Кроссворд жизнь организмов в морях и океанах. Самые удивительные обитатели океана

Оплетение из резинок. Чехлы для вазы и подсвечника

Расположи станок так, чтобы стрелки у колышков показывали в правую сторону. Начни со второго колышка, надень 4 розовые резинки, скрутив их в виде цифры 8. Опусти резинки вниз.

Надень 3 розовые резинки в виде цифры 0 на колышки между резинками предыдущего ряда.

Начни с третьего колышка. Крючком подхвати нижнюю резинку и натяни ее на верхнюю резинку. Переходи к следующему колышку и снова натяни нижнюю резинку поверх той, что расположена сверху. Повторяй это действие до конца ряда.

Резинки в начале и конце ряда должны быть перекручены. Сними их с колышков при помощи крючка, перекрути 1-2 раза и снова надень на колышки.

Натяни 4 желтые резинки в виде цифры 0 от 2-го колышка к 3-му, от 4-го к 5-му, от 6-го к 7-му и от 8-го к 9-му.

Снова при помощи крючка натяни нижние резинки на верхние. Каждый раз смещай резинки вниз.

Надень 3 желтые резинки на колышки между резинками предыдущего ряда, начиная с третьего, колышка. Снова натяни нижние резинки поверх верхних.

Продолжай плетение в лиловом цвете. Сначала снова надень 4 резинки на колышки, натяни их поверх нижних резинок, затем надень три ре-, зинки и натяни нижние на верхние. Выполни таким образом пять рядов разного цвета.

Дойдя снова до розового ряда, продень 4 резинки через бусины. Надень резинки на колышки так, чтобы бусины находились посередине. Продолжай работу так же, как в предыдущих рядах. Сплети в общей сложности 18 рядов, при этом в каждом розовом ряду вплетай бусины.

Для завершения работы при помощи крючка сними последнюю резинку со второго колышка и перекинь ее на третий колышек.

Затем перекинь резинку с 4-го колышка на 5-й, с 6-го на 7-й и резинку с 9-го колышка в обратном направлении на 8-й колышек.

Поочередно при помощи крючка снимай по две петли вместе и вдевай в них С-образный замок. Вдень таким образом все 4 замка.

Зацепи замки в начале плетеного полотна, для этого следует хорошенько подтянуть его, чтобы противоположные пары резинок находились на одном уровне.

Надень чехол на вазу. Натяни еще несколько резинок на горлышко вазы и прикрепи подвеску -все готово!

Почти настоящий дракон

У южных берегов Австралии обитает замечательное животное – . Название совершенно четко характеризует пегаса, он является ближайшим родственником морского конька, но при этом, как и мифологический конь, имеет «крылья». Его еще называют лиственный морской дракон, так как укрывающие его тело «крылья» больше похожи на листья дерева.

Встретить морского пегаса сложно, а узнать при встрече – практически невозможно. Больше всего он похож на лениво колышущуюся в набегающих потоках воды водоросль. Так что аквалангист, даже вплотную столкнувшись с морским драконом, скорее всего, проплывет мимо, не обратив на хитреца никакого внимания.

Чтобы еще лучше укрыть себя от посторонних глаз, пегас имеет привычку заплывать в заросли настоящих водорослей и цепляться там за какую-нибудь веточку. Теперь его уже точно от растения не отличишь! А для пущей маскировки морской дракон, подобно хамелеону, еще и перекрашивает свои «листья» под цвет окружающей среды.

Поскольку защищаться дракону от хищников нечем – ни зубов, ни когтей у него нет, да и скорость перемещения невелика (всего 150 метров в час), маскировка «под растение» – единственный для него способ выживания. Правда, сам дракон – хищник. Его любимая пища – мелкие рыбки и креветки. Как уже говорилось, зубов у дракона нет, а потому он просто засасывает свою добычу, и затем переваривает ее.

«Слуга Люцифера»

Еще один обитатель Мирового океана, непонятно по какой причине награжден исследователями устрашающим названием – адский вампир – никаких признаков «адского» и «вампирского» не имеет. Этот маленький головоногий моллюск кровь не пьет и в связях с нечистой силой замечен не был.

Первым описал этот реликтовый вид в 1903 году некто Карл Хун, немецкий зоолог. Согласно его описанию, средняя длина адского вампира составляет 15 см, а максимальная – не превышает 30 сантиметров. Моллюск имеет студенистое тело с восемью щупальцами, соединенными между собою перепонками.

Правильнее было бы назвать это животное морской фотовспышкой, так как защищаться от хищников моллюску помогают фотофоры – органы свечения, которыми укрыто практически все его тело. Моллюск способен генерировать световые вспышки длительностью от сотых долей секунды до нескольких минут, что в совокупности с хаотическими движениями тела, дезориентирует нападающего. Также адский вампир может создавать голубое свечение вокруг своего тела, в результате чего хищник видит вместо добычи лишь размытое пятно. Если же вампир чувствует себя загнанным в угол, то он выпускает липкое облако биолюминесцентной слизи, светящейся на протяжении десяти минут. За это время моллюск обычно успевает скрыться.

Обитает адский вампир на глубине 400-1000 метров, там, где концентрация кислорода минимальна, а питаться предпочитает мелкими ракообразными. Его же охотно поедают киты, ластоногие и крупные глубоководные рыбы. Если в очередном конфликте вампир теряет часть своих щупалец, то они в скором времени отрастают заново.

Жуткий Думбо

А это комичное морское чудо скорее уже из детских кошмаров. На первый взгляд – мягкая детская игрушка с забавной мордочкой и смешными слоновьими ушами, а на деле… Знакомьтесь: осьминог думбо, или гримпотейтис, обитающий на глубинах порядка пяти тысяч метров.

Обычно осьминоги кусают свою жертву. Это же студенистое животное отличается от своих собратьев тем, что заглатывает добычу целиком.

Охотиться за самим думбо бесполезно – при желании он способен с помощью своего реактивного «двигателя» развивать бешеную скорость и может запросто скрыться от любого противника. А если это не поможет, и осьминог попадется кому-либо в зубы, то он сбрасывает верхний слой кожи, и таким образом оказывается на свободе.

Живой клоун-лягушка

Это забавное непонятное животное (скорее всего, все-таки рыба) длиной около 15 сантиметров было обнаружено несколько лет назад у острова Бали в Индонезии. Ученые приписали ее к семейству клоуновых, назвали рыбой-лягушкой и предположили, что она является ближайшей «родственницей» морского черта.

А к какому еще виду можно отнести животное, обладающее дряблой, обвислой, покрытой слизью кожей, исчерченной вкривь и вкось белыми, коричневыми и желтыми полосами, очень хорошо, кстати говоря, помогающими рыбе (опять же, если это рыба) маскироваться в кораллах.

Кстати, она так великолепно в них прячется, что исследователи наткнулись на нее совершенно случайно. К отличительным особенностям маленького чудища еще можно добавить полное отсутствие у него чешуи, крошечные глазки, расположенные спереди, как у человека, и неимоверно большую пасть – рыбе-лягушке достаточно лишь разинуть ее, чтобы все потенциальные враги в панике обратились в бегство.

Летит рыба

Летучие рыбы издавна знакомы морякам. Подобно толпе фоторепортеров, сопровождающих важное лицо, стаи этих рыб крутятся вокруг пересекающих океан кораблей.

Правда, сами корабли летучим рыбам совершенно неинтересны, хотя их иногда и заносит, совершенно случайно, на корму какого-нибудь сейнера. На самом деле вылетая из воды в воздух, рыбы таким способом пытаются спастись от преследующего их хищника.

Полет, а точнее – парение, осуществляется очень просто. Еще будучи под водой рыба набирает скорость, двигаясь параллельно водной поверхности и во время движения прижимая свои плавники-крылья к телу. Крылья начинают раскрываться в тот момент, когда хвост находится в воде, и это дает рыбе дополнительный толчок. Затем хвост летающей рыбы отрывается от воды, и начинается полет. Скорость движения летающих рыб во время полета составляет приблизительно 16 километров в час.

Иногда рыбы совершают не одиночные, а серийные прыжки, во время которых хвост погружается в воду несколько раз. Крупные, сильные представители летающих рыб в состоянии за одно парение преодолевать огромные расстояния, достигающие 180 метров. Иногда серии прыжков могут затягиваться почти на минуту. За такое время рыбам удается перелететь на расстояние до полукилометра.

Летающая рыба относится к деликатесам, потому что имеет очень приятный вкус. Мясо летучей рыбы и ее икру высоко ценят японские гурманы. А потому данные виды рыб отлавливаются человеком в больших количествах, и теперь многие виды летучих рыб находятся на грани исчезновения. Здесь еще стоит добавить, что искусственно разводить этих рыб очень тяжело, а некоторые виды и вовсе невозможно, так как они попросту погибают в неволе.

Евразия - самый большой материк на Земле. Площадь - 53,893 млн км², что составляет 36 % площади суши. Население - около 5 млрд, что составляет около ¾ населения всей планеты. Евразия - самый большой материк на Земле, и единственный, омываемый четырьмя океанами: на юге - Индийским, на севере - Северным Ледовитым, на западе - Атлантическим, на востоке - Тихим.

2. Самый соленый океан

Атлантический океан, соленость – 35,4%. В Атлантике самая соленая вода в тропических широтах, связано это с наименьшим выпадением осадков и активным испарением воды. Северная Атлантика имеет процент солености воды 37,9, в районе Саргассова моря, за счет отсутствия стоков пресной воды и значительной площади испарения.

3.Самый большой и глубокий океан.

Тихий океан - самый большой океан на нашей планете. Вместе со всеми морями его площадь превышает 178 млн. квадратных километров! ... Этот океан держит первенство по самому известному глубоководному месту на планете - знаменитой Марианской впадине.

4. На этом материке расположена пустыня Сахара

Африка - второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

5. Сколько всего материков

Материком называют обширное пространство суши, омываемое морями и океанами. Шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка

6. Этот материк пересекают все меридианы.

Антарктида - самый холодный и самый высокий материк Земли (если за его поверхность принять поверхность ледника, достигающего толщины 4 км). Его территория (за исключением полуострова Антарктический) находится в пределах Южного полярного круга.

7. Часть света, объединяющая два материка

Америка: Северная Америка и Южная Америка

8. Самый маленький и сухой материк

Австралия Площадь Австралии - 8 млн. км2. Австралия - самый засушливый материк планеты. Лишь 1/3 часть ее территории получает достаточное или избыточное увлажнение. В целом над континентом выпадает в пять раз меньше осадков, чем над Африкой.

Азия - самая обширная (43,4 млн. км2 - 30% всей суши) и самая многонаселенная (свыше 3,5 млрд. населения Земли) часть света.

10. Самый молодой и самый теплый среди мировых океанов

Индийский - третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности. В экваториальной зоне Индийского океана круглый год температура поверхностных вод около 28 °C

фон для презентации


1. Огромный участок суши, окружённый со всех сторон водой.

2. Вкус океанической воды.

3. Самый большой остров на Земле.

4. Самый большой океан Земли.

5. Участки материков или островов, далеко вдающиеся в океан.

6. Группа островов, лежащих недалеко друг от друга.

7. Что происходит с океанической водой при температуре минус 2 градуса?

8. Окраинное море.

9. Океан - основная часть гидросферы

10. Солёность выражается.

Кроссворд «Австралия: географическое положение» 7 класс
1. Мыс, крайняя северная точка Австралии.

2. Риф, расположенный вдоль восточных берегов Австралии.

3. Имя путешественника и исследователя, деятельность которого связана с Австралией.

4. Мыс, на востоке являющийся крайней точкой материка.

5. Залив, расположенный около южной окраины материка.

6. Хребет, расположенный на крайнем востоке материка и его высота не превышает 3000 метров над уровнем моря.

7. Платформа лежащая в основании материка.

8. Он открыл и исследовал восточное побережье Австралии.


Кроссворд «Общая физическая география №1» 8 класс

1. Вид растений характерный для степи.

2. Каменноугольный бассейн, крупнейший в России по своим запасам.

3. Большая часть земельного фонда России.

4. Река, целиком, расположенная в пределах России.

5. Растворение горных пород текущей водой.

6. Самый большой полуостров России.

7. Южный город России.

8. Животное, промышляющее в зоне арктической пустыни.

9. Полезное ископаемое, используемое учителем.

10. Плодородные почвы России.

11. Соединённые сталактит и сталагмит.

12. Незамерзающее море, омывающее берега России.

Кроссворд «Общая экономическая география России» 9 класс


1. Город, где производят атомные подводные ложки.

2. Злак, из зёрен которого изготавливают пшено.

3. Металл, добываемый при разработке касситеритовых россыпей.

4. Ткань, животного происхождения.

5. Всякий хлеб в зерне.

6. Страна, главный торговый партнёр России.

7. Лёгкая древесная порода.

8. Город, родина производства автомата Калашникова.

9. Город, в котором находится крупнейший в России металлургический комбинат.

10. Тяжёлая древесная порода.

11. Сплав алюминия с цинком.

12. Сырьё для производства гидролизного спирта.

13. Самый протяжённый речной порт в России.

14. Важнейшее условие, для размещения предприятий химической промышленности.

15. Субъект Федерации с урановым рудником

Кроссворд «Общая физическая география №2»
1. Размыв горных пород текущей водой.

2. Дерево, дающее дёготь, дрова, деревянные изделия, банные веники и другое.

3. Природная зона, где встречаются грибы, ягоды, мёд.

4. Вода, полезное ископаемое, которую можно приобрести в продуктовых магазинах.

5. Самый большой остров России.

6. Северный город России.

7. Структура почвы, считающаяся наилучшей.

8. Грязекаменный поток в горах.

9. Процесс механического выноса частиц горных пород грунтовыми водами.

10. Горы России, имеющие субширотное простирание.

11. Ландшафт.

10 -11 класс Задания к кроссворду:


По горизонтали:
1. Лазурный берег.

2. Страна – экспортер бананов.

3. Столица страны злотых.

4. «Ароматная бухта» Поднебесной.

5. Горная система страны гурманов и страны корриды.

6. Город политических каторжан на реке Лена.

7. Город воды страны восходящего солнца.

8. «Второй Багдад» арабского мира.

9. Город музеев И.С. Баха, Р.Вагнера, М. Лютера.

10. Страна кедра.

11. Столицы страны утренней свежести(ее северной части).

12. Высочайшая горная система земного шара.

13. Исторический город князей Острожских.

14. Карликовая страна западной Европы.


По вертикали:
1. Страна влажных вечнозеленых лесов.

2. Река, разоряющая сибирское море.

3. Центр мятежей во время Французской революции.

4. Место замка Золушки «Диснейуорлд».

5. Макушка Земли.

6. Транспортный узел штата Нью-Йорк.

7. Полуостров страны музеев под открытым небом.

8. Летняя столица страны березового ситца.

9. Остров свободы.

10.Место проведения Крымской конференции.

11. Столица страны бегунов черного континента.

12. Глава таких государств, как: туманного Альбиона, страны викингов и фьордов.

13.Страна кленового листа.

14. Колония (в прошлом) родины футбола.

15. Остров – родина регги.

Ответы:
По горизонтали:


1. Лазурный берег.(Ривьера)

2. Страна – экспортер бананов. (Эквадор)

3. Столица страны злотых. (Варшава)

4. «Ароматная бухта» Поднебесной. (Гонконг)

5. Горная система страны гурманов и страны корриды. (Пиренеи)

6. Город политических каторжан на реке Лена. (Ленск)

7. Город воды страны восходящего солнца. (Осака)

8. «Второй Багдад» арабского мира. (Кордова)

9. Город музеев И.С. Баха, Р.Вагнера, М. Лютера. (Эйзенах)

10. Страна кедра. (Ливан)

11. Столицы страны утренней свежести (ее северной части). (Пхеньян)

12. Высочайшая горная система земного шара. (Гималаи)

13. Исторический город князей Острожских. (Дубно)

14. Карликовая страна западной Европы. (Андорра)

По вертикали:

1. Страна влажных вечнозеленых лесов. (Руанда)

2. Река, разоряющая сибирское море. (Ангара)

3. Центр мятежей во время Французской революции. (Вандея)

4. Место замка Золушки «Диснейуорлд». (Орландо)

5. Макушка Земли. (Арктика)

6. Транспортный узел штата Нью-Йорк. (Скенектади)

7. Полуостров страны музеев под открытым небом. (Пелопоннес)

8. Летняя столица страны березового ситца. (Сочи)

9. Остров свободы. (Куба)

10.Место проведения Крымской конференции. (Ливадия)

11. Столица страны бегунов черного континента. (Найроби)

12. Глава таких государств: туманноый Альбион, страна викингов и фьордов. (монарх)

13.Страна кленового листа. (Канада)

14. Колония (в прошлом) родины футбола. (Мьянма)

УРОК

ЕСТЕССТВОЗНАНИЯ

В 4 «Д» КЛАССЕ

ТЕМА : « ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»

ТИП: Урок - открытие новых знаний

Учитель:

2010-2011 учебный год

ТЕМА: ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ.

ЦЕЛЬ: Познакомить ребят с обитателями морей и океанов;

развивать интерес к изучению подводного мира;

расширить кругозор; развивать эстетический вкус ребёнка,

способность к конструктивному мышлению

с опорой на эмоциональную сферу;

работать над развитием речи;

дать разъяснения некоторым экологическим понятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон ,

рисунки обитателей морей и океанов,

кроссворд.

ПЛАН УРОКА:

I .Вступительная беседа.

Мировой океан – это место, где много миллионов лет назад зародилась жизнь. Безграничные просторы Мирового океана от поверхности до самого дна глубоководных впадин населены разнообразными организмами. Среди них есть карлики – одноклеточные водоросли и простейшие, тысячи которых легко помещаются в капле воды, и гиганты-киты, достигающие в длину 30 метров.

Одни животные парят в толще воды, отдаваясь на волю океанским течениям, другие – активно противостоят им, совершая миграции в сотни тысяч километров.

Каждый организм, обитающий в толще воды, обладает уникальными способностями, позволяющими ему успешно существовать в «мире без границ».

Не каждому человеку выпадает счастье посетить океанские глубины и увидеть этот прекрасный мир своими глазами. Но мы с вами можем хотя бы представить себе, сколько удивительных, загадочных, а порой и драматических событий происходит в море и океанах. Отправимся же и мы в наше путешествие по океанским просторам.

Ребята, будьте внимательны: потому, что в конце урока вам нужно разгадать кроссворд, который очень тесно связан с темой нашего урока: «Обитатели морей и океанов».

II .Ход урока.

1. Какое животное является самым большим из всех когда-либо обитавшим на Земле? (Голубой кит.). Существует две основные группы китов. Голубые киты принадлежат к усатым китам. Другая группа – это зубатые киты.

- Властелины морей – так ещё называют усатых китов. О синем ките расскажет Алексеева Яна.

2. Что такое планктон, которым питается этот гигант?

(Крошечные растения и животные, плавающие в верхних слоях океана, называются планктоном. Растения образуют фитопланктон, а животные – зоопланктон. Фитопланктон является основой жизни в океане.)

- Ребята, почему я назвала кита животным?

(Ластоногие, киты и дельфины – вот и все морские млекопитающие.

Как и все млекопитающие на суше, они - теплокровные, имеют позвоночник и дышат воздухом, они живородящие, заботятся о своих детёнышах.)

Трудно поверить, что такие огромные животные, как киты могут выпрыгивать из воды. Но вот кит-горбач, разогнавшись под водой, целиком вылетает в воздух и, описав пологую дугу или даже сальто, с оглушительным шумом плюхается в воду.

А вот голубой кит «поёт» своим сородичам, когда:

а) купается,

б) чувствует себя счастливым,

в) (учёные читают) хочет сообщить им, где находится.

Зубатые интеллектуалы.

Зубатые киты с давних времён привлекают внимание человека своими уникальными способностями. Им нет равных в скорости плавания, глубине ныряния, высоте прыжков, умении ориентироваться под водой. Высокое умственное развитие китов поражает воображение. По способности к обучению они превосходят человекообразных обезьян. У них существует свой собственный язык, на котором они общаются между собой. Жизнь в стае привела к возникновению сложных форм поведения, проявляющихся во взаимовыручке, заботе о детёнышах, коллективной охоте.

К зубатым китам относятся: кашалоты, афалины (дельфины), гринда, касатка, нарвал, белуха.

О кашалотах и дельфинах расскажет Васильева Даша .

- Назовите самую большую рыбу на Земле. (Китовая акула.)

Огромная, но не опасная.

О китовой акуле расскажет Жиленко Славик.

В настоящее время в морях и океанах обитает около 21 000 различных видов рыб.

Чтобы уберечься от хищников и прокормить себя многие из них приобрели всевозможные защитные приспособления.

Некоторые раздуваются как шар, покрыты колючками. Такие, как рыба-шар, рыба-дикобраз.

Ломкая звезда, подвергшись нападению хищника, сразу же избавляется от одного из своих лучей. А потом этот луч восстановит.

Плоская, как блин, рыба камбала живёт всегда на дне моря. Лежит и вверх поглядывает – не плывет ли к ней добыча. Чтобы быть незаметной, камбала изменяет свой цвет: на желтом песке она становится желтой, на пестрых камнях и она пёстрая. Однажды положили на дно аквариума шахматную доску и придавили камнями, чтобы не всплыла. И что вы думаете? Как только камбала очутилась на доске, она сама стала клетчатой.

Морской конёк тоже меняет свою масть: сядет на бурую водоросль – сам станет бурым.

Возле акулы вьются рыбы-прилипалы. Сами они пловцы никудышные, поэтому предпочитают, чтобы их кто-нибудь возил. У них на голове есть присоска. Присосётся прилипала к большой акуле и путешествует вместе с ней. Акула обедает – и прилипале что-нибудь перепадёт.

- А кто из морских существ брызгает в нападающего врага чёрной жидкостью? (Кальмар имеет чёрную жидкость, которой он брызгает в нападающего. Чернила приводят врага во временное замешательство, кальмар в это время ускользает.)

-Что напоминает вам конёк-тряпичник?

Большой морской конёк-тряпичник больше походит на водяное растение, чем на рыбу. Его плавник и различные части тела и в самом деле напоминают ветки с густой листвой. Таким образом, он становится практически невидимым, когда замирает среди водорослей.

- Какая ещё рыбка так маскируется вы сейчас увидите.

- В каком море можно встретить саргасовы растения? (Саргасовом)

- Группа птиц называется стаей. А как называется группа рыб? (Косяк.)

Почему рыбы плавают косяками прочитает Фарагина Юля.

- Какие рыбы спасаются от врагов летая?

Умеют ли кальмары летать? Об этом нам расскажет Юля Стрельчук.

В глубинах океана очень холодно, а ниже 600 метров от уровня моря царит вечный мрак. Живые существа, обитающие в области полумрака и в морских глубинах, по-разному приспособились к жизни в столь трудных условиях.

Сейчас мы с вами окажемся в тёмных глубинах океана. Вы увидите как некоторые живые существа приспособились к жизни в темноте.

- Что необычного вы увидели?

Некоторые существа, живущие в темных глубинах, вырабатывают свой собственный свет – биолюминесценцию. Этот свет помогает им видеть дорогу, заманивать добычу и находить друг друга в темноте.

- Оля Верёвка расскажет о некоторых глубоководных рыбах.

Сейчас мы с вами прочитаем статью «Жизнь на дне», стр.164 и узнаем три главных источника, которые наполняют желудки этих странных существ.

- Назовите три источника питания.

Море, как и суша, очень страдает от загрязнения. Многие годы его использовали как свалку для разнообразных отходов. Все они могут причинить вред существам, живущим в море.

- Какие основные причины загрязнения морей? Стр. 28.

Сейчас вы увидите, к чему приводит людская беспечность. Будете смотреть, подумайте, чем вы можете помочь?

Некоторые морские животные уже вымерли. Очень многим угрожает то же самое. Стр.29.

Кто внимательно слушал на уроке, легко сможет справиться с небольшим кроссвордом.

1. Самое большое животное?

2. Чем питается этот гигант?

4. Как называется группа рыб?

5. Какая рыба путешествует с акулой?

6. Какая рыба может менять свою окраску?

III . Итог.

Сегодня на уроке мы немножко приоткрыли тайны, которые таит в себе Мировой океан. Но их у него ещё очень много. Чтобы узнать, как можно больше, читайте книги.

Домашнее задание: пересказ статьи «Жизнь на дне», стр. 164-166. Подготовить дополнительный рассказ об одном из морских существ.



Читайте также: