Людоеды, живущие на деревьях: племя короваи в Папуа-Новой Гвинее. Караваи — племя бывших людоедов Караваи племя

Глубоко в труднодоступных джунглях юго-восточной индонезийской провинции Папуа, приблизительно на 150 километров вглубь страны от Арафурского моря, живет племя Короваи – клан, полностью изолированный от остальной части мира. Они - охотники-собиратели, живущие в малочисленном обществе традиционных семейных связей, которое должно разделить все, что они имеют, чтобы выжить. До их открытия голландским миссионером в 1974, у Короваи не было вообще никаких контактов с внешним миром.

Люди племени Короваи живут в домах на деревьях, располагающихся в высоте от 6 до 12 метров, но некоторые из них поднимаются на целых 35 метров над землей. Обычно дома основаны на единственном дереве, но часто фундамент дома состоит из нескольких стволов, что обеспечивает дополнительную поддержку. Эти дома на деревьях защищают семьи не только от роев москитов на уровне ниже, но также и отражают нападения раздражающих соседей и злых духов.

Чтобы построить дом на дереве, отбирается крепкое дерево Баньяна, чтобы функционировать как центральный оплот. Верхушка дерева удаляется и сначала строится структура пола из пальмы саго. Стены и крыша создаются из тех же самых листьев.

Настил должен быть довольно сильным и прочным, поскольку дома на деревьях часто служат домом целой дюжине человек. Сухие лианы и стволы деревьев с надрезами протянуты от основания дома на дереве, чтобы забираться наверх. Эта лестница дрожит от каждого шага и предупреждает жителей, что посетитель на подходе.


Korowai - превосходные охотники-собиратели. С начала 1990-ых некоторые из них стали сотрудничать с туристическими компаниями, продающими туры в эту область, что приносит им умеренный дополнительный доход. Это удивительно, ведь меньше чем два десятилетия назад они даже не знали, что мир существовал вне их джунглей.


В 90-х годах посторонние люди начали эксплуатировать эту область в поисках ценного дерева агару, или агарового дерева. В 1997 году за 1 килограмм агару, собранный местным папуасом, давали 4 доллара. В конечном счете торговец продавал его в на ближневосточном и европейском рынке за тысячу долларов. Эта деятельность также повлекла распространение проституции в джунглях, поспособствовав распространению эпидемии СПИД по всей территории Папуа. В конечном счете эта торговля закончилась в 1999.


О племени Короваи снято несколько документальных фильмов. В 1993 году съемочная группа зафиксировала строительство дома на дереве, а так же практику людоедства, как форму уголовного судопроизводства. В 2011 году племя показали по BBC в передаче "Human Planet".



В продолжение советую вам посетить подборку самых невероятных домов на деревьях , где можно посмотреть на очень интересные проекты.


Всего несколько десятков лет назад аборигены из племени короваи даже не догадывались, что, помимо них, на земле есть и другие люди. Поговаривают, что чужеземцев, осмеливавшихся прийти на их территорию, они убивали и съедали, не слишком заботясь о том, чтобы выйти на контакт с цивилизованным миром. Пожалуй, этим дикарям, живущим на деревьях , вполне комфортно и без непрошенных гостей.




Традиции папуасов, обитающих в Папуа-Новой Гвинее , могут вызвать недоумение у большинства читателей, ведь живут они абсолютно по другим правилам, чем мы. Дома строят на деревьях баньяна на высоте от 10 до 50 м, верят, что так смогут защитить себя от злых духов (а заодно и от диких животных, и от соседских племен). Внутри каждого жилища оборудуют минимум два очага – отдельно для мужчин и для женщин с детьми. Правда, у короваев процветает многоженство, так что в доме может быть несколько очагов.







Питаются короваи мукой из стволов сагового дерева, иногда мужчины охотятся на дичь, любимое местное лакомство – личинки насекомых, единственный источник протеина. Охотники орудуют луками и копиями с каменными или костяными наконечниками, поскольку бронзовая эпоха в этом племени так и не настала, о существовании металла папуасы не знают. В хозяйстве используются ножи из заточенных костей животных.



Примечательно, что средняя продолжительность жизни короваев – всего 30 лет, при этом мужчины живут меньше, чем женщины. Умирают они, что называется, вечно молодыми и вечно пьяными. У местных аборигенов странная традиция – курить все свободное время. При том к пагубной привычке дети могут пристраститься с 5-6 лет, женщины тоже не гнушаются подымить.





Одежду короваи не носят, надевают лишь причудливые украшения, женщины могут изредка пощеголять набедренной повязкой, мужчины – футляром для причинного места (при этом, в коллекции настоящего мачо таких футляров два – повседневный и парадный, на выход).


Отшельники агхори из Варанаси – дружелюбные каннибалы-трупоеды .

June 15th, 2016

Несмотря на повсеместное использование достижений науки и техники, в юго-восточной части индонезийской провинции Папуа затерялся небольшой участок территории, куда прогресс еще не добрался. Место напоминает уголок каменного века, население которого придерживается первобытного уклада жизни

В начале 70-х годов прошлого века в центральной части острова Новая Гвинея голландские путешественники обнаружили племя людей, живущих на деревьях. Для защиты от набегов соседних племен папуасы-короваи строили жилища в джунглях на высоте более 15 метров. Христианским миссионерам удалось прекратить бесконечные войны между аборигенами. Большинство кланов освоились в предлагаемой европейцами среде и сейчас довольно дружелюбно относятся к чужакам.

Тем не менее «высотки» продолжают строить.


Фото 2.

Район обитания короваи – труднодоступный участок между труднопроходимыми горами и двумя крупными реками. Численность племени не превышает тысячу человек, а образ жизни не менялся веками. Железо им не известно, практически нет домашней утвари, для охоты и работы пользуются каменными и костяными орудиями, вооружены луками и копьями.

Фото 3.

Племя состоит из нескольких крупных семей, племенного вождя или шамана нет. Еще одной причиной жизни в кронах деревьев является боязнь прихода колдунов. На ночь вся семья вместе с припасами и животными поднимается по лестницами из гибких лиан в поднебесные жилища.

Фото 4.

Главным источником пищи для короваи - саговое дерево. Для приготовления используют все – листья, плоды, древесину. В племени делают муку с помощью каменных жерновов, затем ее добавляют в блюда из личинок, кореньев и плодов, к мясу диких коз, кабанов, рыбе. Особым деликатесом считают яйца жуков, которые иногда удается найти в подгнивших листьях. Они поджариваются и подаются как главное блюдо на праздничном застолье.

Фото 5.

Короваи думают о перспективе – они обязательно высаживают новое саговое дерево на месте срубленного. Еще одним объектом безграничной любви и поклонения являются свиньи. Их ловят в силки и приручают, со временем дикий зверь становится совсем домашним и выполняет функции сторожевой собаки. На них же перевозят вещи и детей. Свиньи настолько ценятся в племени, что поросят женщины кормят грудью, а пойманных на воровстве свиней тут же убивают.

Фото 6.

Одежды в племени не носят. Женщины ограничиваются набедренной повязкой и множеством причудливых ожерелий из ракушек и кабаньих клыков, в носы продевают косточки летучих мышей. Мужчины же настоящие модники. Единственным предметом их одежды является футляр на пенис. Причем их у каждого мужчины как минимум два – повседневный и парадный. Парадно-выходной «костюм» украшен мехом и имеет самую причудливую форму, соответствующую последним веяниям местной моды!

Все племя короваи постоянно курит – женщины, дети, мужчины – сворачивают сигареты из листьев и смолят не переставая.

Фото 7.

Понятие семья у короваи довольно примитивное. Все женщины племени принадлежат всем мужчинам. При этом только раз в году во время цветения сагового дерева проходит праздник соития – массовый и всеобъемлющий. При этом в племени остается группа молодых девушек, на которых не претендует ни один мужчина. Они предназначены для выдачи замуж в соседние племена, для принесения в жертву духам на ближайших праздниках (другими словами – на съедение).

Да, в племени развит каннибализм. Это явление существует как ритуальное: съесть врага, чужака, особенно белого – значит получить его смелость, силу, здоровье, бессмертие.

Фото 8.

Срок жизни в племени не большой – мужчины в среднем до 30 лет, женщины немного больше. Потеря близких большое горе для всех. по традиции женщины в память о покойном отрезают фалангу своего пальцы, а мужчины надрезают ухо. Мужчины в племени гибнут часто, потому некоторые женщины остаются к концу жизни совсем без пальцев.

Фото 9.

Особо отличившихся и уважаемых покойников мумифицируют, но это очень высокая честь и выпадает она редко. Обычно же трупы оставляют завернутыми в листья на земле для диких животных.

Опасностей поджидает племя короваи много – укусы ядовитых насекомых, ранки и царапины, долго не заживающие в тамошнем климате, несчастные случаи на охоте. Но главной опасностью являются занесенные извне миссионерами и путешественниками инфекции. Их убивает обычный грипп, краснуха, корь, туберкулез…

Их маленький мирок может погибнуть от малейшего толчка. Но при этом мир короваи постепенно суживается, цивилизация наступает, уничтожает джунгли в тропиках….

Фото 10.

Подобная архитектура для жителей племени короваи не более чем способ обезопасить себя от наводнений, насекомых и хищников, живущих внизу. Кроме того, местные жители верят, что тем выше находится дом, тем он недоступнее для злых духов. В домах живут семьями, количество членов которой может достигать 12 человек. Нередко вместе с собой наверх караваи поднимают и всех домашних животных.

Фото 11.

Давайте почитаем, что пишет путешественник Леонид Круглов о своем пребывании в этом племени.

Я хотел добраться до самых диких кланов племени. В миссионерской деревушке Сенгго я нашел двух папуасов, знающих английский, и мы отправились в путь.

Четыре дня мы шли по безлюдным болотистым джунглям, пока один из проводников не заметил на опушке леса шалаш длиной около шести метров и шириной в два. Вокруг ни души. Внутри пусто. Уставшие, мы свалились на бамбуковый пол и задремали...

Фото 12.

Неожиданно проснувшись, прямо над собой я увидел лицо сгорбленного старика в набедренной повязке. Седая борода, растрепанные волосы и огромные белки глаз - дядюшка Ау из советского мультфильма! Он пристально разглядывал меня. Я толкнул в бок спящих провожатых. Они вскочили на ноги, чем испугали старика, заставив его скрыться в неосвещенном углу дома. После коротких переговоров на местном наречии незнакомец успокоился. Как оказалось, дядюшка Ау, а вернее Вунинги, - хранитель огня из клана саях. Его семья соорудила шалаш, в котором временно остановятся члены клана. Они соберутся через несколько дней на ритуал строительства дома на дереве. А пока Вунинги принес сюда огонь: пламя тлело в небольшом расщепленном полене, в которое были вложены сухие листья. Так короваи и другие папуасы переносят огонь на дальние расстояния.

Фото 13.

К следующему дню в шалаше собралось человек тридцать. Хозяином будущего дома был высокий мужчина Они. Как мне объяснили, для строительства нового жилища у него два повода: во-первых, старое пришло в негодность, а во-вторых, Они готовился стать отцом.
По правилам хозяин будущего дома обязан устроить пир для всех собравшихся. Главное угощение - личинки жука-дровосека. Чтобы запастись ими, Они заготовил несколько саговых пальм за месяц до начала церемонии - срубил их и оставил гнить в болоте.

Фото 14.

Все представители клана отправились в чащу. Я с ними. На месте Они срубил верхний слой с одной из лежащих пальм. Внутри кишели жирные белые личинки сантиметра три-четыре в длину. Короваи возликовали и тут же стали поедать их. Видя, что я стою в стороне, Они собрал несколько личинок в пальмовый лист и принес мне. Я попытался отказаться, но виновник торжества нахмурил брови.

Это дочь Матери саги. Все, кто будет строить дом, должны съесть ее, - он протянул мне одну личинку, предварительно оторвав ей голову.

Фото 15.

Сага - основное дерево, которое используют короваи для строительства. Потому и главное их божество - богиня саги. Не съесть личинку - значит отказаться от своеобразного первобытного причастия и тем самым оскорбить племя. Почти зажмурившись, я проглотил «лакомство» и, к своему удивлению, отметил, что по вкусу оно похоже на белый гриб. Они одобрительно похлопал меня по спине.

Пир продолжался два дня. Вечерами члены клана собирались у костра, курили трубку и рассказывали друг другу новости. Так шла подготовка к основной части ритуала.

Фото 16.

Рано утром все члены клана отправились в лес. В чаще росли мощные баньяны высотой около 15 метров. Но короваи прошли мимо них и приблизились к тому, что был как минимум в два раза выше.

Этого дерева достоин Они, самый сильный в нашем клане, - сказал Вунинги. - Чем сильнее человек, тем выше он должен жить.

Фото 17.

Возле баньяна уже лежали очищенные от коры тонкие стволы саговой пальмы. Их, видимо, заготовили заранее. Несколько мужчин схватили два ствола и вскарабкались по дереву. Двое других, используя мягкую кору как веревки, стали привязывать к стволам нарубленные заранее толстые ветви. Получилась лестница высотой около 10 метров. На этом уровне началось строительство площадки, которую я принял за основу будущего дома: прямо на дереве короваи вязали настил наподобие плота. К ночи работа была закончена.

Фото 18.

На следующий день около полудня я обнаружил, что вчерашний «плот на дереве» был лишь первой площадкой. Метров на 10 выше уже по явилась вторая, поменьше. Сами же короваи сидели почти у верхушки и срубали тонкие ветви, оставляя лишь толстые сучья, которые должны были послужить фундаментом дому.

Фото 19.

К вечеру большинство короваев отправились в шалаш, но несколько мужчин продолжили работу. Два человека находились на верхушке. Двое других стояли на площадках: один - на верхней, другой - на нижней - и подавали стволы саговой пальмы наверх, где из них вязали очередной «плот» - пол будущего дома. Короваи не сделали перерывов в работе даже ночью.

Фото 20.

Утром третьего дня на высоте примерно метров 20–25 над землей возвышался дом. В длину он достигал шести метров, в ширину - трех. Крыша была сделана из пальмовых листьев.
Нажмите для увеличения

Ты должен подняться, таких домов нигде не увидишь. В клане у меня самый «высокий дом», - сказал Они и подтолкнул меня вперед.

Фото 21.

На второй площадке лестница закончилась. К дому можно было подняться только по свисающему стволу сагового дерева с засечками вроде маленьких ступенек. У меня получилось с трудом.

Так мы защищаемся от чужаков, - объяснил Они. - Конец ствола закреплен только к потолку дома. Если кто-то попытается вскарабкаться, я сразу об этом узнаю, увидев, что ствол качается.

Фото 22.

Через отверстие в полу я попал в жилище. Хижина без окон и дверей была довольно мрачной. Свет поступал через два небольших отверстия в крыше. Их, как объяснил Они, сделали для того, чтобы духи животных могли заходить в дом и выходить из него. Тогда, по поверьям, тут всегда будет достаток.

Вечером хозяин дома убил кабана. У подножия баньяна развели костер. Несколько человек собрались вокруг и запели что-то лирическое.
Они сидел в стороне вместе с избранницей, улыбался и смотрел наверх, туда, где находился их новый дом. Дом на дереве, который мужчина построил для своего сына.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Фото 51.

Фото 52.

Фото 53.

Фото 54.

Фото 55.

Фото 56.

источники

Кажется, хижина вот-вот распадется от малейшего дуновения ветра, однако жители Новой Гвинеи на такую высоту каждый вечер поднимают не только всю семью и мелких домашних питомцев, но и крупный скот .

Короваи и Комбаи строят свои жилища на высоте десятки метров. Племена свято верят в то, что так они избавляют себя от злого колдовства . Но есть еще одно существенное преимущество жизни на высоте - во время ливней дому не грозит подтопление .

Население Короваев до сих пор остается не изученным. Ученые предполагают, что их на острове около 2-3 тысяч . Они ведут кочевой образ жизни и, как и Комбаи, живут в труднодоступных дебрях джунглей.

Племена строят хижины на высоте 10-20 м - выше всех других племен острова. Но можно найти жилища, построеные на высоте 50 м над землей. Возможно, именно поэтому Короваи и Комбаи наиболее известные племена Новой Гвинеи, которых не коснулась цивилизация.

Преимущества жилья под небесами над жизнью в пещерах, которых здесь, кстати, немало, очевидны. На такую высоту не сможет добраться ни один хищник, а еще в доме всегда сухо, тепло и светло . В пещерах же опасные хищники, избыточное количество влаги и разные насекомые отнюдь не способствуют тому, чтобы рожать и воспитывать там детей. Итак, за исключением тяжелого подъема своеобразными ступеньками, хижины на деревьях - практически идеальное жилье .

Короваев еще называют «людьми, живущими на деревьях». Они в основном занимаются охотой и собирательством . Религия их до сих пор не изучена, хотя были успешные попытки обратить их в христианство.

Племена Комбав и Короваев открыли лишь в 1970-м , но до сих пор есть группы, не имевшие контакта с европейцами .

В непроходимых тропических джунглях Папуа-Новой Гвинеи даже в XXI веке можно встретить живых представителей «каменного века» — древесных людей или племя караваев. Родина папуасских аборигенов отделена от остального «цивилизованного индонезийского мира» двумя бурными реками и чередой труднопроходимых гор.

Первооткрывателей этого племени поразили банановые хижины, которые караваи воздвигали на деревьях, на отметке 40 метров над землей. Эти дома-клетушки на вершинах тропических деревьев дикое племя строило, сколько себя помнит. Стены таких человеческих скворечников представляют собой плотно сплетенную кору и пальмовые листья. Взобраться в дом можно по тонкой бамбуковой лестнице, которую на ночь забирают, чтобы караваев не посетили иноплеменные колдуны. Если же хозяин дома заметит врага – незваного гостя тут же настигнет точная стрела. В домах аборигенов нет никакой утвари и тем более мебели, туалетом служит небольшое отверстие в полу. Если кто-то в доме умирает – караваи переселяются в другую банановую хижину, а тело покойника заворачивают в пальмовые листья и отдают на съедение диким животным. Если умерший был дорог кому-то из племени, то в память о нем мужчины надрезают себе мочку уха, а женщины — фалангу пальца.

Караваи не обременены семейными узами, зато у каждого представителя племени должен быть свой кабанчик, который выполняет и роль сторожа, и перевозчика, и живой игрушки. Часто на таких поросятах катаются маленькие дети. Животное нужно добыть самостоятельно – поймать в джунглях и приручить. Детенышей диких кабанов женщины племени кормят своей грудью. За кражу этого «домашнего питомца» приговор один – смерть. Свиньи также служат валютой между караваями и соседними племенами, за них можно купить даже жену.

Караваи исповедуют «свободную любовь», причем мужчины племени имеют право на любую женщину. Но «праздник соития» в этих джунглях происходит только раз в год – в период цветения сагового дерева. После долгожданного сексуального акта женщина обязана забеременеть. Кстати, эти саговые деревья являются основной пищей племени, караваи съедают его полностью: в листья заворачивают личинки, плоды едят сырыми, а древесину перетирают на жерновах на муку, из которой готовят пресные лепешки, и даже пироги.

Караваи почти всю жизнь ходят в чем мать родила. По праздникам женщины могут надеть незамысловатые набедренные повязки, а мужчины «котек» — особый деревянный футляр на интимное место. Часто эти «котеки» делают разных форм, моделей и украшают мехом или перьями.

Фото. Жизнь и дома на деревьях. Племя Караваев, аборигены Папуа-Новой Гвинеи.

Фото. Аборигены Папуа-Новой Гвинеи. Племя Караваев.

Фото. Племя Караваев. Жизнь и дом на деревьях.

И еще — увлекательное видео про обычаи племени караваев в Папуа-Новой Гвинее из цикла магия приключений — «Человек на дереве».



Читайте также: