое отделение. В большую воду от поселка начинается молевой сплав леса, который создает дополнительные трудности при сплаве весной. Завалы, боны, запани, встречающиеся на реке, заставляют быть начеку даже на спокойных участках реки.

Ниже поселка справа впадает р. Малый Инзер. Здесь, на одном из пляжей, можно сделать дневку и совершить экскурсию к прорыву р. Малый Инзер между хребтами Караташ и Малый Ямантау (Агирский перекат), расположенный в 15 км от устья Малого Инзера. Дорога идет вверх по течению реки по узкоколейной железной дороге до хутора Айгир.

С висячего моста, переброшенного через Малый Инзер, можно полюбоваться узким ущельем, по дну которого мчится река, перепрыгивая через каменные глыбы и валуны.

Ниже прорыва с правого берега круто обрывается к реке скала Айгир, что в переводе с башкирского означает «Конь-скакун». Со скалой связана интересная легенда. В годы гражданской войны из Верхнеуральска в район бывшего Инзерского завода прорвался отряд белоказаков. Атаману понравился златогривый конь- вожак в табуне башкирских скакунов. Казачий атаман решил завладеть прекрасным конем. Началась погоня. Конь, почуяв недоброе, стрелой поскакал прочь от преследователей. Но силы были неравными. Круг преследователей замкнулся у крутого обрыва. Однако конь предпочел позорному плену гибель на порогах реки, бросившись вниз на острые камни.

Многочисленные пляжи с чистым песком тянутся на многие километры вниз по Инзеру. Летом в жаркие воскресные дни на пляжи приезжают жители из пос. Инзер и гор. Белорецка.

Проплыв устье Малого Инзера, плоты и байдарки уже плывут по Инзеру. Последняя часть маршрута в отличие то предыдущих сильно населена. По обоим берегам реки в среднем через каждые 7-8 км попадаются деревни. Меняется и характер долины. Горы отступают, уступая место более низким берегам. Ширина реки достигает 70-80 м, и на небыстрых перекатах лодки касаются дна реки.

На первых километрах пути встречаются несколько деревень: Новохасаново, Сафаргилово, Манышта, Алек сандровка, Карпуста. На всем участке длиной 16 км встречается всего два каменистых переката - у дер. Манышта и дер. Карпуста. Инзер принимает ряд притоков, берущих начало с близрасположенных хребтов: Сухие Горы, Белягуш, Карязы, Зильмердак, Бирьян.

На 20-м километре пути на реке расположено с. Ассы. Оно находится в устье р. Таз. В переводе с башкирского Ассы означает «горькое», а Таз - «соль». И действительно, в долине речки у подножия высокой горы выходят на поверхность минеральные родники с горько-соленым вкусом воды. Воды источников растекаются по пойме р. Таз, образуя своеобразную минерализованную грязь на заболоченных участках. Здесь можно видеть лужи охристо-ржавой воды или белые налеты солонцов на кочках. Самый большой по мощности источник оборудован срубом. Минеральные воды Ассинского источника целебны и пользуются известностью. В местную больницу, где врачи применяют Ассинские воды для лечения различных желудочных заболеваний и нервной системы, едут люди из разных уголков страны 1.

Долина реки постепенно поворачивает на запад, но русло реки очень часто меняет свое направление с западного на южное или северное, огибая глубоко вдающиеся в долину отроги хребтов Бирьян, Зильмердак и Карязы. Один из таких отрогов встречается в 2 км от с. Ассы. В отвесных скалах отрога, узким гребнем вдающимся в долину реки, можно обнаружить несколько пещер. Из одной пещеры каскадами стекает по скале родни к.

Вскоре река приводит туристов к большому пос. Бриштамак. Недалеко от поселка долина Инзера прорезает стык между хребтами Зильмердак и Бирьян. Уклон реки заметно увеличивается. Начинают попадаться быстрины и перекаты. Наиболее бурный каменистый перекат расположен в трех километрах от поселка. Здесь, в прорыве между хребтами, можно в последний раз половить хариусов, последний раз наблюдать необузданную мощь горного потока. Вырвавшись из окружения хребтов, Инзер принимает слева ручей Сели-Бургу, а через 2,5 км приводит туристов к селу Зуяково. Долина реки опять расширяется и достигает уже 2-3 км. В русле появляются многочисленные острова. Постепенно река утрачивает горный характер, и только галечное дно и каменистые берега напоминают, что Инзер - горная река.

Следующая деревня - Габдюково - расположена в 10 км от дер. Зуяково. В 8 км ниже Инзер круто поворачивает на запад. В повороте расположены четыре острова, на которых весной во время молевогр сплава леса образуются завалы и заторы. Базопасней всего за первым островом уйти влево, оставив по правую руку три небольших острова. В межень нужно плыть вдоль правого берега, так как здесь река глубже. На последующих 10 км река спокойно течет прямо на запад. В конце этого участка, на правом берегу реки, туристы могут посмотреть старые отвалы шлака. Здесь в конце XIX в. стоял Лемезский чугуноплавильный завод. Отсюда по лесной дороге проходит наиболее короткий путь в долину р. Лемеза. Дорога идет через небольшую седловину западнее горы Ялан-Гас (543 м) и через 9 км выходит на берег р. Лемезы. Здесь можно посетить пещеру Атыш и вернуться на Инзер.

Ниже река круто поворачивает на юг и через 8 км подходит к с. Карагаево. Село имеет автобусную связь с промышленными городами республики через с. Архангельское.

На протяжении 7 км до дер. Азово река плавно меандрирует вдоль берегов, поросших густыми зарослями орешника, черемухи и ивы.

Водное путешествие по горной р. Инзер можно закончить в дер. Тавокачево. В 8 км от деревни расположено большое с. Архангельское, имеющее автобусное сообщение с гор. Уфой. Но и в самом селе есть сельская гостиница. Забронировать гостиницу, бронировать отель правда нужно заранее. Ведь водных туристов не мало и места в гостинице очень часто все заняты. Недалеко от села (30 км) находится и железнодорожная станция Карламан. Если у туристов есть еще два дня, можно продолжить путешествие по Инзеру до с. Охлебинино, расположенного на р. Белой (55-60 км). Отсюда машиной, катером или поездом (5 км) можно выехать в гор. Уфу.

Река Инзер течет в Республике Башкортостан, берет начало от слияния рек Большой и Малый Инзер около одноименного поселка Инзер. Длина реки – 307 километров. Инзер – приток реки Сим. Река течет по красивой гористой местности, поросшей лесом.

Красота и легкодоступность делают реку очень популярным маршрутом для туристов-водников, в том числе для семейного отдыха с детьми. На Инзере (в отличие от дающих ему начало Большого и Малого Инзера) нет никаких препятствий: ни порогов, ни шивер, ни «расчесок». Сплав легок и приятен.

Что немаловажно, Инзер доступен для сплава с весны и на протяжении всего лета. Вода в реке чистая и прозрачная. По берегам много удобных стоянок.

Вдоль реки идет железная дорога, поэтому заброска и выброска достаточно простые. Да и в случае форс-мажора проще сойти с дистанции.

Начинать сплав лучше всего от станции Тюльма. Здесь Инзер принимает правый крупный приток – реку Тюльма (или Тюльмень). От станции до реки – всего лишь 150-200 метров.

С самого начала сплава к реке подходят высокие горы, часто обрывающиеся скалами.

Справа тянется хребет Большой Камень, слева – хребет Большая Арка.

Вскоре после отплытия вы окажетесь на глубоком Корпустинском плесе. По местной легенде он вообще не имеет дна.

Через 6 километров на правом берегу показываются домики деревни Ассы. Название деревеньки означает «горькая вода». С некоторых пор она стала широко известна благодаря открытому здесь в 2001 году санаторию, уже ставшему популярным. Для лечения отдыхающих здесь применяют местную минеральную воду из ключа Туз-Елга (Соляная речка). Свойства этой минеральной воды сходны с водами знаменитого на весь мир немецкого курорта Баден-Баден.

Здесь успешно лечат заболевания костно-мышечной системы, заболевания кожи, нервной системы. Кроме того, показаниями для направления больных в санаторий «Ассы» являются заболевания органов пищеварения, нарушения обмена веществ, системы кровообращения.

За Ассами на правом берегу показывается большая, красивая скала. У нее несколько названий – Розовые скалы, Кызыл-Таш, Шура-Таш. Это одна из главных, наиболее красивых достопримечательностей реки Инзер.

Скала имеет розовый оттенок. На камнях можно найти отпечатки окаменевших водорослей. Подняться наверх обязательно стоит. Внизу под скалами бежит река Инзер и тянется железная дорога. Не удивительно, что Розовые скалы являются памятником природы.

Через 4 километра от скал на левом берегу раскинулась деревня Бриштамак. Здесь в Инзер впадет сразу две речки с одинаковым названием Бриш. А слово «тамак» переводится с башкирского – «устье». То есть Бриштамак – «устье Бриша».

Здесь останавливается электричка, к железной дороге от расположенного на противоположном берегу Бриштамака ведет оригинально оформленный подвесной мост.

После Бриштамака справа к Инзеру подступает хребет Аютузаклаган, а слева — хребет Зильмердак, подходящей к реке у деревни Зуяк.

Перед деревней в Инзер впадает красивый горный ручей Селигурга. Стекая с хребта Зильмердак, ручей образует небольшие водопады.

Через несколько километров на левом берегу к реке подходит хребет Акбулякъарка.

Отсюда река делает большую П-образную петлю. В этом месте на железной дороге находится остановочный пункт 71-й километр. Именно отсюда путешественники начинают путь к знаменитому башкирскому водопаду Атыш. Можно совершить поход на Атыш и во время сплава. Отсюда к водопаду идет дорога длиной примерно 8 километров.

Ниже на правом берегу большая поляна. У нее есть свое название – Французская. Сейчас в это сложно поверить, но более века назад в этом месте стоял металлургический завод, построенный Французско-Лемезинской компанией. Отсюда и название оставшейся после завода поляны.

Несколькими километрами ниже река приведет к деревне Карагай. Здесь можно закончить сплав, тем более дальше рельеф постепенно смягчается, а долина реки расширяется. Вскоре Инзер выходит на приуральскую равнину.

В деревне Карагай останавливается электричка на Уфу, от реки до железнодорожной платформы совсем недалеко.


























Как добраться до реки Инзер?

Благодаря близости железной дороги попасть на реку Инзер достаточно просто. До станции Тюльма, где начинается сплав, можно доехать на пригородном поезде Уфа – Инзер. На нем же можно и уехать со сплава с любой станции близ реки.

Г. Пакин: [email protected]

Район: Южный Урал.

Вид похода: пеше-водный, КС-2.

Задачи: подготовка к летнему походу по Южно-Муйскому хребту. Есть желание снова посетить Бол. Инзер и Лемезу, пор. Айгир на Мал. Инзере, набрать физическую форму и подготовиться к походу в Забайкалье. На майские праздники это "бешеная тройка", одна из немногих в Башкирии с трудоемкой пешей частью и напряженным катамаранным сплавом на пике паводка. Мощные протяженные шиверы мало подходят для "Щуки", идти на ней лучше на спаде воды, после 15 мая. В реке обнажатся камни, сплав станет интереснее, снег по берегам растает. В классическом варианте поход включает прохождение пор. Матаис на р. Бол. Инзер, с пешей заброской по территории Южно-Уральского заповедника. Подходы и верхнюю часть можно упростить, если начинать сплав по р. Сюрюнзяк от ст. Улу-Елга (20 км).

Ниже приводится отчет 97 г, достаточно полный и информативный. Рук: О. Никифоров, Уфа, и оренбургский 2001 г, рук. Кривонос А В

Все отчеты описывают сплав на катамаране на пике паводка. Уровню воды должен соответствовать выбор судна. Для сплава на "Щуке" я составил таблицу примерного соответствия данного судна для прохождения ключевых препятствий на основных реках Южного Урала. Знак "нет" означает, что лодка "Щука" при данном уровне воды для сплава не годится, и прохождение на ней порога возможно только опытным гребцом, с постоянной катамаранной страховкой и большой вероятностью многократных переворотов. Нужно учитывать, что сильные дожди могут быстро поднять уровень воды в реке на 1-1,5 м. Такой дождевой паводок может продержаться 1-3 дня.

Уровень воды в реке

Пик паводка

(20.04-10.05)

10.05-20.05

20.05-10.06

Летняя межень

Бол. Инзер (Матаис) нет "+" "+" непроходим
Бол. Инзер (Сарышта) "+" "+" "+" проводка
Мал. Инзер (Айгир) нет "+" проводка непроходим
Лемеза (Черная речка) нет "+" "+" проводка
Зилим (Кысык) нет "+" проводка непроходим
Сакмара (Яманташ) нет "+" "+" "+"

Дневник похода.

К сожалению, видимо я последний человек, кто прошел Айгир в том виде, как его помнят многие поколения туристов. Летом 2016 г. РЖД провели работы по укреплению береговой насыпи, спрямив и выровняв русло реки М. Инзер, были раздроблены и убраны крупные камни. Порог перестал существовать: http://i-gazeta.com/news/region102/34579.html?sphrase_id=109902

Поезд № 014 Москва-Магнитогорск прибывает в 01.50 (Мск) на ст. Инзер. В 06.50 (Мск) отправление местного поезда Инзер-Белорецк до ст. Улу-Елга. Билеты продаются в кассе, на перроне и в самом поезде (он состоит из 1 вагона). Проблема "зайцев" здесь полностью решена. После майских праздников туристов в поезде почти нет.

На р. Инзер можно попасть в п. Карталы (о.п. 169 км), до реки меньше 3 км под гору, до моста через Инзер. Недостаток в том, что собирать суда придется под мостом дороги общего пользования, вокруг территория заповедника и за ночевку на берегу реки (и прочие действия) штрафуют.

От ст. Инзер поезд идет по долине р. Мал. Инзер. Воды в реке достаточно, видны участки шиверы и частично пор. Айгир с обливными камнями в русле. За ст. Манява при подъеме на перевал открываются гребни хр. Нары и горб Ямантау с большими пятнами снега.

От ст. Улу-Елга до реки Сюрюнзяк 200 м. Вода упала на 0.5 м, вошла в берега, для сплава вполне достаточно. Лодку собираю на левом берегу ниже низкого моста, проходы под ним полностью забиты плавником. Высота 560 м над у.м., почки только начинают распускаться.


В черте поселка речка шириной 5-6 м быстро течет мелкими протоками среди кустов. За поселком вода собирается в одно русло и начинается шивера длиной 2 км с уклоном 10-12 м/км. Это основное препятствие реки. Крупных камней почти нет, обливняки среднего размера легко обходятся, КС-2. Шивера заканчивается выше моста жд. Под мостом река успокаивается (короткий плесовый участок), ниже перекаты чередуются с участками быстротока и прижимами к кустам. До с. Ишля в 3 км ниже жд. моста встретится один сплошной многолетний завал через все русло, которое здесь достигает ширины 10-12 м. В начале поселка на реке закол из камней, сейчас он под водой, перед ним заметный подпор. Дальше острова, быстрые извилистые протоки. За пос. Ишля виден оранжевый железный щит на правом берегу. Здесь водосброс плотины высотой 0.3 м, выстеленный металлическими листами (опасны зазубрины). Проходить не рекомендуется, хотя воды достаточно. У левого берега есть чистый проход в ширину лодки. Ниже этого препятствия сложный участок с крутыми поворотами и сильными прижимами под нависающие кусты длиной 500 м. Он заканчивается после впадения р. Ишля (л). Ниже кроме завалов, препятствий нет. Река шириной 12-15 м быстро течет среди кустов и напоминает паводковую речку средней полосы с длинными мелкими перекатами в широком русле. Перед впадением в Инзер встретятся опоры моста разрушенной узкоколейки. Весь сплав (20 км) занял 2 ч 30 мин ходового времени, включая преодоление завалов. По такой низкой воде быстрее вряд ли получится.


р. Бол. Инзер. Устье р. Сюрюнзяк (л).

Бол. Инзер быстро течет в русле шириной 30-40 м. Участки быстротока чередуются с простыми перекатами Сплав сложностей не представляет. Ниже п. Карталинская Запань река петляет между однообразными горными отрогами, покрытыми лесом. Берега красивы, но ориентирование затруднено. На этом участке мало хороших стоянок. До начала шиверы Сарышта в этот день я не дошел 10 км, хотя в паводок катамараны проходят весь участок за 7 ходовых часов.


Сложность пер. Сарышта (до 3 КС!) сильно преувеличена. Это прерывистая серия мелководных каменистых перекатов в широком русле с редкими одиночными валунами. Просмотр не нужен. Пристать можно в любом месте, по берегам много хороших стоянок. В паводок полностью заливается водой, и на реке стоят пологие валы высотой до 0.5 м. В межень непроходима для деревянных плотов, тащить 5-6 км плот по сухим камням мало кому под силу. Отсюда и её "грозная" слава. Многие перекаты ниже д. Кызыл-Ярово гораздо интереснее. Хотя серьёзных перекатов на Инзере нет. Перекат начинается ниже впадения р. Сарышта (л). Это крутопадающая речка шириной 5-6 м весной пригодна вблизи устья для спортивного сплава, однако перекрыта сплошными завалами через каждые 100 м. На стрелке с Бол. Инзером в лесу отвесные скалы высотой 30 м на её правом берегу. На правом берегу Бол. Инзера за поляной (Бердина поляна) каменистая россыпь и высокие скалы над ней.



Река Казмаш в паводок также пригодна для спортивного сплава, имеет уклон 10-15 м\км. В верхнем течении препятствия до 3 КС, в основном вызваны завалами на быстром течении. Последние 6 км долина расширяется, по берегам тянется широкая лесистая терраса, есть плохая дорога. Река шириной 6-8 м быстро течет в каменистом русле, часто разбиваясь на протоки. По левому берегу в стороне от реки тянутся скалы высотой до 100 м. После 10 мая сплав по ней невозможен.


Раньше в устье р. Казмаш был поселок. Сейчас остались большие поляны на левом берегу р. Бол. Инзер. Дороги, обозначенные на картах, используются редко, многие заросли и исчезли. Так полностью заросла дорога на Зилим. В межень ездят в основном вдоль реки, часто переправляясь с берега на берег.

Ниже устья р. Казмаш река поворачивает на север, почти непрерывно идут несложные перекаты. На левом берегу встречаются скальные стены свыше 100 м высотой.


Вдоль реки, спрямляя излучины, идёт наезженная дорога. В д Кызыл-Ярово деревянная изба-гостиница и баня для организованных тургрупп. В д. Ремашты, Янаул новые фермы (по одной семье). В п. Инзер станция расположена на окраине, ближе к устью р. Мал. Инзер. Со слов местного жителя, в 2015 г. в п. Инзер была вспышка клещевого энцефалита (12 человек). Населению делают прививки. От моста через Мал. Инзер по шпалам до вокзала 1 км. Поезд на ст. Айгир отходит в 19.06 (Мск), 17 км, 30 руб за билет, время в пути 30 мин. Вдоль реки садово-дачный поселок, по улице 500 м вверх по реке до впадения левого притока на окраине поселка. Ниже его устья на берегу р. Мал Инзер хорошая поляна для сборки судов и ночевки, с плавным спуском к воде.

Уровень воды в реке на 1 м ниже максимального. Мимо дачного посёлка быстро сплавляюсь к началу порога. Правый берег реки - крутая скальная стена.


На левом берегу перед началом порога хорошая стоянка. С неё видна железнодорожная насыпь с окном водопропуска и правый поворот реки.


Порог начинается несколькими грядами камней поперёк русла, между ними промежутки гладкой воды. До жд. насыпи одна гряда камней, сразу после неё на правом повороте вторая. Обе я оценил как разминочные, в среднюю воду 2 КС.


Ниже до левого поворота реки тянется участок шиверы с крупными глыбами у левого берега и в центре русла. Берега сужаются, возрастает глубина и скорость течения.


Перед левым поворотом реки я наметил место промежуточной чалки за крупной глыбой у левого берега. Здесь короткий участок гладкой воды. Река входит в поворот, берега суживаются ещё больше, до 10-12 м, уклон реки превышает 20 м/км, в русле крупные обливные камни в шахматном порядке. Эти 200 м шиверы я оценил КС-3+.


Следующий 300- метровый участок до порога "Синие скалы" также загружен камнями, но уклон уменьшился, увеличилась ширина русла. Из-за камней уменьшилась и скорость течения. Сам порог "Синие скалы" (правый берег-отвесная скала, уходящая в воду) выглядит как короткий перепад через гряду камней со свалом воды под скалу правого берега. У скалы несильный прижим и длинная косая бочка на выходе высотой 0,5 м. Камни лежат плотно, их много, они рвут струю на короткие хаотичные сливы. Четкой линии движения не видно.


Решаю проходить под левым берегом через водосброс высотой 0,5 м, в обход прижима и бочки под скалой. За водосбросом можно успеть уйти вправо на струю или выброситься на полуобливные камни на выходе. Вооружившись такой стратегией, возвращаюсь к началу порога. Под жд. насыпью вдоль реки идёт заросшая строительная дорога. На ней много стоянок вдоль всего порога. Иногда для просмотра нужно спускаться к реке.

Спасжилет, шлем, юбка. Начинаю сплав. Поскольку страховщики, сигнальщики и прочие спасатели отсутствуют, двигаться буду с промежуточными чалками перед ключевыми участками. Ориентиры плохо видны с воды, их не мешает вспомнить перед прохождением, да и короткую трассу легче запомнить. Это не валы, а камни, на которых легко потерять судно. Первую гряду камней прохожу уверенно, по прямому сливу. Пытаюсь зачалиться у водопропуска жд. насыпи, здесь хорошее улово, но бетонная стенка круто уходит в воду. Очень неудобный выход на берег. Пересекаю струю и следующую ступень просматриваю с правого берега. Здесь крупные глыбы и короткая полоска песка. Вторую ступень прохожу в центре по водоскату, затем ухожу под левый берег в слив между двух больших обливных камней (здесь в большую воду стоит первая бочка под левым берегом). Дальше просто сплываю в заводь позади крупной глыбы левого берега, за которой я наметил место промежуточной чалки. После короткого отдыха прохожу крутопадающий участок шиверы. Лодка вязнет в пене, с опозданием начинает реагировать на гребки. Линию движения удается выдерживать, но это получается с трудом. Чувствую пару сильных пинков под сиденье от незаметных в пенной струе камней.


Наконец шивера ослабевает и следующий участок кажется простым. Появляется желание пройти до конца. Давлю его в себе и чалюсь перед порогом "Синие скалы". После сложной шиверы порог проходится неожиданно легко. Лодка четко слушается весла, остается куча времени для маневра. Прыгаю в водосброс на камни, даже не задев их, успеваю выйти на струю, носом игриво цепляю край косой бочки, и порог пройден.


Спускаюсь на 2 км вниз по шивере до следующих скал. Шивера плотно забита камнями, много полуобливных, сплав напоминает игру "в шашечки" на дороге. Чем выше скорость, тем быстрее нужно крутить задницей и совершать откренивание. Иногда чувствую, что быстрее уже не получается. Тут же следует пинок под сиденье от пропущенного валуна. В общем, нормальный уральский сплав по малой воде. На правом берегу вырастает следующая скальная стена высотой 120 м. Река сваливается под неё и образует подряд два красивых прижима с небольшими валами на выходе, сейчас не опасных.


Напротив скалы на левом берегу отличная стоянка, которой решаю воспользоваться. Дальше вниз по реке остров с обсыхающей в малую воду крутопадающей правой протокой. Его нет на карте. Ниже впадает р. Катаскин (Л).

Общее впечатление: несмотря на низкую воду, Айгир - сложное препятствие. На довольно "шиверистой" р. Теберда (кавказская "тройка") шивер такой сложности я не встречал. Это нормальная "фоновая" 3 КС, типичная для сибирской "четверки" в малую воду. Высокая скорость течения и каменистые берега затрудняют причаливание. При попытке пристать к берегу лодка на высокой скорости получает сильный удар на береговых камнях, который повреждает носовую часть и отбрасывает её снова на струю, заставляя повторять всё заново. То же самое происходит и в паводок с катамараном. Я использовал способ, хорошо зарекомендовавший себя на Памире. Разворачивался на струе против течения чуть выше выбранного места чалки и, разогнавшись против течения, спокойно приставал к берегу.

Сегодня я хочу совершить обзорный выход на хр. Караташ, скалы которого нависают над ст. Айгир. Подъём "в лоб" здесь довольно крут и ведет на скальные площадки отм. 742,8 м - северной вершины хребта, круто обрывающейся к реке. Из-за близости станции они посещаются довольно часто. Хотя логичнее выходить на них по гребню, набрав высоту по дороге на юг от поселка вдоль левого притока р. Мал. Инзер. Я же хочу выйти в район главной вершины хребта - отм. 919,9 м, с голой каменистой вершиной, выходами скал и отдельными пятнами снега на склонах.


От места моей стоянки ближе подниматься по дороге вдоль р. Катаскин, следующего притока (л). С больших полян в его устье открываются красивые виды на хр. Мал. Ямантау.


Дальше дорога идет вдоль русла реки до пересечения с Инзерской веткой газопровода Уфа-Сибай. Она идет на юг вдоль р. Катаскин и совпадает с дорогой на карте. Трасса шириной 50 м недавно расчищена, ежедневно производится её облет на вертолете, стоят удобные километровые отметки. Дорога часто пересекает вброд мелководную в это время р. Катаскин, (хотя на кустах видны паводковые клочья травы на высоте 1 м), постепенно набирает высоту в живописной лесистой долине. Через 4 км она длинным 3-х км подъемом поднимается на хр. Караташ в районе отм 793 м и переваливает на восток в район ст. Юша. Вершина покрыта лесом, склоны хребта представляют собой заросшую вырубку. Грунт влажный, местами склоны заболочены, труднопроходимы из-за густого подлеска. Решаю вернуться по пути подъёма.

Вернувшись к стоянке, проверяю оставленные метки уровня воды. Дождей не было целую неделю, Мал. Инзер поддерживает уровень за счет снегового питания со склонов Ямантау. При этом уровень воды ежедневно падает на 5 см, шивера становится медководной, а сплав теряет спортивную привлекательность. На р. Лемеза в верховьях нет больших снеговых полей и пороги могут оказаться без воды. Решаю доплыть до ст. Инзер и сняться в г. Уфа, а пеший переход на р. Лемеза совершить в следующий раз, когда будет больше воды.

6 день: сплав по р. Мал. Инзер от устья р. Катаскин до п. Инзер (15 км).

Средний уклон реки ниже порога 4 м/км. Участки мелководной шиверы сменяются несложными каменистыми перекатами. В 500 м выше моста жд. через р. Мал. Инзер в малую воду обнажается порог - горизонтальные сланцевые плиты полого спускаются с левого берега в воду, достигая середины реки. На правом берегу скала. С плит образуются широкие пологие мелкие водоскаты высотой 0,5 - 0,7 м у левого берега, справа каменистый перекат.


Под мостом первый плесовый участок. Ниже бурный перекат с прижимом к скале левого берега и валами высотой 0,5 м на выходе. Дальше бурные перекаты чередуются с широкими разливами на каменистом мелководье и короткими плесами. Поражает маловодность правого притока р. Реветь. За п. Реветь уклон уменьшается, река становится шире, на перекатах вал высотой до 0,5 м. Мелководные перекаты тянутся до п. Инзер. Здание жд. вокзала видно с воды (100 м от реки через жд. пути).


В 16.30 сажусь в электричку Инзер-Уфа через ст. Дема. Проезжая о.п. 95 км (д. Бриштамак) из окна вагона вижу хорошо накатанную дорогу, уходящую вверх по правому притоку в сторону деревни Бриш. Это новая дорога проложена в д. Искушта и по ней ездят на р. Лемеза, взамен упоминаемой в отчетах тропы. Через 2 часа поезд прибывает на вокзал г. Уфа.



Читайте также: